Современные боевые дроны и их возможности. Новый американский дрон-убийца: подробно о серьёзном Американские беспилотные летательные аппараты

Записала Н. Гельмиза

После того как в журнале были напечатаны статьи о работе "ОКБ Сухого"(см. "Наука и жизнь" № 9, 2001 г. и №№ 1, 2, 4, 2002 г.), в редакцию пришли письма с вопросом: занимается ли фирма гражданской тематикой? Нам ответили: еще как! Гражданские самолеты АООТ "ОКБ Сухого" - это известные проекты Су-80, С-21 и семейство региональных пассажирских самолетов. Сегодня конструкторы КБ создают беспилотный летательный аппарат гражданского назначения с уникальными летно-техническими характеристиками, позволяющими использовать его для решения широкого круга задач в сфере науки, экономики и хозяйственного сектора. О новом направлении - беспилотной авиации рассказывает заместитель главного конструктора доктор технических наук, действительный член Академии военных наук А. Х. Каримов.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Заместитель главного конструктора "ОКБ Сухого" Альтаф Хуснимарзанович Каримов.

Технические характеристики беспилотных авиационных систем с большой высотой и продолжительностью полета.

Американский беспилотный самолет "макси"-класса "Глобал Хоук": высота полета - 20 км, масса - 11,5 тонны, продолжительность полета - более 24 часов.

Многоцелевой беспилотный летательный аппарат "Протеус" производства США: высота полета - 15 км, масса - 5,6 тонны.

Потребности мирового рынка в беспилотных авиационных системах с большой высотой и продолжительностью полета. Прогноз закупок на 2005-2015 годы в сумме составляет 30 миллиардов долларов.

Беспилотный летательный аппарат с большой высотой и продолжительностью полета - долгожданное детище "ОКБ Сухого". Проектировщики заложили в новую машину такие летно-технические характеристики, которые, по нашему мнению, позволят ей превзойти по многим параметрам лучшие в своем классе американские самолеты и найти широкое применение в гражданском секторе.

"Беспилотники" различаются по массе (от аппаратов весом в полкилограмма, сравнимых с авиамоделью, до 10-15-тонных гигантов), высоте и продолжительности полета. Беспилотные летательные аппараты массой до 5 кг (класс "микро") могут взлетать с любой самой маленькой площадки и даже с руки, поднимаются на высоту 1-2 километра и находятся в воздухе не более часа. Как самолеты-разведчики их используют, например, для обнаружения в лесу или в горах военной техники и террористов. "Беспилотники" класса "микро" массой всего 300-500 граммов, образно говоря, могут заглянуть в окно, поэтому их удобно использовать в городских условиях.

За "микро" идут беспилотные летательные аппараты класса "мини" массой до 150 кг. Они работают на высоте до 3-5 км, продолжительность полета составляет 3-5 часов. Следующий класс - "миди". Это более тяжелые многоцелевые аппараты массой от 200 до 1000 кг. Высота полета достигает 5-6 км, продолжительность - 10-20 часов.

И, наконец, "макси" - аппараты массой от 1000 кг до 8-10 т. Их потолок - 20 км, продолжительность полета - более 24 часов. Вероятно, вскоре появятся машины класса "супермакси". Можно предположить, что их вес превысит 15 тонн. Такие "тяжеловозы" будут нести на борту огромное количество аппаратуры различного назначения и смогут выполнять самый широкий круг задач.

Если вспомнить историю беспилотных летательных аппаратов, то впервые они появились в середине 1930-х годов. Это были дистанционно управляемые воздушные мишени, используемые на учебных стрельбах. После Второй мировой войны, точнее, уже в 1950-х годах, авиаконструкторы создали беспилотные самолеты-разведчики. Еще 20 лет понадобилось на то, чтобы разработать машины ударного назначения. В 1970-х - 1980-х годах этой тематикой занимались конструкторские бюро П. О. Сухого, А. Н. Туполева, В. М. Мясищева, А. С. Яковлева, Н. И. Камова. Из туполевского КБ вышли беспилотные разведчики "Ястреб", "Стриж" и находящийся на вооружении и сегодня - "Рейс", а также ударный "Коршун" (его начинали делать в ОКБ Сухого, но потом передали Туполеву), созданный совместно с НИИ "Кулон". Достаточно успешно занималось беспилотными самолетами КБ Яковлева, где разрабатывались аппараты "мини"-класса. Наиболее удачным из них стал комплекс "Пчела", который до сих пор стоит на вооружении.

В 1970-х годах в России были развернуты научно-исследовательские работы по созданию беспилотных самолетов с большой высотой и продолжительностью полета. Ими занималось ОКБ В. М. Мясищева, где разрабатывали машину "макси"-класса "Орел". Тогда дело дошло только до макета, но почти через 10 лет работы возобновили. Предполагалось, что модернизированный аппарат сможет летать на высоте до 20 км и находиться в воздухе 24 часа. Но тут наступил реформенный кризис, и в начале 1990-х годов программу "Орел" из-за отсутствия финансирования закрыли. Примерно в то же время и по тем же причинам были свернуты работы над беспилотным летательным аппаратом "Ромб". Этот уникальный по своей конструкции самолет, созданный совместно с "НИИ ДАР" при участии разработчика радиолокационной системы "Резонанс" Главного конструктора Э. И. Шустова, представлял собой разрезной биплан из четырех крыльев, составленных в виде ромба, в которые монтировались крупногабаритные антенны, обслуживающие радиолокационную станцию. Масса его была порядка 12 тонн, а полезная нагрузка достигала 1,5 тонны.

После первой волны разработок "беспилотников" в 1970-х - 1980-х годах наступило длительное затишье. Армию оснащали дорогостоящими пилотируемыми самолетами. Под них выделяли большие средства. Этим и определялся выбор тематики разработок. Правда, все эти годы "беспилотниками" активно занималось Казанское опытно-конструкторское бюро "Сокол". Оно создавалось на базе ОКБ спортивной авиации под руководством тогда еще молодого специалиста, ныне генерального конструктора "ОКБ Сухого" М. П. Симонова. ОКБ "Сокол" стало, по существу, специализированным предприятием по производству беспилотных авиационных систем. Основное направление - беспилотные воздушные мишени, на которых отрабатываются боевые действия различных военных комплексов и наземных служб, в том числе и комплексов ПВО.

Сегодня беспилотные летательные аппараты "мини"- и "миди"-класса представлены достаточно широко. Их производство под силу многим странам, поскольку с этой задачей могут справиться небольшие лаборатории или институты. Что же касается аппаратов класса "макси", то для их создания нужны ресурсы целого авиастроительного комплекса.

ВСЕ АРГУМЕНТЫ - "ЗА"

В чем же преимущества беспилотных летательных аппаратов? Во-первых, они в среднем на порядок дешевле пилотируемых самолетов, которые нужно оснащать системами жизнеобеспечения, защиты, кондиционирования... Нужно, наконец, готовить пилотов, а это стоит больших денег. В итоге получается, что отсутствие экипажа на борту существенно снижает затраты на выполнение того или иного задания.

Во-вторых, легкие (по сравнению с пилотируемыми самолетами) беспилотные летательные аппараты потребляют меньше топлива. Представляется, что для них открывается более реальная перспектива и при возможном переходе на криогенное топливо (см. "Наука и жизнь" № 3, 2001 г. - Прим. ред. ).

В-третьих, в отличие от пилотируемых самолетов, машинам без пилота не нужны аэродромы с бетонным покрытием. Достаточно построить грунтовую взлетно-посадочную полосу длиной всего 600 метров. ("Беспилотники" взлетают с помощью катапульты, а приземляются "по-самолетному", как истребители на авианосцах.) Это очень серьезный аргумент, поскольку из 140 наших аэродромов 70% нуждаются в реконструкции, а темпы ремонта сегодня - один аэродром в год.

Основной критерий выбора типа летательных аппаратов - стоимость. Благодаря стремительному развитию вычислительной техники существенно подешевела "начинка" - бортовые компьютеры "беспилотников". На первых аппаратах использовались тяжелые и громоздкие аналоговые вычислительные машины. С внедрением современной цифровой техники их "мозг" стал не только дешевле, но и умнее, компактнее и легче. Это означает, что аппаратуры на борт можно взять больше, а ведь именно от нее зависят функциональные возможности беспилотных самолетов.

Если же говорить о военном аспекте, то беспилотные летательные аппараты находят применение там, где в разведывательной операции или воздушном бою можно обойтись без пилота. На IХ международной конференции по "беспилотникам", прошедшей в 2001 году во Франции, прозвучала мысль о том, что в 2010-2015 годах боевые операции сведутся к войне автоматизи рованных систем, то есть к противоборству роботов.

ВЫБОР СДЕЛАН

Еще пять лет назад специалисты "ОКБ Сухого" проанализировали развитие существующих в мире научно-технических программ по созданию "беспилотников" и обнаружили стойкую тенденцию к увеличению их размеров и массы, а также высоты и продолжительности полета. Аппараты с большим весом могут дольше находиться в воздухе, выше подниматься и дальше "видеть". "Макси" берут на борт более 500 кг полезной нагрузки, которая позволяет решать задачи большого объема и с лучшим качеством.

Анализ показал, что беспилотные самолеты класса "макси" и "супермакси" сегодня востребованы как никогда. Судя по всему, они могут изменить расклад сил на мировом рынке летательных аппаратов. Пока эта ниша освоена только американскими конструкторами, которые начали работать над "беспилотниками" "макси"-класса на 10 лет раньше нас и успели создать несколько очень хороших самолетов. Наиболее популярный из них "Глобал Хоук": он поднимается на высоту до 20 км, весит 11,5 тонны, имеет продолжительность крейсерского полета более 24 часов. Конструкторы этой машины отказались от поршневых моторов и оснастили ее двумя турбореактивными двигателями. Именно после показа "Глобал Хоука" на авиасалоне в Ле-Бурже в 2001 году на Западе началась борьба за захват нового сектора рынка.

Мы планируем создать аналог "Глобал Хоука", но наш аппарат будет немного меньше. Выбор такой размерности основан на скрупулезном изучении спроса.

Еще во время создания первых беспилотных самолетов "макси"-класса "Орел" и "Ромб" мы разработали концепцию, согласно которой начали строить беспилотные аппараты, обеспечивающие наилучшие условия для размещения в них полезной нагрузки. На "Ромбе", например, мы смогли совместить большие антенные блоки размером 15-20 м с элементами самолета. Получилась "летающая антенна". Сегодня мы создаем, по сути, летающую платформу для аппаратуры наблюдения. Соединив полезную нагрузку с бортовыми системами, можно получить полноценный интегрированный комплекс, максимально оснащенный радиоэлектронным оборудованием. Это будет качественно новый вид авиационной техники - стратосферная платформа для решения задач, которые либо не по силам низко-, средневысотным пилотируемым и беспилотным машинам, либо требуют неоправданно больших затрат при выполнении их спутниковыми группировками.

Наш беспилотный летательный аппарат С-62 представляет собой машину массой 8,5 тонны, способную подняться на высоту 18-20 км/ч, развить скорость 400-500 км/ч, и находиться в воздухе более 24 часов без дозаправки. Его габариты: длина - 14,4 м, высота - 3 м, размах крыла - 50 м, полезная нагрузка - 800-1200 кг. По аэродинамическим характеристикам компоновка С-62 приближает аппарат к планеру. Самолет выполнен по аэродинамической схеме двухбалочная "утка" и имеет крыло большого удлинения. На центроплане крыла расположено вертикальное оперение. Силовая установка находится над центропланом в спаренной мотогондоле. С-62 оснащен двумя двигателями ТРДД РД-1700, используемыми на самолетах Як-130 и МиГ-АТ (хотя прорабатываются и другие варианты двигателей). Эта машина будет легкой и радиопрозрачной, скорее всего из стеклопластика.

С-62 войдет в состав беспилотных авиационных комплексов БАК-62, предназначенных для выполнения широкого спектра задач гражданского назначения. Каждый такой комплекс включает от одного до трех "беспилотников", наземные станции контроля и управления, связи и обработки информации, а также мобильный пункт технического обслуживания. Наземные станции управления будут работать в пределах радиовидимости - на расстоянии до 600 км. Их назначение - управлять взлетом и посадкой, а также решать задачи автоматического пилотирования и выполнения программы полета. БАК-62 отличается высокой мобильностью, его можно легко перебазировать на новое место в стандартных грузовых контейнерах любым видом транспорта, быстро развернуть и привести в рабочее состояние.

Наземные пункты управления, а также пункты технического обслуживания - тоже забота проектировщиков. В них должны быть созданы условия для комфортного проживания специалистов и обслуживающего персонала и на холодном севере, и на жарком юге (разброс температур может быть в пределах от -50 до +50 о С).

КРУГ ЗАДАЧ "БЕСПИЛОТНИКОВ" ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Весь мир уже осознал, какую пользу и экономию могут принести беспилотные летательные аппараты не только в военной, но и в гражданской сфере. Их возможности во многом зависят от такого параметра, как высота полета. Создав С-62, мы поднимем потолок с 6 до 20 км, а в перспективе и до 30 км. На такой высоте беспилотный самолет может конкурировать со спутником. Отслеживая все, что происходит на территории площадью около миллиона квадратных километров, он сам становится своего рода "аэродинамическим спутником". С-62 могут взять на себя функции спутниковой группировки и выполнять их в режиме реального времени в рамках целого региона.

Чтобы из космоса вести фото- и киносъемку или наблюдать за каким-нибудь объектом, нужны 24 спутника, но и тогда информация от них будет поступать один раз в час. Дело в том, что спутник находится над объектом наблюдения всего 15-20 минут, а затем уходит из зоны его видимости и возвращается на то же место, совершив оборот вокруг Земли. Объект же за это время уходит из заданной точки, поскольку Земля вращается, и снова оказывается в ней только через 24 часа. В отличие от спутника, беспилотный самолет сопровождает точку наблюдения постоянно. Проработав на высоте около 20 км более 24 часов, он возвращается на базу, а ему на смену в небо уходит другой. Еще одна машина находится в резерве. Это огромная экономия. Посудите сами: один спутник стоит порядка 100 миллионов долларов, 24 спутника - это уже 2,4 миллиарда, а стоимость трех беспилотных летательных аппаратов С-62 с наземной инфраструктурой составит немногим более 30 миллионов долларов.

Беспилотные самолеты могут конкурировать со спутниками и в сфере создания телекоммуникационных сетей и навигационных систем. Например, чтобы Россия имела собственную навигационную систему типа GPS, нужно задействовать около 150 таких машин. Дорогостоящие спутники пригодятся для других целей. Это очень важно, поскольку 70% из них находятся на грани исчерпания своего ресурса.

На "беспилотники" можно возложить непрерывное круглосуточное наблюдение за поверхностью Земли в широком диапазоне частот. Используя С-62, мы сумеем создать информационное поле страны, охватывающее контроль и управление движением воздушного и водного транспорта, поскольку эти машины в состоянии взять на себя функции наземных, воздушных и спутниковых локаторов (совместная информация от них дает полную картину того, что делается в небе, на воде и на земле).

Беспилотные летательные аппараты помогут решить целый спектр научных и прикладных задач, связанных с геологией, экологией, метеорологией, зоологией, сельским хозяйством, с изучением климата, поиском полезных ископаемых... С-62 будут следить за миграцией птиц, млекопитающих, косяков рыбы, изменением метеоусловий и ледовой обстановки на реках, за движением судов, перемещением транспорта и людей, вести аэро-, фото- и киносъемку, радиолокационную и радиационную разведку, многоспектральный мониторинг поверхности, проникая вглубь до 100 метров.

НА ПУТИ К РЫНКУ

Всемирное признание пришло к "ОКБ Сухого" с выпуском истребителя Су-27. Эта машина действительно заслуживает самой высокой оценки, потому что в ней реализованы выдающиеся научные и инженерно-технические идеи. Колоссальный успех и востребованность Су-27 на мировом рынке в большой степени связаны с тем, что его создание превратилось в общегосударственную научно-техническую программу. Начатая три года назад новая тема - создание высотного беспилотного самолета - тоже нуждается в серьезной государственной поддержке. Чтобы, как говорят, не опоздать и выйти на мировой рынок в то время, когда новая машина будет востребована, сроки выполнения программы должны быть очень жесткими. Нам представляется, что работа может быть завершена в 2005 году при условии необходимого финансирования.

Опыт зарубежных конкурентов подсказывает: чтобы дело пошло быстрее, надо показать заказчикам и инвесторам действующий образец. Выход один - сделать демонстратор или летающий макет, который подтвердит реальность намеченных планов и ускорит их реализацию. Такой аппарат может быть построен всего за два года. Здесь нет неразрешимых проблем, есть только ряд конкретных задач, которые надо выполнить. Все предварительные проработки сделаны.

По оценкам российских и зарубежных специалистов, рынок коммерческих услуг, оказываемых беспилотными летательными аппаратами, в ближайшем будущем существенно расширится. Потребность в таких машинах в 2005-2015 годах может составить в денежном выражении не менее 30 миллиардов долларов. И если Россия, как и намечено, к 2005 году создаст конкуренто-способный гражданский беспилотный летательный аппарат С-62 с большой высотой и продолжительностью полета, ей достанется приблизительно четвертая часть этого рынка. Тогда мы сможем выручить от продажи наших машин около миллиарда долларов. Неудивительно, что сегодня многие страны очень активно продвигают свои технические разработки, в том числе и "беспилотники". Нам тоже следует поторопиться.

Сферы применения гражданского беспилотного самолета С-62

ОБНАРУЖЕНИЕ МАЛОРАЗМЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ:

  • воздушных
  • надводных
  • наземных

УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ:

  • в труднодоступных районах
  • при стихийных бедствиях и авариях
  • на временных воздушных трассах
  • в авиации народного хозяйства

КОНТРОЛЬ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА:

  • поиск и обнаружение судов
  • предупреждение аварийных ситуаций в портах
  • контроль морских границ
  • контроль правил рыболовства

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ:

  • системы связи, в том числе мобильные
  • телерадиовещание
  • ретрансляция
  • навигационные системы

АЭРОФОТОСЪЕМКА И КОНТРОЛЬ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ:

  • аэрофотосъемка (картография)
  • инспекция соблюдения договорных обязательств
  • (режим "открытого неба"
  • контроль гидро-, метеообстановки
  • контроль активно излучающих объектов контроль ЛЭП

КОНТРОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ:

  • радиационный контроль
  • газохимический контроль
  • контроль состояния газо- и нефтепроводов
  • опрос сейсмических датчиков

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬХОЗРАБОТ И ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ:

  • определение характеристик почвы
  • разведка полезных ископаемых
  • подповерхностное (до 100 м) зондирование Земли

ОКЕАНОЛОГИЯ:

  • разведка ледовой обстановки
  • слежение за волнением моря
  • поиск косяков рыбы

В последние годы из-за активизации террористических организаций проблема эффективности охраны границ между государствами, контроля территории выходит на первый план. С развитием беспилотных средств воздушного мониторинга развертывание вдоль границ беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для задач патрулирования становится достаточно распространенным явлением.

США обладают уже семилетним опытом использования беспилотников на двух границах. Это северная граница, отделяющая Соединенные Штаты от Канады, протяженностью в 4121 милю и южная граница, разделяющая США и Мексику, 2062 мили в длину. Обе границы имеют сотни официальных и неофициальных пунктов въезда и «бесчисленные неофициальные переходы». В Таможенной и пограничной службе США задействовано более 10 тысяч сотрудников, однако в виду того, что часть границ проходит через незаселенные регионы и труднодоступные места, проблемы с контролем наземными средствами остаются. Несмотря на всемерную охрану с использованием видеокамер, наземных датчиков, физических барьеров, наземных транспортных средств и авиации, случаи незаконного пересечения границ и контрабанды наркотиков происходят часто. Одной из немаловажных задач является обнаружение террористов и фактов незаконного ввоза оружия.

Все эти обстоятельства побудили в 2003 году Конгресс США в дополнение к имеющимся средствам призвать Департамент внутренней безопасности США (ДВБ) изучить возможности использования БЛА на границах. В том же году впервые беспилотники были проверены на возможность применения на американо-мексиканской границе в ходе операции «Защита», и вскоре ДВБ заявил, что БЛА Predator B в наибольшей степень подходит для этих целей.

Рисунок 1. БЛА Predator B (Reaper)

В сравнении с традиционными пилотируемыми средствами наблюдения, такими как легкие самолеты и вертолеты, применение БЛА имеет как сильные, так и слабые стороны. Одной из выгодных сторон использования беспилотных аппаратов является то, что они обладают несомненными техническими возможностями по улучшению контроля удаленных и труднодоступных участков. С помощью бортовых оптикоэлектронных и ИК-средств оператор может в режиме реального времени получать информацию и обеспечивать обнаружение и распознавание «потенциально враждебных объектов». Еще одно преимущество систем с БЛА Predator B - возможность летать более тридцати часов без дозаправки. Традиционно беспилотники являются менее дорогостоящими, чем пилотируемые летательные аппараты. Конечно, стоимость БЛА колеблется в широких пределах. В ценах 2003 года БЛА Shadow стоил 350 тыс. долл., а Predator - 4,5 млн. долл. (в 2009 году стоимость одного такого БЛА уже равнялась 10 млн. долл.). Но расходы на самолеты еще выше. Патрульный самолет P-3, эксплуатируемый Бюро по исполнению иммиграционных и таможенных законов, стоит 36 млн. долл., а каждый вертолет Blackhawk, которые часто применяется на границе, стоит 8,6 млн. долл.

Рисунок 2. БЛА Predator

Несмотря на выгоды от использования БЛА, выявлены и различные проблемы, которые могут препятствовать их широкому применению в пограничной службе. В частности, к сожалению, пока применение БЛА сопряжено с высоким уровнем аварийности. Официально сделан вывод о том, что частота аварий БЛА в 100 раз выше, чем пилотируемых самолетов. В 2006 году произошел один из случаев крушения БЛА Predator при полете вдоль мексиканской границы. Причиной тому является значительно меньшая надежность и резервируемость основных систем, чем это принято в пилотируемых самолетах. При сбоях в работе систем летчик в ряде случаев в состоянии диагностировать и исправить аварийную ситуацию на борту, взять на себя ручное управление при посадке, но в случае с БЛА то же самое невозможно. Другим слабым местом БЛА является погодное ограничение работы оптико-электронных и ИК- систем. Особенно заметно влияют нередкая облачность и высокая влажность климата на мексиканской границе. Для минимизации этого влияния планируется оснастить Predator B дополнительно бортовой РЛС с синтезированной апертурой, работающей с высоким разрешением. Но такая РЛС имеет низкую способность отслеживать движущиеся цели и требуется использование так называемой технологии индикации движения (MTI). Однако такое функциональное расширение значительно увеличивает стоимость БЛА и затраты на эксплуатацию. Кроме того, для интеграции комплексов с БЛА в гражданское воздушное пространство должно быть решено несколько нормативных вопросов по безопасности полетов на уровне Федерального авиационного управления США.

Программа внедрения БЛА продолжалась в 2004 году. В частности, для патрулирования в пограничных районах вдоль Туссон и Юма, известных массовым явлением перехода границы нелегальными иммигрантами, были использованы два БЛА Hermes 450S израильского производства, взятых в лизинг пограничной службой. Аппараты оснащены оптическими датчиками и видеокамерами, которые обеспечивают круглосуточное наблюдение, и могут оставаться в воздухе в течение 20 часов. Аппаратура беспилотников способна засечь нарушителей на расстоянии до 24 км. Опытное использование Hermes 450S планировалось завершить в сентябре 2004 года.

Рисунок 3. БЛА Hermes 450

В феврале 2009 года, в соответствии с программой по использованию БЛА в интересах охраны границ объявлено о том, что БЛА Predator B, которые стоят на вооружении авиабазы ВВС США Grand Forks в Северной Дакоте, будут привлечены к патрулированию границы с Канадой в помощь Управлению таможенного и пограничного контроля США. В зоне ответственности находятся приграничные регионы на 400-километровом участке между канадской провинцией Манитоба и американскими штатами Дакота и Миннесота. Надо сказать, что в настоящее время Управление таможенного и пограничного контроля США уже располагает собственными БЛА Predator B, количество которых не называется. Беспилотник способен обнаружить нарушителя на удалении более 10 километров, и информация может передаваться оператору на наземный пункт управления и, далее, представителям Управления таможенного и пограничного контроля.

Согласно официальной статистике, каждый год на американо-канадской границе производится около 4000 арестов нарушителей и конфискуется до 18 тонн наркотиков. В Манитобе действует 12 пограничных пунктов. На большей части территории между пунктами находятся болота, озера, посевные поля и индейские резервации. Американские власти намерены улучшить контроль этого участка, который «потенциально может быть использован для перевозки наркотиков, незаконными мигрантами и террористами».

Для того, чтобы границы США были «на замке», предпринимаются дальнейшие меры. В частности, недавно был анонсирован проект беспилотного авианесущего крыла, который представляет собой БЛА-носитель, следящий за линией границы и выпускающий миниатюрные БЛА для «подробной доразведки подозрительных мест». Концепцию такого специального пограничного БЛА разработала американская компания AVID. БЛА-носитель будет снабжен восемью небольшими БЛА-разведчиками. Высота патрулирования составит около 6 километров.

Пограничный контроль является весьма актуальной задачей и для Израиля. Недавно в Военно-воздушных силах Израиля начало действовать первое подразделение, оснащенное новыми многоцелевыми БЛА Eitan (Heron ТР). Как сообщается, три таких БЛА способны в реальном масштабе времени обеспечить непрерывный сбор разведывательной информации о ситуации на границе с Южным Ливаном. В соответствии с планами командования израильских ВВС, к 2012 году намечено ввести в эксплуатацию около 10 таких БЛА, способных брать на борт более тонны полезной нагрузки и в автоматическом режиме выполнять патрулирование на высотах до 12000 метров в течение 60 часов непрерывно.

Рисунок 4. БЛА Eitan

Heron TP (Eitan) - разведывательной БПЛА, разработан компанией IAI. Оборудован системами спутниковой навигации, аппаратурой слежения и обнаружения целей в оптическом, инфракрасном и радиодиапазонах. Возможно, новые модификации имеют вооружения. Размах крыльев различных модификаций достигает от 26 до 35 метров (действительно, сравнимо с Boeing 737). Может пролететь до 15.000 км. Высотный потолок - 4,5 км. Может нести до 1,8 тонн "полезного груза".

В Евросоюзе еще в 2006 году было принято решение об использовании для патрулирования границ в районе пролива Ла-Манш и побережья Средиземного моря беспилотных летательных аппаратов. Сообщалось, что БЛА будут применяться и для патрулирования границы в районе Балканского полуострова. Применение беспилотных летательных аппаратов является частью плана правительства Евросоюза по оснащению таможенных и пограничных служб современными системами слежения, и на эту программу выделено всего 1,6 млрд. долл. Пока типы БЛА не назывались, но ясно, что они должны оснащаться приборами видеонаблюдения и обеспечивать предотвращение незаконной иммиграции, контрабанды и террористических актов.

Министерство обороны Италии также использует БЛА. Так, в 2009 году было заказано дополнительно два американских беспилотных летательных аппарата MQ-9 Reaper с мобильной наземной станцией управления. Стоимость сделки оценивается в 63 млн. долл. Эта сделка выполнена в дополнение к заказанным ранее в августе 2008 года четырем беспилотникам MQ-9 Reaper. Тогда стоимость сделки составила 330 млн. долл. Планировалось, что БЛА будут использоваться для обеспечения войск и патрулирования государственной границы.

Турецкое военное ведомство также намерено использовать БЛА как над территорией страны, так и для задач охраны границ. Для этого в 2008 году планировалось получить три израильских аппарата типа Aerostar компании Aeronautics. Такими беспилотниками уже оснащены ВВС США, Израиля и Анголы. БЛА Aerostar способны зафиксировать месторасположение объекта и передать данные на наземный пункт. БЛА должны значительно упростить сбор разведывательной информации о месторасположении и передвижении боевиков Курдской рабочей партии.

Рисунок 5. БЛА Aerostar

Вооруженные силы Индии планируют в ближайшие годы значительно увеличить парк БЛА для ведения, в первую очередь, разведки и патрулирования. По сообщениям издания Jane`s, в настоящее время Индия уже имеет на вооружении 70 разведывательных БЛА израильского производства типа Searcher Mk 1, Searcher Mk 2 и Heron. Наряду с этим, Индия собирается приобрести боевые БЛА типа General Atomics RQ-1 Predator, на борту которых могут быть установлены ракеты HellFire с лазерной головкой самонаведения. Их планируется разместить вдоль границ с Пакистаном и Китаем в районе спорных участков для обеспечения обнаружения различных целей, в т.ч. средств ядерного, биологического и химического нападения.

Министр обороны Бразилии в 2008 году во время масштабных приграничных учений армии и полиции в южном штате Парана сообщил, что разрабатываются беспилотные аппараты для охраны границ страны. На первом этапе планируется производство трех образцов силами авиастроительного комплекса в штате Сан-Паулу. Общая стоимость проекта должна составить 1,3 млн. бразильских реалов (616 тысяч долларов США).

Как сообщалось в 2009 году, Бразилия, рассматривающая возможность использовать беспилотники для контроля государственной границы, заключила контракт с израильской компанией IAI на поставку БЛА. Стоимость контракта тогда составила 350 млн. долл. Ожидается, что контракт будет реализован в два этапа. На первом этапе планировалось поставить 3 БЛА с необходимым оборудованием. В ходе второго этапа израильская компания поставит еще 11. Тип заказанных БЛА не называется.

Кроме того, эти БЛА будут задействованы для обеспечения безопасности проведения Кубка мира 2014 и Олимпийских игр 2016 года. Известно, что торговые отношения с IAI предусматривают продажу БЛА типа Heron для применения в бразильской полиции.

В 2009 году сообщалось о договоренности США и Ливана о поставках БЛА типа Raven для усиления контроля границы и борьбы с терроризмом. Поставки являются частью военного сотрудничества с целью обеспечить охрану границы и всей территории страны, включая южную часть Ливана, которую пока реально контролирует Хезболла.

В Грузии испытали беспилотный летательный аппарат местного производства.

По данным минобороны Грузии, представленный летательный аппарат может использоваться при выполнении сложных боевых миссий, а также для пограничного патрулирования, радиотехнической разведки, воздушной фотосъемки, мониторинга стихийных бедствий, контроля и проверки радиации.

Управление полетом осуществляется с помощью компьютера, а взлет летательного аппарата производится посредством пневматической катапульты.

Технические характеристики:

Длительность полета - 8 часов

Высота полета -100-3000 метров

Скорость - 60-160 км/час

Полезный груз - двухкамерная видеоплатформа, фотокамера, термическая камера и инфракрасная камера

Предположительно беспилотник может взлететь с любого места и приземлиться на любом рельефе.

Как сообщалось в СМИ летом 2010 года, пограничные войска Туркмении также получили на вооружение беспилотную технику. Кроме того, в 2009 году российская компания «Беспилотные системы» поставила МВД Туркмении комплекс беспилотных летательных аппаратов ZALA 421-04М (421-12), которые также имеются в опытной эксплуатации МВД и ФСБ России.

В ближайшее время значительную роль в охране границ Казахстана должны получить беспилотные средства. Как предполагается, именно беспилотники смогут обеспечить патрулирование протяженных малозаселенных пограничных территорий. Начало процессу было положено в 2009 году, когда стартовала целевая программа по развитию в Казахстане научно-технического и промышленного потенциала и, в частности, созданию беспилотных авиационных комплексов на период 2009-2020 годов. Главными сферами применения комплексов с БЛА станут охрана границ и поддержание правопорядка, антитеррористические мероприятия, обнаружение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, экологический мониторинг и охрана природных ресурсов, мониторинг объектов промышленности, транспортной и энергетической инфраструктуры. Для реализации программы организовано партнерское объединение, в которое входят компании «Як Алакон», «Net Style», «Astel» и корпорация «Иркут». Сообщается, что уже определен и отчасти испытан ряд многоцелевых комплексов. Пока доля казахской составляющей равна 30-50%, но в дальнейшем планируется ее довести до 80-90%.

Все вышеперечисленные страны, несмотря на их «разношерстность», объединяет одно - они обладают весьма протяженными границами, проходящими часто вдоль малонаселенных или труднодоступных районов. Именно такие страны первыми обратили внимание на возможности, которые открывает использование БЛА. Можно с уверенностью говорить, что примеру этих стран вскоре последуют и другие государства, так как при постепенном урегулировании соответствующих нормативных, юридических, страховых и, отчасти технических вопросов, использование БЛА для решения задач по охране границ будет расширяться в силу экономической целесообразности и эффективности, в сравнении с другими средствами.

ТОП 10 БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

БПЛА, летательный аппарат, Боинг, Fire Scout, Sea Scout, Pioneer, Scan Eagle, Global Hawk, Reaper, AeroVironment Raven, Bombardier, RMAX, Desert Hawk, Predator

Данный вид летательных аппаратов с каждым годом становится всё совершеннее и мобильнее. Более того, некоторые образцы уже позволяют нам серьёзно говорить о развитии беспилотной гражданской авиации. И вот, интернет-ресурс Aviation.com определил 10 самых передовых, функциональных и надёжных БПЛА, существующих на данный момент.

10. - Fire Scout/Sea Scout откорпорацииNorthrop Grumman

Беспилотный летательный аппарат RQ-8A Fire Scout, построенный на базе лёгкого пилотируемого вертолёта Schweizer Model 330SP, способен проводить разведку и следить за целью, неподвижно оставаясь в воздухе на протяжении более чем 4 часов на расстоянии почти 200 километров от места запуска. Взлёт-посадка производится вертикально, а контроль над аппаратом осуществляется через навигационную систему GPS, что позволяет Fire Scout работать в автономном режиме и управляться через наземную станцию, которая может контролировать 3 БПЛА одновременно. Улучшенная версия, Sea Scout, способна нести высокоточные ракеты класса «земля-воздух». Для армии Соединённых Штатов разработана ещё более усовершенствованная модель, MQ-8, полностью соответствующая критериям боевой автоматизированной системы следующего поколения. США планирует закупить до 192 таких аппаратов для армии и флота.

9. - RQ-2B Pioneer

Проверенный временем аппарат RQ-2B Pioneer (производства совместного, американо-израильского предприятия Pioneer UAV) состоит на вооружении морской пехоты, военно-морского флота и армии Соединённых Штатов с 1986 года. Pioneer способен днём и ночью на протяжении 5 часов проводить разведку и наблюдение, захватывать цель на автоматическое сопровождение, обеспечивать поддержку корабельного огня и производить оценку разрушений в ходе всей военной операции. Аппарат может взлетать как с корабля (с помощью ракеты или катапульты), так и с наземной взлётно-посадочной полосы. В обоих случаях посадка производиться с помощью специального тормозного механизма. Длина его составляет 4 лишним метра, размах крыла - 5 м. Высотный потолок достигает отметки 4,5 км. Взлётный вес аппарата составляет 205 кг. К тому же, Pioneer может нести 34-килограмовую полезную нагрузку либо из оптических и инфракрасных сенсоров, либо оборудования для обнаружения мин и химического оружия

8. - Scan Eagle от Боинга

18-килограмовый Scan Eagle, cпроектированный на базе БПЛА Insight от компании Insitu, может патрулировать обозначенную область более 15 часов на скорости чуть ниже 100 км/ч на высоте около 5 км. Аппарат с полезной нагрузкой до 5,9 кг может быть запущен с любой местности, в том числе и с кораблей. Как заявляет корпус морской пехоты США, Scan Eagle, размах крыла которого составляет 3 м, невидим для вражеских радаров и едва слышен на расстоянии более чем 15 метров. Контроль над аппаратом осуществляется через GPS, а максимальная скорость достигает 130 км/ч. Вмонтированная в носовую часть универсальная турель в карданном подвесе оснащается либо оптической камерой с запоминающим устройством, либо инфракрасным сенсором

7.- Global Hawk от Northrop Grumman


Самый большой в мире беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk стал первым БПЛА, сертифицированным Федеральным авиационным агентством США, что позволяет Global Hawk летать по составленным специально для него планам полётов и использовать гражданские воздушные коридоры в Соединённых Штатах без предварительного уведомления. Вероятно, благодаря этой разработке развитие беспилотной гражданской авиации значительно ускорится. RQ-4 с успехом долетел из США в Австралию, выполнив по пути разведывательное задание, и вернулся обратно через Тихий океан. Как видно, дистанция полёта данного БПЛА впечатляет. Цена одного Global Hawk, включая затраты на освоение, составляет 123 млн долларов. Аппарат способен взбираться на высоту 20 км и оттуда проводить разведку и наблюдение, почти в реальном времени обеспечивая командование высококачественными снимками.

6. - MQ-9 Reaper от General Atomics

Специально для ВВС США был разработан беспилотный летательный аппарат класса MQ, где “M” означает многофункциональность, а “Q” - автономность. Reaper был спроектирован на основе ранней и крайне успешной разработки, Predator, компании General Atomics. Кстати, сначала Reaper был назван “Predator B”. ВВС США используют этот аппарат в Афганистане и Ираке преимущественно для поисково-ударных действий. MQ-9 Reaper способен нести ракеты AGM-114 Hellfire и бомбы лазерного наведения. Максимальный взлётный вес аппарата составляет 5 т. На высоте до 15 км скорость достигает 370 км/ч. Максимальная дальность полёта - 6000 км. В качестве полезной нагрузки 1,7 т может быть современный комплекс видео и инфракрасных сенсоров, радиометр (совмещённый с РЛС с синтезированной аппаратурой), лазерный дальномер и целеуказатель. MQ-9 может быть разобран и загружен в контейнер для доставки на любую авиабазу США. Каждая система Reaper, в которую входит 4 аппарата, оснащённых сенсорами, стоит 53,5 млн долларов.

5. - AeroVironment Raven и Raven B

RQ-11A Raven, разработанный в 2002-2003 гг, является главным образом полуразмерной версией AeroVironment Pointer 1999 года, но благодаря более совершенному техническому оснащению аппарат теперь несёт на борту управляющее оборудование, полезную нагрузку и такой же модуль системы навигации GPS. Сделанный из кевлара каждый 1,8-килограмовый Raven стоит порядка 25000-35000 долларов. Рабочая дистанция RQ-11A составляет 9,5 км. Аппарат может оставаться в воздухе на протяжении 80 минут после взлёта на крейсерской скорости 45-95 км/ч. Версия Raven B весит немногим больше, но имеет более высокие ТТХ, более совершенные сенсоры и способен нести лазерный целеуказатель. Однако Raven и Raven B часто при посадке разбиваются на части, но после ремонта они снова готовы к «бою».

4. - Bombardier CL-327

Если посмотреть на Bombardier CL-327 VTOL, то становится ясно, почему его часто зовут «летающим орехом», однако, несмотря на столь смешное прозвище, CL-327 является крайне функциональным БПЛА. Он оснащён турбовальным двигателем WTS-125, мощность по валу которого - 100 л.с. CL-327, максимальный вес которого при взлёте составляет 350 кг, может проводить обследование местности, патрулировать границы, а также применяться как ретранслятор и принимать участие в военно-разведовательных миссиях и операция по борьбе с наркотиками. Аппарат может неподвижно оставаться в воздухе почти 5 часов на расстоянии более 100 км от места запуска. Полезная нагрузка составляет 100 кг, а высотный потолок - 5,5 км. На борту могут находиться различные сенсоры и системы передачи данных. Управление аппаратом осуществляется с помощью GPS или инерционной системой навигации

3. - Yamaha RMAX

Минивертолёт Yamaha RMAX, чуть ли не самый распространённый гражданский БПЛА (около 2000 единиц), способен выполнить самые различные задачи, начиная от орошения полей и заканчивая исследовательскими миссиями. Аппарат оснащается двухтактным поршневым двигателем Yamaha, но потолок высоты программно ограничен и достигает всего 140-150 м. В качестве полезной нагрузки RMAX может нести как обычные, так и видеодиакамеры для проведения исследований, однако действительно большую популярность он заработал среди фермеров за эффективное распыление веществ для борьбы с вредителями на рисовых и других плантациях в Японии. Кроме того, RMAX отлично проявил себя в апреле 2000 года, позволив близко рассмотреть процесс извержения горы Усу на о. Хоккайдо. Эта операция стала также первым опытом автономного удалённого контроля за вертолётом вне зоны видимости.

2. - Desert Hawk от Lockheed Martin

Desert Hawk, первоначально разрабатывавшийся в соответствии с требованиями ВВС США для защиты и контроля за воздушными объектами, поступил в производство в 2002 году. Сделан аппарат из надёжного материала, пенополипропилена. Толкающий пропеллер приводится в действие элетромотором. Запуск Desert Hawk производится двумя людьми с помощью амортизирующего 100-метрового троса, который присоединяется к аппарату и затем просто отпускается. Нормальная высота для данного БПЛА составляет 150 м, но, между тем, максимальный потолок достигает 300 м. Осуществляя контроль за летательным аппаратом через систему GPS и запрограммированные точки маршрута, военные активно используют Desert Hawk в Ираке для патрулирования заданных областей. Маршрут может быть скорректирован прямо во время полёта посредством наземной станции управления, которая может контролировать 6 БПЛА одновременно. Крейсерская скорость Desert Hawk составляет 90 км/ч, а рабочий диапазон - 11 км.

1. - MQ-1 Predator от General Atomics

Средневысотный БПЛА с большой продолжительностью полёта для изоляции района боевых действий, обладает способностью проведения боевой разведки. Крейсерская скорость Predator составляет приблизительно 135 км/ч. Дистанция полёта достигает более чем 720 км, а высотный потолок - 7,6 км. MQ-1 может нести две лазерных ракеты AGM-114 Hellfire. В Афганистане он стал первым в истории БПЛА, уничтожившим военные силы противника. Система Predator в полной комплекте включает в себя 4 летальных аппарата, оснащённых сенсорами, наземную станцию управления, первичную спутниковую линию передачи данных и около 55 человек персонала для круглосуточного обслуживания. 115-сильный поршневой двигатель Rotax 914F позволяет разогнаться до 220 км/ч. MQ-1 может взлетать с жёстких взлётно-посадочных полос размерами от 1500х20 м. При этом для взлёта необходимо, чтобы аппарат находился в зоне видимости, хотя спутниковое управление обеспечивает загоризонтную свзязь.

РОССИЙСКИЕ РАЗРАБОТКИ

За последние годы выросли новые отечественные производители беспилотной техники. В первую очередь, это коммерческие и авиационные компании, работающие по заказам гражданских организаций. Такие задачи, как мониторинг территорий и объектов, мониторинг линий электропередач, ведение поисковых работ, аэросъемка местности - весьма востребованы на гражданском рынке. А наличие потребности в подобной технике, позволило большому количеству отечественных высококлассных специалистов в области авиатехники, задействовать свои знания по специальности. Такие компании как «Zala Aero», «ЭНИКС», «Аэрокон», «Радар ММС», «Иркут Инжиниринг» и другие, не только обеспечивают потребности коммерческих структур и ведомств России, но и успешно продвигают продукцию на внешние рынки.

В Белоруссии работает очень интересное КБ «ИНДЕЛА», достигшее больших успехов в создании БПЛА вертолётного типа. На базе 558-го авиационного ремонтного завода ОАО «АГАТ - системы управления» совместно с «ИНДЕЛОЙ» готовятся к выпуску мини-БПЛА, БПЛА ближнего действия и БПЛА малой дальности; ведутся разработки по аппаратам средней и большой дальности. БПЛА вертолётного типа, «ИНДЕЛА» имеет ряд готовых и успешно продаваемых образцов в лёгком классе. Не только сами БПЛА, но и средства навигации и связи выполнены на собственной базе.

Интересны разработки Истринского Экспериментального Механического Завода. Например, беспилотный комплекс постановки радиоэлектронных помех, способный работать без использования спутниковой ГЛОНАСС/GPS навигации, используя инерциальную систему, и радиомаяковую систему для высокоточной посадки. БПЛА комплекса серии «Истра» пока имеют небольшой боевой радиус - 250 км., но на заводе планируется освоить выпуск поршневого авиационного двигателя РИТМ, который позволит создавать аппараты большей дальности и автономности. Аппаратура РЭБ представлена набором сменных малогабаритных станций помех для подавления: систем радиосвязи, приемников спутниковой навигации, РЛС систем ПВО, системы государственного опознавания «свой-чужой», спутниковой телефонной связи, радиорелейных линий; в варианте противодействия средствам ПВО способна создавать несколько сотен ложных целей. Завод также производит системы автоматического управления и посадки беспилотников собственной разработки.

Росгидромет РФ давно использует БПЛА казанской компании «ЭНИКС». Аппараты «Элерон-3» использовались на полярных станциях «Северный полюс», а «Элерон-10» в прошлом году прошел испытания на Шпицбергене.

Роскомнадзор будет использовать БПЛА НПЦ «НЕЛК» по обеспечению радиоконтроля эфира. Аппараты компании будут участвовать в конкурсах на проведение ОКР министерства обороны.

Впервые сообщения о том, что охрану труднодоступных участков российской границы уже ведут беспилотники появились еще в 2005 году. Из сообщений СМИ известно, что к началу 2010 года ФСБ уже имела опыт использования для воздушной разведки отечественного БЛА «Элерон» разработки ЗАО «ЭНИКС». Как сообщает газета «Коммерсант», по результатам их применения на Северном Кавказе было выдано задание на дальнейшую доработку этого БЛА в разведывательном варианте. То же издание сообщает, что в интересах ФСБ проводились испытания комплексов с БЛА «Дозор» петербургской компании «Транзас» и «Истра-010» Истринского экспериментально-механического завода, но о серийных закупках таких аппаратов не сообщалось.

БЛА «Элерон-3»  

БЛА «Дозор-85»

Кроме того, в 2007 году по ряду сообщений в СМИ следует, что компания «Беспилотные системы» выиграла ряд конкурсов ФСБ на поставку комплексов с БЛА самолетного типа ZALA 421-04М и вертолетного типа ZALA 421-06 для выполнения патрулирования границ. В мае 2010 года заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ РФ Николай Рыбалкин заявлял, что, несмотря на некоторые слухи о возможных поставках израильских БЛА, погранслужба «намерена закупать только отечественные беспилотные летательные аппараты». Несколько ранее первый заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ РФ генерал-полковник Вячеслав Дорохин сообщил, что «Погранслужба в настоящий момент использует семь комплексов БЛА отечественного производства, эти комплексы состоят из двух или трех аппаратов, а в общей сложности управление сейчас располагает 14-ю БЛА». В июне 2010 года то же самое подтвердил руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев в интервью «Российской газете» заявив, что «в настоящее время службой закуплено семь комплексов с БЛА российского производства типа «ZALA 421-05», «Иркут-10» и «Орлан-10», и они проходят эксплуатационные испытания на границе РФ с Казахстаном». Глава погранслужбы добавил, что «беспилотные авиационные комплексы используются для осмотра труднодоступных участков местности, уточнения информации, полученной с помощью технических средств охраны границы, а также выявления браконьерской деятельности и наведения пограничных нарядов на нарушителей».

БЛА «Иркут-10»  

БЛА ZALA 421-04М

Вскоре закончатся предварительные испытания БПЛА «Орлан-30» разработки ООО «Специальный технологический центр» (СТЦ), по результатам он будет доработан и передан на госиспытания в интересах МО. Расчетная продолжительность полета аппарата составляет 10-20 часов в зависимости от массы целевой нагрузки, при стартовой массе всего 27 кг., высоте полёта 4500 м. и возможности взлёта и посадки «по самолётному».

Другой БПЛА «Орлан-10» имеет стартовую массу 14-18 кг при массе полезной нагрузки в пять кг. Аппарат запускается с разборной катапульты, приземляется на парашюте. Скорость - 90-170 км/ч, максимальная высота полета над уровнем моря - 5 км. Продолжительность полета «Орлан-10» составляет порядка 14 часов.

В качестве заключения .

Проанализировав весь спектр выпускаемых БПЛА отечественными компаниями, можно сделать вывод, что специалисты отечественных компаний способны создавать достойные образцы Беспилотных летательных аппаратов, конечно если имеют достаточное представление об облике конечного продукта и задачах, которые он должен решать.

В голливудских фантастических фильмах довольно часто прослеживается образ беспилотного летательного ударного аппарата. Так вот, в настоящее время США являются лидерами мирового строительства и конструирования беспилотников . И не останавливаются на достигнутом, всё более наращивая парк БПЛА в вооруженных силах.

Получив опыт первой, второй Иракской кампаний и Афганской кампании, Пентагон продолжает развитие беспилотных систем. Будут увеличены закупки БПЛА, создаются критерии новых аппаратов. БПЛА сначала заняли нишу легких разведчиков, но уже в 2000-е годы стало ясно, что они перспективны и как ударные самолёты – применялись в Йемене, Ираке, Афганистане, Пакистане. Беспилотники стали полноценными ударными единицами.

MQ-9 Reaper «Жнец»

Последней покупкой Пентагона стал заказ 24 ударных БПЛА типа MQ-9 Reaper . Этот контракт почти удвоит их количество в вооруженных силах (в начале 2009 у США было 28 таких беспилотников). Постепенно «Жнецы» (по англо-саксонской мифологии образ смерти) должны заменить более старых «Хищников» MQ-1 Predator, их на вооружении примерно 200.

БПЛА MQ-9 Reaper впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года . Аппарат был создан в 2-х версиях: турбовинтовой и турбореактивной, но ВВС США, заинтересовавшись новой техникой, указали на необходимость единообразия, отказавшись от закупки реактивного варианта. К тому же он, несмотря на высокие пилотажные качества (например, практический потолок до 19 километров), мог быть в воздухе не более 18 часов, что не устаивало ВВС. Турбовинтовая модель пошла в серию на 910-сильном двигателе TPE-331 – «детище» фирмы Garrett AiResearch.

Базовые ТТХ «Жнеца»:

— Вес: 2223 кг (пустой) и 4760 кг (максимальный);
— Максимальная скорость — 482 км/ч и крейсерская – около 300 км/ч;
— Максимальная дальность полета – 5800…5900 км;
— С полной нагрузкой БПЛА будет выполнять свою работу около 14 часов. Всего же MQ-9 способен держаться в воздухе до 28-30 часов;
— Практический потолок — до 15 километров, а рабочий эшелон высот –7,5 км;

Вооружение «Жнеца» : имеет 6-ть точек подвески, общий объем полезной нагрузки до 3800 фунтов, так вместо 2-х управляемых ракет AGM-114 Hellfire на «Хищнике», его более совершенный собрат может взять до 14 УР.
Вторым вариантом оснащения «Жнеца» является комбинация из 4-х «Хеллфайров» и 2-х пятисотфунтовых корректируемых авиабомб GBU-12 Paveway II с лазерным наведением.
В калибре 500 фунтов также возможно и применение вооружения системы JDAM с GPS-наведением – например боеприпаса GBU-38. Оружие класса «воздух-воздух» представлено ракетами AIM-9 Sidewinder и с недавних пор AIM-92 Stinger – модификацией ракеты хорошо известного ПЗРК, приспособленной для воздушного старта.

БРЭО : Радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования - в носовом обтекателе. На малых (до 70 узлов) скоростях радар позволяет сканировать поверхность с разрешением один метр, просматривая 25 квадратных километров в минуту. На больших скоростях (порядка 250 узлов) – до 60 квадратных километров.

В поисковых режимах РЛС, в так называемом режиме SPOT, обеспечивает получение с дистанции до 40 километров мгновенных «снимков» локальных участков земной поверхности размером 300×170 метров, разрешение при этом достигает 10 сантиметров . Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B - на сферическом подвесе под фюзеляжем. Включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.

В 2007 году была сформированная первая ударная эскадрилья «Жнецов» , они поступили на вооружение 42-й ударной эскадрильи, которая расположена на авиабазе «Крич» в штате Невада. В 2008 году ими была вооружена 174-е истребительное авиакрылы ВВС Национальной гвардии. Специально оборудованные «Жнецы» также есть у НАСА, Министерства национальной безопасности, у Пограничной службы.
На продажу система не выставлялась. Из союзников «Жнецов» купила Австралия и Англия. Германия отказалась от этой системы в пользу своих разработок и израильских.

Перспективы

Следующее поколение средних БПЛА по программам MQ-X и MQ-M, должно встать на крыло к 2020 году. Военные хотят одновременно расширить боевые возможности ударного БПЛА и максимально его интегрировать в общую боевую систему.

Основные задачи:

— Планируют создать такую базовую платформу, которая сможет быть использована на всех театрах военных действий, что кратно повысит функциональные возможности беспилотной группировки ВВС в регионе, а также увеличит скорость и гибкость реакции на возникающие угрозы.

— Повышение автономности аппарата и увеличение возможностей выполнения задач в сложных погодных условиях. Автоматизм взлёта и посадки, выхода в район боевого патрулирования.

— Перехват воздушных целей, непосредственная поддержка сухопутных войск, применение беспилотника, как интегрированного разведывательного комплекса, комплекс задач РЭБ и задачи обеспечения связи и освещения обстановки в форме развертывания на базе летательного аппарата информационного шлюза.

— Подавление системы ПВО противника.

— К 2030 году планируют создать модель беспилотника-заправщика, своего рода беспилотный танкер, способный снабжать топливом иные летательные аппараты – это резко повысит длительность нахождения в воздухе.

— Есть планы создать модификации БПЛА, которые задействуют в поисково-спасательных и эвакуационных миссиях, связанных с авиационной переброской людей.

— В концепцию боевого применения БПЛА планируется заложить архитектуру так называемого «роя» (SWARM), который позволит обеспечивать совместное боевое применение групп беспилотных самолетов по обмену разведывательной информацией и ударным действиям.

— В итоге БПЛА должны «дорасти» до таких задач, как включение в систему ПВО-ПРО страны и даже нанесение стратегических ударов. Это отнесено к середине 21 века.

Флот

В начале февраля 2011 года с авиабазы «Эдвардс» (Калифорния) поднялся в воздух реактивный БПЛА Х-47В . Беспилотники для ВМС начали разрабатывать с 2001 года. Морские испытания должны начать с 2013 года.

Основные требования ВМФ:
—палубное базирование, включая посадку без нарушения режима малозаметности;
— два полноценных отсека для установки вооружения, общий вес которого, по ряду сообщений, может достигать двух тонн;
— система дозаправки в воздухе.

США разрабатывают список требований к истребителю 6-го поколения:

— Оснащение бортовыми информационно-управляющими комплексами следующего поколения, технологии малозаметности.

— Гиперзвуковая скорость, то есть скорости выше 5-6 Маха.

— Возможность беспилотного управления.

— Электронная элементная база бортовых комплексов самолёта должна уступить место оптической, построенной на технологиях фотоники, с полным переходом на волоконно-оптические линии связи.

Таким образом, США уверенно сохраняют позиции в разработке, развёртывании и накоплении опыта боевого применения БПЛА. Участие в ряде локальных войн позволило вооружённым силам США поддерживать личный состав в боеготовом состоянии, совершенствовать технику и технологии, схемы боевого применения и управления.

ВС получили уникальный боевой опыт и возможность на практике без крупных рисков вскрывать и исправлять огрехи проектировщиков. БПЛА становятся частью единой боевой системы – ведения «сетецентрической войны».

S-100 Camcopter. Многоцелевой беспилотный вертолет, разработанный австралийской компанией Schiebel еще в 2003—2005 гг. S-100 Camcopter отличается от других дронов системой оповещения о радиолокационном облучении Sage. Это цифровая система для осуществления радиочастотных разведывательных миссий: она принимает сигнал с судов, анализирует их, идентифицирует и определяет точную геопозицию источника сигнала. Так, S-100 благодаря системе Sage может отслеживать тактические группы противника на море с большого расстояния, не будучи при этом замеченным.

NRQ-21 Blackjack (Integrator) — это последний из небольших беспилотников ВМС США. Создатели дрона — Insitu, дочерняя фирма компании Boeing. Беспилотник запускается с помощью катапульты, вес полезной нагрузки составляет 11,3 кг, которые дрон способен удерживать в воздухе в течение 16 часов. Все это делает его надежным разведчиком на море с большим радиусом действия. Еще одно преимущество — NRQ-21 может быть запущен с самого маленького судна (благодаря чему судно автоматически становится гордым авианосцем). В рамках военных учений Unmanned Warrior в Шотландии беспилотник совершил полет с новой системой Airborne Computer Vision, которая позволяет находить и идентифицировать корабли автоматически, без дистанционного управления.

Saab AUV-62-AT. Чтобы научиться охотиться на подводные лодки, необходимо тренироваться. Но у подводных лодок достаточно своих важных и секретных задач, и игры в прятки с дронами не входят в планы субмарин. Шведский производитель автомобилей Saab создал дрон, который претендует на звание самого передового симулятора подводной лодки —с его помощью можно «дрессировать» другую технику. Saab AUV-62-AT максимально точно имитирует звуки, издаваемые подводной лодкой, в том числе характерный шум двигателя для пассивных звукоснимателей (т.е. устройств, не осуществляющих усиление сигнала) и отраженные сигналы гидролокаторов для активных звукоснимателей. Дрон может погружаться в воду на глубину до 300 м и прятаться от «охотников» на протяжении 20 часов.

USV- 2600, разработка комитета исследований и развития обороны Канады — это трехметровая лодка-робот, на которой может размещаться широкий спектр инструментов. Например, гидролокатор для картографии морского дна, приборы для измерения температуры и исследования подводных течений. Усовершенствованная система навигации позволяет USV- 2600 фиксироваться на месте лучше, чем если бы это было сделано с помощью ручного пилотирования. Во время тестирования аппарат оставался в пределах метра от обозначенной точки, что жизненно важно для точности измерений.

Береговая система охраны быстрого размещения (WRDSS) — это автоматическая система обороны, разработанная Управлением военно-морских исследований (ONR) министерства обороны США для гаваней, бухт и других прибрежных зон. Как и следует из названия, это оперативный дрон, который может быть стремительно доставлен в назначенное место со всем необходимыми оборудованием: гидролокатором, радаром и камерой. WRDSS автоматически обнаруживает и отслеживает потенциальные угрозы со стороны малых судов, пловцов, дайверов и беспилотных подводных лодок. Звукоусилитель, расположенный как над поверхностью воды, так и под водой, быстро предупреждает об опасности.

Воздушный беспилотный ретранслятор. Другая программа, созданная Управлением военно-морских исследований (ONR), использует беспилотник как связной ретранслятор, чтобы держать связь с командой роботов и соединять их с базой. Находясь на высоте от 30 до 100 м, дрон может устанавливать радиосвязь в гораздо более широком диапазоне, чем это могу делать устройства, находящиеся на уровне моря. Винтокрылый беспилотник будет передавать сигналы от подводных лодок-роботов на сушу (и обратно), что является наглядным примером того, как беспилотный подводный флот может успешно управляться с земли.

Беспилотник Iver-3 предстал на учениях в отдельном сегменте с ярким названием «Адский залив» (Hell Bay), где группы подводной техники демонстрируют свои возможности в области совместного и автономного выполнения задач, в частности — по распознаванию целей. Iver-3 произведен американской компанией Oceanserver. Это 36-и килограммовое беспилотное судно, которое работает более 8-и часов на глубине до 100 м и может обнаруживать подводные мины с помощью специального магнитного датчика.

Беспилотник Sea Hunter, летательный аппарат, оснащенный новейшими датчиками ONR (напомним, это Управление военно-морских исследований при минобороны США). Среди них, например, лидар — «лазерный радар», способный составлять карту морского дна на мелководье. Новый лидар в 10 раз меньше размером, чем предыдущие системы. Sea Hunter планируется использовать для быстрой оценки окружающей среды: он будет отмечать отмели, рифы, затонувшие корабли и другие опасности, которые могут создавать помехи и представлять угрозу для морских операций. Sea Hunter запускается с корабля, чтобы быстро обследовать ту зону, которая не была в свое время должным образом изучена и картографирована.

C-Worker 5 — это британское надводное беспилотное судно с безредукторным дизельным двигателем, которое может перемещаться со скорость около 9 км/ч в течение недели всего лишь на одном топливном баке. Оно способно работать и на дистанционном управлении, и в автономном режиме. В ходе военных учений дрон C-Worker 5 продемонстрировал слаженную совместную работу с другими беспилотными поверхностными и подводными лодками.

Scan Eagle — старейший дрон компании Boeing Insitu. Первоначально он мыслился как прибор для отслеживания стай тунца, однако потом быстро перешел с гражданской службы на военную. Сегодня Scan Eagle используется более чем двадцатью странами для разведки и наблюдением за полем боя. Scan Eagle не нуждается в аэродроме для дислокации, легко запускается с помощью пневматической пусковой катапульты, а для посадки использует крюк, которым цепляется за натянутый трос (посмотрите, на видео все в деталях). Носовая часть беспилотника оборудована стабилизированной вращающейся инфракрасной или электрооптической камерой. ВМС Великобритании уже готовы отправить Scan Eagle в отставку, однако производители представили новую версию заслужившего доверие Scan Eagle с обновленным двигателем и улучшенными датчиками. Посмотрим, может, эти изменения удержат Scan Eagle в строю еще на долгие годы.

Военные дроны привлекали много внимания на протяжении лет, но мало кто понимает их правильно. Да, большинство их описаний точно рассказывают, как их используют в битве, но также часто эти история дают ложное представление, нелепое и не подтвержденное фактами. Перед вами десяток самых распространенных заблуждений на тему военных дронов.

Практически каждый называет военный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) дроном, но это заблуждение, которое оскорбляет их пилотов (да, у них есть пилоты). Слово «дрон» часто ассоциируется с тихим жужжанием, потому-то и самцов пчел называют дронами. Но использование слова «дрон» для описания сложной системы, развертываемой на современном поле сражения, нелепо и оскорбительно для их операторов.

«Дрон» подразумевает отсутствия участия со стороны эксперта-оператора, поэтому этот термин не особо широко используется военными. За пределами же военного дела, слово «дрон» чаще ассоциируют с квадрокоптерами, небольшими летательными аппаратами с дистанционным управлением, которых энтузиасты используют для проведения различных мероприятий, включая гонки на квадрокоптерах, аэрофотосъемку и просто развлечения.

Они новинка для военных

БПЛА не новы для военного вооружения, но вас может удивить, что впервые их использовали еще в 19 веке! Австрийские войска, атакующие Италию в 1849 году, подошли к Венеции, вооружившись 200 воздушных шаров. Эти шары были оснащены бомбами с установленными синхронизированными предохранителями. Их успех не был полноценным, поскольку многие шары сдуло ветром назад к австрийской линии фронта, но некоторые все же достигли своих целей. Это первый пример использования беспилотного летательного аппарата в военных действиях.

С тех пор дистанционно управляемые аппараты разрабатываются и используются во многих вооруженных силах разных стран. Пока GPS не стала широко распространенной технологией, позволяющей управлять аппаратами со спутника в любой точке мира, ими управляли с помощью радиоканала.

Ими управляет совсем немного людей

Один из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов - это общее число людей, необходимых для управления ими. Нужны пилоты, вторые пилоты, экипаж на борту и другие, в зависимости от типа транспорта. Кроме того, нужны люди, которые заправляют транспортное средство, передвигают его, обслуживают и ремонтируют и даже хранят его, когда им никто не пользуется.

Беспилотники, по сути, не особо отличаются. Более того, иногда они требуют еще большего количества людей для управления, чем большинство пилотируемых аппаратов. В дополнение к людям, которые обслуживают и управляют аппаратом, есть операторы каждого датчика и камеры на борту. Для сравнения: для управления F-16 нужно около 100 людей, Predator - 168, а Reaper - 180. Но это американские системы БПЛА.

Они редко разбиваются и требует минимальной поддержки

Эксплуатация любого военного аппарата - дорогое удовольствие, и в этом плане БПЛА мало чем отличаются. При этом у БПЛА есть серьезная проблема: они часто разбиваются. Разумеется, лучше потерять беспилотный аппарат, чем пилотируемый, потому что в первом случае не требуется искать и спасать пилотов. Впрочем, военные не очень любят, когда их технологии попадают в лапы противника, поэтому разбившиеся БПЛА тоже часто требуют миссии по извлечению обломков или окончательному уничтожению упавшего аппарата.

С 2004 года число аварий БПЛА постоянно растет, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов и общей усталостью систем, которые активно использовались в Афганистане и Ираке. В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 году - уже двадцать шесть. Многие аварии являются результатом враждебных действий, направленных на уничтожение аппарата, и еще больше падают с небес по неизвестным или неустановленным причинам.

Если нарушить их коммуникацию, они упадут

Большинство БПЛА используют спутниковую связь, которую трудно нарушить. С земли их сбить с толку очень трудно, практически невозможно, поскольку вся их связь уходит вверх тонким лучом. Если же коммуникационные системы беспилотника нарушены, он переключается на автопилот до тех пор, пока не восстановит связь с оператором.

Коммерческие беспилотники куда проще сбить с толку, поскольку в основе их связи лежит радиосвязь, поэтому увеличение энергии на их рабочей частоте, как правило, приводит к сбою в связи. Когда дело доходит до военных беспилотных летательных аппаратов, с ними все куда сложнее.

Намеренный сбой связи - опасное предприятие, поскольку требует большого количества энергии для работы оборудования. Различные установки уже существуют, и люди самостоятельно делают проекты вроде «винтовок», когда хотят сбить коммерческий дрон, но мы не рекомендуем ими пользоваться.

Они могут оставаться в воздухе в течение короткого периода времени

Это заблуждение может быть связано с относительно кратковременными полетами, которые могут поддерживать коммерческие беспилотники и дроны. Большинство квадрокоптеров могут оставаться в воздухе в течение 15 минут, и очень немногие - в два раза дольше. Основная причина этого - хранение и потребление энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются бортовой батареей. Почти все БПЛА, однако, переносят топливо, как обычный самолет. Поэтому они могут оставаться в воздухе гораздо дольше своих гражданских коллег.

Predator, один из самых используемых в боевых действиях БПЛА, может держаться в воздухе 27 часов. Российский аналог «Дозор-600», предназначенный для выполнения схожих целей (в настоящее время в разработке), может оставаться в воздухе до 30 часов. Global Observer Stratospheric Persistent разработала недавно БПЛА, который может оставаться в воздухе до 168 часов из-за высокой рабочей высоты (20 000 метров) и использования жидкого водорода в качестве топлива.

Управлять дроном может любой (как в видеоигре)

Хотя бытует мнение, что хороший геймер (человек, играющий в видеоигры) может быть хорошим оператором БПЛА, это совсем не обязательно будет работать в обратном направлении. Большинство БПЛА будут это отрицать и многие из них даже подробно записали и рассказали, почему управление аппаратом имеет мало чего общего с видеоигрой. Большинством БПЛА, которые находятся в эксплуатации армии, сложно управлять, как и любым другим летательным аппаратом, и необходим хорошо обученный и квалифицированный пилот. Некоторые игры могут дублировать это в некоторой степени, но очень немногие люди, хорошо играющие в Microsoft Flight Simulator, смогут просидеть в кабине в течение восьми часов без перерыва.

Еще одно важное отличие - пилот БПЛА может атаковать и уничтожить цель, которая вполне может быть живым, дышащим человеком. Ни одна видеоигра и близко не подводит человека к выполнению такой миссии (не путайте виртуальное с реальным).

У них есть «списки зачистки»

Основная цель практически всех БПЛА - это разведка и охрана. В процессе эксплуатации, они являются «глазами в небе» и используются для обеспечения безопасности штаба, работающего на месте. Конечно, некоторые беспилотники оснащены оружием и используются для уничтожения целей; но это не их основная миссия. По сути, у них нет никаких «списков зачистки», в которых поименно обозначены цели, представленные к уничтожению.

Чтобы БПЛА открыл огонь по любой цели, он сначала должен идентифицировать ее и проверить, а затем наземный командир примет решение стрелять или нет. К сожалению, бывают и ошибочные решения, как в случае с пилотируемыми летательными аппаратами, и по ошибке атакуются гражданские цели. Именно поэтому появилось мнение, что БПЛА выполняют задачу независимо от решений на земле, то есть уничтожают цель без определения, независимо от ситуации.

Военные поддерживают списки целевых задач высокого ранга, но их не загружают на борт аппарата и рассматривают в качестве возможных мишеней.

Они автономны

Как мы уже выяснили, почти все БПЛА нуждаются в квалифицированных операторах, которые смогут управлять аппаратом и использовать его разнообразные системы. Едва ли их можно считать автономными, хотя некоторые летные операции поддерживаются компьютерами, подобно автопилоту, которым оснащен сегодня любой коммерческий авиалайнер.

Хотя можно сказать, что в настоящее время военные не управляют автономными роботами-убийцами, как многие думают, никто не говорит, что этого не будет в будущем. В настоящее время, например, ВМС США и армия исследуют возможности создания автономных беспилотных летательных аппаратов из-за нехватки пилотов, а DARPA поручена разработка набора из шести летательных аппаратов, которые смогут «совместно находить, отслеживать, идентифицировать и поражать цели».

Их делают ради одной задачи: убивать

Большинство беспилотников, стоящих на вооружении армий разных стран, используются для воздушной разведки или наблюдения в той или иной форме. Тот же Predator разрабатывался для этих задач, пока не начался конфликт в Ираке. Флоты небольших аппаратов никогда не были и вряд ли будут вооружены из-за их размера и других задач.

Но что будет потом, пока неизвестно. Многие страны разрабатывают БПЛА именно для боевых целей. В 2013 году Boeing смогла модернизировать F-16, которым обычно управляет два человека, сделав его полностью беспилотным. Отсутствие персонала в кабине позволило транспорту достичь ускорения в 9G, что было бы невероятно опасным для человека.

Помимо этого, разрабатываются БПЛА-вертолеты с пулеметами, а также стелсы и другие типы боевых аппаратов. Будущее беспилотных войн, похоже, сделает все наши заблуждения реальностью.