Природные зоны на равнине южной америки. Урок "природные зоны южной америки"

Природные зоны Америки - географическая зональность Южной и Северной Америки очень разнообразна, что объясняется тем, что Америка протянулась по всему полушарию, от крайнего севера до юга. Поэтому здесь есть практически все природные зоны планеты.

Природные зоны Северной Америки. До широты Великих озер (граница США и Канады) природные зоны сменяют друг друга по широте, а южнее - меридионально. В Северной Америке представлены следующие природные зоны:
1. Зона Арктических пустынь. В этой зоне находятся Гренландия и большая часть островов Канадского Арктического архипелага. Здесь в местах, освобождающихся от снега и льда, на бедных каменистых и болотистых почвах во время короткого и прохладного лета растут мхи и лишайники.
2. Зона тундры. Занимает северное побережье Северной Америки и прилегающее к ней острова. Южная граница тундры на западе лежит у полярного круга, а с продвижением на восток заходит в более южные широты, захватывая побережье Гудзонова залива и северную часть полуострова Лабрадор. Здесь в условиях короткого и прохладного лета и многолетней мерзлоты широко распространены торфяные болота. В северной части тундры растут мхи и лишайники, а в южной – болотные травы, кустарники из багульника, кустарнички голубики и черники, низкорослые с искривлёнными стволами берёзы, ивы, ольха. В североамериканской тундре водятся песец, полярный волк, северный олень карибу, белая куропатка и др. Летом сюда прилетает множество перелётных птиц. В прибрежных водах зоны много тюленей, моржей. На северном побережье материка встречается белый медведь.
3. Зона тайги. К югу тундра постепенно переходит в лесотундру, а затем в хвойные леса или тайгу. Зона тайги простирается широкой полосой с запада на восток. В тайге растут в основном хвойные деревья – чёрная ель, бальзамическая пихта, сосна, американская лиственница; есть и лиственные – бумажная берёза с гладкой белой корой, осина. В лесах водятся хищные звери – медведи, волки, рыси, лисицы; есть олени, лоси и ценные пушные звери – соболь, бобр, ондатра. В реках много лососевых рыб, на островах находятся лежбища котиков.
4. Зона смешанных и широколиственных лесов начинается на юг от тайги. В восточной части материка расположены переменно влажные леса, которые доходят аж до зоны Мексиканского залива. В смешанных лесах преобладают жёлтая берёза, сахарный клён, бук, липа, белая и красная сосна. Для широколиственных лесов характерны различные виды дубов, каштан, платан и тюльпанное дерево.
5. Зона вечнозелёных тропических лесов расположена на юге Миссисипской и Приатлантической низменностей. Леса состоят из дубов, магнолий, буков и карликовых пальм. Деревья обвиты лианами.
6. Зона лесостепей начинается к западу от зоны лесов. Здесь преобладает травянистая растительность. Степи с высокими травами, преимущественно злаками, достигающими в высоту 1,5 м, в Северной Америке называют прериями. В долинах рек и на увлажненных пониженных участках встречается древесная растительность. Ближе к Кордильерам осадков выпадает ещё меньше и растительность становится беднее; низкие травы не покрывают всю землю и растут отдельными пучками.
7. Зона пустынь и полупустынь занимает значительную часть внутренних плоскогорий Кордильер, Мексиканского нагорья и калифорнийского побережья. Здесь на серых и бурых почвах колючие кустарники, кактусы и полынь, а на засоленных почвах – солянки.
8. Зоны саванн и вечнозеленых лесов расположены в Центральной Америке и на склонах Карибского моря.

В Южной Америки так же ярко выражена широтная зональность, а так же высотная поясность.
1. Зона тропических лесов. По обе стороны от экватора расположены влажные экваториальные леса (сельва, тропический лес). Их площадь здесь примерно в 2,5 раза больше, чем в Африке. Экваториальные леса (сельва) расположены по обе стороны от экватора, занимая почти всю Амазонскую низменность, склоны Анд и север Тихоокеанского побережья. Вдоль Атлантического побережья распространены влажные тропические леса, близкие к типичной гилее.
2. Саванны и степи. К северу и югу влажные тропические леса сменяются саваннами. В южной части материка южнее саванн расположены степи (пампа).
3. Пустыни и полупустыни. Они занимают большую часть умеренного пояса на юге материка. На западном побережье тропического пояса находится пустыня Атакама. В целом засушливые территории в отличие от Африки занимают незначительные площади.
В Андах выражена высотная поясность, причём её характер существенно различается в северной, центральной и южной частях гор.

«Саванны и редколесья» - В саваннах и редколесьях почвы красно-бурые. Австралия. Животный мир. Саванны и редколесья расположены в экваториальном, субэкваториальном, субтропическом и тропическом климатических поясах. Африка. Почвы. Евразия. В Африке самый разнообразный животный мир саванн. Южная Америка. На каждом материке своеобразный растительный мир саванн и редколесий.

«Экваториальные леса» - Животные экваториального леса. Одних только деревьев насчитывается более 1000 видов. Радужный тукан. Исполнители: учащиеся 6 «Е» класса МОУ лицей №135. Экваториальные леса Амазонии – сельва. Почва экваториальных лесов. Растения экваториального леса. Экваториальные леса. Синежёлтый ара. Обезьяны. Здесь произрастает 70% всех высших растений и 90% всех лиан на Земле.

«Влажно-экваториальные леса» - Первичные дождевые леса сохранились только в центральной котловине реки Конго. Фикусы вырастают в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев. Африка. Гилея. В Африке различают 3 природные зоны: Экваториальные леса растут в несколько ярусов. Влажные вечнозеленые леса Экваториальной Африки. Животный мир. Верхний ярус (высота 35-50 м) составляет сейба.

«Природно-территориальный комплекс» - Цель – доказать, что природная зона является ПТК. Климат. Рельеф. Для предложенных территорий заполните ниже приведенную таблицу. Воды. Автор Учитель географии Захарова Е.А. Природная зона – как природно-территориальный комплекс. Почвы. Взаимосвязанных. На определенной территории. Природная зона -. Птк -.

«Пустыни и полупустыни» - В редких местах в пустынях, где близко к поверхности подходят подземные воды, образуются оазисы. Содержание. Что такое пустыни? В. Другие животные, например верблюд, могут длительное время обходиться без воды. То здесь, то там встречаются растения, которые из-за недостатка влаги не образуют сплошного покрова.

«Природные зоны» - Растения тайги. 1 - дуб; 2 - липа; 3 - клен; 4 - лещина; 5 - бузина; 6 - хохлатка; 7 - фиалка; 8 - медуница. 1 - ель; 2 - пихта; 3 - лиственница; 4 - можжевельник; 5 - черника; 6 - кислица. Каменистая пустыня. Муссонный лес (сезонно-влажные леса). 1 - полярная ива; 2 - карликовая береза; 3 - пушица; 4 - осока; 5 - дриада; 6 - мак; 7 - ягель.

Всего в теме 14 презентаций

Наравне с Австралией, выделяется своеобразием природы. Значительная ее удаленность от других континентов и изоляция на протяжении длительного времени способствовали формированию уникальной флоры и фауны. Природные зоны Южной Америки являются родиной многих эндемичных растений и животных, которых вы никогда не встретите в природе на других материках.

Своеобразие природы Южной Америки

Ее растительный мир чрезвычайно богат и насчитывает около 40 тысяч различных видов. Континент считается родиной не только хинного и гевеи и но и многих культурных растений - фасоли, томатов, картофеля, кукурузы.

Природные зоны Южной Америки считаются родным домом таких необычных животных, как муравьеды, броненосцы, ленивцы, гуанако. В животном мире сохранились четыре вида сумчатых. Грызуны материка также своеобразны - например, шиншилла и капибара. Эндемиками являются более 300 видов птиц, в том числе и миниатюрные колибри.

отличаются не только флорой и фауной, но и размерами занимаемой площади. Некоторые из них вытянуты в меридиональном направлении, что связанно с особенностями рельефа материка. В Южной Америке располагается половина всех экваториальных лесов, которые считаются легкими планеты.

Сельва - южноамериканский экваториальный лес

Экваториальные леса Южной Америки, располагаясь, как понятно из их названия, в области экватора, занимают огромные площади Амазонской низменности. Эти труднопроходимые лесные пространства называют "сельвас", что на португальском языке означает "лес". В этой природной зоне можно встретить уникальные растения - молочайные деревья, древовидные папоротники. Во влажном и жарком климате хорошо растут хинное и бальса. Все деревья переплетены лианами, которые взбираются на стволы, перекидываются с дерева на дерево, образуя местами сплошную стену зарослей.

Леса Южной Америки богаты животными. В сельве обитают обезьяны-ревуны, тапиры, ягуары, попугаи. Между густой растительностью летают разноцветные бабочки, размах крыльев у некоторых из них достигает 27 сантиметров. В Амазонке можно встретить редкие виды рыб, крокодилов, здесь водятся дельфины, водяные змеи и огромные анаконды.

Льянос, пампа и пустыни

Другие природные зоны Южной Америки занимают меньшие площади, но не менее интересны, в каждой из них есть что-то особенное. Саванны, называемые льянос, покрыты высокими травами, среди которых островками растут пальмы и акации. В саванне материка мало копытных, встречаются свиньи-пекари, муравьеды, пума.

К югу от саванн расположились обширные степи. Пампа с богатыми и плодородными почвами является житницей материка, здесь выращивается много разных злаковых растений. В степях обитают пампасные олени, дикие кошки, ламы.

На материке встречаются и засушливые районы, занятые полупустынями и пустынями. У подножия Анд находится каменистая пустыня Атакама, которая ближе к Тихому океану покрыта песчаными барханами. Южнее Анд расположена обширная полупустыня Патагония с довольно суровым климатом.

Задачи урока:

  • Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны;, как проявляется высотная поясность в Андах; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.
  • Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной литературой, добывать информацию на порталах Интернета.
  • Используя программу PowerPoint, развивать умение создавать цветовую композицию, вставлять объекты из других программ, воспитывать чувство меры при создании слайдов.
  • Развивать научный кругозор в области географии и информатики.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование:

Карта природных зон мира, физическая и климатическая карты Южной Америки, атласы для 7 класса, иллюстрации по теме, слайды, презентации учащихся, выставка книг Ж. Верна и о Южной Америки, перфокарты, задания для самостоятельной работы, резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, клубни картофеля.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Новый материал

1.Ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный.

Мы с вами совершим путешествие в Южную Америку. Для этого необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк, достаточно иметь под рукой море дополнительной литературы и, как вы уже убедились, компьютер, подключенный к Интернету.

А знаете ли вы, что был такой писатель, который путешествовал по энциклопедиям и атласам, был убежденным домоседом, за свои 70 лет он провел в пути менее года. Кто это?

Совершенно верно. Жюль Верн.

Познакомиться с книгами Ж.Верна можно посмотрев выставку книг. Секрет своего творческого метода Верн раскрыл устами Паганеля, героя «Детей капитана Гранта». Однажды его спутники, пораженные тем насколько чудаковатый ученый досконально знает местность, где они находятся, спросили его: «Неужели вы не раз здесь бывали?». На что тот невозмутимо ответил: «Да, сидя в кабинете в своем кресле».

Фритьоф Нансен говорил: « В жизни человека необходима романтика, именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности. Это могучая пружина в человеческой душе, толкающая его на великие свершения.»

Каждый из вас, используя метод Паганеля и могучую пружину в своей душе, побывал в одной из шести природных зон Южной Америки, где узнал о географическом положении, климатических условиях, почвах, растительном и животном мире природной зоны, как изменяется зона под воздействием человека. Все, что вы узнали, вам предстоит довести до сведения остальных путешественников: не только рассказать, но и показать. А также, дорогие путешественники, коими являетесь вы все, вам предстоит доработать таблицу « Природные зоны Южной Америки» (см. Приложения к уроку).

2.Какие природные зоны есть в Южной Америке?

  • Что называется природной зоной?
  • А сейчас все откройте атласы на стр.31, посмотрите и скажите, какие природные зоны есть в Южной Америке. Кто желает рассказать?
  • Какие из них занимают наибольшую площадь? Почему?
  • Как в Южной Америке проявляется широтная зональность?
  • Почему пустыни и полупустыни расположены в меридиональном направлении?
  • Что такое высотная поясность?

Итак, слово путешественникам по влажным экваториальным лесам. Начинаем знакомство с природными зонами (защита презентаций – см. Приложения, работа с понятийным аппаратом темы –см. Приложения, работа с настенными картами и картами атласа).

3.Зона влажных вечнозеленых экваториальных лесов.

Сейчас мы отправляемся в зону влажных вечнозеленых экваториальных лесов, которая расположена по обе стороны от экватора в бассейне Амазонки. Португальцы назвали эти леса сельвой. Сельва поражает буйством жизни и красок. Нашему взору открылось прекраснейшее зрелище. Здесь растут такие деревья, как сейба, достигающая высоты 80 м, дынное дерево, шоколадное дерево (какао), различные виды пальм, много орхидей, лиан. Очень богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы.

Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары. Богат и мир птиц: колибри, попугаи, туканы и др. Много разнообразных бабочек, жуков и других насекомых.

Желающим отправится в путешествие в эту зону мы бы посоветовали посетить великую Парану- Тинг (Амазонка) (Рассказ учащегося об Амазонке).

4.Зона переменно-влажных лесов.

Зона переменно-влажных лесов расположена к югу и к северу от зоны влажных экваториальных лесов и занимает северную часть Бразильского плоскогорья и северо-восточную часть Гвианского плоскогорья. В зоне переменно-влажных лесов высокие деревья сбрасывают листву, а эпифитные орхидеи на сухое время впадают в состояние покоя.

Черты полулистопадных лесов: могут существовать при длительности засушливого периода до 5 месяцев с количеством осадков менее 100 мм, деревья обладают досковидными корнями, наличие высокорослых эмерджентов, суккулентность, «кладовые» питательных веществ.

В руслах рек и на равнинах – тропический, непроницаемый лес с эпифитами и лианами, который карабкается от моря до самого гребня хребта и под конец переходит в сплошной лес одних только пальм. Пальмовый лес прекращается и начинается лес араукуарий, т.е. лес бразильских сосен.

Чрезвычайно разнообразен животный мир переменно-влажных лесов Южной Америки: термиты, гривистый волк, саваннова лисица, кустарниковая собака, носухи, гризон, пума, кошка Жоффруа, черепахи, летучие мыши, легуаны, кайманы, криптурелла, колоколо, зимородки.

Приглашаем посетить город карнавалов – Рио-де-Жанейро (рассказ учащегося о городе).

5.Зона саванн.

Далее наш путь лежит в зону саванн, которая занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Здесь растут пальмы и акации, однако, в саваннах Южного полушария растительность беднее: мимозы, кактусы, низкорослые деревья и кустарники. В сравнении с африканскими саваннами животный мир южноамериканских саванн беднее. Здесь обитают мелкие олени мазама, опоссум, пекари, броненосцы, муравьеды, свистун, жарарака, каскавелла, кавия. Из птиц – страус нанду, краксы, гриф-урубу, паламедия,.

В этой природной зоне приглашаем посетить великолепные водопады Игуасу (рассказ учащегося о водопадах)

6.Зона субтропических степей.

Из зоны саванн мы отправляемся в зону субтропических степей, которые в Южной Америке называют пампой, что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности». Растительность степей – травы, среди которых преобладают ковыли, дикое просо и другие виды злаков. Животный мир степей – пампасский олень, пампасская кошка, ламы.

Приглашаем посмотреть на животных пампы (рассказ учащегося о животных).

7.Зона пустынь и полупустынь.

Дальше мы отправляемся в зону пустынь и полупустынь, которая занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье и на юге материка. Этот край материка назван Патагонией. На скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники. Много грызунов, среди них вискаша, длина тела которого 60-70 см., по берегам водоемов обитает нутрия, много мелких броненосцев.

В путешествие приглашаем в страны ветра и холода в Южной Америке

(рассказ учащегося о пустыне Атакама и Патагонии)

8.Высотная поясность в Андах.

А сейчас наш путь лежит в горы Анды, которые расположены на разных широтах. Высотная поясность в Андах отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. Так подножия Анд близ экватора одеты густыми экваториальными лесами. На плоскогорьях

Центральных Анд расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть очень древние виды, например, очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама.

В этой природной зоне мы приглашаем посетить вас самый высокий водопад в мире (рассказ учащегося об вдп. Анхель).

9.Изменение природы материка под влиянием деятельности человека.

Как вы уже узнали, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Является одним из центров происхождения культурных растений.

Как вы думаете, изменилась ли природа материка под влиянием деятельности человека?

Как проявляется это влияние?

1.Распашка земель пампы, нет девственной растительности.

2.Пастбищное скотоводство – зарастание пастбищ сорняками.

3.Вырубка лесов – араукарий, плантации кофе и какао на месте тропических лесов.

4.Ввоз новых растений – нарушение связей между компонентами природы.

5.Вырубка экваториальных лесов – легкие планеты, биологическое разнообразие.

Как решать проблемы?

Создание национальных парков, Красная книга, программа охраны природы.

III.Закрепление

I. Устный опрос

1.Дик Сенд, увидев на побережье материка жирафа, слона, гиппопотама, муху це-це засомневался, что его команда находится в Южной Америке. Почему?

2.Какая связь между предметами: резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, картофель

3.С какими природными зонами Южной Америки мы познакомились?

4.Какие новые понятии ввели?

5.От чего зависит количество высотных поясов?

6.Приведите примеры изменения природы Южной Америки человеком.

II. Тестирование по теме:

« Природные зоны Южной Америки» (см. приложения)

Ответы:

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Б В Б А А А А В Г Б
2 В В А В Б В Б В Г А

IV.Оценки за урок

V.Домашнее задание:

VI.Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Почему?

Что интересного узнали?

Всем спасибо за урок!

Тестирование

В связи с преобладанием на континенте жаркого влажного климата, оказывающим влияние на природные зоны, в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустынь и полупустынь. По обе стороны от экватора в бассейне Амазонки расположена зона влажных экваториальных лесов. Площадь, занимаемая ими, больше, чем в Африке, они более влажные, их растительный и животный мир богаче видами, чем африканские леса. Португальцы назвали эти леса сельвой.

Сельва поражает естествоиспытателя буйством жизни, красок. Среди деревьев замечательны сейба, дынное дерево, различные виды пальм, шоколадное дерево (какао), гевея, много орхидей, лиан. Множество животных приспособлено к жизни на деревьях: цепкохвостые обезьяны, ленивцы, древесные дикобразы. Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары; много видов попугаев, колибри; очень богат мир насекомых.

Зоны саванн занимают Оринокскую низменность большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Среди трав растут пальмы и акации, однако в саваннах Южного полушария древесная растительность беднее: мимозы, кактусы, молочаи, бутылочные деревья с бочкообразными стволами. В южноамериканских саваннах нет таких крупных травоядных животных, как в Африке. Здесь обитают мелкие олени, дикие свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, из птиц – страус нанду, из хищных – ягуары и пумы.

Зона тропических пустынь занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье. Здесь недалеко от океана лежит пустыня Атакама – одна из самых безводных пустынь мира. На бесплодных каменистых почвах кое-где растут кактусы и колючие подушкообразные кустарники. Зона субтропических лесов занимают юг Бразильского плоскогорья. Ландшафт зоны образуют красивые леса паркового типа из хвойных араукарий, здесь же произрастает парагвайский чай.

Зона степей также расположена в субтропическом климатическом поясе. Луговые степи называют в Южной Америке пампой. В условиях влажного субтропического климата в степях образовались очень плодородные красновато-черные почвы. Основная растительность – травы, среди которых преобладают ковыль, дикое просо и другие виды злаков. Для открытых пространств пампы характерны быстробегающие животные – пампасный олень, пампасная кошка, несколько видов лам. Много грызунов (нутрия, вискача), а также броненосцев и птиц.

Зона полупустынь умеренного пояса расположена на юге материка, где на скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники, часто образующие форму подушек. В полупустынях обитают те же животные, что и в пампе.

Высотная поясность в Андах, которые расположены на разных широтах, отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. На плоскогорьях Центральных Анд, изолированных от влияния океанов, расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть эндемики: очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама и др.