Как часто проводится генеральная уборка в учреждении образования. Уборка школы, дезинфекция школьных кабинетов

"В школах внедряют интернет, интерактивные доски, но не везде бывают человеческие условия.

Поэтому, прежде чем закупать дорогое оборудование, надо обратить внимание на гигиену.

Доведение этих ученых заведений до «приемлемого уровня» станет приоритетом развития образования на ближайшие два-три года."

Нормативы школьных туалетов

Основным документом, регламентирующим устройство и содержание школьных туалетов в России, являются "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10. Норматив утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189.

Основные требования к школьным туалетам:

  1. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 в школе на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями.
  2. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.
  3. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1м2 на одного обучающегося.

Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.

В санитарных узлах должны быть устанавлены:

  • педальные ведра;
  • держатели для туалетной бумаги;
  • электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца рядом с умывальными раковинами.

Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.

Комнаты личной гигиены

Для обучающихся II и III ступеней образования во вновь строящихся и реконструируемых зданиях образовательных учреждений предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м2. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.

Для ранее построенных зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.

Умывальные раковины

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 - 11 классов.

Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Полы

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

При спортивных залах

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены: раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

Санитарные помещения интерната

В состав общеобразовательного учреждения как структурное подразделение может входить интернат при общеобразовательном учреждении. В составе помещений интерната при общеобразовательном учреждении должны быть предусмотрены: умывальные помещения (1 раковина на 10 человек), туалеты (1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете 1 раковина для мытья рук), душевые (1 душевая сетка на 20 человек), комната гигиены.

В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца и мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

КОММЕНТАРИЙ ТУАЛЕТ.РУ:

Как видно, отечественные нормативы явно несовершенны и не дают гарантии санитарной безопасности школьников, в первую очередь младших классов.

Нехватка даже по нормам санитарных приборов создаёт гигиенические проблемы и развивает у детей комплексы. А допустимая площадь санитарных узлов на одного учащегося не менее 0,1м2 - больше похожа на шутку.

В CанПиНе предусмотрена установку раковин с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся. О размерах же унитазов нет информации, в результате ребёнок 7-8 лет вынужден пользоваться взрослым унитазом. На унитазах нет сидений, даже в туалетах для девочек. То, что ребёнок может сесть на корточки и на потеху сверстникам свалиться в унитаз - никого не заботит.

Судя по письмам родителей школьников, требования по постоянному наличию мыла, туалетной бумаги и полотенец в большинстве школ не выполняется.

И в заключении. В нормативе есть такая фраза: "В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением."

Получается, что если туалет построен много лет назад по проекту, допускающему туалет для детей в виде надворной уборной с выгребом и без отопления - он соответствуют нормативу.

Неудивительно, что даже на Севере (например в Карелии) с традиционно сильными морозами такие туалеты при школах до сих пор функционируют.

Реальная ситуация с туалетами в школах

Туалеты в школах не отличаются большим разнообразием и явно не соответствуют требованиям нормативов. Чаще всего в них отсутствуют кабины (нет сантехнических перегородок), либо кабины не оборудуются дверьми. Как будто бы в дань традициям советских времён - чтобы школьник даже в туалете не забывал, что он член коллектива.

Спартанская строгость в школьных туалетах во всём: нет сидений на унитазах, нет туалетной бумаги, нет мыла.

В результатет стеснительному ребёнку в школе при "большой нужде" приходится терпеть до конца уроков,в крайнем случае - садиться на корточках на унитаз (если унитазы европейские) , рискуя свалиться и быть предметом насмешек товарищей.

При отсутствии туалетной бумаги ребёнок вдобавок обречён на зуд и раздражение в области заднего прохода. То, что мы описали - лишь частичка большой проблемы. Проблемы, которую необходимо серъёзно обсуждать, поскольку цена вопроса здесь - здоровье детей.


Школьный туалет в Ленинградской области

Ирина Жданова, педагог-психолог:

"Не хочу спорить с "СанПиНами", но они требуют, чтобы отдельные кабинки в туалетах не имели защелок. О каком "комфорте" в этом случае может идти речь?

Туалет - сфера интимная, и требовать в ней уединения - это нормально. Невозможность уединиться приводит к стрессу. Далеко не каждый ребенок может смириться с тем, что в момент отправления естественных нужд организма, он не может уединиться за закрытыми дверями.

И если ребенок этого не получает, он начинает терпеть, сдерживать естественные позывы.

Такая ситуация формирует в дальнейшем комплексы в отношениях с противоположным полом и другие психические расстройства. Я уж не говорю о том, что это провоцирует заболевания мочеполовой системы и прямой кишки..."


Школьный туалет в Тульской области

Требовать уединения - норма

"Нелюбовь" к школе у детей и подростков начинается именно со школьного туалета. В ученических туалетах, как правило, запирающихся дверей нет. И многим ученикам приходится посещать отхожее место именно во время уроков, когда в туалете никого нет. А если первоклашка и вовсе боится отпрашиваться в туалет при всем классе? Что тогда? Такое долготерпение может запросто привести к еще большему конфузу.

Для девочек, а вернее, уже девушек, есть и еще одна проблема школьного туалета. В "критические дни" им приходится либо вовсе не ходить в школу, либо мучиться от невозможности сменить прокладку негде.

Конечно, в некоторых школах с этими помещениями нет проблем, но во многих среднестатистических школах ситуация складывается не в лучшую сторону.

Директора всегда найду оправдание этому: "Бюджет не резиновый" и поэтому мы, ученики, должны терпеть не самые лучшие условия. В каждой школе есть свои недостатки, но с этой проблемой встречаешься во всех школах: школьные туалеты. Удивляться нечему. Санитарные комнаты пахнут канализацией, они грязные и с множеством пауков.

Старшеклассники нередко выбирают туалетную комнату для курения. Запах табака распространяется по всему этажу. В классе с таким «ароматом» сидеть весьма неприятно. Мозг начинает отключаться от темы урока. А как же учителя? Они ведь все свои уроки ведут в одном и том же кабинете. И если он расположен недалеко от «злачного» места, то пассивными курильщиками они становятся обязательно.

Если зайти в туалет, то на первый взгляд всё нормально, но если присмотреться, то это самый настоящий ужас! Плитка на полу разваливается и такое ощущение, будто сейчас рухнет пол. Постоянно обновляются туалеты в младшем блоке, а про старшеклассников администрация забывает. Здесь надо менять не только плитку. Несмывающиеся и забитые унитазы - обычное явление. Двери не закрываются на защёлку и держаться очень слабо.

Если бы туалетная комната была чёрной, то можно было бы снять самый настоящий фильм ужасов. Так и представляю: «Ужасы в школьном туалете ». Скоро на экранах кинотеатров. А что? На «Оскар» не потянет, но получится очень здорово! И на декорации тратиться не нужно!

В общем, школьные туалеты – ужасная вещь!

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение.

7.1.2. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

VIII. Требования к водоснабжению и канализации

8.1. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.

8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.

8.3. Общеобразовательные учреждения обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.

8.4. В зданиях общеобразовательных учреждений система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.

8.5. В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа люфтклозетами) при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов.

XII. Требования к санитарному содержанию территории и помещений

12.3. Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Уборку помещений интерната при общеобразовательном учреждении проводят не реже 1 раза в сутки.

Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательном учреждении и интернате при общеобразовательном учреждении используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.

Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствии обучающихся.

12.7. В спальных помещениях общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки. Смена постельного белья и полотенец осуществляется по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Перед началом учебного года постельные принадлежности подвергают обработке в дезинфекционной камере.

В туалетных помещениях мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

12.8. Ежедневную уборку туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения проводят с использованием дезинфицирующих средств независимо от эпидемиологической ситуации. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы, сиденья на унитазы чистят ершами или щетками, чистящими и дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке.

12.17. При появлении в учреждении синантропных насекомых и грызунов на территории общеобразовательного учреждения и во всех помещениях необходимо проводить дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организаций в соответствии с нормативно-методическими документами.

С целью предупреждения выплода мух и уничтожения их на фазе развития один раз в 5 - 10 дней надворные туалеты обрабатывают разрешенными дезинфицирующими средствами в соответствии с нормативно-методическими документами по борьбе с мухами.

Подробности М.Б. Бершадская, врач-методист 21 Апрель 2015

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" санузлы, клизменные, санитарные комнаты относятся к помещениям класса «Г».

Следует иметь в виду, что туалеты редко являются источником инфекции. Смывание водой эффективно смывает микроорганизмы. Кроме того, микроорганизмы фекальной группы быстро гибнут при высыхании. Наиболее контаминированными микроорганизмами являются ручки ершиков и щетки для мытья унитазов. Это надо учитывать при проведении уборки.

Санитарные комнаты убирать не просто. В них много труднодоступных мест (за унитазом, за бочком, под раковиной, под ванной, радиаторы отопления, осветительные приборы и др.). В них находится восприимчивая к грязи сантехника (раковины, унитазы, душевые кабины, ванны, беде, краны и др.). В местах вытекания воды, вокруг кранов очень часто образуется известковый налет, ржавчина, в унитазах мочевой камень и др., на стенах может образоваться плесень (грибок), много факторов дополнительного загрязнения (в т.ч. невидимые). На поверхностях остаются разводы, следы прикосновений и моющих средств, брызг от воды. При неаккуратном пользовании и неправильной уборке грязь и запах разносятся далеко за пределы туалета и др.

Уборка санитарных помещений требует специальной подготовки персонала, который должен не только знать правила проведения уборок и дезинфекции в помещениях этого класса, но различать материалы, из которых изготовлена сантехника (фарфор, фаянс и др.), настенные и напольные покрытия (линолеум, плитка влагостойкая, пластики и др.), краны (нержавеющая сталь, хром и др.), корзины для мусора, зеркала, держатели полотенец, туалетной бумаги, емкости для мыла и др. От этого часто зависит выбор моющих, чистящих и дезинфицирующих средств. Неправильно подобранное моюще-дезинфицирующее средство может повредить поверхность, и там будет скапливаться грязь, размножаться бактерии.

Уборка санитарных комнат с применением дезинфицирующих средств проводится 2 раза в день. Обычная уборка (без дезинфицирующих средств) может проводиться чаще. Во многих организациях ее проводят каждые 2 часа. Стены на высоту 2 метра моют только 1 раз в неделю. Один раз в месяц проводят генеральную уборку. Во время генеральной уборки осуществляется полное мытье стен и потолка.

Для того, чтобы обеспечить надлежащее состояние санузлов, необходимо иметь правильно составленную технологическую карту уборки и регулярно и грамотно контролировать ее качество.

При уборке в санитарных комнатах необходимо соблюдать определенную последовательность:

· сбор и утилизация мусора;

· обработка мебели (шкафчики, полки и др.);

· обработка поверхностей (стены, двери, окна, зеркала обрабатываются сверху вниз);

· обработка ванн, душевых кабинок;

· обработка умывальников;

· обработка унитаза (включая дезинфекцию сиденья унитаза) и унитазного ершика (включая емкость для ершика, рукоятку);

· обработка пола;

· пополнение расходных материалов (туалетная бумага, полотенца, мыло, освежитель воздуха и др.);

· полировка поверхностей (по необходимости).

При обработке унитаза начинают с туалетного бачка, сливного клапана, сиденья для унитаза (крышка, верхняя поверхность, затем нижняя, сиденье унитаза), затем обрабатывают сам унитаз (наружная поверхность, затем внутренняя, уделяя особое внимание внутри унитаза ободку, сливному стакану.

При обработке ершика важно не только обработать сам ершик и емкость для его хранения, но и ручку (рукоятку) ершика. Ершик может иметь сменную щетину. Менять ершики (или щетину) рекомендуется каждые три месяца, чаще по мере необходимости. При выборе ершиков лучше отдавать предпочтение щетине с черными цветами, т.к. белые быстро желтеют и выглядят не эстетично. Рукоятка и подставка под ершик могут быть пластмассовыми, керамическими, металлическими и др., от этого значительно варьирует цена. Подставки под ершик могут быть напольные и настенные. Подставка под ершик должна подходить по размеру, ершик должен в ней легко помещаться и извлекаться без брызг.

При выборе/подборе моюще-дезинфицирующих средств важно определить тип поверхности, т.к. абразивные средства могут оставить царапины, кислотные или щелочные средства могут нанести вред глянцевой поверхности («сжечь» керамику, поверхность линолеума). Важно внимательно изучить инструкцию выбранного средства, определить оно моющее или дезинфицирующее, комбинированное, для каких типов уборки, поверхностей (керамики, фаянс, металл, пластик, стекло и др.). Важно определить, можно ли этим средством заливать сантехнику (унитаз, раковину, ванну, поддоны душевых кабин и др.) или они предназначены только для протирания, с последующим обязательным смыванием проточной водой. Следует иметь в виду, что не каждое средство для обработки стекол подходит для зеркал.

Грязное неисправное здание и попорченное оборудование не могут способствовать воспитанию у детей культурно-гигиенических привычек и не обеспечивают необходимых гигиенических условий для охраны и укрепления здоровья учащихся, их нормального физического развития.

Недопустимым является такое положение, когда помещения школы плохо убираются, штукатурка повреждается гвоздями, крыша протекает, здание отсыревает. Правильное обращение со зданием, содержание его в полной чистоте и порядке и умелый уход за ним, наоборот, способствуют созданию в школе образцовых условий для учебно-воспитательной, работы. Поэтому забота о повседневном уходе за зданием и оборудованием школы является особо существенной.

Правильная эксплуатация школьного здания включает в первую очередь приведение мероприятий, направленных на предупреждение появления пыли и мусора в помещениях школы, а также предупреждение сырости. К этим мероприятиям относятся: устройство приспособлений для очистки обуви от грязи при входе в школу, закрывание окон с подветренной стороны в пыльную погоду, тщательное наблюдение за санитарным состоянием помещений, контроль за исправностью крыши, рациональное отопление помещений. Необходима систематическая воспитательная работа с учащимися по борьбе с засорением помещений и небрежным отношением к оборудованию.

Другие мероприятия имеют своей целью устранение пыли, мусора, грязи, своевременное исправление поломок, починку крыши, устранение нарушений, мешающих правильному использованию здания. Важнейшим мероприятием в этом направлении является систематическая уборка школьных помещений (ежедневная и периодическая), текущий и капитальный ремонт школьного здания и его оборудования.

Борьба с пылью в школьном здании . Мероприятия по борьбе с пылью и грязью в школьном здании имеют значение как с точки зрения непосредственной заботы о здоровье школьников, так и в отношении воспитания гигиенических привычек у учащихся.

В школьное здание пыль и грязь заносятся током воздуха или приносятся на ботинках и в плохо очищенной одежде. Кроме этого, пыль образуется в самом здании из частиц мела при писании на классной доске, при ходьбе по помещениям (вследствие стирания обуви), из крошек еды, очисток карандаша, остатков графита и т. д.

Для уменьшения заноса пыли воздушными потоками школьные здания ставят, как об этом было уже сказано выше, на некотором расстоянии (не менее 20 м) от улицы; этой же цели служат зелёные насаждения на школьном участке - хвойные с густой кроной. Надо следить, чтобы улица и участок школы содержались в порядке и чистоте. При сухой погоде весьма целесообразно поливать школьный участок водой (в особенности игровые площадки).

При соседстве с производствами, дающими много дыма или имеющими пылевые отходы (цементные заводы, разные мельницы и т. д.), школа должна через местный совет добиваться оборудования этих предприятий пылеуловителями или дымоуловителями, чтобы избежать таким образом проникновения пыли и дыма в школьные помещения.

Занос пыли и грязи на ногах значительно уменьшается, если у входа в школу устроены приспособления для очистки ног от грязи. Они воспитывают также у детей привычку вытирать ноги при входе в школу. У входа в школу полезно укрепить скобки для очистки ног от грязи; зимой на случай снежной погоды следует запасти несколько веников для очистки валенок. Кроме того, у входа хорошо положить деревянные решётки. Железные сетки менее удобны, так как они быстро забиваются снегом и становятся очень скользкими. В раздевальной кладут обычно маты, а у выхода из раздевальной в коридор расстилают половики для вытирания ног «начисто».

Вымащивание кирпичом дорожки к выходу или асфальтирование подходов к школе и хозяйственного двора способствует уменьшению заноса в школу грязи и пыли.

Для предупреждения образования большого количества пыли в школьных помещениях необходимо: вытирание мела с доски влажной тряпкой, убирание учащимися очисток и бумажек в мусорный ящик, приход учащихся в школу в чистой одежде и вычищенных ботинках и другие санитарно-гигиенические навыки.

При удалении пыли надо избегать способов уборки, вызывающих поднимание пыли в воздух (подметания щёткой сухим способом, обметания сухой тряпкой и т.п.).

Уборка помещений должна производиться влажным путём. Щётку обёртывают влажной, отжатой тряпкой или предварительно посыпают пол влажными опилками. Со школьной мебели пыль также должна удаляться слегка влажной тряпкой.

Для избежания поднимания пыли при передвижении учащихся и уборке применяют смазывание полов смесями, задерживающими пыль на полу. Пылесвязывающие вещества состоят в основном из масел. Будучи нанесены на пол, они в известной мере удерживают осаждающуюся на пол пыль. При уборке полов, смазанных этими веществами (сухой щёткой), пыль связывается в мелкие шарики и поэтому не поднимается в воздух.

При образцовом содержании школьного здания в чистоте и порядке вполне гигиеничными являются паркетные полы, регулярно натираемые воском (мастикой).

Одним из средств удаления пыли из школьных помещений являются пылесосы. Наиболее удобны электрические пылесосы. Они могут быть весьма целесообразно использованы в школах при уборке помещений, в первую очередь библиотек и других комнат, в которых хранится школьное имущество.

Правила содержания школьного здания в порядке и чистоте . В школе любого типа педагогический персонал заинтересован в хорошем содержании помещений и участвует (в той или другой степени) в мероприятиях по поддержанию в них чистоты и порядка.

Педагоги в ходе учебно-воспитательной работы естественно осуществляют контроль за проветриванием помещений, за чистотой классов, за качеством уборки техническим персоналом. Содержание помещений в полном порядке и чистоте возможно лишь при добросовестном проведении уборки - текущей и периодической.

Тщательному проведению этих работ весьма способствуют беседы педагогов и врача с техническими служащими по вопросу о значении этих мероприятий для воспитания культурных привычек и сбережения здоровья учащихся.

Не менее важно регулярное (по плану) проведение всего установленного порядка уборки и содержания помещений.

Иногда подметание пола проводится таким образом, что пыль поднимается в воздух в громадном количестве и количества пыли и болезнетворных организмов на мебели после уборки оказывается значительно больше, чем это имело место до уборки.

Такого рода грубейшие непорядки часто недооцениваются школьными работниками; между тем внимательное, серьёзное отношение педагогов к этим «мелочам» может исключить опасность инфицирования детей подобными путями.

Педагог не вправе проходить мимо всех этих нарушений, закрывать глаза на них, считать всё это делом школьной администрации, врача, заведующего хозяйством.

Ежедневная уборка помещений . Основная уборка здания и подготовка его к приходу детей происходит накануне, сразу по окончании занятий. Лишь только дети покидают школу, открываются фрамуги или форточки. Лучше всего открывать окна и устраивать сквозное проветривание, так как при нём более легко удаляются из помещения пылевые частицы.

После этого технический персонал школы приступает к уборке. Уборка начинается с классных помещений.

Тщательной ежедневной уборке подвергаются все помещения школы: классы, коридор, учительская и т. д.

Уборная, раздевальная и лестницы ежедневно моются тёплой водой. Сидения унитазов протираются особой тряпкой, пропитанной слабым раствором хлорной извести (однопроцентным), унитазы промываются, и проверяется работа водяных приборов.

Половики и щиты выносятся для очистки от пыли на двор - в специально отведённое место - и вытряхиваются, очищаются от приставшей грязи.

Утром (не позже чем за час до начала занятий) уборщица (сторож) просматривает все помещении и оборудование, обтирает увлажнённой тряпкой классную мебель, налипает чернила, к каждой классной доске кладёт мел, увлажняет тряпку для стирания мела, наливает воду в плевательницу, открывает форточку.

В коридорах наливается вода в баки. В раздевальной обращается особое внимание на состояние приспособлений для очистки ног, в уборных проверяются водяные приборы и наличие чистой бумаги, в умывальных вывешиваются новые полотенца, проверяется наличие мыла.

Администрация школы и учителя следят за готовностью помещений к занятиям, сразу принимая меры к устранению обнаруживаемых недочётов.

Во время занятий, лишь только прозвонит звонок, надо открыть фрамуги-форточки в коридорах и рекреационных помещениях, осмотреть эти помещения и подмести их влажным способом, спустить воду и навести полный порядок в уборных. Открывать в них форточек не надо, так как иначе получается приток воздуха из уборных в остальные помещения; форточки целесообразно открывать в коридорах при уборных и умывальных. При наличии вытяжной вентиляции она немедленно включается. Аналогичные мероприятия проводятся после каждой перемены. Во время большой перемены надо обойти все классы и собрать сор. На всех переменах форточки в классах должны быть открыты.

Помимо ежедневной уборки, не реже раза в неделю крашеные полы тщательно моются, полы паркетные посыпаются влажными опилками и протираются грубой щёткой. Стены протираются влажной тряпкой на всём протяжении панелей, стирается пыль с верхней поверхности шкафов, с карнизов, дверей и окон, с переплётом рам. Удаляется паутина.

Один раз в месяц при уборке моются тёплой водой парты, шкафы очищаются от пыли. При этом просматривается, не появились ли под шкафами мышиные норы, щели. Снимаются и очищаются от пыли картины. Протираются тряпкой все осветительные приборы, рейки на стенах и пр. Моются деревянные вешалки в раздевальне.

В уборных все унитазы промываются сначала щёлоком, а затем раствором кислоты серной или соляной для удаления наращений на них. При этом кислоту надо смывать большим количеством воды, чтобы не разъедались трубы, особенно отстойные сифоны.

Стёкла промываются, а в зимнее время протираются с внутренней стороны. Натирка полов воском производится большей частью не реже 4 раз в четверть (2 месяца), иначе натирка почти теряет своё значение, и полы имеют неряшливый, грязный вид. При мытье полов надо следить за тем, чтобы возможно меньше воды протекало через трещины и вентиляционные решётки в подполье. Так же точно недопустимо сметать в них грязь и пыль с пола, иначе в подполье происходит загнивание мусора и досок, в классы тянет испорченный воздух, быстро прогнивают полы и паркет.

Осенью надо вымыть стёкла и рамы, вставить внутренние рамы и проклеить щели между рамами бумагой (лучше всего бумагой, смоченной в каком-либо масле или в молоке).

Необходимо проверить целость замазки у стёкол. С наступлением весны рамы открываются и вновь моются стёкла, переплёты рам и подоконники.

Следует отметить, что полная уборка помещения школы должна производиться также перед началом занятий (в августе) после произведённого летом ремонта.

В благоустроенной школе дезинфицирующие растворы, мыло, метлы, тряпки, вёдра и другой инвентарь для уборки помещения хранится в отдельном шкафу (внутристенном или передвижном), но ни в коем случае не в уборной.

Уборка помещения должна быть налажена таким образом, чтобы в результате текущей и периодической уборки школа была всегда чиста и всё было в полном порядке.

Учителя и особенно классные руководители обязаны тщательно следить за тем, чтобы в процессе учебной работы дети не сорили на пол, соблюдали гигиенические правила. Так, они должны следить за тем, чтобы дети клали очинки карандашей в мусорный ящик, чтобы в классе во время открывались фрамуги. Классный руководитель отвечает за санитарно-гигиеническое состояние класса. Тщательное соблюдение правил школьной гигиены , аккуратное обращение с инвентарём со стороны учащихся - всё это необходимо, чтобы школа была всегда чистой и уютной.

Уход за школьным участком . Школьный участок требует систематического ухода за ним. Одним из требований школьной гигиены является поддержание на школьном участке образцовой чистоты и полного порядка.

Помимо регулярной повседневной уборки, надо проводить в срок необходимые сезонные работы. Например, осенью надо очистить участок от листьев; весною вовремя вырыть канавы в снегу для оттока талой воды от здания и более быстрой осушки участка, обрезать крону деревьев, а позже произвести общую уборку участка, посадку деревьев и кустарников, травосеяние, высадку цветов.

При отсутствии отдельного хозяйственного двора необходимо до выделения его следить за тем, чтобы привоз топлива, вывоз мусора и другие хозяйственные операции не приводили к загрязнению школьного участка.

Для предупреждения засорения участка необходимо иметь на нём вблизи хозяйственного двора ящик для собирания мусора.

Противопожарные меры . Неся ответственность за жизнь и здоровье учеников, школа осуществляет все необходимые меры для устранения пожарной опасности в здании и иа участке школы.

Возникновение пожаров в первую очередь предупреждается регулярным наблюдением за исправностью печей и дымоходов, предупреждением отсыревания проводов (короткое замыкание нередко вызывает пожары). Готовность противопожарных приспособлений (при наличии водопровода - пожарных кранов, при отсутствии его - запасов воды в здании и вёдер) является совершенно обязательной.

Текущий и капитальный ремонт здания и оборудования школы . Использование школьного здания должно быть налажено таким образом, чтобы появляющиеся недочёты немедленно замечались и устранялись во время текущею или капитального ремонта. Нельзя, например, допускать, чтобы ослабление лестничных перил не было сразу замечено и исправлено.

Текущий ремонт имеет исключительно большое значение, так как благодаря ему нередко пресекается дальнейшее разрушение здания и оборудования, предупреждается появление сырости и возникновение пыли, прекращается дальнейшая порча мебели, предупреждается возникновение несчастных случаев.

Тщательное наблюдение за зданием и оборудованием со стороны персонала школы обеспечивает своевременное обнаружение дефектов. При этом мелкие недостатки - выхождение винтов из парт и тому подобные недочёты - должны устраняться техническим персоналом (уборщицей, сторожем) в процессе повседневного ухода за помещениями.

Время летних и зимних каникул используется для производства таких работ, как побелка здания, проверка котлов, и для капитального ремонта.

Для борьбы с пылью у входа в школу должны быть поставлены скребки и решетки для очистки ног.

Ежедневно после окончания занятий каждой смены должна быть проведена влажная уборка всех помещений школы:
влажное подметание полов, протирка влажной тряпкой парт, столов, подоконников, отопительных приборов и т. д.

Уборка должна проводиться при открытых окнах или фрамугах.
Влажная уборка коридоров и рекреационных помещений проводится после каждой перемены.

Классную доску ежедневно нужно мыть. Для стирания мела рекомендуются губки, смоченные в воде. Классная доска должна иметь лоток для задержания меловой пыли и ящички для хранения мела и тряпок или губок.

Паркетные полы в классных комнатах и коридорах следует один раз в месяц натирать воском или мастикой. Дощатые полы должны быть окрашены масляной краской. Запрещается производить покрытие паркетных или дощатых некрашеных полов красками, разведенными только в воде, или мастиками с добавлением анилиновых красок.

Гимнастический зал нужно тщательно проветривать после каждого занятия. Влажная уборка его с протиркой всего оборудования проводится не менее 2 раз в день. Гимнастические маты следует выколачивать на открытом воздухе не реже одного раза в неделю. Генеральная уборка гимнастического зала и подсобных помещений при нем должна проводиться не реже одного раза в неделю. Учащиеся допускаются в спортивный зал только в спортивных костюмах и спортивной обуви.

Санузлы после каждой перемены тщательно убирают:
полы протирают, унитазы смывают и очищают, сиденья и держки протирают тряпкой, смоченной в дезинфицирующих растворах (2% раствор хлорамина или 0,5% раствор осветленной хлорной извести).

При отсутствии в школе водопровода в умывальных должны быть наливные умывальники. Еженедельно должна проводиться более тщательная уборка помещений с протиркой панелей. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с мытьем мыльным раствором панелей, полов, радиаторов, подоконников и пр.

Уборочный инвентарь для уборки санузлов, мытья пола в классах, для мытья стен, подоконников, парт и пр. должен быть раздельный, промаркированный. Отдельный инвентарь выделяют для уборки химических и физических лабораторий.

Уборочный инвентарь должен храниться в специальных помещениях или шкафах.
Инвентарь для уборки санузлов хранится отдельно от прочего уборочного инвентаря.

«Справочник помощника санитарного врача
и помощника эпидемиолога»,
под ред. члена-корреспондента АМН СССР
проф. Н.Н.Литвинова