Департамент экономики окружающей среды и природных ресурсов. В арктику прорвались новые нерегиональные игроки Каждому направлению - своя команда

Название:

Арктический совет

Флаг/Герб:

Статус:

региональная экологическая организация

Структурные подразделения:

Деятельность:

защита уникальной природы северной полярной зоны.

Официальные языки:

Страны-участницы:

Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция

История:

Декларация о его создании была подписана 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции.

Постоянными участниками совета также являются: Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов.

Количество постоянных участников может быть увеличено, но не должно в любом случае превышать количество государств‑членов Совета.

Согласно учредительной Декларации, в Арктическом совете существует также статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

По состоянию на сентябрь 2011 года, в АС входит 26 наблюдателей.

Среди них шесть неарктических государств: Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Великобритания (получить статус наблюдателя также стремятся и другие страны, в частности, Китай, Индия и Южная Корея);
девять межправительственных и межпарламентских организаций:
‑ Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (International Federation of Red Cross & Red Crescent Societies ‑ IFRC, МФОКК и КП);
‑ Международный союз охраны природы (International Union for the Conservation of Nature – IUCN, МСОП);
‑ Северный совет (Nordic Council);
‑ Северная экологическая финансовая корпорация (Nordic Environment Finance Corporation – NEFCO, НЕФКО);
‑ Североатлантическая комиссия по морским млекопитающим (North Atlantic Marine Mammal Commission ‑ NAMMCO);
‑ Постоянный комитет парламентариев Арктического региона (Standing Committee of the Parliamentarians of the Arctic Region ‑ SCPAR);
‑ Европейская экономическая комиссия ООН (United Nations Economic Commission for Europe ‑ UN‑ECE, ЕЭК ООН);
‑ Программа развития ООН (United Nations Development Program – UNDP, ПРООН);
‑ Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Program – UNEP, ЮНЕП);

одиннадцать неправительственных организаций:
‑ Консультативный комитет по защите морей (Advisory Committee on Protection of the Sea ‑ ACOPS, АКОПС);
‑ Arctic Circumpolar Gateway;
‑ Ассоциация оленеводов мира (Association of World Reindeer Herders – AWRH);
‑ Союз по сохранению Приполярной Арктики (Circumpolar Conservation Union ‑ CCU);
‑ Международный арктический научный комитет (International Arctic Science Committee ‑ IASC, МАНК);
‑ Международная Арктическая ассоциация социальных наук (International Arctic Social Sciences Association ‑ IASSA);
‑ Международный союз охраны здоровья в Приполярье (International Union for Circumpolar Health ‑ IUCH);
‑ Международная рабочая группа по делам коренных народов (International Work Group for Indigenous Affairs ‑ IWGIA);
‑ Северный форум (Northern Forum ‑ NF);
‑ Университет Арктики (University of the Arctic ‑ UArctic);
‑ Всемирный фонд дикой природы (World Wide Fund for Nature ‑ WWF).

Круг вопросов деятельности Арктического совета охватывает в основном природоохранную сферу и проблемы устойчивого развития. По решению министерской встречи в Оттаве в 1996 г. под эгиду АС переданы вопросы, относящиеся к т.н. “процессу Рованиеми” – международному сотрудничеству в рамках стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС). Это – программы арктического мониторинга и оценки (АМАП), предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (ЕППР), сохранения арктической флоры и фауны (КАФФ), защиты арктической морской среды (ПАМЕ), устойчивого развития и использования (СДУ).

Председательство в Арктическом совете осуществляется на основе ротации. С мая 2011 года председателем Совета является Швеция, ее председательство продлится до 2013 г.

Сессии Арктического Совета на министерском уровне собираются раз в два года. В перерывах между ними текущими вопросами занимается ее рабочий орган – Комитет старших должностных лиц (СДЛ). Его заседания проводятся три‑четыре раза в год.13 мая 2011 г. очередное ‑ 7‑е – заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, разработанное РФ и США и нацеленное на повышение оперативности и эффективности оказания помощи попавшим в беду людям. Соглашение закрепляет за каждой из стран зону спасательно‑поисковой ответственности. Это первый в истории панарктический документ.

Кроме того, в Нууке было принято решение об укреплении Арктического совета. Его рекомендациям постепенно будет придаваться более обязывающий характер, а также будет создан его постоянный секретариат (в норвежском городе Тремсе) с собственным бюджетом. Укрепление совета фактически превратит его в “арктическое правительство”.

В Нууке были утверждены также правила для наблюдателей Арктического совета: критерии для получения этого статуса, а также полномочия и обязанности тех, кто его получил. В частности, претендующие на роль наблюдателей обязуются признавать суверенитет и суверенные права приарктических государств в районе Арктики.

Тогда же Россия объявила, что внесет 10 млн долларов с 2011 по 2013 год в первый коллективный фонд Арктического совета, создаваемый для ликвидации экологических горячих точек в Заполярье.

В России непосредственными кураторами программ Арктического совета выступают профильные федеральные ведомства, в первую очередь Минэкономразвития России, Министерство природных ресурсов России, МЧС России и Росгидромет, на которые возложена функция головных ведомств по участию Российской Федерации в деятельности конкретных рабочих групп Арктического совета и его программ.

Сегодня вопросы международного сотрудничества в Арктике привлекают к себе большое внимание международной общественности. Высказываются различные сценарии развития ситуации в регионе, вплоть до вооружённой конфронтации.

Вместе с тем, уже более двадцати лет арктические государства плодотворно сотрудничают в рамках Арктического совета и в последние годы это сотрудничество только укрепляется.

Впервые на политическом уровне идея сотрудничества арктических государств была высказана в 1987 году Президентом СССР Михаилом Горбачёвым. Спустя несколько лет в 1989 году арктические государства начали «процесс Рованиеми», приведший в 1991 г. к созданию Стратегии защиты окружающей среды Арктики.

В ходе реализации данной стратегии стала очевидной необходимость более тесного сотрудничества арктических государств, в первую очередь, в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, что и было реализовано 19 сентября 1996 г. в Оттаве путём создания межправительственного форума «высокого уровня» - Арктического совета (АС). Его учредителями выступили восемь арктических государств: Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндией и Швеция.

Нескольким организациям, представляющим интересы коренных народов Севера, в АС предоставлен статус «постоянного участника», некоторым неарктическим государствам предоставлен статус «постоянного наблюдателя», а целый ряд межправительственных и неправительственных организаций наделены статусом «наблюдателя».

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" был предоставлен Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Количество "постоянных участников" может быть увеличено, но не должно превышать число государств-членов совета.Согласно учредительной Декларации, статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

В настоящее время постоянными наблюдателями являются Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, а также Конференция парламентариев Арктического региона, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирный союз охраны природы, Совет министров северных стран, Северная экологическая финансовая корпорация, Северный форум и ряд других (всего 26 международных и неправительственных организаций).

Статус наблюдателя предоставляется таким странам как Китай, Индия Италия, Южная Корея, Япония, ряду других государств и Европейской комиссии. Вопрос о предоставлении статуса наблюдателя пересматривается каждые два года.

Рабочие группы

В АС шесть тематических рабочих групп. Каждая действует на основании специального мандата и состоит из председателя, правления или руководящего комитета и секретариата. Рабочими группами осуществляются различные проекты и разрабатываются носящие необязательный характер документы (руководства, доклады, оценки и другие) по вопросам, отнесённым к их ведению мандатом.

Рабочая группа Программы арктического мониторинга и оценки (Arctic Monitoring and Assessment Programme, АМАП).

Мандат АМАП заключается в том, чтобы осуществлять мониторинг и оценку состояния Арктического региона в связи с загрязнением (например, стойкими органическими загрязнителями, тяжёлыми металлами, радионуклидами, веществами, приводящими к закислению океана, нефтяными углеводородами) и проблемами изменения климата, документируя их уровни и тенденции, пути, процессы и воздействие на экосистемы и людей, а также предлагая действия по снижению сопутствующих угроз на рассмотрение правительств.

АМАП совместно с Международным арктическим научным комитетом участвуют в инициативе «Сеть арктических опорных наблюдений».

Взаимодействие АМАП с международными организациями сосредоточено на расширении сотрудничества со структурами Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и связано с планируемой будущей работой по комплексному мониторингу и оценке загрязнения воздуха, в ходе которой особое внимание будет уделяться совершенствованию научных знаний о воздействии воздушных загрязнителей на Арктику. АМАП также поддерживает усилия по разработке и осуществлению Минаматской конвенции ЮНЕП и совместную техническую работу, связанную с обновлением «Глобальной оценки ртути» ЮНЕП в 2018 году. АМАП также участвует в оценке эффективности Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 г. и представила предложения относительно включения новых химических веществ в перечень веществ, регулируемых настоящим международным соглашением.

АМАП является партнёром в усилиях по координации программы Европейского союза «Горизонт 2020» и поддерживает инициативу EU-PolarNet, направленную на улучшение координации между полярными исследовательскими институтами Европейского союза и на разработку комплексной европейской полярной исследовательской программы.

Под наблюдением группы осуществлялся ряд многосторонних проектов, в частности, по сокращению применения бромсодержащих пламягасителей, снижению содержания ртутных загрязнений в выбросах в атмосферу, по утилизации просроченных пестицидов.

Рабочая группа по борьбе с загрязнением Арктики (Arctic Council Action Plan to Eliminate Pollution of the Arctic, АКАП).

АКАП призвана содействовать усилиям по снижению экологических рисков и предотвращению загрязнения окружающей среды в Арктике. АКАП выступает в качестве укрепляющего и поддерживающего механизма АС в целях поощрения национальных действий по сокращению выбросов и других видов проникновения загрязняющих веществ в окружающую среду и по снижению экологических, медицинских и социально-экономических рисков. АКАП в сотрудничестве с органами власти арктических государств разрабатывает пилотные проекты, которые создают потенциал и демонстрируют деятельность по сокращению выбросов загрязняющих веществ. Обмен информацией и знаниями о передовом опыте, технологиях, нормативно-правовых актах, существующий между арктическими государствами, является ключевым инструментом. АКАП способствует выполнению арктическими государствами международных договоров, касающихся вопросов загрязнения Арктики.

В рамках АКАП реализуются следующие проекты:

1. Снижение содержания ртути в выбросах в атмосферу стран Арктики

2. Снижение уровня использования бромсодержащих веществ в огнетушителях;

3. Экологически безопасное хранение запрещённых к использованию пестицидов и химикатов с истекшим сроком годности;

4. Поэтапный отказ от применения полихлорбифенилов в России;

5. Разработка стратегии обращения с опасными отходами для завершения реализации проектов, касательно устаревших пестицидов и эксплуатации полихлорбифенилов;

6. Сокращение выбросов диоксинов и фурана в окружающую среду;

7. План действий по укреплению общности коренного населения.

Рабочая группа по Программе сохранения арктической флоры и фауны (Conservation of Arctic Flora and Fauna, КАФФ).

Мандат КАФФ заключается в работе над проблемой сохранения биоразнообразия Арктики и в доведении результатов своих исследований до сведения правительств и населения Арктики с целью содействия продвижению практик, обеспечивающих жизнеустойчивость биологических ресурсов Арктики.

В рамках КАФФ действуют экспертные группы по сохранению флоры (CAFF Flora Group), сохранению циркумполярных морских видов птиц (Circumpolar Seabird Group), по сети циркумполярных охраняемых районов (Circumpolar Protected Areas Network); реализуется программа циркумполярного мониторинга биологического разнообразия (Circumpolar Biodiversity Monitoring Program).

Рабочая группа по устойчивому развитию (Sustainable Development Working Group, СДВГ).

Мандат СДВГ заключается в предложении и утверждении мер, которые могут быть предприняты арктическими государствами для содействия устойчивому развитию в Арктике. Это включает в себя реализацию возможностей по защите и содействию развитию окружающей среды и экономики, культуры и здоровья коренных народов и арктических сообществ. СДВГ фокусируется на инициативах, которые предоставляют практические знания и способствуют наращиванию потенциала коренных народов и арктических общин с учётом местных, региональных и глобальных вызовов и возможностей.

Группой осуществлялись проекты в области охраны здоровья проживающих в Арктике, в т.ч. телемедицины и профилактики инфекционных заболеваний. СДВГ инициирован крупномасштабный исследовательский проект по изучению жизненных условий в Арктике. Акцент также делался на развитии оленеводства и арктического туризма. В плане укрепления транспортной инфраструктуры было налажено сотрудничество в сфере полярной авиации. Завершена реализация проектов, касающихся оценки влияния климатических изменений на экономику Севера, обеспечения здорового будущего детей и юношества в Арктике, равноправия женщин, управления ресурсами в сельских районах Севера. В качестве задела на будущее условлено о развитии энергетического измерения в работе Совета, нацеленного на сотрудничество в области устойчивой нефтегазодобычи.

Рабочая группа по предотвращению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (Emergency Prevention, Preparedness and Response, ЕПРР).

ЕППР призвана содействовать предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные экологические ситуации и другие происшествия, а также поиску и спасанию в Арктике. В то время как ЕППР не является оперативной группой реагирования, её члены осуществляют проекты для устранения пробелов, подготовки стратегий, обмена информацией, сбора данных и сотрудничества с соответствующими партнёрами в отношении возможностей и исследовательских потребностей.

Проекты и мероприятия рабочей группы включают разработку методологических принципов и методов оценки рисков, координацию учений по реагированию, подготовку кадров, а также обмен информацией о передовых практиках в отношении предотвращения, обеспечения готовности и реагирования на происшествия и угрозы от непреднамеренных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов, а также на последствия стихийных бедствий.

На ЕППР возложена ответственность за разработку и обновление Практического руководства для реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 г., сторонами которого являются все арктические государства. ЕППР также поддерживает реализацию Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г., рассматривая соответствующие уроки, извлечённые из учений по поиску и спасанию в Арктике и реальных инцидентов.

Деятельность группы направлена на развитие сотрудничества между арктическими странами и расширение обмена опытом и информацией в сфере предотвращения, подготовки и действий в чрезвычайных ситуациях. Осуществлён ряд проектов в области контроля над источниками опасности, а именно: созданы обучающие программы, учебные центры по реагированию в ЧС, проведены совместные учения по ликвидации последствий ЧС на радиоактивно опасных объектах, по информированию населения, использованию программы НОСТРАДАМУС (компьютерная система по предварительной оценке атмосферных перемещений в реальном времени). На российских предприятиях «Атомфлот» и «Звёздочка» реализована третья фаза проекта по контролю над источниками радиоактивности.

Рабочая группа по Программе защиты арктической морской среды (Protection of Arctic Marine Environment, ПАМЕ).

Мандат ПАМЕ заключается в разработке политических и иных мер, связанных с сохранением и устойчивым использованием морской и прибрежной среды Арктики.

В рамках группы осуществляются проекты по реализации Стратегического плана по защите арктической морской среды, оценке арктического морского судоходства, портовых мощностей по переработке судовых и грузовых отходов, изучению крупных морских экосистем, обновлению региональной программы действий по защите арктической морской среды от антропогенной деятельности.

В ПАМЕ в настоящее время действуют несколько временных целевых групп:

Целевая группа по морскому сотрудничеству была учреждена в 2015 г. во время американского председательства в АС. Изначально США активно продвигали в рамках целевой группы по морскому сотрудничеству инициативу по учреждению регионального наднационального механизма управления арктическими морями, однако эта идея не была поддержана другими государствами-членами АС. На министерской сессии АС в Фэрбанксе в мае 2017 г. был принят новый мандат данной целевой группы, предусматривающий выработку предложений по определению полномочий и задач нового органа АС по указанной тематике, которые затем будут представлены на рассмотрение министерской сессии в 2019 г. В случае принятия министрами решения о создании такого нового органа, он будет сформирован, как ожидается, на основе юридически не обязывающего акта и решения данного органа будут приниматься на основе консенсуса (как и в целом в АС). При этом по инициативе российской стороны было зафиксировано, что одним из основных принципов деятельности такого органа будет уважение суверенитета и суверенных прав прибрежных арктических государств в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., в частности, в отношении континентального шельфа.

Целевая группа по чёрному углероду (саже) и метану, в рамках которой осуществляется подготовка докладов о деятельности арктических государств по сокращению выбросов этих загрязнителей. В 2015 г. Россия одной из первых представила в эту группу соответствующий национальный доклад по этой тематике.

Основные направления деятельности АС и результаты работы

За время существования АС в его рамках реализовано большое количество различных проектов, в первую очередь – в области охраны окружающей среды Арктики.

В 2013 году учреждён постоянный Секретариат АС (Тромсё, Норвегия), который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС. В 2016 году в состав Секретариата АС вошёл Секретариат коренных народов, который был расположен в Копенгагене и обслуживал интересы постоянных участников АС.

С целью придания системе финансирования проектов более системного и организованного характера в Арктическом совете создан совместный фонд для финансирования природоохранных проектов (преимущественно на территории России) – Инструмент Поддержки Проектов (ИПП, англ. Project Support Instrument). Объём фонда в настоящее время составляет около 16 млн. долларов США. Фонд управляется Северной экологической финансовой корпорацией. Россия является крупнейшим его донором. Запуск ИПП позволил вывести деятельность Арктического совета на качественно новый организационный уровень путём постепенного перехода финансирования проектов на «бюджетную» основу, а также, в перспективе, создания на его основе международного финансового фонда Арктического совета. Одним из примеров работы ИПП является проект по использованию ветроэнергетической установки на территории сельскохозяйственного производственного кооператива «Тундра» (Мурманская область). В рамках этого проекта старые, неэффективные дизель-генераторы были заменены на новые комплексные ветродизельные установки.

Важно отметить, что за время своей работы рабочими группами АС подготовлен целый ряд докладов по таким направлениям, как перспективы судоходства в Арктике, тенденции биоразнообразия, поведение нефтяных разливов и разливов иных опасных и токсичных веществ в полярных водах. Разработан ряд носящих необязательный характер руководств, в том числе Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа; Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики; Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах; Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах.

Одним из наиболее важных достижений Арктического совета за время его работы можно считать разработку под его эгидой и подписание в 2011 году арктическими государствами первого в истории панарктического соглашения – о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (Панарктическое Соглашение). Успешный опыт разработки и принятия данного соглашения высоко оценен государствами-участниками АС, и в 2011 году арктическими государствами принято решение о создании в рамках Арктического совета Целевой группы для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения в Арктике. Работа группы привела к подписанию в 2013 году Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике.

Следующий международный договор, разработанный в АС, был подписан в 2017 году – Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества.

В 2014 году был учреждён Арктический экономический совет (АЭС) в качестве независимой организации деловых кругов арктических государств. В его состав входят по три представителя от государств-членов и постоянных участников АС. От России в АЭС участвуют представители РСПП, ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Совкомфлот» на уровне заместителей руководителей.

В 2015 году учреждён Арктический форум береговых охран.

Россия, без преувеличения, является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС в частности. Связано это, в первую очередь, с такими объективными преимуществами, как протяжённость береговой линии, площадь территории страны за полярным кругом, объём запасов полезных ископаемых и масштабы их разработки (более 70% всех нефтегазовых ресурсов в России добывается в Арктике), а также с крупнейшим ледокольным флотом. Вместе с тем, обладание данными преимуществами не означает, что Россия может занимать пассивную позицию и наблюдать за деятельностью АС. Наоборот, исходя из того, что все решения в АС принимаются на основе консенсуса, России необходимо принимать активное участие во всех проектах и на всех направлениях работы АС, а также продолжить выходить с собственными инициативами.

В связи с двадцатилетием Арктического совета в сентябре 2016 года по инициативе российской стороны было принято специальное заявление министров иностранных дел арктических государств, в котором подтверждено намерение содействовать дальнейшему развитию международного сотрудничества в Арктике.

Заключение

За более чем двадцать лет своего существования Арктический совет стал основной международной площадкой для практического многостороннего сотрудничества в Арктике. Это сотрудничество охватывает широкий круг вопросов устойчивого развития Арктики – от экономики и экологии до обеспечения социальных нужд проживающих там людей.

Отсутствие статуса международной организации сегодня не позволяет Арктическому совету принимать обязательные решения. Придание АС такого статуса могло бы вывести АС на качественно-новый международный уровень, однако к практической реализации данного вопроса в настоящее время готовы не все арктические государства. В то же время увеличение количества реализуемых проектов, их масштаб, объективно требуют укрепления АС, его организационной структуры, системы финансирования, и такая работа в настоящее время ведётся. Основные направления этой работы – развитие институциональной структуры, расширение объёма и глубины реализуемых проектов, поступательное придание решениям АС обязательной силы.

В 2011 г. арктические государства обозначили свой подход в отношении участия нерегиональных государств, который заключается в том, что все субстантивные решения, касающиеся Арктики, будут приниматься самими арктическими государствами, а нерегиональные государства могут рассчитывать на статус наблюдателей и кандидатов в наблюдатели, уважая и соблюдая суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств в Арктике.

Арктика – удивительный регион, сочетающий уникальную природу и масштабную ресурсную базу, представляющий поразительный пример международного сотрудничества несмотря на клубок противоречий между арктическими державами. По заявлению Дмитрия Рогозина, сотрудничество в регионе – это один из немногих вопросов, по которым продолжается конструктивное взаимодействие с США. Продвижение позитивной повестки дня в регионе осуществляется как рамках двусторонних отношений, так и в многосторонних форматах. Один из них – Арктический совет , созданный в 1996 году для защиты природы региона и являющийся форумом высокого уровня для обсуждения насущных вопросов региона.

Принципы организации.

Цели и задачи.

Цели организации – Сохранение природного комплекса Арктического региона

Обеспечение устойчивого развития региона.

Создание площадки для международного сотрудничества в регионе

Координация действий по охране арктического климата

Обеспечение основ для устойчивого развития региона

Постоянный мониторинг и оценка ситуации в регионе

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Принципы Арктического Совета (Оттавская декларация 1996 г)

Обеспечение благополучия резидентов Арктики

Готовность защищать природный комплекс региона

Чего удалось достичь?

Подписаны соглашения по: Сотрудничеству в области воздушных и морских поисково-спасательных операциях

Сотрудничеству в области борьбы с нефтяным загрязнением и предотвращением такового

Регулярно проводятся консультации и встречи на высоком уровне, что способствует улучшения взаимопонимания между странами Арктики

В совместных декларациях вырабатывается общее видение будущего региона

Мероприятия Совета осуществляются в рамках шести рабочих групп.

Арктический совет остаётся стержневым механизмом межгосударственного взаимодействия в Арктике. Предпринимаемые шаги по сохранению климата региона, а также конструктивное взаимодействие между странами-членами АС свидетельствует о позитивной роли Совета. Принципы Совета, открытость для вступления в качестве наблюдателей неарктических держав, а также неправительственных организаций не могут не вызывать одобрения. Вместе с тем хотелось бы особо подчеркнуть, что достигнутый за годы существования организации прогресс отчасти обусловлен ограниченностью повестки дня, затрагивающей в основном исключительно неполитические вопросы. Между странами-участницами Совета сохраняются значительные противоречия касательно притязаний России на расширение исключительной экономической зоны, а также наращивания военной мощи в регионе. Рассмотрение этих вопросов в рамках АС может привести к снижению эффективности организации, на данный момент являющейся более и менее деполитизированным механизмом взаимодействия стран региона.

Сотрудничество арктических и нерегиональных государств в области охраны окружающей среды в Арктике следует считать особенно востребованным. Корректно прогнозировать увеличение числа наблюдателей в АС, представляющих нерегиональные государства. Вместе с тем, такое увеличение целесообразно увязать с участием нерегиональных игроков в общих расходах на охрану окружающей среды в Арктике, прежде всего, через Инструмент поддержки проектов Арктического совета: например, АС мог бы установить взносы постоянных наблюдателей в этот Инструмент в размере не ниже 30 процентов взноса России. Со временем этот процент можно было бы увеличивать. Рост финансовых возможностей АС в поддержке природоохранных проектов в регионе, в свою очередь, мог бы способствовать скорейшей реализации идей «генеральной уборки» в Арктике, прежде всего, на высокоширотных островах России.

Целесообразно выработать координированный подход арктических стран в сотрудничестве с нерегиональными государствами к регулированию прибрежными арктическими государствами судоходства и иной экономической деятельности, с учетом особых природоохранных требований в покрытых льдами районах, примыкающих к их исключительным экономическим зонам в СЛО.

С учетом усилий России, других арктических государств по развитию систем связи, навигации и гидрографии в Арктике целесообразно налаживание специального формата сотрудничества арктических стран в этих областях. В такое сотрудничество в перспективе можно вовлекать и заинтересованные компании неарктических государств в рамках конкретного исследовательского, инновационного или инвестиционного проекта.

(АС) — межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера.

Арктический совет был учрежден 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов: Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств — Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур, и 20 международных и неправительственных организаций.

Высшим органом АС является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 годах. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в городе Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США.

В 2017 году председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности Совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.

В соответствии с Основами государственной политики Рос­сийской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на пер­спективу, утвержденной Президентом РФ 18 сентября 2008 г., Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, развитию Северного морского пути и до­быче углеводородов на шельфах северных морей.

Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Арктика была и остается в сфере особых интересов России. Здесь сконцентри­рованы практически все аспекты национальной безопасности - военно-политический, экономический, технологический, экологический, ресурсный».

В Основах государственной политики РФ в Арктике в пе­речне национальных интересов названо «сбережение уникаль­ных экологических систем Арктики».

Во исполнение Указа Президента РФ от 3 февраля 2015 г. №50 Правительство РФ 23 марта 2015 г. приняло поста­новление «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам Арктики». Согласно Положению, целями этой Комиссии являются защита национальных интересов РФ в Арктике и решение стратегических задач, определенных Основами государственной политики, а так­же кардинальное повышение эффективности государствен­ного управления в Арктической зоне России. На своем пер­вом заседании в апреле 2015 г. Комиссия сформулировала 8 профильных рабочих групп. Председатель Комиссии ви­це-премьер Д.О. Рогозин заявил, что «Арктика должна быть эталонной зоной чистоты. Поэтому экология у нас в числе ведущих приоритетов».

Согласно Положению о Комиссии, Российская Федера­ция будет активно сотрудничать с международными органи­зациями и объединениями. На сегодня основным межправи­тельственным органом является Арктический совет.

Правовой статус и актуальные направления деятельности Арктического совета.

Идея сотрудничества арктических государств впервые была высказана в 1987 г. Президентом СССР М.С. Горбачевым. Спустя несколько лет в 1989 г., арктические государства начали так называемый «процесс Рованиеми», приведший в 1991 г. к созданию стратегии защиты окружающей среды Арктики. В 1996 г. в г. Оттаве правительства Российской Федерации, Кана­ды, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, США и Швеции путем подписания Декларации создали Арктический совет (АС).

В Преамбуле в числе причин создания Арктического сове­та указывается необходимость охраны арктической экосистемы, включая состояние арктической экосистемы, охрана биоразно­образия в арктическом регионе, сохранение и устойчивое раз­витие использования природных ресурсов. Далее в преамбуле подчеркивается необходимость осуществления сотрудничества по арктическим проблемам.

Арктический совет создан как межправительственный фо­рум на высшем уровне в качестве средства для организации со­трудничества, координации и взаимосвязей среди арктических государств с участием представителей коренных местных общин и других представителей редких народов-обитателей для ре­шения проблем, представляющих общий интерес, в частности проблем устойчивого развития и охраны окружающей среды в Арктике. Совет должен обсуждать и координировать мероприя­тия по созданию программы по мониторингу и оценке Арктики, сохранения арктической флоры и фауны, защиты морской окру­жающей среды и по чрезвычайным ситуациям. Арктический со­вет будет собирать и распространять информацию о проблемах Арктики.

Функциями АС являются:

а) создание механизма обеспечения сотрудничества, ко­ординации и взаимодействия арктических государств с уча­стием коренных сообществ и народов по вопросам устойчиво­го развития и защиты окружающей среды Арктики;

б) обеспечение наблюдения и координации программ, созданных в соответствии с Арктической стратегией по защи­те окружающей среды, таких как Программа мониторинга и оценки, Программа сохранения арктической флоры и фауны, Программа защиты морской окружающей среды, а также Программы экстренной готовности реагирования на любые опасные явления;

в) распространение информации, поощрение обучения и повышение интереса к вопросам Арктики.

Арктический совет состоит из представителей государств- членов, коренных малочисленных народов (по одному от каж­дого государства-члена). В работе Арктического совета могут в качестве наблюдателей участвовать неарктические государ­ства, межправительственные и межпарламентские организа­ции глобального и регионального уровня и неправительствен­ные организации.

Постоянными участниками сессий АС являются следую­щие организации:

Арктический совет атабасков (AAC)

Международная ассоциация алеутов (AIA)

Международный совет гвичинов (GCI)

Циркумполярный совет инуитов (ICC)

Ассоциация коренных малочисленных народов Севе­ра, Сибири и Дальнего Востока РФ (RAIPON)

Совет саамов (SC).

Наблюдателям на Министерских сессиях АС являются Ве­ликобритания, ФРГ, Франция, Польша, Китай, Индия, Италия, Япония, Республика Корея, Сингапур и ЕС. Таковыми являются также более 20 межправительственных и неправительственных организация, как, например, Конференция парламентариев Ар­ктического района, Европейская экологическая комиссия, Про­грамма Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Программа развития Организации Объединенных Наций и др.

В рамках АС действуют шесть тематических рабочих групп:

Рабочая группа по арктическому мониторингу и оцен­ке;

Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны;

Рабочая группа по предупреждению, готовности и реа­гированию на чрезвычайные ситуации;

Рабочая группа по сохранению арктической морской среды;

Рабочая группа по устойчивому развитию;

Рабочая группа по борьбе с загрязнением Арктики.

Совет собирается на очередную сессию на министерском уровне один раз в два года. На 1 января 2015 г. состоялись 8 министерских сессий: Канада (1998 г.), США (2000 г.), Финлян­дия (2002 г.), Исландия (2004 г.), Российская Федерация (2006 г.), Норвегия (2009 г.), Дания (2011 г.), Швеция (2013 г.).

АС первоначально не был международной организаци­ей, а являлся международным объединением, не обладающим правосубъектностью и не создающим нормы международного права.

В Оттавской декларации 1998 г. отмечается, что Совет будет форумом на высшем уровне для регулярного рассмотрения на межправительственном уровне арктических проблем. До 2011 г. Совет не имел постоянной штаб-квартиры, Секретариата, дви­жимого и недвижимого имущества и автономного бюджета.

Однако в связи с обострением политических, экономиче­ских, и экологических проблем в Арктике возникла необходи­мость в совершенствовании международно-правового механиз­ма обеспечения сотрудничества государств в этом регионе.

На 7-ой министерской встрече Арктического совета 12 мая 2011 г. была принята Нуукская декларация, в которой признано необходимым создание постоянно действующего секретариата Арктического совета с местоположением в г. Тромсе (Норвегия).

Правовой статус Секретариата на территории Норвегии определяется Соглашением между правительством Королевства Норвегия и Секретариатом Арктического совета. Согласно ст. 2 этого Соглашения Секретариат обладает правосубъектностью и вправе осуществлять любые функции, носящие международ­но-правовой характер. Он вправе заключать контракты, приоб­ретать движимое и недвижимое имущество. Он не может зани­маться любой коммерческой деятельностью или провозглашать такую деятельность в качестве совей цели.

Секретариат расположен в г. Тромсе. Его собственность и активы расположены в Норвегии, обладают иммунитетом от любых форм экспроприации.

Компетентные норвежские органы должны принять все необходимые меры по охране помещения Секретариата.

В соответствии с кругом ведения, Секретариат выполняет следующие функции:

1. Административная и организационная поддержка, включающая: организацию и помощь в проведении заседаний в случае необходимости; рассылку отчетов для и от лица аркти­ческих государств, постоянных участников, рабочих и целевых групп, иных вспомогательных органов и наблюдателей; оказа­ние помощи председателю в составлении проектов документов к заседаниям, включая итоговые доклады; оказание секретар­ских услуг постоянным участникам и рабочим группам без соб­ственного секретариата; административные услуги, связанные с общей корреспонденцией, и архивирование документов и ма­териалов.

2. Связи с общественностью и информационно-разъяс­нительная работа, включающая: администрирование интернет- сайта Арктического совета, включая интернет-страниц рабочих групп, у которых нет своего секретариата; содействие распро­странению и улучшению качества информации об Арктиче­ском совете; ведение, хранение и публикация, сообразно обсто­ятельствам, протоколов и иной документации Арктического совета; содействие обмену информацией между арктическими государствами, постоянными участниками и наблюдателями; и разработку стратегических планов осуществления информаци­онно-разъяснительной работы и иных документов.

Высшим исполнительным должностным лицом АС является Директор. Он представляет Совет перед Правительством Норве­гии и является высшим должностным лицом Секретариата; осу­ществляет контроль за выполнением правил процедуры Арктиче­ского совета, финансовых правил и правил о персонале.

Директор управляет работой Секретариата; осуществля­ет прием и увольнение; готовит и представляет на министер­ской встрече проекты бюджета и планы работы Совета и орга­низовывает их выполнение; председательствует на заседаниях вспомогательных органов Арктического совета.

В своей деятельности АС уделяет большое внимание из­учению и использованию Северного Ледовитого океана, кото­рый в определенной степени затрагивает вопросы арктическо­го рыболовства. В учредительном документе - Декларации о создании АС - несколько раз содержится указание на то, что Совет будет заниматься также морскими проблемами. В част­ности, в преамбуле упоминается о необходимости охраны биоразнообразия, сохранения и устойчивого использования природных ресурсов.

В рамках АС реализуется большое количество проектов, прямо или косвенно затрагивающих Северный Ледовитый океан. Отметим некоторые из них.

1. Проект «Обзор Северного Ледовитого океана» (AOR). Проект AORвключает в себя два этапа, в которых анализируется состоя­ние и тенденции арктической морской среды. В период с 2011 по 2014 гг. основное внимание было сосредоточено на областях, в ко­торых АС может эффективно усовершенствовать существующие механизмы управления арктической морской средой.

2. Подкисление Северного Ледовитого океана (AOA). Эксперт­ная группа по подкислению Северного Ледовитого океана под­готовила доклад «Подкисление Северного Ледовитого океана», в котором освещаются вопросы функционирования системы диоксида углерода в океане, биотехнических процессов, реакции организмов и экосистем, и экономическое значение подкисле- ния Северного Ледовитого океана.

3. Оценка морского судоходства в Арктике (AMSA). Клю­чевым элементом этого проекта является создание набора сце­нариев или вероятного развития в будущем морской навига­ции в Арктике.

4. Приполярная программа мониторинга биоразнообразия (CBMP). В рамках программы CBMP изучаются вопросы био­разнообразия в морских, прибрежных, пресноводных и назем­ных системах, в том числе мониторинг флоры и фауны.

Рабочими группами АС подготовлены доклады по таким направлениям, как перспективы судоходства в Арктике, тенден­ции биоразнообразия, поведение нефтяных разливов и разли­вов иных опасных и токсических веществ в полярных водах. Раз­работаны «Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа», «Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики», «Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах», «Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах». Однако эти документы не являются юри­дически обязательными.

Одним из наиболее важных достижений АС являются разработка в ее рамках и организация подписания ею в 2011 г. Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. Для его реализации в рамках АС создана Целевая группа для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские не­фтяные загрязнения в Арктике.

На третьем заседании, состоявшемся 12-13 июня 2014 г., г. Оттава, были рассмотрены два важных вопроса:

а) План действий по сотрудничеству в предупреждении нефтяного загрязнения (канадский проект);

б) Список мер для морского судоходства в Арктике и Спи­сок мер для нефтегазовой отрасли (норвежский документ).

Делегации всех восьми государств пришли к заключе­нию, что проект Плана действий служит хорошей отправной точкой для дальнейших дискуссий и признали необходимым тщательно изучить правовые последствия этого документа. Во время презентации проекта Плана действий канадская делега­ция обратила внимание на то, что в его основу положен текст российской делегации, представленный на 2-ом заседании Це­левой группы в 2013 г.

Цель Плана действий - укрепление сотрудничества меж­ду арктическими государствами в сфере предупреждения за­грязнения моря нефтью посредством содействия обмену уни­кальными знаниями и опытом каждого из государств.

Все государства согласились с тем, что меры по пред­упреждению нефтяного загрязнения должны основываться на надлежащих операционных стандартах, достоверных методах оценки рисков, стратегиях по минимизации последствий и их реализации.

Некоторые международные неправительственные органи­зации разработали технические стандарты, позволяющие ми­нимизировать загрязнения углеводородами. Например, Между­народная ассоциация буровых подрядчиков (МАБП) утвердила Руководство по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды.

Оживленную дискуссию вызвал пункт 2 повестки дня. Нор­вежская делегация возглавила работу по подготовке двух списков превентивных мер для нефтегазовой деятельности и судоходству в Арктике, с учетом ранее обсужденных документов. По первому списку главная проблема заключалась в определении приоритет­ных мер и конкретных шагов деятельности

Список мер для нефтегазовой деятельности включал кра­ткое описание мер, специально направленных на повышение безопасности при проведении нефтегазовых операций в Аркти­ке, на поддержку отраслевой стандартизации, а также на обмен опытом и укрепление сотрудничества в области регулирования при принятии превентивных мер. Список мер для морского су­доходства был более объемным и включал такие вопросы как мониторинг и регулирование движения судов, создание морских служб, привлечение человеческих ресурсов и снижение рисков, связанных с использованием тяжелого топлива.

Результаты работы целевой группы будут в 2015 г. пред­ставлены 9-ой сессии Арктического совета на уровне мини­стерств в середине 2015 г.

Четвертое заседание целевой группы Арктического совета по предупреждению нефтяного загрязнения состоялась 10-11 сентября 2014 г. в г. Нууке. На нем подробно рассматривалось содержание до­кумента, в котором подведены итоги работы группы.

Обсуждение началось с определения позиций госу­дарств относительно юридического статуса документа, кото­рый будет представлен министрам весной 2015 г. Делегации пришли к консенсусу по данному вопросу, согласившись, что в силу нехватки времени на данном этапе предпочти­тельнее обсуждать юридически необязательный документ. Однако они не отрицали возможности разработки юриди­чески обязательного документа, например, соглашения в будущем.

В преддверии четвертого заседания Целевой группы Се­кретариат Арктического совета подготовил «Единый доку­мент», основанный на российском проекте. В ходе обсуждения Стороны достигли согласия по большинству пунктов докумен­та. В завершении заседания был предложен ряд названий для разработанного документа. Большинство участников склони­лось к названию «План действий» (стратегический или рамоч­ный).

Деятельность Арктического совета по предотвращению загрязнения среды нефтью

В рамках АС подготовлен текст Соглашения о сотрудни­честве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. Соглашение подписано в 2013 г. Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Российской Федерацией, США, Финляндией и Швецией.

Целью Соглашения является укрепление сотрудничества, координации и взаимной помощи между Сторонами в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью в Арктике в целях защиты морской среды от загрязнения нефтью. Оно применяется в отношении инцидентов, вызывающих загряз­нение нефтью, которые происходят в любом морском районе или представляют угрозу для любого морского района, в от­ношении которого государство, правительство которого явля­ется Стороной этого Соглашения, осуществляет в соответствии с международным правом суверенитет, суверенные права или юрисдикцию, включая его внутренние воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континенталь­ный шельф к северу от указанных в ст. 3 координат.

В соответствии с Соглашением каждая Сторона обязана иметь национальную систему быстрого и эффективного реа­гирования на инциденты, вызывающие загрязнение нефтью.

Каждая Сторона сама или в сотрудничестве с другими Сторонами создает: а) минимальное количество размещаемо­го в заранее определенных местах оборудования для борьбы с разливами нефти и программы его использования; б) про­грамму учений для организаций по реагированию на загряз­нение нефтью, и подготовки соответствующего персонала; в) планы и средства связи для реагирования на инцидент, вы­зывающий загрязнение нефтью; г) механизм или договорен­ность координации реагирования на инцидент, вызывающий загрязнение нефтью, с возможностью мобилизации необходи­мых ресурсов.

Если Сторона получает информацию о загрязнении неф­тью, она оценивает событие для того, чтобы определить, явля­ется ли оно инцидентом, вызывающим загрязнения, а также оценивает характер, масштабы и возможные последствия ин­цидента, включая принятие соответствующих мер. После это­го такая Сторона незамедлительно информирует все государ­ства, интересы которых затронуты или могут быть затронуты таким инцидентом.

Статья 10 Соглашения определяет порядок возмещения расходов, связанных с оказанием помощи.

Деятельность и позиция Арктического Совета по вопросам, касающимся сохранения и использования живых морских ресурсов Северного Ледовитого океана

В учредительном документе АС нет упоминания о его полномочиях в отношении управления живыми морскими ресурсами. Однако практически на каждой сессии обсуждают­ся отдельные аспекты охраны и устойчивого развития живых морских ресурсов или в контексте сохранения биоразнообра­зия Арктики.

Уже на своей первой сессии в 1998 г. АС одобрил Ика- луитскую декларацию, постановившую создать программу устойчивого развития, в которой имеется раздел по управле­нию ресурсами, в т.ч. рыбными (п.7). Сессия одобрила пред­ложения Совета Саами о принятии двух проектов по управле­нию рыболовством (п. 8).

На третьей сессии, состоявшейся в Инари (Финляндия) в 2002 г., основное внимание было уделено программе «Предот­вращение загрязнения Арктики». В этой программе намечены меры по предотвращению загрязнения Арктического региона, в том числе Северного Ледовитого океана. Предусмотрены меры по ускорению подписания Арктического протокола по предот­вращению загрязнения пестицидами и тяжелыми металлами и Стокгольмской конвенции о предотвращении загрязнения моря с наземных источников. Сессия одобрила Национальный план России по охране арктической морской среды от наземных ис­точников в российском арктическом регионе и призвала государ­ства к сотрудничеству с Россией в этой области.

Инарийская сессия утвердила также доклад о сохранении биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов и рекомендовала в дальнейшем разработать про­грамму о сохранении и устойчивом развитии арктической флоры и фауны.

В Рейкьявикской декларации Арктического совета, при­нятой в 2004 г., государства-участники приняли наличие дан­ных, свидетельствующих о том, что многие глобальные эколо­гические изменения оказывают существенное влияние на жи­вые ресурсы и окружающую среду Арктики. По их мнению, сохранение биоразнообразия необходимо для обеспечения устойчивого развития в Арктике. В этой декларации призна­ется необходимым создание системы мониторинга живых ре­сурсов Арктики.

Вопросы сохранения и устойчивого управления рыболов­ством в Арктическом бассейне подробно рассматривались на шестой Министерской встрече Арктического совета, которая со­стоялась в 2009 г. в Тромсе. На ней была принята Декларация, в преамбуле которой государства-члены АС подтвердили при­верженность Совета содействию охране природы и устойчивому использованию ресурсов суши и моря Арктики. Следует особо отметить, что государства-участники АС констатировали важное для будущего режима Арктического бассейна положение о том, что «в отношении Северного Ледовитого океана применяется обширная правовая база, включая, прежде всего международное морское право, и что эта база обеспечивает прочную основу для ответственного управления этим океаном». Данное положение впервые констатировало то, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. распространяется и на Северный Ледовитый оке­ан. Это обстоятельство будет способствовать рациональному ис­пользованию морских ресурсов.

Декларация, принятая в Тромсе признала, что устойчивое развитие в Арктике требует сохранения арктических экосистем и устойчивого использования арктической флоры и фауны.

В данную Декларацию впервые включен раздел «Аркти­ческая морская среда». В ней обращается внимание на то, что изменение климата может повлечь за собой изменения в ми­грации, распространении и доступности важны видов рыб.

На Нуукской (седьмой) встрече министров государств- членов АС, состоявшейся в 2011 г., было принято решение оце­нить многосторонние факторы изменений в Арктике и под­готовить документ об оценке изменений в Арктике, включая доклад об устойчивости Арктики к внешним воздействиям, в том числе в отношении живых морских ресурсов.

В разделе «Арктическая морская окружающая среда» со­держатся рекомендации, касающиеся защиты морской среды от загрязнения и наращивания глобальных и региональных усилий по сохранению и устойчивому использованию аркти­ческой морской окружающей среды. Кроме того, в Нуукской декларации одобряется Доклад о тенденциях биоразнообразия в Арктике, который является значимым шагом в изучении про­блемы популяции живых ресурсов в Арктике в условиях гло­бального и регионального процесса.

Наиболее полно вопросы сохранения живых ресурсов рассмотрены на восьмой министерской сессии, которая состо­ялась в 2013 г. в г. Кируне (Швеция). В принятой на ней Де­кларации признается ценность поддержки экосистем и био­разнообразия Арктики и необходимость защиты арктической окружающей среды как основы устойчивого развития, процве­тания, сохранения уклада жизни и благополучия человека. Го­сударства-члены АС «заявили о приверженности стремлению к сохранению и устойчивому использованию биологических ресурсов Арктики». Члены АС с озабоченностью отметили то, что биоразнообразие Арктики деградирует, и что изменения климата являются наиболее серьезной угрозой. Они одобрили проект «Оценка биоразнообразия в Арктике» - нового панар­ктического комплексного исследования состояния и намечаю­щихся тенденций биоразнообразия в Арктике.

Кирунская декларация призывает арктические госу­дарства принять решительные действия, способствующие сохранению биоразнообразия в Арктике, и реализовать со­гласованные международные цели в сфере биоразнообра­зия, а также заявили о приверженности к сотрудничеству по стратегиям адаптивного управления в отношении уязвимых видов и экосистем, и продолжить предпринимаемые усилия по исследованию и мониторингу биоразнообразия Арктики в рамках Циркулярной программы мониторинга биоразно­образия.

Данная сессия выдвинула задачу относительно укрепле­ния управления в Арктике путем основанного на сотрудни­честве, скоординированного и целостного подхода к управ­лению морской средой Арктики. Было принято решение на последующих сессиях подробно рассматривать этот вопрос и принимать соответствующие рекомендации.

Изучив деятельность Арктического совета в области со­хранения и рационального использования живых морских ресурсов, следует констатировать, что, по большому счету, до настоящего времени в рамках АС не уделено отдельного вни­мания проблемам международного рыбохозяйственного со­трудничества. Эти проблемы рассматриваются в пакете с дру­гими вопросами биоразнообразия.

Как было отмечено, АС в настоящее время находится в процессе трансформации. Согласно международному пра­ву, межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью правовыми признаками: создание в соответствии с международным правом; учрежде­ние на основе международного договора; осуществление со­трудничества в конкретных областях деятельности; наличие соответствующей организационной структуры; наличие прав и обязанностей организации; самостоятельные международ­ные права и обязанности организации.

Для того, чтобы АС в полной мере был межправитель­ственной организацией, необходимо Оттавскую декларацию о создании Арктического совета от 19 сентября 1996 г. транс­формировать в международный договор. В нем должны быть четко отражены перечисленные выше правовые признаки АС как межправительственной организации.

В этом учредительном договоре следовало бы в числе ос­новных направлений деятельности АС указать и на то, что он разрабатывает рекомендации по исследованию морских жи­вых ресурсов и охране среды обитания морских живых ресур­сов в Северном Ледовитом океане.

В настоящее время все пять арктических государств счита­ет преждевременным создание международной организации для управления рыболовством в центральной части Северного Ледовитого океана. Таким образом, АС на долгие годы оста­нется межправительственным механизмом для стимулирова­ния морских научных исследований и принятия управленче­ских решений.

Для разработки проектов рекомендаций АС по рыболов­ной тематике следовало бы на первоначальном этапе учредить Целевую группу Арктического совета по морским живым ре­сурсам и их сохранению в Северном Ледовитом океане. Рос­сия, без преувеличения, является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС, в частности. Связанно это в первую очередь с такими обстоятельствами, как самая большая протя­женность береговой линии, обилие живых и неживых ресур­сов, вклад Российской Федерации в исследование биологиче­ских ресурсов полярных морей.

Ключевую роль в сохранении биоразнообразия должны сыграть пять приарктических стран-членов АС: Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. На данном этапе им следовало бы подписать декларацию о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытой части Северного Ледовитого океана. В этом документе можно было бы закрепить следующие по­ложения: суда могут заниматься рыболовством только в соот­ветствии с рекомендациями действующих региональных орга­низаций по управлению рыболовством (например, НЕАФК) и тех, которые будут созданы; эти страны создают совместную программу научных исследований с целью углубления знаний о морской экосистеме; эти страны должны предпринять на временной основе меры по мониторингу, контролю и наблю­дению за морским районом; возможно осуществление неком­мерческого рыболовства в целях сбора научных данных.