Что такое живая природа. Урок на тему «Объекты живой и неживой природы

Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).
Признаки живой природы — рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
Дома выполнять задания-игры на данную тематику:
  • Найти и распечатать картинки живой/неживой природы и предложить ребенку сортировать фотографии, очень хорошо пригодятся картинки из Мира на Ладошке (про животных, жителей морей, природные явления и т.д.)
  • Провести Физминутку:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше
Поговорить, о каком живом объекте природы вы говорили, назовите признаки, по которым этот объект отнесли именно к живой природе. Обсудите, какой неживой объект был в стихе (ветер).

    Обсудить разные живые/неживые объекты и разобрать, почему они к таковым относятся (обсуждать по рисункам). Обыграть и рассмотреть различные ситуации с объектами природы, например, рассказать ребенку, что камень упал и раскололся на 2 части, живой он или нет? Нет. Но ведь был 1, а стало 2? Объяснить, почему такое деление не считается размножением. Камень – это тело природы. А тела в природе могут изменяться. Или вода в реке движется, а ведь она неживая. Движется из-за перепада высот.

  • Послушайте звуки природы и определите звуки живой природы (пение птиц, квакание лягушек и т.д.) и неживой, шум дождя, вой ветра. Можно подобрать картинку с изображением под звук.
  • Рассказать, что дерево – объект живой природы, а бревно или стол из дерева — неживой. Вывод: это предметы, сделанные из объектов природы. Сделать лото: объект природы – вещь, полученная из объекта природы.
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
— он у мамы под крылом.
Назовите объекты живой/неживой природы. Поговорить о роли природы в нашей жизни. Вывод: природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.
  • Отобразить свое настроение на листочках различных деревьев.
  • Прочитайте стихотворение, найдите на картинках объекты, указанные в нем, определите, что относится к живой/неживой природе
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо, светло-голубое,
Солнце светит золотое
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг природа.

2. Возьмите картинки с изображением живой/неживой природы, дополните картинками с изображением домов, машин, одежды, игрушек и т.д. Попросите ребенка разложить на стопочки живая природа, неживая и все остальное в третью стопочку. Когда задание будет выполнено, спросите его, как он думает, что объединяет картинки в третьей стопочке. Если ребенок не сможет сразу ответить, подведите его к мысли, что все, что он отложил в отдельную стопку – это то, что сделал человек: построил дом, сшил одежду, создал транспортное средство и т.д.

Посмотрите, чем жизнь человека в городе отличается от жизни на природе. Обсудить, как сделанные человеком вещи помогают ему в жизни ( ex : одежда защищает от холода, автомобиль помогает быстро передвигатьсяи т.д.).

Задания- игры (для детей умеющих говорить). Такие игры прекрасно подходят для поездки в транспорте, когда карточки не разложишь:

— вы называете предмет из мира человека, ребенок описывает, для чего этот предмет создан (можно еще дополнить из каких веществ – дерево, стекло, металл, пластмасса и т.д.);
— вы просите назвать как можно больше предметов, созданных для того, чтобы сделать человека быстрее (самолет, автомобиль, поезд, самокат и т.д.);
— сильнее (грузовик, экскаватор, подъемный кран и т.д.);
— красивее (девочкам нравится, и список длинный – помада, духи, расческа …);
— улучшить зрение (очки, бинокль, микроскоп).
— можно фантазировать и придумывать предметы с сочетанием разных свойств (например, летающий холодильник для доставки мороженного)
  • Игра в 12 вопросов (с сайта Лены Даниловой) (вы можете выбрать любое число, но мои дети играют и настаивают на 12). Кто-то загадывает предмет (обязательно имя существительное, в единственном числе – вот и повод поговорить о грамматике). Второй, задавая вопросы, пытается угадать задуманное.
Если вы научите ребенка группировать предметы, то и рассказать он сможет о чем угодно, опираясь на признаки групп ы. В ходе игры учите правильно ставить вопросы, каждый новый вопрос должен сокращать число предметов в группе. С самыми маленькими начните игру втроем, папа задумал предмет, а вы вдвоем отгадываете. Например, задумано слово ромашка.
1 вопрос – предмет из мира человека? Нет (делаем вывод – это мир природы) 2 вопрос – предмет относится к живой природе? Да (будем выбирать из групп, принадлежащих живой природе)
3 вопрос – это животное? Нет (тогда продолжаем перечислять неназванные группы живой природы – растения, грибы)
4 вопрос – это растение? Да (теперь покажем, что и эту группу можно разделить на деревья, кусты, травянистые растения) и т.д..

Предложите малышу пофантазировать. Пусть ребенок представит, что он попал в сказочную страну. Пусть ребенок закроет глаза, а вы расскажите ему побольше об этой стране (здесь все зависит от фантазии мамы). Жители этой сказочной страны (можно даже придумать ей название) никогда не слышали о Земле, где живете вы с вашим малышом. Предложите ребенку самому рассказать о вашем доме, природе. Пусть в своем рассказе ребенок расскажет о том, какая природа, животные есть вокруг (живая /неживая природе) и о том, что смог сделать человек и какую пользу приносит это людям, живущим в его «стране».

Если ребенок плохо говорит, то с помощью игрушки (обитателя волшебной страны) задавайте наводящие вопросы, возьмите игрушку с собой на прогулку и пусть ребенок вживую познакомит ее с вашей «страной». Покажет, какие деревья растут, какие вокруг летают птички, растут цветы, какие дома, машины построил человек и т.д.

Цель такого упражнения: развить фантазию, образное мышление, умение группировать явления и понятия.

Предложите ребенку что-нибудь самому изобрести. Пусть это будут самые фантастические изобретения, главное, что бы ребенок сам их придумал и рассказал для чего они. Можно попробовать сделать некоторые из них (если это возможно) или нарисовать, слепить и т.д.

Поговорите с малышом о важности бережного отношения к природе.

Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.

Что шепчет парк…

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: “Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…”

Основная мысль стихотворения в том, что человек собственными руками уничтожает парк, прекрасный уголок природы. И стоит задуматься всем живущим на Земле, что, уничтожая природу, мы губим и свою жизнь, так как мы являемся частью природы.

Щади зверей и птиц,

Деревья и кусты.

Ведь это все слова,

Что царь природы ты.

Ты только часть ее,

Зависимая часть.

Что без нее и мощь твоя

И власть?!

Пришвин “Синий лапоть”, “Лесной хозяин”, “Кладовая солнца”.

Паустовский “Заячьи лапы”, “Мещерская сторона”.

Астафьев “Зачем я убил коростеля”, “Белогрудка”, “Хвостик”

В данной статье мы рассмотрим различия между живой и неживой природой.

В данной статье мы попытаемся максимально подробно предоставить вам информацию о живой и неживой природе. Особенно она будет полезна деткам, которые только начинают познавать этот мир.

Океан, вода, ручей, река: живая или неживая природа и почему?

Природа – это наш окружающий мир, который не создан человеком. Относительно можно разделить природу на две категории: живая и неживая. Чтобы понять отличие между «неживой», и «живой» природой, сначала нужно понять определения и разницу между ними.

Конечно, все объекты, которые относятся к живой природе имеют способность расти, дышать, развиваться. То есть к такой группе относятся: люди, животные, растения и грибы и даже микроорганизмы. Другими словами – это все что украшает мир, придает жизнь и движение Земли. Но без неживой природы, все организмы и растения не смогут существовать, это как будто источник жизни, а для некоторых видов даже место жительства.

Например, вода, река или другие водоемы это объекты неживой природы, и служат отличным жилищем для рыб, водорослей и др. Но все водоемы составляют гидросферу нашей планеты, которая необходима для существования и жизни всех живых объектов.

Реки и ручейки – это артерии нашей планеты, благодаря которым вода наполняет озера и будто циркулирует по земле. В воде обитают многие живые существа, но отдельно водоемы не считаются живым существом, т.к. имеют простейший молекулярный состав, не дышат, не растут и не питаются. К этой группе относят также и другие объекты и явления, например, небо, почва, камни, полезные ископаемые, ветер, радуга, дождь и многие другие сезонные изменения и явления.

Воздух, облака, радуга: живая или неживая природа и почему?

Несмотря на то, что между живой и неживой природой существует теснейшая связь, между ними есть также разница. Живая природа напрямую зависит от неживой, ведь благодаря солнечному свету растут растения, происходит фотосинтез, и солнце является главным источником жизни. Без воды и воздуха, также не может выжить ни одно существо, а почва – это место жизни для многих живых объектов.

Также, к неживой природе можно отнести различные погодные и сезонные явления. Например, радугу можно встретить после дождя летом, облачное небо чаще наблюдается осенью, а зимой – небо затягивает свинцовыми тучами, с которых выпадают снежинки.

Именно из неживой природы и появилась сама жизнь, которая считается первичной. А все что создано нами не принадлежит к объектам первозданной природы. Только с помощью материалов, которые предоставила нам Земля человек смог развить и создать все то, что сегодня имеет.



Отличительными характеристиками неживой природы считается:

  • Неспособность к движению.
  • Неспособность дышать, питаться, размножаться, меняться. Но с годами, многие объекты неживой природы могут менять свое агрегатное состояние. К примеру, камень может стереться в пыль, или, самый простой пример, это циркуляция воды. В качестве дождя выпадает осадками, после того как солнце нагревает почву – вода испаряется, то есть принимает состояние пары. А также, при минусовой погоде, вода приобретает состояние льда или снега.
  • Неспособность расти. Конечно, горы меняются в размере, но увеличиваются они не при помощи деления клеток, как это происходит у живых объектов.

Действующий вулкан: живая или неживая природа и почему?

Конечно, многим вулкан может показаться живым особенно во время извержения. На самом деле – это не так. Вулканы относятся к неживой природе, как минимум, его можно обозначить как самое тонкое место на земной коре.

Извержение происходит из-за дегазации магмы. Принцип извержения напоминает газированную воду или шампанское, которое взболтали перед тем как открыть. А в те места, где земля неплотно прикрыта и выходит лава, иногда с таким давлением, что внутри вулкана образуется кратер.



Вулканы – объекты неживой природы, потому что лава двигается не с помощью собственных возможностей, а из-за скоплений газа внутри. А в процессе движения литосферных плит получаются вулканы, через которые проходит магма наружу. Пока магма под давление поднимается по жерлу вулкана, она нагревается и превращается в лаву. Но бывают случаи когда давление не высокое, и благодаря этому магма подходит только к горлу вулкана.

Солнце, Луна, Земля, планета, небесные тела: живая или неживая природа и почему?

Трудно поверить, но огромное Солнце, которое способно согреть всю планету – это такая же звезда, как и остальные звездочки на небе, но расположена ближе к Земли и именно поэтому, кажется такой огромной. Звезда – это огромный пылающий газовый шар.



Солнце и Луна

От солнечной энергии, напрямую зависит существование всех живых существ и объектов. Но несмотря на то, что солнце выделяет энергию, оно, как и все остальные звезды, небесные тела и планеты, не относятся к живой природе. Ведь для того чтобы различить живой и неживой объект, нужно характеризовать предмет или явление по таким характеристикам:

  • Способность обмениваться информацией, выделать энергию
  • Способность саморазвития, роста
  • Реакция на раздражители
  • Способность размножаться
  • Способность дышать и питаться

Конечно же, все живые организмы имеют все или часть таких характеристик. Неживые же объекты или явления не способны иметь многие из этих функций, но есть и исключения, такие как кометы, Земля, которая крутиться вокруг своей оси и Солнце, что излучает энергию для нашей планеты и многие другие.

Почва: живая или неживая природа и почему?

Природа – это все объекты, материи, тела что окружают нас и созданы без помощи человека. Различают как живую так и неживую природу, одни передвигаются, растут и пропадают, другие же – не меняются тысячелетиями. Существование таких групп просто невозможно по отдельности, благодаря всему, что дает нам первичная неживая природа мы и существуем.

Солнце дает жизненную энергию, без воды невозможно прожить – это жилы нашей планеты, которые помогают развитию и увлажняют почву, в которой растут растения и живут другие живые организмы.

Почва для нас – это необходимое условие для жизни. Это верхний рыхлый слой планеты, на котором обитают живые существа и растут растения. Состоит почва из песка, глины, воды, неорганичных и органичных веществ, а темный цвет придает наличие перегноя и гумуса. Чем больше этих веществ, тем земля более плодовитая, поэтому чернозем считается самым ценным.



Почва насыщает растения, различными питательными веществами, водой и минералами, что способствует росту и развитию плодов. Но при этом земля – это основное место обитания, как внутри, так и на поверхности.

Все загрязнения, когда человек выбрасывает отходы не растительного или животного происхождения, влияют на состав земли, по итогу. Растения, которые питаются из загрязненной почвы – могут погибнуть или принести отравленные плоды.

Дерево, лист дерева, пень: живая или неживая природа и почему?

Основной характеристикой живой природы есть способность, расти и развиваться. Деревья относятся к классу живой природы, т.к. имеет различные способности, что характерны для такой группы. Например, дерево растет, питается водой и перегноем, что находится в почве, некоторые приносят плоды, а также умирают, хотя имеют очень длительный срок жизни.

  • Листья которые находятся на дереве относятся к живой природе, даже когда лист отпадает. Он превращается в перегной под воздействием живых микроорганизмов.
  • Что касается пней, то и эта часть дерева относится к живой природе. При помощи корней, пень также поглощает питательные вещества из почвы для поддержания жизнедеятельности, в ином случае дерево просто сохнет. А вот если дерево рубают на дрова – это уже не считается живой природой, а больше как материалом для строительства или растопки костра.


Деревья и другие растения – невероятно необходимы для нашей жизни, благодаря фотосинтезу, который возможен только при помощи растений – мы дышим. Плодами – питаемся и получаем все необходимые витамины и вещества. Цветы радуют глаз и приносят массу удовольствия. Конечно, роль растений в нашей жизни огромная и именно поэтому, нужно ценить и ухаживать за окружающей средой, ведь от этого зависит наша жизнь.

Цветок, трава: живая или неживая природа и почему?

Уже в начале весны, как только начинает таять все вокруг, сквозь снег прорываются первые подснежники. С появлением весны просыпается вся природа, появляется травка, распускаются почки и листья.

  • Безоговорочно, все растения относятся к группе живой природы, это потому что умеют расти, питаться из почвы водой и минеральными веществами, так же как и все живые объекты цветы и трава отмирают. Цветы умеют даже дышать, только в обратную сторону, вместо кислорода, они вдыхают углекислый газ. Таким образом, очищают нашу среду и дают возможность дышать всем живым существам. Поэтому, леса считаются легкими планеты и строго-настрого запрещено их рубить.


  • Живая и неживая природа едина и зависит одна от другой. При этом нужно всегда помнить, что неживая природа первозданна и первична, а живые существа имеют влияние на структуру и объекты неживой природы. Например, человек сушит болото, рубит деревья, что кардинально меняет структуру воздуха, выбрасывает мусор и отходы в водоемы и на землю, что негативно отражается на состоянии обитания для живых существ. Некоторые животные также, роют норы и меняют состояние почвы.

Из неживой природы, все существа и организмы, черпают жизненную энергию, без воздуха, воды, солнечного тепла и почвы жизнь просто невозможна.

Растущий и сорванный орех: живая или неживая природа и почему?

Орехи – это пища растительного происхождения, содержит целый комплекс АК, насыщена витаминами группы В, растительными белками и др. Это очень сытный продукт, и один из самых любимых для многих животных, поэтому перед зимой запасливые животные подготавливают большой запас орешков на зиму.

Конечно, орех – это часть дерева, и пока он висит на нем, считается также живой природой. Ведь, орех растет, развивается, питается и умирает. Несмотря на то, что орехи могут очень долго храниться, со временем, под воздействием микроорганизмов, орех пропадает и высыхает.



Все растения относятся к живой природе, начиная от одноклеточной инфузории туфельки до великанских деревьев как баобаб. Несмотря на то, что растения не передвигаются на расстояния, они умеют двигать листочками, поворачиваться к солнцу, расти, дышать углекислым газом и размножаться. Всем единицам флоры необходимо питание, которое получают из почвы и из воды. Конечно, после того, как растение отмирает – оно попадает в класс неживой природы, и неважно это листья, цветы или плоды.

Растения все, безусловно, приносят пользу, т.к. очищают наш мир от различных выделений и позволяют нам дышать кислородом. Но помимо этого, растительная пища содержит большое количество полезных веществ и витаминов, поэтому так важно ежедневно употреблять в своем рационе овощи и фрукты.

Похожие предметы живой и неживой природы: список

То, что живая и неживая природа очень тесно связаны это предельно ясно, определить различие между этими понятиями достаточно легко, даже интуитивно. Различий между объектами живой природы и неживой очень много, в некоторых случаях характеристики очевидны, но бывают случаи, что мы можем перепутать из-за того, что объект неживой природы наделен способностями другой группы, например:

  • Облака, морские волны, Земля и др. имеют способность к движению, главное понимать, что этому способствуют явления неживого происхождения. Извержения вулкана, также часть неживой природы, хотя многие считают его живым.
  • Способность к росту у кристаллов и сталактитов в пещерах, но это также обусловлено тем, что увеличение происходит не за счет живых микроорганизмов, поэтому такие объекты относятся к неживой природе.
  • Старость и умирание присущи живым существам и организмам, но также такими способностями обладают и объекты неживой природы. Например, звезды, рождаются, растут, увеличиваются постепенно и разрушаются; выветриваются и таким образом, рушатся скалы и осыпаются, но этот процесс осуществляется под слиянием внешних факторов.
  • Еще одним сходством для многих объектов живой и неживой природы является сила притяжения, земля, вода, животные, растения камни и другие, поддаются физическим законам природы.
  • Также, бывает схожесть и внешне, например, ракушки и лишайники могут быть похожи на камни, многие бактерии и минеральные конгломераты, и др.
  • В обеих группах природы встречаются химические реакции. Для живых организмов – это может быть обмен веществ, а в неживой природе – горение торфа, после молнии. Сюда также можно отнести формирование минералов и полезных ископаемых.
  • Многие считают, что растения, грибы относятся к классу неживой природы, но это не так, несмотря на то, что растения не могут передвигаться с места на место, они все равно умеют двигать листьями и поворачиваться к солнцу. К тому же, способность к росту, развитию и отмиранию свидетельствует о том, что представители таких классов однозначно относятся к живой природе.

Для того, чтобы до конца разобраться со сходством и различием живой и неживой природы, нужно помнить, что для творений неживой природы характерна устойчивость к внешним факторам, слабая изменчивость. Живые существа умеют дышать, развиваться, жить и умирать. Формирование жизни – это нормальный естественный этап развития материи, и т.к. изначально появилась неживая природа, то многие ученые не считают Землю единственным космическим телом, на котором есть жизнь.

Видео: Объекты и явления живой и неживой природы

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира - природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.

Урок: Живая и неживая природа

Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.

Рис. 1. ( )

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Рис. 2. ( )

Рис. 3. ( )

Рис. 4. ( )

Рис. 5. ( )

Рис. 6. ( )

Рис. 7. ( )

Солнце, дерево и муравей - это природа.

Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.

Рис. 8. ( )

Рис. 9. ( )

Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни - они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

Рис. 10. ( )

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Рис. 11. ( )

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.

Рис. 12. ( )

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.

Рис. 13. ( )

Рис. 14. ( )

Рис. 15. ( )

Рис. 16. ( )

Рис. 17. ( )

Рис. 18. ( )

К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся горы, облака.

Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

Рис. 19. ( )

Рис. 20. ( )

Рис. 21. ( )

Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.

Рис. 22. ( )

Рис. 23. ( )

Рис. 24. ( )

Лишняя - лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?

Рис. 25. ( )

Рис. 27. ( )

Рис. 28. ( )

На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 - питание, на рисунке 27 - дыхание, на рисунке 28 - потомство.

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

Природа - наш дом . Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

Рис. 29. ( )

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рис. 30. ( )

Рыбы - вода, птицы - воздух, звери - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину!

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы - растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Областной центр информационных технологий ().

2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.

2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.

3. А есть ли связь между живой природой и неживой?

4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом - неживой природы.

Природа – это все то, что нас окружает и радует глаз. С древних времен она становилась объектом исследований. Именно благодаря ей люди смогли постичь основные принципы мироздания, а также сделать для человечества немыслимое количество открытий. Сегодня условно природу можно разделить на живую и неживую со всеми присущими только данным типам элементами и особенностями.

Неживая природа – это своеобразный симбиоз простейших элементов, всевозможных веществ и энергий. Сюда можно отнести ресурсы, камни, природные явления, планеты и звезды. Неживая природа часто становится предметом для изучения со стороны химиков, физиков, геологов и других ученых.

Микроорганизмы способны выжить практически в любых условиях, где есть вода. Они присутствуют даже в твердых горных породах. Особенностью микроорганизмов является возможность быстрого и интенсивного размножения. Все микроорганизмы обладают горизонтальной передачей генов, то есть для того, чтобы распространить свое влияние, микроорганизму не обязательно передавать гены своим потомкам. Они могут развиваться с помощью растений, животных и прочих живых организмов. Именно этот фактор позволяет им выживать в любой среде. Некоторые микроорганизмы способны выжить даже в космосе.

Следует различать полезные микроорганизмы и вредные. Полезные способствуют развитию жизни на планете, в то время как вредные созданы для того, чтобы ее разрушать. Но в некоторых случаях вредные микроорганизмы могут стать и полезными. Например, при помощи некоторых вирусов лечат тяжелые заболевания.

Растительный мир

Растительный мир сегодня велик и многогранен. В наши дни существует множество природных парков, которые собирают у себя большое количество потрясающих растений. Без растений не может быть жизни на Земле, потому что благодаря им происходит выработка кислорода, который необходим для большинства живых организмов. Также растения поглощают углекислый газ, который наносит ущерб климату планеты и здоровью человека.

Растение – многоклеточные организмы. Сегодня без них нельзя представить ни одну экосистему. Растения служат не только элементом красоты на Земли, но они также очень полезны для человека. Помимо выработки свежего воздуха растения служат ценным источником пищи.

Условно растения можно разделить по пищевому признаку: которые можно употреблять в пищу и которые нельзя. К годным в пищу растениям можно отнести различные травы, орехи, фрукты, овощи, зерновые культуры, а также некоторые водоросли. К несъедобным растениям относят деревья, многие декоративные травы, кустарники. Одно и то же растение может содержать одновременно как съедобный элемент, так и несъедобный. Например, яблоня и яблоко, кустарник смородины и ягода смородины.

Животный мир

Животный мир удивительный и разнообразный. Он представляет собой всю фауну нашей планеты. Особенностями животных является возможности двигаться, дышать, питаться, размножаться. В процессе существования нашей планеты многие животные исчезли, многие эволюционировали, а некоторые просто появились. Сегодня животных разделяют по разным классификациям. В зависимости от места обитания и способа выживания они бывают водоплавающими или земноводными, плотоядными или травоядными и т.д. Также животных классифицируют в зависимости от степени приручения: дикие и домашние.

Дикие животные отличаются своим вольным поведением. Среди них выделяют, как травоядных, так и хищников, которые питаются мясом. В разных точках планеты обитают самые разнообразные виды животных. Все они стараются приспособиться к месту, в котором они обитают. Если это ледники и высокие горы, то раскраска животных будет светлой. В пустыне и степи превалирует больше цвет охра. Каждое животное старается выжить любыми способами, и изменение цвета их шерсти или перьев является главным тому доказательством адаптации.

Домашние животные тоже когда-то были дикими. Но их приручил человек для своих нужд. Он стал разводить свиней, коров и овец. В качестве защиты стал использовать собак. Для развлечения приручил кошек, попугаев и другую живность. Важность домашних животных в жизни человека очень высока, если он не является вегетарианцем. От животных он получает мясо, молоко, яйца, шерсть для одежды.

Живая и неживая природа в искусстве

Человек всегда уважал и ценил природу. Он понимает, что его существование возможно лишь в гармонии с ней. Поэтому существует множество творений великих художников, музыкантов и поэтов о природе. Некоторые художники в зависимости от приверженности к тому или иному элементу природы создавали свои течения в искусстве. Появились такие направления как пейзаж и натюрморт. Великий итальянский композитор Вивальди посвятил природе много своих произведений. Одним из выдающихся его концертов является «Времена года».

Природа очень важна для человека. Чем больше он заботиться о ней – тем больше получает в замен. Необходимо любить и уважать ее, и тогда жизнь на планете будет куда лучше!

Окружающий нас мир, богат и разнообразен. Леса, озера, горы, степи, солнце, вода, воздух — все то, что человек не создавал своими руками, это и называется природой.. Ее познанию посвящали свою жизнь ученые разных стран мира. В результате изучения, исследований и опытов, сформировались науки, каждая из которых изучает определенные направления в природе. Более подробно рассмотрим в статье.

Греческое слово — «биология», переводится как учение о жизни, т.е. обо всем живом, что нас окружает.А окружает нас природа. Все живое имеет способность рождаться и умирать. Для поддержания жизни, всему живому, необходимо питаться, пить, дышать. Таким образом, биология изучает ту часть природы, которая живет.

Зародилась эта наука во времена античности, только, в то время, она не имела такого названия. В 19 веке был введен термин «биология», рядом ученых. С тех пор биологию стали выделять из наук естественных. Биология имеет много направлений — генетика, биофизика, анатомия, экология, ботаника и др.

Какая наука изучает неживую природу

Чтобы лучше понять законы неживой природы, науки были распределены следующим образом:

  • физика — изучает общие вопросы природы, ее законы;
  • химия — изучает вещества, их строения и свойства;
  • астрономия — изучает планеты, их происхождение, свойства, строение;
  • география изучает поверхность земли, климат, экономическое и политическое положение стран и их населенность.


Признаки живой природы

Каждый представитель живой природы обладает организмом, в котором происходят сложные химические процессы. Понять что перед вами — представитель живой или неживой природы, можно, если подумать:

  1. Откуда взялся этот объект;
  2. Нуждается ли он в еде и воде;
  3. Есть ли у него способность двигаться — ходить, ползать, летать, плавать, поворачиваться к солнцу;
  4. Нужен ли ему воздух;
  5. Каковы сроки его жизни.

Свойства тел живой природы

Любые растения, животные, птицы, насекомые и даже человек имеют организм, который нуждается в питании, воде, воздухе.

  • Рождение и рост — с появлением на свет, у каждого живого существа начинают делиться клетки, за счет чего происходит рост организма.
  • Размножение — производство себе подобных, передача им генетической информации.
  • Питание — для роста и развития необходима пища и вода, за счет чего растут клетки.
  • Дыхание — если не будет воздуха, все живое умрет. Внутри клеток, которые есть у всех живых организмов, образуются химические процессы — высвобождение энергии.
  • Способность двигаться. Все живые организмы передвигаются. Человек, при помощи ног, животные при помощи лап, рыбам помогают плавники, растения реагируют на солнечный свет и поворачиваются к нему. Движение некоторых организмов заметить достаточно трудно.
  • Чувствительность — реагирование на звуки, свет, изменение температуры.
  • Умирание — завершение жизни. Ничто живое не живет вечно, умирание может происходить по разным причинам. Естественная смерть настает, когда организм постареет и теряет способность к дальнейшей жизни.

Объекты живой природы примеры

Окружающий нас мир очень разнообразен. Все его объекты можно разделить на царства, их четыре: бактерии, грибы, растения, животные.

Царство животных, в свою очередь, делится на виды и подвиды.

Самые простейшие организмы в животном мире — простейшие. Они имеют одну клетку, которая имеет способность к обмену веществ, передвигается, имеет, в основном не четкие границы. Их размеры до того маленькие, что разглядеть их без микроскопа, практически невозможно. В природе их насчитывается 40000. К ним относятся: амеба, инфузория-туфелька, зеленая эвглена.

Следующий подвид — это многоклеточные животные. К ним относится большинство объектов животного мира — рыбы, птицы, животные домашние и дикие, пауки, тараканы, черви.

Все растения имеют возможность размножаться и расти. Они синтезируют солнечный свет, за счет чего происходит обмен веществ. Вода так же нужна растениям, без нее они погибнут.

К растениям относятся:

  • деревья и кустарники;
  • трава;
  • цветы;
  • водоросли.

Бактерии — самые древние жители нашей планеты, имеющие простейшее строение. Но, не смотря на это, они обладают функцией размножения. Среда обитания бактерий очень разнообразна — вода, земля, воздух и даже ледники и вулканы.

Признаки неживой природы

Оглянитесь вокруг и вы увидите много признаков неживой природы: солнце, луна, вода, камни, планеты. Им не требуется для жизни воздух и пища, они не могут размножаться, относительно устойчивы к изменениям. Горы стоят тысячи лет, солнце постоянно светит, планеты вращаются неизменно вокруг солнца, не меняя свой курс. Только глобальные катаклизмы могут разрушить объекты неживой природы. Несмотря на то, что эти объекты относятся к природе неживой, мы бесконечно восхищаемся их красотой.

Объекты неживой природы примеры

Объектов, которые представляют природу неживую, великое множество, некоторые из них способны видоизменяться.

  • вода при пониженных температурах, преобразуется в лед;
  • сосулька начинает таять, если на улице плюсовая температура.
  • вода способна превращаться в пар при кипении.

К неживой природе относятся:

камни могут лежать на одном месте тысячи лет.

планеты неизменно крутятся вокруг солнца.

песок в пустыне — перемещается только под действием ветра.

Природные явления — молния, радуга, дождь, снег, солнечный свет — так же относится к неживой природе.

Отличительные признаки живой и неживой природы


  • Живые организмы более сложно устроены, чем неживые. И те и другие состоят из химических веществ. Но в состав живых организмов входят нуклеиновые кислоты, белки, жиры, углеводы.

Нуклеиновые кислоты — признак живого организма. Они хранят и передают генетическую информацию (наследственность).

  • Основой всего живого является клетка, из которой образуется ткань, а из нее система органов.
  • Обмен веществ и энергии поддерживает жизнь и осуществляет связь с окружающей средой.
  • Размножение — воспроизведение себе подобных, к примеру, у камней такой возможности нет, только если расколоть его.
  • Раздражительность — если пнуть ногой камень, он вам не ответит, а если пнуть собаку, она начнет лаять и может укусить.
  • Живые организмы способны приспосабливаться к окружающему миру, так, например, жираф имеет длинную шею, чтобы добывать пищу там, где другие животные ее не достанут. Если жирафа отправить в Арктику, он там погибнет, а вот белый медведь чувствует там себя прекрасно. Приспособляемость, в живом мире, называется эволюцией, которая, по большому счету, бесконечный процесс.
  • Живым организмам свойственно развиваться — увеличиваться в размерах, расти.

Все, перечисленные выше, факторы, отсутствуют у объектов неживой природы.

Связь между объектами живой и неживой природы, рассказ на примерах

Невозможность существования друг без друга, живой и неживой природы, обуславливает их взаимосвязь. Все живое нуждается в воде, солнце и воздухе.

Человек, как особь живой природы, нуждается в воде — чтобы пить, в воздухе — чтобы дышать, земле — растить продукты питания, солнце — чтобы согреваться и получать витамин D. Если исчезнет хотя бы один из компонентов, человек погибнет.

Утка — птица, представитель живой природы. Свой дом она создает в зарослях камыша — связь с растительным миром. Пищу она добывает в воде, так как питается рыбой. Солнце ее согревает, ветер помогает летать. Вода и солнце вместе позволяют вырастить потомство.

Цветок растет из земли, для его роста нужна вода в виде дождя, для энергии нужен солнечный свет.


Корова — пасется на лугу (земле), питается травой, сеном, пьет воду. Трава и сено перерабатываются в ее организме и удобряют землю.

Схема связи живой и неживой природы