Приписанные (предписанные) статусы. Классификация статусов - иерархическая система статусов

К р о м е р а с с м о т р е н н ы х видов с т а т у с а с у щ е с т в у ю т и д р у г и е. Приписываемый статус (е г о е щ е называют

а с к р и п т и в н ы м) - это статус, в к о т о р о мч е л о в е к р о ж д е н или который н а з н а ч а е т с я ему п о п р о ш е с т в и и в р е м е н и.П р и п и с ы в а е м ы й статус не с о в п а д а е т с п р и р о ж д е н н ы м. П р и р о ж д е н н ы м ив с т р о г о м смысле с ч и т а ю т с я только т р и социальных с т а т у с а: пол, национальность,раса.

«Негр» - п р и р о ж д е н н ы й статус, х а р а к т е р и з у ю щ и й расу.

«Мужчина» - п р и р о ж д е н н ы й статус, о п и с ы в а ю щ и й пол.

«Русский» - п р и р о ж д е н н ы й статус, п о к а з ы в а ю щ и й н а ц и о н а л ь ность.

Т а к и м о б р а з о м, р а с а, пол и н а ц и о н а л ь н о с т ь з а д а н ы б и о л о г и ч е с к и, ч е л о в е к н а с л е д у е т их п о м и м о

с в о е й воли и с о з н а н и я. В п о с л е д н е е в р е м я у ч е н ы е н а ч а л и с о м н е в а т ь с я в т о м, с у щ е с т в у е т ли в о о б щ е

п р и р о ж д е н н ы й статус, е с л и пол, р а с у и н а ц и о н а л ь н о с т ь в отдельных случаях л ю д и изменяют. К о г д а р о д и т е л и - л и ц а р а з н о й национальности, т р у д н о о п р е д е л и т ь, к а к о й н а ц и о н а л ь н о с т и д о л ж н ы быть д е т и. Н е р е д к о о н и с а м и выбирают, что з а п и с ы в а т ь в п а с п о р т е. П е р е с е л и в ш и с ь н а в с е г д а в д р у г у ю с т р а н у, особенно в молодом или детском возрасте, р у с с к и е э м и г р а н т ы н е р е д к о з а б ы в а л и с т а р ы е обычаи и в к о р н е меняли н а ц и о н а л ь н ы е привычки, язык, стиль п о в е д е н и я. О н и у ж е мало ч е м отличались о т к о р е н н ы х ж и т е л е й э т о й страны. Б и о л о г и ч е с к а я н а ц и о н а л ь н о с т ь вытеснялась с о ц и а л ь н о п р и о б р е т е н н о й. В о з р а с т - б и о л о г и ч е с к и о п р е д е л я е м а я ч е р т а, но он не я в л я е т с я п р и р о ж д е н н ы м статусом. В т е ч е н и е ж и з н и ч е л о в е к п е р е х о д и т из о д н о го возраста в другой. Каждой в о з р а с т н о й категории общество приписывает о п р е д е л е н н ы е п р а в а и обязанности, каких нет у других категорий.

От к о н к р е т н о й в о з р а с т н о й к а т е г о р и и л ю д и ж д у т в п о л н е о п р е д е л е н н о г о поведения: от молодых, например, о ж и д а ю т у в а ж е н и я к с т а р ш и м, от взрослых - з а б о т ы о детях и стариках. П о с л е н а с т у п л е н и я о п р е д е л е н н о г о

в о з р а с т а сын к о р о л я н а с л е д у е т от о т ц а к о р о н у. К о р о л ь - п р и п и с ы в а е м ы й статус. П р и о б р е с т и е г о м о ж е т


т о л ь к о тот, кто р о д и л с я в к о р о л е в с к о й семье. Если учитывать к р о в н о р о д с т в е н н ую связь, т о приписываемый статус м о ж н о назвать т а к ж е п р и р о ж денным, б и о л о г и ч е с к и м. В э т о м смысле д в о р я н с к и е титулы князя, графа, барона, передаваемые от о т ц а к сыну, т о ж е являются п р и р о ж д е н н ы м и.

О д н а к о к о р о л ь за о п р е д е л е н н ы е п р о в и н н о с т и мог лишить ч е л о в е к а дворянского титула. Стало быть, правильнее говорить о п р и п и с ы в а е м о м (присваиваемом) , а не о п р и р о ж д е н н о м статусе. С и с т е м а р о д с т в а о б л а д а е т ц е л ы м

набором п р и п и с ы в а е м ы х статусов. Только часть из них является п р и р о ж д е н н ы м и с т а т у с а м и. К ним относятся статусы «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «тетя», «бабушка», «дедушка», «кузен» и н е к о т о р ы е другие, в ы р а ж а ю щ и е

к р о в н о е р о д с т в о (попытайтесь з а в е р ш и т ь с п и с о к) . К р о м е них с у щ е с т в у ю т н е к р о в н ы е р о д с т в е н н и к и. Их еще называют «р о д с т в е н н и к а м и в законе» . Ж е н и в ш и с ь, м у ж ч и н а получает в р о д с т в е н н и к и всю кровную р о д н ю жены.

У н е г о появляется «мать в з а к о н е» (теща) , «о т ец в з а к о н е» (тесть) и т. д. Стать «р о д с т в е н н и к о м в з а к о н е» можно только ч е р е з б р а к. П р и о б р е с т и статус к р о в н о г о р о д с т в е н н и к а м о ж н о т а к ж е и через закон, на пример через усыновление. Статусы п а д ч е р и ц ы и пасынка, хотя их называют д о ч е р ь ю и сыном, статусы к р е с т н о г о о т ц а и к р е с т н о й матери нельзя считать п р и р о ж денными. Д а ж е приписываемыми их с л е д у е т называть л и ш ь в т о й мере, в к а к о й человек, п о л у ч а ю щ и й подобный статус, не волен выбирать его. И н а ч е говоря, е с л и у с ы н о в л е н и е п р о и с х о д и л о б е з с о г л а с и я р е б е н к а.

Следовательно, приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. В строгом смысле прирожденным является б и о л о г и ч е с к и у н а с л е д о в а н н ы й статус, а приписываемым является социально п р и о б р е т а е м ы й, но одинаковый по н а з в а н и ю с п р и р о ж д е н н ы м статус. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом.

Для того чтобы не возникало л и ш н е й путаницы, с о ц и о л о г и д о г о в о р и л и с ь называть тот и другой типы статуса одинаково - приписываемый статус.

Т а к и м о б р а з о м, приписываемым, или аскриптивным, является т а к о е п о л о ж е н и е в о б щ е с т в е, н а д к о т о р ы м индивид не имеет к о н т р о л я и (или) к о т о р о е о н з а н и м а е т н е з а в и с и м о о т своих воли, ж е л а н и я, усилий.

Вопросы и задания

1. Что такое приписываемый статус? Приведите примеры.

2. Какие три социальных статуса считаются прирожденными? Почему?

3. В чем разница между ними?

4. Определите, относятся ли к приписываемым следующие статусы: «император», «глава католической церкви», «сенатор», «президент», «свекор», «муж», «украинец», «принц», «герцог», «боярин», «опричник», «вельможа».

Достигаемый статус

С у щ е с т в е н н о о т л и ч а е т с я от п р и п и с ы в а е м о г о с т а т у с а д о с т и г а е м ы й. Достигаемым называется статус, который человек получает б л а г о д а р я с о б с т в е н н ы м усилиям, ж е л а н и ю, с в о б о д н о м у выбору л и б о п р и о б р е т а е т

б л а г о д а р я у д а ч е и везению. Если приписываемый с т а т у с н е п о д к о н т р о л е н и н д и в и д у, т о д о с т и г а е м ы й находится п о д к о н т р о л е м. Д о с т и г а е м ы м считается всякий статус, который н е н а з н а ч а е т с я ч е л о в е к у а в т о м а т и ч е с к и самим ф а к т о м р о ж д е н и я. П р о ф е с с и ю водителя или и н ж е н е р а ч е л о в е к п р и о б р е т а е т (достигает) благодаря собственным с т а р а н и я м, п о д г о т о в к е и с в о б о д н о м у выбору. Статус «чемпион мира», «доктор наук» или «рок-звезда» он приобретает так же б л а г о д а р я с о б с т в е н н ы м усилиям, о г р о м н о м у т р у д у. С меньшим трудом д а ю т с я т а к и е статусы, к а к «школьник», «покупатель» и т. п.

Д о с т и г а е м ы й с т а т у с т р е б у е т п р и н я т и я с а м о с т о я т е л ь н о г о р е ш е н и я и самостоятельных д е й с т в и й. Статус «муж» является д о с т и г а е м ы м: чтобы его получить, мужчина п р и н и м а е т решение, н а н о с и т визит р о д и т е л я м невесты,

д е л а е т о ф и ц и а л ь н о е п р е д л о ж е н и е и с о в е р ш а е т м а с с у д р у г и х д е й с т в и й. К д о с т и г а е м о м у статусу относятся позиции, к о т о р ы е л ю д и занимают б л а г о д а р я с в о и м с т а р а н и я м или з а с л у г а м. «Аспирант» - статус, которого в ы п у с к н и к и вуза д о б и в а ю т с я, к о н к у р и р у я с д р у г и м и и проявляя выдающиеся у с п е х и в учебе. Статусы «почетный горожанин» , «почетный г р а ж д а н и н» или «почетный доктор» з а р у б е ж н о г о у н и в е р с и т е т а м о ж н о получить б л а г о д а р я прошлым д о с т и ж е н и я м, и н о г д а с п е ц и а л ь н о н е д о б и ваясь э т о г о звания.

Чем д и н а м и ч н е е о б щ е с т в о, тем б о л ь ш е в е г о с о ц и а л ь н о й с т р у к т у р е ячеек, р а с с ч и т а н н ы х на достигаемые статусы. Чем б о л ь ш е в о б щ е с т в е д о с т и г а е м ы х статусов, тем оно д е м о к р а т и ч н е е. П р о в е д я с р а в н и т е л ь н о -исторический анализ, ученые установили: р а н ь ш е в е в р о п е й с к о м о б щ е с т в е было б о л ь ш е приписываемых, а с е й ч а с больше д о с т и г а е м ы х статусов.

Вопросы и задания

1. Что такое достигаемый статус?

2. Каким образом человек его достигает? Приведите примеры.

3. Чего требует достигаемый статус от человека?

4. Проанализируйте закономерности развития общества в связи с формированием достигаемых статусов.

5. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми?

А у ваших родителей, родственников и друзей? (Проверка задания и подведение итогов работы групп.)

Большую роль в формировании социального статуса играют два понятия.

Престиж - (влияние, уважение) - это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

Как вы думаете, действительно ли эти два показателя играют важную роль в формирование статуса личности?

Предположите то условие, при котором происходит лучшая реализация личности.

В эту группу входят пол, национальность, раса. Цвет кожи «предписан» природой. Его невозможно поменять, если не произвести специальной и очень дорогостоящей хирургической операции. Точно также обстоит дело с полом. Его предопределила нам природа. Но статус короля – не природная, а социальная предзаданность. Его предписало нам общество. Статус короля передается по наследству, а наследование – один из важных социально-политических институтов общества.

Цвет кожи не имел бы никакого значения, если бы люди не наделяли его социальной атрибутикой. Какая разница, белый ты или черный, для людей важнее личные качества и достоинства человека. Тем не менее биологические атрибуты с древнейших времен человек умудрился превратить в признаки или даже основание для социального неравенства. Еще в эпоху вождеств главой племени выбирали исключительно человека, обладающего гладкой и здоровой кожей. Конечно, помимо прочих необходимых качеств: мудрости, ораторского искусства, бесстрашия.

Негр – биологически прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе – разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, негр – представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры основное населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры – меньшая часть населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Процесс приписывания неравенства разным статусам когда-то начался и продолжается по сию пору. В этом смысле это незавершенный процесс. Бомж – признак социального аутсайдера. Ранг данного статуса очень низкий. Хотя быть человеком без определенного места жительства в ряде случаев не зазорно. Большую часть истории человечество не имело паспортов, которые юридически прикрепляют вас к одному единственному месту в социальном пространстве. Можно назвать множество социальных групп, например бродячие музыканты или цыгане, которые по старым советским меркам подпадают под категорию бомжей.

Таким образом, приписывание является:

1. Универсальной чертой, свойственной всем культурам и эпохам.

2. Специфическим свойством, различающимся в разных культурах и в разных исторических эпохах.

3. Чисто социальной характеристикой, не встречающейся в природе.

4. Неоконченным социокультурным и историческим процессом.

Приписываемым называется статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Биологическое наследование – раса, национальность. Общество позволяет наследовать титулы (дворянский титул). Негр – биологический статус. Социальным статусом делает его положение данного статуса в обществе (отношение как к людям второго сорта в Бразилии). Таким образом, на биологическую сущность накладываются социальные характеристики. Свойство приписывать, то есть придавать то или иное социокультурное значение, присуще только человеческому обществу. Все природные явления, попадая в общественный оборот проходят процедуру приписывания, то есть наделения их новым качеством, которого у них раньше не было.

Например, рабочие в XVIII веке – неудачники (нищие, бомжи, бродяги, социальные аутсайдеры). В советское время рабочие – основная категория населения, статус поднялся, у них появилась своя партия, которая не только выражает их идеи, но и диктует свои взгляды всему населению в области искусства, образования; их взгляды – господствующая идеология в обществе. Для того чтобы получить статус рабочего, стало необходимо учиться.

Два биологически равных пола – мужчина и женщина, попав в социальную среду, наделяются разными значениями, то есть им приписываются разные социальные качества. В результате биологический пол превращается в социальный род – гендер. Общество перечеркнуло то, что предписала ему природа, и создало новую структуру отношений двух полов, превратив их в социальные характеристики, социальные статусы. Феминизм выступает за перераспределение ролей между мужчиной и женщиной. Суть этого движения – уравнивание прав двух полов и устранение социальной дискриминации, но вовсе не в господстве одного из полов над другим. Феминизм не выступает за то, чтобы женщина встала во главе всей социальной пирамиды.

К приписываемым статусам относится и статус первенца.

Культ первенца

В патриархальном обществе культ первенца господствует в семейных отношениях над всем: «первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества». Как правило, именно ему часто достается все: «да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей». Даже Израиль выделяется из прочих народов именно по тому же основанию: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой». За перворожденным закрепляется право на двойную часть наследства, даже если он сын нелюбимой жены.

Поэтому не случайно одна из самых страшных кар, которая обрушивается на Египет, отказывающийся отпустить богоизбранный народ Израиля, - это смерть всех перворожденных.

«Казни египетские»

Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более...

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что братья (в особенности сводные) далеко не всегда питают теплые чувства к первенцу.

Интересную мысль о восточном варианте старшинства высказывает А.И. Кравченко.

Восток. Кланы

На Западе семьи не представляют разветвленные родственные системы по 200, по 300 человек. Только на Востоке применимо такое понятие как родственный клан, система родственников. И возглавляет эту систему глава, хозяин, старейшина. Он когда-то был старшим сыном, и на него замыкаются все связи: экономические, хозяйственные, политические. Он женит, разводит, он решает все проблемы, он изгоняет из своего клана. Он решает все проблемы, передает перед смертью свои права старшему сыну. У него может быть 10 жен, но только старший сын от одной жены получает эти права.

Так вот, когда новый родственник встает на пост «старшего сына», приобретает статус, он не очень-то радуется. Казалось бы, радуйся, ты же теперь верховный правитель своего маленького государства. Но с правами приходит масса обязанностей. Например, надо трудоустроить всю родню. А что делают у нас в Закавказье и Средней Азии? Как только один пробрался на какую-то хорошую должность, он сразу всех тянет. Так он обязан заботиться обо всех. А если он о ком-то не позаботился, ему говорят: «Слушай, а какой же ты старший сын? Ты же теперь глава рода, ты должен выполнять эту функцию». Он всю свою жизнь должен посвятить увязке взаимоотношений внутри этого рода: и политических, и экономических, и юридических, и социальных, и семейных, и каких угодно. И вот он как правитель, весь день у него расписан: кто когда к нему приходит, какие вопросы решать. Вот что такое статус «старшего сына».

Впрочем, нельзя думать, что такой порядок наследования не имеет положительных черт. Мы помним, что древнее право закрепляется в системе майората. Эта система позволяет:

– во-первых, сохранить упорядоченную систему иерархических отношений, сложившихся в обществе, ведь если каждый из сыновей будет наследовать титул, то очень скоро все станут герцогами и князьями, что, разумеется, не пойдет на пользу обществу;

– во-вторых, не дробить на части крупные имения, что благотворно для экономики. Кроме того, младшие братья, как уже говорилось раньше, при обзоре исторических типов личности, вынуждены идти на службу. Это влечет за собой появление целого класса профессиональных военных, юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д. и т.п. Ясно, что все это открывает новые возможности в развитии общества.

– наконец, в-третьих, как мы уже видели, эта система позволяет породить великую культуру, сформировать особый тип личности, который задает тон в формировании человека и по сию пору.

Итак, приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. Таким образом, негр – не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т.д. Они прирожденные потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Статус верховного правителя, то есть титул короля, переходил к сыну по праву его рождения, подобно тому, как наследовался статус вождя в вождествах. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов.

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества, закрепиться в его нормах. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща – это «мать-в-законе», тесть – «отец-в-законе». В английском языке они так и называются. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

Достигаемый статус

Если приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля, то достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии и множество других.

Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты. Приобретенными являются статус профессора, артиста, художника. Добиться его можно только личным трудом, обретением специальных знаний, часто необходимо обладание личной харизмой. Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Более развитые и более сложные общества предоставляют индивиду большую свободу выбора. В таком обществе, в частности, возрастает число приобретенных статусов. В современном мире мы можем выбирать, вступать ли нам в брак и иметь ли детей, то есть даже такие статусы как супруг и родитель по сути являются приобретенными. Люди в традиционном обществе обладают меньшей свободой выбора в том, что касается брака и продолжения рода.

Иногда довольно сложно провести границу между приписываемым и достигаемым статусами. Например, хотя мы сами выбираем колледж (из числа тех, куда подавали документы и куда были приняты) или место работы (куда обращались и где его получили), но на наш успех во многом влияет наша семейная принадлежность и социальное происхождение. И даже несмотря на то, что в американской культуре высоко ценятся личные достижения человека, самостоятельно пробивающего себе дорогу в жизни («self-made man»), рассчитывать на успех больше приходится представителю среднего или высшего класса, нежели выходцу из низов. Статусы мужа, жены, крестного отца и матери – достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Впрочем, иногда мужем становятся и поневоле.

Раньше некоторые должности могли занимать только мужчины, например, полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский – только мужская должность.

Заметим. В современном обществе, в отличие от предшествующих формаций, значительно меньшую роль играют предписанные статусы и большую – достигаемые. Это связано с тем, что возможности социальной мобильности сегодня гораздо шире, чем в прошлом. Поэтому происхождение человека уже не в состоянии предопределить всю его жизнь, многое в ней зависит от личных качеств индивида.

Смешанный статус

Иногда очень трудно определить, к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная пере стройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с судьбой.

Статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса, считается смешанным.

К смешанным статусам относятся такие позиции, которые не могут быть однозначно отнесены ни к достигаемым, ни к предписанным, ибо содержат в себе и то и другое.

1. Достигаемый по желанию человека и становящийся пожизненным: Герой Советского Союза, Кавалер ордена Почетного легиона, академик, король, рыцарь Британской империи, Олимпийский чемпион и т. д.

2. Достигаемый вопреки желанию, но в то же время обладающий чертами предписанного, поскольку статусные права и обязанности их обладатель не в силах изменить. Примеры: осужденный, инвалид, безработный, «муж поневоле».

3. Достигаемый стечением независящих обстоятельств, и вместе с тем обладающий чертами предписанного: сын олигарха, который наследует богатство отца; сын или дочь известного артиста, «кинозвезды» наследующие его профессию;

Критерием смешанного статуса может также служить:

– невозможность по своему желанию изменить предписанные достигнутому статусу права и обязанности или отказаться от них: монах, осужденный, инвалид...

– невозможность лишить пожизненного обладателя статуса соответствующих прав и привилегий (лишение званий, орденов и т.д.), если их обладатель не нарушает законов или статусных обязанностей.

Правда, история показывает, что политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьского переворота 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина. В начале 90-х годов на предприятиях и в учреждениях ликвидированы парткомы и тысячи людей вышли из состава коммунистической партии.

Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал на хлеб, то теперь целиком стал зависеть от помощи государства. О каком статусе здесь идет речь? Достигаемым назвать его затруднительно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом по рождению. Он стал инвалидом в результате стечения обстоятельств, которые находились вне его контроля.

Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает служить в качестве достигаемого статуса.

Cтраница 1


Предписанный статус навязан социумом и не зависит от усилий и заслуг личности. Он может быть обусловлен местом рождения, происхождением и другими обстоятельствами. Приобретенный, или достигнутый статус зависит от усилий самого человека.  

Чем предписанный статус отличается от достигаемого. Как проявляется статусная мотивация в поведении школьника.  

Пол и возраст - это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей.  

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в организации, где люди стремятся быть первыми среди равных. В то же время в обществах с достигаемыми в основном статусами конкуренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни. Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции.  

Бло и Данкен напоминают два важных аспекта идеологии, связанных с американской мечтой - стремление к более высокому статусу и вера в возможность его достижения. При рассмотрении в атом контексте ясно видно, что предписанный статус априори исключает определенные категории населения из сферы американской мечты. Исторически это обусловлено как систематической дискриминацией извне, так и их собственной интернализацией (внутренним принятием) предписанных признаков.  

Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной - предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем - достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр - это предписанный статус, но полицейский - достигаемый статус.  

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.  

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных тоособностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.  

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных тоособностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной - предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем - достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр - это предписанный статус, но полицейский - достигаемый статус.  

Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона .

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.

Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Социальный статус - интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.

Предписанный статус - это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

Приобретенный статус - это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.

Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

Естественный статус личности - место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

Профессионально-должностной статус - это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1) эмоциональность , т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, - ее сдерживание;

2) способ получения - в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;

3) масштаб - объем полномочий одной роли четко установлен, других - неопределен;

4) регламентированность - некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);

5) мотивация - выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.

Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Предписанные статусы, и роли.

Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей - это разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как "путь достижения успеха". Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. "Взрослые спрашивают маленьких мальчиков, кем они хотят стать, когда вырастут. В то же время взрослые спрашивают маленьких девочек, откуда у них такое хорошенькое платьице. Несмотря на свой юный возраст, мальчики прежде всего заботятся о карьере, в то время как девочки поглощены "насаживанием" приманки для мужчин!" - остроумно заметил один известный американский преподаватель-исследователь (169, с. 107).

Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за это похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и терпимо, но считается дурным тоном. Мальчики же считают, что куклы предназначены только для девчонок и самых маленьких детей, а потому худшее для них- это прослыть "маменькиным сынком", "девчонкой". Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.

В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены и матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которых неотделима от другой и врастает в нее.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач. Так, в Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари - мужчины; на Маркизских островах дети работают по дому накрывают на стол, готовят кушанья, а женщины вышивают; во многих странах мира тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественно женщинами.

Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы эти: традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными о общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом. Немногие индивиды игнорируют эти требовали? например становятся гомосексуалистами или лесбиянками, так как такие отклонения от предписанных ролей осуждаются обществом.

Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Возможность замены тяжелого ручного труда машинным, применения противозачаточных средств и как следствие этого уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени уменьшили различия между мужскими и женскими ролями. Женщины, н. пример, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут я надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто так дети чувствуют себя одинокими, ущербными. С другой стороны, статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию взрослого статуса с установками и поведением, свойственными детству в юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера пока; дают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация г подготовке к юности и к старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Родители юноши или девушки пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым считать юношу или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег, женитьбы или замужества. Но дело в том, что и сам молодой человек пребывает в неопределенности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пути достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей и т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в после-дующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст - это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы выключают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, относительно этих ролей установленным в обществе.

Достигаемые статусы и роли.

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. Довольно удачно этот феномен описан М, Янгом: "Принцесса -это предписанный статус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной - предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем - достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр - это предписанный статус, но полицейский - достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским. Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида" (196, с. 90).

В примитивных, традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или воином. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не ба смог "найти себя" и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и ив друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие со действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид да встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, де что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина - с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное с их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, - стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.

В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всеми своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.п.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.

Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например, в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.