Лесной прадедушка (рассказы). Лесной прадедушка (рассказы) Самостоятельная работа по русской литературе рассказ передышка

Литературное чтение

Тема раздела: Вперёд по дороге открытий.

Тема: Символы в литературе.Г.А.Скребицкий «Передышка»

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Воспитание бережного отношения к природе.

Этапы урока

Здравствуйте! Поклонившись,мы друг другу сказали!Что особенно мы друг другу сказали? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ещё на уроке к чему мы можем обратиться?

-Здравствуй, урок!

-Здравствуй слово!

-Здравствуй литературное чтение!

Итак, вперёд по дороге открытий!!!

1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворения Э.Э.Мошковской

« Дедушка Дерево»

Работа с иллюстрациями

Какие слова создают образ уюта, тепла, радости?

Какую семью обнимает своими руками дедушка Дерево?

(представление образа дерева)

Работа со словом Образ

Работа со словом символ (включается презентация)

2 4 2 1 3

I. Г.А.Скребицкий Передышка»

1. Работа с текстом до чтения.(презентация)

Какие из этих писателей Вам знакомы?

О чём они пишут?

Сегодня мы пополним список этих людей

Георгий Алексеевич Скребицкий. Родился в Москве, в семье врача.Ещё мальчиком он часто ходил в лес, наблюдал за всякими зверюшками, слушал птиц, воображал себя смелым охотником.Всю свою жизнь он посвятил изучению природы.В своих замечательных произведениях учит читателей видеть многообразие и красоту окружающего нас мира.

С одним произведением мы сегодня и познакомимся!

Работа в паре.

Предположите, о чём может говорить это заглавие?

Подберите однокоренные слова? (отдых,передохнуть, отдохнуть)

К какому жанру относиться это произведение?

Признаки рассказа.

Проверим наши предположения.

2. Работа с текстом во время чтения.

Перед чтением поработаем с незнакомыми словами.

Есть ли они в тексте?

Девочки читают жнивьё

Мальчики ищут на дрогах

Показ слайдов, объяснение других слов.

1. Первичное чтение.

Чтение 1 части диктором старого радио учитель,

2. выполнение задания 1 учебника (с.  52).

Оправдались ли ваши ожидания по поводу названия рассказа?

Фронтальная работа

Как выглядела дорога?

Что делали путники в прохладной тени дерева?

Как прозвали люди берёзу?

Работа в паре (по рядам)

Найдите описание берёзы в разное время года

Летом

Весной

осенью

3.Обобщающая беседа.

- Чем служила берёза для птиц и людей?

Что приспособились делать ребята у берёзы?

(чтение по цепочке)

Одобряете ли вы поведение ребят? Почему можно его назвать бездумным?

II. Чтение II (хорошо читающие ученики)

III . Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором.

Когда так говорят « хватило совести» (совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми(не постыдилсь, не постеснялись)

Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

Как они решили исправить ошибку?

Какую роль играло дерево при своей жизни?

После неё?(Передышка это не только место отдыха,это история одного дерева,

дерева. Которое давало людям надежду.

Рассказ об особенности творчества Скребицкого (перед рассказами о часто писал стихи)

Она стоит от всех в сторонке

Здесь на высоком бугорке

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя от леса ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

« Её прозвали « Передышкой»

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем, ногами топаем.!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

IV. Работа в микрогруппах

Составление плана.

1.Берёза – спасительница.

2.Костёр под деревом.

3.Гибель берёзы.

4.Снова шумит « Передышка»

Чему научила история с берёзой?

(Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет её смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью.Порой жестокость невоспитанность наносят большой ущерб природе.

Что же мы можем отнести к символам литературы?

(образ берёзы)

К берёзе у русского человека особое отношение. Ни в одной стране мира не растёт столько берёз как в России.

Её воспевают поэты, художники

На что обращает наше внимание Георгий Скребицкий

(на судьбу России, на наше отношение к ней.

Прочитайте пословицы

Какая лучше всего отражает главную мысль рассказа?

Берёза не угроза, где стоит там и шумит

Берёзой обогреешься, а не оденешься

У берёзки слёзки текут,

Когда с ней кору дерут.

Мы часть природы, должны заботиться, любить беречь.

V .Рассматривание картины А.Куинджи « Берёзовая роща»

Давайте войдём в картину. И опишем свои чувства.

Чтение высказываний о природе.

Говорят у природы нет цели.А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.

Солнце, чистый воздух и вода – счастье. зелень лесов и полей -счастье.

Природу и красоту нужно беречь. нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.

Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясён красотой своей планеты.Такой создала её для нас природа.


© ООО «Баласс», 2013 2

Задачи урока:

  1. Познакомить с понятием «научно-популярная литература» через чтение статьи Г.Скребицкого «Передышка». Формировать навык осознанного и беглого чтения.
  2. Развивать речь, память, внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, карточки с планом.

Ход урока

1. Организация начала урока.

— Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
Книгам добрым, интересным …

Дети хором: «Мы всем классом шлем привет!»

2. Актуализация базовых знаний.

— Проверим, как вы знаете жанры произведений.

— Что такое «жанр»? (Жанр – это устойчивая разновидность художественных произведений.)

Тест.

И. Крылов «Кукушка и Петух» ____________________________________________________

Э.Успенский «Дядя Федор, кот и пес» _____________________________________________

С.Есенин «С добрым утром!» ____________________________________________________

М.Пришвин «Золотой луг» ______________________________________________________

— Все эти произведения относятся к художественной литературе.

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «научно-популярная литература», к которой относятся статья, очерки.

— Как вы понимаете этот термин?

— В научной статье описываются не только явления и их признаки, но и дается им научное обоснование.

4. Подготовка к чтению.

— Как выглядят деревья в разное время года? Опишите их.

— Что особенно запомнилось вам?

— Что красивого было в этом?

— Отгадайте загадку, о каком дереве будем читать статью:

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(береза ) иллюстрация

— Прочитайте название статьи.

— Подберите к слову «передышка» родственные слова. (отдых, передохнуть, отдохнуть)

— Сравните их значения.

— Послушайте теперь, как интересно и удивительно тонко описал березу в разное время года, казалось бы в обычном для нас дереве, но таком необычном Георгий Алексеевич Скребицкий, который очень любил ходить на речку, в лес, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за растениями, животными.

5. Чтение и анализ статьи.

А) Первичное чтение.

— Кому принадлежало название «передышка» раньше?

— Что теперь люди зовут этим словом?

(Целостное чтение подготовленными учениками.)

Б) Повторное чтение по цепочке с комментированием.

— Как выглядела дорога?

— Что делали путники в прохладной тени дерева?

— Как прозвали эту березку местные жители?

— Как выглядела Передышка ранней весной? Осенью?

— Чем служила береза для птиц и людей?

— Что приспособились делать ребята у березы?

— Как выглядит береза зимой?

— Что произошло с Передышкой весной?

— Как выглядело место, оставшееся от Передышки?

— Кто и как исправил эту ошибку?

— Как сейчас выглядит это место?

6. Обобщение знаний, полученных при чтении.

А) Прочитайте самостоятельно начало статьи. На сколько частей разделили? (2)

— Почему?

— О чем говорится в первой части? Во второй части?

— Как озаглавить 1 часть? Как озаглавить 2 часть?

— Самостоятельное чтение статьи до конца.

— О чем говорится в третьей части? В четвертой части?

— Как озаглавить 3 часть? Как озаглавить 4 часть?

План.

  1. Росла у дороги береза.
  2. Костер между корней.
  3. Засохла березка.
  4. Снова шумит «передышка».

Б) Пересказ текста по плану.

В) Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями.

— Прочитайте описание березы летом к первой иллюстрации.

— Как выглядит береза осенью? Прочитайте.

— Прочитайте, как выглядит Передышка зимой.

— Как теперь выглядит дорога из деревни в лес?

— Какой вывод для себя сделаете вы из этой статьи?

Г) Выставка научно-популярной литературы.

7. Итог урока.

— С каким произведением познакомились? К какому жанру литературы относится?

— В чем заключается основная мысль?

Она стоит от всех в сторонке,
Здесь на высоком бугорке.
Зелёных веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть.
Её прозвали «Передышкой».
Передохнул - и дальше в путь.

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.
Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.
Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.
И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.
Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».
Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.
А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.
Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.
И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.
Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.
Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.
Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».
Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.
- Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.
Так и устроили.
С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.
Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.
* * *
Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.
Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.
Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.
И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.
- Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.
А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.
Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.
* * *
Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.
Поглядел на него лесник, рукой махнул.
- У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…
Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.
Тот покачал головой.
- Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.
Ребята обрадовались. Только как же её исправить?
- А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.
Так и решили. Было это лет десять назад.
А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.
В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали «Передышкой».

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

Она стоит от всех в сторонке,
Здесь на высоком бугорке.
Зелёных веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть.
Её прозвали «Передышкой».
Передохнул - и дальше в путь.

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.
А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.
Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.
Поглядел на него лесник, рукой махнул.
- У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…
Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.
Тот покачал головой.
- Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.
Ребята обрадовались. Только как же её исправить?
- А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.
Так и решили. Было это лет десять назад.
А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.
В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».