Новый высотный перехватчик миг 41. Доказать всему миру

Даёшь МиГ-41! Или как защититься от «Томагавк» и гиперзвуковых ракет на 100%

Под грифом «Совершенно секретно» ведутся разработки новейшего самолёта-перехватчика МиГ-41. На сегодня его невозможно даже представить, всё, что можно найти в СМИ – предположения авторов.

Предшествующая история создания МиГ-41

МиГ-41 разрабатывается КБ Микояна на базе предшественника МиГ-31 и его модернизированной версии , работы ведутся с 2013 года. В деле принимают участие множество научных институтов. Совершенствование перехватчиков долгое время не велось, этим и объясняется большой размах. Упустив какое-то время, приходится вносить серьёзные изменения. Проект будет сильно отличаться от предыдущих версий. Пятому поколению не свойственно вывешивать вооружение на пилонах, необходимо обладать перспективным видом вооружений, малой заметностью и сильной РЛС. А также улучшить свои характеристики с учётом изменений тактики сражений.

Возможный облик МиГ-41

Россия обладает сегодня уникальной системой противоракетной обороны со времён СССР, помимо дальних и ближних комплексов ПВО для защиты неба используются ещё и истребители-перехватчики МиГ-31. Это неповторимые и эффективные самолёты против низколетящих ракет типа «Томагавк» (2 м над морем и 5 м над сушей), но эта техника давно не модернизировалась конструкторами, а летающая изрядно изношена, служит ещё со времён СССР. Наличие достаточного числа таких самолётов у своих рубежей – это на 100% мирное небо. Старых самолётов насчитывается около 200 единиц.

Микояновцам принадлежат мировые рекорды высоты и скорости, дальности и точности поражения целей. МиГ-31 – это спецназ 4-го поколения самой эффективной системы ПРО в мире, с помощью перехватчика значительно расширяются возможности по дальности перехвата воздушных, космических и морских целей. НАТО у границ разворачивает свои системы ПРО, строит и будет строить и без того смертоносный флот для похода к чужим берегам, разрабатывает гиперскоростные ракеты и самолёты, новейшие беспилотники – всё для получения права первого удара в результате создания временного преимущества. Военный атлантический альянс постоянно следит за действиями всех государств на планете с помощью космических и подводных систем.

Последняя модернизация – это МиГ-31БМ, который ещё не стал на вооружение ВКС. И не успели об этом заговорить, как руководители высшего военного ведомства страны уже заявили о следующем проекте, о Миг-41. Официально об этом впервые стало известно 28 февраля 2014-го из уст главкома ВВС В. Бондаря. И вот ожидается, что в 2017-м опытный образец начнёт первые конструкторские испытания. Худо-бедно, но до 2030 года натовцы будут считаться с изношенными МиГами.

class="eliadunit">

Какими будут ТТХ МиГ-41

Маневренность, присущая ПАК ФА, этим истребителям не нужна, МиГ-41 нужна скорость и высота для поражения баллистических ракет и спутников на нижней околоземной орбите от 160 до 2000 км. Важным техническим решением станет и дальность полётов, чтобы сопровождать самолёты-носители ядерных ракет типа Ту-160. Всепогодный истребитель-перехватчик 5-го поколения будет летать на всех высотах, чтобы уничтожать в первую очередь ракеты средней дальности типа «Томагавк», скрытые от радаров ПВО высотой полёта 2 м над морем и 5 м над сушей, огибающие рельеф местности и преодолевающие расстояния в 2 500 км.

Задача МиГов останется прежней, быстро найти цель с помощью дальних РЛС, выпустить весь свой арсенал залпом со 100-процентным результатом попадания и также быстро скрыться, не вступая в ближний бой с самолётами-противниками. Стоит ожидать и новых рекордов скорости от машины. Стоит отметить, на МиГ-31БМ пилоты обеспечены бесперебойной системой подачи воздуха и не ограничены по времени полёта. Данное преимущество при полётах в стратосферу важно, в той части неба можно иметь полное превосходство. По этой же причине стоит ожидать и беспилотного управления.

Скорость полётов у земли, наверное, останется прежней 1500 км/час. А вместо 2,83 Маха на высоте 21 км легко можно ожидать 4 Маха. Как высоко может подняться новый МиГ, об этом остаётся гадать, возможно, и 50 км, если это будет нужно. Корпус модернизированного предшественника состоит на 50% из нержавеющей стали, 33% аллюминия, 16% титана и всего лишь 1% композитных материалов. Вероятнее всего, будет создан корпус стелс, из композитных материалов, может как у ПАК ФА. По той же причине, чтобы уменьшить ЭПР своего самолёта (сделать его малозаметным), придётся поменять архитектуру самолёта (скрыть внутрь своё вооружение).

Еще один возможный облик МиГ-41

Вооружение МиГ-41 – чего ждать от проекта

Главным оружием МиГов сегодня являются ракеты дальнего радиуса Р-33 класса воздух-воздух, совершенствование которых продолжается. С 2011 года новые версии достигают 200 км, а не 120. На первое время, возможно, они станут оружием и для МиГ-41. Корпус ракеты состоит из 4 отсеков, первый же, как с контактным, так и с радиовзрывателем. Второй отсек оборудован автопилотом и осколочно-фугасной боевой частью. Третий отсек вмещает двухрежимную твердотопливную силовую установку, у ракетного движителя удлинённый газовод с сопловым газом. Вокруг этого газовода размещён четвёртый отсек, где газо- и турбо- генераторы, а также блоки регулирования и рулевые машинки, функционирующие на горячем газе. Головка самонаведения охватывает 60 градусов и работает в системе «Заслон».

Формы ракет теперь уже могут быть и прямоугольными типа Х-59МК-2 и Х-58ШКУ, как для ПАК ФА. Все типы ракет нужны и МиГ-41, хоть они и не многоцелевого назначения, а всё же целей для работы хватит и морских и наземных. Могут использоваться и противолокационные ракеты Х-31П или их аналоги. Все они будут подчиняться системе управления вооружением на основе мощной РЛС типа «Заслон-М». Могут пригодиться и бомбы большой разрушающей силы по укреплённым наземным объектам типа КАБ-1500 и КАБ-500, используемые предшественниками. Данный самолёт должен будет работать в условиях мощных РЭБ, преодолевать любую противовоздушную оборону противника. С первыми испытательными полётами станет известен внешний облик проекта МиГ-41, немного подождать и будет видно какой он, перехватчик будущего.

class="eliadunit">

На просторах Сети все чаще появляется информация о МиГ-41 - загадочном российском истребителе-перехватчике, который пока что существует только в умах людей. Давайте рассмотрим, насколько эта концепция реальна.

Что такое перехватчик?

Дабы понять идею МиГ-41, нужно обратиться к разработкам прошлых лет. Ближайший его аналог - знаменитый МиГ-31, совершивший полет в далеком 1975 году. Сейчас это чуть ли не единственный пример отечественной военной техники, по отношению к которому словосочетание «не имеющий аналогов» и впрямь не лишено оснований. Одна из главных особенностей машины - это крейсерская скорость, составляющая почти 2,5 тыс. км/ч. Перехватчик МиГ-31 - самолет уникальный и… совершенно ненужный большинству стран. Перед нами узкоспециализированная машина, предназначенная для борьбы с маломаневренными целями. В других странах ее роль выполняют многофункциональные истребители четвертого поколения и комплексы ПВО. Но вот для России, с ее необъятными территориями и гигантской протяженностью границ, тяжелый перехватчик, действительно, неплохое решение. Ракеты Р-33 - его «главный калибр» - имеют ограничения по перегрузке 4g. Следовательно, против высокоманевренных истребителей использоваться они не могут. Однако вполне пригодятся для борьбы с неповоротливыми бомбардировщиками и крылатыми ракетами. Собственно, именно поэтому и ценят 31-й.

Сейчас в распоряжении ВКС примерно 130 таких самолетов. Часть из них прошли модернизацию до уровня МиГ-31БМ. Была обновлена бортовая электроника, а кроме того, в арсенал планируется включить новые ракеты. Речь идет прежде всего о ракете Р-37, концептуально близкой к Р-33 и имеющей дальность пуска около 300 км. Подобные изделия превосходят по этому показателю ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности, в частности, американскую AMRAAM и российскую РВВ-АЕ/СД. Однако, как уже отмечалось, они «неповоротливые», к тому же цена таких изделий достаточно высока. Выше цены обычных ракет класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ хотели научить поражать цели на земле управляемым вооружением класса «воздух-поверхность». Но пока что от их реализации отказались. Возможно, это верное решение. Все-таки между перехватчиком и истребителем-бомбардировщиком разница довольно большая.
МиГ-31 / Focus

Замена МиГ-31

Самолет МиГ-31 прочно занимает свою нишу, однако даже на фоне таких «ветеранов», как Су-27 и МиГ-29, он кажется «стариком». Именно поэтому в последнее время заговорили про новый самолет-перехватчик. В 2014 году о МиГ-41 (это предполагаемое название) рассказал летчик-испытатель Анатолий Квочур. «Такая модернизация должна была состояться еще лет двадцать тому назад. Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха», - заявил летчик. Бросается в глаза просто гигантская скорость крылатой машины. МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. Для сравнения, максимальная скорость МиГ-31 составляет 2,83 М (3000 км/ч). При этом он всегда входил в число самых быстрых боевых самолетов. Квочур отметил, что перехватчик будет создан на основе МиГ-31. Вероятно, имеется в виду опыт, учтенный при создании советского перехватчика. Маловероятно, что новый самолет будут делать на базе уже очень старого советского МиГ-31. Технологии все же не стоят на месте. Да и фактор малозаметности при разработке новых боевых машин также стоит учитывать.

В прессе тема про МиГ-41 то появляется, то затухает вновь. Масла в огонь уже в 2016 году подлил член комитета Госдумы РФ по обороне Александр Тарнаев. «Руководством страны принято решение включить проект создания перспективного высотного перехватчика в новую программу вооружения со сроками реализации в 2020 году. Машина станет дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-31, который на десятилетия опередил время. Мы не исключаем, что разработка нового самолета может начаться и ранее 2020 года, так как он очень нужен нашим Вооруженным силам», - рассказал он. Еще раньше главком ВКС, генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что уже идут НИР (научно-исследовательские работы), а с 2017-го должны начаться ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. Напрямую про МиГ-41 главнокомандующий не говорил, но здесь, насколько можно судить, подразумевается именно новый перехватчик. Вообще, он может получить и совсем другое обозначение после поступления в войска.

Военные чаще всего предпочитают хранить молчание по этому поводу. Очевидно, что окончательный облик новой машины будет определен не скоро. Возможно, первые эскизы мы сможем увидеть ближе в 2020 году, когда работы над проектом будут (если будут) идти более плотно. Скорее всего, если проводить параллель с МиГ-31, внешний вид истребителя изменится в сторону большей малозаметности. Вооружение, возможно, разместят внутри. Сейчас на базе уже упомянутой Р-37 ведется разработка новой ракеты РВВ-БД, имеющей двухрежимный РДТТ (ракетный двигатель твердого топлива). Именно эти ракеты может получить МиГ-41 в случае своего рождения. Хотя ко времени его принятия на вооружение появится и принципиально новое вооружение, начиная от новых, сделанных «с нуля» ракет класса «воздух-воздух» и заканчивая лазерными боевыми системами, способными уничтожить самолет (нечто подобное сейчас разрабатывают американцы). Что же касается боевого радиуса действия, то он, очевидно, будет составлять 700-1200 км. Эксперты говорят, что новый самолет можно будет использовать для вывода на околоземную орбиту малых спутников.

Главной задачей МиГ-41 может стать противостояние американской угрозе. Речь идет, в частности, о новых гиперзвуковых летательных аппаратах, разрабатываемых в США. Невольно вспоминается проект гиперзвуковой крылатой ракеты Boeing X-51, максимальная скорость которой может достигать 6200 км/ч.

Интересно то, что «МиГ» в 90-е годы уже разрабатывал новый перехватчик. Он получил название «проект 701»: дальность полета 62-тонного «монстра» должна была составлять 7 тыс. км, а максимальная скорость - 2500 км/ч. Однако от проекта отказались, и новый перехватчик, очевидно, в идейном плане будет ближе именно к МиГ-31. Отличительной особенностью МиГ-41 может стать его «беспилотность»: живому летчику пришлось бы переносить просто гигантские перегрузки в этом случае. Здесь, правда, есть одно «но»: российские беспилотные технологии до сих пор далеки от западных. РФ, например, пока не смогла создать полноценный ударный БПЛА.

Но как быть со сроками? Если мы и увидим новый самолет, то это произойдет не раньше второй половины 2020-х. До этого времени МиГ-31 будут верой и правдой служить ВКС РФ. «Пару» этой машине составит и Т-50 ПАК ФА, который к тому времени превратится из прототипа в серийное изделие. Предполагается, что он тоже сможет нести ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности.
Возможный облик "проекта 701" / Ussrairs

Есть ли будущее у МиГ-41?

Истребитель-перехватчик МиГ-41 остается полумифической машиной, и шансы на его реализацию относительно невелики. Все упирается в финансирование. Сейчас разработка новых истребителей вообще стоит невероятно дорого. Так, цена программы разработки американского истребителя пятого поколения F-22 составила без малого 66,7 млрд долларов. России будет проще потратиться на создание легкого истребителя пятого поколения - аналога (с некоторыми оговорками) американского F-35. Многофункциональная машина, в конце концов, намного лучшее вложение средств, нежели узкоспециализированный перехватчик.

Но как быть с задачами, лежащими на плечах МиГ-31? Очевидно, часть из них возьмет на себя истребитель, созданный на базе ПАК ФА. А часть будут выполнять истребители поколения 4+. Добавим, что в мире почти не осталось узкоспециализированных перехватчиков. Исключение составляют только российские МиГ-31 и небольшое количество старых МиГ-25, поставленных в другие страны. Все это, конечно, снижает вероятность появления МиГ-41. Другое дело - массовая культура, которой название «МиГ-41» пришлось по душе. У этого самолета есть все шансы стать «городской легендой», подобно тому как американцы создали миф о таинственной «Авроре» - сверхбыстром боевом самолете, якобы существующем в реальности.
Ракета РВВ-БД / Vitaly Kuzmin

В России продолжаются работы по созданию МиГ-41 (высотный перехватчик нового поколения). Известно, что работы ведутся не только в РСК «МиГ».


Информация о создании нового истребителя-перехватчика начала активно распространяться в Сети с января 2014 года. Тогда эксперты только гипотетически рассуждали о потенциальном возникновении воздушного судна, аналогов которому не могло быть в мире.

В конце июня текущего года, по сообщениям Rambler News Service, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) начала работу над высотным перехватчиком нового поколения. С таким заявлением перед журналистами выступила член комитета Госдумы по обороне Светлана Савицкая. В свою очередь, как передает агентство, депутат нижней палаты Федерального собрания Александр Тарнаев заверил, что средства на новую разработку уже выделены.

Проект «МиГ-41» является одной из тех программ, которые проводятся под грифом «Секретно». Именно по этой причине мнения касательно будущих технических характеристик сильно расходятся.

От чего всё пошло?

Основа - МиГ-31, разработанный на базе легендарного самолета МиГ-25.



МиГ-31 явил себя миру ещё в 70-х годах минувшего столетия, а к середине 80-х был пущен в массовое производство. С распадом СССР истребитель закрепился за Россией и до сих пор продолжает оказывать службу ВВС. Несмотря на это, неоднократно предпринимались попытки модифицировать уже существующую модель или же изобрести кардинально новую, отличную от прежней. Отсюда и пошли разговоры о загадочном МиГ-41.

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой истребитель дальнего радиуса действия. Он был разработан с целью уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах. Первостепенно был необходим для перехвата крылатых ракет в любом высотном диапазоне. МиГ-31 являлся эталоном прогресса отечественной авиации. Благодаря этой модели было поставлено несколько мировых рекордов, включая тот, когда летчик-испытатель Александр Фёдоров поднялся на высоту 37,5 км. Воздушное судно было вне конкуренции, поскольку успешно справлялось с рядом поставленных задач. Помимо прочего, предполагается, что только МиГ-31 потенциально способен развить скорость до 6000 км/ч. Общее количество моделей на вооружении ВВС России - 190 единиц. Доселе известно, что производство истребителя было завершено ещё в 1994 году, однако не так давно началась модернизация до версии МиГ-31 БМ.

Специалисты считают, обновленный истребитель останется полезен России до 2028 года, а после будет вынужденно заменён.


МиГ-41 - слепая вера или уверенность?

К проекту «МиГ-41» пришли не сразу. В начале 90-х разрабатывались модели под шифром «701» (или «МДП»). Они могли стать самыми мощными истребителями ПВО пятого поколения. Прогнозировалось, что максимальная дальность полёта должна составить 7000 км при скорости около 2300 км/ч. В настоящее время о «МДП» практически не говорят, учитывая тот факт, что характеристики МиГ-41 куда более внушительны. Они воплотят в жизнь все ключевые достоинства предшественника, но при этом будут соответствовать всем требованиям времени. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, генеральный конструктор ФГУП «Пилотажно-исследовательский Центр» Анатолий Квочур заметил, что подобной модернизации следовало случиться ещё 20 лет назад, но этого не произошло по причине отсутствия необходимой базы. Хотя тогда высказывалось мнение, что МиГ-31- истребитель, опередивший время.

На МиГ-41 возлагаются большие надежды. Он должен стать самым быстрым боевым самолётом в мире. В настоящий момент также ведутся работы по созданию новой ракеты РВВ-БД, обладающей двигателем твёрдого топлива (РДТТ). Истребитель будущего получит именно эту ракету. Радиус действия будет предположительно составлять 700-1200 км. Ко всему прочему, некоторые эксперты делают ставки на то, что самолёт удастся вывести на околоземную орбиту малых спутников.

Доказать всему миру?

Истребитель нового поколения - пожалуй, одна из немногих разработок отечественных специалистов, на которую действительно ложится большой груз ответственности. Главная задача - противостоять американским аналогам. США неоднократно упоминали о проекте гиперзвуковой крылатой ракеты Boeing X-51, способной развивать скорость до 6200 км/ч. Масло в огонь подливает то, что МиГ-41 должен стать беспилотным. Для заданных скоростей лётчикам пришлось бы переносить слишком сильные нагрузки. Скептически настроенные инженеры выражают опасения по поводу возможности достичь такого результата, ведь беспилотные технологии ещё несколько далеки от западных аналогов.



Депутат Госдумы А. Тарнаев настаивает, что финансирование ведётся, но есть опасения, что проект может прогореть. Потребуются колоссально большие расходы. Тем более, никто не утверждал, что на предшественнике, МиГ-31, следует экономить. Поэтому для многих МиГ-41 - это полумифическое существо на чертежах. Но надежда умирает последней. Вера в то, что новый истребитель станет ключевым элементом воздушно-космического спецназа, сохраняется. А как скоро удастся познакомиться с воздушным судном, судить сложно. По одним предположениям, облик самолёта станет доступен уже в этом году, по другим - не раньше 2020 года. Остаётся запастись терпением и ждать возможного выхода в свет истребителя будущего.

Еще в прошлом году появились первые сообщения, что Россия разрабатывает истребитель шестого поколения, который должен прийти на смену стремительно устаревающему Миг-31. Данных о новой машине практически нет, тем не менее, информационный вакуум постепенно заполняется, и очертания супер-истребителя становится все более реальными.

Хозяин неба

МиГ-41 - это не просто истребитель, а истребитель-перехватчик. Он предназначен по большей части для уничтожения вражеских бомбардировщиков и крылатых ракет. Перехватчики вооружены управляемыми ракетами с инфракрасными и радиолокационными головками наведения, скорострельными пушками.

В настоящее время существует пять поколений истребителей, каждое из них обладает собственным набором технических характеристик. Последнее на сегодняшний день поколение представлено американским F-35C, российским Су-57 (начало его боевой эксплуатации ожидается в этом году), а также китайскими и прочими аналогами.

МиГ-41 - это уже шестое поколение истребителей, которое, соответственно, будет обладать еще более лучшими техническими характеристиками. Предполагается, что новый перехватчик станет не просто глубокой модернизацией старого, а принципиально новой моделью, которая, по словам, гендиректора корпорации "МиГ" Ильи Тарасенко, сможет перехватывать цели как в космосе, так и в арктическом пространстве. Истребитель, помимо ракет, бомбардировщиков и самолетов-разведчиков, будет способен уничтожить висящие на низких орбитах вражеские спутники.

На замену МиГ-31

Новая машина заменит перехватчик МиГ-31, который бы разработан еще в 1970-е годы. “Тридцать первый” способен развивать скорость до трех тысяч километров в час, а его боевой радиус превышает 700 километров. Показатели внушительные, но МиГ-41, кажется, готовится наголову превзойти своего предшественника.

Создаваемый истребитель, по словам летчика-испытателя Анатолия Квочура, сможет передвигаться со скоростью до 4,3 Маха - это более пяти тысяч километров в час. Такие возможности сделают новый МиГ самым быстрым самолетом на планете. Что касается предполагаемого радиуса действия будущего истребителя, то он может достичь 1300 километров.

Помимо прочего, новый истребитель скорее всего будет вооружен гиперзвуковым ракетным комплексом "Кинжал", который был продемонстрирован российской общественности и всему миру в ходе послания Владимира Путина Федеральному собранию в марте этого года.

Невидимка с искусственным интеллектом

Еще одна функция нового истребителя - возможность беспилотного управления. Предполагается, что разработка будет вестись как по направлению к беспилотнику, так и пилотируемому самолету.

Депутат Госдумы Владимир Гутенев ранее отмечал, что одно из основных направлений в работе над истребителем-перехватчиком шестого поколения является внедрение искусственного интеллекта. Причем не отдельными элементами, а полноценной, комплексной системы. По словам парламентария, искусственный интеллект будет осуществлять боевое управление машиной в условиях серьезной радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, МиГ-41 будет применять стелс-технологии, позволяющие снизить заметность машины для радиолокаторов и тем самым повысить ее выживаемость. При помощи радиопоглощающих материалов и специальных геометрических форм происходит рассеивание энергии и излучения, а оставшаяся поглощается. Тем самым самолет становится невидимым для средств слежения противника.

Есть сомнения

Западные эксперты между тем сомневаются, что новый МиГ сможет действовать в космосе. Они отмечают, что новый МиГ должен одинаково успешно маневрировать как в низких слоях атмосферы, так и в ближнем космосе с его очень низкой плотностью воздуха. Такая многозадачность вряд ли под силу даже самому современному истребителю, полагает обозреватель Майкл Пек в статье для американского издания The National Interest.

Кроме того, западные аналитики полагают, что МиГ-41 может оказаться слишком дорогим для России. К примеру, стоимость американского истребителя пятого поколения F-35 доходит до 90 миллионов долларов. По нынешнему курсу - это 603 миллиона рублей. Вряд ли новый истребитель шестого поколения будет дешевле.

В свою очередь, военный эксперт Василий Кашин полагает, что Россия в силу своей огромной территории нуждается в новом перехватчике, однако пока его проект больше выглядит как нечто фантастическое. По его словам, наиболее вероятно поступление нового МиГа на вооружение к 2040 году.

Медлить нельзя

Между тем у России вряд ли есть еще 20 лет для создания нового истребителя. Срок эксплуатации МиГ-31 заканчивается ровно через 10 лет, в 2028 году. И уже к этому моменту ему должна быть подготовлена замена.

Буквально на днях стало известно, что над проектом МиГ-41 ведется активная работа, и результаты, по словам гендиректора корпорации Ильи Тарасенко, могут быть представлены общественности уже в скором времени. А поставки в войска, заверил он, начнутся уже в середине 2020-х годов, то есть аккурат к моменту вывода из эксплуатации устаревших "тридцать первых".

Запланированный к разработке перспективный российский перехватчик будет способен бороться с гиперзвуковыми ракетами и станет самым скоростным в мире самолетом данного класса. Об этом сообщил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев . Предполагается, что боевой радиус перехватчика будет находиться в пределах от 700 до 1500 километров. Он должен быть вооружен принципиально новыми ракетами класса «воздух-воздух», а также самой дальней в мире ракетой Р-73, улетающей на 300 км. В то же время на подходе и ракета КС-172, имеющая дальность 400 км.

Предполагается, что разработка перехватчика начнется в 2018 году. А в строевые части он может начать поступать в 2025 году - за три года до того, как будет исчерпан технический ресурс нынешнего перехватчика МиГ-31.

Об этом самолете начали говорить два года назад. Его называют МиГ-41, правда, это не вполне корректно, поскольку в настоящий момент завершается лишь стадия эскизного проектирования. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОСК) проект получил название Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата - ПАК ДП. Основную работу по его созданию предстоит выполнить Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ». Однако к разработке предполагается привлечь и другие компании, входящие в ОСК. Несомненно, без ОКБ Сухого дело не обойдется.

Планы амбициозные. И сроки очень ограниченные. Разумеется, и денег будет потрачено немало. Но при этом возникает вопрос - а нужен ли ВКС новый перехватчик? Дело в том, что последняя модификация эксплуатирующегося перехватчика - МиГ-31БМ - является лучшим самолетом данного класса в мире. Более того, он имеет огромное превосходство. Обладает самой высокой скоростью, равной 3000 км/ч. Выше него никто не поднимается - практический потолок равен 20600 метров, а динамический - 30000 метров. Имеет самую дальнюю в мире ракету «воздух-воздух» Р-73. А вскоре дальность стрельбы возрастет до 400 километров.

Принятый на вооружение в 1981 году МиГ-31 на несколько десятилетий опередил время. На нем впервые в истории авиации была установлена РЛС с фазированной антенной решеткой, что позволило отклонять луч не механическим поворотом антенны, а электронным способом, то есть практически мгновенно. Высочайшего качества и другая авионика.

Этот технологический прорыв был необходим в связи с появлением в США разведчика SR-71 «Черный дрозд», который обладал феноменальными характеристиками. Максимальная скорость - 3200 км/ч, практический потолок - 24000 м, динамический - 29000 м. Эксплуатировавшийся в то время в войсках ПВО СССР перехватчик МиГ-25 не мог реально препятствовать разведывательным полетам «Дрозда» над северной частью территории страны. Хоть летные характеристики у МиГ-25 были и вполне достойными, но авионика третьего поколения не справлялась с охотой на «Дрозда».

Поставил на место американского разведчика именно МиГ-31, с появлением которого полеты «Черного дрозда» были перенаправлены в воздушное пространство других стран.

Использование в МиГ-31 принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 - сопровождаемых. Возросла дальность обнаружения - до 250 км для бомбардировщиков и 170 км для истребителей. Появилась новая ракета с дальностью в 170 км. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км. Для начала 80-х годов это были прекрасные результаты.

Что же касается соперничества с самолетами такого де класса, то лучшим американским перехватчиком был палубный самолет с изменяемой геометрией крыла F-14 Tomcat. Он эксплуатировался в составе авианесущих групп до 2006 года. Авиаконструкторы компании «Грумман» при помощи ряда модернизаций пытались подтянуть его до уровня МиГ-31, но сделать этого так и не смогли.

Но при этом, конечно, следует учитывать, что перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.

Именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка - 5g. У F-14 в полтора раза выше - 7,5g. Однако, и 7,5g - это, как говорится, не два и не полтора, поскольку у истребителей перегрузочная способность достигает 9g.

Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» - это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи такие: 1250 и 800 км.

Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная - 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью - 5 М против 4,5 М.

В настоящий момент конкуренция нашему перехватчику еще больше снизилась. F-14 заменил палубный многоцелевой самолет F/A-18E/F Super Hornet. Он обладает еще большей универсальностью - буква «А» в индексе означает, что он еще и штурмовик. Вооружен ракетой, дальность которой составляет лишь 40 км. Такое урезание возможностей авиационного перехвата вполне понятно, потому что противовоздушная оборона авианесущих групп возложена на ракетное вооружение.

Ну а российский перехватчик к настоящему моменту существенно повысил свои боевые возможности в связи с появлением модификации МиГ-31БМ . На нем заменена практически вся авионика. Так, новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении до 400 км, а истребители - до 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели, а обстреливаются 8.

Есть перехватчики и в других странах. Но они не совсем «чистые». То есть какой-либо серийно выпускающийся истребитель дополнительно оснащается специальным оборудованием и становится таким образом перехватчиком .

Во Франции это Mirage 2000С, эксплуатирующийся с 1984 года. Его максимальная скорость - 2500 км/ч, потолок - 16500 м. Самая дальняя ракета «воздух-воздух» - Super R 530, развивающая скорость до 5 М и улетающая на 40 км. Боевой радиус самолета - 700 км.

Британский перехватчик Tornado ADV (1985 год) имеет солидный боевой радиус в 1400 км. Но максимальная скорость и потолок невелики - 2340 км/ч и 15000 м. Американская ракета AIM-120 в зависимости от модификации имеет дальность 120 км или 180 км. РЛС обнаруживает бомбардировщики на расстоянии до 185 км, истребители - до 80 км. Одновременно сопровождает до 12 целей.

Не достигают российского уровня и китайские машины. Правда, впечатляет не их качество, а количество. В ВВС КНР эксплуатируется триста J-8 Finback, которые во многом позаимствовали конструкцию нашего МиГ-21. Есть и более свежие самолеты - Shenyang J-11. Их «срисовали» с Су-27. Это универсальный истребитель, который среди всех прочих боевых задач может и перехватывать самолеты противника.

Так что с нашим существующим на данный момент перехватчиком нам как будто бы опасаться нечего. Однако время не стоит на месте. ПАК ДП замыслен, как и МиГ-31, с расчетом лет на 40 или даже больше. За это время у США вполне могут появиться гиперзвуковые летающие платформы с ракетным оружием. Вот их-то и предстоит перехватывать.

О технических характеристиках ПАК ДП говорить пока рано. Тут высказываются самые разнообразные фантазии, которые в принципе реализуемы. Тут и скорость до 5 М, о которой говорят руководители РСК «МиГ», и беспилотные модификации, и гиперзвуковое вооружение. Поживем - увидим. Правда, думается, что появятся новые самолеты в ВКС все же позже 2025 года.