Казачья шашка. Казачья шашка: история и техника применения

По свидетельству современников, одежде казаков в XVI-XVIII вв. во многом напоминала татарский костюм. Казаки носили широкие шаровары на учкуре, т.е. шнуре, который их поддерживал, и бешметы - полукафтаны до колен и с закрытой грудью. Поверх бешмете надевался чекмень - приталенный суконный кафтан, застёгивавшийся на крючки, а широкие рукава были стянуты не запястьях в манжеты. Выходной чекмень по краям обшивался парчой или галуном (яркой тесьмой для отделки военной формы) и носился в распахнутом виде поверх холодного оружия. Повседневный чекмень был немного короче, и носили его с поясом, не котором висела себля. Рукаве в верхней чести нередко имели резрез, и их можно было закидывать за спину. У запорожцев чекмень назывался я иерея». Г оловным убором чаще всего служила шапка из бараньего меха, которая на Дону получила название «трухменка». В XVI-XVII вв. у донских и запорожских казаков суконный верх шапки иногда свисал в виде клина. Яицкие (уральские) казаки носили также суконные колпаки с меховой опушкой.

С 1601 г. царским указом для донских полков была установлена специальная военная форма, которая постепенно вытеснила традиционную народную одежду. Сама форма с течением времени изменялась, сохраняя, однако, некоторые особенности казачьей одежды, а именно папахи нз бараньего меха, мундиры, застёгивавшиеся на крючки, и шаровары с лампасами. О происхождении лампасов - цветной полосы шириной в три пальце - у донских казаков есть легенда. Кек-то царь приспел им жалованье красным и синим сукном, причём красного сукна было мало. Когда его разделили, то кеждому казаку досталось лишь по узкой полоске материи. Это, конечно, анекдот: ведь лампасы были украшением военной формы во многих армиях Европы.

Кавказские казаки заимствовали свой костюм у горцев, а с 1В31 г. он был введён в качестве военной формы. Чекмень, получивший название «черкеска», имел нашитые не груди непатронники, в которых носили заряды для ружей. Позднее вместо них стели нашивать газыри - гнезде для патронов, изготовленные из серебре, кости или металла, которые служили украшением. Черкеску подпоясывали узким поясом с обязательным кинжалом. Походные черкески шили из сукне серого или коричневого цвета, парадные - из чёрного. На плечах носили украшенный галуном башлык - тёплый остроконечный капюшон с длинными коицеми, надеваемый в непогоду поверх головного уборе. В холодное время кавказские казаки ходили в косматых бурках - безрукавных плащах из ворсистого войлока.

В 1912 г. форма конных казачьих полков выглядела следующим образом. Все кезеки носили шаровары из серо-синего сукна с цветными лампасами. У донских, уральских и астраханских казеков мундиры были синие, у остальных - зелёные. Лампасы, выпушки (обшивки по краям одежды), верх папах и околыши фуражек у донцов и сибиряков были красного цвете, у уральцев и семиреченцев -- малинового, у оренбуржцев - голубого, в остальных войсках - жёлтого. Погоны нижних чинов в донских и уральских полках были синего цвета с красными или малиновыми выпушками и номером попка. У прочих же цвет погон был одинаковый с лампасами, а номер - жёлтого или красного цвете. Погоны офицеров были серебряные.

В казачьих артиллерийских батареях мундиры были холёного цвета, воротники и околыши - чёрные. Петлицы, галун и погоны офицеров - золотые, у нижних чинов красные, с жёлтым шифром батареи.

В старину казаки носили бороды, волосы на голове подстригали в кружок. Зепорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишь прядь волос - чуб, который в шутку называли оселедцам (от слова «селедке»). Кубанские и терские казаки головы брили или же коротко стригли волосы. В гвардии нижним чином было положено носить бороду. Во второй половине XIX в. у донцов стало модным выпускать с левой стороны из-под шапки взбитый кверху чуб. По стародавней традиции многие казаки носили в ухе серьгу.

Вооружение казаков в XVI - начале XVIII вв. было разнообразным, поскольку каждый вооружался чем мог. Ружья и пистолеты применялись в бою неряду с луками и стрелами. Весьма разнообразным было холодное оружие: пики, дротики, сабли, ятаганы; использовались также кистени (рукоять с подвешенным не цепи или ремне грузом) и чеканы (в форме молотка с клювообразным лезвием). Было у Козаков и артиллерия.

Со второй половины XVIII в. казаку положено было иметь пику или дротик, о также саблю и ружьё. Луками пользовались только во время охоты. В Отечественную войну 1812 г. кезекн были вооружены себлями нерег-лементировенных образцов: наряду с кавалерийской саблей образца 1809 года, применялись сабли как азиатского, так и европейского происхождения. С 1834 г. была введено шашка. От сабли она отличалось меньшей кривизной и обоюдоострой заточкой на конце клинке, что позволяло наносить колющие удары. Семо зто слово - кавказского происхождения (от кабард,-черкес. «са"шхо» - «длинный нож»). В 1881 г. было проведена унификация оружия: генерал А.П. Горлов разработал единый тип шашки для русской кавалерии. Новая шашка казачьего образца имела клинок длиной 90 см и эфес без гарды - защитной дужки. Кавказские казаки были по-прежнему вооружены шашками азиатского типа с клинком длиной 70 см.

Искусство владения шашкой доводилось до совершенства. Всадники на полном скаку могли рубить лозу, соломенные жгуты и глиняные «головы»; перерезать под вешенную на нитке картофелину; вдеветь шашку в узкие колечки, срывая их с нитей. Обучение новобранцев поначалу проводили на изготовленном в виде лошади макете, чтобы неопытный всадник не искалечил коня.

Пика была излюбленным оружием донцов и уральцев. «Пика - слава казака», - пели донские казаки. Её длина составляла 3, 3 м. Наконечник был трёх- или четырёхгранный. Древко красилось в красный цвет. В XX в. деревянные древки заменили стальными трубчатыми, т выкрашенными в защитный цвет.

Казацкое седло было азиатского происхождения и почти не менялось в течение столетий. Основу его составлял деревянный арчак, для изготовления которого лучшим материалом считался степной карагач. Спереди и сзади арчак имел два выступающих изгиба - луки. К нему крепился потник из трёх листов войлоке, покрытый кожей. Между луками клалась кожаная подушка, которая притягивалась специальным ремнём - тараном (приторачивалась). В походе к задней луке приторачивали сакву - небольшой мешок с овсом - и круглый суконный чемодан с вещами. Сверху помещали сложенную попону. К передней луке приторачивали скатанную шинель. Имелся также аркан для ловли лошадей, сплетённый из конского волоса. Иногда его применяли и в бою. Казацкое седло было значительно легче кавалерийского. При езде рысью казаки вставали на стременах, а перейдя в галоп, плотно усаживались в сёдла.

Помимо длинного клинкового и древкового оружия, которым были вооружены казаки, они имели еще и короткое оружие решавшего многие тактические задачи, стоявшие перед казаками.

Оно использовалось тогда, когда использование длинного становилось невозможно или невыгодно с точки зрения тактики (Слишком близкое расстояние до противника, стесненное пространство для действий и т.п.) или с точки зрения решаемой задачи при проведении разведывательно-диверсионных операций (Скрытое ношение). Часто короткое оружие использовалось совместно с длинным (к примеру кинжал традиционно использовался с шашкой) но часто короткое оружие выполняло самостоятельную роль.

Для начала хочу привести краткую классификацию короткого оружия казаков.

Кинжал – основное оружие из коротких которым пользовались казаки. Он представлял собой кованную стальную полосу клиновидной или копьевидной формы, клинок был обоюдоострый, рукоять из двух щечек приклепанных к полосе, роль упора выполняли выступающие части (плечи) клинка при переходе хвостовика в клинок. Кинжалы были двух видов прямые Кама и изогнутые бебут. Первый был элементом формы всех кавказских казаков, второй был любим пластунами из-за своей изогнутой формы и большой (около 60 см.) длинны. Свой первый кинжал казак получал в подарок в возрасте 3-5 лет. С этого момента кинжал становился его постоянным спутником до самой смерти, а иногда по старинной традиции, кинжал клали в гроб казаку вместе с другим оружием и пляшкой горилки.

Нож – был вспомогательным оружием у кавказских казаков в отличие от донских казаков, носивших его на поясе и использовавших как оружие. У кубанцев нож выполнял в основном хозяйственные цели, но когда нужно мог быть пушен в дело и как оружие.

Рогатка – Представляла собой развилку крепкого дерева в основном кизила, с двумя заостренными краями и яблоко образным утолщением в конце рукояти с отверстием для темляка. Рогатка была специальным оружием пластунов, являлась парным оружием. Рогатки брались в обе руки, и позволяли казаку эффективно обороняться и нападать на противника, не нанося серьезных повреждений. Иногда в острые концы вбивались небольшие гвозди для того чтобы не тупились. Это оружие позволяло обезвредить противника без фатальных повреждений, если задача стояла доставить его живым. Дерево для рогаток выбирали из твердых пород дуб, кизил, акация, самшит. Заготавливали его поздней поздней осенью, когда опадала листва и останавливалось сокодвижение, потому что в этот момент дерево наиболее крепко и подходит для этих целей.

Засапожник – достаточно длинный (около 40см.) железный штырь, заостренный на одном конце и обмотанный тряпкой на другом. Он носился казаком за голенищем сапога и использовался либо как метательное оружие, либо как оружие последнего шанса на один укол и иногда спасал жизнь казаку. Засопожник делался из обломка штыка или длинного гвоздя закаленного определенным образом.

Гасило – представляло собой металлический грузик, привязанный на веревочку с петелькой, в которую продевалась рука. Иногда это был кусок свинца, оплетенный и вставленный в небольшой (до 20 см.) кожаный поясок. Иногда В крайнем случае это был камень завернутый в платок или кусок материи. Это оружие было одно из самых доступных и использовалось казаками при действиях в городах, когда невозможно было использовать другое оружие.

Нагайка – представляла собой кожаную плетку с деревянной рукоятью. Она была небольшая 60-70 см в развернутом виде. На конце плети крепился специальный кармашек, он назывался шлепок, куда вкладывалась свинцовая пулька. Крепилась плеть к ручке через кольцо, которое называлось гайка или непосредственно к ремешку, который был привязан к деревянной рукояти. Это было скорее травматическое оружие чем боевое казаки пользовались им когда хотели проучить кого то но не хотели убивать или калечить. Она использовалась для разгона демонстрантов, наказания недобросовестных торговцев, мелких жуликов и тд. Были и другие виды короткого оружия, которые в строгом смысле оружием не являются (колья, крючья, якорцы и тп). Вообще казаки в своих действиях были свободны от стереотипов и использовали любые предметы в качестве оружия, если этого требовала ситуация.

Кинжал эволюция кинжала – был основным коротким оружием Кубанского казака. Он имеет древнюю очень историю, которую принято вести от кабанских бронзовых кинжалов через скифский акинак, к казачьему кинжалу. Хотя по некоторым данным история кинжала еще древнее и восходит к каменному веку, когда это был обломок трубчатой кости животного имевший клиновидную форму и заточенный с обоих концов, рукоятью же являлся сустав с естественным расширением на конце служившим пятой кинжала. За счет своей удачной конструкции и весовых пропорций кинжал прочно занял место главного короткого оружия казаков, пережив много поколений, используется по сей день.

Кинжалы были двух видов прямые кама, и кривые бебут. Кама прямой обоюдоострый благодаря своим удачным весовым пропорциям является и рубящим и колющим оружием одновременно. Правильно сделанный кинжал имеет елмань (утолщение) в передней части, за счет чего повышается проникаемость, так же центр тяжести смещается ближе к боевому концу, за счет этого повышается сила при рубящем ударе. Рукоять кинжала обрезана подобие рукояти кинжала ЧКВ. Прямой кинжал из-за своей простоты и универсальность стал элементом формы кавказских казаков и пользуется ими по сей день. Официально в кубанском войске кинжал как элемент формы был введен 1840 году. Хотя реально использовался казаками и ранее. Это был кинжал ЧКВ (Черноморское Казачье Войско) он так понравился казакам формой своей рукояти что в последствии казаки обрезали конец рукояти кавказского кинжала и делали подобие рукояти ЧКВ. Дело в том что с такой формой рукояти кинжал можно было брать особым хватом при котором конец рукояти упирался в ладонь а сама рукоять пропускалась между средним и безымянным пальцем наподобие свинокола и надежно фиксировалась в руке. Таким хватом можно было наносить сильные колющие удары, не теряя маневренности.

Прямой кинжал кама представляет собой стальную полосу копьевидной или клиновидной формы от 30 до 70 сантиметров длинной, зачастую с елманью, заточка обоюдоострая, ручка из двух щечек приклепанных к стальной полосе. Щечки изготавливали из рога или дерева реже из металла, иногда сверху оковывали серебром для украшения. рукоять кинжала с тремя заклепками О заклепках хочется сказать особо, как правило, их было три, они играли роль фиксаторов и определяли стиль работы с кинжалом. две длинные и острые заклепки по концам рукоятиСредняя заклепка зачастую имела форму овала и повторяла форму ладони своего владельца. Две крайние заклепки имели вид полусфер и выполняли роль упоров ограничителей при работе кинжалом разными хватами. Были и другие кинжалы с двумя длинными и острыми заклепками по концам рукояти они надежно фиксировали руку прямым либо обратным хватом. Для работы с таким кинжалом применялась своя техника более жесткая и резкая с преобладанием уколов.

Особо хочу сказать про так называемые кинжалы под три пальца, потому что эта тема сейчас активно обсуждается и муссируется недобросовестными торговцами антиквариатом и уже получила поддержку некоторых исследователей. Печально наблюдать зарождение очередного мифа. трещина проходит как раз через критическую точку Так вот у кавказского кинжала есть критическая точка, которая находится по центру рукояти аккурат на второй заклепке в рукояти кинжала. момент удара И если наносить удар снизу человеку под ребра или между ребер при этом держать кинжал плашмя и не соблюсти правильный угол атаки, то от сильного удара человек приподнимается на кинжале. Кинжал идет на излом, так как атакующий давит своим весов на конец рукояти, а лезвие уже зафиксировано телом противника. В результате перегрузки стальная полоса лопается и кинжал ломается как раз на второй заклепке.

Изначально эта проблема решалась двумя путями: стальная полоса утолщена

1.утолщением рукояти, что вело к утяжелению кинжала изменению его весовых пропорций и как следствие ухудшению его рабочих свойств

2. Придание стальной полосе рукояти профиля швеллера или двутавра это действительно повышало крепость рукояти, но до определенных стальная полоса имеет профиль швеллера пределов и кинжалы все равно ломались, хотя и реже в сравнении с простыми (имевшими в сечении рукояти прямоугольник). Если обратить внимание на верхний рисунок, на котором изображен скифский акинак (второй с лева) то можно заметить что его рукоять имеет форму двутавра для придания ей большей прочности, это говорит о том, что еще в те далекие времена эта особенность кинжала уже учитывалась.

Проблема была решена только впоследствии с использованием более качественной стали, которая завозилась из Золингена, Толедо и Златоуста. Кавказ в это время находился в блокаде, ввоз металла был запрещен и что было делать горцу сломавшему таким образом свой кинжал, заварить его не возможно, обрезать лезвие, чтоб сделать полноценную рукоять не целесообразно, так как кинжал утратит свои боевые свойства. Вот и приходилось делать недорукоять. Такой кинжал менялся на годный при первой возможности. Иногда лезвие от кинжала оставлялось до лучших времен, так как металл в те времена был дорог. И в таком виде находится уже сегодня недобросовестными торговцами, к нему приделывается укороченная рукоять вот так и появляется кинжал под три пальца.. Был еще вариант, когда такие кинжалы производили изначально это парадные кинжалы, произведенные в основном в Тифлисе, они имели небольшой размер и очень дорогую отделку, являясь скорее украшением, чем оружием.

Но вернемся к казачьему кинжалу. Свой первый кинжал казак получал в подарок в возрасте 3-5 лет. В основном это был подарок от деда, если тот был жив. Если же дед к тому моменту погибал кинжал дарил кто то из односумов деда, либо отец. Если же их не оставалось, то кинжал дарил станичный атаман и правление. С этого момента кинжал становился его постоянным спутником до самой смерти, а иногда по старинной традиции, кинжал клали в гроб казаку вместе с другим оружием и пляшкой горилки, чтоб казак не скучал в пути. Первые уроки владения кинжалом также давал дед. Он учил как незаметно и, бесшумно нападать, правильно перемещаться, уходить от атак противника давал начальные навыки так необходимые каждому, в то время. Остальное нарабатывалось постоянными каждодневными тренировками в играх со сверстниками и старшими товарищами. Где бы ни был казак, кинжал всегда был при нем. Даже у себя дома ложась спать казак, вешал кинжал в изголовье кровати. Существовала традиция, по которой кинжал нельзя было покупать, его можно было получить в подарок, украсть, или снять с убитого врага. Считалось, что купленный кинжал не будет приносить удачи своему владельцу и будет плохо воевать. У казаков даже была поговорка «Что я армян кинжал покупать?» с намеком на слабость морального духа последних.

У казаков была еще одна разновидность кинжала - это бебут обоюдоострый искривленный кинжал. Его любили больше всего пластуны из-за его размеров и формы. Дело в том, что изогнутая форма лезвия позволяет наносить более сильные рубящие и колющие удары, чем прямым лезвием. Но для нанесения таких ударов во первых очень важно чтобы кинжал подходил под человека по своим размерам относительно пропорций человека. Во вторых необходимо строго соблюдать углы атаки отклонение от правильного угла даже на пол градуса приводит к потере большей части эффективности удара. Поэтому освоение техники владения бебутом требует значительно больше времени и усердия. Еще один очень важный момент бебутом невозможен прямой тычок из-за изогнутой формы лезвия. Возможно, поэтому некоторые пластуны предпочитали прямые штыки-тесаки от штуцеров в качестве холодного оружия.

Кинжал сопровождал казака на протяжении всей его жизни, начиная от первого маленького детского кинжала, полученного в подарок в раннем детстве от деда. Этот кинжал помогал ему учиться познавать природу холодного железа и принципы владения оружием. На протяжении жизни у казака было много кинжалов, которые он снимал с убитых врагов или доставал различными путями. До самой смерти последнего любимого кинжала, который клали казаку в гроб товарищи, провожая в последний путь, чтобы и на том свете казак, мог постоять за себя.

Нож – является древнейшим оружием человека, он также использовался кубанскими казаками, но скорее как вспомогательное оружие. Из-за того что казаки были вооружены кинжалами они не нуждались в отдельном боевом ноже. Нож выполнял больше хозяйственные функции, его использовали в походе, чтоб не тупить кинжал, который мог понадобиться по прямому назначению в любую минуту. У казаков не было подкинжальных ножей если такие и попадались, то это были трофейные кинжалы горцев. Дело в том, что у горцев была традиция они не могли использовать кинжал для хозяйственных нужд и приготовления пищи, у них для этого был специальный подкинжальный ножичек, который вкладывался в карман с задней стороны ножен кинжала. Связано это было с низким качеством стали на их кинжалах, которые гораздо хуже держали заточку и быстрее тупились, вследствие чего делались негодными для боевого применения. Ножи кавказскими казаками в качестве боевого оружия применялись крайне редко в основном когда к этому вынуждала ситуация например ломался или терялся кинжал или в ходе разведывательных операций в городах когда казак не мог носить кинжал и обозначать себя как казака а выдавал себя за кого то другого. Поэтому ножи кубанских казаков не поддаются классификации – это был в основном хозяйственный инструмент. Особой техники владения ножом у кубанских казаков тоже не было. Использовалась техника кинжала с поправкой на то, что нож был зачастую меньше по толщине, чем кинжала(не годился на укол) и имел одностороннюю заточку.

Рогатка является наименее известным казачьим оружием. Это было оружие казаков пластунов, а они старались не разглашать своих методов. Рогатка представляли собой срезанную развилку дерева Y образной формы, причем два конца у нее были заточены и являлись боевыми, а один конец был ручкой, он был снабжен утолщением и темляком, в который продевалась рука. Дерево для рогатки выбирали чаще всего кизил, его срезали в конце осени, когда опадали листья, затем сушили заготовки. Когда дерево высыхало ему придавали форму будущей рогатки боевые концы иногда обжигались для придания прочности иногда в них забивали (еще в сырое дерево)небольшие кованые гвозди чтоб конец не тупился и не скалывался. Далее уже готовую рогатку пропитывали специальными составами на основе воска или льняного масла для придания влагостойкости и дополнительного укрепления древесины. Рогатка дополняла комплекс вооружения пластуна, выполняя некоторые функции недоступные для другого оружия. Дело в том, что с помощью рогатки можно быстро обезвредить человека не нанося ему травм несовместимых с жизнью и сделать это гораздо проще, чем кинжалом, а тем более шашкой. Но все-таки основным ее предназначением была такая операция, где задачей являлось взять противника живым. Рогатка была парным оружием, казак брал по рогатке в каждую руку, когда хотел обезвредить противника. Одной рукой блокировались действия противника (сама форма рогатки способствует тому, чтобы поймать атакующею конечность) а второй наносился удар на поражение. Она являлась специальным оружием, которым пользовались казаки пластуны для проведения разведывательных операций. Она использовалась и как оружие защиты и как оружие нападения, позволяя пластунам выполнять сложные задачи брать пленных и получать ценные сведения.

Засапожник –нож, который носился за голенищем сапога отсюда и получил свое название засапожный нож. Он представлял собой металлический штырь, остро заточенный с одной стороны и обмотанный тряпкой, с другой часто использовался обломок штыка или закаленный особым образом гвоздь. Иногда засапожник выковывался специально, тогда он был трехгранным, что позволяло наносить более тяжелые и плохо заживающие раны. Это было оружие скрытого ношения. Правильно вставленный в голенище сапога он не мешал ходьбе и был практически незаметен, наружу торчала лишь маленькая головка рукояти. Иногда засапожники были парными и носились в обоих сапогах. Это было чисто боевое оружие и никаких других полезных функций не выполняло. Его использовали в рукопашной схватке как оружие последнего шанса, когда другое оружие было сломано, или утрачено. Также его использовали как метательное оружие из-за его высокой пробивной силы им вполне можно было убить человека просто метнув его, а также из-за низкой стоимости его не боялись потерять при промахе. Еще засапожник использовался как стилет когда надо было незаметно убить человека не оставив при том следов при проведении разведывательных операций. Им наносился резкий молниеносный удар в жизненно-важный орган человек не успевал вскрикнуть и практически не оставалось следов крови. Засапожники использовались казаками во всех войнах, где они участвовали вплоть до Великой Отечественной Войны и нередко спасали жизнь казаку и его товарищам.

Гасило – оружие ударно дробящего действия еще его называли кистень. Представляло собой грузик из металла с отверстием по центру, наподобие бусины, через него пропускался шнурок из переплетенной сыромятной кожи либо плотная бечевка с петлей на обратной стороне, в которую продевалась рука. Это оружие также имеет древнюю историю, оно применялось еще древними скифами как боевое оружие, когда нужно было проломить шлем или доспех противника. Это было оружие нападения и применялось тогда, когда применение другого оружия было не целесообразно. Оно приобрело популярность из-за простоты и дешевизны изготовления. Но, несмотря на эту простоту, являлось грозным оружием способным с одного удара проломить череп взрослому физически крепкому мужчине воину. Мускульная сила, приложенная к круговому движению (руки, а через шнурок к грузику, увеличивалась многократно скорость и сообщала грузику энергию вполне достаточную, чтоб пробить шлем или голову. Поэтому грузики, никогда не были большими и тяжелыми. Тяжелые грузики(около 1 фунта) использовались для другого был вариант гасила, когда грузик оплетался сыромятной кожей и дальше вплетался в короткий поясок (около 20 см.). Этот вариант казаки использовали, когда не хотели убивать противника, а лишь слегка оглушить. После удара таким приспособлением по голове человек терял сознание на некоторое время после приходил в себя, не имея серьезных травм, и вполне был годен для допроса. Особенно ценным оружием гасило было в городах когда было необходимо собрать негласную информацию не обозначив своего присутствия. Потому что гасило, позволяло носить его скрыто в разобранном виде и собирать непосредственно перед применением. Важно было знание самого принципа действия этого оружия, а собрать его можно из всего чего угодно вплоть до камня, завернутого в платок или тряпку. Это с первого взгляда незатейливое оружие помогало казакам скрытно проникать на объекты, которые пришлось бы штурмовать месяцами, устраивать диверсии, брать языков которые давали ценную информацию, да и просто спасало жизнь в трудную минуту.

Нагайка – оружие ограниченной травматичности как принято сейчас говорить. Нагайка Представляла она собой плеть небольшой около 40-45 сантиметров длинной, прикрепленную к деревянной ручке около 35-40 сантиметров длинной. Крепилась плеть к ручке с помощью кольца называемого гайка (есть мнение что отсюда, и произошло название на гайке – нагайка) . На одном конце плеть имела карман, называемый шлепок в который вставлялся свинцовый грузик или пулька для утяжеления удара. Рукоять как правило делалась из твердых пород дерева, часто украшалась серебряной или золотой инкрустацией а на конец одевался серебряный стакан украшенный резьбой или чернением. Иногда рукоять делалась из ноги небольшого животного (козы, лани и тд) тогда на копыто прибивалась маленькая серебряная или золотая подкова. В сложенном виде нагайкой управляли конем для этого на конце рукояти куда крепилась гайка делалась специальная деталь кожа нарезанная опушка. Использовалась нагайка в основном для разгона дебоширов, хулиганов, демонстрантов, усмирения пьяных, защиты от собак или наказания провинившихся. То есть для таких задач, где не стояло цели физического уничтожения противника, а нужно было лишь немного проучить его. Так же нагайка использовалась для казачьих ритуалов. Когда выбирали атамана уже после избрания, но до того как он взял атаманскую насеку, его обязательно три раза били нагайкой по спине били по настоящему с протягом, а делалось это для того чтоб атаман знал каково это на собственной шкуре. Дело в том, что атаман имел власть выпороть любого кого посчитает провинившимся. После этого атаман благодарил выпоровшего за науку, брал насеку и получал всю полноту власти. Казаки очень любили нагайку разговаривали с ней, даже иногда давали ей поручения, которые она выполняла по мере сил. Всех интересующихся этим вопросом отсылаю к рассказу Лескова Н.С. Ракушанский меламед.

В целом короткое холодное оружие казаков было столь же разнообразно, как и задачи выполняемые казаками. При выборе оружия казаки исходили из необходимостей текущей задачи, которую предстояло решать. Техника владения таким оружием хоть немного разнилась между собой в зависимости от выбранного оружия, но имела общую основу, выработанную постоянными войнами которые вели казаки. Эту основу составляла система перемещений, скруток, сводов, уходов и уклонов от атак противника а также тычков, ударов, уколов, порезов которой казак учился с раннего детства. Учил его в основном дед, потому что он был немощен и уже не мог работать, но прошел большой жизненный путь успешно(потому что дожил до того чтоб стать дедом) поучаствовал во многих боях и накопил солидный опыт, который передавал теперь внукам. Если деда не оставалось, то казачонка учил его товарищ односум воевавший вместе с дедом, оставшийся в живых. Дальнейшим обучением были игры со сверстниками, все они носили развивающий характер. К примеру, казачонку нужно было проколоть кинжалом небольшой (около одного квадратного сантиметра) листик на кусте, либо сбить нагайкой летящую муху, либо срубить шашкой прутик, воткнутый в землю с насаженной на него папахой таким образом, чтобы, когда прутик будет срублен папаха, упав, оделась на обрубок прутика торчащий из земли. Такие игры развивали ловкость, выносливость, силу и резкость удара учили казака обращаться с любым оружием на практике.

Как таковой централизованной системы обучения боевой техники у казаков не было, каждый старший мог подойти к играющим детям и исправить ошибку, допущенную ими либо показать новый элемент. За счет этого достигалась максимальная эффективность обучения. И владение коротким оружием составляло существенную долю этого обучения. Ведь от умения с ним обращаться напрямую зависела сама жизнь казака.

Культура обращения с оружием является неотъемлемой частью культуры казачества, ведь не зря кинжал является элементом костюма казака. Не умея обращаться с оружием, казак не может считать себя грамотным и культурным. Многое из этой культуры утрачено за годы репрессий, когда казаку запрещалось не то что носить кинжал или шашку, а даже хранить их дома, про нагайку уже, и не говорю. Стоило казаку неосторожно упомянуть о наличии у него таких вещей сразу приходили с обыском, и изымал все холодное оружие, что смогли найти и пускали его под пресс, несмотря на историческую и художественную ценность такого оружия. Мне попадалось несколько шашек сломанных пополам своими владельцами, которым они достались от дедов, это были кавказские шашки удивительно красивого исполнения с настоящими золингеновскими клинками. Их ломали чтоб сохранить хоть какую то память о дедах, когда уже не было времени спрятать для того чтоб не отдавать в руки сотрудников милиции которые сперва изымали, а потом отправляли их в переплавку. А хозяев соответственно в тюрьму за хранения холодного оружия. Но с реабилитацией казачества как репрессированного народа в 1991 году ситуация изменилась культура оружия постепенно возвращается к казакам, надеюсь эта небольшая статья хоть в какой то мере поможет этому процессу.

Директор музея казачества
Якбаров А.В.

Старинное оружие казаков – нагайка Такое оружие как нагайка, является старинным казачьим оружием, каковое имеет довольно множество разновидностей. В основном казаки одевали такую нагайку как некое боевое украшение к праздничной одежде, порой же ее надевали и во время проведения боев, на полях стычек между казаками их врагами, нагайка служила дополнительным атрибутом оружия, если основное было сломано. Нагайка широко и весьма эффективно использовалась казаками-линейцами и кавалеристами, существует довольно много примеров, когда казачество при помощи нагайки стаскивали врагов с лошадей и наносили им весьма серьезные ранения. нагайка Всем хорошо известна роль нагайки как орудия наказания над казаками которые в чем либо провинились, все это из-за ее ударных качеств и свойств. В нынешнее время ученные-исследователи знают две разновидности нагайки: это кубанская и донская или иначе камча. Донская разновидность нагайки имеет параметры относительно длинна рукоятки на длину плети – 1-1.5 на 2; размер самой рукояти равен 30-40 сантиметров, измерения по руке – от локтевого сгиба до середины ладони, толщина также измеряется по руке. Длина плети составляет от 45 до 55 сантиметров, измерения плети по руке – вытянутая немного вперед, и чуть согнутая рука, рукоятка расположена вертикально, при вращении таковой, плеть не должна доставать до корпуса. Кубанская разновидность нагайки – отлична от донской несколько меньшей длинной рукояти, примерно 15-20 сантиметров, и методом крепления плети – рукоятка как бы входит в саму плеть, и зримого окончания рукоятки и основания самой плети нет. Длина рукоятки к длине плети составляет примерно 1 к 3-4. Потомственный казак Технологию изготовления нагаек кубанского типа Герасименко Анатолий Иванович так описывает технологию изготовления нагайки, материалом для нее обычно служила говяжья кожа, обязательно чтобы она была сыромятной, на сегодняшний день, можно брать ремешки для швейных машинок с ножным приводом. Затем лоскут сыромятной кожи распускался на четыре полосы – сверху вниз, которые постепенно становились тоньше. Если же кожа была очень твердой, то ее начинали раскатывать ногами, чтобы придать ей необходимую мягкость. Саму процедуру изготовления нагайки начинали как правило с рукояти, в которую затем вставлялись деревянная палочка или конский волос, которые со временем оплетались нарезанными ремешками, в основание рукояти в обязательном порядке вводилась петля поддержки – темляк. Затем разнообразными способами плетения плели некий сервень, в который также вплетался конский волос, на конце сервеня делался кожаный карманчик, в который по традиции вплеталась пуля или иной груз. А в 1819-ом году имело место начало Отечественной войны, жителей России против Французских захватчиков. В войне против Наполеона особенной храбростью отличились своей храбростью донские казаки. В начале первых месяцев войны русские войска вынуждены были отступать под натиском превосходящих сил противника. В тот период, полки донских казаков прикрывали как щитом российские армии которые отходили. В 1812-м году казачьи войска, кроме гвардейских полков, имели на вооружении, как правило, только лишь саблями нерегламентированных образцов. Кроме легко кавалерийских сабель образца 1809-го года применялись разнообразные отечественные модели 18-го века а также различные польские, азиатские, венгерские или другие иностранные типы сабель. Их носили в специально изготовленных деревянных ножнах, обтянутых кожей, с медным или железным прибором. Пули и заряды к огнестрельному оружию казак хранил в специальной сумке – кожаной лядунке, которую он носил на черной привязи, и к которой спереди крепились цепочка и металлический вензель Александра I в венке. Однако не все носили черную перевязь, у офицеров которые возглавляли лейб-гвардию казачьего полка перевязь была изготовлена из красной юфти, и шитая серебряной нитью по всей внешней стороне. А на крышке такой лядунки находилась серебряная осьмиконечная звезда. Шашка казака, от кабардино-черкесского са’шхо – буквально означает длинный нож, рубяще-колющее длинно клинковое холодное орудие. Изначально на вооружении российской иррегулярной конницы стояла шашка кавказкой разновидности, имевшая небольшой кривизны лезвие с двух-лезвийным боевым концом и эфес, который состоял из одной лишь рукоятки с раздваивающейся головкой, без каких-нибудь защитных приспособлений. Такой эфес, типично кавказский, вообще можно считать чуть ли не одним из самых отличий шашки как разновидности холодного орудия. Российские армейские образцы шашек, к примеру драгунский тип образца 1881 года, отличались от шашек кавказского типа устройством ножен и эфеса. Лезвия самых первых армейских шашек имели некую среднюю кривизну и по своей форме приближались к сабельным. В начале 1881 года при руководительстве и непосредственном участии знаменитого российского конструктора-оружейника генерал-лейтенанта А. П. Горлова была осуществлена реформа на все вооружение, целью такого преобразования стало установление для каждого вида войска – холодного оружия единого образца. За подобный образец для клинка была позаимствована разновидность кавказского оружия ближнего боя, известного также под наименованием «волок», «известный в Малой Азии и на Востоке как орудие для проведения великолепной рубки». Маленькая шашка иначе кинжал – это тоже колюще-режущее орудие с короткой режущей частью, предназначенное в основном для проведения рукопашного боя и для самообороны. Кинжал является самым древним видом оружия, он появился еще в эпоху неолита. По истечении многих веков это оружие играло роль как вспомогательное для сражений, а также порой являлось неким аксессуаром гражданской либо военной одежки. Благодаря тому факту что его было удобно носить при себе и несложности обращения с ним, это оружие еще и в начале 16-го столетия – первой половины 17-го оставался в Европе широко известным холодным оружием как у гражданских лиц так и у военных. Однако когда появилась регулярная армия то такое холодное оружие перестало быть в качестве средства вооружения и не получило широкого распространения. В 18-ом – первой трети 19-го века в России кинжалы находились на вооружении в различных казачьих частях. Единых образцов кинжалов в то время еще не было, поэтому кинжалы в основном отличались большим разнообразием в отделке и повторяли собственные традиционные формы. Весьма распространенными в то время были кинжалы типа «Кама» с прямой режущей кромкой. Их лезвия располагались параллельно, соединяясь к концу клинка. На таких кинжалах обычно располагались долы и ребра жесткости. Рукоятки таких клинков были небольшими по своему размеру, узкими, с неким расширением в нижней и верхней части. Рукоять делали в основном из рога или кости, некоторые оковывались металлом. Сами ножна изготавливали из дерева, оковывали металлом или же обтягивали кожей.

О холодном оружии казаков. Непременным спутником казака как при повседневной так и при парадной форме был кинжал. Кинжал как и шашка был заимствован казаками у народов Северного Кавказа. Кавказский кинжал имел свои характерные черты. Клинок был прямой, двухлезвенный, его поверхность разделялась долами, число которых колебалось от одного до четырех. Долы не только уменьшали вес клинка, увеличивали его прочность, но и придавали ему декоративность. Клинок заканчивался вытянутым четырехгранным острием и в разрезе имел форму ромба. Рукоять делалась из различных материалов - кости, рога, серебра. Ножны изготовлялись из деревянных пластинок и обтягивались кожей. Прибор ножен - устье и наконечник - изготовлялся аз металла - чаще из серебра. Другой тип ножен представлял собой железный или серебряный футляр. Вся поверхность таких ножен украшалась насечкой али гравировкой. Что касается другого холодного оружия - шашки, то само название её происходит от черкесско-кабардинского слова «са’шхо» - что переводится как «длинный нож». У казаков шашка появилась с середины 18 века, как трофей, добытый в кровопролитных стычках на горных дорогах Кавказа. Высокое качество, легкость и маневренность отличали это оружие. Долгое время внешний вид шашек не регламентировался, преобладали, как правило, кавказские образцы, встречались и кованные в станицах, переделанные из азиатских сабель. В регулярной коннице шашки появились в 1834 году, сменив саблю у нижних чинов некоторых драгунских полков. В 1838 году казакам пришлось расстаться с прадедовскими саблями, они получали шашки с деревянной рукоятью и эфесом без душки. А с 1881 года шашка становится основным холодным орудием во всех родах войск России. До конца 19 века это орудие не имело строгих стандартов. Терские и Кубанские казачьи войска заказывали по особым чертежам необходимое им холодное оружие на Златоустовской оружейной фабрике. В 1903 году Военный совет признал необходимым выработать и утвердить установленным порядком единый образец холодного оружия для Терского и Кубанского казачьих войск и объявить об этом в приказе по Военному ведомству. За образец клинка для всех видов шашек взяли кавказский «волчек», - клинок небольшой кривизны с одним широким долом и обоюдоострым боевым концом. Рукоять делалась, как правило, из буйволого рога и являлась продолжением верхней части клинка. Ножны состояли из двух половинок легкой породы дерева: внутри имели гнездо для помещения клинка и рукояти вплоть до «гуська»; снаружи обтягивались кожей. Прибор - металлические детали ножен был белого цвета. Носилась шашка на плечевой портупее по «кавказскому» образцу, т.е. лезвием назад. Общая длина шашки составляла 92 см, длина клинка 74 см., а ширина 3,5 см. Отличительным признаком орудия стали клейма «ТКВ» и «ККВ». Оружие также украшалось кавказскими узорами в стиле «мархарай», т.е. заросль. Это асимметричный в своей основе рисунок. Красота и богатство узора определялись не только композицией, но и его количеством, поэтому наиболее мелкий и густой орнамент среди завитков и цветков которого еле пробивался фон, считался наиболее ценным и щегольским. Подобный орнамент присутствовал и на металлических наконечниках и бляшках традиционного кавказского наборного пояса, которым подпоясывалась черкеска. Отношение казака к шашке было самое почтительное: освященная церковью, полученная из дедовых рук, шашка была верной спутницей в походах и дорогой реликвией в мирной жизни. И может быть поэтому на старых фотографиях казаки, бравируя, выставляли их напоказ». Из книги «Очерки о терском казачестве» кандидата исторических наук Э.В. Бурда.

Справок и информации

Форменная одежда и оружие кубанских казаков

Атаман" href="/text/category/ataman/" rel="bookmark">атаман исполнял свои официальные обязанности. На рубеже XIX-XX веков постоянное ношение формы подчеркивало приверженность казачьим традициям. Как один из важнейших символов, казачья форма выражала облик казака, его представление об идеальном образе себя любимого. Дорогая красивая черкеска, бурка, папаха были предметами гордости. Было запрещено надевать форму во время выполнения работы по найму, несовместимой с достоинством казачьего звания. Считалась предосудительной короткая черкеска. Ведь одежду с длинными полами мог свободно носить только всадник, проводящий большую часть времени в седле. Для ходьбы и работы она была неудобна. Но именно передвижение верхом считалось наиболее достойным для казака. Длиннополая одежда всадника как бы говорила о его всецелой преданности ратному делу. Недаром казачьи семьи шли на большие траты, чтобы снарядить сына в кавалерию.

На деталях форменной одежды отражались исторические события, ценностно-значимые для казаков Кубани. Например, отличившиеся в 1881 году во время штурма Геок-Тепе пятая и шестая сотни Лабинского полка получили медные ленточки с надписью «За штурм Геок-Тепе» для ношения на папахе. Будучи символом казачьего статуса, форма была и предметом гордости. Отношение к мундиру прививалось с ранних лет: «Мы, мальчишки, всегда носили униформу и гордились этим» - писал в своих воспоминаниях казак Т. Яцик.

Любовь к форме подразумевала любовь к своему казачьему званию, чувство общности со всем казачеством. Мундир демонстрировал право казака на присущие его званию привилегии. Особенно это касалось офицеров. Несколько гротескные проявления этого принципа описал в своих воспоминаниях. Когда есаул надевал свой мундир, «он совершенно терял обычную спокойную и любезную манеру общения, пыжился, не смотрел по сторонам, гордо поднимая голову вверх и сильно выпячивал грудь и живот».
Мундир будил воспоминания о подвигах и успехах, напоминал казаку о его воинском долге. Сам его вид поднимал в казаке воинский дух, вместе с тем доставляя эстетическое наслаждение. «Серые черкески, за спинами алые башлыки, черные шапки с алыми тумаками, алые бешметы и погоны - ничего защитного. Развернулись широкою лавою, целый полк прикрыли. Впереди на нарядном сером коне – командир…» - с восхищением вспоминал П. Краснов один их эпизодов боевой жизни кубанцев.

Черноморские казаки пришли на Кубань в экипировке запорожских казаков и долго оставались в этом одеянии. Костюм запорожского казака был необыкновенно живописен и ярок. Представьте себе широчайшие синие шаровары, червоного цвета жупан с цветным полукафтаньем, яркий шелковый кушак. На ногах казака красовались желтые сафьяновые сапоги с высокими каблуками (сафьянцы), а голову увенчивала маленькая шапка с кисточкой.

Не менее тщательно заботились запорожцы о своей прическе. На голове брили волосы, оставляя лишь длинную прядь – чуприну, которую лихо закручивали с левой стороны за ухо. Истинные казаки бороду брили.

И вооружены были запорожцы, как говорится, «до зубов». Казак имел длинное ружье (рушницу), пистолет, кривую турецкую саблю, короткое копье (спис) и длинный нож в кожаных ножнах на боку.

В 1814 году казакам Черноморского войска была установлена новая форма, более простая и единообразная: куртка синего сукна с откидными рукавами, узкие шаровары, носимые навыпуск, обыкновенные сапоги, высокие барашковые кивера.

Вооружение тоже упростилось. Вместо легкой рушницы появился тяжелый карабин, для конных казаков – длинная пика (ратище).

Позже форменной одеждой казаков стала черкеска.

Некоторые детали форменной одежды были заимствованы у народов Кавказа. Так, одно из самых удачных заимствований – это казачья бурка. Она стала своего рода символом мужественности и боевой доблести, не случайно у горцев существовало даже проклятье: «Да не останется в вашем роду мужчины, достойного носить бурку».

Бурка представляет собой верхнюю одежду в виде длинной и широкой накидки, валянную из грубой овечьей шерсти (часто с вплетением конского волоса) с застежкой или завязкой у горла.

Бурки на Кавказе, в том числе и для казачьих частей изготавливались бурого и черного цветов, однако существовали и белые бурки, производимые в Аварии – как парадный элемент воинской формы казаков.

Бурка – прекрасная защита от любой непогоды – и от дождя и от палящего солнца. В походе она идеально подходила казакам и как подстилка, и как одеяло. Но самое главное достоинство бурки – это защита от холодного оружия. Ее безо всякого преувеличения можно назвать прообразом не только современного маскхалата, но и бронежилета . Плотная бурка способна сдерживать, гасить рубящие (но не колющие) сабельные и шашечные удары. В плечевые швы бурки нередко вставляли деревянные или металлические вставки для усиления защиты. Долгое время горские племена использовали кремневые ружья и, случалось, что пуля не пробивала бурку, тем самым не раз спасая казакам жизнь.

Форменный казачий костюм включал также бешмет, который надевался на рубаху. Шили его из тканей ярких цветов - красной, синей, розовой. Длина его была ниже бедер, шили бешмет с выкройной спинкой и расширяющимися книзу клиньями по бокам, с застежкой спереди на крючках, с высоким воротником-стойкой и длинными узкими рукавами, заканчивающимися манжетами. Зимний бешмет был стеганым, а летний - на подкладке. Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа.

На бешмет надевалась черкеска, являвшаяся также форменной одеждой, покрой которой был целиком заимствован у кавказских горцев. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшим бешмет; рукава шились широкими книзу, с широкими же цветными отворотами. На грудь на такую же цветную подкладку, обычно алую, нашивали газыри, служившие вместе с кавказским поясом с серебряным набором украшением черкески. Цвет черкески был обычно тёмно-синий, серый и черный.

Головными уборами казаков были меховые шапки-папахи из овчины, а у богатых из каракуля. В 19 веке они были высокими, с суконным верхом и кантом по цвету полка. В начале 20-го века стали шить низкие шапки - кубанки . Их носили даже летом. Иногородние, не имея права носить форменный головной убор , надевали меховую шапку такой же формы, как и казачья, только с меховым верхом и без канта.

Особый вид головного убора - башлык - напоминал капюшон, но был самостоятельным головным убором. Носили его по-разному.

Также носили сапоги. Сапог было великое множество - без сапог верховая езда была невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков.

У казаков-кавалеристов бытовали ещё чувяки . Их шили точно по ноге и надевали на носок из мягкой кожи или тонкого войлока и кожаные ноговицы, в которые заправлялись шаровары почти до колен.

Оружие кубанских казаков

Основным оружием казака, кроме его смекалки, были сабля, шашка, кинжал, пика, винтовка .
Сабля - рубяще-режущее и колюще-режущее клинковое холодное оружие. Клинок сабли, как правило, однолезвийный, в ряде случаев - с полуторной заточкой, имеет характерный изгиб в сторону обуха. Средняя длина клинка - 80-110 см. Это основное холодное оружие кавалерии и частично - пехоты.
Шашка - длинноклинковое рубяще-колющее холодное оружие. Клинок однолезвийный, слабо изогнутый, у боевого конца двулезвийный, длиной менее 1 метра. Шашка имела значение недорогого вспомогательного оружия конного воина после сабли, первые образцы относят к XII-XIII векам. С распространением огнестрельного оружия и выходом из употребления металлических доспехов шашка вытеснила саблю сначала на Кавказе, а затем и в России, при этом шашка сама претерпела значительные изменения: стала более массивной и получила изгиб. Будучи первоначально заимствована кубанскими казаками у адыгов (черкесов), в XIX веке шашка была принята на вооружение в Российской армии как уставной тип холодного оружия практически всех. В исторической памяти шашка отмечена, прежде всего, как казачье оружие, по сей день оставаясь неотъемлемой деталью традиционной культуры кубанского казачества и элементом старинного казачьего костюма. Шашка - наступательное рубящее оружие Шашкой наносят мощные рубящие удары, от которых сложно закрыться или увернуться, предназначалась для внезапного мощного удара, который нередко сразу решал исход поединка. Колющие удары шашкой наносить крайне проблематично из-за особенностей балансировки. От характера боевого применения также зависит способ крепления ножен шашки (на одном или двух кольцах) к портупее (к поясной или плечевой): лезвием вверх, так как для выполнения рубящего удара сверху вниз шашку проще быстро вынуть из ножен именно из такого положения. Ещё одним достоинством шашки стала её относительная дешевизна, в отличие от сабли, что позволило сделать это оружие массовым. Этому же способствовала простота использования шашки в бою. Обычная техника владения шашкой состояла из хорошего знания пары простых, но действенных ударов.

Кинжал - холодное оружие с коротким (до 40 сантиметров) прямым или изогнутым клинком, заточенным с одной или двух сторон.
Чаще всего кинжал используется для ближнего боя, разновидности кинжала с утяжелённым лезвием, предназначенные для метания.
Кинжал представлял собой один из самых доступных видов оружия, и именно этим обстоятельством объяснялась то, что горцы Кавказа в XIX веке носили кинжал даже в паре с саблей. Саблями, как и винтовками (и даже горными пушками), снабжала горцев Турция, кинжалы же и луки были их традиционным оружием. У Кубанских казаков и кубанцев считалось за позор, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или добывается в бою. Пика - холодное колющее оружие, разновидность длинного копья. Состоит из древка длиной в 3-5 метров и трёхгранного или четырёхгранного металлического наконечника длиной 12-57 сантиметров. Общий вес составляет 3-4 килограмма, использовалось конными казаками.
Винтовка - нарезное стрелковое оружие , конструктивно предназначенное для удержания и управления при стрельбе двумя руками с упором приклада в плечо.
Официально термин «винтовка» был впервые введён в 1856 году для принятого в тот год на вооружение винтовального ружья системы Баранова как название, «понятное для всякого солдата и объясняющее ему главное начало, на котором основано успешное действие нарезного оружия». До этого нарезное оружие в русской армии официально называлось штуцером или винтовальным ружьём, а до XVIII века - винтовальной пищалью. Оно происходит из терминологии, применявшейся по отношению к нарезному оружию казаками.

Известный вид оружия кубанских казаков – нагайка . Что это такое? Термин "нагайка", по всей вероятности, происходит от тюркского «ногай», «ногайцы». Но точно это не известно, теорий много. Нагайка - это особый вид оружия степных народов (включая казачество), представляющий собой плеть с утяжелителем (грузило, гайка в старинном смысле слова) на конце. Нагайка изготавливалась путём плотного сплетения кожаных ремешков, с мешочком на конце. В мешочек (шлепок) иногда вкладывался груз. Нагайка - это своего рода плеть. Нагайки использовались в качестве нелетального оружия, а также в качестве охотничьего оружия при охоте на хищников (волков, лис). Одна из разновидностей охотничьей нагайки носит название "волкобой".

Это также знак есаула и пристава на кругу. В повседневной жизни - знак власти у полноправного строевого женатого казака.

Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.

Май 2014 г." href="/text/category/maj_2014_g_/" rel="bookmark">мая 2014 г. - Краснодар, 2014. - . - С. 249-254. - . К63.352.4

кр; ф.1; 3; 4; 7; 9-11; 16-18

7. Фролов, кубанских казаков / Б. Фролов. - 2-е изд.,доп. - Краснодар: Б/И, 2002. - 103с.

8. Фролов, Б. Е. Верхняя одежда черноморских казаков (свита) / // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 год: Дикаревские чтения (6). - Краснодар, 2000. - . - С. 34-37. - .

10. Кирсанова, Р. На нем чекмень, простой бешмет. Бурка, папаха, чекмень, черкеска, бешмет, башлык: История одежды кубанского казака // Родина. - 2000. - N1-2. - . К63.5

11. Поцебнева, П. Казаки будут выглядеть по-новому: президент подписал указ о чинах, гербах и форменной одежде казачества / П. Поцебнева // Новороссийский рабочий. - 2010. - 17 февр. - С. 8. - . К66.73

12. Одежда казачества на Кубани: Электронная презентация. – Новороссийск: ЦГБ им. Горького, 2008.