К новым антисеверокорейским санкциям сб оон. Голосование ООН против Северной Кореи показывает, что система работает — в кои-то веки Уроков ядерной угрозы кндр

Центральный банк Российской Федерации в дополнение к своим письмам информирует о принятии Советом Безопасности ООН резолюции 2371 (2017) от 5 августа 2017 года, предусматривающей расширение ограничений в отношении Корейской Народно-Демократической Республики, в том числе в финансовой сфере.

Резолюция 2371 (2017) вступила в силу с даты ее принятия.

При этом Банк России обращает внимание на следующее.

1. В соответствии с пунктом 3 резолюции 2371 (2017) дополнен перечень физических и юридических лиц, на которых распространяется действие мер по замораживанию активов, находящихся в их собственности или под их контролем, предусмотренных пунктом 8(d) резолюции Совета Безопасности ООН 1718 (2006). В указанный перечень включены, в том числе, Банк внешней торговли (Foreign Trade Bank), Кредитный банк развития “Корё” (Koryo Credit Development Bank) и Корейская национальная страховая компания (Korean National Insurance Company). При этом пунктом 26 резолюции 2371 (2017) предусмотрено изъятие, в соответствии с которым меры, указанные в пункте 8(d) резолюции 1718 (2006), не распространяются на финансовые операции с Банком внешней торговли или Корейской национальной страховой компанией в случае, если такие операции осуществляются исключительно для обеспечения функционирования дипломатических или консульских представительств в КНДР или осуществления гуманитарной деятельности, которая проводится ООН или во взаимодействии с ней.

2. Согласно пункту 11 резолюции Совета Безопасности ООН 2094 (2013) запрещается предоставление финансовых услуг или передача на территорию, через территорию или с территории государств - членов ООН любых финансовых или иных активов, которые могут способствовать деятельности КНДР, запрещенной резолюциями Совета Безопасности ООН, либо уклонению от мер, введенных резолюциями Совета Безопасности ООН. Пунктом 13 принятой резолюции 2371 (2017) уточняется, что вышеуказанные запреты применяются к прохождению средств через территории всех государств - членов ООН.

3. В соответствии с пунктом 14 резолюции 2371 (2017) запреты, предусмотренные пунктом 11 резолюции 2094 (2013), а также запреты на установление или поддержание корреспондентских отношений с банками КНДР (за исключением случаев, когда соответствующие сделки были заранее одобрены профильным Комитетом Совета Безопасности ООН) и на открытие новых банковских счетов в КНДР, предусмотренные соответственно пунктами 33 и 34 резолюции Совета Безопасности ООН 2270 (2016), распространяются на юридических лиц, предоставляющих финансовые услуги, соизмеримые с теми, которые предоставляются банками.

Текст резолюции 2371 (2017), а также санкционный перечень, составленный и обновляемый профильным Комитетом Совета Безопасности ООН, размещены на официальном сайте Организации Объединенных Наций в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и доступны по ссылкам:

Http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/2371(2017)&referer=/english/&Lang=R;

Https://scsanctions.un.org/fop/fop?xml=htdocs/resources/xml/ru/consolidated.xml&xslt=htdocs/resources/xsl/ru/dprk.xsl.

_____________________________

* От 13 июля 2007 года № 105-Т, от 26 мая 2010 года № 74-Т, от 18 августа 2010 года № 117-Т, от 19 апреля 2013 года № 78-Т, от 31 декабря 2013 года № 267-Т, от 23 октября 2015 года № 014-12-4/9160, от 19 мая 2016 года № ИН-014-12/34, от 30 декабря 2016 года № ИН-014-12/93 и от 23 мая 2017 года № ИН-014-12/23.

** Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией Совета Безопасности ООН 1718 (2006) от 14 октября 2006 года.

Обзор документа

Сообщается о принятии Советом Безопасности ООН резолюции 2371 (2017) от 5 августа 2017 г., предусматривающей расширение ограничений в отношении Корейской Народно-Демократической Республики, в т. ч. в финансовой сфере.

Так, дополнен перечень физических и юридических лиц, на которых распространяется действие мер по замораживанию активов, находящихся в их собственности или под их контролем, предусмотренных пунктом 8(d) резолюции Совета Безопасности ООН 1718 (2006). При этом предусмотрен ряд изъятий.

Согласно резолюции 2094 (2013) запрещается предоставление финансовых услуг или передача на территорию, через территорию или с территории государств - членов ООН любых финансовых или иных активов, которые могут способствовать деятельности КНДР, запрещенной резолюциями Совета Безопасности ООН, либо уклонению от мер, введенных резолюциями. Новой резолюцией предусмотрено, что вышеуказанные запреты применяются к прохождению средств через территории всех государств - членов ООН.

Уважаемый Господин Председатель,

Российская Федерация поддержала принятие санкционной резолюции Совета Безопасности 2371 в отношении КНДР. Мы понимаем необходимость остановки ракетно-ядерной программы Пхеньяна, которая для нас неприемлема. Разделяем чувства соседних государств региона. Стартующие без предупреждения с северокорейской территории баллистические ракеты подвергают серьезным рискам морские и авиационные перевозки в регионе, а также жизни рядовых граждан.

Призываем северокорейские власти свернуть запрещенные программы и вернуться в режим нераспространения ДНЯО и контроля МАГАТЭ, а также присоединиться к Конвенции о запрещении химического оружия.

Всем должно быть ясно, что продвинуться по пути денуклеаризации Корейского полуострова будет сложно, пока КНДР будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь именно так северокорейцы воспринимают военную гиперактивность в регионе, принимающую форму регулярных широкомасштабных маневров и учений США и их союзников, направление туда стратегических бомбардировщиков, военно-морских сил, включая авианосцы.

Дополнительный дестабилизирующий фактор в регионе - наращивание на территории Республики Кореи элементов американской противоракетной обороны THAAD. Мы не раз говорили о том, что такие действия представляют собой не только раздражитель, но и в целом подрывают сложившийся военный баланс в регионе, ставя под вопрос безопасность сопредельных государств.

Хотели бы надеяться на искренность высказанных Госсекретарем США заверений о том, что США не ставят цель свержения действующего строя КНДР, насильственного объединения полуострова или военной интервенции в эту страну. Однако вызывает озабоченность, что предложенный нами пункт проекта резолюции, закрепляющий эти положения, не нашел поддержки у авторов. Эвентуальные военные авантюры с любой стороны обернутся катастрофой для региональной и глобальной стабильности.

Господин Председатель,

Акцентируем: вводимые только что принятой резолюцией дополнительные ограничительные меры в отношении КНДР не могут быть самоцелью. Они должны быть инструментом вовлечения этой страны в конструктивные переговоры. Решить ядерную проблему Корейского полуострова одними лишь санкциями и давлением на Пхеньян невозможно. Резолюция должна стать элементом политической стратегии, которую еще предстоит разработать и согласовать и вовлечь в ее реализацию КНДР.

Санкции не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для преднамеренного ухудшения гуманитарной обстановки. Особенно это касается противозаконных односторонних рестрикций, которые бьют по гражданским отраслям, не связанным с ракетно-ядерными программами страны. Такие санкции являются причиной серьезного ухудшения условий жизни северокорейского населения, относительно чего, кстати, бьют тревогу гуманитарные агентства ООН.

Практика показывает ущербность односторонних мер, более того - деструктивность подхода, когда в качестве универсального способа решения мировых проблем вместо дипломатических инструментов используется санкционная «дубина».

Очевидно, что для нормализации обстановки на Корейском полуострове требуется всеобъемлющий подход, который предполагает как прекращение КНДР ракетно-ядерных испытаний, так и отказ от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов проводимых маневров. Остро на повестке дня стоит задача формирования атмосферы доверия между государствами региона. Следует отказаться от устаревших, показавших свою неэффективность алгоритмов решения ядерной проблемы Корейского полуострова и попытаться урегулировать ее при помощи нестандартных, креативных подходов. Изоляция и давление должны уступить место диалогу и переговорам.

Именно в этом ключе построены российские и китайские предложения относительно «двойного замораживания» и «параллельного продвижения». Хотели бы напомнить, что именно наши страны разработали совместную «дорожную карту», исключающую применение или угрозу силой и предполагающую комплексное решение всех проблем Корейского полуострова, в том числе ядерной, политико-дипломатическим путем, через налаживание диалога, без предварительных условий. В арсенале политических средств и возобновление Шестисторонних переговоров.

Эти идеи заслуживают серьезного внимания в качестве возможной отправной точки выхода из нынешнего тупика и возобновления переговорного процесса. Надо искать каналы связи с руководством КНДР, выводить его на субстантивный диалог по ядерной и ракетной проблематике.

Вновь хотели бы привлечь внимание к Совместному российско-китайскому заявлению по урегулированию ситуации на Корейском полуострове от 4 июля.

Господин Председатель,

Хотели бы обратить внимание на некоторые спорные моменты принятой сейчас резолюции. Разумеется, Пхеньян нарушает принятые против него санкции. Но он не поставляет компоненты ОМУ в руки негосударственных субъектов. Нет прямой связи между выполнением резолюции Совета 1540 и действиями официального Пхеньяна. Практике ее упоминания в контексте санкций должен быть положен конец. Это контрпродуктивно, прежде всего для самой резолюции.

Господин Председатель,

Сейчас как никогда важно вести совместный поиск политического решения комплекса проблем Корейского полуострова. Ресурс санкционного давления после сегодняшней резолюции исчерпан.

Готовы к коллективной работе в этой сфере. Одновременно ООН следует активизировать усилия по оказанию гуманитарного содействия населению КНДР. Сделанные в резолюции по нашему настоянию соответствующие изъятия позволяют и далее решать эту задачу.

22 декабря Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2397, ставшую ответом на испытание Пхеньяном 29 ноября баллистической ракеты, осуществленное в нарушение положений предыдущих решений СБ ООН.

В ходе крайне напряженной работы по согласованию текста резолюции удалось значительно скорректировать первоначальный крайне жесткий проект американской стороны, фактически предполагавший установление тотальной торгово-экономической блокады КНДР и введение санкций в отношении всего руководства страны.

По требованию российской делегации, в результате обеспечено продолжение реализации крупнейшего российско-северокорейского проекта в области транзита угля «Хасан-Раджин», сохранение прямого авиасообщения между нашими странами. Ушло подведение под санкции высшего руководства КНДР, правительства и Трудовой партии Кореи, а также полное эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов в КНДР. Смягчены положения, касающиеся задержания, досмотра и действий в отношении «подозрительных» судов.

Руководствуясь гуманитарными соображениями, добились снятия положения о безусловной, «обвальной» репатриации северокорейских трудовых мигрантов. Теперь речь, по сути, идет об их возвращении на родину в 24-месячный срок. При этом данное требование не касается северокорейцев, ставших гражданами принимающего государства либо тех, чья репатриация не допускается в соответствии с национальным законодательством и международным правом.

Вновь вынуждены подчеркнуть, что упор Вашингтона на широкоохватные международные рестрикции в ущерб поиску устойчивых политико-дипломатических развязок не будет способствовать решению накопившихся проблем и нормализации обстановки в этом регионе. Пора переходить к выполнению не только санкционных разделов соответствующих решений СБ, но и тех их положений, которые призывают к мирному политико-дипломатическому урегулированию ситуации через диалог и переговоры. Очевидно, что устаревшие, показавшие свою неэффективность алгоритмы решения ядерной проблемы Корейского полуострова результатов не дают. Изоляция и давление должны уступить место диалогу и переговорам.

Призываем все заинтересованные стороны, прежде всего КНДР и США, проявлять сдержанность и отказаться от действий, которые чреваты непредсказуемыми и разрушительными последствиями для всего региона Северо-Восточной Азии и за его пределами.

Российская Федерация последовательно выступает за скорейший запуск переговорного процесса и ведет работу с целью нахождения взаимоприемлемых путей комплексного решения проблем Корейского полуострова. Именно на это и направлена предложенная нами соответствующая «дорожная карта» урегулирования.

Не каждый день случается, что Совет Безопасности ООН принимает резолюцию единогласно. Но именно это произошло в субботу в ходе утверждения резолюции 2371, которая предусматривает гораздо более жесткие санкции против Северной Кореи, включая запрет на продажу угля, железа и свинца.

Большой вопрос, который для всех оставался открытым вплоть до самого голосования, заключался в том, какую позицию займет Китай. Он вряд ли воспользовался бы правом вето, но воздержание от голосования по мерам, которые могут причинить — пусть даже и незначительный — ущерб китайской экономике и потенциально ослабить влияние Пекина на его северного соседа, было в высшей степени возможным.

В итоге Китай, видимо, посчитал, что угроза растущего ядерного потенциала Северной Кореи перевешивает все прочие факторы. Возможно, он также принял в расчет осуждение, с которым столкнется, если останется в стороне, и кредит доверия, который получит, разделив единое мнение международного сообщества.

Голос России тоже не может быть воспринят как нечто само собой разумеющееся. Хотя Москва уже давно рассматривает ядерный арсенал Северной Кореи как угрозу, приверженность международному клубу редко становится для нее приоритетом, к тому же новые санкции США, на прошлой неделе подписанные президентом Дональдом Трампом, явно не поощряли сотрудничество. Однако Россия, как и Китай, предпочла сосредоточить свое внимание на более серьезной опасности.

Контекст

Россия должна повлиять на Кем Чен Ына

Nihon Keizai 01.08.2017

10 уроков ядерной угрозы КНДР

Project Syndicate 26.07.2017

Японский тигр решил показать клыки

Nihon Keizai 18.07.2017
В результате мы получили пример того, как должна работать международная система, что — в последнее время — бывает так редко. Санкции нацелены на то, чтобы усилить изоляцию Северной Кореи и увеличить расходы Пхеньяна на его ядерную программу. Голосование также можно считать чем-то вроде дипломатического триумфа администрации Трампа.

Резолюция стала прямым ответом на северокорейские ракетные испытания, в ходе которых Соединенные Штаты впервые оказались в пределах досягаемости. Америка — не большой мастер организовывать международную поддержку своих собственных интересов, и еще меньше, когда речь идет об ООН, но на этот раз ей это удалось.

Осмелимся предположить, почему. Одна из причин — умелая подготовка госсекретаря Рекса Тиллерсона. Даже несмотря на слухи о том, что он очень скоро разочаруется и, возможно, покинет свой пост, Тиллерсон на прошлой неделе выступил в Госдепартаменте перед СМИ с посланием, которое было явно адресовано в первую очередь Северной Корее и ее соседям.

Вот что сказал Тиллерсон: «Мы не хотим смены режима; мы не хотим краха режима; мы не хотим ускоренного воссоединения полуострова; мы не ищем повода отправить войска к северу от 38-й параллели». Таким образом, Тиллерсон в недвусмысленной форме рассеял по крайней мере некоторые опасения, безусловно, побуждавшие Северную Корею наращивать ядерный потенциал.

Резко контрастируя с воинственностью, которая в последние месяцы звучала в заявлениях обеих сторон, Тиллерсон также предложил — хотя и при конкретных условиях — вести прямые переговоры и предоставить гарантии безопасности. Хотя пока сложно себе представить, что Пхеньян откажется от своих ядерных амбиций, сам разговор о перспективах переговоров затрагивает еще один аспект позиции Северной Кореи, касающийся обладания ядерным оружием: это единственное, чем она может привлечь внимание.

На той же пресс-конференции Тиллерсон сделал небольшую, но значительную уступку Китаю, освободив его от ответственности за «ситуацию в Северной Корее». Эта позиция расходится с прозвучавшим ранее предположением Трампа о том, что Китай может решить проблему, если бы действительно этого хотел.

В тексте резолюции ООН содержится ряд компромиссных решений, которые, возможно, и убедили Китай и Россию поднять руки, а не воздержаться. Одно из них — если продолжать тему переговоров — призыв к возвращению к шестисторонним переговорам, конечной целью которых была бы денуклеаризация Корейского полуострова. Добросовестность Северной Кореи здесь всегда была под вопросом, но учитывая, что правительство Южной Кореи проявляет новый интерес к дипломатии, а ядерная программа Пхеньяна значительно продвинулась вперед, эта перспектива может быть не столь отдаленной, как нам кажется.

Хотя кажется, что нынешняя тенденция — как видно по разногласиям вокруг Трампа и выходу Великобритании из ЕС — в большей мере благоприятствует разрывам, а не единству, единогласие, проявленное по вопросу Северной Кореи, а также искусная политика кнута и пряника, событие крайне позитивное. Хорошие новости довольно редки в международных отношениях. Когда они появляются, их стоит отмечать особо.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.