Президентская вертикаль. Вертикаль власти в России: схема, особенности и интересные факты

Сравнительно-исторические исследования систем государственного управления в разных странах обнаруживают множество различий в формах организации и деятельности центральных и местных органов управления. Некоторые из этих различий зависят от степени экономического и социального развития соответствующих стран. Так, индустриальное государство с быстрыми темпами экономического роста и высоким жизненным уровнем может иметь иные административные институты, чем аграрное государство с его замедленным экономическим развитием и низким уровнем жизни.

Еще один важный фактор, влияющий на структуры государственного управления, – политические режимы , в рамках которых функционируют административные органы. По этой причине в двух странах с приблизительно одинаковой социально-экономической структурой могут быть различные по своей природе государственные институты.

Достаточно часто в странах со сходными политическими режимами и приблизительно одинаковым социально-экономическим уровнем (например, в развитых странах Запада) складываются весьма разные модели государственного управления. В этом случае основные различия определяются типом территориальной организации государства . С этой точки зрения существует два основных типа административно-территориального государственного управления: унитарное и федеральное.

Унитарное государство имеет единую политико-правовую и административную систему на всей территории, подчеркивая неделимость своего суверенитета. Унитарная система предоставляет входящим в нее территориям очень мало автономии, основное управление осуществляется непосредственно из столицы. Территориальные подразделения (например, департаменты во Франции, провинции в Италии, графства в Швеции) большей частью существуют ради административного удобства.

Федеральное государство состоит из нескольких государственных или территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью и образующих единое политическое сообщество. Вот несколько наиболее существенных признаков федерализма:

  • – субъекты федерации имеют значительную собственную политическую жизнь (штаты в США и Бразилии, кантоны в Швейцарии, земли в Германии). Они обладают правом учредительной власти, т.е. имеют собственные конституции, самостоятельную правовую и судебную систему;
  • – разделение полномочий между центром и субъектами федерации осуществляется в рамках союзной конституции;
  • – субъекты федерации могут быть произвольно упразднены или изменены центральной властью на законном основании.

Теоретически существует и третья возможность административно-территориальной организации – конфедерация , т.е. союз независимых государств , – настолько свободное формирование, что его составные части могут успешно бороться против центральной власти. Конфедерации обычно недолговечны, они либо распадаются на части, либо превращаются в федерации. Историческим примером конфедерации может служить Швейцария: эта страна до сих пор называет себя конфедерацией, хотя фактически имеет федеральный тип административно-государственного управления. Наверное, только Европейский Союз в настоящее время является единственным примером конфедерации, в которой слабая власть штаб-квартиры в Брюсселе легко блокируется правом вето отдельных стран – членов Европейского Сообщества.

Формирование государственных структур по федеральному принципу в исторической перспективе обусловлено рядом причинами. Первая из них – стремление укрепить государственную безопасность: соединив свои ресурсы, несколько небольших государств способны защитить себя от более могущественных соседей. Историческими примерами могут служить Швейцария и Бразилия.

Другая причина структурирования государства по федеральному принципу – заинтересованность нескольких небольших государств в агрессивной экспансии. Объединение дипломатических и военных ресурсов таких государств сделали бисмарковскую Германию одной из ведущих держав в конце XIX столетия.

В некоторых случаях определенный социальный класс какой-либо нации может предпочесть федеральную систему управления в надежде получить экономические преимущества. Например, американский историк Ч. Бирд рассматривал Конституцию США 1787 г. как попытку отцов-основателей защитить свои имущественные интересы, усилив центральную власть.

Наконец, федеральный тип государственного управления часто выступает единственным способом сохранения национального единства. Например, после окончания британского колониального владычества Индия создала федеральную систему управления, которая позволила таким государствам, как Бенгалия, Пенджаб, Раджастан, поддержать свои культуры и объединиться в единое государство. Эти страны никогда бы не вошли в федеральный союз, если бы он не гарантировал им местной автономии.

Следует подчеркнуть, что федерализм достаточно эффективно защищает местную автономию, создавая различные уровни управления, каждый из которых отвечает за определенный круг вопросов. В большинстве государств существуют три уровня управления: национальный (федеральный), региональный (управление провинций, земель, штатов) и местный. Эти уровни обычно формируют пирамиду: в ее основании находится множество единиц местного управления, над ними несколько меньше единиц управления штатов (земель, провинций), на вершине – центральное управление. Заметим, что страны с унитарными системами часто разделены похожим образом, но нижние уровни управления обладают очень незначительной властью.

При федеральном устройстве административные функции государства юридически и фактически распределяются между федерацией и ее субъектами . Такое разделение имеет важные последствия.

Во-первых, это приводит к известной неоднородности государственного аппарата (что контрастирует с единообразием при унитарном устройстве государства). Каждый член федерации вправе выбрать структуру своих административных учреждений по собственному усмотрению. Например, в США нет типовой организации органов управления штатов.

Во-вторых, федеральное устройство приводит к созданию двух этажей администрации, между которыми нет органической связи. И если такой дуализм не создает трудности в тех областях, которые целиком находятся в ведении федеральной администрации (например, в области обороны и международных отношений), то иначе обстоит дело с функциями, относящимися к компетенции как федерации, так и ее субъектов. Например, в США, где просвещением ведают штаты и местные власти, президент сталкивается со значительными трудностями всякий раз, когда он намеревается внести изменения в структуру образования. Не располагая возможностями непосредственного воздействия, он вынужден прибегать к таким средствам, как дотации.

В-третьих, федерализм порождает специфические проблемы в сфере государственной службы, особенно в области набора служащих для работы в различных органах управления. В федеральных государствах достаточно часто высказываются опасения, что в центральном аппарате управления может проявиться засилье и даже монополия власти людей из того или иного района федерации. Поэтому в таких странах часто существуют формальные правила и обычаи, направленные на поддержание национального или географического равновесия в области набора государственных служащих.

Унитарная система государственного управления также имеет свои особенности. Здесь правительство и центральная администрация обладают значительным контролем над местными властями. Например, во Франции, для того чтобы уменьшить региональные различия, учебные планы для начальной школы издаются центральным министерством в Париже. Большинство унитарных государств имеют национальные полицейские силы и строгий контроль над местными полицейскими образованиями. Обычно здесь единая судебная система, работники которой назначаются национальным правительством. Единство административной системы в унитарном государстве поддерживается благодаря однородной модели государственной службы.

Однако даже в унитарном государстве центральная власть не может решать все местные вопросы. Например, в Великобритании единицы местного управления обладают существенной властью. Все графства и города избирают свои советы, которые формируют постоянные комитеты, ответственные каждый за свою конкретную сферу управления. Эти советы ведают вопросами образования, здравоохранения, социальной политики, охраны порядка. И хотя правительство может в любой момент вмешаться в местные дела и исправить решения местных властей на свой лад, однако на практике такое происходит лишь в чрезвычайных случаях, поскольку британцы высоко ценят местную автономию.

И федеральная, и унитарная системы административногосударственного управления имеют свои достоинства и недостатки.

Так, концентрация административной власти в унитарных государствах может привести к появлению у граждан чувства бесполезности проявлять какую-либо активность при решении местных проблем, поскольку всякая власть исходит из столицы. Это чувство может вылиться в распространение отчуждения от правительства и административно-государственных институтов. Более того, если центральная администрация слишком удалена от проблем местной общины и граждане разочаровались в возможности ознакомить ее со своими проблемами и взглядами, то само проведение разумной государственной политики становится проблематичным. Нс случайно сегодня национальные правительства многих унитарных государств стараются найти пути большей децентрализации и рассредоточения правительственных функций и решений. Весьма актуальным является создание более действенных органов штата, провинции, области или города, которые были бы наделены полномочиями местных органов власти и обеспечены необходимыми фондами в делах использования для важнейших нужд и служб местного населения.

С другой стороны, к несомненным преимуществам федеральной системы государственного управления как раз и относится возможность принятия оперативных решений на местном уровне . Граждане ближе всего находятся именно к местной администрации, поэтому могут влиять на этих должностных лиц, видеть, как принимаются решения и каковы их результаты. Местной администрации гораздо легче экспериментировать с новыми программами, чем более крупным административным единицам. Соответственно и цена неудач здесь значительно ниже.

Однако принятие решений на местном уровне имеет и свои недостатки: часто местной администрации не хватает средств для финансирования социальных программ; должностные лица местного аппарата управления обычно плохо обучены, не имеют высокой профессиональной квалификации, а в некоторых случаях коррумпированы. К тому же принятие решений на местном уровне может привести к удвоению услуг и плохой координации, поэтому централизация власти в унитарном государстве может быть значительным преимуществом при решении наиболее сложных проблем современного общества.

В унитарных системах центральное правительство и администрация могут распоряжаться экономическими ресурсами и координировать планирование и развитие; их широкие полномочия в области налогообложения делают задачу финансирования социальных программ значительно более легкой. Именно по этой причине некоторые федеральные государства в последние годы стали более централизованными. В частности, в США и в Германии правительства и центральная администрация стали проводить национальную экономическую политику и финансировать социальные программы. Все это свидетельствует о появлении интересной тенденции нашего времени: эволюции унитарных систем в федеральном направлении, с одной стороны, и движении федеральных систем в унитарном направлении – с другой.

Это построение, воздвигаемое В.В. Путиным в ходе административной реформы. Возведение вертикали власти обосновывается необходимостью укрепления российской государственности, которая пошатнулась после парада суверенитетов, а также увеличением уровня ответственности чиновников перед обществом. Главный шаг в построении вертикали власти это создание семи федеральных округов, разделивших всю страну на примерно равные в экономическом отношении части, назначение главами федеральных округов ответственных людей и переподчинение глав субъектов федерации новым чиновникам.

Однако скрытые тенденции в укреплении государственности заключаются в том, что негласно проводятся процедуры по созданию в Российской Федерации двухпартийной (или даже однопартийной) системы наподобие таковой в США, когда две ручные партии осуществляют видимость политической борьбы и демократии. Такими партиями в США являются партия республиканцев и партия демократов (но мало у кого возникает резонный вопрос: «А чем эти партии различаются, если в переводе названий первой с латыни, а второй с греческого языка получается одно и то же -- «власть народа»»). В России одной из партий может стать т. н. партия власти «Единая Россия», которая при помощи выборных технологий захватила все ключевые посты в российской власти. Какая партия будет избрана на вторую роль -- пока не ясно.

Таким образом, после окончательного возведения вертикали власти Россию ждёт политический театр абсурда.

Время путинских перемен серьезно изменило конфигурацию российской власти, переместив региональные элиты, по крайней мере, если судить об этом по публичной политике, на периферию политического процесса. По крайней мере, если судить об этом по публичной политике. В итоге, по сравнению с ельцинской эпохой, позиционирование региональных элит в пространстве федеральной политики существенно трансформировалось. В тот период вес региональных элит был сопоставим с политическим весом политиков федерального уровня. Более того, политические ресурсы российской региональной власти были таковы, что никакие другие общественные институты или структуры в регионе и в Москве, даже на уровне федеральной власти, не могли предъявлять им свои требования с позиции силы. Для Б. Ельцина и его команды было важно учитывать субъектную структуру регионального политического пространства, особенности функционирования региональной власти. Для них это было необходимым условием успешности политики федерального Центра (как в рутинных вопросах, так и в случае стратегических решений). Неадекватные представления о целях, ресурсах и особенностях поведения региональных политических акторов были чреваты тем, что принятые Центром решения на региональном уровне существенно искажались или не исполнялись вовсе. Контроль со стороны федерального центра был существенно снижен. Степень автономности регионов, возможность региональных элит влиять на политические решения, принимаемые в Центре, были весьма существенны. В центре внимания аналитиков, в последние годы, оказался сам факт исчезновения региональных элит из федерального политического пространства. Описывая разнообразные ситуации в регионах, политологи чаще всего исходили из предположения, что региональные лидеры и их команды - это “потерпевшая сторона”, которой не может нравиться уход из политического пространства и замена политических функций на функции “завхоза” региона.

По умолчанию предполагалось, что региональная элита не сразу подчинится требованиям Кремля, а властная вертикаль спровоцирует еще большую скрытую конфликтность в отношениях между региональными и федеральными политиками. Допущения по умолчанию, однако, лишь гипотетически описывали ситуацию, складывающуюся внутри региональных элит. Они не давали ответов на многочисленные вопросы. Велико ли разнообразие даваемых политических оценок вертикали власти со стороны региональных элит?

Как воспринимают административную реформу те, кто должен ее реализовывать на региональном уровне? Какова динамика отношения региональных элит к постепенному укреплению вертикали и нарастающему моноцентризму? Какова доля региональных элит, смирившихся с практиками вертикали власти и даже находящих в них преимущества, и тех, кто подчиняется такой схеме политического управления вынуждено?

Вертикаль власти в 2006 году: последствия для регионов, федерализма и стратегий региональных элит

Если интегрировать оценки региональных элит и экспертов, полученные в ходе проведенных дискуссий двумя годами позже, то можно вполне обоснованно говорить о том, что вертикаль власти в 2006 г. воспринималась регионалами уже как важная составляющая политической реформы, и ее обсуждение не сопровождалось отчетливо выраженным негативизмом, который был характерен в начале преобразований. Правда, прожив некоторое время по новым правилам, региональные элиты продолжали воспринимать вертикаль власти как весьма противоречивую конструкцию, оказывающую неоднозначное влияние на состояние российского федерализма. Большинство и в 2006г. воспринимало вертикаль власти как неоднозначный политический феномен, однако в целом характер его восприятия стал более позитивен. Большинство представителей действующей региональной власти воспринимали созданную вертикаль скорее как позитивный шаг в реформировании власти, признавая при этом, что такие изменения могут восприниматься большинством общества как отход от демократии. Эксперты же, в свою очередь, предупреждали, что подобная реконфигурация власти может иметь далеко идущие последствия, неблагоприятные не только для России, но и для самих региональных элит.

Среди негативных сторон подобной организации взаимодействия федеральных и региональных властей представители регионов отмечали неопределенность времени, на которое она задействована, а также, в качестве одного из главных результатов ее построения - резкое падение политической конкуренции в регионах. Лояльность региональных элит была фактически выкуплена федеральным Центром за прошедшие два года: “Появились у Центра деньги, появилась возможность за счет финансовых ресурсов покупать лояльность регионов”, - так резюмировал произошедшее один из участников дискуссии.

Вертикаль власти, властная вертикаль

Термин «властная вертикаль» впервые появился 23 мая 1991 года в «Российской газете» в статье Ольги Буркалевой, Вячеслава Долганова, Андрея Жданкина и Сергея Нагаева «Нужна ли нам затяжка времени?»: «Предложил одобрить закон о президенте депутат А. И. Стеликов, высказавший несколько дельных предложений в дополнение к его статьям. Не во всем ему удалось уловить тонкости построения будущей исполнительной властной “вертикали”, потому и предложения депутата по совершенствованию местного самоуправления особого отклика у его коллег не нашли». Спустя несколько месяцев в статье Валерия Сурикова «Союз, Горбачев, Россия», опубликованной 17 октября 1991 года в «Независимой газете», было употреблено словосочетание «вертикаль власти»: «Если уж президенту необходим консультативный политический орган во главе с госсекретарем, то этот орган, чтобы не ослаблять, не деформировать вертикаль власти, наверное, следовало бы из первого и решающего звена вертикали превратить в ее отросток, орган, действующий исключительно через президента». Оба выражения прочно вошли в обиход после 28 февраля 2000 года, когда и. о. президента России Владимир Путин уволил 17 полпредов в регионах, заявил о необходимости укрепления вертикали власти в стране и пообещал привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.

Из книги Оккультный мессия и его Рейх автора Пруссаков Валентин Анатольевич

Приход к власти Великая депрессия, начавшаяся с краха на ньюйоркской бирже в 1929 г., предоставила Гитлеру шанс, на который он рассчитывал и который терпеливо ожидал в течение долгих лет.Экономическая жизнь Запада оказалась парализованной. Банки закрывались. Дела шли под

Из книги Из записок районного опера автора Куземко В

1. Молекула власти Начнём с меня. Старший лейтенант милиции, рядовой оперуполномоченный - «территориал» районного угрозыска. Ментовская «шестёрка», если называть вещи своими именами. Хотя нет, скорей уж - «семёрка»… Всё-таки не первый год оперюсь!..За каждую провинность

Из книги XX век. Исповеди: судьба науки и ученых в России автора

Из книги Окна из будущего автора Губарев Владимир Степанович

КРАСНЫЕ ЛАДОШКИ И ВЕРТИКАЛЬ ЖИЗНИ Что же самое невероятное в происходящем?Медики отвечают однозначно: рывок детского здравоохранения, потому что борьба с лейкемией - это "пик достижений" медицины. И врачи готовы обсуждать с вами особенности того или иного "Протокола",

Из книги Заметки парашютиста-испытателя автора Романюк Василий Григорьевич

ВО ВЛАСТИ ВЕТРА В детстве я любил читать журнал «Нива», разрозненные номера которого, изданные за годы, предшествовавшие первой мировой войне, лежали в деревянном ящике под моей кроватью. С особым интересом я читал описания полетов русских авиаторов, а их фотографии, на

Из книги Кремлевский заговор автора Степанков Валентин Георгиевич

ЗАХВАТ ВЛАСТИ НОЧНОЙ РАЗГОВОР В КРЕМЛЕ То, что происходило в Кремле на закате солнца 18 августа 1991 года, напоминало всё ту же буффонаду.Почти все было готово к действу. Задерживался лишь Янаев. Наконец он вошел в кабинет хмельной, прыгающей походкой. «Мы тут сидим, важные

Из книги Восстание потребителей автора Панюшкин Валерий

Десакрализация власти Я хохотал как бабуин, ибо даже в странах развитой демократии человеку почему-то приятно, когда издеваются над полицейскими. Я от души веселился, но веселье мое было сродни веселью нашкодившего мальчишки. Эту курьезную историю Светлана представляла

Из книги Спираль Русской Цивилизации. Исторические параллели и реинкарнация политиков. Политическое завещание Ленина автора Хельга Ольга

Захват власти Революции 1917 года поставили точку в правлении Романовых. Длина второй спирали власти составляет полных 303 года. На восходящей ветви спирали – укрепление системы самодержавия, воссоединение Украины и России, Азовские походы, Полтавская битва и

Из книги Тайный канал автора Кеворков Вячеслав

В лабиринтах власти Казалось, что жаркое лето семидесятого года, подогретое в ФРГ горячими дискуссиями вокруг советско-германских переговоров, заполненное неизбежно сопутствующей тому суетой, никогда не кончится. Уже в июле правящей коалиции и оппозиции в ФРГ стало

Из книги Почему Путин боится Сталина автора Мухин Юрий Игнатьевич

Немного о власти Теперь подошло время поговорить об устройстве коммунистами структуры государственной власти, для чего вернемся к началу.Слово «коммунизм» происходит от французского слова с латинским корнем «communis» - общий. Это общество, в котором общие, то есть равные,

Из книги Почему Америка и Россия не слышат друг друга? Взгляд Вашингтона на новейшую историю российско-американских отношений автора Стент Анджела

Путинская «вертикаль власти» Если в бытность кандидатом в президенты Джордж Буш-младший критиковал внутреннее положение в России и осуждал войну в Чечне, заявляя о решимости поддерживать права человека и демократию, то после 11 сентября он редко когда касался внутренней

Из книги Герои 90-х. Люди и деньги автора Соловьев Александр

Партия власти Термин впервые зафиксирован 29 октября 1991 года в «Независимой газете» в статье Михаила Карпова «В России будет единый политблок», посвященной формированию пропрезидентской политической коалиции: «Как и следовало ожидать, президент России, приступая к

Из книги Русский вопрос на рубеже веков [сборник] автора Солженицын Александр Исаевич

Равноудаление от власти Термин впервые прозвучал 28 февраля 2000 года во время встречи Владимира Путина с доверенными лицами в общественной приемной предвыборного штаба: «Надо исключить то, чтобы кое-кто присосался к власти и мог использовать это в своих целях. Ни один

Из книги Ковчег Завета. От Синая до Пруссии автора Бахтин Анатолий Павлович

Зона власти 2. Первые годы жданной демократии 19-21 августа 1991 могли стать звёздным часом в истории России. События несли черты настоящей революции: массовое воодушевление, не только общественности, но в значительной мере и столичного народа (то же и в областях). Вольные

Из книги автора

34. Земская вертикаль Безотложно созданное местное самоуправление - в дальнейшем может стать основанием для постепенного построения земской вертикали.В огромной и разнообразной России одна лишь центральная правительственная власть, изливаемая сверху вниз, не может

Из книги автора

Нацисты у власти Прежде чем коснуться ситуации в Восточной Пруссии после 30 января 1933 г., следует обрисовать административные порядки в этой провинции. В 1829 г. провинции Восточная и Западная Пруссия были объединены в провинцию Пруссия. В 1878 г. это решение было

Новые времена неразрывно связаны с новыми понятиями. Отжившие себя принципы, идеи и мотивы, термины уступают место более прогрессивным, свежим взглядам. Уже на их основе строятся новые модели окружающей действительности. Подобную ситуацию можно наблюдать, когда происходит крах систем государственного устройства - как это было в случае СССР. Положение дел в современной России изобилует новыми понятиями и принципами. Одним из них является вертикаль власти.

Что это такое?

Давать определение данному термину нужно через выделение его метафорической составляющей. Вертикаль в данном случае - это линия, которая имеет некий вектор движения. Что касается описания структуры власти, то вектор устремлен вверх, а именно, от муниципальных и локальных органов до более глобальных, в чьих руках находится управление делами государственного масштаба. Учитывая принцип разделения властей, понятие вертикали власти скорее относится к ее исполнительной ветви. Она представляет собой иерархию, основанную на такой форме отношений в политической сфере, как власть-подчинение. Через эту форму происходит выстраивание властных и подвластных структур в единую целостную систему.

Впервые данный термин в российском медиапространстве появился в 1991 году в «Независимой газете» в контексте реформирования исполнительной власти и увеличения роли президента в политическом процессе. С этого времени термин всплывал время от времени в СМИ, но особой популярностью не пользовался. Он прочно вошел в обиход только со вступлением Владимира Путина на должность главы государства и обозначенной им политики укрепления вертикали власти.

Внутренняя политика России в начале 2000-х

В 2000 году Владимир Путин становится президентом Российской Федерации. Он подхватывает и начинает заниматься реализацией идеи Ельцина касательно укрепления положения президента в стране, централизации власти и более качественного взаимодействия ее трех ветвей. Пробыв на посту всего пару дней, Путин ставит амбициозную задачу укрепления схемы вертикали власти в России. Она подразумевала под собой снижение влияния элиты в разных регионах страны, ослабление политической оппозиции, что должно было привести к укреплению исполнительной власти в лице президента.

Поводом к претворению политики усиления властной вертикали в жизнь послужили так называемые сепаратистские настроения губернаторов, которые были осуждены президентом. В 2004 году он предлагает важную реформу в череде будущих мер по усилению позиций исполнительной власти. Заключалась она в следующем: главы субъектов РФ должны были назначаться на пост непосредственно президентом. Бывшие руководители регионов были перенаправлены в отдельно созданный для них орган - Государственный совет.

Укрепление вертикали власти: ключевые моменты

Изначально Владимир Путин на посту президента РФ поставил перед собой подобную задачу, поскольку полагал, что только властная вертикаль способна эффективно выполнять задачи, стоящие перед таким обширным государством. С 2000 года, помимо изменений, связанных с Советом Федерации, активно проводились реформы, направленные на расширение и упрочнение в России схемы вертикали власти.

Так, в 2004 году, после печальных событий в Беслане, одной из важнейших инициатив стала борьба с сепаративными и экстремистскими настроениями на Северном Кавказе. В качестве одной из причин, позволившей террористическому акту случится, Путин выделил ослабление центральной власти и снижение эффективности государственного управления. В итоге сепаратистские настроения на Кавказе были подавлены, террористы уничтожены, в том числе и благодаря использованию тяжелого вооружения.

Важным этапом укрепления схемы вертикали власти в России стала административная и территориальная реформы. Первая была направлена на исполнительную власть, а именно на конкретизацию деятельности ее органов. Федеральные органы были разбиты на 3 категории: министерства, федеральные службы и агентства. Первые были ответственны за выработку курса государственной политики и его воплощения в жизнь. Задачей вторых являлось осуществление контроля и надзора в некоторых сферах. Агентства же занимались предоставлением услуг населению, распоряжались государственным имуществом. Территориальная реформа, в свою очередь, заключалась в объединении некоторых округов и областей в единый край. С 2005 по 2008 год было сформировано 5 краев, каждый из которых состоял из двух прежде отдельных частей. Позже их стало многим больше.

Признаки российской вертикали власти

Система управления государством, выстроенная в рамках вертикали, в России отличилась рядом особенностей. Проведенные реформы также не могли не возыметь некоторые последствия.

  • Снижения уровня участия граждан в политике.

Нововведение 2004 года, заключавшееся в переходе права избрания глав регионов к президенту, не могло не отнять у граждан некоторую долю активных избирательных прав. Данная реформа в большей мере сконцентрировала управление вертикалью государственной власти в России в руках главы государства.

  • Подчинение местного самоуправления.

Подобный признак вытекает напрямую из реформы 2004 года: глав регионов выбирает президент, что способствует развитию индифферентных настроений среди граждан к вопросам политики.

  • Вертикаль власти использует инициативных граждан для достижения целей.

Об этом говорит создание в 2011 году Общероссийского народного фронта, костяк которого был сформирован из политически активных беспартийных граждан и ряда общественных организаций. Задача организации - поддержка действующего президента в виде слежения за исполнением его указов.

Теневая вертикаль власти в России?

Некоторыми российскими политологами высказывается предположение, что в стране вовсе не одна вертикаль власти, а две. Вторая как бы прячется в тени первой, что однако не говорит о том, что в ее руках не сконцентрирована значительная доля сил и средств. Влиятельные корпорации и мафиозные группировки часто относят к теневой вертикали власти. Она не имеет почти никакого отношения к внутренней и внешней политике государства, в котором представлена. Ее главная задача - финансовое обогащение конкретных лиц, которые, как говорится, стоят у кормушки. Поэтому теневая вертикаль власти и коррупция - это два неразрывных понятия.

В отношении же положения дел в России некоторые политические деятели и политологи предполагают, что Владимир Путин является ставленником корпорации, которая представляет собой ту самую темную властную вертикаль. В качестве доказательства приводятся такие факты, как: необычно быстрый взлет карьеры, совершение нелогичных внешнеполитических маневров, случаи с Бастрыкиным и Ходорковским. Рассматривая структуру властной вертикали, можно увидеть, что на вершине схемы вертикали власти в России находится президент. Однако если брать в учет, что теневая ее разновидность действительно существует, то глава государства на самом деле не обладает всей полнотой власти.

Общий вывод

Вертикаль власти - это политический термин, который означает иерархичное подчинение исполнительных органов власти друг другу. Подчинение следует снизу-вверх, то есть локальные, муниципальные представители власти выполняют указания более влиятельных инстанций. Данное понятие пришло в российскую политику еще в начале 1990-х, но активно стало использоваться с приходом к власти Владимира Путина в 2000 году.

Именно им был поставлен курс на укрепление вертикали власти. Делалось это при помощи ослабления региональных элит, увеличения влияния президента и централизации власти как таковой. Подобный внутриполитический курс принес с собой некоторые негативные результаты, как например, уменьшение участия общества в политической жизни страны.

vertical line of power) - вошедшее в употребление осмысление распределения власти, управленческих функций снизу доверху, по вертикальной линии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ (ВЛАСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ)

Жесткая система государственного управления, основанная на безусловном подчинении нижних уровней управления верхним. Оба термина в советских (и российских) СМИ появились в 1991 г.

1. Синоним сильной и эффективной президентской власти.

Если уж президенту необходим консультативный политический орган во главе с госсекретарем, то этот орган, чтобы не ослаблять, не деформировать вертикаль власти, наверное, следовало бы из первого и решающего звена вертикали превратить в ее отросток, орган, действующий исключительно через президента. Если уж президент считает, что избранные по старой схеме главы региональных администраций не могут вписаться в вертикаль его власти, то ничто не мешает ему внести законопроект о полномочиях региональных исполнительных властей, о придании их главам временного статуса назначаемых представителей президента.

(«Независимая газета» (Москва). 17.10.1991).

2. Обозначение эффективной системы государственного управления. В данном смысле особой популярностью термин стал пользоваться в 2000 г., после прихода к власти В. Путина.

За десять демократических лет губернаторы выстроили в регионах такую вертикаль власти, которая Путину и не снилась. Расставив во главе районных образований своих людей, можно не сомневаться за свое политическое будущее. Электорат всегда проголосует, как надо. Для этого существуют отработанные еще с советских времен избирательные технологии, которые и не снились нынешним кремлевским политтехнологам.

(«Россiя» (Москва). 30.11.2000).

В том же Челябинске помпезно открылся ресторан «Путин», где фирменным блюдом стал шашлык «Вертикаль власти». По мнению политологов, идеологической подоплеки здесь нет. Просто в России не сыщешь более раскрученного бренда, чем фамилия главы государства. Желая вызвать доверие к своему товару или заведению, предприниматели без зазрения совести присваивают ему имя Путина. Отличное определение

Неполное определение ↓