Сравнительный рассказ о ели и сосне. Это интересно: Чем отличается сосна от ели? Польза сосновых шишек


Picea abies
Таксон: семейство Сосновые (Pinaceae ).
Другие названия: ель европейская
English: Norway Spruce, Christmas Tree

Описание

Ель - изящное, стройное вечнозеленое дерево высотой до 30-50 м семейства сосновых. Крона дерева имеет форму правильного узкого конуса и спускается почти до земли. Верхушка ели всегда острая, она никогда не притупляется. Высокой и стройной ель вырастает лишь тогда, когда самая верхняя почка дерева каждый год нормально распускается и дает начало новому побегу. Если у молодой ели верхушечная почка была повреждена или срезан побег, на котором она находится,- внешний облик дерева резко меняется. Рост главного ствола прекращается, ближайшие к верхушке боковые ветви постепенно приподнимаются вверх. В результате вместо высокого и стройного дерева получается низкое и уродливое. Ствол ели покрыт шелушащейся буровато-серой корой. Ветви располагаются мутовками. Хвоя игловидная, сплюснуто-четырехгранная, темно-зеленая, блестящая, 2-3 см длины, держится на ветвях 6-12 лет. Хвоинки у ели значительно короче, чем у сосны. Продолжительность жизни хвои ели больше, чем у хвои сосны. Весной у ели, как и у сосны, на ветвях появляются мужские и женские шишечки. Происходит это примерно в то время, когда цветет черемуха. Ель - растение однодомное, мужские колоски находятся в нижней части побегов в пазухах хвоинок. Женские шишки удлиненно-цилиндрические, молодые - ярко-красные, поздние - зеленые, в зрелом состоянии - бурые, длиной до 15 см. В мужских колосках-шишечках созревает пыльца, напоминающая тонкий желтый порошок. Пылит ель очень обильно. Пыльца разносится ветром далеко вокруг, оседает на различных предметах. Заметна она даже на листьях лесных трав. Шишки ели, созревающие в первый же год, образованы спирально расположенными кроющими чешуями, в пазухах которых находятся по две семяпочки, из которых после оплодотворения развиваются семена. Семена темно-бурые с крылышками, похожие на семена сосны. Выпав из шишки, они точно так же кружатся в воздухе наподобие пропеллера. Вращение их очень быстрое, а падение от этого замедленное. Подхватываемые ветром семена могут улететь от материнского дерева довольно далеко в сторону. Рассеивание семян происходит в конце зимы, в сухие солнечные дни.
В отличие от сосны, ель теневынослива. Нижние ветки ее не отмирают и сохраняются, поэтому в еловых лесах темно и сыро. У ели корневая система намного меньше, чем у сосны, и расположена в верхнем слое почвы, поэтому дерево неустойчиво и часто сильные ветры валят его наземь.
Ель хорошо растет под пологом сосны, березы, дуба. У нее, как и у остальных теневыносливых деревьев, густая, плотная крона, пропускающая мало света.
Одна из особенностей ели - чувствительность к поздневесенним заморозкам. Возвраты холодов весной губят ее молодые, только что появившиеся, еще не окрепшие побеги. Поврежденные морозом молодые елочки иногда можно видеть в начале лета где-нибудь на открытом месте (на вырубке, на большой поляне среди леса и т. д.). У них часть хвои зеленая, старая, а молодые побеги засохшие, бурые, словно подпаленные огнем.
У ели, как и у сосны, на поперечном разрезе ствола отчетливо выделяются годичные кольца древесины. Одни годичные кольца более широкие, другие - более узкие. Ширина годичного кольца в большой степени зависит от условий среды, в которых растет дерево (температуры, влажности, освещенности, обеспеченности питательными веществами и т. д.). Чем лучше условия, тем шире кольцо. В годы с особенно благоприятными для дерева погодными условиями кольца бывают особенно широкими. Поскольку ель создает очень сильное затенение, то под ее пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве - сплошной зеленый ковер мхов, на фоне которого растут немногие таежные травы и густые заросли черники (такой тип леса называют ельником-черничником). Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами и достаточно дренирована, как правило, развивается сплошной покров кислицы - маленького травянистого растения с тройчатыми, как у клевера, листьями (данный тип леса получил название ельника-кисличника). На почвах, особенно бедных и очень сырых, под елями расстилается сплошной довольно толстый ковер мха кукушкина льна (название такого леса - ельник-долгомошник).
В еловом лесу вследствие сильного затенения быстро погибают поросли почти всех древесных пород. Однако подрост самой ели очень долго сохраняется в этих условиях. Впрочем он имеет сильно угнетенный вид. Деревца меньше роста человека, похожи по форме на зонтик, крона у них словно приплюснутая, очень рыхлая. Живые ветви совсем тонкие, с редкой короткой хвоей, стволик - как лыжная палка. Если острым ножом срезать такой стволик в нижней части, то на поперечном разрезе можно увидеть необыкновенно узкие годичные кольца, почти неразличимые простым глазом. Рассмотреть их удается лишь с помощью сильной лупы. Причиной этого является то обстоятельство, что в глубокой тени деревце почти не вырабатывает органических веществ, а следовательно, не может производить много древесины.
Проростки ели - почти такие же, как у сосны. В лесу они встречаются довольно редко. Объясняется это тем, что тонкий слабый корешок прорастающего семени часто не в состоянии «пробить» мощный слой сухой опавшей хвои. Зато много всходов бывает там, где этого препятствия нет,- на гнилых, лежащих на земле стволах деревьев, на трухлявых пнях, на недавно обнажившихся участках почвы и т. д.

Распространение

Область естественного распространения ели обыкновенной в нашей стране - почти вся северная половина европейской части. В самых северных районах этой территории, а также на Урале и в Сибири растет близкий вид -ель сибирская (Picca obovata). Ель занимает 10% площади лесов, образуя еловые леса, входит в состав смешанных, одна из наиболее распространенных древесных пород. В европейской части страны ель не распространяется далеко на юг, так как довольно влаголюбива. Восточнее Урала замещается близким видом - елью сибирской, на Кавказе - елью восточной.

Выращивание

Размножается ель семенами. Это дерево не может расти в слишком сухом климате. Не выносит ель и сухости почвы. В этом отношении она гораздо прихотливее сосны, которая отлично растет на очень сухих песках. Ель более требовательна, чем сосна, и в отношении плодородия почвы. Она не растет на крайне бедных питательными веществами верховых (сфагновых) болотах.

Сбор и заготовка

В качестве лекарственного сырья употребляют хвою, незрелые шишки, молодые верхушки веток ели. Шишки собирают летом до созревания семян, сушат на стеллажах под навесом.

Химический состав

В шишках обнаружены эфирные масла, смолы, дубильные вещества, фитонциды, минеральные вещества. Хвоя ели содержит аскорбиновую кислоту (200-400 мг/%) и те же вещества, что и шишки.

Применение ели в медицине

Отвар и настой шишек применяют при заболеваниях верхних дыхательных путей и бронхиальной астме, хвою как противоцинговое средство, особенно в зимнее время. Хвоя обладает также мочегонным, противомикробным действием. Ее рекомендуют при заболеваниях почек и мочевого пузыря. В народной медицине отвар почек и молодых шишек используют при лечении туберкулеза легких, при цинге, водянке, воспалительных заболеваниях органов дыхания.

Лекарственные препараты

Настой еловой хвои: 20-25 г измельченных игл заваривают кипятком (1:5), кипятят 10 мин, затем настаивают 10 мин, принимают в течение суток эту дозу. Этот настой пьют от цинги и при заболеваниях органов дыхания.
Отвар шишек ели. Шишки измельчают, заливают водой (1:5), кипятят в течение получаса, полученным отваром полощут горло, капают в нос. Настой для ванн. Лапки варят с солью, полученный отвар добавляют в ванны при болях в суставах различного происхождения.
Еловый лес - чистый, но он угнетающе действует на человека, мало общающегося с ним, хотя ель - дерево-донор, а не вампир, но когда рядом много доноров, они плохо действуют друг на друга.

Использование в хозяйстве

Ель имеет широкое применение в народном хозяйстве. Ее древесина в больших количествах идет, например, на изготовление бумаги. Из древесины ели вырабатывают целлюлозу, искусственный шелк и многое другое, она широко применяется в строительстве. Еловая древесина - незаменимый материал для изготовления некоторых музыкальных инструментов (из нее делают, например, верхние деки скрипок и т. д.).
Ель является также важным поставщиком дубильных веществ, которые необходимы при выделке кожи. Эти вещества в нашей стране получают главным образом из еловой коры. Другие наши растения в качестве источников дубильных веществ имеют гораздо меньшее значение (используются кора дуба, ивы, лиственницы, корневище травянистого растения бадана и т. д.).

Немного истории

Ель - это не только новогоднее дерево. Ее постоянно используют, провожая человека в последний путь. Ветки ели кладут под гроб, из еловых веток делают венки. Это дерево одновременно и праздничное, и траурное. Фитонциды хвои дезинфицируют помещение, изгоняют «нечистую силу». Считается, что при выносе тела с помощью еловых веток из дома выводится все плохое, отправившее человека в последний путь, ель облегчает страдания его души, еще не успевшей окончательно расстаться с телом,- для этого потребуется 40 дней. Еловые ветки, лежащие на могиле, способствуют облегчению души умершего.
Иногда знахари и ведьмы, читая заговоры, как бы для укрепления, усиления действия сжигают маленькую веточку ели в железной миске и смотрят, как расположится пепел, в какой форме - подающей надежды или нет.

Фотографии и иллюстрации

Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.

Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать - не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», - подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.

На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:

Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.

Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, - ответила берёза.

Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит - стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:

Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.

Вот ещё придумала, - ответил дуб. - Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.

Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, - просит и ветлу бедная птаха.

Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу, - гордо ответила ветла.

Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.

Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? - спросила она птаху.

Куда иду, и сама не знаю, - ответила та.

Как же не знаешь? - удивилась ель.

Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, - печально сказала птичка. - Иду, куда глаза глядят.

А что же ты со своими подругами не улетела?

Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать - никто не пустил, никто не пожалел.

Ах, бедняжка! - жалостливо воскликнула сердобольная ель. - Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку - она самая тёплая.

Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.

У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, - сказала она.

Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.

Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.

Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.

Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:

Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?

Царь холода, Моров, сказал:

С берёз, с вётел - со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.

Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.

Методическая разработка по лексической теме "Хвойные деревья"

Предлагаю вниманию логопедам и воспитателям дошкольных учреждений лексическую тему в старшей группе "Хвойные деревья".
Цель: Формировать представления о хвойных деревьях
Задачи:
Расширять понятие о хвойных деревьях - ели и сосне, их сходстве и различии.
Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.
Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны.
Расширять активный словарь.
Формирование лексико-грамматических категорий по теме.
Воспитывать интерес к окружающему миру.

Словарь:
Существительные (предметы):
Сосна, ель, кедр, пихта;
Хвоя, шишки, смола, ствол, крона, древесина, ельник, бор…
Слова-признаки:
Хвойные, вечнозелёные, еловые, сосновые, полезные, высокая, стройная, пушистая, ароматная, смолистая, пахучая, исцеляющая…
Слова-действия: растут, шумят, пахнут, лечат, исцеляют…

План работы:
1.Вспомнить лексическую тему: «Деревья»
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол.
Ветки, веточки и листья
Ветер в кроне их нашёл.
А ещё канаты – корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону,
Воду под землёй находят.
На деревьях вздулись почки,
Распускаются листочки.
У лимона – кожура,
У апельсина – кожура.
У человека это кожа,
А у дерева - кора.
У царя на голове – корона,
А у дерева – крона.
Давайте сравним дерево и человека.
- У человека ноги, а у дерева - …корни.
- У человека руки, а у дерева - …ветки.
- У человека туловище, а у дерева - …ствол.
- У человека кожа, а у дерева - …кора.
2. Познакомить детей с хвойными деревьями.
Беседа по теме.
Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл.
Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.
Угадайте эти деревья.
Загадки:
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)


Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)


Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.
Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Конечно иголочки тоже меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно.
А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.
Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев: лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.
Много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый бор. Если только ели - ельник. А если и сосны и ели то лес просто называется хвойный. Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, исцеляет, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.
Хвойные деревья используются и в строительстве. После срубки из древесной коры делают мебель.
-Предложить детям рассказать что нового и интересного о хвойных деревьях они узнали и запомнили.
3. Сравнить сосну и ель.
Хвоинки : у ели короткие, у сосны – длинные.
у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.
Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные;


сосновые – округлые.


Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый;
у сосны медно-красный, более светлый.


По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.
Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)
Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые;
у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.
4. Чтение рассказа для детей.
«Почему сосна и ель вечно зелёные?»
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви плакучая ива.
- Добраяивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.
- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.
- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
- Как же не знаешь? – удивилась ель.
- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
- А что же ты со своими подругами не улетела?
- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.


Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.


5. Игры по теме.
« Маленький-большой»
Ель-ёлочка
Сосна-сосенка
Шишка-шишечка
Ветка-веточка
Хвоя-хвоинка
Иголка-иголочка
Ветка-веточка
«Посчитай»
Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…
Одна ёлка,………
Один сосновый бор,……
Один ельник,…….
«Один-много»
У меня одна ёлка, а у тебя… (у меня много ёлок)
У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)
У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.
«Назови лишнее»
Ель, берёза, сосна.
Дуб, можжевельник, ёлка.
Клён, пихта, липа, осина.
«Скажи правильно»
Ветка ели- еловая ветка.
Ветка сосны -сосновая ветка.
Шишка ели- еловая шишка.
Шишка сосны- сосновая шишка.
Ствол ели – еловый ствол.
Ствол сосны- сосновый ствол.
Хвоя ели- еловая хвоя.
Хвоя сосны- сосновая хвоя.
Лес с соснами- сосновый лес.
Лес с елями- еловый лес.
6. Самомассаж с шишками
Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают)
А потом будем играть по спине её катать.
(Поворачиваемся друг за другом)
Катим вверх, потом вниз.
(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)
Шишка, шишечка держись.
По спине друга катись.
А потом ко мне вернись.
(поворачиваемся с шишкой в двух руках)
В руку правую возьмём.
(Берут в правую руку)
В руку левую возьмём.
(Берут в левую руку)
И опять в руках потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают.)

Все вместе говорят:
«Вы сосновые шишки
Дайте всем ребятам:
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Ум и доброту.»
7. Пальчиковая гимнастика
«Ёлочка»
Превращаем пальчики в колючие иголочки.
(каждым пальчиком правой руки, начиная с большого колет левую ладошку под счёт)
1, 2,3,4,5.
(Потом меняем руки)
Пальцы в хвою превратились
Друг за друга зацепились.
(Сцепить пальцы рук)
Локотки ты подними,
Пальцы в ветки преврати.
(Локти на уровне плеч, сцепленные пальцы разведены)
Получилась ёлочка- колючая иголочка.
(пошевелить сцепленными пальчиками)
8.Символ Нового года
Очень скоро к нам придёт
Лучший праздник - Новый год!
В каждом доме и в саду
Будет ёлка на виду.
Вся в игрушках, мишуре
Радость дарит детворе.
Объяснить детям, что…
Легенды повествуют многое:
Кто-то верит сказаниям, что это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.
Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу нашего царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у нас новое времяисчесление и приказал на Новый год наряжать это вечно зелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.
Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.

Тема: «Ель и сосна – хвойные деревья»

Цель: способствовать формированию системы знаний о хвойных деревьях

Задачи: расширить понятие «хвойные деревья», научить распознавать ель

и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки,

кора на стволе);

выявить части хвойного дерева, их особенности (хвоя – листья);

расширить представление о сотрудничестве человека и природы;

развивать речь, обогащать словарный запас через отгадывание

загадок, игру «Четвёртый лишний», составление предложений из

слов, устную беседу,

полные ответы на вопросы;

развивать умение работать в парах при выполнении практической

воспитывать бережное отношение к растительному миру,

умение видеть красоту природы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Оборудование: презентация, гербарии, ветки, шишки, раздаточный материал, графический план урока.

Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.

Ход урока:

1. Оргмомент.

А сейчас проверь дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все в порядке Книжки, ручки и тетрадки (Учащиеся тихо садятся) Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят. Учитель: А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на уроке. Повторяем вместе: «Я способен!
Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!»

2 .Целеполагание

К нам в гости пришел житель леса - медведь, который предлагает ответить на вопросы:
1. Какое слово лишнее? Почему? (Слайд 2)

Береза - тополь – клен - Сапоги
Сирень – акация – шиповник - Тетрадь
Одуванчик – репей – Шапка – подорожни

2. Подберите противоположные по смыслу слова: (Слайд 3)

Короткие иголки - …
Тонкий ствол - …
Молодое дерево - …
Крупные шишки - …

3.Введение в тему.

Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.

Она зимой нарядится
В гирлянды и шары,
Припрятала подарки
Она для детворы
Не зря поётся в песенке,
Что родилась в лесу,
Но я куплю из пластика –
Красавицу спасу! (Елка) (Слайд 4)

Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица... (сосна). (Слайд 5)

Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)

Тема урока Ель, сосна – хвойные деревья. (Слайд 6)

Когда Медведь подрос, ему стало интересно узнать про великие деревья – сосну и ель.

Сосна:

У сосны древняя история. Она появилась на Земле 150 миллионов лет назад. Сосна - вечнозеленое стройное хвойное дерево, достигающее 40 м высоты, 1,5 м в диаметреМолодые ветви голые, зеленоватые, потом серо-бурые; почки 6-12 мм длиной, острые Вся древесина сосны пронизана многочисленными крупными смоляными ходами, тянущимися в вертикальном направлении и сообщающимися между собой горизонтальными ходами, залегающими в сердцевинных лучах. Из естественных трещин коры и искусственных надрезов вытекает смола, заливающая нанесенные повреждения, в чем состоит ее биологическое значение. Вытекающая из раны смола называется живицей (от слов “заживлять”, “исцелять”).

Корневая система с глубоко идущим главным корнем.

Листья (хвоя) сизо-зеленые, расположены попарно, жесткие, полуцилиндрические, заостренные, длиной 5-7 см, шириной 2 мм, расположены на верхушках укороченных побегов.

При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.

Стройное, красивое дерево 40-50 м высотой. Крона правильная, коническая, островершинная. Ствол прямой, покрыт темно-серой, в молодости почти гладкой корой, в старости отслаивающейся кругловатыми пластинками. Побеги бледно - желто - бурые или желто-зеленые. Легко отличается от других видов плоской хвоей, до 2 см длиной, на плодущих ветвях граненой, немного изогнутой, коротко-остроконечной. Сверху хвоя темно-зеленая, снизу ярко-сизая, от устичных полосок, плотно прижата к побегам, чем отличается от других видов. Ее декоративность увеличивают светло-бурые, овально-цилиндрические, слегка глянцевые шишки до 6,5 см длиной.

Очень много стихов и рассказов про сосну и ель.

2 ученика рассказывают стихи:

1 ученик: Елочка

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

2 ученик: Сосна
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые.
Уходят смело в небеса.
Шумят сосновые леса,
Как будто шепчут, что когда-то
Скользили по морям фрегаты,
Бриз надувал их паруса.
Их нес с собою бег волны,
А строили их из сосны!

4. Работа над темой урока.

Практическая работа в парах. (У детей гербарии, рисунки ели и сосны, шишки)

С помощью рисунков найдите части дерева.

Карточка – задание.

1. Как называется растение?

2. Есть ли у него корень?

3. Найдите стебель.

4. Найдите листья.

5. Найдите цветок.

6. Найдите плод.

Коллективная проверка.

Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.

Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.

Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не Все?

(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами.

Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)

В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.

Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).

5 . Физминутка .

Ёлочка
У маленьких детишек ёлочка большая.
Огоньками и шариками ёлочка сверкает.

Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой, (Грозят пальчиком.)
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево.)

6. Закрепление изученного.

Отличие ели от сосны. Работа в парах.

Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.

Проверка

Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.

Как отличили? (Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).

Как сказать – шишка ели - еловая,

шишка сосны – сосновая.

Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.

Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,

сосновые – округлые).

Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)

Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)

Какую задачу выполнили?

7. Экологическая минутка Значение леса, охрана.

Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Чтение хором со слайда стихотворения: (Слайд 7)

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, всё вокруг – это наш зелёный друг.

Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес даёт нам мебель, карандаши, спички. Чем ещё полезен лес человеку? (Одевает, кормит, лечит)

Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода. Которые необходимы для жизни растений, животных, человека.

Почему надо беречь ёлку?
Каждый человек, где бы он не жил, должен знать закон об охране окружающей нас среды, об охране природных богатств нашей Родины, нашей Земли.
Мы знаем, что чем больше на земле лесов, тем чище воздух, которым мы дышим.
С давних времён стало обычаем ставить в канун Нового года зелёное деревце в доме. Каждый старается приобрести это красивое, вечнозелёное деревце и украсить его. Но надо задуматься, что это временное удовольствие, за которое расплачивается своей жизнью деревце, под названием – ёлка.
Сколько труда пришлось приложить лесничим, чтобы вырастить такую красавицу!
Из маленького семечка в питомнике выращивают маленькую ёлочку, затем высаживают в лес.
Много лет проходит с тех пор, прежде чем малышка превратится во взрослую ёлку. Дожди будут поливать её, сильные ветры качать и гнуть до земли, солнце будет обжигать её нежные зелёные иголки.
В тени её кроны летом прячутся от жары птицы, зимой от морозов. Её шишки служат им кормом. Очень много под ёлочкой вырастит грибов.

Также лес очень часто подвергается звгрязнению, вырубке пожарам!!!чтобы этого избежать как должен вести себя человек в лесу??? Ответы детей.

Пословицы. (Слайд

В красивом бору и сосны красивые.

Далеко сосна стоит, а своему лесу веет.

Урожай на сосновые шишки - урожай на ячмень

Ель – не сосна: шумит неспроста.

Перелетный соловей: то на сосну, то на ель.

Объясните смысл пословиц.

8 . Итог урока. Рефлексия.

Продолжите, ель и сосна - …. деревья.
- А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)

Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке

Кому было интересно работать на уроке?

Кому было трудно?

Кто узнал новое на уроке?

Казалось бы, об этих деревьях мы знаем всё. Но не надо торопиться с выводами. Ещё в школе детям на уроках географии и биологии рассказывают о ценных свойствах сосны и ели, о том, что эти "лёгкие" планеты очищают атмосферу в большей мере, поскольку издревле известно свойство эфирных масел этих деревьев убивать болезнетворные микробы и лечить инфекции, чистить помещения и территории. Именно поэтому зачастую обочины дорог и экологически неблагополучные районы спасают соснами и елями. Их густо садят, прежде всего, для того, чтобы снизить вредное воздействие опасных загрязнителей воздуха. Да что там! Запах свежей хвои знаком каждому ребёнку, ведь именно этим терпким ароматом наполняется квартира и дом в преддверии волшебного Нового Года.

Сколько интересных и любопытных фактов мог бы рассказать о сосне и ели знающий человек. О видах и формах, об особенностях, а может, даже об агротехнике возделывания и культивирования... Но при всех этих сложных знаниях далеко не все с лёту ответят на совершенно простой опрос: чем отличается сосна от ели? Что ж, давайте разбираться.

Сосна

Согласно ботанической классификации, сосна родом из семейства Сосновых и относится к классу Хвойных. Выбирает это дерево для своего местожительства всегда холодный и влажный климат. Именно поэтому ареал произрастания сосны сосредоточен в основном в северном полушарии. - царица настоящей сибирской тайги.

Ещё сосна является вечнозелёным деревом и может жить до 350 лет. За все свои годы сосна способна вытянуться до 75 метров высоту. Но кто сказал, что среди сосен не встречаются исключения?! Так, на юго-западе США есть сосна-долгожитель. Люди утверждают, что её возраст составляет около 6 тысяч лет.

Сосна вовсе не капризна, как многие другие деревья. Она будет рада поселиться и на гранитных склонах гор, и в ущельях самых крутых оврагов, и на песках, и даже на болотах. Она не требовательна к почве и может спокойно набирать рост как в сильно переувлажнённой земле, так и, напротив, обеднённом питательными веществами каменистом грунте.

К тому же, сосна вынослива и стойко переживает самые суровые морозные зимы равно как и летнюю многонедельную засуху. Единственное, за что борется сосна, так это - за место под солнцем. Это дерево не любит оставаться в тени.
Кстати, сосна можем сама себя обеспечивать водой. Её мощные корни, пронизывающие землю, помогают извлекать влагу из самых её глубин. Собственно, это ещё одна особенность сосны - её стержневая корневая система.

Кто бы мог подумать, что хвоя сосны так уникальна. Судите сами. Хвоинки растут всегда парами, так же, вместе, они и отпадают, когда начинается осенний период сбрасывания "одежды". Между прочим, длинные и узкие хвоинки живут на ветках до 3-х лет. Ветки сосны похожи на веера. В науке такое расположение называется мутовчатым, когда 5 веток расходятся от ствола на одном уровне.

Шишки сосны - тема особая. Оказывается, есть среди них как представители женского рода, так и мужского. Весной на молодых сосновых побегах появляются светло-жёлтые соцветия шишек - это как раз и есть "особи-мужчины". По размеру они примерно с вишнёвую косточку. Но всё равно выходит, что больше шишек-"женщин". Эти вообще еле заметны среди хвои, поскольку на вид с головку булавки. Ко всему прочему они ещё и "сидят" на концах сосновых лапок.

Что касается ели, то она представительница того же семейства Сосновых и находится в том же классе - Хвойных. Это дерево вечнозелёное, имеющее шикарную крону в форме пирамиды. Ель является типичным представителем любого леса. Но всё-таки больше она встречается в Китае, Северной Америке, а также Северо-Восточной Азии и Восточной Европе.

Срок жизни среднестатистической ели - 300 лет. Вырастает дерево до 50 метров высотой. При этом оно предпочитает нежиться в тени, и лучше - других деревьев. Ель более каприза к состоянию почвы. Хотя она и терпит бедные каменистые грунты, известковые и подзолистые земли, но совершенно не выносит избытка влаги или напротив, пересушенной земли.

Ветки-мутовки у ели также напоминают богатые на иголки веера. Причём, что интересно, добавляются они каждый год. К каждой из них крепятся тёмно-зелёные хвоинки, срок жизни которых до 12 лет. Если же присмотреться, эти иголочки имеют удивительную четырёхгранную игловидную форму. Длина хвоинки не более 3-х см. Опадает еловая хвоя не сразу, поскольку у этого дерева нет выраженного периода листопада.

Еловые шишки бывают женскими и мужскими. Первые отличаются красочной расцветкой - они ярко красные и к тому же размером с лесной орех. Находятся они почти у самой верхушки кроны на концах веток. Так что не заметить такие украшения на ели просто невозможно. Ну и по логике, конечно, получается, что мужские шишки - более мелкие, не броские на окрас, предназначенные для созревания жёлтой пыльцы.

Несмотря на то, что корневая система ели так же имеет вид стержня, главный корень её весьма скромный по размерам, ну а по прошествии 10 лет так и совсем отмирает. Чтобы удержаться в почве, ель использует свои боковые корни. Они же, как могут, так и снабжают дерево влагой и питательными веществами. Но силы еловых корней ограничены и со своими основными задачами они справляются далеко не всегда. Все это делает ель уязвимой особенно при сильных порывах ветра, когда не редко ели выворачивает с корнем.

сайт определил, что отличие сосны от ели заключается в следующем:

1. Итак, оба дерева принадлежат к одному семейству Сосновые, но являются представителями разных родов: Сосны и Ели.
2. Сосна любит греться на солнце в то время как ель предпочитает расти в тени.
3. Известно, что сосна и ель - вечнозелёные деревья. Однако если хвоя сосны всё же опадает, то у ели нет листопадного сезона.
4. Окрас хвои ели более насыщенный, чем у сосны, а иголки короче.
5. Шишки сосны менее выражены, когда у ели они красочные и заметные.
6. Сосна имеет мощные корни, которые сильно цепляются за землю, уходя в неё глубоко. У ели корневая система развита намного слабее.