Классификация и утилизация твердых бытовых отходов. Обращение с ТКО - что это в квитанции? Твердые коммунальные отходы

Нормы ТБО (твердых бытовых отходов) рассчитываются на основании конкретных показателей. Они привязаны к численности людей, которые проживают в жилищном комплексе, отелях или других объектах. Кроме того, для мест с высокой посещаемостью (торговые центры, коммерческие и развлекательные объекты) во внимание принимается площадь объекта.

В этой статье вы узнаете:

  • Что представляют собой ТБО.
  • Для чего нужно знать нормы ТБО.
  • Какие установлены нормы накопления ТБО.
  • Как определяется норма накопления ТБО на человека.
  • Как определяются нормы накопления ТБО.
  • Какие факторы влияют на норму накопления ТБО.

Расчет нормативов по твердому мусору производится исходя из его веса и объема на единицу времени.

Что нужно знать, чтобы определить нормы ТБО

Твердые коммунальные отходы включают широкий список различного мусора: отходы с производственных, коммунальных, жилых, общественных и других объектов, опавшую листву, отработанные строительные материалы, просроченные продукты питания и др. Другими словами, все, что попадает в контейнеры с мусором, относится к твердым отходам.

В свою очередь, твердые коммунальные отходы различаются уровнем опасности и токсичности, способом переработки, источником возникновения и составом, а также другими признаками.

Но в мусорные контейнеры, установленные во дворах жилых домов, можно выбрасывать далеко не все. Законодательные нормативы предусматривают разделение коммунальных отходов.

В мусорные баки можно выбрасывать:

  • мусор растительного происхождения;
  • мусор, собранный дворником, - окурки, бумажки, опавшие листья и другое;
  • просроченные продукты и пищевые отходы;
  • вещи из хлопка и текстиля;
  • упаковочные материалы - картон, бумагу, газеты.

Что запрещается выбрасывать в мусор:

  • объемные отходы строительных материалов после проведения ремонтных работ;
  • средства жидкой и маслянистой консистенции;
  • фекалии домашних питомцев;
  • фармацевтические препараты и просроченные лекарства;
  • токсичные вещества.

Перечисленные здесь отходы должны вывозиться специальными службами. Особенно это важно для отходов, представляющих опасность для здоровья людей, - это энергосберегающие и другие лампы.

Для обращения с такими предметами мусора нужно знать правила утилизации, особенно это касается вещей, содержащих ртуть и другие токсичные вещества, опасные для здоровья человека.

Многие люди не задумываются о последствиях при нарушении правил утилизации и обращения с токсичными бытовыми отходами. Если такой мусор пролежит в контейнере хотя бы несколько дней, то это может стать причиной заражения (органические отходы), отравления (ртуть) или возгорания.

Правилам обращения с токсичным мусором очень важно обучить детей, поскольку от этого зависит здоровье всей семьи и экологическая ситуация в общем.

Все неудобства, связанные с вызовом специальных служб по утилизации токсичных веществ, невозможно сравнить с той опасностью, которой могут подвергаться люди.

  • Полигон ТБО: эффективная мера избавления от мусора или загрязнение окружающей среды

Для чего нужно знать нормы ТБО

На первом этапе проводится расчет норм накопления ТБО в сутки:

G = G1 / (n × 7).

Здесь: G - расчетное количество в сутки; G1 - общее количество ТБО по проведенным замерам; n - численность расчетных единиц.

Определение среднемесячных нормативов по накоплению твердых коммунальных отходов производится по формуле:

G = G1 / 12.

Постановлением Правительства № 269 предусматривается применение и других формул для определения норм накопления ТБО. Это формулы для определения среднесуточных показателей на сезон, которые выражены в объеме для расчетной единицы в сутки.

Правительственное постановление № 1156 от 12 ноября 2016 года регулирует деятельность региональных операторов, которые должны отчитываться по объемам накопления и переработки ТБО по результатам каждого месяца.

Коммерческий учет коммунальных отходов проводится согласно правилам, которые определены постановлением Правительства № 505 от 3 июня 2016 года. В этом документе указано, что коммерческий учет базируется:

  • на нормативных данных и количестве/объеме заполненных контейнеров для ТБО;
  • на общем весе коммунальных отходов, который получен с использованием определенных технологий проведения замеров.

1-й вариант применяют для расчетов с потребителями, а 2-й для операторов.

Средние нормы накопления твердых отходов в год на одного сотрудника определяются согласно формуле, предусмотренной в 19-м и 20-м пунктах постановления № 269:

G = G1 × 365.

Здесь: G1 - показатель в единицах массы или объема.

Нужно отметить, что нормативы, предусмотренные этим постановлением и приказом Минстроя № 524/пр, дублируют более ранние положения, которые были утверждены Министерством ЖКХ РСФСР от 9 марта 1982 года.

Норма вывоза ТБО: расчет стоимости

Нормативы по транспортировке твердых отходов определены «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые утверждены правительственным Постановлением № 354 от 6 мая 2011 года (далее по тексту «Правила»):

1. До момента определения норм накопления ТБО стоимость коммунальных услуг по вывозу мусора рассчитывается исходя из количества мусорных контейнеров.

2. Ранее предполагалось, что нормативы по накоплению твердых отходов на 1 жителя в месяц будут определены к 1-му июня 2017 года. После этого для расчета коммунальных платежей будет применяться формула:

P = n × (N / 12) × T.

Здесь: n - численность жителей дома/квартиры; N - установленные нормы; T - тарификация по услугам регионального оператора.

3. Согласно новой редакции «Правил» стоимость предоставления услуг по вывозу ТБО покрывается в том числе и владельцами нежилых помещений. Пункт 9(5) Приложения 2 к «Правилам» предусматривает расчет платежей для них по формуле:

P = K × (N / 12) × T.

Здесь: K - численность расчетных единиц для нежилого помещения.

До момента установления норм ТБО владельцы помещений из нежилого фонда производят оплату услуг на основании количества вывезенных контейнеров.

  • Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

Как выполняется определение норм накопления ТБО

Нормы накопления твердых отходов по отдельным категориям граждан определяются соответствующими законодательными актами. К таким категориям относятся:

  • владельцы жилплощади;
  • собственники придомовых участков;
  • ИП, которые арендуют нежилые помещения.

Для определения норм ТБО используются замеры, которые один раз в сезон выполняет оператор по вывозу коммунальных отходов. Для проведения замеров выделяется район с количеством жителей не менее чем:

  • 0,5 % от общего количества населения для городов-миллионников;
  • 1 % от общего количества населения для крупных городов;
  • 2 % от общего количества населения небольших населенных пунктов.

Проводятся измерительные мероприятия с помощью специальных мусорных контейнеров или пакетов большого размера. При этом строго соблюдается сортировка ТБО по трем категориям (смешивание не допускается). Отчет по выполненным замерам составляется по итогам каждого дня.

На следующем этапе проводятся расчетные операции по установленным формулам. При этом рассчитываются дополнительные коэффициенты:

  • среднесуточный показатель;
  • средние нормы по всем сезонам;
  • среднегодовой норматив (среднесуточный показатель умножается на число дней в году);
  • среднемесячные нормы.

После заполнения экспериментальных емкостей измеряется вес и объем ТБО. Для проведения измерений проводятся следующие действия:

  1. Осуществляется выравнивание всех ТБО.
  2. При помощи специальной полутораметровой измерительной линейки производится измерение объемов накопленных ТБО. Замеры проводят сверху вниз.
  3. Взвешивание ТБО производится при помощи динамометра (из общих показаний следует отнять вес контейнера).
  4. Для взвешивания ТБО до 10 кг могут использоваться погрузочные автомобили.

Результаты замеров заносятся в таблицу, и проводится вычисление средних показателей по каждой из категорий ТБО (жилые, придомовые, производственные).

За достоверность замеров и правильность дальнейшей работы с нормами ТБО юридическую ответственность несет оператор, работающий с коммунальными отходами конкретного объекта.

Факторы, влияющие на норму накопления ТБО

Жильцам МКД будет полезно узнать, от чего зависят суммы за вывоз твердых отходов в квитанциях и почему могут меняться расчетные нормы накопления ТБО. Нормативные значения зависят от таких факторов, как:

  1. Благоустроенность жилищного объекта (подключение к центральным отопительным сетям, канализации и другим инженерным коммуникациям).
  2. Наличие отдельных баков для разных категорий ТБО (пластик, бумага, стекло). В таких случаях существенно снижается вес коммунальных отходов.
  3. Климатические условия (в северных районах отопительный сезон более продолжительный).
  4. Наличие зеленых насаждений на придомовом участке.

Чтобы сделать расчет норм ТБО более точным, необходимо провести замеры в районах с разной степенью благоустроенности. Кроме того, учитывается вариант систем отопления.

После выполнения исследований проводится оформление санитарных паспортов по каждому виду объектов. В этом документе прописывается численность проживающих в МКД, мест в отеле или объекте общественного питания, а также уровень благоустроенности прилегающего участка. Для объектов, где организован сбор ТБО по видам мусора, указываются отдельные данные замеров.

  • Плата за вывоз твердых бытовых отходов: предоставление и расчет новой коммунальной услуги

Временные нормы ТБО

На период проведения измерительных мероприятий и пока проходит утверждение норм накопления ТБО, для ИП применяют временные нормативы. Такие показатели рассчитываются с учетом вида коммерческой деятельности. Как правило, применяются средние показатели норм ТБО. Согласно действующим рекомендациям временные нормы подлежат корректировке раз в 12 месяцев.

Для различных видов коммерческой деятельности применяют отдельные коэффициенты для расчета нормативных значений. По таким нормам в настоящее время работают магазины, киоски, лотки, предприниматели, предоставляющие различные виды услуг, включая транспортные. Во временные нормы накопления ТБО не включают габаритный мусор. При его появлении применяется дополнительный коэффициент 1,5. В крупных мегаполисах временные нормы накопления ТБО для производственных объектов в 2 раза меньше, чем для МКД.

Нормы ТБО по правилам СанПиН

Нормативами СанПиН предусмотрены следующие правила сбора коммунальных отходов:

  1. Условия сбора твердых отходов должны быть организованы таким образом, чтобы они не успевали разлагаться. Сроки хранения ТБО в зимние месяцы при температуре ниже -5 °C должны быть менее 3-х суток, а летом - не более чем 1 сутки. Периодичность вывоза бытовых отходов устанавливают административные органы населенных пунктов.
  2. Для сбора и хранения ТБО используются контейнеры установленных видов.
  3. Контейнеры для сбора ТБО должны располагаться не ближе чем в 20 метрах от жилых объектов.
  4. Мойка мусорных баков производится не реже раза в 10 суток.
  5. Категорически запрещается проводить забор отходов из контейнеров для их использования в качестве вторсырья.
  6. Строительные нормы предусматривают оборудование мусоропроводов для МКД высотой более 4-х этажей.
  7. Мусороприемники и мусоропроводы для сбора твердых отходов должны быть оборудованы в соответствии со строительными нормативами класса 8-72.
  8. Компании, обслуживающие МКД, должны осуществлять сбор и удаление ТБО не менее 1 раза в неделю.

Перечисленные здесь правила являются обязательными. При выявлении нарушений к ответственным лицам могут применяться административные штрафы.

Как борются с мусором и устанавливают нормы ТБО в зарубежных странах

История вопроса организации сбора и переработки бытовых отходов отражает изменение представлений о правилах гигиены, об общественном устройстве, градостроительстве. Эта проблема находит отражение даже в формировании международных отношений. С течением времени менялся состав ТБО и развивались технологии переработки мусора. История мусора прошла путь от глиняных емкостей, найденных за пределами древних поселений, до многотонных ядерных «могильников». Население планеты постоянно училось собирать и утилизировать мусор. Существуют разные формы проявления этих процессов: китайская деревня сборщиков мусора, территории в Гане, заваленные старыми электронными приборами, индийское захоронение средств мореплавания и т. д.

Историки отмечают наличие сведений о мусоросборниках еще за 400 лет до нашей эры. В древних Афинах мусор складывали в корзины и вывозили в специальные места за территорией города. Примерно так же поступали и древние римляне. Такая свалка возле Вечного города в виде холма Монте-Тестаччо является самой крупной в мире, сохранившейся до настоящего времени. Этот «холм» состоит из осколков миллионов амфор и имеет высоту около 50 метров.

В средневековой Европе мусорные отходы нередко провоцировали эпидемии. В пятнадцатом веке после вспышки чумы многие города стали задумываться над необходимостью мощения городских улиц. Это было необходимо, чтобы избавиться от зловонных луж из грязи и пищевых отходов. Системы стоков появились значительно позже. Первая сточная конструкция появилась только в девятнадцатом веке в Лондоне, в затопляемом устье Темзы. Она была разработана инженером Базелджетом и включала 10 каналов, по которым жидкие отходы направлялись в Северное море (ранее стоки сливались непосредственно в Темзу). Под влиянием индустриализации произошло изменение состава бытовых отходов: в мусоре стали появляться изделия из картона и пластика, продукты химической отрасли, но технологии его утилизации оставались прежними. Отходы закапывали, сжигали или сбрасывали в моря и океаны. Только в середине прошлого века человечество стало задумываться об экологических проблемах. 22.04.1970 г. состоялась акция под названием «День Земли». Ее участниками стали многие учебные заведения США. Целью акции был призыв к созданию эффективных методов по защите экологии.

В настоящее время в разных странах применяются различные подходы к сбору и утилизации ТБО. Некоторые государства даже завозят отходы из соседних стран для переработки на собственных предприятиях. Существуют также примеры свалок, куда под видом гуманитарной помощи свозят в контейнерах отходы Америки и европейских стран.

  • Швейцария

Все граждане Швейцарии должны платить пошлину, величина которой зависит от объема мусорного бака. Для того чтобы не платить за дополнительные емкости, местные компании приобретают специальные трамбовочные устройства для прессования мусора. В этой стране настолько оптимизированы процессы сбора ТБО, что для загрузки технологичных мусоросжигательных заводов приходится импортировать отходы из других государств.

  • Япония

Нормы сбора ТБО в Стране восходящего солнца определяются муниципальными органами по согласованию с принадлежащими им мусороперерабатывающими предприятиями. Японцы должны сортировать свои отходы, отделяя пластик, бумагу, стекло, картон и металл. Кроме того, мусор сортируется в зависимости от способности к горению. К примеру, вымытая пластиковая упаковка из-под продуктов должна складываться в контейнер для пластика. Если же ее не вымыли, то она относится к категории сгораемых ТБО. Перед тем как выбросить бытовое электрооборудование, жители этой страны должны купить особую марку, которая клеится на выбрасываемый прибор. Цена такой марки зависит от вида оборудования. К примеру, для разных видов холодильников стоимость марки может находиться в пределах от 50 до 100 американских долларов. Учитывая это обстоятельство, японцы стараются не выбрасывать габаритные предметы, а дарить их тем, кому они необходимы.

  • Китай

В столице Поднебесной перерабатываемые виды ТБО даже не приходится доставлять к пунктам приема. Их нужно только вынести на улицу, для того чтобы продать сборщикам, которые отвозят мусор в пригород Пекина. Здесь находится целая деревня сборщиков мусорных отходов, которая называется Донг Сяо Коу. Люди, проживающие в этом месте, а также приезжие выходцы из бедных регионов целыми днями разбирают здесь завалы картонных отходов, старой авторезины и других ТБО. При этом некоторые из них живут в лачугах, собранных из найденных здесь старых досок и листов металла.

  • Гана

Возле ганской столицы в городке Агбогблоши находится наиболее масштабное «кладбище» компьютеров. Электронные приборы, телевизоры, музыкальные центры, телефоны и другие устройства свозят сюда со всего мира и сбрасывают на одной огромной свалке.

Выброшенная электроника становится источником заработка для ганцев. Работники свалки, съезжающиеся сюда со всех уголков страны, ломают устройства или жгут их комплектующие с целью сбора меди и алюминия. Собранные металлы можно сдать за деньги прямо на свалке в специальных приемных пунктах. Зарабатывая не более 3-х долларов в день, многие работники свалки в Агбогблоши страдают от серьезных болезней, которые часто приводят к летальному исходу.

  • Индия

Индийский населенный пункт Аланг, расположенный на северо-западном побережье, получил известность как место захоронения морских судов. 10 километров береговой линии стали местом последнего пристанища пассажирских и грузовых кораблей. Эта своеобразная свалка образовалась более 20 лет назад, и за это время здесь была проведена разборка более 6,5 тыс. судов. Часть морского транспорта, попадающего сюда, не проходит специальную процедуру обеззараживания, поэтому местные работники часто погибают от отравлений химическими веществами или от пожаров. В среднем происходит около 40 несчастных случаев в год.

  • Мальдивы

Местное правительство приняло решение создать искусственный остров из ТБО, которые остаются после туристов. На Тилафуши (название мусорного острова) с 1992 года свозят сотни тонн отходов с других островов. Поскольку высота острова составляет только 1 метр над уровнем моря, то существует опасность экологической катастрофы, которая может разрушить местную экосистему.

Одним из наиболее массовых компонентов ТБО в Соединенных Штатах Америки являются продукты питания. Их выбрасывают на всех этапах от производства до потребления. Совет по охране природных ресурсов Америки предоставил информацию, согласно которой в этой стране выбрасывается более 40 процентов всех производимых продуктов. Средняя семья здесь выбрасывает еды примерно на 2 000 долларов. Еще один интересный факт в отношении производства продуктов питания связан с тем, что часть регионов Соединенных Штатов испытывает огромные сложности из-за сильной засухи, в то время как в отдельных штатах ¼ воды используется для орошения зерновых. В итоге часть выращенного урожая просто выбрасывается.

Мусорные свалки США, содержащие большое количество продуктов питания, являются местами образования различных газов, которые наносят большой вред экологии.

  • Что такое лицензия на вывоз ТБО и как ее получить в 2017 году
  1. Наиболее массовым видом мусора на Земле являются окурки от сигарет. Каждый год курильщики выбрасывают более 4,5 миллиарда окурков.
  2. Список передовых государств в отношении переработки ТБО возглавляет Швеция, где осуществляется переработка около 52 % всего мусора. В тройку лидеров входят также Австрия и Германия (49,7 и 48 процентов соответственно). В нашей стране этот показатель практически в 2 раза ниже.
  3. Наука, объектом которой являются вопросы переработки ТБО, получила название гарбология (garbage в переводе с английского - «мусор»). Кроме того, такое же название имеет раздел археологии, который посвящен изучению быта людей из других эпох на основании исследования мусорных свалок.
  4. В течение всего одной секунды на земном шаре производится почти 4 кг мусора, который не несет экологической опасности. В общем объеме ТБО такие отходы составляют почти 30 %. ¼ условного среднестатистического мусорного бака составляют картонно-бумажные отходы, 13 % приходится на стекло, пластиковый мусор находится в пределах 11 %, а металл составляет 18 %.
  5. Наиболее проблематичным вопросом в сфере ТБО является переработка компьютерной техники. Комплектующие компьютеров содержат экологически вредные компоненты. В Европе существуют закрытые свалки для старой техники, которые находятся под строгой охраной.
  6. Вторичная переработка металлолома во всех странах обеспечивает экономию электроэнергии, которая может обеспечить теплом и светом более 150 миллионов жилых домов. Сэкономленной энергии от переработки всего 1 стеклянной бутылки достаточно для 4-часового свечения стоваттной лампочки.
  7. Наиболее крупный полигон ТБО находится в Соединенных Штатах в парке Фрешкиллс. Его площадь составляет 1,2 тыс. га (размер 1 700 футбольных полей). Сюда ежедневно свозят более 13 000 тонн мусора.
  8. Утилизация ТБО в водах океана производится в закрытых контейнерах, но такой ход не может гарантировать отсутствие риска загрязнения воды. Под влиянием коррозии металлические емкости могут разрушиться всего за 10 лет, для капсул из бетона этот срок увеличивается всего лишь до 30 лет.
  9. В СССР сотрудника милиции на жаргоне называли «мусор», но это никак не связано с ТБО. Это название появилось от аббревиатуры МУС (Московский уголовный сыск).
  10. Бумажная салфетка полностью растворяется в море за 90 дней, для спичек этот срок будет в 2 раза больше. Сигаретный окурок может оставаться невредимым до пяти лет, полиэтилен - до 20 лет. Нейлон будет разлагаться в морской воде около 40 лет, банка из-под консервов - 500 лет, а бутылка из стекла - 1000 лет!

Развеиваем мифы про мусор и нормы ТБО

1. Бизнес по переработке ТБО отличается высокой доходностью

Введите в поисковую строку слова «утилизация мусора», и вы увидите массу одинаковых статей с устаревшей статистикой и угрозами мусорного катаклизма. В таких очерках много говорится о том, что во всем мире уже научились хорошо зарабатывать на мусоропереработке, а у нас все еще происходят пожары на свалках. Все это подытоживается претензиями к руководителям страны, жалобами на отсутствие нормативной базы и инвестиционных программ. Но если на ТБО можно зарабатывать огромные деньги, то при чем здесь отсутствие господдержки? На сайтах, посвященных стартапам и предпринимательству, есть статьи и бизнес-проекты по строительству мусоросжигательного заводика всего за 50 000 $. Но эти проекты очень далеки от реальности. Размер бюджета на строительство стандартного завода по переработке мусора превышает 20 миллиардов рублей (во всяком случае, именно такую сумму инвестиций афиширует «Ростех» в Казани). Стоимость включает покупку технологии, земли, оборудования, организацию логистики, получение разрешительной документации и т. д.

Несколько лет назад на этот бизнес обратили внимание представители РАО «ЕЭС России». В корпорацию ГК «Экосистема» было инвестировано 16 миллиардов рублей. Рентабельность проекта по оценкам экспертов находится на уровне 30 процентов. Учитывая необходимость огромных вложений, можно сказать, что это направление не подходит даже для среднего бизнеса. Несмотря на «красивые статьи», даже в европейских странах строительство мусороперерабатывающих заводов является прерогативой крупных энергетических концернов. Наиболее крупные предприятия такого рода строит компания из Германии E.ON в Кардиффе.

2. Сжигать мусор невыгодно

Специалисты из ГК «Экосистема» в своих заявлениях нередко утверждают, что процесс сжигания твердых бытовых отходов убыточен. Эту же мысль озвучил и замминистра Минэкологии. По его словам, после сжигания ТБО остается еще почти 40 процентов отходов, нуждающихся в утилизации. Действующие тарифы и правда делают более выгодным вывоз отходов на полигоны. Для сравнения: в Соединенных штатах такой вариант утилизации стоит 1000 $/т, а в РФ 1000 руб/т. Это говорит о лоббировании и дотировании предприятий, обслуживающих мусорные свалки.

Причина, по которой бизнес по переработке и сжиганию ТБО является непривлекательным в нашей стране, состоит в чрезмерной бюрократизации многих вопросов. Его развитие невыгодно монополистам энергетического рынка. По сути, предприятие по сжиганию ТБО является теплоэлектростанцией. При небольшом потреблении природного газа или продуктов нефтепереработки они могут эффективно производить тепло и электричество. Полученные виды энергии могут использоваться в автономном режиме (это предполагает отключение потребителей от центральных систем) или должны передаваться монополистам. Но крупные поставщики электроэнергии и тепла не хотят покупать «чужие» продукты по рыночной стоимости. А если говорить об электроэнергии, то крупным операторам не интересны мощности до 50 мегаватт.

3. Мусоросжигательные заводы несут угрозу экологии и здоровью населения

Пожары на мусорных полигонах стали символом опасности процесса мусоросжигания для экологической обстановки. Такой стереотип возникает из-за непонимания физико-химических процессов, которые проистекают во время горения. В качестве примера можно привести противостояние организации Greenpeace и мусоросжигательного предприятия в Санкт-Петербурге. «Эксперты» по вопросам защиты экологии утверждают, что в процессе сжигания ТБО в воздухе образуются вредные для здоровья людей и окружающей среды тяжелые металлы и другие опасные вещества. Они указывают на то, что такие вещества способны годами накапливаться в организме, вызывая различные болезни и сбой в работе иммунной системы.

В реальности все вышесказанное является неправдой. Современные технологии сжигания ТБО позволяют осуществлять дожигание органики до такой степени, что на выходе концентрация вредных веществ ничуть не превышает предельно допустимой. Для нейтрализации вредных выбросов от процессов горения применяются новейшие плазменные и каталитические технологические процессы.

В качестве аргумента таким защитникам отечественной экологии можно привести пример австрийского мусоросжигательного предприятия Шпиттелау. Это завод в столице Австрии был построен еще в 1989 году. Сегодня на его крыше работает популярный ресторан. Мощности завода позволяют сжигать около 265 тыс. тонн ТБО и поставлять тепловую энергию для отопления 60 тыс. квартир. Рядом с предприятием расположены детсад, элитный поселок, офисные центры и другие объекты. В самом городе проживает 1,65 миллиона человек. При этом не происходит никаких протестов со стороны защитников экологии. Завод совершенно не загрязняет окружающую среду. Зола, оставшаяся после горения мусора, освобождается от металлов (это не очень сложные технологические процессы) и может использоваться в различных целях. Из нее получают искусственный песок для дорожного строительства. Зола применима для изготовления керамической и бетонной продукции, а также строительных изделий. В итоге продукты горения мусора позволяют получать дополнительный доход.

4. В РФ не разработаны технологические процессы для эффективной утилизации ТБО

Тем не менее над этими проектами в разных регионах страны работают зарубежные специалисты (из Кореи и Чехии в Новосибирске, из Германии в Вологде и т. д.). В Казань было поставлено оборудование Hitachi Zosen Inova, являющееся продуктом совместной разработки японских и швейцарских исследователей. Кроме того, еще в Советском Союзе проблемами переработки ТБО занимались отраслевые НИИ, и некоторые из них работают над этими вопросами и сейчас.

Вложенные файлы

  • Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.doc

Вывоз ТБО законодательство отныне относит к сферам, где он будет коммунальной услугой, а не частью действий по бытовому обслуживанию. Попробуем разобраться, какими правовыми нормами регулируется данная услуга.

Изменения в законе о вывозе ТКО в 2018 - 2019 годах

Основные изменения в порядке обращения с отходами произошли еще в 2017 году, когда появилось собственно понятие твердых коммунальных отходов (ТКО) и было дано распоряжение регионам определить региональных операторов по обращению с ТКО.

Обратите внимание! В ходе 2018 и с начала 2019 года опять появились новые правила в области обращения с ТКО:

  1. С 01.01.2018 введены электронные аукционы, проводимые региональными операторами. По результатам аукционов формируются цены на сбор и транспортировку ТКО (постановление Правительства РФ от 20.10.2017 № 1280).
  2. С 05.01.2019 г. предусмотрен переходный период для переоборудования мест размещения отходов — не имеющие специальной документации старые свалки могут эксплуатироваться без нее до 1 января 2023 года.
  3. В ст. 29.1 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ с 01.01.2019 г. был добавлен пункт 6. Он позволяет региональным властям, если не удалось провести конкурс по выбору регионального оператора, назначить таковым другого регионального оператора, действующего в данном субъекте РФ, либо другую организацию с лицензией на вывоз отходов.
  4. В 2019 г. в отношении определения нормативов и лимитов отменен различный подход к малому и крупному бизнесу. Теперь применимость конкретного правила к предприятию определяется отнесением его к той или иной категории, определяемой по степени негативного воздействия на окружающую среду (см. ст. 4.2 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Так, предприятие I категории определяет нормативы на основании комплексного экологического разрешения.

С кем заключается договор о сборе и вывозе ТКО

Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 9 закона № 89-ФЗ для обращения с отходами нужно иметь лицензию. Ее может получить как организация, так и ИП.

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, уточняется, что договор заключается с потребителями, к которым относятся:

  • собственник помещения в МКД, в т.ч. нежилого;
  • собственник жилого дома/домовладения;
  • арендатор/наниматель жилья.

Договор также может быть заключен с организациями, представляющими интересы указанных потребителей:

  • управляющей компанией;
  • товариществом / кооперативом собственников жилья;
  • организацией, в т. ч. некоммерческой, представляющей интересы собственников частных домов.

Другими собственниками ТКО могут быть ИП и фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

На собственников ТКО, в свою очередь, возлагается обязанность по заключению договора с мусоровывозящей организацией (см. письмо Минприроды «О реализации положений Закона № 89-ФЗ» от 29.11.2018 № 12-50/09872-ОГ).

Важно! Вывозить отходы своими силами собственники отходов — юрлица (и предприниматели) вправе, только если имеют лицензию на вывоз отходов.

Обратите внимание! На общедомовые нужды услуги по обращению с ТКО не предоставляются (п. 148 (29) правил № 354).

Кто может стать региональным оператором

Согласно п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ статус регионального оператора присваивается организации, выигравшей конкурс, организованный органом исполнительной власти субъекта РФ по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила).Участвовать в конкурсе может только юридическое лицо (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ). Для этого юрлицо должно соответствовать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированным в РФ;
  • иметь лицензию на все виды деятельности, связанные с отходами;
  • не иметь долгов перед ФНС и не находиться под процедурами конкурсного производства или ликвидации;
  • предоставить безотзывную банковскую гарантию, действующую 1 год со дня подписания соглашения с последующей пролонгацией;
  • нанять в качестве руководителей или членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера людей, не имеющих неснятой/непогашенной судимости.

Участник конкурса отправляет письменную, запечатанную в конверт заявку, в которой содержатся:

  • свежая выписка из ЕГРЮЛ;
  • приказ о назначении заявителя на должность, дающий ему право действовать от имени и в интересах организации, - т. е. документ, подтверждающий правомочность;
  • копии учредительных документов, заверенные подписями руководства;
  • решение об одобрении крупной сделки, если таковое должно быть по закону или учредительным документам, и т. д.

Порядок вскрытия конвертов, их рассмотрения, оценки, сопоставления подробно регламентирован в Правилах.

Выигрывает конкурс фирма, приславшая заявку с наиболее выгодными условиями исполнения соглашения.

Договор о вывозе ТКО для жильцов частного сектора

В настоящее время региональные операторы в субъектах РФ определены.

Обратите внимание! Согласно письму Минстроя от 30.12.2016 № 45067-АЧ/04 в одном субъекте РФ может быть избрано несколько региональных операторов, которые могут сами оказывать весь комплекс услуг либо привлекать на помощь других операторов. В любом случае эти организации должны заключить договоры с потребителями — жильцами МКД или частных домов.

Договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (п. 148 (1) правил № 354).

Форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — правила № 1156).

В нем должны указываться:

  • время и место его заключения;
  • наименование регионального оператора, Ф.И.О. его официального представителя с указанием должности;
  • Ф.И.О. потребителя, его паспортные данные;
  • предмет договора: услуги, оказываемые региональным оператором, обязанность потребителя по их оплате, объем, способ и периодичность вывоза ТКО, способ складирования ТКО (мусоропроводы, контейнеры и т. д.),
  • дата начала оказания услуг;
  • срок и порядок оплаты по договору;
  • права, обязанности, ответственность сторон и т. д.

Договор заключается в 2 экземплярах.

Порядок обращения с ТКО

В правилах № 1156 поименованы услуги по обращению с ТКО и приведены существенные условия договоров на их оказание. Это услуги:

  • по сбору и транспортированию отходов;
  • обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Особенности предоставления названных услуг в соответствии с правилами №1156 отражены в нашей таблице.

Услуги по сбору и транспортированию отходов

Услуги по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО

договором определяется место сбора и складирования отходов в соответствии со схемой, утв. органом исполнительной власти

приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки ТКО

региональный оператор вывозит, в том числе, крупногабаритные отходы в соответствии с законодательством и по заявкам потребителей

при обработке ТКО отходы I и II классов опасности извлекаются, не допускается их попадание на объекты захоронения ТКО

ответственность за обращение с ТКО несет региональный оператор с момента погрузки отходов в мусоровоз

операторы, обезвреживающие и утилизирующие ТКО в зоне работы регионального оператора, заключают с последним договор и т. д.

субъекты РФ могут вменить потребителям обязанность по разделению ТКО по видам и их раздельному складированию

Обратите внимание! Согласно п. 39 правил № 1156 договор на утилизацию ТКО можно заключать не только с региональным оператором, но и с имеющими такую лицензию ИП и организациями.

Итак, законодательство о вывозе ТБО в 2018 - 2019 годах содержит целый ряд новаций, в его развитие и закрепление принимаются нормативные акты на всех уровнях. Внедрение новой системы сбора, транспортировки, утилизации ТКО происходит в настоящее время и будет продолжаться до конца 2019 года.

Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 26 января 2015 г. N 05-01-06-23/5 "Об утверждении Регламента взаимодействия между участниками эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, расположенных на территории Юго-Западного, Западного, Северного, Юго-Восточного, Северо-Восточного, Центрального, Восточного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов города Москвы"

Во исполнение п. 11.2 протокола от 24 июля 2014 года N 18-21-139/4 заседания Штаба по координации работ по благоустройству дворовых территорий, приведению в порядок подъездов и капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы, по рассмотрению вопросов выполнения программы локальных мероприятий, подготовке объектов городского хозяйства к эксплуатации в осенне-зимний период 2014-2015 гг.:

1. Утвердить одобренный на Научно-техническом совете Департамента (протокол от 05.09.2014 N 04-09/14) Регламент взаимодействия участников эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного, Западного, Северного, Юго-Восточного, Северо-Восточного, Центрального, Восточного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов города Москвы ().

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Департамента Самсонова А.М.

5.8. Сбор мусора, подлежащего уборке с дворовых территорий, ГБУ Жилищник, ГКУ ИС осуществляют в отдельные контейнеры/ .

Сбор мусора, подлежащего уборке с дворовых территорий, в контейнеры/бункеры Исполнителя не допускается.

5.12. АТИ руководствуется реестром мест сбора отходов при осуществлении систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов внешнего благоустройства города.

5.13. ИЖН руководствуется реестром договоров на вывоз отходов при осуществлении систематического наблюдения (мониторинга) за деятельностью Управляющих компаний.

6. Порядок ведения реестра договоров на вывоз отходов

6.2. Управляющая компания, заключившая с Арендатором Договор на вывоз отходов, обязана заключить Договор на вывоз отходов с Исполнителем, либо с иной в объеме, указанном в Договоре на вывоз отходов с Арендатором.

6.3. ГКУ ИС района ежемесячно в течение 3-х рабочих дней, следующих за отчетным месяцем, представляет в Дирекцию заказчика Реестр договоров на вывоз отходов, составленный по форме, установленной в к настоящему Регламенту.

6.4. Дирекция заказчика ежемесячно в течение 5 (пяти) рабочих дней, следующих за отчетным месяцем, обобщает сведения, полученные от Управляющих компаний, ГБУ Жилищник, формирует сводный реестр договоров на вывоз отходов, составленный по утвержденной форме ( к настоящему Регламенту) и направляет его АТИ, Государственному заказчику и Исполнителю.

7. Порядок информационного взаимодействия при обращении с отходами по государственному контракту

7.1. Управляющим компаниям, получающим субсидию на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Субсидия) и подписавшим с Государственным заказчиком , услуги по вывозу отходов в пределах утвержденных норм накопления ТБО и КГМ, Исполнитель обязан оказывать бесплатно.

7.2. Государственный заказчик в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней до начала оказания услуг обязан направить Исполнителю уведомление о дате начала оказания услуг Управляющей компании и представить ему заверенную копию Соглашения с приложениями.

7.3. Управляющая компания обязана направлять, не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала оказания услуг, Государственному заказчику уведомление с приложением 2 (двух) оригинальных экземпляров Адресных перечней мест сбора ТБО и КГМ, подписанных ГКУ ИС и Исполнителем в случаях:

Изменения численности жителей по состоянию на 1 (первое) число отчетного месяца;

Принятия или выхода из управления МКД;

Перехода МКД из управления от одной Управляющей компании к другой;

Изменения сведений об адресе места сбора отходов;

Прекращения получения бесплатных услуг в соответствии с п. 4.4 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 13.09.2012 N 485-ПП, либо по решению суда;

Прекращения получения бесплатных услуг при выходе из управления Управляющей компании МКД, если в управлении данной Управляющей компании находился один МКД.

7.4. Государственный заказчик обязан, не позднее 5 (пяти) рабочих дней до начала оказания услуг, уведомить Исполнителя о состоявшихся изменениях и представить заверенные копии актуальных Соглашений с приложениями.

7.5. Исполнитель обязан оказывать услуги Управляющим компаниям в объемах и сроках, установленных Соглашениями и уведомлениями Государственного заказчика.

7.6. Управляющие компании, не являющиеся получателями бесплатных услуг (), Арендаторы, а также ГБУ Жилищник и/или ГКУ ИС, организуют обращение с отходами за счет собственных средств.

8. Порядок вывоза твердых бытовых отходов

8.1. Исполнитель/Мусоровывозящая организация вывозит ТБО ежедневно согласно Графику вывоза ТБО.

8.2. Пользователи обязаны: осуществлять сбор в контейнеры только ТБО, не допускать попадания в контейнеры отходов I-III класса опасности, а также мусора, подлежащего уборке с дворовых территорий.

8.3. В месте сбора отходов грузчик-экспедитор и/или водитель Исполнителя/Мусоровывозящей организации должен произвести визуальный осмотр контейнеров с отходами. В случае нахождения среди отходов опасных отходов (I-III класса опасности), грузчик-экспедитор и/или водитель должен(ы) зафиксировать данный факт путем составления соответствующего акта, который подписывается грузчиком-экспедитором и водителем . Информация об обнаружении опасных отходов (I-III класса опасности) незамедлительно передается в диспетчерскую службу Исполнителя/Мусоровывозящей организации. Обнаруженные опасные отходы подлежат обезвреживанию и/или размещению в соответствии с действующим законодательством.

8.4. Грузчик-экспедитор и/или водитель производит уборку отходов, просыпавшихся при их выгрузке из контейнера (бункера) в спецтранспорт. После грузчик-экспедитор обеспечивает установку контейнера ТБО (бункера КГМ) на место сбора отходов.

8.5. Выполнив вывоз ТБО (КГМ) из мест сбора отходов, в соответствии с маршрутным графиком, экипаж спецтранспорта транспортирует отходы по заранее утвержденному маршруту до объекта сортировки/перегрузки/размещения/обезвреживания.

8.6. В случае рассыпания отходов во время их транспортирования экипажем спецтранспорта проводится уборка рассыпавшихся отходов.

8.7. В случае обнаружения в спецтранспорте во время транспортирования ТБО опасных отходов (I-III класса опасности), экипаж спецтранспорта должен зафиксировать данный факт путем составления соответствующего акта, который подписывается грузчиком-экспедитором и водителем спецтранспорта и принять необходимые меры. Информация об обнаружении опасных отходов (I-III класса опасности) незамедлительно передается в диспетчерскую службу Исполнителя/Мусоровывозящей организации. Обнаруженные опасные отходы подлежат обезвреживанию и/или размещению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

8.8. В течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за отчетным месяцем, Управляющие компании обязаны согласовать Исполнителю оказанные услуги путем подписания листа согласования оказанных услуг по обращению с ТБО в пределах нормы накопления ТБО, составленный по форме, установленной в Соглашении.

8.9. Управляющие компании передают подписанный лист согласования к реестру оказанных услуг по обращению с ТБО Исполнителю для направления Государственному заказчику.

8.10. Управляющая компания вправе указывать наличие замечаний в листе согласования к реестру оказанных услуг по обращению с ТБО исключительно в случае приложения к нему акта выявленных нарушений, оформленного в точном соответствии с требованиями, установленными в Соглашении. В случае отсутствия надлежащим образом составленного акта выявленных нарушений, Управляющая компания подписывает лист согласования к реестру оказанных услуг по обращению с ТБО без замечаний.

9. Порядок вывоза крупногабаритного мусора

9.1. Исполнитель вывозит КГМ из бункеров по заявке на вывоз КГМ (далее - Заявка).

9.2. Управляющие компании направляют Исполнителю письмо со списком представителей, уполномоченных подавать от их имени Заявки, с указанием Ф.И.О., номера контактного телефона и адреса электронной почты, с которых направляются Заявки Исполнителю.

9.3. Заявка должна: - быть оформлена по форме, установленной в к настоящему Регламенту; - иметь порядковый номер, дату и время подачи; - быть заверена печатью Управляющей компании и подписана уполномоченным лицом (); - быть направлена на электронную почту Исполнителя.

9.4. Заявки направляются Исполнителю не позднее 16:00 часов дня, предшествующего дню исполнения данной заявки. Заявки, поданные после 16:00 часов дня, исполняются, как Заявки, полученные на следующий день.

9.5. Заявка выполняется Исполнителем в течение дня, следующего за днем получения Заявки, с учетом настоящего Регламента.

9.6. Управляющие компании при сборе КГМ в бункеры должны осуществлять жесткий контроль за недопущением попадания в бункеры строительных отходов и мусора, подлежащего уборке с дворовых территорий, и наполнения бункера выше его верхней кромки.

9.7. Исполнитель ежемесячно оказывает Управляющим компаниям услуги по вывозу КГМ в объеме 1/12 среднегодовой нормы накопления КГМ, утвержденной Правительством Москвы.

9.8. В течение 3 (трех) рабочих дней месяца, следующего за отчетным, Управляющие компании обязаны согласовать Исполнителю оказанные услуги путем подписания листа согласования к реестру оказанных услуг по обращению с КГМ в пределах нормы накопления, составленного по форме, утвержденной в Соглашении и акта сверки оказанных услуг, составленного по утвержденной форме ( к настоящему Регламенту).

9.9. Управляющая компания вправе указывать наличие замечаний в листе согласования к реестру оказанных услуг по обращению с КГМ строго при наличии приложения к нему акта выявленных нарушений, оформленного в точном соответствии с требованиями, установленными в Соглашении.

В случае отсутствия надлежащим образом составленного акта выявленных нарушений, Управляющая компания подписывает лист согласования к реестру оказанных услуг по обращению с КГМ без замечаний.

9.10. Управляющие компании передают подписанный лист согласования к Реестру оказанных услуг по обращению с КГМ Исполнителю для его направления Государственному заказчику.

9.11. В случае невыполнения требований настоящего Регламента, Исполнитель вправе не исполнять Заявку. Представители Исполнителя и Управляющей компании должны незамедлительно составить соответствующий акт, в котором указывается факт прибытия спецтранспорта и причины неисполнения Заявки, а также возможные мероприятия и сроки для разрешения данной ситуации.

9.12. Исполнитель обязан производить уборку мусора, просыпавшегося при погрузке бункера и/или перегрузке КГМ, в спецтранспорт.

10. Информация об ответственности участников обращения с отходами

10.1. АТИ, при выявлении правонарушений при обращении с отходами, руководствуясь реестром мест сбора отходов, реестром договоров на вывоз отходов, представленных в установленном порядке ГКУ ИС и/или ГБУ "Жилищник", привлекает к административной ответственности за нарушение Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве:

10.1.1. Мусоровывозящие организации и Исполнителей (соисполнителей):

За срыв графика вывоза отходов от Управляющих компаний, получающих бесплатные услуги по обращению с отходами в пределах норм накопления отходов, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 15 января 2008 года N 9-ПП;

За срыв графика вывоза отходов при исполнении Договоров на вывоз отходов;

За неуборку мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров или загрузке бункера;

За ненадлежащее содержание контейнеров/бункеров: технически неисправное состояние, не покрашены, отсутствует наименование Исполнителя, времени вывоза ТБО, контейнеры не оборудованы плотно закрывающейся крышкой.

10.1.2. Управляющие компании:

За навалы мусора, в том числе по причине отсутствия Договора на вывоз отходов;

За несвоевременную очистку контейнерных и бункерных площадок от ТБО, КГМ, мусора, подлежащего уборке с дворовых территорий;

За отсутствие Договора на вывоз отходов;

За размещение в бункера, установленные для Пользователей, строительных отходов и мусора, подлежащего уборке с дворовых территорий.

10.1.3. ГБУ Жилищник, ГКУ ИС за навалы мусора, подлежащего уборке с дворовых территорий, в том числе по причине отсутствия договоров на вывоз отходов.

10.2. Государственный заказчик привлекает Исполнителей к ответственности за нарушение условий Государственных контрактов в размере и порядке, предусмотренных положениями Государственных контрактов.

Приложение 1
к взаимодействия участников
обращения с отходами при проведении
эксперимента по обращению
с твердыми бытовыми отходами
и крупногабаритным мусором,
образующимися в многоквартирных домах,

ЗАО, САО, ЮВАО, СВАО, ЦАО,
ВАО, СЗАО, ЗелАО

Реестр мест сбора отходов

№ п/п Тип места сбора отходов (контейнерная/ бункерная площадка/ выкаткой контейнер) Адрес места сбора отходов Пользователи контейнерной/бункерной площадки Размеры контейнерной/ бункерной площадки Балансодержатель места сбора отходов Количество контейнеров/ бункеров Принадлежность контейнеров/ бункеров
Жители МКД, Управляющая компания, которых участвует в эксперименте Жители МКД, Управляющая компании, которых не участвует в эксперименте Арендаторы нежилых помещений МКД Арендаторы отдельно стоящих зданий
Наименование Норма накопления Наименование Норма накопления Наименование Норма накопления Наименование Норма накопления
1
2
...

Приложение 2
к взаимодействия участников
обращения с отходами при проведении
эксперимента по обращению
с твердыми бытовыми отходами
и крупногабаритным мусором,
образующимися в многоквартирных домах,
расположенных на территории ЮЗАО,
ЗАО, САО, ЮВАО, СВАО, ЦАО,
ВАО, СЗАО, ЗелАО

Реестр договоров на вывоз отходов

№ п/п Наименование Управляющей компании/ Арендатора/ ГБУ Жилищник/ ГКУ ИС Наименование Мусоровывозящей организации Дата и номер Договора на вывоз отходов Адрес места сбора отходов Количество, принадлежность контейнеров/ бункеров, установленных в месте сбора отходов Объем контейнера/ бункера Вывезено в отчетном месяце
ТБО КГМ Смет

Приложение 3
к взаимодействия участников
обращения с отходами при проведении
эксперимента по обращению
с твердыми бытовыми отходами
и крупногабаритным мусором,
образующимися в многоквартирных домах,
расположенных на территории ЮЗАО,
ЗАО, САО, ЮВАО, СВАО, ЦАО,
ВАО, СЗАО, ЗелАО

Договор поручения

безвозмездный

г. Москва «__» _______________ 201_ г.

Именуемое

в дальнейшем «Доверитель», в лице ______________________________________,

действующего на основании _______________________________________________

_________________________________________________________________________

(устава и договора управления многоквартирным домом и/или,

договора на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома)

с одной стороны, и _____________________________________________________,

именуемое в дальнейшем «Поверенный», в лице ____________________________,

действующего на основании ______________________________________________,

с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», и каждый в отдельности

«Сторона», с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской

Федерации, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Настоящий договор регулирует отношения Сторон по

безвозмездному предоставлению посреднических услуг, где Доверитель

поручает, а Поверенный обязуется безвозмездно совершить от имени

Доверителя следующие юридические действия:

Производить сбор ТБО и КГМ в соответствующие контейнеры и бункеры

в местах накопления отходов, месторасположение которых определено

согласно приложениям N 1 и N 2 к Соглашению об участии в эксперименте по

обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах,

расположенных на территории __________________ АО г. Москвы, заключенному

Обеспечить беспрепятственный доступ ______________________________

(наименование Исполнителя) к контейнерам и бункерам для оказания услуг;

Согласовывать оказание _____________________________ (наименование

Исполнителя) услуг, в порядке, установленном п. 3.1 - п. 3.2 Соглашения;

Составлять и направлять ____________________________ (наименование

Исполнителя) Заявки на вывоз КГМ;

Представлять __________________________ (наименование Исполнителя)

заполненные и подписанные: Лист согласования оказанных услуг по обращению

с ТБО и Лист согласования оказанных услуг по обращению с КГМ составленные

по формам, установленным в соответствии с приложением N 3 и N 4 к

течение 3 (трех) рабочих дней месяца, следующего за отчетным.

2. Исполнение поручения

2.1. Поверенный обязан исполнять данное ему поручение в

соответствии с указаниями Доверителя. Указания Доверителя должны быть

правомерными, осуществимыми и конкретными.

2.2. Поверенный вправе отступить от указаний Доверителя, если по

обстоятельствам дела, это необходимо в интересах Доверителя и Поверенный

не мог предварительно запросить Доверителя, либо не получил в разумный

срок ответа на свой запрос. Поверенный обязан уведомить Доверителя о

допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным.

3. Обязанности поверенного

3.1. Исполнить данное ему поручение. Передоверие исполнения

поручения другому лицу не допускается.

3.2. Сообщать Доверителю по его требованию все сведения о ходе

исполнения поручения.

3.3. Передавать Доверителю без промедления все полученные документы

(надлежащим образом заверенные копии), подписанные по исполнению

поручения.

3.4. По исполнении поручения или при прекращении настоящего

договора до его исполнения без промедления возвратить Доверителю

доверенность, срок действия которой не истек.

4. Обязанности доверителя

4.1. Не позднее 3 (трех) дней с даты подписания настоящего Договора

выдать Поверенному доверенность на совершение юридических действий,

предусмотренных настоящего договора.

4.2. Без промедления принять от Поверенного все исполненное им в

соответствии с настоящим Договором.

5. Прекращение договора

5.1. Настоящий договор может быть прекращен в любой момент действия

на основании одностороннего решения любой из Сторон. Сторона,

отказывающаяся от исполнения обязательств, возложенных настоящим

договором, должна в письменном виде уведомить другую Сторону и __________

(наименование Исполнителя) о прекращении настоящего договора не позднее

чем за 1 (один) календарный месяц до предполагаемой даты прекращения

обязательств, предусмотренных настоящим договором.

6. Срок действия договора

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания

Сторонами.

6.2. Условия настоящего Договора применяются к отношениям Сторон,

возникшим между ними с 01.01.201__ г.

6.3. Настоящий Договор действует до окончания срока действия

Соглашения.

7. Внесение изменений в договор

7.1. Внесение изменений в настоящий Договор производится в порядке

и случаях, предусмотренных действующим законодательством.

7.2. Изменение и дополнение настоящего договора возможно по

соглашению Сторон. Все изменения и дополнения оформляются в письменном

виде путем подписания Сторонами дополнительных соглашений к настоящему

Договору.

8. Дополнительные условия

8.1. Настоящий Договор подписан в двух экземплярах, имеющих

одинаковую юридическую силу для каждой Стороны.

8.2. Во всем, что не оговорено в настоящем Договоре, Стороны

руководствуются действующим законодательством.

9. Реквизиты и подписи сторон

9.1. Доверитель: 9.2. Поверенный:

От Доверителя: От Поверенного:

_____________________ _____________________

/___________________/ /___________________/

Приложение 4
к взаимодействия участников
обращения с отходами при проведении
эксперимента по обращению
с твердыми бытовыми отходами
и крупногабаритным мусором,
образующимися в многоквартирных домах,
расположенных на территории ЮЗАО,
ЗАО, САО, ЮВАО, СВАО, ЦАО,
ВАО, СЗАО, ЗелАО

в _________________________________

наименование Исполнителя

___________________________________

адрес электронной почты Исполнителя

___________________________________

телефон Исполнителя

Дата подачи заявки: __.__.20__ г.

Заявка на вывоз КГМ

Управляющей компании _______________________________________________

наименование управляющей компании

района ________________________________ _________________________________

наименование района наименование округа

административного округа

Примечание 1: Заявка на вывоз КГМ подается Исполнителю с 8.00 до 16.00.

Примечание 2: Вывоз КГМ осуществляется с 7.00 до 23.00 даты указанной в заявке, но не ранее даты, следующей за датой подачи заявки.

от Управляющей компании:

______________________ _________________________ ____________________

должность ФИО подпись, МП

Приложение 5
к взаимодействия участников
обращения с отходами при проведении
эксперимента по обращению
с твердыми бытовыми отходами
и крупногабаритным мусором,
образующимися в многоквартирных домах,
расположенных на территории ЮЗАО,
ЗАО, САО, ЮВАО, СВАО, ЦАО,
ВАО, СЗАО, ЗелАО

сверки оказанных услуг по вывозу крупногабаритного мусора (КГМ)

за период с _________________ 2014 г. по ___________________ 2014 г.

Заказчик (Управляющая компания): ___________________________________

От Исполнителя: От Заказчика (Управляющая компания):

___________/_______________/ ___________/_______________/

Обзор документа

На территории ряда административных округов г. Москвы проводится эксперимент по обращению с ТБО и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах.

Установлено, что оснащение, содержание мест сбора отходов, а также ведение реестра мест сбора отходов обеспечивается ГКУ ИС или ГБУ "Жилищник". Места сбора отходов должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм. Границы сбора крупногабаритного мусора должны быть обозначены разметкой, нанесенной на асфальтобетонное покрытие. В местах сбора отходов должны быть размещены контейнеры (бункеры) в достаточном количестве, необходимом для сбора мусора в соответствии с действующей нормой их накопления. Исполнитель, заключивший госконтракт на оказание услуг по обращению с ТБО и крупногабаритным мусором, обязан оснащать места сбора мусора в соответствии с реестром. Бункеры должны содержать маркировку с указанием реквизитов владельца, контейнеры - маркировку с указанием реквизитов владельца и времени вывоза отходов.

Запрещается осуществлять сбор мусора, подлежащего уборке с дворовых территорий, в контейнеры исполнителя.

В договоры на вывоз отходов включаются обязательные условия о месте сбора отходов, количестве и принадлежности контейнеров (бункеров), графике вывоза отходов.

Регламентирован порядок информационного взаимодействия при обращении с отходами, а также порядок вывоза ТБО и крупногабаритного мусора.

Что относится к твердым бытовым отходам (ТБО)?

К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы (смешанные ТБО). Такое определение соответствует зарубежному термину "твердые муниципальные отходы" (Municipal Solid Waste).

ТБО классифицируют по источникам образования, по морфологическому составу, по степени опасности, по направлениям переработки и т.д. Юридической основой для классификации ТБО служит Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который классифицирует отходы по происхождению, агрегатному состоянию и опасности. В ФККО используется термин "Твердые коммунальные отходы" код раздела 91000000 00 00 0 .

Так вот, к твердо-бытовым отходам (ТБО) относится достаточно много разновидностей мусора. Это не только ненужные газеты и бумаги, испортившиеся продукты питания и использованные предметы гигиены, обрывки картона и разбившаяся посуда. Все это просто чаще других видов оказывается в мусорном баке возле вашего дома. В современной классификации к группе твердо-бытовых отходов, которые можно выбрасывать в контейнер, относят древесину, смет (собранная в процессе уборки пыль, мелкий мусор, сигареты и пр.), растительные отходы, пищевые (не жидкие) отходы, текстиль и кожа, резина (к шинам это не относится) и упаковочный материал (из картона, стекла, бумаги, пластмассы), а также полимерные отходы .

Крупногаритный мусор, строительные отходы, жидкость и различные масла, органические останки (собак, например, или любимого хомячка), токсичные и опасные для жизни, а также горючие вещества, различные медицинские и фармацевтические отходы выбрасывать в контейнер категорически нельзя . Вывоз отходов в данных случаях должен осуществляться в индивидуальном порядке, а не попадать в общий бак.

Особенно будьте осторожны с теми отходами, которые представляют опасность. И если вы решили, что выброшенная, например, энергосберегающая лампа или градусник ничем вам не грозит - вы глубоко заблуждаетесь. И то, и другое содержит жидкий металл - ртуть, которая даже в малых дозах крайне опасна для человеческого организма. Так что задумайтесь, прежде чем решиться выбросить в мусор очередную сгоревшую лампочку, которая сэкономила вам электричество, а теперь может стать источником проблем со здоровьем.

Мы часто не задумываемся над тем, что выбрасываем. А ведь вывоз мусора, который мы с вами выкинули в контейнер, производится не каждый день, а значит, возможен риск заражения (если там недопустимые органические отходы) или отравления (токсичными веществами или парами тяжелых металлов), не говоря уж о том, что возможно возгорание или даже взрыв (от присутствия горюче-смазочных материалов, например).

Разработанные правила выброса, а также вывоза и последующей утилизации мусора созданы не для того, чтобы ограничить нас с вами и усложнить нам жизнь. Это необходимо нам самим, для того чтобы сохранить здоровье и не ухудшить и без того неважную экологическую обстановку. Так что, если мусор, который вы собрались выкидывать, на самом деле нельзя выбрасывать в общий контейнер, тогда сделайте доброе дело - обратитесь в соответствующую организацию, занимающуюся вывозом мусора или его непосредственной утилизацией.

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ . Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами , профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Извлечение

Статья 1. Основные понятия
[…]
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
[…]

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия
[…]
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
[…]
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;
[…]
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)» . На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО , под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6-24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ . Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Обработка ТКО;

Обезвреживание ТКО;

Захоронение ТКО;

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы , которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

К СВЕДЕНИЮ

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО , утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО , установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу , которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО , региональные операторы , осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
[…]
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[…]

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога» . Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.