Конспект занятия - как звери к зиме готовятся. «Как дикие животные к зиме готовятся»

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

Викторина «Как зимуют звери»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- Жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают

Кто здесь лишний?

Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
(Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

Тема занятия: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель занятия : Расширить знания детей о диких животных родного края, учить проявлять заботу к ним; обучать детей такому виду творчества как оригами.

Задачи:

Образовательные:

    пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных;

    учить видеть основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»;

    закреплять умения давать развёрнутые высказывания;

    научить изготавливать из бумаги диких животных способом оригами;

    закреплять умения и навыки складывания из бумаги, используя пооперационные карты.

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание охранять и оказывать ей посильную помощь;

    воспитывать усидчивость, чувство коллективизма, аккуратность, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.

Коррекционно-развивающие:

    развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового;

    развивать зрительную, вербальную память; наглядно-образное мышление, речь, мелкую моторику рук;

    развивать потребность общения с природой и окружающим миром, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

Методы и приёмы:

Игровой, словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы:

Карточки для коррекционной работы, рисунки диких животных, средства ТСО, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, выставка детских работ по оригами, выставка книг и детских рисунков про животных.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Приветствие руководителя с детьми. Для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, подготовить их к предстоящей работе, предлагаю детям:

— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть от вашей улыбки станет всем хорошо и хорошим станет ваше настроение.

— На нашем занятии будет много интересного, познавательного и поучительного. А вот чем мы будем с вами заниматься, о чём говорить скажите вы сами, выполнив первое задание:

— Из разрезанных карточек собери картинку. Узнай, кто изображён? (Дети составляют).

— Какие животные у вас получились? Что это за животные? К какой группе их можно отнести? (Дикие). А каких животных вы ещё знаете? Назовите их. (Домашние). А какое сейчас время года? А скоро наступит что? (Зима).

— Итак, тема нашего занятия «Как звери готовятся к зиме».

    Беседа.

Холод, ветер на дворе

Руки мёрзнут в ноябре

Осень поздняя несёт

Первый снег и первый лёд.

— Кончается осень, скоро наступит зима. Но мы зимы не боимся. А как же дикие животные? Как они готовятся или уже подготовились. Хотите узнать? Тогда давайте оденемся потеплее, и отправимся на прогулку. И как вы думаете куда?

Слайд №1 – осенний лес

Побежали в осенний лес. И вот мы в лесу. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу. (Нельзя громко кричать и бегать в лесу, нельзя лазать по деревьям, ломать деревья и кустарники).

— Как выглядит осенний лес? Что мы видим вокруг?

— Ребята, а мы в лесу одни? Или кто-то здесь есть? Почему так тихо? Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.

Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть и наблюдать. Остановитесь и приглядитесь внимательно, кругом купит жизнь. Только любознательным и бережно относящимся к природе людям откроют свои секреты наши соседи младшие.

— Пока мы с вами в лесу никого не встретили, давайте сами превратимся в лесных зверей. (Дети встают и надевают на головы маски-шапочки)

Раз-два-три, вокруг себя обернись

И в лесных зверей превратись.

— Вот какие у нас животные! И как же наши животные подготовились к зиме, об этом сейчас мы и узнаем от вас. У вас было задание выучить стихотворение и подготовить краткое сообщение про диких животных.

(Дети рассказывают стихи и сообщение про животных).

Загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса).

Слайд № 2 – лиса

Повстречалась мне лиса

Любопытные глаза,

Притаилась за пеньком

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет?!

Лиса – всему лесу краса. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой не спят, нападают на более мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов. Почему кончик хвоста белый? Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути.

Загадка:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

Слайд № 3 – белка

Далеко ещё зима,

Но совсем не для потехи

Тащит белка в закрома

Шишки, ягоды, орехи…

Знает маленький зверёк:

Запасаться надо в срок.

Белки, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы капитальные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья».

Загадка:

Это что же за комочек

Ковыляет между кочек?

На себе несёт комочек

Два листочка и грибочек.

Колкий с головы до ножек –

Кто же это? (Ёжик).

Слайд №4 – ёжик.

Протоптал немало стёжек

По лесам колючий ёжик.

Он трудился не напрасно –

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху, ни ежат!

К холодам ежам надо накапливать жир. Питаются червями, ящерицами, змеями, жуками, лягушками. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом.

Загадка:

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-серёжках.

Ей не скажешь слово «брысь»,

Потому что это… (Рысь).

Слайд № 5 – рысь.

Живёт она в глухих лесах

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака

Такой уже не скажешь: «Брысь!»

А это значит: кошка – рысь.

Рысь в спячку не впадает. Хорошо приспособлена к холодам. К зиме шерсть становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей – зайцы, тетерева, рябчики. В голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами.

Загадка:

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).

Слайд № 6 – заяц.

По лужайке скачет зайчик,

Скачет ловко, словно мячик.

Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел. Почему зайца называют «косым»? Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается сбоку и даже сзади.

Загадка:

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет. (Волк).

Слайд № 7 – волк

Ходит – бродит серый волк.

И зубами щёлк да щёлк.

Шёрстка как щетинка,

Вздыбилась на спинке.

Он грибов не хочет,

Только зубы точит,

Чтобы съесть зайчонка,

Мышку иль ежонка.

Что же делать волк?

Ёжик очень колкий.

Мышка прячется в норе,

Зайчик скрылся на бугре.

Волк – хищник! Конечно не спит. К зиме шерсть становится более густая. Зимой объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. «Волка ноги кормят». Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Загадка:

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Снится мне душистый мёд. (Медведь).

Слайд № 7 – медведь

Спит зимою великан

В тёпленькой берлоге

Ждёт весеннего тепла

И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий,

Любит рыбку половить.

Чтобы мёд отведать сладкий

Может улей разорить.

Что за зверь? Скорей ответь.

Этот великан… медведь.

Медведь – хозяин всех лесов. Основная пища – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.

— А каких ещё диких животных вы знаете? (Слайды диких животных).

    Практическая часть.

— Мы будем конструировать модели животных способом оригами по пооперационным картам индивидуально, каждый из вас выполнит свою модель.

— А что такое оригами?

— А теперь посмотрите внимательно всё ли у нас готово для работы?

— Вспомните правила по ТБ с ножницами.

Анализ конструирования модели животных:

(Пооперационные карты раздаются детям)

— Из каких деталей изготовлена фигурка животного? (Туловище и голова).

— Как вы думаете, какой формы была деталь, пока её не сложили? (Квадрат)

— Что это за фигура квадрат?

— Из какого материала мы будем делать наши модели? (Из цветной бумаги)

— Наметим план:

— Что сделаем сначала? (Разметим сгибанием квадрат, лишнюю часть отрежем).

— Что очень важно и необходимо для занятий по оригами ? (Желание, точность, аккуратность и вы – победитель!).

Пальчиковая гимнастика:

Много могут пальчики –

Озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать.

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей

Приготовьтесь поскорей.

(Под спокойную музыку дети складывают фигурки животных с помощью пооперационных карт).

— Ребята, фигурки животных готовы? Пойдёмте, скорее, разместим их в лесу. (Дети поочерёдно закрепляют фигурки на панно).

Игра: «Как готовятся дикие животные к зиме».

Вывешиваются опорные карточки:

    меняют окраску

    запасают корм

    зимой спят

Демонстрируются картинки животных, дети должны определить к какой группе их отнести.

    Итоговая часть.

— Я хочу вас спросить: «Ребята, как вы считаете, люди должны охранять диких животных?» (Ответы детей).

Существуют различные заповедники – это большая территория, на которой живёт большое количество различных животных. В заповеднике нельзя охотиться. Там живут звери и птицы, которые занесены в красную книгу. В эту книгу записывают редких животных, которых осталось очень мало на земле. (Показ «Красной книги).

— А как вы относитесь к животным? (Ответы детей).

Ребята, нужно охранять и беречь дикую природу. Помнить, что звери – это наши младшие братья.

— Я надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и познавательного!

Закончить наше занятие хочется словами Душена Рядовича:

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живётся с нами рядом.

Оксана Лиходеева
Конспект занятия «Как звери готовятся к зиме?»

Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Цель: закреплять названия диких животных. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.

Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с особенностями диких животных

(волк, медведь, лиса, заяц); как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

2. Активизировать творческое мышление, воображение и фантазию.

3. Формировать умение понимать характер музыки, выразительно петь.

Развивающие:

1. Развивать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

2. Развивать ладотональный, музыкальный слух, память

3. Развивать коммуникативные навыки ребенка.

4. Развивать мышление, зрительную память, внимание.

Воспитывающие:

1. Воспитывать сострадание к животным, бережное отношение к природе, дружелюбие, доброту, отзывчивость.

Оздоровительные:

1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Методы и приемы:

1. Игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра)

2. Словесный (использование художественного слова, беседа, ситуативный разговор)

3. Наглядный (показ слайдов)

4. Практический

Оборудование: проектор, ноутбук

Демонстрационный материал: слайды с картинками диких животных, пазлы для игры

Раздаточный материал:

карточки с изображением диких животных, цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Звучит аудиозапись вьюги и метели

Ой, а что это за звуки? Посмотрите, что -то за окном промелькнуло? Пойду, посмотрю? Как вы думаете что это? (ответы детей)

Правильно ребята, это действительно письмо? Кому же оно и кто его прислал? Да это Лесовичок прислал послание деткам старшей группы. Давайте посмотрим, что же в нем? Посмотрим?

Хотел я вас напугать вьюгами, метелью, морозами, да не удалось и за то, что вы оказались такими смелыми я приглашаю вас в свой сказочный лес. Доберетесь до леса по следам, отгадаете загадки и узнаете много нового.

Дети, вы готовы отправиться в сказочный лес?

Но прежде, чем начать путь, давайте повторим правила поведения в лесу.

Дети: В лесу нельзя шуметь, мусорить, ломать деревья и кустарники.

Ребята, а попадем мы в сказочный лес по следам, которые нам оставил Старичок-Лесовичок. Да вот же они. Пойдем по ним и окажемся в сказочном лесу.

Заходят в музыкальный зал под песню «Следы» из мультфильма «Маша и медведь»

Вот мы и пришли в сказочный лес!

Послушайте первую загадку (письмо)

Слайд 1 Лес. Поздняя осень.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Воспитатель: Как называется эта избушка? (Берлога)

(показываем картинку).

Слайд 2 Медведь в берлоге.

Воспитатель: Правильно ли я сказала, что медведь хозяин лесной

Где живет медведь?

Чем питается?

Как готовятся к зиме?

(Дети описывают медведя, доказывая своими ответами, что слова воспитателя точны).

Дети: Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Воспитатель: Это вы все правильно сказали. А чтобы медведь сладко спал и проснулся здоровым обязательно нужно делать массаж. И мы сейчас с вами научимся его делать тоже.

Упражнение «Шел медведь»

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся по дороге.

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил», -

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Воспитатель:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким предметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в серой шубке – летом. (Заяц)

(показываем картинку).

Слайд 3 Заяц

Воспитатель: Правильно ли я сказала, что заяц может быть и белым, и серым?

Где живут зайцы?

Чем питаются?

Как готовятся к зиме?

(Дети описывают зайца, доказывая своими ответами, что слова воспитателя точны).

Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

Воспитатель: Давайте поиграем?

Игровой массаж тела «Зайка»

Зайка белый прибежал

И по снегу прыгать стал

Прыг – скок, прыг – скок!

Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенёк,

В барабан он громко бьёт:

Бум-бум-тра-та-та!

Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз!

зайка наш совсем замёрз.

Лапками – хлоп-хлоп!

Ножками – топ-топ!

Носик – трёт-трёт-трёт,

Ушки – мнёт-мнёт-мнёт.

Прыгай выше, зайка,

Зайка - попрыгайка.

Дети легко постукивают пальцами по ступням ног.

Дети шлёпают ладошками по коленям.

Дети хлопают ладошками по плечам.

Хлопают в ладоши.

Поглаживают крылья носа.

пощипывают ушки.

Лёгкие прыжки.

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый (Лиса).

(показываем картинку).

Слайд 4 Лиса.

Воспитатель:

Где живет лиса?

Чем питается?

Как готовится к зиме?

(Дети составляют рассказ про лису, обосновывая свой ответ).

Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Воспитатель: А теперь станем в кружочек и походим как лисички.

«Лиса по лесу ходила».

Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходила, Дробный шаг по кругу

Звонки песни заводила. На последний слог- разворот лицом в круг

Лиса лычки драла, Хлопки-тарелки

Себе лапотки сплела. Поочерёдное выставление ног на пятку

Воспитатель: Слушайте следующую загадку!

Есть у нас такой обычай –

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки,

Кто мы – лисы или волки? (Волки)

(показываем картинку).

Слайд 5 Волки

Воспитатель: Где живут волки?

Чем питаются?

Как готовятся к зиме?

(Дети составляют рассказ про волка, обосновывая свой ответ).

Волк – хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

Воспитатель: А вы знаете какие звуки издают волки когда им холодно и голодно? (ответы детей) Слушаем вой волк мр3.

– Молодцы, ребята. Загадки разгаданы.

Дети поют песню «Осенью в лесу»

Воспитатель – Вот ещё одно задание от Лесовичка для каждого из вас. На этих рисунках перепутались силуэты диких животных. Ваша задача обвести красным цветом только диких животных меняющих цвет шубки зимой. А синим цветом обвести тех животных которые зимой впадают в спячку.

Упражнение «Составь картинку из частей» Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.

Рефлексия деятельности детьми:

– Где мы с вами сегодня побывали?

Что нового вы узнали?

– О ком сегодня шла речь?

– Как звери зимуют?

Понравилось вам наше путешествие?

Чем понравилось?

–Настала пора возвращаться из волшебного леса в детский сад. Только как мы вернемся обратно в детский сад? Правильно!Найдем дорогу обратно по следам. А за то, вы так хорошо ответили на все вопросы, Старичок-Лесовичок шлет вам гостинцы в корзиночке которая спрятана в группе.

– Спасибо вам, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.

Прощаются. Уходят спокойно под музыку.

Занятие познавательного цикла во второй младшей группе «Как животные готовятся к зиме?»

Цель: познакомить детей с подготовкой лесных зверей к зиме.

Задачи: расширить знания детей о повадках, образе жизни зимой диких животных; закрепить названия животных и их детёнышей; воспитывать интерес к живой природе.

Оснащение: сюжетные картины из серии «Дикие животные», игрушка – белка, цветные карандаши, карточки с контурным изображением гриба, мяч, искусственные ёлочки, шкатулка с загадками.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла у дверей нашей группы вот эту красивую шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней. В шкатулке письмо и загадки. В письме написано, что если мы правильно отгадаем первую загадку, то узнаем от кого подарок.

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята -

Снова к нам пришла … (зима)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Правильно, эту шкатулку нам прислала Зимушка-Зима!

Педагог предлагает совершить путешествие в лес и посмотреть, как лесные звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Совсем скоро зима вступит в свои права, и жизнь лесных жителей изменится. Заметут метели. Выпадет много снега. А что же животные будут есть? Хотите расскажу? Но сначала мы откроем шкатулку и прочитаем следующую загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

Педагог с детьми подходят к картине «Заяц зимой».

Воспитатель: Посмотрите, кто изображён на картине?

Дети: Зайчик!

Воспитатель: А какого цвета шубка у зайца?

Дети: Белая!

Воспитатель: Как вы думаете, почему он поменял к зиме серую шубку на белую?

(Выслушивает ответы детей). А как зайчик передвигается? Покажите (под весёлую мелодию дети прыгают как зайчики) .Питается заяц зимой корой деревьев и сухими веточками. Больше для него в зимнем лесу никакой еды нет.

Давайте продолжим наше путешествие и отгадаем следующую загадку Зимушки:

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

Подходят к следующей картине «Медведица с медвежатами».

Воспитатель: А знаете, как медведь готовится к зимним холодам?

Дети: Нет!

Воспитатель: Всё лето и осень он старается, ест много ягод, ловит рыбу в реках, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток (такое место называется-валежник, и ложиться спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему будет тепло в своей берлоге.

И снова открываем нашу шкатулку и читаем загадку:

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это… (белочка)

Останавливаются возле картины «Белка с бельчатами».

Воспитатель: Кто может назвать любимые лакомства белочки?

Дети: Орехи, ягоды, грибы!

Воспитатель: Посмотрите, какой у белочки красивый пушистый хвост. А может кто – ни будь знает как называется домик белки?

Дети: Дупло!

Воспитатель: Да в дупле белочка прячет свои запасы на зиму-ягоды, орехи, на веточках деревьев сушит грибы.

Физминутка.

Воспитатель: Сейчас мы немного отдохнём и под музыку изобразим, как двигаются лесные животные (медведь, заяц, белка, волк, лиса) .

Дидактическая игра «Животные и их детёныши».

Цель: закрепить названия диких животных и их детёнышей.

Ход игры: детям одеваются маски детёнышей диких животных. Становятся в круг. Педагог поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку. Дети ловят мяч и отвечают, например, «Я-бельчонок, моя мама-белка», «Я зайчонок, моя мама- зайчиха» и т. д. и бросают мяч обратно.

Появляется белочка.

Белка: Здравствуйте, детки! Я наблюдала за тем, как вы гуляли по лесу. Вы так много всего уже знаете. А не могли бы вы мне помочь? У моей подружки, тоже белочки, скоро День рождения, нарисуйте, пожалуйста, для неё в подарок грибочки.

Дети: Да, нарисуем!

Дети рассаживаются за столы и раскрашивают грибочки. Затем отдают свои рисунки белочке. Она благодарит детей и уходит.

Воспитатель: Ну, что же, шкатулка Зимушки пуста, все загадки мы отгадали! А вы помните про кого они были? (дети перечисляют). Вам понравилось наше путешествие в лес?

Дети: Да!

Воспитатель: Следующий раз мы придём в гости к нашим лесным друзьям весной, и увидим как они её встречают!


Как звери готовятся к зиме. Часть 1.

Речевые логические задачи, рассказы, сказки, стихи в картинках, опыты, пальчиковый театр и инсценировки-диалоги для детей на тему «Как звери готовятся к зиме». Эта тема помогает ребенку не только узнать новую интересную информацию о том, как звери готовятся к зиме, но и научиться видеть взаимосвязи в окружающем мире. Например,

  • становится холодно – поэтому насекомые прячутся – поэтому птицы улетают на юг, ведь корма для них нет.
  • зайчик меняет шубку на белую, чтобы не видно было его на белом снегу зимой.

Из материала статьи Вы легко выберете именно то, что заинтересует Вашего ребенка:

  • для малышей 3-4 лет – игры, стихи, картинки, мультфильм,
  • для детей 5-6 лет к ним можно добавить логические речевые задачи, природоведческие рассказы. Не спешите рассказать ребенку как можно больше!

Главное – чтобы ему было интересно, чтобы он не просто слушал и запоминал, а сам думал, размышлял, задавал вопросы, придумывал и разыгрывал диалоги.

Как звери готовятся к зиме: опыты, рассказы, стихи, речевые логические задачи, картинки для детей

В статье Вы найдете опыты, рассказы, сказки, стихи, логические задачи, картинки, задания для детей дошкольного возраста:

  1. Опыты для детей «Почему заяц летом серый, а зимой белый?», «Какая шуба теплее?»
  2. Как заяц готовится к зиме?
  3. Как медведь готовится к зиме?
  4. Как ежик готовится к зиме?
  5. Презентацию для рассматривания картинок и занятий с детьми по данной статье.

Как рассказать ребенку о том, как звери готовятся к зиме?

  • Здесь Вы найдете много материалов по теме «Как звери готовятся к зиме». Это сделано для того, чтобы каждая мама могла выбрать именно то, что интересно ее малышу!
  • Не нужно знакомить ребенка сразу же со всеми животными. Сначала познакомьте с 2-3 зверьками, загадайте о них логическую задачку. Рассмотрите картинки. Разыграйте диалог между ними, в котором звери друг другу рассказывают о своих осенних делах. А потом, когда малыш уже освоится, познакомьте со следующим животным.
  • Заниматься с ребенком по этим материалам можно в любой последовательности. Но речевые логические задачи рассчитаны на закрепление уже имеющихся представлений детей, поэтому используются в конце беседы с малышом как ее итог, как творческая задачка на применение полученных знаний.
  • Статья состоит из двух частей. Ссылку на вторую часть темы «Как звери готовятся к зиме» Вы найдете в конце статьи. В добрый путь! Желаю новых открытий!

Опыты на тему «Как звери готовятся к зиме».

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос даже трехлетний ребенок может найти сам, если показать ему один очень простой и интересный опыт.

  • Вырежьте из белой бумаги силуэт зайчика (сделайте так, чтобы ребенок не видел, как и что Вы вырезаете, это сюрприз для него!).
  • Положите силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепите. Можно чуть приклеить клеящим карандашом. Но я делаю по-другому. Я использую пластиковую массу Uni patafix. Берем кусочек массы (по консистенции она напоминает пластилин), прикрепляем силуэт на фон. После проведения опыта можно будет отлепить. Один и тот же кусочек массы используется многократно и не оставляет никаких следов. Очень удобная вещь, которая продается в канцелярских магазинах и в интернет-магазинах.
  • Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово и можно подозвать малыша к себе. Скажите, что Вы придумали для него загадку. Вы сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это.
  • Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите Вашу картинку малышу (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего ребенок скажет, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Или малыш все-таки узнал, кто это? Спросите ребенка, почему так трудно догадаться, кто это?
  • А теперь открепите силуэт и положите на зеленый фон. Покажите ребенку тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц!
  • Спросите малыша, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

Опыт 2. Почему белка меняет шубку зимой?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого цвета и рыжего цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом фоне и на рыжем фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Пусть малыш сам догадается на основе этого опыта.

Опыт 3. Какая шубка теплее?

В холодную погоду возьмите на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю. А другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть малыш сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объясните, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!

Рассказы, стихи и развивающие задания для детей на тему «Как звери готовятся к зиме»

Заяц

Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!

Зайчик. Александр Блок.

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Вопрос для детей: Радуется ли зайчик осени и зиме? Почему?

Полезный совет: речевое задание детям. Детям постарше можно рассказать о том, что осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и поэтому у них очень красивое имя. Их называют… (пусть малыш придумает свое имя для зайчаток, проявит словотворчество). Похвалите его за любые варианты, а потом сообщите как действительно называют таких зайчат. Их называют вот как красиво – «листопаднички» !

Зайчиха кормит своих зайчат – листопадничков и убегает, оставляя их одних. Зайчатки, затаясь, сидят под кустом. Зачем же зайчиха их бросает? Оказывается, она бросает их, чтобы по ее следам зайчат не нашел дикий зверь! Этим она их спасает! Ведь зайчатки запаха не имеют, и их никто почуять не может. А вот зайчиха имеет запах и ее могут почуять враги!

Молоко у зайчихи очень вкусное, и зайчаткам его хватает на три дня! А потом их находит зайчиха. Зайчихи кормят не только своих деток, но и чужих зайчат. Кормят и убегают, чтобы не привлечь к малышам врагов!

Прочитайте малышу сказку о зайчонке — листопадничке и о том, как он в первый раз встречал зиму. Из этой сказки малыш узнает, как разные звери готовятся к зиме.

Скребицкий Г.А. Сказка «Всяк по-своему»

Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный, голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже прятаться от врагов в густой траве.

Ты у меня молодец, - сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. - Лежи здесь тихонько под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник, отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.

И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком покормит.

Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его обитателями - птицами и зверьками.

Стояли погожие дни, еды кругом было вволю, а в густой траве, в кустах легко спрятаться от врагов.

Зайчишка жил себе, не тужил. Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.

Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.

Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за кустов.

Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и не находил.

Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы - звери и птицы - о чём-то хлопочут, что-то делают.

Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.

Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.

Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? - спросил он.

Как - зачем? - ответила белка. - Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?

Нет, - отвечал зайчишка, - я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.

Плохи твои дела, - покачала головой белка. - Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни мохом все щели.

Да у меня и гнезда нет, - смутился зайчишка. - Я сплю под кустиком, где придётся.

Ну, это уж никуда не годится! - развела лапками хозяйственная белка. - Не знаю, как ты зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.

И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.

Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.

Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

Здравствуй, косой, - ответил барсук. - Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

А зачем ты её выгребаешь? - поинтересовался зайчишка.

К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.

А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, - сказал заяц.

Не слушай её, - махнул лапой барсук. - Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.

Нет, я не умею нору копать, - ответил зайчишка. - Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.

Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. - Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.

Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки. «Бобр, он самый и есть», - разглядел заика и в два прыжка очутился возле него.

Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? - спросил зайчишка.

Да вот тружусь, подгрызаю осину, - не спеша отвечал бобр. Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик - он весь из сучьев построен, а щели илом промазаны, внутри у меня тепло, уютно.

А как же в твой домик войти? - спросил Зайчишка. - Входа нигде не видно.

Вход в мою хатку устроен внизу, под водой. Доплыву я до островка, нырну до самого дна, там и вход в свой домик найду. Лучше нет звериного домика, чем моя хатка. Давай вместе её утеплим к зиме, вместе и зимовать будем.

Нет, - отвечал зайчишка, - нырять и плыть под водой я не умею, сразу же утону, лучше я под кустиком перезимую.

Зря не хочешь со мной зимовать, - отвечал бобр и принялся грызть осинку.

Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей листвы выглянул старый знакомец - ёжик.

Здорово, дружище! - крикнул он. - Ты что это такой невесёлый, уши развесил?

Огорчили меня приятели, - отвечал зайчишка. - Говорят, нужно на зиму тёплое гнёздышко или хатку строить, а я не умею.

Хатку строить? - рассмеялся ёжик. - Вот глупости! Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер тебе не страшны.

Нет, - отвечал зайчишка, - проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я поминутно от каждого шороха просыпаюсь.

Ну, тогда делай как знаешь, - ответил ёжик. - Прощай, мне пора местечко себе для зимнего сна присмотреть.

И зверёк снова скрылся в кустах.

Поплёлся зайчишка дальше по лесу. Бродил, бродил. Уже и ночь прошла, утро настало. Выбрался он на полянку. Глядит - на ней много много дроздов собралось. Все деревца облепили и по земле скачут кричат, трещат, спорят о чём-то.

О чём вы спорите? - спросил зайчишка дрозда, который сидел к нему поближе.

Да вот обсуждаем, когда нам лететь отсюда на зиму в тёплые страны.

А разве в нашем лесу вы зимовать не останетесь?

Что ты, что ты! - удивился дрозд. - Зимой выпадет снег, укроет всю землю и ветви деревьев. Где же тогда еду раздобыть? Летим с нами на юг, там зимою тепло и всякой еды вволю.

Ты разве не видишь, у меня и крыльев нет, - грустно ответил заяц. - Я ведь зверёк, а не птица. Звери летать не умеют.

Вот и неправда, - возразил дрозд. - Летучие мыши тоже зверьки, а летают не хуже нас, птиц. Они уже улетели на юг, в тёплые страны.

Зайчишка ничего не ответил дрозду, махнул только лапкой да и побежал прочь.

«Как же я зимовать буду? - тревожно думал он. - Все звери и птицы каждый по своему к зиме готовятся. А у меня нет ни тёплого гнёздышка, ни запасов еды, и лететь на юг я не сумею. Наверное, мне придётся умереть от голода и холода».

Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая шерсть сменялась новой - пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги, бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.

«Как же мне теперь от врагов прятаться? - с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица и ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли. Однако и там белая шубка легко могла его выдать зоркому глазу хищника.

Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и холодное.

Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.

Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом зимы.

Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.

Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.

Найти её было не так уж трудно - снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых маленьких кустиков.

Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.

«По таким следам любой враг меня легко может найти», - подумал косой.

Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем раньше, запутал свои следы.

Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.

Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.

«Зима не так уж страшна», - решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.

Но таким приятным оказалось только начало зимы, а потом дело пошло всё хуже и хуже. Снегу нападало очень много. Его почти невозможно было разрыть, чтобы добраться до уцелевшей зелени. Зайчишка напрасно бегал по высоким сугробам в поисках пищи. Не часто удавалось ему пожевать какую-нибудь торчавшую из-под снега веточку.

Однажды, бегая в поисках еды, заяц увидел лесных великанов лосей. Они спокойно стояли в осиннике и с аппетитом обгладывали кору и побеги молодых осинок.

«Дай-ка и я попробую, - подумал зайчишка. - Только вот беда: у лосей ноги высокие, шеи длинные, им легко дотянуться до молодых побегов, а я как же достану?»

Но тут ему на глаза попался высокий снежный сугроб. Зайчишка вскочил на него, встал на задние лапы, легко дотянулся до молодых, тонких веточек и стал их обгладывать. Потом и кору осинки погрыз. Всё это ему показалось очень вкусным, и он наелся досыта.

«Значит снег большой беды не наделал, - решил косой. - Он спрятал траву, но зато позволил добраться до веток кустов и деревьев».

Всё было бы ничего, вот только мороз и ветер начали донимать зайчишку. Не спасала его даже тёплая шубка. От стужи некуда было спрятаться в голом зимнем лесу.

«Ух, как холодно!» - говорил косой, бегая по лесной полянке, чтобы немного согреться.

Наступил уже день, давно пора отправляться на отдых, а заяц всё никак не мог разыскать себе место, чтобы укрыться от ледяного ветра.

На самом краю поляны росли берёзы. Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы - тетерева. Они прилетели сюда, чтобы полакомиться серёжками, которые висели на концах тонких ветвей.

Ну, наелись - пора отдохнуть, - сказал старый тетерев своим собратьям. - Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра.

«Какие же могут быть норки у тетеревов?» - удивился зайчишка.

Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.

«Неужели же там тепло?» - удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.

С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.

И вот снова пригрело солнце, растопило снег, вновь зазеленела трава, распустились листья на кустах и деревьях. Из южных стран возвратились птицы.

Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода. Выбрались из своих убежищ барсук, бобр и колючий ёжик. Каждый из них рассказал о том, как он проводил долгую зиму. Каждый считал, что провёл её лучше других. И все вместе они удивлялись, глядя на зайца. Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов? А зайка слушал своих друзей да только посмеивался. Ведь ему совсем неплохо жилось зимой в его белоснежной шубке-невидимке.

На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли - не белая, а серенькая.

Посмотрите с ребенком мультфильм о зайчонке — листопадничке «Пугали зайцы зайчонка».

Задание 1. Обсудите с малышом, что в этом мультфильме правда, а что — сказка. Например, правда, что зайчонок меняет шубку. Но сказка, что он ее меняет как люди. Зайчонок линяет, а не переодевается! Другой пример. Правда, что новая шубка у зайчика появляется не сразу, а по частям. Но сказка — что зайчик может «переодеться» в новую шубку за минутку. Что еще в этом мультфильме — быль, правда, а что сказка?

Задание 2. После просмотра мультфильма поиграйте в игру «Так бывает или нет?» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает на него либо «Трик-трак, это так!», либо»Трик-трак, это не так!». Гиперактивные дети любят отвечать с движением, например, притопывать ногой и прихлопывать в ритм или даже подпрыгивать, отвечая на вопросы. Позвольте им это делать с удовольствием и радостью. Это только помогает игре и ничуть не мешает!

Примерные задания для игры.

Первая фраза — задание взрослого, вторая фраза — ответ малыша.

  • Зайчонок к зиме шубку меняет. — Трик-трак, это так!
  • Зайчонок в избушке живет. -Трик-трак, это не так!
  • Зайчонок живет вместе с зайчихой. -Трик-трак. это не так!
  • Зайчонок дружит с волком. -Трик-трак, это не так!
  • Листопадничек никогда не видел зимы. -Трик-трак, это так!

Придумайте любые свои вопросы. В этой игре дети с удовольствием ответят на них, а заодно мы закрепим представления, которые есть у ребенка об окружающем мире. По своему опыту знаю, что дети эту игру очень любят, просто обожают! Если будете играть с несколькими детьми, то можно играть так: за ошибку игрок выходит из игры и присоединяется к ведущему. Кто остался до последнего в игре и ни разу не ошибся — тот и выиграл!

При игре с большой группой детей можно ввести движения. На слова «Трик-трак, это так!» — дети хлопают в ладоши. На слова «Трик-трак, это не так» — они убирают руки за спину и топают ногами в ритм фразы. Тогда Вы будете очень точно видеть, кто ошибся, а кто нет!

О том, как зайцы живут зимой, Вы можете прочитать в статье

Медведь

Медведь осенью тоже готовится к зиме. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте.

Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы!

Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Интересно, что медведи ложатся спать головой к югу.

Осенью медведю надо много есть, чтобы пережить зиму. Любят мишки ходить осенью на овсяные поля и лакомиться овсом. Наверное, мама тебе готовит кашу из овса? Такая каша называется «Геркулес», потому что она дает человеку много силы. Овес дает силу и людям, и зверям, и птицам. Поэтому овес так нужен осенью мишкам! Наедается мишка осенью не только овсом, но и рыбой, муравьями, жуками, осенними ягодами, чтобы на всю зиму хватило.

Перед зимней спячкой медведи тоже меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета.

Засыпает медведь не сразу, в холодную зиму спит крепко, а вот в оттепель спит чутко.

Почему медведь спит зимой? В. Орлов

Мишка, мишка, что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лед –

Не малина и не мед!

Медведь. И. Токмакова

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег. Снег.

А под снегом спит медведь!

Тише, тише. Не шуметь!

Задание для малышей: Посмотрите с ребенком мультфильм — сказку о медвежонке «Первая зима». Почему это сказка, а не рассказ (в сказке многое придумано, а в рассказе говорится о том, что бывает на самом деле). Что из мультика — сказка, а что существует на самом деле?

Еж

Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но на самом деле ежик готовится к зиме совсем по-другому!

Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!

Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!

Еж. И. С. Соколов – Микитов

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово еж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и черные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.
Скоро заберется еж в свое логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.
Придет зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом тепло ежу.
Никто не найдет его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит еж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

Бедный ёжик. В. Осеева
Спит медведь,
Уснула галка,
Сон сморил лису.
Я не сплю
Мне очень жалко
Ежика в лесу

Бедный ежик,
Бедный ежик.
По ночам не спит!
Весь в иголках,
Лечь не может,
Сядет и сидит.

На бочок приляжет - колко,
Колется спина.
Я б не мог всю ночь под елкой
Просидеть без сна.

Как себя он спать уложит?
Снял бы шкурку прочь!
Бедный ежик,
Бедный ежик,
Как тебе помочь?

Задание для детей: Действительно ли ежик не может спать в своей шубке из иголок? Как спит ежик? (Он сворачивается в клубок, и поэтому не боится врагов. Он надежно защищен иголками! А спит он на мягкой подстилке из листьев и меха, ему уютно и удобно)

Продолжение статьи:

  • О том, как готовятся к зиме бобр, барсук, мышка, лиса и волк, как сделать пальчиковый театр по теме «Как звери готовятся к зиме», какие инсценировки — разговоры зверей можно придумать и разыграть с помощью пальчикового театра Вы узнаете из продолжения статьи — ее второй части
  • В третьей части Вы найдете
  • В четвертой части Вы найдете видео для детей о том, как звери, птицы готовятся к зиме по рассказу Г. Скребицкого

Картинки из всех статей сайта по теме «Как звери готовятся к зиме» в хорошем разрешении и высоком качестве Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями группы).

Картинки для рассматривания с детьми и бесед с ними по материалам этой статьи Вы найдете в презентации ниже.

Презентация «Как животные готовятся к зиме»

В презентацию для занятий с детьми вошли картинки данной статьи в хорошем разрешении для показа детям на экране или распечатки.

Презентацию «Как звери готовятся к зиме» для занятий с детьми дошкольного возраста Вы можете бесплатно скачать по этой ссылке:

Презентацию можно редактировать.

Еще интересный материал для игр и занятий с детьми об осени Вы найдете в статьях сайта:

В картинках, сказках, стихах, развивающих заданиях для детей. Часть 1.

Познавательные рассказы, видео, речевые и логические задачи, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

А в заключение я хочу предложить всем вам — читателям «Родной тропинки» замечательный и уникальный ролик про медвежат. О том, как совсем малюсеньких медвежат, оставшихся без мамы, спасают люди, кормят их, учат и отправляют жить на природу. Вы увидите, как медвежата знакомятся с миром, учатся есть овес, строить берлоги, защищаться! Это своеобразный медвежий «детский садик» в Тверской области, в котором работает семья Пажетновых — ученых — биологов. Ролик сделан с величайшей любовью к природе. Ведет передачу известный писатель Василий Песков, многим знакомый как ведущий программы «В мире животных». Хорошего настроения от просмотра! Такие ролики несут позитив и оставляют тепло в душе надолго!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки