Интеллектуальная игра "Путешествие в природу" (2—3-й классы). Явления природы Природе 2 3

1. С помощью учебника допиши определения.

это все изменения происходящие в природе .

2) Термометр - это прибор для измерения температуры .

2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары «объект - явление» (соедините таблички линиями).

3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.

4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения

Ошибки на картинке «Лето»

  1. летом не идет снег
  2. летом не бывает ледохода
  3. летом не улетают птицы на юг
  4. летом не растут подснежники
  5. летом не желтеют листья на деревьях

Ошибки на картинке «Весна»

  1. весной не желтеют листья на деревьях
  2. весной снег тает и уже нет белоснежных сугробов.

5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».

Цель работы: научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Оборудование: термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.

Ход работы (по заданиям учебника).

Опыт 1.

  • Опускаем термометр в стакан с тёплой водой.

Опыт 2.

  • Опускаем термометр в стакан с холодной водой.

1) Подпишите части термометра.

2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.

3) По результатам измерений заполните таблицу.

4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

6. Выполни упражнения.

1) Запиши числами:
десять градусов тепла - +10°С
десять градусов мороза - -10°С
ноль градусов - 0°С
шесть градусов выше нуля - +6°С
шесть градусов ниже нуля - — 6°С

2) Запиши словами:
+5° - пять градусов тепла
-7° - семь градусов мороза

7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.

Ирина Дергунова
О природе для малышей с 2 до 3 лет

Что можно рассказать малышу о мире животных ?

Научить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и подкармливать птиц в холодное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред)

Помогите детям замечать красоту природы в разное время года !

Расскажите стихи, поговорите о весне, о лете, о растениях, животных- птицах, насекомых.

Наблюдая за объектами природы , используйте короткие стихотворения

Одуванчик.

На лужайке, где кусты,

Ярко-желтые цветы

С солнышком проснулись,

Сладко потянулись.

Удивились комары :

Нет цветов, одни шары,

Нежные, пушистые,

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры на природе» «Игры в течение дня» (часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние.

Картотека бесед для малышей 3–4 лет по ОБЖ «Как вести себя в незнакомых ситуациях?». Часть 1 №1–10 Номера и темы бесед: Беседа № 1. Тема: «Пожарная безопасность» Беседа № 2. Тема: «Огонь добрый и злой» Беседа № 3. Тема: «Профессия.

Картотека бесед для малышей 3–4 лет по ОБЖ «Как вести себя в незнакомых ситуациях?» Часть 2 Картотека бесед Для малышей 3-4 лет по ОБЖ «Как вести себя в незнакомых ситуациях?» Беседа № 11. Тема: «Как песок может стать опасным».

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста 2–3 лет «Снеговик в гостях у малышей» Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3года) «Снеговик в гостях у малышей» Воспитатель Андреева ИВ Программное.

Конспект занятия «Математика для малышей 4–5 лет» Память и внимание можно и нужно развивать – в разных играх, настольных и словесных. Можно расставить пять игрушек, попросить ребенка запомнить,.

Сценарий новогоднего праздника для младшей группы «Елка для малышей» новый год для младшей группы детский сад " Искорка " " Елка для малышей" Участники - Ведущая. Снегурочка. Дед Мороз. Зайчики. Снежинки.

Методическая разработка «Пластилинография для малышей от 2-х до 4-х лет» I. Теоретический аспект 1.1. Развивающее значение руки человека «Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука,.

Познавательный творческий проект «Пасхальные игры для малышей» для детей 2–3 лет Название проекта: «Пасхальные игры для малышей» Тип проекта: познавательный, творческий Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).

Игровая программа - Агент 009

Цель : Развитие интереса к миру природы через игровые формы работы.
Задачи:
1. Формирование умений работы в команде.
2. Закрепление знаний.
3. Развитие творческой активности.
Игра может использоваться учителями как мероприятие в разделе экологического воспитания на классных часах, воспитателями при организации досуга на летних детплощадках, даже как совместное мероприятие с родителями, педагогами дополнительного образования. Возраст детей 9-10 лет. Вопросы и задания составлены для проведения игры по командам (можно и индивидуально).

Ход игры.

Человек, действительно любящий природу должен быть и добрым, и чутким, и терпимым. Но чтобы изучать природу и быть ей по-настоящему другом, необходимо обладать большим количеством разных способностей и развивать их. То есть юные натуралисты - это настоящие спецагенты. Умные, находчивые, решительные, сообразительные. В сегодняшнем конкурсе «Агент - 009»вы можете показать все свои знания и способности. Почему 9? Да потому что вам сегодня предстоит выполнить 9 заданий.
Во первых, ребята, юный эколог обладает энциклопедическими знаниями и очень быстро соображает.
I конкурс
Проверяем скорость вашей реакции и знания. Засекаем время и задаем сразу 15 вопросов команде. Затем другой. Побеждает команда которая быстрее ответила на вопросы. (Если не знаете ответа говорите «дальше»)
1 Корабль пустыни (верблюд) Хозяин тайги (медведь)
2 Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору (в гору) Любимое дерево зайца (осина)
3 Кора берёзы (береста) Сок ели (смола)
4 Искусственный домик для птиц (скворечник) Жилище медведя (берлога)
5 Лесная пернатая «кошка» (сова) Птица, санитар леса (дятел)
6 Первая ягода, созревающая в июне (земляника) Последняя ягода, созревающая в сентябре (клюква)
7 Из какого растения изготовляют манную крупу (пшеница) Какое растение используется при получении шоколада (плоды дерева какао)
8 Самая высокая птица (страус) Самая маленькая птица в мире (колибри)
9 Слепое насекомоядное млекопитающее (крот) Единственное летающее млекопитающее (летучая мышь)
10 Детеныш свиньи с (поросенок) Детеныш лошади (жеребёнок)
11 Что теряет лось каждую зиму (рога) Птица, выводящая птенцов зимой (клест)
12 Самая маленькая птица в мире (колибри) Самая маленькая птица в России (королёк)
13 Чемпион по скорости роста среди травы (бамбук) Болотное растение - хищник (росянка)
14 Кого в нашем лесу называют «сохатый» (лось) Растение с парашютами (одуванчик)
15 Кто живет в хатке(бобр) Кто бежит задними ногами вперёд (заяц)

II конкурс
Спецагент должен уметь читать чужим мысли с полуслова и знать, о чем идет речь. Вспомните вторую половину видовых названий животных и растений.
1 команда 2 команда
1 Вороний глаз Волчье лыко
2 Речной рак Летучая мышь
3 Белый медведь Синий кит
4 Электрический скат Енотовидная собака

5 Верблюжья колючка Мышиный горошек
6 Анютины глазки Гусиный лук
7 Среднеазиатская черепаха Большая синица
8 Деревенская ласточка Белоплечий орлан
9 Карликовая Берёза, игрунка Сибирская сосна
10 Божья коровка Майский жук

III конкурс
Природа всегда ставит перед нами загадки. Важно уметь их расшифровать. Необходимо узнать названия животных, в которых перемешались буквы (какая команда быстрее).
девьдем медведь ветерет тетерев
баобчак бабочка соль лось
вайруем муравей кабел белка
шаугляк лягушка льдоша лошадь
бокаса собака сила лиса
канатар таракан плезопонь поползень
ответы ответы

IV конкурс
Иногда очень нужно определить вещество по запаху, вкусу, качеству. Проверим развитие ваших чувств – обоняние, осязание, вкус, слух.
Вкус: чай (без сахара), кофе, какао, молоко, вода, …
Запах: мята, лимон, пихта, черемуха, лук, …
Ощупь: крахмал, сахарный песок, почва, мука, опилки, …
Звук: рвущейся бумага, пересыпания камней, переливающейся воды, хлопка в ладоши, разбивающегося яйца, звон ложки в стакане, ...
V конкурс
В любом секретном деле есть пароли, клички. Вам предстоит узнать – какие животные, растения прячутся под «псевдонимами»
месеносец рыба кардинал птица
поповник ромашка гиппопотам бегемот
монарх бабочка клоун рыба
летяга белка печник птица
роща березовый лес бананоед летучая мышь
пила рыба типограф жук
квакша лягушка ньюфаундленд собака
носач обезьяна белуха кит
бомбардир жук гонобобель голубика

VI конкурс
Информацию можно получить и от других людей. Ваша задача в этом конкурсе угадать слово, задуманное другой командой. Задавайте вопросы, на которые вам будут отвечать «да» или «нет».
Возможные варианты: Кабан, Дельфин, Лягушка, Береза, Страус, и т.д.
VII конкурс
Фотографическая память – гарантирует успех любого дела. Определите объект природы по фрагменту.
Показываем фото
Ответы: 1 –бобр, 2 - муха, 3 - дятел, 4 – анютины глазки, 5 - шишка сосны, 6 –тетерев, 7 - гепард, 8 - бабочка, 9 - хамелеон, 10 – черепаха, 11 -одуванчик, 12 - кот.
VIII конкурс
Думающего человека отличает хорошая логика, что очень не маловажно при изучении природы. Задание - найти как можно больше общего между кактусом и верблюдом, свеклой и пирожным, одуванчиком и крапивой, кошкой и коровой, и т. д.

Кактус и верблюд Это объекты живой природы, хорошо переносят засуху, встречаются в пустыне, оба имеют запасы, …
свекла и пирожное Сладкие, съедобные, могут быть одинаковой формы, получаем в результате труда человека, …
одуванчик и крапива Это травянистые растения, лекарственные, съедобные, «сопровождают» человека, …
IX конкурс
Находчивость, сообразительность, чувство юмора позволяет юному натуралисту найти выход из любой ситуации. Посмотрите на эти «необычные» вопросы как бы «со стороны».
Что ест лягушка зимой (ничего).
Березовый букет (веник).
Растет на ёлке, а иногда на лбу (шишка).
Коровье собрание (стадо).
Будущий лягушонок (головастик).
Плавающий фонтан (кит).
Клеевое дело (рыбалка).
Лошадь в тельняшке (зебра).
Лесная гадалка (кукушка).
Сухопутный осьминог (паук).
Ёж в горшочке (кактус).
Самый древний будильник (петух).
Летающая Красная шапочка (дятел).

Молодцы ребята.
Природа учит нас быть мудрыми, внимательными, наблюдательными. Чтобы мы, ребята, набираясь знаний и опыта, могли ей помочь сейчас, и в будущем. Наша планета в наших руках!

  • формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов;
  • повышение общей осведомленности и образованности учащихся, их познавательной и творческой активности;
  • поиск и поддержка одаренных и талантливых детей;

Оборудование: “Цветик-семицветик”, жетоны семи цветов, 2 коробочки для жетонов, корм для птиц (2 набора), секундомер, карточки со стихотворениями, 2 листа чистой бумаги для записи названий семян, 2 ручки, 2 набора карточек с цифрами: 1,2,3, мешочек с жетонами.

Организационный момент. Команды под музыку выходят на сцену.

Ведущий. Добрый день, девочки, мальчики! Сегодня у нас игра “Путешествие в природу”. Число “7” является её символом. В каждой команде 7 человек, в игре 7 конкурсов. Задание каждого конкурса представлено на лепестках цветика-семицветика. Семёрка в древности была окружена большим почётом. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа “Семь бед - один ответ”, “На седьмом небе” и т. п.

“Семь” считали магическим и священным числом. Семь дней в неделе. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).

Не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес.

Нередко приписывают числу семь таинственную силу: знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

Волшебное число “семь” широко использовалось в сказках, мифах.

(Команды-участницы занимают места за столиками.)

Ведущий. Ребята, перед вами цветик - семицветик. Но сегодня этот цветок не будет исполнять ваши желания, а будет давать вам задания. За каждое выполненное задание вы будете получать жетоны цвета лепестка.

После каждого конкурса будет следовать подведение итога.

Порядок выполнения конкурсных заданий определяете вы, вынимая по очереди из мешочка цветной жетон. (Белые лепестки с названиями конкурсов закрыты лепестками семи цветов. Участникам игры предоставляется поочередно доставать из мешка цветной жетон. Соответственно цвету жетона открывается лепесток семицветика).

1. Музыкальная пауза проводится по усмотрению ведущего. Например: “Все вы знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков”.

2. Домашнее задание по подбору загадок даётся заранее. Каждой команде подготовить по две загадки: о животных, о растениях.

Ход игры

Зелёный лепесток. “Поразмыслим не спеша”

У каждой команды на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 3. Свой ответ ребята показывают на карточках.

Вопросы 1 команде:

1 .Какая змея самая ядовитая?

Гремучая змея

- кобра

2. Почему дрожит мышка?

Оттого, что боится кошку

Чтобы проверить шкурку

- чтобы согреться

3. Почему у журавля один птенец?

- сильный убивает слабого

Откладывает всего одно яйцо

Вылупившийся птенец выбрасывает остальные яйца

Вопросы 2 команде:

1. Зачем зайцу большие уши?

Чтобы лучше слышать

Для торможения на поворотах

- чтобы не перегреться

2. Зачем страус голову в песок прячет?

От страха

Разыскивает пищу

3. Почему тюленёнок растёт как на “дрожжах”?

- много ест

Много спит

Мало двигается

Оранжевый лепесток. “Угадай-ка!” Домашнее задание

1-ая о животных

2-ая о растениях

Команды обмениваются загадками.

Загадки ведущего.

Загадка для первой команды.

Выросла травка

К пище приправка.

Её пожитки –

Душистые нитки. (Укроп)

Загадка для второй команды.

Ох и зол, хоть мал

В солнце стрелки выпускал

Мы сломаем стрелки –

Сделаем свистелки. (Лук)

За каждую угаданную загадку команда получает жетон оранжевого цвета.

Фиолетовый лепесток. “Птичьи секреты”

Ведущий. Наблюдать за птицами очень интересно, главное - притаиться и не спугнуть их. Если поставить в лесу кормушку и приходить с кормом каждый день (в одной и той же одежде), подходя днём за днём всё ближе и ближе, то можно приучить птиц не бояться вас и даже клевать зёрнышки прямо с рук. Попробуйте!

Вопросы 1 команде.

1. Какая лесная птица весной и осенью меняет цвет своего оперения? (Белая куропатка)

2. Что буквально означает выражение “как с гуся вода”? (Оперение гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не смачивает перья, а скатывается с них.)

Вопросы 2 команде.

1. Зачем скворцы и галки “катаются” верхом на коровах, овцах и лошадях?

(Скворцы и галки таскают шерсть для своих гнёзд и выклёвывают насекомых и их личинок из шерсти животных.)

2. Какие зёрна любят стрижи? (Стрижи зёрен не клюют, они питаются только насекомыми.)

Практическая работа.

В зимнее время корма для птиц в природе недостаточно, поэтому мы можем встретить птиц рядом с жильём человека. Мы должны помочь птицам. Кормушка наша пуста.

Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.

Дети рассматривают образцы семян, лежащих на столах в тарелочках.

Давайте составим список семян, которые любят птицы.

Красный лепесток. “Проблемный вопрос”

Ситуация 1.

Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу костёр разжигать нельзя?

Ситуация 2.

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? - спросила старушка.

Пчёл прогоняю, они цветы жалят.

Старушка улыбнулась и подозвала к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивлённо пожав плечами.

А я и не знал об этом.

Что рассказала Олегу старушка?

Жёлтый лепесток. “Тайны лесной тропинки”

Ведущий. Королева Зла наколдовала так, что при записи стихотворений писателей-классиков, мы пропустили некоторые слова, обозначающие названия деревьев. Какие это слова? Назовите автора стихотворения.

(Каждой команде предлагается на карточках по три отрывка из стихотворений.)

Стихотворения для 1 команды.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку - сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася... (сосна)

Пусть сосны и... (ели)
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.

Улыбнулись сонные... (берёзки)
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

Стихотворения для 2 команды.

Душистая (черёмуха)
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее крутом,
... зелёный над холмом. (дуб)

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему, -
И на ветках... (берёз)
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.

Синий лепесток. “Поляна любителей книг”

Ведущий. Вот “Поляна любителей книг”. Давайте передохнём. Ребята, вы любите читать? Давайте проведём викторину.

Узнайте по описанию.

Задание 1 команде:

“Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На передней лапе серебряные часы”. (Артемон. А. Толстой “Золотой ключик, или приключения Буратино”.)

Задание 2 команде:

“Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу”. (Каштанка. А. Чехов.)

Ведущий. Продолжаем нашу викторину. Подскажите, в кого превращались…

1 команде:

1. Князь Гвидон - в комара, муху, шмеля.

2. Одиннадцать братьев - в принцев из сказки Г.-X. Андерсена, “Дикие лебеди”,

2 команде:

1. Гадкий утёнок - в лебедя из сказки Г. -X. Андерсена.

2. Девочка Айога из нанайской сказки - в гусыню.

Зелёный листик. “От мухи до слона”. Игра со зрителями

Ведущий. Ребята, у вас есть возможность тоже заработать жетон, подарить его команде, за которую вы болеете.

Хоровая игра “От мухи до слона”.

Нужно назвать недостающие имена животных - самых известных литературных героев.

1. Муха (Цокотуха).

2. Пчела (Майя) - “Приключения пчелы Майи” В. Бонзельса.

3. Курочка (Ряба).

4. Уточка (Серая шейка) - из сказки Мамина-Сибиряка.

5. Черепаха (Тортила) - “Золотой ключик” А. Толстого.

6. Медведь (Балу) - “Маугли” Р. Киплинга.

7. Крыса (Шушара) - “Золотой ключик” А. Толстого.

Ведущий. Назовите сказки и пословицы, в названиях которых есть число семь.

Например. Семеро с ложкой - один с сошкой. Лук от семи недуг. Седьмая вода на киселе. За семь вёрст киселя хлебать. На седьмом небе. Семь чудес света. Семь бед - один ответ. Семь раз примерь, один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу.

Белый лепесток. Блиц турнир

Даётся 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - жетон.

Вопросы 1 команде:

1. Сколько лучей у снежинки? (Восемь)

2. Сколько ушей у трёх мышей? (Шесть)

3. Какой месяц идет после июня перед августом? (Июль)

4. Какая птица откладывает яйца в чужом гнезде? (Кукушка)

5. Лиственное дерево, у которого листья, как иголки? (Лиственница)

6. Какого цвета незабудки? (Голубые)

7. Какую птицу называют “белобока”? (Сорока)

8. Кто рисует зимой на окнах? (Мороз)

9. Дерево у которого белый ствол? (Берёза)

10. Самое высокое животное? (Жираф)

11. Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый.. (Медведь)

12. Бел, а не сахар, ног нет, а идет? (Снег)

13. Когда ёж не колется? (Когда только родился)

14. Назовите какое растение говорит, где оно живёт? (Подорожник)

15. Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)

16. Где у кузнечиков ухо? (На ноге)

17. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

18. Где хранилась смерть Кощея Бессмертного? (В яйце)

19. На ком ехал Иван-царевич? (На волке)

20. Родилась в воде, живёт на земле? (Лягушка)

Вопросы 2 команде:

1. Назовите первый месяц зимы? (Декабрь)

2. Сколько морковок заяц может съесть натощак? (Одну)

3. Съела зайца и ловит второго чёрно-бурая злая.. (Лисица)

4. Как звали дедушку, который спас зайцев от наводнения? (Мазай)

5. Назовите последний месяц осени. (Ноябрь)

6. Какого цвета цветки мать-и-мачехи? (Жёлтые)

7. Птица с красной грудкой, которую можно увидеть зимой. (Снегирь)

8. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застала. (Туча)

9. Яд каких животных используется человеком в медицинской практике? (Пчёлы, змеи, лягушки)

10. Зачем белке? хвост? (Рулить)

11. Что ест жаба зимой? (Ничего)

12. На ком совершила путешествие Дюймовочка в теплые края? (На ласточке)

13. В какой сказке девочка идет зимой в лес за подснежниками? (12 месяцев)

14. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата)

15. Пингвин - птица или нет? (Птица)

16. Какая птица выше всех летает? (Орёл)

17. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)

18. Состояние реки, когда вода заливает большие территории? (Половодье)

19. Какой снег тает быстрее - чистый или грязный? (Грязный)

20. Самый чистоплотный зверёк? (Барсук)

Подведение итогов.

Ведущий. Дорогие ребята! Нам очень приятно было встретиться с вами, мы рады, что вы приняли участие в интеллектуальной игре “Путешествие в природу”. Надеемся, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наша игра показала, что вы много знаете.

Награждение победителей.

Ведущий. Спасибо за участие! До новых встреч.

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

Примеры зимних явления в неживой природе Примеры зимних явления в живой природе
  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

Названия весенних явлений в неживой природе Названия весенних явлений в живой природе
  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

Летние явления природы в неживой природе Летние явления природы в живой природе
  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара - состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

Осенние явления в неживой природе Осенние явления в живой природе
  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
  • Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
  • Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
  • Мираж оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
  • «Падающая звезда » - атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
  • Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
  • Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
  • Приливы и отливы - это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
  • Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
  • Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
  • Торнадо атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
  • Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
  • Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.