Современные тенденции развития международных отношений. Старое и новое в международных отношениях Даты и события

Текущая страница: 7 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

§ 11. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия
Старое и новое в международных отношениях

В XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.

Черты старого и нового уживались в международных отношениях. С одной стороны, возникали централизованные государства, а в их границах складывались современные нации. Правители таких держав во главу угла ставили «государственный интерес». Они стремились обеспечить благоприятные отношения с теми странами, которые служили для них рынками сбыта и поставщиками сырья. Если это не удавалось сделать мирным путём, начиналась борьба за колонии и торговые пути.

С другой стороны, средневековый династический принцип продолжал играть важную роль в европейской политике. Благодаря наследованию или бракам монархов возникали многонациональные государства, подобные империи Габсбургов. Интересы отдельных стран, входивших в такие государства, нередко противоречили друг другу. Личности монархов, их симпатии или вражда по-прежнему серьёзно влияли на внешнюю политику.

В XVI в. население Западной и Центральной Европы раскололось на католиков и протестантов. Многие страны втягивались в конфликты из солидарности с братьями по вере, дабы утвердить «истинную» религию и покончить с «ересью» (хотя бывало и так, что принципы веры отступали перед политической выгодой). В таких условиях даже мелкие распри могли перерасти в крупный международный конфликт.


Французский знаменосец (XVI в.)


В эпоху централизованных государств масштабы военных столкновений значительно выросли. В XVI в. армии больших стран насчитывали уже по нескольку десятков тысяч человек, в XVII в. – по 100 тыс. и более. Для их содержания требовались огромные средства, войны неминуемо приводили к резкому росту налогов, и не случайно именно тогда начали говорить: деньги – нерв войны.


Победа объединённого флота Испании и Венеции над турками при Лепанто

Система «политического равновесия»

В XVI–XVII вв., как и прежде, в Европе выделялось несколько наиболее могущественных государств. Если одно из них усиливалось, остальные заключали союзы, чтобы ослабить грозного соперника. Таким образом, ни одна держава не могла чрезмерно усилиться. В систему «политического равновесия» вовлекались и менее значительные государства. С конца XV в. сильнейшими державами Западной Европы были Франция, Испания и Священная Римская империя (с 1519 г. Испания и Священная Римская империя объединились под властью Карла V). Интересы Франции и Испании сталкивались постоянно. Владения Габсбургов окружали Францию со всех сторон, и две страны не раз вели споры из-за пограничных земель. Обе они претендовали и на итальянские территории, что привело к Итальянским войнам, которые велись с 1494 по 1559 г. Богатая, но раздробленная Италия стала лёгкой добычей завоевателей. Война шла с переменным успехом, но на заключительном этапе перевес сил оказался у испанцев, и их владычество в Италии утвердилось надолго. Франции пришлось отказаться от своих притязаний, хотя отчасти она компенсировала это другими приобретениями. Однако из-за Религиозных войн Франция надолго перестала играть активную роль в европейской политике, и во второй половине XVI в. противовесом могущественной Испании оказалась окрепшая Англия. В столкновении с ней Филипп II в 1588 г. потерпел тяжёлое поражение.

В чём заключалось поражение Испании от Англии в 1588 г.?

Равноправной составной частью системы «политического равновесия» стала Османская империя. Покорив народы Балканского полуострова, турки в XVI в. разгромили Венгрию и повели наступление на владения австрийских Габсбургов; их флот опустошал берега Италии и Испании. Присутствие в Европе могущественной мусульманской державы постоянно сказывалось на международных отношениях. С одной стороны, турецкая угроза напоминала народам Европы о том, что, несмотря на религиозные различия, все они прежде всего христиане. Не раз велись переговоры между православной Россией, католическими и протестантскими странами о совместных действиях против общего врага. С другой стороны, в поисках равновесия сил европейские державы вступали в союз с турками. Особенно преуспела в этом Франция, стремившаяся таким образом ослабить Карла V.

Рождение современной дипломатии

Сложные взаимоотношения европейских государств требовали всё более активной дипломатической деятельности. Прежде посольства посылались только по конкретному поводу, теперь этого стало недостаточно. Оказалось необходимо иметь постоянные дипломатические представительства во всех основных странах. Послы занимались и сбором всевозможной информации (иногда посла называли «почётным шпионом»). Они сообщали своему правительству важные сведения о военных и финансовых возможностях союзников и противников, о внутриполитической и религиозной борьбе, которая могла изменить внешнеполитическую ориентацию государства. Бывало, что благодаря усилиям дипломатов тех или иных стран фактически устранялись последствия военных поражений их государей.


Английская делегация на подписании мирного договора с Испанией в 1604 г. Фрагмент картины неизвестного художника


Дипломатия стала настоящим искусством, ей посвящались специальные трактаты. Складывались нормы дипломатического этикета: приёма послов, их поведения (дипломатический церемониал), принципы особого отношения к ним (дипломатическая неприкосновенность). Закладывались основы современного международного права: нормы отношений между державами в мирное и военное время, правила пользования морями и проливами.

Тридцатилетняя война

В начале XVII в. разгорелась первая общеевропейская война. Так или иначе в ней участвовало большинство европейских стран. Война продолжалась с 1618 по 1648 г. и потому позже получила название Тридцатилетней.

Конфликт, в котором разнообразные политические противоречия сочетались с религиозной рознью, назревал давно. Вторая половина XVI – начало XVII в. – это период, который прошёл в Германии под знаком Контрреформации. Усилившиеся католики теснили протестантов. И те и другие получали помощь от своих зарубежных сторонников: католиков поддерживали Габсбурги – германский император и Испания, а также Папа Римский; их противников – протестантские Англия, Дания, Швеция, Нидерланды, а также (в пику Габсбургам) католическая Франция. Теперь любой повод мог привести к началу войны.

В чём состояли причины Тридцатилетней войны?

Таким поводом стало восстание против императора в Праге (1618). Вскоре католическая армия двинулась на повстанцев и в 1620 г. разгромила их под Прагой. В Чехии начались беспощадные расправы с протестантами. Одновременно испанцы теснили голландцев, взяв важную крепость Бреда́. Очевидные успехи католиков встревожили протестантских государей Северной Европы. В 1625 г. в войну против Габсбургов вступила Дания.


Восстание в Праге. Габсбургских чиновников выбрасывали из окон


Католики начали испытывать денежные затруднения, выход из которых нашёл А́льбрехт Валленште́йн. Бесстрашный воин и талантливый полководец, он был щедр к своим солдатам, которые командующего буквально боготворили. Однако его честолюбие и цинизм не знали границ. Он предложил содержать войска за счёт взимания средств с местного населения. Таким способом Валленште́йн быстро создал 100-тысячную армию, которая нанесла ряд сокрушительных поражений датчанам.

В 1630 г. на стороне протестантов выступила Швеция. Боевой дух шведской армии был очень высок, а возглавивший её король Густав II Адольф был выдающимся полководцем. Победным маршем он прошёл по всей Германии, нанеся католикам тяжёлые поражения. В сражении при Лю́тцене (1632) шведы заставили отступить даже Валленштейна. Когда Гу́став II Адольф погиб в бою, протестанты потеряли своего лучшего военачальника.


Сдача Бреды. Художник Д. Веласкес


Между тем позиции Валленштейна в католическом лагере пошатнулись. Он рассорился и с императором, и с немецкими князьями. Бешеное честолюбие полководца – а он мечтал о чешской короне – привело его к переговорам со шведами. Он вёл двойную игру, и даже его сподвижники переставали понимать, чего же он хочет на самом деле. В итоге Валленштейн был обвинён в измене, покинут почти всеми сторонниками и убит.

В 1635 г. в войну вступила Франция, до этого выжидавшая и поддерживавшая протестантов деньгами. Постепенно протестанты стали брать верх. Все участники войны были истощены, её продолжение грозило каждой из сторон внутренними осложнениями. Начались переговоры о мире.

Вестфальский мир, заключённый в 1648 г., отразил новое соотношение сил в Европе. Испания и империя Габсбургов утратили былое могущество, а Франция и Швеция, напротив, усилились. Швеция получила владения на севере Германии и стала господствующей державой на Балтике. Франция отобрала у империи Эльза́с и укрепила своё влияние на Рейне. Республика Соединённых провинций и Швейцария получили признание своей независимости. Для Германии война обернулась неисчислимыми жертвами и разрушениями, однако отдельные княжества – Бра́нденбург, Бавария – усилились за счёт соседей.


Подписание Вестфальского мира. Фрагмент картины «Мюнстерский мир». Художник Г. Терборх


Военные действия между Францией и Испанией продолжались ещё 11 лет. Мир, заключённый между ними в 1659 г., принёс Франции новые территориальные приобретения.

Затяжная и разорительная для всех участников война продемонстрировала бесплодность попыток решать религиозные конфликты военным путём.


Территориальные изменения по Вестфальскому миру 1648 г.

Найдите на карте государства, получившие по Вестфальскому миру признание своей независимости. Найдите территориальные приобретения Франции и Швеции по итогам войны.

Войны и дипломатические отношения во второй половине XVII в.

Тридцатилетняя война показала, что ни одно государство не в состоянии добиться полного господства – борьба шла лишь за относительное преобладание над соперниками. Католики и протестанты, воюя или вступая в союзы друг с другом, уже не придавали такого значения религиозным противоречиям. Прежние непримиримые враги (например, Испания и Нидерланды) в новых условиях могли оказаться союзниками.

Изменилось и соотношение сил в Европе. Испанская империя была ослаблена, она утрачивала своё могущество, пытаясь сохранить огромные владения в Европе и Америке. Антигабсбургский блок, выполнивший в Тридцатилетней войне свою задачу, распался; прежние союзники становились врагами. Швеция стремилась упрочить своё ведущее положение на Балтике, ослабив Речь Посполитую. Усилилось влияние Голландии, обладавшей мощным флотом и богатыми колониями. Англия долгое время была в основном занята внутренними проблемами, хотя это и не помешало ей покорить Ирландию и трижды за 20 лет воевать с Голландией, ставшей её главным конкурентом в торговле. Франция же, победив Испанию, вступила в период своего максимального могущества.

Франция обладала огромными ресурсами и сильнейшей в Европе армией. Людовик XIV мечтал о воинской славе. Маскируя свои захватнические планы, он утверждал, что его страна стремится лишь вернуться к своим «естественным границам», которые, с его точки зрения, проходили по Рейну, Альпам и Пиренеям. То, что для этого Франция должна завладеть землями, веками принадлежавшими другим странам, его не беспокоило. Такая политика в первую очередь была направлена против ослабевшей Испании.

В 1667 г. Людовик XIV вторгся в Южные Нидерланды (так называемые Испанские Нидерланды) с целью якобы защитить наследственные права своей жены, испанской принцессы Марии Тере́зии. Его войско не встретило серьёзного сопротивления, но голландцы вовсе не хотели, чтобы агрессивная Франция, захватив владения Испании, получила с ними общую границу. Союз Голландии с Англией и Швецией против Франции заставил Людовика умерить свои аппетиты, хотя по Ахенскому миру (1668) Франции достался ряд городов во Фландрии.

Теперь Людовик жаждал «отомстить» голландцам. Заключив тайный договор с Англией и нейтрализовав Швецию, он в 1672 г. напал на оставшуюся без союзников Голландию. Однако статхаудер Голландии Вильгельм III Оранский (правнук лидера Нидерландской революции Вильгельма I Оранского) сумел сколотить сильную коалицию против Франции. Всё же по Нимве́генскому миру (1678–1679), завершившему Голландскую войну, Франции удалось отнять у Испании Франш-Конте́ – земли, находившиеся на границе со Швейцарией.

Опьянённый первыми успехами, «король-солнце» перестал утруждать себя поисками предлогов для нападения на противников. Он беззастенчиво захватывал немецкие города вдоль Рейна. Древний Страсбург, рискнувший сопротивляться, был варварски разграблен.

Политика Людовика XIV, нарушавшая равновесие сил в Европе, вызывала всё большее возмущение, особенно после того, как в 1683 г. французский король демонстративно отказался помочь Австрии разгромить осаждавших Вену турок. Постепенно против Франции сложилась так называемая Аугсбу́ргская лига в составе Англии, Голландии, Испании, Австрии и других государств; Франция оказалась в изоляции. Война Лиги с Францией (1688–1697) на суше шла с переменным успехом, но на море силы Лиги были явно сильнее. Истощённой Франции пришлось уступить. По Ри́свикскому миру (1697) Людовик XIV потерял почти все земли, захваченные в предыдущие годы (кроме Страсбурга), однако сохранил желание воевать.

После того как в 1689 г. Вильгельм III Оранский стал королём Англии, эта страна надолго оказалась главным противником Франции в Европе. Последующий более чем 100-летний период историки даже называют «второй Столетней войной».

Что изменилось в международных отношениях второй половины XVII в. по сравнению с предшествующим периодом?

Подведём итоги

С образованием единых государств меняется характер международных отношений. В XVI–XVII вв. укрепился принцип «государственного интереса», сформировалась система «политического равновесия». В результате Реформации соперничество между странами на целое столетие приобрело религиозную окраску. Под религиозными лозунгами прошла и Тридцатилетняя война – первая в истории общеевропейская война. В результате неё испанское главенство в Европе сменилось французским.

Международное право – совокупность законов, договоров и иных правил, регулирующих отношения между государствами, различными деловыми и общественными группами. В Новое время эти законы и правила нередко складывались на основе неписаных договорённостей.

1494 -1559 – Итальянские войны.

1618 -1648 -Тридцатилетняя война.


«Что значит в наши дни быть баснословно смелым?
Звать чёрное чёрным, а белое звать белым,
Чрезмерно громких од убийству не слагать,
Лгать только по нужде, а без нужды не лгать».

(Стихи современника Тридцатилетней войны, немецкого поэта Фридриха Логау)

Вопросы

1. Что нового появилось в международных отношениях XVI–XVII вв. по сравнению со Средневековьем? В чём старое сохранило свою силу?

2. Как религиозный раскол в Европе XVI в. сказался на международных отношениях?

3. Какую роль в международных отношениях в Европе сыграла Османская империя?

4. Какие изменения и почему произошли в организации дипломатической службы?

5. Как вы думаете, было ли поражение австрийских и испанских Габсбургов в Тридцатилетней войне случайным?

Задания

1. Приведите примеры действия системы «политического равновесия» в Европе XVI–XVII вв.

2*. Голландский мыслитель Г. Гроций писал в своём трактате «О свободном море»:

«Спор между нами и испанцами касается следующего: может ли море, огромное и безбрежное, принадлежать какому-то одному королевству? Может ли одна нация запретить другим торговать, обмениваться, устанавливать контакты? Может ли одна нация отдать то, что ей никогда не принадлежало, или открыть то, что уже принадлежало другому? Может ли такая вопиющая несправедливость со временем стать особым правом?»

Объясните, с какой точкой зрения спорил Гроций. Можно ли считать случайностью, что трактат написан именно голландцем и именно в XVII в.?

3. По материалам учебника заполните таблицу «Тридцатилетняя война».


Заключение ко второй главе

Реформация, охватившая в XVI в. почти всю Европу, привела к расколу Католической церкви и возникновению новых направлений в христианстве, известных под общим наименованием «протестантизм». Наиболее важную историческую роль среди них сыграли лютеранство и кальвинизм, одержавшие победу в ряде стран Европы. Однако «народное направление» в Реформации потерпело поражение. В то же время Контрреформация позволила Католической церкви остановить наступление Реформации.

Возникновение протестантизма в Европе XVI–XVII вв. было тесно связано с политическими изменениями, вызвав в ряде стран тяжёлые общественные потрясения и религиозные войны. Общим направлением политического развития Европы было складывание абсолютизма, достигшего своего расцвета во Франции во второй половине XVII в. В то же время победа освободительного движения в Нидерландах привела к возникновению там иной формы государственного устройства – республики.

Много нового появилось в XVI–XVII вв. и в международных отношениях. Укрепился принцип «государственного интереса», сформировалась система «политического равновесия». В результате долгих войн, среди которых выделялась первая в истории общеевропейская война – Тридцатилетняя, изменилось соотношение сил между европейскими государствами; испанское главенство в Европе сменилось французским.

Глава 3
Век революций в Англии

«Наследием этого периода были общественные дискуссии и стремление к обоснованию политической демократии и религиозной терпимости, которое стало традицией. Об этой традиции не забывали больше никогда».

Британский историк Г. Кенигсбергер


Индустриальный пейзаж в Англии

§ 12. Причины и первые этапы Английской революции
Англия в начале XVII в.

После гибели испанской «Непобедимой армады» перед Англией открылся путь к господству на морских торговых путях. Британские корабли всё чаще появлялись у берегов Индии и других земель, манивших европейских торговцев. Уже в первое десятилетие XVII в. англичане начали колонизацию Северной Америки (подробнее см. § 23). Так были сделаны первые шаги к созданию мощнейшей колониальной империи.

В Англии быстро развивалась внутренняя и внешняя торговля. Обособленное, островное положение страны помогло превращению всей её территории в единый рынок. Внешняя торговля была монополизирована рядом компаний: Ост-Индской, Левантийской, Африканской, Московской и т. д. Пользуясь слабостью конкурентов, такие крупные компании, подобно магнитам, притягивали капиталы не только со всей Англии, но и из-за границы. Львиная доля этих капиталов вкладывалась в дальнейшее расширение производства.

Что, кроме сильных монопольных компаний, помогло Англии укрепить своё положение во внешней торговле?

На рубеже XVI–XVII вв. в Англии активно развивались такие отрасли хозяйства, как сукноделие, металлургия, судостроение и др. Продолжало укрепляться горное дело: в первые десятилетия XVII в. в Англии добывалось около 80 % всего европейского угля.

Но в целом Англия ещё продолжала оставаться аграрной страной. В первой половине XVII в. её население составляло примерно 5 млн. человек, и лишь четверть из них жила в городах.


Праздничное гуляние на берегу Темзы

Обострение общественных противоречий

Отношения в деревне быстро менялись. Углублялись различия между традиционным «старым дворянством», которое постепенно теряло прежнее влияние и пыталось компенсировать свои потери на королевской службе, и джентри, или «новым дворянством». Джентри стремились извлекать из своих владений максимальную прибыль. Они скупали или захватывали соседние земли, активно внедряли усовершенствования и новшества, устраивали мануфактуры, вкладывали деньги в торговлю. Многие джентри, по сути, превращались в капиталистических предпринимателей.

В то же время множество крестьян было разорено или просто согнано с земли в результате огораживаний и других действий лендлордов, стремившихся прибрать к рукам крестьянские держания, а затем перестроить своё хозяйство на новой основе, чтобы оно приносило больше доходов. А бывшие крестьяне становились наёмными сельскохозяйственными рабочими либо превращались в нищих и бродяг, пополняя ряды недовольных.


Как трудно быть крестьянином! Художник Д. Морленд


Большинству крестьян и представителей городских низов непросто было понять, что в итоге принесут перемены – улучшение жизни или ухудшение её. В условиях неуверенности в завтрашнем дне многих простолюдинов привлекали взгляды пуритан – английских кальвинистов. К концу XVI в. пуританизм завоевал множество приверженцев.

Пуритане выступали за «очищение» Англиканской церкви от чрезмерно пышных обрядов. Они настаивали на отмене подчинения Церкви королю и передаче управления ею выборным коллегиям. Пуритане призывали своих единоверцев к трудолюбию и крайней бережливости. Их одежда резко отличалась от дорогих нарядов придворной аристократии: строгий чёрный костюм или чёрное платье. Пуритане стригли волосы «под горшок». Именно из-за такой стрижки их прозвали «круглоголовыми». Театр, танцы, музыку и прочие развлечения пуритане считали греховными. Уже к началу XVII в. пуритане размежевались на два лагеря. Первых называли пресвитериа́нами: они выступали за замену епископов пресвитерами (т. е. выборными старейшинами). Другое крыло пуританизма представляли индепенде́нты (т. е. независимые), стремившиеся к полному самоуправлению церковных общин. Их учение привлекало деятельных, энергичных людей.

В ряды индепендентов вливались простолюдины города и села, средние и мелкие предприниматели, менее состоятельная часть джентри.

В чём заключались основные различия между «старым дворянством» и «новым дворянством»?

Причины и начало конфликта между королём и парламентом

Первые короли династии Стюартов – Яков I (правил в 1603–1625 гг.) и Карл I (правил в 1625–1649 гг.) – ещё активнее своих предшественников стремились упрочить свою власть. Они хотели ослабить роль парламента, сделать его второстепенным органом власти, полностью зависимым от монарха. Однако при королях династии Тюдоров, как мы помним, взаимоотношения государя и парламента строились иначе, и действия Стюартов воспринимались как нарушение английских традиций.


Здание палаты лордов в Лондоне


Стюарты оказались в сложном положении. Традиционных налогов, для сбора которых не требовалось согласия парламента, в условиях «революции цен» постоянно не хватало, а для того, чтобы увеличение прежних налогов или введение новых воспринималось населением страны как необходимое и оправданное, нужно было договариваться с парламентом. Однако ни Яков I, ни Карл I не хотели идти на компромиссы, в то время как в нижней палате парламента – палате общин – голоса оппозиции звучали всё громче. Наиболее решительные депутаты стремились уже контролировать расходы монархии, влиять на назначение должностных лиц и на религиозную политику. Попытки реформ, которые время от времени предпринимали Стюарты, воспринимались как нарушение прав подданных и наталкивались на сопротивление. По сути, все основные противоречия в английском обществе сконцентрировались в конфликте между королём и парламентом.

В июне 1628 г. парламент решительно потребовал соблюдения королём привилегий законодателей. На словах король пообещал соблюдать права парламента, но уже в марте 1629 г. распустил его.


Карл I. Художник А. ван Дейк


Устранив парламент, Карл I Стюарт ввёл новые налоги. Жёсткие меры монарха ущемляли интересы почти всех групп населения. В разных частях страны вспыхивали крестьянские волнения. Неспокойно было и в городах. Всё чаще раздавались требования восстановить парламент во всех его правах.

Война с Шотландией и начало революции

С 1603 г. Шотландия находилась в личной унии с Англией: династия Стюартов одновременно правила в обеих странах. Но большинство шотландцев стремилось к разрыву унии. В 1637 г. шотландцы восстали. Поводом стала попытка насильно ввести в Шотландии, где уже утвердилась Шотландская пресвитерианская церковь, англиканские обряды и англиканский молитвенник. Восстание быстро переросло в англо-шотландскую войну. Возглавившая восстание местная знать требовала полной независимости Шотландии.

Крупных сил для борьбы с восставшими у Карла I не было. А шотландцы, собрав 22-тысячную армию, в феврале 1639 г. перешли границу и заняли почти весь север Англии. В июне 1639 г. Англии пришлось подписать мирный договор. Уния сохранялась, но Карл I пообещал шотландцам полную свободу в церковных и светских делах.

Вскоре король решил собрать новое войско, но для этого нужны были средства. И тут ему пришлось вспомнить о парламенте: ведь без его согласия Карл I не смог бы ввести новые налоги и пополнить опустевшую казну. 13 апреля 1640 г. после 11-летнего перерыва король вновь созвал парламент, видимо, рассчитывая, что ради войны с Шотландией парламент, несмотря на все противоречия, сплотится вокруг монарха. Но парламентарии отказались одобрить налоги для новой войны с шотландцами и выдвинули прежние требования о соблюдении своих прав и привилегий. Разгневанный король уже 5 мая снова распустил парламент, который прозвали Коротким. По всей стране начались выступления в защиту парламента.

Шотландцы, узнав о том, что король готовится нарушить мирный договор, решили опередить его и в августе начали новое мощное наступление. Они разгромили английскую армию при Нью́берне. Карлу I пришлось снова созвать парламент (ноябрь 1640 г.). Это решение оказалось роковой ошибкой.

Новый парламент получил название Долгого, так как просуществовал более 12 лет. Палата общин повторила все свои требования и добилась ареста за «государственную измену» ближайших помощников короля Стра́ффорда и Ло́да. При этом король уступил не просто парламенту, но и народу, толпы которого, вооружившись мечами, дубинками и камнями, явились поддержать палату общин. 12 мая 1641 г. при огромном стечении лондонцев был обезглавлен королевский любимец Страффорд. Позднее казнили и Лода.

Осенью, 22 ноября, парламент принял Великую ремонстра́цию (т. е. протест, возражение) – свод обвинений и жалоб на злоупотребления и просчёты королевской власти. Карл I отверг ремонстрацию и 4 января 1642 г. попытался арестовать лидеров оппозиции. Но те успели скрыться, а на защиту парламента поднялся простой народ.

Король бежал из столицы на север, где находились оставшиеся верными ему графства. Там он стал собирать отряды своих сторонников, которых всё чаще называли кавалерами. В остальной части страны власть фактически перешла в руки парламента. Так завершился первый, мирный (парламентский) этап (1640–1642) Английской революции, началом которой принято считать конфликт короля и Долгого парламента.

Начальный период войны

Вторым этапом Английской революции стала гражданская война, точнее, две гражданские войны с небольшим перерывом между ними. В 1642 г. Карл I поднял в Ноттингеме королевский флаг, что по английским традициям означало объявление войны. Страна раскололась на сторонников короля и сторонников парламента. Причём и те и другие имелись во всех социальных группах и во всех областях страны; бывало даже, что отец и сын оказывались в разных лагерях. Тем не менее пуритане гораздо чаще выступали за парламент, чем за короля, а католики (к этому времени уже немногочисленные) обычно держали сторону монарха. За парламент стояли юго-восточные и центральные графства, наиболее развитые в экономическом отношении, в то время как приверженцев короля было больше в сравнительно отсталых северных и западных графствах.

В руках парламента были флот и главные гавани страны. Король поэтому оказался как бы заперт на севере. Но зато войско Карла I было лучше обученным и более опытным, чем наспех собранное парламентское ополчение. И потому начало войны сложилось для парламента неудачно.

Причина этих неудач заключалась прежде всего в том, что парламентские войска были слабее королевских, хуже экипированы. Командовавшие ими генералы избегали решительных действий. К тому же руководство армии парламента раскололось на индепендентов и пресвитериан. Первые призывали к самым решительным действиям, а вторые – к примирению с королём. Противоречия между ними нарастали.

Среди кавалеров, наоборот, никто не сомневался в правоте своего дела, у них была чёткая и ясная цель – усмирить «бунтовщиков».

Существовали ли другие (кроме тех, которые названы в учебнике) причины неудач армии парламента в начале войны?

Перелом входе войны

Терпя поражения, парламентская армия приобретала опыт, училась действовать более решительно и организованно. Парламенту помогло заключение им союзного договора с Шотландией 25 сентября 1643 г., после чего мощная шотландская армия фактически перешла в лагерь восставших. В 1644 г. шотландское войско вступило в северные районы Англии. Ещё в 1643 г. видный деятель парламентской оппозиции Оливер Кро́мвель (1599–1658) стал формировать на востоке Англии боевые отряды. Выросший в пуританской среде, Кромвель был человеком честолюбивым и практичным, как и большинство пуритан.


Оливер Кромвель


В 1640 г., когда был созван Долгий парламент, решительность Кромвеля сделала его одним из лидеров парламентской оппозиции. В годы гражданской войны ярко проявился его талант полководца и организатора.

В армии Кромвеля царила строгая дисциплина, он сам следил за боевой подготовкой и снаряжением солдат (за скромные, но надёжные металлические доспехи их прозвали «железнобокими»). В войско Кромвеля охотно шли крестьяне и выходцы из городских низов, многих из которых за боевые заслуги он назначал на офицерские должности. Солдат Кромвеля отличала фанатичная вера в Бога.

2 июля 1644 г. в важном сражении на Ма́рстонской пустоши войска парламента впервые разбили кавалеров. Особенно отличились «железнобокие» Кромвеля. Вскоре ему удалось добиться принятия парламентом решения о создании единой армии «новой модели». Её основу составляли простолюдины. Эта первая в истории Англии регулярная армия по своей боеспособности не уступала лучшим армиям Европы. Во главе неё был поставлен молодой пресвитерианин Томас Фе́рфакс, вскоре ставший индепендентом. Сам Кромвель возглавил кавалерию.

Армия «новой модели» в упорнейшем бою при Нэ́йзби 14 июня 1645 г. уничтожила костяк королевских войск. Карл I бежал в Шотландию. Но шотландцы в феврале 1647 г. фактически продали короля парламенту за 400 тыс. фунтов стерлингов. Военные действия на время прекратились. Так завершилась Первая гражданская война.

В курсе отечественной истории рассказывается о международной изоляции, блокаде, иностранной интервенции, которые выпали на долю Советской России. (Укажите причины, в силу которых это произошло.)

Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско- германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Вопросы и задания 1.

Сравните, как происходило крушение Российской и Австро-Венгерской империй (привлеките материал из курса отечественной истории). Что было общим? В чём заключались различия? Чем они объяснялись? 2.

Как вы думаете, почему в момент завоевания независимости народами Центральной и Восточной Европы возникли государства, объединившие несколько народов, - Чехословакия и Югославия (тогда - Королевство сербов, хорватов и словенцев)? 3.

Охарактеризуйте позиции ведущих западных политиков в отношении послевоенного урегулирования. Чем можно объяснить различия? 4.

*Сравните «14 пунктов» В. Вильсона и внешнеполитические принципы, провозглашённые советским правительством в 1917-1918 гг. В чём заключались основные различия? Было ли что-то общее? 5.

*В Германии Версальский договор был назван «карфагенским миром». Как вы объясните смысл этого названия? 6.

Объясните, почему представители Советской России не присутствовали на конференциях по мирному урегулированию в 1919-1921 гг. 7.

*Как вы ответите на вопрос: были ли «14 пунктов» В. Вильсона воплощены в жизнь при создании Версальской системы? Аргументируйте своё мнение. 8.

Укажите, какие международные противоречия устранялись в результате заключения договоров 1919-1920 гг., а какие обострялись или возникали вновь.

Источник: Алексашкина JI. Н.. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 12-е изд., испр. и доп. - М. : Мнемозина. - 295 с. : ил.. 2012 {original}

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Международные отношения в XVI–XVII вв

В эпоху раннего Нового времени политическая карта Европы приобретала все более современный вид. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры европейских держав в XVI–XVII вв. имели важные последствия для будущих эпох. Многие конфликты, зародившиеся в это время, так и не были разрешены вплоть до XX века, и их отголоски были слышны в Первой и Второй мировых войнах.

Международные отношения в XVI–XVII вв. определялись как средневековой политической традицией, так и новыми социально-политическими и экономическими реалиями. С одной стороны, возникали крупные централизованные государства, в границах которых формировались современные нации. Политика таких стран все более подчинялась национальным интересам. Их государи и правительства стремились обеспечить благоприятные дипломатические отношения с теми регионами мира, которые служили для них рынками сбыта или поставщиками сырья. Если это не удавалось сделать мирным путем, начинались «торговые» войны и борьба за колонии.

С другой стороны, династический принцип продолжал играть важную роль в европейской политике. Благодаря наследованию или бракам коронованных особ возникали многонациональные державы, подобные империи Габсбургов. Личности монархов, их симпатии или взаимная вражда по-прежнему накладывали отпечаток на внешнюю политику государств.

В XVI веке новый фактор стал определять отношения между странами и народами: Европа оказалась расколотой по религиозному признаку – на католиков и протестантов. Многие страны втягивались в возникавшие конфликты из солидарности с братьями по вере, дабы утвердить «истинную», с их точки зрения, религию и не дать распространиться «ереси». Все сложнее было оставаться в стороне, и даже самые незначительные местные распри могли перерасти в международный конфликт со множеством участников.

Крупнейшими европейскими государствами, интересы которых постоянно сталкивались, были Франция, Габсбургская Испания и Англия. Францию, самую крупную из держав, со всех сторон окружали владения испанских и австрийских Габсбургов – ее давних соперников. Между ними и Францией часто возникали споры из-за пограничных земель и из-за влияния на соседние страны – в первую очередь Италию, что привело к Итальянским войнам, в которые оказались втянутыми французы, испанцы, итальянцы, немцы.

Непримиримые противоречия возникли в XVI в. между протестантской Англией и Испанией, государи которой были одержимы идеей построения всемирной католической монархии. В этих условиях усиление любой из трех держав порождало ответное сближение двух других. К временным союзам Англии с Францией или Франции с Испанией примыкали государства-соседи, что не позволяло ни одной державе чрезмерно усилиться в Европе. Эта система отношений получила название «системы европейского баланса».

Однако сохранить его было очень сложно. Изменения во внутренней жизни государств, в их религиозной ориентации влияли на всю расстановку сил в Европе. Так, например, отложение Нидерландов от Испании немедленно сделало их объектом борьбы между Францией, Испанией и Англией. Испанцы пытались вернуть Нидерланды, французы – завладеть их короной или создать в их части Нидерландов вассальное государство; англичане стремились не допустить ни усиления Испании за счет ее победы над кальвинистскими Нидерландами, ни возвышения Республики Соединенных провинций, которая была для Англии торговым соперником.

Новым фактором в европейской политике стал подъем Скандинавии, где окрепшее шведское государство подчинило своему контролю Норвегию и Финляндию и боролось за распространение его на датские, польские и прибалтийские земли.

Не менее важным фактором международных отношений было присутствие на востоке Европы грозного соседа – турецкой мусульманской державы. Османская империя, раскинувшаяся на просторах Азии и Африки, покорила в конце XV – начале XVI века народы Балканского полуострова, захватила часть Венгрии и, продвигаясь все дальше на запад, вплотную приблизилась к границам владений австрийских Габсбургов. С одной стороны, турецкая угроза напоминала христианским народам о том, что, несмотря на различия между католиками, протестантами и православными, их вера восходит к единому истоку. В XVI – первой половине XVII в. неоднократно велись переговоры о совместном крестовом походе против турок австрийских, испанских, итальянских, немецких и русских войск. С другой стороны, когда это было выгодно, европейские державы вступали в союзы с турками. Франция поддерживала дружеские отношения с Османской империей, чтобы ослабить Габсбургов, Англия активно торговала с турками, ставя интересы торговли выше религиозных расхождений.

Сложные взаимоотношения европейских государств порождали все большую дипломатическую активность: частые посольские миссии, двусторонние и многосторонние международные переговоры. Это привело к возникновению постоянных представительств и посольств при дворах европейских государей. Послы, выполнявшие «по совместительству» функции агентов, сообщали немало ценной информации в своих секретных донесениях.

В эпоху раннего Нового времени дипломатия становится настоящим искусством: ей посвящаются теоретические трактаты, складываются нормы поведения послов, утверждается принцип их неприкосновенности. Тщательно разрабатывается торжественный церемониал приема иностранных послов и дипломатический протокол.

В XVI–XVII вв. закладывались основы современного международного права: нормы взаимоотношений между державами в мирное и военное время, правила пользования морями, проливами, торговыми путями. Огромный вклад в теоретическую разработку этих вопросов внес голландский юрист и дипломат Гуго Гроций (1595–1645), автор трактатов «О свободном море», «О праве войны и мира».

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 2. Международные отношения в начале XX в Нарастание противоречий между европейскими державами. Неравномерность экономического развития, выделение «догоняющих» индустриальных стран, стремившихся к переделу мира и сфер влияний, приводили к усилению напряжённости между

автора Бурин Сергей Николаевич

§ 11. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Международные отношения Коалиционными войнами с Турцией и Швецией Московское государство впервые деятельно вступало как органический член в семью европейских держав, впутывалось в международные отношения Западной Европы. Тогда в Европе были три задорных государства,

Из книги Встречи на перекрестках автора Примаков Евгений Максимович

Международные отношения: что за кадром Следовало отходить от догматических представлений и во внешнеполитической и военно-политической областях. Задача эта становилась весьма актуальной, но, приступая к ее решению, мы в ту пору и здесь прикрывались… Лениным. Вспоминаю,

автора Сказкин Сергей Данилович

Глава 35 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI В. Характер разложение феодализма и зарождение капитализма, великие географические открытия и основание первых колониальных империй – все это отразилось на характере международных отношений и значительно их изменило. Стала отходить в

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА Определившиеся уже в XVI в. противоречия противоречит в Европе м-ДУ складывавшимися в Европе национальв начале XVII в. ными государствами и противостоявшими им универсалистскими монархиями в начале AVII

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

К главе 35 Международные отношения в XVI – первой половине XVII в. Тридцатилетняя война Основоположники марксизма-ленинизма Энгельс Ф, Армия. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 14, с. 5-50, Энгельс Ф. Артиллерия. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 14, с. 199-204. Энгельс Ф. Кавалерия. – К. Маркс и

автора Коллектив авторов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVII ВЕКЕ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVII ВЕКЕ Алексеев В.М. Тридцатилетняя война. Л., 1961.Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.Заборовский Л.В. Россия, Речь Посполитая и Швеция в середине XVII в. М., 1981. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XVII в. М.,

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Международные отношения Ментухотеп II сумел расширить пределы власти на Нижнюю Нубию и установил военный форпост в Элефантине; при нем внешняя политика страны стала намного более агрессивной, что вообще характерно для дальнейших правителей Двенадцатой династии.

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

18. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI–XVII ВВ Суть грандиозных социальных перемен, произошедших в Европе после 1500 г., можно свести к следующему:1) Европа и европейская цивилизация в целом превратились в экономического, технологического и военно-политического лидера мирового

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 2. Международные отношения в начале XX в. Нарастание противоречий между европейскими державамиНеравномерность экономического развития, выделение «догоняющих» индустриальных стран, стремившихся к переделу мира и сфер влияний, приводили к усилению напряжённости между

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 10. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

Из книги История Филиппин [Краткий очерк] автора Левтонова Юлия Олеговна

Глава IV ФИЛИППИНЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (XVII–XVIII вв.) ИСПАНО-ГОЛЛАНДСКИЕ КОНФЛИКТЫ (1600–1648)Семнадцатое столетие на Филиппинах началось с тревожных событий. Манила пережила сильное землетрясение, от которого пострадали стены и каменные здания

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОД КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА Вопрос о втором фронте в 1943 г. 1943 г. унаследовал нерешенную проблему второго фронта. Перелом в ходе войны в пользу государств антифашистской коалиции не снял ее с повестки дня. Тысячи человеческих жизней, которые уносил

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых меж-дународных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На миро-вую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня яв-ляется «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постин-дустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой поли-тике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем систе-мы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллектив-ного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследо-ватели полагают, что надо признать США единственным мировым лидером.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (Globe — земной шар), заключа-ющаяся в интернационализации экономики, развитии единой сис-темы мировой связи, изменении и ослаблении функций нацио-нального государств, активизации деятельности транснациональ-ных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его ча-стях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция стремительно реа-лизуется в форме взрывоопасного роста международного сотруд-ничества, влияния международных институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремле-ние государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в сере-дине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшествен-ников. Она способствовала резкому повышению производительнос-ти труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: воз-никло множество неординарных, так называемых глобальных про-блем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же вре-мя взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и про-тивостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя со-хранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как ны-нешнего, так и грядущих поколений людей.


Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, мож-но разделить на четыре основные группы: политические, экономиче-ские, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия мас-сового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Ха-рактер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Ина-че говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее во-обще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими стра-нами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую на-пряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становит-ся международный терроризм , среди различных форм которого на-иболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решае-мой группе экологических проблем следует отнести проблемы со-хранения окружающей среды. Опасность нарушения экологичес-кого равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы испод-воль, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически свя-зана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного разви-тия: увеличением численности населения, его стремлением к про-грессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа .

Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятель-ность людей опасна своими последствиями, не знающими государ-ственных границ и не признающими никаких преград. Это обязыва-ет все страны и народы объединить усилия, направленные на защи-ту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономичес-кими — с проблемами роста общественного производства, и возрас-танием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, науч-но обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Дру-гая трудность вызвана технологическим несовершенством произ-водства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на вы-пуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятиле-тия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызван-ной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания , СПИД , алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный ха-рактер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слабо-развитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демогра-фическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на националь-ном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют плане-тарного объединения интеллектуальных, трудовых и материаль-ных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отно-шений является усиление разделения мира на два полюса — полю-са мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Авст-ралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах преоб-ладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 ты-сяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не ме-нее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нище-ты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкнове-ние социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международ-ных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблю-дается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в ус-ловиях самых авторитарных режимов значительно сузились воз-можности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения го-сударством личной свободы граждан, их естественных и политиче-ских прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их реше-ний, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни.

Достижения постиндустриальной революции — спутнико-вая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная поч-та, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгно-венное распространение и получение необходимой информации ед-ва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире.

Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уде-лом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных инсти-тутов, — как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политичес-кие отношения с точки зрения их непосредственных участников.

События мировой войны оказались тяжёлым испытанием для народов. На её завершающем этапе стало очевидно, что некоторые из воевавших государств не выдержали обрушившихся на них трудностей. Прежде всего это были многонациональные империи: Российская, Австро-Венгерская и Османская. Бремя войны, которое они несли, обостряло социальные и национальные противоречия. Многолетняя изнурительная война с внешними противниками перерастала в борьбу народов против собственных правителей. Известно, как это происходило в России.

Образование новых государств

А вот как распалась Австро-Венгрия.

Даты и события

  • 16 октября 1918 г . - глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.
  • 28 октября - Национальный чехословацкий комитет (учреждён в июле 1918 г.) принял решение об образовании независимого чехословацкого государства.
  • 29 октября - в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.
  • 30 октября - в Кракове создана Ликвидационная комиссия, которая взяла в свои руки управление польскими землями, входившими до этого в состав Австро-Венгрии, и провозгласила принадлежность этих земель возрождавшемуся польскому государству; в этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.

На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.

В результате падения многонациональных империй в Европе появился ряд новых государств. Прежде всего это были страны, восстановившие некогда утраченную независимость, - Польша, Литва и другие. Возрождение потребовало значительных усилий. Порой сделать это было особенно трудно. Так, «собирание» польских земель, разделённых ранее между Австро-Венгрией, Германией и Россией, началось ещё в ходе войны, в 1917 г., и лишь в ноябре 1918 г. власть перешла в руки единого временного правительства Польской Республики. Некоторые из новых государств впервые возникли на карте Европы в таком составе и границах, например Республика Чехословакия, объединившая два родственных славянских народа - чехов и словаков (провозглашена 28 октября 1918 г.). Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов, словенцев (провозглашено 1 декабря 1918 г.), впоследствии получившее название Югославия.

Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

Парижская мирная конференция

18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.

Главная роль на конференции принадлежала представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, но реально основные предложения вносили три политика - президент США В. Вильсон, британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо. Они по-разному представляли условия мира. Вильсон ещё в январе 1918 г. предложил программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни - так называемые «14 пунктов» (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.).

В «14 пунктах» предусматривалось следующее: установление справедливого мира и отказ от тайной дипломатии; свобода мореплавания; равноправие в экономических связях между государствами; ограничение вооружений; урегулирование колониальных вопросов с учётом интересов всех народов; освобождение оккупированных территорий и принципы определения границ ряда европейских государств; образование самостоятельного польского государства, включающего «все земли, населённые поляками» и имеющего доступ к морю; создание международной организации, гарантирующей суверенитет и целостность всех стран.

В программе отражались как устремления американской дипломатии, так и личные воззрения В. Вильсона. До избрания президентом он в течение многих лет был университетским профессором, и если прежде стремился приобщить к истине и идеалам справедливости студентов, то теперь - целые народы. Не последнюю роль в выдвижении «14 пунктов», очевидно, играло и желание автора противопоставить «позитивную демократическую программу» идеям большевиков и внешнеполитическому курсу Советской России. В доверительной беседе в то время он признавал: «Призрак большевизма таится везде... Во всём мире серьёзнейшее беспокойство».

Иную позицию занимал французский премьер-министр Ж. Клемансо. Его цели имели практическую направленность - добиться возмещения всех потерь Франции в войне, максимальной территориальной и денежной компенсации, а также экономического и военного ослабления Германии. Клемансо придерживался девиза «Германия заплатит за всё!». За непримиримость и яростную защиту своей точки зрения участники конференции называли его закрепившимся за ним прозвищем «тигр».


Опытный и гибкий политик Д. Ллойд Джордж и здесь стремился уравновесить позиции сторон, избежать крайних решений. Он писал: «...мне кажется, что мы должны попытаться составить мирный договор как объективные арбитры (судьи), забыв о страсти войны. Этот договор должен иметь в виду три цели. Прежде всего - обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы...»

Обсуждение условий мира длилось почти полгода. За кулисами официальной работы комиссий и комитетов главные решения принимали участники «большой тройки» - Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж. Они вели закрытые консультации и согласования, «забыв» об «открытой дипломатии» и других принципах, провозглашённых В. Вильсоном. Важным событием в ходе затянувшихся обсуждений стало принятие решения о создании международной организации, способствующей поддержанию мира, - Лиги Наций.

28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. По условиям договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, округа Эйпен, Мальмеди - Бельгии, область Познани и части Поморья и Верхней Силезии - Польше, северную часть Шлезвига - Дании (по итогам плебисцита). Левый берег Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом устанавливалась демилитаризованная зона. Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом», Мемель (Клайпеда) отошёл от Германии (позже включён в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 часть территории, на которой проживала 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишалась колониальных владений, её права в провинции Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации - плату отдельным странам за ущерб, причинённый в результате германского нападения.

Версальско-Вашингтонская система

Версальский договор не ограничивался решением германского вопроса. В нём содержались положения о Лиге Наций - организации, создаваемой в целях урегулирования международных споров и конфликтов (здесь же приводился и Устав Лиги Наций).

Позже были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии - Австрией (10 сентября 1919 г.), Болгарией (27 ноября 1919 г.), Венгрией (4 июня 1920 г.), Турцией (10 августа 1920 г.). В них определялись границы этих стран, установившиеся после распада Австро-Венгрии и Османской империи и отторжения от них части территорий в пользу держав-победительниц. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Условия договора с Турцией были особенно жёсткими. Она лишалась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Вооружённые силы Турции сокращались, держать флот ей было запрещено. Зона черноморских проливов переходила под контроль международной комиссии. Этот унизительный для страны договор был заменён в 1923 г., после победы турецкой революции.

Учреждённая в соответствии с Версальским договором Лига Наций приняла участие в переделе колониальных владений. Вводилась так называемая мандатная система, согласно которой отобранные у Германии и её союзников колонии по мандату Лиги Наций передавались под опеку «передовым» странам, в первую очередь Великобритании и Франции, которые сумели занять главенствующее положение в Лиге Наций. В то же время Соединённые Штаты Америки, президент которых выдвинул идею и активно способствовал созданию Лиги Наций, не вступили в данную организацию и не ратифицировали Версальский договор. Это свидетельствовало о том, что новая система, устраняя одни противоречия в международных отношениях, порождала новые.

Послевоенное урегулирование не могло ограничиться Европой и Ближним Востоком. Значительные проблемы существовали также на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Там сталкивались интересы ранее проникших в этот регион британцев, французов и новых претендентов на влияние - США и Японии, чьё соперничество оказалось особенно острым. Для решения проблем была созвана конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.). В ней участвовали представители США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советская Россия, чьи границы находились в этом регионе, приглашения на конференцию и на этот раз не получила.

На Вашингтонской конференции были подписаны несколько договоров. В них закреплялись права США, Великобритании, Франции и Японии на принадлежавшие им территории в данном регионе (для Японии это означало признание её прав на захваченные владения Германии), устанавливалось соотношение военно-морских сил отдельных стран. Особо рассматривался вопрос о Китае. С одной стороны, был провозглашён принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Китая, а с другой - положение о «равных возможностях» великих держав в этой стране. Таким образом предотвращался монопольный захват Китая одной из держав (подобная угроза существовала со стороны Японии), зато были развязаны руки для совместной эксплуатации богатств этой огромной страны.

Сложившиеся к началу 1920-х годов расстановка сил и механизмы международных отношений в Европе и мире получили название Версальско-Вашингтонской системы.

Старое и новое в международных отношениях

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско-германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.