Аналитический обзор статьи пример. Как написать грамотный аналитический материал

Общая характеристика жанра. Аналитическая статья - один из самых сложных журналистских жанров. Обычно такие тексты пишут опытные журналисты, специализирующиеся на определенной тематике, либо эксперты, умеющие излагать свои мысли понятным языком. Публикуются аналитические статьи, прежде всего, в журналах - печатных и онлайновых, так как эти материалы рассчитаны на длительное вдумчивое чтение.

Аналитическая статья посвящена разъяснению происходящего в какой-то сфере, выявлению скрытых причин и построению прогнозов дальнейшего развития событий. Аналитическая статья может отталкиваться от общеизвестных фактов и проблем, но давать им новую трактовку. Так, когда журнал Русский Newsweek (выходил с 2004 по 2010 г.) трансформировался из репортерского издания в аналитическое, девизом журнала стало «Все знают, мы понимаем».

Новое понимание происходящего - то, ради чего читают аналитические статьи. Поэтому качество аналитической статьи определяется оригинальностью гипотезы, глубиной проникновения в тему и обоснованностью аргументов и выводов. Для аналитической статьи также важна объективность. Если автор отбирает аргументы в поддержку своей гипотезы и игнорирует то, что этой гипотезе противоречит, такая аналитика лишь введет читателя в заблуждение. Читатель же, знакомый с темой и знающий то, что скрыл журналист, воспримет материал с недоверием. Хороший же журналист- аналитик использует факт или довод, противоречащий гипотезе, как возможность уточнить ее, показать ее ограниченность, подтвердив при этом правильность. Только в таком случае аналитическая статья будет пользоваться доверием аудитории.

Сбор информации для аналитической статьи. Подготовка аналитической статьи начинается с построения гипотезы. Например, журналист решил доказать, что используемые в его городе в данный момент (если материал готовится зимой) противогололедные реагенты опасны для людей и окружающей среды, причем более опасны, чем другие существующие реагенты и другие меры борьбы с гололедом. Это будет рабочей гипотезой.

Дальше журналист погружается в тему. В случае с противогололедными реагентами это будет изучение всего, что с ними связано: состав реагентов и потенциальный вред этих веществ и их комбинаций, примеры такого вреда, исследования влияния реагентов на человека, животных и растения.

Кроме того, необходимо найти специалистов по реагентам и пообщаться с ними. На первом этапе общение проводится не столько для того, чтобы потом процитировать этого специалиста в материале, сколько для собственного понимания проблематики и для возможности уточнить гипотезу.

Циклов уточнения гипотезы может быть несколько. Например, вначале журналист предполагает, что используемые в его городе реагенты крайне вредны в принципе. Потом выясняется, что реагенты вредны только в определенных дозах. Потом - что вредны не все реагенты, а только некоторые. Потом - что для минимизации вреда реагенты нужно использовать в соответствующих сочетаниях, и опасность возникает тогда, когда нарушается это правило.

Дальше направление исследования может стать уже иным - журналист будет выяснять, в какой мере правильно сочетают реагенты те, кто их использует. Когда будет найден ответ на этот вопрос, возникнут новые вопросы: почему так происходит, кто в этом виноват, и кому это выгодно.

Исследование можно продолжать до бесконечности. Так, собственно, и устроена наука, когда ответ на вопрос приводит к новым вопросам. Но журналисту целесообразно в какой-то момент остановиться, определившись с гипотезой, которая подтверждается и которая была бы интересна широкой аудитории. Здесь можно использовать метод двух циклов:

  • - первый цикл - рабочая гипотеза и предварительное ознакомление с темой для проверки и уточнения гипотезы;
  • - второй цикл - финальная гипотеза, которая будет предложена читателю в качестве идеи аналитической статьи.

Дальнейший сбор информации уже направлен на поиск доказательств гипотезы и на выявление и устранение противоречий. Например, журналист решил остановиться на том, что противогололедные реагенты вредны, но этот вред можно минимизировать, если постоянно подстраивать комбинации реагентов под состояние окружающей среды. Тогда в качестве источников информации могут выступить:

  • - нормативные документы, касающиеся использования противогололедных реагентов (законы, постановления, ГОСТы и др.);
  • - организации, проводящие обработку дорог противогололедными реагентами;
  • - личное наблюдение журналиста за обработкой дорог реагентами, общение с работниками, которые эту обработку выполняют;
  • - чиновники, отвечающие за состояние дорог;
  • - экологи, исследовавшие влияние реагентов на окружающую среду;
  • - медики и ветеринары, способные оценить влияние реагентов на здоровье людей и животных;
  • - мастера автосервисов, способные оценить воздействие реагентов на автомобили;
  • - ученые-химики, понимающие механизм действия реагентов и возможности науки в этой сфере;
  • - научные исследования, касающиеся использования реагентов.

Приведенный выше список - не исчерпывающий. Кроме того, для исследования различных тем подходят различные комбинации источников, а в рамках одной темы журналист сможет далеко не всегда получить доступ ко всем потенциальным источникам. Например, чиновники могут не ответить на запрос, медики - заявить, что им ничего не известно о влиянии реагентов на здоровье человека, а понаблюдать за обработкой дорог журналист не сможет, потому что в период подготовки статьи наступит оттепель. Однако, чтобы сбор информации был проведен качественно, нужно использовать следующие ориентиры:

  • - понимание технической или технологической стороны вопроса;
  • - наличие примеров, подтверждающих и иллюстрирующих гипотезу;
  • - позиция второй стороны - тех, кого считают виновниками проблемы;
  • - пояснения ученых, занимающихся данной сферой;
  • - позиция государства - в лице чиновников или в виде нормативных актов.

Что же касается глубины погружения в тему, то достаточным можно считать такой уровень, когда доказательства убедительны, а гипотеза небанальна. Чтение аналитической статьи требует со стороны читателя усилий и времени. Поэтому награда за это должна быть высокой - новое понимание темы и возможность блеснуть в споре, приведя аргументы, которые подобрал журналист.

В приведенном ниже примере показано, какими источниками информации пользуется журналист и как выстраивает текст. 1

Пример аналитической статьи (с разбором)

Страна под властью борщевиков 1 Как гигантская ядовитая трава захватывает Россию

Ожоги, слепота и даже смертельный исход. Всем этим грозит человеку соприкосновение с борщевиком Соснов- ского - гигантской травой, которая захватывает Россию, увеличивая территорию распространения на 10% в год. Чтобы отразить нашествие, нужна комплексная государственная программа. Пока же ядовитому сорняку противостоят лишь отдельные мужественные граждане да слабо мотивированные организации

Постановка проблемы, показ ее значимости, предложение решения и обещание разъяснить происходящее

В середине июля газета Daily Express опубликовала статью «Борщевик захватывает Великобританию, в этом виноват Владимир Пугин». Поводом для публикации был инцидент, случившийся с десятилетней Лорен Фуллер, жительницей шотландского городка Лок-Ломонд. Однажды девочка решила построить шалаш из крепких стеблей растения hogweed (букв, «кабанья трава»,

Пример, иллюстрирующий опасность борщевика

1 Шер М. Страна под властью борщевиков // Коммерсант. Деньги. URL: http:// kommersant.ru/doc/2781947 (дата обращения: 06.01.2017).

по-русски - борщевик), а в результате оказалась в больнице со страшными ожогами, и ей сделали несколько операций по пересадке кожи. Комментируя случившееся, специалист по борщевику биолог Дик Шоу заявил газете, что противоядие против чудовищно размножившегося на территории Британии ядовитого растения - ржавчинный гриб - уже почти было найдено в Грузии. Однако поискам помешал военный конфликт между Грузией и Россией. Почему гриб не продолжили искать после завершения конфликта, ученый не пояснил

В римейке триллера под названием «Борщевик Соснов- ского» изменились только имена и названия, в остальном он практически не отличается от исходного сюжета.

В 80-е траву-убийцу уже называли местью Сталина. Якобы Иосиф Виссарионович лично распорядился высаживать недавно обнаруженное и названное в честь известного ботаника плодовитое растение на огромных площадях на силос, а, когда выяснилось, что трава ядовита и размножается со скоростью света, было уже поздно. К 1970-м годам борщевик выбрался с колхозных земель на придорожные полосы и опустевшие ноля, в 80-е добрался до огородов, начиная с 90-х - зарится на города. И ржавчинный гриб - далеко не первое средство, объявленное панацеей в борьбе с ним. Борщевиковая совка и плоская моль пастериаковая, глифосат- ные гербициды, богатырская удаль с саперной лопатой наперевес - надежда в деле борьбы с чудовищем имени Сосновского то появляется, то угасает, чудовище же между тем планомерно увеличивает захваченную территорию на 10% в год

Предыстория: откуда появился борщевик, и как с ним борются. Статистика (без ссылки), показывающая значимость проблемы

Ужас , ужас , ужас

В прошлом году я подготовилась по полной программе: надела перчатки, резиновые сапоги, плотные брюки. Все равно не помогло,- рассказывает о своем опыте выведения борщевика жительница Рязанской области Елена Шакина.- Вышла косить, сок, похоже, подействовал через одежду - на следующий день появились ожоги, и дышать было трудно, надышалась паров. Загорать не могу до сих пор

Еще один пример, показывающий опасность борщевика и тщетность борьбы с ним

Сок борщевика из-за содержащихся в нем веществ фура- нокумарииов лишает кожу человека способности сопротивляться ультрафиолету. Результат - ожоги вплоть до третьей степени тяжести. Если такими ожогами покрыто больше 80% тела, летальный исход практически неизбежен. А если соком поражены глаза, возможна потеря зрения

Пояснение о механизме вреда, наносимого борщевиком

Пенсионерка из Щелковского района Московской области Марина Петровна с ужасом вспоминает, как от борщевика чуть нс ослеп ее пятилетний внук: «Мы едва не сошли с ума от страха за пего. Говорила, конечно, ему сто раз, не трогай ты этот борщевик, близко даже не подходи. А он сделал себе “телескоп” из стебля, приложил к глазу, мне ничего не сказал, на следующий день смотрю - глаз оплыл, не открывался, хорошо, соседка врачом работает, сказала, еще бы чуть-чуть, и зрение до конца жизни нс восстановили бы»

Еще один пример, показывающий опасность борщевика

Достается от борщевика не только человеку: по словам директора Союза органического земледелия Якова Любоведского, сорняк отравляет почву вокруг себя, его токсины мешают расти другим культурам

Пояснение эксперта - биолога о вреде борщевика

«На брошенной пашне за 10-15 лет вырастает молодой лес: сначала бурьян, потом луговые травы, после - мелколесье и т.д. Но, если пашня занята борщевиком, на ней ничего не вырастет. Только сам борщевик», - утверждает Людмила Волкова, эксперт Центра охраны дикой природы

Пояснение эколога, подтверждающее вред борщевика

От Калининграда до Сахалина

Доподлинно неизвестно, имел ли отношение к борщевику лично товарищ Сталин, но заявило это растение о себе действительно в послевоенные годы. Печем было кормить скотину, и на помощь пришли ученые: нашли в предгорьях Кавказа, в Кабардино-Балкарской АССР, гигантскую древовидную траву, сородича борщевика сибирского, который россияне издавна употребляли в пищу. Новый вид назвали в честь ботаника Соснов- ского и стали массово засеивать им поля - одно растение дает до 5 кг силоса, а ухода кавказский гость не требовал никакого - только бросить семена в землю

Снова предыстория, но более развернуто и с опровержением распространенного мифа

Сейчас в европейской части России борщевиком Соснов- ского покрыты тысячи гектаров, и площадь иод ним растет с каждым годом. В Кировской области опасный сорняк захватил нс менее тысячи гектаров, в Вологодской - больше 3 тыс., в Нижегородской - почти 2,5 тыс.

Статистика, касающаяся

распространенности

борщевика

«Вся средняя полоса им захвачена, я даже видела его в Карелии вдоль дорог. Везде, куда ступила нога человека, борщевик пошел за ним. Даже в центре Онежского озера на небольшом островке он есть,- рассказывает Ирина Окунева, старший научный сотрудник Главного ботанического сада РАН

Пояснение ученого-био- лога о распространенности борщевика

Но центральных и северо-западных областей борщевику, похоже, мало. Растение уже подбирается к Уралу - на форумах Екатеринбурга жители жалуются на прибавляющиеся год от года заросли. На Сахалин семена борщевика приехали в середине прошлого века в пробирках в лабораторию, но одну пробирку рассыпала лаборантка, и борщевик разросся по всему острову. Теперь десятки сахалинцев каждый год попадают с ожогами в больницу

Снова информация о распространенности борщевика. Новый источник - интернет- форумы

Эксперты считают, что борщевику помогает размножаться человек. «Когда очаг, или материнское растение, с которого осыпаются и прорастают семена, находится на лесной опушке или в центре луга, скорость роста этого очага составляет четыре-пять метров в год,- говорит Людмила Волкова.- По, если очаг подошел к дороге, скорость расселения возрастает многократно и составляет уже сотни метров в год». «Быстрое распространение вдоль дорог объясняется мощными потоками воздуха, которые создаются автомобилями при движении»,- поясняет старший научный сотрудник Института биологии Республики Коми кандидат биологических наук Игорь Далькэ

Пояснения ученых, касающиеся размножения и распространения борщевика и роли человека в этом

Способствует распространению борщевика и то, что многие люди продолжают использовать его в сельскохозяйственных и других целях. Пчеловоды Олег и Елена Бобровы из Ленинградской области, например, признают, что борщевик в их регионе - большая проблема, но не выращивать его не могут. Растение нужно им для меда. «Это прекрасный медонос, урожай меда с одного гектара щедрый - до 300 килограммов. Мед получается очень ароматный, красивого темного цвета, долго не дает осадка. Мы у себя на участке засадили им двадцать соток и еще на заросшее борщевиком поле через дорогу пчел пускаем». Для жителя Новгородской области Сергея Яковлева борщевик служит материалом для творчества - он делает из него калейдоскопы. Стебли борщевика вначале тщательно высушиваются, а затем нарезаются на трубки, из которых делается корпус калейдоскопа

Два примера, касающиеся использования борщевика в сельском хозяйстве и в ремесле

Другая причина агрессивного поведения борщевика - брошенные поля, пастбища и другие сельхозугодий. «Он прогрессирует там, где много бесхозных земель. Можно даже сказать, что борщевик своего рода индикатор плачевного состояния сельского хозяйства, - считает Яков Любовсдский. - Сравним, скажем, Кировскую область, где этот сорняк является огромной проблемой, и Кубань. Кубань - развитый в аграрном смысле регион, там много и малых форм сельского хозяйства, и крупных агрохолдингов. Поэтому там вы борщевик почти не встретите, хотя ему там теплее. А севернее, выше средней полосы, куда не доходят холдинги и фермеры, борщевик растет повсеместно, и если никто им не займется, то и продолжит расти. В России более 10% сельхозугодий пустуют, не используются и не обрабатываются. И, пока не сыщутся люди, заинтересованные в их развитии, единственным хозяином этих земель будет борщевик»

Пояснение эксперта об еще одной причине распространения борщевика - большом количестве брошенных сельхозугодий

Сводка с фронтов

На государственном уровне с борщевиком борются, но крайне бессистемно и неэффективно. Вдоль федеральных дорог борьбу ведет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), на уровне муниципалитетов и правительств регионов придумывают специальные программы по искоренению ядовитого сорняка, которые обходятся недешево. В Ленинградской области на эти боевые действия в нынешнем году выделили 40 млн руб., псковская пятилетняя программа (с 2014 по 2018 г.) обойдется в 32 млн. Результаты, однако, весьма скромные: управление Росавгодора по Северо-Западному федеральному округу, например, в 2015 г. очистило от борщевика 291,8 га, в Пскове муниципалитет обещает в этом году освободить от растения 300 га. Учитывая, что в этих регионах сорняком заняты многие тысячи (в случае с Ленобластью - десятки тысяч) гектаров, это капля в море. Борцы оправдываются тем, что на госу- ровне бороться с борщевиком сложно: из реестра сельскохозяйственных культур его вывели только три года назад, а в список не то что карантинных, но даже сорных растений так и не внесли. «Он растет по всей стране, не можем же мы карантинную зону но всей Центральной России ввести!» - объясняет замруководителя управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Дмитрий Васин

Позиция государства: деятельность ведомств, результаты и пояснение чиновника

Основная проблема, таким образом, - отсутствие системного подхода. «Надо, во-первых, провести картирование распространения борщевика, обозначить приоритетные районы борьбы с ним (школы, детские сады, спортивные объекты), уничтожать его поэтапно и проводить мониторинг в течение хотя бы нары лет, чтобы убедиться, что он не вырастет снова»,- говорит Игорь Далькэ. Не имея комплексной программы, точечные акции борцы осуществляют кое-как. «Видела я, как они борются, - рассказывает Александра Трофимова из Калужской области. - «Автодор», например, косит только траву, а борщевик обходит. Плюс делают это в августе, когда уже поздно, семена созрели и разносятся со страшной скоростью, больше вреда от такого покоса, чем пользы». Муниципальные программы, в отличие от «Автодора», делают больший упор на химию - гербициды, но, по мнению Игоря Далькэ, эффективность этих программ не выше. «Это скорее попытки борьбы, они не приносят реальных успехов», - уверен ученый

Оценка действий государства со стороны эксперта. Рассказ очевидца о предпринимаемых мерах

Не имея внятных программ борьбы с борщевиком, государство, как водится, норовит переложить ответственность на граждан. В Псковской и Ленинградской

Позиция государства - продолжение

областях, например, дело поручено юрлицам: сельхозпроизводителям предоставляются субсидии на отражение нашествия борщевика, а тех, кто эти субсидии не отрабатывает, штрафуют. Депутаты заксобрания Лснобласти пошли еще дальше - предложили штрафовать физических лиц, допустивших борщевик на дачный участок, на 10 тыс. руб., хотя никаких субсидий на предмет борщевика дачникам не положено

Лопатой, песком и сеном

Активно бороться приходится гражданам самостоятельно, причем зачастую примитивными и опасными методами, так как «химия» дорога и доступна далеко не всем. Литр гербицида «Раундап» стоит 1000 руб., ближайшие аналоги, «Торнадо» и «Ураган», не намного дешевле

Наличие и доступность химических средств для борьбы с борщевиком

«У нас в Шаховском районе недавно поросшее борщевиком поле отдали под участки, и люди начали с ним бороться,- говорит Людмила Волкова.- Никто не проинформировал их о мерах безопасности, и многие получили страшные ожоги»

Пример опасности борщевика для садоводов

Специалисты из компании «Мастер ДЕЗ», занимающейся гербицидной обработкой борщевика на частных и коммерческих участках Подмосковья, говорят, что спрос на их услуги в последние годы упал. «Гербициды дорогие, за стандартные шесть соток мы берем 15 тыс. руб., а в кризис многим это не по карману. Вот люди и пробуют самостоятельно справляться», - поясняет сотрудник компании Андрей

Доступность профессиональной обработки против борщевика для дачников

«К нам в институт приходят граждане и рассказывают о своих “инновациях” в борьбе, - рассказывает Игорь Далькэ. - Один товарищ додумался пеньки от борщевика песком засыпать, другой укрывал сеном - представляете, притащил на себе 500-килограммовый рулон сена! Через две недели поверх сена, конечно, показались борщевичиые листья»

Пояснение эксперта о народных способах борьбы с борщевиком

Житель Наро-Фоминского района Подмосковья Алексей Захаров для борьбы с опасным сорняком изобрел специальную лопату с длинным и острым лезвием и широким настуиом, выполненным из металлической трубы. «Разрабатывал ее больше года», - гордо сообщает Захаров. Лопату высоко оценило руководство области - изобретатель Захаров получил за нее губернаторскую премию «Наше Подмосковье». Теперь пенсионер вместе с возглавляемой им организацией «Остановим борщевик» намерен вооружить лопатой жителей области, чтобы выйти на бой всем миром: «Конечно, миллионы корней мы не выкопаем, но надо уничтожать хотя бы новые растения»

Еще пример народного средства

Эта аналитическая статья может быть интересна читателям, так как затрагивает важную и значимую проблему (с борщевиком сталкивались практически все жители средней полосы России, особенно имеющие огороды или дачи), а также дает новое понимание этой проблемы. Кроме того, материал подан в статье наглядно, с минимумом технических деталей (например, автор не углубляется в то, как на клеточном уровне происходит ожог из-за сока борщевика, или какие именно вещества борщевик выделяет в почву, чтобы не давать расти другим растениям) и с большим количеством примеров (их в тексте семь), касающихся и вреда от борщевика, и способов борьбы с ним.

Только 9% опрошенных копирайтеров берутся за написание статей-исследований.

Приготовьтесь к серьезной работе

Да, аналитические статьи в отличии от информационных не заказывают пачками. Это штучный товар, который готовится по особым рецептам, требует времени, сил и, конечно, знаний. Стоящие исследования заказывают знающие люди, а готовят настоящие эксперты.

Согласитесь, глубокая аналитическая статья сразу же повышает рейтинг ресурса в наших глазах, а с ним растет доверие и авторитетность проекта.

Поэтому перейдем к алгоритму создания таких статей. Итак→

Темы аналитических статей

Первое, с чем сталкиваешься при поиске статей-исследований - это тексты на медицинскую, финансовую, маркетинговую, социальную, психологическую тематику.

Но если копнуть глубже, то можно найти исследования и аналитику практически на любую тему: лингвистика, воспитание детей, грузоперевозки, обучение, экология. Перечислять можно до бесконечности.

С такими статьями мы сталкиваемся и в интернете, и в офлайне.

Существуют целые издания, которые специализируются на исследованиях по определенной тематике.

Так что с какой бы сферой бизнеса вы ни работали- статьи-исследования будут востребованы.


Станьте звездой для читателей

Всё отлично, но→

Где брать материал для статей?

И здесь возможны три варианта:

  • провести исследования, эксперименты, опросы, взять экспертное интервью самому .
  • использовать материалы заказчика для своей работы (часто компании проводят исследования самостоятельно, но придать такой работе законченный вид не могут)
  • использовать чужие материалы и аналитические исследования

Думаете это плагиат? Вовсе нет.

Во-первых, вы ссылаетесь на данные, найденные в сети.

Во-вторых, вы перерабатываете материал, адаптируете его под собственные цели, коммуникационный посыл и запросы вашей аудитории.

К тому же аналитические статьи бывают разные→

Виды аналитических статей

Их всего лишь три :

  • Простое исследование

Особенности каждого вида просматриваются уже из названия, но поговорим чуточку подробнее по каждому.

Итак, давайте по порядку.

Простое исследование

Это полноценное обстоятельное исследование, но прогнозы на основании фактов, цифр и данных автор НЕ делает. Дает нашим мыслям, так сказать, полную свободу: выводы делайте сами.

С одной стороны, это здорово. Можно пораскинуть мозгами и прийти к интересным умозаключениям. Но, с другой стороны, важно помнить о цели создания статьи. Иногда не стоит заставлять читателя думать и лучше подвести его к выгодной для нас мысли, не так ли?

К тому же такие статьи сами становятся источником данных для других исследований. А это хорошо влияет на продвижение сайта.

Вот пример аналитической статьи. Кстати, она создана на основании данных GfK.

Расширенное исследование с кратким прогнозом

Главное в такой статье - это исследование, именно ему уделяется основное внимание. И уже на основании собранной информации делается предположение о возможном развитии ситуации.

Очень любят такие статьи финансовые аналитики. Часто в подобных исследованиях цитируют мнения известных финансистов. Например, в такой животрепещущей теме как динамика рубля, основное внимание уделяется анализу факторов и тенденций, а выводы обычно краткие: упадет ли рубль и насколько.

Краткое исследование с расширенным прогнозом

В этом виде статей акцент делается на прогнозирование событий, а самому исследованию отводится скромная роль: сбор данных.

Кстати, именно такой вид аналитики по душе глянцевым журналам. Так что если ваша мечта - это колонка в модном журнале, то в профессиональном сундучке должен быть такой вид текстов.

Почему же не все эксперты берутся за написание статей? Все очень просто: они не знают особенностей их написания.

Особенности написания аналитических статей, или Как превратить сухарь в сочный пирог

Часто аналитические статьи тяжело читаются из-за обилия цифр и фактов. Порой информации столько, что усвоить или хотя бы осознать её очень сложно, поэтому только острая необходимость может заставить дочитать статью.

На самом деле, даже сухие факты и цифры исследования можно превратить в сочное блюдо. Как? Приправить его пряным соусом.

А добавить в него можно:

  • Интересные детали

Подробности оживляют рассказ, делают его интересным, информативным и увлекательным.

  • Юмор

Как это ни странно, но юмор отлично вписывается даже в серьезные статьи.

  • Художественные средства (метафоры, эпитеты, сравнения и т.д.)

Да, хоть этот вид контента серьезный и научный, яркие эпитеты и меткие сравнения лишь подчеркивают главную мысль и увлекают читателя.

  • Факты

Именно с них и начинается наша статья. Иначе это и не исследование вовсе, а эссе какое-то получается.

Ну и, конечно, не забываем о подаче блюда - оформлении статьи .

Очень хороши таблицы, графики, скриншоты. Они превращают скучные цифры в интересную информацию, которая легко воспринимается и запоминается.

После того как вы закончите статью, перечитайте её ещё раз и проверьте по чек листу. Так вы сможете вовремя заметить недочёты и успеете отшлифовать их ещё до сдачи статьи заказчику.

Кстати, вы знаете, что перелопачивая интернет в поисках нужной информации, можно одновременно создавать еще один вид контента? Это исследование трендов или курирование.

Что такое курирование контента


Следите за контентом постоянно

Это направление в контент-маркетинге, которое связано с нахождением, сбором, анализом, упаковкой и предоставлением информации аудитории с выводами или без них по определенной тематике.

Пока еще курирование контента для рунета в новинку, так что предлагая подобную услугу, вы можете стать законодателем моды в собственной нише или нише вашего заказчика.

А нужно ли курирование контента?

Контент-маркетинг всё набирает и набирает обороты. А ведь желательно, чтобы свежие публикации в блоге появлялись 3-5 раз в неделю, а в соцсетях ежедневно. Только представьте, сколько контента появляется в сети ежеминутно!

Статьи, подкасты, видеозаписи, презентации, книги, инфографики, ментальные карты и чек-листы. Часто читатели просто тонут в океане информации, не в силах даже просмотреть интересные ресурсы, закладки и рассылки.

Станьте для них путеводной звездой, покажите самые полезные и интересные публикации по вашей тематике. Курированный контент создает и команда АПК.

Но кроме пользы для клиентов и читателей, курирование контента:

  • Экономит деньги и время (курировать проще, чем создавать новый)
  • Повышает трафик , поскольку ссылки на экспертные ресурсы автоматически повышают виральность контента. К тому же пользователи сети очень любят такой формат.
  • Позволяет ближе познакомиться с экспертами и лидерами мнений, ведь вам придется договариваться о публикации их материалов

Кому подходит курирование контента?

Оно идеально для:

  • новичков , которые только пришли в бизнес. Назвать себя сразу экспертом нелепо, а контент нужен.
  • компаний с дефицитом временных и денежных ресурсов . Ведь создавать качественный контент долго и дорого
  • компаний с огромным количеством собственного контента . Информация устаревает, ситуация меняется, поэтому необходимо обновление, корректировка контента. Отлично работают дайджесты по собственным материалам.

Курирование отлично работает во ВСЕХ сферах и для любых размеров бизнеса, от микропроектов до крупных компаний.

Как правильно работать с чужим контентом

Приступая к сбору информации, важно помнить о контент-стратегии и коммуникационном посыле: что мы хотим дать своим читателям, какой эффект получить от аудитории, в каком ключе строится наше общение с ними.

Записанный коммуникационный посыл должен быть всегда перед глазами во время работы. Иначе вы рискуете распылиться, свернуть на смежные темы и стать неинтересными вашим читателям.

Поэтому→

  1. Формулируем цель нашей работы и выбранную тему
  2. Собираем информацию постоянно .

У вас все ходы должны быть записаны

Если вы будете заниматься сбором информации перед подготовкой материала, это отнимет у вас много времени. Если же вы будете постоянно следить за инфополем и сразу же складывать интересные материалы в отдельную папку, это займет минимум времени.

  1. Изучаем собранный материал

Чтобы собрать действительно полезный и экспертный контент, нужно тщательно изучать все материалы. И лишь затем включать его в дайджест или статью. Принцип «авось пригодится» здесь не работает.

  1. Вносим свои комментарии, оценку, мнение, выводы
  1. Оформляем контент

Стильно оформленный материал привлекает больше внимания. Не забывайте, что взрослые как дети любят красивые картинки и оформление. Здорово, если вы выработаете для своего ресурса единый стиль, и весь материал будет оформлять в этом стиле.

Не забывайте, что образы человек воспринимает лучше слов, поэтому используйте презентации, инфографику, ментальные карты.

Форматы курированного контента

Проще всего сделать чек-лист или дайджест , где вы дадите ссылки на лучшие материалы по теме и скажете буквально пару слов.

Кстати, чек-лист - лучший магнит для привлечения подписчиков, демонстрации экспертности или дополнительный бонус. Кстати, чек-лист - прекрасный магнит для привлечения подписчиков, демонстрации экспертности или дополнительный бонус.

Книги (или white paper) - это солидный формат, куда можно собрать различные статьи с вашими комментариями и выводами.

Публикации (статьи, лонгриды, посты в соцсетях). Такой формат очень востребован и интересен аудитории.

Готовы к созданию серьезного контента?


Готовы к серьезным заказам?

Да, если вы никогда не писали исследования, то подступиться к такому материалу страшно: можно сесть в лужу.

Согласитесь, тут никак не опростоволосишься, даже при всем желании. Тренеры найдут все ошибки, подскажут недочеты и вернут на доработку.

Кстати, еще в этом забеге появится материал по курированию контента ! Так что пока другие райтеры только раздумывают, как же подступиться к такому контенту, вы приобретете востребованный навык и смело будете брать заказы.

А пока расскажите, пишите ли вы исследования? Доводилось ли вам проводить эксперименты, опросы, исследования? Или вы черпаете информацию из всемирной паутины?

Получите удобный инструмент оценки качества статьи

1 Вопросы и ответы

Вопрос по поводу сложности или лёгкости написания аналитических текстовых материалов вынесен нами в заголовок не случайно: в общем и целом, именно его решению посвящено данное исследование. Однако мы не ставим перед собой цели склонить читателя к тому или иному решению этой дилеммы: мы только раскроем перед ним особенности данного публицистического направления, произведём подробный анализ совокупности его элементов и свойств, дадим практические рекомендации по написанию подобных текстов; а уж делать выводы и решать для себя вопрос о простоте или сложности работы в данном сегменте публицистики мы предоставим читателю самому.

2 Цели и задачи статьи

Главная цель, преследуемая нами в данной работе, - помочь читателю решить для себя вопрос о том, насколько близка ему рассматриваемая область публицистики и стоит ли пробовать реализовать свой творческий потенциал в данном направлении. Вторая цель: тем, кто уже работает в этой области, предоставить структурированный материал по теме, а также практические рекомендации.

Исходя из поставленных целей, мы стремимся решить следующие задачи: предоставить читателю максимум информации об особенностях аналитических текстов, методологии работы над ними, их логической структуре, и на примере наиболее распространённого жанра подобных текстов - аналитической статьи - произвести анализ процесса работы над ними.

3 Целевая аудитория

Мы адресуем нашу статью широкой аудитории, однако, в первую очередь она может представлять интерес для публицистов, журналистов и копирайтеров, вернее, для тех, кто стремится испытать свои силы на поприще этих профессий. Кроме того, мы выражаем надежду, что и профессионалы, имеющие многолетний опыт работы в вышеупомянутых сферах, смогут почерпнуть из нашей работы нечто полезное.

4 Актуальность рассматриваемой темы

Словосочетание «аналитический текст» или «аналитическая статья» для некоторых из нас довольно расплывчатое понятие, ассоциирующееся с чем-то заумным, неудобоваримым, сложным и, как правило, малоинтересным. Однако аналитический жанр - одна из самых распространённых форм подачи различного рода информации. Уметь писать аналитические тексты должен любой специалист, позиционирующий себя как исследователь в той или иной сфере; любой журналист, желающий донести до своей аудитории не просто какие-то факты, а показать тенденции и закономерности, имеющие место в той или иной области; любой копирайтер, ввиду того, что очень часто заказчик текста желает, чтобы информация, поданная в нём, была интересной для широкого круга читателей, многие из которых обладают развитым аналитическим мышлением.

Как видим, умение создавать аналитические тексты очень востребовано в наше время и будет востребовано до тех пор, пока человек способен логически мыслить и аналитически подходить к восприятию окружающего мира.

Мы утверждаем, что без понимания принципиальных особенностей аналитических текстов, технологии работы над ними, глубокого знания принципов анализа и логической обработки информации невозможно написать качественный материал, способный заинтересовать читателя и дать ему новые полезные сведения, которые могли бы представлять для него определённую ценность.

5 Определение понятия «анализ»

Так как предметом нашего рассмотрения являются аналитические тексты, для лучшего понимания их принципиальных особенностей необходимо максимально чётко определить понятие «анализ».

В Большом Энциклопедическом словаре читаем:

«АНАЛИЗ - (от греч. analysis - разложение). 1) Расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). 2) Синоним научного исследования вообще».

Оба определения довольно чёткие, но они мало что дают нам для осмысления рассматриваемой нами области публицистики. Более близкое к нашей теме определение мы можем найти в Толковом словаре русского языка Кузнецова:

«АНАЛИЗ - (от греч. analysis - разложение, расчленение). 1) Метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы (противоп.: синтез). 2) Детальное изучение, рассмотрение, разбор каких-л. фактов, явлений».

Оба приведённых определения очень полезны нам для понимания того, что представляет собой аналитический текст. Прежде всего, это всегда исследование того или иного рода (необязательно научного), при котором используется метод расчленения целого на составные элементы . Как правило, это исследование носит детальный характер (за исключением тех случаев, когда производится беглый анализ) и связано с разбором каких-либо фактов или явлений .

Однако в этих словарных определениях опущен очень важный момент: здесь нет упоминания о том, для чего, собственно, производится это самое расчленение или разделение . Ниже мы постараемся раскрыть перед читателем цели и задачи такого метода как анализ.

5.1 Цели и задачи анализа

Если излагать кратко, главной целью анализа того или иного явления, либо объекта, является не просто разложение целого на отдельные элементы, но составление наиболее полного и точного представления о предмете исследования путём выявления физических, логических, структурных, иерархических и прочих отношений и связей между ними. Иными словами, исследуемый предмет разлагается на элементы для того, чтобы, исходя из свойств, характеристик и взаимоотношений этих элементов, понять структуру, свойства и характеристики состоящего из них целого.

В задачи анализа входит выявление структурных элементов целого, удобных для всестороннего рассмотрения, либо не нуждающихся в таковом по причине своей аксиоматичности или эмпирической очевидности; рассмотрение свойств и характеристик данных элементов; выявление связей и отношений между ними; определение механизма их взаимодействия между собой.

Как мы уже знаем благодаря первому из приведённых выше словарных определений, анализ неразрывно связан с противоположным ему процессом - синтезом. Исследование объекта посредством аналитического метода не может быть завершено без мысленного (а в некоторых случаях и реального) соединения уже изученных элементов во единое целое с учётом выявленных механизмов их взаимодействия.

5.2 Психологическая оценка анализа

Анализ - это процесс, органически характерный для человеческого мышления. Мало того, можно с уверенностью утверждать, что познание окружающей действительности без его участия не представляется возможным. Если бы человек постигал мир без использования аналитических методов, в его сознании в принципе никогда не смогли бы сформироваться абстрактные понятия. К примеру, без участия анализа в понятийном аппарате человека невозможно было бы возникновение такого понятия как свет: ведь свет всегда излучается каким-либо объектом, будь это солнце, луна, небо, свеча, лампочка и т. п. Только благодаря аналитическому процессу в нашем сознании стало возможным выделение абстрактного понятия «свет» без привязки к какому-либо из конкретных объектов, его излучающих. В свете этого простого примера утверждение о том, что любой мыслительный процесс включает в себя элементы анализа, становится очевидным и не требующим доказательств.

Аналитический способ познания мира настолько естественен для нас, что мы начинаем применять его уже с младенчества. Почему дети ломают игрушки, такие красивые, хорошие, такие желанные, иногда выпрошенные у папы или мамы с горючими безутешными слезами? Всё просто! Они не задаются целью их сломать, они просто не знают другого способа разъединить их на элементы, чтобы понять «что там внутри, и как оно работает».

Некоторые из нас, вероятно, помнят отечественный «воспитательный» мультфильм, в котором мальчику, любившему анализировать устройство своих игрушек, приснился кошмар с участием плюшевых мишек. В жутком сновидении они надвигались на него со словами «Заводной, заводной… Разобрать, разобрать…» и с вполне недвусмысленными аналитическими намерениями. Как мораль, подразумевалось, что мальчик осознал своё «неправильное поведение» и перевоспитался… и в нём умер будущий Туполев или Королёв…

6 Аналитические тексты

Теперь, кратко определив основные моменты такого понятия как анализ, мы можем перейти к рассмотрению главного предмета нашего исследования - аналитических текстов.

6.1 Аналитический текст: что это такое?

На основании приведённых выше данных, можно сформулировать следующее утверждение: аналитический текст представляет собой литературно оформленный результат исследования определённых фактов (будь то факты объективной реальности или некие умозрительные утверждения, суждения, философские категории и т. д.), основным методом которого (исследования) является анализ. Такое исследование имеет своей целью донести до читателя не просто некую информацию, а призывает его, проследив цепочку авторских рассуждений по поводу взаимодействия элементов изучаемого объекта или явления, сделать тот или иной вывод, который, как правило, автор формулирует в итоговой части своей работы.

Принципиальное отличие аналитических текстов от информационных заключается в глубоком проникновении в предмет, о котором идёт речь: о нём не просто сообщаются какие-то сведения, которые могут так и не задержаться в сознании читателя, а на основании анализа приводимых фактов, выявляются новые существенные качества объекта исследования, которые до этого не были очевидными. Иными словами, аналитический текст даёт читателю новую информацию не столько путём её сообщения, сколько путём логических умозаключений.

Типичным представителем текстов подобного рода является аналитическая статья. На её примере мы и рассмотрим основные характеристики данного сегмента публицистики.

6.2 Характеристики аналитической статьи

Прежде чем приступить к анализу основных принципов написания аналитических статей, рассмотрим особенности данного публицистического жанра и его характеристики. Итак, качественная аналитическая статья должна отличаться следующими качествами:

    актуальность описываемой темы;

    четкое обозначение решаемого вопроса, грамотная формулировка тезиса;

    основательный подбор фактологического материала, необходимого для подробного анализа и раскрытия темы;

    грамотный, глубокий и логически безупречный анализ материала;

    логически обоснованная последовательность подачи материала;

    чёткая структура изложения, без излишних необоснованных повторов;

    теоретические обобщения на основе произведённого анализа;

    логические выводы, обоснованные данным аналитическим материалом;

    достижение поставленной цели и решение обозначенных задач;

    грамотное исполнение, отсутствие логических и грамматических ошибок;

    правильно подобранный стиль изложения;

    новизна поданного материала, наличие свежей мысли в тезисе или выводах статьи;

    интересная, доступная для целевой аудитории форма изложения.

Обращаем внимание читателя на то, что здесь перечислены качества статьи, а не порядок работы над ней или её структура: эти элементы мы рассмотрим ниже.

Совокупность вышеперечисленных качеств статьи обеспечивает интерес к ней той аудитории, на которую ориентирован материал.

6.3 Этапы работы над аналитической статьёй

Теперь мы приступаем к анализу главного предмета нашего исследования - этапов работы над аналитическим текстом. Для удобства восприятия, каждый этап мы выделили в отдельный подзаголовок.

6.3.1 Этап первый: изучение темы

На начальном этапе подготовки к написанию аналитического текста автор должен погрузиться в тему, которую ему придётся анализировать. Главное в этом процессе - потребление и усвоение информации. Необходимо найти как можно больше источников, тем или иным образом соприкасающихся с областью предстоящего исследования; и желательно, чтобы они соприкасались с ней с разных сторон, рассматривали её в различных аспектах. Такой подход к изучению материала придаст работе многогранность, интерес и глубину.

При написании серьёзного аналитического материала данный этап может продолжаться не один день. Но даже при работе над небольшой статьёй мы посоветовали бы не сразу переходить к следующим этапам, а сделать небольшую паузу, чтобы дать своему уму время «переварить» полученную информацию. Поверьте, это себя оправдает! Ваш мозг через некоторое время сам продолжит работу в заданном направлении, анализируя и обобщая полученный материал. На поверхность сознания, подобно некиим воздушным пузырям, начнут всплывать интересные и нестандартные идеи. Это знак того, что пришло время переходить к следующему этапу.

6.3.2 Этап второй: предварительный анализ, систематизация и структурирование материала

После того как основательно «окунётесь» в тему, вы должны систематизировать полученные данные. Для этого необходимо проанализировать ту или иную информацию на предмет её ценности, а также роли, которую она может сыграть при раскрытии и анализе главной темы статьи. Иными словами, нужно всё разложить по полочкам: определить ценность и качество информации, её потенциал в раскрытии темы; оценить её место в общей структуре массива данных и роль, которую она способная сыграть при дальнейшем аналитическом разборе темы; упорядочить в голове, на бумаге или в электронном виде (кому как удобнее) все собранные данные согласно некоторой структуре, которую автор сам определяет для себя. Если не будет создано структурной тематической информационной базы, в голове получится полная каша, способная любого довести до отчаяния.

6.3.3 Этап третий: определение структуры статьи

Систематизировав и структурировав базовую информацию, мы можем перейти к следующему этапу - определению структуры статьи. На этом ключевом моменте необходимо остановиться подробнее.

Структура статьи зависит от многих факторов: от способа доказательства, избранного автором; от выбранного стиля написания статьи; от анализируемой темы; даже от авторских особенностей построения умозаключений и доказательств. Но всё же есть определённая типическая структура аналитических статей, которую можно принять за основу, за некий «скелет», на котором позже нарастёт структурное «мясо» данной конкретной статьи.

Вот эта базовая усреднённая структура.

6.3.3.1 Вводная часть

Вводная часть включает в себя следующие элементы:

    обоснование актуальности темы статьи;

    формулировка научной (или иной) проблемы;

    рассмотрение исторических аспектов вопроса;

    анализ степени разработанности темы;

    демонстрация проведённой подготовительной работы и компетентности автора в рассматриваемом вопросе.

6.3.3.2 Основная часть

Основная часть включает в себя основной аналитический материал и может состоять из следующих элементов:

    формулирование целей и задач аналитического исследования;

    постановка тезисов, которые будут доказываться в ходе исследования;

    описание методов, которые будут использоваться при анализе материала;

    обсуждение различных точек зрения на рассматриваемый вопрос;

    анализ материала, включающий в себя построение логических суждений, доказательств, умозаключений - это сердцевина всей аналитической статьи;

    выдвижение гипотез, систематизация данных, полученных в результате анализа;

    изложение результатов исследования и их обоснование.

Данные элементы не обязательно следуют друг за другом в приведённом порядке; помимо этого, некоторые из них могут быть опущены или изменены. Также, в основную часть могут быть введены и принципиально иные элементы на усмотрение автора.

6.3.3.3 Заключительная часть

Заключительная часть подытоживает всё исследование и может содержать следующие элементы:

    выводы, рассмотрение тезисов, сформулированных в начале основной части, с приложением к ним результатов исследования;

    оценка значения результатов исследования, их актуальности, способности ответить на обозначенные в статье вопросы и проблемы;

    максимально сжатый повтор основных моментов статьи.

Заключительная часть должна писаться ёмко, иногда хлёстко, она должна сочетать в себе лаконичность и информативность одновременно. Никакой «воды» в заключительной части допускать нельзя категорически.

6.3.4 Этап четвёртый: определение последовательности написания структурных частей статьи

Кому-то из читателей этот этап работы над созданием аналитического текста может показаться маловажным, однако мы не стали бы выделять его в отдельный подзаголовок, если бы не были уверены в его принципиальном значении в деле качественной и логически грамотной подачи материала.

Мы обоснуем своё заявление. Дело в том, что как бы тщательно ни был изучен базовый материал, в процессе работы над статьёй знания автора и степень его проникновения в тему обязательно увеличатся. Никто не станет спорить с этим очевидным утверждением. Поэтому от того, в какой последовательности автор будет писать различные части своей работы, будет в большой степени зависеть как её характер, так и общее качество исполнения.

С нашей точки зрения наиболее продуктивным является следующий порядок написания материала:

    основная часть;

    заключительная часть;

    вводная часть.

Продуктивность такого подхода очевидна. Работая над основной частью, автор максимально разрабатывает тему, глубоко проникает в суть вопроса, делает некоторые неожиданные для себя самого открытия (при серьёзном подходе к материалу такое очень часто случается): иными словами, он максимально усваивает материал.

После этого он может сделать выводы, подвести итоги, определить вектор приложения полученной информации к практическим сторонам жизни - всё это он делает при работе над заключительной частью.

И наконец, зная выводы, к которым он пришёл в результате своего исследования, он может наилучшим образом написать вводную часть, подводя читателя к рассматриваемой проблеме, ставя вопросы, на которые он уже знает ответы, благодаря завершённости своего труда.

Для людей с линейным мышлением проще писать статью в том порядке, в котором она восприниматься читателем:

    вводная часть;

    основная часть;

    заключительная часть.

В такой последовательности написания статьи есть, конечно, свои преимущества, но есть и недостатки.

Главное преимущество состоит в том, что изложение материала и мысль автора развивается поступательно, то есть наиболее органично, так же как она будет восприниматься и читателем.

К недостаткам такого подхода можно отнести то, что после того как основная часть будет написана и проработана, наверняка придётся вносить коррективы в часть вводную: откроются новые интересные грани основного вопроса, возникнут любопытные нюансы, возможно будут добавлены к теме дополнительные базовые материалы, факты, появятся дополнительные вопросы, которые было бы неплохо осветить в материале и т. д.

Кроме этих двух возможны и другие последовательности написания текста, однако их полезность и практичность в большинстве случаев довольно сомнительны.

6.3.5 Этап пятый: написание текста

Вот мы и подошли к самой главной части нашего исследования. Здесь мы рассмотрим непосредственно сам процесс создания текста как такового.

6.3.5.1 Постановка тезиса

У любой аналитической статьи должен быть чётко определён главный тезис, доказательству и обоснованию которого будет посвящена вся статья. Проясним для себя, что такое тезис.

В Словаре иностранных слов под редакцией Комлева Н.Г., выпущенном в 2006 году, читаем такое определение термина «тезис»:

ТЕЗИС - (гр. thesis) 1) краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли лекции, доклада, сочинения; 2) положение, истинность которого должна быть доказана.

То есть тезис - это некая кратко и чётко сформулированная мысль, идея, утверждение, чья истинность будет доказываться на протяжении всего исследования.

В нашей статье тезис сформулирован в параграфе 4 («Актуальность рассматриваемой темы») в предпоследнем абзаце.

Если тезис аналитической статьи будет сформулирован нечётко, расплывчато, у читателя возникнет ощущение, что статья написана «ни о чём», и он потеряет к ней интерес. Согласитесь, трудно следить за доказательством чего-то расплывчатого и неконкретного…

Кроме тезиса в статье может быть использован так называемый антитезис - утверждение, прямо противоположное тезису. Антитезис используется при доказательстве от противного: допускается утверждение, противоположное заявленному, а затем идёт построение умозаключений, приводящих к его очевидной абсурдности.

Кроме основного тезиса статьи, в ней может содержаться некоторое количество и дополнительных тезисов, доказательство которых служит вспомогательным инструментом при доказательстве главного.

6.3.5.2 Анализ фактов, построение логических умозаключений и иных суждений

После постановки тезиса происходит его доказательство путём анализа представленных фактов и построения логических умозаключений. При этом задействуются основные принципы логики, а также и иные способы обработки информации, позволяющие получать на основе изначальных данных некую принципиально новую информацию.

К логическим умозаключениям можно отнести следующие методы:

    Дедуктивное умозаключение - метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Пример: 1) все кошки мяукают; 2) Муська является кошкой; 3) следовательно, Муська мяукает.

    Индуктивное умозаключение - метод мышления, при котором общее положение логическим путём выводится из ряда частных. Пример: 1) наша семья состоит из трёх человек - папы, мамы и меня; 2) мой папа не курит; 3) моя мама не курит; 4) я не курю; 5) следовательно, вся наша семья не курит.

    Трансдуктивное умозаключение - метод мышления, в котором посылки и заключение являются суждениями одинаковой степени общности. Пример: 1) Ниф-Ниф и Наф-Наф живут в одном домике; 2) Наф-Наф и Нуф-Нуф живут в одном домике; 3) следовательно, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф живут в одном домике.

Вышеуказанные методы умозаключений называются достоверными и отличаются, так сказать, стопроцентной «гарантией» верности. Но очень часто при анализе различных фактов используются и такие умозаключения или суждения, для которых характерна высокая вероятность их истинности, но она не гарантируется на сто процентов, поэтому они называются правдоподобными.

    Умозаключение по аналогии - логический вывод, в результате которого достигается знание о признаках одного предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другими предметами. Пример: 1) Коля имеет двойки за год по пяти предметам, в новом году он - второгодник; 2) Саша имеет двойки за год по четырём предметам, в новом году он не второгодник; 3) Вася имеет двойки за год по пяти предметам, следовательно, можно с большой долей вероятности утверждать, что он, так же как и Коля, второгодник.

    Абдукция - познавательная процедура принятия гипотез, при которой из посылки и вывода, выводится вторая посылка. Пример: 1) все коты - животные; 2) Васька - животное; 3) с некоторой долей вероятности мы можем предположить, что Васька - это кот.

Мы не будем перечислять здесь все виды логических умозаключений, потому что это приведёт к слишком большому объёму данной работы. Наша цель здесь - только дать представление о некоторых из них, часто употребляющихся при построении рассуждений.

6.3.5.3 Завершение работы над статьёй

На финальном этапе написания статьи необходимо: оценить, насколько удалось доказать основной тезис; сделать краткий обзор материала статьи с приложением полученных выводов; проверить статью на логичность хода изложения и анализа, на четкость её структуры, отсутствие непроработанных частей, белых пятен; проверить, не опущены ли какие-то важные моменты при рассмотрении основного вопроса; несколько раз сделать вычитку статьи, для того чтобы проверить её цельность; оценить стилистические качества, грамотность написания.

7 Подведение итогов

В данной работе мы ставили перед собой задачу донести до нашего читателя мысль о том, что написание аналитических текстов требует определенной подготовки, знания основных принципов и специфики этого сегмента публицистики. Мы постарались посредством подробного анализа всех этапов работы над подобными текстами дать нашему читателю наиболее полное представление о рассматриваемой области, надеясь, что это поможет ему согласиться с вышеупомянутым утверждением.

Данная работа может быть полезна людям, для которых написание аналитических текстов является необходимой частью их деятельности, но которые ещё не в полной мере представляют себе, что это такое и как добиться того, чтобы на выходе получались тексты достаточно высокого уровня.

Ещё раз перечислим условия, при наличии которых можно создать качественный материал:

    компетенция в рассматриваемой области;

    тщательное и подробное изучение источников;

    умение анализировать и строить умозаключения;

    четкая постановка тезиса;

    грамотное доказательство тезиса;

    глубокий анализ материала;

    создание логически обоснованной структуры статьи;

    грамотное подведение итогов;

    безупречная грамотность текста, отсутствие грамматических, стилистических и смысловых ошибок.

Вот, собственно, и всё. А теперь, читатель, пришло время тебе решить, сложно это или легко - писать аналитические тексты.


Текст

Андрей Кузнецов. Война без запаха (отрывок). 2010 г.

Окончание Второй чеченской не принесло мир на Кавказ

Никакой кавказской войной там не пахнет. (В.В.Путин)

Федеральному центру позарез нужно спокойствие на Северном Кавказе. И потому, что сколько же можно. И потому, что надо готовиться к Олимпиаде, до которой остается четыре года. И потому, что с экономикой не все гладко и растет социальная напряженность. Никто не скрывает, что незамиренные боевики продолжают бегать по горам. Но вроде как это уже не война. Вторая чеченская длилась почти десять лет и была официально завершена в апреле 2009 года.

В конце марта президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что через несколько дней будет объявлено о завершении контртеррористической операции в Чечне, которая длилась с 1999 года. Это означало и прирост его политического капитала, и вывод значительной части федеральных войск из республики, и уменьшение контроля Москвы над денежными потоками. Однако старшие товарищи поправили Кадырова, пояснив, что не все так просто. После раздумий и согласований было принято политическое решение считать Вторую чеченскую оконченной.

Количество боевиков на Северном Кавказе с тех пор не сильно изменилось. Силовые структуры оценивают их число в несколько сотен. В то же время Кадыров придерживается цифры в 70 человек. Но это касается только подвластной ему территории. При этом по итогам 2009 года директор ФСБ и руководитель Национального антитеррористического комитета Александр Бортников отчитался о поимке 782 боевиков. Похоже, самовоспроизводство членов НВФ сохраняется на стабильном уровне.

Главным жупелом остается самопровозглашенный эмир Кавказа Доку Умаров, которого по доброй традиции в этом году уничтожили несколько раз. А количество сообщений о его тяжелых ранениях достигает, по-видимому, десятка. Даже для читателей сводок информационных агентств не составляет труда локализовать его местоположение: это горно-лесная местность, или лесной массив, в районе административной границы Чечни и Ингушетии - район этот примерно равен по площади Москве.

Создается впечатление, что кроме Умарова на Кавказе и не осталось влиятельных полевых командиров. Во всяком случае, чуть ли не каждого уничтоженного боевика силовики именуют главарем вооруженных бандформирований. Казалось бы, при таком прессинге со стороны правоохранительных органов об осмысленной, пусть даже и партизанской войне не может быть и речи. Видимо, это понимают и сами боевики, поскольку главный их козырь теперь - это террор. Прежде всего в отношении представителей силовых структур и чиновников.

Боестолкновения на Северном Кавказе происходят в любое время года, но активнее всего боевики ведут себя летом. В этом году традиция не изменилась, и самым кровавым месяцем оказался август.

Немаловажным фактором является не только военное, но и юридическое и экономическое сопровождение мер по поддержанию стабильности в регионе. Очевидно, что для спокойствия на Кавказе нужны не столько штыки (их количество, как показали прошедшие годы, совершенно не коррелирует с активностью боевиков), сколько деньги, желательно много денег. Однако в посткризисных условиях, когда правительство направляет все усилия на сохранение жизненного уровня и работоспособности электората, было бы неразумно на глазах у всех кидать деньги в Северный Кавказ, который в этом смысле та еще черная дыра - похлеще чем сельское хозяйство и автомобилестроение.

Образец анализа газетной статьи

В статье «Война без запаха» так ясно и просто сформулирована проблема и описана ситуация на Северном Кавказе, что материал стал одним из самых обсуждаемых и цитируемых в СМИ и Интернете.

Автор доказывает очевидную для него, но кажущуюся спорной для политиков мысль – война в Чечне не закончилась, и отмена режима КТО (контр-террористической операции) преждевременна. Главная мысль выражена компактно в первом абзаце. Тип речи – рассуждение. Текст написан в публицистическом стиле. Прежде всего, я определяю это по информативной и социально-оценочной функциям материала. Автор описывает ситуацию в Чеченской республике и негативно оценивает результаты деятельности правительства, выступая с позиций рядовых граждан России, также в тексте можно увидеть попытку анализа ситуации. Цель выступления автора - пропагандистская. Поскольку текст распространялся через информационный сайт Lenta.ru, текст общедоступен. Это является еще одним признаком публицистического стиля.

Принадлежность текста к публицистическому стилю также подчеркивается следующими его особенностями: наличие подзаголовка, эпиграфа, наличие средств, выражающих социальную оценку (ирония, прямая оценка), наличие стандартных элементов (аббревиатур, штампов, терминов) и наличие экспрессивных средств (создание комического эффекта, создание сниженной и книжной лексики, использование лексических средств выразительности и средств ораторского синтаксиса), приведение дат, цифр, точных имен, географических названий, упоминание конкретных событий реальной действительности. Рассмотрим эти средства подробнее.

В эпиграф статьи автор берет высказывание Владимира Путина «Никакой кавказской войной там не пахнет» и строит материал на опровержении этого высказывания. Войной, по мнению, премьер-министра, не пахнет, но на самом деле она есть. Поэтому материал назван «Война без запаха». В заголовке просматривается явная ирония и даже сарказм. Далее журналист начинает размышлять в той же ироничной манере («Однако старшие товарищи поправили Кадырова, пояснив, что не все так просто. После раздумий и согласований было принято политическое решение считать Вторую чеченскую оконченной». «Главным жупелом остается самопровозглашенный эмир Кавказа Доку Умаров, которого по доброй традиции в этом году уничтожили несколько раз». «Самовоспроизводство членов НВФ сохраняется на стабильном уровне»). Несмотря на всю сложность темы, автор до конца выдерживает легкий, ироничный, полуразговорный стиль. Вот пример: «Федеральному центру позарез нужно спокойствие на Северном Кавказе. И потому, что сколько же можно . И потому, что надо готовиться к Олимпиаде, до которой остается четыре года. И потому, что с экономикой не все гладко и растет социальная напряженность. Никто не скрывает, что незамиренные боевики продолжают бегать по горам . Но вроде как это уже не война.». Одна из особенностей статьи – использование разговорной лексики. Благодаря этому автор повышает степень доверия читателя, автор опознается как «свой», один из читателей, только обладающий чуть большей информацией. Кроме того, использование разговорной лексики помогает очень доходчиво, что называется «на пальцах» разъяснить читателям позицию автора. А ее сочетание с элементами, публицистического и научного стилей еще и дает комический эффект. Элементами публицистического стиля на лексическом уровне являются газетные штампы («спокойствие на Северном Кавказе», «боестолкновения на Северном Кавказе», «растет социальная напряженность», «уменьшение контроля Москвы», «сохраняется на стабильном уровне», «в районе административной границы», «представителей силовых структур и чиновников», «немаловажным фактором является», «меры по поддержанию стабильности в регионе», «сохранение жизненного уровня электората»), аббревиатуры (КТО, ФСБ, НВФ). Элементами научного стиля являются термины («горно-лесная местность, или лесной массив», «их количество не коррелирует с активностью», «в посткризисных условиях», «локализовать его местоположение», «автомобилестроение»), употребление большого количества абстрактных существительных, особенно использование существительных, обозначающих процессы, и кратких причастий, вместо глаголов («вывод войск», «контроль над потоками», «раздумия и согласования», «сопровождение мер по поддержанию стабильности», «была завершена», «было принято» и т.д.).

Таким образом, главным средством выразительности на лексическом уровне является смешение стилей, дающее комический эффект. Также широко используются ирония, встречаются метафоры («кровавый месяц», «черная дыра»), трансформация фразеологизма («кидать деньги в Северный Кавказ» - ср. «кидать деньги на ветер»).

На синтаксическом уровне языка используются следующие средства выразительности: анафора («И потому, что сколько же можно. И потому, что надо готовиться к Олимпиаде, до которой остается четыре года. И потому, что с экономикой не все гладко и растет социальная напряженность»), градация («деньги, желательно много денег»), многосоюзие («Это означало и прирост его политического капитала, и вывод значительной части федеральных войск из республики, и уменьшение контроля Москвы над денежными потоками»). Выразительность на синтаксическом уровне придает использование односоставных предложений, вводных слов, обозначающих отношение автора к предмету речи. Автор не использует длинных предложений, старается передать мысль дробно, часто членит предложения на отдельные простые, сложные предложения состоят не более чем из 3 простых, неоднократно использует двойные союзы.


Теги: стилистика, анализ текста, публицистический стиль, функциональные стили языка, СМИ
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 890396 от 18 Ноя 2016

Бешеные потоки информации, циркулирующие в различных источниках информации, запутают любого, даже самого начитанного человека. Именно поэтому, как один из вариантов заработка для авторов, аналитические статьи являются одними из лучших. Разберем подробнее, как пишутся тексты данного направления.

Уникальное искусство анализа

Копирайтер, взявшись за написание текста аналитического характера, должен уметь изучать информацию об объекте всесторонне. В процессе выявляются факты, расчленяемые на отдельные смысловые части. Согласно данным подготавливаются выводы, относительно которых, автором делаются личные отчеты и высказывается отношение.

Все когда-то были аналитиками, сами того не подозревая. Вы стоите на троллейбусной остановке и не можете предугадать приближение транспорта. Сегодня «глонас» задает интервалы движения, но вспомните как это было раньше?

Еще в детстве, многие научились анализировать приближение троллейбуса по амплитуде колебания проводов. Это и есть анализ ситуации. Направлен он на выявление действий, следующих, в нашем случае за колебанием проводов. То есть, приближением транспорта. Об этом и должна «говорить» аналитическая статья. Она должна наталкивать читателя на размышления и выводы.

Как правильно пишется аналитический текст для сайта?

Цель.

Прежде чем начать писать аналитическую статью по определенному направлению, копирайтер должен сам сделать анализ и решить, к какому факту он будет «подводить» читателей? Ну или если вы работаете на заказ, клиент сам определяет направление. Для этого понадобится много материала по теме, на основе достоверных фактов.

Структура.

В этом плане никаких особых советов нет. Все стандартно, в плане оформления статей на продажу или заказ. Вначале пишется краткое вступление, в которой озвучивается проблема. После перечисляются факты их определяющие. В этой части приводятся доказательства, гипотезы и делаются по ним выводы.

Сам текст пишется в публицистическом характере без сложной терминологии. Читают аналитические статьи простые люди и статья пишется максимально просто и понятно, без «гламура» и пафоса.

Логика.

Все аргументы, собранные для написания статей, должны подчиняться логике. Все просто и последовательно. Не нужно перескакивать с одного факта к другому, не доказав состоятельность последнего.

Начав отплясывать от калитки и резко перейдя в избу, вы пропустите много фактов, отчего читатель не поймет, о чем идет речь. Аналитика – выстраивается в логическом ключе: подошли на остановку, посмотрели на провода, увидели троллейбус. Логическая цепочка четко прослеживается при написании аналитических статей.

Эмоции

Свое мнение о продукте можно выражать только в конце статьи. Писать текст нужно аккуратно апеллируя фактами. Читатель должен сам определить для себя направление и важность описываемого продукта и только в конце, ему можно «подать» мнение автора.

Наглядность.

Любая статья проще читается если она выложена не сплошной портянкой. Должна присутствовать и структура. Различные перечисления списки, картинки и таблицы, делают текст интереснее. Тем более, если фотографии подобраны по теме.

Аудитория.

Писать любой текст необходимо основываясь на анализе аудитории, которая будет читать его. Где-то можно апеллировать умными фактами, в некоторых статьях, приходится обходиться простыми словами. При этом, вы сами должны разбираться в том, о чем пишите, чтобы читатели не усомнились в компетенции копирайтера и не закрыли статью.

Хороший аналитический текст всегда интересен. И создается внимание именно благодаря грамотной компоновке все вышеперечисленных правил. Это как бы небольшое расследование или эксперимент, в котором копирайтер предлагает поучаствовать читателю. Прочитав текст, вы как бы даете повод поразмыслить читателю, а после выдвигаете свою версию.

Аналитические тексты – идеальный вариант для наполнения сайта!

Часто на известных сайтах встречаются статьи необычного направления. Вроде бы и текст ни о чем, но он интересен. Читатели называют подобные тексты, просто интересными и делятся впечатлениями со знакомыми. Профессионалы выделяют их как аналитические статьи.

Для наполнения сайта – это идеальный вариант, хотя многие заказчики не понимают разницы, покупая в магазинах или заказывая у авторов обычный копирайт или рерайт. Причина в стоимости или в нежелании заморачиваться на составлении ТЗ.

На самом деле аналитические статьи делают сайт живее и интереснее. Читатель не поверхностно пробегает глазами по тексту, а читает его и выражает свои эмоции со знакомыми. Подробный план и структура более упрощают чтение, что не может не заставить читателя снова посетить сайт для поиска другой информации.

Но увы, рынок копирайтинга больше наполнен простыми текстами, не несущими особого смысла. Все привыкли покупать «сырые» написанные буквально на коленке статьи и выкладывать их на сайт. Дешево и сердито.

Может когда и произойдет тенденция перераспределения спроса и предложений. Заказчики согласятся платить больше за хорошие статьи, а копирайтеры переключатся на написание аналитических текстов? Время покажет.