ЗРК «Тор-М2»: лучший в мире или нет? Тор (зенитный ракетный комплекс) Зенитная система тор.

Генеральный директор Ижевского электромеханического завода «Купол» Фанил Зиятдинов рассказал журналистам о целом ряде проектов, которые сейчас реализует предприятие, входящее в концерн «Алмаз-Антей». Наиболее интересный из них — создание на базе сухопутного ЗРК «Тор» корабельной модификации, которая должна потеснить устаревшие средства ПВО, обслуживающие ВМФ.

Ижевский завод был создан в 1957 году для выполнения заказов Министерства обороны. Его специализация — производство средств ПВО ближнего действия. В начале 70-х годов «Купол» запускает серийное производство зенитно-ракетных комплексов «Оса». Данный ЗРК был разработан в Научно-исследовательском электротехническом институте (НИЭИ), расположенном в Москве. НИЭИ, как и «Купол», ныне входит в концерн «Алмаз-Антей». Между этими двумя предприятиями существует давние научно-производственные связи. Связи до такой степени тесные и прочные, что ижевский завод вполне можно считать производственной базой московского института.

«Оса» практически полностью загрузила производственные мощности завода «Купол» на долгие годы. Вскоре появилась модификация «Оса-АК», а затем — «Оса-АКМ». Всего было выпущено более 1200 этих ЗРК, которые не только поставлялись в строевые части Советской армии, но и экспортировались в ряд стран, входивших в круг политических интересов Советского Союза.

В начале 80-х годов в Ижевске было налажено производство ЗРК «Тор». По мере появления новой элементной базы и продвижению вперед инженерной мысли он также начал обзаводиться более совершенными модификациями, отвечающими вызовам нового времени, не стоящего на месте.

В настоящее время завод «Купол» производит сухопутные ЗРК «Тор» последней модификации — «Тор-М2У». Они начали поступать в строевые части совсем недавно — в 2012 году, а серийное производство было развернуто в прошлом году. Генеральный директор «Купола» сообщает, что в скором времени завод приступит к производству морской модификации комплекса, который должен заменить на кораблях ВМФ ЗРК ближнего действия «Кинжал» и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик». Они были приняты на вооружение ВМФ синхронно — в 1989 году.

В настоящий момент НИЭИ проводит соответствующую ОКР, которая должна завершиться в 2017—2018 году. Соответственно, серийное производство начнется с годовым смещением, то есть не позднее 2019 года.

Сухопутный комплекс «Тор-М2У», который дорабатывается до морской модификации, включает в себя боевую машину на гусеничном ходу, транспортно-заряжающую машину и машину технического обслуживания — обе на колесном ходу.

Главное отличие последней модификации от предыдущих состоит в том, что ее ракеты способны уничтожать малозаметные воздушные цели, построенные по стелс-технологии. Также в ней используется более совершенная ракета разработки КБ «Факел» 9М331. Также увеличена степень защиты от помех, создаваемых средствами радиоэлектронной борьбы противника.

Комплекс способен работать в полностью автоматическом режиме без вмешательства операторов. РЛС обнаружения кругового обзора сканирует воздушное пространство. В случае обнаружения объектов аппаратура «свой-чужой» выявляет представляемую ими угрозу. Начинает работать РЛС сопровождения сантиметрового диапазона, оснащенная фазированной антенной решеткой. Поскольку отклонение луча происходит не механическим, а электронным способом, то есть практически мгновенно, реакция на цель сведена к минимуму.

При обнаружении цели максимальная ошибка по дальности не превышает 200 метров. У РЛС сопровождения и наведения ракеты на цель ошибка существенно меньше — 7 метров по дальности и 30 м/с при определении скорости цели. Наведение ракеты на цель осуществляется радиокомандным способом. При этом взрыватель может срабатывать как при контакте целью, так и в неконтактном режиме, когда боевая часть взрывается при подлете к цели.

Ракета, используемая в ЗРК «Тор-М2У» выдерживает перегрузки в 30g и способна поражать цели, маневрирующие с ускорением в 12g.

Количество обнаруживаемых целей может достигать 48-и. Одновременно сопровождаются 8 целей, обстреливаются 4.

Сравнивая «Тор-М2У» с корабельным ЗРК «Кинжал», может показаться, что они несущественно отличаются друг от друга. Такое ощущение возникает в связи с тем, что зенитная управляемая ракета для них была сделана одной фирмой — расположенным в подмосковных Химках КБ «Факел». Да и ракета одна: 9М330. Но так было до того, как появился «Тор-М2У», у которого ракета более «свежая» — 9М331. Однако не ракетой единой жив ЗРК. У этих двух комплексов разные разработчики — «Кинжал» спроектировали в НПО «Альтаир». Соответственно, отличаются и характеристики, и идеология разработок. К тому же последняя модификация «Тора» использует более современные компоненты, которых просто не существовало в 80-е годы, когда создавался «Кинжал».

При этом боезапас у «Кинжала» существенно больше. Это предопределено тем, что комплекс устанавливается на большие корабли с водоизмещением более 1000 тонн. И они способны принимать на борт более 10 «торовских» модулей, каждый из которых содержит по 8 ракет. Например, на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» 24 таких модуля. Вполне понятно, что и морская модификация «Тора» будет комплектоваться достаточным количеством ЗУР, поскольку в дальнем походе ждать подвоза боеприпасов на транспортно-заряжающей машине не приходится.

ЗРАК «Кортик» был разработан знаменитым тульским КБ приборостроения, которое достигло впечатляющих результатов в области боевых артиллерийских модулей. Поэтому комплекс получился не вполне «симметричным» — два шестиствольных зенитных автомата калибра 30 мм, способные делать 10 тыс. выстрелов в минуту, являются более совершенными в инженерном отношении, чем зенитная ракета, имеющая высотный показатель, как у переносного ЗРК.

В связи с чем замена ЗРАК «Кортик» новым комплексом, создаваемым в НИЭИ, представляется абсолютно логичной. И здесь перспективные планы завода «Купол» вполне реалистичны. Что же касается замены ЗРК «Кинжал», то тактико-техническая разница между двумя комплексами не столь велика. Поэтому при принятии соответствующего решения будут браться в расчет не только технические факторы, но и экономические. А экономика в нынешней ситуации, когда сокращены бюджетные расходы на оборонно-промышленный комплекс, — штука серьезная. За финансирование работ приходится сражаться отчаянно. В том числе и с конкурентами. И это уже не только экономика, но и политика, и дипломатия, и интриги.

Приводимые ниже характеристики ЗРК «Тор-М2У» являются гипотетическими в отношении разрабатываемой корабельной модификации. В новой разработке они могут отличаться от характеристик сухопутного комплекса.

ТТХ ЗРК «Тор-М2У», «Кинжал» и ЗРАК «Кортик»

Минимальная дальность поражения цели ракетой, км: 1 — 1,5 — 1,5

Максимальная дальность поражения цели ракетой, км: 15 — 12 — 8

Минимальная дальность поражения цели артиллерией, км: н — н — 0,5

Максимальная дальность поражения цели артиллерией, км: н — н — 4

Минимальная высота поражения цели ракетой, м: 10 — 10 — 5

Максимальная высота поражения цели ракетой, м: 10000 — 6000 — 3500

Минимальная высота поражения цели артиллерией, м: н — н — 5

Максимальная высота поражения цели артиллерией, м: н — н — 3000

Количество обнаруживаемых целей: 48 — н/д — н/д

Количество одновременно сопровождаемых целей: 8 — 8 — н/д

Количество одновременно обстреливаемых целей: 4 — 4 — 1

Время реакции на цель, с: 4,8 — 8 — 8

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700 — н/д — н/д

Максимальное ускорение маневрирования целей, g: 12 — н/д — н/д

Скорость полета ракеты, м/с: 800 — н/д — н/д

Максимальная перегрузка ракеты, g: 30 — н/д — н/д

Минимальная ЭПР цели, кв.м.: 0,05 — н/д — н/д.

, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов , планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов , в том числе и выполненных по технологии «стелс» . Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой» .

История создания

Работа над новым комплексом началась в 1972 году в с НИР «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем был назначен Дризе И. М. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году - защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» - Вениамин Павлович Ефремов . Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года .

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи , однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка . Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50-88 %, беспилотные летательные аппараты - 85-95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса - 8-12 секунд.

Состав

Боевая машина 9А330

Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка , и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска» . На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов . Стал первой системой ближнего боя в мире имеющей вертикальный старт.

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5-2° по азимуту, 4° - по углу места и 200 метров - по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25-27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6-7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40-70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13-20 км - 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км - не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет .

Станция наведения (СН)

ЗУР 9М330

9М330

Основные характеристики
Назначение Зенитная управляемая ракета
Разработчик МКБ «Факел»
Масса снаряженной, кг 165
Диаметр, мм 230
Длина, мм 2890
Размах крыла, мм 650
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 12,0
Скорость полёта цели, км/ч 2520
Скорость полёта, 2,11..2,41
Боевая часть 14,8 кг
Наведение радиокомандное
Взрыватель радиовзрыватель
Носители 9А330, ЗК95
Модификации 9М330, 9М330-2, 9М331, 9М331-2, 9М332

В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16-21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700-800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель .

Модификации

ЗК95 «Кинжал»

Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 (по классификации НАТО - SA-N-9).

9К331 «Тор-М1»

Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение. Результатом модернизации стал ввод второго целевого канала, в ракете 9М331 использована более эффективная боевая часть, зона поражения низколетящих целей была увеличена, появилась возможность сопряжения с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир» . Вероятность поражения одной ракетой цели типа F-15 составляет от 26 до 75 %, вероятность поражения крылатых ракет ALCM от 45 % до 99 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 50 до 98 %. Зона поражения при двухканальном режиме осталась на уровне ЗРК «Тор» за счёт снижения времени реакции до 7,4 с во время стрельбы на позиции и до 9,7 с во время стрельбы с короткой остановки.

Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель). Для введения второго целевого канала установлена двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем. Станция обнаружения имеет трёхканальную цифровую систему обработки сигналов для более эффективной защиты от помех. Для защиты от ложных меток внедрён специальный алгоритм. Используется новый усилитель, обеспечивающий более высокую чувствительность. Количество обнаруживаемых и распознаваемых целей было увеличено до 48. Для повышения точности сопровождения цели станции наведения в телевизионно-оптическом визире по углу места добавлен автомат сопровождения цели. Для сопряжения с УБКП 9С737 «Ранжир» установлены дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных.

Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.

На базе боевой машины 9А331 была разработана боевая машина 9А331-1, в которой базовое шасси ГМ-355 было заменено на шасси ГМ-5955, производства Мытищинского машиностроительного завода .

«Тор-М1ТА»

Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323 , антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.

«Тор-М1Б»

Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.

«Тор-М1ТС»

Стационарный вариант комплекса 9К331.

«Тор-М1-2У»

Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса» , «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года . В декабре 2012 года с ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол“» был заключён новый контракт на сумму 5,7 млрд руб. в рамках ГОЗ-2013. В рамках контракта к декабрю 2013 года в российские войска должны поступить: 12 боевых машин 9А331МУ, три машины технического обслуживания 9В887М2У, одна машина технического обслуживания 9В887-1М2У, машина ЗИП 9Ф339-1М2У, по шесть транспортно заряжающих машин 9Т244-1 и 9Т245-1, один комплект наземного оборудования 9Ф116. Кроме того, контракт предусматривает поставку совместно с комплексом машин управления: по одной машине 9С931 и 9С931-1, три машины 9С932-1. Срок поставки - декабрь 2013 года .

9К332 «Тор-М2»

    Тор-М2 (9К332) - видна новая антенна обнаружителя

    Tor M2E maks2009.jpg

    ЗРК Тор-М2К (9К332МК) на МАКС-2009, новое шасси

    Tor M2E Maquette maks2009.jpg

    Макет ЗРК Тор-М2К на МАКС-2009, хорошо видны открытые ракетные шахты

ЗРК «Тор-М2». Главной отличительной особенностью комплекса является возможность вести огонь на ходу без остановок, - защита техники на марше.

«Тор-М2Э» (9К332МЭ) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331 .

«Тор-М2К» (9К332МК) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей ». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331 .

ТТХ

«Тор-М2КМ» (9К331МКМ) - создан в модульном исполнении, для размещения на различных видах шасси. В состав боевых средств комплекса входит: автономный боевой модуль 9А331МК-1 и зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331. На МАКС-2013 был представлен на шасси индийского автомобиля TATA .

На вооружении


  • Россия Россия - более 120 комплексов 9К330, 9К331, 9К332 по состоянию на 2016 год
  • Азербайджан Азербайджан - 8 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия - 12 комплексов «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год
  • Венесуэла Венесуэла
  • Греция Греция :
  • Египет Египет - 10 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • КНР КНР - 24 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • Кипр Кипр - 6 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год . Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300 ПМУ1
  • Иран Иран - 29 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год .
  • Украина Украина - состояли на вооружении по крайней мере до 2001 года , сняты с вооружения из-за невозможности содержания в рабочем состоянии

Происшествия

Изображения

    9K330 Tor - IDELF-2008 (1).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (2).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (3).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (4).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (5).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (6).jpg

См. также

Напишите отзыв о статье "Тор (зенитный ракетный комплекс)"

Примечания

Источники

Литература

  • Василий Н. Я., Гуринович А. Л. Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. - Справочное издание. - Минск: Белорусский дом печати, 2001. - С. 244,247. - 461 с. - 11 000 экз.

Ссылки

В начале 70-х перед военными встал вопрос улучшения войсковой противовоздушной обороны. Существующая «Шилка» имела уже неудовлетворительный радиус действия, и надо было что-то делать. Как дальнейшее развитие «Шилки» был создан комплекс «Тунгуска», имеющий не только пушки большего калибра, но и ракеты. Однако развитие средств нападения, таких как корректируемые бомбы или крылатые ракеты, требовало пересмотреть взгляды на оборону войск и объектов.

В дополнение к ракетно-пушечной «Тунгуске» требовалось создать чисто ракетный зенитный комплекс малой дальности. Основная его цель – сопровождать войска на марше и, если есть такая необходимость, прикрывать от атак с воздуха стационарные объекты. Создание ЗРК поручили московскому Научно-исследовательскому электромеханическому институту (НИЭМИ); созданием ракеты занялось МБК «Факел». И уже в 1986 году на вооружение приняли ЗРК «Тор». Новый самоходный ЗРК, как и «Тунгуска», получил боекомплект из восьми ракет, но ЗУР 3М330 «Тора» имеет больший радиус поражения – до 12 километров против восьми у «Тунгуски». Также «Тор» обладает большей высотой поражения целей – до 6 км.


В качестве ходовой части для «Тора» было избрано гусеничное шасси ГМ-335 Минского тракторного завода. Как и в случае «Шилки», ракетный комплекс должен был иметь возможность сопровождать войска на марше, в том числе и на пересеченной местности. Еще на стадии создания облика ЗРК из техзадания исключили требование по преодолению водных преград вплавь: в таком случае комплекс получился бы гораздо сложнее и дороже. Характерными чертами «Тора» стали вертикальное расположение ракет и вращающаяся «башня» - антенно-пусковое устройство, несущее на себе две антенны РЛС (станции обнаружения целей и наведения), также в нем вертикально расположены пусковые установки для восьми ракет.

В конце 80-х была проведена модернизация комплекса. Помимо обновленной аппаратуры «Тор-М1» получил новый транспортно-пусковой контейнер под индексом 9Я281 для ракет. Теперь они загружались не по одной, но «пакетами» по четыре. За счет нового ТПК удалось сократить время перезаряжания ЗРК до 20-25 минут. Также на основе ракеты 9М330 была создана 9М331: она получила новую боевую часть и некоторые усовершенствования конструкции.

С начала 2000-х идет работа над следующей модификацией «Тора» - «Тор-М2». В очередной раз был пересмотрен состав электронной аппаратуры комплекса. Главная цель, которую преследовали конструкторы, – обеспечение работы ЗРК в условиях радиоэлектронного противодействия, в том числе и атака целей с низким ЭПР. Для этого «Тор-М2Э» получил некоторое количество новых модулей оборудования (точный состав замены, естественно, засекречен), щелевую фазированную решетку и новое программное обеспечение станции обнаружения целей. Список потенциальных целей «Тор-М2Э» теперь включает в себя не только самолеты и вертолеты, но и высокоточное (ракеты и бомбы), беспилотные летательные аппараты и т.д. Так, для атаки целей теперь используется не два канала, как у «Тор-М1», а четыре, а высота поражения целей увеличена до 10 км.

Состав «Тор-М2Э» выглядит следующим образом:

Боевая машина. Либо 9А331МУ на гусеничном шасси, либо 9А331МК на колесном МЗКТ-6922. Обе ходовые части изготовляются на Минском тракторном заводе. При этом «башня» с пусковыми установками и антеннами РЛС, а также оборудование полностью аналогичны.

Зенитно-ракетный модуль 9М334, состоящий из контейнера, четырех ракет 3М331 и двух специальных балок для соединения его с другими контейнерами. Ракета 3М331 может поражать аэродинамические цели, летящие со скоростями до 700 м/с и маневрирующие с перегрузкой до 10 единиц. Для противодействия «пляскам» цели ракета может маневрировать с перегрузкой до 30 единиц. Пуск ракеты производится минометным образом, а на высоте около 15-20 метров происходит запуск ее маршевого двигателя. Также двигатель может включаться через 1 секунду после выброса ракеты из ТПК либо при отклонении ракеты от вертикали на угол более 45-50°.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244, комплект такелажного оборудования и т.д.

Аппаратура боевой машины позволяет обнаруживать, опознавать и сопровождать цели как на стоянке, так и на ходу. Для пуска ракеты, в свою очередь, требуется остановка машины. После пуска ракеты «Тор-М2Э» может снова трогаться с места и догонять сопровождаемое подразделение. Одновременно «Тор-М2Э» может «видеть» 48 целей и сопровождать десять из них, попутно определяя их опасность. Для повышения эффективности работы «Тор-М2Э» имеет т.н. конвейерный режим работы: для атаки одной цели используется один целевой канал; как только ракета по командам с земли выводится на цель и поражает ее, канал может быть моментально переключен на атаку другой. Таким образом, «Тор-М2Э» имеет большие возможности по отражению массированных атак противника, чем его предшественники.

Еще одно нововведение «Тор-М2Э» касается взаимодействия боевых машин. При необходимости две машины могут быть объединены в звено и обмениваться информацией о целях. Иными словами, о цели, обнаруженной одной машиной, сразу же узнает другая и наоборот. Также режим «звено» позволяет распределить окружающее пространство между двумя машинами и, как следствие, обеспечить более эффективное прикрытие объекта. Кроме того, ракета, выпущенная одной машиной, может наводиться на цель средствами второго комплекса. Помимо совместной работы «звено» позволяет не выходить из боя машине с поврежденной станцией определения целей – в таком случае вся нужная информация будет идти с другого «Тора», состоящего в звене.

За счет большой автоматизации оборудования удалось сократить экипаж с четырех человек у «Тора» до трех у «Тор-М2Э».

Впервые широкая общественность узнала о «Торе-М2Э» на авиасалоне МАКС-2007, а уже в следующем году комплекс приняли на вооружение российской армии. Последняя на данный момент модификация «Тора» заинтересовала и зарубежные страны: с Белоруссией уже подписан контракт на дивизион ЗРК, а контракт с Ливией от 2008 года, похоже, вряд ли будет выполнен по объективным политико-экономическим причинам.

Производитель Годы разработки с по Годы производства с 1983 Годы эксплуатации с Основные операторы Размеры База, мм 5055 Клиренс , мм 450 Вооружение Дальность стрельбы, км 1-12 Другое вооружение 8 х ЗУР 9М330 Подвижность Мощность двигателя, л. с. 840 Скорость по шоссе, км/ч 65 Запас хода по шоссе , км 500 Удельное давление на грунт, кг/см² не более 0,8 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемый ров, м 2,0 Преодолеваемый брод , м 1,0 Медиафайлы на Викискладе

Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет , дистанционно пилотируемых летательных аппаратов , планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов , в том числе и выполненных по технологии «стелс» . Может работать как в ручном, с участием операторов , так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой» .

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР , от 4 февраля 1975 года . Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе . В 1975 году было выдано тактико-техническое задание , а в 1976 году - защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» - В. П. Ефремов . Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года .

Задействованные структуры

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом - , Москва (разработка); Машиностроительный завод имени М. И. Калинина , Свердловск , Свердловская обл. (производство), Марийский машиностроительный завод , Йошкар-Ола , Марийская АССР (производство);
  • Боевая машина - Ижевский электромеханический завод , Ижевск , Удмуртская АССР (производство);
  • Ракета - МКБ «Факел» , Химки , Московская обл. (разработка);
  • Бортовая аппаратура ракет - Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина - Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения , Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
  • Гусеничное шасси - Мытищинский машиностроительный завод , Мытищи
  • Приводы - ВНИИ «Сигнал» , Ковров , Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы , Московская обл. (производство);
  • Системы ближней локации - , Новосибирск , Новосибирская обл. (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса - Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево , Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач - Минский тракторный завод , Минск , Белорусская ССР (разработка/производство);

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи , однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка . Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50-88 %, беспилотные летательные аппараты - 85-95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса - 8-12 секунд.

Состав

Дивизионный комплект ЗРК "Тор-М2" включает три огневые батареи (суммарно 12 боевых машин).

Боевая машина 9А330

Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка , и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска» . На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов . Стал первой системой ближнего боя в мире, имеющей вертикальный старт.

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5-2° по азимуту, 4° - по углу места и 200 метров - по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25-27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6-7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40-70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13-20 км - 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км - не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет .

Станция наведения (СН)

ЗУР 9М330

9М330
Основные характеристики
Назначение Зенитная управляемая ракета
Разработчик МКБ «Факел»
Масса снаряженной, кг 165
Диаметр, мм 230
Длина, мм 2890
Размах крыла, мм 650
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 12,0
Скорость полёта цели, км/ч 2520
Скорость полёта, 2,11..2,41
Боевая часть 14,8 кг
Наведение радиокомандное
Взрыватель радиовзрыватель
Носители 9А330, ЗК95
Модификации 9М330, 9М330-2, 9М331, 9М331-2, 9М332

В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16-21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700-800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель .

Модификации

ЗК95 «Кинжал»

Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 (по классификации НАТО - SA-N-9).

9К331 «Тор-М1»

Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение. Результатом модернизации стал ввод второго целевого канала, в ракете 9М331 использована более эффективная боевая часть, зона поражения низколетящих целей была увеличена, появилась возможность сопряжения с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир» . Вероятность поражения одной ракетой цели типа F-15 составляет от 26 до 75 %, вероятность поражения крылатых ракет ALCM от 45 % до 99 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 50 до 98 %. Зона поражения при двухканальном режиме осталась на уровне ЗРК «Тор» за счёт снижения времени реакции до 7,4 сек. во время стрельбы на позиции и до 9,7 с во время стрельбы с короткой остановки.

Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель). Для введения второго целевого канала установлена двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем. Станция обнаружения имеет трёхканальную цифровую систему обработки сигналов для более эффективной защиты от помех. Для защиты от ложных меток внедрён специальный алгоритм. Используется новый усилитель, обеспечивающий более высокую чувствительность. Количество обнаруживаемых и распознаваемых целей было увеличено до 48. Для повышения точности сопровождения цели станции наведения в телевизионно-оптическом визире по углу места добавлен автомат сопровождения цели. Для сопряжения с УБКП 9С737 «Ранжир» установлены дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных.

Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30 g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12 g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.

На базе боевой машины 9А331 была разработана боевая машина 9А331-1, в которой базовое шасси ГМ-355 было заменено на шасси ГМ-5955 , производства Мытищинского машиностроительного завода .

«Тор-М1ТА»

Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323 , антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.

«Тор-М1Б»

Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.

«Тор-М1ТС»

Стационарный вариант комплекса 9К331.

«Тор-М1-2У»

Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса» , «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года . В декабре 2012 года с ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол“» был заключён новый контракт на сумму 5,7 млрд руб. в рамках ГОЗ-2013. В рамках контракта к декабрю 2013 года в российские войска должны поступить: 12 боевых машин 9А331МУ, три машины технического обслуживания 9В887М2У, одна машина технического обслуживания 9В887-1М2У, машина ЗИП 9Ф339-1М2У, по шесть транспортно заряжающих машин 9Т244-1 и 9Т245-1, один комплект наземного оборудования 9Ф116. Кроме того, контракт предусматривает поставку совместно с комплексом машин управления: по одной машине 9С931 и 9С931-1, три машины 9С932-1. Срок поставки - декабрь 2013 года .

9К332 «Тор-М2»

ЗРК «Тор-М2». Главной отличительной особенностью комплекса является возможность вести огонь на ходу без остановок, - защита техники на марше . По сравнению с предыдущими версиями ЗРК у нового комплекса вдвое (до 16 ракет) увеличен боекомплект, а ракеты 9М338 обладают расширенной зоной поражения и повышенной точностью стрельбы .

«Тор-М2Э» (9К332МЭ) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси . В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331 .

«Тор-М2К» (9К332МК) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей ». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с восемью зенитными управляемыми ракетами 9М9331 управляемых по четырем каналам .

ТТХ

«Тор-М2КМ» (9К331МКМ) - создан в модульном исполнении, для размещения на различных видах шасси. В состав боевых средств комплекса входит: автономный боевой модуль 9А331МК-1 и зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331. На МАКС-2013 был представлен на шасси индийского автомобиля TATA .

В 2016 году проведены испытания по использованию «Тор-М2КМ» на надводных кораблях . Модуль был закреплён на вертолётной площадке корабля пр 11356 «Адмирал Григорович » и произвёл пуски по имитаторам ракет; испытания признаны успешными.

HQ-17

Основная статья: HQ-17 (зенитный ракетный комплекс)

HQ-17 зенитный ракетный комплекс китайского производства, разработанный на базе российского комплекса ПВО «Тор-М1». Основное отличие китайской версии ЗРК заключается в установке новой радиолокационной станции и системы подавления помех.

На вооружении

  • - более 120 комплексов 9К330, 9К331, 9К332 по состоянию на 2016 год
  • Азербайджан

    Подвижная ракетная установка комплекса «Пэтриот» на 4 ракеты Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) совокупность функционально связанных боевых и технических средств, обеспечивающих решение задач по борьбе со средствами воздушн … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Оса (значения) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бук (значения). Бук индекс ГРАУ 9К37 обозначение МО США и НАТО SA 11 Gadfly … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кинжал (значения) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Штиль (значения). ЗРК «Штиль 1» ЗРК «Штиль» («Штиль 1», индекс ГРАУ 3С90Э.1 (пусковая установка)) многоканальный зенитно ракетный компл … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Куб (значения). Куб индекс ГРАУ 2К12 обозначение МО США и НАТО SA 6 Gainful … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Круг (значения). Круг индекс ГРАУ 2К11 обозначение МО США и НАТО SA 4 Ganef … Википедия

    ЗРК «Штиль» У этого термина существуют и другие значения, см. M22. У этого термина существуют и другие значения, см. Ураган (значения). М 22 «Ураган» … Википедия