Роль птиц и млекопитающих в жизни человека. Млекопитающие

Общие признаки класса Млекопитающие

Млекопитающие - наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Сочетание многих прогрессивных признаков определило высокий уровень общей организации и позволило млекопитающим широко расселиться по Земле. Среди них преобладают наземные виды. Кроме того, есть летающие, полуводные, водные и почвенные жители.

Для млекопитающих характерны следующие признаки:

1. Выкармливают детенышей молоком, которое вырабатывается молочными железами матери (отсюда название класса млекопитающих)

2. Имеют постоянную высокую температуру тела

3. Тело покрыто волосяным покровом (шерстью), что способствует сохранению тепла

4. Зародыш развивается в утробе матери, которая рождает живых детёнышей

5. Высокий уровень развития нервной системы, в первую очередь хорошо развит головной мозг, сложное поведение.

6. Имеется наружное ухо - ушная раковина.

Происхождение Млекопитающих

Полагается, что млекопитающие произошли от зверозубых ящеров - группы древних пресмыкающихся, которые жили более 200 млн лет назад.

Древнейших млекопитающих изучают по ископаемым останкам. Одним из первых млекопитающих мог быть меланодон. Ископаемые находки этого животного относят к числу самых древних млекопитающих. Предполагают, что меланодон был небольшим зверьком, внешне сходным с крысой.

Некоторые из древних млекопитающих, известных нам по ископаемым останкам, являются предками современных видов. Другие не имеют продолжателей и давно вымерли.

Значение Млекопитающих в природе и жизни человека

Значение в природе

Значение для человека

1. Участвуют в распространении семян, в естественном возобновлении растительности.

2. Участвуют в рыхлении почвы, обогащении ее кислородом, органическими и минеральными веществами.

3. Растительноядные звери регулируют рост и развитие растений.

4. Хищные звери регулируют численность других животных, поедая трупы, выполняют санитарную роль

1. Промысловые и домашние животные дают мясо, шерсть, кожу, жир, и т.д.

2. Вредные животные (грызуны) - вредят культурным растениям и уничтожают запасы продовольствия; хищные животные могут нападать на домашний скот.

3. Объект спортивной охоты (заяц).

4. Эстетическое значение.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека и получил лучший ответ

Ответ от Olga_ glam_[новичек]
В жизни человека
там на еду, на шкуру,
в природе например
волк является санитаром природы
Значение млекопитающих для человека
Для человека звери имеют большое значение с тех времен, когда наш
обезьяноподобный предок впервые пошел на охоту. Можно с уверенностью
сказать, что мелкие млекопитающие и детеныши крупных животных стали пер-
вой его добычей. Переход на мясную пищу - важнейших фактор в эволюции
человека. Из шкур животных стали делать одежду, жир использовать для ос-
вещения жилища, кости для изготовления наконечников для дротиков и
стрел. У некоторых народов Севера и в настоящее время охота остается ос-
новным занятием. Каждому известно выражение "мягкое золото". Тысячи, де-
сятки тысяч охотников-промысловиков трудятся на просторах России, добы-
вая белку и ондатру, соболя и куницу, хомяка и горностая и т. д. Они
сдают государству, увеличивая его богатство, миллионы шкурок - "мягкое
золото". Разводят пушных зверей и на зверофермах.
Но не только ценную шкурку дают человеку звери. Мясо диких животных -
лося, сайги, косули и других - используется в пищу. А для жителей отда-
ленных районов, куда завоз продуктов затруднен и где природные условия
мало пригодны для развития животноводства, оно является основным в раци-
оне.
От контакта с животными, например, во время встречи в лесу с ежом,
зайцем или белкой, человек получает эстетическое удовольствие. У него
поднимается настроение. Что очень важно для психического и эмоционально-
го состояния. Многие для постоянного общения с животными поселяют их в
своем доме. Это помогает понять-сущность природы, полюбить все живое.
Такой человек будет относиться к природе бережнее, со знанием дела. Он
никогда не уничтожит сухое дерево, в дупле которого живет белка или со-
боль, без особой нужды не осушит болото, заросшую старицу, где гнездятся
птицы или обитают выдры, бобры и другие животные.
Большая роль в деле охраны природы принадлежит государству. Ряд ви-
дов, численность которых в последние десятилетия резко сократилась, в
настоящее время находится под его охраной. К. ним относятся: кабан,
бобр, выхухоль, тигр и др. Созданы специальные заповедники и питомники,
где ведутся работы по восстановлению и сохранению отдельных видов живот-
ных. В результате удалось не только спасти многих редких зверей, но и
увеличить их численность.
В домашних условиях содержатся самые различные виды млекопитающих: от
мыши-малютки и золотистого хомячка до собак и кошек.
Их можно купить на рынке, в зоологических магазинах, научно-исследо-
вательских лабораториях или отловить в естественных условиях, что, бе-
зусловно, требует особого подхода, умения и мер предосторожности.
Известно, что отдельные виды диких млекопитающих создают человеку не-
мало проблем и даже приносят вред. В некоторые годы их численность воз-
растает настолько, что они представляют большую угрозу урожаю и могут
принести значительные убытки сельскому хозяйству.
Дикие млекопитающие - источник опасных для человека болезней. Так,
сурки, малый суслик и большая песчанка - основные переносчики чумы, во-
дяная полевка может стать виновницей вспышки туляремии; волки и бродячие
собаки передают человеку бешенство, лептоспироз, гельминтозы и т. д. Из-
вестна также роль млекопитающих в формировании и поддержании природных
очагов клещевого энцефалита, клещевого сыпного тифа, лихорадки Ку и мно-
гих других болезней.
Кроме того, их жизнедеятельность отрицательно отражается на процессах
лесовозобновления, формирования травяного покрова, структуре почвы.
Миллионы грызунов и насекомоядных изо дня в день роются в поверхност-
ных слоях почвы, прокладывая длинные ходы, перебрасывают и измельчают
огромные массы земли. В лесной полосе большую "работу" землекопов проде-
лывают кроты и полевки, на болотистых берегах - ондатры и водяные крысы,
в тундрах - лемминги, на альпийских лугах Кавказа - прометеевы полевки,
на Тянь-Шанс - сурки и стадные полевки. При этом зверьки нередко повреж-
д

Ответ от 2 ответа [гуру]

Значение млекопитающих в жизни человеческого общества весьма разнообразно. Это определяется, с одной стороны, обилием и разнообразием видов зверей, с другой - разнообразием хозяйственной деятельности человека.

В целом класс млекопитающих представляет огромное природное богатство, заслуживающее бережного отношения.

В настоящее время это весьма актуально, так как за предшествующие столетия уже полностью истреблено более 100 видов. Среди истребленных животных такие уникальные, как морская корова, бык тур, дикая лошадь тарпан и др.

Сейчас во многих странах ученые заняты важной проблемой - сохранением и увеличением численности редких животных, из млекопитающих - в первую очередь некоторых видов китов и тюленей, белого медведя, азиатского льва, азиатского носорога, лошади Пржевальского, кулана, горала, дикого пятнистого оленя и других. Опыт показывает, что при надлежащей постановке дела восстановление численности видов вполне реально. Достаточно вспомнить замечательные результаты, которых удалось добиться при восстановлении поголовья сайгака, лося, соболя.

Итоговая оценка значения ряда видов иногда встречает затруднения, связанные с тем, что один и тот же вид в разной природной и хозяйственной обстановке играет разную роль. Многие виды мелких грызунов вредны для полевых культур. Местами они мешают лесонасаждению.

Вместе с тем ими питаются пушные хищники, мех которых представляет большую товарную ценность. Лесные мышевидные грызуны составляют основу кормового благополучия для таких ценных зверей, как, например, соболь, куница, норка, колонок. Но в известной ситуации они представляют опасность для здоровья человека как хранители инфекций и прокормители клещей - передатчиков болезней.

Лисица нежелательна близ птицеферм и на территории охотничьих хозяйств, где разводят фазанов или других птиц - объектов охоты. Этот же вид в таежной полосе никакого реального вреда не приносит и представляет большую ценность как пушной зверь. Вблизи посевов, несомненно, вредны суслики и полевки. Они вредят посевам на разных стадиях произрастания их: поедают высеянные семена, портят всходы, уничтожают семена созревших растений.

Местами грызуны вредят травяному покрову на пастбищах. Бывают случаи уничтожения в травостое более 50 % самых ценных растений, например злаков и бобовых. Некоторые грызуны (большая песчанка и др.) мешают пескоукрепительным работам, так как растаскивают заделанные в землю семена кустарников и древесных растений. Слепыши, цокоры, местами водяные полевки и кроты, выбрасывая при сооружении нор землю на поверхность, затрудняют сенокошение.

Некоторые млекопитающие, в основном грызуны, имеют существенное эпидемическое значение, так как являются хранителями и передатчиками опасных для человека болезней. Кроме того, они служат прокормителями клещей и некоторых насекомых, распространяющих эти заболевания, называемые антропозоонозными. Сурки, суслики, песчанки, крысы - бациллоносители и распространители страшного заболевания людей - чумы. Чумные палочки передаются человеку при непосредственном контакте или через питающихся на больных зверьках блох.

Микробоносителями туляремии среди млекопитающих служат преимущественно грызуны, в первую очередь водяная полевка, обыкновенная полевка, домовая мышь, суслики, зайцы. Возбудитель передается человеку через кровососущих насекомых, клещей, через воду или при непосредственном контакте с больным зверьком, например при снятии с него шкурки.

При эпизоотиях пастбищных сыпнотифозных лихорадок возбудители (риккетсии) передаются от больных грызунов клещами. При вирусных энцефалитах (тяжелое поражение центральной нервной системы) возбудителей от больных зверьков также передают клещи. С грызунами - вредителями сельского хозяйства или опасными в эпидемическом отношении - ведется планомерная борьба. Диких млекопитающих добывают для получения разнообразных продуктов, а также ведут на них спортивную охоту, которая до настоящего времени не потеряла значения.

Технологическая карта урока

Предмет: биология 7 класс В.М. Константинов

Тема урока: «Млекопитающие. Значение в природе и в жизни человека».

Тип урока: урок обобщения и «открытия» новых знаний .

Ц ель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных отрядах Млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека.

Задачи урока:

    Образовательные – обобщить и расширить знания учащихся о роли млекопитающих в природе и жизни человека, выяснить влияние человека на видовой состав и численность млекопитающих.

    Воспитательные – сформировать экологическую культуру с элементами краеведения, бережное отношение к природе.

    Развивающие – развить логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развить познавательный интерес к предмету.

Оборудование и материалы Таблицы по охране животных, рисунки по нервной и кровеносной системе хордовых, карточки с разноуровневыми заданиями, материал кабинета, ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска

I . Повторение и обобщение изученного

- Ребята, мы познакомились с вами с представителями класса млекопитающие. Изучили их строение, познакомились с физиологическими особенностями, образом жизни и сегодня на уроке мы с вами выясним роль млекопитающих в природе и жизни человека . Мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их.(запись числа, темы урока в тетрадь)

При изучение представителей каждого класса, мы говорили о характерных особенностях. А какими характерными особенностями обладают млекопитающие,

что их отличает от других классов царства животные.

Перечислите черты строения, которые характерны для млекопитающих животных.

На доске записаны группы животных найдите среди них представителей класса млекопитающие

Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку Вы его выбрали:

а) тюлени, кошки, морские львы, моржи

б) лошади, зебры, олени, носороги;

в) олень, белый медведь, куропатка, верблюд

Дети настраиваются на урок, слушают, записывают число, тему урока.

- Работа с учебником: характеристика класса млекопитающие.

Работа в группах

- тюлени, морские львы, моржи – отряд Ластоногие, а кошки – отряд Хищные;

- олени – отряд Парнокопытные, а остальные – отряд Непарнокопытные;

Осетр – рыба

Лангуст и речной рак - ракообразные,

а остальные-звери.

Слайд № 1

Многообразие млекопитающих

II . Постановка учебной задачи

Ребята, давайте представим на минуту, что млекопитающих не стало. Смогли бы мы обойтись без млекопитающих?

А какова роль их в природе? Чтобы ответить на вопрос необходимо выполнить задание. Выберите правильные утверждения. Номера правильных утверждений записать в тетрадях.

1. Млекопитающие регулируют рост и развитие растений.

2. Регулируют численность других животных.

3. Выполняют роль санитаров.

4. Служат основным источником пищи для других животных.

5. Образуют пищевые связи.

6. Поедают множество насекомых.

7. Служат добычей птиц и пресмыкающихся.

8. Служат пищей для человека.

Ответы с места

Самостоятельная работа в тетрадях

- Беседа

- Просмотр видеоматериала.

Слайд № 2

Учебные задачи:

(на доске)

III . Включение в систему знаний и повторения

Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих?

Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу

Давайте познакомимся более подробно с образом жизни некоторых животных России занесенных в Красную книгу. Для этого просмотрим видеоматериал об этих удивительных животных.

- Ребята, как вы думаете, что стало причиной их истребления

- Каким животным поставлены памятники?

Беседа

Просмотр видеоматериалов

Ответы

Дети приводят примеры из жизни

- В Риме – ослу труженику, в Париже – сербернару, спасшему в Альпах 41 человека; в Берго Сан-Лоренцо (Италия) псу Верному, в течение 14 лет ходившему на остановку встречать хозяина, погибшего на войне; в Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке.

Слайд № 3

Виды

Млекопитающих, занесенных в красную книгу

IV . Итог урока.

Подведем итог

Млекопитающие – высокоорганизованные животные, многие обладают сложным поведением. Имеют ряд приспособлений для жизни в определенных условиях и средах.

Редкие и исчезающие млекопитающие нуждаются в охране и бережном отношении со стороны человека

Слайд № 4

На доске эпиграф И. Гете: «Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей».

V . Домашнее задание.

Параграф 58

Запись на доске