Русские доспехи и оружие средневековья. Развитие доспехов в средние века в западной европе

В эпоху Средневековья человек почти всю жизнь была связана с оружием. Свободу и честь, дом и богатство не просто было защитить юридическими параграфами, судьбы людей решали поединки, битвы, восстания, мятежи, заговоры, родовые и личные распри. Все это способствовало интенсивному развитию оружейного дела.

Самой распространенной наступательным оружием были копье и длинный меч. При необходимости привлекали большой лук со стрелами, пики и арбалеты. В VII в. появилась сабля. Одним из важных нововведений в раннем Средневековье стало стремя. Без него конный воин не мог крепко держаться в седле, а кавалерия основном состояла из отрядов конных лучников, которые не дрались с врагом на мечах или копьях. Применение стремена повлияло на развитие тяжелой кавалерии - будущего рыцарства. При рукопашного боя использовали также ножи, топоры или булавы. Всадника взимали с коня с помощью алебарды - нового оружия, образованной от сочетания длинного копья с топором.

В VIII в. в бой или на поединок воин отправлялся в панцире. У бедных людей панцире были преимущественно деревянными, а в богатых - кожаные, с нашитыми на них металлическими пластинами. Позже использовали также кольчугу - защитное военное снаряжение сзади делали ее удобной при езде. Кольчуга свисала до колен. Впоследствии входят в употребление кольчужные чулки и перчатки, и все тело, кроме лица, было закрытым. С XIV в. доспехи стали сплошными. их основу составляла не кольчуга, а латы из металлических чешуек или пластинок. Это было обусловлено, с одной стороны, совершенствованием оружейного ремесла, а с другой - распространением арбалетов, против которых кольчуга надежно не защищали.

ПИКА - разновидность длинного облегченного копья с острым металлическим наконечником.

Воина закрывал капюшон, подбитый мягкой тканью. Сверху одевался шлем с защитными пластинами, прикрывали нос и щеки, или на лицо опускалось унесло со специальными прорезями для глаз. Еще одним надежным прикрытием воина был щит. На броню иногда одевалась вышитая ткань (на сайте) с гербами и другими атрибутами.

Изобретение огнестрельного оружия открыло новый этап в военном ремесле. Известно, что порох в Европу пришел с Востока через посредничество арабов. Предполагают, что активное распространение пыли связано с удачными алхимическими опытами немца Бертольда Шварца с Фрайбурга. Он был монахом-францисканцем, годы его жизни неизвестны. По одним сведениям, Б. Шварц жил в конце XIII в., По другим - во второй половине XIV в., Потому что якобы 1380 учил изготавливать порох венецианцев. В то же время начинают использовать орудия и ружья. Искусство изготовления орудий стало развитым в Западной Европе благодаря одному из самых мирных ремесел - литью колоколов.

Эти бомбарды, которых до сих пор не видели и о которых и речи никогда не было в Италии, удивительным образом изготовлены венецианцами. Верно, бомбарда - это очень мощный железный устройство: спереди у него широкий канал, в который вставляют круглый камень, а сзади - труба, вдвое длиннее, чем упомянутый канал, с которым она связана, однако узкая; со стороны дула в эту трубу закладывают черный порох, изготавливаемый из селитры, серы и древесного угля. И отверстие этого дула заслоняется деревянным затвором...

После того, как с другой стороны вложат круглый камень, к малому (воспалительного) отверстия в трубе преподносят огонь; порох воспламеняется и извержения камня происходит с огромной силой.

Средневековые люди - рыцари, купцы, ремесленники, монахи, паломники - находились в постоянном движении. Однако передвигались они довольно медленно, так как тогдашние транспортные средства не имели большой скорости. Было три вида транспорта: сухопутный, речной и морской.

Так, развитие сухопутного транспорта был тесно связан с состоянием дорог. Еще древние римляне проложили хорошо вымощенную сеть путей, которая создавалась прежде всего в военных интересах. Однако в раннем Средневековье камней и глыбы из построенных римлянами дорог иногда бездумно использовались как строительный материал. Большинство тогдашних дорог была узкой, иногда настолько, что две повозки не могли на них разъехаться. Образцовой считалась такая дорога, на которой строкой беспрепятственно могло проехать три лошади. В лучшем состоянии находились дороги Франции, благодаря внедрению королевской властью и монастырями специальных повинностей по их строительству и содержанию. Интересно, что часть из них была вымощена уже в конце XI в.

За XII-XIV вв. в связи с развитием торговли появляется множество новых путей. Происходит своеобразная «дорожная революция». Однако эти новые дороги, протоптанные полями, лугами или лесами, были преимущественно грунтовыми часто мало чем отличались от обычных троп. Передвигаться ними можно было только в хорошую погоду. Зимой и во время дождей они становились непроходимыми.

Основным способом транспортировки груза оставался вьючный. Он предусматривал доправляння упакованных груза на спинах животных, как правило, ослов или мулов. Пользовались также и телегами, запряженными сначала волами, а со временем - и лошадьми. Решающую роль в использовании лошадей в качестве тягловой силы сыграли появление хомута, железной подковы и дышла. Виз стал легче, потому что изобрели колесо со спицами и железным ободом. Параллельно с совершенствованием транспортных средств улучшались и пути сообщения. Все это вместе позволило перевозить тяжелые грузы.

Поскольку римские мосты были практически разрушены, а новых появилось не так много, потоки и реки порой приходилось переходить вброд. Более мостов начали строить в середине XII в. Так, в течение 1135-1146 pp. вблизи Регенсбурга построили каменный мост через Дунай. Чаще всего возводили мосты через небольшие реки. Преимущественно они были деревянными и порой настолько слабыми, что виз не мог ими проехать. Иногда у моста строили часовню и пожертвования верующих использовали также для ремонтных работ. Кроме того, с проезжих почти всегда собиралось мостовое пошлина. Бывало, местные феодалы умышленно портили дороги и мосты в своих владениях, чтобы с расшатанных телег падал груз. По тогдашним обычаям такой груз переходил в их собственность. Этот принцип отражен в народной поговорке: что с воза упало - то пропало. А иногда феодалы сами прибегали к разбойным нападениям.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

X в. Монах Ришер (Рихер) о состоянии средневековых мостов

В сумерках я едва разглядел городов, подъехал к нему, внимательно осмотрел и был подавлен новой неприятностью в пути. В мосту оказалось столько дыр, что в то время даже горожане вряд ли получили бы его, если бы имели насущные потребности. Мой неутомимый попутчик с Шартра, человек бывалый, опытный путешественник, поискав вокруг лодка и не найдя ни одного, вернулся к опасному мосту и, слава небу, все-таки провел по нему лошадей невредимыми. Подкладывая под ноги лошадям в местах пробелов то щит, то найденную где доску, то сгибаясь, то прямо, то медленно, а то бегом, он в конце концов успешно переправил меня с лошадьми.

Преграды на дорогах и медлительность сухопутного транспортировки делали особенно важным водный транспорт. В эпоху Средневековья такие реки, как Дунай и Рейн, составляли первостепенную линию связи и давали возможность перевозить товары и информацию гораздо быстрее, дешевле и надежнее, чем сухопутные средства. С XI в. начали прокладывать каналы, которые позволяли беспрепятственно передвигаться от одной реки к другой. Например, 1257 в Милане начал работу 50-километровый канал, строительство которого продолжалось более 80 лет. Реками, их притоками и искусственными каналами на плоскодонных барках и больших баржах перевозили объемные грузы. Баржи ходили под парусами, имели систему гребли, а при необходимости их тащили волоком. Для мелких речных переправ применяли и обычные лодки. Во время передвижения по рекам также приходилось платить пошлину.

Морской транспорт отличался от речного прежде всего своими масштабами. Морские суда двигались вдоль побережья, длительное плавание зимой считалось рискованным. В IX в. наиболее выносливыми были скандинавские суда с высокими бортами, приспособленные для дальних морских переходов. На их борту могло разместиться от 200 до 300 человек. Такие суда византийцы называли «карабия». Очевидно, отсюда и произошло слово «корабль».

За XIII-XV вв. происходят ощутимые сдвиги в судостроении. Первенство в этом деле вели немецкие и средиземноморские мастера корабельного дела. Они строили галеры, которые передвигались на веслах, иногда с помощью парусов, а также одно-, двух- и даже трехмачтовые корабли: галиота, коки, Карак. Такие суда имели емкость 500-600 тонн, на их борту могли разместиться более 1000 человек. Кроме того, появляются и совершенствуются приборы и приспособления, облегчающие мореплавание: руль, компас, морские карты. Возводятся также новые маяки. Отменяется так называемое береговое и вводится морское право, которое предполагает широкие возможности для мореплавателей. В частности, накладывается запрет на присвоение феодалами грузов с судов, разбившихся в их владениях.

Регулярного почтовой связи в период средневековья не было - письма и новости приносили послы, гонцы вообще случайные люди. Иногда важная информация приходила с большим опозданием. Например, известие о смерти немецкого императора Фридриха I Барбароссы поступила к его сыну Генриха через четыре или пять месяцев. В XIII в. из Византии в Европу было завезено специально подготовленных почтовых голубей. Препятствием для развития почтовой связи был и низкий уровень образованности общества того времени.

Люди раннего Средневековья имели диве однообразное наряд. В одежде знатного человека и крестьяне на не было больших различий. Почти не отличался мужская и женская одежда. Основу одежды составляли короткие штаны и нижнее льняная рубашка, которая достигала колен и перепоясувалася. Поверх нее надевали еще одну верхнюю рубашку, изготовленную из плотной ткани; она достигала чуть ниже пояса. У мужчин рукава верхней рубашки были длиннее и шире, чем у женщин. Все это наряд одевалось через голову, потому что пуговиц тогда еще не было. Состоятельные люди носили как верхнюю одежду еще и плащ простого покроя. Мужчины перебрасывали его через плечо, а женщины покрывали им плечи полностью. В конце раннего Средневековья начали одевать плащ с капюшоном. На ногах как у мужчин, так и у женщин были одинаковые остроносые ботинки, причем без различия на левый и правый.

Пулен - мужская обувь с длинными загнутыми вверх носками, которые иногда украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже маленькими зеркальцами.

Важным элементом одежды в эпоху раннего Средневековья был пояс, который, помимо прямого назначения, еще и заменял кармане. Дело в том, что в то время карманов как таковых не существовало. Все необходимое человек носил в мешочках и кошельках, привязанных к поясу. При необходимости в пояс зашивали монеты или письма.

В XII в. наблюдаются изменения в манере одеваться. Именно с этого времени появляются первые признаки моды, происходят относительно незначительные изменения в воображении человека о том, что стоит носить. В это время женщины начали носить юбки, а мужчины - длинные чулки, которые прикреплялись к поясу коротких штанов. К тому же фасоны одежды изменились благодаря появлению пуговиц.

Наблюдаются также различия между одеждой знати, горожан и крестьян, которые были связаны прежде всего с цветом.

Простонародье должен был носить черное, серое и коричневое платье, в то время как знать - красный, зеленый, синий. Одежда знати и горожан украшали орнаментальной вышивкой, кружевом и даже драгоценными камнями. Наряд стали изготавливать из хлопковых и шелковых тканей профессиональные ремесленники. Домотканые одежды остался только у крестьян.

В XIII в. вместо верхних рубашек стали носить приталенный шерстяную одежду, удачно подчеркивал фигуру, особенно у женщин. Другим новым элементом, в частности в богатых женщин, была безрукавка с пуговицами, украшенная вышивкой и окаймленная мехом. Самостоятельной деталью одежды становится капюшон отделился от плаща. Так появились первые головные уборы - шапки, колпаки, шляпы. Среди горожан особой популярностью береты. Состоятельные люди носили береты из дорогих тканей, украшенные мехом и драгоценными камнями.

Позднее Средневековье можно назвать карнавалом моды, ведь никогда раньше народы Западной Европы не одевались крюк прихотливо и ярко. Среди знати прослеживается стремление сделать талию как можно тоньше и у женщин, и у мужчин. Женщины пытались достичь своего идеала с помощью платья особого покроя и шнуровки. Женами не отставали и мужчины. В XIV в. мужские чулки трансформировались в штаны современного типа. Кроме того, почти каждый знатный человек начинает носить узкий короткий камзол, застегнутый на все пуговицы. Этаж камзолу и длинных за- вужених штанов одевалось еще наряд произвольного кроя с широкими рукавами или прорезями вместо них. Такой верхнюю одежду шили, как правило, из бархата.

Крестьяне носили преимущественно деревянную обувь. Грязными городскими улицами часто передвигались в патина - деревянных колодках с высокими каблуками. Другое обувь была преимущественно кожаная, без каблуков. С XII в. начали шить ботинки с вытянутыми носками. В XIV в. в Бургундии появляется особый вид обуви знатных мужчин - пулены. Моду на пулены ввели рыцари, чтобы подчеркнуть свою непричастность к физическому труду. Затем обувь стали удлинять и богатые бюргеры.

Членам королевской семьи разрешалось носить пулены длиной до 70 см, родовитым дворянам - до 60 см, простым рыцарям - до 45 см, горожанам - до 30 см, а простолюдинам - до 15 см. Длинные носки таких ботинок подвязывали к кругу или даже до пояса.

Знала эпоха Средневековья и рукавицы. их возникновения обусловили необходимость крестьянского быта. Но постепенно перчатки стали элементом роскоши и приобрели символическое значение: войти в рукавицах в церковь считалось непристойностью, пожать руку приятелю, не снимая перчатки, воспринималось как оскорбление. Вручении рукавицы означало признание вассальной зависимости. Бросить ее первым кому-либо было способом выявления презрения и вызова соперника на поединок. Перчатки были неотъемлемым атрибутом соколиной охоты, когда птицы держали на руке Изготавливали рукавицы из оленьей, телячьей и овечьей кожи.

Не только женщины, но и мужчины носили разнообразные украшения: перстни, браслеты, бусы, цепочки, броши, расшитые шелком кошельки, золотистые и серебристые пуговицы и тому подобное. Представители знати много внимания уделяли своему телу. За бешеные деньги они покупали у торговцев с Востока косметику, бальзамы, ароматические масла, духи.

Тёмные века общение с автором проекта по вопросам рекламы, развития и поддержки проекта, обмена информацией, авторских прав - в .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Карабела (польск. Karabela) - польская военная сабля, с широким кривым клинком с обоюдоострой елманью , лезвие на выгнутой стороне. Рукоять сабли снабжена крестовиной с перекрестьем, поэтому данная сабля мало отличается от турецкого Килиджа. Главной отличительной чертой является кончик черенка в форме орлиной головы, также у многих карабел на рукояти присутствует кольцо (палюх) для большого пальца.

Параметры: длина клинка 83 см; длина рукояти 10 см; ширина крестовины варьируется от 7 до 20 см. Вес 1200-1600 грамм.

в начало

Корделач (нем. Kordalätsch) - большая, часто двуручная сабля. Специфическое оружие «Марковых братьев». Один из первых профессиональных союзов «мастеров меча». Был основан в Нюрнберге: «Общее братство Святой и Пречистой Девы Марии и Святого и могущественного князя небесного Святого Марка», или, сокращенно, «Марковы братья». 10 августа 1487 года Фридрих II даровал им первую грамоту о привилегиях, согласно которой, в частности, «Марковы братья» получили право именоваться «мастерами меча». Вскоре «Марковы братья» переехали во Франкфурт-на-Майне, ставший на время центром фехтовального искусства Европы. На некоторое время, этот союз занял монопольное положение. Сам Корделач от Крейгмессера отличается гардой с несколько усиленной защитой кисти, часто их путают.

в начало

Кракемарт (фр. Craguemarts) - короткая, тяжелая сабля с обоюдоострым клинком. Была распространена у французских и английских моряков в XV в.

в начало

Кабаний меч (от немецкого Schweinschwert, Jagdschwert, франц. Epee de chasse переводится как меч истребитель) - холодное охотничье оружие с прямым длинным до 90 см клинком, клинок приблизительно на три четверти длины имеет вид стержня, затем резко расширяется, превращаясь в полосу, и заканчивается острием.. Рукоять кабаньего меча сходна с рукоятью кавалерийских мечей. Очень часто поперек клинка вставляли железный рог, загнутый концами к острию, чтобы препятствовать слишком глубокому проникновению клинка в тушу зверя. Такого рода мечи изготовлялись вплоть до середины 16 века в Германии и Испании.

Stradan, "Venationes", Охота на диких кабановОсновное оружие охоты – копьё. Охотник с лева колет кабана мечом взявшись за клинок через тряпочку. Декабрьская охота Максисмилиана. Худ Ван Орли, 1521-1532 г. Лувр. Кроме охотничьего меча вызывает интерес гамбезон у собаки. Охота без копий не обходится.
в начало

Катсбалгер (кацбалгер) он же Ландскнета (нем. Katzbalger и Landsknechtsschwert англ. Mercenary sword и Landesknecht sword) - короткий прочный тяжелый одноручный меч, который ассоциируют с немецкими высококлассными наемниками - ландскнехтами. Отличительной особенностью является S-образная крестовина и навершие состоящее из двух (иногда трех) долей похожее на цифру 8, которые делают одноручную рукоять очены удобной. Длина клинка 50-70 см, ширина у пятки ок. 5 см к острию незначительно сужается, само это острие явно не выражено и почти закруглено. Вес 1-1,5 кг. Такая вариация объяснима - толстый массивный клинок должен был компенсировать низкое качество металла и плохую закалку. Известны и очень дорогие изящные и острые образцы этого меча. Но не каждый меч с S образной крестовиной является Катсбалгером,

Название меча переводится как "кошкодер", это объясняют с одной стороны жестоким и кровожадным характером их владельцев, с другой стороны яростным характером рубки в ближнем бою, которая напоминает драки котов...

Применялся с конца 15 века до конца 16 века. Носился в деревянных покрытых кожей ножнах, в которых были часто были карманчики для ложки, вилки и других принадлежностей. Некоторые носили этот меч без ножен, по бедности одетыми на кольцо (у бедных воинов меч туповат). С исчезновением ландскнехтов и сам меч вышел из употребления, пехотинцы стали носить шпаги и рапиры.

Три меча ландскнехтов, но средний не может считаться катсбалгером. German Historic Museum (DHM) Berlin Катсбалгер с дополнительными дужками закрывающими руку, не совсем типичный, но все-же хороший экземпляр середина 16 века. Дрезденский исторический музей. Гравюра Ганса Буккхеймера (Hans Burgkmair), изображающая доппельсодера, то ест солдата получающего двойное жалование, среди ландскнехтов Максимилиана I. Doppelsöldner Maximilians ~1516г.
в начало

Курцшверт (нем. Kurzschwert) – так называют короткий широкий меч, общая длина которого 40-60 см. Но к ним причисляют и мечи и в 80 см. длиной, от того что у них широкий клинок. Определенного периода использования нет. Время от времени использовался на протяжении всего средневковья, большинство артефактов относится к концу 15 и на 16 век. По типологии Э. Окешота к ним можно множество экземпляров мечей типов: XIV , XVIII , XXI , XXII . А также Катсбалгеры и крупные экземпляры Чикведеа.


Правый меч кажется коротким из-за диспропорции, но на самом деле их длина 80 см. Датированы ок. 1250 г. Musee de L"Armee. Париж инв. j.5 и j.P.2239 Широкий меч итальянского производства 16 век. Крестовина представляет дугу, сваренную из двух половин. Линзовидный в сечении обоюдоострый клинок с двумя короткими долами у пятки, на клинок нанесены причудливые узоры. Рукоять костяная, склеена после растрескивания.
Длина клинка 65,3 см, ширина у пятки 6,9 см. Общая длина: 78,7 см Вес: 985 г
Тренировочные шпаги, а между ними Курцшверт. Шпаги середины 17 века, а курцшверт конца 17 века.
в начало

Лангсакс (langseax, то есть "длинный сакс") - меч с однолезвийным клинком в эпоху викингов. Общая длина: 70-90 см. 900-1000 грамм. У многих образцов сохранились рукояти характерные для обычных мечей викингов. Но тем не менее рукояти характерные для обычных Саксов также присутствуют. Редко но встречаются образцы со слегка загнутыми внутрь клинком, для усиления рубящего эффекта. Примерно четверть ископаемых мечей викингов однолезвийные.

в начало

Меч (нем. Schwert; англ. Sword; франц. Épée; испан. Espada; итал. Spada) - вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком (нем. Klinge; англ. Blade), остроконечным или закругленным у острия, длинной более 60 см, весом не менее 600 грамм, предназначенным в основном для рубящего удара, но не исключает и колющие. Обычный вес одноручного меча с клинком около 80 см и черенком рукояти 12 см составляет 1100 грамм. При этом ширина клинка у пятки 4-7 см, сужается до 2-4 см, толщина клинка у пятки примерно пол сантиметра, у острия четверть сантиметра. Для удобства в применении и некоторой защиты кисти руки рукоять меча снабжена гардой. Клинок меча снабжен углублениями-долами для облегчения. Меч принято носить в ножнах, сделанных из дерева покрытых кожей или дорогой тканью, украшенных и укрепленных металлическими накладками. Ножны крепились в большинстве случаев перевязью к поясу.

В настоящее время согласно европейской классификации:

Короткий меч (chort sword) понимается меч длиной до 60 см (2 фута), small sword - это шпага;

Длинным (long sword) - от 60 до 115 см (2-3,5 фута);

Полутораручный (Greatsword) - 115-145 см (3,5-4,5 фута);

Двуручный (two handed sword) - больше 5 футов, то есть 152 см.

Для сравнения – полутораручный меч 1440 г. найденый в Темзе около Лондона (london Museum) и одноручный меч Генриха V 1420 г. из Вестминстерского аббатства.

в начало

Меч с корзинчатой гардой (англ. Basket-hilted sword нем. Korbschwert) - под этим термином подразумевают мечи возникшие во второй половине 16 века вытеснившие или изменившие прочие образцы клинкового оружия. Их отличительные особенности: полная длина ок. 90 см, длина клинка ок. 75 см, ширина у основания клинка ок. 4 см, незначительно сужаются к острию. Эти мечи имеют различный вес - от 1,3-2,3 кг. И естественно, одноручная рукоять с крестовиной, щитками и дужками закрывающими кисть руки металлической корзинкой. Являются близкими родственниками шпаг и палашей. Носятся в ножнах на перевязи или портупее. К концу 16 века сформировались четыре основных типа таких мечей: Корзинчатый клеймор, Скьявона, Траурный меч, Валлонская шпага, которые доминировали весь 17 век.

Меч с корзинчатой гардой, ок. 1570, из бывшей Visser Collection.
в начало

Мечи Меровингов – семейство мечей, которые применялись с 5 по 9 век различными германскими народами. Полная длина около 80 сантиметров, при этом клинок имеет длину около 65 сантиметров и ширину 5-6 см. Клинок прямой, ранние образцы без долов, но с выраженным острием, в поздних образцах с 7 века появляется широкий и на весь клинок дол и округляется острие. Рукоять с одноручным ухватом и едва выраженной крестовиной и массивным навершием.

По преданию династия Меровингов восходит к великому воину Меровею, рожденному от женщины и морского чудовища. Но внук Меровея, Хлодвиг I в конце 5-го века приняв христианство объявил Меровингов потомками Ноя.

меч Меровингов, современная реконструкция
в начало

Малкус или малхус (итал. malchus) - так иногда называют Фальчион с сильным скосом обуха, скос необходим был для придания этому мечу колющего свойства. Интересно происхождение этого названия. А происходит оно от имени Малкуса - персонажа Нового Завета, раба первосвященника, участвовавшего в аресте Иисуса Христа в Гефсиманском саду. О рабе первосвященника и отсечении ему уха апостолом Петром, сообщают все евангелисты, но только Иоанн Богослов называет его по имени Малх (по латыни Malchus). Об исцелении раба сообщает только Лука. Этот эпизод изображали средневековые художники и часто (но не всегда) вкладывали в руку Петра фальчион со скошенным обухом.

Деталь картины "Арест Христа", 1520 год, Бургундия. Хранится в Musée des Beaux-Arts в Дижоне, Франция. Один из витражей в Королевском колледже в Кембридже. Верхняя деталь алтаря церкви Девы Марии в Кракове. 1477-89 годы. Здесь у св. Петра фальчион без скоса, обух просто на четверть заточен. Интерес взывает сабля у Малкуса.
в начало

Мизерикорд (франц. misericorde – нож милосердия) - так называют кинжал с узким ромбовидным сечением клинка для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов. Известен в Западной Европе с 13 века, и на самом деле не является каким бы то ни было особым видом кинжалов. Для пробивания готических доспехов подходят лучше всего кинжалы типа Рондель и чуть меньше Баллок.

в начало

Полутораручный меч (англ. Greatsword, Longsword или Bastard, нем. Langschwert или Anderthalbhänder, франц. L"épée batarde) – главной отличительной особенностью данного типа мечей является длинный черенок рукоятки 15-25 см, для двух рук. И клинок – длиной 80-110 см. Ширина клинка 4,1-3,1 – сужается к острию. Вес 1,2 - 2,4 кг (большинство 1,5 кг.). Появился в связи с необходимость увеличить боевые качества меча, которая привела к удлинению и утяжелению клинка. Период наибольшего распространения – примерно 1350 до 1550 (но самый ранний и поздний период использования в 13-м и 17-м веках). Ножны на перевязи обязательны. В англоязычной литературе часто встречается название Бастард (незаконнорожденный), которое говорит о том что многие мечи трудно определить полутораручные они или двуручные.

Длинным клинком легко нанести более серьезную рану, особенно если рубить с коня. Длинные мечи используются для рубящего, режущего и колющего удара. Для более конкретных целей применения полуторных мечей приходится менять их форму. Все части меча используются для наступательных целей, в том числе навершие и крестовина. Навершие, находящиеся на значительном расстоянии от пятки клинка, лучше уравновешивает меч – поэтому фехтование даже одной рукой не представляет ни каких трудностей.

Приблизительные параметры: общая длина 105-120 см. Вес дуэльных около 700 грамм. Боевых 1000-1300 грамм. А Меч Паппенхеймер и 1,5 кг.

Прекрасная южногерманская Рапира (в оригинале Korbdegen) 1550 год., продавалась на Schloss Braunfels, Northern Germany.
Рапира и кинжал 1620 г. принадлежали Гаспаро Мола. Ценен еще тем что сохранился поясной набор. Musee de L`Armee. Париж. Инв. j.129.
в начало

Нож (англ. Knife, нем. Messer, итал. Coltello или Cordello, франц. Сouteau, испан. Сuchillo) - режущий инструмент с коротким, чаще однолезвийным клинком. Как правило, рукоять ножа вообще не имеет гарды или она же представляет собой простой короткий ограничитель.

Боевой нож (совр. англ. combat knife, нем. hiebmesser) собирательное название для многочисленных разновидностей клинкового оружия. Под этим оружием часто подразумевается крестьянский боевой нож (по нем. Hauswehre), который переводится как "защитник жилища", от обычного его отличают приличный размер (под 40 см) и наличие хотя бы небольшого ограничителя.




Крестьянский боевой нож. Общая длина: 37,3 см, вес: 260 г. Длина клинка 26,3 см, ширина у пятки - 3,6 см. Был замечен на аукционе Galerie Fischer, Люцерн, 25.11.1959, № 161. Боевой нож Викингов, так назваемый Скрамасакс. Это реплика одной из находок в Бирке на о. Готланд. Накладки на ножнах и кольца позволяют сделать предположение о том что это военное оружие. Большой нож из Южной Германии, по Амвросий Klingenätzung Gemlich, Мюнхен, 1532. German Historic Museum (DHM). Берлин.
в начало

Тесак (нем. Weidmesser; англ. Backsword ну и в конечно tesak, tuseckn, thuseckn) - нож особо крупных размеров, часто инструмент чем рубяще-колющее холодное оружие. Клинок тесака мог быть как прямым, так и искривлённым, обоюдоострым или однолезвийным. Длина его составляла около 60 см, а ширина 4-6 см. Вес 400-500 грам. С 17 века становится табельным оружием абордажных и артиллерийских команд, но на самом деле такое оружие применялось с древних времен. Название Backsword употребляется чаще для определения однолезвийного меча или Палаша.

Большой немецкий боевой нож. Сохранились остатки деревянной рукоятки с заклепками. Длина 31,5 см. Большой охотничий нож 15 века. Очевидно что хранился в богатой дворянской семье где умели хранить реликвии.
Такие себе "средневековые тактические боевые ножи" у араблетчика в ножнах для его тесака предусмотрены карманы для запасных болтов. 1437 год - Wurzach altar (Hans Multsher), Gemaldegalerie, Берлин, Германия. картина полностью
Один из примеров практичного применения ножен ножа. Ножны с карманами, где можно держать шило, вилку, и кухонный нож.

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.



Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.


X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.


Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.


Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.


Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.

Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке


Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.


Бригантина


Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Цервельер. XIV в.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.



Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской , тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Армэ. Середина XVI в.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.


Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.


Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.


Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.


Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.

Согласно легенде, Экскалибур часто путают с мечом в камне , речь о котором пойдет ниже. Оба этих меча принадлежали королю Артуру, который и сам представляет собой большую загадку для историков. Несмотря на популярное мнение, большинство оригинальных источников говорят о них как о разных клинках.

Экскалибур или Калибурн — еще один меч короля Артура, легендарного вождя бриттов, жившего примерно в V-VI веках. Эпос о короле и его верных подданных весьма обширен и включает в себя полный список геройских приключений: спасение прекрасных дам, битву с чудовищным драконом, поиски Святого Грааля и просто удачные военные кампании. Меч — это не просто оружие, а статусный символ владельца. Разумеется, столь выдающаяся личность как Артур просто не могла обладать заурядным мечом: помимо прекрасных технических характеристик (что для Темных веков и в самом деле было выдающимся достижением), мечу приписывают также и волшебные свойства.

До латинизации название меча скорее всего происходило от валлийского Caledfwlch: caled («битва») и bwlch («разрушать, рвать»). По легенде, король добыл меч с помощью волшебника Мерлина и таинственной Девы озера, взамен утраченного в битве с сэром Пелинором. Ножны у меча тоже были волшебные — они ускоряли заживление ран владельца. Перед смертью Артур настоял, чтобы меч был снова брошен в озеро и возвращен таким образом его первой хозяйке. Обилие мечей периода Темных веков, найденных археологами на дне различных водоемов, позволило им предположить, что в те времена существовал обычай затопления оружия в воде после смерти воина.

Меч в камне

У меча в камне, который сам король по преданию вонзил в скалу, доказывая свое право на престол, есть любопытный сородич, дошедший до наших дней. Речь идет о глыбе с крепко засевшим в ней клинком, которая хранится в итальянской часовне Монте-Сьепи. Хозяином меча был, правда, не легендарный король, а тосканский рыцарь Гальяно Гвидотти , живший в XII веке. С ним связана забавная история: однажды к Гвидотти, который, как и многие рыцари того времени, вел распутный образ жизни и был нахальным грубияном, явился сам архангел Михаил и потребовал, чтобы Гальяно сложил с себя рыцарский обет и постригся в монахи. В ответ на это рыцарь со смехом заявил, что стать служителем Господа ему будет так же просто, как и разрубить камень. Рубанув ближайший валун в доказательство своих слов, Гвидотти пришел в изумление: лезвие легко вошло в него как нож в масло. Разумеется, после этого Гальяно немедленно встал на праведный путь, и даже удостоился посмертной канонизации. Согласно результатам радиоуглеродного анализа, легенда и в самом деле не врет: возраст глыбы и застрявшего в ней меча совпадает с примерным временем жизни рыцаря.

Дюрандаль


Дюрандаль — еще один меч в камне. Его владельцем был рыцарь Роланд , реальная историческая персона, ставшая впоследствии героем многочисленных саг и баллад. По легенде, во время защиты часовни Нот-Дам, что в городе Рокамадур, он швырнул свой клинок со стены и тот остался торчать в ней, прочно засев в камне. Примечательно, что некий клинок в скале близ часовни и в самом деле есть: благодаря умелому пиару со стороны монахов, активно распространявших легенду о Дюрандале, часовня быстро стала центром паломничества прихожан со всей Европы.

Ученые, впрочем, ставят этот факт под сомнение и считают, что в часовне находится вовсе не легендарный волшебный меч Роланда. Во‑первых, хромает банальная логика: Дюрандаль — женское имя, и герой, судя по всему, питал к нему самую настоящую страсть. Сомнительно, чтобы он стал разбрасываться столь ценным и дорогим сердцу оружием. Подводит и хронология: сам верный подданный Карла Великого согласно историческим свидетельствам погиб 15 августа 778 года в битве при Ронсевальском ущелье, от которого до Рокамадура несколько сот километров. Первые свидетельства о мече появились намного позже — в середине XII века, примерно в то же время, когда была написана знаменитая «Песнь о Роланде ». Подлинный владелец клинка в часовне так и не был установлен: в 2011 году клинок извлекли из камня и отправили в парижский музей Средневековья.

Меч Уоллеса


Огромный палаш, согласно преданию, принадлежал сэру Уильяму Уоллесу , предводителю шотландских горцев в битве за независимость от Англии. Знаменитый рыцарь жил в период с 1270 по 1305 и, судя по всему, обладал недюжинной силой. Длина меча составляет 163 см, что при весе в 2,7 кг делает его оружием огромной мощи, требующим от владельца сноровки и ежедневных тренировок. Как известно, шотландцы питали страсть к двуручным мечам — стоит вспомнить клеймор, в определенный исторический период ставший настоящим символом Шотландского королевства.

Ножны для такого внушительного оружия сделать непросто, да и материал был весьма необычен. После битвы на Стерлингском мосту, где меч и его хозяин завоевали себе славу и почет, клинок обзавелся ножнами и портупеей из человеческой кожи. Ее хозяином был английский казначей Хью Крессингэм, который «драл с шотландцев три шкуры и получил заслуженное воздаяние». Ученые до сих пор спорят о подлинности древней реликвии: из-за того, что король Яков IV Шотладский в свое время подарил мечу новую рукоять и отделку взамен износившейся старой, установить историческую подлинность весьма непросто.

Ульфберт


«Ульфберт » — это не один, но целое семейство средневековых мечей каролингского типа, датированных между IX и XI столетиями. В отличие от своих легендарных собратьев, им не приписывают волшебные свойства. Куда важнее то, что для раннего Средневековья эти клинки отличались не только массовостью, но и крайне высоким качеством изготовления. Их отличительной чертой было клеймо +VLFBERHT+ у основания клинка.

В те времена большая часть европейских мечей изготавливалась по принципу «ложного дамаска»: отлитые из низкоуглеродистой стали с высокой степенью шлаковых примесей, эти клинки лишь визуально напоминали знаменитую дамасскую сталь . Викинги же, будучи морскими торговцами, судя по всему закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, намного более прочную и надежную. Для Средневековья это был настоящий прорыв в кузнечном деле, а потому такие мечи ценились очень высоко: сравнимое по прочности оружие в Европе стали массово производить лишь во второй половине XVIII (!) века.

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин «krug armour» даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у «басурман» куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

Русские шлемы

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: «Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору». Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

Вид с лицевой стороны.

Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.

Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр — 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.

Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.

Датировка: вторая половина 12 -13век.

«Мугальские» то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные «шрамы», присутсвующие практически на всех поздних масках.

Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.

Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.


Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.

По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»

Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр — 22 см. Высота — 35 см. Вес — 3285 г.

Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.

Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль.

Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. — втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.

Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – «Аллах Мухамед» является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: «Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца».

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).

Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.

Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.

Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.

Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.

Шлем «шапка ерихонская» Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому