Конспект урока по окружающему миру "чем питаются звери". "как питаются разные животные" Сообщение как едят животные

Задание 1. Рассмотрев примеры, изображенные на рисунке 133, попробуй определить по строению зубов, кто чем питается. Ответ впиши в пустой прямоугольник.

Грызун - грубая растительная пища.
Хищник - плотоядные (питающиеся плотью, мясом).
Растительноядное животное - мягкая растительная пища.

Примечание. Строение зубов больше указывает на тип питания. Например, у грызунов и растительноядных животных редуцированы (отсутствуют) клыки, так как им не нужно удерживать добычу. Тогда как резцы, служащие для того, чтобы грызть грубую растительную пищу (у грызунов) или «щипать» траву (растительноядные животные), значительно развиты. У обоих этих типов животных развиты и коренные зубы, предназначенные для дальнейшего длительного перетирания пищи. У хищников (плотоядных) процесс питания совершенно другой, потому наиболее развиты - клыки, предназначенные для захвата и удержания пищи. Резцы для «отрывания» кусков мяса и коренные для измельчения развиты умеренно.

Задание 2. Выбери из текста и запиши в таблицу примеры, объясняющие, как питаются животные, не имеющие зубов.

Домашнее задание. Выскажи собственное мнение, ответив на вопрос: «Почему нельзя хорошенько наесться один раз на всю жизнь?». Ответ кратко запиши.

В клетках живого организма постоянно происходит обмен веществ в результате которого организм получает необходимые элементы для роста и развития, получает энергию для движения и жизнедеятельности, вырабатывает специфические вещества, без которых невозможна жизнь организма и т.д. Для осуществления всех этих процессов требуется постоянное поступление питательных веществ.
Но необходимо отметить, что в природе существуют живые организмы, которые питаются «про запас», или питаются очень редко, или вообще не питаются, используя запас питательных веществ, полученных в стадии личинки (некоторые виды насекомых).

Ктырь, двукрылое насекомое-хищник, за свою быстроту снискавшее себе славу гепарда среди насекомых. Этому насекомому всегда нужна самая высокая травинка, так как это прекрасный наблюдательный пункт для засады.

Стоит только в пределах досягаемости появиться подходящему по размерам насекомому, ктырь действует как перехватчик: резкий взлет, бросок - и жертва поймана.


Примерно один раз в 10 минут ктырь снимается с места и летит на разведку недалеко от места засады. Нередко случается агрессивному и сильному ктырю нападать даже на таких хорошо защищенных насекомых, как пчелы, осы, жуки-скакуны.
Ученые заметили, что это хищное насекомое учится охоте в течение всей своей жизни. Да, да, именно учится! У каждого ктыря свои пищевые предпочтения. Кому-то больше нравятся одни насекомые , а кому-то - другие.

Что пристрастия хищника часто определяются во время его первой в жизни охоты. Кого поймал первого, того и будет продолжать ловить чаще других. Приспосабливается ктырь к поведению именно этих насекомых, чтобы было легче охотиться. Но если в какой- то день на лугу их окажется слишком мало для удачной охоты, ктырь переквалифицируется на более массовые виды.

Материалы по теме:

Неожиданно опасные животные

Зубы в желудке


Змея – яйцеед

В тропическом лесу порой можно видеть просто фантастические картины. В густой листве недалеко от оставленного без присмотра гнезда птицы появляется голова змеи. Это представительница группы яичных змей. Птичьи яйца - ее единственная пища. Поэтому в то время, когда птицы высиживают свое будущее потомство, яичные змеи стараются наесться как следует, про запас, поскольку всю остальную часть года им придется сидеть на голодной диете.

В тех случаях, когда животное питается только каким-то одним видом корма, ученые используют термин «пищевая специализация». Специфический рацион часто сказывается на строении животного (чаще - на внутреннем, а иногда и на внешнем). Яичная змея - не исключение.

Змея – яйцеед

Подобравшись к гнезду, охотница начинает заглатывать яйца. Но птичьи яйца по своим размерам зачастую значительно больше змеиной головы, и кажется, что они просто физически не могут быть ею проглочены. Однако рот яичной змеи обладает удивительным секретом. Ее челюсти не скреплены друг с другом, а расположены свободно. Благодаря этому в момент заглатывания яйца они расходятся на необходимое расстояние, а затем сходятся снова. Змея наползает на яйцо, и оно оказывается как бы в чулке.

Проглоченное яйцо продвигается по пищеводу и практически сразу наталкивается на… змеиные зубы. С точки зрения анатомии это, строго говоря, не зубы, а острые выросты шейных позвонков, которые образуют своеобразную пилку. Проглотив яйцо, змея начинает сильно извиваться. При этом она словно ножом разрезает своими позвонками яичную скорлупу. Содержимое яйца выливается и перетекает в желудок через особое сужение пищевода, которое расположено сразу за «пилкой». Осколки скорлупы в этом месте задерживаются, а через некоторое время змея выплевывает их через рот.

Материалы по теме:

Защитная окраска у животных

Крылатые спасатели

На центральной площади одного из городов в штате Иллинойс (США) стоит 20-метровая башня, увешанная дуплянками. Она сделана для ласточек, которых жители города специально поселили рядом с собой. Зачем им это было нужно? Каждая ласточка в день уничтожает до 1000 комаров, мух и прочей мошкары, спасая людей от полчищ насекомых. В результате хорошо всем, и ласточкам и людям. Еще более ощутимую помощь человек может получить от стрижей. Выкармливая птенцов, родители предлагают им своеобразные лепешки, «пакетики» с кормом, где в оболочке липкой слюны «упаковано» от 200 до 2000 насекомых. Нетрудно подсчитать, что при условии 30-40-разовой кормежки в день малыши съедают порядка 40-60 тысяч насекомых! А скворцы часто спасают южные районы от разрушительного нашествия саранчи.

Каждый скворец в день может уничтожить до 200 саранчуков. Если сопоставить это с массой самой птицы, то окажется, что скворец съедает вдвое больше своего собственного веса. Немалую пользу нашим садам приносит и маленькая синица-лазоревка. Прожорливые птенцы в день съедают до 1000 различных мушек, гусениц, жучков, которых приносят заботливые родители.

Материалы по теме:

Как считают животных?

Юные каннибалы

В природе можно найти немало случаев, когда представители того или иного вида поедают себе подобных. Это явление носит название «каннибализм». Наиболее удивительная его форма наблюдается у обитательниц подводного мира - акул. У акул существуют виды, которые размножаются откладыванием яиц, но есть и живородящие акулы, у которых на свет появляются уже совершенно самостоятельные акулята. У таких живородящих видов наблюдается удивительно жестокое, но вполне оправданное с точки зрения биологии явление - внутриутробный каннибализм. Самка акулы вынашивает в своем теле сразу несколько десятков эмбрионов.

Их может быть 30 и даже более. Некоторое время они мирно развиваются, однако начиная с определенного момента в утробе самки начинают происходить странные процессы. Еще не родившиеся акулята борются за свое существование весьма оригинальным способом: наиболее сильные и крупные без зазрения совести поедают своих братьев и сестер. Причем делают это так энергично, что к моменту появления на свет внутри тела самки остаются лишь единицы.

Материалы по теме:

Интересные факты о животных

Самые отважные

На коралловом рифе обитает огромное количество рыб. Здесь можно встретить гиганта и карлика, хищника и его жертву, а также существ, живущих в полном согласии друг с другом. Всем им иногда требуется помощь, которую с удовольствием оказывает крохотная рыбка-санитар - губан-чистильщик. Эти крошечные рыбки держатся большими стаями, причем каждая стая имеет свою территорию, с которой предпочитает не уходить, - эдакий своеобразный медицинский кабинет. Эту особенность малюток-докторов знают практически все обитатели рифа. Когда возникает необходимость пройти «медицинский осмотр», рыбы приплывают к губанам и отдают себя в полное их распоряжение.

Откуда что берется?

Что мы себе представляем, когда речь заходит о добыче пропитания нашими меньшими братьями? Кто-то бесшумно крадется по пампасам, жадно высматривая беззащитное парнокопытное, которое, в свою очередь хлопотливо, но разборчиво пощипывая травку, тщательно изучает местность на предмет нападения хищников.

Кто-то сидит на камушке, провожая грустными глазами пролетающую мимо козявку, а когда та, решив, что благополучно проскочила опасную зону, сбавляет ход, жадно «стреляет» в нее своим длиннющим языком и, не жуя, проглатывает несчастную. Кто-то стремительно несется по морским глубинам с раскрытой пастью, куда попадает и съедобное, и несъедобное, а у кого-то просто стоит себе миска в углу, и откуда в ней берется еда – неважно.

Но в нашей природе встречаются звери, чьи способы добычи пищи настолько оригинальны, что достойны отдельного разговора. Этим животным и их забавному умению снискать себе хлеб насущный и посвящена данная статья.

Выдыхай, выхухоль!

Выхухоль знают все. Правда, для большинства вся информация об этом зверьке сводится лишь к названию – как только не склоняли злые языки бедную выхухоль, сколько анекдотов про нее насочиняли! Родителям на заметку: вот что значит дать отпрыску неудачное имечко. Но мы не будем издеваться над бедной выхухолью, а просто расскажем, как она питается.

Этот зверь предпочитает малоподвижных обитателей пресных водоемов: моллюсков, личинок насекомых, пиявок и прочую гадость, которую вы точно есть не станете. При этом выхухоль не носится суетливо по дну озера, выискивая добычу, та сама приходит в нужное место. Как же это происходит?

Всю свою сознательную жизнь выхухоль занимается тем, что, выкопав в донном иле десяток траншей, просто путешествует по ним, попутно собирая добычу. Летом пищи много и эта пища буквально табунами ломится в «окопы», привлеченная острым запахом мускуса, который зверек оставляет на стенках. Только вот, зимой объекты охоты становятся вялыми, ищут, где проще и легче переждать морозы. Но и тут выхухоль снова на высоте!

Зимой, прежде чем нырнуть на дно, выхухоль набирает внутрь побольше воздуха, а когда она передвигается по своим траншеям, то выпускает пузырьки равномерной цепочкой, и к ним еще добавляется воздух, «застрявший» в шерсти животного. Пузырьки собираются над траншеей под нижней поверхностью льда и образуют пустоты. В результате подо льдом, над донными траншеями выхухоли, создаются условия лучшей аэрации, что, в свою очередь, и привлекает сюда моллюсков, пиявок и даже мелкую рыбу, обещая им якобы комфортную зимовку. Ну, а выхухоли остается лишь регулярно путешествовать по своим траншеям, и собирать себе очередной завтрак или обед.

Бомба для страуса

Африканского стервятника природа наделила любовью к «живой» пище, но, как бы посмеявшись, наградила сравнительно маленьким и слабым клювом. Только и оставалось стервятнику, как уныло следовать за более сильными птицами-падальщиками, выковыривая своим хрупким инструментом жалкие остатки еды из тех мест, куда более солидные грифы просто не в состоянии просунуть свой могучий клюв.

Но хитрая птица нашла выход! Страусиные яйца, которые так хорошо видно сверху – вот подходящая пища для настоящего хищника, не желающего питаться объедками с чужих столов.

Мысль хорошая, но как же разбить толстую скорлупу? Яйцо страуса тяжелое, в обхвате неудобное, в воздух его не поднять. Продолбить клювом? – нереально! И тогда стервятник решил обучиться… искусству бомбометания.

Обнаружив яйцо, птица начинает кружить над ним в поисках подходящего камня. Прихватив булыжник поувестистей, но такой, чтобы не выпал раньше времени, стервятник вновь летит к яйцу, подбирается к нему поближе, прицеливается как может, и метает снаряд в цель.

Конечно, яйцо разбивается не сразу, да и попадания не всегда меткие. Но терпение и труд все перетрут. Рано или поздно «бомбардировка» делает свое дело, и на обед меленькому стервятнику достается огромное, свежее и вкусное яйцо страуса. Теперь главное – употребить его в пищу как можно быстрее, а то ведь дармоедов и в воздухе и на земле ох как много.

Клювастый копьеносец

Эту птицу недаром называют королем-рыбаком. Терпению и сноровке зимородка позавидуют самые прожженные рыболовы. Часами способен он сидеть на нависающей над водой ветке или на камышинке, или даже на кончике удилища одинокого рыбака, высматривая в воде свою добычу, и как будто зная, что где есть удочка, там ходит и прикормленная рыба. А как только птица обнаружит зазевавшуюся рыбешку, как тут же стрелой бросается в воду и мощным ударом клюва буквально пронзает свою жертву насквозь.

Кстати, как не ловок зимородок, а не всегда ему удается с первого раза насадить рыбешку на клюв. Иногда приходится делать несколько заходов. Но и на поимке рыбы проблемы, связанные с добычей корма, не заканчиваются. Теперь добычу надо как-то удержать налету. Ведь, во-первых, рыба может оказаться слишком большой и будет сильно перевешивать птицу, тянуть ее к земле. Во-вторых, кругом много конкурентов, тех же зимородков, никогда не брезгующих перехватить и отобрать добычу у своего собрата.

Такие столкновения не редки и всегда заканчиваются грандиозной дракой. Чтобы избежать конфликта и сохранить пойманную рыбу, зимородок обычно пытается быстро исчезнуть с места рыбалки. Несясь как метеор над водой, с насаженной на клюв рыбой, и крутя головой во все стороны (чтобы раньше заметить врагов), птица устремляется в глухую чащу, а оттуда, так сказать, предварительно «заметя след», – к своему гнезду. А вот как зимородок умудряется пролетать сквозь густые ветви деревьев, не сбавляя своей бешеной скорости – остается загадкой.

Медвежьи гнезда

Когда-то исследователи Дальнего Востока были буквально заинтригованы огромными, нелепыми гнездами, которые встречались в самых неожиданных местах, иногда по несколько штук на одном дереве. Причем в этих «гнездах» явно никто никогда не жил и жить не собирался, и для чего и кем они были построены – долгое время оставалось загадкой.

Впоследствии выяснилось, что сооружения эти – работа лап гималайских медведей. Когда мишка по нужде залезает на верхушку дерева, чтобы полакомиться его плодами, то тремя лапами он держится за ствол, а четвертой старается дотянуться до ветки с плодами. Поймав ветку, медведь просто отламывает ее, укладывает рядом с собой и аккуратно обирает плоды губами. Так ветка за веткой, на вершине дерева и собирается «гнездо».

МОУ «Майская гимназия Белгородского района

Белгородской области»

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе по теме:

«Как животные питаются»

Провела учитель начальных классов

Дубровина Наталья Валерьевна

2015 г.

Тема урока: Как животные питаются.

Цели:

Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Образовательные: Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.

Развивающие: Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления, способствовать умению работать в группе, паре.

Формирование УУД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; проговаривать, формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.

Коммуникативны е – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать растительноядных, всеядных животных и хищников

Уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию

Уметь группировать животных по существенным признакам

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в учебном плане:

20 урок по разделу «Царства природы», 4 урок по теме «Животные»

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор;

Схемы классификации;

Карточки с заданием;

Учебник, рабочая тетрадь;

Опорные схемы;

Справочная литература (словари, энциклопедии, справочники).

1. Организационный момент

Урок необычный. На уроке будут присутствовать гости. Поприветствуйте их.

Готовы к уроку? Настроены работать в полную силу? Тогда начнём урок.

2. Определение общей темы цикла уроков «Животные – живые существа»

Закройте глаза и послушайте. (звучит запись «Звуки природы (зоопарк)») (Слайд 2)

Вы, наверное, догадались, о чем и о ком пойдет речь на уроке?

Да, мы с вами продолжим изучать мир животных.

3. Проверка домашнего задания

Прежде чем мы узнаем тему нашего урока, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. На экране вопросы. Перед вами листочки, на которых вы отметите + или -

    Все животные дышат кислородом.

    У слона есть шерсть.

    Пауки – насекомые.

    Человек - млекопитающее.

    Насекомые дышат с помощью лёгких.

    Все животные размножаются.

    Все рыбы не заботятся о своём потомстве.

    Кит – большая рыба.

    Кальмар помог людям придумать реактивный двигатель.

    Жаба может дышать кожей.

(Слайд 3)

Проверьте. Поднимите руку те, у кого все ответы правильные.

4. Определение темы урока

Посмотрите на доску. Нам необходимо дополнить эту схему.

ПИТАЮТСЯ!

Так вот питание животных мы с вами сегодня будем изучать.

Откройте учебники на странице 102, прочитайте тему урока.

5.Определите цели урока:

Узнать что-то новое о питании животных,

Познакомиться с приспособлениями для питания животных;

Узнать, на какие группы можно разделить животных по способу питания.

6. Определите способы достижения цели:

Работа по учебнику, по тетради, в парах, группах, самостоятельно.

7. Самостоятельная работа по учебнику: чтение статьи на с.102 – 103.

На какие группы можно разделить животных по типу питания?

Кроме тех групп, которые перечислены в учебнике, есть ещё группа, которая называется падальщики.

Для того, чтобы подробнее узнать о каждой группе животных, предлагаю разделиться на группы.

8. Работа в группах: (Слайд 7)

Выбрать представителя;

Забрать у учителя опорные листы с заданием;

Поработать по учебнику, энциклопедии, по тетради;

Защитить работу своей группы.

9. Защита работ групп, обсуждение: (Слайды 8 – 12)

10. Физкультминутка (Слайд 13)

11. Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема: (Слайды 14 – 18)

А) К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

1. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы никогда не станем есть других животных!

2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения, особенно когда мы голодны. Аж зубы и когти чешутся.

3. Многие нас презирают, но мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!

4.Всё, что пригодно для питания, все съедим, даже не задумаемся.

5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

Б) Распределить животных по типам питания (работа в парах).

(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)

Правильные ответы проецируются на экране.

12. Включение новых знаний в систему:

Где мы можем использовать полученные сегодня знания?

На контрольных;

В жизни (например, в лесу при встрече с незнакомым животным);

При составлении пищевых цепей.

13. Составление пищевых цепей:

Так как осталось время, предлагаю поиграть. Попробуйте составить пищевые цепи, используя знания, которые вы получили сегодня.

14. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.

У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.

15. Домашнее задание: составление пищевых цепей с использованием наибольшего количества звеньев.

16. Элемент экологического воспитания:

Ребята, подумайте, что случится, если одно из звеньев пищевой цепи исчезнет? (Полностью разрушится вся цепь).

Как вы думаете, имеет ли человек право разрушать звенья пищевой цепи?

А мир животных нуждается в защите человека или нет?

На доске плакат «Мир животных», а у вас на столах ладошки из цветной бумаги.

Те ребята, которые считают, что мир животных нуждается в защите человека, прикрепите свои ладошки к плакату, а те, кто считает, что природа не нуждается в вашей защите, можете оставить эти ладошки на своих столах.

Посмотрите, все ребята нашего класса решили, что мир животных нуждается в защите человека. Это здорово!

17. Рефлексия:

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке и самостоятельно, и в парах, и в группах. Молодцы! А вам понравилось?

Тогда я попрошу вас продолжить предложения, которые вы видите на экране:

(Слайд 25)

    Мне понравилось…..

    Мне показалось интересным….

    Я узнал (узнала), что….

Спасибо за урок!


Работа в парах 1. Как питаются грызуны? 2. Как питаются хищники? 3. Как питается змея? 4. Как питается паук? 5. Как питаются бабочки, мухи, комары? 6. Как питается речной рак? 7. Как питается большой прудовик? 8. Как питается синий кит? 9. Как питается человек? 3


Как питаются разные животные. Название животного Способ питания Приспособления Белки, мыши Перетирание грубой растительной пищи Зубы постоянно стачиваются и растут Хищники (кошка)Захватывают добычу Зубы Змея Заглатывает добычу целиком Зубы помогают ввести яд в организм жертвы Паук Умерщвляет добычу, впрыскивая яд Ловчая сеть, в которую попадает добыча Бабочки, мухи, комары Всасывание жидкой пищи Хоботок Речной рак Захватывает и измельчает пищу Клешни, ногочелюсти, челюсти Большой прудовик Соскребает мягкие части растений Язык, покрытый рядами зубчиков Синий кит Процеживает воду, питаясь мелкими водными рачками Ротовые пластинки- китовый ус 4
















Вывод: Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом. Не переварившиеся остатки из организма удаляются. Питательные вещества расходуются на построение тела и получение энергии. Чем больше двигается животное или человек, тем больше ему нужно пищи. 13