Сценарий экологической викторины для дошкольников подготовительной группы. Конспект открытого занятия – викторины по экологии в подготовительной группе «Мы- друзья природы

Конспект экологической викторины с детьми подготовительной к школе группы «Знай, люби и охраняй свой край»

Цель: расширять знания детей о растительном и животном мире своего края.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;
- закрепить правила поведения в природе;
Развивающие: - развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, память, связную речь, внимание, любознательность, умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные: - воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края, умение вести себя в лесу.
Материалы и оборудование: эмблемы, кубики с изображением животных, кусок ткани голубого цвета, вторичное сырьё, ракушки, иллюстрации с изображением птиц, шишка с вопросами.
Предварительная работа: беседы о природе родного края, рассматривание иллюстраций растительного мира, диких животных своего края, загадывание загадок, чтение произведений.

Ход викторины

Ведущий:
- Сегодня к нам на игру спешат знатоки природы. Давайте встретим их и поприветствуем дружными аплодисментами (в зал входят команды игроков)
- Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о животных и растениях нашего замечательного края, вспомним, как нужно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
- Для начала предоставим слово нашим командам. Они уже придумали название своей команде и девиз.
Представление команд, выбор жюри
(звучит музыка, входит Водяной).
Водяной: Чего это расшумелись здесь?
Ведущий: Ой, кто вы такой?
Водяной: А кто такой я не скажу, вы догадайтесь сами.
В воде, водице я сижу, и не один, с друзьями.
Догадались? Я – красавец водяной.
- Много лет я в реченьке живу, но терпеть я больше не могу. Засорили, замутили всю водицу, разве будет в речке кто водиться? На дне моём бутылки, и рваные ботинки, бумага, тряпки, склянки, консервные банки. Гибнут растения, раки, рыбёшки, помогите друзья мне немножко.
Ведущий: Ну конечно мы тебе поможем. Водяной. Какие же недобрые люди набросали в речку столько мусора! Сейчас мы выберем тебе помощников (по 3 человека)

Игра: «Очисти речку от мусора»

Водяной: Спасибо, вам за помощь.
Ведущий: А ещё Водяной приготовил для вас загадку. Разгадав её, вы узнаете кто его друзья.

«Любим жить в прозрачных водах, каждый день в урочный час,
Возле берега охотно рыболовы кормят нас» (рыба)
- А насколько хорошо вы знаете его друзей, мы сейчас проверим.
Участники команд должны вспомнить и назвать рыб, живущих в наших реках и озёрах. А жюри подсчитает, чья команда даст больше правильных ответов.

Игра: « Назови рыбок»

(за каждый правильный ответ Водяной даёт ракушку)
Водяной: Спасибо, дети. Вижу, что вы растёте добрыми и умными. Но я долго находиться на земле не могу, пора мне в речку (раздаётся «Ау»).
Ведущий : Со всех концов разносится «Ау»
Играет кто здесь в прятки, не знаете, ребятки?
(выходит дядюшка «Ау»)
Дядюшка Ау: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.
Я – дядюшка Ау, живу всегда в лесу.
Спросить у вас хочу, зачем в лесу кричат Ау? (чтобы не заблудиться)
Правильно, а поиграть со мной хотите?
Ведущий: Дядюшка Ау приготовил для вас игру. Вот кубики, а на них картинки с изображением животных. Нужно выбрать среди них только тех, которые живут в нашем крае.

Игра: « Найди животных нашего края»

Дядюшка Ау: Молодцы, смотрю, что животных, которые живут в моём лесу, вы знаете хорошо. А вот знаете ли вы так же хорошо и птиц?

Игра: «Лесные заморочки»
1. Его все называют лесным доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из под коры вредных насекомых и их личинки (дятел)
2. Все у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест – накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой (клест)
3. Эта птица – настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх и вниз головой (поползень)
4. Эту птицу увидишь у нас только зимой – прилетает к нам зимовать с севера (узнаешь ее по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу) (свиристель)
5. Эти птицы прилетают к нам зимой, когда выпадает снег. И на белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки (снегирь)
6. Про эту птицу говорят, что она тащит всё, что блестит (сорока)
Всех птиц, о которых сейчас шла речь, как можно назвать одним словом? (зимующие)
Ведущий:
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете наших птиц. А вот наши болельщики засиделись. Сейчас мы и для них устроим небольшую разминку. Я буду называть птиц, но, если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, - дайте мне знать. Можно топать или хлопать.

Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и стрижи.
-Что неправильно? Мухи кто?
Прилетели птицы, голуби, куницы…
Прилетели птицы, голуби, синицы, чибисы, чижи,
Галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, лебеди и утки – и спасибо шутке

Дядюшка Ау: Ай да молодцы! Спасибо вам. Я рад, что вы любите и бережёте природу. Вот вам подарок от меня (даёт шишку). До свидания.
Ведущий: Спасибо! Ребята, а шишка-то с сюрпризом. В ней дядюшка Ау спрятал вопросы для вас о лесе и его обитателях (задаются вопросы поочерёдно каждой команде).
- Кто самый большой враг леса?
- Каковы причины лесных пожаров?
- Какая птица барабанит?
- С прилёта каких птиц мы считаем начало весны?
- Назовите деревья, растущие в нашем лесу?
- Какие съедобные лесные ягоды вы знаете?
Ведущий: Вот и завершилась наша игра. Жюри подведёт итоги, а я всех приглашаю на небольшую разминку.
(танец маленьких утят)
Жюри объявляет результат
Ведущий: Самым находчивым приз я вручаю, и с победою вас поздравляю.
(команде которая победила)
А вам я желаю не унывать, ведь главное - это хотеть всё знать!

Раздел сайта - познавательное развитие

Воспитатель коррекционной группы

МБДОУ «Ручеёк»

Игра-викторина «Знатоки природы» (для детей подготовительной группы)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых. Продолжать развивать интерес детей к природе. Воспитывать наблюдательность, любознательность, желание заботиться о природе.

Материал:

Эмблемы для команд - снежинки и лучики

Картинка с изображением животных и их следами, карандаши

Картинки с изображением зимующих и перелетных птиц

Контурные изображения птиц - на листах

Экологические знаки

Предварительная работа:

Знакомство с пословицами и поговорками о природе, лесе;

Разучивание стихов о природе;

Изготовление эмблем.

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но вы - любознательные дети и вам открываются любые тайны!

Реб: Нас солнца луч смешит и дразнит. Нам нынче весело с утра, Природа дарит звонкий праздник и главный гость на нем – игра. Она наш друг большой и умный, не даст скучать и унывать. Затеет спор веселый, шумный, поможет новое узнать.

Итак, начинаем игру. Проходить наша игра будет между двумя командами « Снежинки» и «Лучики». По итогам каждого конкурса будет начисляться фишки каждой команде.

конкурс 1. «Зимние и весенние слова» Вам необходимо подобрать «зимние и весенние» слова. Командам нужно назвать как можно больше примет зимы и весны (дети называют слова, например: сосулька, снегурочка, снегирь, снеговик, подснежники и т. д.)

конкурс 2. « Найди ошибку в рассказе»

Выполнить это задание смогут внимательные ребята. Послушайте рассказ и найдите ошибки. Команда, которая найдёт больше ошибок, получит фишку.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ. Тихо зимой в лесу. И только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Да изредка можно увидеть уток. Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц. «А это чьи следы?» - сказал Петя. «Это, наверное, следы ежа», - сказала Наташа. «Что-то не видно белок, где же они?» - спросила Таня. «Да ты что, не знаешь, что зимой белки спят в своих дуплах?» - ответил Петя. (Дети называют ошибки: - скворцы, утки – перелётные птицы, на зиму улетают в тёплые края, еж – зимой спит, белки – зимой ведут активный образ жизни).

Внимательно слушали рассказ, справились и с этим сложным заданием.

конкурс 3. «Занимательные вопросы»

Как называется явление природы, когда идет снег? (снегопад) - В какое время года бывает ледоход? (весной) - Какой месяц «Год кончает, а зиму начинает?» (декабрь) - В какое время года у животных бывает линька? (весна, осень) - У кого из животных есть иголки? (Ёж, ехидна, дикобраз)
- Чем выделяется берёза среди других деревьев? (Цветом ствола)
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
- Кого из животных называют шатуном? (Медведя)
- Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осёл)
- У кого уши на ногах? (У кузнечика). - Животное, названием которого обозначают пешеходный переход? (Зебра.) - Что такое кузница дятла? (На пне щель, дятел вставляет шишку и долбит).

Куда осенью исчезают насекомые? (Некоторые прячутся под кору деревьев, некоторые погибают).

Стрекоза вредное или полезное насекомое? (Полезное, она воздушный хищник, на лету схватывает комаров, мух). - Почему о зайце говорят: «сам себя обогнал?» (При беге заяц задние лапы выбрасывает впереди передних). - Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку.(Еж, медведь, барсук.) - У какой птицы зимой выводятся птенцы? (У клеста).

Какие птицы – первые вестники весны? (Грачи, скворцы)

Тепло ли травке под снегом зимой? (Тепло, снег служит одеялом).

Назовите самое трудолюбивое насекомое. (Муравей. Пчела)

Домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник).

Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Хвост помогает белке прыгать с дерева на дерево, укрывает от холода).

Назовите съедобные грибы. (Шампиньоны, лисички, опята, сыроежки, подберезовики, боровики, подосиновики).

Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом).

Чем питаются лягушки? (Живыми насекомыми комарами и мухами).

Для чего сажают деревья? (Их листья поглощают вредные газы, а выделяют кислород).

В какое время года просыпаются ежи, строят птицы гнезда? (Весной).

Что будет, если исчезнут насекомые? (Исчезнут растения, они их опыляют, насекомые, рыбы, птицы – они питаются ими). - Сколько ног у паука? (восемь)

Чем питается бабочка? (нектаром)
- Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

Сколько лапок у жука? (шесть)

У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)

Как называется дом муравьев? (муравейник)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Кто носит свой дом на спине? (улитка, черепаха.)
- Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - это..? (насекомые)
- Карась, сом, щука, окунь - это..? (рыбы) - Кому нужна вода? (Всем живым существам. Всему живому на земле).

Что такое глобус? (модель земли).

Что обозначено на глобусе синим, зеленым и коричневым цветами? (Вода, растения, земля)

Чем является лес для зверей и птиц? (Домом).

Молодцы! Обе команды прекрасно справились с заданием.

конкурс 4. Ну, а сейчас наступило время для конкурса капитанов. Задание для капитанов такое: надо голосом изобразить животных, название которых вы услышите в рассказе. Капитан, сделавший это лучше, заработает для своей команде фишку. Слушайте внимательно. - Было темно и пустынно. Только изредка было слышно завывание волка. А рядом ему вторил другой. Но вот лучик солнца разбудил петуха. Следом за ним проснулась курочка. Загоготал гусь. Около сарая послышался лай Полкана. Замычала корова. За забором жалобно замяукал котёнок. Наступило утро.

конкурс 5. «Следопыты» или «Узнай, кто оставил тут след». - Зимой в лесу на снегу можно увидеть очень много разных следов. Кто же эти следы оставил на снегу? (ответы детей) Правильно, следы оставляют животные и птицы, живущие в лесу. И вот вам задание: на карточках нарисованы следы животных и птиц. А вам надо найти животное, которому они принадлежат. Команда, которая правильно выполнит задание, станет обладателем ещё одной фишки. - Молодцы! Отлично знаете животных, быстро распознали их следы.

конкурс 6. Пантомимо: «Лесной карнавал»

Представьте себе, что в лесу у зверей карнавал, все пришли в масках. Узнать их можно по движениям, повадкам, мимике.

Команда: «Снежинки» на лесном карнавале, а команда: «Лучики» отгадывают, кто пришел на карнавал. Молодцы, справились с заданием!

конкурс 7. «Перелётные и зимующие птицы»

Перед вами фланелеграф, на котором изображены солнце и снежинка. Команде «Снежинки» надо вспомнить зимующих птиц и выложить картинки с их изображением рядом со снежинкой. А команде «Лучики» найти перелётных птиц и поместить рядом с солнцем. Команда, выполнившая задание быстро и без ошибок, получит фишку.

конкурс 8. «Сосчитайте, сколько спряталось птиц»

конкурс 9. « Пословицы и поговорки о природе» Чья команда больше назовёт – будет победителем и получит фишку.

Кто умеет добрым быть – тот природу не будет губить. - Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу. - Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай. - Лес – богатство и краса, береги свои леса. - Растения – земли украшения. - Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Враг природе тот, кто лес не бережет.

Лес видит, а поле слышит.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Ты, дружок, смотри не подкачай,

Правдивым быть и умным обещай.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби леса, цветы, простор полей,

Все, что зовется Родиной твоей.

конкурс 10. «Назови знак» Перед вами разложены экологические знаки, надо объяснить их значение. Та команда, которая выполнит задание правильно, получит фишку.

Стихотворение "Лесные правила"

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.

Ветки сосен не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Всех зверей нужно любить, нельзя топать, хлопать и ловить!

Вот и подошла к концу наша игра. Подведем итоги (считаем фишки). - Вы все очень старались. Четко выполняли все задания. Показали себя настоящими знатоками природы. Работали дружно, сплочённо в своих командах. Молодцы! - А теперь - сюрприз для вас. Хотите очутиться на лесной полянке? Закройте глаза… «Раз, два, три, лес скорее оживи!» (Звучит фонограмма «Голоса леса»

Реб: В мире великом много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда крыльев жуков,
Бабочек трепет и мотыльков —
Разве не чудо?

Игра закончена, друзья, до свидания!
Всем хочу сказать на прощание:
Нас так много живет на Земле И о природе – одной- позаботиться можем вполне!

Цели:

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,

дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой.

Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники.

Они всюду вокруг нас.

На крайнем севере и в жаркой пустыне.

Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды.

Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ» .

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.



Й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все деревья? (Лиственные и хвойные).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну).
  4. Какое дерево с белой корой? (Береза).
  5. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  6. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  7. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  8. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  9. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

Й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

Й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза ).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели ).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь ).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива ).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен ).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа ).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина ).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

Й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).
  2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).
  4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).
  5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).
  6. У кого на сучке кладовая? (У белки ).
  7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).
  8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).
  9. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры ).
  10. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка ).
  11. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза ).
  12. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха ).
  13. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея ).
  14. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза ).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

  1. Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.
  2. Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.
  3. Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир
  4. Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.
  5. Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.
  6. А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.
  7. Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.
  8. Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

Экологическая игра-викторина в подготовительной группе

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,

дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.

(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

  1. Какие деревья называются хвойными?
  2. Почему деревья называются лиственными?
  3. Какие деревья не меняют цвет кроны?
  4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
  5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
  6. У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.

Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).

Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3: Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)

Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)

Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)

Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)

Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».

  1. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

  1. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)

  1. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка... (морошка)

  1. Что за ягодки на кочке?

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

  1. Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (Малиной.)

Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок».

  1. Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
  2. Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
  3. Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
  4. За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
  5. Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
  6. Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Ребёнок 6: Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).

Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8: На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

Ребёнок 9: Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

Навеки родная земля.

Ребёнок 10: На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Экологическая викторина

«Знатоки природы»

подготовительная группа

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о природе, вырабатывать умение быстро на­ходить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе, бережное отно­шение к ней. Развивать мышления, память.

МАТЕРИАЛ: Карточка с заданиями, жетоны за правильные ответы, юла со стрелкой

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети садятся на две команды: «Ёлочка» («Кузня») и «Белочка» («Урня»).

У каждой команды своя эмблема. Воспитатель кружит юлу, где стрелочка остановится, то задание и выполняется.

КОНВЕРТ № 1;

Задание «ПОДБЕРИ СЛОВА»

    Лес может быть густым, а может быть и (редким)

    Волк - зверь большой, а ёж (маленький)

    Лось могучий, т.е (крупный, огромный, большой)

    Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя)

    Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие)

    Январь год начинается, а декабрь (кончает)

КОНВЕРТ №2:

задание «ЖИВОТНЫЕ ЗАПОВЕДНИКА»

    Какое животное в заповеднике самое крупное (зубр)

    Какое животное строит хатку? (бобр)

    В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)

    Что кормит волка? (волка кормят ноги)

    Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)

    У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)

    Какого животного называют санитаром леса? (волка)

    Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)

    Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)

    Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)

    Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)

    Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)

КОНВЕРТ № 3: задание

«ДЕРЕВЬЯ РОДНОГО КРАЯ»

1.Чем береза выделяется среди других деревьев? (цветом ствола)

    У какого дерева зимой красные ягоды? (у рябины)

    На каких деревьях растут шишки? (на елке, сосне)

    Назовите медоносное дерево? (липа)

    Какие деревья растут в лесах Мордовии? (дуб, осина, липа, береза, ель, со­сна, лиственница)

    Какое дерево любят кабаны? (дуб) Почему?

    Загадка: много рук, а ног одна? (дерево)

    На каком дереве осенью листья краснеют? (на клене)

9.У ёлки шишки (еловые), а у сосны (сосновые)

КОНВЕРТ №4:

задание игра «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»

«Кто быстрее соберет осенний, зимний пейзаж?»

КОНВЕРТ № 5:

задание «ПТИЦЫ»

    Какую птицу называют птицей мира? (голубь)

    Какая птица никогда не станет матерью? (кукушка)

    Какая редкая птица живет в темниковском заповеднике? (черный аист)

    Загадка: На шесте - дворец, во дворце - певец. Кто это? (Скворец)

    Назовите крупных птиц, которые живут в заповеднике? (глухарь, тетерев)

Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло, (сова)

КОНВЕРТ № 6: задание соревнование: «КТО ТИШЕ ХОДИТ?», и «КТО ГРОМЧЕ РЫЧИТ»

КОНВЕРТ № 7:

задание соревнование: «ЧЬЯ КОМАНДА БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»