Страны южно азиатской ассоциации список. Пакистан и южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) образована в 1985 г. Ее членами являются восемь южноазиатских стран: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Наблюдатели при Ассоциации – Австралия, Иран, Китай, Маврикий, Мьянма, США, Южная Корея, Япония и ЕС.

В соответствии с Уставом главной целью СААРК является развитие взаимодействия стран-участниц в экономической, социально-культурной и научно-технической областях. С присоединением Афганистана (в 2007 г.) в Ассоциации начали обсуждаться вопросы борьбы с терроризмом.

Секретариат СААРК расположен в непальской столице Катманду. Высший орган СААРК – встречи глав государств и правительств. Генеральный секретарь Ассоциации (2014-2017 гг.) – представитель Непала Арджун Бахадур Тхапа. Сайт СААРК – www.saarc-sec.org .

Периодически проводятся министерские совещания по отраслевым направлениям (экономика, торговля, туризм, проблемы женщин и детей, охрана природы, искоренение нищеты, культура, информация, связь и т.д.). При необходимости созываются сессии Совета министров иностранных дел и заседания Постоянного комитета СААРК на уровне первых заместителей министров иностранных дел.

В структуру Ассоциации входят 6 комитетов, курирующих отдельные области сотрудничества:

1) сельское хозяйство и развитие сельских районов;

2) транспорт;

3) охрана окружающей среды;

4) наука и технологии;

5) развитие людских ресурсов;

6) дела женщин, молодежи и детей.

Кроме того, в странах-участницах работают «специализированные региональные центры»:

-​ информационный центр по сельскому хозяйству (Бангладеш),

-​ центр борьбы с туберкулезом (Непал),

-​ центр документации (Индия),

-​ центр метеорологических исследований (Бангладеш),

-​ центр по развитию людских ресурсов (Пакистан),

-​ центр по культуре (Шри-Ланка),

-​ центр по использованию ресурсов прибрежной зоны (Мальдивская Республика),

-​ центр по информации (Непал),

-​ центр по лесному хозяйству (Бутан),

-​ центр по чрезвычайному реагированию (Индия),

-​ центр по энергетике (Пакистан).

Ключевое значение для углубления торгово-экономического сотрудничества стран-участниц имеет подписанное в 2005 г. Соглашение о создании в Южной Азии зоны свободной торговли (САФТА). Наряду с Соглашением 1993 г. о преференциальной торговле в Южной Азии (САПТА) оно создает юридическую основу для снижения таможенных тарифов и либерализации региональной торговли. Принято решение о создании Министерского совета САФТА и Комитета экспертов, которые занимаются реализацией соглашения.

Налаживается взаимодействие СААРК с другими региональными объединениями (АСЕАН, ЕС) и международными организациями (подписаны меморандумы о взаимопонимании с ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНКТАД, ЭСКАТО).

Очередная, 18-я встреча глав государств и правительств СААРК состоялась 26-27 ноября 2014 г. в Катманду. По итогам принята декларация «Углубление интеграции ради мира и процветания». В документе зафиксировано поручение проработать вопрос о внедрении института партнеров по диалогу и придания соответствующего статуса заинтересованным странам-наблюдателям.

Следующий саммит Ассоциации состоится в 2016 г. в Пакистане.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)

Эта международная организация создана в начале 1990-х гг. В ее состав входят семь стран Южной Азии: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал и Шри-Ланка - с общей численностью населения свыше 1,4 млрд человек. Ассоциация пока не проявила себя как реальная экономическая сила, имеющая интеграционный потенциал. Определенные позитивные сдвиги наметились в последний период. В частности, в 2001 г. был принят Договор о свободной торговле, в соответствии с которым к январю 2006 г. должны были быть отменены таможенные барьеры между этими странами, но этого не произошло. В июле 2004 г. в Исламабаде прошел форум СЛАРК, на котором обсуждался вопрос о реализации положений этого договора. Однако главным в повестке дня стал политический вопрос: мирное урегулирование конфликта между двумя ядерными державами, Индией и Пакистаном, значение которого выходило далеко за пределы региона. Его нерешенность блокирует многие важные экономические процессы в этом регионе, в том числе интеграционный процесс, который требует согласования множества решений.

Идея глобальной интеграции в Восточной Азии

Необходимость более тесного взаимодействия стран Восточной Азии как региона, растущего более быстрыми темпами по сравнению с другими регионами мира, обсуждается в столицах этих стран сравнительно давно, конкретных шагов в этом направлении сделано не было. Встреча 1 июля 2004 г. в Джакарте министров иностранных дел Китая, Японии, Южной Кореи и десяти стран - членов АСЕАН положила начало развитию политико-правового формирования интеграционных процессов. На совещании министров, проведенном в рамках первого и второго Восточно-азиатского саммита в 2005 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) и Пекине (Китай) в 2007 г., ставилась задача создания Восточноазиатского сообщества. Знаменательно и то, что, выдвигая в первую очередь решение торгово-экономических задач и содействие интеграции через их решение, представители стран заявили о своем намерении не ограничиваться согласованием тарифов и пошлин, а пойти дальше, с тем чтобы разрешить проблемы политической интеграции. Это своего рода идея о новой "триаде": Япония - Китай - АСЕАН, причем цена вопроса чрезмерно высока: объем торговли Японии с АСЕАН составляет более 140 млрд долл., а с КНР - около 180 млрд долл.

При сохранении современных тенденций роста региональной торговли (не говоря уже об инвестициях) ожидается, что уже в текущем десятилетии внутриазиатская торговля станет для Токио и Сеула более важной, чем торговые отношения с Европой и США. В настоящее время японские компании все больше своих электротехнических инноваций и инноваций в области электроники представляют не в Нью-Йорке, как это происходило на протяжении двух десятилетий, а в Шанхае и Пекине.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

ЛТЭС не является "организацией", это всего лишь ассоциация. Поэтому вообще не приходится говорить об "интеграции", хотя в литературе часто используются такого рода произвольные трактовки применительно к АТЭС. Она была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединивший 12 стран: 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 г. в АТЭС входили уже почти все основные страны Тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), KIIP (1993), Мексика (1994), Папуа - Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998 г. одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Таким образом, в этом учреждении представлены основные страны огромного региона с весомым и растущим экономическим присутствием в АТР. Этот форум начал деятельность в качестве неформальной группы по развитию диалога с ограниченным числом участников, по в 1990-е гг. АТЭС постепенно стала превращаться в сложный наднациональный институт, способствующий координации усилий стран-участниц в торговой, инвестиционной и финансовой областях. К его основным провозглашенным целям относятся поддержка динамичного экономического развития АТР, деятельность по либерализации в этих сферах через переговорные механизмы.

На совещании глав государств и правительств в 1994 г. в Богоре (Индонезия) члены АТЭС обязались установить режим свободной торговли и добиться либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран - 2010 г.) на основе процесса так называемой согласованной односторонности. Это решение было отражено в Декларации АТЭС. Однако у организации нет общих разработанных планов достижения поставленных задач. Каждая страна осуществляет их разработку самостоятельно в разных сферах экономики, в том числе в области либерализации торговли. Однако было принято решение о необходимости проведения ежегодных обзоров экономической ситуации. Первый такой обзорный Доклад был представлен на встрече АТЭС на высшем уровне, состоявшейся в Ванкувере в ноябре 1997 г. Концепция доклада была названа альтернативной, "азиатской" стратегией либерализации торговли, отличающейся от стратегии "торговых уступок" и составленной для многосторонних переговоров, в том числе по линии ВТО. Снижение таможенных барьеров в АТЭС, согласно азиатской стратегии, будет проходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ВТО. База такого развития уже создана в предыдущие годы: в частности, за 1988-2000 гг. средневзвешенный тариф на импорт товаров среди членов АТЭС снизился на одну треть - с 15,4 до 9,3% соответственно, быстро возрастал объем взаимной торговли.

На ванкуверской встрече АТЭС (2005 г.) на высшем уровне было принято решение об отмене некоторых страновых ограничений в торговле товарами и услугами в таких сферах, как природоохранные технологии, телекоммуникационные средства, энергетическое оборудование, химические товары, медицинское оборудование и инструменты, рыба и морепродукты, лес, игрушки и ювелирные изделия. В рамках АТЭС предпринимаются шаги по устранению барьеров во взаимной торговле услугами, а также разрабатываются правила по унификации торговых и технических стандартов. Рекомендации Совещания глав государств и правительств (2005 г.) исходят также из необходимости дальнейшего устранения торгово-экономических барьеров в сотрудничестве стран - участниц АТЭС. Определенное продвижение в активной деятельности АТЭС аналитики связывают с форумом во Владивостоке (2011 г.)

Название:

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии, СААРК, SAARK

Флаг/Герб:

Статус:

региональная экономическая, культурная и социальная организация

Структурные подразделения:

Секретариат;
Постоянный форум

Деятельность:

СААРК занимается вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества. Фактически обсуждаются и политические вопросы, однако это не входит в профиль организации

Официальные языки:

английский

Страны-участницы:

Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка

История:

Для устранения недоверия между государствами и народами региона, укрепления региональной безопасности важную роль могла бы сыграть Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). До сих пор ее деятельность принесла относительно мало реальных результатов, однако следует учесть, что это первая региональная организация Южной Азии, находящаяся в самом начале пути. СААРК была институционализирована в Дакке в декабре 1985 г. Индии удалось добиться создания региональной ассоциации на своих условиях. Представители ряда стран пытались превратить эту организацию в форум для обсуждения спорных региональных проблем, с тем чтобы придать ей в дальнейшем политический и даже военный характер. Однако Индия категорически отвергла идею превращения СААРК в военно-политическую организацию, хотя бы и в отдаленном будущем, и смогла добиться согласия соседних стран на то, чтобы СААРК занималась исключительно вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества. Была достигнута также договоренность, что все официальные обсуждения двусторонних, в том числе и спорных, вопросов на совместных форумах запрещаются, решения будут считаться принятыми лишь при условии согласия всех сторон.

До сих пор деятельность СААРК в экономической области не позволила достичь существенных результатов и преодолеть тенденцию к относительному сокращению экономического сотрудничества между странами Южной Азии (в 90-е годы внутри-региональный торговый оборот составлял около 1% общей торговли стран – членов СААРК). Здесь существует много труднопреодолимых барьеров. Как уже отмечалось, различны уровни социально-экономического развития стран региона и их политика в этой сфере. В результате расчленения субконтинента в 1947 г. и связанных с этим событий экономические связи оказались разрушенными. К 80-м годам в каждой стране уже окончательно были созданы собственные экономические структуры, ориентированные главным образом на внутренний рынок. При этом стала заметна тенденция к постоянному (хотя и относительному) сужению участия не только во внутрирегиональном, но и в мировом разделении труда. Экономические структуры стран Южной Азии не взаимодействовали, а существовали почти в полной изоляции друг от друга. Соседние с Индией страны (прежде всего Пакистан) опасались, что широкое экономическое сотрудничество в рамках СААРК может привести к дальнейшему укреплению более мощного индийского капитала за их счет. Однако со временем стало все сильнее проявляться стремление стран Южной Азии развивать внутрирегиональные экономические связи. На 9-м форуме СААРК (Мале, май 1997 г.) началось обсуждение возможности создания к 2005 г. зоны свободной торговли в Южной Азии, что позволит резко увеличить торговый оборот и взаимные инвестиции.

Примечания:

Наиболее весомым вкладом СААРК в дело нормализации ситуации в регионе стало создание механизма для проведения неформальных встреч и дискуссий лидеров стран-участниц. Действительно, количество встреч семи руководителей на двусторонней основе на ряде форумов превышало общее количество переговоров на высшем уровне, проведенных в Южной Азии за некоторые пятилетия.

Создана в 1985 г. Государства-члены: Бангладеш, Бутан, Индия, Маль­дивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Цели: ускорение экономического развития, социального прогресса и культурного раз­вития стран-членов и установления мира и стабильности в регионе.

АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН)

Министры иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин в 1967 г. подписали Бангкокскую декларацию, заложившую основы АСЕАН и дополненную в 1976 г. Договором о дружбе и сотруд­ничестве в Юго-Восточной Азии и рамочным соглашением о програм­ме действий.

Государства-члены: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Наблюдатель - Папуа - Новая Гвинея; партнеры по диалогу - ЕС, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Республика Корея, США, Япония; партнеры по консультациям - Китай, Россия.

Цели: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культур­ного развития в регионе посредством совместных действий в духе рав­ноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, про­мышленности, торговле, транспорте и связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и др. Штаб-квартира находится в Сингапуре.

АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АЗБР)

Учрежден в 1965 г. Объединяет 56 государств-членов: 40 региональ­ных (Азия и Тихоокеанский бассейн, в том числе центральноазиатские постсоциалистические страны) и 16 нерегиональных экономически развитых стран (США, Канада, европейские страны), которые являют­ся крупнейшими акционерами. Цели: содействие экономическому росту и сотрудничеству в Азии и бассейне Тихого океана, снижение уровня нищеты, демографическая политика и др. Штаб-квартира - в Маниле.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (АТЭС)

Организация была создана по инициативе Австралии в 1989 г.

Государства-члены: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония. Наблюдатели: АСЕАН, ЮТФ, СТЭС.

Цели: создание Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества; смягчение взаимных торговых барьеров; создание единого экономиче­ского пространства посредством либерализации торговли и инве­стиционного режима, развития экономического сотрудничества, стиму­лирования частного сектора; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества на такие сферы, как торговля, окружа­ющая среда и др. Группе видных деятелей стран АТЭС поручено выдви­гать идеи о будущем организации и обсуждать пути их реализации. Штаб-квартира - в Сингапуре.



АССОЦИАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЮЖНОЙ АЗИИ (СААРК)

Создана в 1985 г. с целью содействия экономическому, социальному и культурному развитию народов региона, поощрения политики опо­ры на собственные силы, укрепления сотрудничества с развивающи­мися странами, координации действий на международных форумах.

Государства-участники: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.

Штаб-квартира расположена в Катманду.

СОВЕТ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (ССАГПЗ)

Универсальная организация, созданная в 1981 г. и объединяющая 6 государств: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовскую Ара­вию. Пели: координация и интеграция во всех сферах в целях дости­жения единства, включая создание схожих систем в области финан­сов, экономики, торговли, права, культуры и др.

Штаб-квартира находится в Эр-Рияде.

«ПЛАН КОЛОМБО»

«План Коломбо» по совместному экономическому и социальному разви­тию в Азии и Тихом океане принят в 1950 г. по инициативе стран - членов Содружества Наций. Объединяет 26 экономически развитых и раз­вивающихся стран, включая нерегиональные,- Великобританию, США, Канаду, выступающих наряду с Японией крупнейшими кредиторами. Штаб-квартира - в Коломбо.

2 – 3 августа 2008 г. в столице Шри Ланки, Коломбо проходил очередной, пятнадцатый саммит Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества/ SAARC, куда входят восемь стран: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри Ланка. Официально основана 8 декабря 1985 г.

Основными целями ассоциации являются – развитие усилий для дальнейшего экономического роста, оказания помощи и содействия в расширении торговых связей, социального прогресса и культурного развития, направленные на повышение уровня и улучшения качества жизни народов, утверждение мира, стабильности и прогресса в регионе; а также разработка процедур, направленных на ослабление контрольного режима при пересечении границ гражданскими лицами; развитие инфраструктурных и социальных проектов, таких как транспорт, здравоохранение и т.д.

Основные вопросы, включенные в повестку дня июльского саммита 2008 г.:

— борьба против экстремизма и терроризма;

— учреждение продовольственного банка, основная цель которого — борьба с

голодом в связи с резко возросшими ценами на продовольствие; вопросы

нехватки продовольствия в регионе;

— создание регионального фонда развития;

— разработка правил стандартизации продуктов, продаваемых странами;

— вопросы энергетической безопасности;

— вопросы охраны окружающей среды и изменения климата и т.д.

Одним из основных обсуждаемых вопросов – борьба против терроризма и экстремизма. «В отсутствии стабильности и безопасности в регионе, страны Южной Азии не могут двигаться по пути прогресса…, — заявил председатель SAARC, президент Шри Ланки Махинда Раджапаксе.

3 августа 2008 г. лидеры подписали так называемый Пакт об оказании помощи в судебных вопросах в борьбе с терроризмом. Соглашение предусматривает широкий обмен информацией и судебными делами, связанными с преступлениями и терроризмом, между странами-членами SAARC.

Вторым наиболее активно обсуждаемым вопросом – бедность, нехватка продовольствия в отдельных странах Южной Азии, входящих в состав ассоциации; механизмы оказания им оперативной помощи ввиду резкого повышения мировых цен на продовольствие. Население стран ассоциации составляет пятую часть населения земного шара, в то время миллионы из них живут в нищете.

Осознавая факт регионального энергетического кризиса, члены саммита в Коломбо подчеркнули настоятельную необходимость совместной разработки гидроэнергетических проектов и возобновление энергетических программ, которые предусматривают использование солнечных батарей и ветряных турбин.

В то же время, лидеры стран SAARC подчеркнули отсутствие реального прогресса в одной из краеугольных областях сотрудничества – торговле, основному вопросу ассоциации, сформулированному еще в далеком 1985 г.

На сегодняшний день внутренняя торговля стран Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества составляет всего 5% от общего уровня товарооборота, в то время как в других региональных форумах, таких как ASEAN этот показатель достигает 26%.

В то же время на саммите осталось практически без внимания такой важный вопрос для стран региона, как Соглашение о свободной экономической зоне в Южной Азии/South Asian Free Trade Area/ SAFTA, которое вступило в силу более двух лет назад, но так и осталось нереализованным. Основная цель Соглашения – снятие таможенных барьеров и отмена тарифных ставок на продукты к 2012; создание единого Таможенного союза, Общего рынка и Экономического союза.

Основные этапы развития Соглашения — 1996 г. учреждение Межправительственной экспертной группы; 1998 г. – основан Комитет экспертов с целью разработки договора о создании свободной экономической зоны в регионе с учетом диспропорций в уровне экономического развития стран Южной Азии.

В январе 2004 г. в Исламабаде подписано Соглашение о свободной экономической зоне в Южной Азии, вступившее в силу 1 января 2006 г. В настоящее время обсуждается список конкурирующих товаров, правила происхождение товара, механизм компенсаций при снижении доходов для стран со слаборазвитой экономикой.

Согласно Программе Либерализации торговли, завершение которой намечено на конец 2016 г., таможенные пошлины на товары в регионе будут значительно сокращены. В то же время Индия, Пакистан и Шри Ланка согласно Программе сбора урожая для наименее развитых стран, должны снизить таможенные пошлины на 0-5 % к январю 2009 на продукты, ввозимые из этих стран. Как отметили многие наблюдатели, постоянные разногласия между Индией и Пакистаном о взаимных тарифных уступках, тормозят развитие Соглашения.

Не стал исключением и встреча в начале июля. Обсуждение основного вопроса повестки дня — экономический рост стран-участниц саммита – потонуло в шумных разбирательствах между членами двух делегаций — Индии и Пакистана по вопросу о вечном споре — Кашмире.

Помимо вопросов экономического сотрудничества, премьер-министр Пакистана Юсуф Раза Гилани использовал предоставленную возможность для встречи и проведения переговоров с президентом Афганистана Х. Карзаем. Натянутость двусторонних отношений между Пакистаном и Афганистаном в последнее время вызвана активизацией деятельности различных террористических группировок в зоне расселение пуштунских племен по обе стороны границы, и соответственно, взаимными обвинениями. Исламабад предъявляет претензии администрации Кабула в неспособности навести порядок в стране, в свою очередь последний – резко критикует соглашения коалиционного правительства о перемирии с боевиками в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана.

Основной целью премьера было снятие напряженности между двумя странами, выработка совместной стратегии в борьбе против терроризма и экстремизма, координации действий по задержанию боевиков при пересечении границы. В ходе встречи была достигнута договоренность о встрече министров иностранных дел двух стран с целью разработки совместной стратегии в политической, военной стратегии при поддержке стран-членов НАТО. Этот визит помог в уменьшении напряжения и развеянии сомнений и непониманий с Афганистаном…», — заявил Р.Ю.Гилани.

Помимо вопросов совместной борьбы с терроризмом и экстремизмом, сегодня две страны связаны проблемами острой нехватки энергоресурсов. 4 августа 2008 г., на следующий день окончания работы саммита Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества, и Пакистан и Афганистан подписали Соглашение о передаче 1000 MW электроэнергии из двух центрально-азиатских республик – Кыргызстана и Таджикистана. Острая необходимость в подобном энергетическом проекте при практически 50% нехватке энергоресурсов, в частности, в Пакистане, способна привести к компромиссному варианту решения «пуштунского вопроса».

Лидеры SAARC приняли предложение Пакистана провести очередную, третью встречу министров внутренних дел стран-участниц саммита в Исламабаде в 2008 г.

16 саммит SAARC будет проведен на Мальдивах.