Оборудование на т 30. Тяжелый американский танк «Т30

Всем доброго времени суток! С вами Team.2 и сегодня пойдет речь об американском танке Т30. Изначально в World of Tanks Т30 представлял из себя тяжелый танк 10 уровня. Но в одном из обновлений разработчики решили заменить 9 и 10 уровень американских тяжелых танков. Т30 ушел с 10 уровня в ветку ПТ-САУ на 9 лвл. Итак на сегодняшний день Т30 – это проходная ПТ САУ 9 лвл на пути к желанному Т110Е4.

Рассмотрим ТТХ

Для тех, кто пересел на Т30 сразу после «Шпрота» (Т28 Prototype), ПТ-САУ покажется достаточно динамичной машиной, особенно после тсследования ходовой части (ее нужно открывать в первую очередь). Максимальная скорость 35 км/ч (и это при топовом двигателе) и поворот в 20 градусов в секунду оставляют желать лучшего. К тому же огромный корпус этой ПТ имеет очень слабое бронирование, а это значит, что его необходимо прятать.

Большим плюсом ПТ-САУ является наличие башни. Да, пусть она вращается всего 18 градусов в секунду, но в отличие от «Шпрота», который имеет ограничение, башня Т30 вращается на 360 градусов, и, в добавок ко всему, она имеет отличное бронирование! Броня лба башни, а именно маски орудия, составляет 279 мм, что позволяет ловить рикошеты и непробития даже от десятых уровней, но не стоит забывать про наши «щёки» и командирскую башенку — они являются слабыми местами нашей башни в лобовой проекции.

Орудия

От T28 Prototype Т30 достается и предтоповое орудие 120mm AT Gun T53. Урон 400/400/515 и скорострельность 6,19 выстрелов в минуту — неплохие показатели на уровне, хотя немного расстраивает пробите в 248/297/60. Сведение же составляет 2,3 секунды, а разброс 0,39 на сто метров.

Но все это цветочки! Когда мы прокачаем топовое орудие 155 mm AT Gun T7, у которого скорострельность 2,86 выстрелов в минуту, а сведение 2,9 сек, тогда мы и понимаем, что значит долгое КД. Мы начнем стараться выцеливать противника, чтобы долгое КД прошло не зря. Разброс у орудия останется тот же, но также мы будем иметь пробитие 276/320/90, а урон уже составит 750/750/950. И если ББ не даст желаемого пробития цели, то премиумные снаряды точно справятся почти с любым противником.

Оба орудия имеют место быть. Минусом первого является низкая бронепробиваемость, а у второго — долгая перезарядка. Однако, кто-то решит для себя, что высокий ДПМ лучше, чем надеяться на удачное пробитие и прохождение альфа-страйка на топовом орудии после долгой перезарядки. А кто-то будет играть от высокого разового урона 155 мм орудия.

Но не забываем про еще один нюанс – для Т30 важна дистанция. На дальних дистанциях наш снаряд летит куда угодно, но только не в цель. На средних же дистанциях необходимо дожидаться полного сведения и выцеливать слабые места, тогда результат не заставит себя ждать.

Выбор дополнительного оборудования

Теперь поговорим о выборе оборудования для танка.

орудийный досылатель среднего калибра,
улучшенная вентиляция и
усиленные приводы наводки.

Экипаж

Выбор перков стандартный

Командир —
шестое чувство,
ремонт,
боевое братство,
маскировка
наводчик —
ремонт,
плавный поворот башни,
боевое братство,
маскировка
механик-водитель —
ремонт,
плавный ход,
боевое братство,
маскировка
радист —
ремонт,
радиоперехват,
боевое братство,
маскировка
заряжающий —
ремонт,
бесконтактная боеукладка,
боевое братство,
маскировка
заряжающий —
ремонт,
отчаянный,
боевое братство,
маскировка

Снаряжение

Здесь используется еще один стандарт, а именно:
малый ремкомплект,
малая аптечка и
ручной огнетушитель. Советую вам, использовать премиум снаряжение, что довольно дорого, но может значительно увеличить живучесть вашей машины в бою. Так что смело ставьте на свой танк
большой ремкомплект,
большую аптечку и
автоматический огнетушитель. Так как американские танки горят довольно редко огнетушитель можно заменить на
ящик колы, что вкупе с улучшенной вентиляцией и боевым братством даст ощутимый бонус в скорости перезарядки орудия и всему танку и экипажу в целом.

Тактика и применение

Как уже упоминалось в пункте про орудие Т30, дальних дистанций на этой ПТ лучше избегать, а на средних дистанциях необходимо дожидаться полного сведения и четко выцеливать слабые места. На ближних дистанциях мы рискуем потерять все своих НР не дождавшись окончания КД. Таким образом, помня еще и про картонность корпуса, для Т30 лучше всего вести бой все же на средних дистанциях. Выгоднее всего прятать корпус ПТ-САУ в складках местности, «дразня» противника своей бронированной башней. Но, не забывая про арту!

Динамика Т30 не позволит быстро сменить фланг или быстро уйти от обстрелов АРТ-САУ, поэтому в самом начале боя необходимо верно выбрать направление для движения вперед с возможными путями отступления и укрытиями от артиллерии. К тому же Т30 обладает неплохими УВН (-10…+15), что также облегчит ведение боя из-за укрытий.

В первую очередь Т30 – это танк поддержки (как это ни странно, ведь это ПТ). Его основная задача — наносить дамаг. Всегда старайтесь держаться не далеко от союзников, без них вам труднее будет справляться с противниками. Хорошей тактикой для Т30 считается поддержка тяжелых танков команды.

Итог

Т30 – это проходная машина в ветке американских ПТ-САУ, которая требует умелых рук, чтобы игра на этой машине приносила удовольствие. Те игроки, чьей целью является, как можно быстрее заиметь в ангаре Т110Е4 и кто так и не понял особенностей игры на Т30, будут рады наконец продать эту ПТ.

В данной статье мы познакомимся с тяжелым американским танком «Т30», который является тяжелым танком 10-го уровня американской ветки и обладает самым мощным орудием среди всех тяжелых танков. Оно обладает такой же прекрасной бронепробиваемостью как и великолепное 152-мм орудие «БЛ-10» и существенно превосходит топовое орудие (150мм KwK 44/L38) монстра по имени «Е-100» по бронепробиваемости — 276-мм против 235-мм немца. В общем, поговорим мы о тяжелом танке высочайшего уровня, который обладает самым высоким показателем разового урона и является незаменимым танком поддержки в клановых боях.

Американский тяжеловес с нокаутирующим ударом

Рисунок 1.»Т30″ в гараже

Орудие

Неудивительно, что начнем мы наш обзор именно с анализа орудия, установленного на «Т30», поскольку это одно из самых грозных орудий в игре, орудие способное валить с одного удара таких крепышей как «VK3601H» и «КВ-3», уничтожать «ИС-7» с пары попаданий (а иногда и уничтожать с одного попадания) ломать лобовую броню таких «бронтозавров» как «Е-100» и «Маус». В общем, орудие очень мощное, обладает средней точностью, отличной бронепробиваемостью, но низкой скоростью сведения низкой скорострельностью.

Рисунок 2. Орудие 155mm Gun T7

Вам будет очень непривычно первое время после боев на «Т-34» привыкать к медленному 155мм орудию «Т-30». Ведь у «Т-34» орудие обладает отличной скорострельностью, позволяя один на один быстро разбирать «ИС-4», хотя иногда бой с ним бывает очень трудным, но вот на «Т-30» для «ИС-4» настают ужасные времена. Причем, даже низкая скорострельность не спасает врагов, но только если вы не лезете на рожон, а действуете как ПТ-САУ, вытягивая врагов на себя, обороняясь и отступая. Вообще первое приятное впечатление от «Т-30» было у меня от встречи с «ИС-4», который, завидев меня, начал панически пятится назад, ища укрытия. Это было несколько удивительно, я ведь так привык к наглому и беспардонному поведению четвертых «ИСов», которые, благодаря своей сверхмощной броне, могут смело подставлять борта и даже корму, под огонь большинства вражеских танков и не нести особого урона при этом. То ли дело, когда к нему на встречу выезжает наш грозный американец, тут в пору паниковать, так как одно попадание это верное пробитие и 40-50% урона (в случае критических попаданий снимает и по 60-70%). И это, конечно, не может не радовать, одно «но», перезаряжаемся мы медленно и скорость полета снаряда ниже, чем у 122-мм орудия установленного на «Т-34», поэтому нам нужно время на перезарядку, когда нам нужно отступить, желательно в укрытие, до тех пор, пока не будем готовы сделать следующий выстрел. А, относительно, низкая скорость снаряда не позволяет точно стрелять по быстроидущим целям (то есть в «Лео» или «Т-50-2» попасть будет не просто, хотя одного попадания будет достаточно). Самое главное и самое приятное это то, что о нас никто просто так не уходит. Любая встреча с нашим бронебойным снарядом, почти всегда оставляет у противника массу приятных воспоминаний, поэтому один на один редкий смельчак рискует лезть к нам лоб в лоб. Этим и нужно пользоваться и всегда помнить, что у нас весьма слабая броня корпуса и лезть в ближний бой не стоит с танками, которые ниже нас, а таких большинство.

Броня

Глядя на характеристики бронирования американского тяжа, первое, что должно привлечь ваше внимание, это слабое как для ТТ бронирование корпуса – 102-мм на лбу и 76-мм по бокам. Поэтому корпус надо прятать от вражеских глаз, как арабы под чалмой прячут своих жен от похотливых взглядов соседей. Лучшая тактика здесь – это найти укрытие, которое позволит укрыть корпус и, выставив свою «чугунную» башню, – безнаказанно палить в противников. В таком положении «Т-30» способен долго удерживать наступление 3-4-х тяжей соперника, а СТ вообще разбирать на гаечки и винтики, особо не утруждая себя прицельным огнем в их слабые места. Если же с вами мудрые и верные союзники, которые понимают, какую роль вы играете и как важна для ваш поддержка, тогда атака на позицию, которую удерживает «Т-30» вместе с союзниками, оборачивается для соперников настоящей мукой. Даже если вас обложили 4 топ-тяжей и пара топовых СТ, при поддержке всего одного ТТ 9-10 уровня и более-менее толковой ПТ-САУ, вы можете успешно их одолеть, придерживаясь оборонительной тактики в условиях городского боя – то есть не лезете в атаку, в лоб бьете по слабым местам, а если враг подставляет борта, то незамедлительно бить в ходовую и сбивать гусеницы и не дать противнику уйти в укрытие. То есть ваши союзники должны понимать, что важно сбить гусеницы идущему в атаку тяжу, например, ИС-7, чтобы вы имели возможность прицелиться ему в уязвимое место и нанести существенный урон, после чего его дальнейшее продвижение потеряет всякий смысл.

При встрече практически с любым СТ, кроме французов, можно спокойно лезть в ближний бой – пробиваем мы их везде, только «Т-54» отличается крепкой башней. А вообще лучше их встречать заранее, первым снарядом подбить, вторым уровнять, а третьим окончательно разрешить спор. Такого набора из трех точных попаданий хватает любому топовому СТ, но при встрече с французом лучше всего бить в корпус, в места расположения двигателя, чтобы сбить скорость и не дать ему зайти к вам вплотную. Так вы сможете уйти от ужасной серии из 6-ти выстрелов, которые наш «картонный» корпус совсем не хочет держать, а потому и не стоит нам рисковать. Возможно, в следующем патче обнаглевших и забывших слово «баланс» французов немного утихомирят, но пока лучше работать от обороны, тем более что мер по правке баланса от разработчиков иногда приходиться ждать очень долго. А ведь как обидно, когда француз первым попаданием бьет тебе гусеницу и последующими пятью почти полностью разбирает наш танк, пока мы перезаряжаемся, таких ситуаций лучше всего избегать (правда, если союзники умом не блещут, тогда приходится рисковать). Установка досылателя и вентиляции даст нам небольшой прирост к скорострельности, но вместо вентиляции лучше поставить мокрую боеукладку, так как американцу часто повреждают именно ее, что в комбинации с нашей заоблачной скорострельностью делает танк легкой мишенью почти для любого соперника, с которым нам приходится встречаться.

Рисунок 3. Общие характеристики

Вообще, я бы расценивал «Т-30» либо как танк поддержки, либо как ПТ-САУ, у которых как раз главная задача именно поддержка. И наибольшую боевую эффективность американец показывает, когда действует как ПТ, то есть бьет из засады и держит дистанцию, работая по засвету (наверное, поэтому разработчики решили перевести «Т-30» в разряд ПТ-САУ). Хотя важно помнить, сеть такому огромному танку как «Т-30» мало что дает, лучше ищите кусты погуще и камень побольше или здание рядом, чтобы в случае засвета спрятаться и избежать возмездия. Учтите, желающих вам отомстить будем масса, ведь любая встреча с вашим снарядом, почти всегда означает приличный урон и это никому не нравится. Хотя на коротких дистанциях все же боятся больше чем младшего собрата «Т-30» — «Т-34», потому что он очень быстро стреляет, и может быстро разбирать средние танки, ПТ-САУ и тяжей ниже 8-го уровня. Собственно эта скорострельность многих донимает, потому они в первую очередь стараются избавиться от «Т-34», чем от вас, поскольку от вас ответа ждать намного дольше, чем от вашего младшего брата. Ну что же и этим надо пользоваться, используя это время для перезарядки и прицеливания, ведь точный выстрел означает огромный урон, а промах – долгую перезарядку, дорогой снаряд, улетевший в никуда и хороший шанс для противника дать по вам серию выстрелов, пока вы перезаряжаетесь. То есть один на один, ваш танк менее опасен чем «Т-34» (при условии борьбы с танками одинакового уровня), но более опасен в комбинационном бою, при поддержке союзников и на больших дистанциях. Наиболее эффективен танк при использовании во взводе, где каждый четко знает свою роль и там сверхмощное орудие «Т-30» стает весомым аргументов, в то время как недостатки брони нивелируются, когда вас закрывает собой верный союзник типа «Е-100».

Прочие характеристики и модули

Остальные показатели – скорость, дальность связи, маневренность сопоставимы с «Т-34», поэтому вождению особо переучиваться не придется. Все те же повороты корпусом, для принятия урона на гусеницы, также работают здесь, как и в случае с «Т-34», правда я заметил одну особенность – при схожих характеристиках бронирования, снаряды от лобовой брони корпуса немного чаще рикошетят, чем от «Т-34» (или чаще проходит пробитие без урона). Наверное, разработчики несколько изменили вероятности пробития для данного танка, чтобы хоть немного выровнять шансы на победу для «Т-30» с его «картонной» корпусной броней. В любом случае, имеет смысл использовать противоосколочный подбой, так как он увеличивает надежность ходовой части. Что в свою очередь значит, что используя маневры корпусом, то есть, немного подворачивая корпус и подставляя под удар одну сторону ходовой, потом вторую, мы сможем ловить один-два попадания на каждую гусеницу либо вообще без урона, либо с частичным его погашением. Без подбоя урон будет проходить чаще, гусеницы будут слетать чаще, чаще будет происходить критическое повреждение модулей фугасами, и больший урон будет наноситься от огня вражеской артиллерии. Поэтому установка подбоя имеет смысл для этого танка, как и для всех американцев в тяжелой весовой категории, которые, традиционно, отличаются слабым бронированием корпуса.

Печально только то, что установить мы можем всего три модуля, и наиболее важные и первые что стоит ставить, это «досылатель» и «подбой» и/или «мокрую боеукладку». То есть у нас в резерве всего одно место под модуль, а так как наше орудие отличается очень долгим сведением и достаточно средней точностью, то нам очень нужен будет модуль, который позволит быстрее целиться. Соответственно у нас на выбор либо «стабилизатор вертикальной наводки» или же «усиленные приводы наводки». Первый модуль позволяет точнее стрелять на ходу и при повороте башни, а второй позволяет быстрее сводиться после остановки. Учитывая специфику нашего орудия и стиля боя, мы не можем как «Т-34» влететь и набросать болванок на ходу во вражеского тяжа, просто потому что у нас элементарно не хватает скорострельности. А посему тактика «выстрелил-отступил» для нас наиболее приемлемая, а потому усиленные приводы наводки будут здесь более уместны. Впрочем, у вас может быть свой выбор излюбленных модулей, тем более что экипаж с 2-мя изученными умениями отлично справляется как с задачами сложного маневрирования, так и с задачами ведения прицельного огня. Также учтите, что разработчики обещали ввести навыки, которые позволят сделать стрельбу более точной и без использования специальных модулей. Если авторские обещания подтвердятся, тогда можно будет обойтись и без модулей усиливающих снайперские способности танка, например, поставить модули увеличивающие живучесть танка – «заполнение баков углекислым газом», «мокрую боеукладку», и «противоосколочный подбой». Также можно будет поставить, например, универсальный модуль «вентиляция», который однозначно будет полезен во всех отношениях.

Перевод в разряд ПТ-САУ

Вообще перевод данного танка в разряд ПТ-САУ будет весьма загадочным решением, хотя и имеющим определенный смысл, вызывает вопросы следующее — как авторы собираются сделать такой огромный танк настолько же малозаметным как стандартные ПТ? Сколько урежут ему запаса прочности и претерпит ли изменения его орудие? Однозначно можно сказать только то, что уровень прочности будет снижен на 20-30%. То есть его прочность будет где-то в рамках 1650-1750HP (health points). Что значит, что при встрече с французами можно будет рассчитывать только на маскировку и ранее обнаружение соперника, хотя у меня все же таится надежда, что наше орудие сделают немного скорострельнее, дабы компенсировать сниженный запас прочности танка (или уже почти ПТ-САУ).

Тактика

Как вы уже успели понять, тактика «Т-30» немного отличается от аналогичной у «Т-34», но все же по основным показателям схожая. То есть не надо лезть на рожон, только если вы не уверены в том что там всего один танк соперника, а если это ТТ высокого уровня, тогда ваш запас прочности на этот момент боя должен быть выше чем у противника. Самая эффективная тактика, это поддерживать атаку союзников, стреляя из второго и третьего ряда. В клановых боях эта тактика себя уже давно зарекомендовала как успешная, если же вы постоянно играете в произвольных боях, тогда действовать нужно немного по-другому. Обычно тяжи на «Т-30» занимают одну излюбленную позицию и ждут подхода противника, а если ход боя складывается в их пользу, только тогда идут в атаку. В городских боях дело обстоит немного проще, там можно занять одно направление и с помощью одного-двух союзников его удерживать. При этом, увидев дыру в обороне, можно стремительно заходить во фланг и быстро отступать. При этом даже если за нами погонится соперник, мы успеем его встретить еще одним залпом, после чего благополучно скроемся в переулке, дожидаясь перезарядки.

Рисунок 4. Нужна помощь?:)

Используя такую тактику, мы становимся наиболее эффективными, так как заставляем самые бронированные цели подставлять нам уязвимые борта, главное удерживать дистанцию, так как подход к нам в «клинч» «ИС-7» для нас не несет ничего хорошего – пробить в башню мы его толком не можем, а корпус для нас недосягаем из-за разной высоты танков. При этом тактика одиночных фланговых ударов приносит огромную пользу команде и много опыта и кредитов нам (правда стоимость ремонта и снарядов их почти всегда съедают). Поскольку каждый удар несет существенный урон, редко когда даже таким монстрам как «ИС-7» удается отделаться 20% понесенного урона от одного попадания, обычно мы снимаем одним попаданием не менее трети запаса его прочности, а танкам девятого уровня и вовсе снимаем сразу половину. Поэтому любой удар «Т-30» это практически всегда ощутимый урон, с которым не сравнится большая часть орудий в игре. Даже французам далеко не всегда дают встать и сделать свои четыре залпа для тяжей и тем более шесть залпов для средних танков французов. А вот мы можем быстро выехать, быстро ударить и быстро отступить, при этом наш урон от одного попадания примерно равен двум попаданиям с орудия «С-130» (устанавливаемого на «ИС-4», «ИС-7»). При встрече с ПТ-САУ, при условии обоюдной видимости, мы чаще всего после первого же залпа оставляем у них только одно желание – быстрее отступить. Тот же грозный «Фердинанд» после пробития уползает с 20% здоровья и старается больше в атаку не лезть, и тем более «ИСу-152», которую даже «Т-34» прекрасно пробивал в 90% случаев, мы пробиваем практически всегда. При встрече с американской ПТ-САУ «Т-95» нужно целить в уязвимые места в области нижнего броневого листа с внутренней стороны от расположения гусениц, а при встрече с «Объект 704» нужно целить в верхнюю часть корпуса, расположенную чуть выше орудия. Туда легче попасть, нежели в нижний бронелист, а пробиваемость там очень высокая, даже пушки 6-7-го уровня уверенно пробивают эту ПТ туда. Все средние танки мы пробиваем уверенно, но в лоб башни лучше не бить со средних и дальних дистанций, так как очень часты рикошеты, лидер по которым «Т-54», лучше всего целить в корпус – пробиваем однозначно, даже несмотря на великолепные углы расположения брони у «Т-54» (55-60 0). А лучше всего бить средние танки в передний каток, то есть в область ходовой части – так и урон проходит и противник теряет подвижность, а нам только это и надо, чтобы перезарядится и дать последний или предпоследний залп по нему (3-=х пробитий любому среднему танку хватает). Больше всего стоит опасаться французские тяжелые танки высокого уровня, ведь у нас нет такой брони как у «Е-100» или «ИС-7», а потому лезть на них не стоит. Во-первых, они легко пробивают нас в корпус, во-вторых они также легко от нас уйдут, используя преимущество в скорости. Поэтому при встрече с таким французом делайте залп в корпус или гусеницу и уходите за укрытие, так есть шанс, что он хоть раз промажет и еще раз попадет либо в башню, либо в ходовую, где есть вероятность погашения урона. К тому времени мы перезарядимся и отвесим «фужеру» заслуженную оплеуху. Хотя надо признать, что на данный момент (версия 0.7.1.1.) французы высокого уровня вышли за рамки баланса и то, что они творят, не столько мастерство, сколько банальные недочеты игры, которые и позволяют им вести себя настолько нагло. Смотрите сами, топовый тяж французов имеет 100мм лобовой брони корпуса и 170мм лобовой брони башни, при этом башня часто выдает рикошеты из-за рациональных углов расположения брони. То есть он нам почти не уступает в защищенности корпуса, но в ответ на один наш выстрел с 750 единицами среднего урона, выдаст 4-ре с общей суммой урона в 1600 единиц и бронепробиваемость его орудия базовым снарядом всего на 9мм ниже (!), чем у нас, спросите себя за кем преимущество? Ответ ясен, а потому нам нельзя стоять и давать ему в нас безнаказанно палить, а посему маневр наш главный друг. А ведь француз имеет очень слабую боковую, и потому уйти из «клещей» за счет брони как «ИС-7» или «Е-100» он вряд ли сможет, главное первым делом сбить ему гусеницы. И не стесняйтесь действовать против французов как «большой американский партизан», им ведь не совестно постоянно использовать тактику наглой французской крысы, тогда отчего же нам стесняться? В общем встретили француза высокого уровня на ТТ, включили тактику «BAP» (Big American Partisan – Большого Американского Партизана), со временем вам эта тактика так понравится, что, возможно, вы с успехом будете применять ее на других танках противника.

Главное всегда помните, наше главное оружие – это орудие, мощная башня и маневренность. Поэтому не стесняйтесь отступать, использовать укрытия и атаковать с фланга. Ведь у нас такое орудие, что мощь одного его выстрела сопоставима с четырьмя выстрелами из советской 100-мм пушки «Д10-Т» или с шестью выстрелами из 75-мм немецкой «KwK 45 L/100».

Доходность

Если говорить о тяжелых танках 10-го уровня, то более уместно применять слово «убыточность», но мастерство решает все, и с премиум-пакетом вы можете копить деньги даже на тяжах самого высокого уровня, несмотря на их высокую затратность. Увы, это так, очень дорогой ремонт (до 30 000), дорогие снаряды (1650 «серебра») и каждый бой по 3-6 тысяч на снаряжение. В среднем сумма затрат колеблется в рамках 40-50 тысяч, если не брать в расчет «легкие» бои когда и вы и команда настолько хороши, что по вам почти не попадали (т.е. нет затрат на ремонт и снаряжение) и каждый ваш снаряд ложился в цель и тем самым окупал свою стоимость. Но не все так плохо, дело в том, что снаряды с таких грозных пушек как наша, имеют огромный урон и потому наносят существенный вред противнику, что выражается потом в массе кредитов за бой. В случае успешного боя без премиум-пакета мы выходим либо в нули, либо в небольшие плюсы, ну а с премиум-аккаунтом можно уверенно по 15-20 000 за бой зарабатывать, но при условии, что вы умеете играть и у вас про запас есть хороший взвод. В этом случае, огромные цифры в 50-70 тыс. за бой общего дохода станут для вас привычными (прошу не путать с чистым доходом – то есть доходом за вычетом затрат).

Рисунок 5. Результат боя на «Т-30» без премиум-аккаунта

Заключение

В данной статье мы вкратце рассмотрели главного нокаутера среди тяжелых танков десятого уровня – «Т30». И хотя этот танк не обладает внушительными значениями бронирования корпуса, зато он имеет хорошие показатели маневренности и скорости, хорошо защищенную башню и очень мощное орудие, которое так не любят соперники.

Take Our Poll

Разработчик: ГКБ под руководством Астрова
Год начала работ: 1941
Год выпуска первого прототипа: 1941
Серийно производился до осени 1941 г. включительно. Активно использовался в первом полугодии войны с Германией в 1941 г.

После запуска в серийное производства сухопутной модификации легкого танка Т-40С появилась идея доработать его конструкцию, усилив бронирование и вооружение за счет сэкономленной массы. Новая боевая машина, получившая название Т-30, практически не отличалась от серийного Т-40.
Корпус танка технологически остался прежним, но толщину лобовой части корпуса довели до 15 мм, а башни – до 20 мм, что уровняло Т-30 по уровню защиты с легкими танками Т-26 и БТ-7 последних серий выпуска. Так как водоходное оборудование более не устанавливалось в кормовой части применили сплошной (без ниши для гребного винта) бронелист толщиной 10 мм.

Ходовая часть танка состояла из 4-х опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

Двигатель остался прежним – это был карбюраторный 4-тактный, 6-цилиндровый ГАЗ-202, мощностью 85 л.с., установленный в кормовой части корпуса со смещением к правому борту. Запаса топлива во внутренних баках хватало на 300 км.

Вооружение танка состояло из 20-мм автоматической пушки ТНШ-20 с ленточным питанием и 7,62-мм пулеметом ДТС, смонтированными в спаренной стрелковой установке. Боекомплект для пушки составлял 750 снарядов, для пулемета – 1512 патронов (24 магазина).

Экипаж Т-30 и компоновка боевого отделения не изменились. В передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сразу за ним, немного смещенное влево, располагалось место командира танка, который также выполнял функции стрелка наводчика и заряжающего. Для посадки экипажа имели два люка – над отделением управления и в крыше башни. Для аварийного покидания танка был предусмотрен люк в днище корпуса. Внешне Т-30, от более ранних моделей, отличался только длинным пушечным стволом и новыми опорными катками.

Выпуск танков Т-30 проходил параллельно с Т-40С и в отчетах завода №37 они шли общей графой, поэтому установить точное число собранных “тридцаток” практически невозможно. После эвкауции завода под Свердловск из «московского» задела деталей удалось собрать ещё 20 легких танков Т-30 и Т-60, после чего в серийном производстве оставили только Т-60. По наиболее точным оценкам количество танков Т-30 не превысило 335 экземпляров.

Установить точные данные о боевом применении Т-30 тоже достаточно трудно, так как их часто «смешивали» с аналогичными Т-40 и Т-40С. Тем не менее известно, что с августа 1941 года легкие танки Т-30 начали поступать на комплектование танковых дивизий нового состава, формировавшихся в основном под Москвой. Например, 101-я танковая дивизия (тд) из 219 танков располагала 15 Т-30 и Т-40, в 102-й тд их имелось 10 единиц из 234, в 103-й тд — 23 из 38, в 105-й тд — 14 из 169, в 107-й тд — 16 из 272, в 108-й тд — 38 из 79, в 109-й тд — 10 из 229. Как правило танковые дивизии комплектовались средними танками Т-34, тяжелыми КВ-1, а также легкими БТ-5\БТ-7 и Т-26 различных модификаций. В течении августа-октября 1941 года эти подразделения приняли участие в боях на Центральном, Брянском, Резервном и Западном фронтах, где практически все танки легких типов были потеряны.

Примерно в это же время, в сентябре 1941 года, под Ленинград в состав 45-й армии были направлены 122-я и 9-я танковые бригады (тбр), в составе которых имелось соотвественно 64 и 32 легких танков типа Т-40 и Т-30.

На Северо-Западный фронт осень того же года была опрравлена 8-я тбр, в которой числилось 7 КВ-1, 22 Т-34 и 32 Т-30\Т-40. Бригады такого же состава (1-я, 2-я, 7-я, 42-я и 142-я) были распределены между Брянским и Юго-Западным фронтом. Кроме того, 142-я тбр имела «двойной» штат легких танков — 64 единицы.

В дальнейшем количество Т-30 и Т-40 в танковых бригадах сильно сократилось. Уже в октябре 1941 года в качестве пополнения на фронт отправили 17-ю, 19-ю, 22-ю, 24-ю, 25-ю, 27-ю и 28-ю тбр, в которых число легких танков варьироволось от 12 до 32, а в состав некоторых подразделений на замену вышедшим из строя танкам новых типов были направлены танки Т-37А и Т-38. При этом только 28-я бригада Западного фронта была оснащена 16 Т-30. Поступив в распоряжение 16-й армии 28-я тбр получила боевую задачу разгромить Скирмановскую группировку противника. С этой целью командир бригады предложил нанести фланговый удар, но получив отказ был вынужден атаковать противника «в лоб». В течении 11-15 октября совместно, с 1-й гвардейской танковой бригадой под командованием Катукова, танкисты 28-й тбр приняли участие в боях у н\п Козлово и Скирманово, отбросив противника с занимаемых позиций. После этого бригаду передали в подчинение 1-го кавкорпуса генерал-майора Доватора, однако уже спустя несколько дней остатки этого соединения пришлось отвести в тыл, поскольку к 20 ноября материальной части в нём не осталось. Боевые потери составили 4 КВ-1, 9 Т-34 и 13 Т-30. Остальные танки вышли из строя по техническим или небоевым причинам.

Гораздо хуже развивались события в полосе дйествия 42-й тбр. Прибыв на фронт в конце сентября бригада тут же попала в окружение и была вынуждена отступать к н\п Ново-Ямское, Игрицкое, Семеновское. С 29 сентября по 3 октября танкисты не получили никаких приказов и вели бои местного значения, так как управление войсками в этом районе было фактически потеряно. Восстановить его удалось только к 7 октября, когда 28-я тбр самостоятельно вышла к н\п Сиевский, где её починили 148-й стрелковой бригаде (сд), занимавшей здесь оборону. К этому времени было потеряно 4 КВ, 8 Т-34 и 11 Т-30.

В дальнейшем танкисты поддерживали действия 269-й сд, предприняв неудачное наступление у н\п Зелепуговка и Салтыковка. Здесь немцы сожгли 11 совестких танков (2 КВ, 2 Т-34 и 7 Т-30), однако после столь тяжелых потерь бригада продолжала привлекаться к атакам на оборонительные порядки противника, что в конечном итоге привело к её полному разгрому. На 30 октября 42-я тбр в боях потеряла 6 КВ, 18 Т-34, 23 Т-30, 2 Т-40 и почти всю артиллерию.

Возможно, дольше всего эксплуатация Т-30 в боевых условиях продолжалась на центральном участке советско-германского фронта. Например, в составе 146-й тбр действовавшей в районе реки Жиздра, на 21 августа 1942 года имелось 2 КВ, 5 Т-34, 9 Т-60, 1 Т-30 и 2 бронемашины БА-20. После 10 дней непрерывных боёв бригада потеряла все КВ, но благодаря пополнения из тыла и совевременному ремонту количество танков к 31 августа даже возрасло. Единственный легкий танк Т-30, по всей видимости, был потерян в ночном бою 2 сентября. Тогда 146-я тбр в составе 6 Т-34, 10 Т-60 и одного Т-30, совместно с 183-й тбр принял участие в атаке напозиции противника у с.Воробьёво. Хотя немцы оказывали ожесточенной сопротивление советским танкистам выполнить свою задачу удалось. Однако уже утром следующего дня немецкая пехота при поддержке танков начала ожесточенные контратаки и не прекращала их до вечера 3 сентября. В советских сводках указывается, что за этот период 146-й тбр безвозвратно потеряла только 4 Т-34, ещё 5 «тридцатьчетверок» и два Т-60 были подбиты. О судьбе Т-30 никакой информации нет, однако на 8 сентября 1942 года в бригаде осталось всего 5 Т-34 и 1 Т-60.

Собственно, на этом историю боевого применения легких танков Т-30 можно было считать завершенной. К концу 1942 году они исчезли из боевых частей, за исключением единичных машин, использовавшихся для охранения.

На сегодняшний день сохранился только один экземпляр Т-30, находящий в музее в Москве.

Источники:
М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г.
М.Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007.
М.Коломиец «Фронтовая Иллюстрация. Танки-амфибии Т-37,Т-38,Т-40». Москва. Стратегия-КМ. 2003 г.
И.Мощанский «Советские танки Т-30, Т-40, Т-40С» (монография). Серия «Бронетанковый музей», вып.12. 2007 г.

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
Т-30 обр.1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 5320 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4140
Ширина, мм 2330
Высота, мм 1950
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 и один 7,62-мм пулемет ДТС
БОЕКОМПЛЕКТ 50 снарядов и 1512 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел ТПМФ и механический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 9-15 мм
борт корпуса – 10 мм
лоб башни – 20 мм
борт башни – 10 мм
корма — 20 мм
крыша – 10 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ борт корпуса – 10 мм
ТРАНСМИССИЯ механического типа: сцепление (смонтированное на двигателе), КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее напрвляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71-ТК-3 (только на командирских танках)

Танк Т-40С с пулемётным вооружением

Танк Т-40С являлся сухопутным вариантом разработанного до Великой Отечественной войны плавающего танка Т-40. Он был спроектирован в июле 1941 г. в Москве в КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова. С июля по сентябрь 1941 г. танк находился в серийном производстве на заводе № 37. Всего было выпущено 136 танков Т-40С, из них 44 машины были отправлены на московский завод "Компрессор" под монтаж реактивных установок. Танки участвовали в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. В качестве учебных машин сохранившиеся танки использовались в войсках до 1946 г.

Танк Т-40С отличался от танка Т-40 отсутствием водоходного движителя. С машины были демонтированы: гребной винт с карданным валом, коробка отбора мощности, водоходные рули, водооткачивающий (трюмный) насос, теплообменник, волноотражательный щиток и компас, а впоследствии и радиостанция. Схема компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии и предусматривала пять отделений: трансмиссионное, управления, боевое, моторное и кормовое. Боевое отделение и отделение управления были совмещены и находились в средней части корпуса машины у левого борта. Справа от них располагалось моторное отделение. Трансмиссионное отделение находилось в носовой части корпуса. В кормовом отделении по бортам корпуса размещались топливные баки. В средней части корпуса на шариковой опоре устанавливалась башня конической формы, смещённая от продольной оси танка к левому борту. Экипаж состоял из механика-водителя и командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика и заряжающего. Совместное расположение членов экипажа облегчало непосредственную связь между ними и их взаимозаменяемость. Посадка и выход экипажа производились через люки, расположенные в крыше отделения управления и башни, закрывавшиеся откидными броневыми крышками на петлях. В днище корпуса имелся аварийный (запасный) люк.

Танк был вооружён спаренной установкой пулемётов: 12,7-мм ДШК обр. 1938 г. и 7,62-мм ДТ, располагавшихся в броневой маске в амбразуре вращающейся башни. Длина ствола пулемёта ДШК составляла 78,7 калибра, высота линии огня - 1590 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в диапазоне от -8 до +25 o . Стрельба из пулемётов велась с использованием оптического прицела ТМФП или дублирующего механического прицела. Для наводки спаренной установки использовались шестеренчатый механизм поворота башни (справа от установки) и винтовой подъёмный механизм (слева от установки). Ведение огня из пулемёта ДШК обеспечивалось нажатием на кнопку предохранителя, располагавшуюся на рукоятке механизма поворота башни и опускании рукоятки вниз. Прекращение стрельбы - возврат рукоятки механизма поворота башни в верхнее положение. Стрельба из пулемёта ДТ обеспечивалась аналогичными действиями с рукояткой подъёмного механизма спаренной установки. В боекомплект пулемёта ДШК входили 500 патронов с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной пулей Б-32, а также с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ. Начальная скорость пули составляла 850 м/с, боевая скорострельность - 80 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы - 3500 м. Непрерывное питание пулемёта ДШК патронами осуществлялось из кольцевого короба башни. Патрон с бронебойной пулей Б-30 предназначался для поражения бронированных целей на дистанции до 400 м, а патрон с бронебойно-зажигательной пулей - для поражения бронированных целей на дистанции до 500 м и воспламенения бензина за бронёй. Для повышения бронепробиваемости основного оружия в боекомплект машины были введены 12,7-мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей БС-41, которая обладала повышенным бронебойным действием по сравнению с пулями Б-30 и Б-32. Боекомплект к пулемёту ДТ состоял из 2016 патронов (32 диска).


Танк Т-40С с пушечно-пулемётным вооружением

С января 1942 г. на танках Т-40С, поступавших в ремонт, вместо пулемёта ДШК устанавливалась 20-мм автоматическая пушка ТНШ. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25 o . При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Техническая скорострельность пушки составляла 600 выстрелов в минуту. Механизмы наводки и спуска остались без изменений. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).

Схема броневой защиты танка Т-40С

Броневая защита - противопульная, изготовленная из листов цементированной брони толщиной 5, 10, 13 и 15 мм, установленных под рациональными углами наклона. Соединение броневых листов корпуса и башни производилось с помощью электросварки и частично болтами. В переднем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем находился люк, закрывавшийся броневым щитком. Для наблюдения за полем боя и вождения танка в броневом щитке и боковых наклонных листах корпуса, слева и справа от механика-водителя были сделаны смотровые щели, оборудованные триплексами. Над смотровыми щелями устанавливались броневые козырьки. В лобовом и боковых листах имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. Вентиляция отделения управления осуществлялась с помощью специального воздухопритока, сделанного в крышке люка механика-водителя и защищённого броневым прикрытием. В нижнем лобовом листе корпуса имелось отверстие, закрытое броневой крышкой, для заводной рукоятки при пуске двигателя вручную. Съёмными были сделаны подбашенный, надмоторный, лобовой и кормовой листы корпуса. Справа в надмоторном листе корпуса находился воздухоприток, закрытый броневым колпаком. В колпаке был сделан люк для обслуживания двигателя, закрывавшийся откидной крышкой на петлях. В надмоторном листе располагался также лючок для заправки радиатора охлаждающей жидкостью. В верхнем кормовом листе была установлена коробка жалюзи, через которые выходил нагретый воздух от радиатора системы охлаждения двигателя, а также имелись два лючка для доступа к заправочным горловинам топливных баков. В днище корпуса были сделаны лючки: один под двигателем для слива масла, другой для слива воды из системы охлаждения двигателя и два лючка под топливными баками для слива топлива. Все сливные и заправочные лючки были закрыты броневыми крышками или пробками с резьбой.

В передней части башни имелась ниша прямоугольного сечения для монтажа маски и спаренной установки вооружения. Ниша закрывалась броневым щитом, укреплённым спереди на маске. К броневому щиту крепилась бронировка ствола пулемёта ДШК (пушки ТНШ). Отверстие для прицела при необходимости могло быть закрыто поворачивающейся броневой заслонкой. Вентиляция боевого отделения осуществлялась через специальное отверстие вверху башни под маской, закрывавшееся броневой заслонкой. Справа и слева в стенках башни имелись смотровые щели с триплексами и отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. Над смотровыми щелями были установлены броневые козырьки. Крепление башни на шариковой опоре осуществлялось с помощью четырёх захватов с роликами, скользящих по нижнему погону опоры. В крышке люка башни имелся лючок с броневой задвижкой, предназначавшийся для флажковой сигнализации.

Противопожарное оборудование состояло из стационарного и ручного тетрахлорных огнетушителей. Стационарный огнетушитель устанавливался в специальном кронштейне на правом бортовом листе корпуса танка. Баллон стационарного огнетушителя крепился двумя хомутами к кожуху карданного шарнира у коробки передач. Он имел распределитель, от которого отходили четыре трубки с распылителями. Две трубки с распылителями были проведены к большим топливным бакам, третья - к малому топливному баку и четвёртая - к карбюратору. Ручной огнетушитель располагался в боевом отделении в специальном кронштейне, установленном на левом бортовом листе.

В моторном отделении танка продольно, вместе с однодисковым главным фрикционом (сцепление грузового автомобиля ГАЗ-51) и четырёхступенчатой коробкой передач автомобильного типа, устанавливался четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-11 модели 202 жидкостного охлаждения мощностью 85 л.с. (63 кВт) с карбюратором К-23 или двумя спаренными карбюраторами ГАЗ-М-9510. Система зажигания - батарейная. В состав системы зажигания входили катушка зажигания КЗ-11, дистрибьютор (распределитель) Р-10, свечи СЭ-01 и выключатель зажигания 69-К. Пуск двигателя осуществлялся электростартером СЛ-40 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) с электромагнитным реле включения, пусковой рукояткой или внутренним педальным пусковым механизмом. Ёмкость топливных баков составляла 206 л, запас хода танка по шоссе составлял 300 км.

Остальные узлы и агрегаты трансмиссии: коническая главная передача, два многодисковых бортовых фрикциона (сталь по феродо) с тормозными лентами с накладками из феродо и два однорядных бортовых редуктора быди размещены в трансмиссионном отделении в передней части корпуса. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления движением танка - механические, непосредственного действия.

В ходовой части танка применялись: индивидуальная торсионная подвеска, ограничители хода балансиров с резиновыми буферами, устанавливавшиеся на крайних узлах подвески; восемь односкатных опорных катков и шесть односкатных поддерживающих катков с наружной амортизацией; два направляющих колеса с механизмами натяжения; две гусеницы с литыми траками и открытым металлическим шарниром, а также два ведущих колеса цевочного зацепления, имевших съёмные зубчатые венцы. Направляющие колёса заднего расположения были унифицированы с опорными катками. Ширина трака гусеницы составляла 260 мм. Для предотвращения осевого перемещения и выпадания пальцев траков под картерами бортовых редукторов к корпусу танка приклёпывались специальные отбойники.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-112 и генератор Г-41 мощностью 0,2 кВт, работающий с реле-регулятором РРА-364. На линейных танках вторая батарея являлась запасной, на командирских танках, оснащённых радиостанцией, она была включена в бортовую сеть. В состав потребителей электроэнергии входили электростартер СЛ-40 (включение производилось кнопкой, установленной на щитке приборов механика-водителя), приборы системы зажигания, электрический сигнал СЕ-4714А, аппаратура внутренней и наружней световой сигнализации, контрольные приборы и вспомогательная аппаратура. Для управления движением танка использовалось трёхцветное светосигнальное устройство передачи команд от командира машины к механику-водителю.

На командирских танках устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с батарейным питанием приёмника. Приёмник и передатчик размещались в левой нише корпуса танка на специальном подрамнике на амортизаторах. Центральный переключатель радиостанции был размещён на задней балке жёсткости корпуса. Возле переключателя на специальном кронштейне устанавливался изолятор антенны. Отверстие в корпусе машины для выхода антенны было защищено резиновым конусом. Комплект штырей антенны, укладывавшийся в специальном чехле, размещался на амортизаторах радиостанции за коробом башни.


Танк Т-30 был разработан на базе танка Т-40 в Москве в июле 1941 г. в КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова. С августа по декабрь 1941 г. танк находился в серийном производстве. Машина имела заводской индекс 0-30. Всего было изготовлено 335 танков, которые принимали участие в боевых действиях в первом периоде Великой Отечественной войны.

Танк Т-30 отличался от базовой машины упрощённой формой корпуса, усиленной броневой защитой, а впоследствии и установкой пушечного вооружения. Схема компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии. Боевое отделение, совмещённое с отделением управления, находилось в средней части корпуса машины у левого борта. Справа от них располагалось моторное отделение. В носовой части корпуса находилось трансмиссионное отделение. В кормовом отделении по бортам корпуса размещались топливные баки. На крыше корпуса, на шариковой опоре устанавливалась башня конической формы, смещённая от продольной оси танка к левому борту. Экипаж состоял из механика-водителя и командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика и заряжающего. Совместное расположение членов экипажа облегчало непосредственную связь между ними. Посадка и выход экипажа производились через два люка (одине в крыше над отделением управления, другой - в крыше башни), которые закрывались откидными броневыми крышками на петлях. В днище корпуса имелся аварийный (запасный) люк для выхода экипажа из машины.

В качестве основного оружия на первых образцах машины в башне была размещена спаренная установка 12,7-мм пулемёта ДШК и 7,62-мм пулемёта ДТ. С сентября 1941 гю на танке вместо 12,7-мм пулемёта ДШК стала устанавливаться 20-мм автоматическая пушка ТНШ, имевшая ленточное питание.

Пушка ТНШ была создана совместно ОКБ-15 и ОКБ-16 на основе вариантов крыльевой и турельной авиационных пушек ШВАК-20. Длина ствола пушки составляла 82,4 калибра. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25 o . При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Боевая скорострельность пушки составляла 200 выстрелов в минуту. Для наводки спаренной установки использовались механизмы наводки, заимствованные у танка Т-40 - шестеренчатый механизм поворота башни (справа от установки) и винтовой подъёмный механизм (слева от установки). Конструкция механизмов спусков пушки и спаренного пулемёта была аналогична конструкции механизмов спусков пулемётов ДШК и ДТ, устанавливавшихся на танке Т-40. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).

Корпус танка отличался от корпуса танка Т-40 отсутствием гидродинамической ниши для водоходного движителя, поэтому в его изменённой кормовой части вместо сложной сварной броневой конструкции кормового листа приваривался один лист. Броневая защита машины была усилена. Толщина лобового и бортовых броневых листов, изготавливавшихся из катаной гомогенной брони, была увеличена с 13 до 15 мм, а подбашенной коробки, башни и броневой маски вооружения - до 20 мм.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть машины остались без изменений по сравнению с применяемыми на танка Т-40, за исключением облегчения управления бортовыми фрикционами за счёт введения шарикового механизма выключения вместо кулачкового. На некоторых машинах в ходовой части вместо штампованных дисков использовались литые спицованные опорные катки с наружной амортизацией. Ёмкость топливных баков составляла 206 л, запас хода танка по шоссе составлял 300 км.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-100 и генератор Г-40 мощностью 160 Вт с ременным приводом. Для пуска двигателя использовались стартер СЛ-40 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) или приспособление с заводной рукояткой.

Для внешней связи на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, для внутренней односторонней связи - световая сигнализация.


Плавающий танк Т-40 с 23-мм пушкой ПТ-23ТБ

Плавающий танк Т-40 с 23-мм пушкой ПТ-23ТБ был разработан КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова в 1940 году. Опытный образец был изготовлен в июле 1941 г. и в начале октября прошёл полигонные испытания. На вооружение РККА танк не принимался и серийно не производился.

Машина отличалась от серийного танка Т-40 вооружением и размерами корпуса. В конической башне место спаренной установки пулемётов ДШК и ДТ была размещена спаренная установка 23-мм автоматической пушки ПТ-23ТБ конструкции Я. Г. Таубина и М. Н. Бабурина и 7,62-мм пулемёта ДТ. Пушка была создана разработана на базе авиационной автоматической пушки МП-6 в ОКБ-16 (г. Москва). Для установки пушки в танк её конструкция была доработана А. Э. Нудельманом. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -5 до +27 o . Для наводки оружия использовались ручные шестеренчатый горизонтальный (справа от спаренной установки) и винтовой вертикальный (слева от спаренной установки) механизмы. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел ТМФП-1 и простой механический прицел - в качестве резервного. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 2800 м, максимальная - 9000 м. В боекомплект танка входили 154 выстрела к пушке и 2016 патронов к пулемёту ДТ (32 диска). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с.

Броневая защита - противопульная, изготовленная из листов цементированной брони толщиной 6, 10 и 13 мм, установленных с рациональными углами наклона. Конфигурация броневого корпуса и башни, расположение основных люков и лючков остались практически такими же, как у серийного танка Т-40.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть машины остались без изменений по сравнению с применяемыми на танке Т-40. Ёмкость топливных баков составляла 210 л. Запас хода танка по шоссе достигал 280 км.

Для внешней связи на танке была установлена радиостанция 71-ТК-3, для внутренней связи командира танка с механиком-водителем использовалась световая сигнализация.

За счёт уменьшения длины и ширины корпуса, несмотря на установку более мощного вооружения и усиления броневой защиты (до 13 мм), боевая масса танка снизилась до 5,32 т. Показатели подвижности и плавучести машины остались на уровне аналогичных показателей серийного танка Т-40.

Основные ТТХ танков семейства Т-40
Характеристика Т-40С Т-30 Т-40 с ПТ-23Б
Боевая масса, т 5,5 5,32
Экипаж, чел. 2
Длина, мм 4110 3950
Ширина, мм 2330 2275
Высота, мм 1905 1950
Клиренс, мм 300 230
Пушка, калибр, мм; тип
марка
- 20; НАП *
ТНШ
23; НАП *
ПТ-23ТБ
Боекомплект, выстрелов - 750 154
Пулемёт, кол-во х калибр, мм 1 х 12,7; 1 х 7,62 1 х 7,62
Боекомплект, патронов 500; 2016; 1512 2016
Броневая защита, мм/град.:
верхняя часть лба корпуса
нижняя часть лба корпуса
лоб башни

9/82; 13/30
13/76
15/25

9/82; 15/30
15/76
20/25

9/82; 13/30
13/76
10/25
Макс. скорость на суше, км/ч 45
Макс. скорость на плаву, км/ч не плавает 6
Запас хода по шоссе, км 300 280
Ср. давление на грунт, кГс/см 2 0,46
Макс. угол подъёма, град. 34
Макс. угол крена, град. 35
Ров, м 1,7
Вертикальная стенка, м 0,6
Брод, м 1,0 плавает
Двигатель, марка ГАЗ-11 модели 202
Двигатель, тип К/Р/4/6/Ж **
Макс. мощность, л.с. (кВт) 85 (63)
Запас топлива, л 206 210
Трансмиссия, тип механическая
Коробка передач, тип четырёхступенчатая автомобильная
Механизм поворота, тип бортовые фрикционы
Подвеска, тип индивидуальная торсионная
Гусеничный движитель, тип с передним расположением ведущих колёс
Гусеница, тип шарнира открытый металлический шарнир
Радиостанция, марка 71-ТК-3
* - нарезная автоматическая пушка
** - К/Р/4/6/Ж: карбюраторный рядный 4-тактный 6-цилиндровый жидкостного охлаждения

Тяжелый танк Т29. Разработка этой машины началась в марте 1944 г. с целью создать тяжелый танк, превосходя¬щий по огневой мощи и защищенности Т26ЕЗ (М26). Он должен был получить трансмиссию типа «Кросс-Драйв» и двигатель «Форд», форсированный до 750 л.с. Постройку опытных машин одобрили в сентябре 1944 года ...

В конце Второй Мировой Войны американские специалисты разработали тяжелый танк Т29. В основном танк разрабатывался с целью проверки конструктивных решений установки на боевую машину пушки калибра 105 мм. Танк Т29 разрабатывался в 1944 году на основе танка М26 Першинг и имел классическую компоновку с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, передним расположением отделения управления и боевым отделением в середине корпуса, включающим в себя и башню. Башня тяжелого танка Т29 несколько изменена по сравнению с башней среднего танка М26 Першинг. В башне на специальных цапфах устанавливалась 105-мм нарезная пушка T5E2. Дополнительным вооружением служили два спаренных с пушкой 12,7-мм пулемета M2HB и один 7,62-мм курсовой пулемет M1919A4. Танк Т29 оснащался телескопическим прицелом T143E1 и перископическим прицелом M10E9, а также имел оборудование для ведения огня из укрытий. Танк Т29 имел бронированный сварной корпус из гомогенной брони толщиной от 51 мм сзади до 101,6 мм спереди. Ходовая часть танка Т29 имела индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, шестью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). Система пожаротушения тяжелого танка Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя.


В марте 1945 года армия США сделала заказ на 1200 тяжелых танков Т29. Но впоследствии, ближе к окончанию Второй мировой войны, этот заказ был аннулирован. В итоге танк Т29 остался лишь опытным образцом.

Тактик о-технические характеристики тяжелого танка Т29


Масса 63,05 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм



Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 105-мм нарезная пушка T5E2, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB


Тяжелый танк Т30. В годы Второй мировой войны на базе опытного тяжелого танка Т29 был разработан тяжелый танк Т30. Тяжелый танк Т30 имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и средним расположением боевого отделения вместе с башней. Бронированный корпус танка Т30 имел толщину лобовой брони до 102 мм верхнего листа и 70 мм - нижнего. Корпус имел рациональные углы наклона. Лобовая броня башни достигала 178 мм, ее борта - 127 мм и корма башни имела толщину брони 102 мм.


В башне крепилась 155-мм нарезная пушка Т7, имевшая маску толщиной брони от 203 до 279 мм. Углы вертикального наведения пушки составляли от -10° до +15°. Дополнительным вооружение тяжелого танка Т30 был 7,62-мм курсовой пулемет и два 12,7-мм пулемета, спаренных с пушкой. Для стрельбы из орудия использовались телескопический T143E1 и перископический M10E9 прицелы. Танк Т30 оснащался специальными приспособлениями для стрельбы из закрытых позиций. Тяжелый танк Т30 имел индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, семью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт). Система пожаротушения тяжелого танка Т30, как и Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя. Тяжелый танк Т30 имел 6 членов экипажа - механик-водитель, помощник механика-водителя (он же стрелок из курсового пулемета), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и его помощнику обеспечивалась перископическими приборами М13, наводчику - перископическим прибором М10Е9 и командиру - перископическим прибором М15.


В 1945-1947 годах было построено 2 прототипа тяжелого танка Т30, которые прошли испытания в 1948 году на Абердинском полигоне, но на вооружение так и не были приняты.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т30

Длина с пушкой вперед 10,897 м, длина корпуса 7,61 м, ширина 3,802 м, высота 3,223 м
Масса 64,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 102/70-51/76-51/19 мм, горизонтальное 38-13/25 мм, башня вертикальное 178-127-102 мм, крыша башни 38 мм, маска пушки 203-279 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин
Максимальная скорость 35 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 155-мм нарезная пушка М7, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB
Боекомплект: 34 выстрелов 155-мм, 2050 патронов 7,62-мм, 3170 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,86 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Тяжелый танк Т32. В конце 1945-го года на базе опытного тяжелого танка Т29 был разработан тяжелый танк Т32. Танк Т32 имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и средним расположением боевого отделения вместе с башней. Внешне танк Т32 почти ничем не отличался от тяжелого танка Т29. Он имел бронированный корпус с толщиной лобовой брони до 127 мм верхнего листа и 102 мм - нижнего с рациональными углами наклона броневых листов. Толщина бортов корпуса достигала 76 мм спереди и 51 мм в корме. Толщина брони кормы составляла 51 мм верхнего бронелиста и 19 мм - нижнего. Лобовая броня башни равнялась 114 мм, ее борта и корма - по 76 мм.


В башне устанавливалась 90-мм нарезная пушка Т15Е1 с вертикальными углами наведения от -10° до +20°. Пушка обеспечивала темп стрельбы 9 выстрелов в минуту и бронепробиваемость - до 221 мм гомогенной брони. Дополнительным вооружение танка Т32 были два 7,62-мм пулемета M1919A4 и 12,7-мм пулемет M2HB. Два пулемета - спаренные с пушкой. Для стрельбы из орудия использовались телескопический T143E1 и перископический M10E9 прицелы. Тяжелый танк Т32 оснащался специальными приспособлениями для стрельбы из укрытий. Тяжелый танк Т32 имел аналогичную Т29 ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, восемью спаренными опорными катками, шестью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон имеются амортизаторы. В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Ford GAC", впоследствии замененый на двигатель "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин. Система пожаротушения тяжелого танка Т32, как и Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя. Тяжелый танк Т32 комплектовался 6 членами экипажа - механик-водитель, стрелок-радист (он же помощник механика-водителя), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и стрелку-радисту обеспечивалась перископическими приборами М13, наводчику - перископическим прибором М10Е9 и командиру - перископическим прибором М15. Т32Е1 был аналогичен Т32 за исключением того, что литую лобовую часть корпуса заменили сварной, а лобовой пулемет убрали.


Танк Т32 оснащался танковым переговорным устройством 4 AN/VIA-1 и радиостанцией SCR 508 или SCR 528. Тяжелый танк Т32 серийно не выпускался.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т32

Длина корпуса 7,07 м, ширина 3,51 м, высота 2,78 м
Масса 53,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 127/102-76/51-51/19 мм, горизонтальное 38-25/13 мм, башня вертикальное 114-76-76 мм, крыша башни 38 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин
Максимальная скорость 36 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 90-мм нарезная пушка Т15Е1, два 7,62-мм пулемета M1919A4, 12,7-мм пулемет M2HB
Боекомплект: 54 выстрелов 155-мм, 4500 патронов 7,62-мм, 1000 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,82 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Тяжелый танк Т34. Артиллерийский Департамент США, в начале 1945 года изучив возможность использования 120-мм зенитной пушки Т53, которая значительно превосходила по бронепробиваемости 105-мм пушку Т5Е1 и 155-мм пушку Т53, рекомендовал 17 мая 1945 года установить ее на два пилотных танка Т30 и переименовать их в тяжелый танк Т34. Рекомендация Артиллерийского Департамента была одобрена 31 мая 1945 года. Согласно рекомендации на тяжелый танк Т34 должен был устанавливаться авиационный двигатель "Аллисон" V-1710, однако после было решено использовать для нового танка Т34 корпус тяжелого танка Т30 с его двигателем "Континентал" AV-1790.


Внешне тяжелый танк Т34 мало чем отличался от опытных образцов Т29 и Т30, кроме более длинного 120-мм орудия Т53 (длина ствола 7,68 м). Для уравновешивания такой длинной пушки сзади башни приваривался броневой лист толщиной 101,6 мм. Пушка имела раздельное заряжание. Полный вес выстрела составлял 50 кг, а снаряда - 23 кг. Боекомплект состоял из 34 выстрелов. Танк комплектовался двумя заряжающими, которые обеспечивали темп стрельбы 5 выстрелов в минуту. Пушка имела вертикальные углы наведения от -10° до +15°. В отличие от среднего танка М26 Першинг пушка Т53 не имела системы стабилизации. Для прицельной стрельбы из орудия использовались телескопический T143E2 и перископический M10E10 прицелы, а для ведения огня из укрытий служил указатель азимута Т19, квадрант вертикального наведения М9 и квадрант наводчика М1.

В ходе испытаний тяжелого танка Т34 на Абердинском полигоне и в Форт Ноксе всплыла серьезная проблема с критической загазованностью башни уже после нескольких выстрелов. Кроме того наблюдалась обратная вспышка при выстреле, влекущая за собой травмирование экипажа. Это вызвано тем, что при выбросе стреляной гильзы несгоревшие газы затягивались внутрь башни, где и воспламенялись. Для устранения этой проблемы была сконструирована специальная система продувки ствола сжатым воздухом, хотя это должного эффекта не принесло. Тогда было решено устанавливать на срезе ствола специальный эжектор, вытягивающий газы из канала ствола. Вокруг дульного среза устанавливалась цилиндрическая камера, а в стенках ствола проделывались отверстия, направленные в камеру под углом в строну дульного среза ствола. При вылете снаряда из ствола давление в канале ствола резко падало, а высокое давление в камере создавало тягу в сторону дульного среза, вытягивая пороховые газы через отверстия. Эта система оказалась весьма эффективной.

Корпус тяжелого танка Т34 изготовлен из гомогенной брони, имеющей рациональные углы наклона, толщиной до 102 мм в лобовой части верхнего листа и 70 мм - нижнего. Борта корпуса имели толщину от 51 мм сзади до 76 мм спереди, а корма - от 19 мм до 51 мм. Крыша корпуса имела броню 38 мм, а днище - 25 мм спереди и 13 мм сзади. Лобовая броня башни имела толщину 178 мм, борта - 127 мм, корма - 203 мм и крыша - 38 мм. Маска пушки имела толщину 203-279 мм.

В башне танка Т34 крепилась 120-мм нарезная пушка Т53 на лафете Т125. Пушка имела ручное заряжание. Углы вертикального наведения пушки составляли от -10° до +15°. Дополнительным вооружение тяжелого танка Т34 был 7,62-мм курсовой пулемет M1919A4 и три 12,7-мм пулемета M2HB, один из которых - зенитный, устанавливаемый на крыше башни, два других - спаренные с пушкой.

Танк Т34 насчитывал 6 членов экипажа - механик-водитель, помощник механика-водителя (он же стрелок из курсового пулемета), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и его помощнику обеспечивали перископические приборы М13, наводчику - перископический прибор М10Е10 и командиру - перископический прибор М15.

В моторно-трансмиссионном отделении танка Т34 размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790-3, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин. Емкость топливных баков составляет 1211 литров.


Ходовая часть танка Т29 имела индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, семью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). Тяжелый танк Т34 имел систему пожаротушения, включающую в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя с окисью углерода и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т34

Длина корпуса 7,62 м, ширина 3,81 м, высота 3,23 м
Масса 64,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 102/70-51/76-51/19 мм, горизонтальное 38-13/25 мм, башня вертикальное 178-127-102 мм, крыша башни 38 мм, маска пушки 203-279 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения, мощностью 704 л.с. (518 кВт)
Максимальная скорость 35 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 120-мм нарезная пушка Т53, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB
Боекомплект: 34 выстрелов 155-мм, 2050 патронов 7,62-мм, 3170 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,86 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°