Конспект весенней экскурсии на тему: Весна: пробуждение природы. Весенняя экскурсия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги

Экскурсия

«Весенние изменения в природе»

Подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Юлия Игоревна

г. Калуга

2014

Экскурсия на тему: «Весенние изменения в природе»

2 класс

Цели:

I . Образовательные:

1. Формирование представлений о весенних изменениях в природе.

2. Формирование представления о признаках наступления весны.

II . Развивающие:

1. Развитие наблюдательности

2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций.

3. Развитие самостоятельности при выполнении индивидуально – групповых заданий.

III . Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе.

2. Воспитание культуры поведения в природе.

Оборудование:

Для учителя : савок для выкапывания первоцветов, термометр, иллюстрации (птиц (грач, жаворонок), растений (гусиный лук, тополь, осина), насекомых (бабочка крапивница, бабочка траурница, оса лесная)), коробки для собранного материала.

Для учащихся : блокнот с твердой обложкой, простой карандаш, цветные карандаши.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

I . ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Выставление книжки – раскладушки:

Гусиный лук – травянистое луковичное растение. Высота растений - от 3 до 35 см. У растений может быть одна или несколько луковиц. У некоторых видов имеются корни двух типов: идущие от середины донца вертикально вниз, и идущие от края донца сначала вниз, а затем горизонтально и вверх. Цветки небольшие, жёлтые, звёздчатые. Опыление происходит с помощью насекомых, которых привлекает нектар. Растет на влажных почвах: по лесам, кустарниковым зарослям. Распространен в Европе и Азии.

Мать-и-мачеха – многолетнее растение, растёт на глинистой почве, на полях и оврагах. Изнанка листьев мать-и-мачехи испаряет воду слабее их лицевой стороны, а потому нижняя поверхность их теплее верхней - отсюда русское название растения. Подземное ветвистое ползучее корневище ранней весной выпускает надземные стебли, покрытые буроватыми, чешуйчатыми листьями. На этом стебле развивается жёлтый цветок Распространена в европейской части, на Кавказе, в Сибири до Байкала, в городах Средней Азии.

Оса лесная – насекомое, величиной 15-20 мм, живет семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек. Окраска желто-зеленая.

Траурница – Бабочка довольно крупная: размах крыльев до 7,5 см. Окраска крыльев самца тёмно-коричнвая, вишнёво-коричневая, самки - светло-коричневая. Крылья с широкой светло-желтой каймой и рядом синих пятен перед ней. На переднем крае крыльев по 2 крупных желтовато-белых пятна. Нижняя сторона крыльев темная. Более светлая кайма крыльев у зимующих особей связана с выцветанием за время зимовки. Бабочек этого вида можно увидеть около луж на дорогах, а также на деревьях с вытекающим соком. Траурницы большие любители соков и нередко скапливаются для совместной трапезы. Ее первый вылет можно наблюдать ранней весной. Новое поколение появляется в конце июля и летает до поздней осени, когда уходит на зимовку. Самка откладывает до 100 яиц плотными кладками в виде кругов на ветви растений. Гусеницы развиваются с июня по июль. свободная и прикрепляется головой вниз. Стадия куколки - около11 дней. За год бывает одно поколение. Зимует в дуплах и других укромных местах.

Грач – Грач очень похож на черную ворону и отличить его можно по голой окружности вокруг клюва, простирающегося до самых глаз. Также можно его заметить по очень вытянутому клюву и по мелким перьям на голове и шее, имеющим круглые края, чего нет у черной вороны. Оперение грача красивое, черно-синее с фиолетовым блеском, длина 43 сантиметра. живет в аллеях, парках и больших садах вблизи полей, лугов, выгонов, а также в небольших рощах, в степях и по берегам рек. Гнезда свои грачи устраивают на высоких деревьях, часто вблизи жилья, он гнездо грача так рыхло, что, упав на землю, оно разваливается, чего не случается с гнездами других птиц того же рода. В апреле появляются в гнездах яйца. Гнездуются эти птицы большими колониями.

Жаворонок полевой - оперение жаворонка очень скромное, сверху бурое, снизу белое, светлое, даже беловатое, обыкновенно с темными пятнышками и полосками.Жаворонок встречается у нас везде, за исключением крайнего севера. Водится он повсеместно и на хлебных полях, и на пустырях, поросших лишь вереском на почве сухой, бесплодной, также и на почве жирной, на пастбищах, выгонах, на альпийских логах и даже на островах и по берегам морей.

Гнездится жаворонок всегда на земле и вообще прекрасно и быстро бегает, при чем на бегу, он подымает перья на темени. Улетает жаворонок от нас на юг в сентябре и перед отлетом собирается в громадные стаи. Возвращается к нам ранней весной, смотря по климату, в феврале или марте месяце. Так как жаворонок питается насекомыми его надо ценить, не только как веселого, приятного певца наших полей, но и как полезную птичку, уничтожающую различных вредных насекомых с наших посевов.

2. Подготовка детей к рассказу стихотворения о весне и народных примет.

II . ВЫЯВЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажет Оксана.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Тютчев. Ф

О каком времени года говориться в этом стихотворении?

О весне

Сегодня у нас урок-экскурсия и мы с вами отправимся в парк, чтобы пронаблюдать какие изменения произошли в живой и неживой природе с приходом весны.

Какие времена года вы знаете?

Какое время года сейчас?

Какое время года предшествует весне?

Когда длиннее день весной или зимой?

Когда теплее весной или зимой?

Какие признаки наступления весны вы уже могли наблюдать?

Молодцы, а сейчас откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему (на доске: Экскурсия. Весенние изменения в природе).

Карточка №1

1. Найдите ель. Рассмотрите ее. Выдели признаки, по которым вы узнали, что это ель (ствол, ветви, хвоя). Выделите, что изменилось во вешнем виде по сравнению с зимой.

2. Зарисуйте ветку ели. Постарайтесь отобразить произошедшие изменения.

К
арточка №2

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Найдите вербу. Рассмотрите ее. Выделите произошедшие по сравнению с зимой изменения.

2. Зарисуйте ветку вербы. Постарайтесь в рисунке отобразить произошедшие изменения.

Карточка №3

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Каких насекомых можно увидеть весной. Где их можно увидеть? Чем они заняты?

2. С помощью сачка поймайте бабочку крапивницу.

Карточка №4

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Рассмотрите внешний вид грача. Какого он размера? Какого цвета оперение головы, туловища, крыльев, хвоста? Опишите поведение. Чем занят грач?

2. Зарисуйте грача.

Ребята, мы с вами пришли в гости к природе. Давайте вспомним как с ебя нужно вести, чтобы не навредить природе. (Дети перечисляют правила поведения в природе).

Люди издавна замечали изменения, происходящие в природе в разные времена года, сопоставляли их. Эти наблюдения нашли отражения в приметах, поговорках. Кто – нибудь знает примеры таких примет?

Грач на горе – весна на дворе.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Длинные сосульки к долгой весне.

Как вы понимаете эти пословицы?

Молодцы. Сегодня и мы с вами понаблюдаем за произошедшими изменениями и выясним, как они между собой связаны.

Обратите внимание на небо. Какого оно цвета? А какого цвета оно было зимой?

Ребята, встаньте так, чтобы солнце освещало вашу правую руку. Что вы чувствуете?

Солнце весной становится выше над горизонтом, день становится длиннее, поэтому на землю попадает больше тепла и температура воздуха весной больше, чем зимой. Давайте измерим температуру и сравним ее с температурой зимой (измеряют и помечают у себя в блокноте).

Чем была покрыта земля зимой? Есть ли снег сейчас? Во что он превратился?

Как вы думаете, куда могло исчезнуть столько воды?

Большое количество талой воды стекает в водоемы, поэтому весной можно увидеть такое явление, как половодье – подъем воды в водоемах.

Но не вся вода стекает в водоемы, часть ее впитывается почвой, откуда ее могут всасывать корнями растения.

Что происходило с растениями зимой?

Посмотрите, что изменилось во внешнем виде у деревьев?

На первый взгляд кажется, что в жизни деревьев не произошло никаких изменений с приходом весны. Давайте подойдем поближе к березе и посмотрим, может, мы заметим какие-нибудь, изменения.

На ветках березы почки стали больше - набухли и приоткрыли свои защитные чешуйки, из–под которых можно увидеть зеленые листочки.

Молодцы. Что же позволило произойти этим изменениям?

Внешне деревья и кустарники изменились, хотя они уже давно «почувствовали» приход весны. Почва оттаяла, что позволило деревьям и кустарникам всасывать из нее воду и питательные вещества, которые поднимаются вверх по стволу к почкам, растворяя запасы сахаров. Это явление получило название сокодвижения. Если в стволе дерева в это время сделать отверстие, то из него пойдет сок. Многие птицы питаются соком деревьев, например дятел, но отверстия, которые они проделывают, добывая сладкий сок, очень маленькие и не причиняют вреда дереву. А вот зарубки, которые делают люди, собирая сок, могут привести к гибели дерева. Если вы увидите, гуляя по лесу, такую зарубку, то помогите дереву, для этого замажьте рану пластилином или глиной.

Посмотрите на вербу, какие изменения по сравнению с зимой вы наблюдаете?

Появились пушистые почечки.

Ребята это цветки вербы. Многие деревья и кустарники зацветают весной: ива, ольха, орешник, тополь, клен (показываю иллюстрации цветущих деревьев).

Мы с вами посмотрели на произошедшие изменения в жизни деревьев и кустарников, у них набухли почки, у некоторых показались зеленые листочки, многие из них цветут. Чтобы пронаблюдать, какие изменения будут происходить с ними дальше, мы возьмем в класс несколько веточек ивы, березы и поставим их в воду. Так же вы должны будете продолжать наблюдения за растениями в природе по плану:

1. Начало сокодвижения (у клена и березы).

2. Набухание почек (появление у почек более светлых внутренних частей).

3. Распускание почек (становятся видны зеленые кончики молодых листочков).

4. Начало развертывания листьев

5. Зацветание раннецветущих деревьев и кустарников (ива, лещина и т. д.).

А какие изменения произошли в жизни травянистых растений (Учитель показывает на раннецветущее растение)? Кто-нибудь знает, как называется это растение?

Мать-и-мачеха

Что интересного вы можете про нее рассказать? Какие еще цветущие рано весной растения вы знаете? (показываю хохлатку и гусиный лук) Сейчас мы аккуратно выкопаем несколько раннецветущих растений, чтобы изучить их более подробно в классе, а одно растение мы посадим в горшок и пронаблюдаем, как оно будет развиваться, и какие изменения с ним еще произойдут.

Посмотрите на цветки мать-и-мачехи, кого вы можете на них увидеть?

Насекомых.

Каких насекомых мы можем наблюдать рано весной? Что вы можете рассказать о них?

Молодцы. Прислушайтесь, какие звуки вы услышали?

Пение птиц?

Слышали ли вы его зимой? Каких птиц нельзя было увидеть зимой, а сейчас можно? Есть ли такие птицы, которые с приходом весны исчезли? Какие? С чем связаны такие изменения в поведении птиц?

А вы заметили, чем сейчас заняты птицы?

Строят гнезда.

Из каких материалов они строят гнезда?

И так ребята, какие же изменения в природе мы с вами уже смогли выделить?

III . ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА.

А сейчас каждая группа должна будет выполнить задания, которые даны на карточках. При их выполнении не забываем о правилах поведения в природе. На это вам 10 минут.

IV . ОБОБЩЕНИЕ.

- Какие признаки наступления весны мы с вами наблюдали?

Каких животных и растения мы с вами наблюдали?

А теперь возвращаемся в класс.

V. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА.

Откройте тетради, в которых вы записывали число и тему. Сейчас мы зафиксируем результаты наших наблюдений.

Какая была погода во время проведения экскурсии? Какая была температура? Было солнечно или пасмурно, ветрено или нет? Запишите у себя в дневниках наблюдений, а дежурные запишут еще и в календарь природы и труда.

Какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны?

Какие изменения произошли в жизни насекомых и птиц весной?

Вы выполняли задания по карточкам, сейчас каждая группа расскажет остальным, что они наблюдали.

Какие изменения произошли в жизни хвойных растений (на примере ели)? Записываем

Что наблюдала 2 группа? Какие изменения заметили? Записываем

Что наблюдала 3 группа?...

Мы с вами выкапывали раннецветущие растения, а 4 группа поймала бабочку крапивницу, сейчас мы должны с вами подготовить все для гербария.

Итак, все сегодня молодцы. Полученные сегодня наблюдения пригодятся нам на следующих уроках.

Список литературы:

    Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных школ.: Просвещение, 2009 – с.222

    Киселева К.В. А тлас-определитель «Флора и фауна средней полосы России».:Фитон, 2010 – с.544

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам тетрадь и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(

III. Работа на местности

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Весенняя экскурсия в природу"

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Оборудование :

Тетрадь и карандаш для каждого учащегося,

Карточки с заданиями для наблюдения.

Ход урока

I. Организация учащихся в начале урока.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Пришла красавица весна!». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам тетрадь и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(Учитель делит детей на 2 группы)

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)

А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? (Перед проведением экскурсии учитель просит учеников выучить стихотворения о весне).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков) (слайд № 4)

Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

(слайд № 5)

Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.

  • Зима весну пугает, да сама тает.
  • Весною сверху печет, а снизу морозит.
  • Красна весна, да голодна.
  • Весною день упустишь – годом не вернешь. (слайд № 6)

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в тетрадь.

Определим цвет неба. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Есть ли сегодня ветер?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Небо голубого цвета, солнце поднимается выше, а осадков нет).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений. (слайд № 7)

А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья? (слайд №8, 9, 10, 11,12)

Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид.

А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

Каждая из групп характеризует свое растение для других групп.

Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами.)

3 . Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми) . (слайд №13)

Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Чем питается птица, за которой мы наблюдаем? (слайд №14, 15)

4. Экологическая стоянка. (слайд №16, 17,18, 19)

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов в классе. (слайд № 20)

Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

V. Итог экскурсии.

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось как вы работали сегодня на уроке.

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Программные задачи:

Образовательные

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий) , применения приёмов моделирования.
  4. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивающие

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  2. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  3. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  4. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные

  1. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах) .
  2. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  3. Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
  4. Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
  5. Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
  6. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Материал:

Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами) . Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» . Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.

Ход прогулки-экскурсии:

Организационный момент

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

В нашем домике живет удивительный народ.

О природе много знает, все на свете примечает.

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая, -

Значит к нам пришла... весна (говорят дети) .

Правильно наступила ВЕСНА.

предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:

Какая сегодня погода? (ответы детей)

Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»

Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта) .

Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны» , «утром года» , «солнечником» . Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

Другое народное название марта - «капельник» . От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.

Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица... (грач)

Почему грача называют «вестником весны» ?

Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает» . Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе» .

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды» .

Воспитатель: А как называют май? (травень)

Вижу, вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.

Дети с воспитателями отправляются в городской парк.

Основная часть

Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей) . Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты) .

Но Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны» . Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них) .

Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.

По тропинке мы пойдем,

Лужу мимо обойдем.

(Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны)

Ребята, нас с вами встречает аллея.

Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены)

Значит, как называется аллея? (кленовая) . Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу) . - В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу) .

Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)

Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты... (березку) !

Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)

Что произошло с почками?

Что вы знаете о березе?

(Дети подходят к дубу)

А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб) .

Какую пользу приносит дерево человеку?

Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?

Как узнали?

Чем отличается кора?

Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями)

Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается) .

Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Отгадайте загадку:

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!

Дети: Скворец.

Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники) .

А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)

Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

(Воспитатель показывает экологические знаки)

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)

Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.

На берёзовую ветку

Кто сушить

Повесил сетку? (паук)

Летит - жужжит,

Сядет - молчит (жук) .

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветка собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела)

Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок»

(Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом)

(дети перебирают пальчиками) .

Дождик закапал (встряхивают кистями рук) ,

паучка смывает (движения рук вниз) .

Солнышко встало (разводят руки в стороны) ,

лужи высыхают (движения рук внизу) .

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками) .

Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук) . Почему?

Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение) .

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами) . Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей) .

Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.

Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают) .

Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!» )

Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»

«Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глядь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят»

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?

Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии) .

На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны» .

Дети:

  1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.
  2. Апрель с водой, май с травой.
  3. Весна красна делами, осень пирогами.
  4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.

Цели: провести наблюдения за весенними изменениями в природе; учить ценить красоту природы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты : учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

Оборудование : карточки с заданиями (для варианта 2 урока).

Предварительная подготовка : учащиеся заранее учат стихи, готовят сообщения.

Ход урока

Вариант 1

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Сегодня я приглашаю вас в гости. Отгадайте к кому.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, —

Значит, к нам пришла...

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая, -

Значит, к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет, -

Значит, к нам пришла...

А. Некрасова

О чем идет речь в этом стихотворении? (О весне.)

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края.

III. Работа по теме урока

1. Подготовка к экскурсии

Весна - это прекрасное время года! Это пробуждение. И в то же время весной в лесу небезопасно.

Проверьте вашу одежду. Хорошо ли вы заправили брюки в носки? кофту в брюки? Есть ли головной убор? Как можно меньше участков тела должны остаться открытыми. Это защитит нас от клещей, ведь они тоже проснулись с приходом тепла.

А еще о чем мы должны помнить, путешествуя по лесу? {В лесу не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы.)

А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми. Нельзя сходить с тропы, чтобы не потеряться.

Вы готовы отправиться в путь? (Ответы детей.)

(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то, что им предстоит на экскурсии.)

1. Увидеть изменения, которые произошли в природе по сравнению с зимой.

2. Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой, которая была зимой.

3. Посмотреть, в каких местах снег уже растаял, а в каких еще сохранился, отличается ли внешний вид снега весной от его вида зимой.

4. Понаблюдать, изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на деревьях и кустарниках цветки и листья.

5. Посмотреть, изменился ли внешний вид хвойных растений.

6. Обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения.

7. Понаблюдать, появились ли насекомые, в каких местах они держатся, появились ли лягушки и другие животные, которых не было зимой.

8. Выяснить, прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы, послушать их голоса.

9. Обратить внимание, произошли ли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.

— Ребята, во время экскурсии мы наверняка увидим березы с порезанной кем-то корой. Из этих порезов вытекает очень нужный деревьям сок. Чтобы помочь деревьям, мы замажем эти раны садовым варом или глиной.

И помните: на экскурсии и в любое другое время нужно выполнять правила друзей природы.

2. Экскурсия

Прием «Неживая природа весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали.

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом поддувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят.

Галки, вороны стадами

С. Дрожжин

Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». Но сейчас так уже не скажешь. Солнце и светит ярче, и греет по-настоящему. Оно теперь поднимается в небе гораздо выше, чем зимой. Весна идет!

С каждым днем становится теплее. Начал таять снег, и побежали первые, пока еще робкие ручейки. Дни стали заметно длиннее, чем зимой. А как изменилось небо! Оно теперь голубое, высокое, и плывут по нему белые-белые легкие облака. Таких облаков не увидишь зимой. Они бывают весной, летом и в начале осени.

Первым делом весна пришла в город. Все меньше и меньше снега на улицах, все напористее весенние ручьи. С крыш свисают ледяные сосульки. Звенит капель. Люди одеваются уже не так тепло...

А за городом зима еще сильна. Но ей недолго осталось хозяйничать. Повсюду снег стал серым, влажным. На пригорках и в по лях появились первые проталины. В лесу снег подтаял вокруг деревьев. Это произошло потому, что стволы деревьев темные, а темные предметы быстро нагреваются солнцем.

Лед на водоемах тоже тает. Он темнеет, покрывается трещинами, раскалывается. На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

Весной на водоемах опасно ходить по льду. Подтаявший лед может проломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода! От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Это половодье! Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья, иногда даже целые леса! Зайцы, лисицы и многие другие звери в беде. Люди спешат к ним на помощь: на лодках перевозят животных в безопасные места.

От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Постепенно почва на поверхности просыхает, но на глубине остается влажной. Эта влага очень нужна растениям. Весной осадки выпадают в виде дождя. Иногда выпадает и снег, но он быстро тает, не так уж много времени осталось до первой грозы, которая обычно бывает в начале мая.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою.

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы —

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями —

Уже ручей звенит струной,

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

В. Суслов

Привал «Три весны»

(Сообщение ученика.)

Замечательный писатель Виталий Бианки считал: есть не одна, а целых три весны!

Первая весна — полевая. Она начинается, когда на полях показываются первые проталины, земля начинает освобождаться от снега. Снег отступает с полей, бежит с них ручьями в овраги и под крепкий лед реки. Прибывающая вода давит снизу на лед. Река как бы собирает силы в ледяной неволе. Вот поднатужилась и... Треснул толстый лед. Начались ледоход и весенний разлив. Это вторая весна — речная.

В полях уже и следа не осталось от снега, реки начали возвращаться в свои берега, а зима все еще не хочет сдаваться, все еще посылает свои утренние морозы. Последний снег еще прячется от солнца в лесу.

Но приходит третья весна - лесная, когда и в последнем убежище зимы растаял снег. Зацветает лес, зеленеет, наполняется голосистыми птицами. Ну а за ней, за третьей весной, наступает лето.

Привал «Деревья и кустарники весной»

Верба над тыном склонилась,

Вся расцвела, распустилась,

Так и блестит жемчугом.

Кое-где оттаяли кочки,

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

С. Дрожжин

Нельзя представить себе нашу природу без белоствольной красавицы березы. Сколько сказок, стихов, песен сложил о ней русский народ! Интересно, что береза - единственное в России дерево с белой корой. Живет береза 100-120 лет. Да, люди любят березу, но как часто они не берегут ее... Теряя весной по вине человека немалую часть сока, береза слабеет. Если наносить ей раны несколько лет подряд, она может и совсем погибнуть. Сахар, который содержится в соке, нужен для питания дерева. Движение сока у деревьев и кустарников - признак их весеннего пробуждения. Еще один признак - цветение некоторых деревьев и кустарников.

Из деревьев первой зацветает ольха. Ее зимой и весной легко узнать по черным шишечкам на ветках. Весной на ольхе появляются сережки. Сережки - это множество маленьких цветочков, собранных вместе.

Рано весной зацветает ива. Возле ее цветков вьются пчелы и шмели. Они прилетают сюда за сладким нектаром. Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике, как и на ольхе, видны сережки. А волчье лыко имеет розовые ароматные цветки. Этот кустарник встречается в наших лесах редко и нуждается в строгой охране. Но запомните, что волчье лыко - растение ядовитое!

Ольха, ива, орешник, волчье лыко - раннецветущие растения. Они цветут еще до распускания листьев. Береза зацветает позднее, когда листья на ней уже начинают распускаться. Еще позднее зацветает черемуха. Ко времени цветения она вся уже покрыта молодой листвой. В садах после распускания листьев зацветают яблони, груши, вишни.

Набухание почек и распускание листьев - это тоже признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Весной начинают прорастать опавшие семена деревьев и кустарников. Особенно хорошо заметны молодые растеньица клена.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью одевается новой хвоей. У сосны, ели, можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой. Надо помнить, что хвойные растения никогда не цветут.

Привал «Травы, цветущие весной, насекомые весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Он долго рос,

Он ждал весны

И наконец расцвел!..

Тебе другие снились сны —

Рукой его ты смел.

Сорвал цветок с лица земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

А под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

А. Новик

Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках еще не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Раннецветущим травам нужно как раз много света и влаги. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где еще лежит снег. Тепла этим растениям требуется немного.

Питание раннецветущие растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.

А весна уверенно вступает в свои права. Постепенно в лесу, в парке, на открытых местах появляется все больше зеленой травы. Вслед за первоцветами зацветают ландыш, купальница, а потом и другие травы. Берегите красивые растения! Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей!

От весеннего тепла насекомые вышли из оцепенения и поки-- нули свои зимние убежища. Летают бабочки, греются на солнце мухи, вьются в воздухе комары, над землей с гудением летают шмели, возле цветущей ивы жужжат пчелы, оживает муравейник. Да, насекомые удивительны, интересны. И все-таки с некоторыми из них людям приходится бороться. Бороться приходится с теми насекомыми, которые приносят человеку вред. Их не так уж много. Ученые подсчитали, что из каждой сотни различных насекомых вред человеку приносит только одно.

Например, некоторые насекомые питаются растениями, которые выращивает человек. Гусеницы бабочки-капустницы питаются капустой. Когда их очень мало, они не страшны. Но если их много, они могут погубить почти весь урожай. А вот некоторые ребята считают, что надо давить любых гусениц. Правы ли они? Давайте разберемся. Гусеница бабочки-крапивницы кормится листьями крапивы, а гусеница траурницы — листьями березы или осины. Какой же вред человеку приносят эти гусеницы? Никакого!

Запомните: гусеницы большинства бабочек не приносят человеку вреда! Если этих гусениц уничтожать, красивые бабочки могут исчезнуть.

Теперь вспомним комаров, которые сосут кровь человека. Нередко комаров бывает очень много. И тогда люди не могут нормально работать, отдыхать. Люди борются с комарами, чтобы их стало меньше. Но, может быть, следует совсем уничтожить этих насекомых? Нет, ни в коем случае! Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы.

Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки — прожорливые хищники. Значит, если хочешь, чтобы комаров стало меньше, береги стрекоз!

Множество опасных насекомых поедают муравьи. Недаром их называют санитарами леса. Конечно, муравьев тоже необходимо охранять.

Давайте относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно шестиногое существо от наших рук не погибло! Не ловите и не убивайте насекомых! Они не только нужны природе, но и украшают ее. Не разоряйте муравейники! Муравьи — санитары леса.

Привал «Птицы весной»

Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Его барабан — сухой сучок. Дятел стучит по нему клювом, и звук разносится далеко по лесу. Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню.

Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Раньше других птиц прилетают грачи. Считается, что с их прилетом и начинается у нас весна. Следом за грачами возвращаются скворцы и жаворонки, потом зяблики. Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц. Ведь им нужно, чтобы в воздухе появилось достаточно летающих насекомых. Поздно прилетает и кукушка. Она питается гусеницами, которых собирает на деревьях. А гусениц становится много только после распускания листьев. Почти все птицы весной строят гнезда. Высоко на деревьях видны большие гнезда грачей. Под крышами домов слепили свои гнездышки ласточки. Жаворонки, соловьи вьют гнезда на земле. Синицы и скворцы селятся в домиках, сделанных для них человеком, а в лесу — в готовых дуплах. Дятел сильным клювом сам выдалбливает в стволе дерева дупло.

В гнезда птицы откладывают яйца и насиживают их - согревают своим теплом. У некоторых птиц, например у уток, из яиц вылупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, выводком ходят за матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм.

У других птиц птенцы появляются на свет беспомощными, голыми. Но еды им нужно очень много, потому что они быстро растут. Нелегко приходится птицам-родителям. Скворцы приносят птенцам корм 300 раз в день, синицы — 400 раз.

А вот кукушка гнезда не строит. И птенцов не выкармливает. Свои яйца она подкладывает в гнезда других, более мелких птиц. Обычно они не замечают обмана, насиживают яйцо кукушки, а потом кормят большого прожорливого кукушонка. Он бывает больше той птички, которая его выкармливает.

Привал «Разные животные весной»

— Встречали ли вы весной каких-нибудь зверей?

— Что интересного вам удалось заметить?

— Видели ли вы этих животных?

— Приходилось ли вам видеть змей?

— Что вы знаете о змеях?

Весной происходит много изменений в жизни животных. Просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. Еж ищет насекомых, медведь — в основном растения и насекомых, но иногда охотится на крупных животных, например на лося или оленя. Позже других просыпаются летучие мыши. Они питаются насекомыми, которых ловят в воздухе, а ранней весной летающих насекомых еще мало. Те летучие мыши, которые зимовали в теплых краях, возвращаются к нам. Интересно, что для летучих мышей можно делать домики, похожие на домики для птиц.

Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю. У белки, зайца, ласки вновь изменяется цвет меха.

У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят, защищают от врагов.

Важные изменения происходят весной в жизни и других животных: рыб, лягушек и жаб, ящериц и змей. Рыбы выметывают икру. Из икринок появляются мальки. Они питаются, растут и со временем превратятся во взрослых рыб.

После зимней спячки просыпаются лягушки и жабы. Они громко урчат в пруду, реке, озере. В воду они выметывают икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются во взрослых лягушек и жаб. Ящерицы и змеи тоже пробуждаются от зимней спячки. Они выползают на солнышко и подолгу греются. Ящерицы начинают ловить насекомых. Змеи охотятся на лягушек, мышей, полевок. Как видите, для большинства животных весна - это время размножения. Поэтому охота и рыбная ловля весной запрещены.

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Берегите лягушек, жаб и их головастиков. Не убивайте змей, даже ядовитых! Все они очень нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство!

Привал «Труд людей весной»

— По своим наблюдениям расскажите, какие работы люди выполняют весной в поле, в саду, в огороде, на улицах городов и сел.

— Как эти работы связаны с весенними изменениями в природе?

— Как люди осенью и зимой готовились к весенним работам?

Весна — очень беспокойное время. Главная забота - вовремя посеять и посадить культурные растения. От того, как люди выполнят эту работу, во многом зависит будущий урожай.

Сначала на поля, вспаханные еще осенью, выходят тракторы с боронами. Бороны выравнивают почву, рыхлят ее, разбивают крупные комки. Затем в полях появляются тракторы с сеялками. Ранней весной сеют пшеницу, овес и некоторые другие растения. В конце весны с помощью особых машин — картофелесажалок — высаживают картофель.

Много работы весной в саду. В самом начале весны стволы деревьев надо побелить, чтобы их не обожгло солнце. Ведь оно стало теперь ярким, горячим. Стволы белят еще и для того, чтобы погибли опасные для растений насекомые, которые прячутся в трещинах коры.

Когда растает снег и почва в саду просохнет, убирают сухие листья. А когда на деревьях и кустарниках появится молодая листва, вырезают засохшие ветки. В это время они хорошо заметны.

В огородах люди сеют семена редиса, моркови, свеклы и многих других овощных растений. Сажают выращенную заранее в тепле рассаду помидоров, капусты. Привал «Наш рассказ о весне»

(Класс делится на группы. Каждая группа за определенное время устно должна составить подробный и красочный рассказ о весне. Затем все рассказы заслушиваются, анализируются, учитель выделяет наиболее удачные фрагменты каждого рассказа.)

IV. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали во время экскурсии?

Вариант 2

I. Организационный момент

Сегодня наш урок пройдет необычно. Мы отправимся в лес (парк, сквер) и понаблюдаем, как изменилась природа с приходом весны.

II. Работа по теме урока

1. Подготовка к экскурсии

(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе. Класс делится на группы.)

2. Экскурсия

(Каждой группе выдается карточка-задание, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона леса (парка, сквера) для проведения наблюдений.)

Карточка 1. Неживая природа

Какая сегодня погода? Сравните ее с зимней погодой.

Чем отличается весеннее небо по цвету и характеру облачности от зимнего?

Как светит солнце? Изменились ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?

Что произошло со снегом? Почему? Изменился ли он по окраске и плотности по сравнению с зимой? Где осталось больше снега, почему?

Как изменилась почва?

Карточка 2. Живая природа

Посмотрите на лес (парк, сквер) издали. Изменился ли он по сравнению с зимой?

Найдите хвойное дерево. Как изменились хвойные деревья по сравнению с зимой?

Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились лиственные деревья с приходом весны?

Рассмотрите почки на дереве и кустарнике. Как они изменились по сравнению с тем, что вы наблюдали зимой? Распустились ли в это время листья на дереве и кустарнике?

Осмотрите травянистые растения. Как они изменились с наступлением весны? Найдите цветущее травянистое растение. Как оно называется? Где оно растет, на какой почве?

Прислушайтесь: когда в лесу (парке, сквере) больше звуков — зимой или весной? Почему?

Каких насекомых и птиц вы увидели во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?

(Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания. Затем группы отчитываются о своих наблюдениях, делается коллективный вывод.)

Неживая природа

Сегодня... погода. Небо теперь голубое, высокое, по нему плывут белые-белые легкие облака. Солнце светит ярче, пригревает. Оно гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. День стал заметно длиннее. Снег тает, так как стало тепло. Он потемнел и уплотнился. Сначала он тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже тает снег в лесу. От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги.

Живая природа

Лес (парк, сквер) оделся в легкую желтовато-зеленоватую дымку. Стволы сосен изменили цвет. Они стали какого-то яркого оранжевого цвета. На лиственных деревьях и кустарниках набухли почки. На иве (вербе) появились серебристые барашки, а на ольхе — сережки. Так ива и ольха цветут. Листьев на деревьях и кустарниках еще нет.

На проталинах, в хорошо прогреваемых солнцем местах, расцвела мать-и-мачеха. Почва в таком месте хорошо увлажняется. Весной в лесу (парке, сквере) больше звуков, чем зимой, потому что больше стало птиц. Начинают возвращаться перелетные птицы. Они весело щебечут. Начали просыпаться насекомые. Они выбираются из своих укрытий.

(Затем учащиеся располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю...». Цель игры — подвести итоги проделанной работы, выяснить, что дети узнали на экскурсии.)

Я знаю пять признаков весны: ...

Я знаю пять перелетных птиц:...

Я знаю пять первоцветов:...

Я знаю пять насекомых: ...

Я знаю пять проснувшихся зверей:...

III. Подведение итогов урока

(Этот этап урока проводится в классе. Учащиеся рассказывают, какие изменения произошли в природе с приходом весны. На доске составляется схема «Весенние изменения в природе, наблюдаемые на экскурсии».)

Домашнее задание

1. Вспомнить, что видели и слышали на экскурсии, рассказать об этом дома.

2. Рабочая тетрадь: № 1 (с. 36).