На страже оазисов: военный потенциал армии ОАЭ. Военно-морские силы объединенных арабских эмиратов Какая армия у оаэ в году

Объединенные Арабские Эмираты, развивая национальную экономику, не забывают и о вопросах обороноспособности и национальной безопасности. Именно этим стремлением обусловлено наращивание боевой мощи. Кроме того, Эмираты выходят на лидирующие позиции импортеров современного высокотехнологичного вооружения.

Войска Объединенных Арабских Эмиратов – союзная армия независимых княжеств

Основу военной мощи Эмиратов составляют так называемые Союзные силы обороны, которые действуют как федеральные войсковые формирования. Вместе с тем, некоторые Эмираты, имеют в своем распоряжении собственные вооруженные силы. Штаб квартира федеральных войск расположена в столице Эмиратов - Абу-Даби. Основой национальной военной доктрины являются вопросы обеспечения безопасности страны и целостности территориальных границ.

Сегодня вооруженные силы и войска ОАЭ оснащены новейшими разработками и системами вооружений. Среди основных поставщиков современного вооружения, амуниции и боеприпасов, выступают Соединенные Штаты Америки, страны Европы и Россия.

Войска Эмиратов включают следующие военные формирования и структуры:

  • Сухопутные войска – легкие и боевые танки, бронетехника, противовоздушные и артиллерийские установки;
  • Военно-воздушные силы – учебные, транспортные и боевые военно-воздушные базы, военно-транспортные самолеты и штурмовые истребители, учебные и боевые вертолеты;
  • Военно-морской флот – патрульные корабли, класса корвет, батальоны морской пехоты, бронетехника, быстроходные ракетные и патрульные катера, десантные корабли и минные тральщики.

Военная служба в ОАЭ – особенности и правовая база

Военная служба в ОАЭ носит обязательный характер для граждан страны. Воинский долг перед государством должны исполнить все без исключения мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. При этом срок службы зависит от наличия у призывника образования. Так, лицо, не имеющее соответствующего диплома, должно отслужить два года, тогда как выпускники средних школ служат 9 месяцев.

При распределении воинских специальностей учитываются различные факторы, такие, как репутация призывника, состояние здоровья и т.д. Если на момент призыва человек был занят на государственной службе или в частном секторе ОАЭ, за ним сохраняется его рабочее место на срок службы. Это одинаково применимо и к окладам, пособиям, пенсиям и премиям призывников. Более того, для предпринимателей и квалифицированных специалистов работает система ежемесячного премирования.

Лица признанные непригодными для прохождения строевой службы по состоянию здоровья, освобождаются соответствующим медицинским актом. Также от обязательного призыва освобождаются лица, являющиеся единственным кормильцем для родителей и близких родственников. Возможно предоставление призывнику единовременной отсрочки. Отсрочка предусмотрена для студентов высших учебных заведений.

В последние годы руководство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) придерживается курса на расширение ассортимента продукции собственного ВПК. Изменение военно-промышленной политики страны обусловлено прежде всего нестабильностью внешнеполитической ситуации в регионе, в условиях которой развитие производственной базы военной промышленности существенно повышает уровень самообеспеченности вооруженных сил по отдельным видам ВВТ и снижает степень их зависимости от зарубежных поставок.


В качестве основы военных отраслей рассматриваются совместные с ведущими мировыми производителями предприятия по выпуску ВВТ. Кроме того, в формировании военной промышленности существенную роль играют созданные и строящиеся при участии иностранных компаний крупные сервисные центры, в которых сосредоточены мощности по обслуживанию, ремонту н модернизации импортной военной техники и вооружения.

Создание национальной военно-промышленной базы ОАЭ происходит при непосредственном участии и поддержке государства, которое активно и целенаправленно принимает в этом направлении меры экономического и административного характера. Так, по инициативе правительства в 1992 году было создано Бюро офсетных программ для поиска, установления связей местных компаний с иностранными партнерами и создания совместных предприятий различного профиля как на территории ОАЭ, так и за рубежом.

В 2002 году была образована государственная инвестиционная компания "Мубадала дивелопмент", наделенная широкими полномочиями и располагающая значительными финансовыми ресурсами. Ее деятельность направлена на полное или частичное приобретение активов перспективных местных и иностранных фирм, создание совместных предприятий с зарубежными компаниями, занятыми в производстве высокотехнологичной продукции как гражданского, так и военного назначения.

Наибольшее внимание руководство ОАЭ уделяет формированию производственной базы авиационной промышленности как наиболее перспективной и потенциально емкой отрасли с учетом географического положения страны, потребностей региона, имеющейся инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата. При этом поставлена цель превратить государство в крупного производителя авиационной техники (AT) гражданского и военного назначения мирового уровня. Для ее реализации активно привлекаются ведущие в этой отрасли мировые производители.

Одним из примеров сотрудничества инвестиционной компании "Мубадала дивелопмент" с крупнейшими зарубежными фирмами стало создание в 2009 году центра по ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники (Advanced Military Maintenance, Repair and Overhaul Centre - AMMROC). Центр представляет собой совместное предприятие, образованное эмиратской компанией "Абу-Даби эркрафт текнолоджи" (бывшая "Галф эркрафт мейнтенэнс компани") совместно с американскими "Локхид-Мартин" и "Сикорский аэрослейс сёрвисиз".

Здесь выполняются ремонтные работы и осуществляется техническое обслуживание самолетов, вертолетов и отдельных компонентов AT. состоящих на вооружении ВВС ОАЭ и других стран региона. Совместно с американскими компаниями "Снкорский аэроспейс сёрвисиз" и "Локхид-Мартин" на базе ремонтных мощностей центра проводится ремонт вертолетов "Апач" (АН-64), многоцелевых вертолетов типа Белл и "Пума", многоцелевых истребителей F-16, военно-транспортных самолетов С-130 и CN-235. Кроме этого, совместно с французской компанией "Снекма" ведутся работы по ремонту жаростойких труб двигателей М53-Р2 для истребителей "Мираж-2000".

Госкомпания "Мубадала дивелопмент" в рамках развития национальной авиационной промышленности планирует создать совместное предприятие с итальянской компанией "Алениа аэрмакки", входящей в состав итальянского концерна "Финмекканика", по сборке учебно-тренировочных самолетов (УТС) М-346 на территории эмиратов. В случае подписания официального контракта намечается поставить 48 УТС для ВВС ОАЭ, часть из которых будет собрана на национальной территории.

В процессе создания производственной и ремонтной базы авиационной промышленности ОАЭ активную политику проводит также руководство эмирата Дубай. Так, на его территории создано несколько крупных предприятий при содействии ведущих зарубежных производителей AT.


Компания "Эдвансд комьюникэйшн системз", расположенная в промышленной зоне "Муссафа" (г. Абу-Даби), совместно с канадской "КАЕ инк." наладила производство БЛА, воздушных мишеней и радиоэлектронного оборудования. Номенклатура выпускаемой ими продукции представлена БЛА. предназначенными для ведения воздушной разведки и патрулирования ("Я6хон-R, -R2. -RX, -Н. -Смарт-айн -Юнайтед 40"), поиска подводных лодок "Фалкон-1", а также использования в качестве воздушных мишеней ("Ябхон-HMD, -GRNI, -GRN2 и -N") для тренировки расчетов зенитных ракетных комплексов. Компания также производит навигационные системы, системы управления полетами, системы предотвращения столкновений воздушных судов и пневматические пусковые установки.

"Абу-Даби аутономус системз инвестментс" входит в состав созданного в 2007 году государственного инвестиционного холдинга "Тавазун", который, в свою очередь, является инвестиционным подразделением государственного Бюро офсетных программ. В настоящее время компания располагает мощностями для производства двух типов винтокрылых БЛА: "Апид-55" - при содействии шведской "КибАэро" И "Аль Сабр" (S-J00 "Камкоптер") и австрийской "Шибель".

Разработкой и созданием БЛА и авиатехники собственного производства занимаются центр исследований и технологий БЛА, расположенный на территории авиабазы "Аль Да фра" в 30 км юго-западнее г. Абу-Даби, и центр исследований и развития аэрокосмических технологий.

Эмиратская компания "Байнуна груп", образованная в 2005 году для диверсификации экономики и привлечения зарубежных партнеров, создала в целях развития авиационной промышленности несколько совместных предприятий с ведущими французскими фирмами "Снекма", "Дассо авиасьон" и "Талес".
"СНЕКБАТ энджин текнолоджи" - совместное предприятие эмнратской компании "Байнуна груп" и французской "Снекма-САФРАН груп" создано для сотрудничества в области двигателестроения.

Компания "ДАСБАТ авиэйши" - совместное предприятие эмиратской компании "Байнуна груп" и французской "Дассо авиасьон"-проводит ремонт истребителей "Мираж-2000-$"

"Талбат эдвансд текнолоджи"-совместное предприятие эмиратской компании "Байнуна авиэйшн текнолоджи" и французской "Талес" - выполняет работы по ремонту, обслуживанию и модернизации радиоэлектронного оборудования многоцелевого истребителя "Мираж-2000-9" и бортового радиоэлектронного оборудования боевых самолетов ВВС.

Основу производственной и ремонтной базы бронетанковой промышленности ОАЭ составляют следующие компании: "Эдвансд индастриз ов Арабия"; "Нимр аутомотив"; "Аль Джабср лэнд системз"; "Аль Бади груп": "Эдвансд модулар виклз"; "Саус текнолоджи"; "Аль Таиф".

"Эдвансд индастриз ов Арабия", созданная в 2009 году в промышленной зоне "Муссафа" г. Абу-Даби, является совместным предприятием эмиратских холдинга "Тавазун" и компании "Бин Джабр груп". Его производственные мощности позволяют выпускать многоцелевые бронеавтомобили "Нимр" с колесной формулой 4х4 и их модификации: "Нимр-2", "Нимрат" и "Нимрад". Основным заказчиком машин "Нимр" выступают вооруженные силы ОАЭ. Интерес к указанной бронетехнике проявляют и другие страны региона. Так, в феврале 2009 года компания "Бин Джабр груп" подписала контракт с Ливией на поставку 120 бронеавтомобилей "Нимр" различных модификаций на сумму 34 млн евро.


Нимр
Компания "Нимр аутомотив"-дочернее предприятие инвестиционного холдинга "Тавазун" - расположена в промышленной зоне "Тавазун" г. Абу-Даби. На ее мощностях освоен выпуск бронетехники на базе многоцелевой тактической машины "Нимр" (4х4 и 6х6): командно-штабной машины, БТР и бронированной патрульной машины. Компания также производит многоцелевое колесное шасси (6х6) для различных видов ББМ.

Компания "Аль Джабер лэнд системз", расположенная в промышленной зоне "Муссафа". совместно с фирмой ИВЕМА (ЮАР) наладила выпуск БТР на базе южноафриканского бронеавтомобиля "Джила" (4х4).

Фирма "Аль Бади груп" (г. Абу-Даби) совместно с бельгийской "Сабье интернасьональ" производит легкие БТР "Игуана" (FV4-270) с колесной формулой 4 х 4. В соответствии с контрактом, заключенным в 2005 году, завод компании выпускает бронетехнику для национальных вооруженных сил и стран Ближневосточного региона. В конструкцию БТР заложен потенциал для его модернизации, что позволяет использовать машину в различных вариантах (противотанковом. дозорно-разведывательном, транспортном, санитарно-эвакуационном, специализированном). В настоящее время кроме FV4-270 разработаны два варианта: амфибийный (FV4-270A) и противоминной защиты (FV4-290 MPV). Компания выпускает также танковые транспортеры "Волот" (8х8) и эвакуационные тягачи на колесном шасси собственной разработки.

Кроме того, согласно контракту "Сабье интериасьональ" занимается модернизацией основных боевых танков OF-40 Мк 2 итальянской компании "ОТО Мелара". состоящих на вооружении ВС ОАЭ. Все работы, включая замену двигателя и ходовой части, проводятся на производственной линии "Саус тскнолоджи" - совместном предприятии компаний "Аль Бади груп" и "Сабье интернасьональ".

Компания "Эдвансд модул ар виклз" совместно с французской "Рено траке дефенс" на сборочном заводе в промышленной зоне "Муссафа" наладила серийный выпуск колесного модульного многоцелевого автомобиля "Аль Даби" (4х4). Машина характеризуется высокой степенью противоминной защиты, хорошей проходимостью, достаточно большой грузоподъемностью, высокой экономичностью и отвечает критериям использования в Ближневосточном регионе. Конструкция автомобиля позволяет при минимальных доработках адаптировать его для выполнения различных боевых задач, что существенно расширяет сферу функционального применения данного средства. Экспортный небронированный вариант "Аль Даби" носит название "Шерпа". Предусматривается разработка также бронированного варианта "Орикс". Основным рынком сбыта этой машины должны стать страны Ближнего Востока.

На мощностях предприятия налажено также лицензионное производство и проводится модернизация артиллерийско-стрелкового и зенитного ракетного вооружения на базе бронетанковой техники: самоходных артиллерийских гаубиц "Арчер" по шведской лицензии, 155-мм самоходных гаубиц GCT и самоходных пушек ALT-1 ТА по французской. ЗРК 2К12 "Квадрат" и 2K12 "Куб" по российской лицензии.

Наряду с формированием производственных, ремонтных и сервисных мощностей авиационной промышленности ОАЭ планирует создать на своей территории крупные региональные центры по обслуживанию различной бронетехники. В частности, с этой целью в 2006 году по инициативе госкомпании " Мубалал а ливелопмент" была образована фирма "Аль-Таиф", основной задачей которой является формирование крупного регионального центра обслуживания, ремонта и модернизации колесных и гусеничных бронемашин сухопутных войск.

Основой судостроительной промышленности ОАЭ является компания "Абу-Даби шипбилдинг" (Abu Dhabi Shipbuilding - ADSB). созданная в 1995 году. Базовые производственные мощности ADSB и судоверфь расположены в промышленной зоне "Муссафа". Ее технические возможности позволяют проводить широкий комплекс работ по ремонту и модернизации отдельных видов кораблей и судов. Производственные мощности нредставдены двумя слипами (85 х 20 м) грузоподъемностью 500 и 2 000 т. Имеется четыре достроечных причала, пять сухих доков, два основных сборочных (100 х 27,5 м) и два ремонтных (52 х 23 м) эллинга. Основным потребителем продукции компании являются ВМС ОАЭ. Структурно она подразделяется на предприятия по производству, модернизации и ремонту.

Подразделение "Абу-Даби шипбилдинг" - "Нэйвал шип констракшн" - специализируется на строительстве кораблей.

Основным проектом, осуществляемым ям в настоящее время, является постройка шести корветов УРО типа "Байнуна" при техническом содействии специалистов французской катании "Конструксьон меканик де Норманди" (Construction Mecaniques de Normandie - CMN). Головной корабль в серии был построен на французской судоверфи CMN в г. Шербур в июне 2009 года. Остальные пять корветов строятся на верфи компании ADSB.

Кроме того, ОАЭ намерены освоить производственный цикл строительства быстроходных патрульных кораблей. В этих целях в феврале 2009 го^а с турецкой судостроительной фирмой "Ионка Онук" был заключен контракт, предусматривающий совместное выполнение заказа на постройку для береговой охраны национальных ВМС 34 быстроходных катеров обшей стоимостью 100 млн евро. При этом 17 из них будут построены в Турции, а остальные - в ОАЭ на судоверфи ADSB.

В начале марта 2009 гола ВС ОАЭ заключили контракт с национальной судостроительной компанией "Абу-Даби шипбилдинг" на постройку 12 быстроходных боевых катеров типа "Ганната" (шведский проект FSV - Fast Supply Vessel), обшей стоимостью 267 млн долларов США. У них будут увеличенный корпус и более мощные двигатели MTU 12V 2000 М93. Планируется каждый корабль оснастить пусковыми установками управляемых ракет "Марте" (Marte Mk 2/N) класса "поверхность - поверхность". Компания "СввдШип марин", выбранная основным субподрядчиком ADSB, будет отвечать за внесение изменений в проект и постройку первых трех новых катеров в Швеции. Остальные намечается построить на территории ОАЭ с участием фирмы ADSB. "Абу-Даби системз интегрэйшн", являющаяся совместным предприятием "Абу-Даби шипбиллинг" и итальянской компании "СЕЛЕКС системи интеграти", займется разработкой проекта и интеграцией боевых систем, а также проведет сертификацию катеров и передаст их ВМС. Необходимые для оснащения системы вооружения будут закуплены правительством ОАЭ в рамках отдельных контрактов. Это первое предприятие подобного рода в регионе Персидского залива.

Компания "СЕЛЕКС системз интеграти" является одним из мировых лидеров в сфере разработок боевых электронных систем для ВМС, ВВС и сухопутных войск. Наряду с продукцией военного назначения она производит системы управления воздушным движением, которые уже поставлены в более чем) 00 стран мира, включая ОАЭ.

Подразделение компании ADSB - "Нэйвал шип рефитс энд апгрейде" - специализируется на модернизации ракетных и быстроходных патрульных катеров для ВМС ОАЭ.

Другое ее подразделение - "Нэйвал шип репеирс" - занимается ремонтом и техническим обслуживанием боевых кораблей и катеров, состоящих на вооружении ВМС и береговой охраны ОАЭ.

Еще одним предприятием, специализирующимся на техническом обслуживании, ремонте и модернизации кораблей и катеров ВМС и береговой охраны ОАЭ, стала созданная в 2009 году компанией "Абу-Даби шмпбялдннг" и британской корпорацией "БАэ системз" совместная фирма "Галф логистик энд нэйвал еэпот".

кроме того, в последнее время в ОАЭ отмечается активизация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере противодействия пиратству. В частности, в 2009 году змиратской компанией "Аль Маракеб боат маньюфэкчеринг" по лицензии американской фирмы "5Джи марина системз" (5G Marina Systems) был выпущен опытный образец дистанционно управляемого патрульного катера, позиционируемого как современное и эффективное средство борьбы с пиратами. Корпус базовой модели беспилотного надводного судна выполнен из пластика по технологии "стелт". Данный катер, оснащенный высокочувствительными оптическими камерами наблюдения, может управляться оператором на прямой видимости с расстояния не более 2 км либо действовать автономно по заранее заложенной в бортовой компьютер программе, контроль которой осуществляется через спутник системы GPS.

Производством водолазного снаряжения и скоростных моторных лодок для морской полиции и береговой охраны ВМС ОАЭ занимается компания "Эмирейтс марин текнолоджиз", которая была создана в 2000 году. При техническом содействии стран Запада также налажено производство подводных средств передвижения для командования сил специальных операций ВС эмиратов. Ее производственные мощности расположены в г. Абу-Даби.

Разработкой и производством стрелкового оружия в ОАЭ занимается компания "Каракал интернэтнлж созданная в 2007 году в промышленной зоне "Тавазун" г. Абу-Даби. На сегодняшний день на ее производственных мощностях при содействии германских специалистов налажен выпуск нескольких типов стрелкового оружия: 9-мм полуавтоматического пистолета "Каракал F" и его модификации. 9-мм полуавтоматического карабина "Каракал СС10" и 7,62-мм снайперской винтовки "Каракал CSR". Эта компания является одним из крупнейших производителей вооружения данного типа в регионе Персидского залива. Пистолеты "Каракал" экспортируются в Бахрейн, Иорданию, Оман и Саудовскую Аравию. Компания приобрела десять иностранных патентов, по которым намерена начать выпуск других видов вооружений как для ОАЭ, так и на экспорт:

Производством стрелкового оружия занимается также "Тавазун элванед дефенс системз" (бывшая частная российская компания "Царь-пушка"), расположенная в промышленной зоне "Тавазун". На предприятии налажен выпуск снайперских винтовок KS-11 под патроны различного калибра.

В рамках развития военно-промышленного комплекса руководство ОАЭ также принимает активные меры, направленные на создание инфраструктуры для разработки и производства боеприпасов. Основная цель данной деятельности-удовлетворение потребностей национальных ВС, снижение зависимости от иностранных производителей и выход государства на региональный рынок вооружений в качестве полноценного игрока.

Боеприпасная промышленность ОАЭ представлена двумя крупными компаниями, которые производят боеприпасы в промышленных масштабах: "Буркан мьюнишнз системз" и "Каракал лайт амьюнишн".

"Буркан мьюнишнз системз" - совместное предприятие, созданное в 2007 году эмиратскими компаниями "Тавазун" и "Аль Джабер трейдинг эстэбяищмент", а также германской "Рейнметалл мьюнишнз системз", - расположена в промышленной зоне "Тавазун". Поставщиком технологий и необходимого оборудования выступает фирма "Рейнметалл мьюнишнз системз", доля которой в совместном проекте составляет 49 % Предприятие оснащено самым современным и высокотехнологичным оборудованием. На его производственных мощностях налажен выпуск различных видов боеприпасов стандартов НАТО, включая авиабомбы, артиллерийские снаряды и патроны разного калибра для всех видов ВС ОАЭ. В рамках соглашения с французской компанией "Некстср системз" планируется передача технологий с целью производства в эмиратах 120-мм боеприпасов для танков "Леклерк".

Для проведения полного цикла испытаний создаваемой продукции и разрабатываемых технических решений у компании имеется свой полигон, где можно осуществлять тестирование снарядов калибра до 40 мм, ручных фанат и гранат для полет вольно го гранатомета, других видов ее продукции. Возможности полигона позволяют оценивать баллистические характеристики боеприпасов и их устойчивость к внешнему воздействию.

Для проверки поступающих в компанию комплектующих, взрывчатых веществ и материалов, а также для исследований собранной продукции у предприятия имеется специальная лаборатория. Кроме того, на ее оборудовании проводятся НИОКР по созданию новых материалов и ВВ. При заводе созлано экологически чистое предприятие для термического уничтожении списанных боеприпасов и взрывчатых веществ.

Компания "Каракал лайт амьюнишн" с 2011 года является дочерним предприятием инвестиционного холдинга "Тавазун" и располагается в одноименной промышленной зоне. Здесь выпускаются различные вилы боеприпасов для стрелкового оружия, включая снаряды калибров 5.56. 7.62. 9 и 12.7 мм.

Разработкой высокотехнологичных боеприпасов занимается также "С4 эдвансд солющнз" - дочернее предприятие инвестиционной компании эмирата Абу-Даби "Змирейтс эдвансд инвестменте" (ЕА1 Emirates Advanced Investment). В мае 2008 года EAI и американская корпорация "Рей-теон" подписали соглашение о совместных разработках, передаче технологий и производстве 70-мм управляемых ракет с лазерным наведением "Тэлон" (Talon LGR - Laser Guided Rocket). Непосредственное участие в НИОКР со стороны змиратского инвестора принимала компания "С4 эдвансд солюшнз".

В ходе международной аэрокосмической выставки "Дубай-201 1" в ноябре 2011 года EAI объявила о планах на поставку около 10 тыс. УР "Тэлон" ВС ОАЭ. В зависимости от исхода переговоров "Эмирсйтс эдвансд инвестменте" с "Рсйтеон" эти ракеты будут производиться в стране полностью или собираться из американских компонентов. Специалисты американской фирмы заявляют, что данная разработка стала успешным примером новой эффективной бизнес-модели компании. На рынке вооружений УР "Тэлон" конкурирует с ракетами DAGR (Direct Attack Guided Rocket) производства компании "Локхид-Маргнн" и УР APKWS U (Advanced Precision kill Weapon System II) группы "БАэ системз" и "Нортроп-Грумман". От своих конкурентов ракета "Тэлон" отличается низкой ценой и тем, что может устанавливаться на любую стандартную ПУ калибра 70 мм.

Помимо "С4 эдвансд солюшш" в цепях развития радиоэлектронной промышленности в ОАЭ в 2007 году была создана компания "Аль Ях сатэллит комуникейшнз компани". Она принадлежит инвестиционной фирме "Мубадала дивелонмент" и специализируется на производстве систем закрытой спутниковой связи.

На производственных мощностях "С4 эдвансд солюшнз" совместно с французской "Талес" налажено производство радиоэлектронного оборудования, включая системы связи И ночного видения.

Таким образом, а последние десять лет е военном секторе экономики ОАЭ при техническом и финансовом участии ведущих зарубежных компаний идет активный процесс создания отдельных видов высокотехнологичного производства, которые могут существенна ускорить формирование многоотраслевой военно-промышленной базы. Важными факторами, способствующими развитию военной промышленности страны, является благоприятная экономическая ситуация, обусловленная высокими мировыми ценами на основной экспортный продукт ОАЭ - нефть, а также всесторонняя и целенаправленная государственная поддержка.

При этом главными препятствиями на пути создания развитой военной промышленности, разработки и выпуска собственных образцов боевой и вспомогательной техники остаются: слабая общая промышленная база страны; недостаточный уровень развития науки и образования (особенно технического)* нехватка кадров, имеющих достаточно знаний в сфере высоких технологий, отсутствие достаточного опыта организации военных НИОКР.

В обозримой перспективе ОАЭ, очевидно, не смогут в полной мере решить проблему всестороннего обеспечения своих вооруженных сил за счет национальной военной промышленности. Это, в свою очередь, обуславливает дальнейшее сохранение зависимости страны от импортных поставок ВВТ, и особенно высокотехнологичных образцов вооружения.

Зарубежное военное обозрение №2013 №5 С.32-38

Истоки ВВС ОАЭ восходят к 1968 году, когда в составе армии эмирата Абу-Даби (под руководством и благодаря содействию Великобритании) были созданы военно-воздушные силы. Серьезные инвестиции в их развитие начались только четыре года спустя. Обучением пилотов и вспомогательного персонала занимались специалисты, приглашенные из ВВС Пакистана. Примерно в то же время было сформировано авиационное крыло эмирата Дубай. Хотя Объединенные Арабские Эмират были созданы в декабре 1971 года, единые ВВС страны сформировались только в 1999 году. Несмотря на слияние, сохранилась некоторая доля автономии двух подразделений ВВС — Западного авиационного командования в Абу-Даби и Центрального авиационного командования в Дубае.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЧИСЛЕННОСТЬ

В настоящее время численность ВВС ОАЭ составляет примерно 4 тыс. человек. В их составе — около 370 самолетов и вертолетов различного назначения. Основными структурными компонентами ВВС, как уже отмечалось, являются Западное авиационное командование (включающее истребительное и транспортное авиакрылья) и Центральное авиационное командование. Имеется также авиашкола. Отдельным компонентом является Объединенное авиационное командование, включающее 10-ю группу армейской авиации и 18-ю авиационную группу специального назначения.

БОЕВАЯ АВИАЦИЯ

На вооружении ВВС ОАЭ находятся два типа истребителей-бомбардировщиков — F-16 модификаций Е (одноместная) и F (двухместная) и «Мираж» 2000-9 в вариантах EAD (одноместный), DAD (двухместный) и RAD (разведывательный). Оба типа разработаны специально под требования ОАЭ и отличаются значительными усовершенствованиями по сравнению с наиболее распространенными модификациями «Файтинг Фалкона» и «Миража». Самолетами F-16E/F вооружены 1,2 и 3-я эскадрильи, дислоцированные в Аль Дафре (32 км южнее г. Абу-Даби). «Миражи» 2000-9 находятся на вооружении 71, 76 и 86-й эскадрилий (первые две базируются в Аль Дафре, третья — в Аль Зафране, 120 км юго-западнее г. Абу-Даби).

В составе Объединенного авиационного командования имеется 24 легких турбовинтовых штурмовика Эйр Трактор AT-802U, созданных на базе сельскохозяйственных самолетов. Они используются прежде всего для воздушного патрулирования границ. Для расширения возможностей по управлению действиями истребителей недавно были приобретены два самолета ДРЛО и управления SAAB 340AEW.

ТРАНСПОРТНЫЕ И ЗАПРАВОЧНЫЕ САМОЛЕТЫ

Транспортная авиация использует для базирования два аэродрома — Аль Батин (у г. Абу-Даби) и Аль Минья (у г. Дубай). Наиболее мощными ее самолетами являются С-17А «Глоубмастер» (поставлено шесть, заказано еще два). Кроме того, эксплуатируются средние военно-транспортные самолеты С-1 ЗОН «Геркулес» и легкие CN-235. Для решения медико-эвакуационных задач приобретены две машины Пьяджо Р. 180, снабженные соответствующим специальным оборудованием. Заправочная авиация представлена тремя новыми транспортно-заправочными самолетами Эрбас A330MRTT.

УЧЕБНАЯ АВИАЦИЯ

Подготовка летных кадров осуществляется в летно-тренировочной школе и колледже ВВС, размещенных на авиабазе Аль Айн. Первоначальное обучение кадеты проходят на самолетах G.115, затем пересаживаются на турбовинтовые РС-7 и PC-21, после чего осваивают технику пилотирования реактивных самолетов и основы боевого применения на «Хоуках». На авиабазе Аль Айн дислоцируется также пилотажная группа «Аль Фурсан» («Рыцари»), летающая на итальянских реактивных самолетах MB 339NAT.

ВЕРТОЛЕТЫ

В составе Западного и Центрального авиационных командований имеется лишь небольшое число вертолетов АВ412 и AW139, использующихся для поисково-спасательного обеспечения. Основная масса винтокрылых машин сосредоточена в Объединенном авиационном командовании. Среди них наиболее современные — ударные вертолеты AH-64D «Апач Гардиан» и многоцелевые UH-60M (поставки последних продолжаются). Имеются также тяжелые транспортные вертолеты CH-47D и несколько типов более легких машин.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В последние годы ВВС ОАЭ активно участвуют в различных региональных конфликтах на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В частности, в 2011 году шесть самолетов F-16E/F и шесть «Мираж» 2000-9 участвовали в операции «Рассвет Одиссея» против Ливии (базировались в Италии). В 2014 году самолеты ВВС ОАЭ совместно с египетскими бомбили позиции исламистов в районе Триполи (Ливия). С сентября 2014 года они участвовали в операции против «Исламского государства». В настоящее время ВВС ОАЭ совместно с силами Саудовской Аравии принимают участие в интервенции в Йемене.

Самолетный и вертолетный парк ВВС ОАЭ

Истребители-бомбардировщики
F-16E/F — 53/25
«Мираж» 2000-9-62
Легкие штурмовики
AT-802U-24
Базовые патрульные самолеты
DHC-8MPA — 2
Самолеты ДРЛО
SAAB 340AEW — 2
Самолеты-заправщики
A330MRTT — 3
Транспортные самолеты
С-17А — 6 (еще 2 заказано)
С-130Н-7
CN-235-7
Р.180-2
DHC-6-300 -1
Сессна 208В — 7
Учебные самолеты
MB339NAT-10«XoyK»-36
РС-7 — 24
РС-21 — 25
G.115-12
Вертолеты
AH-64D — 28
CH-47D — 8
SA330-15
АВ412-6
AW139 — 15 (еще 9 заказано)
S-70 — 20
UH-60M — 8 (еще 32 заказано)
AS550-15
AS350-14
AS565-11

Возможно вам будет интересно:

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

2853

Персидский залив, являющийся в настоящее время главным районом добычи и транспортировки нефти мирового масштаба, остаётся очагом постоянной напряжённости. Ведущим дестабилизирующим фактором военно-политической обстановки в регионе выступает перманентное (на протяжении последних 35 лет) противостояние и Ирана - основного военного союзника Вашингтона на Ближнем Востоке до 1979 года, диаметрально поменявшего вектор своей внешней политики после Исламской революции. Военно-политическое руководство (ВПР) Соединённых Штатов умело манипулирует на исторически сложившихся противоречиях между персидским шиитским Ираном и арабскими суннитскими монархиями: Катаром, Бахрейном, Кувейтом, ОАЭ, Оманом и, особенно, ваххабитской Саудовской Аравией. Поэтому геополитическая конкуренция на пространстве Персидского залива приобретает оттенок межэтнической и межрелигиозной напряжённости.

С большой долей вероятности можно предположить, что в случае военной агрессии против Ирана одну из ведущих ролей в ней будут играть вооружённые силы Саудовской Аравии, а также, скорее всего, не останутся в стороне и другие государства региона, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Ещё одним серьёзным дестабилизирующим фактором является деятельность террористической организации «Исламское государство» (ИГ), контролирующей значительную часть Ирака - ещё одного арабского государства Персидского залива, не являющегося членом ССАГПЗ. По мнению зарубежных военных экспертов, в том числе из стран - участниц Совета, высока вероятность проникновения ИГ и на морской театр военных действий, что не исключает проведения террористических атак на нефтеналивные танкеры, следующие в Ормузский пролив, а также на прибрежные и расположенные на шельфе объекты нефтедобычи.

В связи с этим 14 ноября 2014 года на заседании ССАГПЗ в Эль-Кувейте (Кувейт) генеральный секретарь организации Абдель Латиф аз-Зайяни озвучил возможность создания объединённых военно-морских сил государств, входящих в Совет, - ВМС арабских монархий Персидского залива. Соответствующие рекомендации были даны Советом коллективной обороны регионального блока.

Военно-морские силы Саудовской Аравии

Военно-морские силы Саудовской Аравии являются наиболее многочисленными (15,5 тыс. человек) и боеспособными среди государств-участников ССАГПЗ.

Созданные в 1960-х годах ВМС Саудовской Аравии, на начало 1970-х представляли собой крайне малочисленное формирование: около 200 человек личного состава, три торпедных катера постройки и несколько устаревших британских патрульных и десантных катеров, оставленных после ухода Великобритании из зоны Восточного Суэца. В 1971 году шахский захватил спорные острова Абу-Муса, Большой и Малый Томб. Реакция Саудовской Аравии была сдержанной, однако для Эр-Рияда стала очевидной необходимость наращивания военно-морской группировки в первую очередь в Персидском заливе с целью сдерживания геополитических амбиций Тегерана.

В январе 1972 года между США и Саудовской Аравией был подписан договор о намерениях оказания всесторонней помощи в модернизации национальных ВМС. В течение последующих двух лет совместная рабочая группа разработала программу развития Королевских военно-морских сил, которая предполагала строительство двух ВМБ - Джидда на Красном море и Эль-Джубейль в Персидском заливе, а также закупку 20 кораблей и катеров американской постройки, в том числе с ракетным вооружением. В 1974 года стороны приступили к реализации намеченного.

На 1991 год (на момент участия Саудовской Аравии в операции «Буря в пустыне» против режима Саддама Хусейна) Королевские ВМС насчитывали 9,5 тыс. военнослужащих, включая 1,5 тыс. морских пехотинцев. Они имели следующий корабельный состав: четыре фрегата, четыре корвета, девять ракетных катеров (РКА), а также четыре минных тральщика.

В настоящее время перед ВМС поставлены следующие задачи: охрана и оборона территориальных вод, морского шельфа и побережья, портов и объектов нефтяной инфраструктуры, защита собственных коммуникаций, поддержка действий сухопутных войск на приморских направлениях.

ВМС Саудовской Аравии организационно состоят из двух флотов (Восточного и Западного), морской пехоты, морской авиации, сведённой в четыре вертолётные эскадрильи, а также из войск береговой обороны. Штаб ВМС находится в Эр-Рияде. Подготовка специалистов для флота ведётся в академии и техническом колледже данного вида ВС, а также за рубежом.

В зону ответственности Западного флота (главная военно-морская база в г. Джидда, пункты базирования (ПБ) в Янбу и Джизан) входит Красное море. Основной ударной силой соединения являются четыре фрегата типа «Медина» французской постройки, принятые на вооружение в середине 1980-х годов: «Медина», «Хуфуф», «Абха» и «Таиф» (бортовые номера 702, 704, 706 и 708 соответственно). Длина ФР 115 м, ширина 12,5 м, полное водоизмещение 2 870 т. Вооружение: две четырёхконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет (ПУ ПКР) Мк 2 итало-французского производства (дальность стрельбы до 180 км), восьмиконтейнерную ПУ ЗРК , 100-мм артиллерийскую установку (АУ), две спаренные 40-мм АУ, четыре 533-мм торпедных аппарата (ТА). Имеется также многоцелевой вертолёт. С 1997 по 2000 год все четыре фрегата прошли модернизацию, в ходе которой они были оборудованы новой боевой информационно-управляющей системой ().

Персидский залив входит в зону ответственности Восточного флота (главная военно-морская база в Эль-Джубейль, ПБ в Даммам, Рас-Танура и ряде других мест). Кроме того, в ВМБ Эль-Джубейль дислоцируется морская авиация Королевских ВМС - более 30 вертолётов, в том числе 15 противолодочных AS-565 «Пантер» и шесть AS-332 «Супер Пума», вооружённых ПКР . В Восточном флоте насчитывается три боевых корабля - фрегаты типа «Эр-Рияд»: «Эр-Рияд», «Мекка» и «Эль-Дамман» (бортовые номера 812, 814 и 816 соответственно), вошедшие в его состав с 2002 по 2005 год.

Фрегаты типа «Эр-Рияд» (F3000S) спроектированы и построены французской компанией DCNS для военно-морских сил Саудовской Аравии в начале 2000-х годов с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Длина корабля 133 м, ширина 17 м, полное водоизмещение 4 500 т, максимальная скорость хода 24,5 уз и дальность плавания по запасам топлива 7 000 морских миль.


Основной задачей фрегата является борьба с воздушными целями противника, для чего на нем установлены две восьмиконтейнерные УВП ЗУР «Астер-15» средней дальности. Они могут поражать летательные аппараты в радиусе от 1,7 до 30 км и на высоте до 15 000 м.

Противокорабельное ракетное вооружение представлено двумя четырёхконтейнерными ПУ ПКР «Экзосет» (дальность стрельбы до 70 км). Кроме того, имеется 76-мм АУ «ОТО Мелара» (скорострельность 120 выстр./мин, дальность стрельбы до 20 км), а также две 20-мм АУ. Противолодочную оборону обеспечивают четыре 533-мм ТА. На корабле базируется многоцелевой вертолёт.

Наряду с фрегатами типа «Эр-Рияд», в состав Восточного флота входят четыре принятых на вооружение в начале 1980-х годов корвета типа «Бадр»: «Бадр», «Аль-Ярмук», «Хатем» и «Табук» (бортовые номера 612, 614, 616 и 618 соответственно). Длина корабля 75 м, ширина 9,6 м, водоизмещение 1 038 т и скорость хода 30 уз; вооружение: восемь ПУ ПКР , 76-мм АУ, шестиствольная 20-мм АУ , две 20-мм АУ , два 40-мм гранатомёта, а также два трёхтрубных 324-мм ТА.

Кроме перечисленных выше кораблей в составе ВМС Саудовской Аравии девять ракетных катеров типа «Аль-Сидик» (производства США), поставленных в 1980-1982 годах (водоизмещение 495 т, вооружение: четыре ПУ ПКР «Гарпун», 76-мм АУ, шестиствольная 20-мм АУ «Вулкан-Фаланкс», две 20-мм АУ «Эрликон», два 40-мм гранатомёта), восемь десантных и 52 патрульных катера (ПКА), семь минных тральщиков. Имеются также вспомогательные суда: транспорты и снабжения. Кроме того, в военно-морских силах страны есть две королевские яхты: «Принц Абдул-Азиз» и «Аль-Ямамах».

Морская пехота представлена полком двухбатальонного состава численностью 3 тыс. человек. На его вооружении находятся 140 плавающих бронетранспортёров BVR-600P. Войска береговой обороны включают четыре батареи мобильных противокорабельных комплексов «Отомат».

ВПР Саудовской Аравии уделяет особое внимание развитию ВМС как ведущего инструмента обеспечения национальной безопасности и продвижения своих интересов прежде всего в регионе Персидского залива. США, учитывая важное экономическое и геополитическое значение этой страны для Ближнего Востока, делают ставку на неё как главного военно-политического союзника в регионе. Они оказывают большую помощь в развитии военно-морских сил королевства, в частности на постоянной основе проводятся совместные учения в зоне Персидского залива, организуется подготовка национальных кадров в академии ВМС США. Кроме того, страна активно развивает военно-техническое сотрудничество с Францией, Италией и Великобританией. В национальных ВМС отмечается присутствие значительного числа иностранных военных специалистов, инструкторов и советников.

В августе 2014 года в ходе визита в Париж наследного принца Салмана бин Абдулазиза Аль-Сауда была подписана декларация о намерениях на строительство французской компанией DCNS шести многоцелевых фрегатов типа FREMM для Королевских ВМС. В настоящее время на стапелях компании заложены пять корпусов кораблей данного типа: три - для Франции, один - для Марокко, пятый, - наиболее вероятно, для Саудовской Аравии. Принятие на вооружение фрегатов типа FREMM значительно усилит корабельный состав национальных ВМС, большая часть кораблей и катеров которых находится в эксплуатации уже более 25 лет, а также повысит его боевой потенциал.

Военно-морские силы Объединённых Арабских Эмиратов

Военно-морские силы Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) за последние несколько лет значительно увеличили свой боевой потенциал с вводом в строй трех корветов типа «Абу-Даби» итальянской постройки и шести - типа «Байнуна» проекта французской фирмы CMN. Головной корабль серии «Байнуна» (бортовой номер Р171) был построен на судоверфи в г. Шербур () и передан ОАЭ в 2008 году; остальные пять строились на предприятии «Абу-Даби шипбилдинг». При этом из состава флота были выведены фрегаты типа «Кортенаэр»: «Абу-Даби» и «Аль-Эмират», закупленные в Нидерландах в 1997-1998 годах. В настоящее время данные корабли переоборудуются в супер-яхты.

Национальный флаг ОАЭ. Используется в качестве флага ВМС

Корвет типа «Абу-Даби» является развитием проекта корветов УРО типа «Комманданте» - серии из четырёх кораблей, построенных для . Длина корабля 88 м, ширина 12 м, полное водоизмещение 1 650 т, максимальная скорость хода 25 уз. Вооружение: две четырёхконтейнерные ПУ ПКР «Экзосет», 76-мм АУ и две 30-мм АУ. На корабле базируется многоцелевой вертолёт.

Корвет типа «Байнуна» имеет меньшие размеры (длина 71 м, ширина 11 м, водоизмещение 930 т) по сравнению с «Абу-Даби», однако превосходит его по вооружению. Кроме аналогичных восьми ПУ ПКР «Экзосет» и 76-мм АУ на корабле установлены восемь ПУ ЗУР RIM-162C «Усовершенствованная Си Спарроу» средней дальности и одна 21-контейнерная ПУ Мк 49 мод. 3 ЗУР малой дальности, а также две 27-мм АУ MLG-27 компании «Рейнметал».

На корвете базируется многоцелевой вертолёт «Еврокоптер» AS-565.


В конструкции корабля применены технологии «стэлт», а сам он оборудован современными средствами связи, навигации, целеобнаружения и управления огнём, в том числе БИУС «Салекс системи интеграти».

В составе военно-морских сил ОАЭ шесть кораблей данного типа: «Байнуна», «Аль-Хесен», «Аль-Дафра», «Мезьяд», «Аль-Джахили», «Аль-Хи-ли» (бортовые номера Р171-176).

Кроме того, в ВМС Эмиратов имеются два малых корвета типа «Мурайджиб» (водоизмещение 630 т; вооружение: восемь ПУ ПКР «Экзосет», восьмиконтейнерная ПУ ЗРК «Кроталь», 76- и 30-мм АУ), поставленных в начале 1990-х годов; два патрульных корабля (ПК) проекта «Фаладж-2»; восемь ракетных катеров, имеющих по четыре ПУ ПКР «Экзосет»; шесть больших и 20 малых патрульных катеров; до 15 десантных катеров, а также ряд вспомогательных судов и катеров.

Патрульный корабль «Гантут» (проект «Фаладж-2») ВМС ОАЭ

Главная военно-морская база и штаб ВМС расположены в столице страны - г. Абу-Даби. Имеется ряд ПБ: Аджман, Далма, Мина Заед, Мина Рашид и другие. Авиация ВМС - семь вертолётов AS-565, имеющих на вооружении противокорабельные ракеты; несколько палубных вертолётов, размещённых на корветах, а также четыре патрульных самолета С-295М.

В 2015 году планируется завершить передачу ВМС двух ПК типа «Фаладж-2» (третий и четвёртый в серии), строящихся в ОАЭ по итальянскому проекту. Головной корабль серии был спущен на воду в январе 2012 года в Италии, второй - в конце того же года. Корвет водоизмещением 520 т построен с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и предназначен для действий в прибрежной зоне. На вооружении состоят две восьмиконтейнерные ПУ ПКР «Экзосет», две трёхконтейнерные установки вертикального пуска ЗРК VL MICA, 76-мм АУ и две дистанционно управляемые 12,7-мм пулемётные установки.

Военно-политическое руководство ОАЭ считает развитие национальных ВМС одним из приоритетных направлений военного строительства. На строительство современных кораблей, обучение специалистов, боевую подготовку экипажей и штабов (кадры для этого вида ВС готовят военные учебные заведения Великобритании, Франции, Египта и Саудовской Аравии), регулярное проведение учений, в том числе совместных с ВМС государств ССАГПЗ, США и Великобритании, выделяются значительные финансовые средства.

Военно-морские силы Султаната Оман

Военно-морские силы Султаната Оман являются вторыми после ВМС Саудовской Аравии по численности личного состава (около 4 500 человек), однако по боевому потенциалу уступают и им, и ВМС Объединённых Арабских Эмиратов.

Географическое положение государства на побережье Ормузского пролива - «ворот» из Персидского залива, через которые осуществляются поставки добываемой в регионе нефти на мировой рынок, требует наличия у Омана современного и боеспособного флота. Перед национальными ВМС стоят следующие задачи:

  • контроль за судоходством, прежде всего через Ормузский пролив;
  • охрана и оборона портов и побережья страны;
  • охрана территориальных вод и рыболовства в 200-мильной экономической зоне;
  • предотвращение нелегальной миграции, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.
Штаб военно-морских сил находится в г. Ас-Сиб, близ столицы - г. Маскат. ГВМБ расположена в г. Саид-бен-Султан, где размещены учебные объекты флота, а также судоремонтная инфраструктура. Кроме того, имеется военно-морская база Мина-Салалах и ряд ПБ.

Наиболее современные боевые корабли ВМС Омана - два корвета типа «Хариф»: «Аль-Шамих» и «Аль-Рахмани» (бортовые номера Q40 и Q41). Они были включены в боевой состав флота в октябре 2012 года и марте 2014-го соответственно. Третий корвет этого типа - «Аль-Расих» (бортовой номер Q42) в настоящее время проходит ходовые испытания. Корабли были построены по заказу Омана в г. Портсмут () компанией «БАэ системз сюрфейз шипе». Длина корвета 99 м, ширина 14,6 м, осадка 4,1 м; полное водоизмещение 2 700 т; максимальная скорость 25 уз. Вооружение: две четырёхконтейнерные ПУ ПКР «Экзосет», две шестиконтейнерные ПУ ЗРК MICA-VL, одна 76-мм и две 30-мм АУ. В кормовой части корабля оборудована взлётно-посадочная площадка для вертолёта «Супер Линкс».


Кроме того, на вооружении ВМС Омана находятся два корвета типа «Кахир», вошедшие в состав флота в 1994 и 1995 годах: «Кахир Аль-Амвадж» и «Аль-Муаззар» (бортовые номера Q31 и Q32) водоизмещением 1 185 т. Они имеют аналогичное с типом «Хариф» вооружение, за исключением ЗРК «Кроталь» (боекомплект 16 ракет) вместо MICA-VL. В состав Королевских ВМС входят также: четыре РКА типа «Провинс» (бортовые номера В10, В11, В12 и В14) водоизмещением 390 т, оснащённые двумя четырёхконтейнерными ПУ ПКР «Экзосет»; учебное судно, используемое в качестве патрульного корабля (бортовой номер Q30); три больших ПКА типа «Аль-Бушра» (бортовые номера Zl, Z2, Z3); три ДКА; несколько вспомогательных судов.


Корвет «Кахир Аль-Амвадж» (типа «Кахир») ВМС Омана

Военно-морские силы Бахрейна

Военно-морские силы Бахрейна были созданы в 1979 году, после того как в ФРГ были заказаны четыре ракетных катера. В настоящее время на ВМС королевства возлагаются следующие задачи: контроль за судоходством в 12-мильной зоне территориальных вод архипелага, охрана рыболовных промыслов, противодействие контрабанде и терроризму.

Численность военно-морских сил 1 200 человек; имеется три корабля и 12 катеров. Штаб ВМС находится в столице - г. Манама, там же располагается ГВМБ и штаб 5-го оперативного флота ВМС США. Пункты базирования -Ситра и Мина-Салман.

В составе ВМС Бахрейна есть фрегат УРО «Сабха» типа «Оливер X. Перри» (бортовой номер 90), переданный ВМС США в 1996 году. Это самый крупный из кораблей флотов государств - участников ССАГПЗ (длина 138 м). Он превосходит фрегаты типа «Эр-Рияд» ВМС Саудовской Аравии, однако уступает им по водоизмещению - 4 200 т против 4 500. Вооружение: четыре ПУ ПКР «Гарпун» и установка ЗУР Мк 13 (боекомплект 40 ракет RIM-66 SM-1MR класса «корабль - воздух» в двух расположенных под палубой барабанах), 76-мм АУ, шестиствольная 20-мм АУ «Вулкан-Фаланкс», два 324-мм трёхтрубных ТА и два многоцелевых вертолёта.


Два корвета - «Аль-Манама» и «Аль-Мухаррак» (бортовые номера 50 и 51) французской постройки, а также четыре ракетных катера типа TNC-45 германского производства имеют на вооружении ПКР «Экзосет».


В состав ВМС входят два вертолёта SA-365F «Доффин», которые могут базироваться на фрегате (есть ангар на два вертолёта среднего класса) либо на корветах (имеются вертолётные площадки).

Военно-морские силы Кувейта

Военно-морские силы Кувейта ещё не полностью восстановились после агрессии Ирака в 1990 году, когда был потерян весь корабельный состав (за исключением двух ракетных катеров). Организационно национальные ВМС включают три формирования по три-четыре РКА, а также две формируемые эскадры: тральщиков и поддержки, для которых запланирована закупка трёх минно-тральных кораблей и двух судов снабжения соответственно. Штаб ВМС располагается в столице - г. Эль-Кувейт. Главная военно-морская база - Рас-Аль-Калайя.

Национальный флаг Кувейта. Используется в качестве флага ВМС

На национальных ВМС возлагаются следующие задачи: охрана территориальных вод и побережья, патрулирование линий морских коммуникаций и борьба с пиратством, защита национального судоходства. Последняя особенно актуальна, в связи с тем что страна имеет самый многочисленный в арабском мире торговый флот, большая часть которого приходится на нефтеналивные танкеры.

Корабельный состав представлен двумя упомянутыми выше ракетными катерами шведской постройки, оснащёнными ПКР «Экзосет», и восемью РКА типа «Ум-Альмарадим» («Комбатанте I») французской постройки, переданными в 1999-2000 годах. Катера данного типа имеют водоизмещение 250 т, длину 42 м, ширину 8 м; скорость хода 30 уз. Их вооружение: британские ПКР «Си Скьюа» - корабельный вариант авиационной ПКР с дальностью стрельбы до 25 км, 40-мм и 20-мм АУ, два 12,7-мм пулемёта. Кроме того, имеется четыре больших и более 60 малых патрульных катеров. Собственной авиации у ВМС Кувейта нет.


Военно-морские силы Катара

Военно-морские силы Катара предназначены для решения следующих задач: патрулирование территориальных вод, контроль над судоходством, а также защита национальных портов и газовых месторождений в Персидском заливе. Штаб и ГВМБ располагаются в г. Доха. Вторая по значению ВМБ находится на о. Халул-Айленд.

ВМС Катара имеют на вооружении катера различного типа, а также мобильные комплексы противокорабельных ракет в формированиях береговой обороны. Во флоте насчитывается четыре ракетных катера типа «Барзан» («Вита», английской постройки 1996-1998 годов), вооружённые ПКР «Экзосет» и ЗРК «Матра Садрал»; три РКА типа «Дамсан» («Комбатан III»), которые вошли в его состав в 1982-1983 годах и прошли модернизацию во второй половине 1990-х; шесть ПКА проекта 1 450 украинской постройки и шесть французских быстроходных катеров типа DV 15. Имеется также десантный катер типа LCT, способный перевозить до трёх танков и роту десантников. На вооружении береговой обороны находятся две подвижные батареи противокорабельных ракет «Экзосет», четырёхконтейнерные ПУ которых размещены на автомобилях повышенной проходимости.

Таким образом, монархии Персидского залива обладают военно-морскими силами, способными эффективно выполнять поставленные перед ними задачи и обеспечивать национальные интересы этих государств в регионе. ВМС Саудовской Аравии, ОАЭ и Омана - наиболее крупные и боеспособные из числа арабских стран Залива - продолжают повышать свой потенциал путём ввода в строй и размещения заказов на строительство современных кораблей с управляемым ракетным вооружением.

При этом можно предположить, что решение о создании объединённых ВМС Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива продиктовано необходимостью бороться с терроризмом на море, а также противодействовать возможной агрессии «Исламского государства» против объектов нефтяной инфраструктуры. За этим решением, вероятнее всего, навязанным извне, кроется намерение создать ещё один инструмент военного давления на Иран с целью ограничить его геополитические амбиции в свете провала переговоров Тегерана с «шестёркой» по проблеме национальной ядерной программы и намечающегося очередного витка напряжённости вокруг Исламской Республики.