Опыт извержение вулкана для дошкольников. Химические опыты от Qiddycome: «Вулкан и фараоновы змеи

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»
Василькова Татьяна Леонидовна,воспитатель детей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский район,п.Октябрьский.
Назначение: в помощь воспитателям,педагогам дополнительного образования,для проведения занятия –эксперимента.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
Социально-коммуникативное развитие,
Развитие речи,
Физическое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская,коммуникативная,игровая,продуктивная.
Место проведения: помещение группы «Зайчата».
Участники: Дети,воспитатель.
Цель : Познакомить детей с таким природным явлением,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире.Показать детям эксперимент –извержение вулкана.
Задачи:
-Формировать интерес к окружающему миру;
-развивать у детей любознательность,познавательную активность в процессе выполнения опыт а,коммуникативные навыки,развивать интерес к эксперементано-иследовательской деятельности;
-расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава,жерло,вулкан,пепел,спящий вулкан,действующий вулкан.
-укреплять здоровье детей,используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы,пальчиковую гимнастику.
_создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность,формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Поднос,муляж вулкана,уксус,сода,гуашь,моющее средство,иллюстрации с изображением вулкана,листы бумаги,карандаши,схема проведения опыта « Извержения вулкана»,игрушка «Лунтик»,презентация на тему: «Вулканы»,папка «Юные исследователи»,знаки безопасности.
Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире,о вулканах,просмотр мультиков о вулканах(«Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»»)
Методы и приёмы:
Словестные методы: уточнения,опросы,художественное слово,беседа,вопросы, пооширения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей,схемы для проведения опытов.
Литература:
1.Равиза Ф.В. «Простые опыты» М.1997
2.Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ №4 2004
3.Соловьёва Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»Дошкольное воспитание№1 2005
4.Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты »Екатеринбург

Ход Непосредственно –образовательной деятельности.

Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
Наши умные головки(руками взяться за голову),
Будут думать много,ловко(раскачивают головой вправо,влево).
Ушки будут слушать(руками взяться за ушки),
Ротик чётко говорить(чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать(хлопки руками),
Ножки будут топать(ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг,другу улыбаемся!(дети улыбаются друг,другу)
Воспитатель: Ребята,а вы заметили,что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями,а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками.И отправим наши улыбки воздушным поцелуем!Молодцы!
Сюрпризный момент. На полу лужа.
Воспитатель:Ой,ребята, а что это за лужа у нас на полу?
Предположения ребят.В это время слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик».
Воспитатель: А так это ты тут свои слёзы пролил?Что же у тебя случилось?
Лунтик: Мой дедуля Шершуля загадал мне очень интересную загадку,а я всё никак не могу её разгадать.Вот я и расстроился.Может вы поможете мне отгадать её?
Воспитатель:Поможем Лунтику отгадать загадку?
Дети: Да,конечно!Загадывай!
Лунтик загадывает загадку.
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать,
Как же меня звать?
Дети: Мы знаем!Это вулкан!
Лунтик:Ребята,какие вы молодцы!А что это такое –вулкан?
Воспитатель: Сейчас я вам всем расскажу и покажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте и смотрите внимательно(показ презентации)
Слайд №1 .Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Слайд №2 .Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан.(в презентации и на макет вулкана)
Дети: На треугольник, конус.
Воспитатель: Правильно! А что извергает вулкан?
Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни.
Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Лунтик нам скажет?
Лунтик: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно, молодец и называется она кратер вулкана.
Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма.
Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
Слайд №6 . А если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан.
Ребята, а сейчас давайте мы с вами расскажем и покажем Лунтику, как извергается вулкан.
Динамическая пауза.
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки,топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Воспитатель: Ребята,а вы сами хотите разбудить вулкан?
Дети:Да,очень!
Воспитатель: Ну тогда
Быстро встали,улыбнулись!
Выше,выше потянулись!
Вправо,влево поворот!И бежим скорей вперёд!
Воспитатель: Вот мы и прибежали в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан.Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории.
Правила!(Заранее изготовляются знаки безопасности)Теперь я одену специальную защитную одежду (халат,колпак,перчатки).
Воспитатель: Молодцы!
(Проведение опыта).
Воспитатель: Лунтик и ты садись рядом с нами. Давайте мы внимательно посмотрим на схему и будем делать всё в точности как в ней указанно! На поднос поставим наш « вулкан». Давайте посмотрим на схеме,что мы берём первым?Правильно,2 ложки соды,насыпаем их в стакан с водой.Хорошо размешаем!Большую ложечку красной краски,опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости.Перемешиваем. Давайте возьмём лейку,вставим в жерло нашего вулкана.Получился кратер?Молодцы,правильно!А сейчас,внимание делаем все 2 шага назад!Я беру очень опасное вещество –уксус,никогда его не трогайте без взрослых!Наливаем 1 ложку уксуса,и добавляем в наш вулкан!Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Лавой!
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Лунтик узнали, что такое вулкан и как он извергается!А сейчас давайте вернёмся на наши стульчики,я вам ещё кое-что расскажу о вулканах.
Слайд №7 .Ребята,на территории нашей страны расположено очень много вулканов!
Слайд №8 .Крупнейший вулкан расположен на Камчатке,называется он Ключевская сопка. Посмотрите на него! Какой он огромный!
Слайд№9 .Посмотрите какой он красивый ночью!Очень завораживающее зрелище!Но не надо забывать,что и очень опасное!
Лунтик: Спасибо вам большое!В благодарность вам,я угощаю вас моими любимыми пирожками с земляничкой,которые испекла моя бабуля!Приятного аппетита!А я побегу расскажу всем своим друзьям про вулканы! До свидания!
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей). А давайте сейчас мы нарисуем как извергается вулкан! А самые интересные рисунки поместим в нашу папочку «Юные
исследователи».









Слайды презентации.
Слайд №1



Слайд №2


Слайд №3


Слайд №4


Слайд №5


Слайд №6


Слайд № 7


Слайд №8


Слайд №9


Слайд №10
Спасибо друзья!


Ещё несколько слов о самом макете вулкана.Для его изготовления я взяла стеклянную бутылку,с помощью пластилина сделала желаемую форму.Обклеила салфетками при помощи клея ПВА.После высыхания клея раскрасила гуашью,после высыхания гуаши покрыла лаком.

Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое вулкан? Можно, конечно, вооружиться книжками с картинками вулкана в разрезе и пытаться объяснить на словах, как магма выбрасывается наружу. А можно и самим сделать вулкан в домашних условиях. Вы не только удовлетворите любопытство юного исследователя, но и пробудите интерес к различным наукам: географии, химии и геологии.

Сделать вулкан в домашних условиях очень легко. Простые продукты, которые можно найти дома, и нехитрые моющие средства позволяют создавать красивые эффекты. Рекомендуется проводить подобные опыты с детьми шести-семи лет: в этом возрасте они лучше смогут понять суть происходящего действия. Хотя такое эффектное зрелище будет интересно и малышу, и взрослому.

Цель эксперимента - сформировать у детей элементарное представление о природном явлении «вулкан», наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Задачи :

  • объяснить, как устроены вулканы и какую опасность они представляют;
  • рассказать, что такое кислотно-щелочная среда;
  • вызвать у ребенка исследовательский интерес;
  • развить навыки самообучения;
  • рассказать детям о существовании кислотно-щелочной среды.

Материалы и инструменты :

  • колба или бутылка;
  • картон для изготовления «горы»;
  • пластилин, чтобы придать вулкану форму;
  • вода;
  • сода;
  • лимонная кислота;
  • пищевой краситель или гуашь оранжевого или красного цвета;
  • средство для мытья посуды;
  • емкость для смешивания ингредиентов и ложка;
  • степлер;
  • пластиковый контейнер;
  • мелкие фигурки (разные виды животных, деревья, камни).

Ход опыта

1. Делаем вулкан.

Для начала нужно найти подходящую емкость. Можно использовать как колбу, так и небольшую бутылку из-под сока или йогурта. Чтобы придать бутылке вид горы, делаем заготовку из картона. Вырезаем круг, делаем один разрез по радиусу. Складываем круг в конус и прочно фиксируем степлером. Обрезаем верх конуса.

Внутрь фигуры вставляем нашу емкость - получился каркас вулкана. С помощью пластилина нужно придать вулкану форму: обмазываем картон пластилином, делаем «кратер», маскируя горлышко емкости.


Заготовку вулкана размещаем в пластиковом контейнере (или в тазу). Создаем антураж с помощью разных видов животных (динозавров, зверей), деревьев, камней. Насыпаем камни к подножию вулкана, расставляем деревья, расставляем животных.

2. Готовим 2 раствора «лавы»

Первый раствор: набираем в емкость воды на 2/3, добавляем пищевой краситель (или гуашь), несколько капель средства для мытья посуды (чтобы было много пены) и 5 столовых ложек соды.

Второй раствор: разводим лимонную кислоту (рекомендуемое соотношение - 5 столовых ложек на 1,5 стакана воды).

3. Запускаем «извержение»

Тщательно перемешайте смесь в емкости вулкана. Медленно вливайте в жерло раствор лимонной кислоты.

Наблюдайте за происходящим волшебством: спящий вулкан просыпается и превращается в огнедышащую гору!

Результат опыта

Из жерла вулкана извергается пена огненно-красного цвета.


Извержение вулкана (без красителя)

Научное объяснение

Вулкан извергается в результате взаимодействия двух веществ - соды и лимонной кислоты. В химии этот процесс называется реакцией нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ. СО₂ вспенивает залитую в жерло смесь и заставляет массу переливаться через края кратера. Средство для мытья посуды заставляет «лаву» сильнее пузыриться. Рекомендуем провести еще один опыт с вулканом, но уже со светящейся лавой.

Ольга Happy Рубрика: 6 комментариев

Химический опыт вулкан в домашних условиях

Здравствуйте, дорогие читатели ! Не секрет, что все дети любят загадочное, красивое и волшебное. Наверное, и вашим деткам нравится все сказочное, интересное? А не хотите ли вы побыть в роли волшебника для своего малыша? Удивить его необычными явлениями, произвести неизгладимое впечатление?

Я предлагаю вашему вниманию опыты в домашних условиях, которые мы проводим с детками. Сегодня я расскажу, про опыт «Вулкан» для детей — это потрясающее, завораживающее зрелище, детки с интересом наблюдают за извержением вулкана, рекомендую попробовать. Ваш малыш точно оценит!

Помимо этого опыта мы с малышами проводили еще несколько: опыт с молоком (можно посмотреть ) и опыт с водой (посмотреть), которые думаю оценит и ваш ребенок!

  1. Картон
  2. Пластелин
  3. Баночка (я взяла из под детского пюре)
  4. Тарелочка или поднос
  5. Степлер
  6. Ножницы
  7. Жидкость для мытья посуды 1 ст.л.
  8. Сода 1 ст.л.
  9. Уксусная кислота
  10. Разбавленная краска

Делаем заготовку для опыта Вулкан

Опыт в домашних условиях Вулкан

Сейчас я подробно расскажу, как сделать опыт вулкан. Кстати, во время опыта, дети принимали активное участие — обклеивали бумажный конус пластелином, насыпали соду в баночку, наливали моющее средство, окрашивали воду красками, после чего полученный окрашенный раствор выливали в баночку. Единственное, что я делала сама — вырезала конус, скрепляла его степлером и наливала уксус в жерло вулкана, после которого началось извержение. Итак, приступаем непосредственно к проведению опыта.

Скорее всего не ошибусь, если скажу, что опыт «Вулкан» из соды и уксуса, — один из самых зрелищных и любимых опытов у малышей. Повторять его дети могут бесконечно. Но делать его каждый раз по одному и тому же шаблону не хочется. Как оказалось, с одними и теми же ингредиентами — содой, уксусом (лимонной кислотой) и водой — можно придумать довольно много вариантов известного опыта. О них вам и расскажем.

Необходимые ингредиенты

На всякий случай напомню ингредиенты, которые понадобятся для проведения опыта «Вулкан»:

  • сода,
  • уксус, уксусная кислота или лимонная кислота,
  • вода.

Соотношение ингредиентов:

  • 100 мл воды, 1 чайная ложка уксуса, 1 чайная ложка соды;
  • 1 стакан воды, 2 чайные ложки соды, 1 чайная ложка лимонной кислоты.

Я чаще использую лимонную кислоту, так как у нее нет запаха, и проводить опыт с ней намного комфортнее и безопаснее.

Есть несколько секретов, как можно внести разнообразие в протекание реакции:

  • Чтобы опыт протекал более бурно, вместо воды можно использовать газированную воду.
  • Чтобы немного отложить начало реакции, не смешивайте непосредственно воду и лимонную кислоту. Предварительно растворите лимонную кислоту или уксус в воде, а соду предварительно заверните в бумажную салфетку или бумажное полотенце.
  • Реакция будет более эффектной, если в добавить к ингредиентам краситель (можно использовать гуашь, но больше подходят сухие пищевые красители для пасхальных яиц или жидкие красители для самодельного мыла).
  • Для более густой и устойчивой пены добавьте в вулкан капельку моющего средства.
  • Также реакция будет интереснее, если в смесь для вулкана добавить блестки или мелкие пайетки. Выходящая из вулкана пена будет вытаскивать и пайетки. Таким же образом выходящая из настоящего вулкана лава выносит на поверхность земли камни из глубоких недр.

Хотя опыт «Вулкан» — это каждый раз одни и те же ингредиенты, хотя и в разных емкостях, в каждом случае есть о чем подумать. Вопросы, которые вы можете задать малышу или поразмышлять над ними вместе, я выделила в блоки «Над чем подумать».

Классический вулкан — почти как настоящий

Самый простой вариант — слепить вулкан из пластилина или соленого теста. Использовать новый пластилин совсем необязательно, вполне подойдет пластилин, который использовался ранее, а сейчас превратился в серую массу. В вулкан, который вы видите на фотографии ниже, мы добавляли звездочки-пайетки. Чтобы их вынесло на поверхность, нам пришлось несколько раз будить вулкан, каждый раз увеличивая количество ингредиентов. В итоге все получилось с 3 чайными ложками соды и 1,5 чайными ложками лимонной кислоты. И еще совет: пайетки лучше насыпать самыми последними. А если они у вас под реагентами, после добавления воды быстро помешайте в жерле вулкана деревянной палочкой.

Еще один вариант — стеклянная или пластиковая бутылка с высоким узким горлышком (мне больше нравится стеклянная, так как она более устойчивая). Очень интересно наблюдать как пена поднимается по узкому горлышку изнутри вверх, а потом стекает по стенкам вулкана.

Внимательно осмотрев свою кухню, мы заметили, что на вулкан очень похожа воронка. Нижнюю часть воронки нужно в несколько слоев закрыть пищевой пленкой. Сверху воронку можно закрыть и слоем фольги. И, чтобы избежать неожиданностей, закрытую пленкой воронку лучше поставить на поднос.

Над чем подумать. Если вы не пожалеете ингредиентов, и реакция у вас получится бурной, вулкан у вас получится плюющимся. Обсудите с малышом, почему? Что заставляет вулкан в воронке плеваться?

Ответ. Горлышко у воронки узкое, углекислый газ выделяется бурно и в больших количествах. Торопясь выйти из воронки, углекислый газ захватывает с собой и воду.

Если воронки под рукой не оказалось, вместо нее можно использовать верх от пластиковой бутылки: отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки (отрезанная часть может быть 7-10 см высотой), низ в несколько слоев закрываем пищевой пленкой или фольгой. Вулкан готов — можно делать начинку.

Вулкан в стакане, или как заставить воду закипеть без тепла

Если лепить вулкан не хочется, а под рукой нет ни воронки, ни пластиковой бутылки, можно сделать вулкан в обычном стакане или баночке и интересно это обыграть. Например, сказать малышу, что вы можете заставить воду закипеть без использования электрочайника или плиты.

Растворите 2 чайные ложки соды в 1 стакане воды (стакан должен быть налит не доверху, иначе ваш вулкан выйдет из берегов). Высыпьте в стакан 1 чайную ложку лимонной кислоты. Вода в стакане «закипит» — забурлит. Предложите малышу потрогать стакан. Горячий ли он? Горячая ли в нем жидкость?

Вместо содовой воды в этом опыте можно сделать раствор уксуса или лимонной кислоты (на 0,5 л воды — 2,5 чайные ложки лимонной кислоты или уксуса). Тогда в стакан вы будете добавлять не лимонную кислоту или уксус, а соду.

Над чем подумать 1. Теперь в другой стакан налейте воду, добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты. Ничего не произойдет. Пусть малыш выскажет свои предположения, почему так происходит, в чем состоит волшебство воды в первом стакане.

Добавьте во второй стакан 2 чайные ложки соды, теперь вода «закипит» и в этом стакане. Обсудите с малышом, что происходит, какая реакция заставляет воду «кипеть».

Ответ. Встречаясь в воде сода и лимонная кислота взаимодействуют. При этом выделяется углекислый газ. Так как газ легче воды, пузырьки газа поднимаются на поверхность воды. Здесь они лопаются, тем самым заставляя воду «кипеть».

Если перед тем как опускать в стаканы с содовой водой и обыкновенной, ложку с лимонной кислотой, вы о отольете немного жидкости из каждого стакана, у у пас появится еще один способ показать, что жидкости в стаканах разные — добавить в них красный чай. В стакане с обычной водой чай станет чуть бледнее, а в стакане с содовой водой — посинеет.

Над чем подумать 2. Смешайте в чашке соду и лимонную кислоту. Понаблюдайте, происходит что-нибудь? Ничего.

Ответ. Для начала реакции между содой или лимонной кислотой необходимо наличие воды, или чтобы один из компонентов был в виде раствора.

Над чем подумать 3. В два стакана налейте одинаковое количество раствора лимонной кислоты. В один стакан опустите ложку с собой целиком, а в другой стакан аккуратно высыпайте соду из ложки. В каком стакан вулкан получится более бурным?

Ответ. Более бурным будет вулкан в том стакане, куда вы опускали ложку с содой целиком, так как в этом случае встречаются, соединяются и вступают в реакцию сразу большее число молекул.

Также вы можете сравнить извержения вулканов на основе содовой и лимонной воды. При одном и том же количестве ингредиентов какой получится более бурным?

Кипящее озеро

Что мне особенно нравится в этом варианте: можно дать малышу две чайные ложки, емкости с содой и лимонной кислотой и на какое-то время дать свободу экспериментирования.

Вам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Покажите малышу, что, если добавить в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит. Повторите, и пусть малыш попробует сам. И уверяю вас: пока емкости с содой и лимонной кислотой не опустеют, малыш будет занят, а вы успеете сделать кое-какие свои дела.

На чем подумать. Попробуйте перемешать ваше озеро ложкой ли палочкой. Озеро будет кипеть сильнее или слабее?

Ответ. Вулкан, который мешают, извергается сильнее, так как перемешивая воду в озере, мы помогаем молекулам соды и лимонной кислоты быстрее встречаться.

На чем подумать. Добавляйте в воду лимонную кислоту и соду не одновременно, а друг за другом. Начнем с лимонной кислоты, потом добавим соду. Озеро закипит, и перестанет кипеть. Добавим еще немного соды — ничего не происходит. Что нужно добавить? Лимонную кислоту. Добавили. Озеро опять кипит. Перестало. Добавим еще лимонной кислоты. Ничего. Что нужно добавить? Соду. Добавили. Озеро опять кипит и т.д.

Ответ. Встретиться и прореагировать могут только определенное количество соды и лимонной кислоты. Если в воде слишком много соды, после окончания извержения излишки ее осядут на дно. Если в воде слишком много лимонной кислоты, озеро в конце концов тоже уснет. Чтобы вновь «разбудить» озеро, нужно добавить то, чего не хватает.

Бурная река

Кипящее озеро у нас было. Почему бы не сотворить кипящую реку? Идеально для этой цели подойдет конструктор «Веселые горки» от Bauer или «Марбутопия». Это будет русло реки. Если такого конструктора у вас нет, можно разрезать вдоль или пластиковую или пенопластовую трубу. Установим русло нашей реки в тазу или ванне.

Готовим смесь из соды и лимонной кислоты (соотношение 2:1) и кувшин или бутылку с водой. В смесь соды и лимонной кислоты или в воду можно добавить краситель. Высыпаем эту смесь в русло нашей реки, затем начинаем сверху выливать воду. Вода движется вниз, и река начинает бурлить.

Если заранее закрыть отверстие ванны пробкой, внизу у вас получится цветное озеро. Пусть, например, синее. Сделайте следом красную реку, и ваше озеро станет фиолетовым.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Бомбочки

Бомбочки — это сделанные из соды и лимонной кислоты шарики, которые при попадании в воду начинают бурлить. Кроме

  • 4 столовых ложек соды,
  • 2 столовых ложек лимонной кислоты

для изготовления бомбочек понадобятся

  • 1 чайная ложка масла (подсолнечного или оливкового),
  • вода в пульверизаторе.

Можно добавить сухой или жидкий краситель.

Хорошо перемешайте соду и лимонную кислоту, добавьте масло и перемешайте еще раз. Появятся хлопья. Попробуйте слепить бомбочки, если лепятся плохо — слегка сбрызните смесь водой из пульверизатора. Начнется реакция, но это не страшно. Главное — не переборщить с количеством воды, иначе будет идти активная реакция и бомбочки получатся у вас самовзрывающимися.

Мы лепим бомбочки руками. Если вы хотите сделать большие бомбочки, для этой цели отлично подойдут снежколепы или прозрачные заготовки для создания елочных игрушек.

Взрываются бомбочки из соды и лимонной кислоты в обычной воде.

Кстати, эти бомбочки вполне можно использовать и для игр в ванной. А если добавить к ингредиентам морскую соль и капельку вашего любимого эфирного масла, можно устроить ванну с бомбочками не только малышу, но и себе любимой.

Можно сделать бомбочки просто из соды с добавлением масла или обычной воды. Как вы понимаете, такие бомбочки будут взрываться только в воде, в которую добавлена лимонная кислота или уксус.

На чем подумать. Слепите с малышом бомбочки из соды с добавлением масла или обычной воды. Поставьте перед малышом две емкости с водой, в одну из них заранее добавьте уксус или лимонную кислоту (на ту чашку, которая у нас, я добавляла 2 столовых ложки уксуса или 2 часных ложки лимонной кислоты).

Бросьте бомбочки в две емкости сразу. Бобмочка взорвется только в одной из них. Спросите малыша, почему? Можно задать вопрос по-другому. Например, вот так: «Хотя жидкость в обеих чашках выглядит одинаково, на самом деле в чашки налита разные жидкости: в одной и них вода, в другой — раствор лимонной кислоты. Сможешь, не пробуя воду, определить, что налито в каждой чашке? Бомбочки тебе помогут.»

ч

Кстати, не спешите выливать воду, в которую босили содовую бомбочку. Содовы раствор пригодится вам при мытье посуды!

Ледяные вулканы

А вы знали, что на одном из спутников Сатурна, на одном из спутников Плутона и других объектах Солнечной системы были найдены ледяные вулканы? (Хотите узнать по ледяные вулканы и много чем другом — отправляйтесь вместе с нами в в .) Чтобы увидеть ледяные вулканы совсем необязательно лететь на космолете так далеко. Все можно сделать и дома.

Заранее приготовьте содовый раствор и заморозьте его в небольших кубиках. Можно добавить краситель. Перед началом игры приготовьте лимонный раствор и шприц. На плоскую тарелку положите несколько содовых кубиков и поливайте их лимонной водой из шприца. Лед будет таять и шипением и пузырьками. Можно поступит наоборот: заморозить лимонную воду, а поливать водой из шприца.

На чем подумать. Не раскрывайте перед малышом два главных секрета о том, из какой воды были сделаны кубики льда, и какой водой наполнен шприц. Если вы уже раньше играли с вулканами, ваш 5-летка наверняка догадается обо всем сам.

Над чем подумать. Перед тем как замораживать содовую или лимонную воду добавьте в нее краситель. Очень хорошо, если у вас получатся кубики красного, желтого, синего, белого цветов. Выкладывая для малыша кубики льда на тарелочки, положите рядом желтый и красный, желтый и синий, красный и синий. Когда вулканы растопятся, обратите внимание малыша, лужицы какого цвета от них остались.

Как видно по фотографиям, у нас были кубики из прозрачной, синей и красной содовой воды. Наблюдая за извержением вулкана, мы увидели розовый, желтый цвета и много зеленого цвета. Вот такие вот чудеса! да и только!

Ледяной вулкан можно устроить и в стакане: налейте в стакан воду (не до самого верха, иначе вулкан у вас сразу выйдет из берегов), добавьте лимонную кислоту или уксус, бросьте в стакан кубик замороженной содовой воды. (Можно заморозить лимонную воду, а в стакане сделать содовую.) Извержение начнется сразу и будет продолжаться достаточно долго — пока не растает весь кубик содовой коды. Если сделать кубики содовой льда цветными, извержение ледяного вулкана станет наглядным. Не забудьте обратить внимание малыша на то, как по мере извержения ледяного вулкана меняется интенсивность окраса жидкости в стакане.

Длительность извержения и наглядность — главные плюсы ледяного вулкана по сравнению с тем способом, когда мы просто добавляем соду в раствор лимонной кислоты, или наоборот.

Больше опытов со льдом вы надйете в статье .

Радужные вулканы

Очень эффектно выглядят вулканы, когда их несколько, и они цветные. Такие вулканы удобно делать в емкостях одинакового размера. Наполняем их раствором уксуса или лимонной кислоты, добавляем сухой или жидкий краситель, капельку жидкого моющего средства для более густой и устойчивой пены, всыпаем соду и наблюдаем.

Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

Опыт 1

В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.