Самоходная артиллерийская установка мста. Модернизированная САУ «Мста-М

Несмотря на возросшую роль авиации в военных конфликтах, которую мы видим на протяжении последних десятилетий, артиллерия остается весьма важным фактором, очень часто решающим исход боевых действий. Особенно это справедливо для самоходных артиллерийских установок, они действительно оправдывают титул «бога войны».

В настоящее время во многих странах мира идут работы по созданию новых самоходных артиллерийских установок (САУ) и модернизации старых. Еще одним популярным направлением является разработка новых видов боеприпасов, создание управляемых снарядов, повышение их мощности и дальности стрельбы. Прогресс в разработке систем заряжания, увеличение точности и мобильности, делают САУ очень эффективным средством, которому под силу решать множество задач.

Самоходная артиллерийская установка – это орудие (часто большого калибра), установленное на гусеничное или колесное шасси, используемое для непосредственной поддержки пехоты и бронетехники.

История

История самоходок начинается на заре XX столетия. Особенно бурно развивался этот вид бронетехники во время мировых войн. От танка САУ отличается характером задач, ими решаемых, а также своей конструкцией – балансом огневой мощи, подвижности и защищенности.

По сравнению с танком, у самоходных установок слабее защита и гораздо выше огневая мощь.

В Советском Союзе после войны работы над созданием новых самоходных установок были приостановлены. В то время больше внимания уделялось различным ракетным системам и авиации. Только в конце 60-х годов началась разработка сразу нескольких самоходных артиллерийских систем. Некоторые из них используются и поныне («Акация », «Тюльпан », «Гиацинт »).

САУ «Акация», которая имела калибр 152 мм, до середины 70-х годов ничем не уступала аналогичным образцам вооружений вероятного противника, но затем страны НАТО начали разработку новой 155-мм гаубицы, что имела дальность стрельбы выше, чем у советских орудий. Артиллерия противника получала возможность безнаказанно вести огонь по второму эшелону войск, уничтожать боевую технику, которая еще не добралась до линии фронта.

В СССР запускаются работы по созданию САУ следующего поколения, с характеристиками, которые бы не уступали западным аналогам. Работы по созданию новой, 152-мм гаубицы, начинаются сразу в нескольких конструкторских бюро.

Официальное задание на создание новой 152-мм САУ конструкторы получили в 1980 году. Новая машина получила название «Мста-С», она должна была заменить устаревшую на тот момент, 152-мм САУ «Акация».

В 1983 году был готов опытный образец, который в следующем году его отправили на испытания. Первоначально машина была сделана на базе основного танка Т-72, но испытания выявили существенные недостатки такого решения, и самым главным из них была сильная раскачка орудия во время стрельбы. Было принято решения заменить часть элементов ходовой части артиллерийской установки на те, которые применялись на танке Т-80. Такое решение позволило в значительной степени избавиться от этой проблемы.

В 1986 году начался этап государственных испытаний. Гаубица «Мста-С» в 1989 году была взята на вооружение. В 1986 году на вооружение также было принято буксируемое орудие 2А65 «Мста-Б», которое имело сходную качающуюся часть. В следующем году началось серийное производство 2А65 на Мотовилихинских заводах. 2А65 «Мста-Б» до сих пор используется армиями бывших советских республик, этих пушек было выпущено более 1200 единиц.

В 1985 году была попытка поставить это самоходное орудие на колесное шасси. Основой для САУ должен был стать грузовой автомобиль КрАЗ-6316. Однако, испытания показали множество недостатков подобного решения и от дальнейших работ отказались.

Был создан специальный тренажер для обучения расчетов новой самоходной пушки.

Для производства САУ был создан новый завод в Стерлитамаке, ее выпуск начался в 1988 году, то есть еще до официального принятия на вооружение. После распада СССР производство было перенесено на Уральский завод транспортного машиностроения. В 1998 году одна САУ стоила 1,6 миллиона долларов.

Позже была проведена модернизация артиллерийской установки, планировали существенно увеличить дальности ее стрельбы. Новая модификация получила название «Мста-СМ». Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась до тридцати километров, а активно-реактивным превысила сорок километров. Скорострельность орудия выросла в 1,4 раза.

Многие наработки и конструкторские решения, которые были созданы во время работы над САУ «Мста-СМ», нашли свое применение при проектировании самоходки нового поколения – «Коалиции ».

Одновременно шли работы по модернизации гаубиц «Мста-С». Эти орудия активно применялись во время операций на Северном Кавказе. Стало понятно, что система управления огнем гаубицы не соответствует требованиям времени. В 1998 году на машину была установлена автоматизированная система управления огнем, к 2002 году закончилась разработка специального программного обеспечения, которое могло бы корректировать стрельбу прямо в режиме реального времени. Стоимость новой САУ «Мста-С» выросла до трех миллионов долларов. Также были попытки создать новую машину с пушкой калибром 155 мм, которые используются в странах блока НАТО.

Еще одна модернизация машины была предпринята ЦКБ «Титан» в 2012 году. «Мста-С» получила новую систему управления огнем, навигационные приборы, скорострельность была повышена до 10 выстрелов в минуту. Самоходка получила новую важную возможность – «огненный шквал». Цель накрывается одновременно несколькими снарядами, выпущенными по разным траекториям. В 2012 году завершились государственные испытания этой модификации и уже в следующем году 35 единиц поступили в войска.

В настоящее время «Мста-С» находится на вооружении семи стран. Больше всего этих машин сегодня в российской армии. На втором месте идет Венесуэла, а на третьем – Украина. В России 2014 году насчитывалось около 600 таких машин, 150 из которых находились на консервации.

Самоходная гаубица «Мста-С» существенно превосходит орудия предыдущего поколения («Акация»), она имеет большую дальность стрельбы, скорострельность, более мощные боеприпасы. Но стоит отметить, что «Мста-С» является более сложной в управлении и обслуживании и поэтому подготовить артиллерийский расчет довольно сложно.

Описание Савушки

Самоходная гаубица «Мста-С» создана для уничтожения артиллерии противника, его бронетехники и противотанковых средств, штабов и других пунктов управления, разрушения фортификационных сооружений, а также для уничтожения тактических ядерных средств противника. Это высокомобильный комплекс, который может за короткий период времени наносить мощные удары по врагу и стремительно уходить от ответного удара.

САУ может вести огонь с закрытых позиций и прямой наводкой. Орудие можно использовать в условиях гористой местности, угол возвышения ствола орудия (до +50°) вполне позволяет это делать. Могут использоваться боеприпасы, находящиеся в боеукладке, так и подавать выстрелы, находящиеся на грунте.

«Мста-С» - это тяжелая гаубица (свыше 40 тонн). Боевое отделение находится в средней части машины, отделение управления – в носовой части, в задней части расположено силовое отделение. Корпус в целом повторяет геометрию корпуса танка Т-72, но бронирование гаубицы намного слабее.

В башне расположено орудие 2А64, а также места для членов экипажа: командира машины, наводчика и двух заряжающих. Командирское место обеспечено вращающей башенкой. Также в башне находятся прицельные приспособления : панорамный прицел (1П22) и прицел прямой наводки (1 П23).

На крыше башни расположен 12,7-мм пулемет. Он управляется дистанционно. Заряжание полуавтоматическое, оно обеспечивает 7-8 выстрелов в минуту, если используется внутренний боезапас, 6-7 выстрелов в минуту – при подаче боеприпасов с грунта. Боекомплект включает в себя 50 выстрелов и находится в башне.

В кормовой части машины находится дизельный 12-цилиндровый двигатель В-84А, а также элементы трансмиссии. Двигатель может использовать шесть разных видов топлива. Ходовая часть во многом похожа на ходовую часть танка Т-80.

«Мста-С» может использовать несколько типов осколочно-фугасных и активно-реактивных снарядов, кассетными боеприпасами, а также целым рядом управляемых и корректируемых снарядов. Также можно вести огонь специальными боеприпасами, которые используют для установки помех связи. САУ может использовать для стрельбы управляемые снаряды «Краснополь-М1», которые направляются по лазерному лучу.

Гаубица оснащена системой автоматизированного наведения, а также системой восстановления наводки сразу после произведенного выстрела.

Технические характеристики

Ниже указаны основные ТТХ САУ «Мста-С».

Характеристики 2С19 «Мста-С»
Длина с пушкой, мм 11917
Длина корпуса, мм 6040
Ширина, мм 3584
Высота, мм 2985
Колея, мм 2800
Клиренс, мм 435
Вооружение 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50), пулемет НСВТ (300)
Максимальная дальность стрельбы, км 24,7
Минимальная дальность стрельбы, км 6,5
Скорострельность, выстрелов в минуту 7-8
Угол возвышения/склонения, град +68/-4
Угол горизонтального наведения, град 360
Начальная скорость, м/с 828
Масса, кг 43,56
Масса установки, т 42 ± 2,5%
Экипаж, чел 5
Двигатель (тип) В-84А
Мощность двигателя, л. с. 840
Максимальная скорость движения, км/час 60
Запас хода, км 500

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

«Мста-С» - мощная современная САУ с гаубицей калибра 152 мм, оснащенная автоматизированной системой заряжания. Максимальный угол возвышения орудия в 68° позволяет вести огонь с большого расстояния (до 30 км). «Мста-С» предназначена для поражения артиллерийских батарей, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, уничтожения живой силы и огневых средств, вооружения и военной техники. САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 м (с оборудованием для подводного вождения - до 5 м).

«Мста-С» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, кумулятивные, кассетные, активно-реактивные, генерирующие помехи, целеуказательные, атомные (мощностью 2,5 килотонны) и высокоточные - планирующие корректируемые снаряды с лазерным наведением «Краснополь» и «Краснополь-М», оснащенные выдвигающимися аэродинамическими рулями и стабилизаторами. Огонь «Мсты-С» могут корректировать беспилотные летательные аппараты (БПЛА), а система управления огнем (СУО) может «запоминать» более десятка целей.

Тактико-технические характеристики САУ 2С19М2 «Мста-С»

Начало серийного производства

5 человек (7 - при стрельбе с грунта)

Боевая масса

нарезная гаубица 2А64М2

Калибр орудия

Длина ствола

47 калибров

Скорострельность

10 выстрелов в минуту

Боезапас

50 выстрелов

29 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 25 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 12,7-мм НСВТ

Мощность двигателя

Скорость по шоссе

Запас хода

Длина корпуса

Длина с пушкой вперед

Ширина корпуса

история создания

Разработка самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» («Объект 316») началась в 1976 году. «Мста-С» была ответом СССР на SP70 - новую самоходную гаубицу НАТО с максимальной дальностью стрельбы 30 км. У советской САУ 2С3 «Акация» (которую должна была заменить «Мста-С») предельная дальность стрельбы составляла 20 км, и нужно было восстановить паритет.

В Центральном конструкторском бюро УЗТМ (ныне ЦКБ «Трансмаш») параллельно с «Объектом 316» разрабатывался альтернативный вариант перспективной самоходной гаубицы - «Объект 327». Его орудие размещалось не в башне, а на вращающейся площадке; заряжание было полностью автоматизировано. Из-за сложности доработки эта версия САУ в производство не пошла.

Опытно-конструкторские работы по «Мсте-С» стартовали в 1980 году. На шасси танка Т-72 была размещена массивная башня весом 13,5 т, в которой находилась гаубица 2А64 калибра 152 мм. По итогам полевых испытаний в 1984 году для устранения раскачки орудия торсионы и катки ходовой части были заменены на компоненты от Т-80. В 1986 году была выпущена установочная партия из 6 САУ, в 1988 году началось серийное производство, а в 1989-м «Мста-С» поступила на вооружение Советской армии.

Фотографии предоставлены РИА Новости

«Мста-С» модернизировалась дважды. В 2008 году армия России получила первые САУ модели 2С19М1 с автоматизированной системой управления огнем (СУО) «Успех-С». В 2013 году в части поступили самоходные гаубицы 2С19М2, оснащенные новым орудием 2А64М2 с улучшенной скорострельностью (10 вместо 7–8 выстрелов в минуту) и комплекcом «Накидка», защищающим САУ от высокоточного оружия.

предприятие-изготовитель

АО «Уралтрансмаш»

История Уральского завода транспортного машиностроения началась в 1817 году - с основания в Екатеринбурге Мельковской золотопромывальной фабрики. Золотоносных песков хватило только на 12 лет, и фабрика была закрыта. В начале 1840-х в ее производственных помещениях разместилась Мельковская мануфактура, выпускавшая паровые машины и котлы. Завод привлекал квалифицированных рабочих и инженеров; к концу XIX века на нем делали турбины, горнодобывающее оборудование, подъемные краны, локомобили и прокатные станы.

В 1917 году предприятие было национализировано. В 1936 году на нем был налажен выпуск оборудования для нефтедобычи. В начале Великой Отечественной войны на завод были эвакуированы несколько предприятий Москвы, Сталинграда и Подольска. За годы войны были изготовлены 1238 легких танков Т-60 и Т-70, десятки тысяч узлов и деталей для танков Т-34, ИС-2 и ИС-3, самоходных артиллерийских установок СУ-85, СУ-100, ИС-152.

В 1942 году на заводе была создана специальная конструкторская группа, впоследствии преобразованная в Центральное конструкторское бюро «Трансмаш» - головное КБ СССР и (впоследствии) России по разработке самоходной артиллерии. ЦКБ «Трансмаш» разработало и модернизировало около 40 моделей военной техники, включая производившиеся на Уралтрансмаше САУ «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт-С», «Мста-С», зенитно-ракетный комплекс «Круг», гусеничные минные заградители ГМЗ, ГМЗ-2, ГМЗ-3. В 2016 году в ЦКБ «Трансмаш» работает более 150 человек; средний возраст конструкторов - 43 года. Молодые специалисты, доля которых составляет 46%, приходят в ЦКБ из Уральского федерального университета (Екатеринбург), Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), Балтийского государственного технического университета «Военмех» (Калининград).

В настоящее время ФГУП «Уралтрансмаш» входит в структуру Научно-промышленной корпорации «Уралвагонзавод» и является единственным российским предприятием, производящим САУ. Завод выпускает и мирную продукцию - лифтовые лебедки, станки-качалки для добычи нефти, низкопольные трамваи. Уралтрансмаш разработал и изготовил трамвай R1 (Russia One), который пользователи Рунета нарекли «трамваем Дарта Вейдера» из-за антрацитового цвета и впечатляющего внешнего вида.

«Конструирование боевой машины - это сложный и долгий коллективный труд. Но в итоге именно ты как главный конструктор должен выбрать наиболее перспективную разработку. Это твоя ответственность. Цена ошибки - не только годы труда, вложенные средства, но и человеческие жизни».

Главный конструктор САУ «Мста-С» Юрий Васильевич Томашов родился 8 августа 1929 года. Он начал карьеру помощником мастера на Уралмашзаводе в 1948 году. После окончания вечернего отделения Уральского политехнического института в 1954-м Юрий Васильевич начал работать на Уралтрансмаше (тогда УЗТМ), где прошел путь от техника-конструктора до генерального конструктора (которым он стал в 1978 году). Заместителем главного конструктора ЦКБ «Трансмаш» (тогда ОКБ-3) Юрий Васильевич был назначен в возрасте 31 года. При участии и под руководством Ю. В. Томашова разработано 35 моделей военной техники. 20 из них были приняты на вооружение, в том числе 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан», дальнобойная самоходная 152-мм пушка 2С5 «Гиацинт».

Ю. В. Томашов часто выезжал на полевые испытания прототипов и принимал участие в доводке техники. Посидев в кресле командира «Акации» во время стрельб, он предложил решение проблемы загазованности боевого отделения САУ (создание внутри кабины избыточного давления). Юрий Васильевич, обладатель более 60 авторских свидетельств на изобретения, нашел ответ на многие инженерные задачи - в частности, механизировал заряжание «Тюльпана», вес снарядов которого составляет от 130 кг (осколочно-фугасных) до 228 кг (активно-реактивных).

Изобретательский талант Юрия Васильевича нашел применение не только в ВПК. Томашов занимался и разработками гражданской направленности. Под его руководством были созданы автомобильный самосвал с разгрузкой на обе стороны ЗИЛ-УЗТрМ-345 и установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм».

Самая известная работа конструктора - «Мста-С». Юрий Васильевич руководил ее проектированием, испытаниями, модификацией и даже разрабатывал на ее основе перспективный лазерный танк. Конструктор в шутку называет мощную САУ своей «лебединой песней» - он и сейчас сотрудничает с Уралтрансмашем, консультируя молодых коллег по широкому кругу вопросов.

Ю. В.Томашов - лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Ленина (дважды), Трудового Красного знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

«Мста-С»: база для «лазерного танка»

«Мста-С» несколько раз модернизировалась; на ее основе пытались создать колесную САУ (на шасси от тяжелого грузовика КрАЗ). Но самая интересная модификация «Мсты-С» - самоходный лазерный комплекс (СЛК). Устройство под названием «Сжатие» не было так называемым «бумажным танком» - концептом, существовавшим только на чертежах. Это был полностью функциональный прототип, который показал хорошие результаты во время испытаний на полигоне в 1992 году. Лазерный излучатель для «Сжатия» разработало НПО «Астрофизика» под руководством Н. Д. Устинова. Основным элементом был искусственный цилиндрический кристалл рубина (по другим данным - алюмоиттриевого граната с добавкой неодима) весом 30 кг. Роль ЦКБ «Трансмаш», по словам генерального конструктора Ю. В. Томашова, заключалась в том, чтобы создать «броневой носитель, который нес установку бережно». Для этого потребовалось значительно увеличить башню «Мсты-С» и найти место для генераторов, заряжавших конденсаторы, от которых запитывалась батарея из 16 лазеров. 12 лазеров были боевыми, а остальные использовались для зондирования (поиска бликующих линз) и наведения на цель. СЛК 1К17 «Сжатие» не был первой машиной своего типа. В 1982 году Советская армия приняла на вооружение СЛК 1К11 «Стилет» на шасси ГМЗ, тоже созданное ЦКБ «Трансмаш» и НПО «Астрофизика». СЛК «Сжатие» был гораздо мощнее «Стилета» и мог выжигать светочувствительные элементы различных систем бронетехники противника лучами с разной длиной волны. Это делало бесполезными защитные фильтры.

СЛК «Сжатие» наносил необратимые повреждения оптике бронетехники на расстоянии до 8 км (что гораздо дальше максимального расстояния поражения любым танковым снарядом). По понятным причинам СЛК мог стрелять только прямой наводкой. Его эффективность зависела не только от рельефа, но и от погодных условий, конденсаторы долго заряжались, а цена была очень высокой. Последнее обстоятельство предопределило то, что массово «лазерный танк» не производился. И теперь на единственный экземпляр «Сжатия» можно посмотреть в военно-техническом музее в Ивановском. Посмотреть с гордостью: этот продукт отечественного ВПК опередил технологии остального мира как минимум на 10 лет.

САУ 2С3 «Акация»

Обзор

«Акация» - первая отечественная серийная самоходная 152-мм гаубица второго поколения с большим максимальным углом возвышения орудия (60°), возможностью вести круговой обстрел и механизированным заряжанием. Ее боевое назначение - уничтожение бронетехники, артиллерии, пунктов управления и живой силы противника с разных дистанций (преимущественно с закрытых позиций). САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1 метра.

САУ «Акация» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, активно-реактивные, кумулятивные, бронебойные, осветительные, химические и тактические ядерные (мощностью в 2 килотонны). Новые модификации «Акации» могут использовать высокоточные боеприпасы - корректируемый снаряд «Сантиметр» и управляемый крылатый снаряд «Краснополь».

Тактико-технические характеристики САУ 2С3М2 «Акация»

Начало серийного производства

4 человека (6 - при заряжании с грунта)

Боевая масса

нарезная гаубица 2A33

Калибр орудия

Длина ствола

28 калибров

Скорострельность

3–4 выстрела в минуту

Боезапас

46 выстрелов

Максимальная дальность стрельбы

17,3 км (осколочно-фугасным снарядом), 20,5 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 20 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 7,62-мм ПКТ

Мощность двигателя

Скорость по шоссе

Запас хода

Длина корпуса

Длина с пушкой вперед

Ширина корпуса

история создания

САУ 2С3 «Акация» - первая самоходная гаубица СССР после долгого перерыва. В 1955 году с подачи Н. С. Хрущева артиллерию объявили морально устаревшей. Работы над перспективными САУ были свернуты; уже готовые прототипы (например, СУ-152Г) в массовое производство не поступили. Предполагалось, что будущее - за ракетными технологиями, развивавшимися тогда очень быстро. Интересно, что США примерно в тот же период совершили схожую с советской ошибку, лишив свои самолеты-истребители F4B и F4C пушек и оставив только ракеты.

Вьетнамская война показала, что пушки - и авиационные, и самоходные - было рано списывать в утиль. F4 несли потери в боях с вооруженными пушками «МиГ». В наземных операциях доказала свою эффективность американская 155-мм самоходная гаубица М109 «Паладин», производство которой началось в 1963 году. Советское руководство осознало необходимость развивать самоходную артиллерию, и в 1965 году разработка отечественных САУ возобновилась.

САУ 2С3 «Акация» - советский ответ «Паладину» - была разработана в сжатые сроки в ОКБ «Трансмаш» под руководством Г. С. Ефимова. Конструкторы и инженеры работали без отпусков и выходных; первые опытные образцы 2С3 были изготовлены в конце 1968 года, а в 1971-м САУ была принята на вооружение Советской армии. Шасси «Акации» было создано на основе шасси зенитно-ракетного комплекса «Круг». Орудием стала 152-мм гаубица 2А33, унифицированная по баллистике и используемым боеприпасам с буксируемой гаубицей Д-20. По компоновке (переднему расположению моторно-трансмиссионного отделения) САУ 2С3 «Акация» получилась схожей с «Паладином».

Первые варианты 2С3 превосходили M109 по ряду характеристик - дальности стрельбы, подвижности, защите. В дальнейшем американский соперник 2С3 вышел вперед по дальнобойности за счет установки нового орудия в одной из ранних модификаций (все равно проигрывая «Мсте-С», а позднее - «Коалиции-СВ»). «Акация» же получила увеличенный (с 40 до 46 выстрелов) возимый боезапас и механизацию подачи снарядов с грунта (в модификации 2С3М 1975 года), новый панорамный прицел (2С3М1, 1987 год), автоматизированную систему управления наведением и огнем (СУАНО) «Механизатор-М» и систему для стрельбы дымовыми гранатами (2С3М2, 2006 год). Опытная модификация 2С3М3 предусматривает установку новой СУАНО и новой гаубицы 2А33, использующей боеприпасы «Мсты-С».

Биография главного конструктора

Георгий Сергеевич Ефимов родился 7 августа 1910 года в Царицыне (впоследствии Сталинград, ныне Волгоград). Работать начал в 13 лет чертежником на заводе «Баррикады», в 1929 году перешел на Сталинградский тракторный завод (СТЗ). В 1935 году окончил вечернее отделение Сталинградского механического института. В 1941–1945 годах работал в Особом конструкторском бюро (ОКБ) опытного завода №100 в составе Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), был ведущим инженером тяжелого танка ИС-3. В 1945–1947 годах Г. С. Ефремов работал на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) ведущим инженером в Особом конструкторском бюро танков (ОКБТ) Ж. Я. Котина. В 1947 году перешел на Уралмашзавод в ОКБ-3, где в 1953 году стал генеральным конструктором, сменив Л. И. Горлицкого; на этой должности Георгий Сергеевич проработал до своей смерти в 1978 году.

Г. С. Ефимов реорганизовал структуру ОКБ-3; при нем оно получило собственный опытный цех, были созданы несколько бюро по направлениям. Большое значение генеральный конструктор придавал подбору перспективных молодых специалистов. Все это позволило создавать новые модели бронетехники раз в 2–3 года. Под руководством Георгия Сергеевича было разработано 24 проекта боевых машин, 13 из которых были приняты на вооружение. Среди них - зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей», зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель ГМЗ («Объект 118»), 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» и 152-мм дальнобойная самоходная пушка 2С5 «Гиацинт». Среди инженерных традиций, заложенных Г. С. Ефимовым, - автоматизация боеукладки САУ и использование в конструкции САУ новых материалов (легких сплавов и неметаллов).

Г. С. Ефимов - лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

Классическое шасси «Акации»

При том, что серийное производство «Акации» было начато 46 лет назад (в 1970 году, за год до принятия САУ на вооружение), порядка 1850 единиц 2С3 в настоящее время находятся на вооружении армии России.

«Акацию» можно назвать «заслуженной» или «классической» машиной; в особенности это относится к ее шасси. Если собственно САУ была разработана в конце 1960-х, то платформа «Акации» создавалась в 1947–1952 годах, когда ОКБ-3 руководил Лев Израилевич Горлицкий. На базе шасси с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) были созданы самоходные пушки СУ-100П и СУ-152П, самоходная гаубица СУ-152Г. Изделия были рекомендованы для принятия на вооружение, но по не зависевшим от конструкторов причинам в серийное производство не пошли. Уникальность платформы, которая после доработки под руководством Г. С. Ефимова была использована для создания зенитно-ракетного комплекса «Круг» и (впоследствии) САУ «Акация», в том, что она не была основана на каком-либо танке. Будущее шасси «Акации» было разработано с нуля; все его базовые узлы - трансмиссия, ходовая часть, моторные системы - были собственной конструкции ОКБ-3. В 2017 году классическому шасси «Акации» исполнится 70 лет.

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Самоходка, способная уничтожить систему ПРО и защитить от ядерной ракеты.
От угрозы начала ядерной войны между СССР и США спасали многочисленные военные разработки этих же держав. Большая часть оружейной техники, созданной в этот период, до сих пор защищает американскую и российскую границы. Сегодня "РГ" рассказывает о достоинствах самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С19 "Мста-С", одной из немногих, способных как уничтожать ядерные ракеты и ПВО противника, так и самой стать "пращой" для таких ракет.

Дитя гонки вооружений

Самоходная артиллерийская установка 2С19 "Мста-С" калибра 152-мм была принята на вооружение в 1989 году. Гонка вооружений, на фоне подходившей к концу "холодной войны", постоянно требовала от СССР и США совершенствования технологии в области военного дела. К началу разработки новой САУ на охране границ Советского Союза уже числились такие замечательные самоходки как "Акация", "Гиацинт" и "Тюльпан". Кстати, такая цветочная фантазия берет свое начало в 1968 году: именно тогда главное ракетно-артиллерийское управление министерства обороны решило присваивать новым самоходкам индексы по названиям цветов. "Мста-С" одно из немногих исключений из этого правила.

2С19 "Мста-С" разрабатывалась для замены САУ "Акация", а одним из основных требуемых изменений новой САУ должна была стать увеличенная дальность полета снаряда. Стоящая на вооружении "Акация" отвечала базовым требованиям советских артиллеристов, но к середине 70-х годов прошлого века руководство НАТО поставило перед собой приоритет в разработке дальнобойной артиллерии. Артиллерия США, "Бог войны", могла дотянуться ядерным снарядом до тылов стран "Варшавского договора" и еще на подступах к возможной линии фронта оставить не у дел союзные войска. Так, один из первых прототипов натовских FH-70 мог прицельно стрелять до 24 километров обычным и до 30-35 километров реактивным снарядом, советские же САУ по типу "Акации" ограничивались дальностью в 15-20 километров.

Главными разработчиками "Мста-С" назначили УЗТМ (ныне - "Уралтрансмаш"), расположенный в Екатеринбурге. В промежутке с 1976 по 1986 год были созданы десятки чертежей, несколько макетов и прототипов будущей артиллерии. Изначально базой для самоходки должен был стать советский танк Т-72, но при прохождении испытаний оказалось, что его ходовая часть не выдерживает возросшей нагрузки, особенно на передние катки. При стрельбе орудие САУ давало сильный крен и раскачивалось, а возможный запас хода по пересеченной местности был куда ниже ожидаемого. Опираясь на все эти недостатки, конструкторы решили заменить часть узлов базы Т-72 на более современный Т-80, в особенности шасси и катки. К 1989 году 2С19 "Мста-С" была принята на вооружение СССР.

Тактический щит

2С19 "Мста-С" предназначена для уничтожения и поражения тактических ядерных средств, например, авиационных бомб, головных частей ракет, артиллерийских снарядов, мин, глубинных бомб, торпед, артиллерии противника, танков, живой силы, фортификационных укреплений и средств ПВО и ПРО. Последний пункт возможного уничтожения представляет особый интерес, ведь не дать противнику воспользоваться самым разрушительным оружием и есть основное назначение САУ. Например, у возможного противника есть сосредоточение авиационных бомб с ядерными боеголовками или замаскированные ПВО - используем корректируемые снаряды "Сантиметр" и "Краснополь". Специально разработанные для 2С19 "Мста-С" снаряды повышенной точности позволяют точечно ликвидировать военную мощь врага, не повредив объекты инфраструктуры. Особенно актуально применение данных снарядов для исключения или минимизации жертв гражданского населения.

Впервые "Мста-С" использовались в борьбе с бандформированиями во время первой чеченской кампании. САУ активно применяли в 1999 году в ходе антитеррористических операций на Кавказе.

Движение - жизнь, и почивать на лаврах успеха создатели 2С19 "Мста-С" не собираются. После использования машины в чеченских кампаниях были сделаны некоторые конструкторские изменения и дополнения, а на данный момент известно о дальнейших шагах модернизации самоходки. Новая 152-мм гаубица 2А64М2 отличается от старшего брата лучшей скорострельностью и точностью наведения, система управления огнем полностью автоматизирована, а также реализована возможность атаковать противников "огненным дождем". Фактически одна САУ выпускает несколько снарядов с разной скоростью и по разной траектории, но во врага они все прилетят одновременно и нанесут чудовищный урон. Новая модель также имеет все современные средства маскировки, например, передовой комплекс "Накидка". Он позволяет практически полностью стереть артиллерию с радаров противника, работающих в тепловом и радиолокационном диапазоне.

Классика конструкции

2С19 "Мста-С" выполнена по классической компоновке - бронированная башня с 152-миллиметровым орудием 2А64, которая установлена на специально разработанном самоходном гусеничном шасси с моторным отделением в кормовой части. Базой для САУ послужил симбиоз узлов советских танков Т-72 и Т-80. Бронирование самоходной установки несколько слабее, чем у упомянутых выше танков, что легко объясняется самим ее назначением. В башне, помимо орудия 2А64, расположены приборы наблюдения, автомат заряжания снарядов и сами снаряды, находящиеся в специальных контейнерах. Боекомплект рассчитан на 50 выстрелов, а скорострельность около 7-8 выстрелов в минуту.

Типы снарядов, которые могут быть использованы:

Осколочно-фугасный "Сантиметр"

Осколочно-фугасный "Краснополь"

Осколочно-фугасный с газогенератором

Кассетный с осколочными боевыми элементами

Кассетный с кумулятивно-осколочными боевыми элементами

Постановщик помех КВ УКВ связи в диапазоне 1,5-120 МГц

Машина имеет весь комплекс средств наблюдения, от приборов ночного видения до нескольких видов комбинированных прицелов. Маскировка осуществляется уже упомянутым комплексом "Накидка" и собственной системой стрельбы 81-миллиметровыми дымовыми гранатами.

2С19 «Мста-С»

Мощная «самоходка» для тактических побед

В ближайшие три года российская армия получит 42 модернизированные самоходные артиллерийские установки «Мста-С» – это один из крупнейших контрактов прошедшего форума «Армия-2016». Речь идет о версии 2С19М2, усовершенствованной самоходной гаубице нового поколения.

САУ или танк?

Самоходная артиллерийская установка (САУ, в народе «самоходка») – это артиллерийское орудие на самоходном шасси. САУ могут быть бронированными или нет, на гусеничном или колесном шасси, иметь поворотную башенную или рубочную установку орудия. Некоторые САУ с башенной установкой орудия по виду напоминают танки, но на деле это принципиально разные машины. Главное отличие заключается в основном назначении: танки предназначены для непосредственного участия в боях, в том числе ближних, а самоходные установки осуществляют артиллерийскую поддержку с дальних позиций.


Славная история «самоходок»

Современные САУ – это в основном самоходные гаубицы и зенитные артиллерийские установки. Все они являются «потомками» советских самоходок, которые внесли немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Осенью 1942 года немецкие войска на подступах к Ленинграду впервые испытали в бою свой тяжёлый танк «Тигр» – именно он, по мнению Гитлера, должен был завершить затянувшийся блицкриг. Главным противником немецкого «Тигра» стала советская самоходная артиллерийская установка СУ-122 – опытный образец был изготовлен всего за месяц, а в конце декабря 1942-го первые машины уже ушли на фронт.

Самая первая СУ-76, созданная на основе Т-70, более мощная СУ-85 на базе танка Т-34, легендарная СУ-100 с улучшенной защитой, «героиня» битвы на Курской дуге СУ-152 – советские «самоходки» массово использовались на всех фронтах Великой Отечественной для истребления вражеских танков.


Комсомольцы передают самоходные установки экипажу, прибывшему на завод с фронта, сентябрь 1942 года
Самоходные артиллерийские установки выдвигаются на передовую, проходя мимо Нарвских ворот, ноябрь 1942 года
Солдат в самоходной артиллерийской установке, март 1943 года
Экипажи получают боевое задание. Подразделение легких артиллерийских самоходных установок перед выходом на огневые позиции. 3-й Белорусский фронт (Восточная Пруссия), 15 марта 1945 года
Самоходная артиллерийская установка прокладывает путь штурмовым группам советских войск в городе Данциге (Гданьске), 24 марта 1945 года
Немецкие самоходные артиллерийские установки – трофеи советских войск, 10 мая 1945 года
Самоходные артиллерийские установки движутся к Красной площади для участия в параде Победы, 26 июня 1945 года

Вместо «цветочной династии»

После войны, с развитием технологий, штурмовые и противотанковые САУ на время уступили место более совершенным ракетным системам. Но ракетное оружие не смогло полностью вытеснить ствольную артиллерию, и самоходные артиллерийские установки, претерпев значительную модернизацию, вернулись в строй. Основное развитие шло в направлении увеличения максимальной дальности стрельбы, повышения скорострельности и точности поражения цели.

В 1989 году на вооружение была принята 2С19 «Мста-С» – дивизионная самоходная гаубица калибра 152 мм. К началу ее разработки границы СССР уже охраняли самоходки с красивыми «цветочными» названия – «Акация», «Гиацинт» и «Тюльпан», но «гонка вооружений» между Советским Союзом и НАТО требовала дальнейшего наращивания боевых характеристик.

Новая машина «Мста-С» получила менее поэтическое наименование. Разрабатывать «самоходку» поручили ОКБ-3 «Свердловского завода транспортного машиностроения». 2С19 создавалась с применением узлов моторно-трансмиссионной установки Т-72 и ходовой части Т-80. «Мста-С» превосходила «Акацию» по ряду технических характеристик, в частности, по дальности стрельбы – 29,06 против 20,3 километров. Впервые на практике были решены несколько важных задач: обеспечена высокая скорострельность, создана система управления наведением орудия, сократившая количество операций, выполняемых наводчиком вручную, реализован автоматический выброс стреляных гильз из боевого отделения.

Главные особенности

1 «Мста-С» может выполнять огневой налёт одним орудием, когда несколько снарядов выстреливаются последовательно по разным траекториям и достигают цели почти одновременно.


2 «Мста-С» может вести огонь по видимым целям прямой наводкой, в том числе в горах.


Типы целей: тактические ядерные средства, артиллерийские и минометные батареи, танки и другая бронированная техника, живая сила, средства ПВО и ПРО, пункты управления.

3 «Мста-С» начинает стрельбу без дополнительной подготовки, а после залпа быстро покидает огневую позицию.


указаны максимальные значения

4 «Мста-С» может вести огонь возимым боекомплектом из боеукладки, расположенной в башне, и с подачей выстрелов с грунта.


Система подачи снарядов автоматизирована, переход к другому способу ведения огня происходит без потери скорострельности, которая составляет 8 выстрелов в минуту.

Инновации в деле

«Мста-С» оснащена всеми необходимыми современными электронными бортовыми системами, позволяющими быстро и эффективно решать навигационные, коммуникационные, огневые задачи, что делает её современным высокоэффективным образцом артиллерийского вооружения.


Самоходная гаубица «Мста-С» 2С19М1 оснащена автоматизированной системой управления наведением и огнем, которая может сохранять 10 огневых задач одновременно.
Боевая машина весит 42 тонны, ее экипаж – 5 человек, вооружение – гаубица 2А64 калибра 152 мм и пулемет калибра 12,7 мм
При отсутствии точки наводки «Мста-С» может стрелять по «бесприцельной схеме».
Маскировочный комплект «Накидка» снижает заметность в радиолокационном и тепловом диапазонах
«Мста-С» работает при температуре от – 40 до +40 °C, в дождь, снег и при ветре до 40 м/с
Стальная броня защищает гаубицу от пуль калибра 7,62 мм с любого направления

Аликина Светлана
Жуков Сергей
Костомарова Алена
Волков Александр
Емцев Константин
Кузнецов Владимир
Елена Контузова-Вантула
Караулов Павел
Шорох Павел

Проект подготовлен на основе материалов, предоставленных корпорацией «Уралвагонзавод»

Фото: «Уралвагонзавод»; РИА Новости В проекте использован фрагмент видео, предоставленного Минобороны.
Музыка: «Dangerous» Kevin MacLeod
Licensed under Creative Commons: