Истребитель перехватчик миг 41. Пентагон отказался от перехватчиков, но для России они по-прежнему актуальны

Чтобы защитить свое обширное воздушное пространство, Россия использует грозные и быстрые истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31. Однако, хотя Москва продолжает модернизировать эти заслуженные самолеты, способные развивать скорость в 2,83 Маха, они не производятся уже с 1994 года.

Конечно, российский флот МиГ-31, вероятно, сможет служить до 2030-х годов, однако рано или поздно Кремлю понадобится его заменить. И действительно, российские власти сейчас финансируют предварительные работы по созданию нового боевого самолета, предварительно названного МиГ-41.

«Разработка смены для МиГ-31 обсуждается, некие предварительные проектные работы ведутся, но пока все находится на очень ранних стадиях», — заявил The National Interest военный эксперт из российской Высшей школы экономики Василий Кашин.

МиГ-41 — это полностью отдельный проект, не пересекающийся с истребителем для завоевания превосходства в воздухе Т-50 ПАК ФА, разрабатываемым «ОКБ Сухого». Речь в данном случае, скорее, идет о так называемом истребителе шестого поколения, аналогичном таким проектам, как Penetrating Counter Air ВВС США, F/A-XX ВМС США или Next Generation Air Dominance.

Контекст

F-16 едва ушел от столкновения с МиГ-31

Foreign Policy 03.12.2014

После таинственной авиакатастрофы Россия запретила полеты истребителей МиГ-31

The Telegraph UK 07.09.2011

Русским ворам приглянулись МиГ-31

13.08.2009

«Как я понимаю, МиГ-41 — это проект с расчетом на будущее, пока находящийся в стадии, концептуальной проработки, — подчеркивает Кашин. — На мой взгляд, это нечто вроде проекта 5++ или шестого поколения. Поэтому, вероятно, относиться к нему следует как к американским, европейским и китайским проектам шестого поколения — то есть как к чему-то футуристическому, способному поступить на вооружение, в лучшем случае, в 2035-2040 годах».

МиГ-41 будет разрабатываться уже после завершения работы над ПАК ФА, поэтому новый перехватчик не будет конкурировать за ресурсы с проектом «ОКБ Сухого». «Я не вижу здесь никакого конфликта, так как, даже если МиГ-41 дойдет до стадии испытательного полета, это произойдет не раньше середины 2020-х годов», — утверждает Кашин.

Многие сомневаются в том, что у России хватит ресурсов для создания такого самолета. «По-моему, это больше похоже на бумажный проект под девизом: „Давайте его нарисуем, а там, может быть, и деньги найдутся"», — заметил The National Interest источник в оборонной отрасли.

России нужен дальний перехватчик на смену МиГ-31, так как у нее очень большая территория. Даже лишившись изрядной части советских земель, Россия занимает огромные пространства. При этом баз у нее во многих местах мало, и расстояния между ними очень велики. «Россия из-за своей географии нуждается в дальнем перехватчике. Поэтому сохранять МиГ-31 как можно дольше, а потом найти им замену — хорошая идея», — полагает Кашин.

Построит ли Россия МиГ-41, может показать только время. Безусловно, Москве нужен этот самолет, и она всерьез рассчитывает его создать. Вопрос в том, есть ли у русских ресурсы, чтобы воплотить в жизнь настолько амбициозный проект.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В августе СМИ бурно отреагировали на известия о работах по созданию перспективного перехватчика МиГ-41. Самолет, который будет относиться к поколению 5+, а то и 6, должен иметь совершенно фантастическую скорость порядка 4−4,4 М. Существенно возрастет и его потолок по сравнению с ныне существующим перехватчиком МиГ-31. То есть он будет способен подниматься выше 30 км над уровнем земли. При этом перехватывать цели сможет не только в атмосфере, но и в ближнем космосе. Не самолет, а мечта, никто в мире такие самолеты пока не делал. Знаменитый американский «Черный дрозд» SR-71 мог разгоняться лишь до 3550 км/ч.

И вдруг портал Avia.pro со ссылкой на своего источника сообщает, что Министерство обороны осталось недовольно представленными на рассмотрение документами по проекту истребителя-перехватчика. Источник поясняет, что проект признан «сырым», в нем недостаточно учтены требования, предъявляемые к самолету военными. Еще одна причина сомнения относительно качества перспективного самолета заключается в том, что Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» занимается им уже четверть века. В связи с чем он не может считаться перспективным.

Относительно первой причины недовольства, то тут ничего определенного не сообщается. Вторая же причина абсолютно надуманная. Дело в том, что РСК «МиГ» проводит работы в инициативном порядке с громадным перерывом на период безденежья и разрухи. Так что предлагаемый эскизный проект совсем «свежий». Хотя бы потому, что объявленные руководством корпорации такие качества как малозаметность, рекордная скорость и наличие развитого искусственного интеллекта в системах управления четверть века назад вряд ли можно было планировать.

Куда более серьезная причина раздумий Минобороны, несомненно, финансового характера. Объединенная самолетостроительная корпорация (ОСК) в настоящий момент реализует целый ряд очень дорогостоящих программ. К ним относятся запуск производства, по сути, новых стратегических ракетоносцев Ту-160М2, разработка Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации, а также перспективного транспортного самолета. Происходит доводка истребителя пятого поколения Су-57 с новым двигателем. И МиГ-41, который официально называется Перспективным авиационным комплексом Дальнего перехвата, - это очень серьезная нагрузка на оборонный бюджет.

Однако МиГ-41 необходим, поскольку, как бы ни был хорош МиГ-31 и, в частности, его последняя модификация МиГ-31БМ, но его в обозримом будущем придется менять. Его самые последние машины сошли с конвейера в начале 90-х годов. А принят на вооружение он был в 1981 году. Истребительная авиация это не транспортная, где самолеты могут эксплуатироваться более полувека.

Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко в отношении готовности перспективного самолета настроен в высшей степени оптимистично, утверждая, что в строевые части ПАК ДП начнет поступать в середине следующего десятилетия. И это при том, что он же говорил в этом году, что проект находится на стадии «опытно-научных работ». Надо понимать, что близится к завершению НИР.

То есть РСК «МиГ» обещает установить абсолютный рекорд по временным затратам на разработку нового самолета. За оставшиеся 7 лет надо будет провести ОКР, построить минимум пару прототипов, довести их до надлежащего качества, заданного в тактико-техническом задании, провести госипытания и наладить серийное производство самолета. Правда, в военный период самолеты создавались быстрее. Однако сложность современных самолетов несоизмеримо выше.

Более реалистичен в прогнозах бывший главком ВКС, а ныне председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев . Он считает, что ОКР может начаться в 2019 году, а годный к эксплуатации перехватчик будет получен в конце следующего десятилетия. Или чуть позже.

Бондарев более откровенен, чем гендиректор РСК «МиГ», по части как характеристик МиГ-41, так и возлагаемых на него задач. Он называет его предполагаемый боевой радиус, который может достигать 1500 км. Говорит и о сведении заметности самолета в различных спектрах к возможному минимуму.

Также сенатор предполагает, что главным оружием перспективного перехватчика станет ракета «воздух-воздух» Р-37М, обладающая рекордной дальностью в 300 км. Ожидается, что к моменту готовности самолета появится и еще более дальнобойная ракета КС-172, способная поражать цели на расстоянии в 400 км. Бондарев считает, что ПАК ДП будет в первую очередь предназначен для борьбы с маломаневренными летательными аппаратами, такими как бомбардировщики, топливозаправщики, самолеты АВАКС и транспортники, крылатые ракеты и беспилотники. Также он должен перехватывать гиперзвуковые ракеты.

Вполне понятно, что наибольшую активность в продвижении амбициозного проекта демонстрируют РСК «МиГ» и ОСК, поскольку к созданию перспективного перехватчика должны быть привлечены и другие самолетостроительные фирмы. Прежде всего, конечно, ОКБ Сухого. Однако критики проекта высказываются, что нашим вооруженным силам истребитель-перехватчик не нужен. Что это своего рода атавизм.

Последний натовский многоцелевой палубный самолет с функциями перехватчика - американский F-14 Tomcat - был снят с вооружения в 2006 году. Он существенно проигрывал по возможностям МиГ-31. Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» - это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи для этих двух самолетов такие: 1250 и 800 км.

На смену F-14 пришел F/A-18E/F Super Hornet. Это еще более универсальный самолет, использующийся даже в качестве штурмовика. Возможности перехвата в нем еще более усечены. Одна из важнейших характеристик перехватчика - высокая скорость. Если у МиГ-31 она достигает 3 М, то у F-14 она равнялась 2,2 М. Что же касается F/A-18E/F, то у него скорость еще ниже - 1,8 М.

Американцы переложили задачу противовоздушной обороны авианосцев на зенитное ракетное оружие, которое размещено на кораблях сопровождения.

Критики использования авиации для решения задач ПВО утверждают, что при наличии у России прекрасных зенитно-ракетных комплексов, логичнее использовать именно их. И от перехватчиков можно было бы отказаться. Потому что, во-первых, ЗРС более универсальны, в них используется набор ракет, каждая из которых способна наиболее оптимально перехватывать свой класс целей - дозвуковые низколетящие крылатые ракеты, скоростные истребители, малозаметные самолеты, высотные цели, баллистические ракеты…

При этом, например, ЗРС С-400 имеет очень серьезную дальность - 400 км. В С-500 предполагается увеличить ее до 600 км.

Необходимо также учитывать то, что способность обнаруживать цели у РЛС перехватчика ниже, чем у РЛС зенитно-ракетных систем. Поэтому для большей эффективности перехватчики должны совершать патрулирование в связке с самолетами ДРЛОиУ и при поддержке наземных станций.

Определенная логика в этом есть. Но она не учитывает разницу между США и Россией. США, по сути, нет нужды защищать свою территорию от налетов авиации. На севере и на юге нет необходимости отбиваться от канадских и латиноамериканских самолетов. С запада и востока страна прекрасно защищена двумя океанами. Американцы на материке развивают только противоракетную оборону от межконтинентальных баллистических ракет. Поэтому ПВО для них актуальна в отношении их авианосцев.

У России же граница громадной протяженности, которую необходимо защищать не только силами ПРО, но и ПВО. Зенитные дивизионы вряд ли способны держать под контролем при значительной плотности такого контроля всю государственную границу. Существенную помощь им оказывают эскадрильи перехватчиков. Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту более тысячи километров. При использовании МиГ-41 протяженность контролируемой границы должно возрасти.

Военные новости: СМИ США: У страны нет защиты от российских ядерных ракет

Военные технологии: Истребитель будущего уткнулся носом в землю

Самый быстрый перехватчик. В России разрабатывается перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата с уникальными скоростными характеристиками.

Наиболее высотным авиационным средством перехвата самолетов и ракет противника в нашей стране является сверхзвуковой истребитель МиГ-31. Особенностью его является высокая скорость (до 3000 км/ч) и дальность полета (до 3000 км с подвесными топливными баками), а также широкая номенклатура вооружений. Различные модификации перехватчика могут наносить удары, как по воздушным, так и по наземным целям и быть платформой для воздушного старта небольших космических аппаратов (до 160 кг) на орбиты до 600 км. Уникальные характеристики самолета позволяют ему забираться фактически в стратосферу и достигать высот в 30 000 м (спокойная работа может проходить на высоте в 20 600 м), что позволило оснастить «машину» противоспутниковой ракетой 79М6 «Контакт» (о ней мы расскажем в ближайшее время, заходите почаще) для поражения низкоорбитальных космических аппаратов.

Ракета 79М6 (слева) и ее носитель МиГ-31Д

Истребитель F-15 Strike Eagle ВВС США осуществляет пуск противоспутниковой ракеты ASM-135 ASAT

Возможности самолета в новейшей модификации МиГ-31БМ позволяют гарантированно прикрыть воздушную границу России в зонах «слабой» ПВО-ПРО от авиационных и ракетных средств поражения вероятного противника. Наиболее применительно самолет ориентирован на Арктику. О системе военных баз в условиях крайнего Севера читайте в материале «Россия в Арктике» (ссылка в конце статьи).

МиГ-31 на старте

Ожидается, что совершивший свой первый полет в далеком 1975 году, МиГ-31 закончит службу в 2028-ом, а на смену ему придет новый перехватчик. О невероятных рекордах и громких победах Миг-31 можно долго говорить, но будущее российской авиации за такими машинами как Су-57 и разрабатываемым уже сегодня перспективным авиационным комплексом дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41 (под таким номером он упоминается в прессе).

Что мы знаем о перспективном сверхскоростном перехватчике?

Первые эпизодические упоминания в прессе о начале разработки нового перехватчика на замену 31-ому появились летом 2017 года. Представители РСК «МиГ» тогда заявили о начале инициативных работ над новым истребителем без соответствующего заказа со стороны Минобороны. Мы уже рассказывали Вам, что результатом аналогичных «инициатив» корпорации стал проект ударного беспилотника «Скат» (ссылка на материал о нем в конце статьи). Конкретных сроков не называлось, но начало НИОКР планировалось на 2019 год, запуск в серию не раньше 2025-го.

Эскизный облик ПАК ДП

20 декабря в интервью изданию «Интерфакс» председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (ранее главком ВКС РФ) Виктор Бондарев заявил, что официальные (т.е. уже по заказу) проектные работы по новой машине стартуют уже в следующем году, а постановка на вооружение ожидается в 2025 году. Таким образом «старичок» МиГ-31 гарантированно уйдет на пенсию, согласно положеной выслуге.

Боевой радиус нового перехватчика составит от 700 до 1500 км (у Миг-31 – 720 км), основным вооружением преимущественно станут управляемые ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37 , а также разрабатываемые уже сегодня гиперзвуковые «Цирконы» (на этот страшный сон Запада ссылка в конце статьи). Хотя последние могут оказаться слишком тяжелыми для истребителя, но наша «оборонка» обязательно придумает что-нибудь поменьше, но столь же смертоносное.

Ракета Р-37 на внешней подвеске МиГ-31

Ракета Р-37 является наиболее тяжелой и дальнобойной в своем классе . Дальность ее пуска составляет более 300 км, длина 4,2 м, масса боевой части составляет 60 кг, стартовая масса 600 кг. Ближайший зарубежный аналог американская ракета AIM-152 AAAM при весе 172 кг и массе боевой части в 22,7 кг имеет дальность пуска в 270 км и отсутствует на вооружении ВВС США.

Конструкторы РСК «МиГ» ожидают, что новая госпрограмма вооружений даст «зеленый свет» на разработку и проектирование самолетов 6-го поколения, которые смогут решать боевые задачи в ближнем космосе, ярким представителем которых станет перспективный дальний перехватчик. Он должен будет стать самым быстрым в мире и максимально «невидимым». Его задачами помимо стандартных перехватов маломаневренных угроз (крылатые ракеты, бомбардировщики, стратегические БПЛА) станет борьба с гиперзвуковыми целями (ракетами и перспективными самолетами).

Эскизный облик ПАК ДП

P.S

В нашей стране все и всегда упирается в вопрос финансирования. Положительный момент в том, что на столе у Президента Владимира Путина уже лежит готовый документ о выделении 19 триллионов рублей на перевооружение армии и флота в рамках новой госпрограммы вооружений. Надеемся, что новой и такой нужной «машине» найдется пара десятков миллионов причин, чтобы появиться на свет.

На международном форуме « » гендиректор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Илья Тарасенко заявил о том, что российский перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41 сможет выполнять задачи в космосе.

Пока чего-то хотя бы отдаленно похожего на прототип МиГ-41 не существует в природе. Однако слухи о том, что работы над созданием этой неведомой воздушно-космической машины то ли уже ведутся, то ли вот-вот начнутся, ходят с завидным постоянством. Попробуем разобраться, о чем идет речь.

На смену легенде

МиГ-41, по замыслу руководства МиГ, должен прийти на смену истребителю-перехватчику МиГ-31, доставшемуся современной России в наследство от СССР. Эти созданные в период расцвета МиГа машины обладали уникальными для своего времени характеристиками.

Их основной задачей было патрулирование огромного воздушного пространства самой большой в мире страны, у которой при самой современной системе раннего предупреждения о ракетном нападении сохранялись проблемы с радиоэлектронным покрытием собственных границ.

Истребители МиГ-31 выполняли функцию летающих систем ПВО - их передовые (для самолетных) РЛС эффективно обнаруживали цели, а мощные двигатели позволяли быстро выходить на рубеж атаки.

Благодаря модернизации этой машины ее возможности актуальны и по сей день - она может патрулировать районы там, куда не достают системы ПВО, а также выполнять роль самолетов дальнего обнаружения и управления (ДРЛО), которых не хватает Российской армии. Так, к примеру, МиГ-31 использовался в Сирии.

На этом уникальность МиГ-31 заканчивается. Стоит отметить, что, кроме скорости и динамического потолка полета, преимуществ у этой машины над современными модификациями истребителей четвертого поколения нет. Именно поэтому в мире, стремящемся к сокращению расходов путем унификации, истребители-перехватчики остались только у России.

С прицелом на космос

Одним из преимуществ нового самолета, которые будут отличать его от уже имеющихся на вооружении российских военных, Тарасенко назвал возможность работы в космосе.

Прежде всего стоит понимать, что под «космосом» глава МиГа, скорее всего, имел в виду стратосферу. Это обусловлено тем, что теоретический предел высоты для работы прямоточного турбореактивного двигателя составляет 45 км. На данный момент рекорд высоты полета принадлежит предшественнику МиГ-31 - МиГ-25М - и составляет 37,8 км.

Кроме того, именно сама Россия активно выступает против размещения вооружений в космосе (так как это нанесло бы сильный удар по возможностям ядерного сдерживания США): по международным нормам космическое пространство начинается за линией Кармана - выше 100 км.

Но зачем самолету подниматься так высоко?

Ответов напрашивается всего два: уничтожение спутников и баллистических ракет, а также, возможно, оперативный вывод спутников на орбиту. Попытки применять МиГ-31 для этих целей уже предпринимались и, вероятно, предпринимаются до сих пор. Судить об эффективности этой работы по открытым источникам ввиду крайней деликатности темы не представляется возможным.

Космические войны

Известно, что с МиГ-31Д испытывали тяжелые ракеты, которые в СМИ называли «30П6 Контакт» и «Ишим». Их дальность выведения, по имеющейся в СМИ информации, составляет приблизительно 500−600 км. То есть на пределе дальности такие ракеты теоретически могут поражать некоторые разведывательные спутники США, к примеру системы радиоэлектронного наблюдения Lacrosse, которые, как считается, используются для отслеживания районов боевого дежурства российских мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, под угрозу также могут попасть американские низкоорбитальные спутники связи системы Iridium.

Еще одной крайне полезной функцией, которая могла бы оправдать высокие затраты на ПАК ДП, является перехват межконтинентальных баллистических ракет (МБР). При входе боевых блоков в атмосферу их скорость составляет более 6 км/с, и их перехват путем прямого попадания представляет собой крайне сложную задачу.

При этом МБР практически беззащитна на космическом этапе полета. Считается, что апогей траектории американских ракет Minuteman составляет около 1000 км. То есть поражение ракеты еще до отделения боевых блоков является вполне реалистичной задачей.

Вопросов больше, чем ответов

Для практической реализации этих сценариев ПАК ДП (МиГ-41) будет необходима высокая грузоподъемность. Фактически самолет используется в этом случае как первая ступень ракеты-носителя, совместить это в полной мере с возможностями, присущими истребителю, вряд ли реально.

В США действуют в этом направлении более предметно. Для оперативного выведения грузов в космос здесь разрабатывается аппарат XS-1. Согласно предварительной информации, которую распространило Агентство перспективных исследований Минобороны США (DARPA), XS-1 сможет выводить на низкую опорную орбиту грузы массой до 2300 килограммов. То есть до 10 раз больше, чем сможет перспективный российский ПАК ДП, который будет совмещать функции малого самолета ДРЛО, истребителя и средства космического выведения.

Все это оставляет много вопросов. Насколько целесообразно создавать такой самолет? Потянет ли российский бюджет создание и закупку сразу трех очень дорогих самолетов - , ПАК ДА и ПАК ДП? Нужен ли России скоростной перехватчик, если военные планируют закупать способный поддерживать крейсерскую сверхзвуковую скорость Су-57? И главное - способен ли МиГ, находящийся не в самом лучшем финансовом и организационном состоянии (отсутствие заказов не только за рубежом, но и в России, затянувшиеся работы по МиГ-35, многочисленные нарекания на качество продукции со стороны иностранных заказчиков), эффективно освоить выделяемые на НИОКР средства или страна получит еще один очень дорогой распиаренный долгострой?

Тяжелый истребитель-перехватчик со свехспособностями МИГ-41 должен появится совсем скоро и, естественно, о нем пока мало что известно. Но то, что озвучено разработчиками, просто поражает воображение.

Если, предшественник МИГ-25 при желании мог обогнать выпущенную ему вслед ракету, то современный истребитель перехватчик МИГ-41 станет абсолютным рекордсменом по скоростным характеристикам. В подтверждение этого может свидетельствовать один только факт – его разработкой занимаются лучшие специалисты знаменитого ОКБ имени Микояна.

Немного о МИГ-31

Предшественник МИГ-41, «тридцать первый» по техническим характеристикам и скоростным показателям так далеко ушёл от иностранных аналогов, что в ближайшие 10 – 15 лет вперёд всего останется на лидирующей позиции, единственное что при выходе «сорок первого», он сместится на вторую строчку.

Он предназначается для обнаружения и уничтожения баллистических и крылатых ракет, летательных аппаратов, находящихся на различных высотах. Способен успешно сбивать современные североамериканские истребители 5 поколения F-22 и F-35. МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью РЛС со специальной антенной, оборудованной фазированной решёткой, аналога которой нет ни на одном самолёте в мире.

МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью специальной антенны, оборудованной фазированной решеткой, полного комплекта которой нет ни на одном самолёте в мире.

В арсенале истребителя в зависимости от ситуации могут находиться различные боеприпасы, размещённые как на внешней, так и на внутренней подвеске, к которым относятся ракеты дальнего радиуса действия, созданные таким образом, что для осуществления их запуска не требуется подтверждения расположения цели.

При необходимости, истребитель перехватчик может выполнять роль передвижного летающего командного пункта.

Каким будет МИГ-41

Сегодня известно, что над проектированием современного истребителя перехватчика дальнего радиуса действия работают специалисты ОКБ им. Микояна и Нижегородского конструкторского бюро авиазавода «Сокол». Проект был начат ещё в 2013 г. после письменного указания Главкома ВКС, который через некоторое время был продублирован распоряжением Генштаба ВС России.

В прессу проскальзывает информация, что новый истребитель будет развивать скорость до 7 000 км/ч.

На сегодняшний день ни один самолёт такого плана не может разогнаться до таких пределов.

Для сравнения можно воспользоваться таблицей, в которой приведены самые скоростные истребители мира.

Модель истребителя Страна производства Страна в которой стоит на вооружении Максимальная скорость, км/ч Количество выпущенных единиц
Рафаэль Франция Франция 1 900 195
Сааб JAS 39 Грипен Швеция Чехия, Венгрия, Таиланд, ЮАР, Швеция 2 200 270
МИГ-29 Россия Россия 2 415 1 500, производство продолжается
МИГ-23 Россия Индия, Сирия, Ливия 2 445 3 630
Тайфун Германия Великобритания, Германия, Испания, Саудовская Аравия, Италия, Австрия 2 450 Около 500
СУ-27 Россия Россия 2 476,4 809
Grumman F-14 Tomcat США США 2 485 712
McDonnell Douglas F-15 Eagle США США, Израиль, Саудовская Аравия, Япония 2 650 1 500
МИГ-25 Россия Россия, Украина 2 700 Около 1 200
МИГ-31 Россия Россия 3 000 519

Как видно из представленных сведений, отечественные разработки и на сегодняшний день являются лидерами не имеющими себе равных. При соответствии скорости, заявленной для МИГ-41, он станет абсолютным рекордсменом в данном направлении.

Не стоит исключать, что все вышеперечисленные модификации российских истребителей были спроектированы на рубеже существования Советского Союза, то есть, на сегодняшний момент проектам более 30 лет.

Комментарии официальных лиц

В официальных источниках пока не было никакой информации о том, создан этот новый самолёт или нет. Вполне возможно, что он уже стоит в испытательных ангарах ОКБ им. Микояна и ожидает своего часа. Однако, это остаётся засекреченной информацией, а на сегодняшний день сведений о технических характеристиках, внешнем виде и эксплуатационных данных нет.


Известно только, что истребитель МИГ-41 это современная инновационная разработка современного перехватчика, способного заменить МИГ-31. Благодаря своей секретности, работы над машиной получили название «самой закрытой задумкой российской оборонки».

На специализированных форумах достаточно много обсуждений на эту тему, однако все они заканчиваются ничем не обоснованными прогнозами и предположениями.

Со слов Сергея Короткова, Президента российской Объединённой самолётостроительной корпорации, в текущем году было выполнено много отдельных проектов, предназначенных для сборки истребителя.

Он ещё раз подчеркнул, что современный истребитель перехватчик создаётся с целью замены устаревшей модели, использующейся с 1975 г. Помимо этого, было отмечено, что над созданием самолёта трудятся не только специалисты ОКБ им. Микояна, но и ряд представителей других предприятий относящихся к российской оборонной отрасли.

Разработки ведутся по предзаказу, полученному от МО РФ, так как на самом деле стоит задача о замене морально устаревших МИГ-31 на новую современную модификацию. Другой информации, Коротков не предоставил.


Генерал-полковник российских ВВС Виктор Бондарев высказывается следующим образом: «Работы над проектом ведутся довольно активно, на сегодняшний момент основные действия производятся в лице научных исследователей, передающих проектную документацию для начала опытно конструкторских работ».

Также, главнокомандующий подчеркнул, что современный истребитель перехватчик МИГ-41 будет принят на вооружение в 2025г.

Несколько лет назад, лётчик-испытатель комментировал ситуацию словами, что новый истребитель должен был появиться ещё на рубеже веков.

Предшественники: ракурс в историю

Опытное летно-конструкторское бюро Артёма Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.

Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под .

Оба самолёта принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для .


Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолётов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.

История создания и развития реактивных начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.

С того времени лучшими были признаны следующие модификации:

  1. МиГ-15 – первый истребитель СССР со стреловидным крылом, имел на своём борту одну 37 мм и 2 23 мм пушки. Развивал скорость более 1 000 км/ч. Серийное производство велось на 9 заводах, всего было построено больше 18 000 истребителей;
  2. МИГ-19 – первый самолет во всём мире, который способен развивать сверхзвуковую скорость. Производился с 1955 г. в Горьком и Новосибирске. Всего было выпущено 1 890 единиц, которые могли отличаться различными видами установленного вооружения. Кстати, на «девятнадцатый» были впервые установлены ракеты «воздух-воздух»;
  3. МИГ-21 – новый перехватчик того времени был создан практически в одно время с МИГ-19, но получил большее признание. Он стал первым отечественным самолётом, имеющим треугольные крылья и наиболее распространённым сверхзвуковым истребителем в мире;
  4. МИГ-23/27 – принимали участие во всех боевых действиях 80-х годов. Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, что обеспечило наиболее оптимальные летные режимы для каждых конкретных боевых условий. Это давало истребителю грандиозное преимущество над аналогами второго и третьего поколений. После выпуска американского F-16, относящегося к следующему, 4 поколению – превосходство было утрачено;
  5. МИГ-25 не раз подтверждал слова о нём, что максимальная скорость для него прописана только в технических характеристиках. Является многочисленным мировым рекордсменом по этим данным;
  6. МИГ-29 разрабатывался в период 1972-1982гг. На тот момент основной целью было достижение характеристик касающихся увеличения надёжности машины и соответствия желаниям иностранных заказчиков.

Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.

Хотя новейший истребитель ещё не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.

А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолёта МИГ-41, он должен стать ещё более совершенным.

Видео