С детства и на всю жизнь. Пилатес для детей

Светлана Батаева
Проект «Пилатес - новый подход к здоровью»

«Звёздочка» общеразвивающего вида

Проект

Калтанский городской округ, 2014

Рассмотрено

на педагогическом совете

МАДОУ Детский сад № 15 «Звездочка»

Заведующая ___ Н. Н. Сунгурова

Батаева Светлана Васильевна,

педагог дополнительного образования

Чащина Анна Евгеньевна,

инструктор по физическому воспитанию

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждениия Детский сад № 15 «Звёздочка» общеразвивающего вида

Калтанского городского округа

Рецензент :

Штенберт А. В. ,

врач-ортопед высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения

«Городская больница»

Осиннековского городского округа

Обоснование проекта

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.

Качество человеческого потенциала сегодня поставлено во главу угла и на уровне края, и на уровне муниципалитетов. И человек – это, прежде всего, здоровье , сама жизнь и уже потом производные – интеллект, трудовой потенциал, уровень образования в общепринятом смысле и т. д.

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации завершается работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС дошкольного образования) .

При разработке содержания ФГОС дошкольного образования особое внимание уделено охране и укреплению физического и психического здоровья детей , что и является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения.

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» , утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271, является сохранение и укрепление здоровья школьников . Подчеркивается, что спортивные занятия, в том числе внеурочные, должны позитивно влиять на улучшение здоровья школьников .

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находятся в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.

Состояние детей дошкольного возраста вызывает тревогу и требует применение новых технологий здоровьесбережения , в том числе разнообразных форм спортивно-оздоровительной деятельности .

Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н. Т. Терехова, 1989; А. В. Запорожец и др., 1980; А. П. Ерастова, 1989).

В. А. Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма».

Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э. Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на интеллектуальный рост и нервно-психическое развитие ребенка.

В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование сердечнососудистой и дыхательной системы – необходимые условия для нормально роста и развития детского организма.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка , коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития чело-века.

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики - ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений : ушу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.

В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В связи с этим, актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни . Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста, что и является новизной проекта .

А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме» . Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода» , найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников . В определенной мере помочь в этом может детский фитнес.

Одним из самых популярных направлений фитнеса является пилатес .

Пилатес – это разновидность фитнеса, включающая в себя комплекс физических упражнений на все группы мышц, развивающая гибкость и выносливость.

Эту систему упражнений разработал Джозеф Пилатес в начале 20 века с целью реабилитации больных. Изначально комплекс предназначался лишь для укрепления его собственного здоровья . Все дело в том, что мальчик с детства болел рахитом, астмой и ревматизмом, потому выглядел всегда очень болезненным и слабым ребенком. Он начал изучать различные системы физической культуры от йоги до методов оздоровления Древней Греции и Рима, занимался гимнастикой, плаванием, лыжами и стал разрабатывать собственную программу физического совершенствования, которую впоследствии назвал "Искусством контроля". Уже к 14 годам Джозеф изменился и окреп настолько, что его можно было фотографировать в качестве модели для учебников по анатомии. Юноша добился неплохих успехов в гимнастике, прыжках в воду, даже выступал в цирке. Пилатес решил всерьез заняться вопросами физической культуры и спорта.

В 1923 году в Нью-Йорке он вместе со своей женой начал проводить первые занятия. Таким образом, пилатес очень быстро приобрел популярность сначала у местных жителей, а затем и во всем мире. Многие годы метод пилатес оставался практически неизвестным за пределами круга профессиональных танцовщиков. Сегодня же его применяют в клиниках, в лечебной физкультуре, в фитнес-центрах, в школах танцевального искусства.

Система пилатес включает в себя упражнения для всех частей тела, упражнения являются безопасными и подходят для широкого возрастного спектра людей.

Практика пилатес открывает детям мир здоровья и спорта , развивает стремление к занятиям другими видам спорта – танцами, гимнастикой, боевыми искусствами. Кроме того, эта уникальная система тренировок, повышает стрессоустойчивость, снижает детскую нервозность. Особенно полезен пилатес , для нервных и гиперактивных детей, его особая техника выполнения упражнений, помогает достичь расслабления.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – формирование навыков психомоторного развития воспитанников дошкольного возраста посредством физических упражнений по системе пилатес .

Задачи :

1. Адаптировать и внедрить систему упражнений пилатес в совместную деятельность взрослого и ребенка по образовательной области «Физическое развитие» .

2. Содействовать повышению компетентности педагогов в вопросах психомоторного развития детей дошкольного возраста.

3. Способствовать осведомленности родителей в вопросах значимости психомоторики детей дошкольного возраста.

Обеспечение проектной деятельности

1.Нормативно-правовое :

Основная программа МАДОУ Детский сад № 15 «Звездочка»

Конвенция о правах ребенка

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Организационное обеспечение

Учреждение работает по приоритетному направлению - физическое развитие дошкольников

3. Кадровое обеспечение

Наличие в штате инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования, педагога-психолога

Курсы повышения квалификации

4. Материально-техническая база

Наличие отдельного физкультурного и тренажерного зала;

Наличие учебно-методической литературы по здоровьесберегающим технологиям ;

Наличие Интернет-связи;

Наличие видео, аудиотехники, мультимедийного оборудования.

Описание проекта

В процессе реализации проекта планируется работа со всеми участниками образовательного процесса : детьми, педагогами, родителями.

Работа с воспитанниками.

Проект осуществляется в рамках основной образовательной программы Учреждения по образовательной области «Физическое развитие» и представляет собой комплекс физических упражнений, которые основаны на ФГОС дошкольного образования и включают в себя некоторые элементы пилаетес , адаптированных к детям дошкольного возраста (4-7 лет) .

Физические упражнения по системе пилатес осуществляются в игровой форме. Следуя за волшебными героями под спокойную музыку, дети выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают координация, гибкость, равновесие. Упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения.

Комплекс физических упражнений рассчитан на месяц, и с каждым годом упражнения усложняются за счет увеличения количества повторов и нагрузки.

Для качественного внедрения физических упражнений по системе пилатес спортивный зал дошкольного учреждения был оснащен различным спортивным инвентарем и оборудованием : гимнастические коврики, фитболы, массажные мячи, мячи-эспандеры, мячи среднего диаметра.

Форма организации – непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах.

Непосредственно образовательная деятельность. Непосредственно образовательная деятельность осуществляется согласно расписанию и учебному плану Учреждения. Возраст детей 4-7 лет. Общая продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от возрастной группы детей) . Число участников – до 30 воспитанников дошкольного возраста.

Структура непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» изменена : основные развивающие упражнения заменены на физические упражнения с элементами пилатес .В результате этого структура непосредственно образовательной деятельности приобрела следующий вид :

Вводная часть;

Физические упражнения с элементами пилатес ;

Основные виды движений;

Подвижная игра, игра малой подвижности.

Совместная деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах.

Элементы физических упражнений по системе пилатес используются педагогами в процессе утренней гимнастики и закаливающих процедур. Что дает целостность образовательному процессу в данном направлении.

Работа с педагогами. Для педагогов разработаны мероприятия по формированию теоретической и практической готовности к новым формам деятельности по образовательным областям «Физическое развитие» : обучающий семинар, мастер-класс, индивидуальные консультации по запросу педагогов.

Работа с родителями. Для родителей разработаны мероприятия направленные на информированность и пропаганду здорового образа жизни . Для этого с родителями в процессе реализации проекта будут проводиться тематические собрания, спортивные мероприятия, консультирования со специалистами, как индивидуальные, так и групповые.

Этапы реализации проекта

На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 15 «Звездочка» проект «Пилатес – новый подход к здоровью » реализуется в три этапа. Временные рамки всего проекта – три учебных года (2010-2013 гг.) .

Первый этап (сентябрь 2010 г. - февраль 2010 г.) - подготовительный :

Диагностика психомоторного развития воспитанников дошкольного возраста;

Создание творческой группы по реализации проекта ;

Изучение проблемы психомоторного развития дошкольников в образовательной деятельности, в педагогической теории и практике;

Собор необходимой информации (анкетирование, тестирование) ;

Прогноз ожидаемых результатов и риски проекта .

Второй этап (февраль 2010 г. – май 2013 г.) основной :

Реализация и коррекция проекта ;

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах психомоторного развития через участие во внутриучрежденческих организационно-методических мероприятиях;

Педагогическое просвещение родителей в рамках проекта через совместную деятельность;

Разработка комплексов физических упражнений по системе пилатес для воспитанников дошкольного возраста (4-7 лет) ;

Мониторинг эффективности проекта (промежуточный) .

Третий этап (май 2013 г. – декабрь 2013 г.) - заключительный :

Обработка результатов;

Описание полученных результатов;

Корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами;

Определение перспектив на дальнейшее изучение предмета.

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Задачи Мероприятия Сроки Продукт

Адаптировать и внедрить систему упражнений пилатес в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Физическая культура»

Диагностика психомоторного развития воспитанников старшего дошкольного возраста 2 раза в год Комплекс диагностических материалов

Создание творческой группы по разработке и реализации проекта . Сентябрь 2010 г. Приказ

Изучение проблемы психомоторного развития дошкольников в образовательной деятельности в педагогической теории и практике Сентябрь-октябрь 2010 г. Конспекты лекций

Разработка комплекса физических упражнений по системе пилатес

Февраль 2010 г. - февраль 2012 г. Комплексы физических упражнений по системе пилатес

Реализация комплекса физических упражнений по системе пилатес в процессе образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Февраль 2010 г. - май 2013 г. Учебный план учреждения

Содействовать повышению компетентности педагогов в вопросах психомоторного развития детей дошкольного возраста Анкетирование педагогов об информированности по вопросам психомоторного развития воспитанников Декабрь 2010г.

Май 2013 г. Анкета

Педагогический совет «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста» Март 2011 г. Протокол педсовета

Мастер-класс для педагогов «Зарядка для пробуждения по системе пилатес » Ноябрь 2012 г. Конспект мастер-класса, памятки для педагогов

Создание педагогами совместно с воспитанниками информационных листовок «О здоровье всерьез » Январь 2012 г. Информационные листовки

Способствовать осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах значимости психомоторики детей старшего дошкольного возраста Опросник отношения родителей к здоровью и здоровому образу жизни Октябрь 2010 г. ,

Май 2013 г. Анкета

Родительское собрание «Забота о здоровье ребенка » Январь 2010 г. Конспект родительского собрания

Консультации для родителей по тематике проекта 1 раз в квартал Консультации

Совместная утренняя зарядка детей и родителей с элементами пилатес Ноябрь 2012 г . Комплекс физических упражнений с элементами пилатес для детей и взрослых

Спортивное развлечение Апрель, 2011 г., 2012 г., 2013 г. Сценарий развлечения

Дальнейшее развитие проекта

Получив от родителей запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей работы над проектом «Пилатес – новый подход к здоровью » .В дальнейшем планируется ввести в дошкольное учреждение :

Ежегодную традицию «Зарядка с родителями» , когда родители и дети в рамках Всероссийского урока «Здоровые дети – в здоровой семье » совместно делают утреннюю гимнастику на территории дошкольного учреждения;

Страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов;

Платный кружок «Пилатес вместе » для совместных занятий детей и родителей физическими упражнениями по системе пилатес .

Возраст: с трех лет и до тех пор, пока не устанете быть здоровыми и красивыми

П роизводитель (страна) : опытный инструктор, спортивный зал

Материал: коврик для занятий, удобная форма

Особенности: комплекс упражнений, которые способствуют пластичности, гибкости и стройности

Примерный ценник: видеокурсы на YouTube – бесплатно, занятия в спортивном комплексе – от 300 рублей за занятие

Проводив лето, забыв о дачах и деревнях, куда мы с беспокойством и одновременно легкой радостью отдавали детей бабушкам и дедушкам, купив красивые портфели, туфли и осеннюю одежду, начав «долгожданный» новый учебный год и уже дожив до первых каникул, мы, родители, в очередной раз в поиске спортивных секций для наших детей. Повезло тем, кто уже нашел спорт, приносящий столько удовольствия и пользы ребенку, что отказываться от таких занятий грех. А для тех, кто еще в поиске, кто попробовал в прошлом году баскетбол, а в позапрошлом – гимнастику, чьи дети сказали «нет» бальным танцам и легкой атлетике, для вас – сегодняшняя статья.

Первое и часто единственное, что мы знаем о пилатесе – это то, что он вместе с йогой – секрет красоты многих голливудских звезд. А ведь изначально пилатес предназначался для реабилитации солдат в послеоперационный период. Комплекс упражнений, часть из которых выполняется лежа на спине, придумал врач Джозеф Пилатес, который в первую мировую войну был заключен в лагерь для военнопленных. Видимо, искреннее желание поставить на ноги лежачих больных и наличие относительно свободного времени помогли ему доработать, опробовать и систематизировать те физические упражнения, которые он начал придумывать еще в юности для себя самого: Джозеф рос болезненным ребенком, страдал от астмы и рахита. Сила духа и интенсивные занятия спортом помогли ему значительно поправить свое здоровье, стать профессиональным спортсменом и преподавателем физической культуры. Пилатес прожил 84 года, не смотря на тяжелое время, военный лагерь и слабое здоровье в детстве.

Сейчас комплекс упражнений этого немецко-американского спортивного специалиста стал не менее популярен, чем йога. Прелесть заключается в том, что им могут заниматься абсолютно все – молодые, сильные, здоровые, беременные, ослабленные, болезненные, пожилые – все.

Упражнения направлены на укрепление мышц, развитие гибкости, работе с суставами. Пилатес популярен в балетных кругах и среди танцовщиков, ведь занятия развивают координацию, равновесие, делают красивой осанку, учат двигаться красиво и грациозно. Во время занятий развиваются все группы мышц, причем особое внимание уделяется внутренним группам. Со временем в работу включаются даже те мышцы, о существовании которых вы и не подозревали.

Система упражнений по пилатесу считается самой безопасной, что делает этот спорт идеальным для детей. Современные детские спортивные педагоги, конечно, изменили и дополнили традиционный комплекс, адаптировав его для маленьких учеников: занятия проходят в форме игры, а классические названия поз приобрели новые названия, понятные и знакомые ребятне (с участием черепашек, например, зайчиков и ежиков). Но основной принцип Джозефа неизменен до сих пор даже в детском пилатесе – то, как вы выполняете упражнения, гораздо важнее, чем количество повторений и сила усилий.

Пожалуй, в моей статье я не смогла скрыть свою любовь к этому виду спорта. Скажу честно, мое пристрастие основано на результатах: у моей дочери нет сколиоза, как у многих ее одноклассниц, а у меня уже год как не болит поясница. Не знаю, как дочь, а я со своим спортом определилась точно.

Новая героиня для нового поколения. Коллекция игрушек по мотивам книги «Приключения пчелки Майи»

Создавая праздник. Детские елки в Крокус Экспо

Новогоднее настроение. Поделки на тему зимы


Пилатес все больше и больше привлекает внимание людей, заботящихся о своем здоровье и физическом состоянии. Говоря о приверженцах этой спортивной культуры, обычно мы подразумеваем взрослых. Детский пилатес почему-то не очень популярен. Но то положительное действие, которое он оказывает на растущий молодой организм, достойно нашего внимания.

Укрепляем здоровье

Каждый заботливый родитель понимает, что детство — это не только пора беззаботного счастья и неуемного веселья; это время становления всех внутренних органов маленького человека, его нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Правильно сформированные изначально, они и в дальнейшем будут работать без сбоя. Только, к сожалению, современные дети становятся заложниками новых технологий и своего образа жизни. И год от года уровень их физического развития снижается. Если же вы задумываетесь о здоровом будущем своих маленьких отпрысков, обратите внимание на пилатес.

В первую очередь, велика роль этой техники в формировании правильного опорно-двигательного аппарата. Ведь записи о проблемах с позвоночником встречаются далеко не в одной детской медицинской карте. Школьники проводят уйму времени, сидя у компьютера или глядя в экран телевизора. Во время длительного пребывания в сидячем положении мышцы их спины испытывают наибольшую нагрузку, деформируются. Поэтому совсем не редки в наше время такие физические нарушения, как плоская, круглая или кифозно-лордозная спина, сколиоз, сутулость, изменения формы стопы. Неблагоприятно на развитие костной системы влияет и воздействие окружающей среды. Из-за ухудшения экологии нарушается минеральный состав костей: радиоактивный йод, молибден, свинец заменяют такие важные для организма ребенка кальций и фосфор. Все это отрицательно сказывается на прочности костей. Пилатес же помогает избежать нарушений осанки в раннем возрасте, формирует правильные изгибы позвоночника и своды стопы, укрепляет суставы и связки.

Благоприятно действуют занятия пилатес на становление мышечной системы. Любые движения в этой технике выполнятся плавно, медленно, без излишнего напряжения, поэтому нет опасности растяжения связок. Постепенно формируется крепкий «каркас» из гибких и упругих мышц.

Еще одним следствием детской любви к длительному пребыванию у телевизора или компьютера является гиподинамия. Снижение физической активности неминуемо влечет за собой появление лишнего веса. К сожалению, такая проблема уже коснулась многих мальчиков и девочек. Регулярные занятия пилатес позволят вашему ребенку вернуть легкость и должную стройность. За один сеанс тренировки сжигается около 200 калорий. Конечно, это не слишком высокая цифра. Но если сочетать систематические занятия с умеренным правильным питанием, хороший результат не заставит себя долго ждать.

Пилатес, комплексно воздействуя на все органы молодого организма, отлично подойдет гиперактивным и тревожным, нервным детям. Все упражнения, выполняемые плавно, спокойно, с ровным дыханием, научат детишек концентрироваться, расслабляться, бороться со своими возрастными стрессами и переживаниями.

Развивая дыхательные мышцы, пилатес учит и здоровому дыханию. А это, в свою очередь, позволит ребенку управлять своими эмоциями, контролировать мыслительные процессы, успокаиваться и восстанавливать душевные силы.

Правильное дыхание вкупе с нормализованным кровообращением будут постоянно насыщать организм кислородом. Безусловно, это положительно скажется на умственных способностях маленького спортсмена, улучшит познавательные умения.

Уникальность техники пилатес — в воздействии на физическое, умственное и психическое развитие детей. У ее сторонников появляется сила, улучшаются выносливость, работоспособность, гибкость, развиваются умения удерживать равновесие и координировать движения. К тому же любое занятие спортом обязательно поднимет настроение и сделает ребенка жизнерадостным и открытым к общению!

Спорт как игра

Перед началом тренировок нужно четко понять: ребенок — это отдельный особый мир, поэтому и занятия должны проходить по-особому.

Несмотря на то, что упражнения этой техники очень бережны к организму, стоит обеспечить высокую безопасность при тренировках детей. Если вы собираетесь заниматься с ребенком самостоятельно в домашних условиях, просмотрите предварительно специальные видеоуроки, запомните движения (используйте материалы нашего сайта ), а еще лучше — посетите хотя бы несколько занятий в спортивном центре и проконсультируйтесь с инструктором. При выборе занятий в фитнес-клубе тщательно подбирайте тренера: он должен быть опытным, грамотным и интересным для ребенка.

Чтобы ваш малыш был по-настоящему вовлечен в тренировку, постарайтесь превратить ее в игру: придумывайте веселые путешествия от одной спортивной станции к другой (от одного упражнения к другому), «перевоплощайтесь» в сказочных персонажей, повторяйте повадки известных ребенку домашних животных. Постоянно следите за состоянием ребенка, спрашивайте о его самочувствии; не делайте слишком длинных тренировок, но занимайтесь регулярно (не менее 2-3 раз в неделю).

В своих занятиях вы можете использовать эти простые, но увлекательные и полезные упражнения:

— «Деревце». Исходное положение — стоя на коленях, руки выпрямлены и опущены. На счет «1-2-3-4» ребенок делает вдох и плавно наклоняет туловище назад. На счет «5-6-7-8» — выдох и возвращение в исходное положение.

— «Змейка». В исходном положении малыш лежит на животе, с согнутыми у груди руками. На счет «1-2-3-4» медленно вытягивается вверх, выпрямляет руки. На счет «5-6-7-8» — возвращается в исходное положение, плавно выдыхает..

— «Черепаха». Исходное положение — лежа на спине, руки и ноги широко разведены в стороны. На счет «1-2» — свернуться «клубком» (спрятаться «под панцирь»), согнутые колени обхватить руками, на счет «3-4» — выдохнуть и занять исходное положение.

— «Совушка». Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На счет «1-2-3-4» нужно медленно встать на носочки, руки через стороны поднять вверх. На счет «5-6-7-8» — выдохнуть и принять исходное положение.

Помните о важности систематических занятий, но не идите против желания ребенка, не перетруждайте его. Старайтесь, чтобы выполнение упражнений пилатес приносило ему радость.

Упражнения для детей 4 лет. Пилатес. Перекаты на спине

Пилатес для детей – великолепное решение для физической нагрузки, способной разрешить не только проблемы, касающиеся опорно-двигательного аппарата, но и предупредить их возникновение. Однако с чего родителям стоит начать и какой комплекс упражнений необходимо подобрать?

Рассматривая пилатес в качестве возможного варианта физической нагрузки, родители обязаны осознавать, какую пользу он может принести растущему детскому организму.

Итак, на какие системы пилатес воздействует, если им занимаются дети? Во-первых, на опорно-двигательный аппарат, в особенности, на позвоночный отдел. Упражнения пилатеса для детей мягко воздействуют на мышечный каркас, укрепляя его, что положительно влияет на формирование и поддержание осанки. Во-вторых, на дыхательную систему, которая, в свою очередь, оказывает влияние на кровеносную и нервную систему.

Фактически, используя пилатес, родители могут мягко регулировать как физическое, так и психическое состояние своих отпрысков, что особенно важно в условиях растущих проблем гиперактивности и ожирения у детей.

Однако существуют и определенные противопоказания, касающиеся здоровья детей, при которых занятия пилатесом не рекомендованы. Во-первых, это воспалительные процессы любого характера. Во-вторых, психические заболевания, а, в-третьих, тяжелое состояние ребенка.

Правила проведения тренировок

Если указанных противопоказаний не существуют, то родители могут смело приступать к занятиям со своим чадом. Однако следует знать, как правильно начинать, проводить и оканчивать детский пилатес.

Читайте также: Чем полезен пилатес для женщин?

Для начала, стоит определить начальный возрастной порог. Специалисты утверждают, что наиболее эффективным для знакомства детей с системой «Пилатес» считается возраст семи лет. Но первые шаги уже можно начинать в три года.

Первые минуты тренировки следует посвятить разогреву мышц, проводимому в обычной форме утренней гимнастики. Сам же комплекс упражнений обязан состоять из постоянного чередования растяжек и мягких нагрузок на мышцы. При этом важно уделять в тренировках внимание всем системам организма, составляя собственный комплекс. Родителя обязаны следить за ощущениями своего ребенка, прекращая упражнение при первых признаках боли. Завершают тренировки обязательные комплексы растяжки.

Родителям стоить помнить о том, что такого рода тренировки могут проводиться не чаще трех раз в неделю.

Комплекс упражнений

В зависимости от возраста ребенка специалисты выделяют особые системы «Пилатес» для детей. Упражнения варьируют в возрастных группах 3-6 лет и от 7 лет. Так, вторая группа упражнений складывается из «взрослого комплекса».

Детский пилатес

Специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Положительное воздействие, которое он оказывает на растущий молодой организм. В первую очередь, велика роль этой техники в формировании правильного опорно-двигательного аппарата. Благоприятно действуют занятия пилатес на становление мышечной системы. Любые движения в этой технике выполняются плавно, медленно, без лишнего напряжения, поэтому нет опасности растяжения связок. Постепенно формируется крепкий «каркас» из гибких и упругих мышц. Развивая дыхательные мышцы, пилатес учит и здоровому дыханию. Правильное дыхание вкупе с нормализованным кровообращением будут постоянно насыщать организм кислородом. Безусловно, это положительно скажется на умственных способностях маленького спортсмена, улучшит познавательные умения.

Чтобы ребенок был по-настоящему вовлечен в занятие, нужно постараться превратить его в игру: придумать веселое путешествие от одной станции к другой (от одного упражнения к другому), «перевоплотиться» в сказочных персонажей, повторить повадки известных ребенку животных. Например, простые, но увлекательные и полезные упражнения, такие как «Деревце», «Змейка», «Черепаха», «Совушка». Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 25-30 минут.

Танцевально-ритмическая гимнастика

В танцевально-ритмическую гимнастику входят: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического развития детей. Наиболее популярной считается ритмическая гимнастика, в которой сочетается игровая гимнастика и ритмический танец.

Существует несколько программ по танцевально-ритмической гимнастике. К одной из таких методик относится программа по ритмической гимнастике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Первой отличительная особенность данной программы в выявлении индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на взаимодействие с детьми». Вторая особенность - это использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений - в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении. Третья особенность данной программы - это акцентирование внимания педагогов на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Данная программа использовалась инструктором по физической культуре при составлении программы по ритмике «Легкий шаг» для детей 4-7 лет. Чтобы учебный процесс у детей был эффективным, на занятиях по ритмике, максимально используем ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игру. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческих зарисовок усиливает эмоциональное восприятие музыки детьми и помогает полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз - физкультминуток - в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот - для отдыха - если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Оздоровительно-развивающая программа «Са-Фи-Дансе» Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилевой по танцевально - игровой гимнастике рассчитана на четыре года обучения - от трех до семи лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному развитию. В программе представлены танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

На каждую возрастную группу составлен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту. Для такой гимнастики мы подобрали современные детские песни, которые имеют образный характер («Часики», «Веселые поросята», «Облака», «Божья коровка»). Стараемся подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, так как на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение. Гимнастику проводим по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений. На такой зарядке дети с удовольствием превращаются в часики, изображая движение стрелочек руками, «катаются по небу на облаках», или изображают озорных поросят, или становятся легкими воздушными «божьими коровками». Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости.

Ещё одной современной программой является «Музыка с мамой», разработанная Сергеем и Екатериной Железновыми. Сюда входят серия компакт - дисков для физического и музыкального развития детей от рождения до школы. Выполняя упражнения со взрослыми ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

«Топ-топ» - ритмическая гимнастика под музыку и пение для детей от 2-х до 5-ти лет.

«Прыг-скок» - игровая гимнастика для детей от 3 до 5 лет под музыкальное сопровождение. В предлагаемые комплексы включены как физкультурные, так и сюжетно-образные движения.

Материалы этой программы широко используем при проведении бодрящей гимнастики, динамических пауз, физкультминуток.

Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Проводится 1 раз в неделю. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращаем внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Например, «Топай - хлопай», «Раз, два, три - на носочки».

Игрогимнастика служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Это упражнения строевые, общеразвивающие, дыхательные, акробатические; упражнения на расслабление и укрепление мышц (например, «Кошечка», «Змейка», «Ёжик», «Мостик», «Корзиночка» и т.п.).