Редкие иконы пресвятой богородицы. Лики Богородицы: от чего защищают иконы Божией Матери

Божия Матерь – наиболее почитаемый святой образ после самого Господа Иисуса. Православные христиане посвятили ей множество икон. Их разнообразие поражает, специалисты говорят о 700 вариациях святого лика. Однако точное количество неизвестно до сих пор. В жизненном предании о Богородице сказано, что ее икон, как звездных тел на небе – число знает только Царица Небесная. О том, какие существуют самые известные чудотворные иконы пресвятой богородицы, об их силе и помощи для верующих читайте дальше.

Особое покровительство

Первое изображение Девы Марии на иконе датируется VIII столетием. Его автором считается евангелист Лука – сподвижник апостола Павла. Святому приписывают авторство более 10 ликов Матери Господней. Первые списки, которые пришли на Русь, были написаны в Византии. Исконно русским древнейшим образом считается мозаика «Богоматерь Оранта». Она находится на аспиде алтаря киевского Софийского собора. За время христианской культуры в иконописи появилось несколько сотен ликов Богоматери. Все из них доказали свою чудодейственную силу, излечив прихожан, наставив на путь праведный заблудшие души и воскресив веру в Господа.

Все многообразие икон Девы Марии и ее Младенца условно можно разделить на четыре группы. Каждая из них раскрывает определенную сторону Царицы Небесной, которой ее наделили верующие христиане.

  1. «Знамение» (в переводе «молящийся»). На этой группе икон Пресвятая открывает тайну рождения Спасителя, она представлена как земная женщина в ожидании младенца. Мария изображена в позе Оранты – молится с поднятыми к небу руками; в районе ее груди, как в лоне, находится сфера со Спасом Эммануила. Важный момент: на лике соединяются фигуры Девы и Христа. Таким образом, передается глубокая тайна святейшего чуда – рождения Господа, а Дева Мария становится Богоматерью. Верующему открывается суть – внутренняя Богородица с Богочеловеком. Наиболее известные иконы: «Богоматерь – Нерушимая стена», ярославская «Оранта».
  2. «Путеводительница». На изображениях этой группы Матерь Божья является проводником, который, как мост, приводит православного к Богу. Это дорога настоящего верующего – от тьмы и греха к истине и спасению. Пресвятая Богородица – главный помощник христианина. На ликах Путеводительница изображена так: ее фигура расположена фронтально, чуть склонена голова, Младенец Христос восседает на руке, как на престоле, второй рукой она указывает на Ребенка, обращая внимание просящего на него. Младенец рукою благословляет Мать, а значит – каждого молящегося. Значимые иконы: «Тихвинская», «Иверская», «Смоленская», «Казанская».
  3. «Умиление», или «Милостивая». Эти характеристики получили древние образы Девы Марии в Византии, на Руси их начали называть «Сладкое лобзание». Это – лирические и интимные изображения, которые демонстрируют любовь Матери Божьей к своему Сыну. На лике Богородица склоняет голову к Христу, а он, в свою очередь, обнимает ее за шею рукой. «Умиление» заключает высший смысл – Дева Мария не только Мать, которая проявляет любовь к Ребенку, а душа, обращенная к Всевышнему. У данного типа ликов есть две разновидности – «Взыграние»» и «Млекопитательница». В первом варианте Младенец изображен в свободной позе, будто играется, его рука касается лица Матери. В этом скрыто благочестивое и доверительное отношение Бога к православным. Во втором варианте на изображении присутствует интимный момент – Мать кормит Богомладенца грудью. Этот процесс – свидетельство того, как Пресвятая напитывает души христиан верой. К типу «Умиление» относятся иконы: «Владимирская», «Гребневская», «Волоколамская».
  4. «Акафистный» – это собирательный образ, который не несет высокой смысловой нагрузки, как предыдущие три. В него вошли те грани Богородицы, какие невозможно выделить отдельно. Изображение Матери Божьей создается под определенный эпитет, а не под богословский текст. Также в образах могут использовать центральный лик Матери и Богомладенца, дополнив его разнообразными элементами – символическими фигурами небесных тел, водоемом или купелью, троном, ангелами. Главная цель икон данной группы – иллюстрировать прославление Царицы Небесной. «Акафистный» тип представляют иконы: «Спас в силах», «Неопалимая Купина», «Богоматерь – Живоносный Источник».

Описание ликов подробно представлено в книге о чудотворных иконах с изображением Пресвятой Богородицы.

Самые известные иконы Богоматери

Лик Пресвятой обнаружили в Казани после масштабного пожара. Она явилась во сне маленькой девочке по имени Матрона. Семья ребенка отправилась на пожарище искать святыню и нашла ее среди руин. Казанская икона была будто только написана – краски поражали свежестью и яркостью. Образ сразу же излечил двух слепцов, Иосифа и Никиту, которые только к нему прикоснулись. После этого люди поверили в его целительную силу. Находку отвезли в Успенский собор, а на ее месте возвели женский монастырь. К несчастью, в 1904 году икону украли вандалы, а потом предположительно сожгли. До нашего времени дошли только ее копии, но их чудотворная сила такая же, как у первоисточника.

Казанская икона имеет особенное изображение Девы Марии и ее Сына: Богомладенец находится слева от руки матери, его рука поднята вверх, что означает одобрение и всепрощение. Так Господь обращается к каждому православному. 21 июля и 4 ноября верующие отмечают праздник в честь лика.

Казанская икона дарует помощь всем, кто приходит к ней. К лику обращаются, когда нужно исцелиться от болезней – физических и духовных. Особенно хорошо она врачует при проблемах со зрением и слухом. Оказывает поддержку в тяжелых жизненных ситуациях; дает заступничество, благословение, утешение во время любой печали; помогает принять решение в серьезном выборе; сохранить в семье мир.

  • Икона успения Пресвятой Богородицы

Образ рассказывает об успении – смерти Богоматери. По канонам православной религии, кончина Девы Марии – не уход обычного человека: ее душа и тело отправились на Небо к Господу, а не вернулись в землю. Композиция лика по горизонтали условно разделена на две разные по смыслу части. В нижней изображена Божия Матерь, лежащая на смертном одре, ее окружают скорбящие апостолы; в верхней стоит Христос с отлетевшей душой Девы Марии, его окружают ликующие ангелы. Это суть мироздания: внизу скорбь земная, обреченность и тяжесть; а вверху – радость вечной беззаботной жизни, которую дарит Господь своим праведникам. Икону Успения «читают» снизу вверх, чтобы трактовать то, что ждет христианина.

Чудотворная икона успения призвана помочь преодолеть страх смерти верующим людям. Она яркий пример того, какой будет жизнь после смерти, если тщательно соблюдать все законы праведного и церковного бытия. Пресвятая молится за каждого человека, помогая излечиться даже от самых тяжелых заболеваний. Богородица наставляет на истинный путь потерянные души, чтобы каждый смог оказаться после смерти в Царстве Божьем.

  • Тихвинская икона пресвятой богородицы

Один из уважаемых и почитаемых ликов Девы Марии. Считается, что он ровесник самой Пресвятой. По старинному преданию, его написал Лука после того, как образ проявился над озером вблизи Тихвина. Говорили, что божественная сила переносила его по воздуху.

На изображении Мать и Сын обращены друг к другу. Иисус сидит на руке Девы Марии, в одной руке он держит свиток, а другой благословляет обращающихся.

Считается, что икона отводит беды (якобы после того как ее привезли в Москву на самолете, были разбиты германские войска во время Великой отечественной войны), помогает в лечении бесплодия, а также при заболеваниях суставов, ей молятся матери, желающие вразумить, наставить на святой путь своих чад (многие называют лик покровителем малышей).

  • Иверская икона Божией Матери

Это легендарный образ Девы Марии, самый значимый и почитаемый. Считается, что икона была написана Лукой еще во время земной жизни Пресвятой. Впервые о ней упоминают в византийских источниках, приблизительно датированных IX веком. С ликом связана одна невероятная история. По приданию, Иверская икона стояла в доме набожной и праведной вдовы. Неожиданно в городе Никеи подняли бунт еретики, им приказали уничтожить все напоминания о Христе с Богородицей. Богоотступники явились в дом к женщине, приказав отдать лик. Вдова вымолила его, пообещав еретикам денежное вознаграждение. Они согласились. Уходя из дома, один из отступников ударил образ копьем в правую ланиту, проткнув ее. Тут случилось неожиданное – из иконы начала течь кровь. Чтобы остановить кровотечение, женщина окунула икону в морскую воду, но она не упала, а стала плыть по морю.

На изображении Богородица держит на левой руке Сына, свободной рукой она тянется к нему, обращая внимание на Господа. Отличительная черта святыни – сочащаяся кровь из правой ланиты. Иверская икона исцеляет больных, восполняет запасы нуждающимся, помогает во время войн, отводит напасти.

  • Владимирская икона Божией Матери

Весьма известный образ, главный и читаемый, который написал Лука, по поверьям, на обычной доске, за которой принимали пищу Спаситель с Пречистой и праведным Иосифом. Он долгое время хранился в Киеве, но потом князь Андрей Боголюбский перевез его во Владимир. Из-за этого святыня получила такое название. На иконе Богоматерь и Христос льнут друг к другу, что говорит об их тесной связи.

Владимирская икона помогает всем православным, приходящим к ней. Известны случаи, когда лик избавлял от хронических болезней, бесплодия, наставлял матерей с детьми, способствовал легким родам.

  • Икона Божией Матери «Милостивая»

Ее написал Лука и передал в Египет, где она хранилась до X века. Затем святыню по морю доставили византийскому императору Алексию Комнину, чтобы тот хранил ее от еретиков. Вскоре к нему на прием явился кипрский наместник Мануил Вутомит, который по высшему наставлению хотел забрать лик, чтобы обустроить с ним храм. Однако Алексий медлил с передачей образа. Тогда у него заболела дочь, а позже сам он тоже слег. Во сне Комнину пришла Богородица, сказав, что он должен отдать ее изображение на Кипр, оставив у себя точный список. Когда император собрал корабли, болезни отступили. Верующие просят икону «Милостивая» об исцелении, даровании благ, помощи при несении креста судьбы.

Иконы есть не только в храмах, но и в домах. Образ Божьей Матери считается одним из самых сильных, но важно знать для чего предназначен каждый из образов.

К иконе Божьей Матери обращаются за помощью, за защитой и утешением. Перед ее образом молятся, чтобы сберечь себя и своих близких от всех бед. Поэтому существует такое разнообразие образов Богородицы.

Те, кто хотят сберечь свой дом, держат у себя икону Богородицы . Известно, что молящиеся ей защищены духовно и физически от любого зла. С давних времен над входом вешают образ и просят у него защиты. Всего существует более 800 наименований образов. Те, где на руках ребенок, избавляют от недугов, помогают прозреть душой. Молитва доходит только в том случае, если шла от сердца и с добрыми намерениями.

Виды

Всего существует четыре вида икон Божьей матери:

1 Знамение. На этих иконах Богородица молится. Пишут ее по пояс или в полный рост. На ее груди изображение еще не рожденного Христа. Эта икона символизирует непорочное зачатие;

2 Одигитрия. Встречается чаще всего. Основная идея – Богородица направляет к вере. Изображается в полный рост, по пояс или по плечи. На руках у нее младенец. Одной она показывает на него. Иисус благословляет мать и верующих;

3 Елеуса. На иконах этого вида Божья Матерь всегда изображается с ребенком на руках. Символ единения матери и сына;

4 Акафистные. На них Богородица изображена без ребенка. Считается собирательным образом матерей, которые беспокоятся о своих детях.

Истоки

Первое изображение Богородицы было найдено во втором веке нашей эры в катакомбах.

Ее образы наносили на сосуды для благовоний. В 5 веке за Марией было утверждено право зваться Богородицей. На образах, что сохранились она держит на руках ребенка и сидит на троне. Ее изображения были выложены мозаикой в старых храмах, например, в церкви Санта Маджоре и в церкви Панагия Ангелоктиста . Образы Марии создавались в Византии . Одна из икон была привезена в Россию. Позднее была названа Владимирской и стала считаться эталоном иконописи. Копией византийских икон является Новгородская икона.

Как молиться

Иконы Божьей Матери считаются действительно чудотворными и к ним верующие обращаются за помощью. Богородица защищает. Если обратиться к ней с чистыми намерениями, то она исполнит просьбу. Простое чтение молитв не действует, поможет только искренняя вера. Молиться можно дома или в храме после службы. Самые частые:

  • От голода. Урожай увеличивается, доход повышается;
  • От недугов. Чаще просят о зрении;
  • От пьянства. Пьяница станет трезвенником навсегда;
  • От скорби. Успокаивается душа;
  • Для защиты дома. Недоброжелатели не пройдут.

Чудо

Многие образы считаются чудотворными. Из московских:

  • Милостивая. Находится в Зачатьевском женском монастыре. Она дарует женщинам материнство;
  • Тихвинская. Дает защиту. Интересно, что при коммунизме церковь с этой иконой не была закрыта;
  • Владимирская из храма Святителя Николая. Есть легенда, что она сберегла трижды Русь от врагов. Чтят эту икону в июне-июле и сентябре.
  • Казанская Богородица. Первым чудом было ее спасение из пожара – она осталось нетронутой. Исцеляет и защищает.

Никто не знает, почему мироточат иконы. Обычно это происходит перед трагическими событиями. Интересно, что это явление появляется только на иконах, выполненных на дереве. Иконы мироточили перед событиями в Грузии, Беслане и Украине. Семистрельная икона мироточит уже 20 лет.

Значение

Иконы Божьей Матери символизируют единство Бога и человека.

Ее образ является собирательным – мать, что прощает своего ребенка, понимает и защищает его. Поэтому много икон и праздников, посвященных этому образу. Священнослужители наставляют, что нет больше боли, чем смерть собственного ребенка. Богородица прошла через эти муки и учит смирению верующих. Она жила в терпении, осиротела. Божья Матерь вышла за вдовца, его дети не любили ее.

Чтение молитв без веры и равнодушные визиты в храм не принесут ничего. Богородица учит людей оставаться добродетельными, быть смиренными в трудные минуты своей жизни и знать, что все может обернуться к лучшему.

Традиции

Трон принято рисовать в Греции и Италии. Богородицу на нем или в полный рост в России изображали обычно на фресках или иконостасах – на масштабных полотнах. Иконописцы больше писали ее по пояс или по плечи. Она – заступница и оберегает просящих.

В русской традиции икона – спутник . Ее брали с собой, молились перед ней и передавали своим потомкам. Считается, что чем больше лет образу, тем более могущественнее он. В России принято иметь больше одной иконы дома, а также в храмах их несчетное количество. Многие образы Матери Божьей считаются чудодейственными.

Каноны

В православной иконописи для изображения Богородицы используются следующие детали :

  • Туника синего цвета;
  • Чепец голубой;
  • Мафорий;

Каждый элемент на иконе имеет смысл.

Звезды на мафории означают стадии жизни: зачатие, рождения и смерть. Кайма – прославление. Платок символизирует материнство, божественную принадлежность. Голубой цвет – символ девственности, чистоты. Иногда традиция нарушается, чтобы подчеркнуть определенную деталь. Божья Матерь без мафори я также считается отходов от церковных канонов. В православии венец пишется поверх платка. Само изображения венца пришло с запада. В ранних иконах Богородица была только в мафории.

Праздники

Более двухсот образов зафиксированы в религиозном календаре.

Один из важных праздников – Покров Богородицы. Он назван в честь одноименной иконы. На ней Матерь Божья изображена во весь рост. В руках у нее материя с изображением Иисуса, иногда она изображена без нее. Одна из наиболее чтимых икон – Торжество Пресвятой Богородицы.

Семистрельная

Этот образ от других отличает деталь: ее пронзают 7 стрел, иногда на их месте мечи.

Что же это значит? Как правило, у правого плеча три стрелы, а у левого четыре . Встречается образ с симметрией – по три с каждой стороны и одна снизу.

Значение

Когда на сороковой день жизни Иисуса принесли его к иерусалимскому храму, мудрец Симеон благословил его и сказал Богоматери, что «оружие пройдет душу». Он предсказал страдания матери о своем сыне. Считается, что семь стрел – символ грехов. Кроме того, число семь означает полноту, в этом случае полноту материнского горя. Неизвестна дата ее происхождения. Некоторые считают, что ей пять веков, кто-то считает, что больше. По легенде образ был найден в первой половине 19 века на обычной деревянной доске.

Божья Матерь обращается к своему сыну, чтобы заступился за искренне просящих. Однако, она видит грехи каждого из молящихся и это пронзает ее как стрелы.

Помощь

Этот образ – один из самых сильных. Молитвы у этой иконы помогают тем, у кого появились злые люди в окружении: завистники и недоброжелатели. Она помогает смягчать сердца, пробуждать в людях сочувствие и желание делать добро. Тот, кто болен, получит помощь Божьей Матери.

Были засвидетельствованы чудеса:

  • Хромой, что нашел икону на лестнице колокольни излечился;
  • Избавление Вологодской губернии от эпидемии холеры.

Считается, что если поставить икону Божьей Матери дома, то он будет защищен он дурного воздействия, а жители обретут физическую и духовную гармонии.

Кому она помогает:

  • Тем, кто воюет. Она бережет их жизни;
  • Тем, у кого есть завистники или враги;
  • Больным каким-либо недугом.

Те, кто повесят дома или в кабинете эту икону, могут не беспокоиться за безопасность, так как она отводит зло и уберегает от конфликтов. Можно вешать маленький образ над дверью дома или на рабочем столе.

Где купить

Многие задаются вопросом: где покупать икону? Этот образ достаточно распространен, поэтому находится легко. Можно купить в церковной лавке. Они есть в практически любом торговом центре. Однако, перед тем, как разместить у себя дома, нужно освятить в церкви. Некоторые продавцы могут утверждать, что ничего не подделано, и продукция освящена, но лучше не рисковать.

Почему предпочтительнее покупать иконы в храме:

  • Все иконы освящены;
  • Нет подделок;
  • Покупая в храме, вы поддерживаете его и позволяете ему развиваться.

Некоторые люди, кто увлекаются рукоделием, вышивают икону нитками или бисером, а также рисуют.

Где вешать

Обладатели этой иконы говорят, что домочадцы становятся мягче характером, спокойнее.

Сам дом становится благополучнее, поэтому ее хотят приобрести все верующие. Лучше всего размещать икону там, где будет удобно молиться.

Иконы – не декор, поэтому есть несколько полезных советов:

  • Поблизости от икон не должно быть рядом таких предметов как косметика, статуэтки, украшения и другие нерелигиозные атрибуты;
  • Не разрешается ставить иконы вместе с неиконописными изображениями и неканоническими атрибутами: картины по библейским сюжетам, календари, книги;
  • Не стоит ставить недалеко от иконы изображения идолов современности: фанатские постеры различного наполнения или фотографии;
  • Иконы обычно вешают на восточной стороне, чтобы приходила положительная энергия. Обратите внимание, чтобы перед ней было свободное место;
  • Рядом с иконой разрешено держать религиозную литературу, свечи и другие религиозные атрибуты;
  • Чтобы дома сделать иконостас, уместно использовать полку, специальную конструкцию или киот. На гвозди они обычно не вешаются;
  • Если ставятся несколько ликов, то нужно следить за иерархией: по центру два старших лика, а слева и справа рядом ниже младшие;
  • Часто вешают над дверью;
  • Место, где стоит икона, держат в чистоте.

Как молиться

Священнослужители говорят, что если человек не знает молитв, но верит, то он может молиться Богородице, и она примет его просьбы.

Молиться стоит каждый день, особенно, перед выходом из дома. Помыслы обязательно должны быть самыми искренними иначе она не услышит молящего о помощи. Просьбы об исцелении, о прекращении ссор и конфликтов то, в чем может помочь Семистрельная .

Дни празднований

Иконы разные, но так как они относятся к одному виду, то чествовать их решили в одни дни. Это происходит:

  • 13 августа;
  • После Пасхи на 9 воскресенье;
  • После дня Святой Троицы первое воскресенье.

Известные списки

В Москве есть две иконы, которые мироточат. Одна находится в храме Архангела Михаила, а другая в деревне Бачурино.

Ее делали на заказ, но когда хозяйка заметила, что икона мироточит, немедленно отдала ее церкви. После этого икона была признана чудотворной и ее вывозили за рубеж и показывали в городах России. Другая икона расположена в церкви Святого Лазаря, что находится в Вологде. Была привезена после войны. Два раза в год к ней приходят паломники.

Еще одна икона находится в венецианской часовне. Ее нашли итальянские солдаты во время Второй Мировой Войны. Икона была найдена в разрушенном доме и передана священнику. Итальянские силы были разбиты, а священник спасся. Затем в Венеции построил часовню для иконы. Говорят, что до войны эта икона принадлежала мужскому монастырю.

Казанская

Считается, что Казанская Богоматерь оберегает от врагов и лечит недуги.

Те, кто попали в беду, могут попросить у нее помощи и защиты. Эту икону можно ставить дома или дарить. Этот образ относится к виду «Одигитрия», то есть, ее цель – направить человека на истинный путь.

История

В 16 веке в Казани случился пожар. Святой лик обнаружила маленькая дочь купца Матрона. Во сне к ней явилась Божья Матерь и сказала ей достать икону из пожарища. На удивление, образ не пострадал и выглядел новым. На месте обнаружения иконы был возведен женский монастырь. Икону отдали на хранение в Успенский собор. Однако, в 20 веке икона была украдена, а затем уничтожена. Сохранились лишь копии образа. После основания храма, Матрона и ее мать стали игуменьями.

Даты празднований

В честь этого лика принято праздновать дважды в году:

  • 21 июня. В этот день девочка увидела видение Богородицы. Празднуется с 16 века;
  • 4 ноября. Москва была освобождена Мининым и Пожарским осенью 1612 года.

Перед решающим боем люди молились и просили заступничества. После революции 4 ноября перестал быть праздником, в 2005 стал Днем народного единства. В эти дни проводится одна и та же служба.

Расположение иконы

В ранние годы она располагалась в Третьяковской галерее. Ее копия хранится в домовом храме Московского Патриаха. Эта копия – подарок Римской Католической церкви в честь завершения соперничества между церквями. Наиболее приближенная копия к оригиналу хранится в Князь-Владимирском соборе , что в Санкт-Петербурге.

Значение

Казанская Божья Матерь помогает людям осознать и найти свой истинный путь по жизни.

Ей молились во времена Смуты и благодаря ее защите войска отбили Москву от польских захватчиков. Петр I молился ей перед Полтавской битвой. В Отечественную войну 1812 года она помогла солдатам одержать несколько побед. Богородице молился Кутузов, перед тем, как направиться в армию.

С ней связаны чудеса, которые случались во время крестных ходов:

  • Неизвестный паломник излечился от своего недуга;
  • Невестка знатного человека избавилась от болезни ног;
  • Новорожденный прозрел;
  • Из нескольких женщин вышли бесы.

После этого к иконе поспешили все страждущие.

На защиту Казанской Богоматери могут уповать не только военные или политические деятели, но и простой народ. Если просить от чистого сердца, то она дарует свое покровительство каждому просящему.

Чем помогает

Казанская Богородица помогает всем , кто верит и просит помощи:

  • Обращаются, чтобы Казанская Божья Матерь благословила брак молодых;
  • К ней обращаются семейные пары с просьбой обрести гармонию в их отношениях и избавить от несчастий
  • Больше всего она благосклонна к детям: оберегает их от несчастья, злых людей и помогает на жизненном пути;
  • Молят ее о помощи солдатам и защите родной земли;
  • Она помогает найти верное решение и избежать неудачи. Свидетели рассказывают, что к ним она приходила во снах и говорила, что и как нужно делать, а от чего стоит отказаться. Таким образом, человек избегает беды;
  • Ей молятся в трудные времена, когда не хватает сил, чтобы бороться. В скорби она утешит просящего и даст ему наставления;
  • Она помогает при ослабевающей веры в душе, лечит недуги. Ее просят вернуть зрение. Помогает духовно прозреть.
  • Оригинальная икона была небольшого размера – примерно 26х22 сантиметров;
  • Было две ризы – для праздников и повседневная. Праздничная была из золота, а сверху надевался оклад с драгоценными камнями. Повседневная из жемчуга;
  • Наиболее часто у нее просят избавления от недуга глаз, нападений, или помощь в тяжелые времена;
  • В честь Казанской Божьей Матери был возведен Казанский собор на средства Пожарского;
  • В 17 веке икона стала святыней государственного уровня;
  • Первый оклад из драгоценностей приказала сделать императрица Анна Иоанновна. Она же приказала построить церковь и перенести туда икону;
  • В ее честь в Санкт-Петербурге был построен кафедральный собор;
  • Во время теракта в Зимнем дворце икона не пострадала, хотя помещение, где она находилась, было полностью разрушено;
  • Иконе приписывают помощь в победе в Великой Отечественной Войне. Говорят, что сам Жуков возил ее по фронтам;
  • Самые известными Казанскими иконами являются: московский/петербургский списки и явленная икона. Однако, московский список и явленная икона были утрачены;
  • В начале 20 века явленная икона была украдена, позднее в печи вора были найдены сожженные иконы, предположительно, она также была уничтожена;
  • Есть легенда, что игуменья монастыря меняла икону на точный список перед тем как идти спать, чтобы обезопасить святыню от воров. Поэтому считается, что настоящая икона не была украдена;
  • Список Москвы был украден в начале прошлого века, где он находится сейчас – неизвестно;
  • Список Петербурга уцелел потому, что настоятель заявил большевикам, что этот список не имеет никакой ценности;
  • Один из списков был вывезен из России, чтобы спасти от большевиков. Хранился у Папы Римского, спустя много лет список вернулся в Казань;
  • Эта икона считается венчальной;
  • Список иконы отправился в 2011 на МКС;
  • Ей посвящены монастыри и храмы не только в России, но и в Беларуси, Финляндии и на Кубе.
  • ВИДЕО: Заступница. Казанская икона Пресвятой Богородицы

    Заступница / Казанская икона Пресвятой Богородицы

    В центре сюжета картины - Ватиканский список Казанской иконы Божией матери - главная православная святыня Казани.

    Иверская

    Свое название икона получила от монастыря, в котором находится. Он стоит на священной горе Афон. Люди зовут ее Привратницей.

    В основном она помогает в избавлении от болезней, защите дома от нежеланных гостей. Монахи рассказали, что она предупреждает о негативных событиях, которые произойдут в мире в скором времени.

    Где хранится

    Впервые упоминается в 9 веке. В тот период над изображениями святых издевались, и они подлежали уничтожению. По легенде образ был спасен вдовой, но об этом узнали. Воины ворвались в дом женщины и проткнули образ, он закровоточил. Женщина помолилась Богородице и пошла к воде. Когда икона коснулась воды, то поплыла вертикально. Слух об этом дошел до горы Афон. Сын вдовы стал монахом на горе.

    Недалеко от нее сотни лет назад причалил корабль с Марией. В 5 веке была создана обитель. Однажды монахи увидели столб огня из воды. Они пытались приблизиться к образу, но он отплывал по мере их приближения. Монахи молились Богу, чтобы он подарил икону им. Спустя некоторое время старцу привиделась Матерь Божья и сообщила, что отдаст им икону. Но для этого он должен явиться к ней по морю.

    Братья разместились на берегу и начали молиться, пока старец шел по воде. После получения три дня ее держали в часовне и молились. После этого ее переместили в храм, а на месте, где она была, появился источник. Потом она появилась над воротами, ее снимали и возвращали на место, но образ опять появлялся над воротами.

    Богородица снова явилась старцу и сообщила, что охранять ее не нужно, она сама будет хранительницей обители. Монахи построили церковь над вратами и образ до сих пор там находится. Чтят ее во вторник Светлой седмицы. Тогда совершается крестный ход к месту, где старец получил святыню.

    Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

    Почему так много икон Богородицы?

    Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

    Особое покровительство

    В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

    Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

    Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории – знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

    Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

    «И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

    Верная лоция

    Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

    В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

    Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим . Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

    Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда . Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

    Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом . Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

    Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

    Свеча светоприемная

    В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

    Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

    Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный . Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила –истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI – XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

    В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

    Первообраз

    Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

    Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

    Следы истории

    Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

    Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

    Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

    Рублевы

    Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

    Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

    Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

    «Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

    Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

    Образ Богородицы — самый почитаемый среди христиан. Но особо любят её на Руси. В XII веке был учреждён новый церковный праздник — Покров Богородицы. Икона с её изображением стала главной святыней многих храмов. Пресвятую Деву стали считать покровительницей и защитницей России. Богородицы "Умиление" является копией византийского образа, написанной в конце этого столетия.

    В XIV веке Москва окончательно становится центром православия на Руси, и Успенский собор в это время получает название "Дом Богородицы".

    Истоки иконографии

    Первые изображения Божией матери историки относят к началу нашей эры. В катакомбах Прискилы были найдены сюжеты с изображениями Богородицы, которые датируются II веком. Образы Пресвятой Девы на заре христианства наносили на сосуды для благовоний. Такие ампулы, украшенные библейскими сюжетами, были подарены примерно в 600 году королеве лангобардов Теоделинде.

    Первые изводы Пречистой Девы

    В 431 году Эфесский собор утвердил за Марией вечное право называться Богородицей. После этого знаменательного события появились Иконы Богоматери в привычном для нас виде. Сохранилось несколько образов того периода. На них Дева Мария чаще всего предстаёт сидящей на троне с младенцем на руках.

    Изображение Матери Божией встречаются и в ранних мозаиках, которые украшают старые храмы. К таковым можно отнести:

      римскую церковь Санта Маджоре (датируется V веком);

      церковь VII века Панагия Ангелоктиста, расположенную на Кипре.

    Но живописцы из Константинополя смогли придать этому образу особую гармонию. Церковь Святой Софии славится своими мозаиками IX-XII веков, в которых встречаются разные типы иконографии Богородицы. Византия — родина замечательных образов Пресвятой Девы. Одна из таких икон была привезена в Россию. Позже она была названа Владимирской и стала эталоном русской православной иконописи. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является, как уже было сказано, копией византийского образа.

    Типы Богородичных икон

    В иконографии выделяют 4 основных группы изображений Пречистой девы по основной идее:

      «Знамение» (усечённый вариант получил название «Оранта»). Этот иконографический тип считают самым насыщенным по богословскому содержанию. Главная тема здесь — Воплощение.

      «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

      «Умиление» - название от греческого «елеус» ("милостивая").

      Четвёртый тип условно называют Акафистным. Основная идея таких икон - прославление Матери Божией. Эти образы отличаются большим разнообразием.

    Иконографический тип «Знамение»

    На изводах этой группы Святая Богородица представлена молящейся. Изображается в полный рост или по пояс. На груди Матери Христа находится медальон с изображением ещё не родившегося молящейся Богородицы символизирует непорочное зачатие Христа, единение матери и Святого младенца. К этому типу относят Ярославскую Оранту, Курскую Коренную, Новгородское «Знамение». Оранта — более простой вариант икон, на которых Богородица представлена без младенца и является символом церкви.

    Иконопись «Одигитрия»

    Очень распространённый тип Богородичных образов. Такие иконы Богородицы с младенцем воплощают идею о том, что Матерь Божья направляет нас к вере, ко Христу. Богоматерь изображается фронтально оплечно или по пояс, иногда в полный рост. На одной руке она держит младенца, а другой указывает на Иисуса. Этот жест имеет глубокий смысл. Богородица как будто показывает истинный путь - к Богу, к вере.

    Христос одной рукой благословляет Мать, а вместе с нею и всех верующих. В другой - держит книгу, развёрнутый или свёрнутый свиток. Реже — державу и скипетр. Наиболее известные иконы Богородицы этого типа: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Петровская, Казанская.

    Иконография Богородицы "Умиление"

    Такие образы - самые лиричные из тех, на которых изображены Божия Матерь и младенец, обнимающий её за шею. Образы матери и ребёнка — символы Христа и Церкви Христовой.

    Разновидность этого типа - «Взыграние». Здесь младенец написан в более свободной позе, одной рукой он касается лика Богородицы.

    В таких образах Пресвятая Мария является символом не только материнства, но души, близкой к Богу. Взаимное прикосновение двух ликов - это Христос и Церковь Христова, единение земного и небесного.

    Есть ещё одна разновидность этого типа - «Млекопитательница». На этих иконах Богородица кормит младенца Грудью. Так символично изображают духовное питание верующих.

    Волоколамская, Владимирская, Ярославская иконы Богородицы относятся к этому типу изображений святого образа.

    «Акафистные» иконы Богородицы

    Образы этого типа чаще всего несут в себе черты одного из основных, но имеют дополнительные детали и подробности. К ним в иконографии относят такие иконы, как "Неопалимая Купина", Богоматерь - "Живоносный источник", Богоматерь — "Гора Нерукосечная".

    Острабрамская-Виленская, "Умягчение злых сердец" — редкие иконы Богородицы, на которых она изображена без младенца. Обычно их тоже относят к «Акафистным». Одна из них, Серафимо-Дивеевская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, была любимым образом Серафима Саровского, причисленного после смерти к лику святых. Сам священник называл её "Радость всех Радостей" и использовал для исцеления пришедших к нему за помощью. А позже перед этим ликом он отошёл в мир иной.

    Каноны иконописи Богоматери, значение символов

    По православной традиции, для изображения одежд Богородицы используют такие элементы: синяя туника, голубой чепец и вишневый плат на голове, иначе называемый "мафорий". Каждая деталь имеет свой смысл. Три золотых звезды на мафории - тройной символ непорочного зачатия, рождения и смерти, кайма на нём — знак прославления. Сам плат олицетворяет материнство, принадлежность Богу, голубой цвет одежд — девственность.

    Известны случаи нарушения традиций. Этим пользуются иконописцы, чтобы особо выделить определённые черты. Например, чтобы подчеркнуть непорочность, Девство Божьей Матери, изображают её в синем плате. Богоматерь Ахтырская - именно такой вариант.

    Написание Пречистой Девы без мафория также считается нарушением церковных канонов.

    По православным правилам, даже венец, знак царства, принято изображать поверх плата. Так написаны иконы Новодворская, Холмовская. Венец на голове Богородицы пришёл в восточную христианскую иконопись из Западной Европы, на ранних образах голову Матери Божьей покрывал только мафорий.

    Русские традиции в иконографии Божией матери

    Изображение Пресвятой Девы на троне встречается чаще среди итало-греческих образов. Написание Царицы Небесной, сидящей на троне или в полный рост, в России в основном использовалось в масштабных композициях: во фресках или на иконостасах.

    Иконописцы же больше полюбили поясное или оплечное изображение Царицы Небесной. Так создавались изводы более понятные и близкие сердцу. Во многом это можно объяснить особой ролью иконы на Руси: она была и спутником жизни, и святыней, и молельным образом, и семейной ценностью, передававшейся из поколения в поколение. Недаром в народе Богородица воспринималась как заступница, которая способна смягчить гнев Грозного Судии. Причём чем старше образ и «намоленней», тем большую силу он имеет.

    Большое количество верующих и храмах — отличительная черта земли русской. Многие Богородичные образы считаются здесь чудотворными, что подтверждено многочисленными свидетельствами.

    Богоматерь — свидетельница и участница русской истории

    Много веков сопровождают историю России иконы Богородицы, значение которых не переоценить. Один маленький пример - икона Феодоровская:

      В 1239 году этим образом князь Ярослав благословил сына своего Александра на брак с княжной Параскевной. Эта икона сопровождала Александра во всех его военных походах. Позже именно перед этим ликом Богоматери Святой Александр принял монашество.

      В 1613 году пред этим образом Михаил Романов, призванный на царство Земским собором, принял российский престол. Феодоровская Богородица стала свидетельницей обетов верности России, её народу и православной церкви.

      В XVIII веке все члены царской семьи обязательно приезжали в Кострому на поклон чудотворному изводу, с которого началась история царской династии Романовых.

    Особо нужно упомянуть Владимирскую икону Божьей Матери, подаренную России патриархом из Константинополя Лукой Хризовергом в XII веке. По преданию, молитвы перед этим образом не раз спасали Москву от завоевателей.

    Чудотворная сила Богородичных икон

    Многие образы Пресвятой Девы Марии считаются чудотворными. Они неотделимы от жизни христиан. Они живут с народом и помогают в горестях.

    Некоторые московские чудотворные иконы Богородицы:

      Владимирская, хранящаяся в храме Святителя Николая. Считается, что она трижды защитила Русь от врагов. Потому православные чествуют эту икону 3 раза в году: в июне, июле и сентябре.

      Тихвинская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, украшающая одноимённый храм в Москве. В 1941 году самолёт с этим образом трижды облетел столицу, после чего наступление фашистов на город было остановлено. Любопытно, что эта церковь не закрывалась даже в советское время.

      Икона Богородицы «Милостивая», святыня Зачатьевского женского монастыря, подарившая многим женщинам счастье материнства.

    «Взыскание погибших», Иверская Божья Матерь, «Утоли Моя Печали» - только часть чудотворных московских образов Царицы Небесной. Невозможно даже сосчитать, сколько их на необъятной территории России.

    Чудотворения Казанской иконы Божией матери

    Этот образ заслуживает особого внимания. Казанская икона Богородицы явила чудо уже своим появлением в 1579 году после большого пожара в городе, когда была найдена среди пепелища абсолютно не пострадавшей от огня.

    Многочисленные исцеления больных, помощь в делах подарил этот извод верующим. Но самые значимые чудотворения этой иконы связывают русские христиане с защитой отечества от иноземных захватчиков.

    Уже в середине XVII века царь Алексей Михайлович повелел установить в честь неё Случилось это после благополучного рождения наследника российского престола во время всенощной службы в честь Казанской Богородицы. Эту икону стали считать покровительницей царской династии.

    Полководец Кутузов, отправляясь на поля сражения Отечественной войны 1812 года, преклонил колени перед этой святыней и просил у неё заступничества. После победы над Наполеоном он преподнёс в дар Казанскому Собору всё отнятое у французов серебро.

    Мироточивые молельные образы Божьей Матери

    Это одно из самых больших чудес, связанных с иконами. До сих пор не найдено объяснение того, почему Но происходит это всегда накануне трагических событий как напоминание о людской греховности и необходимости покаяния. Что же это за явление? На образах появляется благоухающая жидкость, напоминающая миро. Консистенция и цвет её могут быть разными — от прозрачной росы до тягучей тёмной смолы. Любопытно, что мироточат не только образы, написанные на дереве. Это происходит и с фресками, фотографиями, металлическими иконами и даже с ксерокопиями.

    И в настоящее время происходят подобные чудеса. Несколько десятков Тираспольских икон начали мироточить в период с 2004 по 2008 год. Это было предупреждение Господа о кровавых событиях Беслана, Грузии, оранжевой революции в Украине.

    Один из таких образов, икона Божьей матери «Семистрельная» (другое название - «Умягчение злых сердец»), начала мироточить в мае 1998 года. Продолжается это чудо по сей день.

    На защите дома - Святая Богородица

    Икона Богородицы обязательно есть в доме верующего, который заботится о безопасности своего жилища.

    Считается, что молитвы перед её ликом защищают всех живущих в доме в физическом и духовном плане. С древности повелось размещать над входными дверями в избу икону Богородицы и просить у неё защиты и поддержки. Самые любимые Богородичные изводы: Иверская, Семистрельная, "Нерушимая стена", "Неопалимая Купина" и некоторые другие. Всего насчитывается более 860 наименований икон Божьей Матери. Запомнить их все невозможно, да и не нужно. Выбирая молельный образ, важно прислушаться к своей душе и следовать её советам.

    Не только простые верующие, но и царские особы почитали иконы Богородицы. Фото, сделанное в спальне царя Александра, подтверждает это.

    Иконы Богородицы с младенцем даруют утешение в печали, избавление от болезней, духовное прозрение только тем, чьи молитвы искренни, а вера непоколебима. Главное, чтобы обращение к Пресвятой Деве шло от чистого сердца, а намерения были добрыми.

    Прославление Богоматери

    Всеобщая любовь православных к этому святому образу нашла отражение и в большом количестве церковных праздников в её честь. Практически в каждом месяце года найдётся такой день, а порой и несколько. Около 260 чудотворных Богородичных образов упоминается в русском православном календаре.

    Значимый православный праздник — Покров Богородицы - стал темой одноимённых икон. На этих изводах Пресвятая Дева изображена в полный рост. В руках перед собой она держит покрывало с изображением Христа или без него. Обретённая в конце XX столетия Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" стала символом возрождения духовности России и напоминанием о значимости этого образа в истории страны. Её всё чаще причисляют к наиболее чтимым русским иконам.

    Особенности Богородичной иконографии

    Древняя христианская легенда говорит, что начало первые иконы Богородицы появились во времена апостолов. Сохранились упоминания, что Святой апостол Лука, владевший искусством живописи является автором одной из первых Богородичных икон.

    Во все времена, изображая Пречистую Деву, мастера иконописи использовали все своё мастерство, чтобы придать лику Богородицы красоту, величие, достоинство и безграничную нежность. На всех иконах Богородица всегда изображена в печали, но печаль эта разная – скорбная или выражающая надежду. Неизменно всегда одно – духовная сила, которая всегда исходит от Божией Матери. Богородица обычно изображается со своим Божественным Сыном, но достаточно икон, где Она изображена без Него. На некоторых образах Она нежно поддерживает Его, на других - тепло прижимает Младенца к Себе. Но на всех иконах Богородица полна благоговения перед Спасителем и кротко смиряется с неизбежностью предстоящей жертвы. Главными чертами, наиболее характерными для изображения Богоматери на русских иконах, являются трогательная лиричность, отрешенность и одухотворенность.

    Самыми распространёнными иконографическими типами изображения Богородицы являются иконы «Знамение» (Оранта), «Умиление» (Елеуса) и «Путеводительница» (Одигитрия).

    Знамение (Оранта)

    Оранта - значит «молящийся», в переводе с латыни.

    Иконы такого типа еще называют «Великая Панагая». На образах Богородица изображается как заступница, в молитве с поднятыми руками и ладонями, обращенными в сторону богомольцев. Первые аналогичные изображения Божьей Матери обнаружены еще в римских катакомбах. Христиане дали иконам типа «Знамение» второе название - «Нерушимая стена», обозначая великую силу Заступничества Богоматери,

    Наиболее известные иконы типа «Оранта»: «Знамение», Абалацкая, Серафимо-Понетаевская, Мирожская, Никейская, Царскосельская иконы Божией Матери, Ярославская Оранта, «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша».

    Умиление (Елеуса)

    Елеуса обозначает «милующая», «сострадание» и «сочувствие», в переводе с греческого языка. Умиление – один из наиболее любимых христианами вариантов изображения Богородицы. На иконах данного типа Дева Мария изображается соприкасающейся щеками с Младенцем Иисусом, которого она бережно держит на руках. На подобных образах между Девой Марией, символом рода человеческого и всей Церкви Христовой, и Спасителем, символом божественной сущности, совсем нет расстояния, и их любовь воистину безгранична. Эти образы выражают любовь Бога ко всему роду человеческому. В греческом искусстве этот тип иконографичии именовался обычно «Гликофилусса» (от греч. «сладко любящая»), что иногда переводят как «Сладколобзающая» или «Сладкое лобзание».

    Наиболее известные иконы типа «Умиление»: Владимирская, Донская и Феодоровская иконы Богоматери, Икона «Достойно есть», «Взыграние Младенца», «Взыскание погибших».

    Путеводительница (Одигитрия)

    Одигитрия обозначает «путеводительница» или «указывающая путь», в переводе с греческого языка.

    Иконы этого типа - одни из самых распространённых изображений Божьей Матери. На этих иконах Богородица пишется со своим Божественным сыном на руках. Одной ладонью Младенец Иисус благословляет смотрящего на икону, а второй держит книгу или свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Обычно Богородица изображена по пояс, но известны также сокращенные оплечные варианты (Казанская икона Божией Матери), а также иконы на которых Богородица изображена в полный рост.

    Отличием этой иконографии от близкого ей типа "Умиление" является взаимное отношение Матери и Сына: здесь композиционным центром является Христос, обращенный к смотрящему на икону. Дева Мария в этой иконографии указывает рукой на Младенца Иисуса, указывая на праведность и незыблемость христианского пути.

    Наиболее известные иконы типа «Путеводительница»: Казанская, Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, Иверская, Иерусалимская, Влахернская, Грузинская, «Избавительница», «Скоропослушница», «Троеручица».