Канадские танки. Канадская армия делает ставку на танки

В 1941 году канадской промышленностью, осваивавшей выпуск американских танков М4 "Шерман" , был создан собственный вариант этой машины - танк "Рэм". Шасси и компоновка этого танка были выполнены, как на М4. На первой модификации "Рэм" слева от места водителя устанавливалась пулеметная башенка, а в бортах корпуса были предусмотрены входные люки. На второй модификации - носовой пулемет установлен в шаровой установке в лобовом листе корпуса, а боковые люки упразднены. Танк поступил на войсковые испытания, но каких-либо преимуществ по сравнению с М4 не продемонстрировал. Вооружение его - 57-мм пушка, было признано недостаточным. Шасси было использовано для создания многочисленных специальных машин, которые широко использовались во время второй мировой войны: командирский танк "Рэм", зенитная самоходная установка "Скинк" со счетверенной системой 20-мм пушек "Полстен", бронетранспортер "Рэм Кенгуру" и т.д.

До начала Второй мировой войны считалось, что канадская промышленность не сможет самостоятельно развернуть танковое производство, и не ожидалось, что война приведет к появлению новой отрасли в стране. К началу войны канадские танковые части были оснащены британской техникой. Однако военные успехи Германии при вторжении в Польшу, а вскоре во Францию и Фландрию потребовали расширения производства машин для Британии. Весной 1940 г. "Канадиэн Пасифик" получила британский и вслед за ним канадский заказы на "Валентайн", последние предназначались для Канадской танковой бригады. Поражение Франции, опасность германского вторжения на Британские острова привели к наращиванию производства бронемашин и другого военного снаряжения в Канаде, а формирование двух канадских бронетанковых дивизий летом 1940 г. увеличило суммарный заказ до 1000 крейсерских машин. Серьезная нехватка танков в Великобритании не оставляла надежды на то, что их производство можно наладить вне Объединенного Королевства. В то же время американское танкостроение, хотя и расширялось, не могло удовлетворить потребности Канады.

Тогда приняли решение создать Танковый арсенал в Канаде под руководством фирмы "Монреаль Локомотив Воркс" с помощью ее материнской фирмы - "Америкэн Локомотив". Затем решили, что основой машин канадского производства будут американские, пока еще опытные М3, что привело к экономии времени. К осени 1940 г. стало ясно, что многие технические решения, внедренные в М3 американской артиллерийско-технической службой не удовлетворят британских и канадских пользователей - в частности высокий силуэт, размещение основного вооружения в спонсоне, недостаточная броневая защита и отсутствие радиостанции в башне. После долгих обсуждений межведомственный Танковый комитет решил в январе 1941 г. продолжить разработку канадской машины с использованием узлов и агрегатов М3, но с корпусом и башней, соответствующими канадским требованиям, и с основным вооружением британского образца. Эта машина стала известна под названием "Рэм" (семейное прозвище генерала Ворсингтона, командовавшего канадскими бронетанковыми войсками). Ответственность за разработку возложили на "Монреаль Локомотив Воркс" при руководстве со стороны канадского Управления снаряжения и снабжения, с консультациями с Британской танковой миссией в Америке и министерством государственной обороны.

Ходовой прототип построили в июне 1941 г., а доводка продолжалась в течение года. Получение броневых плит в Канаде, их термическая обработка, формовка и машинная обработка вызывали большие трудности, которые облегчались поставкой башен и литых верхних частей корпуса американской фирмой "Дженерал Стил Кастингс". Планировалось использовать установку с 6-фунтовой (57-мм) пушкой британского образца, но не успели, поэтому маску и механизм наведения разработали в Канаде. Пока осваивалась в производстве орудийная установка с 6-фунтовой пушкой, первые пятьдесят машин вооружили 2-фунтовой (40-мм) пушкой и назвали "Рэм" Мк I. Серийные танки с 6-фунтовым орудием получили обозначение "Рэм" Мк II, их полномасштабное производство началось в январе 1942 г. Летом 1941 г. опытную модель "Рэм" передали Армии США, испытав на Абердинском полигоне с британским экипажем и под наблюдением офицера американской артиллерийско-технической службы. Американский Т6 (прототип среднего М4) имел некоторые черты, подобные "Рэм", особенно примечательными были форма корпуса и люки-лазы в бортах. Однако большинство совпадений были практически случайными. При создании Т6, как и "Рэм", старались устранить недостатки, присущие среднему танку М3.

"Рэм" не применялись в боевых условиях, большинство из них использовалось только в качестве учебных в Канаде или Великобритании. Многие танки впоследствии переделали в специальные машины - прежде всего, в БТР типа "Кенгуру", - описанные ниже. "Рэм Кенгуру" снабдили батальоны БТР 79-й бронетанковой дивизии в ходе кампании в Северо-Западной Европе. Они стали первыми гусеничными БТР типа "Кенгуру", использовавшимися в большом количестве британскими войсками. Эти машины оставались на вооружении в течение ряда лет и после войны. Пока не появились специально разработанные БТР.

Шасси "Рэм" повторяло по конструкции американские с подвеской с вертикальными спиральными пружинами. Нижняя часть корпуса собиралась из бронелистов клепкой, а верхняя, как и башня, - отливалась из броневой стали. Двигатель, как и на М3 - "Континенталь" R-975. "Рэм" Мк II имел гироскопический стабилизатор основного вооружения и герметизированный погон башни. Привод поворота башни - гидравлический. Гусеницы были канадской разработки, известной под маркой СDP, и в целом превосходили стальные и обрезиненные, выпускавшиеся для средних танков серии М4, были проще и дешевле в производстве, обеспечивали лучшее сцепление.

Некоторые усовершенствования и модификации вводились в "Рэм" и по ходу их производства. Так появился вентилятор для охлаждения масла в трансмиссии, устранили бортовые люки-лазы и пулеметную башенку, лючки для стрельбы из личного оружия в башне, добавили эвакуационный люк в днище и модифицировали двигатель под бензин с октановым числом 80. Общий выпуск "Рэм" II составил 1094 машины.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

5790 мм

ширина

2870 мм

высота

2670 мм

Экипаж

5 человек

Вооружение

1 х 57 -мм пушка 2x7, 62-мм пулемета

Боекомплект

70 снарядов 4250 патронов

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя

карбюраторный "Форд", тип GАА-V8

Максимальная мощность

500 л.с.

Максимальная скорость

40 км/час

Запас хода

160 км

Танк "Рэм". Модификации

  • БТР "Рэм Кенгуру" . Башня с вооружением и часть оборудования снимались, что позволяло размещать до 11 пехотинцев. На каждом борту корпуса крепились поручни и ступени.
  • Бронированный артиллерийский тягач "Рэм". Для буксировки 76-мм ПТП. Расчет и боекомплект перевозились в машине. Аналогичен "Кенгуру".
  • Транспортер боеприпасов "Рэм". Машину, известную как "Уоллоби" ("кенгуренок"), переделали из танка подобно "Кенгуру", но приспособили под боеукладку для 87,6-мм выстрелов для САУ "Секстон".
  • "Рэм" ОР/командирский , переделанный из "Рэм" II. Машина оснащалась муляжом пушки, дополнительной радиостанцией, антеннами и катушками для прокладки телефонного кабеля. В 1943 г. выпущено 83 машины.
  • "Рэм" GРО . Подобен "Рэм" ОР, но с оборудованием, включавшем громкоговоритель "Тэнной" для старших офицеров батарей в полках самоходных орудий.
  • БРЭМ "Рэм" АRV Мк I. "Рэм" Мк I, переделанный в БРЭМ с лебедкой.
  • БРЭМ "Рэм" АRV Мк II . "Рэм" Мк II с муляжом башни с орудием, передней (съемной) и задней стрелами, сошником. Основные характеристики близки БРЭМ "Шерман" АКV Мк II.
  • Инженерная машина "Рэм" АVRЕ ("бронемашина Королевского инженерного корпуса"). Две машины переделали в 1943 г. В качестве стандартной машины АVRЕ выбрали переделанный "Черчилль", а "Рэм" оставили в резерве.
  • ЗСУ "Рэм" QР . В конце 1942 г. предприняли попытку создать самоходное шасси для 94-мм зенитной пушки. Испытали различные варианты установки, включая экранированную щитами. После испытания проект остановили.
  • Самоходный огнемет "Рэм" . Небольшое количество БТР "Кенгуру" переделали в Канаде под огнеметное оборудование "Уосп" II. Известен также как "Бэджер" ("Барсук").
  • "Рэм" с 75-мм пушкой . Испытывалась одна машина с американским 75-мм орудием М3. Проект остановили.
  • Самоходный прожектор "Рэм Сечлайт" . Войсковая переделка 1945 года с установкой на "Рэм Кенгуру" 1016-мм прожектора и с электрогенератором для освещения ВПП и т.п. во фронтовой зоне для ночных операций.

Источники:

  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Chris Ellis, Peter Chamberlain - AFV No. 13 - Ram and Sexton;
  • R. P. Hunnicutt. Sherman. A history of the American Medium Tank;
  • Roberts, Paul - The Ram - Developments and Variants.

Официальное обозначение: “Ram”
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1940 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1941-1943 гг., построено 1949 единиц.

Предисловие

Неожиданная, но вполне закономерная, потеря большей части танков Королевского Танкового Корпуса Великобритании в срочном порядке заставила искать пути для восполнения потерь. Собственных производственных мощностей было явно недостаточно и к работе начали подключать ресурсы находящиеся в заморских владениях. В промышленном отношении самым развитым из доминионов была Канада. К 1940 году на её территории уже действовали сборочные цеха фирмы Monreal Lokomotive Work, которая, являясь дочерним предприятием концерна American Locomotive Company, должна была заниматься сборкой американских танков.

Вообще планы были огромными. После совещания представителей военных ведомств США и Великобритании был намечен выпуск 1000 средних танков ежемесячно с началом поставок готовой продукции не позднее мая 1942 года. Несколько ранее британское правительство решило использовать канадские предприятия для собственных нужд и переименовало Monreal Lokomotive Work в Canadian Tank Arsenal. В итоге канадская военная промышленность начала поставлять и . Но этого было мало.

Незадолго до переориентации производства MLW получила полный пакет документации для выпуска средних танков М3, имевший британское обозначение “Lee”. В текущем виде “американец” далеко не полностью устраивал Королевский Танковый Корпус и в экспортном варианте под обозначением “Grant” он получил новую башню и частично измененное внутреннее оборудование. Канадские инженеры решили пойти дальше и радикально доработать конструкцию М3 под британские стандарты, превратив его в более полноценный танк крейсерского типа. Танк получил название “Ram” , что дословно переводится с английского как “баран”. Сам факт привлечения к работе канадских специалистов уже говорил о многом – фактически это было признание не только мощности предприятий, но и опыта конструкторских коллективов.

История создания танка “Ram”, 1938-1945 гг.

Объём и направление доработок определили сразу. Размещение 76,2-мм пушки в бортовом спонсоне и огромная высота американского танка явно не входили в число достоинств М3. Отсюда следовало, что корпус и башня были нужны абсолютно новые.

Сравнительно с ранними вариантами М3 имевшими клепаный или сварной корпус канадского танка подвергся радикальным изменениям. Прежде всего, он отличался цельнолитой верхней секцией немного уменьшенной по высоте. В передней части установку орудия в бортовом спонсоне полностью ликвидировали, а её место занял прямоугольный люк со смотровой щелью откидывающийся вверх. Таким образом, место водителя и органы управления танком размещались теперь справа. С левой стороны, где находилось место радиста, установили небольшую цилиндрическую башенку с одним 7,62-мм пулеметом Colt-Browning M1914, заимствованную от танка М3. С рациональной точки зрения такое конструктивное решение труднообъяснимо, поскольку углы вращения башенки были весьма ограниченными. Тут явно прослеживается аналогия с крейсерским танком , но зачем этот анахронизм надо было использовать на канадском танке остаётся не совсем понятным. Не исключено, что свою роль сыграл “корпоративный дух” с британскими танкостроителями. Также спереди монтировались элементы трансмиссии. Важной особенностью танка “Ram” была усиленная до 87 мм лобовая броня.

Боевое отделение, занимавшее среднюю часть корпуса, сохранило компоновку от М3. В бортах выпуклой формы, с сильно развитыми нишами нависавшими над гусеницами, оставили эвакуационные люки. Внутри корпуса размещался боекомплект из 92 выстрелов и часть оборудования, а на крыше была установлена башня увеличенных размеров. В её наклонном лобовом бронелисте был выполнен прямоугольный вырез под установку 2-х фунтового орудия (Ordnance QF 2 pounder, метрический калибр 40 мм) с боезапасом 171 выстрел. Рядом, с левой стороны, находился башенный 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1914. Также была предусмотрена возможность установки зенитного пулемета Colt-Browning M1919A1 на крыше башни. Борта, как и задняя стенка башни, были практически вертикальными и ближе к кормовой части в них установили по одному смотровому прибору. На крыше находился круглый командирский люк и вывод под антенну радиостанции. Экипаж танка теперь состоял из 5 человек: командир, водитель, заряжающий, артиллерист и радист-пулеметчик.

В задней части корпуса располагался 9-цилиндровый бензиновый двигатель Continental R-975 максимальной мощностью 400 л.с., система охлаждения, топливные и масляные баки. Ходовая часть почти без изменений перешла от танка М3 образца 1940 года. Применительно на каждый борт имелось по три тележки с пружинной амортизацией. Конструктивно тележка состояла из следующих компонентов: два обрезиненных опорных катка подвешивались на маятнике с помощью напряженных горизонтальных спирально-винтовых пружин, защищенных бронекожухом. На верхней части тележки монтировался ролик, поддерживающий верхнюю ветвь гусеницы. тележка в сборе крепилась к нижнему бортовому бронелисту корпуса при помощи болтов. Гусеница собиралась из стальных траков с резиновыми вставками, имевшими ширину 406 мм.

Первый прототип танка “Ram” сошел со сборочного конвейера уже 30 июня 1941 года. Танк сразу же был отправлен в тренировочный центр в Кингстоне, где прошел усиленные испытания. Некоторую заинтересованность в танках “Ram” выразили и американцы. В том же году велись переговоры о поставке одного танка для испытаний и 18 июля “пилотный” образец был отправлен на Абердинский танковый полигон. Повторные испытания в США также прошли без особых проблем, и в октябре 1941 года “Ram” снова вернулся в Канаду.

Как и следовало ожидать канадский вариант, по некоторым параметрам, оказался лучше американского М3, так что в скором времени был оформлен первый контракт CDLV 283 на производство 50 танков модификации Mk.I. Согласно плану производства крейсерских танков, утвержденного 28 июля 1941 года, график выпуска “Ram” Mk.I был следующим: июль – 2 дополнительных прототипа, август – 3 первых серийных танка, сентябрь – 7, октябрь – 17, ноябрь – 22 и декабрь – 48. Таким образом за вторую половину 1941 года предполагалось построить 99 танков, однако в скором времени заказ скорректирован в сторону уменьшения.

Поставка серийной продукции состоялась в апреле-августе 1942 года, но в виде полноценных танков “Ram” первого варианта прожили недолго. Несмотря на некогда мощное бронирование танк морально устаревал. Спустя полгода после его появления вермахт уже успел обзавестись значительным количеством танков Pz.IV модификаций Ausf.F2 и Ausf.G вооруженных 75-мм длинноствольной пушкой. Вдобавок, американцы смогли наладить поточное производство танков М4 “Sherman” и необходимость в аналогичной машине, к тому же оснащенной более слабым орудием, оказалась излишней.

Использовать свои танки в боях канадцы так и не решились. Собственно, их главной задачей с первого дня появления стало обучение танковых экипажей. Из 50 собранных танков только 10 остались в Канаде, а остальные были отправлены в Великобританию и попали в танковые школы. Отзывы о “Ram” Mk.I были, в целом, положительными. Эти машины обладали небольшим количеством дефектов, но когда подсчитали стоимость каждого танка (а она составила, в зависимости от комплектации от 50.000 до 100.000$), то решили, что производство Mk.I является слишком дорогим удовольствием. И всё же, выпуск танков “Ram” был продолжен, но уже в модифицированном виде. В рамках трехстороннего соглашения на предприятиях Monreal Lokomotive Work предстояло собрать 1350 танков “Ram” Mk.II.

От первого варианта Mk.II отличались измененным вооружением – вместо явно устаревшей 40-мм пушки танк получил более мощное орудие калибра 57-мм (Mk.II Ordnance QF 6 pounder). Боекомплект правда уменьшили до 92 выстрелов. Также была демонтирована передняя пулеметная башня, вместо которой применили обычную шаровую установку установленную в удлиненной рубке, что также стало характерной особенностью “Ram” Mk.II. Танки собранные по последнему контракту получили корпуса без бортовых люков и 57-мм пушки Mk.III Ordnance QF 6 pounder с удлиненным стволом.

Вторая и последняя модификация “Ram” была выпущена в количестве 1898 (по другим данным – 1094) танков. Поставки серийной продукции были полностью завершены 11 августа 1943 года. Наиболее интересным моментом является тот факт, что из этого числа только 277 танков остались в Канаде, а 1671 танк отправили в Великобританию. По данным Департамента боеприпасов и обеспечения (Department of Munitions and Supply) всего было построено 1949 танков “Ram” всех модификаций, что на один больше, чем указано в армейских списках.

В боевых действиях ни одному танку “Ram” принять участия не удалось. Даже после появления модификации Mk.II канадская машина явно уступала немецкими средним танкам типа Pz.Kpfw.IV, так что её боевая ценность была бы невысокой. Основной задачей канадских “баранов” стало обучение танковых экипажей по обе стороны океана. В этом качестве танки использовались чуть более года, причем по меньшей мере один “Ram” был доработан для обучения водителей. С этой машины была снята башня, но вырез не “зашивался” как в случае с БТР, а накрывался просторной трехместной кабиной.

Тем не менее, большинство “Ram” в течении 1943-1944 гг. было переделано в различные вспомогательные машины. Остальные “Ram’, формально ещё остававшиеся “крейсерскими” продолжали свою службу в качестве учебных – окончательные вывод канадских танков из эксплуатации начался в июле 1945 года.

Вариабельность конструкции Модификации танка “Ram”, 1942-1945 гг.

В силу объективных причин танкам “Ram” не пришлось “понюхать пороху”, но зато они послужили хорошей основой для различного рода гусеничных бронемашин, без которых не могли обойтись ни танковые войска, ни пехота.

“Ram Kangaroo” – вообще название “кенгуру” присваивалось всем бронированным вспомогательным машинам, базой для которых послужили как американские танки М3 так и, соответственно, канадские “Ram”. Не трудно догадаться, что переделка танка в БТР (он же БРЭМ и артиллерийский тягач) сводилась к следующим действиям. Башня с вооружением полностью демонтировалась, вырез в корпусе закрывался круглой бронеплитой в которой, со смещением вправо, выполнялся более вырез меньшего диаметра под установку пулеметной башенки. После демонтажа внутреннего оборудования и сокращения экипажа до водителя и командира внутри боевого отделения можно было разместить 11 солдат.

Процесс переделки танков в БТР начался в конце 1943 года, когда боевая ценность любой из модификации “Ram” ставилась под большое сомнение. Впрочем, танки стали прибывать на склады ещё раньше – в июле.

Именно в таком виде первые “Ram” прибыли в Европу после высадки союзников в июне 1944 года. Сколько именно канадских БРЭМ было доставлено во Францию сейчас сказать проблематично, но вполне вероятно, что их было не менее 100 штук. В конце 1944 года большинство из канадских “кенгуру” стали отводить в тыл, но некоторые машины продолжали служить вплоть до капитуляции Германии.

“Ram” ARV – бронированная ремонтная машина (armored recovery vehicle). Модификация ARV представляла собой тот же серийный танк оснащенный дополнительным внешним оборудованием. Так, бывшие танки Mk.I получили лебедочный механизм установленный на крыше моторного отделения, а танках Mk.II, кроме этого, настоящую башню заменили на макет.

“Ram” ARVE – более глубокая модернизация, приведшая к созданию бронированной инженерной машины (Armoured Recovery Vehicle, Engineers). В качестве основы послужил танк модификации Mk.II, на котором вместо демонтированной башни была установлена бронированная рубка с макетом орудия и размещено дополнительное инженерное оборудование и компоненты ремонтных комплектов.

“Ram” BARV – специализированная “пляжная” модификация БРЭМ (Beach Armored Recovery Vehicle), отличавшаяся от ARV наличием высокой и длинной бронированной рубки вместо башни. Доработки проводились на танке с серийным номером СТ40322 по аналогии с американским “Sherman” BARV. Готовились эти машины для предстоящей высадки в Нормандии, однако впоследствии от канадского варианта отказались.

Ram Gun Tower – бронированный тягач для буксировки 17-фунтового (76,2-мм) противотанкового орудия Ordnance QF 17 pounder. Как правило, это были обычные танки “Ram” Mk.II с демонтированными башнями и буксировочным крюком. В этом качестве использовалось несколько десятков бывших танков “Ram”.

Сравнительно массовой модификацией стал бронированный командно-наблюдательный пункт C/OP (Ram Tank Command/Observation Post, но иногда можно встретить и другие обозначения, например Ram OP/Command ). В зарубежных изданиях указывается, что в период с конца 1943 до января 1944 года в общей сложности было переделано 84 танка «Ram» Mk.II. С танков снималась 57-мм пушка и заменялась её муляжом, а на освободившемся месте монтировалось дополнительное радиооборудование. Часть машин C/OP была передана в состав 15-й и 23-й полевых полков 4-й танковой дивизии. Как можно догадаться, использовались эти машины офицерами передового наблюдения (Forward Observation Officers), при этом экипаж увеличивался до 6 человек.

Не обошли стороной и огнеметную модификацию. Машин такого типа канадская армия до Второй Мировой войны не получала вообще, поэтому не удивительно, что на базе «Ram» Mk.II решили создать огнеметный танк. Первый опытный образец, как это ни странно, ранее уже был переделан в «Kangaroo», но в 1944 году его ещё раз модифицировали. Верхняя пулеметная башенка оставалась без изменений, но в шаровой установке корпуса монтировался огнемет Ronson «Wasp II» (такой же, как на транспортерах Universal Carrier). Танк получил название «Ram Badger» (в некоторых источниках “Ram Wasp” ) и в целом удовлетворял требованиям военных. Сведения о количестве построенных машин отсутствуют. Не исключено, дело ограничилось только опытными образцами. Также приводятся данные о том, что в скором времени появилось более рациональное решение – огнемет был перемещен в башню, соответственно, орудие при этом демонтировалось.

Ещё одной “командной” модификацией стал “Ram” GPO – это были специализированные танки предназначенные для артиллерийских наблюдателей (Gun Position Officer), во многом соответствовавшие варианту ОР, но оснащенные дополнительным оборудованием. В частности, на GPO устанавливалась система связи типа Tannoy.

Кроме того, танки “Ram” послужили базой для нескольких экспериментальных машин, причем не только вспомогательных. Как и в США после появления известий о новых немецких танках канадские инженеры приступили к разработке противотанковой самоходной установки. В общем-то не удивительно, что для этого был выбран танк “Ram”, а если быть более точным – его шасси. В качестве образца для подражания послужил широко известный американский “истребитель танков” М10. Для самоходки был сделан новый корпус, который был практически аналогичен М10 с незначительными изменениями. Башня также была новой, открытой сверху, с рациональными углами наклона вертикальных бронелистов. Вооружение САУ состояло из одной 3-дюймовой (76,2-мм) противотанковой пушки. В целом, был получен практически полный аналог М10, производство которого можно было без проблем развернуть на канадских предприятиях, но с 1943 года серийно уже выпускалась американская самоходка и необходимости в её канадской версии не ощущалось.

Также была предпринята попытка превратить “Ram” в зенитную самоходную установку. В данном случае доработки были менее радикальные, хотя внешний облик машины сильно изменился. Танковая надстройка корпуса полностью срезалась до уровня гусениц и заменялась более низкой, полностью закрывавшей только моторное отделение. На месте башни, на тумбовой установке, размещалось 3,7-дюймовое зенитное орудие. От пуль и осколков зенитчиков защищал пятигранный щит с передними скошенными панелями. Насколько можно судить ходовые испытания прошли успешно, а вот на огневых зенитный вариант “Ram” выглядел не столь хорошо. В результате проект был закрыт, тем более, что к тому времени те же американцы взялись за сборку ЗСУ аналогичного типа.

Помимо этого шасси танка “Ram” послужило основой для создания самоходной установки “Sexton” . На этот раз заказчик в лице британского правительства был кровно заинтересован в приобретении САУ оснащенной отечественным орудием, а не американским. Как следствие, вместо 105-мм гаубицы М2А1 была установлена британская 25-фунтовая гаубица (калибр 87,6-мм) в новой неподвижной рубке. Первые 125 самоходок (включая один прототип) строились как-раз на базе танка “Ram” и получили название “Sexton”I. Все остальные серийные САУ оснащались ходовой частью от танка “Grizzly” (адаптированная канадская версия М4А1). Для подвозки боеприпасов к огневым позициям самоходок дополнительно разработали транспортер под названием “Wallaby” , представлявший собой ещё одну вариацию танка “Ram” с демонтированной башней.

Ещё одной модификацией, также не ставшей серийно, стал мостоукладчик. Для доработок был выбран танк “Ram” Mk.II, который оборудовали мостом (крепился в передней части корпуса на уровне верхней ветви гусеницы) и тросовым механизмом спуска.

В середине войны история развития танка “Ram” получила весьма неожиданное продолжение. В марте 1943 года была генштаб канадской армии посчитал, что танковым частям необходимо иметь более легкий крейсерский танк, чем аналог . По всей видимости, чтобы не сбивать темп производства, было решено разработать облегченную версию того же “Ram”.

Новый танк, получивший название “Sheep” (“Овца”) , отличался меньше толщиной бронелистов и модифицированным корпусом. В общем-то, определенный смысл в появлении такого танка был, но фактически облегченный “Sheep” занимал бы промежуточное положение между “Ram” и американским М5 “Stewart”. Немного поразмыслив был сделан вывод, что тратить средства на постройку даже одного прототипа будет неразумно, в виду наличия аналогичных боевых машин, и этот проект был закрыт всего через несколько месяцев. Успели построить только полноразмерный деревянный макет, который был установлен на шасси грузового автомобиля Ford 15-cwt.

Этот средний танк был разработан в начале Второй мировой войны для нужд канадской армии. Из-за низкой огневой мощи первая версия «Рэм» была произведена в ограниченном количестве. В массовое производство был запущен второй усовершенствованный вариант, а к 1943 году было собрано около 2000 таких машин. Однако эта техника служила только для обучения, канадская армия предпочитала использовать новые более мощные модели, созданные союзниками.Во время Второй мировой войны крупные военные державы начали гонку вооружений, которая в основном заключалась в усовершенствовании и увеличении производства бронетехники. Германия, Россия, США и Соединенное Королевство направили все свои научные и технологические ресурсы в эту сферу деятельности.В связи с этим были мобилизованы финансовые и промышленные средства. Германия по сравнению с США в этом отношении была поставлена в менее благоприятные условия.

Другие менее богатые и менее развитые промышленно страны, к примеру Италия и Канада , не хотели отставать и тоже преисполнились энтузиазма, но особых успехов не достигли: несмотря на то, что им удалось разработать прекрасные опытные модели, в частности канадские прототипы, как правило к моменту изготовления они оказывались устаревшими, поскольку армия союзников и страны сил «Оси» в это время занимались разработкой более мощных моделей.В 1940 году канадские танковые войска располагали в общей сложности всего 30 танками различных типов. В то время было невозможно приобрести новые модели, поскольку британцы приняли решение восстановить парк танков, чтобы компенсировать потери, понесенные во Франции, и затем начать разработку новых машин. Канадцы решили заняться производством танков - чего они никогда прежде не делали -и построили около 1000 пехотных танков, которые в конечном итоге оказались в России. Производство проходило в мастерских Канадской тихоокеанской железной дороги.Полученный опыт оказался полезным. Разработку боевого танка военное руководство страны поручило еще одной канадской компании - «Montreal Locomotive Works» (паровозный завод в Монреале). Первая опытная модель «Рэм» была создана в июне 1941 года.

Эта машина с чугунным корпусом была оснащена 2-фунтовой пушкой (калибра 40 мм) и двумя пулеметами: один устанавливали на башне слева от водителя, а второй - в командирской башенке (чтобы защищаться от самолетов). Первая версия «Рэм» казалась удачной разработкой, но необходимо отметить, что после выпуска 50 первых машин выяснилось, что низкая огневая мощь не отвечала требованиям современной войны.Первое изменение состояло в смене 2-фунтовой пушки на 6-фунтовую (калибра 57 мм). Позднее на второй модели танка «Рэм» вторую башню с пулеметом заменили мантелетом. Боковые люки, расположенные на корпусе, были упразднены, а гусеницы, подвеска и трансмиссия - усовершенствованы. Были испльзованы новые воздушные фильтры.В июне-июле 1943 года было создано 1948 танков «Рэм», некоторые из них - 84 экземпляра - были преобразованы в артиллерийские машины наблюдения.Летом 1943 года власти решили оснастить канадские танковые войска танками «Шерман». Отсюда следует, что ни один «Рэм» не участвовал ни в операции по высадке войск союзников в Нормандии, ни в последующих боях. Некоторые машины, переоборудованные в бронетранспортеры -«Кенгуру» - использовались в Западной Европе в конце Второй мировой войны.

Дискуссия о пользе танков ведется не только в нашей стране, но и за рубежом. Использование тяжелой бронетехники во время войн в Ираке и Афганистане подтвердило ее высокую эффективность. Об этом говорится в статье «Военные делают ставку на танки» научного сотрудника Института обороны и иностранных дел Канады Боба Бергена, опубликованную на сайте МИД Канады.

Канада намерена получить десятки новых танков, ко­торые больше и мощнее ныне состоящих на воору­жении. В настоящее вре­мя взгляды канадских военных рази­тельно отличаются от концепции трансформации Вооруженных Сил, предложенной генералом Хиллером. Только время покажет, справед­лива ли критика объемистого «Отче­та 2011 года о трансформации Воору­женных Сил», подготовленного Министерством национальной обороны и канадскими Вооруженными Сила­ми (ВС), со стороны бывшего началь­ника штаба генерала в отставке Рика Хиллера.

Хиллер утверждает, что следова­ние рекомендациям, содержащимся в докладе, автором которого является отставной генерал-лейтенант Энд­рю Лесли, приведет к разрушению канадских Вооруженных Сил. В док­ладе рекомендовалось, среди проче­го, сэкономить $1 млрд. в год за счет реорганизации Вооруженных Сил и сокращения 11000 командно-штаб­ных должностей.

Однако, сколь успешен был Хиллер в поддержании высокого мо­рального духа войск и формирова­нии позитивного имиджа Вооружен­ных Сил в обществе будучи началь­ником штаба ВС в 2005-2008 гг., столь же поразительно неправ он был до этого. Стоит только вернуться к ста­тье, написанной им в 2003 г., в кото­рой он изложил свои ранние взгляды на трансформацию канадских вооруженных сил. В ней он ут­верждал, что находящиеся на воору­жении Канады устаревающие танки «Леопард» следует заменить амери­канскими артиллерийскими броне­машинами «Страйкер».

Тогда, будучи начальником шта­ба Сухопутных войск, он писал: «Сильные качества танков «Леопард», размещенных в парках на ба­зах в Валкартьере или Эдмонтоне, бесполезны для солдат, воюющих в Кабуле, Эритрее, Боснии и везде, где нам нужна стрельба прямой навод­кой. В некоторых случаях мы не мо­жем доставить их туда, так как они слишком тяжелы для переброски са­молетом С-130. В других местах, на­пример на улицах Кабула, они не могут маневрировать, а в иных ситу­ациях, например во время миро­творческих операций, их использо­вание стало бы дестабилизирующим фактором».

Перенесемся в 2006 г. 15 из тех са­мых 30-летних «Леопардов» с базы канадских ВС в Эдмонтоне, о которых Хиллер пренебрежительно ото­звался как о «камнях» на шее канадской военной мысли, занимали пози­ции в провинции Кандагар в Афга­нистане. Позже Канада арендовала у Германии 20 танков «Леопард 2А6М» также для использования в Афгани­стане вместо своих устаревших и сла­бо бронированных «Леопардов» ран­них модификаций.

Чтобы не быть слишком критич­ным по отношению к Хиллеру, надо признать, что характер боевых дейст­вий в Афганистане изменился, по­скольку правительство решило пере­нести боевые операции из Кабула в Кандагар. Если бы Вооруженные Си­лы действительно приобрели плохо бронированные машины «Страйкер», никто не знает, какими могли бы быть последствия этого шага.

Очевидно, что мысль канадских военных ушла очень далеко от пред­ставлений Хиллера о трансформа­ции. Вместо асимметричных угроз, которые он предполагал почти ис­ключительно со стороны формирую­щихся и распадающихся государств, доклад Лесли содержит гораздо бо­лее общие оценки. В нем говорится: «Будущее нельзя предсказать, но можно с уверенностью утверждать, что предстоящие операции будут трудными, их будет много, они будут вестись одновременно и охватывать весь спектр военного потенциала на родине и за рубежом».

Заметный отход от взглядов Хил­лера - масштабы программы заку­пок современных танков, к реализа­ции которой приступили Вооружен­ные Силы Канады. В феврале 2012 г. Королевский канад­ский танковый полк, базирующийся на базе Эдмонтон, получил 14 танков «Леопард 2А4М». За этим последуют поставки еще 68 танков в трех раз­личных модификациях несколькими партиями до 2014 г.

Каждая рота будет состоять из трех штабных танков и четырех тан­ковых взводов по четыре танка в ка­ждом. Две роты будут входить в тан­ковый полк, расквартированный в Эдмонтоне, а одна будет базировать­ся в Гейджтауне. Они будут укомпле­ктовываться военнослужа­щими полка Королевских канадских драгунов и 12-го танкового полка Канады. В танковое училище посту­пит около 16 учебных тан­ков. База ВС в Бордене получит три танка. Кроме то­го, 1-й военно-инженер­ный полк в Эдмонтоне по­лучит от 9 до 13 брониро­ванных инженерных ма­шин на базе танка «Лео­пард», а 4-й полк инженерного обеспечения (Гейджтаун) будет иметь четыре такие машины.

По сравнению с 42,5-тонными «Леопардами», с которыми Королевский танковый полк первона­чально прибыл в Афгани­стан, новые варианты танка выглядят монстрами. Каждый из 20 танков «Леопард 2А6М», поступивший из Германии, имеет массу 63 т и улуч­шенную противоминную защиту. 20 танков 2А4 и 20 танков 2А4М, по­ступающие из Нидерландов, имеют массу соответственно 56 и 62,5 т. Все они вооружены гораздо более мощ­ными 120-мм пушками по сравнению с 105-мм пушкой, установленной на «Леопардах» выпуска 1970-х гг.

Танки, над которыми Хиллер ко­гда-то посмеивался, сейчас - один из краеугольных камней трансформа­ции канадских ВС. Только время по­кажет, будет ли он прав или не прав в отношении остального.

(«Национальная оборона»)