Служба в танковых войсках. «Почему я стал танкистом?… я себя как мужчина видел в будущем воином Какой рост должен быть у танкиста

В условиях резкого сокращения танковых войск существенно уменьшилось число специалистов, необходимых для их укомплектования. В то же время проблемы повышения качества подготовки танкистов не решены и даже усугубились в связи с сокращением срока прохождения военной службы по призыву. Система по-прежнему ориентирована на массовую подготовку специалистов недостаточной квалификации. Существуют ли сегодня реальные способы разрешения противоречий между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов?

В числе основных причин падения уровня подготовки танкистов по сравнению с Советской армией – продолжительность военной службы по призыву. В рамках одного года срок подготовки танкистов в учебных центрах сокращен до трех месяцев. Эта программа разрабатывалась для подготовки специалистов в военное время. Расчет шел на то, чтобы дать обучаемым только самые общие знания и минимально необходимые практические навыки применения вооружения танка и его эксплуатации. Ни о каком глубоком освоении специальности говорить не приходилось ввиду крайне ограниченного времени на подготовку. Только «взлет и посадка».

Скудный опыт

Практика показывает: подготовить танкового специалиста высокого класса за три месяца достаточно проблематично. Вчерашние школьники осваивают боевую машину только в самом общем виде. Не каждый командир танка успевает уяснить назначение всех элементов управления (кнопок, рычагов, переключателей, тумблеров), а их в танке около 220, не говоря уже о знании устройства машины.

За время пребывания в учебном центре курсант-наводчик и курсант-командир танка выполняют по две стрельбы штатным снарядом – всего шесть снарядов, курсант-механик-водитель приобретает практический стаж 250 километров.

После обучения новоиспеченные танковые специалисты становятся в строй воинских частей постоянной готовности. В этих условиях на офицеров строевых подразделений ложится дополнительная нагрузка: они вынуждены выполнять учебно-боевые задачи с недостаточно подготовленным личным составом, одновременно со слаживанием экипажей и подразделений учить подчиненных элементарным практическим навыкам, совершенствовать их индивидуальную подготовку. Все уже смирились, что многие операции, которые должны выполняться командирами танков, выполняются офицерами.

За оставшееся время (восемь месяцев) наводчик выполняет еще четыре стрельбы штатным снарядом (по три снаряда) и уходит в запас с общим настрелом 20 снарядов. Механик-водитель получает практику вождения 330 километров, общий стаж вождения к концу службы составляет 580 километров. Это в идеале, при высочайшей степени выполнения планов боевой подготовки.

Существующие нормы только приближаются к тем, которые были в Советской армии при двухгодичном сроке службы военнослужащих срочной службы. В то же время количество тактических учений (в том числе с боевой стрельбой), а также танкострелковых тренировок, практических занятий на технике сокращается в два раза. Следовательно, и практического опыта они приобретают меньше.

В этих условиях разрешить противоречие между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов можно двумя способами.

Контракт или «мыльница»

Первый способ – упростить танк. Разработать простую и надежную боевую машину с кнопочным управлением. Чтобы ее мог эксплуатировать специалист, имеющий самое общее представление об устройстве и принципах работы вооружения и механизмов танка. Не все же фотографы работают с профессиональными камерами. Некоторые и «мыльницами» пользуются. Другое дело, что «мыльницей» качественного снимка не сделаешь, а танк третьего поколения не одолеет танк четвертого. Значит, придется брать противника количеством, наращивать танковый парк. Снова замкнутый круг. Путь регресса танковых войск неприемлем.

Второй – повышение качества подготовки танкистов. Но с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, эту задачу не решить. Не помогут ни интенсификация боевой учебы, ни улучшение методик проведения занятий, ни массовое внедрение тренажеров в боевую подготовку. Добиться этого можно только посредством полного перевода танковых войск, а точнее, специалистов, которые сидят «за броней», на контрактный способ комплектования.

В целом военнослужащий, проходящий в танковых войсках военную службу по контракту, более выгоден государству, чем призывник, по целому ряду причин.

Подготовленный специалист-контрактник обеспечивает высокую боеспособность экипажа, что позволяет более полно реализовать боевые возможности танка как оружия. С точки зрения боевой эффективности танковая рота, укомплектованная подготовленными специалистами, по боевым возможностям примерно сопоставима с двумя танковыми ротами, укомплектованными военнослужащими срочной службы. В боевых действиях первая будет потреблять в два раза меньше боеприпасов, ГСМ, меньше нести потери, выполняя те же боевые задачи.

Немаловажен и тот факт, что при годичной службе военнослужащих по призыву у нас только 70 процентов танкистов проходят военную службу в боевых подразделениях. 30 процентов специалистов выходят из учебных центров. Фактически из трех военнослужащих два обеспечивают боевую готовность, а один находится на учебе и только готовится к выполнению этой задачи. Такая организация прохождения военной службы затратна и неэффективна.

При переходе на комплектование танковых войск контрактниками и прохождении ими военной службы в среднем в течение трех – пяти лет доля танкистов, проходящих обучение, снизится до 10–15 процентов, что более рационально и приемлемо.

Предотвращенный ущерб

Необходимо учитывать такой критерий, как предотвращенный ущерб. Опыт показывает, что более трети всех поломок и неисправностей обусловлено неправильной (по сути неграмотной) эксплуатацией боевых машин. Основная причина – недостаточная техническая подготовка и отсутствие опыта эксплуатации у военнослужащих, проходящих службу по призыву. При стоимости современного танка 1–1,5 миллиона долларов каждая поломка и вывод из строя двигателя, ствола пушки, приборов прицеливания и наведения обходятся государству в копеечку.

Контрактник способен эксплуатировать боевую машину более грамотно. Можно привести следующий пример. В учебной танковой дивизии должности инструкторов-механиков комплектовались прапорщиками и солдатами-срочниками. Первые весьма часто доводили машину (Т-64) до капитального ремонта без замены двигателя, при отправке танка на завод капитального ремонта они своим ходом заезжали на железнодорожную платформу. Солдаты-срочники, которые менялись каждые полтора года, не всегда доводили машины и до среднего ремонта. То есть один и тот же двигатель при эксплуатации его прапорщиком проходил в два раза больше, чем у солдата-срочника. Если учесть, что цена двигателя составляет 10 процентов от стоимости танка, выгода весьма существенная.

Ну и, конечно, жизнь экипажа в бою во многом зависит от умения его членов быстро устранять технические неисправности и отказы.

По надежности отдельных агрегатов и механизмов (двигатель, коробка передач, ходовая часть, системы управления) современные танки, безусловно, лучше, чем Т-34. Но в них установлено огромное количество систем, механизмов, приборов, датчиков, которых на Т-34 просто не было, и каждый из них несет дополнительную вероятность отказа, что снижает общую долговечность боевой машины.

При любом отказе (пушки, пулемета, механизма заряжания, системы управления огнем, двигателя и т. д.) экипаж, находясь в забронированном пространстве, может рассчитывать только на себя. Необходимые знания, навыки и умения по нахождению неисправности, устранению причины отказа можно приобрести только в процессе эксплуатации танка, боевой работы экипажа или, как говорят, «через руки». Их невозможно получить из учебной литературы.

Контрактник за три – пять лет успевает приобрести эти навыки, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву в течение одного года, – нет.

Таким образом, альтернативы комплектованию танковых войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, сегодня у нас нет.

Кровная заинтересованность

Каким же может быть порядок прохождения службы в танковых войсках экипажем боевой машины, укомплектованным военнослужащими, проходящими военную службу по контракту?

Кандидаты на должности механика-водителя или наводчика орудия подписывают контракт и в течение шести – девяти месяцев проходят подготовку в учебном подразделении. Такой срок обучения соответствует уровню сложности современных танков и позволит готовить квалифицированных специалистов. Причем это время отводится только на овладение специальностью, в него не входит прохождение начальной военной подготовки или курса молодого бойца. Затем после успешно сданного экзамена танковые специалисты служат в боевых подразделениях в течение как минимум трех лет.

Продолжительность обучения кандидатов на должности командиров танков должна составлять не менее шести месяцев. В ходе обучения большое внимание должно уделяться привитию им лидерских качеств, навыков руководителя и воспитателя. После успешной сдачи экзаменов и заключения нового контракта выпускники служат в должности командиров танков не менее трех лет.

Кандидатов на должность командиров танков целесообразно отбирать из числа механиков-водителей или наводчиков-операторов, имеющих опыт службы не менее полутора лет. Не каждый в силу определенных свойств личности пригоден к руководству танковым экипажем, обладает лидерскими качествами, может сплотить экипаж и руководить им в ходе боевых действий. Далеко не все могут командовать, будучи при этом прекрасными исполнителями.

Отбор должен осуществляться командирами танковых бригад, танковых батальонов, в которых они проходят службу. После освоения программы подготовки и сдачи экзаменов новоиспеченные командиры танков возвращаются именно в свои подразделения. Только при таком подходе командиры подразделений будут кровно заинтересованы отобрать и направить на обучение достойных кандидатов, а не выполнить очередную разнарядку сверху.

И здесь еще раз хотелось бы подчеркнуть важность отбора личного состава. Он может быть организован, если армия будет способна выиграть конкуренцию на рынке труда, привлечь и удержать в армии умного, здорового, дисциплинированного и перспективного гражданина.

Прежде всего необходимо заинтересовать людей, создать соответствующие условия для службы и жизни. Это достойное и стабильное денежное содержание, а кроме того, солидные выплаты по окончании контракта; интенсивная и ритмичная боевая подготовка, нормированный рабочий день, а не «научная система выжимания пота»; качественное медицинское обслуживание; определенные гарантии государства по получению высшего образования. И наконец, нормальные жилищные условия. Не загонять контрактника в кубрик наскоро перестроенной казармы, а дать возможность молодому парню хотя бы после двух лет службы создать семью, привести жену, растить детей. Вопросы социальной привлекательности военной службы – особая тема, и решать их в связи с возможным переходом к комплектованию танковых войск контрактниками придется рано или поздно.

В танковые войска призывники попадали по-разному. «Почему я стал танкистом?… я себя как мужчина видел в будущем воином. Кроме этого, мой дядя был военным, и в тридцать девятом году он мне сказал: „Саша, ты заканчиваешь десятилетку. Я тебе советую пойти в училище. Войны не избежать, так лучше быть командиром на войне — больше сможешь сделать, потому что лучше будешь обучен“, — вспоминает командир танка лейтенант Александр Васильевич Боднарь.

Некоторые стремились попасть в другие рода войск, но служили там, где пришлось, например, А. С. Бурцева направили в авиационное училище, но набор там уже был завершен, и призывников переправили в 1-е Саратовское танковое училище. „Я любил военное дело и хотел поступать в морское училище. Это была моя мечта. У них такая форма!“ — вспоминает командир батальона капитан Василий Павлович Брюхов, успевший, до того как попасть в танковое училище, пройти подготовку в лыжном батальоне и „отбиться“ от отправки в авиатехническое училище. Некоторые будущие танкисты уже обучались в военно-учебных заведениях совсем других родов войск, как Семен Львович Ария, но война нарушила их планы: „Я учился в Новосибирском институте военных инженеров транспорта. После ранения и контузии, полученных при бомбежке эшелона, я попал в батальон, готовивший механиков-водителей“. Основная масса призывников шла туда, куда направляли.

Довоенная программа обучения танкистов достаточно сильно отличалась от той, которая предлагалась курсантам военного времени. Кадровый командир-танкист обучался два года. Он изучал все виды танков, состоявших на вооружении РККА. Его учили водить танк, стрелять из его огневых средств и, разумеется, давали знания по тактике танкового боя. Фактически из танкового училища выходил специалист широкого профиля — командир боевой машины, способный выполнять обязанности любого члена экипажа своего танка и обеспечить его техническое обслуживание. По воспоминаниям кадрового танкиста А. В. Боднаря, «практики было достаточно, чтобы владеть танком БТ. Очень подробно мы изучали материальную часть. Двигатель М-17 очень сложный, но мы его знали до последнего винтика. Пушку, пулемет — все это разбирали и собирали». Знания и навыки, полученные в училище, позволяли ему без труда овладеть сначала KB, a затем и .

Танкисты, призванные в армию в ходе войны, не имели много времени на подготовку. Войска требовали постоянного пополнения. Поэтому курс обучения сократили до шести месяцев, а программу урезали до минимума: «Училище я закончил, три снаряда стрельнул и диск пулеметный… Было какое-то вождение, азы — трогаться, по прямой водить», — вспоминает В. П. Брюхов. В 1-м Саратовском танковом училище, которое закончили А. С. Бурцев и Н. Я. Железнов, дела обстояли лучше — курсанты обучались сначала на английских танках «Матильда» и канадских «Валентайнах», а затем на Т-34. Оба они утверждают, что практики было достаточно. Командир танка лейтенант Николай Евдокимович Глухов, который, как и младший лейтенант Арсентий Константинович Родькин и А. В. Боднарь, обучался в Ульяновском танковом училище, отмечает, что курсанты сразу обучались на современной технике и обучение было качественным: «Нам все пригодилось в боях.

И знание оружия, и знание техники: двигателя, пушки, пулемета». Бытовые условия в училищах также различались. В соответствии с приказом НКО СССР № 312 от 22. 09. 41 г. для курсантов всех военных училищ Сухопутных и Воздушных Сил Красной Армии вводилась 9-я норма питания, по своей калорийности близкая к фронтовой. Однако, если, учившийся в эвакуированном в Черчик 1-м Харьковском танковом училище командир танка лейтенант Георгий Николаевич Кривов говорит, что «кормили хорошо. Каша с мясом, сливочное масло на завтрак», то учившийся в одно время с ним в эвакуированном Сталинградском училище В. П. Брюхов вспоминает, что их кормили так плохо, что «даже заключенных так не кормят». По-видимому, далеко не всегда была возможность выполнить упомянутый приказ.

По окончании обучения выпускники сдавали экзамены приемной комиссии. По результатам этих экзаменов до 1943 года присваивались звания «лейтенант» — сдавшим экзамены на «хорошо» и «отлично», или «младший лейтенант» — сдавшим экзамены на «удовлетворительно». С лета 1943 года всем выпускникам стали присваивать звания «младший лейтенант». Кроме этого, комиссия проводила аттестацию, по результатам которой выпускника могли назначить командиром взвода или командиром линейного танка.
Новоиспеченные командиры маршевыми подразделениями отправлялись на танковые заводы, где их уже ждали подготовленные в учебных батальонах учебных полков члены экипажа.

Их подготовка длилась от трех месяцев — для механиков-водителей, до одного месяца — для радистов и заряжающих. Вспоминает механик-водитель сержант С. Л. Ария: «Нас обучали вождению, связи с командиром, устройству, обслуживанию двигателя. Заставляли преодолевать препятствия, менять трак (это была очень тяжелая операция — ремонт гусеницы). В эти два или три месяца, что длилось обучение, мы участвовали и в сборке танков на главном конвейере завода». Попавший в батальон, готовивший стрелков-радистов, Петр Ильич Кириченко говорит: «После авиационных радиостанций и скорострельных пулеметов, которые я изучал в школе стрелков-бомбардиров, изучение танковой радиостанции и пулемета ДТ было пустяком». Действительно, через месяц обучения в звании «старший сержант» он уже ехал на фронт в составе экипажа. Надо сказать, что участие членов экипажа в сборке танков было очень распространенным явлением. Практически все опрошенные ветераны в период нахождения на заводе помогали рабочим в сборке танков. Связано это прежде всего с нехваткой рабочих рук на самих заводах, а также с возможностью для молодых командиров получить талон на бесплатный обед.

Если «зеленые» лейтенанты довольствовались тем экипажем, который им предоставило начальство, то командиры постарше с фронтовым опытом старались подобрать себе в экипаж таких же, как и они, опытных танкистов. Вспоминает Г. Н. Кривов:
«Некоторые офицеры, которые были немножко постарше, подбирали себе экипажи, но мы этого не, делали». Забегая вперед, следует отметить, что на фронте ситуация была примерно такой же. «Командир танка, командир взвода не может подбирать себе экипаж. Командир роты уже может, а командир батальона всегда подбирает из тех, с кем раньше воевал», — вспоминает В. П. Брюхов. Характерным тому примером может служить экипаж танка командира батальона, в котором все его члены были отмечены правительственными наградами и которым пришлось командовать A. M. Фадину: «Экипаж жил отдельно и не якшался с другими тридцатью экипажами».

Некоторое время перед отправкой уходило на «притирание» членов экипажа друг к другу и на «сколачивание» боевых подразделений. Собранные на заводе танки проходили пятидесятикилометровый марш, на полигоне проводились учебные стрельбы и тактические занятия. Для экипажа A. M. Фадина сколачивание закончилось следующим образом: «Мы получили на заводе новехонькие танки. Маршем прошли на них на наш полигон. Быстро развернулись в боевой порядок и осуществили атаку с ходу с боевой стрельбой. В районе сбора привели себя в порядок и, вытянувшись в походную колонну, начали движение к железнодорожному вокзалу на погрузку для следования на фронт. А экипаж В. П. Брюхова перед отправкой сделал всего три выстрела из пушки и расстрелял один пулеметный диск. Но бывало и так: „Нам говорили: „Вот ваш танк. Его соберут у вас на глазах“. Ничего подобного. Наш танк не успели собрать, а уже был готов эшелон. Заполнили формуляры, получили часы, ножик перочинный, платочек шелковый для фильтрации горючего и поехали на фронт“, — рассказывает Г. Н. Кривов.

В условиях резкого сокращения танковых войск существенно уменьшилось число специалистов, необходимых для их укомплектования. В то же время проблемы повышения качества подготовки танкистов не решены и даже усугубились в связи с сокращением срока прохождения военной службы по призыву . Система по-прежнему ориентирована на массовую подготовку специалистов недостаточной квалификации. Существуют ли сегодня реальные способы разрешения противоречий между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов?

В числе основных причин падения уровня подготовки танкистов, по сравнению с Советской армией – продолжительность военной службы по призыву. В рамках одного года срок подготовки танкистов в учебных центрах сокращен до трех месяцев . Эта программа разрабатывалась для подготовки специалистов в военное время. Расчет шел на то, чтобы дать обучаемым только самые общие знания и минимально необходимые практические навыки применения вооружения танка и его эксплуатации. Ни о каком глубоком освоении специальности говорить не приходилось ввиду крайне ограниченного времени на подготовку. Только «взлёт и посадка».

Скудный опыт

Практика показывает: подготовить танкового специалиста высокого класса за три месяца достаточно проблематично . Вчерашние школьники осваивают боевую машину только в самом общем виде. Не каждый командир танка успевает уяснить назначение всех элементов управления (кнопок, рычагов, переключателей, тумблеров), а их в танке около 220, не говоря уже о знании устройства машины.

За время пребывания в учебном центре курсант-наводчик и курсант-командир танка выполняют по две стрельбы штатным снарядом – всего шесть снарядов, курсант-механик-водитель приобретает практический стаж 250 км.

После обучения новоиспеченные танковые специалисты становятся в строй воинских частей постоянной готовности. В этих условиях на офицеров строевых подразделений ложится дополнительная нагрузка: они вынуждены выполнять учебно-боевые задачи с недостаточно подготовленным личным составом, одновременно со слаживанием экипажей и подразделений учить подчиненных элементарным практическим навыкам, совершенствовать их индивидуальную подготовку. Все уже смирились, что многие операции, которые должны выполняться командирами танков, выполняются офицерами.

За оставшееся время (8 месяцев) наводчик выполняет еще четыре стрельбы штатным снарядом (по три снаряда) и уходит в запас с общим настрелом 20 снарядов. Механик-водитель получает практику вождения 330 км, общий стаж вождения к концу службы составляет 580 км. Это в идеале, при высочайшей степени выполнения планов боевой подготовки.

Существующие нормы только приближаются к тем, которые были в Советской армии при двухгодичном сроке службы военнослужащих срочной службы. В то же время количество тактических учений (в том числе с боевой стрельбой), а также танкострелковых тренировок, практических занятий на технике сокращается в два раза. Следовательно, и практического опыта они приобретают меньше.

В этих условиях разрешить противоречие между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов можно двумя способами.

Контракт или «мыльница»

Первый способ – упростить танк . Разработать простую и надежную боевую машину с кнопочным управлением. Чтобы ее мог эксплуатировать специалист, имеющий самое общее представление об устройстве и принципах работы вооружения и механизмов танка. Не все же фотографы работают с профессиональными камерами. Некоторые и «мыльницами» пользуются. Другое дело, что «мыльницей» качественного снимка не сделаешь, а танк третьего поколения не одолеет танк четвертого поколения. Значит, придется брать противника количеством, наращивать танковый парк. Снова замкнутый круг. Путь регресса танковых войск неприемлем.

Второй способ – повышение качества подготовки танкистов . Но с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, эту задачу не решить. Не помогут ни интенсификация боевой учебы, ни улучшение методик проведения занятий, ни массовое внедрение тренажеров в боевую подготовку. Добиться этого можно только посредством полного перевода танковых войск, а точнее, специалистов, которые сидят «за броней», на контрактный способ комплектования.

В целом военнослужащий, проходящий в танковых войсках военную службу по контракту, более выгоден государству, чем призывник, по целому ряду причин. Подготовленный специалист-контрактник обеспечивает высокую боеспособность экипажа, что позволяет более полно реализовать боевые возможности танка как оружия.

С точки зрения боевой эффективности танковая рота, укомплектованная подготовленными специалистами, по боевым возможностям примерно сопоставима с двумя танковыми ротами, укомплектованными военнослужащими срочной службы. В боевых действиях первая будет потреблять в два раза меньше боеприпасов, ГСМ, меньше нести потери, выполняя те же боевые задачи.

Немаловажен и тот факт, что при годичной службе военнослужащих по призыву у нас только 70% танкистов проходят военную службу в боевых подразделениях, 30% специалистов выходят из учебных центров . Фактически из трех военнослужащих два обеспечивают боевую готовность, а один находится на учебе и только готовится к выполнению этой задачи. Такая организация прохождения военной службы затратна и неэффективна.

При переходе на комплектование танковых войск контрактниками и прохождении ими военной службы в среднем в течение трёх–пяти лет доля танкистов, проходящих обучение, снизится до 10–15%, что более рационально и приемлемо.

Предотвращенный ущерб

Необходимо учитывать такой критерий, как предотвращенный ущерб. Опыт показывает, что более трети всех поломок и неисправностей обусловлено неправильной (по сути неграмотной) эксплуатацией боевых машин . Основная причина – недостаточная техническая подготовка и отсутствие опыта эксплуатации у военнослужащих, проходящих службу по призыву. При стоимости современного танка 1–1,5 млн. долларов каждая поломка и вывод из строя двигателя, ствола пушки, приборов прицеливания и наведения обходятся государству в копеечку.

Контрактник способен эксплуатировать боевую машину более грамотно. Можно привести следующий пример. В учебной танковой дивизии должности инструкторов-механиков комплектовались прапорщиками и солдатами-срочниками. Первые весьма часто доводили машину (Т-64) до капитального ремонта без замены двигателя, при отправке танка на завод капитального ремонта они своим ходом заезжали на железнодорожную платформу.

Солдаты-срочники, которые менялись каждые полтора года, не всегда доводили машины и до среднего ремонта. То есть один и тот же двигатель при эксплуатации его прапорщиком проходил в два раза больше, чем у солдата-срочника. Если учесть, что цена двигателя составляет 10% от стоимости танка, выгода весьма существенная. Ну и, конечно, жизнь экипажа в бою во многом зависит от умения его членов быстро устранять технические неисправности и отказы.

По надежности отдельных агрегатов и механизмов (двигатель, коробка передач, ходовая часть, системы управления) современные танки, безусловно, лучше, чем Т-34. Но в них установлено огромное количество систем, механизмов, приборов, датчиков, которых на Т-34 просто не было, и каждый из них несет дополнительную вероятность отказа, что снижает общую долговечность боевой машины.

При любом отказе (пушки, пулемета, механизма заряжания, системы управления огнем, двигателя и т. д.) экипаж, находясь в забронированном пространстве, может рассчитывать только на себя. Необходимые знания, навыки и умения по нахождению неисправности, устранению причины отказа можно приобрести только в процессе эксплуатации танка, боевой работы экипажа или, как говорят, «через руки». Их невозможно получить из учебной литературы.

Контрактник за три–пять лет успевает приобрести эти навыки, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву в течение одного года, – нет. Таким образом, альтернативы комплектованию танковых войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, сегодня у нас нет .

Кровная заинтересованность

Каким же может быть порядок прохождения службы в танковых войсках экипажем боевой машины, укомплектованным военнослужащими, проходящими военную службу по контракту?

Кандидаты на должности механика-водителя или наводчика орудия подписывают контракт и в течение 6-9 месяцев проходят подготовку в учебном подразделении. Такой срок обучения соответствует уровню сложности современных танков и позволит готовить квалифицированных специалистов.

Причем это время отводится только на овладение специальностью, в него не входит прохождение начальной военной подготовки или курса молодого бойца. Затем после успешно сданного экзамена танковые специалисты служат в боевых подразделениях в течение как минимум трех лет.

Продолжительность обучения кандидатов на должности командиров танков должна составлять не менее 6 месяцев . В ходе обучения большое внимание должно уделяться привитию им лидерских качеств, навыков руководителя и воспитателя. После успешной сдачи экзаменов и заключения нового контракта выпускники служат в должности командиров танков не менее трех лет.

Кандидатов на должность командиров танков целесообразно отбирать из числа механиков-водителей или наводчиков-операторов, имеющих опыт службы не менее полутора лет . Не каждый в силу определенных свойств личности пригоден к руководству танковым экипажем, обладает лидерскими качествами, может сплотить экипаж и руководить им в ходе боевых действий. Далеко не все могут командовать, будучи при этом прекрасными исполнителями.

Отбор должен осуществляться командирами танковых бригад, танковых батальонов, в которых они проходят службу. После освоения программы подготовки и сдачи экзаменов новоиспеченные командиры танков возвращаются именно в свои подразделения. Только при таком подходе командиры подразделений будут кровно заинтересованы отобрать и направить на обучение достойных кандидатов, а не выполнить очередную разнарядку сверху.

И здесь еще раз хотелось бы подчеркнуть важность отбора личного состава. Он может быть организован, если армия будет способна выиграть конкуренцию на рынке труда, привлечь и удержать в армии умного, здорового, дисциплинированного и перспективного гражданина.

Прежде всего, необходимо заинтересовать людей, создать соответствующие условия для службы и жизни :
— достойное и стабильное денежное содержание, а, кроме того, солидные выплаты по окончании контракта;
— интенсивная и ритмичная боевая подготовка, нормированный рабочий день, а не «научная система выжимания пота»;
— качественное медицинское обслуживание;
— определенные гарантии государства по получению высшего образования.

И, конечно же, нормальные жилищные условия. Не загонять контрактника в кубрик наскоро перестроенной казармы, а дать возможность молодому парню хотя бы после двух лет службы создать семью, привести жену, растить детей. Вопросы социальной привлекательности военной службы – особая тема, и решать их в связи с возможным переходом к комплектованию танковых войск контрактниками придется рано или поздно.

Автомобильные. Сюда призываются все имеющие опыт вождения и с небольшими отклонениями в здоровье, например, с легкой степенью плоскостопия.

Танковые рода войск. Являются главной силой при проведении боевых действий. Именно они играют решающую роль при нападении, сопротивлении и обороне против вражеской стороны.

Военно-воздушные силы. К ним относятся авиация, зенитно-ракетные и радиотехнические войска. Авиация обеспечивает территории с воздуха. Существует 4 ее вида: дальняя – поражает все важные объекты противника; военно-транспортная – занимается переброской войск с оборудованием; фронтовая и армейская. При призыве сюда у юношей проверяют вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему.

Зенитно-ракетные войска. Обеспечивают защиту населения от угрозы сверху. Призывники должны обладать отличной физической подготовкой.

Радиотехнические рода предназначены для обнаружения вражеских мин и различных устройств. Сюда призываются все, имеющие крепкую нервную систему.

Военно-морской флот. Сюда входят следующие рода: подводная, надводная, береговая службы. Подводная предназначена для нападения на подводные силы и устройства противников. Сюда призываются пловцы с отличными физическими и психическими характеристиками.

Надводная армия. Осуществляет уничтожение кораблей и наземных строений. Призывники должны обладать пластичностью и ловкостью для быстрого подъема на вражеский борт.

Береговая. Обеспечивает защиту населения, а также оборону наземных объектов от нападения противника со стороны воды. Призываются юноши с отличным слухом и зрением. Могут служить в этом роде войск еще и призывники, имеющие легкие степени заболеваний, не являющихся препятствием для службы в армии.

По достижению молодыми людьми определенного возраста, они получают повестку в военкомат и проходят специальную медицинскую комиссию. Если парень годен к воинской службе, он становится призывником и идет служить в армию.

Россия очень велика и заселена крайне неравномерно, а значит несение службы по территориальному принципу в невозможно. Хотя за последние годы стало ясно, что военкоматы не отправляют призывников далеко от Родины без видимых на то причин и без крайней необходимости. Глядя с экономической точки зрения, для государства территориальный принцип несения службы гораздо более выгоден, нежели денежная компенсация солдату за переезд и содержание в дороге. А психологами уже давно было доказано, что для самих солдат служба в родном городе или на близлежащей территории является наиболее комфортной и спокойной.

Призывники часто интересуются, куда их заберут на службу в армии. От расположения части могут зависеть условия службы, связи с родственниками и другие важные аспекты. Узнать об этом можно еще до отбытия в расположение воинской части.

Инструкция

Изучите внимательно всю документацию, которую вам предложат к заполнению в военном комиссариате. Нередко в нее включается , в которой присутствует вопрос о том, где бы хотел служить призывник. В этом случае вы можете самостоятельно решить, куда отправиться на службу. Также некоторые учреждения заранее извещают об их будущем месте службы. Обратите внимание, что итоговое решение может стать все же другим.

Опросите знакомых, уже проходивших службу от комиссариата по вашему месту жительства. Обычно в этом случае призывники направляются в одни и те же части. Пользуясь случаем, выясните об условиях службы и поинтересуйтесь, какое из мест подойдет вам лучше всего.

Ознакомьтесь со имеющихся в стране войсковых частей. Обратите внимание на те из них, которые связаны с родом войск, в которые вас определили, например, десантные, пехотные, ВМФ и т.д. Не менее важной особенностью является наличие в данный момент «горячих точек», в которых ведутся боевые действия. Если таковые имеются, вас вполне могут направить в ближайшие к ним части.

Напишите заранее заявление в военный комиссариат от своего имени или имени родителей и ближайших родственников. Попросите командование направить вас в определенную воинскую часть. На это должна быть веская причина, например, по состоянию здоровья призывник должен служить в местности с определенным климатом и другими условиями. К заявлению обязательно приложите заключение врачей.

Нередко место службы призывника не разглашается до последнего момента. Новобранцы узнают о нем уже непосредственно в дороге к пункту назначения. Тем не менее, если вам известно лицо, которое будет сопровождать вас до места, заранее поинтересуйтесь у него о месте будущей службы. Также опросите тех, кого забирают в один день с вами – они могут знать информацию благодаря своим источникам.

Военный призыв – волнующее время для молодых людей, которые сразу интересуются, куда же их заберут служить. С этим вопросом можно обратиться в военкомат, в котором вы состоите на учете.