Неудачная история создания удачного танка. Неудачная история создания удачного танка Шкурки для шкоды т 50

У "Шкоды Т-50" сложная судьба. Данная модель перерабатывалась несколько раз, и в конце концов конструкторы практически полностью изменили первоначальную задумку. В игре "Ворлд оф из "чешской" серии появились сравнительно недавно, однако уже успели завоевать сердца многих игроков.

Башня

У игрока есть два варианта, как прокачивать вооружение танка Skoda T-50. Первый из них - использование стоковой башни. Почему её не стоит менять? Дело в том, что башня 1949 года обладает лучшим бронированием на бортах и корме. В то время как образец 1950 года намного лучше защищен от фронтальных атак. У обеих башен хороший выбор орудий, позволяющий отыгрывать на 95% роль танка в сражениях.

  • Для первого варианта вам доступны два орудия. А20 - базовое вооружение вашего танка. Имеет самые низкие показатели пробивания брони, но по базовому урону не отстает от других вариантов. Кроме того, на 0,5 имеет большую скорость стрельбы в минуту. Орудие R11 - золотая середина. Повышается бронебойность, однако падает скорострельность.
  • Установив башню 1950 года, вы получите доступ к топовой пушке - АК1. Она по всем параметрам превосходит своих предшественниц, но есть и основное отличие. АК1 - это оружие с барабаном. Таким образом, за короткий период времени вы сможете нанести массу урона, однако потребуется очень долгая перезарядка.

Корпус

Танк "Шкода Т-50" имеет посредственную броню для своего уровня даже для среднего класса. Так что блистать в дуэлях один на один вам не светит. Однако данная машина идеально подходит для фланговых атак. Благо скорость это позволяет. С топовым двигателем в 1000 лошадиных сил танк может развить скорость до 50 километров в час. Это подойдет как для просветки, так и для быстрого маневрирования в обороне.

Ходовая часть также радует. Если в стоке скорость поворота всего 38 градусов, то в обновленном варианте - 42. Не то чтобы очень много, но позволит вести эффективную борьбу с другими средними танками. Радиостанция улучшения не требует. В базовой сборке она дает до 730 метров связи. В продвинутой версии дальность будет составлять 850 метров.

Экипаж

Следующее, что должен учесть гайд ("Шкода Т-50"), - это количество людей в машине. Экипаж танка состоит из стандартных четырех человек. Они должны обладать навыками "Боевое братство" и "Ремонт". Несмотря на низкую броню, танк имеет хороший запас прочности, а значит, вам нередко придется восстанавливать поврежденные элементы прямо в бою. Из оставшихся перков вам пригодятся следующие:

  • Командиру обязательно нужно "Шестое чувство" и "Радиоперехват". Умения направлены на обнаружение противника и выживание.
  • Наводчик обязательно должен изучить "Плавный поворот башни" и "Пожаротушение". Однако помните, что второй навык высчитывается как среднее, а значит, бонус будет всего 25%.
  • Для механика-водителя важен "Плавный ход". Дополнительным навыком стоит взять "Короля бездорожья".
  • Заряжающему же нужны "Бесконтактная боеукладка" и "Отчаянный".

Снаряжение

В "Ворлд оф танк" новые танки весьма неплохи. Практически вся ветка изобилует достаточно сбалансированными машинами. Существует всего один эффективный набор снаряжения, который стоит использовать игроку на "Шкоде Т-50". В качестве расходуемых предметов нужно установить большие наборы: аптечку, ремонтный комплект и огнетушитель. Это даст пассивные бонусы к защите от воспламенений, ранений экипажа и повреждений оборудования. Тратить в бою их не обязательно, а одноразовая покупка обойдется не так уж и дорого.

Продолжая гайд ("Шкода Т-50"), следует также понимать, что выбор дополнительного оборудования будет зависеть от вашего стиля игры и выполняемой роли. В любом случае можете смело устанавливать "Улучшенную вентиляцию" для повышения всех характеристик танка. Также пригодятся "Стабилизатор вертикальной наводки" и "Усиленные приводы наводки". "Досылатель" абсолютно бесполезен из-за наличия барабана у топового орудия. Увеличение скорости перезарядки хоть и будет существенным, но основной урон все равно будет наноситься за счет трех поочередных выстрелов.

С боеприпасами все также очень просто. Бронебойные снаряды способны преодолеть до 248 мм защиты противника. Этого вполне достаточно для сражений с равными по уровню соперниками. Фугас наносит до 420 повреждений за выстрел, но при этом способен осилить лишь 50 мм. пробивают до 310 мм. Таким образом, имеет смысл взять до 60% запаса бронебойных и по 15% отрядить на другие типы снарядов. Большую эффективность за их счет все равно не вытянуть.

Тактика

Последнее, что должен рассмотреть наш гайд, - "Шкода Т-50" и её задачи на тактической карте. В первую очередь вам стоит приготовиться к трудностям с прокачкой. Опыта потребуется много, но из-за плохих стоковых орудий он будет набираться медленно. Также возникнет проблема с установкой топовой пушки - изначально вам потребуются все модификации ходовой части, а это также куча опыта.

Из-за слабой брони танка наш гайд ("Шкода Т-50") рекомендует избегать лобовых столкновений с противником. Несмотря на высокий урон, машина имеет слабое бронирование, а значит, лезть первым придется кому-то другому. Светить вам не даст низкая проходимость, так что данной задачей должен озаботиться и другой игрок.

Здравствуйте, танкисты!

С каждым обновлением популярной игры добавляется все больше новых танков. Относительно недавно в ней появилась целая ветка чехословацких машин, уже успевшая завоевать сердца игроков. И если с топом ветки все предельно понятно, его попросту «надо брать», то сейчас речь пойдет о фактическом ее начале - танке VI уровня - Škoda T-25 !

Историческая справка

В проекте среднего танка Škoda T-25 чехословацкое конструирование достигло наибольшего развития. Его эскизный проект представили в мае 1942 года, а окончательно облик T-25 сформировался к октябрю.

На танк оказал серьёзное влияние советский . Однако чешская машина походила на советскую только размещением бронелистов под рациональным наклоном. В остальном это был весьма самобытный танк с оригинальными техническими решениями. Ходовая часть имела по шесть опорных катков на борт и оснащалась торсионной подвеской. На Т-25 предполагалось установить 500-сильный двенадцатицилиндровый двигатель Škoda. С ним 23-тонный танк должен был развивать скорость до 60 км/ч. Бронирование достигало толщины 50 мм. Крайне оригинальным было вооружение: на Т-25 планировалось установить 75-мм пушку Škoda A18 с автоматом заряжания револьверного типа. В барабане находилось 5 снарядов.

В связи с тем, что средний танк , разработанный немецкой фирмой MAN был признан более перспективным, проект Škoda T-25 отменили в конце 1942 года.

Разбор ТТХ танка

Подробный обзор ТТХ будет присутствовать ниже, здесь же поговорим о основных и наиболее важных характеристиках.

Бронезащита. Броня у данного танка отсутствует, абсолютно, 50/50 мм не защитят даже от танков уровнем ниже. Хоть корпус и имеет рациональный наклон бронеплит, но малая толщина бронелистов не позволяет отбивать даже снаряды техники уровнем ниже, башня же и вовсе расположена практически под прямым углом. А это значит, что любое попадание противника может привести к «криту» орудия или ранению члена экипажа. В бортах мы имеем 40/45 мм и 50/45 мм с кормы соответственно (корпус/башня).

В топовой комплектации Škoda T-25 имеет 730 хитпойнтов, что является далеко не рекордным показателем на своем уровне.

Огневая мощь. Танк оснащен весьма интересным орудием 75 mm Škoda A18, которое при небольшом разовом уроне в 110 единиц, и посредственных показателях точности оснащено автоматом заряжания.

Основные ББ снаряды обеспечивают пробитие в 135 мм, не рекордный показатель, но этого хватает на пробитие танков своего уровня, и некоторых однотипных танков 7-го. Для всего остального просто необходимы премиумные БП с пробитием 185 мм, что приближенно равняется пробитию восьмерок, а это значит, что вы можете наносить урон даже внизу списка. И последний тип боеприпаса - фугасы с пробитием 38 мм и альфой в 175 единиц.

Точность орудия - 0,36 м на 100 м - средний показатель, время сведения в стоке, напротив, неплохое для своего уровня: 2,1 с. Минимальное время сведения с оборудованием и прокаченным экипажем 1,68 с - весьма комфортные цифры. В стоковом состоянии зарядка орудия проходит за 7,61 с, с «полным фаршем» всего за 7,03 с. КД между снарядами внутри барабана 1,33 с.

Переднее расположение башни дает хорошие углы склонения: -10° вниз и 20° вверх, что позволяет неплохо перестреливаться на холмистой местности.

Динамика. Танк имеет весьма неплохие динамические характеристики. При массе в 23 т, двигатель Škoda V12 19.8 liter мощностью 500 л.с. обеспечивает отличную удельную мощность в 21,46 л.с./т и разгон до 60 км/ч вперед. Скорость заднего хода 20 км/ч, этого вполне достаточно чтобы сменить фланг или уйти из под обстрела. На месте танк вращается неохотно - 30°/с.

Обнаружение. Базовый обзор в 360 м - неплохой показатель на VI уровне, к тому же его легко улучшить оборудованием и прокачкой экипажа до 408 м при «полном фарше».

Маскировка танка типичная для СТ VI уровня, танк светится в кустах с близкого расстояния, но в лесу или за парой кустов можно безнаказанно наносить урон, не боясь обнаружения, тем более что обзор это делать позволяет.

Прокачка. Škoda T-25 исследуется после Škoda T-24 за 27 040 единиц опыта. В первую очередь следует открыть ходовую для установки модулей потяжелее, затем орудие и башню. Далее двигатель, чтобы улучшить динамику, одно из достоинств танка. Рации увеличат дальность связи, но они могут быть исследованы и на других танках нации.

Выбор оборудования, снаряжения и перков экипажа

Прокачка экипажа. Данный сетап перков улучшит все сильные стороны машины:

  • Командир: «Лампочка», «Боевое братство», «Ремонт», «Мастер на все руки»
  • Наводчик: «Ремонт», «Боевое братство», «Плавный поворот башни», «Отчаянный»
  • Мехвод: «Ремонт», «Боевое братство», «Плавный ход», «Король бездорожья»
  • Радист: «Ремонт», «Боевое братство», «Радиоперехват», «Изобретатель»

Выбор оборудования. К установке на данный танк я рекомендую следующий набор оборудования: «приводы наводки», чтобы улучшить время сведения, «просветленную оптику» для усиления обзора и «вентиляцию», повышающую общие параметры экипажа. Такой комплект усилит достоинства танка и повысит комфорт игры на нем.

Выбор снарядов. Боекомплект нашего танка вмещает в себя 79 снарядов, с уверенностью могу сказать, что этого хватит практически на любой бой, даже внизу списка. В каком соотношении компоновать БК каждый из вас решит самостоятельно, я могу лишь порекомендовать такой набор снарядов:

Сетап снарядов для игры в рандоме (ББ/БП/ОФ):

  • «Поддержка для топа» - 45/15/0
  • «Поддержка для низа списка» - 30/30/0

Выбор снаряжения. Набор снаряжения типичный для любого танка - ремкомплект , аптечка и огнетушитель . Можно конечно поставить и «Бухты», получив прирост всех показателей, но для среднеуровневого танка такая затея не имеет смысла.

Геймплей танка Škoda T-25 основан на двух факторах. Первый это его броня, а вернее сказать - полное ее отсутствие. Машина просто «прошивается» любым орудием одноклассников, более того пробития любого из одноуровневых танков хватит чтобы их снаряд прошел наш танк дважды. Наличие такого слабого бронирования так же означает что фугасов нам следует бояться, как огня; зачастую попадание или артиллерии отправит вас выбирать следующий танк для боя. Но отсутствие одного подразумевает наличие чего-то другого.

Второй фактор, влияющий на геймплей - орудие. И вот тут у нас самое интересное, наш танк оснащен отличной пушкой с невероятно быстрым барабаном на три снаряда. Казалось бы, маленькая альфа в 110 единиц буквально за несколько секунд превращается в ощутимые 300 единиц урона, а это фактически 50% процентов прочности среднего танка одноклассника. Однако плохая точность - явный недостаток орудия, сводка идет дольше перезарядки, а значит дальние дистанции не место для реализации ДПМа.

Таким образом и вырисовывается стиль игры данной машины - очень быстрый барабан для стрельбы на ближних и средних дистанциях, а также отсутствие защиты. Можно сказать, самый быстрый стрелок на Диком Западе, но при этом очень трусливый. На нем нужно держаться укрытий, или ждать, пока союзники разрядят пушки противника, затем реализовывать барабан и быстро откатываться, благо, динамика позволяет. Далее смена фланга по ситуации и повтор схемы, лезть на рожон слишком опасно, однако при должном умении можно выходить победителем из одиночных дуэлей со средними танками своего уровня.

Подобные «разбойные» налеты на одиночные танки могут значительно повлиять на картину боя. Не забываем так же и про обзор, небольшой подсвет на любом этапе боя непременно пополнит вашу копилку опыта и поможет вашей команде.

Обзор достоинств и недостатков танка. Итоги

Достоинства:

  • неплохая мобильность;
  • хороший обзор;
  • быстрый барабан;
  • приятные УВН;
  • высокий ДПМ;

Недостатки:

  • посредственная стабилизация;
  • плохое бронирование;
  • слабое пробитие;
  • посредственная скорость поворота ходовой;

В итоге мы имеем следующее: Škoda T-25 очень интересная машина, прекрасно демонстрирующая геймплей венца данной ветки, при этом требующая аккуратности. Она, в отличие от многих танков VI уровня не является проходной, напротив, даже одна из самых приятных и интересных на своем уровне машин. Хоть данный танк и не прощает грубых ошибок, он все же понравится как опытным игрокам, так и новичкам, не раз удивив внушительными цифрами урона. Я бы рекомендовал самостоятельно ознакомится с данной машиной отложив свободный опыт в сторону.

Удачи на полях сражений!

Приветствую танкисты! Сегодня продолжаем знакомиться с будущей Чехословацкой веткой средних танков в World of Tanks. На данный момент проходит активное тестирование Чехословацких танков на супертесте. В данной статье поподробней рассмотрим танк девятого уровня Skoda T-50.

Программа разработки среднего танка TVP продолжалась с 1946 по 1950 год рядом предложений от компаний Skoda и CKD. В 1949 году проект танка от Skoda получил официальное обозначение T 50. Башня была изменена со сварной на литую, в качестве вооружения рассматривались различные 100 мм орудия. Главной особенность данного проекта была чрезвычайно высокая мобильность, обеспечиваемая планируемым двигателем мощностью 1000 л.с. Некоторые компоненты танка (как, например, трансмиссия) были построены и испытаны, но прототип не был изготовлен. В начале 1950 года проекты Skoda T 50 и Praga T51 были объединены в один, фактически закончив независимую разработку средних танков компании Skoda.

Игровые характеристики:

  • Уровень: 9
  • Запас прочности: 1650
  • Мощность двигателя: 1000 л.с.
  • Масса: 38,4 тонны
  • Удельная мощность: 26.04 л.с./т
  • Максимальная скорость: 50/20 км/ч
  • Вращение корпуса: 42 град/с
  • Вращение башни: 37,5 град/с
  • Сопротивление грунта: 0,959/1,295/1,87
  • Обзор: 380
  • Дальность связи: 850
  • Бронирование корпуса: 65/40/?
  • Бронирование башни: 120/80/?
  • 100mm AK1 (stock: 100mm A20, middle: 100mm R11)
  • Урон: 320/320/420
  • Пробиваемость: 248/310/50 (сток: 205/240/50, среднее: 230/269/50)
  • Скорострельность в минуту: 6,31
  • Урон в минуту: 2019,3
  • Снарядов в магазине: 3 (топовое орудие)
  • Перезарядка магазина: 24,932
  • Перезарядка в магазине: 1,796
  • Точность: 0,336
  • Сведение: 2,44 с
  • Углы орудия: -8/+20

Бронирование:


В первые послевоенные годы конструкторы ряда стран пытались максимально использовать танкостроительный опыт Второй мировой войны, наработанный в других государствах. Во Франции работали над ARL 44 и AMX M 4, в которых активно использовались немецкие технологии и даже отдельные узлы и агрегаты, включая двигатели. В Чехословакии под свои нужды перерабатывали не только немецкие, но и советские технические решения. Впрочем, спустя три года после окончания Второй мировой войны здесь сосредоточились на максимальном использовании собственных разработок.

Пушка как двигатель танкового прогресса

Разработанный в самом конце 1946 года средний танк Škoda T-40 устраивал чехословацких военных недолго. Во-первых, машина оказалась на 10 тонн тяжелее боевой массы, указанной в требованиях. Во-вторых, ещё в декабре 1945 года появилось требование установить в танк пушку, способную пробивать броню толщиной 100 мм на дистанции 3000 метров. В качестве вариантов предлагались танковые версии немецких зенитных пушек калибра 88 и 105 мм. Но и TVP разработки TVU, и Škoda T-40 по проектам предполагалось вооружить 88-мм пушкой с длиной ствола 57 калибров. Требуемой пробиваемости это орудие не могло достигнуть при всём желании. В течение почти двух лет проект TVP буксовал на месте.

Свет в конце тоннеля появился в сентябре 1948 года, когда Škoda представила проект лёгкого танка T-17, в котором одновременно угадывались черты TVP и советского ИС-3. Хоть Чехословакия и получила три тяжёлых танка этого типа, произошло это лишь в 1950 году. Тем не менее, впервые ИС-3 был показан ещё в сентябре 1945 года, да и чехословацкие военные, как союзники СССР, имели определённый доступ к информации о нём.

В итоге проектируемый лёгкий танк боевой массой 19 тонн получил форму корпуса и башни, подозрительно напоминавшие таковые у советской тяжёлой машины. В виду лимита по габаритным размерам полноценный «щучий нос» реализовать не удалось, но компоновку с размещением механика-водителя в центре танк унаследовал. Что касается башни, тут сходство оказалось ещё более очевидным.

В июле 1948 года Škoda начала проектные работы по новой зенитной пушке R 11 калибра 100 мм. Информация о том, что базой для этой зенитки послужила советская 100-мм зенитная пушка КС-19, не соответствует действительности. В чем-то они, безусловно, похожи, но даже боеприпас у чехословацкой зенитной пушки свой. В качестве ориентира при создании новой системы инженеры Škoda использовали немецкую зенитку 8.8 cm Flak 41. От неё (с массой изменений) взяли лафет, в значительной степени – конструкцию ствола, откатные механизмы и массу других деталей.

Вместе с тем, R 11 представляла собой развитие идей, которые чехословацкие оружейники реализовывали с начала 40-х годов. Прежде всего, речь идёт о магазинном питании. Благодаря такому решению скорострельность 100-мм орудия составила впечатляющие 25 выстрелов в минуту. При длине ствола 5500 мм (55 калибров) начальная скорость снаряда составляла 1050 м/с. По этому показателю R 11 превосходила КС-19, имевшую длину ствола 60 калибров. На дистанции 1000 метров снаряд чехословацкой пушки пробивал броню толщиной 160 мм, находящуюся под наклоном в 30 градусов. Одним словом, в лице R 11 появилась реальная чехословацкая альтернатива пушкам немецкого и советского происхождения.


Опытный образец 100-мм зенитного орудия Škoda R 11, находящийся в техническом музее Лещаны (Чехия). Это орудие стало базой для танковой пушки AK 1, которую должны были ставить в TVP

Одновременно Škoda начала проектные работы над ещё двумя артиллерийскими системами. Используя базу R 11, чехословацкие оружейники разработали противотанковую пушку A 20. По концепции она здорово напоминала немецкую противотанковую пушку 8.8 cm Pak 43. Благодаря крестовидным станинам в боевом положении A 20 получала возможность кругового обстрела. Впрочем, не делся никуда и главный недостаток немецкой пушкибольшой вес. 4 тонны по полю особо не покатаешь. Поскольку начальную скорость снаряда R 11 посчитали избыточной, у A 20 длину ствола снизили до 5270 мм (53 калибра), а начальную скорость снаряда до 900 м/с. Бронепробиваемость при этом уменьшилась незначительно – до 140 мм на дистанции 1000 метров под наклоном 30 градусов. Наконец, база R 11 была использована для танковой пушки, получившей индекс AK 1.

Широким фронтом

О том, что происходило с проектом TVP в 1948–49 годах, известно немного. Неизвестен даже внешний вид танка, и о нём можно судить лишь по известным сторонним проектам на его базе. Впрочем, уверенно можно утверждать, что концепцию танка серьёзно пересмотрели, и от проектов, предлагавшихся в 1946 году, в ней осталось очень немногое.


Реконструкция внешнего вида Škoda T 50 в конфигурации 1949 года

В ходе консультаций, проходивших в конце 1948 – начале 1949 годов, было принято решение запустить работу по TVP на конкурсной основе. Как и в 30-е годы, конкурентов оказалось двое. Индекс T 50 был закреплён за проектом Škoda, а детище ČKD получило обозначение T 51. Боевую массу для обеих машин определили в 35–40 тонн. Бронирование должно было составить 60 мм лобовой части и 40 мм по бортам. Помимо пушки AK 1, в качестве вооружения на танки предполагалось установить спаренный пулемёт калибра 7,62 мм, а также зенитный пулемёт ZK 477 калибра 12,7 мм.

Между тем, в ноябре 1948 года чехословацкие военные затребовали ещё и самоходные артиллерийские установки. В ответ на требования военных Škoda в феврале 1949 года представила целую серию проектов, как лёгкого, так и среднего классов. Лёгкие машины базировались на шасси лёгкого танка T-17. А в основе средних САУ лежал TVP, он же Škoda T 50. Как уже говорилось выше, внешний вид этого танка остается загадкой, но благодаря проектам самоходной артиллерии облик его шасси известен.

Внешний вид этих шасси подтверждает предположения чешского историка Иво Пейчоха о внешнем виде TVP конфигурации 1948–49 года. Оно представляет собой фактически увеличенный в размерах лёгкий танк T-17. Общая конфигурация корпуса осталась без изменений, включая некое подобие «щучьего носа». Длину корпуса увеличили до 7000 мм, ширину до 3150 мм, а число опорных катков – до 6 на борт. Вполне логично предположить, что и башня Škoda T 50 представляла собой увеличенную в размерах башню T 17, хотя этому факту подтверждения нет. Аргументом в пользу этого предположения является башня более позднего T 50, где даже укладка боеприпасов выглядит так же, как и в башне T 17.

Если о внешнем виде танка можно спорить, то внешность машин на его базе задокументирована. Помимо заводских эскизов, сохранились и краткие технические описания. Всего инженеры Škoda представили четыре проекта, каждый из которых достоин отдельного описания. При этом из четырёх проектов два использовали шасси TVP без изменений.


Проект 152 mm ShKH 43,5/675 TVP, чертёж Zb 5913-S

Первый из проектов, 152 mm ShKH 43,5/675 TVP (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертеж Zb 5913-S), представлял собой установку 152-мм гаубицы в открытой сверху башне. В значительной степени конструкция этой машины является развитием немецких «самоходных лафетов», к созданию которых Škoda в своё время тоже приложила руку. Согласно описанию, боевая масса машины должна была составить 32 тонны. Бронирование корпуса составляло 65 мм в лобовой части, бортов 40 мм, крыши и днища 20 мм. Помимо гаубицы, на машину предполагалось установить зенитный пулемёт ZK 477. Боекомплект к гаубице должен был составить 50 выстрелов. Никаких данных о двигателе и возможных динамических характеристиках представлено не было. При их оценке следует учитывать использование в САУ агрегатов, предполагавшееся в TVP, а также тот факт, что установка должна была быть легче танка.


Проект 100 mm ShPTK 14,75/950-TVP, чертёж Zb 5914-S

Второй проект, 100 mm ShPTK 14,75/950-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5914-S), в целом повторял 152-мм самоходную установку. Боевая масса, бронирование и динамические характеристики оставались на том же уровне. Сохранялась и концепция установки вооружения во вращающейся башне. Главным отличием стала установка в качестве основного вооружения 100-мм противотанковой пушки A 20. В этом смысле чешская система повторяла концепцию Waffenträger, где на одно и то же шасси предполагалось ставить либо противотанковую пушку, либо гаубицу. Боекомплект составлял 100 снарядов.


Проект 100 mm ShPTK 14,75/900-TVP, чертёж Zb 5921-S

Что касается оставшихся двух машин, то и они в значительной степени повторяли концепцию «дуплекса», когда на одной базе предполагалась установка двух систем – либо гаубицы, либо противотанковой пушки. Версия с противотанковой пушкой получила обозначение 100 mm ShPTK 14,75/900-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5921-S), а с гаубицей - 152 mm ShKH 43,5/675 TVP (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертёж Zb 5922-S). На сей раз шасси подверглось довольно серьёзной переделке, да и концепция сильно поменялась. Вместо танкового шасси без изменений и открытой сверху башни инженеры Škoda предложили САУ, здорово напоминающую выросший в размерах Jagdpanzer 38(t). Её боевая масса выросла до 40 тонн, так что в динамике машина явно проигрывала бы более лёгкому варианту на неизменённом шасси.


Проект 152 mm ShKH 43,5/675 TVP, чертёж Zb 5922-S

Вслед за изменениями в конструкции корпуса последовали и изменения в конструкции вооружения. Škoda максимально использовала наработки по Jagdpanzer 38(t), который выпускался на заводе под обозначением G-13. Именно с этой машины взяли размещение орудия в рамке, что облегчало конструкцию. Кроме того, новая установка позволила демонтировать с орудий дульные тормозы. Для истребителей танков это очень важно, поскольку без их использования резко снижается демаскировка САУ при стрельбе. Вместе с концепцией установки орудия поменялось и его назначение. Если у САУ с вращающейся башней область применения была довольно широкой, то у пары с закрытой рубкой ниша во многом оказывалась схожей с Jagdpanzer 38(t) и ИСУ-152.


Экспериментальный крупнокалиберный пулемёт ZK 477, который предполагался для использования на поздних проектах TVP и САУ на его базе в качестве зенитного

Увы, дальше бумаги все эти проекты не пошли. Пока шло обсуждение предложенных Škoda проектов, работа по TVP продолжалась. Уже к началу 1950 года база, на которой планировалась постройка самоходных установок, поменялась, так что проектировать пришлось бы заново. Впрочем, появились и другие факторы, с которыми Škoda уже ничего не могла сделать.

Жертва политики и экономики

К лету 1949 года работы по TVP вошли в практическую фазу. Согласно предварительным планам, работы над концепцией TVP предполагалось завершить к 21 августа 1949 года, а концу марта 1950 года подготавливалась рабочая документация. К сентябрю 1949 года Škoda должна была изготовить деревянный макет танка в масштабе 1:1. Примерно в это же время аналогичную работу заканчивала и ČKD.

Проблемы начались на стадии приёма макетной комиссии деревянной модели. Когда Škoda в сентябре 1949 года представила полноразмерный макет нового танка, его так и не утвердили. Следующие макеты, имевшие уже масштаб 1:10, были продемонстрированы 24 ноября и 12 декабря 1949 года, но их снова не утвердили. Это были те самые машины с «шевронной» носовой частью по типу ИС-3, на базе которых проектировались самоходные установки.


Škoda T 50, чертёж Am 635-P от 18 февраля 1950 года

Окончательный вид проект среднего танка Tank všeobecného použití (TVP) обрёл 18 февраля 1950 года. В этот день Škoda и ČKD, параллельно работавшие над машиной, представили её эскизные проекты. Стоит отметить, что проект в варианте ČKD носил заводской индекс TNHtA. Фактически это была одна и та же машина: чертежи очень похожи.

Разница между Škoda T 50 и ČKD TNHtA заключалась в разных силовых установках и трансмиссии. На проекте T 50 предполагалось устанавливать H-образный 16-циллиндровый дизель Škoda AHK. Для TNHtA планировалось использовать также 16-циллиндровый дизель, но уже разработки ČKD, модель AXK (X-образной схемы). Оба двигателя должны были развивать мощность 987 лошадиных сил, благодаря чему 40-тонный танк мог бы развивать скорость до 50–60 км/ч. Учитывая то, что удельная мощность достигала почти 25 лошадиных сил на тонну, проектная скорость в 60 км/ч выглядела вполне реальной. Правда, работа над обоими двигателями, как и над самим танком, дальше бумаги не продвинулась. Стоит отметить, что ČKD в качестве резервного варианта предлагала использовать советский двигатель В-2. Его мощность была значительно меньше, но зато таких моторов в Чехословакии имелось много.

По сравнению с предыдущей версией TVP в проект были внесены новые изменения, сильно изменившие облик машины. От «щучьего носа» отказались, сделав корпус спереди похожим на нос французского тяжёлого танка AMX M4 (будущего AMX 50–100) . Вместе с тем, место водителя оставили в центре. Это решение было ошибочным, поскольку обзор с места механика-водителя стал хуже. Согласно утверждённой в начале 1949 года спецификации, длина корпуса составила 6500 мм, а с пушкой – 9050 мм. Ширина машины, по сравнению с проектом 1948–49 гг., почти не изменилась и составляла 3100 мм, общая высота достигала 2500 мм. Сохранили и проектную толщину брони – 65 мм во лбу и 40 мм по бортам.


ČKD TNHtA, чертёж Am 634-P от 18 февраля 1950 года

Башня, по сравнению со Škoda T 17, сильно изменилась. Тем не менее, сходство этих проектов друг с другом налицо. Толщина бронирования варьировалась от 100 в лобовой части до 60 мм по бортам. Как и предшествующий проект, башню предполагалось делать литой. Внутри неё находились танковая пушка AK 1 и спаренный с ней пулемёт калибра 7,62 мм. Также предполагалась установка крупнокалиберного зенитного пулемёта ZK 477. Стоит отметить, что пушка предлагалась в двух вариантах, отличавшихся длиной ствола (55 и 53 калибра), начальной скоростью (890 и 850 м/с) и массой (14,5 кг и 16 кг) снарядов. Бронепробиваемость, впрочем, для обоих образцов предполагалась одинаковая – 140 мм на дистанции в километр и под углом наклона 30 градусов.

Увы, эти эскизы оказались лебединой песней программы TVP. Уже в марте 1950 года проект закрыли. К тому моменту разработка среднего танка шла уже почти 5 лет. Время шло, и в какой-то момент в чехословацком руководстве решили, что стоит искать другой путь для вооружения танковых войск страны. В июле 1949 года Чехословакия приобрела лицензию на производство Т-34–85.


TVP конфигурации 1950 года, реконструкция внешнего вида

С одной стороны, это был политический шаг и одновременно – шаг назад, поскольку к концу 40-х годов Т-34–85 порядком устарел. Проектируемый чехословацкий средний танк по всем статьям превосходил бы советскую машину. С другой стороны, известно, что синица в руках всё же лучше, чем журавль в небе. СССР оказывал помощь в организации производства Т-34–85, который в Чехословакии и так хорошо знали.

TVP на бумаге был отличной машиной, но его разработка продолжалась бы ещё лет 5. И чем бы она закончилось – сказать трудно. Можно вспомнить, что случилось с проектами французского AMX M4/AMX 50, шведского EMIL/Krv, югославского Vozilo A, индийско-немецкого Indien Panzer. Во всех этих случаях оказалось, что закупить зарубежные танки (в большинстве случаев американского и английского производства) намного проще и дешевле.

Исходя из этого, можно утверждать, что чехословацкое руководство поступило мудро. Хоть и устаревший, но зато собственного производства, чехословацкий Т-34–85 уже с сентября 1951 года пошёл в серию. Машина оказалась востребованной не только в Чехословакии, но и за рубежом. Почти половина выпущенных в Чехословакии Т-34–85 ушла на экспорт. Небольшая восточноевропейская страна вернула себе статус одного из крупнейших экспортёров танков. А уже в 1957 году здесь началось лицензионное производство Т-54, также активно продвигавшегося на экспорт.

Проект TVP же осел в архиве VHU Prahan как памятник инженерной мысли, которому просто не повезло.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera ) и Франтишеку Роцкоту (Franti š ek Rozkot ), Чехия, за помощь в подготовке материала.

Источники и литература:

  • VHU Prahan (Vojenský historický archív)
  • Mgr.Martin Dubánek - Od bodáku po tryskáče - Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945–1955, Mladá fronta 2011
  • Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
  • http://forum.valka.cz
  • Фотоархив автора

Skoda T 50 Подробный обзор шкоды! Стоит ли качать этот танк какую пушку ставить какие модули прикрутить к этой машине чехословацкой ветки читайте тут. По внешнему виду Skoda T 50 довольно симпатичный средний танк девятого уровня чехословацкой ветки и кажется он будет отлично танковать но нет, корпус у него картон и поэтому это танк поддержки. Никогда нельзя лезть и бодаться с тяжами ибо его тут же разберут и никакой пользы вы команде не принесете.

Главная фишка этого танка это шикарное орудие с барабаном на три снаряда перезарядка снаряда 1.8 секунд и перезарядка барабана порядка двадцати секунд в зависимости от перков и оборудования.

И к тому же почему стоит его качнуть на десятом уровне нас ждет настоящая имба ради этого стоит потратить некоторое время для прокачки чехословацкой ветки. Пробитие подкалиберными снарядами 248 мм. Голда вам почти не понадобится на этом танке пробивает он все на ура. Очень комфортно играется на танке когда рандом его кидает к своим уровням или ниже но конечно же с десятками тут уже все выглядит довольно жалко пробивают его все кому не лень и во все стороны и никакой барабан не спасает. Так что надо с осторожностью выглядывать отстреливать барабан и быстро уходить в укрытие. В топ танк попадает довольно редко из двадцати боев 5 раз примерно. От арты танк пострадать может на все хп которое у него есть, а это 1600.

Зоны пробития смотрите ниже на фото.


Перки для экипажа Skoda T 50 качать надо в таком порядке.

  1. Боевое братство
  2. Командиру лампу
  3. Бесконтактная боеукладка так как ее постоянно критуют.
  4. Плавный поворот башни.

Оборудование

  • Стабилизатор вертикальной наводки - улучшат стабилизацию орудия.
  • Улучшенная вентиляция - немного улучшит характеристики машины.
  • Усиленные приводы наводки - ускорят сведение орудия.

Галлерея машины