Занятия как основная форма развития речи детей. Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах

СВОЕОБРАЗИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Занятия по развитию речи и обучению грамоте отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Своеобразием многих занятий по развитию речи является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.

Результативность занятий по развитию речи определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

в зависимости от ведущей задачи :

· занятия по формированию словаря (например, осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

· занятия по формированию грамматического строя речи (например, дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа);

· занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

· занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

· занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

· занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала :

· занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

· занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

· занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется :


Близка к этому классификация по дидактическим целям, предложенная А. М. Бородич:

· занятия по сообщению нового материала;

· занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

· занятия по обобщению и систематизации знаний;

· итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

· комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Чаще используются занятия комплексного характера . Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному:

ü связная речь, словарная работа, звуковая культура речи;

ü связная речь, словарная работа, грамматический строй речи;

ü связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки – упражнение на отработку дикции.

Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

По количеству участников можно выделить занятия:

фронтальные,

со всей группой (подгруппой) ,

индивидуальные.

Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Гребенькова Ирина Алексеевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №110», г. Сыктывкар, Республика Коми.
Описание материала: Предлагаю материал по развитию речи детей раннего возраста (1-3 года). Данная учебно-методическая разработка будет полезна методистам, старшим педагогам для проведения семинара по данной теме, а так же воспитателям групп раннего возраста для использования информации в своей работе. Материал разделён на две части и содержит все основные аспекты развития речи детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Во второй части описано развитие речи малышей на занятиях.

Тема: Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над речью детей раннего возраста.
План:
1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей.
2. Особенности организации занятий с детьми раннего возраста.
3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
4. Особенности планирования занятий.
5. Методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей.
Занятия – одна из форм (эффективная и экономная) воспитательного воздействия взрослого на детей, которая в условиях общественного воспитания должна обеспечить характерный для детей раннего возраста темп развития. (Г.М.Лямина)
Преимущество занятий:
-достижение поставленной задачи облегчается чёткой целью,
-отработанная методика,
-возможность подобрать постепенно усложняющийся материал.
На 2-ом году речь является одним из ведущих видов деятельности. Её своевременное развитие обеспечивает совершенствование других видов деятельности. Цель (задача) развития речи ставится в каждом занятии. Основная линия педагогики 2-го года жизни состоит в развитии у детей определённых функций и умений, в подготовке к будущему восприятию системы знаний и навыков. Не научит взрослый ребёнка на занятии, как использовать сюжетные и дидактические игрушки, - всё бодрствование будет проходить в разбрасывании игрушек, шатании из угла в угол, в капризах. Не разовьёт воспитатель в процессе занятий умение пользоваться словами, подражать речи, выполнять поручения и правила игры – трудно будет организовать его повседневное поведение, увеличить словарь, дать определённые знания, научить соблюдать правила поведения в коллективе.
Основная цель занятий – развить у детей новые умения (и частично знания), которых они в процессе самостоятельной практики, в частности в игре, достигнуть не смогут. Это положение определяет то, что ежедневное количество занятий с детьми 2-го года значительно больше, чем в последующие годы: 3-4 игры и занятия ежедневно (2 в помещении и 1-2 на прогулке), из них одно занятие обязательно по развитию речи и ориентировки в окружающем (так отмечает Лямина Г.М.).

2. Особенности организации занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.
Особенности организации занятий с детьми второго года жизни:
- Занятия носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры.
- С самого начала занятий нами (воспитателями) ставится цель – воспитать у детей определённые правила поведения: не мешать другим, сохранять правильную позу, внимательно слушать и воспринимать показываемое. Соблюдение детьми правил поведения скоро становится привычкой, а результат от выполняемого действия, движения, слова служит источником радости.
- Обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобразием:
Во-первых, у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутствуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания. Во-вторых, несмотря ни на что, у детей раннего возраста высокий уровень обучаемости, то есть процесс обучения начинается задолго до того, как этот вид деятельности становится основным в психическом развитии ребёнка.
- Речевые занятия наиболее сложны для детей, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. При появлении утомления либо привлекают детей к занятию, либо раньше его заканчивают. Важно, чтобы малыши получили от занятия полное удовлетворение.
- Для того, чтобы дети меньше отвлекались на занятии и оно было более эффективным, желательно организовывать его в другом помещении, не там, где играют те, кто не занимается. Это может быть приёмная, хорошо освещённая спальня.
- Важно предусмотреть наиболее удобную позу ребёнка во время занятий, что поможет ему длительно сохранять внимание. Сидя на полу, дети часто играют, поэтому у них плохо вырабатывается дифференцировка, что во время занятий нужно вести себя иначе, чем во время игры. Они вскакивают, расползаются, хватают игрушки, отвлекаются. Сидение на ковре с вытянутыми ногами – поза не удобная, дети быстро утомляются. естественно они пытаются её изменить, и в этот момент мешают другому ребёнку. Если детей начала 2-го года усаживают во время занятия на стульчики полукругом на некотором расстоянии от воспитателя, они срываются с места и бегут к ней, как только она начинает показывать картинку или игрушку. Поза ребёнка этого возраста, без опоры на стол, часто бывает неправильна. Лучше всего проводить занятия за сдвинутыми столами, тем самым ненавязчиво и с самого начала ограничив желание ребёнка встать и схватить показываемую игрушку.
- Длительность занятий на 2-ом году жизни варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей. В этом возрасте наряду с лёгкой утомляемостью и отвлекаемостью у детей отмечается недостаточная подвижность нервных процессов. Она выражается в длительных латентных периодах речевых ответов, частых ответах-последействиях, постепенном нарастании активности ребёнка в ходе занятия. Исследование показало, что у ребёнка начала второго года латентный период, предшествующий речевым ответам, достигает иногда 20-30 и более секунд.
- Число детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым они будут работать. Объединение детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребёнок готов к обучению (умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого).
Число детей, участвующих в занятии зависит от возраста детей и от вида занятия, от степени освоенности умения (чем меньше сформировано то или иное умение, тем меньшее число детей участвует в занятии).
- Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными, необременительными. Наряду с новым материалом желательно использовать то, что уже знакомо детям.
- На занятиях закрепляются те знания, которые осваиваются во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т.д. Чем содержательнее повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.
- Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым.
Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но, разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть.
Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.
Способность подражания у ребёнка должна быть развита настолько, чтобы он смог легко повторить новое слово за взрослым и, как говорят, «с ходу» внести это слово в свой активный словарь.

Особенности организации занятий с детьми третьего года жизни:
На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи развивается познавательная активность. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те знания, которые ребёнок не может освоить самостоятельно. Занятия должны носить преимущественно проблемный характер, что:
- во-первых, обеспечивает их развивающий характер,
- во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие,
- в-третьих, создаёт особый интерес к приобретению знаний.
В результате чего на третьем году жизни интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.


3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
В каждой программе раздел «Развитие речи» представлен разными авторами, которые предлагают несколько различные виды занятий по развитию речи, методы и приёмы работы над развитием речи, но в общем содержание работы и показатели, к которым стремимся, методика занятий в принципе сильно не отличается, т.к. все учёные опираются на разработки классиков, основоположников и основателей педагогики раннего возраста Тихееву Е.И., Аксарину Н.М., Петрову В.А.
Так, Павлова Л.Н. Выделяет 4 вида занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим в раннем возрасте:
1. Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);
2. Инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
3. Рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображённого сюжета);
4. Чтение художественной литературы и сказок.
Занятия, представленные в вышеуказанной последовательности, отражают разную степень отвлечённости мышления (познания окружающего мира), которой ребёнок постепенно начинает овладевать на втором году жизни.
Как же реализуется эта модель познания окружающего?
ознакомление с реальной действительностью > отражение реального мира в игрушке > плоскостное изображение реальных предметов и игрушек > слово (литература и фольклор представляют наиболее высокую форму отвлечённого отражения и познания окружающего).
Исходя из этого, наглядные средства обучения с детьми раннего возраста целесообразно использовать в следующей последовательности:
- предметы домашнего обихода, живые и неживые объекты,
- игрушки,
- картинки,
- книги.
Для развития детей третьего года используют те же методы и приёмы, что и в работе с детьми второго года жизни, а именно:
- наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы;
- инсценирование с помощью игрушек;
- рассматривание картинок;
- знакомство с произведениями худ. литературы.
В работе с детьми этого возраста их целесообразно сочетать (использовать вместе на одном занятии). Это возможно потому, что дети уже способны воспринимать новое с большей степенью отвлечённости, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем.

5. Методика проведения занятий по развитию речи и ознаком лению с окружающим.
Методика занятий имеет свою специфику и определяется: психологическими особенностями этого возраста и особенностями развития речи на данном возрастном этапе. Детей второго года жизни необходимо научить различать в процессе занятий задания, направленные на развитие понимания и активной речи и давать на каждое свой тип ответов
Структура занятия с детьми в возрасте 1-2 года
Занятия по развитию речи могут состоять из трёх частей. Так, занятие можно начать и закончить упражнениями на слуховое внимание и подражание. Воспитатель по-разному интонируя, произносит знакомые слова, которые могут потребоваться по ходу занятия, при чтении четверостиший, потешек, детей побуждает прислушаться, повторить образец, последние слова стихотворения. Основная же часть занятия состоит из показа предметов, картинок.
Структура занятия с детьми в возрасте 2-3 лет
Дети, посещающие детский сад второй год уже хорошо умеют заниматься. Однако психические процессы (память, внимание) у них несовершенны. Поэтому в этом возрасте важна эмоциональная установка на предстоящее занятие, что повышает его эффективность. Первое напоминание о предстоящем занятии служит сигналом для наведения порядка в игровом материале. Повторная установка уже на самом занятии («Начинаем заниматься…») мобилизует внимание, интерес детей, побуждает их принять рабочую позу и соблюдать другие правила поведения на занятии. Занятие нельзя превращать в урок. Прямые обучающие приёмы: показ образца, показ способа действия, объяснение – сочетаются с использованием игровых. Занятие иногда может начинаться с элементов сюрпризности, в нём могут участвовать любимые детьми сказочные персонажи. Часть занятий проходит в форме дидактических игр и игр-драматизаций (инсценировок с игрушками). Не все занятия проходят за столами. Воспитанию звуковой культуры речи может быть посвящено целое занятие, но чаще всего упражнения на воспитание звуковой культуры речи проводятся как часть занятия по развитию речи и ознакомления с окружающим, занимая 3-4 минуты. Особое внимание следует уделить развитию артикуляции: при достаточной педагогической работе дети этого возраста быстро овладевают правильной артикуляцией, способны произносить почти все звуки (как правило, трудность вызывают шипящие и сонорный звук «р»).
Ошибки при формировании и расширении словаря детей:
- формальный подбор слов на занятии без учёта особенностей их усвоения;
- чаще всего содержанием словарной работы являются существительные, прилагательные, в лучшем случае – глаголы. Недостаточно уделяется внимания работе над другими частями речи, что затрудняет в дальнейшем решение задачи развития связной речи;
- не всегда конкретизируются задачи словарной работы (обогащение, закрепление, активизация словаря). Рекомендуется составлять примерные словарики (объединение слов в группы);
- отсутствие взаимосвязи в работе на занятиях и в повседневной деятельности;
- мало проводится индивидуальной работы с детьми с учётом уровня освоения ими словаря;
- формальный подход в подборе методов и приёмов словарной работы. Это связано с тем, что не учитывается сущность самой работы.
В исследованиях В.И.Логиновой выделяется 3 направления словарной работы во всех возрастных группах:
1 направление – расширение словаря ребёнка на основе ознакомления с окружающим опирается на рано возникающую у детей способность к восприятию, выделению и различению предметов, на основе которой и формируется представление об окружающем. Эти представления отражаются, закрепляются в слове. Виды занятий: наблюдение, рассматривание предметов и картинок. Общим в методике этих занятий является организация восприятия предметов и явлений в целом. Приёмы должны способствовать сосредоточению внимания детей на объекте (элемент неожиданности, сюрпризный момент и т.д.). требуется точное выделение предмета и его называние, неоднократное повторение: групповое и индивидуальное.
2 направление – введение слов, обозначающих качества и свойства предметов и явлений – опирается на формирующуюся способность к расчленённому восприятию, выделению отличительных признаков предметов и явлений. В процессе ознакомления с особенностями предметов у детей формируются сенсорные способности, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение. Главное в этих занятиях – организация активной деятельности детей и прежде всего обследовательских действий, направленных на вычленение качеств, свойств при ознакомлении с предметами. Руководство обследовательскими действиями требует точных указаний воспитателя о том, что нужно сделать ребёнку, чтобы вычленить качество или свойство и это закрепить в слове. Здесь важно помнить принцип взаимосвязи сенсорного и речевого развития. Чем активнее ребёнок будет действовать с предметом, тем больше его признаков он вычленит, а значит, больше узнает новых слов.
3 направление – введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. На третьем году жизни на основе элементарного сравнения предметов и выделения их сходства по назначению вводятся в словарь детей простейшие понятия (игрушки, посуда, одежда, транспорт, фрукты и т. д.
Совершенствуя грамматический строй речи, взрослый побуждает употреблять существительные во всех падежных формах, в единственном и во множественном числе, а глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Когда дети слышат незнакомое слово, взрослый объясняет его смысл, сочетая с другими, знакомыми словами и ставя в разные грамматические формы.
Занятия с детьми с задержкой речевого развития
Занятие состоит из 3-х частей. Для каждой части требуется новый вид деятельности, что, с одной стороны, не вызывает у ребёнка утомления, с другой – помогает ему длительное время сосредоточенно заниматься.
Известно, что движения рук, а именно пальцев, стимулирует речевое развитие ребёнка, поэтому рекомендуется в первой части занятия предлагать задание, направленное на совершенствование движений рук. Вторая часть занятия посвящается работе с картинками, содержание которых должно соответствовать уровню развития понимаемой ребёнком речи. Следует использовать специальные задания для называния изображений предметов и сюжетные картинки для развития понимания речи. Проводя занятия, следует применять разнообразные методы для активизации деятельности ребёнка, предлагая ему разные задания: «посмотри», «возьми», «спрячь», «найди», «дай мне» и т. д. Третья часть занятия посвящена развитию какой-либо деятельности ребёнка. Для её проведения используют игры: лото, игры с парными картинками, простой конструктор. Игра проводится так, что взрослый и ребёнок в ходе её должны постоянно общаться.
Факторы, повышающие эффективность обучения:
1. Чередование различных приёмов обучения (пояснений, указаний, показов) с игровыми заданиями.
2. Сочетание хоровых ответов с индивидуальными.
3. Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.п.)
4. Использование самых разнообразных заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.
5. Заинтересованность, мотивация.

Литература:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.
2. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.
3. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
4. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981.

Виды занятий по развитию речи.

1.Вступление.

Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой).
Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний учителя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.
В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение.
Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Света Рыбина
Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах»

Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает важное место в развитии ребёнка . Только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребёнка затрудняет общение.

Поэтому, задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объём речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах . «Программа воспитания и обучения в детском саду» включает следующие виды работы по развитию речи на специальных занятиях :

а) воспитание звуковой культуры речи детей ;

б) обогащение словаря;

в) формирование грамматических навыков;

г) обучение связной речи - монологу и диалогу - в связи с ознакомлением с окружающим : с бытовой и производственной деятельностью людей,

с природой, с общественной жизнью.

д) в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.

Поэтому занятия по развитию речи в детском саду должны быть тщательно подготовлены. Для этого существуют дидактические требования. Прежде всего каждое занятие должно определяться задачами, содержанием и местом в системе других занятий и иметь связь с другими видами деятельности, методы и приёмы обучения.

Для организации занятия необходимо придумать структуру и ход, а также необходимо подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Материалы должны соответствовать возрастным возможностям умственного и речевого развития детей . Занятия поддерживаются игровыми моментами и красочными материалами. Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателями и детьми, психическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятий должна быть четкой , определяются три части :

Вводную;

Основную;

Заключительную.

Вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия , создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста .

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель- закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия . Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь , а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Большое внимание уделяется, правильности организации занятия . Занятие должно отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям. Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях , в играх, труде, в общении в быту.

Определяются приёмы работы с детьми при планирование занятия . Они могут быть разнообразны по степени сложности (степени абстрагирования) :

Восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки) ;

Использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы) ;

Словесные приемы - образцы речи воспитателя , художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.

Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, так и уровнем развития речевых навыков , к моменту проведения данного занятия .

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В группе младшего (раннего возраста 2-3 года ) дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе . Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем , чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи .

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятие носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

Во группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) группе продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи речи , проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

1. Развитие словаря . В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи , чтобы у них развивались интерес и внимание к слову

2. Формирование грамматической стороны речи . Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные) .

3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи .

Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.

Занятия в группе младшего дошкольного возраста (3-4 г) по развитию речи проводятся раз в неделю . На каждом занятии , как правило, состоящем из двух-трех частей, решается несколько речевых задач. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи .

Занятия на месяц следует планировать в определенной последовательности : 1-е занятие-по развитию связной речи , воспитанию звуковой культуры речи ; 2-е занятие - по обогащению словаря, обучению связной речи , воспитанию звуковой культуры речи ; 3-е занятие - по формированию грамматических навыков, развитию связной речи , воспитанию звуковой культуры речи .

Последнее занятие месяца должна быть посвящена повторению и закреплению пройденного материала.

В группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характер занятия несколько меняется . Дети начинают осознавать особенности своей речи , например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятия , становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з» ). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами) . Появляются новые виды занятия : экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.

В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения занятия словесного характера : различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы : все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием , но способствует большей самостоятельности детской речи , реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей : используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближается к урокам школьного типа. Длительность

занятий составляет 30 мин . Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста , поэтому надо избегать сухости, дидактизма. Занятие должна проходить непринужденно, живо.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно , одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.

« Речевое развитие дошкольника »

Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей.

Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных .

Причины низкого уровня развития речи:

    Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей, активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания .

    Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

    Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

    Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет.

Компоненты и задачи речевого развития дошкольников

Непременным условием для умственного развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи и речевого общения – одна из главных.

Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

    воспитания звуковой культуры речи,

    обогащения, закрепления и активизации словаря,

    совершенствования грамматической правильности речи,

    формирования разговорной (диалогической речи),

    развитие связной речи,

    воспитания интереса к художественному слову,

    подготовки к обучению грамоте.

На успешное решение этой задачи влияют следующие факторы:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как и общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может осуществляться по–разному.

Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения, его ограниченности, бедности, не насыщенности, ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

4. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.

Качества речи педагога:

    содержательность;

    правильность и разнообразие формы;

    соответствие возрасту;

    словарь воспитателя должен быть богатым и точным;

    речь должна быть безупречна грамматически;

    чистое звукопроизношение;

    четкая дикция;

    орфоэпическая правильность.

    речь должна быть яркой, выразительной;

    необходима богатая мимика;

    приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим;

    воспитателю необходимо обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной;

    воспитателю важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед сотрудниками, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п.

    образцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук, отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями).

Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

6. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Полноценное развитие восприятия может осуществляться тогда, когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое, - это помогает закреплять образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и гибкими.

7. Чтение художественной литературы.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

8. Разучивание стихов.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.

9. Рассказывание стихов руками.

Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.

Анкета для самооценки профессионализма воспитателя

по разделу «Развитие речи»

Ф.И.О. воспитателя ___________________________________________________________________

_____ Общение взрослых и детей;

Культурная языковая среда, речь воспитателя;

Обучение родной речи и языку на занятиях;

Художественная литература;

Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).

Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей

В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением с взрослым?

10.

Какие основные направления работы по развитию речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия?

11.

Укажите основные приемы обучению рассказыванию.

Условия успешного речевого развития

1. В дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для развития речи детей в общении с взрослыми и сверстниками:

Педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Педагоги побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и с взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. П оощряют детское словотворчество.

Экспресс-опрос

    Что является предметом изучения методики развития речи?

1) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;

2)процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых;

3) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных ;

4) развитие речи детей в игровой деятельности;

5) процесс формирования детей дошкольного возраста

Ответ. 5

    Важнейшим источником развития выразительности детской речи является:

1) произведения устного народного творчества;

2) дидактическая игра;

3) личный опыт;

4) наглядный материал

Ответ: 1

    При обучении построению развернутого высказывания у ребенка формируются элементарные знания о:

1) структуре текста (начало, середина, конец);

2) смысловой стороне многозначного слова;

3) ;

4) синтаксисе

Ответ: 1

    Что не относится к словесному творчеству детей?

1) составление творческих пересказов;

2) создание слов-неологизмов;

3) чтение стихотворений наизусть;

4) сочинение стихотворений;

5) сочинение рассказов, сказок.

Ответ. 3

    К словесным методам обучения относятся:

1) демонстрация, беседа, иллюстрация;

2) игра, упражнение, дискуссия;

3) беседа, рассказ;

4) эксперимент, опыт, .

Ответ.3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мнемотехника

Мнемотехника – техника запоминания, происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задание «Составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.

Мы купили кошке,
К празднику – сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.


Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Задание: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Задание: «Скороговорки».

Необходимо произнести скороговорку быстро и слаженно 3 раза подряд.

Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.