Семен Слепаков: Семён Слепаков: Спортивный репортаж. Спортивный репортаж от и до

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону № 313-ФЗ все педагоги должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

Спортивный репортаж как жанр публицистики

Библиотека
материалов

Областной интеллект – фестиваль «Политика вокруг нас»

Секция «Русский язык»

Министерство образования Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Первомайский»

Спортивный репортаж как жанр журналистики

обучающаяся 11 класса

МОУ «СОШ п. Первомайский»

Саратовской области Дергачевского района

п. Первомайский, ул. Молодежная, д.22,кв.1

Научный руководитель:

Шухрина Валентина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Первомайский»

Саратовской области Дергачевского района,

п. Первомайский, ул.9 Мая. Д.12/2

Содержание

стр. Введение ……………………………………………………... 2 1 Особенности спортивного репортажа ………………………… .. ………. 4

2 Образ комментатора спортивного репортажа

2.1. Вадим Святославович Синявский - основоположник спортивного репортажа ……………………………………………………………………. 5

2.2. Николай Николаевич Озеров - образец создания актерского в спортивной журналистике............................................................................. 6

2.3. Современные телекомментаторы……………………………………… 6

3. Анализ стиля речи в современном спортивном репортаже…………… 8

Заключение…………………………………………………………………. 13

Список использованной литературы……………………………………… 14

Приложение (презентация)

Введение

Объектом исследования является телевизионный спортивный репортаж как жанр журналистики.

Предметом исследования являются спортивные репортажи Д. Губерниева.

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей спортивного репортажа с точки зрения лингвистики, что подразумевает решение ряда конкретных задач:

Описание спортивного репортажа как жанра, анализ особенностей этого типа речи;

Анализ образа комментатора, способов выражения мысли в спортивном репортаже.

Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает в себя три главы: описание спортивного репортажа, анализ стилистических и композиционных особенностей спортивного репортажа и рассмотрение конкретных примеров. Основные выводы обобщены в заключении.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках русского языка, а также расширятся познания ребят в сфере спортивной журналистики.

Основная гипотеза настоящего исследования состоит в том, что развлекательная форма подачи информации о спортивном событии определяет структуру спортивного репортажа, а также выбор журналиста стилистических средств воздействия на читателя.

Глава 1 Особенности спортивного репортажа

Репортаж со спортивного состязания – ведущий жанр современной журналистики, имеющий богатейшие традиции в отечественном телевидении и радиовещании, прославленный именами замечательных мастеров спортивной журналистики, таких как В.Синявский, Н. Озеров, В.Маслаченко.

В переводе с латинского слово “reportare” означает «передавать», «сообщать». В 19 веке на газетных полосах стали появляться материалы о ходе судебных заседаний, собраний различных обществ, которые и стали называть репортажами.

Суть спортивного репортажа – описание непосредственно происходящего на месте события. Рассказ о происходящем комментатор должен уметь дополнить другой имеющей к делу информацией. Если говорить, например, о футболе – самом рейтинговом виде спорта- то происходящее на игровом поле даёт прекрасную возможность для разнообразного и осмысленного соединения двух основных элементов репортажа – описания и дополнительной информации. Слушателям мало знать, на какой половине поля в данную минуту находится мяч, кто кому его отпасовал и куда бежит такой-то полузащитник. Можно сообщить, сколько человек на стадионе, каковы погодные условия, рассказать, какое место занимают команды в турнирной таблице и как скажется результат матча в последующем. В то же время репортаж – не нанизывание статистических данных, не средство демонстрирования спортивной эрудиции комментатора. Журналист обязан дать возможность зрителям сопереживать все моменты матча.

Во время репортажа спортивный комментатор не имеет права демонстрировать собственные симпатии и антипатии. Он должен помнить, что среди слушателей есть приверженцы и той, и другой команды, и тех, и других спортсменов. Даже если приходится рассказывать о международных соревнованиях, когда практически вся аудитория переживает за свою национальную команду, следует сохранять объективность в оценке выступлений. В спортивном репортаже подчас атмосфера соревнований говорит не меньше, чем самый квалифицированный комментарий. Когда гул трибун бывает выразительнее слов, комментатор должен сделать паузу. Резкий свисток судьи, возмущение болельщиков, напряжённая тишина на спортивной площадке – всё это дополнительные средства выразительности, которыми нельзя пренебрегать.

Проблема языка и стиля нигде не стоит так остро, как в спортивном репортаже. Для спортивного комментатора не подходит чересчур эмоциональный язык болельщиков. В то же время опасно злоупотребление специфическим спортивным жаргоном.

Глава 2 Образ комментатора в спортивном репортаже

На телевидение в советские годы попадали энтузиасты спорта из самых разных профессий. Но объединяющим их качеством была любовь к спорту, к состязаниям, к борьбе. В традициях советской школы спортивного репортажа были общая культура, доброжелательность, хороший русский язык, образность, умение создать интригу, передать характер спортивной борьбы. Основоположником жанра был Вадим Синявский (190601972). Известный телекомментатор Георгий Саркисьянц вспоминал: «Он так занимательно рассказывал о футбольных матчах по радио, что слушатели не могли заниматься никаким другим делом». Одним из главных правил Вадима Синявского, например, было никогда не подавлять слушателя или зрителя своими категоричными утверждениями. Первый футбольный репортаж на телевидении провёл Вадим Синявский в 1951 году. Синявский не стал настолько же популярным телекомментатором, каким всегда был на радио, но подавляющее большинство известных советских телекомментаторов называли его своим учителем. По просьбе Синявского композитор Матвей Блантер написал «Футбольный марш», под звуки которого многие годы начинались все футбольные матчи в СССР.

Самым известным для болельщиков голосом был голос Николая Озерова , пришедшего на телевидение в 1950 году. Теннисист, заслуженный мастер спорта, актёр МХАТа Николай Николаевич Озеров(1922-1997) 38 лет вёл трансляции самых престижных международных спортивных соревнований. По воспоминаниям современников, его репортажи заряжали позитивной энергией, он всегда помогал начинающим комментаторам, не отказывал людям в помощи в самых разных ситуациях. Озеров сам был хорошим игроком, а его языковой стиль был образцом культуры речи.

Нина Алексеевна Ерёмина (р. 1933) впервые появилась в спортивном выпуске программы «Время» 14 марта 1974 года. До этого 13 лет она уже работала комментатором - с 1961 года вела баскетбольные, волейбольные и гандбольные репортажи на радио. Ерёмина вспоминала, что для работы на телевидении её не обучали, но для работы на радио учили четыре года: ставили дыхание, дикцию, учили следить за ударениями, за построением фразы и т. д. По её словам, дикции она училась у Вадима Синявского, артистизму - у Николая Озерова.

В 2000-е годы основные комментаторы «Первого канала» - Виктор Гусев, Андрей Голованов, Константин Выборнов,Владимир Гендлин (работает также для НТВ). Бывших спортсменов канал старается не привлекать, так как спортсмены, по убеждению руководителей Дирекции спортивного вещания, часто не обладают правильной, грамотной речью.

Дмитрий Викторович Губерниев родился в 1974 году в Подмосковье. Окончил педагогический факультет Российской академии физической культуры и Институт повышения квалификации работников радио и телевидения. Мастер спорта по академической гребле. С 1997 года - спортивный комментатор ТВЦ. С 2000 года - спортивный комментатор и ведущий телекомпании «Россия». Комментирует цикличные виды спорта - биатлон, лыжные гонки, греблю, плавание. Поклонники Губерниева ценят в нём оптимизм, эмоциональный заряд, яркость, харизму, умение импровизировать и создавать интересные речевые обороты, а также патриотизм и преданность «нашим» спортсменам.

Обладатель незаурядного роста и громового голоса, Дмитрий Губерниев - очень эмоционален. Сам себя он называет «болеющим комментатором». Любит рассказывать подробности о спортсменах, причём иногда делает это на грани, раздражающей спортсменов и болельщиков. Любит спортивные жаргонизмы и профессионализмы - убеждён, что они украшают репортаж. Когда приходится комментировать незнакомый вид спорта, привлекает экспертов, спецлитературу и Интернет. При этом уверен, что разные виды спорта имеют разную культуру репортажа. Например, беспокойный биатлон невозможно комментировать в том же стиле, что элитный теннис или «флегматичный» бильярд.

Владимир Александрович Гомельский родился в 1953 году в Ленинграде, в семье баскетболистов. Имеет высшее экономическое и высшее спортивное образования. Кандидат педагогических наук. С 1989 года сотрудничает с телевидением. Комментирует баскетбол, а также ключевые спортивные соревнования мирового уровня, в том числе Олимпийские игры. В частности, «комментировал пекинское одеяло, под которым пряталась Елена Исинбаева перед прыжком» . Автор книг о баскетболе.

Считает, что хороший комментатор всегда должен знать ответ на вопрос, что происходит на площадке, а главное - почему. Комментируя, Владимир Гомельский, по его словам, обычно представлял, что делает это для друзей, но вдруг обнаружил, что его репортажи смотрит и молодёжь. С тех пор в своих репортажах он не только анализирует и объясняет происходящее болельщикам со стажем, но и пропагандирует и просвещает молодых зрителей, и в этом видит свою комментаторскую миссию - рассказать о правилах, об известных в прошлом спортсменах, показать новичкам красоту баскетбола.

Василий Вячеславович Уткин родился в 1972 году в Москве. Отец - учёный-физик, мать - врач. Имеет высшее педагогическое образование. С 1994 года - спортивный журналист. С 1996 года - футбольный комментатор . Приходилось также комментировать теннис, греблю и лыжные гонки. Ведущий программы «Футбольный клуб», которая существовала на НТВ с 1994 года с небольшими перерывами, а с 2005 года «переехала» на «НТВ-Плюс», и которую Уткин покидал с июля 2010 года по апрель 2011 года.

Глава 3 Анализ стиля речи в современном спортивном репортаже

В спортивном радиорепортаже (в отличие от телерепортажа) приходится давать более широкий и в то же время более живой комментарий, поскольку слушатели не могут видеть происходящего на поле. Возможно, поэтому речь комментаторов, корреспондентов более пространна и красочна. Отметим, что для любого репортажа - телевизионного и радийного - характерен газетно-публицистический, а зачастую и разговорно-обиходный стиль.. Для более эмоционального воздействия на аудиторию комментаторы нередко обращаются к иронии как тонкой насмешке:

«Как полузащитник сборной России умудрился с 10 метров не попасть в ворота, знает только он», «Ах, немка промахивается... пора заказывать панихиду немецкому тренеру»; «ну все, теперь Бьорн-далену не поможет даже система “ГРАД”» (Д. Губерниев. Чемпионат мира по биатлону. Трансляция ТК «Спорт.).

В современном футбольном телерепортаже частотны повторы разного вида и инверсия как фигуры выразительной речи: «Батюшки мои, вот зачем нужен был Янкер, зачем был нужен этот Янкер!» (В. Н. Маслаченко. Чемпионат мира, игра «Россия» - «Тунис», 05.06.2002).

Для выразительности речи в современной спортивной тематике футбольная лексика иногда используется в переносном значении: «Хеттрик Валерия Газзаева. После побед в кубке УЕФА и кубке России армейцы выиграли и чемпионат» (Пряхин, 2005: 2)..

В репортаже уместны как эмоциональность, яркие эпитеты, так и собственная оценка события. Нередко в поисках нужного эпитета комментатор находит нечто совсем необычное, что может вызвать улыбку у телезрителя. Это происходит не только из-за богатой фантазии комментатора, но и из-за экстремальных условий, в которых эти слова подбираются.

Особого внимания заслуживает факт чрезмерного насыщения русской речи спортивных журналистов словами иностранного происхождения. И если в разные годы ХХ в. делались попытки (удачные и не очень) заменить заимствованные слова исконно русскими аналогами, то в последние годы эта затея была оставлена, и наш телезритель уже привык к иностранной специальной лексике, более того, он сам пытается употреблять ее в повседневной жизни.

Речь спортивных журналистов на разных телеканалах сегодня насыщена терминами, скопированными с английского языка. Например, в трансляциях часто можно услышать такие слова, как форвард, голкипер, офсайд, коннер, лайнсмен, инсайд, которые зафиксированы в словарях и активно используются на протяжении нескольких десятков лет. В спортивной терминологии действительно достаточно активно употребляются заимствованные слова, несмотря на то что в русском языке имеются аналогичные слова. Во время репортажа, чтобы речь была более красивой и легкой для восприятия, необходимо использовать как можно больше синонимов. Журналист оказывается перед непростым выбором: либо в каждом предложении будет звучать набор одинаковых слов, либо он употребит иностранные или заимствованные слова.

Как и в текстах других стилей, в телетекстах употребление штампов крайне нежелательно. Нередко вместо спортивной терминологии телезритель слышит общеупотребительные аналоги, которые также неприемлемы. В качестве примеров можно привести столь распространенные сегодня выражения, как «кожаная сфера» (мяч), «добыл викторию». Наряду со стилистически нейтральными терминами используются и термины разговорные, а также сленг: верхний угол ворот (нейтр.) - девятка (разг.); высшая лига (нейтр.) - вышка (сленг); желтая карточка (нейтр.) - горчичник (сленг); поле (нейтр.) - поляна (разг.) и огород (поле плохого качества, сленг). Казалось бы, их употребление в большом количестве и в тех местах, где их можно заменить нейтральными выражениями, крайне нежелательно, так как при этом речь журналиста обретает разговорнофамильярную окраску. Однако если комментатор желает придать тексту экспрессивность или использует разговорные слова в качестве синонимов для часто употребляемых нейтральных терминов, то появление таких слов и выражений можно считать даже оправданным.

Для того чтобы воспринять текст с экрана, уместна краткость фразы. Так, на 14-16-м слове может нарушиться способность воспринять сообщение без напряжения, ослабевает внимание.

Проведем анализ речи Дмитрия Губерниева

Постоянно интересуясь его творческой деятельностью, его мастерством оратора, столкнулась с необычными, порой противоречивыми, суждениям о комментаторе Дмитрии Губерниеве в Интернете. С одной стороны, о нём говорят, что это не просто «хороший комментатор, это человек, который в каждый свой репортаж вносит маленький кусочек своей души», «заворожить слушателя (и зрителя) Губерниев умеет. Всегда приятно видеть человека, свободно владеющего речью, способного на эксперимент и шутку…» , «Д.Губерниев умничка!». С другой стороны, встречаются и такие суждения: «Однако как визжит периодически Д. Губерниев, тоже меня не радует», «Губерниев лично меня пугает своей постоянной бурляще-кипящей бесцельной и бессмысленной энергией» Чтобы разобраться в противоречивости отношений к комментатору, я решила исследовать репортажи Губерниева с лингвистической точки зрения. Собирая видеозаписи репортажей Губерниева, обратила внимание на особенности его речи: употребление разговорных выражений и слов.

В своей работе я веду целенаправленное наблюдение за живой речью спортивного комментатора Д. Губерниева в прямых репортажах Кубка мира по биатлону в Австрии, Германии, Швеции, Финляндии, Италии, фиксируя разговорные фразы, отдельные слова, чтобы проанализировать их с точки зрения лингвистики.

«Разговорная речь используется в тех случаях, когда существует неподготовленность речевого акта, непринужденность речевого акта и непосредственное участие говорящих в речевом акте».

Нужно отметить, что в речи Губерниева встречаются «протяжки» в речи, такие как «э-э», «гм-м». Однако это заставляет телезрителя сосредоточить внимание зрительное, соединиться в едином переживании с комментатором.

Как показали наблюдения, Дмитрия Губерниева можно узнать по интонированию: ритмичности чередование ударных и безударных сегментов речи (правильная артикуляция, четкость произношения).

Следует обратить внимание на то, что репортаж – речь публичная, экспрессивная, насыщенная словами из разных слоев лексики. Так, например, встречаются слова военной лексики в комментариях Губерниева: «атакует» («обгоняет»), «оккупирует» («захватывает»). В данном случае употребление таких слов оправдано: они стали нормой в спортивных репортажах, эмоционально обозначают кульминационные моменты. Экспрессивную окраску приобретают разговорные выражения: «немки заковырялись» (медлят), «съела она Махарани» (обогнала), «вот что творят» (делают), заставляют остановить взгляд телезрителей, увидеть спад в развитии действия. Синонимами слова «молодец» выступают такие фразы и слова: «Молодчик, молодчик, Ярошенко», «Катя – молодчина», фразеологизм «дышат в затылок» - синоним «догоняют». Передавая оптимизм гонки преследования, коммуникатор употребляет выражение «почти сразу, без раскачки» («опередила»). В разговорной экспрессивной речи Дмитрия Губерниева причастия и деепричастия почти не встречаются. Временные же формы глагола используются свободно, причем бесприставочные глаголы меняются на приставочные: намерение комментатора вовлечь телезрителя-болельщика в протяженность момента: «немки залегли» (ср.: «легли»), интонационно насыщает выражение легкой иронией и интриги. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных: «Катенька; девчонки» передают зрителю и слушателю ощущение доверительности, сопереживания, некой родственной близости к спортсменам (по характеру, по духу).

Работая над данной темой, я решила выяснить, насколько увлечены спортом мои одноклассники, знакомые. Я провела опрос среди учащихся школы и взрослых о том, какие комментаторы им известны. В результате выяснила, что в преддверии зимней Олимпиады в Сочи возрос интерес к спортивным соревнованиям. Все отметили, что с нетерпением ждут открытия игр. Среди спортивных комментаторов наиболее известны Д.Губерниев, В.Гомельский. Н.Озерова и Н.Ерёмину знают лишь 10% и 5% учащихся и 50% взрослых.

Заключение

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что развлекательная форма подачи информации о спортивном событии определяет структуру спортивного репортажа, а также выбор журналиста стилистических средств воздействия на читателя.

Исследуя телерепортажи спортивных комментаторов в том числе репортаж Дмитрия Губерниева, определяя роль разговорных слов и выражений в единстве спортивной информации, я сделала следующие выводы:

    Слова и выражения разговорного стиля употребляются комментатором без специальной подготовки, выражают эмоциональный настрой спортивных соревнований;

    Речевые намерения комментатора позволяют употреблять слова и выражения различных стилей в зависимости от обстановки, ситуации общения.

    Речевые действия в употреблении разговорной лексики направлены на установление контакта с телезрителями

    Разговорная речь в отличие от других разновидностей русского языка не подчиняется каким -то особым правилам, поэтому она широко распространена среди культурных носителей русского языка.

Список использованной литературы

    Бойкова Н. Г. Репортаж // Современная газетная публицистика: Проблемы стиля. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987.

    Кайда Л. Г. Стилистические ресурсы современного спортивного репортажа // Спорт в зеркале журналистики: о мастерстве спортивного журналиста / Сост. Г. Я. Солганик. - М.: Мысль, 1989.

    Майданова Л. М., Дускаева Л. Р. Жанры публицистического стиля. Репортаж // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003.

    Черепахов М. С. Репортаж // Газетные жанры. - М.: Политиздат, 1971.

    Шибаева Л. В. Жанры в теории и практике журналистике. - М., 2000.

    Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов, 1997.

peoples/state/correspondent/utkin/interview1.html

skisport/doc/read. php? id=215 - официальный сайт журнала "Лыжный спорт"

bbs. nashalife/showthread. php? s=&postid=293097 - форум болельщиков

Краткое описание документа:

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время всё большее количество людей проявляет интерес к спорту. Достижения наших спортсменов позволяют гражданам России гордиться своей страной. Спортивные репортажи привлекают большое внимание. Комментатор помогает людям, не разбирающимся в подробностях спортивных правил, понять, почему та или иная команда выиграла или проиграла, почему игроку назначили штраф.

В работе рассматриваются традиции и особенности спортивного репортажа, образцы лучших футбольных репортажей и продолжение этих традиций в деятельности современных телекомментаторов. Кроме того, проведено исследование стиля спортивного репортажа. Исследование стиля речи в рамках спортивного репортажа помогло выяснить, чем спортивный репортаж богат, выразителен и привлекателен для воспринимающей его аудитории.

Общая информация

Основным развлечением для большинства мужчин в нашем государстве, да и пожалуй для всего мира, является спорт, причём не тот в который необходимо играть самостоятельно, а то за которым необходимо наблюдать в лице болельщика.

На разных континентах и в разных странах спортивные соревнования приносящие удовлетворение для болельщиков самые разные, но в основном это игры непосредственно связанные с игрой в мяч, только с разными конфигурациями и правилами. Да, возможно спортивные матчи тяжело назвать спортом, ввиду того что спортом на профессиональном уровне занимаются единицы, а миллионы болельщиков перед телевизором смотрят репортаж матча любимой игры.

Репортаж футбола с места проведения матча

Спортивные комментаторы в моменты проведения спортивных соревнований, становятся наиболее влиятельными людьми на пространстве стран, где следят за перипетиями матча. Так что на ведущих репортажи накладывается большая ответственность, так как их ошибка в именах игроков или в положении мяча, зачастую приводит к огорчениям со стороны болельщиков, которые могут быть куда более агрессивными, нежели всплеск негативных эмоций на арбитров матча. Именно поэтому репортаж футбола зачастую поручают профессиональным журналистам или бывшим спортсменам, которые с футболом знакомы на протяжении всей своей жизни и просто болеют им. Ведь комментатор способен обратить внимание миллионов зрителей как на достоинство того или иного решения по проведению атаки или обороны в матче. Но неподготовленный журналист не имеющий познания в спорте способен погубить спорт репортаж некомпетентным суждением об игре команды или того или иного игрока, ведь ошибки и некомпетентность комментатора заметна профессиональными болельщиками моментально.

Возможно, спортивные соревнования элитных клубов страны и трудно назвать спортом, так как большинство игроков играют за деньги, а болельщики портят себе нервы, видя игру своей команды. Но всё равно игра спортивных клубов в национальных и международных чемпионатах подталкивает молодёжь к занятию спортом и ведению здорового образа жизни. Тем более что спортивный репортаж профессионального журналиста способен разбудить патриотические чувства практически в каждом человеке интересующемся спортом. Что достаточно важно ввиду объединения нации независимо от того на каком языке говорит человек или думает, ведь общие точки соприкосновения народов, позволяют создать монолитное общество, где спорт станет той точкой объединения для всех сограждан. Особенно тенденция к патриотизму прослеживается во время репортажей футбола мировых чемпионатов, где соперничают не игроки команд национальной лиги, а игроки представляющие страну. А это уже куда престижнее для игрока любого футбольного клуба, который стремится как к повсеместной славе ведущего футболиста страны, так и для авторитета в спортивном мире, который влияет на трансфертную политику всех футбольных клубов мира. Ведь репортаж матча смотрят не только болельщики, но и шефы ведущих спортивных клубов, для которых новое приобретение игрока является важнейшей задачей для поддержания уровня команды на должном значении.

О песне: Песня из новогоднего выпуска Comedy Club 2014 года. Премьера - 30 декабря 2013 года. Автор музыки и слов - Семен Слепаков. Здравствуйте, в эфире спортивный канал.

О песне: Песня из новогоднего выпуска Comedy Club 2014 года. Премьера - 30 декабря 2013 года. Автор музыки и слов - Семен Слепаков. Здравствуйте, в эфире спортивный канал. Сегодня борьба, первенство мира, финал, Прямая трансляция, Лондон, центральный арен, В финале участвует наш - Российский, спортсмен. Итак, на ковре Абдулсалам Мирахмедов, К соревнованиям готовился он с двух летов, Все приёмы борьбы изучил досконально И исполняет очень оригинально. В 15 лет он стал Чемпионом Страны, А в 20 - Чемпионом Махачкалы, Всех в Дагестане он поборол досконально, При этом некоторых очень оригинально. Ему противостоит спортсмен из Канады, Он - чемпион прошедшей Олимпиады, Но Абдулсалама это ничуть не шокирует, А наоборот, дополнительно мотивирует. Борец из Канады крайне силён и опасен, С чем Мирахмедов категорически не согласен, В интервью он сказал, мол, я его не опасаюсь, И его маму выиграть собираюсь. Исход поединка он предсказал досконально, Причем, описал его очень оригинально. И вот, наш Абдулсаламчик проводит захват, Очевидно, канадец захвату не очень рад. Глаза его вылезли из орбит досконально, При этом, кричит он очень оригинально. Канадец про Абдулсалама ни разу не слышал, Ведь, Мирахмедов месяц назад только вышел. Канадец не может поверить своим глазам, Которые хочет выдавить Абдулсалам. Но тренер Абдулсалама не очень доволен, Кричит ему: «Сконцентрируйся, ты же воин!» Весь Дагестан тебя сейчас смотрит тотально И хочет, чтобы бой завершился фатально. Почему твой соперник не побеждён досконально? Ты борешься недостаточно оригинально. После тренера слов в бою наступил перелом, Абдулсалам завязал канадца узлом. Вот он над жертвой склоняется сексуально И тренеру маякует, мол всё нормально. Однако, канадский соперник очень хитёр, Он начинает прятаться под ковёр, Но под ковром внезапно слышит «Салам!» Там его ожидает Абдулсалам. Внезапно, канадец проводит подлый приём, Он убегает коварно в дверной проём, Но и в дверном проёме слышит «Привет!» Там брат Абдулсалама - Абдулсамед. Абдулсамед возвращает борца на ковёр, Шея канадца цветом как помидор. Лицо его страхом искажено досконально, И глаз задёргался очень оригинально. Но в этот момент судья прерывает бой, Чтобы канадец живым вернулся домой. Абдулсалам берёт золотую медаль, А серебро судья его брату отдал. Канадец согласен с решеньем судьи досконально, Хоть было оно довольно оригинально. Ну что ж, друзья, наш борьба подошёл к концу, Скажем «Спасибо» Абдулсалама отцу - За то, что таких детей воспитал досконально И репортаж для вас этот сегодня провёл оригинально. Досконально и оригинально.

Очень часто, помимо популярных нынче портретных съёмок, возникает желание пофотографировать что-нибудь еще. Данная статья поможет вам расширить горизонты свих знаний и направит в нужное русло на примере съемки спортивного репортажа .

Разрешение на съемку

Для начала, вам нужно каким-то образом получить разрешение на съемку. На региональные соревнованиях это сделать не так уж и сложно. Спортсмены и спортивные функционеры сами заинтересованы в том, чтоб получить фотографии. Если на мероприятии не предусмотрена аккредитация фотографов, то можно позвонить в местную спортивную федерацию и предложить свои услуги. Либо же узнать, где проходит подготовка техники (обычно это бокс или гараж), прийти туда и предложить себя в качестве фотографа. Третий вариант, попробовать договориться о разрешении или пропуске на специализированном форуме в интернете (у каждой спортивной федерации есть свой сайт или форум). Опять же, от фотографий мероприятия никто и никогда просто так не откажется. В конце концов можно воспользоваться социальными сетями и обратиться к кому-либо из спортсменов или функционеров. В данном случае все будет зависеть от вашего желания и умения общаться.

Если же на соревнования требуется аккредитация, что на краевом уровне я пока еще не встречал (но вдруг!), тогда вам нужно будет обратиться в какое-либо печатное издание или редакцию новостей, либо последовать первым путем и получить аккредитацию при помощи спортсменов или функционеров.

Если все совсем плохо и перед вами везде закрыли дверь, то вам не остается ничего иного, как снимать с трибуны. И пусть в этом случае общее количество снимков не будет большим, но добротные кадры при грамотном владении камерой можно получить и оттуда. Но это маловероятно, потому что при вашем желании и вежливом общении шанс вам всегда предоставят, можете поверить мне на слово.

Обмундирование и оборудование

После решения вопроса о разрешении на съемку встает вопрос о необходимых аксессуарах и традиционное “какой же камерой снимать и какой же объектив использовать”

Если вы идёте фотографировать зимний вид спорта, то и одеться вам стоит подобающим образом. При этом стоит уделить внимание тому, чтобы одежда не стесняла движений. По возможности, лучше запастись специальными перчатками для фотографов, охотников или биатлонистов, в которых удобно нажимать на кнопку спуска. В противном случае надо приготовиться к тому, что будет либо неудобно, либо будут мёрзнуть руки.


В приципе, фотографировать спорт можно на любую камеру, в которой есть возможность использовать автоматические и полуавтоматические режимы съемки и возможность снимать со следящим автофокусом. Вопрос лишь в удобстве и нужности некоторых функий. Например, кроп-камера чаще будет даже более выгодна нежели полный формат, так как позволяет увеличить Эффективное фокусное расстояние объектива: при кроп- факторе в 1,5 объектив 300 мм превращется в 450мм. В таком опасном виде спорта как мотогонки на льду очень полезно иметь возможность снимать на отдалении. Более важно в случае спортивной съемки – это не размер матрицы, а хороший автофокус и возможность как можно более скоростной серийной съемки, увеличению которой может помочь установка на камеру батарейной ручки. Ну и, если у вас есть возможность взять с собой 2 фотоаппарата, то это поможет не возиться со сменой объективов на морозе.

Что касается объективов, то в идеале это пара зум объективов со светосилой 2.8. Один объектив — от широкого до штатного (17-40, 24-70,17-55), второй — телевик (70-200 с конвертором или без, 70-300, 80-400), чем больше ФР, тем лучше. Дополнительно иметь с собй вспышку для съемки спортивных мероприятий с небольшим количеством доступного света.

Если все сразу купить нет возможности, то можно обойтись и тем что есть. Сам я начинал с комплекта Nikon D7000 + китовый объектив 18-105 и бюджетный зум 70-300. Только имейте в виду, что в случае спорта наличие телевика более приоритетно перед широким углом, хотя и тут все будет зависеть от вашей манеры съемки. Но моё мнение таково, что при съемке таких опасных видов спорта как моотогонки на льду, лезть с шириком под колеса мотоцикла с железными шипами - это верх авантюризма.

Не забудьте запастись запасным аккумулятором, флешками и прочими мелочами, без которых не обойтись на любой съемке.

Подготовка

Итак, вы получили разрешение на съемку, приготовили оборудование и что же теперь делать? Прежде всего хотелось бы вам посоветовать не рассчитывать на спонтанность и мимолетность. “А как же иначе?” - скажите вы – “ведь это репортаж» .

Запомните, что самый лучший репортаж - это подготовленный репортаж, независимо от того, какая у вас техника и какой опыт съемок.

Ничто не поможет вам сделать более удачные кадры, чем собственная подготовка к съемке спортивного мероприятия. Для этого вы можете почитать специальные форумы, посвященные данному виду спорта, посмотреть в интернете информацию об участвующих спортсменах и просто сходить посмотреть данное соревнование на трибуне. В будущем знания особенностей данного вида спорта, либо особенности поведения какого либо спортсмена будет огромным подспорьем в получении отличных кадров. Вы сможете лучше планировать точку съемки и предугадывать ключевые моменты соревнований.

Например, я знал о том, что один из спортсменов любит праздновать свои победы эффектным проездом на колесе. Это-то и помогло мне моментально после финиша переключиться на данное действие. Большинство же фотографов, которые этого не знали, просто начали рассматривать фотографии на экране камеры, ведь в 90: случаев после окончания заезда ничего необычного не происходит. В итоге у меня получилась карточка, которая позволит отличаться от других, а разве не этого мы все хотим?


И не забудьте прийти на стадион до соревнований: посмотрите как падает свет, какие поправки в настройки экспозиции нужно вносить на разных участках трассы или стадиона, чтобы не пришлось в этом разбираться на месте. Да и в день гонки рекомендую прийти заранее - это поможет вам войти в съемочный ритм, освоиться и не пропустить интересные события, которые до стартов тоже случаются. Обычно спортсмены люди суеверные и не пускают фотографов в боксы, но иногда исключения случаются, так почему же не воспользоваться этой возможностью и поснимать закулисье большого спорта.




Концепция съемки спортивного репортажа

Ну вот вы и на стадионе, уже получили необходимые инструкции по безопасности от судей, возможно вам даже выдали специальную жилетку с надписью Foto. И теперь столкнулись с вопросом “что и как снимать?” или решили действовать по принципу “что вижу, то и пою”.

Настоящая репортажная фотография - это прежде всего четко подготовленный план съемки, при помощи которого разнопланово и разносторонне показывается мероприятие.

И только во вторую очередь это отличная импровизация и техника съемки. Очень хорошо, если вы включаете в свой репортаж кадры о том, как зрители стягиваются к стадиону, либо стоят за билетами или просто ожидают гонку. Эти фотографии станут завязкой вашей истории, и ваш репортаж от этого только выиграет.








Как только вы оказались внутри стадиона, пора подумать о концепции съемки (но еще лучше, если вы подумали о ней заранее). Что же здесь продумывать? Да абсолютно все от начала и до конца. Начиная с того, что вы должны четко спланировать свои перемещения во время съемки , ведь возможность глобальных передвижений будет предоставлена вам лишь в перерывах между заездами, когда будет происходить чистка льда. В остальное время, быстротечные заезды будут сменять друг друга, а перемещаясь с одного виража на другой, вы рискуете не только пропустить какой-то интересный момент, но и весь заезд. При этом вы должны заранее узнать о том, в каком заезде (или заездах) будут встречаться непримиримые противники и к кульминации их соперничества должны быть во всеоружии, чтоб показать борьбу на треке в максимально интересном свете.

Для мотогонок на льду характерно представление участников соревнований и чем круче старты, тем круче это самое представление. Не забывайте и про него: тут вам и атмосфера и портреты каждого из гонщиков в момент его представления зрителям и общий строй всех участников соревнований. Кадры с представления участников могут задать отличное начало всей серии. Или же удачно её продолжить, если вам до стартов удалось попасть в боксы.

Третий пункт — это как можно более разнопланово и с разных сторон показать ход развития событий на гонках.

В идеале каждый следующий кадр должен быть скадрирован по-другому и снят с разной степенью приближения.

Это не значит, что после каждого нажатия на спуск нужно менять обьектив с телевика на ширик. Но и большое количество одинаковых кадров не прибавит поклонников вашим фотографиям. Поэтому в какой-то момент следует сосредоточиться, к примеру, не на лидере заезда, который оторвавшись от соперников, мчится к победе в гордом одиночестве, а на завязывающейся борьбе между отстающими.

Представьте, что ваш репортаж - это фильм, в котором общие планы стадиона сочетаются с крупными планами борьбы на виражах, а эмоциональный накал на старте — с эмоциями болельщиков от победы их кумира на финише. Точно также не забывайте уделить внимание атмосфере соревнования, эмоциональным портретам зрителей, судей и самих спортсменов. Понятно, что идеально уместить все кадры в разные планы не получится и будут и повторы и дубли, но данный план на съемку поможет вам как в отборе кадров после съемки, так и в составлении цельного рассказа о событии.

Не каждый день случаются интересные гонки, но будьте уверены, что если вы попадете на ту самую полную событий гонку, и подготовитесь к ней от и до, то все интересные моменты уложатся в отлично продуманную раскадровку, а впечатление от соревнования только усилится. Будьте своего рода режиссером и постарайтесь уложить события в четко продуманный сценарий.



Для примера могу привести собственную простейшую концепцию, по которой я начинаю в первой серии заездов снимать от линии старта, и по ходу гонки меняю точку съемки, перемещаясь по овалу стадиона. К последней серии заездов я оказываюсь снова на стартовой линии, где уже уделяю больше внимания финишным “разборкам” гонщиков. Получается эдакий рассказ от старта и до финиша.

Не стоит уходить от съемочного процесса в перерывах между заездами, ведь очень часто для развлечения зрителей во время чистки льда проводятся какие-то выступления. А пока вы перемещаетесь на новое место съемки, всегда можно поймать интересный кадр с участием зрителей. Перерыв между заездами - это как раз то самое время для импровизации и съёмки того, что попалось по пути.




Фотографируйте не только саму гонку, но и то, что происходит после.

Возможно спортсмены благодарят друг друга за отличную борьбу, либо наоборот высказывают друг другу недовольство, ведь всё это и передаёт неповторимую атмосферу соревнования. Ну и конечно не забудьте про церемонию награждения и реакцию стадиона на просмотренное и пережитое зрелище. Вновь напоминаю про разнообразие в кадрировании (разноплановость - крупный, средний, общий план). Можно к примеру сфотографирвать средний план эмоции спортсменов на пьедестале почета, вторым кадром крупно кубок, а третьим кадром общий план того, как гонщики фотографируются со своими болельщиками на фоне уже опустевших трибун.

Еще одним советом с моей стороны будет фотографировать не только гонку, но и некую жанровую зарисовку о ней. Что это такое? Далеко не всем зрителям будет интересен ваш личный взгляд, поэтому основную съемку вы делаете более технической и выстроенной. Но где-то между этими нужными кадрами возникает тот, который вроде бы в концепцию и не вписывается, но будет очень интересен с точки зрения отдельной истории, которая рассказывает не про само событие, а про отдельных персонажей и где сам кадр - это уже и есть история. Делайте два вида репортажной съемки - ту, которая будет интересна большинству зрителей, и ту, что близка именно вам. Они в конечном счете и станут для вас своеобразной обязательной и произвольной программой, если переходить на термины фигуристов.

Технические моменты и советы по съемке

Ну вот и добрались мы до того места, где все начинают спрашивать “А какую ставить выдержку, диафрагму и светочувствительность (ISO)? “ Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, в частности от того, какая у вас техника и какая задача.

Но если взять лично мой опыт и мои предпочтения, то начинается все с выбора полуавтоматических режимов съемки (режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки) и выбора следящей фокусировки по нескольким точка (чем больше точек, тем лучше) и режима серийной съемки с приоритетом спуска.

Объясню свою позицию. Освещение на стадионе обычно не совсем равномерное, к тому же мотогонщики движутся очень быстро. Поэтому оперативно среагировать на изменения освещения в ручном режиме вряд ли получится. Если не хочется потом сидеть в конверторе и исправлять огрехи съемки, то стоит довериться полуавтоматическим режимам.

При этом нужно учитывать, что в случае с мотогонками следить за одним параметром (а именно выдержкой) нам все таки придется. Для того чтобы изображение не смазывалось, я бы рекомендовал держать выдержку в районе не менее 1/250 а в идеале 1/500.

Если у вас в камере поддерживается и адекватно работает функция автоматического выставления светочуствительности, то можно воспользоваться этой опцией. Ну и тонкое управление экспозицией осуществлять за счет внесения в неё плюсовых и минусовых поправок (настройка эспокоррекции). Чтобы вычислить поправки (значение экспокррекции) я порекомендовал бы вам прийти на стадион заранее и пристреляться по свету. Если этого совсем не получилось, то придется находить время, и жертвуя интересными кадрами, делать это в перерывах между заездами, пользуясь экранчиком камеры и гистограммой.

Диафрагму во время съемки предпочитаю ставить более закрытую (от 5.6 и выше), потому как не так часто нужно дополнительное размытие на фоне. К тому же большая часть сюжета про мотоциклистов должна быть в резкости, а на таких скоростях некогда выставлять точки и примеряться. Поэтому сьемка зачастую идет средней точкой, а выставив открытую диафрагму, наподобие 1.4 или 2.0, мы получим в резкости только номер гонщика, все остальное уйдет в так любимое начинающими фотографами боке.

Связка следящей фокусировки и скоростного режима съемки с приоритетом спуска даёт нам отличное подспорье для хорошего технического получения кадров. Совет: чем больше точек для слежения может позволить поставить ваша камера, тем лучше, так что не пренебрегайте этой возможностью. Серийная же съемка с приоритетом спуска позволит вам не ждать, пока объекты попадут в фокус, и поэтому вы не упустите важные моменты.

Как это все работает? В фотоаппарате у вас выставлена точка фокусировки, при движении гонщиков вы ждете, пока точка фокусировки совпадет в одним из гонщиков и делаете полунажатие кнопки спуска. В этот момент включается следящий режим фокусировки, который ведет попавшийся обьект по тому количеству точек, которое вы задали (вот почему я рекомендую выставить максимально возможное). В видоискателе это никак не отражается, но процесс идет. Если объект съемки выпадет из этих точек, то фотоаппарат автоматически перефокусируется по выставленной точке, поэтому сам фотоаппарат рекомендуется вести по ходу движения гонщиков и ждать момента.

Как только этот момент наступил, мы нажимаем на спуск и в данном случае срабатывает уже скоростная съемка. Работать рекомендую сугубо сериями по 3 “выстрела”, иначе буфер в фотоаппарате переполнится. Камера будет перегружена, и в можете потерять важные кадры. Данную рекомендацию можете пропустить мимо ушей, если у вас топовая камера с огромной емкостью буфера

Приоритет спуска (ставится в меню камеры) поможет нам в том случае, если что-то пошло не так, и гонщики выпали из фокуса объектива. Первым кадром вы не поймаете резкость, но если вы будете перемещать камеру синхронно с движущимися гонщиками, то за 2 следующих автофокус успеет зацепиться за них. В реультате из 3 кадров хоть один, но будет в фокусе. Даже на Nikon D7000 это всегда работает. Работа сериями по 3 выстрела при включенном приоритете спуска очень хорошо страхует нас от нерезких кадров, а лишние кадры мы всегда можем удалить при отборе.

Теперь про режимы. В 90 процентах случаев вас вполне устроит режим приоритета диафрагмы (A на Nikon и Sony, Av на Canon). Режим же приоритета выдержки вам понадобится для такого метода как “съемка с проводкой”. Что же это такое?

Съемка с проводкой - это такая техники съемки, при которой сам объект остается в резкости, при этом фон размывается по ходу движения.

Достигается это за счет длинной выдержки, следящей фокусировки и собственно ведении камеры за объектом по ходу его движения. Выставить выдержку вам и поможет режим приоритета выдержки (S на никон и сони, Tv - на кэнон). Следящая фокусировка при полунажатии кнопки спуска вкупе с серийной съемкой помогут поймать наиболее подходящий момент. Какая выдержка будет удобна именно вам, должно определиться в ходе ваших экспериментов вне гонок. Обычно это диапазон от 1/30 до 1/80.


Происходит это так. Увидев движущийся объект, вы при помощи полунажатия ловите его в видоискателе, и не отпуская кнопку спуска, некоторое время движетесь камерой за ним. Затем плавно, продолжая движение за объектом, нажимайте на спуск и сделайте серию из нескольких кадров. Естественно, при быстром движении мотоцикла и короткой выдержке разные факторы будут вам мешать, и абсолютно все кадры не получатся идеальными. Но при должной тренировке и сноровке со временем это умение станет для вас совершенно будничным. Не забывайте, что снимаете зимой (на светлом фоне), а это значит, что в полуавтоматических режимах фотоаппарат будет стремиться затемнить уже и так светлую картинку (в кадре много снега и льда светлых тонов). Поэтому скорее всего вам понадобится плюсовая поправка к экспозиции (экспокоррекция + 1/3 - 1 1/3 ступени).

Очень часто фотографы при съемке динамичных мероприятий пользуются только лишь центральной точкой фокусировки, и чаще всего это оправданно. Но иногда бывают такие случаи, когда борьба происходит скраю кадра, и при перекадрировании важная часть композиции отрежется, да и следящая фокусировка может перескочить на другой объект. Поэтому не пренебрегайте перемещением точки фокусировки в крайнее положение, количество следящих точек это не изменит, зато позволит захватить в кадр более полную картину действий. При этом зажатая диафрагма (напоминаю, что я рекомендую снимать большинство сюжетов на диафрагме от 5.6 и выше) не позволит выйти объекту съемки из глубины резкости, чем часто страдают крайние точки на открытых диафрагмах.

Также советую при наблюдении за ситуацией в заезде через видоискатель, другой глаз не закрывать, а следить им за происходящим вне рамки кадра.

Поначалу это будет трудно, но при некоторой тренировке в несоревновательных условиях к этому быстро привыкаешь. Большинство известных спортивных репортеров так и поступают - это помогает не ограничивать своё поле зрения лишь видоискателем.

Снимать рекомендую все-таки в RAW , потому как на начальном этапе очень часто будут случаться промахи в экспозиции. Если позволяет фотоаппарат, то можно снимать RAW+JPEG, но при этом необходимо учитывать, что скорость записи этих файлов камерой (особенно на морозе) будет более низкой, а буфер во время серийной съемки будет заполняться быстрее.

Не забывайте, что при съемке на морозе быстро садятся батарейки, поэтому если они у вас не держат заряд, то вынимайте их и кладите в карман, не позволяя замерзнуть и сесть окончательно. При перемещении из холодной улицы в помещение, обязятельно уберите камеру в кофр, иначе есть шанс, что влага может попасть внутрь объектива или фотоаппарата. Когда придете домой камеру из кофра сразу не доставайте, приоткройте кофр немного и оставьте в таком положении на час-полтора, чтобы выровнялась температура. Аккумулятор из фотоаппарата желательно вынуть и положить отдельно.

Дальше все зависит от вас. Тщательно отбирайте фотографии, наиболее интересные обрабатывайте, создавайте свою историю, формируйте свой репортерский вкус, набирайте портфолио, и после съемки региональных соревнований стремитесь попасть выше. Но самое главное снимайте и эксперементируйте, и всё у вас получится!




Автор статьи и фотографий: Анатолий Захарчук

Песня из новогоднего выпуска Comedy Club 2014 года

Текст песни:
Здравствуйте, в эфире спортивный канал,
Сегодня борьба, первенство мира, финал,
Прямая трансляция, Лондон, центральный арен,
В финале участвует наш, российский, спортсмен.
Итак, на ковре Абдулсалам Мирахмедов,
К соревнованиям готовился он с двух летов,
Все приёмы борьбы изучил досконально
И исполняет очень оригинально.
В 15 лет он стал чемпионом страны,
А в 20 - чемпионом Махачкалы,
Всех в Дагестане он поборол досконально,
При этом некоторых очень оригинально.
Ему противостоит спортсмен из Канады,
Он – чемпион прошедшей Олимпиады,
Но Абдулсалама это ничуть не шокирует,
А наоборот, дополнительно мотивирует.
Борец из Канады крайне силён и опасен,
С чем Мирахмедов категорически не согласен,
В интервью он сказал, мол, я его не опасаюсь,
И его маму выиграть собираюсь.
Исход поединка он предсказал досконально,
Причем, описал его очень оригинально.
И вот, наш Абдулсаламчик проводит захват,
Очевидно, канадец захвату не очень рад,
Глаза его вылезли из орбит досконально,
При этом, кричит он очень оригинально.
Канадец про Абдулсалама ни разу не слышал,
Ведь, Мирахмедов месяц назад только вышел,
Канадец не может поверить своим глазам,
Которые хочет выдавить Абдулсалам.
Но тренер Абдулсалама не очень доволен,
Кричит ему: «Сконцентрируйся, ты же воин!»
Весь Дагестан тебя сейчас смотрит тотально
И хочет, чтобы бой завершился фатально.
Почему твой соперник не побеждён досконально?
Ты борешься не достаточно оригинально.
После тренера слов в бою наступил перелом,
Абдулсалам завязал канадца узлом,
Вот он над жертвой склоняется сексуально
И тренеру мейкует, мол всё нормально.
Однако, канадский соперник очень хитёр,
Он начинает прятаться под ковёр,
Но под ковром внезапно слышит «Салам!»
Там его ожидает Абдулсалам.
Внезапно, канадец проводит подлый приём,
Он убегает коварно в дверной проём,
Но и в дверном проёме слышит «Привет!»
Там брат Абдулсалама – Абдулсамед.
Абдулсамед возвращает борца на ковёр,
Шея канадца цветом как помидор,
Лицо его страхом искажено досконально,
И глаз задёргался очень оригинально.
Но в этот момент судья прерывает бой,
Чтобы канадец живым вернулся домой.
Абдулсалам берёт золотую медаль,
А серебро судья его брату отдал.
Канадец согласен с решеньем судьи досконально,
Хоть было оно довольно оригинально.
Ну что ж, друзья, наш борьба подошёл к концу,
Скажем «спасибо» Абдулсалама отцу,
За то, что таких детей воспитал досконально
И репортаж для вас этот сегодня провёл... оригинально.