Что такое облачность и от чего она зависит? Общая и нижняя облачность Облака верхнего яруса. Все они – белого цвета, днём почти не дают тени

Определение и запись общего количества облаков, а так же определение и запись количества облаков нижнего и среднего ярусов и их высот.

Определение и запись общего количества облаков

Количество облаков выражается в баллах по 10-бальной шкале от 0 до 10. На глаз оценивается сколько десятых частей неба покрыто облаками.

Если облаков нет или облачность покрывает менее 1/10 неба, облачность оценивается баллом 0. Если облаками покрыты 1/10, 2/10, 3/10 части неба и т.д., ставятся отметки соответственно 1, 2, 3 и т.д. Цифра 10 ставится только тогда, когда всё небо сплошь покрыто облаками. Если в небе наблюдаются хотя бы и очень небольшие просветы, записывается 10

Если количество облаков больше 5 баллов (т.е. облаками покрыто половины неба) удобнее оценить площадь не занятую облаками и полученную величину, выраженную в баллах вычесть из 10. Остаток покажет количество облаков в баллах.

Для того чтобы оценить, какая часть неба свободна от облаков, надо мысленно суммировать все те просветы ясного неба (окна), которые имеются между отдельными облаками или грядами облаков. Но те просветы, которые существуют внутри нескольких облаков (перистых, перисто-кучевых и почти всех видов высоко-кучевых), присущи им по внутренней структуре и по размерам очень малы, суммированию не подлежат. Если такие имеющие просветы облака покрывают всё небо, ставится Цифра 10

Определение и запись количества облаков нижнего и среднего ярусов и их высот.

Кроме общего кол-ва облаков N необходимо определять общее кол-во слоисто-кучевых, слоистых, кучевых, кучево-дождевых и разорвано-дождевых облаков Nh (форм, записываемых в строку “СL“) или, если нет их, то общее кол-во высоко-кучевых, высоко-слоистых и слоисто-дождевых облаков (форм, записываемых в строку “СМ “). Количество этих облаков Nh определяется по тем же правилам, что и общего количества облаков.

Высоту облаков необходимо оценить на глаз, стремясь к точности 50-200 м. Если же это затруднительно, то хотя бы с точностью 0,5 км. Если эти облака расположены на одном уровне, то в строку “h” записывают высоту их основания, если же они расположены на разных уровнях, указывается высота h самых низких облаков. Если отсутствуют облака формы, записываемой в строку “СL“, а наблюдаются облака формы, записываемой в “См”, в строку h записывают высоту основания этих облаков. Если отдельные обрывки или клочки облаков, записываемых в строку “СL“ (в количестве менее 1 балла), расположены под более обширным слоем других облаков этих же форм или форм, записываемых в строку “См “ , в строку “h” записывают высоту основания этого слоя облаков, а не клочков или обрывков.

В конце мая в Норильске очень часто наблюдается низкая облачность. Вернее, обычно она там целый месяц стоит, и лишь изредка наблюдается ее повышение.
Попробуй-ка принять решение на вылет при таком вот прогнозе, что никаких гарантий не дает, «фифти-фифти»... а, приняв решение, попробуй еще зайти и сесть.

Вот в такой момент повышения облачного покрова удалось нам прорваться в Норильск из Краснодара-Уфы. Давали нижний край 80 метров; зашел я и сел в автоматическом режиме, то есть, только последние 15 секунд перед касанием крутил руками после отключения автопилота. Спина сухая. Увидел в облачных разрывах землю где-то на высоте метров 70, полоса прямо перед носом. После пробега я сообщил диспетчеру старта, как положено, высоту нижнего края: «80 метров». Это на всякий случай: вдруг у заходившего следом за мной борта минимум капитана 80х1000, так чтоб его диспетчер не угнал на запасной, дал сесть тоже.
Сцепление давали 0,3 – предельно допустимое, но ветерок дул строго по полосе; я попытался по бабаевской методике протянуть машину вдоль «пупка», подведя чуть пониже и огибая перегиб полосы, но не унюхал, чуть перелетел его, и машина ощутимо коснулась, с перегрузкой 1,2. Нет, не всегда, далеко не всегда удаются мне бабаевские посадки.
Торможение на пробеге было вполне нормальное, и я успокоил встревоженного руководителя полетов, зашедшего в АДП узнать от экипажа о состоянии полосы. У него тележка, замеряющая сцепление, дала в двух местах меньше допустимого: 0,28, и парень интересовался, соврала или нет, – ему ж за этот коэффициент отвечать, случись, не дай бог, если кто-то выкатится с полосы.
Ну, соврала, соврала, успокойся. Не закрываться же по этой, случайно проскочившей цифре. Тут надо успеть побольше бортов принять, пока нижний край облачности приемлемый. Да еще пока какой-нибудь сильно честный летчик не ляпнет в эфир, что, мол, низкая облачность стала уж очень низкая. Тогда придется закрыться. Вернее – дать в метеоинформацию данные о нижнем крае, что он хуже минимума аэродрома; и пусть капитаны решают сами.
Север есть Север. В Заполярье молодых допускают летать лишь тогда, когда капитан уже наберется опыта принятия стандартных решений и укрепит нервы для принятия решений нестандартных.
Через час облачность понизилась до 30 метров. Кто знает Алыкель, тот не удивится. Место высокое, и обычная для Севера в это время низкая (80-100м) облачность, с лохматым нижним краем, часто касается земли на этом пупке. Поэтому, если в циркуляре услышишь «слоистая 120 метров», то следует заведомо ожидать в течение получаса колебания: от «пять баллов разорванно-слоистая 80» до «туман 200, вертикальная видимость 30» – то есть, до земли. А через двадцать минут опять: «10 баллов слоистая 80», потом «7 баллов 120»; а там снова, через каждые пять минут: «разорванно-слоистая 80»; «дымка 1100»; «туман 700»; «туман 200, вертикальная 30»... Клубящаяся, разлохмаченная нижняя кромка протаскиваетсятся над взлетно-посадочной полосой, цепляя ее по два-три раза за час, и тут же уносится, а через полчаса снова понижается, и снова свистопляска цифр в эфире. Норильск верен своей нелестной репутации.
И мы, летающие на Север по несколько раз в месяц, десятилетиями, постоянно и чаще чем куда-либо, – не дергаемся, не нервничаем, а ждем судьбы; правда, постаравшись перед рейсом всякими правдами и неправдами заначить в баках тонны полторы керосину – на полет в зоне ожидания.

Подписали задание на Красноярск и сидели в самолете, ожидая загрузку. Нам хорошо было видно, как перед торцом полосы, на высоте 30-40 метров, вываливается из хмурой ваты серых облаков то пузатый Ил-86, то юркий «туполенок», то наш красавец Ту-154. Аэропорт спокойно работал. Как ты докажешь, на какой высоте капитан установил визуальный контакт с земными ориентирами. После пробега он докладывает нижний край: положенные «70 метров». Ну, сел же, значит, и правда, видел землю.
На глазах появилась дымочка; узкая полоска света между кромкой облаков и горизонтом размылась, потускнела, посерела – и вот уже видно только вблизи, как будто запотели стекла, и вот уже туманчик... туман идет стеной!
Через пять минут туман стеной уже унесло, узкая полоска света прояснялась на глазах, и над торцом нижний край приподнялся метров до тридцати. По радиостанции слышно было, что на кругу два борта, заходят один за другим. Диспетчер давал борту, висящему на глиссаде, удаление: 2000, 1000, 500 – никого не видно... а ведь у него на удалении 500 высота должна быть 30...
Вдруг над торцом образовалось какое-то уплотнение, тень, мелькнули вроде колеса – и вновь скрылись в туманной кромке: борт ушел на второй круг. Не выдержали нервы. По радио слышно было номер борта: 85600 с хвостиком – «эмка»; а «эмки» только у москвичей...
За ним заходил другой борт; снова: удаление 2000, 1000, 500... тишина, секунды, – и вывалился прямо над торцом, чуть с перелетом, по продолженной глиссаде, сел, молодец. Доложил посадку и дал нижний край... 60 метров! Это в Норильске-то, где минимум 70х900! Талона не жалко, что ли... эх, ошибся в запарке. Ну, тут уж, когда прибежит капитан на вышку, диспетчера решат, что с ним делать.
Ага, опомнился, дал поправку: «Конечно же, семьдесят! Семьдесят нижний край!» Все облегченно вздохнули: ясное дело – напряжение, сложная посадка, тут любой ошибется... в конце-то пробега уже. А раз сел – победителей не судят. Ну, а москвича тут же угнали на запасной. «Не умешь кой-где ушам шевелить – не фиг лезти» – как говорят у нас в Сибири.
Норильские диспетчера хорошо разбираются, кто «умет ушам шевелить», а кто нет. Красноярским капитанам доверяют, их пофамильно знают. Да и москвичей тоже, кто туда давно летает.

Казалось, с чего бы это восхищаться «нарушениями» минимума мне, профессионалу, который как никто другой должен... и пр.
Да глупости все это. Экипажи в полной мере реализуют свое мастерство, свои резервы, проскальзывая в захлопывающееся окно строгого северного аэродрома. Здесь такая работа – норма. И то еще: ветер по полосе в Алыкеле – редкость; да и видимость под облаками нынче более десяти километров – роскошь... И чего б тут дергаться: сиди, сильно не крути штурвал, держи стрелки в центре и жди; полоса все равно откроется. Система работает отлично, диспетчер квалифицированно следит по посадочному локатору, изредка подсказывает, и ему еще от входа в глиссаду видно, кто как ее держит, кто как «ушам шевелит». Директорные стрелки выведут тебя точно на полосу... только надо уметь их держать в центре. Ну, сядешь для гарантии чуть с перелетом, так полоса-то 3700... более чем достаточно, со встречным ветром-то.
Все дело в нервах. Тот самый удар в лицо, когда торец распахнется прямо перед глазами... некоторые ждут его с волнением у грудях, не дожидаются, а страх нарушить тот условный минимум, ту цифру, которую выдумали и установили для среднего летчика в уютном кабинете на Ленинградском проспекте – этот страх накладывается на страх удара в лицо... И человек, дрогнув, не выдерживает тяжести бесконечных секунд, когда земли вроде и не видно, и вроде уже что-то там шевелится под носом машины... а-а! – взлетный! уходим! Переламывает траекторию и уходит... успев в последний момент увидеть прямо под носом огни торца и кляня себя за слабое очко... Но – все, брат, здесь тебе не там.
А ведь зашел-то как по ниточке!
Ничего, Север тебя проверит на прочность, а если бог укрепит твой дух – то в Заполярье и мастерство отполируешь. Или уходи. Казни себя, если способен.
По мне, так труднее заходить при плохой видимости, когда в поле зрения сначала вплывает лишь пятно размытых огней, а за ним, кроме зеленых огней торца в клубящемся черном колодце полосы, больше ничего и не видно, – вот где трудность: определить, параллельно ли осевой линии ты идешь, когда той линии не видать. Ты должен верить, что шел строго параллельно ей, по крайней мере, с момента, когда это пятно огней увидел краем зрения. В этом – твое мастерство, а в сознании мастерства куется твое мужество северного летчика.
И вот, зацепившись глазом за торец, но все равно продолжая пилотировать по стрелкам, которым должен безусловно верить, я говорю экипажу:
– Садимся, ребята!
Мы сядем, и красиво сядем, в этой круговерти. Потому что у нас далеко позади – и тот страх, и та внутренняя борьба, и та тренировка себя на полярного ездового пса, что реализуется сейчас незаметными со стороны миллиметровыми движениями штурвала. Все это – далеко в прошлом. Сейчас я способен осмыслить явление, которое молодому кажется бесконечными секундами страдания... и – взлетный режим! Что ж, брат, каждый из нас, Капитанов, должен сам пройти этот путь по тропе мужества, долгий и нелегкий.

Пассажиру, едва успевшему заметить, что в туманном окне на секунду посветлело и... катимся? – вот ему-то, ревнителю законов, невозможно понять, что нарушения... нет. Просто он смотрел в сторону, а я – вперед. И по множеству признаков, которые недоступны пониманию нетренированного человека, профессионал принял и реализовал решение. Неплохо получилось, не правда ли?
А пенсию в старости мне назначат, в общем-то, такую же, как и пассажиру.

Мне довелось быть свидетелем последствий ошибки экипажа, не сумевшего выполнить посадку в подобных условиях и своими руками загнавшего себя в угол, где за непрофессионализм его наказала сама Смерть.
Мы шли двумя бортами друг за другом в открывшийся после циклона Норильск. И после Туруханска нам неожиданно дали команду на посадку в Игарке: Норильск закрылся, там вроде бы выкатился на посадке Ан-12.
Пришлось садиться в Игарке. Сразу за нами на перрон зарулил только что вырвавшийся из Алыкеля Як-40, и капитан в АДП рассказал, что при заходе на посадку пропал Ан-12, ищут, упал где-то в районе аэродрома.
Часа через два нам разрешили перелететь в Алыкель, предупредив, что где-то там, в районе полосы, под низкой облачностью, лежит большой самолет, повнимательнее.
Что переживает экипаж, заходящий на посадку над еще теплыми телами своих небесных братьев, я описывать не буду. Погода была на пределе, но нам удалось проскользнуть сквозь открывшееся окно. На посадке все были собраны, ожидая всяких сюрпризов от посадочной системы, радиолучи которой, возможно, отражаются от упавшего вблизи самолета; но, вывалившись из облаков над торцом открывшейся во всю длину бетонки, мы его не увидели.
К этому времени разбитую машину уже нашли; все тела с найденного самолета были собраны, навалом погружены в грузовик спасателей, и он стоял в дальнем углу перрона. Кто-то из моих ребят сходил туда со знакомым работником службы безопасности, посмотрел. Я такого уже насмотрелся раньше и не пошел с ними: берег нервы.

Второй пилот из этого экипажа остался в живых. По его бессвязному рассказу и по косвенным признакам, в основном, и была потом восстановлена картина катастрофы. «Черные ящики» оказались неисправными, записей параметров полета и переговоров экипажа не сохранилось.
Они заходили на родной аэродром при сложных, но привычных метеорологических условиях. Северных ребят низкой облачностью не испугать... Уж как они выдерживали параметры полета, где у них были те стрелки, этого никто не узнает. Но траектория захода тяжелого четырехмоторного грузового самолета получилась таким зигзагом, что, вывалившись из низких облаков, они увидели полосу в стороне.
В такой ситуации надо уходить на второй круг, потому что положение самолета – непосадочное. Но тот, кто пилотировал самолет, принял решение сесть во что бы то ни стало и стал энергично доворачивать на полосу. Может быть, в этот момент низкая облачность снова закрыла торец, а может, подошел предел безопасной изворотливости машины, – во всяком случае, стало ясно, что никак не попасть на полосу, а если попасть – то по диагонали, и неизбежно выкатывание.
Скорость тем временем падала; экипаж, все внимание которого было сконцентрировано на визуальном маневре доворота на полосу, потерял контроль над стрелками, и самолет вышел на режим сваливания. В процессе разворота до капитана дошло, что сейчас упадут, и был дан взлетный режим... Поздно: самолет свалился на левое крыло на малой высоте, по диагонали, на полосу, с таким креном, что чиркнул законцовкой крыла по бетону. Но двигатели набрали мощность, машина, ударившись колесами о бетон, отскочила, и в четыре руки было реализовано желание пилотов уйти в небо. Этот взлет был, уж точно, последним. Самолет на остатках скорости задрал нос, ушел в облака, потерял скорость еще раз, свалился, теперь уже на правое крыло, и упал в ложбину в полукилометре справа от полосы. Он и сейчас там лежит – как памятник человеческому непрофессионализму и самоуверенности братьев моих небесных...
Я и тогда, и теперь не могу понять: как можно так безрассудно и самоуверенно, так небрежно и бесконтрольно пилотировать в условиях минимума погоды?
Спросить бы у оставшегося в живых второго пилота... да он калека. Смерть его пощадила, судьба изувечила. Только ли судьба?
Да и... язык не повернется спросить. Есть вещи, о которых летчик летчика никогда не спросит.

В последнее время в СМИ очень уж муссируется тема полетов в условиях грозовой деятельности, и обсасываются связанные с нею катастрофы. А ведь мы грозы обходим всего три, ну, четыре месяца в году, а летаем в условиях Севера как минимум, восемь месяцев. Да, страшнее грозы ничего нет. Но чуть, может, «на вот столько», менее опасно чем в грозу – летать в условиях обледенения, заходить на посадку при низкой облачности, в сильный боковой ветер, при низком коэффициенте сцепления, в тумане, в горах.
Такова летная работа. И если кое-кто ничтоже сумняшеся предлагает при появлении по курсу грозы – немедленно возвращаться, то давайте уж вернемся, если в нашем полете будут присутствовать и другие опасные метеорологические явления.

А лучше – забетонировать самолеты на стоянках намертво.

При осуществлении посадки самолета для оценки видимости большое значение имеет наличие или отсутствие облаков, их форма, высота нижней границы, особенности структуры нижней границы низких облаков, а также соотношение наклонной и горизонтальной видимости.

По экспериментальным данным Е.И.Гоголевой (5), полученным с неподвижного аэростата, были выявлены некоторые закономерности в соотношении горизонтальной видимости у земной поверхности и наклонной видимости при низкой слоистой облачности:

Высота облаков не больше 100 м . Дальность наклонной видимости составляет 25-45 % дальности горизонтальной видимости у земли. Если видимость у земли равна 1000 - 2000 м, наземные объекты обнаруживаются с высоты 50 м в 40 % случаев, а при видимости у земли более 2000 м - уже в 100 % случаев.

При высоте нижней границы облаков меньше 100 м дальность наклонной видимости иногда может быть меньше 1000 м даже тогда, когда у земли горизонтальная видимость равна 2 - 3 км.

Высота нижней границы облаков 100 - 200 м . Дальность наклонной видимости при выходе из облаков составляет 40 - 70 % дальности горизонтальной видимости у земли. С повышением облаков дальность наклонной видимости увеличивается. При высоте 100 - 150 м она составляет 40 - 50 % горизонтальной видимости у земли, а при высоте 150 - 200 м - от 60 до 70 %.

Высота нижней границы облаков больше 200 м . В этом случае наклонная видимость в подоблачном слое близка к горизонтальной видимости у земли.

Влияние низкой облачности на полеты обусловлено не только расположением ее на небольшой высоте, но и сложным строением нижней границы облаков.

Основными формами нижней облачности являются облака слоистые (St) и слоисто-кучевые (Sc).Несмотря на их внешнее различие, они очень близки по условиям формирования и по микроструктуре. Разновидностями St являются разорванно-слоистые (St fr) и разорванно-дождевые (Frnb) облака, наблюдающиеся обычно в зонах фронтальных осадков и предфронтального падения давления.

Нижняя граница St и Sc не является резко очерченной поверхностью, а представляет собой некоторый слой постепенного уплотнения по высоте облака и ухудшения видимости, аналогично переходу от дымки к густому туману. Такая структура нижней кромки объясняется, прежде всего, неоднородным строением низких слоистообразных облаков. В самой нижней своей части эти облака обычно состоят из очень мелких капелек, с высотой количество и размер капель увеличиваются. В связи с этим понятие «нижняя граница» облачности является в известной мере условным. Толщина переходного слоя нижней кромки облаков зависит от ряда факторов, в первую очередь, от турбулентности. В целом она больше у слоистых облаков, чем у слоисто-кучевых, нижняя граница которых выражена более отчетливо (6, 9, 11).

Исследования, проведенные в ЦАО (12, 13) показали, что нижнее основание облачности представляет собою поверхность, которая быстро меняет свои очертания, как во времени, так и в пространстве. Во время исследований были проведены сравнения одновременных замеров высоты облаков в двух точках, расположенных на расстоянии 500 м. Сравнение показало, что колебания нижней границы облачности высотой 100 м и ниже в 67 % случаев не превышает 0.1 своей высоты, в 27 % случаев изменения достигают 0.3 и только 6 % случаев половины своей высоты. При этом отмечено, что изменение высоты нижней границы облаков на большом расстоянии и в короткий срок может быть весьма различным.

Уровень, принимаемый условно за высоту нижней границы облаков будет несколько различным при измерении его разными способами.

По наблюдениям с самолета обычно получаются более низкие значения высоты облаков, чем по данным шаропилотных и инструментальных наблюдений. Наибольшие различия бывают в случаях St или St fr при слабом приземном ветре и при малых вертикальных градиентах температуры в подоблачном слое, когда у поверхности Земли наблюдается ухудшенная видимость из-за дымки или из-за осадков. При Sc, а также при хорошей видимости у земной поверхности наблюдения летчиков почти не расходятся с данными шаропилотных и инструментальных наблюдений.

В общем случае колебание высоты нижней границы облаков в данной точке складывается из систематических, периодических и случайных ее изменений. Систематические изменения определяются общей тенденцией изменения высоты, связанной с постепенной перестройкой поля влажности нижнего слоя атмосферы. Они обусловлены синоптическими процессами или суточным ходом.

Периодические изменения имеют волновую природу и определяются характером поля воздушных течений на малых высотах. Случайные изменения- неупорядоченные колебания флуктуационного характера, вызванные преимущественно турбулентностью. Все названные виды колебаний могут проявляться одновременно и обуславливать значительную временную и пространственную изменчивость высоты нижней границы облаков.

Для анализа изменений высоты нижней границы облаков, а также ее структуры во времени и пространстве в районе аэродрома Кемерово был произведен ряд расчетов.

За период с 2002 по 2004 гг. наблюдалось 1123 случая облачности с высотой 200 м и ниже. За один случай принималось понижение облачности до высоты 200 м и менее. Если в течение 1 часа и более наблюдалось повышение облачности выше 200 м, а затем вновь происходило ее понижение, то это считалось самостоятельным случаем. Иногда в течение одного случая с низкой облачностью наблюдалась ни одна форма облаков. Все это учитывалось в общем подсчете различных сочетаний низких облаков с другими формами облаков.

В результате исследования было установлено, что за этот трехлетний период наблюдались низкие облака: разорванно-дождевые (Frnb) в сочетании со слоисто-дождевой (Ns) и кучево-дождевой (Cb), слоистые (St), разорванно-слоистые (St fr) под слоистой облачностью. Все случаи были распределены в три группы и для каждой группы подсчитана повторяемость за трехлетний период (таблица 1).

Таблица 1.1 - Повторяемость различных форм низких облаков в аэропорту Кемерово, в процентах

Чаще всего наблюдались облака Frnb под общей массой Cb (54 %). Примерно в равной степени происходило образование облаков Frnb под Ns (24 %) и St, St fr под St (22 %).

В годовом ходе наибольшая повторяемость низких облаков наблюдалась в осенние месяцы - в октябре (11.8 %), ноябре (16.9 %), а также весной - в апреле (10.2 %).

В мае отмечалось всего 4 случая с низкими облаками, в июне - 36, что соответствует минимумам повторяемости в годовом ходе: 0.2 % - в мае, 3.2 % - в июне.

Таблица 1.2 - Годовой ход повторяемости высоты облаков 200 м и ниже в аэропорту Кемерово, в процентах

Если рассматривать годовой ход низких облаков по выделенным нами типам (таблица 3), то можно сделать вывод, что Frnb под общей массой Cb наблюдаются во все месяцы год и имеют 2 максимума: в марте (81 сл.) и ноябре (119 сл.).

Таблица 1.3 - Годовой ход повторяемости (число случаев) низких облаков различных форм

Форма облаков

St, St fr со St

Frnb с Ns - не наблюдались в период с мая по сентябрь. В остальные месяцы года повторяемость этих облаков имеет плавный ход с небольшим максимумом в ноябре (63 сл.) и минимумом в марте (20 сл.).

Для формирования слоистых (St) и разорванно-слоистых (St fr) облаков наиболее благоприятными были условия в июле и августе (64 сл.), что связано с наличием плотных, высоких туманов в эти месяцы, образующимися после выпадения дневных ливней, а также, связанными с прохождением теплых фронтов.

Для всех случаев с низкой облачностью была рассчитана общая непрерывная продолжительность, средняя и максимальная продолжительность низких облаков для всех сезонов года. Результаты представлены в таблице 4.

Наибольшая непрерывная продолжительность низкой облачности характерна для осеннего периода (299 час) и зимнего (246.5 час). Весной и летом число случаев уменьшается, непрерывная продолжительность низких облаков в эти периоды составляет соответственно 179 и 188 часов.

Таблица 1.4 - Повторяемость непрерывной продолжительности низкой облачности (от 0 до 200м) для сезонов года, в процентах

Сезон года

Продолжительность (ч)

Число случ.

Общая продолж. (ч)

Средн. продол.

Макс продолж (ч.мин)

Низкая облачность в районе аэропорта Кемерово может сохраняться от 1 до нескольких часов в сутки. В большинстве случаев непрерывная продолжительность существования низких облаков колеблется в пределах около 1 часа и 2 - 3 часов во все сезоны, но чаще всего отмечается понижение облачности с продолжительностью в пределах 1 часа. Исключение составляет лето, когда наибольшая повторяемость приходится на непрерывную продолжительность от 2 до 3 часов. Число случаев низких облаков с непрерывной продолжительностью от 7 до 12 часов невелико (4 - 6), но осенью их несколько больше (8).

За весь трехлетний период было выявлено по одному случаю в каждом сезоне, когда низкая облачность сохранялась более 13 часов: в январе (17 часов 23 минуты), апреле (14 часов), августе (18 часов), октябре (13 часов 30 минуты).

Средняя продолжительность зимой, весной, осенью мало отличается по значениям друг от друга (от 2.4 до 2.8 час). Летом средняя продолжительность составляет 3.1 часа.

2 вариант 1. У подножия горы АД составляет 760 мм рт.ст. Каким будет давление на высоте 800 м: а) 840 мм рт. ст.; б) 760 мм рт. ст.; в) 700 мм рт. ст.;

г) 680 мм рт. ст. 2. Средние месячные температуры высчитываются: а) по сумме среднесуточных температур; б) делением суммы средних суточных температур на число суток в месяце; в) от разницы сумы температур предыдущего и последующего месяцев. 3. Установите соответствие: давление показатели а) 760 мм рт. ст.; 1) ниже нормы; б) 732 мм рт. ст.; 2) нормальное; в) 832 мм рт. ст. 3) выше нормы. 4. Причиной неравномерного распределения солнечного света по земной поверхности является: а) удаленность от Солнца; б) шарообразность Земли; в) мощный слой атмосферы. 5. Суточная амплитуда – это: а) общее количество показателей температуры в течение суток; б) разница между наибольшими и наименьшими показателями температуры воздуха в течение суток; в) ход температур в течение суток. 6. С помощью какого прибора измеряется атмосферное давление: а) гигрометра; б) барометра; в) линейки; г) термометра. 7. Солнце бывает в зените на экваторе: а) 22 декабря; б) 23 сентября; в) 23 октября; г) 1 сентября. 8. Слой атмосферы, где происходят все погодные явления: а) стратосфера; б) тропосфера; в) озоновый; г) мезосфера. 9. Слой атмосферы, не пропускающий ультрафиолетовые лучи: а) тропосфера; б) озоновый; в) стратосфера; г) мезосфера. 10. В какое время летом при ясной погоде наблюдается наименьшая температура воздуха: а) в полночь; б) перед восходом Солнца; в) после захода Солнца. 11. Высчитайте АД горы Эльбрус. (Высоту вершин найдите на карте, АД у подножия горы возьмите условно за 760 мм рт. ст.) 12. На высоте 3 км температура воздуха = - 15 ‘C, чему равна температура воздуха у поверхности Земли: а) + 5’C; б) +3’C; в) 0’C; г) -4’C.

1 вариант Установите соответствие: давление показатели а) 749 мм рт.ст.;

1) ниже нормы;

б) 760 мм рт.ст.; 2) нормальное;

в) 860 мм рт.ст.; 3) выше нормы.

Разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха

называется:

а) давлением; б) движением воздуха; в) амплитудой; г) конденсацией.

3. Причиной неравномерного распределения солнечного тепла на поверхности Земли

является:

а) удаленность от солнца; б) шарообразность;

в) разная мощность слоя атмосферы;

4. Атмосферное давление зависит от:

а) силы ветра; б) направления ветра; в) разницы температуры воздуха;

г) особенностей рельефа.

Солнце бывает в зените на экваторе:

Озоновый слой расположен в:

а) тропосфере; б) стратосфере; в) мезосфере; г) экзосфере; д) термосфере.

Заполните пропуск: воздушной оболочкой земли является - _________________

8. Где наблюдается наименьшая мощность тропосферы:

а) на полюсах; б) в умеренных широтах; в) на экваторе.

Расположите этапы нагрева в правильной последовательности:

а) нагрев воздуха; б) солнечные лучи; в) нагрев земной поверхности.

В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура

воздуха: а) в полдень; б) до полудня; в) после полудня.

10. Заполните пропуск: при подъёме в горы атмосферное давление…, на каждые

10,5 м на ….мм рт.ст.

Высчитайте атмосферное давление г. Народная. (Высоту вершин найдите на

карте, АД у подножия гор возьмите условно за 760 мм рт.ст.)

В течение суток были зафиксированы следующие данные:

max t=+2’C, min t=-8’C; Определите амплитуду и среднесуточную температуру.

2 вариант

1. У подножия горы АД составляет 760 мм рт.ст. Каким будет давление на высоте 800 м:

а) 840 мм рт. ст.; б) 760 мм рт. ст.; в) 700 мм рт. ст.; г) 680 мм рт. ст.

2. Средние месячные температуры высчитываются:

а) по сумме среднесуточных температур;

б) делением суммы средних суточных температур на число суток в месяце;

в) от разницы сумы температур предыдущего и последующего месяцев.

3. Установите соответствие:

давление показатели

а) 760 мм рт. ст.; 1) ниже нормы;

б) 732 мм рт. ст.; 2) нормальное;

в) 832 мм рт. ст. 3) выше нормы.

4. Причиной неравномерного распределения солнечного света по земной поверхности

является: а) удаленность от Солнца; б) шарообразность Земли;

в) мощный слой атмосферы.

5. Суточная амплитуда – это:

а) общее количество показателей температуры в течение суток;

б) разница между наибольшими и наименьшими показателями температуры воздуха в

течение суток;

в) ход температур в течение суток.

6. С помощью какого прибора измеряется атмосферное давление:

а) гигрометра; б) барометра; в) линейки; г) термометра.

7. Солнце бывает в зените на экваторе:

2) что можно изобразить на плане местности?
а пришкольный участок
б океан
в Крымский полуостров
г материк
3) какие из перечисленных объектов обозначаются на плане местности линейными знаками?
а реки,озёра
б границы, пути сообщения
в населённые пункты, вершины гор
г полезные ископаемые, леса
4) в каких пределах измеряется географическая широта?
а 0-180"
б 0-90"
в 0-360"
г 90-180"

Определение облачности производится визуально по 10-балльной системе. Если небо безоблачное или на нем имеется одно или несколько небольших облаков, занимающих менее одной десятой части всего небосвода, то облачность считается равной 0 баллов. При облачности, равной 10 баллам, все небо закрыто облаками. Если облаками покрыто 1/10, 2/10, или 3/10 частей небосвода, то облачность считается равной соответственно 1, 2, или 3 баллам.

Определение интенсивности света и уровня радиационного фона*

Для измерения освещенности применяются фотометры. По отклонению стрелки гальванометра определяется освещенность в люксах. Можно пользоваться фотоэкспонометрами.

Для измерения уровня радиационного фона и радиоактивной загрязненности используются дозиметры-радиометры ("Белла", "ЭКО", ИРД-02Б1 и др.). Обычно указанные приборы имеют два режима работы:

1) оценка радиационного фона по величине мощности эквивалентной дозы гамма-излучения (мкЗв/ч), а также загрязненности по гаммаизлучению проб воды, почвы, пищи, продуктов растениеводства, животноводства и т.д.;

* Единицы измерения радиоактивности

Активность радионуклида (А) - уменьшение числа ядер радионуклида за опреде-

ленный интервал времени:

[А] = 1 Ки = 3,7 · 1010 расп./с = 3,7 · 1010 Бк.

Поглощенная доза излучения (Д) составляет энергию ионизирующего излучения, переданную определенной массе облучаемого вещества:

[Д] = 1 Гр = 1 Дж/кг = 100 рад.

Эквивалентная доза облучения (Н) равна произведению поглощенной дозы на

средний коэффициент качества ионизирующего излучения (К), учитывающий биоло-

гическое действие различных излучений на биологическую ткань:

[Н] = 1 Зв = 100 бэр.

Экспозиционная доза (X) является мерой ионизирующего действия излучения, еди-

ницей которой является 1 Кu/кг или 1 Р:

1 Р = 2,58 · 10-4 Кu/кг = 0,88 рад.

Мощность дозы (экспозиционной, поглощенной или эквивалентной) - это отношение приращения дозы за определенный интервал времени к величине этого временного интервала:

1 Зв/с = 100 Р/с = 100 бэр/с.

2) оценка степени загрязненности бета-, гамма - излучающими радионуклидами поверхностей и проб почвы, пищи и др. (частиц/мин.·см2 или кБк /кг).

Предельно допустимая доза облучения составляет 5 мЗв /год.

Определение уровня радиационной безопасности

Определение уровня радиационной безопасности проводится на примере использования дозиметра-радиометра бытового (ИРД-02Б1):

1. Установить переключатель режима работы в положение «мкЗв/ч».

2. Включить прибор, для чего установить переключатель «выкл.- вкл.»

в положение «вкл.». Примерно через 60 с после включения прибор готов

к работе.

3. Поместить прибор в то место, где определяется мощность эквивалентной дозы гамма-излучения. Через 25-30 с на цифровом табло высветится значение, которое соответствует мощности дозы гаммаизлучения в данном месте, выраженной в микрозивертах в час (мкЗв/ч).

4. Для более точной оценки необходимо брать среднее из 3-5 последовательных показаний.

Показание на цифровом табло прибора 0,14 означает, что мощность дозы составляет 0,14 мкЗв/ч или 14 мкР/ч (1 Зв = 100 Р).

Через 25-30 с после начала работы прибора необходимо снять три последовательных показания и найти среднее значение. Результаты оформить в виде табл. 2.

Таблица 2. Определение уровня радиации

Показания прибора

Среднее значение

мощности дозы

Оформление результатов микроклиматических наблюдений

Данные всех микроклиматических наблюдений фиксируются в тетради, а затем обрабатываются и оформляются в виде табл. 3.

Таблица 3. Результаты обработки микроклиматических

наблюдений

Температу-

ра воздуха

Температу-

Влажность

на высоте,

ра воздуха,

воздуха на

высоте, %