Россия – США: паритет невозможен. Ядерный паритет После распада ссср

Одна из столичных газет, издающаяся с участием зарубежного партнёра, опубликовала недавно материал, посвящённый стратегическому ядерному вооружению. Он назывался «Россия догнала США по общему количеству носителей стратегического ядерного оружия». Свой вывод автор газеты сделал на основании опубликованной США информации о состоянии стратегических ядерных сил Москвы и Вашингтона, полученной в ходе обмена данными между двумя странами по условиям Пражского (2010 года) Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Многие отечественные СМИ подхватили эту новость и начали говорить о том, что установила паритет с по числу носителей ядерного оружия.

Гордость российских журналистов за родную страну, которая поднялась вровень с самой сильной державой мира по числу ракет с ядерными боеголовками, в принципе понятна. Наличие такого грозного оружия, как показывает опыт, всегда было и будет гарантией сдерживания вероятного противника. Хотя в разговоре о ядерном паритете и есть одно небольшое «но»…

Гладко на бумаге

Мягко говоря, такое утверждение не совсем корректно или, точнее, совсем некорректно . На этот факт указал в своих комментариях одному из информационных агентств старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин .

«По числу развёрнутых , баллистических ракет на подводных лодках и тяжёлых бомбардировщиков, которые, собственно, и реализуют боевой потенциал стратегических ядерных сил, Россия по-прежнему существенно отстаёт от США, – обратил он внимание журналистов. – У России таких ядерных средств 528 единиц, у США – на 266 единиц больше…»

Именно количество развёрнутых , то есть готовых к немедленному применению, носителей и характеризует потенциал стратегических ядерных сил, пояснил генерал, а не общее количество развёрнутых и неразвёрнутых носителей. По словам Виктора Есина, достижение реального паритета с в области стратегических ядерных сил может состояться только в будущем, если мы реализуем намеченные на это планы. «Все наши надежды – на реализацию принятых планов», – подчеркнул он. При этом надо иметь в виду, заметил экс-начальник Главного штаба РВСН, что для того, чтобы соответствовать установленной в Договоре СНВ-3 планке в 700 развёрнутых носителей, нашей стране приходится решать двуединую задачу.

С одной стороны, выводить из состава стратегических ядерных сил носители с выработанным эксплуатационным ресурсом, а с другой – вводить взамен такое количество новых носителей, которое не только компенсировало бы эти потери, но и покрывало бы имеющуюся на 1 сентября 2014 года разницу более чем в 170 единиц от установленной Договором планки для развёрнутых носителей, говорит генерал. США же существенно проще выполнять условия Договора СНВ-3. Им предстоит лишь сократить излишнее количество носителей.

Действительно, если вчитаться в официальные данные, опубликованные , то окажется, что по состоянию на 1 сентября нынешнего года за США засчитывается 794 развёрнутые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты на подводных лодках и тяжёлых бомбардировщиках, а за Россией только 528 . При этом число боеголовок на развёрнутых носителях у Вашингтона 1642 , у России 1643 . Число же развёрнутых и неразвёрнутых установок у США – 912 , у – 911 .

Для того чтобы разобраться в приведённых цифрах, надо вспомнить, что по условиям Договора СНВ-3 к 2018 году у каждой из сторон должно быть по 700 развёрнутых стратегических носителей ядерного оружия (то есть находящихся в войсках и несущих боевое дежурство) и ещё 100 неразвёрнутых, то есть размещённых на складах. В то же время та и другая сторона должны иметь не более 1550 развёрнутых ядерных боеголовок. И теперь становится понятно, что должны продолжать сокращать свои стратегические ядерные силы, в первую очередь, число развёрнутых стратегических ракет, а может наращивать количество своих стратегических носителей. При этом сокращая, как и США, количество ядерных боеголовок на них.

Неравнозначная специфика

Примерное равенство ядерных боевых блоков на стратегических носителях России и США объясняется тем обстоятельством, что у Вашингтона наземные баллистические ракеты «Минитмен» имеют, как правило, от одной до трёх ядерных боеголовок. Таких ракет у США около 450 . А основной ядерный потенциал размещён на стратегических ракетных атомных подводных лодках, оснащённых баллистическими ракетами «Трайдент-2», на каждой из которых по восемь разделяющихся боевых блоков индивидуального наведения (РГЧ ИН). Атомных подводных ракетоносцев типа « » со стратегическими ракетами на борту у США 14 , на каждой – по 24 ракеты. Это ориентировочно тысяча ядерных боезарядов, спрятанных в глубинах океанов. Есть ещё 230 стратегических бомбардировщиков трёх типов – В-52Н, В-1В и В-2А (из них более 50 единиц в складском резерве). А каждый такой бомбардировщик по условиям СНВ-3 засчитывается как одна ракета, хотя самолёт может нести довольно много крылатых ракет с ядерными боеголовками и атомные бомбы.

Стратегическая авиация США (слева направо): В-52Н, В-1В и В-2А

У России основной потенциал стратегических ядерных вооружений дислоцирован в РВСН. На моноблочных (одноголовых) ракетах мобильных и шахтных комплексов «Тополь» и « » их у нас на 1 января 2014 года насчитывалось 186 . На мобильных и в ближайшее время шахтных комплексах «Ярс» с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). Их на колёсах – три с небольшим десятка. А также на шахтных комплексах Р-36МУТТХ/Р-36М2 «Воевода» с десятью РГЧ ИН и УР-100НУТТХ «Стилет» с шестью РГЧ ИН. Их на боевом дежурстве 92 ракеты. Всего на земле у нас 311 ракет и 1078 боеголовок. На восьми отечественных атомных ракетных стратегического назначения на тот же период, пока не встали на боевое дежурство новые стратегические АПЛ типа «Борей» с ракетами «Булава», насчитывалось 112 ракет Р-29Р и Р-29М «Синева» и «Лайнер» с 416 боезарядами. И ещё 66 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160.

Стратегическая авиация России: Ту-95МС (слева), Ту-160

Приведённая арифметика говорит не о ядерном паритете России и США, а о стратегическом балансе, который заставляет , какие бы чувства по отношению к российской политике ни испытывали его руководители, подписывать с Москвой Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. А если учесть, что подобного соглашения США больше не имеют ни с одной другой страной мира, то становится очевидно, что в отношении стратегических вооружений они считают равной себе. Что, конечно же, очень многим в администрации, Сенате и Конгрессе Соединённых Штатов крайне не нравится. Но деваться некуда, там вынуждены считаться с мерами, предпринимаемыми Россией с целью укрепления своей национальной безопасности.

А об этих мерах в интервью российским телеканалам недавно говорили вице-премьер и министр иностранных дел . Общий смысл их заявлений в том, что ни в какой гонке вооружений мы участвовать не будем, но к 2020 году стратегический ядерный щит России будет обновлён на все 100% .

Тут, правда, возникает естественный вопрос: мы обновим свой ракетно-ядерный щит на 100%, существующие на сегодняшний день или на 100%, соответствующие требованиям Договора СНВ-3? Мнения по этому поводу у специалистов разнятся. Одни из них считают, что уровень в 700 развёрнутых сковывает развитие наших сил ядерного сдерживания. Другие, наоборот, предполагают, что цифры, заложенные в Пражском соглашении, избыточны для решения этой задачи. В советское время, говорят эксперты, считалось, что для того чтобы заставить вероятного противника, такого, как, к примеру, Соединённые Штаты, прекратить агрессию против нашей страны, надо нанести ему неприемлемый ущерб и доставить до его территории примерно 200-250 ядерных боеголовок.

Сегодня, утверждают специалисты-ракетчики, порог чувствительности тех же США резко пошёл вниз. По трагическим событиям , когда два «Боинга», захваченных террористами, врезались в башни-близнецы Международного торгового центра, видно, какой шок у американского населения вызвала эта рукотворная катастрофа, унёсшая жизнь трёх с половиной тысяч человек. В этом же ряду стоит и августовский 2005 года ураган «Катрина» в Новом Орлеане, от которого город, потерявший более полутора тысяч своих жителей, по-настоящему не оправился до сих пор. А что может произойти с тем же , если над ним разорвётся два или три ядерных боеприпаса? А после ядерного удара по высокогорной плотине где-нибудь на Великих озёрах? Вода может смыть в один момент полстраны .

Сколько нужно ракет для спокойствия?

Какими необходимо обладать сегодня потенциальными возможностями, чтобы нанести вероятному противнику неприемлемый ущерб и донести свои ядерные боеголовки до того или иного вероятного агрессора, чтобы даже мысль о нападении на Россию показалась ему ночным кошмаром? И сколько для этого необходимо иметь ракет и ядерных боеголовок? Тем более при наличии глубоко эшелонированной системы , которую сейчас создают ? Не исключено, говорят специалисты, что даже с развёртыванием системы противоракетной обороны по границам нашей страны эта цифра может быть гораздо меньше, чем 700 развёрнутых ракет и 1550 боевых блоков, определённых СНВ-3 .

Конечно, кому-то подобные рассуждения могут показаться чудовищными и циничными по самой своей сути. Но, может быть, только для тех гражданских лиц , которые живут своей жизнью, никогда не задумываясь, что стоит за их спокойствием и безопасностью. А военные , которые призваны обеспечить эту безопасность, защитить национальные интересы и независимость своей страны, не могут не заниматься такими арифметическими подсчётами. Или похожими на них исследованиями и расчётами. Как говорится, на всякий пожарный случай. На аналогичном анализе и строится политика сдерживания серьёзного вероятного агрессора и предотвращения широкомасштабной войны, от кого бы угроза такой агрессии и подобной войны ни исходила.

Наша страна не собирается добиваться паритета в стратегическом ядерном вооружении ни с каким государством. В том числе и с тем, чьи расходы на собственную армию в десять раз превосходят расходы на оборону . Она, в меру своих экономических и технических возможностей, обновляет стратегические ядерные силы сдерживания и добросовестно выполняет обязательства по Договору СНВ-3. Как показывают недавние учения РВСН, в том числе и на Алтае, сохраняет эти стратегические силы сдерживания в высокой степени боевой готовности. Не как угрозу кому-либо, а как суверенное право на обеспечение своей национальной безопасности и безопасности своих союзников.

А сколько иметь стратегических ракет и ядерных боеголовок к ним, решать, конечно, не журналистам и экспертам. Эта математическая задача не для них. Для этого есть Верховный Главнокомандующий, Совет безопасности и Генеральный штаб . Им же нести и ответственность за принятые решения и их исполнение. Нам же, обычным гражданам, ясно только одно: таких вооружений, исправных и боеготовых, способных предотвратить любую агрессию, должно быть у нашей страны необходимое и достаточное количество. Не больше, но и не меньше.

Ядерный щит России

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся. Все Конференции транслируются на Интернет-Радио «Возрождение» …

На вопрос Что такое ядерный паритет? заданный автором Посольство лучший ответ это ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ – обладание противостоящими друг другу государствами (их коалициями) схожими боевыми возможностями стратегических ударных (наступательных – по терминологии США) ядерных и стратегических оборонительных сил, а также средств обеспечения их оперативного применения, защиты, маскировки и эксплуатации. Характеризуется идентичным потенциалом для осуществления ядерного нападения и нанесения неприемлемого ущерба противнику, отражения его ударов и снижения их эффективности.
Обеспечивается примерным равенством:
1 - числа стратегических баллистических ракет наземного базирования, ракетных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, стратегических крылатых ракет и ракетоносцев-бомбардировщиков, стратегических ядерных боеприпасов всех видов и назначений;
2 - степени оперативности и точности их ударов по целям, а также защищенности ракетных стартов;
3 - информационных и боевых характеристик систем предупреждения о ракетном нападении, а также систем противоракетной, противосамолетной, противокосмической обороны.
Стратегический ядерный паритет, достигнутый в мирное время, преднамеренно может быть нарушен как до начала войны - в результате технологического прорыва в создании новых видов стратегических вооружений, так и во время войны, особенно обычной, - за счет упреждающего разрушения стартовых позиций СЯС высокоточными и другими дальнобойными высокоточными неядерными средствами.
Стратегический ядерный паритет не означает наличие зеркального совпадения всех компонент «триады». Недостаток в одних средствах может компенсироваться превосходством в других. Важно обеспечить примерно равные возможности по реакции СЯС на превентивный (внезапный, разоружающий, упреждающий) удар противника, а также по вводу стратегических ядерных сил в ответные (ответно-встречные) действия и примерно равный уровень их суммарных поражающих возможностей.
В конце ХХ века военные эксперты чаще стали использовать понятие «минимального уровня стратегического ядерного паритета». Оно обозначает низший предел необходимого примерного равенства в количестве и качестве стратегических ядерных боеприпасов, средств их доставки (носителей) и систем управления. Их наличие обеспечивает каждой стороне (при осуществлении разоружающего, ответно-встречного или ответного удара) нанесение противнику гарантированного (заданного) «неприемлемого ущерба». Этот уровень должен рассчитываться и обеспечиваться с учетом имеющихся у сторон средств противоракетной обороны, оперативной готовности, мобильности и боевой устойчивости ударных (наступательных) средств всех видов базирования, боевой живучести ядерных средств и их средств боевого управления.

Ответ от Игорь Долгих [гуру]
Ядерный паритет - это обладание противостоящими государствами (и их союзами) сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Это явление лежало в основе холодной войны, и, соответственно, бо́льшей части мировой политики второй половины XX века. Ядерный паритет и схожие понятия по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 6 января 2018; проверки требуют.

Я́дерный парите́т - ситуация, когда противостоящие государства-сверхдержавы (и их союзники) обладают сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил . Поскольку одновременно сверхдержавы имели и крупнейшие вооружённые силы (основой которых и является ядерное оружие) и стратегический паритет , данное понятие фактически тождественно военно-стратегическому паритету . Эти понятия лежали в основе холодной войны , и соответственно бо́льшей части мировой политики второй половины XX века , хотя несколько по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время.

В конце холодной войны был принят и выполнен ряд соглашений о количественном сокращении ядерных сил (см. Разоружение ниже), однако до последнего времени их у США и России по-прежнему хватает для взаимного уничтожения, так как число ядерных боезарядов в 2009 году составляло: около 9600 у США (готовые к установке и уже размещённые на носителях) и 12683 у России .

Наши вооружённые силы будут достаточно оснащены для того, чтобы убедить потенциальных противников не наращивать свои вооружения в надежде превзойти или сравняться с мощью Соединённых Штатов.

Последняя Стратегия национальной безопасности США была опубликована правительством Барака Обамы в мае 2010 г.

В СССР официальная точка зрения с самого начала гонки вооружений объясняла развитие ядерных сил необходимостью сдерживания агрессии США.

С самого появления ядерного оружия СССР стремился развить ядерные силы, сопоставимые с американскими. СССР вторым испытал ядерную бомбу 29 августа 1949 года, и первым - готовую водородную 12 августа 1953 года. Ценой немалых усилий примерный паритет был достигнут к середине 1970-х годов. Термин «ядерный паритет» был распространён в основном в СССР, так как доктрины США делали упор либо на превосходстве, либо на гарантированном втором ударе.

Постепенно с развитием вооружений и количественным сокращением армии - и особенно после достижения ядерного паритета - в СССР становится общепринятой официальная позиция «борьбы за разоружение». Был принят ряд ключевых международных договоров, ограничивающих развитие ядерного оружия при сохранении паритета, в том числе:

За СНВ-1 и распадом СССР последовал ряд дополнительных договоров, количественно ограничивающих арсенал России и США, в том числе:

Официальный документ «Военная доктрина Российской Федерации », принятый 21 апреля 2000 года , содержит следующие положения:

В комментариях Министерства обороны указывается, что «сдерживание будет основываться на их (сил) способности в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможной агрессии».

Понятие «ядерный паритет» применяется в основном к СССР/России и США с их союзниками. До сих пор ядерный арсенал ни одной страны пока не может сравниться с запасами России и США. Остальные ядерные державы периодически пропагандируют свои ядерные возможности в политических целях с ограниченными региональными последствиями.

Самым мощным ядерным государством, хотя и значительно уступающим России и США, является КНР, имеющая приблизительно 500 ядерных боеголовок [ ] и активно расширяющая свой ядерный арсенал.

Другие государства, такие как Индия, Пакистан, Великобритания, Франция и КНДР, имеют незначительный ядерный запас и не слишком развивают его. Израиль значительно развивает своё ядерное вооружение, но тщательно скрывает любую информацию о количестве.

ГЛАВА 11. ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ И СТРАТЕГИЯ СДЕРЖИВАНИЯ

11.9. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ – обладание противостоящими государствами (их коалициями) стратегическими ядерными силами , а также средствами обеспечения их оперативного применения, защиты, маскировки и эксплуатации с примерно равными боевыми ударными (наступательными – по терминологии США) и оборонительными возможностями. Характеризуется способностью осуществления сокрушительного ядерного нападения или нанесения агрессору неприемлемого ущерба.

Обеспечивается примерным совпадением:

  • числа стратегических баллистических ракет наземного базирования , ракетных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, стратегических крылатых ракет и ракетоносцев-бомбардировщиков, стратегических ядерных боеприпасов всех видов и назначений;
  • степени оперативности и точности их ударов по целям, а также защищенности ракетных стартов;
  • информационных и боевых характеристик систем предупреждения о ракетном нападении, систем противоракетной, противосамолетной, противокосмической обороны .
  • Стратегический ядерный паритет, достигнутый в мирное время, преднамеренно может быть нарушен как до начала войны - в результате технологического прорыва в создании новых видов стратегических вооружений, так и во время войны , особенно обычной, - за счет упреждающего разрушения стартовых позиций СЯС высокоточными и другими дальнобойными неядерными средствами.

    Стратегический ядерный паритет не означает наличие зеркального совпадения всех компонент «триады». Недостаток в одних средствах может компенсироваться превосходством в других. Важно обеспечить примерно равные возможности по реакции СЯС на превентивный (внезапный, разоружающий, упреждающий) удар противника, а также по вводу стратегических ядерных сил в ответные (ответно-встречные) действия и примерно равный уровень их суммарных поражающих возможностей.

    В конце ХХ века военные эксперты чаще стали использовать понятие «минимального уровня стратегического ядерного паритета». Оно обозначает низший предел необходимого примерного равенства в количестве и качестве стратегических ядерных

    Ракетные войска стратегического назначения были образованы 17 декабря 1959 года. Их штаб расположился в подмосковном Одинцове. В задачи новой структуры Вооружённых сил СССР входили эксплуатация баллистических ракет и пусковых установок, а также нанесение удара по противнику. РВСН формировались на основе артиллерийских и зенитных частей.

    Первым командующим Ракетными войсками стратегического назначения стал Герой Советского Союза маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. 24 октября 1960 года он трагически погиб во время неудачного пуска межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-16 на Байконуре.

    В стадии перевооружения

    В 1960 году РВСН состояли из двух армий со штабами в Виннице и Смоленске. В последующем количество ракетных соединений стремительно увеличивалось. В 1970-е годы в Ракетные войска стратегического назначения СССР входили 6 армий и свыше 50 дивизий.

    В настоящее время в РВСН три ракетные армии со штабами во Владимире, Оренбурге и Омске. В их составе находятся 11 дивизий. Международный институт стратегических исследований (IISS) оценивает численность РВСН в 50 тыс. человек (около 6—7% от общей численности Вооружённых сил России).

    • Перед пуском межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 «Стилет», пусковая площадка №175 РВСН, Байконур
    • РИА Новости

    В первые два десятилетия своего существования РВСН пребывали в стадии активного перевооружения в связи с постоянным поступлением новых, более совершенных ракет. С 1966 по 1978 год количество развёрнутых МБР выросло с 330 до 1360.

    В начале 1970-х СССР разработал технологию производства подвижных (грунтовых) ракетных комплексов и специально оборудованных шахт. Таким образом, советские конструкторы значительно сократили время на подготовку МБР к пуску и улучшили показатели живучести пусковых установок.

    В то же время Советский Союз уделял внимание развитию ракет средней и меньшей дальности, но их доля была относительно невелика (около 25—30% от общего числа ракет с ядерными боеголовками). В 1991 году все ракеты средней и меньшей дальности и пусковые установки были утилизированы от 8 декабря 1987 года.

    На пути к пятому поколению

    В интервью газете «Красная звезда» (номер от 15 декабря 2017 года) начальник РВСН Сергей Каракаев сообщил, что Ракетные войска стратегического назначения, как и прежде, примерно в равной степени используют потенциал комплексов мобильного и шахтного базирования.

    «Конечно, высокая подвижность мобильных комплексов обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными, координаты которых хорошо известны. Но это совсем не означает, что мы отдаём предпочтение мобильной составляющей. Повторю, что сегодня соотношение развёрнутых пусковых установок стационарного и мобильного типов базирования в группировке примерно равное», — пояснил Каракаев.

    По его словам, в настоящее время в боевом составе РВСН находятся около 200 подвижных пусковых установок. Речь идёт о комплексах РТ-2ПМ «Тополь», РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и новейшем 15П155М с ракетой РС-24 «Ярс». Каракаев подчеркнул, что в настоящее время именно подвижные комплексы «Ярс» составляют основу мобильной группировки РВСН.

    «По сравнению с предшествующим однотипным комплексом «Тополь» живучесть «Ярса» повышена в несколько раз. И это не единственное преимущество «Ярса». Данный комплекс обладает большей защищённостью, устойчивостью системы управления и менее заметен для технических средств разведки», — отметил Каракаев.

    В группировке шахтного базирования преобладают комплекс Р-36М «Воевода» разработки КБ «Южное» (Днепропетровск), который на Западе прозвали «Сатаной», и УР-100Н «Стилет» ОКБ-52 (сейчас — НПО машиностроения, подмосковный Реутов). Оба комплекса будут находиться на вооружении несколько лет после 2020 года.

    Как сообщил Каракаев, «Воевода» будет нести боевое дежурство до 2024 года с возможностью продления срока эксплуатации до 2025—2027 годов. По его оценке, это обеспечит «своевременное перевооружение ракетных полков на перспективный ракетный комплекс тяжёлого класса».

    В перспективе комплекс «Стилет» будет заменён на «Ярс» шахтного базирования, а «Воевода» — на РС-28 «Сармат», первые бросковые испытания которого запланированы на конец декабря 2017 года.

    Ожидается, что боеголовки обоих новых комплексов смогут преодолеть даже самую мощную систему ПРО. При этом наиболее революционной разработкой эксперты и военные называют «Сармат».

    «Сармат» — жидкостная межконтинентальная ракета, которая несёт достаточно большой объём полезной нагрузки, имеет дальность пуска, сопоставимую с «Воеводой», но при этом затрачивает меньше времени на преодоление активного участка траектории за счёт очень хорошей энергетики. Средствам ПРО потенциального противника придётся гораздо тяжелее», — заявил в октябре замминистра обороны Юрий Борисов.

    • Пусковой грунтовый ракетный комплекс «Ярс» выезжает из бокса на территории Тейковского ракетного соединения
    • РИА Новости

    Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев полагает, что некоторая часть «Сарматов» будет оснащена управляемыми гиперзвуковыми боевыми блоками Ю-71 (изделие 4204). В беседе с RT он отметил, что технические характеристики новейшего оружия засекречены.

    Однако экспертное сообщество уверено, что Ю-71 созданы для гарантированного преодоления перспективной системы ПРО США.

    «Думаю, что до конца года, как и обещает Минобороны, мы увидим бросковый пуск «Сармата». Вероятно, будет испытан первый прототип тяжёлой жидкостной баллистической ракеты. В конце 2018 года или в начале 2019 года «Сармат» может выйти на лётное испытание», — предположил Корнев.

    Плановые темпы

    По информации Минобороны России, в новой госпрограмме вооружения до 2027 года первостепенное внимание будет уделено Стратегическим ядерным силам, 60% боевой мощи которых составляют РВСН. В военном ведомстве неоднократно подчёркивали, что ядерное оружие — «главный сдерживающий фактор возможной агрессии против России».

    Сергей Каракаев убеждён, что объёмы финансирования до 2020 года «позволяют сохранить плановые темпы перевооружения войск». По его словам, «выполнение запланированных на 2017 год мероприятий по перевооружению соединений и воинских частей РВСН позволило повысить до 66% долю современных образцов ракетного вооружения».

    • Запуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М «Тополь»
    • РИА Новости

    Как отметил Каракаев, помимо ракет и пусковых установок, в ближайшие годы в РВСН будут поступать «подвижные и стационарные командные пункты, машины обеспечения боевого дежурства, машины инженерного обеспечения и маскировки, боевые противодиверсионные машины «Тайфун-М», машины дистанционного разминирования и другие».

    «У меня нет сомнений, что перевооружение РВСН будет успешно завершено. На это брошены основные ресурсы государства. Другое дело, что это не быстрый процесс. Акцент будет сделан на противодействии американской ПРО, хотя и в современном виде наши шахтные и грунтовые пусковые установки являются эффективным оружием сдерживания», — сказал Корнев.

    Эксперт прогнозирует, что наряду со Стратегическими ядерными силами Россия в перспективе может обрести инструмент неядерного сдерживания США. Корнев полагает, что основу новейшего оружия составят гиперзвуковые управляемые боевые блоки.

    По его мнению, Российская Федерация будет развивать военные технологии на базе Ю-71 с целью обеспечения гарантированного поражения, в том числе неядерного.