Конспект занятия ярмарка в детском саду. Конспект интегрированного занятия«Ярмарка народных умельцев

План - конспект учебного занятия «Введение в образовательную программу» по программе «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладного творчества».

Тема : Путешествие на ярмарку.

Продолжительность занятия : 35 минут.
Занятие разработано для детей 7-8 лет, (учащиеся первого коррекционного класса, VII вид.)

Воспитывать эмоционально – положительный взгляд на мир декоративно-прикладного творчества и искусства в целом.

Развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, и воображение.

Формировать представление о видах декоративно-прикладного искусства, познакомить с различными видами народного творчества: народными промыслами и ремеслами родного края.

Ожидаемые результаты

Участники заинтересуются занятиями в объединении; получат положительный эмоциональный заряд энергии.

Техническое оснащение

Мультимедийный проектор, проигрыватель DVD .

Оборудование, материалы

Магнитная доска, карточки со словами, разноцветные шаблоны, стеки, доски для детского творчества, поделочный материал- соленое тесто, карточки: «серебряная копеечка», «медный рубль».

Организационная структура занятия

Подготовительный этап: Кабинет оформлен под "ярмарку", торговые лавки заполнены разным "товаром": поделками детей, занимающихся в детском объединении: сувениры и украшения из бисера; панно, картины, поздравительные открытки, выполненные в технике изонить; поделки из соленого теста и многое другое.

В проведении занятия принимают участие воспитанники детского объединения «Творческая мастерская», одетые в народные костюмы.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Педагог:

Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет не обычное занятие. Начну я с того, что расскажу вам о нашем Центре детского творчества. В центре занимаются ребята: учатся танцевать, петь, участвуют в постановке спектаклей, занимаются фототворчеством. Обучаются мастерству: учатся шить, вышивать, рисовать,.

Есть в центре творческое объединение или кружок, называется он «Творческая мастерская ». Занимаются в этом кружке ребят, такого же возраста как вы. Сегодня я пришла к вам в гости не одна, а со своими помощниками, ребятами которые уже занимаются в кружке. И мы вместе вам расскажем и покажем чем мы занимаемся в нашей «Творческой мастерской». А если вам понравится, и вы тоже захотите обучиться какому- то ремеслу - то милости просим к нам, мы всегда рады новым друзьям!!!

2. Актуализация опорных знаний.

Педагог:

Ребята, сейчас мы приглашаем вас отправиться в путешествие вместе с героями мультипликационного фильма «Про Фому и про Ерему» , когда вы посмотрите отрывок из этого мультфильма может быть кто-нибуть из вас догадается в какое путешествие мы вас приглашаем???

*Педагог демонстрирует отрывок из мульфильма «Про Фому и про Ерему», слайды с картинками про ярмарку .

Педагог:

Что ж, давайте по порядку.

Загадаю я загадку.

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот и тему назовёт!

Загадка про ярмарку:

В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка ".

Педагог:

Кто догадался, куда мы с вами сегодня попали? (Мы попали на ярмарку.)

Кто знает, что такое ярмарка и попытается объяснить другим ребятам.

Что же происходит на ярмарке? (Продавцы выставляют товары, торгуют ими, покупатели приобретают товары).

Какое настроение создаётся на ярмарке и почему? (На ярмарке шумно, весело. Здесь много людей. Скоморохи и уличные актёры показывают весёлые представления и шутки, устраивают игры и соревнования).

3. Формирование темы занятия. Постановка учебной задачи.

Вот и тема нашей встречи: Путешествие на ярмарку.

Путешествуя по ярмарке мы узнаем кто и зачем приезжал на ярмарку, что происходило на ярмарке;

Узнаем значение новых слов: мастер, ремесленник коробейники, народные промыслы, народные ремесла

На Руси говорили: делу время,а потехе час. Поэтому мы с вами побываем в мастерской и сделаем своими руками поделку.

Педагог:

Приглашаем вас побывать на Ирбитской ярмарке, она находилась на Урале, в городе Ирбите. Наши невьянские мастера и ремесленники были постоянными участниками этой ярмарки, приезжали на ярмарку покупали у купцов заморские товары, и продавали свои изделия.

Ребята, а кто из вас знает значение слова ярмарка? (ответы детей)

Посмотрите, какое объяснение слова «ярмарка» даётся в толковом словаре С.Ожегова.

*На магнитной доске табличка со словом «ярмарка»:

Ярмарка – это большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время

3. Освоение нового материала. Открытие новых знаний.

Выходят скоморохи и коробейники:

1 ученик : Все! Все! Все! Все на праздник!

Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займешь - соседу достанется!

Приходите все без стеснения!

Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!

Приходите, разомните кости!

Сегодня Ярмарка приглашает в гости!

2 ученик: Спешите скорей, спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

Гостей давно мы ждем- поджидаем,

Ярмарку без вас не начинаем.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Пусть проходит праздник пышно!

3 ученик: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Будьте как дома, не стесняйтесь,
По ярмарке нашей прогуляйтесь

Буйная радость ярмарки.
На подводах - товар.
И лучи солнца яркие
Освещают базар.

4 ученик : Пойдёте направо - будет забава!
Пойдёте налево - много смеха и гама!
Успевайте отдохнуть и повеселиться,
Пока гости собираются,
Проходи, честной народ,
Коробейник всех зовёт!

Педагог : Вот ребята мы с вами и очутились на ярмарке.

*на магнитной доске табличка со словом «коробейник», «мастер», «ремесленник».

Незнакомое слово: коробейник – торговец, вразнос продающий галантерейные товары мелкие вещи необходимые в крестьянском быту.

Мастер - ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем;

Наши невьянские мастера и ремесленники приезжали на ярмарку и продавали свои изделия: (презентация народных ремесел Невьянского района).

*Показ презентации: народные промыслы и ремесла Невьянска.

Из века в век передавали мастера свое ремесло, и в наше время много мастеров увлеченных своим делом. Ребята, которые занимаются в кружке «Творческая мастерская» постигают секреты народного мастерства. Осваивают секреты бисероплетения, учатся вышивать в технике «изонить», работать с соленым тестом. Сегодня они организовали для вас выставку своих работ и приглашают вас прогуляться по нашей выставке-ярмарке.

Выступление ребят: скоморохи и зазывалы приглашают на ярмарку:

1 ученик:

демонстрирует поделки выполненные из соленого теста:

Моих кукол разбирай-ка!

Детям радость доставляй-ка!

Становитесь в ряд,

Забирайте всё подряд!

Небольшой расход, подходи, честной народ!

2 ученик: демонстрирует работы выполненные в тезнике изонить.

Тары-бары растобары

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват

3 ученик: демонстрирует поделки выполненные из бисера

- Люди! Подходите!
Украшенья поглядите.
Вот браслеты

Один красный,
Другой синий,
А уж третий - как хорош,
Покупай-ка на свой грош!

4. Динамическая пауза : ребятам предлагается погулять по выставке-ярмарке.

Педагог : Ребята приглашаем вас на выставку-ярмарку. Воспитанники нашего кружка организовали для вас выставку работ, выполненных на занятиях кружка. Они вам расскажут о видах декоративно-прикладного творчества, демонстрируют свои подделки.

*Посетителям выставки предлагают оценить работы, отметить понравившиеся поделки (оставить монетки «серебряные копеечки» на понравившейся работе!!!)

5. Практическая работа:

Педагог:

Ребята приглашаем вас в мастерскую ремесленника.

*Изготовление птички веснянки из соленого теста.

Разминка для рук.

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Это я, я, …я!

6. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Анализ детских работ.

Педагог:

Когда мастер заканчивал работу, он вывозил свои изделия на ярмарку. Кругом веселье, шутки, песни (музыка). Купцы зазывали:

Эй, на ярмарку скорей!

Собирай с собой друзей!

Подходи, не зевай

И поделку выбирай!

Дети выбирают понравившуюся поделку(символично покупаютее за «медный рубль») и объясняют почему. Каждому изделию они присваивают «знак качества» за :

    Аккуратность.

    Красочность

    Выразительность.

Скоморохи и зазывалы подводят итоги выставки, подсчитывают количество «серебряных копеечек», которыми ребяты оценивали детские поделки и выбирали понравившийся вид декоративно-прикладного творчества.

Наше путешествие подошло к концу, а это значит, что ярмарка закрывается.

Понравилось вам путешествовать?

Что нового узнали?

Кто из вас хочет научиться сам делать такие поделки?

Приглашаем вас к нам на занятия в кружок: «Творческая мастстерская».

Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: "До свиданья!
До приятных, новых встреч!”.

(Подготовительная к школе группа)

Цель:

Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании;

Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использования характерных для них элементов узора и цветовую гамму.

Задачи:

1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

Оборудование: магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью, Павлово-Посадские платки, русские матрёшки; заготовки (блюда, миски, доски, вазы); кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, карточки с элементами росписи, трафареты цветов, ягод, листиков, штампики.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи, с русской матрёшкой, Павлово-Посадскими платками. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.

Ход занятия

Зал украшен предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатель (гостям). – Добрый день, гости знатные и желанные;

Люди добрые и молодые,

Замужние и холостые!

Милости просим к нам на веселье,

Сегодня принимаем гостей со всем волостей!

В. (к детям). – Заходите, заходите,

(дети входят в зал)

Открывайте ворота,

К нам на ярмарку спешите,

Пропустить ее нельзя!

Что угодно здесь найдете:

И посуду, и игрушки,

И платочки все в цветах!

Много нового поймете

О народных мастерах!

(Звучит мелодия «Ярмарка».)

Дети с воспитателем под музыку идут к прилавкам с товарами.

В. – Ребята, сегодня мы с вами попали на ярмарку, где собраны изделия и предметы разных мастеров и умельцев.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят?

Дети: Золотые, трудовые, умелые.

Ребята, посмотрите, какой изумительной красоты товар выложен на прилавках! Давайте подойдем поближе и получше рассмотрим эту красоту. (Дети подходят к 1-му прилавку.)

В. – Подходите, подходите,

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

Не кольца, не брошки,

А веселые……………

Д. – Матрешки!

В. – Здравствуй, милая матрешка,

Символ русской красоты!

Статна, хороша одёжкой,

Всем нам симпатична ты!

И в Загорске, и в Майдане,

У умельцев-мастеров

Появилась ты, матрешка,

Что достойна лучших слов!

В. – Ребята, скажите, а за что в нашей стране и за границей так полюбили матрешку?

Д. – Это игрушка. Если ее открыть, то внутри окажется такая же матрешка, только поменьше.

В. – Правильно (воспитатель раскрывает поочередно матрешку и дает рассмотреть детям).

А из какого материала изготавливают матрешку?

Д. – Из липы и березы.

В. – В какой наряд одевают мастера матрешек?

Д. – Сарафан, блузка, платок, передник.

В. – Ну что ж. Этот товар мы рассмотрела, а сейчас я предлагаю пройти по ярмарке и полюбоваться изделиями других мастеров. (дети с воспитателем идут ко 2-му прилавку).

В. – Подходите, посмотрите!

Здесь платки разные:

И зеленые, и красные.

С набивными цветами,

С бахромой и каймами!

В. – Ребята, а вы знаете, откуда мастера привезли на ярмарку такие красивые платки?

Д. – Из Павлова-Посада!

В. – правильно. Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.

Скажите, а какие узоры встречаются на платках?

Д. – Алые розы с бутонами, гроздья рябины, цветы, восточные орнаменты.

В. – изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками, в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.

Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед мальчиками. (Девочки идут по кругу, демонстрируя платки.)

В. – Молодцы, девочки, вы показали нам всю красочность Павлово-Посадских платков!

А теперь пора посмотреть другие товары на нашей ярмарке. (Дети вместе с воспитателем подходят к 3-му прилавку.)

В. – Подходите, не спешите,

Это чудо посмотрите!

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют …………………

Д. – Хохломой!

В. – Ребята, посмотрите, какая красивая посуда! Блестит, как золотая, будто солнцем залитая!

Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?

Д. – Хохломская!

В. – А из чего изготавливалась посуда для росписи?

Д. – Из дерева.

В. – Скажите, какие цвета для росписи используют мастера?

Д. – Красный, зеленый, черный, желтый.

В. – А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их назвать. Согласны?

Д. – Да!

(Проводится дидактическая игра «Угадай-ка». По окончании игры звучит сказ. мелодия; воспитатель достает из-за ширмы Жар-птицу).

В. – Ребята, посмотрите, к нам прилетела волшебная Жар-птица! Она может исполнить одно доброе желание. Давайте пожелаем превратиться в мастеров хохломской росписи.

(Ответы детей.)

Вместе с Жар-птицей мы скажем волшебные слова, сделаем волшебные движения и тогда превратимся в чудо-умельцев! (Дети выполняют движения вместе с воспитателем.)

Птица хохломская крыльями махала,

Крыльями махала, злато рассыпала.

(махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала,

(наклоны головы)

Да с землицы русской травы собирала.

(наклоны в пол – собираем)

Травы собирала, чаши украшала.

(наклоны, руки вверх, вниз)

Мастерство с любовью нам передавала.

(руки к сердцу, руки вперед)

В. – Вы почувствовали в себе перемену? Знание о хохломе у вас есть, а Жар-птица подарила вам умение и мастерство. И вы можете попробовать расписать заготовки хохломской росписью. Готовы?

(Ответы детей.)

Тогда пройдем в нашу мастерскую.

(Дети переходят в рабочую зону.)

В. – Занимайте рабочие места и приступайте к работе. Прежде, чем украшать посуду, скажите, с чего начнете роспись?

Д. – Сначала завиток, потому что на нем рисуют все остальные элементы: ягодки, цветочки, листочки.

В. – Что будете использовать для изображения ягод, листочков?

Д. – Трафареты, губку, тычки.

В. – Как нужно рисовать травку и завитки?

Д. – Концом кисти.

(Во время работы звучит мелодия.)

В. – Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а узоры пишите, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

А народ говорил: «Всякое уменье трудом дается».

С давних пор на Руси изображения цветущих кустов и плодов считались пожеланием добра, благополучия и счастья.

(Дети заканчивают свои работы.)

В. – Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!

Богата и привольна Родина моя,

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль,

И павловский посад,

Загорская матрешка

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят!

В. – Ребята, ярмарка закрывается. Скажем нашим гостям «До свидания!»

(Дети под музыку выходят из группы.)

Конспект интегрированного занятия
«Ярмарка народных умельцев»

(Подготовительная к школе группа)

Цель:

Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании;

Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использования характерных для них элементов узора и цветовую гамму.

Задачи:

1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

Оборудование: магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью, Павлово-Посадские платки, русские матрёшки; заготовки (блюда, миски, доски, вазы); кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, карточки с элементами росписи, трафареты цветов, ягод, листиков, штампики.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи, с русской матрёшкой, Павлово-Посадскими платками. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.

Ход занятия

Зал украшен предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатель (гостям). – Добрый день, гости знатные и желанные;

Люди добрые и молодые,

Замужние и холостые!

Милости просим к нам на веселье,

Сегодня принимаем гостей со всем волостей!

В. (к детям). – Заходите, заходите,

(дети входят в зал)

Открывайте ворота,

К нам на ярмарку спешите,

Пропустить ее нельзя!

Что угодно здесь найдете:

И посуду, и игрушки,

И платочки все в цветах!

Много нового поймете

О народных мастерах!

(Звучит мелодия «Ярмарка».)

Дети с воспитателем под музыку идут к прилавкам с товарами.

В. – Ребята, сегодня мы с вами попали на ярмарку, где собраны изделия и предметы разных мастеров и умельцев.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят?

Дети: Золотые, трудовые, умелые.

Ребята, посмотрите, какой изумительной красоты товар выложен на прилавках! Давайте подойдем поближе и получше рассмотрим эту красоту. (Дети подходят к 1-му прилавку.)

В. – Подходите, подходите,

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

Не кольца, не брошки,

А веселые……………

Д. – Матрешки!

В. – Здравствуй, милая матрешка,

Символ русской красоты!

Статна, хороша одёжкой,

Всем нам симпатична ты!

И в Загорске, и в Майдане,

У умельцев-мастеров

Появилась ты, матрешка,

Что достойна лучших слов!

В. – Ребята, скажите, а за что в нашей стране и за границей так полюбили матрешку?

Д. – Это игрушка. Если ее открыть, то внутри окажется такая же матрешка, только поменьше.

В. – Правильно (воспитатель раскрывает поочередно матрешку и дает рассмотреть детям).

А из какого материала изготавливают матрешку?

Д. – Из липы и березы.

В. – В какой наряд одевают мастера матрешек?

Д. – Сарафан, блузка, платок, передник.

В. – Ну что ж. Этот товар мы рассмотрела, а сейчас я предлагаю пройти по ярмарке и полюбоваться изделиями других мастеров. (дети с воспитателем идут ко 2-му прилавку).

В. – Подходите, посмотрите!

Здесь платки разные:

И зеленые, и красные.

С набивными цветами,

С бахромой и каймами!

В. – Ребята, а вы знаете, откуда мастера привезли на ярмарку такие красивые платки?

Д. – Из Павлова-Посада!

В. – правильно. Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.

Скажите, а какие узоры встречаются на платках?

Д. – Алые розы с бутонами, гроздья рябины, цветы, восточные орнаменты.

В. – изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками, в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.

Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед мальчиками. (Девочки идут по кругу, демонстрируя платки.)

В. – Молодцы, девочки, вы показали нам всю красочность Павлово-Посадских платков!

А теперь пора посмотреть другие товары на нашей ярмарке. (Дети вместе с воспитателем подходят к 3-му прилавку.)

В. – Подходите, не спешите,

Это чудо посмотрите!

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют …………………

Д. – Хохломой!

В. – Ребята, посмотрите, какая красивая посуда! Блестит, как золотая, будто солнцем залитая!

Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?

Д. – Хохломская!

В. – А из чего изготавливалась посуда для росписи?

Д. – Из дерева.

В. – Скажите, какие цвета для росписи используют мастера?

Д. – Красный, зеленый, черный, желтый.

В. – А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их назвать. Согласны?

Д. – Да!

(Проводится дидактическая игра «Угадай-ка». По окончании игры звучит сказ. мелодия; воспитатель достает из-за ширмы Жар-птицу).

В. – Ребята, посмотрите, к нам прилетела волшебная Жар-птица! Она может исполнить одно доброе желание. Давайте пожелаем превратиться в мастеров хохломской росписи.

(Ответы детей.)

Вместе с Жар-птицей мы скажем волшебные слова, сделаем волшебные движения и тогда превратимся в чудо-умельцев! (Дети выполняют движения вместе с воспитателем.)

Птица хохломская крыльями махала,

Крыльями махала, злато рассыпала.

(махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала,

(наклоны головы)

Да с землицы русской травы собирала.

(наклоны в пол – собираем)

Травы собирала, чаши украшала.

(наклоны, руки вверх, вниз)

Мастерство с любовью нам передавала.

(руки к сердцу, руки вперед)

В. – Вы почувствовали в себе перемену? Знание о хохломе у вас есть, а Жар-птица подарила вам умение и мастерство. И вы можете попробовать расписать заготовки хохломской росписью. Готовы?

(Ответы детей.)

Тогда пройдем в нашу мастерскую.

(Дети переходят в рабочую зону.)

В. – Занимайте рабочие места и приступайте к работе. Прежде, чем украшать посуду, скажите, с чего начнете роспись?

Д. – Сначала завиток, потому что на нем рисуют все остальные элементы: ягодки, цветочки, листочки.

В. – Что будете использовать для изображения ягод, листочков?

Д. – Трафареты, губку, тычки.

В. – Как нужно рисовать травку и завитки?

Д. – Концом кисти.

(Во время работы звучит мелодия.)

В. – Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а узоры пишите, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

А народ говорил: «Всякое уменье трудом дается».

С давних пор на Руси изображения цветущих кустов и плодов считались пожеланием добра, благополучия и счастья.

(Дети заканчивают свои работы.)

В. – Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!

Богата и привольна Родина моя,

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль,

И павловский посад,

Загорская матрешка

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят!

В. – Ребята, ярмарка закрывается. Скажем нашим гостям «До свидания!»

(Дети под музыку выходят из группы.)

Цель: В процессе творческих подходов в режимных моментах приобщать детей к народным обычаям, народным промыслам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширить знания о народных обычаях; народных промыслах;
  • приобщать к истокам и традициям русского народа;
  • совершенствовать умение работать в коллективе;
  • формировать четкие, энергичные движения губ, языка, необходимые для выработки дикции.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую мускулатуру языка, обогащать слова и активизировать речь детей;
  • развивать тонкую моторику рук посредством изобразительной деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • развивать слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки общения;
  • познакомить с разными жанрами театра, поддерживать интерес к театрализации, поощрять желание к творчеству;
  • прививать любовь и уважение к русским традициям.

Методы и приемы:

Практический, наглядный, словесный, игровой.

Оборудование.

Дети в народных костюмах, музыка, индивидуальные зеркала, фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок; набор логопедический «Пчелки в дупле», деревянные ложки, кисти, гуашь, баночки с водой (по количеству детей), экспонаты народных промыслов, угощение для детей, кукла – перчатка Петрушка.

Предварительная работа.

Беседа, что такое «Ярмарка». Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Рассматривали фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок, экспонаты народных промыслов. Разучивали массаж, стихотворения.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Дети входят в русских народных костюмах в группу и рассаживаются полукругом на стулья.

Логопед. Здравствуйте, ребята и вы гости дорогие. Низкий вам поклон. Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в волшебную страну под названием Ярмарка. А что же такое ярмарка?

Дети. Ярмарка это веселье, хорошее настроение, игры.

Логопед. Ярмарку всегда очень ждали, это было важное событие в жизни людей. Туда везли самые лучшие товары, там можно было купить много полезных и красивых вещей. А еще ярмарка славилась весельем, хорошим настроением и праздничной атмосферой. На ярмарках показывали кукольные, театральные спектакли, выступали скоморохи и ростовые куклы. Вот так интересно проходили ярмарки.

Во время рассказа логопед демонстрирует детям фотографии и репродукции, которые заранее размещены на магнитной переносной доске.

Логопед. Ребята, а вы бывали на настоящей ярмарке? Давайте сейчас туда отправимся. Но чтобы туда попасть, нужно выполнить задание.

Основная часть.

Дыхательная разминка.

Логопед: Ребята, приготовьте ладони для выполнения массажа. Сядьте прямо, глубоко вдохните носом воздух и плавно выдохните через рот, затем резко выдохните, как бы освободившись от всего воздуха, быстро вдохните и сильно выдохните (фиксированный выдох). Плечи не поднимайте, сидеть нужно свободно. После дыхательной разминки ладони слегка разотрите, надавливая на подушечки пальцев, подготавливая их к самомассажу, а заодно и массажу кистей рук.

Самомассаж (поглаживание, похлопывание, поглаживание)

Мы умоем глазки,
Чисто вытрем нос,
Нарумяним щеки,
Подрисуем бровь –
Правую и левую,
А теперь вот так (обе),
Проведем вдоль уха
И погладим шею,
Водой чуть-чуть побрызгаем.
Шлепают подушечками пальцев.
И вытремся скорее.

Ну что ж, можно и на ярмарку.

Только нужно нарядиться,
Так на ярмарку идти –
Ну просто не годиться.

Дети смотрятся в зеркало, улыбаются, поправляют девочки платочки, а мальчики кушаки.

Ознакомление с народными промыслами.

Дети проходят за логопедом в зону устройства «Ярмарки». Одна часть детей становится «покупателями», другая – «продавцами». «Продавцы» встают за столики, на которых разложены разные предметы народных промыслов. Логопед и «покупатели» переходят от одного столика к другому и разглядывают предлагаемый товар. Логопед хвалит промыслы, фиксируя внимание детей на разнообразие представленного материала и его самобытности. Освободившиеся «продавцы» постепенно присоединяются к логопеду и «покупателям».

К нам на Ярмарку спешите,
Очень рады видеть вас,
Не стесняйтесь, подходите,
Все товары здесь – для вас!

1–й ребенок:

А на Ярмарке у нас
Все товары – высший класс!

2–й ребенок:

Приглашаем, подходите,
На товары поглядите.

3–й ребенок:

Подходите, поглядите
И чего–нибудь купите!

4–й ребенок:

Промыслы народные
Все очень благородные:
Дымка, гжель и хохлома,
Углич, Жостов, Кострома –
Все на Ярмарку у нас,
Приглашаем в гости вас.

5–й ребенок (продавец):

Пряники печатные
Очень ароматные.
В тесто добавляя мед,
Пекарь пряники печет.
Подходи, не зевай,
Себе пряник покупай!

6–й ребенок (продавец):

А вот поделки из глины!
Промысел очень старинный.
Есть горшки, кувшины, кружки
И забавные игрушки.

7–й ребенок (продавец):

Посмотрите, что за диво, -
Как все сине и красиво!
Как удобно в применении –
И для чая, и варенья,
Для конфет и для печенья.
Мимо вы не проходите,
Гжель скорей себе купите!

8-й ребенок (продавец):

А вот хохлома, сюда поспешите!
На дереве роспись себе вы купите.
Солонки и блюда, красивые утки.
И даже, глядите,
Есть плюшки – малютки.

9–й ребенок (продавец):

А кому подносы?
Привезли из Жостова.
Мастерицы постарались,
Красоту нарисовали:
Что не букет, то летний сад,
Покупке нашей будешь рад!

10–й ребенок (продавец):

Гусь – Хрустальный
Весь сверкает.
Подходи, честной народ,
Кто сейчас не прозевает,
Без покупки не уйдет!

11–й ребенок (продавец):

Есть старинный русский град –
Это Павловский Посад.
Знаменит Посад шарфами
И красивыми платками.
Что ни платок, то чудо сад,
Такому каждый будет рад.

Так вот откуда мой платок,
Теперь я буду знать.
И каждому о промыслах
Смогу я рассказать.

Ай да Ярмарка!
Вот чудо,
Побывав — не позабудешь!
Но на Ярмарке у нас
И забавы есть для вас.

Дети подходят к столам, садятся на стульчики и делают артикуляционную гимнастику (упражнения «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Чашечка», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр»)

После артикуляционной разминки логопед предлагает детям вновь прийти на Ярмарку и посмотреть, что там еще интересного. Все дети подходят к дереву, на котором дупло.

Логопед: Ой, ребята, поглядите, что за чудо – дерево с дуплом появилось? Тук — тук, кто в дупле живет? (Подходит ближе к дереву и делает вид, что слушает.) Да это же Пчелки – жужжалочки – звукоповторялочки! И как я раньше не догадалась! Пчелки, вылетайте, а вы, ребята, пальчики подставляйте. С ними поиграем – что загадают, отгадаем.

Дети надевают пчелок на указательные пальцы. Дети встают полукругом.

Ну что, готовы? Начинаем. Звуки произносите четко, хорошо работайте губами, языком и голосом. Слушайте загадку, потом скажите все отгадку.

Громко звук мне назовите,
Как дятел по дереву вы постучите (д – д – д).

А теперь – комар летит,
Очень звонко он звенит (з – з – з).

Как корова, помычим,
Молока дать всем хотим (м – м – м).

Шею тянет грозный гусь,
Он шипит, его боюсь (ш – ш – ш).

Над цветком летает жук,
Громкий издает он звук (ж – ж – ж).

Сидит за печкою сверчок.
Что ни звук, то щелчок (чк – чк – чк).

Молодцы, все угадали,
Звуки правильно назвали.

Театрализованное представление.

Проходите вот сюда.
Это кто же здесь у нас?
Вдруг там страшный
Карабас?
Тук – тук — тук, нам покажись,
На Ярмарке с нами повеселись.

Не хочу я веселиться,
Мне сегодня лишь грустится…

Логопед (обращаясь к ребятам):

Давайте вместе скажем:
«Мы тебе поможем,
Развеселить тебя мы сможем,

Показывается Петрушка (в руках он держит куклу – перчатку Петрушку).

На стульчики присядем,
Послушаем Петрушку,
И, может быть, мы сможем
Развеселить Петрушку.

Дети рассаживаются на стульчики.

Что, Петрушка, загрустил?
Или наш товар не мил?
Что на Ярмарке не так?
Может, потерял пятак?
Может, кто тебя обидел?
Или праздника не видел?
Почему же ты грустишь?
Все вздыхаешь и молчишь.

Петрушка:

Вас хотел я удивить,
На спектакль всех пригласить.
Но всех кукол потерял,
Ах, пропал, пропал, пропал…

Кукол потерял? Каких?

Петрушка:

Театральных, не простых.

Наши ребята тоже кукол знают,
С ними часто они играют.

Ты, Петрушка, спроси у них, они тебе расскажут, какие куклы есть у нас.

Петрушка. И какие же куклы у вас есть?

1–й ребенок: Вот такие – пальчиковые. Очень интересные, красивые. Их на палец надевают надевают и сказки разные изображают.

Петрушка:

Хороши, но все не так.
Не удивлю я вас никак.

2–й ребенок: А еще у нас есть куклы – перчатки. С ними тоже удобно показывать спектакли.

Петрушка: Нет, не то! Я и сам такой. Что тут удивительного?

3–й ребенок:

Да, Петрушка, незадача…
Но встреча с нами – вот удача.

4–й ребенок:

Мы тебе сейчас поможем.
Кукол смастерить мы сможем.

Петрушка: Смастерить, но из чего?

Два мальчика:

Мы, Петрушка, ложкари,
Сколько ложек, посмотри!

Петрушка:

Да какой от ложек прок,
Я же вам не скоморох!

Дети смеются над Петрушкой.

Вам смешно,
А мне хоть плачь…

Дети (обступают Петрушку): Не грусти.

5–ребенок:

Верно, хватит горевать,
Ложковый театр
Мы будем создавать!

6–й ребенок:

Ну, ребята, всем за дело!
Распишем ложки с вами смело.

7–й ребенок:

Кисти, краски и гуашь
И, конечно, карандаш.

8–й ребенок:

Нарисуем персонажи
И Петрушке их покажем!

Развитие творческих способностей детей.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Как интересно придумали.

Дети подходят к столам, где приготовлены деревянные ложки, баночки с водой, краски, гуашь, кисти.

Гости дорогие,
Кто хочет, к нам
Присоединяйтесь,
На ложках деревянных
Свой образ создавайте
Для театра ложкарей –
Чем персонажей больше,
Тем будет веселей.

Закончив рисование, дети показывают свои работы и называют персонаж и сказку, из которой этот персонаж.

Петрушка:

Ой, спасибо вам, друзья,
Вижу, что грустил я зря.

1–й ребенок:

Бублики и калачи
Мы достали из печи.

2–й ребенок:

Сушки, сдобное печенье –
Всем сегодня угощенье!

Дети угощают гостей, логопед угощает детей.

Плут Светлана Николаевна,
учитель-логопед I кв. категории,
МБДОУ Краснозерский детский сад № 6,
р. п. Краснозерское

Образовательная деятельность в старшей группе

«Путешествие на ярмарку ремесел»

Воспитатель:Мележик Я.Г

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».

Цель:

Формировать представление о своей стране, малой родине и ее людях; продолжать знакомить с историей и культурой русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.

Познакомить детей с некоторыми видами ремесел.

Обобщить представление о народных промыслах.

Развивающие:

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Развивать общие речевые навыки, монологическую речь, совершенствование грамматического строя речи, активизировать словарь детей новыми словами по теме.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать развитие сплоченности, чувства коллективизма, умение сопереживать.

Оборудование : макет русской печки, деревянные ложки, шкатулки, краски, кисточки, цветные камешки для украшения шкатулок, технические средства.

Методическая литература:

Программа «Наш дом Южный Урал», Мальков В. «Изделия каслинских мастеров», Шабалина Н.М. «Народное искусство Южного Урала».

Предварительная работа :

    Проведение познавательных занятий в мини-музее краеведения.

    Рассматривание иллюстраций в альбомах «Уральские промыслы», «Каслинское литье», «Волшебный малахит», «Народные узоры», Старинная русская роспись по дереву», «Уральские сказы».

    Разучивание логоритмических упражнений.

    Работа с детьми в уголке «Мое настроение» (дидактические игры на эмоции)

    Разучивание с музыкальным руководителем русского народного хоровода и обучение русским танцевальным движениям на музыкальных занятиях.

    Чтение художественных произведений: П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», Л.Н.Коротовских «Уральские промыслы» и др.

Ход НОД

Вос-ль: Ребята, сегодня, как всегда в апреле, мы зовем к нам гостей.

Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Давайте поприветствуем друг друга: (ладошка об ладошку, локоть об локоть, коленка об коленку, повернуться боком, бедро об бедро).

Дети выполняют

Вос-ль: получилось очень даже весело. Ну а теперь мы поздороваемся со всем, что нас окружает

Дети: Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький цветок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!

Вос-ль: Ну, а теперь мы должны поздороваться с нашими гостями. Можно конечно просто сказать здравствуйте и даже ни на кого не посмотреть. А можно поздороваться изобразив на лице настроение. (маска злости). Ребята, покажите на своих лицах это настроение и соответствующим голосом поздаровайтесь.

Вос-ль: так можно здороваться с гостями? (нет)

А теперь покажите на лицах настроение этой маски (маска удивления) и поздоровайтесь соответствующим голосом, удивленно.

Так можно здороваться? (нет)

Проводится работа с каждой маской.

Скажите, а как нужно здороваться с гостями?

Дети : С добрыми веселыми лицами, потому что мы рады гостям. (дети здороваются)

Вос-ль: Хорошо получилось. Мы рады гостям, гостям приятно. А вот одна наша гостья почему- то не улыбается. Ребята, скажите какое чувство на лице у этой гостьи?

Дети: Эта гостья грустит и чем-то озабочена.

Вос-ль: Милая девушка, что же вас так заботит?

Хоз-ка: Прибыла я из далекого прошлого , я хозяйка небольшого магазина. Скоро у нас ярмарка, изделий много, но они не раскрашены. Их нужно раскрасить по разным промыслам и приготовить для ярмарки. Мне хотелось бы у вас попросить помощи. Поможете мне?

Дети: Конечно поможем. А на чем мы отправимся так далеко?

Вос-ль: А у нас есть волшебная коробочка и там еще остались наши волшебные шары.

Надуваем, завязываем, показываем, каким размером мы их надули.

Ну а теперь присели, оттолкнулись и полетели.(Дети вытягивают голову вверх, встают на носочки).

Мы летим над полями, лесами.

Хоз-ка: Нужно опускаться, мы прилетели на место.

Дети опускают шарики, приседают и поднимаются.

Хоз-ка: Давайте осмотримся, куда же мы попали. Ох, это же лес страхов. А чтобы нам не было страшно, мы расскажем стишок.

Баба сеяла горох- прыг-скок,

Обвалился потолок – прыг-скок.

Баба шла, шла, шла - пирожок нашла

Села, поела и дольше пошла.

Хоз-ка: А лес становится все сумрачнее и страшнее.

    Страхи нас пугают

Корчат злые рожи

Станем на секундочку

Мы на них похожи! (злость)

    Покажите мне все как можно испугаться (испуг)

    Как-будто мы заплачем и станем обижаться (обидо)

    Теперь мы за руки возьмемся и весело дружно улыбнемся(радость).

Вос-ль: А чтобы страхи теперь от нас отстали, давайте их напугаем.

Это ты в ветвях повис (потряхивать кистями рук)

Тс- с- с (приложить пальчик к губам)

Эй, хвостатый, хитроватый (хлопать в ладоши и топать ногами)

Это ты в траве шуршишь? (сжимать и разжимать пальцами рук)

Ш- ш- ш (приложить палец к губам)

Эй, хвостатый, хитроватый (топать и махать кулачками)

Не боюсь твоих шу-шу (грозить пальчиком)

У-ку-шу! (сделать зубы из кистей, соединять и размыкать пальчиками)

Хоз-ка: Ура, мы выбрались из злого леса. Вы слышите колокола звенят, этот звон созывает мастеровой люд на ярмарку.

1 Петрушка: Расступись, честной народ.

Сюда ярмарка идет

Погулять немножко

2 Петрушка: Ярмарка открывается

Публика собирается

Пожалуйста, все сюда, почтенные господа.

Хоз-ка: Проходите, люди добрые, гости званные, садитесь, располагайтесь,

Друг дружке улыбайтесь. Ярмарка у ворот, а дел невпроворот.

1 Петрушка: Нечего спорить тут

За работу добрый люд

Никто в стороне не останется,

Каждому дело достанется.

(дети садятся и берутся за работу)

2 Петрушка : Оживает все вокруг

От тепла искусных рук!

Полной чашей будет дом

Коль работать с огоньком!

(хозяйка помогает детям в выполнении работы)

Вос-ль: Маша, расскажи пожалуйста каким промыслом занимаются Таня и Витя.

Маша: Таня и Витя работают с уральскими самоцветами.

Урал- по башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с большими, глубокими карманами набитыми богатствами. И однажды он потерял свой пояс. Он упал и протянулся через всю землю. Так образовался Уральский Хребет «Каменный пояс».

Урал славится природными богатствами. Поэтому стали появляться люди, которые научились обрабатывать камни, отбеливать чугунные предметы. Такие люди назывались мастерами. Они первыми увидели красоту самоцветов Урала. Их называли горщиками.

Алина: Уральские камнерезчики заставили камни заговорить. Наши ребята изготавливают малахитовые шкатулки. Малахит всегда зеленого цвета. Но зелень его разная. От светло-нежного почти белого, до густого почти черного. Другая особенность малахита – узор на камне. Малахит не спутаешь ни с каким другим камнем. Он похож сам на себя и цвет у него малахитовый.

Вос-ль: Костя, скажи пожалуйста, а каким ремеслом у нас занимается Оля с Колей.

Костя : Оля и Коля у нас мастера Каслинского литья. Когда-то давно среди уральских лесов был небольшой поселок Касли. А теперь этот поселок стал большим городом, где живут мастера каслинского литья. И литье называют по названию города- каслинским. Сначала на заводе выпускали только чугун, а потом мастера стали осваивать художественное литье.

Каслинские художники с большим мастерством владеют сложными приемами обработки металла.

Артем: После того, как чугунное изделие отольют, отчеканят, нужно правильно окрасить предмет. Чтобы получился черный цвет изделие покрывают слоем лака, а потом сушат при высокой температуре. Каслинское литье любят не только на Урале, но и во всем мире

Вос-ль: Мы умеем не только хорошо работать, но и отдыхать.

1 и 2 Петрушки : Музыканты выходите

Инструменты выносите

И сыграйте веселей

Для народа, для гостей!

Танец девочек «Во поле березка стояла» (мальчики играют на ложках)

Хоз-ка: Как хорошо играли ложкари. А какие у вас красивые ложки.

Лера: Да, ложки расписаны каслинской росписью. Любимым деревом каслинских художников – мастеров стала береза и именно из нее они творят свои красивые изделия.

Вика: Каслинские ложки особые на хохлому похожие. Но есть у них лицо свое. На черном фоне листочки и белые цветочки.

Хоз-ка: Все готово тут у вас?

Дети: В самый раз. Все товары на виду.

Петрушки вместе: Коль готово так и быть

Время ярмарку открыть!

Раздается колокольный звон!

Хоз-ка: Ну что же, ребята, пора нам прощаться. Выручили вы меня. Большое вам спасибо и до свидания. (уходит с Петрушками)

Вос-ль: Ну а мы с вами волшебными словами вернемся домой.

Мы три раза повернемся,

Топнем ножкой, улыбнемся.

Глазки открываются,

Дети возвращаются!

Ну вот мы и дома в своем детском саду.

Прощание с гостями.