Охотничий минимум. Что надо знать охотнику. Правила использования нарезного оружия

Новые правила охоты, разработанные Министерством природных ресурсов, уже зарегистрированы в Минюсте. В них пересмотрены сроки охоты, ограничены виды оружия и приемы охоты. Но этот сезон весенней охоты пройдет еще по старым правилам.

В настоящее время процесс регулируется постановлением правительства РФ от 10 января 2009 года № 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты». Но в Министерстве природных ресурсов в ноябре прошлого года разработали проект приказа о новых правилах охоты, которые призваны убрать «слабые места» действующего постановления.

В декабре документ был отправлен на экспертизу, после которой его утвердили в Минюсте. Минприроды предупреждает:

«Новизна этих правил в том, что они ограничивают способы и приемы охоты, включают в себя требования к отлову и вводят более гибкие сроки охоты», — сообщил BFM.ru Антон Берсенев, директор департамента государственной политики и регулирования в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов Минприроды.

Согласно правилам, ответственный за коллективную охоту обязан проверить правильность оформления разрешения на добычу охотничьих ресурсов и (или) путевки; наличие у всех охотничьих билетов и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, составить список охотников с указанием фамилии, инициалов, номера охотничьего билета, указать даты и места охоты; указать свои данные, вид и количество охотничьих животных, подлежащих добыче, а также провести инструктаж.

Охотники обязаны осуществлять охоту на территории и в пределах норм добычи охотничьих ресурсов, указанных в разрешении (путевке), и только при охоте на копытных разрешение на добычу охотничьих ресурсов находится у лица, ответственного за осуществление коллективной охоты. При коллективной охоте на копытных и медведей ответственным может быть только уполномоченный представитель юрлица или индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение или обладающего правом долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочной лицензии.

Исключить случайности

Правила запрещают осуществлять добычу охотничьих животных с применением охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия ближе 200 метров от жилья. Также нельзя стрелять «на шум», «на шорох», по неясно видимой цели. Запрещено стрелять по пернатой дичи, сидящей на проводах и опорах (столбах) линий электропередач. Вдоль линии стрелков — когда снаряд может пройти ближе, чем 15 метров от соседнего стрелка — стрелять тоже не разрешается. Еще одно нововведение: нельзя организовывать загон охотничьих животных, при котором охотники движутся внутрь загона, окружая оказавшихся в загоне животных.

Охотник должен быть пешим

В документе прописаны и другие ограничения. Так, запрещается использование механических транспортных средств и любых летательных аппаратов для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи охотничьих животных. Но нет правил без исключения: этот запрет не действует, если речь идет об охоте на волков и шакалов с целью регулирования их численности или в научных целях.

Во время охоты нельзя пользоваться и плавательными средствами с включенным мотором, в том числе при движении лодок по инерции после выключения мотора для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи животных.

Запрещенный арсенал

Правила вводят запрет на применение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и комбинированного оружия (нарезного и гладкоствольного), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами для охоты на пернатую дичь. А вот на горную (кеклики и улары) и боровую (глухари, тетерева, рябчики, белая и тундренная куропатки и вальдшнепы) дичь в сезон охоты с таким оружием ходить можно.

На пернатую дичь, заметим, нельзя охотиться, заряжая гладкоствольное оружие пулями и дробью (картечью) крупнее 5 мм.

А во время коллективной охоты запрещено применять полуавтоматическое оружие с магазином вместимостью более пяти патронов.

Из пневматики разрешено стрелять только во время охоты на белку, летягу, бурундука, горлиц, рябчика, ворон (серую, черную и большеклювую) — если они отнесены законами субъектов РФ к охотничьим ресурсам.

Не стрелять!

Новые правила защищают права вальдшнепов: на них нельзя охотиться на утренней тяге. Кроме того, запрещено в период весенней охоты на пернатую дичь стрелять с подхода (за исключением охоты на глухаря на току). Запрещено охотиться на гусей в период весенней охоты на пернатую дичь, на самок уток, глухарей, тетеревов, на рябчиков. В этот сезон нельзя брать с собой на охоту ловчих птиц и охотничьих собак.

Разумеется, никто не отменил запрет на добычу «краснокнижных» животных.

Кстати, на днях депутаты Камчатки внесли в Госдуму законопроект, ужесточающий ответственность за незаконную охоту на животных, занесенных в Красную книгу, в том числе на камчатского кречета. Они предлагают дополнить УК РФ статьей «Незаконный оборот и содержание в неволе объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» и ввести штрафы от 200 тысяч до 1 млн рублей, а также возможность лишения свободы на срок до трех лет за противоправные действия в отношении этих животных.

Охотиться, но не издеваться

Отдельная глава правил — «Требования к отлову и отстрелу охотничьих животных». Они гласят, что отлов и отстрел «осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными». С точки зрения людей, охотой не занимающихся, звучит цинично, и, тем не менее, это важно. «Запрещается добыча охотничьих животных, находящихся в бедственном положении, беспомощном состоянии, на переправах через водные объекты, в условиях стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации, спасающихся от пожара, наводнения (в половодье), бури, в засуху, бескормицу, гололед», — читаем в документе. Амнистии не подлежат опять же волки, шакалы и вороны.

Далее: запрещено применение самоловов для добычи копытных животных и медведей, применение сетей и других ловчих приспособлений из сетей (за исключением применения при добыче норки и ондатры верш (мордушек), изготовленных из сетки с размером ячеи не менее 50 миллиметров.

Нельзя применять самострелы, падающие пики, крючья, ловчие ямы, «подрези», «башмаки» и «петли» (за исключением применения петель для охоты на волков и для отлова зайца-беляка в охотничьих угодьях, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).

Под запретом снотворно-наркотические, отравляющие и обездвиживающие вещества, взрывчатые вещества и электрошок. Нельзя применять на охоте электронные устройства, которые имитируют звуки, издаваемые животными. Аналогичный запрет распространяется на приманивание охотничьих животных ранеными животными.

Не разрешена добыча кабанов загоном, нагоном, а также с применением собак, охотничьих пород с 1 января по 28 (29) февраля, за исключением добора раненых кабанов. Непозволительно добывать медвежат в возрасте до одного года и самок с медвежатами.

Запретная зона

Правила не разрешают охотиться в охотничьих угодьях, расположенных на островах Северного Ледовитого океана и его морей: Колгуев, Вайгач. А также на расстоянии менее километра от среднегодового уреза разлива воды за последние 10 лет на реках: Волга, Дон, Кама, Ока, Урал, Шексна, Нева, Западная Двина, Северная Двина, Онега, Волхов, Ловать, Полисть, Шелонь, Вуокса, Свирь, Великая, Печора, Ветлуга, Ахтуба, Маныч, Кубань, Протока, Ея, Челбас, Бейчуг, Сосыка, Северский Донец, Хопер, Медведица, Самара, Бузулук, Иловля, Сал, Воронеж, Миус, Кума, Терек, Самур, Белая, Чусовая, Вятка, Клязьма, Цна, Мокша, Сура, Еурслан, Большой Иргиз, Молога, и образованных ими водохранилищах, а также озерах: Маныч-Гудило, Ладожское, Онежское, Чудско-Псковское, Ильмень, Чограй; на островах некоторых водоемов.

Сроки стали варьироваться

«Действующее сейчас постановление правительства РФ №18 об охоте крайне неудачное, в этом постановлении указаны жесткие сроки охоты, без учета особенностей региона, — рассказал BFM.ru Антон Берсенев. — В новых правилах гибкие сроки охоты, их разрешено устанавливать главам субъектов. Так, 10 дней отводится на охоту на боровую дичь (глухари, тетерева, вальдшнеп) и 10 дней — на водоплавающих (гусей и селезней). Охота на водоплавающих весной должна начинаться позднее, чем на боровую дичь — чтобы исключить негативное воздействие на гнездящиеся популяции птиц. Это нужно и для сохранения ресурсов и для сохранения охоты. Поэтому сезон охоты разбивается на два этапа: это компенсаторная мера».

«Приняты новые правила охоты, и как бы мы ни критиковали Департамент охоты Минприроды, следует признать, что в части весенней охоты правила биологически грамотны и продуманны. Жаль только, забыли включить пункт о возможном продлении сроков охоты при внезапно изменившихся погодных условиях. Сейчас многое зависит от региональных властей, причем как от руководителей охотничьей власти, так и от губернаторов и их отношения к охоте», — сообщает Сергей Фокин, эксперт «Российской охотничьей газеты»

Серые будни сделали с мужчины покорное существо, которое сразу после работы мчится домой, по выходным дням развлекает детишек или навещает любящую тещу. Поэтому найти место чисто мужскому занятию - охоте, просто необходимо. Вместе с верными друзьями, отслеживая и охотясь на дичь, мужчина не только получает моральное удовлетворение, но отдыхает душей и телом.

Однако не каждый человек имеет право на охоту. Прежде всего, ограничения существуют касательно использования оружия. Принятые еще в 2010 году Правила охоты в Российской Федерации ежегодно пополняются разнообразными изменениями. И в этот раз не обошлось без изменений.

Закон гласит, что к охотничьему оружию относится пневматическое огнестрельное оружие, в том числе с нарезным стволом. Поэтому, согласно 1 части, ст 3 Правилам Охоты 2015 года, используя нарезное оружие человек должен иметь при себе:

  1. Охотничий билет;
  2. Оружие;
  3. Разрешение на хранение, ношение и использование огнестрельного нарезного оружия;
  4. Разрешение, выданное в установленном порядке уполномоченным органом на охоту в определенных местах.

Запрещается охотиться возле жилых зданий ближе, нежели 200 м, в период, не установленный Законом, стрелять по неясной цели, электрическим проводам и дорожным знакам.

В 2015 году во время весенней охоты запрещается использовать нарезное оружие:

  1. В охоте на самок фазана;
  2. В охоте на водоплавающую и пернатую дичь, за исключением периодов, которые указаны в Правилах охоты от 2015 года.
  3. Истребления самок лосей, которые имеют годовое потомство;
  4. В охоте на самок кабана, которые имеют приплод;
  5. В охоте на пушных зверей;
  6. В охоте на боровую дичь: тундровой куропатки, глухаря, рябчика, тетерева, белая.

Однако все эти ограничения, указанные в разделе 7 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации касаются отдельных регионов государства и перечислены в п. 41. Они не имеют четких указаний касательно калибра и длины патрона.

Делая выводы, стоит отметить, что на зимнюю и весеннюю охоту введены ограничения касательно использования нарезного оружия с целью умножения потомства дичи и сохранности некоторых видов. Нарушение установленных правил влечет за собой лишения лицензии на охоту, запрет использования оружия и штраф в особо крупных размерах.

Статья: Правила охоты с нарезным оружием

Читайте также:


понедельник, 15 мая 2017, 10:07
Ловля спиннингом мало распространена во время ранней весны. Тем более, когда лед сошел не полностью ловля на спиннинг совсем редка. Не лежит душа у спиннингистов к ловле весной и все. Может, не доверяют этому периоду.


суббота, 11 февраля 2017, 8:38
Если вы решили поохотится на тетерева, то это время уже пришло. Отдавая предпочтение зимнему периоду, вы попадете на охоту тетерева в лунках. Как только выпадет снег и наступают холода, то эта птица ночует в больших сугробах снега и можно увидеть след после нее в виде двойной лунки.

Так можно охотиться с нарезным оружием или нельзя? Имеют ли право органы власти субъектов Российской Федерации запрещать или ограничивать использование нарезного оружия во время охоты?

По мнению О. Трушина "...согласно локальным нормативным актам, то есть правовым документам субъектов Российской Федерации... могут быть введены определенные ограничения на использование нарезного охотничьего оружия охотниками. Это могут быть соответствующие региональные правила охоты или постановления губернатора области" ("РОГ" № 3, 08г).


Часть наших читателей с такой постановкой вопроса категорически не согласна. В своих письмах они, ссылаясь на п. 3 ст. Конституции РФ, обращают внимание на тот факт, что "...не может субъект федерации или губернатор ограничивать права и свободы человека и гражданина. Такие права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вопросы правоотношений, возникающих при обороте охотничьего оружия на территории России, регулируются Федеральным законом "Об оружии", который не делегировал субъектам РФ или губернаторам полномочия на введения каких-либо ограничений на использование нарезного оружия охотниками".


Обычно в споре последнюю точку ставит суд. Вот и мы постараемся поставить такую точку, но, естественно, при помощи решений, вынесенных судебными органами.

Решением Верховного Суда РФ 15 августа 2007 года № ГКПИ07-385 признан недействующим пункт 22. 1 Типовых правил охоты в РСФСР в части запрета на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня.

В обосновании своего решения суд сослался на следующие нормы Федерального закона "Об оружии".

В силу статьи 3 данного закона к гражданскому оружию, предназначенному для охоты, относится и охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом.


Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет (ст. 13 ФЗ " Об оружии").


Федеральный закон "Об оружии" не разграничивает разрешенное к использованию для занятия охотой охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом по калибрам и видам применяемых патронов, а лишь определяет, что правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации (ст.24).

Поэтому запрет на применение малокалиберного охотничьего нарезного ружья во время охоты противоречит положениям Федерального закона "Об оружии".


Делая такой вывод, суд исходил также из того, что оспариваемый пункт Типовых правил не соответствует критериям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку используемый в нем термин "патрон бокового огня" не предусмотрен ГОСТ Р 51888-2002, утвержденным постановлением Госстандарта России от 25 апреля 2002 г. № 171-ст. Государственным стандартом РФ патроны, применяемые для стрельбы из гражданского огнестрельного нарезного оружия, подразделяются на патроны центрального боя и кольцевого воспламенения.


Суд не согласился и с доводом заинтересованного лица о том, что Федеральный закон "Об оружии" в силу специфики правового регулирования предусматривает лишь право на приобретение гражданами охотничьего оружия с нарезным стволом, а условия и порядок использования различных видов оружия в целях добычи объектов животного мира не регулирует.


Из преамбулы Федерального закона "Об оружии" следует, что он регулирует правоотношения, возникающие при обороте оружия.

Оборот же оружия включает в себя не только производство оружия, торговлю оружием, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, но и его использование (ст. 1).


Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2007 года № КАС07-581 вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.

При рассмотрении кассационной жалобы суд еще раз обратил внимание представителей Министерства сельского хозяйства РФ на следующее обстоятельство.

Не могли быть приняты во внимание как несостоятельные также утверждения о том, что согласно ч. 3 и ч. 5 ст. 40 ФЗ "О животном мире" при разработке правил, сроков и перечней орудий и способов добыче объектов животного мира права пользователей животным миром могут быть расширены или ограничены. Федеральный закон "О животном мире - это специальный Закон об использовании и охране объектов животного мира для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан.

В силу ч.3 ст. 40 этого Закона соответствующие специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания лишь наделены полномочиями по принятию правил, сроков и перечней орудий и способов добывания животного мира, разрешенных к применению, с последующим их утверждением Правительством Российской Федерации.

При этом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской, Федерации, права пользователей животным миром могут быть расширены или ограничены (ч. 5 ст. 40).


Однако такое ограничение не может противоречить Федеральному закону "Об оружии".

Ранее Верховный суд РФ признал недействующим п. 22.3 Типовых правил охоты в РСФСР о запрете применения на охоте пневматического оружия (Решение от 26 августа 2005 года № ГКПИ05-987).

Как мы видим, решения, принимаемые судами по вопросам отмены существующих ограничений и запретов применения на охоте нарезного оружия однозначно можно трактовать в пользу точки зрения, высказанной нашими читателями.


Таким образом, если региональными правилами охоты предусмотрен запрет или ограничение на применение на охоте нарезного оружия, то этот запрет или ограничение не соответствует ФЗ "Об оружии" и должен быть отменен.


Что же делать охотнику, столкнувшемуся с запретами на охоту с нарезным оружием?

"Друзья, охотники! Если ваши права нарушены, то не жалуйтесь, особенно чиновникам. Это им доставляет большое удовольствие, и они с этим большим удовольствием отказывают. Обращайтесь в суд, и справедливость будет восстановлена".


Вот с такими словами обращается к охотникам В. С. Кузнецов со страниц нашей газеты ("РОГ", № 46, 2007 г.). Он также пишет, что в этом он убедился на собственном примере. На запреты охотиться с малокалиберным нарезным оружием он подавал жалобы в Министерство сельского хозяйства РФ и администрацию Волгоградской области и везде получал от чиновников отказ. И только обращение в суд принесло свои результаты.


Именно в связи с его обращениями Верховный Суд РФ отменил запрет на охоту с малокалиберным нарезным оружием под патрон бокового огня, а Волгоградский областной суд отменил запрет на применение на охоте малокалиберного нарезного оружия под патрон центрального боя.


"Российская Охотничья газета № 17 - 2008 г."

По поводу использования нарезного охотничьего оружия по-прежнему периодически возникают разнообразные дискуссии на охотничьих форумах. Тема очень интересная, давайте посмотрим, как она решается законодательством. Основные нормы содержаться в Правилах охоты.

Пункт 53.3. устанавливает, что применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, запрещено за исключением осуществления охоты на горную и боровую дичь в сроки, указанные в пункте 41 Правил.

Пункт 41 регулирует сроки осуществления охоты во все иные сроки, помимо весенней. Значит, во всех случаях, кроме весенней охоты, действует правило, установленное п. 53.3.

Можно ли из нарезного оружия охотиться на птицу весной? – нельзя, только в сроки, указанные в п. 41 Правил.

Можно ли из нарезного оружия охотиться осенью в разрешенные сроки на утку? Нельзя. Только на боровую и горную дичь.

Можно ли охотиться из нарезного на глухаря осенью в разрешенные сроки? Можно. Это боровая дичь.

Можно ли в эти же сроки на вальдшнепа? Вроде бы можно, вальдшнеп в целях применения Правил охоты отнесен к боровой дичи. (п.31.5.). Но на самом деле – нельзя – п. 42 устанавливает, что охота на вальдшнепа осуществляется только с использованием гладкоствольного оружия.

Теперь, что касается применения нарезного орудия при охоте на зверя.

53.5. применение на коллективной охоте для добычи охотничьих животных полуавтоматического оружия с магазином вместимостью более пяти патронов.

Значит ли это, что полуавтоматическое оружие с большим магазином может использоваться на индивидуальных охотах? Да, может.

Можно ли применять нарезное оружие для охоты на копытных и медведя? Да, С одним ограничением, указанным выше для коллективной охоты.

Можно ли применять нарезное оружие для охоты на пушных зверей? Не на всех. Согласно п. 34 охота на сусликов, кротов, хомяков, бурундуков, ондатру, выдру, ласку, водяную полевку осуществляется при помощи самоловов. Это значит, что на прочие виды можно охотиться и иными способами, в том числе – и огнестрельным оружием, в том числе и нарезным.

Бобра можно добывать с нарезного, а ондатру – нельзя.

Самый же сложный для практики вопрос состоит с регулированием вопросов калибра нарезного оружия. В Правилах этот вопрос вовсе не урегулирован, не упоминается в них слово калибр. А ведь в старых правилах это было, да и практическая целесообразность регулирования этого вопроса, похоже, существует.

Для тех, кто не захочет читать довольно сложный текст дальше, сразу укажем вывод - по существующим правилам можно на любое животное охотится с любым калибром нарезного ствола. И региональные власти не имеют права устанавливать здесь какие-то ни было ограничения. Можно по птице - 9,3, можно по медведю - 5,6. Нет ограничений.

В старых, «Типовых правилах охоты в РСФСР», действующих в период с 1988 по 2013 года такая норма была – там устанавливался запрет на применение малокалиберного нарезного оружия под патрон бокового воспламенения для целей любительской и спортивной охоты. Однако в 2007 году было принято решение Верховного суда, отменившее этот запрет, как не соответствующий законодательству. Поэтому первый вопрос для обсуждения касается оснований и обоснованности этого решения высшей судебной инстанции.


Второй вопрос состоит в том, что действующие прежде правила были, как сказано выше типовыми. Т.е. на основе их областные, краевые и республиканские власти создавали свои правила, включая в них дополнительные ограничения по использованию нарезного оружия. И после принятия закона «Об охоте» и Правил охоты 2010 года органы власти субъектов захотели продолжить свое нормотворчество. При этом возникли дополнительные коллизии в трактовке их права на корректировку федеральных норм. Одни считают, что у них есть такое право, а другие – отрицают его.

Вот из переплетения ответов на два этих вопроса – о возможности установления запретов вообще и о возможности установления запретов на местах - и возникает вся сложность и запутанность, часто сбивающая с толку не только рядовых охотников, но и юристов.

Однако, прежде чем пытаться эту запутанность преодолеть, нужно сначала попытаться ответить на не-юридический вопрос. А надо ли вообще регулировать применение видов охотничьего оружия законом или охотники и сами знают, какое оружие им надо использовать и когда. Или – еще шире: надо ли регулировать применение орудий и способов охоты?

Скажем, надо ли устанавливать требования о запрете ногозахватных капканов? Ведь наши охотники достаточно гуманны и сознательны, что сами будут использовать только мгновенно убивающие - проходные.

Надо ли запрещать охоту из 7,62х39 по крупному зверю, ведь охотники и сами прекрасно понимают, как велика опасность подранков и сколько мучений можно принести зверю таким ранением?

Надо ли запретить стрелять крупным калибром по тетереву, сидящему на дереве? Настоящие охотники ведь понимают, что птица будет разбита и никогда не руководствуются принципом – «зато попал».

Другими словами – надо ли отдать право выбора орудия охоты охотникам в расчёте, что они сами все сделают правильно?

Ответ на вопрос о необходимости регулирования калибров зависит от этого нравственного выбора. Одни считают, что охотники и «сами с усами». Другие – что плохих парней еще очень много и для них надо установить правила.

Я отношусь к последним. Конечно, глубина этого регулирования может быть различной – можно ведь прописать каждую мелочь, а можно лишь самое необходимое. На мой взгляд, в законе должны быть прописаны правила, обеспечивающие возможность наказания людей, намеренно использующих такие виды орудий охоты, применять которые не этично. Например, сейчас ведь никак не накажешь тех, кто палит из крупного калибра по птице ради развлечения. Или тех, что применяют малокалиберное оружие для охоты по крупному зверю, не озаботившись большим числом подранков. При таком подходе – регулирующих норм будет немного, и они не вызовут никаких помех для большинства охотников, соблюдающих правила.

Теперь можно снова обратиться к существующим правовым нормам и их трактовке.

Вот каким образом Верховный суд трактует вопрос о соотношении федеральных Правил охоты и региональным законодательством, регулирующим параметры охоты. Суд делает это в отношении конкретного спора по поводу установления запрета на право использования нарезного оружия для охоты на барсука и лисицу. В Кемерово запретили такую охоту, но ВС говорит, что это неправильно.

Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вопросы природопользования и сохранения природных ресурсов отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).

По указанному предмету совместного ведения к полномочиям Российской Федерации Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ в числе прочих отнесено утверждение Правил охоты (п. 6 ст. 32).

В качестве полномочий субъектов Российской Федерации этим же Федеральным законом названы определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (п. 1 ч. 1 ст. 33), разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, выдача и аннулирование охотничьих билетов, установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты (п. п. 2, 3, 4 ст. 34), и иные полномочия.

Право утверждать правила охоты субъектам Российской Федерации не предоставлено.

Правила охоты, как следует из положений ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, представляют собой основу осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и являются обязательными для исполнения в сфере охотничьего хозяйства. Правилами охоты устанавливаются ограничения охоты.

К ограничениям охоты ст. 22 указанного Федерального закона отнесено установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, которые должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных.

Главное здесь вот в чем. Статья 23 закона «Об охоте» устанавливает, что ограничения, предусмотренные в статья 22 устанавливаются только Правилами охоты. А субъекты могут только установить «виды разрешенной охоты параметры охоты в соответствующих охотничьих угодьях».

Таким образом в перечень ограничений, которые неподвластны субъектам федерации попадают:

4) установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц;

5) определение сроков охоты;

6) иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения охоты.

Кроме того, как сказано в 23 статья закона, только Правила охоты устанавливают следующие нормы:

Требования к охоте на копытных животных;

Требования к охоте на медведей;

Требования к охоте на пушных животных;

Требования к охоте на боровую дичь, степную и полевую дичь, болотно-луговую дичь, водоплавающую дичь, горную дичь и иную дичь;

Требования к охоте с собаками охотничьих пород и ловчими птицами;

Требования к отлову и отстрелу охотничьих ресурсов;

Требования к сохранению охотничьих ресурсов, в том числе к регулированию их численности;

Требования к продукции охоты;

Иные параметры осуществления охоты.

Получается, что все параметры охоты (раз стоит формулировка – иные) определяются только Правилами охоты.

А что же такое «параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях»? Думаю, что этого не знает никто. Отсюда и вся путаница.

Субъекты говорят, что у них есть право определять параметры в соответствующих охотничьих угодьях, т.е. своих, на территории области, а федерация говорит нет – и орудия добычи определяют Правила, и сроки охоты определяют Правила, и запреты охоты устанавливают Правила, и даже иные тоже устанавливают тоже Правила.

А решение Верховного суда, данное в отношении конкретного спора как раз эту федеральную позицию и поддержало. Все установлено в Правилах!

И тут можно было бы поставить точку, не будь в законе «Об охоте» еще вот такого: п.4.2. ст. 33 устанавливает, что «уполномоченный федеральный орган согласовывает введение органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений охоты». И даже есть Постановление ВС N 56-АД13-7, в котором сказано, что субъект может изменить сроки охоты только на основании Правил и только по согласованию с федеральным органом.