Топографическая подготовка военнослужащих. Назначение военной топографии

Действия подразделений и частей при выполнении поставленных задач всегда связаны с природной средой. Местность является одним из постоянно действующих факторов, влияющих на боевую деятельность. Свойства местности, оказывающие влияние на подготовку, организацию и ведение боевых действий, применение технических средств, принято называть тактическими.

К ним относятся:

  • · проходимость;
  • · условия ориентирования;
  • · условия наблюдения;
  • · условия ведения огня;
  • · маскирующие и защитные свойства.

Умелое использование тактических свойств местности обеспечивает наиболее эффективное применение оружия и технических средств, скрытность маневра и т.д. Каждый военнослужащий должен уметь грамотно использовать тактические свойства местности. Этому учит специальная военная дисциплина - военная топография, основы которой необходимы в практической деятельности.

Слово топография в переводе с греческого означает описание местности. Таким образом, топография - это научная дисциплина, предметом которой является подробное изучение земной поверхности в геометрическом отношении и разработка способов изображения этой поверхности.

Военная топография - военная дисциплина о средствах и способах изучения местности и ее использования при подготовке и ведении боевых действий. Важнейшим источником получения информации о местности является топографическая карта. Здесь следует отметить, что русские и советские топографические карты всегда по качеству стояли выше иностранных.

Несмотря на техническую отсталость России, к концу ХІХ века, за 18 лет создана лучшая в то время в мире трехверстная карта (в 1 дюйме - 3 версты) на 435 листах. Во Франции 34 листа аналогичной карты создавались 64 года.

За годы Советской власти наша картография заняла первое место в мире по технике и организации производства топокарт. К 1923 г. была разработана единая система разграфки и номенклатуры топокарт. Масштабный ряд СССР имеет очевидное преимущество перед таковыми в США, Англии (Англия имеет 47 различных масштабов, трудно согласующих друг с другом, США имеет в каждом штате свою систему координат, что не позволяет состыковывать листы топокарт).

Российские топографические карты имеют условных знаков в два раза больше чем карты США, Англии (карты США и Англии не имеют обозначений для качественной характеристики рек, дорожной сети, мостов). В СССР, начиная с 1942 г. действует единая система координат на базе новых данных о размерах земли. (В США применяются данные о размерах Земли, вычисленные еще в прошлом столетии).

Карта - постоянный спутник командира. По ней командир выполняет целый комплекс работ, а именно:

  • · уясняет задачу;
  • · ведет расчеты;
  • · оценивает обстановку;
  • · принимает решение;
  • · ставит задачу подчиненным;
  • · организует взаимодействие;
  • · ведет целеуказание;
  • · докладывает о ходе боевых действий.

В этом ярко проявляется роль и значение карты как средства управления подразделениями. Основной картой командира подразделения является карта масштаба 1:100 000. Она используется во всех видах боевых действий.

Поэтому важнейшими задачами дисциплины является изучение топографических карт и наиболее рациональных способов работы с ними.

Знание основ топографии является необходимым условием подготовки личного состава армии. Топографические знания и навыки военнослужащим нужны, например, для отыскивания целей и подготовки исходных данных для ведения огня, нахождения и выдерживания нужного направления движения на поле боя, в разведке, во время маневрирования и совершения маршей.

Подготовка и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию воспитывают волю, выносливость, находчивость, зрительную память, способность к совмещенной работе, умение сопоставлять факты, а также эмоциональную устойчивость.

Предмет военной топографии составляют: ориентирование на местности; определение расстояний на местности; нахождение и выдерживание направления движения по заданным магнитным азимутам, ориентирование по карте в движении.

Тема 1. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ

Занятие 1.

Учебные вопросы:

1. Сущность ориентирования.

2. Способы ориентирования на местности, определение сторон горизонта (по компасу, небесным светилам, местным предметам)

Цель: Ознакомить обучаемых с ориентирами на местности без карты.

Время: 90 мин.

Метод : Беседа, показ и практическое занятие.

Место: Поле.

Методическое обеспечение:

1. Учебное пособие по начальной военной подготовке М., Воениздат, 1995.

2. Начальная военная подготовка. М., Воениздат, 2001.

3. Военная топография. М., Воениздат, 199.

4. Видеофильм.

5. Компасы Андрианова (5 шт.), линейки визирные – на каждого обучаемого, часы наручные.

Вводная часть – 10 мин.

Рапорт командира учебной группы. Проверка внешнего вида курсантов. Тема, цели и задачи занятия. Выход учебной группы к месту занятия

Основная часть – 70 мин.

1-й учебный вопрос – 20 мин

Топография – наука, изучающая земную поверхность в геометрическом отношении, а также способы ее изображения на бумаге в виде плакатов и карт.

Военная топография – рассматривает способы изучения местности, ориентирования на ней и другие вопросы, связанные с оценкой и использования местности в интересах боевых действий войск; учит использованию топографических карт и аэроснимков при выполнении боевых задач.

При действиях на разнообразной местности солдату нередко приходится самому определять направление движения, указывать положение цели или свое местоположение, находить указанный ему пункт и путь движения к нему на незнакомой или малознакомой ему местности. Для решения этих задач и обеспечения умелых действий на поле боя необходимо усвоить простейшие требования по военной топографии.

Ориентирование на местности имеет очень большое значение, особенно при боевых действиях на незнакомой местности, в лесу, в условиях ограниченной видимости (ночью, в пургу и туман и т.п.). Без точного ориентирования затрудняется разведка, охранение, ведение боя и передвижение войск на местности. Ориентироваться на местности и в любой боевой обстановке должен уметь каждый военнослужащий.

В боевой обстановке применяется топографическое и тактическое ориентирование.

Топографическое ориентирование заключается в определении сторон горизонта и своего местоположения (точки стояния) относительно окружающих местных предметов и форм рельефа. Тактическое ориентирование заключается в определении своего местоположения на поле боя относительно расположения своих войск и войск противника, и в знании данных о действиях противника, а также боевой задачи (своей и своего подразделения).

Для целеуказания, определения своего местоположения и определения направлений используются ориентиры – хорошо заметные местные предметы, например: (отдельное дерево, труба, перекресток дорог) и неровности земной поверхности (гора, холм, вершина и др.). Ориентиры, как правило, выбираются и назначаются командиром (старшим группы); нумеруются они справа налево и по рубежам от себя в сторону противника. Для удобства запоминания ориентиру дается наименование, соответствующее его внешним отличительным признакам, например: роща «Зеленая», высота «Круглая».

Ориентир должен резко отличаться от других объектов местности, находящихся вблизи него, формой, размером или окраской; он должен быть заметен при первом взгляде на местность. Для боевых действий в ночных условиях, выбираются ориентиры, которые видны в темноте, как правило, это местные предметы, расположенные на возвышенных местах и видимые на фоне неба.

После проведения беседы руководитель показывает на местности, как выбирают и назначают ориентиры (порядок их нумерации) и предметы для целеуказания. Для проверки усвоения материала следует предложить обучаемым самим наметить предметы для ориентиров. В заключение проводится короткая тренировка и использования ориентиров для определения своего месторасположения и для целеуказания.

Ориентирование на местности включает определение своего местонахождения относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности (ориентиров). При отсутствии карты ориентирование может производиться по компасу, крупным ориентирам, небесным светилам, признакам местных предметов.

1-й учебный вопрос – 50 мин.

Руководитель занятия последовательно объясняет и показывает способы определения сторон горизонта по небесным светилам и по некоторым признакам местных предметов. Для определения сторон горизонта чаще всего пользуются компасом. С помощью компаса можно ориентироваться в любое время суток, в любую погоду.

Ориентирование по компасу - простой и общедоступный способ определения местонахождения относительно сторон горизонта, обеспечивающий большую точность и надежность измерений в самой сложной обстановке, в любое время суток и года. Однако при работе с этим самым распространенным и компактным топографическим прибором, устройство которого изучается в школе, необходимо строго придерживаться следующих правил обращения и использования.

При подготовке к выполнению той или иной задачи, а также приступая к работе с компасом на местности, нужно проверить его исправность. Для этого компас кладут горизонтально на стол, пень или плоский камень и отпускают тормоз магнитной стрелки. После того как стрелка успокоится, замечают деление на лимбе - градусном кольце, против которого остановился северный конец стрелки. Затем подносят к стрелке любой металлический предмет и заставляют её вращаться вокруг оси.

Если после каждого такого смещения северный конец стрелки будет останавливаться против одного и того же деления, то значит, компас исправен и пригоден к работе.

Измерения при помощи компаса не следует производить вблизи металлических предметов, линии электропередач высокого напряжения, во время грозы, так как показания в таких случаях будут неточными.

Компас нельзя хранить рядом с металлическими предметами, так как они размагничивают его стрелку.

Компас необходимо предохранять от резких толчков и ударов; в нерабочем положении его магнитная стрелка должна быть прижата тормозом к стеклу и не колебаться, иначе острие иглы и шляпа стрелки под влиянием беспрерывных колебаний могут прогнуться либо быстро износиться и прийти в негодность.

Определение сторон горизонта при помощи компаса производится так: держа компас в левой руке горизонтально перед собой, правой рукой освобождают тормоз магнитной стрелки, дают ей время успокоиться и устанавливают компас так, чтобы северный конец стрелки совпал с нулевым делением шкалы, против буквы «С». Зная направление на север, нетрудно определить остальные стороны горизонта - юг, восток и запад.

По сторонам горизонта можно определить и указать направление и взаимное расположение любых ориентиров и объектов относительно сторон горизонта, можно использовать их для движения в нужном направлении.

Определение сторон горизонта по солнцу. При определении сторон горизонта по Солнцу исходят из того, что положение нашего дневного светила соответствует определенному времени суток. В 7(8) часов утра (в скобках указано летнее декретное время). Солнце находится на востоке; в 13 (14) часов - на юге, а все тени, отбрасываемые предметами, бывают в это время самыми короткими и направлены на север; к 19(20) часам Солнце перемещается на запад, а тени от предметов указывают на восток.

Таким образом, можно в любое время дня приближенно определить стороны горизонта по Солнцу и часам. Для этого необходимо часы положить горизонтально на ладонь и направить часовую стрелку на Солнце (рис. 1). Угол, образуемый часовой стрелкой и цифрой 1(2) на циферблате, делится пополам условной линией, верхний конец которой укажет на юг, а нижний - на север. Следует помнить, что, измеряя время по Солнцу и часам до полудня, угол между часовой стрелкой и цифрой 1(2) на циферблате делят пополам по ходу стрелки, а после полудня - против её хода. Минутная стрелка при определении сторон горизонта в расчет не принимается.

Определение сторон горизонта ночью производится по компасу, а при отсутствии его - по Полярной звезде и Луне. При определении сторон горизонта по Полярной звезде считается, что она всегда находится в северном направлении. Её местоположение легко найти по созвездию Большой Медведицы.


Рисунок.1.

Для этого следует, как показано на рис. 2, мысленно продолжить прямую, проходящую через крайние звезды ковша Большой Медведицы, в направлении к другому созвездию - Малой Медведице и отложить на этой линии пять отрезков, равных по величине видимому расстоянию между звездами а и в (Большой Медведицы). В конце проложенной линии находится Полярная звезда - самая яркая среди окружающих её звезд, замыкающая «ручку ковша» созвездия Малой Медведицы.

Стороны горизонта по Луне определяют руководствуясь следующими положениями спутника Земли в различное время суток и его видимых фаз:

Полная Луна в 19(20) часов находится на востоке, в 1(2) час ночи - на юге и в 7(8) часов утра - на западе;

При новолунии, когда видна лишь правая, освещенная часть Луны, она бывает в 19(20) часов на юге, в 1(2) час ночи - на западе;

Луна на ущербе (освещена только левая её часть) в 1(2) час ночи находится на востоке, в 7(8) часов утра – на юге.

Рисунок 2.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов производится как днем, так и ночью. При этом в качестве ориентиров используются следующие признаки и свойства предметов на местности:

· на отдельно растущих деревьях ветви и листва гуще с южной стороны; их кора грубее, на стволе больше трещин с северной стороны;

· у берез кора с южной стороны более белая и гладкая, чем с северной;

· на хвойных деревьях смола обильнее накапливается с южной стороны;

· на пнях так называемые годовые кольца с южной стороны толще и менее плотны, нежели с северной стороны;

· муравейники располагаются, как правило, с южной и юго-западной сторон деревьев, пней и кустов, причем северный скат муравейника более крутой, южный - пологий;

· деревья, пни, скалы, крупные камни (валуны), деревянные, черепичные и шиферные кровли обильнее покрыты мхом, грибками и лишайниками с северной стороны;

· весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами, а в жаркий период лета - на южных; ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости. Краснеют и желтеют больше с южной стороны;

· летом почва у больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны;

· в горах снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - «шипы», острия которых направлены на юг;

· в горах дуб чаще произрастает на южных склонах;

· алтари православных и лютеранских церквей обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;

· алтари католических церквей (костелов) обращены на запад;

· приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север;

· нехристианские молельни с идолами обращены фасадом на юг;

· просеки в больших лесных массивах, как правило, ориентируются в направлении север-юг и запад-восток; нумерация кварталов лесных массивов идет с запада на восток и далее на юг.

При определении сторон горизонта по местным признакам рекомендуется не ограничиваться только одним из них, а по возможности учитывать сразу несколько. Это даст более точные результаты.

Заключительная часть – 10 мин

Руководитель проводит разбор занятия, оценивает усвоение материала отдельными обучаемыми. Называет фамилии обучаемых, правильно ответивших на контрольные вопросы и научившихся ориентироваться на местности. Оценивает наиболее характерные ошибки. Дает задание на самостоятельную подготовку.

Общие положения. Военная топография дает знания о местности, учит способам ориентирования на ней, возможности использования свойств местности для решения различных боевых задач, использованию топографических карт и аэрофотоснимков, приемам работы с топографическими картами на местности, составлению графических документов.

Изучение военной топографии способствует развитию наблюдательности, умению анализировать результаты наблюдения и делать выводы о влиянии местности на выполнение боевых задач. Главными вопросами в топографической подготовке сержантов инженерных войск являются: ориентирование на местности, определение расстояний и движение по азимутам.

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности - это определение своего местоположения и нужного направления движения относительно сторон горизонта, местных предметов и элементов рельефа, а также расположения своих войск и войск противника. Ориентирование на местности необходимо при постановке боевых задач, организации инженерной разведки противника и местности, выдерживании направления движения, определении в бою достигнутых рубежей и местонахождения целей, а также при целеуказании и управлении подразделением. Ошибки в ориентировании могут резко снизить эффективность применения оружия, боевой и инженерной техники.

Способы ориентирования

Ориентироваться на местности можно по топографической карте и без нее, по аэрофотоснимкам и показаниям навигационной аппаратуры.

В боевой обстановке широко используются простейшие способы ориентирования.

Ориентирование по топографической карте. Является основным способом ориентирования на местности.

С помощью карты можно:

точно определить свое местонахождение;

уверенно выдерживать маршрут движения;

быстро ориентировать подчиненных на местности.

Ориентирование на местности по топографической карте включает:

ориентированные карты;

опознавание ориентиров;

определение точки стояния;

сличение карты с местностью.

Ориентирование по компасу. Определение сторон горизонта по компасу выполняется в такой последовательности: освобождают от тормоза магнитную стрелку компаса; вращая крышку компаса, совмещают указатель отсчета при мушке визирного приспособления с нулевым делением лимба; располагают компас горизонтально и поворачивают его корпус так, чтобы нулевое деление лимба совместилось с северным концом магнитной стрелки; выбирают с помощью визирного приспособления местный предмет, который находится в направлении на север; другие стороны горизонта находят по соответствующим меткам на лимбе компаса.

Для более точного определения направления на север целесообразно устанавливать компас на неподвижное горизонтальное основание.

Наличие поблизости от компаса крупных металлических предметов, радиопередающих и радиоприемных устройств вносят в его показания большие ошибки. Поэтому при определении с помощью компаса направления движения во время совершения марша на бронированной и автомобильной технике необходимо отходить от машины на расстояние не менее 30м, при этом автомат необходимо держать в положении «за спину». При ориентировании по компасу непосредственно в кабине автомобиля необходимо заранее определить поправку к показаниям компаса.

По положению Солнца. Солнце движется по небосклону с востока на запад с угловой скоростью 15о в час и в полдень по местному времени оно находится на юге.

По Солнцу и часам стороны горизонта определяют в такой последовательности: часы держат горизонтально, так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце; угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру «1» в зимнее время и цифру «2» в летнее время делят пополам. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.

По Полярной звезде. В ночных условиях определение сторон горизонта проще всего вести по Полярной звезде. Для этого необходимо найти созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» созвездия мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз. Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.

По признакам местных предметов:

кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы светлее)- на южной;

у сосны вторичная кора на северной стороне поднимается выше по стволу, а с южной стороны выделяется больше смолы;

с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, а северный крутой;

весной травяной покров развит на южных прогреваемых солнечными лучами склонах, а в жаркий период лета - на северных, более затемненных;

ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости с южной стороны.

Определение сторон горизонта по этим признакам можно произвести надежно только в тех случаях, когда оно подтверждается несколькими признаками.

Факультет военного обучения при Южном федеральном

Кафедра общевоенной подготовки

УТВЕРЖДАЮ

Начальник факультета

военного обучения

генерал-майор

И.Кремлёв

«___» ___________ 2017 года

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине Тактическая подготовка»

Тема № 8 «Топографические карты и чтение их»

Занятие № 1 «Топографические карты и чтение их».

Обсуждена на заседании кафедры

протокол № ___ от __________ 20___ г.

Ростов-на-Дону


I.Учебные и воспитательные цели

1. Изучитьпредмет, задачи военной топографии и задачи топогеодезического обеспечения.

2. Изучить топографические планы, карты, масштабы карт, виды условных знаков, пояснительные надписи и цифровые изображения.

3. Изучить систему координат, географические и плоские прямоугольные координаты, а также прямоугольную координатную сетку на топографических картах

4. Формировать государственно-патриотическое сознание верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу.

5. Воспитывать у студентов трудолюбие, добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной военно-учетнойспециальностью.

II.Расчёт учебного времени

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
Вводная часть
Основная часть
1. Предмет и задачи военной топографии. Задачи топогеодезического обеспечения.
2. Топографические планы и карты. Классификация карт. Разграфка и номенклатура топографических карт. Истребование карт и правила обращения с ними.
3. Масштаб карты, виды масштабов. Виды условных знаков, пояснительные надписи и цифровые изображения. Расцветка карт.
4. Система координат. Географические и плоские прямоугольные координаты. Прямоугольная координатная сетка на топографических картах.
5. Топографические карты иностранных государств.
Заключительная часть

III. Литература и сетевой ресурс:

1. Учебник «Военная топография» – Военное издательство, М: 2010 г.

2. Справочник младшего командира – Военное издательство, М: 2011 г.

IV. Учебно-материальное обеспечение:

2. Методическая разработка по теме № 1.

3. Презентация «Топографические карты».

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

Введение

Топография (от греч. topos - местность, grapho - пишу) - описание местности. В современном понимании топография - научная дисциплина, предметом которой являются подробное изучение земной поверхности в геометрическом отношении и исследование способов, служащих для изображения этой поверхности на плоскости. Топография занимается изучением исключительно твердой оболочки планеты - суши, изучением ее жидкой оболочки - океанов и морей - занимается гидрография. Обширность территории суши требует изучать ее по частям, а исследование частей требует знания фигуры и размеров Земли, изучаемых в геодезии.


В русской армии военная топография как специальная военная дисциплина появилась в первой половине XIX в. - в период создания массовых армий, когда для организации боевых действий и Управления войсками потребовалось умение работать с планами местности и специальными графическими документами с информацией о местности.

Дальнейшее развитие военная топография получила во второй половине XIX в., когда вместо устаревшей тактики колонн и рассыпного строя стала применяться стрелковая цепь, вследствие чего появилась необходимость более детального изучения и оценки тактических свойств местности. Военная топография как учебная дисциплина была включена в учебные программы военных школ, училищ и академий. Особенно много усилий по включению военной географии и военной статистики в учебные программы военно-учебных заведений, прежде всего Академии Генерального штаба (изучение этих предметов составило до четверти всего учебного времени, если прибавить к ним геодезию, которую слушатели академии осваивали весьма профессионально), приложил граф Д.А. Милютин (военный министр России в 1861-1881 гг., профессор Академии Генерального штаба в 1846-1856 гг.).

По мере развития средств вооруженной борьбы и изменения характера боевых действий изменялись и задачи военной топографии. Так, появление оружия массового поражения выдвинуло в качестве одной из важнейших задач детальное изучение по карте и умелое использование защитных свойств местности на больших площадях, а появление высокоточного оружия - ее маскирующих свойств. Оснащение войск вертолетами, беспилотными разведы­вательными средствами, системами и средствами навигационного обеспечения потребовало умений в выборе маршрутов полета с максимальным использованием маскирующих свойств местности и ориентировании в полете, точного нанесения на карту обнаруженных с воздуха целей, подготовки данных для работы навигационной аппаратуры.

На данном занятии мы рассмотрим вопросы, связанные с задачами и картами по топографии, виды условных знаков и координат.


Вопрос № 1.Предмет и задачи военной топографии. Задачи топогеодезического обеспечения.

Военная топография - этоспециальная военная дисциплина, изучающая тактические свойства местности, способы и средства оценки местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил), топографические карты, другие документы о местности и приемы работы с ними.

Военная топография изучает топографические (специальные), цифровые карты, аэрофотоснимки местности, приемы работы с ними и их использование в войсках; приемы исследования и оценки тактических свойств местности и ориентирование на ней, целеуказание, измерения на местности; составление боевых графических документов (схем, карточек).

Предметом дисциплины являются местность как элемент боевой обстановки, а также способы и средства ее анализа, изучения и оценки в целях подготовки и ведения боевых действий.

Объектом дисциплины является топографическая карта как основной источник информации о местности.

Главной задачей военной топографии является изыскание наиболее рациональных способов и средств получения информации о местности для эффективного управления воинскими подразделениями и частями и применения боевой техники и систем оружия.

Военная топография тесно связана с топогеодезическим обеспечением войск, тактической, огневой и инженерной подготовкой, использует достижения геодезии, картографии, аэрофототопографии и других наук.

Одним из основных видов боевого обеспечения войск является топогеодезическое обеспечение, которое представляет собой комплекс мероприятий по подготовке и доведению до штабов и войск топогеодезической информации, необходимой для изучения и оценки местности при планировании и ведении боя, эффективного применения вооружения и военной техники, организации взаимодействия и управления войсками.

Носителями топогеодезической информации являются: планы городов, цифровые модели местности, топографические и специальные карты в аналоговом и цифровом виде, а также каталоги (списки) координат геодезических и гравиметрических пунктов, фотодокументы местности, макеты местности, микрофиши (микрофильмы) топографических и специальных карт, бланковые карты, описания местности и др.

Основной задачей топогеодезического обеспечения боя является обеспечение штабов и войск топографическими картами и планами городов, исходными астрономо-геодезическими данными, специальными картами, фотодокументами местности и цифровой информацией о местности.

Топогеодезическое обеспечение организуют штабы на основе решения командира на бой и распоряжения по топогеодезическому обеспечению вышестоящего штаба. Осуществляют топогеодезическое обеспечение воинские части и подразделения Топографической службы, а в соединениях, частях и подразделениях, где их нет, - командиры и штабы силами соединений, частей и подразделений.

Обеспечение войск топографическими картами включает: изготовление и обновление топографических карт, создание необходимого их запаса, своевременное доведение карт до штабов и войск при подготовке боя и дообеспечение ими в ходе боя.

Для обеспечения боевой подготовки и боевых действий войск заблаговременно создаются и доводятся до войск топографиче­ские карты масштабов 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000 и 1:1 000 000, а на отдельные рубежи и районы - карты масштаба 1:25 000. Для детального изучения крупных и наиболее важных населенных пунктов и прилегающей к ним местности, а также для ориентирования, целеуказания и управления, топогеодезической привязки элементов боевых порядков войск и определения коор­динат целей (объектов) при ведении боя в населенном пункте и на подступах к нему создаются планы городов, а в отдельных случаях - схемы населенных пунктов в более крупном масштабе.

При обеспечении топографическими картами руководствуются следующими принципами:

Заблаговременное создание запасов карт на складах (базах) топографических карт, в штабах частей и подразделений;

Обеспечение войск картами организуется на конкретные рай­оны по принципу «сверху-вниз» вышестоящим штабом, который несет ответственность за своевременное истребование, получение и доведение карт до подчиненных штабов и войск;

Каждая командно-штабная инстанция обеспечивается топо­графическими картами тех масштабов, которые наилучшим образом соответствуют характеру выполняемых ими задач;

Картами обеспечиваются каждый офицер и командиры боевых машин (бронетранспортеров, танков и т.д.), а вышестоящие штабы и командиры обеспечиваются дополнительно картами тех масштабов, которые положены их подчиненным командирам и штабам (например, командиры батальонов помимо положенной им карты масштаба 1:200 000 обеспечиваются еще картой масштаба 1:100 000, которую имеют подчиненные им командиры рот и взводов);

Доведение карт до командиров всех степеней осуществляется до постановки им боевых задач или, как исключение, одновременно с получением боевого приказа;

Замена устаревших карт картами новых изданий во всех командно-штабных инстанциях проводится одновременно.

Районы создания запасов топографических карт, порядок и нормы обеспечения ими войск устанавливаются соответствующими приказами и наставлениями.

Вывод: В первом вопросе мы рассмотрели предмет, задачи военной топографии и задачи топогеодезического обеспечения и можем сделать вывод, что основной задачей топогеодезического обеспечения боя является обеспечение штабов и войск топографическими картами и планами городов, исходными астрономо-геодезическими данными, специальными картами, фотодокументами местности и цифровой информацией о местности.

Вопрос № 2. Топографические планы и карты. Классификация карт. Разграфка и номенклатура топографических карт. Истребование карт и правила обращения с ними.

Картографические изображения земной поверхности в зависимости от способов их составления и размеров изображаемой на них территории принято разделять на планы и карты. При съемке небольших участков местности уровненную поверхность, как указывалось ранее, можно принимать за плоскость и без заметных на чертеже искажений получить их картографическое изображение с сохранением полного подобия всех очертаний местности. Такое уменьшенное, точное и подробное изображение на плоскости небольшого участка местности, принимаемого за плоскость, называется топографическим планом или просто планом.

При изображении на плоскости обширных земных пространств приходится учитывать кривизну уровненной поверхности, применяя для этого ту или иную картографическую проекцию. Такое изображение всей земной поверхности или значительной ее части, выполненное на плоскости в какой-либо проекции, т. е. составленное по вычерченной предварительно картографической сетке, называется картой.Все карты, изображающие поверхность Земли, в том числе моря и океаны, называются географическими. Однако на практике к собственно географическим картам относят лишь карты более мелких масштабов, на которых все линейные размеры земной поверхности уменьшены более чем в миллион раз, карты же масштаба 1:1 000 000 и крупнее, подробно изображающие поверхность земной суши, называют топографическими.

На топографических картах, особенно на картах более крупных масштабов, с предельной точностью и полнотой, допускаемой масштабом, изображаются все подробности местности - как рельеф, так и местные предметы.

Топографические карты крупных масштабов (1:25000, 1:50000 и 1:100000) изготовляются, как правило, по аэроснимкам с использованием результатов инструментальных измерений на местности. По этим картам затем составляются топографические карты более мелких масштабов (1:200000, 1:560000, 1:1000000), которые в свою очередь служат основой для составления географических карт.

Карты с данными о поверхности дна морей, океанов или других водоемов называются гидрографическими (морскими, речными, озерными). Они составляются по результатам специальных работ, основным содержанием которых являются промеры глубин водоемов и определение характера дна.

Карты, основное содержание которых составляют какие-либо специальные данные, отсутствующие или недостаточно полно отображаемые на общегеографических или топографических картах, называются специальными. К специальным картам, создаваемым для войск, относятся, например, дорожные, аэронавигационные и ряд других. Наряду с этим большое применение в войсках имеют планы городов, которые создаются в масштабах 1: 10000 и 1:25 000. Кроме традиционных топографических и специальных карт на бумажной основе в штабах и войсках находят применение цифровые (электронные) топографические и специальные карты,а по своему ис­пользованию в различных звеньях управления - на тактические, опертивно-тактические, оперативные и для общей оценки местности.

Разграфка и номенклатура топографических карт.

Изображение математической поверхности Земли на топографических картах всего масштабного ряда представлено картографической сеткой (параллелями и меридианами). Такое представление земной поверхности является удобным для изображения любых территорий. Ранее мы установили, что деление земного эллипсоида на 6-градусные зоны является оптимальным, поскольку искажения проекций не превышают предельной графической точ­ности измерений на карте. Эти обстоятельства послужили основой для принятия в 1891 г. на Пятом международном географическом конгрессе в г. Берне постановления о составлении международной карты земного шара масштаба 1:1 000 000 независимо от размеров принятого эллипсоида и выбранной проекции. В соответствии с международными правилами листы карты миллионного масштаба получают делением проекции каждой 6-градусной зоны на части через 4°. Таким образом, для листов карты масштаба 1:1 000 000 принята международная разграфка.

Совокупность трапеций, заключенных между смежными параллелями международной разграфки, называется рядом. Ряды, начиная от экватора к полюсам, обозначаются буквами латинского алфавита. Порядковый номер буквы в алфавите является номером ряда от экватора (табл. 1).

Таблица 1.

Ряд, обозначенный буквой V, является последним. Порядковый номер его 22. Параллель, которая отделяет этот ряд от полюса, равна 88°. Сегмент около полюса, ограниченный параллелью 88°, обозначают последней по алфавиту буквой Z (рис. 1).

Совокупность трапеций, лежащих между смежными меридианами международной разграфки, называется колонной.

Колонны обозначаются цифрами от 1 до 60 и отсчитываются от меридиана, противоположного Гринвичскому, против хода часовой стрелки (с запада на восток). Таким образом, от меридиана 180° до нулевого будет 30 колонн и от нулевого меридиана к востоку до меридиана 180° еще 30 колонн, а всего 60 колонн (рис. 1).

Рис. 1. Международная разграфка карты масштаба 1:1000000.

Система счета рядов и колонн легла в основу обозначения (нумерации) листов карты масштаба 1:1 000 000. Так, например, лист карты, на котором находится столица России г. Москва, обозначается N-37 (пересечение пояса N с колонной под номером 37), г. Париж расположен на листе М-31, г. Дели - на листе Н-43, г. Лондон - на листе М-30.

Обозначение отдельных листов топографических карт по определенной системе называется номенклатурой листов карт. Номенклатура необходима для подбора карт нужных масштабов на определенный район, для учета, выдачи, систематизации карт при хранении на складах и для одновременной работы со многими листами карт.

Исходя из принципа деления земной поверхности на листы карты миллионного масштаба, мы получим два листа с одной и той же номенклатурой: один в Северном, другой в Южном полушариях. Чтобы исключить повторение номенклатур, к номенклатуре листа карты на Южном полушарии добавляют в скобках буквы ЮП. Кроме того, на картах всех масштабов над северной рамкой листа помещается название наиболее значительного населенного пункта из числа изображенных на листе карты, а если населенных пунктов на покрываемой листом территории нет, то название какого-либо другого крупного или важного объекта (гора, озеро и т. д.). Принятая международная система деления земной поверхности на листы карты масштаба 1:1 000 000 служит основой разграфки и номенклатуры карт масштабов 1:500 000, 1:200 000 и 1:100 000.

Одним из основных принципов обеспечения войск топографи­ческими картами является принцип обеспечения каждой командно-штабной инстанции картами тех масштабов, которые соответствуют характеру решаемых ими задач. Следовательно, потребность подразделения (части, соединения) в картах того или иного масштаба будет зависеть от количества командно-штабных инстанций, решающих примерно одинаковые задачи, то есть от организационно-штатной структуры подразделения (части, соединения) и характера использования ими карт. При этом учитывая, что они действуют на одной и той же местности, это будет потребность в картах одной номенклатуры.

Задача определения необходимых номенклатурных листов то­пографических карт в практике войск возникает постоянно. Ее можно решить несколькими способами.

Определение номенклатуры листа карты по сборным таблицам . Для быстрого определения номенклатуры, подбора нужных листов карт на тот или иной район при топогеодезическом обеспече­нии войск и подсчете необходимого их количества существуют так называемые сборные таблицы. Они представляют собой специально составленные схемы, разграфленные (меридианами и параллелями) на листы карт различных масштабов. На сборных таблицах показаны крупные населенные пункты, пути сообщения, реки, озера, водохранилища, границы. Сборные таблицы создаются для карт масштабов 1:1 000 000, 1:500 000, 1:200 000, 1:100 000 и 1:50 000 (рис. 2).

Разграфка листов карты масштаба 1:1 000 000 на сборных таблицах выделяется более толстыми линиями. Ряды этих листов подписаны буквами латинского алфавита вдоль восточной и западной сторон рамки, а колонны - арабскими цифрами вдоль северной и южной сторон. Номера листов карт масштабов 1:200 000 и 1:100 000 показаны внутри. Чтобы не загромождать таблицу цифрами, нумеруются не все листы этих карт. На сборных таблицах карт масштабов 1:500 000 и 1:50 000 буквенные обозначения листов не даются.

Выписка номенклатуры нужных листов карт производится сле­ва направо и сверху вниз.

Например, если требуется получить карты масштабов 1:1000000, 1:500000 и 1:200000 на район Пестово, Вышний Волочек, Санково (рис. 2), необходимо взять следующие номенклатурные листы карт:

1:1000000: О-36,-37;

1:1:500000: О-36-Б,-Г; О-37-А,-В;

1:1:200000: О-36-XVII, -XVIII, -XXIV;

О-37-XIII, -XIX, XX.

Рис. 2. Фрагмент сборной таблицы карты масштаба 1:50000.

После выписки номенклатур составляется заявка-наряд на топографические карты, которая представляется в довольствующий орган топографической службы при истребовании (получении) и сдаче карт.

Карты в заявке-наряде перечисляются по масштабам, начиная с более крупного, с указанием их основных учетных признаков. Номенклатуры листов карт перечисляются в порядке чтения сборной таблицы: слева направо и сверху вниз. По каждому масштабу подводится итог количества запрашиваемых карт. В конце заявки-наряда указывается общий итог - цифрами и прописью.

Для машинного учета карт заявка-наряд может быть составлена в шифрах. При этом используются наиболее существенные признаки, которые отображаются в учетных документах, а именно: тип, масштаб, вид издания, полушарие, номенклатура, компоновка, гриф секретности, год издания. Систематизированная запись шифров всех признаков листа карты образует ее полный код.

В боевых условиях заявка-наряд на топографические карты оформляется на сборной таблице, где цветом, соответствующим масштабу карт, показываются районы, на которые необходимы карты, и их количество.

Ответственность за снабжение картами частей и подразделений несет вышестоящий штаб. Командиры взводов и рот и им равные получают карты в штабе батальона (дивизиона); батальоны (дивизионы) обеспечиваются картами штабом части.

Определение номенклатуры листа карты путем вычисления . Вы­полняется, если известны широта и долгота какого-нибудь объекта, расположенного на данном листе карты.

Пусть требуется найти номенклатуру листа карты масштаба 1:25 000 по заданным геодезическим координатам: В = 34°31" с.ш., L = 69° 18" в.д. Задача решается по методу от общего к частному, то есть вначале определяется номенклатура миллионного листа, а затем номенклатура листа более крупного масштаба.

Определение номенклатуры листа карты масштаба 1:1 000 000 выполняют в такой последовательности:

Определяют номер ряда (широту объекта делят на 4° и округляют полученный результат до большего целого числа: (34,5°:4°=8,6), следовательно, ряд имеет номер 9 и обозначен прописной буквой латинского алфавита I);

Определяют номер колонны (число градусов долготы делят на 6° и округляют до большего целого числа (69,3°:6=11,5=12), затем к полученному результату прибавляют 30 (12 + 30=42), номер колонны будет 42).

Следовательно, номенклатура листа карты масштаба 1:1 000 000 будет 1-42.

Для определения номенклатуры листа карты масштаба 1:100 000:

Вычисляют границы миллионного листа (номер ряда умножают на 4° и получают широту северной параллели листа миллионной карты 9 4°=36°, южная параллель будет иметь широту на 4° меньше - 32°; номер зоны умножают на 6° и получают долготу восточного меридиана (12 6°=72°), западный меридиан листа будет иметь долготу на 6° меньше - 66°);

Строят на бумаге миллионный лист с разграфкой на стотысячный масштаб (рис. 3); зная, что лист карты масштаба 1:100 000 по широте 20", а по долготе 30", находят его номер - 55.

Номенклатура листа карты масштаба 1:100 000 будет 1-42-55.

Определение номенклатур листов карт масштабов 1:50 000 и 1:25 000 выполняют в такой последовательности:

Строят на бумаге лист карты масштаба 1:100 000 с номенклатурой 1-42-55 и подписывают геодезические координаты его углов (рис. 4а);

Зная разграфку стотысячного листа, на листы карты масштаба 1:50 000 получают номенклатуру 1-42-55-Б;

Зная разграфку пятидесятитысячного листа, на листы карты масштаба 1:25 000 получают номенклатуру 1-42-55-Б-в (рис. 4а).

Таким образом, точка с геодезическими координатами В = = 34°31" с.ш., L =69°18" в.д. расположена на листе карты с номенклатурой 1-42-55-Б-в.

Для определения номенклатур смежных листов карт (листов карт, примыкающих к искомому листу какого-либо масштаба) нужно составить схему расположения данного листа карты относительно смежных листов этого же масштаба (рис. 4б). Согласно этой схеме выписывают все восемь листов, расположенных вокруг данного листа. Чтобы облегчить решение указанной задачи, на каждом листе карты со всех четырех его сторон в разрыве внешней рамки печатается номенклатура смежных листов.

Рис. 3. Определение номенклатуры листа карты масштаба 1:100000.

Рис. 4а. Определение номенклатуры листов карт масштабов 1:50000, 1:25000.

Рис. 4б. Определение номенклатуры смежных листов.

Для определения номенклатуры листов топографических карт масштабов 1:50 000 1:1 000 000 и определения номенклатур смежных листов можно использовать специальную таблицу - таблицу Волотовского .

Вывод: Во втором вопросе мы рассмотрели топографические планы, карты, классификацию карт, разграфку их и номенклатуру, а также порядок истребования карт и можем сделать вывод, что умение работать с топографическими картами необходимо для выполнения боевых задач.


Военная топография дает знания о местности, учит способам ориентирования на ней, умелому использованию топографических карт при выполнении различных задач, а так же приемам работы с картой на местности и составлению графических документов.

Знания военной топографии позволяют командиру более полно оценить обстановку, принять наиболее целесообразное решение лучше организовать наблюдение и систему огня, полнее использовать тактические и защитные свойства местности в интересах успешного выполнения боевых задач.


30.1 Местность и ее значение в бою
Топографические элементы местности. Под понятием местности имеется в виду определенный участок земной поверхности, на котором предстоит выполнять полученную задачу. Местность оказывает существенное влияние на боевые действия войск.

Основными топографическими элементами местности являются рельеф и местные предметы. Неровности, образующие земную поверхность, называются рельефом местности, а все расположенные на ней естественные и искусственные предметы - местными предметами.

По характеру рельефа местность подразделяют на равнинную, холмистую и горную. От степени пересеченности различными препятствиями (оврагами, лощинами, реками, канавами и т.п.) влияющими на передвижение войск, она подразделяется на сильнопересеченную, среднепересеченную и слабопересеченную. По условиям маскировки и наблюдения местность может быть закрытой, полузакрытой и открытой. Каждый из видов местности по-своему влияет на боевые действия войск.

Способы изучения местности. Непосредственный осмотр местности в районе действий отделения и наблюдение за местностью в районе противника - основные способы изучения местности командиром отделения. Непосредственный осмотр местности позволяет оценить ее тактические и защитные свойства.

Наблюдением за местностью в районе противника можно установить наличие и характер естественных препятствий, командные высоты в его расположении, наличие удобных подступов к противнику и от него в сторону наших войск, изменения, происходящие на местности, занимаемой противником.

Изучение местности позволяет командиру определить места расположения огневых средств противника, его наблюдательных пунктов, возможные направления подхода к нашей обороне, вероятные направления атаки танков, возможности скрытного передвижения и другие данные, которые необходимы для принятия решения.


30.2 Топографические карты
Наиболее полные и подробные сведения о местности дает топографическая карта, содержащая точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа. По ней можно изучить и оценить местность, определить координаты целей, производить целеуказание и решать другие задачи.

Топографической картой называется подробное и точное изображение местности в уменьшенном виде. Топографические карты составляются в масштабах: 1:25000; 1:50000; 1:100000; 1:200000; 1:500000; 1:1000000. Карта 1:25000 создается на особо важные в военном и экономическом отношении районы. Для решения боевых задач подразделения обеспечиваются картами масштабов 1:25000 (если имеется) 1:50000; 1:100000. Основной картой считается карта 1:50000. Она доводится до каждого командира отделения.

Топографические карты издаются отдельными листами, ограниченными рамками. Сторонами рамок служат меридианы и параллели. Каждый лист карты ориентирован так, что верхняя сторона рамки является северной, а нижняя - южной. Каждому листу даётся своя номенклатура - буквенно-цифровое обозначение. Если к одному листу нужно подклеить смежные листы, то их номенклатуру можно узнать по подписям на рамке с соответствующей стороны.

Под нижней стороной рамки каждого листа карты указывается ее масштаб. Он дается в виде дроби и в виде линии, на отрезках которой подписаны соответствующие им расстояния на местности, в первом случае масштаб называется численным, а во втором - линейным. Здесь же указывается и величина масштаба - расстояние в метрах или километрах, соответствующее одному сантиметру на карте.

На крупные населенные пункты, как правило, создаются планы городов 1:10000 или 1:25000, которые позволяют с большей подробностью показать характер изображаемого населенного пункта. План города предназначен для детального изучения и оценки застройки самого города, местности в его черте и на ближайших подступах к нему.

Измерение расстояний по карте. Чтобы определить расстояние между точками местности, надо по карте измерить циркулем или линейкой расстояние между этими точками в сантиметрах и, пользуясь численным масштабом, умножить полученное число на величину масштаба.

При определении длины маршрута по карте необходимо вносить поправки на рельеф (подъем и спуски) и извилистость дорог. Поправка на увеличение длины маршрута, измеренного по карте 1:50000, в горной местности - 1,15, в холмистой - 1,05; по карте 1:100000 соответственно -1,20 и 1,10. Например, по карте 1:50000 измерено расстояние 150 км, местность горная. Действительное расстояние будет 150х1,15 = 172,5 км.

Определение по карте координат точек местности и объектов (целей). Координатами называются угловые или линейные величины, определяющие положение точки на какой-либо поверхности или в пространстве. При определении координат точек (целей) на местности по карте широко применяются плоские прямоугольные координаты. Плоские прямоугольные координаты (рисунок 30.1 а) - линейные величины, определяющие положение точек на плоскости относительно установленного начала координат. В общем случае за начало координат принимается точка пересечения двух взаимно перпендикулярных линий (оси координат).

Вертикальная ось называется осью икс (X), а горизонтальная - осью игрек (У). Положение точки М определяется отрезками осей Оа и Об или, что то же самое, кратчайшими отрезками (перпендикулярами) от определяемой точки до соответствующих осей координат.

На топографических картах система плоских прямоугольных координат дается в виде сетки взаимно перпендикулярных линий, проведенных на равных расстояниях одна от другой и образующих сетку квадратов, которая называется координатной или километровой сеткой.

Чтобы указать приближенно местоположение какого-либо местного предмета (объекта, цели), достаточно указать квадрат сетки, в которой он расположен. Квадрат всегда указывается подписями километровых линий, пересечением которых образован его юго-западный (нижний левый) угол.

а б

Рисунок 30.1 - Плоские прямоугольные координаты:

а - оси прямоугольных координат; б - определение координат по карте

и нанесение точек на карту по известным координатам


При указании квадрата надо придерживаться обязательного правила: сначала назвать две цифры, подписанные у горизонтальной линии, т. е. координату X, а затем две цифры, подписанные у вертикальной линии, т. е. координату Y. При этом цифры пишутся и произносятся слитно, без разделения их на Х и Y, например, «девяносто ноль два (9002)», «восемьдесят восемь ноль четыре (8804)».

Определение по карте координат точек производится в следующем порядке. Определяют расстояния (по перпендикуляру) в метрах сначала от горизонтальной линии (нижней стороны квадрата), а затем от левой вертикальной линии (левой стороны квадрата), в котором находится эта точка. Полученные расстояния в метрах прибавляют к значениям координат линий в километрах, от которых измерялось расстояние до точки: расстояние от нижней горизонтальной стороны квадрата прибавляют к координате X, а расстояние от левой вертикальной стороны квадрата - к координате Y. Полученные величины и будут координатами точки. На рисунке 29.1, б даны сокращенные координаты моста: X=15650; Y=52530. Полные координаты точки: x = 6015650; y = 3452530.

Нанесение на карту целей, ориентиров или других объектов по их известным координатам . Допустим, что цель (пулемет) на местности расположена в точке, ничем не отмеченной на карте, но известны ее координаты: x = 15175; y = 52420. Для нанесения ее на карту необходимо определить квадрат, в котором находится цель. Две первые цифры у координат Х и У (десятки и единицы километров) показывают, что цель находится в квадрате 1552 (15 - горизонтальная линия, 52 - вертикальная линия). В квадрате 1552 отложим по вертикальным линиям сетки 175 м, нанесем точки и соединим их прямой. На этой прямой где-то находится цель. По прочерченной линии вправо от вертикальной линии сетки, имеющей надпись 52, отложим отрезок 420 м и нанесем точку. Полученная точка и будет местом расположения цели на карте (в нашем примере - пулемет).
30.3 Ориентирование на местности
Сущность ориентирования. Ориентироваться на местности - это значит определить стороны горизонта и свое место относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа, выбрать нужное для движения направление и выдерживать его в пути. В основе ориентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи. Ориентиром может служить любой местный предмет, который резко бросается в глаза при взгляде на местность. Ориентиры выбираются по возможности равномерно по фронту и в глубину, чтобы обеспечить более точное и быстрое указание цели, появившейся в любом месте. Выбранные ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника (рисунок 30.2).


Рисунок 30.2 - Вариант выбора ориентиров


Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное название, соответствующее его внешним отличительным признакам, например: куст «Зеленый», высота «Круглая». При движении на машине ориентирами выбираются такие местные предметы (элементы рельефа), которые могут быть быстро опознаны еще при подходе к ним, например, населенные пункты, мосты, высоты с характерными вершинами и т. п.

Определение сторон горизонта. Стороны горизонта определяются по компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов. Для определения направления на стороны горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно, то справа будет восток, слева – запад, а в противоположном северу направлении – юг. Между ними находятся промежуточные направления: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.

Для определения сторон по компасу надо держать компас горизонтально и, отпустив тормоз стрелки, повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса буквы (С, Ю, В, 3) на шкале будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад (у некоторых компасов вместо буквы «С» нанесен большой штрих).

По Солнцу и часам стороны горизонта определяются в такой последовательности: часы держат горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце; угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1 разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.

По Полярной звезде также можно определить стороны горизонта. Она всегда находится на севере, а отыскивается она по созвездию Большой Медведицы.

При определении сторон горизонта по некоторым признакам местных предметов необходимо знать, что:

Муравейники почти всегда находятся к югу от ближайших деревьев, пней, кустов; южная сторона муравейника положе северной;

Мох и лишайники покрывают стволы деревьев, камни, скалы, старые деревянные постройки с северной стороны;

Кора деревьев с северной стороны обычно бывает грубее и темнее, чем с южной;

Просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают почти строго по линии север - юг и восток - запад;

На торцах столбов, устанавливаемых на перекрестках просек в лесу, кварталы нумеруются с запада на восток (слева направо). Цифры с меньшими номерами располагаются на северо-западе и северо-востоке, с большими - на юго-западе и юго-востоке.

При ориентировании в горах, кроме описанных признаков следует знать, что приближенное направление на север и юг можно определить по снежным полям, которые на северных склонах всегда более мощные и спускаются ниже, чем на южных.

Движение по азимутам. Сущность движения по азимутам состоит в умении найти и выдерживать с помощью компаса указанное или намеченное место. Для этого надо знать данные для движения - магнитные азимуты с одного ориентира на другой и расстояние между ориентирами. Данные для движения командиру отделения указывает обычно командир взвода, который одновременно с постановкой задачи вручает ему схему маршрута или таблицу азимутов. Иногда эти данные готовит сам командир отделения.

Подготовка данных для движения по азимутам проводится по карте и включает изучение местности и выбор маршрута движения, выбор ориентиров на участках маршрута, измерение расстояний до них, определение магнитных азимутов между выбранными ориентирами, составление и оформление схемы (таблицы) движения. Выбранные ориентиры на карте обводят кружками и соединяют прямыми линиями.

Определение магнитных азимутов производится, как правило, с помощью транспортира. Для этого поступают так: (рисунок 30.3)

Соединяют ориентиры (первый и второй) прямой линией и продолжают ее до пересечения с одной из вертикальных линий километровой сетки;

Направление сарай - яма пересекло линию километровой сетки, обозначенную числом 61, а направление сарай - мост пересекло линию километровой сетки, обозначенную числом 60;

Прикладывают транспортир к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы его центр на линейке совместился с точкой пересечения направления между ориентирами с вертикальной линией километровой сетки, а крайние деления шкалы транспортира (0 и 180°) совместились с направлением этой линии;

По ходу часовой стрелки от северного направления вертикальной линии до пересечения с направлением на предмет отсчитывают по шкале транспортира искомый угол (на рисунке 30.3, б он равен 65°). Этот угол называется дирекционным углом.

Если измеренный угол будет больше 180°, то в этом случае транспортир поворачивают полуокружностью влево и, произведя отсчет по ходу часовой стрелки, прибавляют к полученному отсчету 180°. На рисунке 30.3, а измеренный угол между предметами сарай - мост будет равен 274° (94 0 +180 0 =274 0).

а б
Рисунок 30.3 - Измерения по карте угла от северного направления

вертикальной линии километровой сетки до направления на местный предмет:

а - дирекционный угол направления на мост равен 274°; б - дирекционный угол направления на яму равен 65°
В полученное значение угла вводят поправку направления с обратным знаком, которая берется из чертежа, помещенного на карте, и слагается из магнитного склонения и сближения меридианов (рисунок 30.4), и получают значение магнитного азимута. На рисунке 30.3, б измеренный угол сарай - яма равен 65°, поправка направления равна +8° (6°+2°=8), магнитный азимут равен 57° (65 0 -8 0 =57 0).

Рисунок 30.4 – Склонение магнитной стрелки, сближение меридианов

и поправка направления
Если движение будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводится в пары шагов. Для этого расстояние между ориентирами в метрах делится на длину своей пары шагов. Например, при длине пары шагов 1,5 м расстояние между первым и вторым ориентирами будет равно 633 (950:1,5=633) парам шагов. Полученные по карте данные для движения по азимутам оформляются в виде схемы маршрута, вариант которой показан на рисунке 30.5.

Иногда вместо схемы составляется таблица, которая применительно к нашему примеру будет иметь следующее содержание (таблица 30.1)

В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, подготовка данных для движения упрощается и сводится к определению азимута одного направления, по которому ведется наступление. Чаще всего это будет делаться не по карте, а непосредственно на местности; азимут направления наступления в этом случае в этом случае объявляется устно, схема (таблица) движения не составляется.
Таблица 30.1 - Данные для движения по азимутам

Участки пути



Магнитный азимут (АМ), градусы

Расстояние,

Расстояние, пара шагов

Северная окраина Никитское - брод

34

950

633

Брод - пересечение просеки с лесной дорогой

12

900

600

Пересечение просеки с лесной дорогой - отдельно лежащий камень

333

1250

833

Отдельно лежащий камень – мост

47

1400

933



Движение по азимутам осуществляется как в пешем порядке, так и на машинах. Порядок движения по азимутам в пешем порядке рассмотрим на примере, показанном на рисунке 30.5.

Рисунок 30.5 – Схема маршрута для движения по азимутам

В начальной точке маршрута (ориентир первый - Никитское) на компасе устанавливают азимут направления от Никитское на брод (ориентир второй), т.е. 34°. Сориентировав компас, визируют через прорезь и мушку вперед от себя и замечают на местности какой-нибудь удаленный предмет, находящийся строго в этом направлении. Это будет промежуточный или вспомогательный ориентир, который в дальнейшем используется для выдерживания направления. В направлении этого ориентира начинают движение, ведя при этом счет парам шагов. В нашем примере на первом участке пути промежуточным (вспомогательным) ориентиром выбран отдельный куст. Дойдя до него, снова определяют по компасу направление движения на ориентир второй по тому же азимуту 34°, что и на исходной точке. На этом направлении замечают следующий промежуточный ориентир (например, скопление камней) и продолжают движение на него и т. д., пока не будет пройдено заданное расстояние (633 пары шагов) от ориентира первого (Никитское) до ориентира второго (брод).

У ориентира второго указатель мушки устанавливают на новый отсчет, равный магнитному азимуту на ориентир третий, направление от брода до пересечения просеки с дорогой, т. е. на 12°, и затем повторяют те же действия, что и при движении к ориентиру второму. Таким образом, движение по азимутам совершается последовательным переходом от одного ориентира к другому с использованием в пути промежуточных ориентиров. Если направление движения совпадает с прямолинейным местным предметом (линия связи, просека, берег канала, канава и т. п.), движение совершается вдоль него и остается лишь вести счет парам шагов.

Движение по азимутам на машинах. В качестве ориентиров по маршруту движения надо выбирать такие местные предметы, которые хорошо будут заметны непосредственно из машин: высоты, отдельные рощи, населенные пункты, а также развилки, пересечения и резкие повороты дорог, мосты, переезды через железные дороги и т. п. Ориентиры целесообразно назначать на удалении 15 - 20 мин движения (10 - 15 км). Данные для движения оформляются на схеме, которая по сравнению со схемой для движения в пешем порядке отличается более увеличенными размерами, расстояния между ориентирами подписываются не в шагах, а в километрах. Кроме того, на схеме маршрута целесообразно более подробно показать характер и конфигурацию дорог, примыкающих к маршруту, характерные ориентиры вдоль маршрута и в стороне от него и другие подробности местности, которые могут облегчить ориентирование в пути, не снижая скорости движения.

На исходном пункте маршрута записывают показания спидометра, устанавливают на компасе азимут движения, намечают в направлении движения вспомогательный ориентир и начинают движение. В пути правильность движения сверяется по изображенным на схеме ориентирам, расположенным в стороне от маршрута движения, а также по промежуточным ориентирам. При подъезде к повороту необходимо несколько замедлить скорость движения, опознать ориентир, у которого намечен поворот маршрута, и, если место и направление поворота не вызывают сомнения, сделать поворот и продолжать движение, не останавливая машины. При выезде на новый участок маршрута проверить азимут направления движения по компасу. При этом необходимо учитывать, что при работе в машине показания компаса под влиянием магнитного поля машины могут быть ошибочными, причем ошибки возможны в пределах 10 - 15°. Поэтому в случае необходимости уточнить азимут направления дальнейшего движения надо выйти из машины и отойти от нее на 30 - 40 м.

Обход препятствий. В боевой обстановке на маршруте движения нередко могут встретиться не только естественные, но и искусственные препятствия (минные поля, завалы в лесу и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Обход препятствий совершается так: на противоположной стороне препятствия точно по направлению движения замечают какой-нибудь местный предмет и глазомерно определяют расстояние; подсчитывают расстояние, пройденное до точки остановки перед препятствием, а затем, обойдя препятствие, выходят к замеченному предмету на противоположной стороне препятствия; встав у этого предмета, прибавляют к расстоянию, пройденному до точки остановки, измеренную ширину препятствий и, определив по компасу направление дальнейшего пути, продолжают движение.

Ориентирование на местности по карте. При работе с картой на местности, прежде всего карту надо ориентировать, т. е. держать ее так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена на север. При таком положении карты все направления на окружающие местные предметы совпадут с этими же направлениями на карте, а взаимное расположение местных предметов на местности и их условных знаков на карте будет сходным.

Карту можно ориентировать одним из следующих способов: по линиям местности, по направлениям на местные предметы и по компасу.

Определение на карте места своего нахождения. Это место можно определить одним из следующих способов: по ближайшим местным предметам, промером расстояния и обратной засечкой.

Для определения своего места по ближайшим местным предметам надо ориентировать карту и опознать на ней и на местности один-два предмета. Затем глазомерно определить свое место относительно этих предметов на местности.

Определение места своего нахождения промером расстояния применяется обычно при движении по дороге или вдоль какого-либо другого местного предмета, имеющего линейное начертание на местности и обозначенного на карте. Начав движение от опознанного на местности и на карте местного предмета, ведут измерение пройденного пути (по спидометру, шагами, по времени движения и т. п.). Место своего нахождения всегда можно определить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное от исходной точки по направлению движения.

Обратной засечкой свое место легко определить по местным предметам, расположенным в стороне от дороги или другого линейного ориентира, вдоль которого осуществляется движение. Для этого надо ориентировать карту и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир. Приложив на карте линейку к изображению этого ориентира и не нарушая ориентировки карты, визируют на предмет по линейке, поворачивая ее около условного знака ориентира. Когда ориентир окажется на линии визирования, а край линейки коснется его условного знака, прочерчивают линию от ориентира на себя. Место пересечения этой линии с дорогой и будет местом, где мы находимся.

Нанесение на карту местных предметов осуществляется в такой последовательности: определяют на карте точку своего стояния; прикладывают к точке стояния линейку и, не сбивая ориентировки карты, поворачивают линейку около точки стояния, визируя через нее на предмет, видимый на местности, и прочерчивают вдоль края линейки направление; на прочерченном направлении откладывают от точки стояния измеренное расстояние в масштабе карты; полученная точка укажет положение предмета на карте.

Ориентирование по карте в движении. До начала движения надо по карте хорошо изучить выбранный или указанный маршрут, определить и запомнить общее направление движения относительно сторон горизонта, расположения своих войск и войск противника. Затем выбрать и отметить на карте ориентиры по маршруту. В качестве таких ориентиров могут быть населенные пункты, перекрестки основных дорог, отдельные рощи, характерные высоты и другие местные предметы. После этого измерить и записать на карте расстояние между ними, определить общую протяженность маршрута и время, необходимое для движения. Двигаясь от одного ориентира к другому, надо сличать карту с местностью и определять на ней место своего нахождения, используя для этого показания спидометра. Особенно тщательно надо проверять правильность движения при выезде из населенных пунктов, на перекрестках и развилках дорог. Въезжая в лес или на местность, бедную ориентирами, необходимо заметить время по часам, а затем, учитывая скорость движения, проверять по карте свое местоположение по ориентирам, определяя пройденное до них расстояние по времени движения.

При подготовке к движению ночью ориентиры по маршруту движения выбираются на более близких один от другого расстояниях. В качестве ориентиров надо выбирать такие местные предметы, которые легко могут быть опознаны в темноте. Движение ночью вне дорог совершается, как правило, по азимутам.

При движении в горном районе надо учитывать естественные особенности горной местности, которые иногда могут нанести гораздо больший урон, чем противник. Поэтому при планировании маршрута передвижения следует изучить во всех подробностях и всеми доступными способами рельеф окружающей местности и предусмотреть либо обход опасных участков, либо принятие защитных мер от снежных лавин, селевых потоков, обвалов скал и льда, в том числе и вызываемых искусственно.

Для обеспечения надежного ориентирования и выдерживания маршрута движения в любых условиях местности и видимости широко применяются специальные приборы. Наибольшее распространение получил простой и надежный прибор - гирополукомпас. Преимущество гирополукомпаса состоит в том, что его ось ни при каких условиях не отклоняется от заданного направления. При прямолинейном движении машины отсчет на шкале прибора остается неизменным. Изменение отсчета дает сигнал об отклонении от заданного направления. Для восстановления нужного направления надо развернуть машину так, чтобы индекс показал прежний (начальный) отсчет.

При подготовке к движению на машине с гирополукомпасом, необходимо на карте провести прямую линию, соединяющую исходный и конечный пункты движения, и определить ее азимут. На исходной точке с помощью компаса определяется направление, соответствующее этому азимуту, и намечается на местности самый удаленный ориентир, расположенный по направлению линии заданного движения. Затем включается гирополукомпас, машина становится так, чтобы она была направлена точно в сторону намеченного ориентира. В этом положении замечается на шкале прибора отсчет, фиксирующий положение оси гироскопа. Во время движения нужно следить за постоянством отсчета, и заданное направление будет выдерживаться.

Широкие возможности для ориентирования на местности представляют портативные (размером приблизительно 5 см х 15 см х 3 см и весом 250 - 300 гр.) спутниковые навигационные приемники, работающие по сигналам космиче­ских радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и ОР8 (США).

Приемники позволяют автоматически определять координаты местоположения, производить непрерывное счисление пройденного пути, определять среднюю скорость и направление движения и др. Получаемые результаты выводятся на табло приемника в виде цифровых данных или в виде светящейся точки (символа), перемещающегося по намеченному маршруту на фоне карты местности.

Для обеспечения устойчивой работы спутникового навигационного приемника нужно соблюдать следующие основные правила:

1. Углы закрытия горизонта в точке работы с приемником не должны превышать 15°, а сектор закрытия (по горизонту) не должен быть больше 90°.

2. Не следует работать с приемником вблизи высоких зданий и сооружений, железобетонных и кирпичных заборов и т. п.

3. Нежелательно вести наблюдения вблизи работающих транспортных и электроэнергетических установок, а также вблизи действующих высоковольтных линий электропередачи и подземных кабельных сетей.

4. В зоне леса место для наблюдений следует набирать так, чтобы не находиться под кронами деревьев. Лучше, если это будет поляна.

Для работы приемника более предпочтительны открытые возвышенные места, так как при этом возрастает вероятность видимости большего числа спутников.

Работа приемника внутри помещений, а также внутри боевых машин невозможна.