Викторина "Весна - красна" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Развитие речи

Козлова Елена Ивановна

учитель начальных классов МАОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

с. Кваркено Оренбургской области, Кваркенского района.


  • формировать у детей умение выразительно читать произведения;
  • побуждать заучивать наизусть понравившиеся произведения;
  • развивать интерес к участию в конкурсе чтецов.

К нам весна…

Быстрыми шагами,

И сугробы…

Под ее ногами,

Чёрные проталины

На полях…

Верно, очень тёплые

(И. Токмакова)


(примчалась)

Ласточка…

Из-за бела моря,

«Как … ни злися,

(февраль)

Как ты,… , ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик-

Всё… пахнет».

(А. Майков ).


Травка зеленеет,

… блестит,

Ласточка с весною

В сени… летит.

С нею солнце …

И весна…

Прощебечь с дороги,

Нам… скорей.

(А. Плещеев.)

(Солнышко)


«Место, где стаял снег, и открылась земля».

«Небольшой водный поток».

«Падение с крыш, с дерева тающего снега каплями».

«Место жития и кладки яиц у птиц».

(Проталины)


НДОКНПСЕЖИ 6 3 2 7 1 8 9 5 10 4

ШОКНЕРИ 4 1 7 5 3 2 6

ЬАТМ-И-АМХЕЧА 4 2 3 1 –И- 2 1 5 4 3 1

ЕРПЕСИКЛЕ 2 3 1 4 7 9 8 5 6

РАГЧ 2 3 1 4

РЕКСВОЦ 5 6 2 1 3 4 7


Подснежники

Мать – и – мачеха

Перелески







Верба, верба, верба,

Верба зацвела.

Это, значит, верно,

Что весна пришла.

Это, значит, верно

Что зиме конец.

Самый, самый первый

Прилетел скворец…


Засвистел в скворечне:

Ну, теперь я здешний.

Но весне не верьте,

Слышен ветра свист.

Ветер, ветер , ветер

По дорогам вертит

Прошлогодний лист.


Всё апрелю шутки!

Сельский детский сад

Утром с кинул шубки-

В полдень снегопад!

Но не так уж скверно

Обстоят дела,

Если верба, верба

Верба зацвела.

А. Барто «Апрель»


http://forum.anastasia.ru/files/_1135397894.jpg - ручей

http://admin.izum.ua/Data/GeneralImg/Event - подснежник

http://www.std-jarex.ru/upload/arrsh635_3.jpg - гнездо

http://s39.radikal.ru/i086/1007/87/480650d9983a.jpg - весна

http://skazles.ru/zagadki/img/0002.jpg - скворечник

Майок Алла Владимировна

Воспитатель, МАДОУ ЦРР - детский сад, г. Покачи, ХМАО - Югра

Майок А.В. Викторина "Дыхание весны" // Совушка. 2018. N2(12)..08.2019).

Заказ № 88412

Пояснительная записка.

Викторина «Дыхание весны» предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познавательное развитие». Викторина проводится в рамках лексических тем, как итоговое мероприятие.

Викторина проводится в музыкальном зале. Помещения украшено на весеннюю тематику, плакатами на тему «Весна идет - весне дорогу», изготовленными детьми совместно с родителями и педагогами. Организована выставка рисунков и поделок на тему «Весенние переливы».

Организационные вопросы: детей можно поделить на две команды, используя социо - игровой метод. Команды можно определить как заранее, так и во время проведения викторины. Также можно провести викторину со всей группой (каждый за себя).

Игрокам предлагается самостоятельно определить название своей команде, используя весенние названия.

Вначале викторины звучит песня о весне, на слайде появляется изображение «ВЕСНЫ», а также проводится разминка в форме вопросов для всех участников. Под эту песню можно детей поделить на две команды, используя социо - игровой метод.

Вопросы в конкурсах задаются поочередно каждой команде.

В конкурсах 2, 5, 6, 10 используются слайды презентации: появляются правильные ответы на предложенные вопросы.

На заключительном этапе проводится творческий конкурс. Дети создают картину «ВЕСНЫ».

В конце викторины ребенок читает стихотворение, а на слайде изображение по его содержанию.

Все участники викторины выполняют танец - импровизацию с подснежниками под музыку.

Ход викторины.

Цель: обобщение знаний и представлений детей о весне.

Задачи.

Образовательный аспект:

  • систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе;
  • продолжать учить определять характерные признаки весны и самостоятельно их находить;
  • расширять представление о лесных животных, их образе жизни;
  • продолжать учить узнавать и называть перелетных птиц;
  • продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно;
  • повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор.

Развивающий аспект:

  • развивать умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата;
  • развивать внимание, умение слушать и слышать;
  • развивать мышление, память и восприятие.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать интерес к природе;
  • воспитывать любознательность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
  • воспитывать умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа «Пробуждение природы»; беседы о перелетных птицах, о первоцветах (подснежник, мать - и - мачеха…) с рассматриванием иллюстраций. Проводится беседа с опорой на презентацию «Что происходит весной?»; наблюдение на прогулке за погодными изменениями. Чтение произведений по теме «Весна». Рисование «Весеннее настроение». Экологическая игра с опорой на презентацию «Путешествие в весенний лес».

Оборудование и материалы.

ТСО: ноутбук, мультимедийное оборудование: экран для показа слайдов, проектор; магнитофон.

Листы с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Картинки перелетных птиц и их домиков.

Презентация к викторине.

Аудио запись: песня о весне, музыкальное произведение А. Вивальди «Весна», музыка Чайковского «Вальс цветов».

Для творческой работы: клей - карандаш, салфетки, клеенки, цветные карандаши, 2 листа ½ ватмана (можно альбомный лист на каждого ребенка); плоскостные фигурки птиц, весенней природы.

пособие к игре «Составь целое» (части изображений первоцветов: подснежник, мать - и - мачеха, медуница, сон - трава)

Методические приёмы.

Сюрпризный момент - на фоне песни о весне появляется слайд с изображением «Весны».

Приём «мозговой штурм»; рефлексия.

Проблемно-игровые ситуации, моделирование.

Метод самоконтроля; дискуссионный метод; индивидуализация.

Участники мероприятия.

Дети старшей группы — 2 команды по 5 человек.

Воспитатель - ведущий.

Жюри - старший воспитатель, педагоги по дополнительному образованию.

Родители, дети - зрители.

Правила игры:

Каждой команде за правильный ответ даются фишки. В конце игры фишки подсчитываются. Побеждает та команда, у которой больше фишек.

Ход викторины:

I часть. Вступительная.

Звучит песня о весне. На слайде 3 появляется изображение «ВЕСНЫ».

Воспитатель.

Весна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. Скоро природа нарядится, ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги. Весна нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке. О Весне поют песни, слагают стихи.

Студёную зиму провожаем,

Красную Весну встречаем,

Покидает зима нас на саночках,

Приплывает весна в лодочке,

С теплом, с солнцем,

С ливнями, с цветами,

С хороводами, с журавлями.

Воспитатель.

Давайте поприветствуем всех!

Приветствие.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Дарим радость вам свою.

II часть. Основная.

Воспитатель.

Давайте разделимся на две команды.

Игроки делятся на команды и определяют ее название.

Разминка.

Воспитатель.

Весной ярко светит … (солнце)

На пригорках тает … (снег)

Бегут шумные весенние … (ручьи)

Просыпается медведь в …(берлоге)

Заяц сидит под … (деревом)

Снег тает и превращается в … (лужи)

На деревьях распускаются … (почки)

Все радуются … (весне, яркому солнцу, цветам, пению птиц…)

1 КОНКУРС «Произнеси скороговорку».

Воспитатель.

- По одному игроку от каждой команды поочередно произносят скороговорку. Побеждает та команда, участник которой чище и быстрее выполнит задание.

«На поляне, над ромашкой, жук летал в цветной рубашке».

2 КОНКУРС «Что мы знаем о весне?»

(Каждой команде поочередно задаётся по одному вопросу)

( На слайде 4 после ответов детей появляются изображения)

Вопросы первой команде:

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они

могут добыть себе пищу - червячков)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся)

Вопросы второй команде:

1.Что происходит со снегом весной? (Он тает)

2.Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного)

3.Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, появились

проталинки и подснежники расцвели)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)

3 КОНКУРС «Кто больше назовет признаков весны»

Первые проталины

Почерневший снег

Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы

Увеличение светового дня

Повышение температуры окружающей среды

Журчание ручьёв

Оживление деятельности зимующих птиц

Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры

Появление первой весенней птицы - трясогузки - ледоломки

Необычно голубой цвет неба.

4 КОНКУРС «Найди домики для птиц»

Воспитатель.

Из множества картинок, нужно выбрать перелетных птиц, поселить их в гнезда или домики и ответить на вопрос: «Что заставляет их менять место жительства, т.е. улетать в теплые края?»

(Ласточка, грач, ворона, синица)

- Задание для первой команды. (Скворец, утка, воробей, голубь)

(Поочередно выполняет каждая команда)

5 КОНКУРС «Отгадай загадки» (Отгадки появляются на слайде 5)

Самый первый день весны,

Самый - самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась…..(верба)

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке с крыши нашей

Утром свесилась….(сосулька)

Ой, беда, ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…..(проталинки)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает….(капель)

6 КОНКУРС «Умный словесник»

(Вопросы задаются для обеих команд. Ответ принимается у того участника команды, кто первый поднял руку. На слайде 6 появляется правильный ответ).

Назовите первоцветы?

Кто из животных, просыпается весной после зимней спячки? (Ёж, медведь, барсук)

Теплое солнце растопило снег и лед, во что они превратились? (Вода, лужа, ручеёк)

Какую воду весной называют талой?

На каких деревьях раньше листвы появляются цветы? (Берёза, клен, верба)

Теплая погода зимой или весной, когда подтаивает снег? (Оттепель)

Место, где растаял снег, и открылась земля? (Проталина)

Небольшой водяной поток после таяния снега? (Ручеек)

7 КОНКУРС «Узнай по объявлению».

Воспитатель.

- Ребята, пока вы справлялись с предыдущим конкурсом, «ВЕСНА» прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а она, не может их понять. Поможем «ВЕСНЕ»?

Объявления первой команде:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)

Объявления второй команде:

1. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

8 КОНКУРС «Составь целое».

Воспитатель.

Ребята, «ВЕСНА» хотела вам показать, какие красивые в этом году первоцветы. Она нарисовала их, но «ЗИМА» не хотела, чтобы появлялись первые цветы, и разорвала их. Давайте поможем весне, объединим кусочки, составим целую картинку первоцветов. (Раздаются конверты с частями изображений первоцветов. По 2 конверта каждой команде)

9 КОНКУРС «Скажи наоборот о весне».

(По очереди предлагаются примеры каждой команде)

Весна:

- ранняя - … (поздняя)

- затяжная - … (дружная)

- теплая - … (холодная)

- веселая - …(грустная)

10 КОНКУРС «Четвертый лишний»

(На слайде 7-8 изображены перелетные и зимующие птицы для каждой команды. Участники викторины определяют перелетных птиц и называют лишних зимующих)

Задание для первой команды.

Ворона, ласточка, скворец, журавль.

Задание для второй команды.

Воробей, дикие гуси, трясогузка, грач.

11 КОНКУРС «Объясни пословицу»

(Участники викторина объясняют пословицу. Пословицы предлагаются по очереди каждой команде).

Первая команда.

- Апрель с водой, май с травой.

Увидел грача - весну встречай.

Вторая команда.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Много воды - много травы.

II I часть. Заключительная.

12 КОНКУРС «Творческий».

Воспитатель.

Каким цветом можно нарисовать весну? (Зеленый, голубой, салатовый…)

Как можно назвать весну? (Буйная, цветущая, звонкая, ранняя, робкая, долгожданная, поздняя, душистая, игривая…)

Каждая команда должна будет создать картину на тему «Пришла весна», предлагаем вам картинки, отберите нужные по содержанию и создайте свой сюжет на предложенную тему. (Самостоятельная работа детей. Звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Весна»)

Рефлексия.

- Ребенок читает стихотворение Г. А. Скребицкого ( На экране слайд 9 с изображением по содержанию стихотворения)

Опять весна, воды разлив,

И нет в помине зимней стужи.

Я вновь пускаю корабли

По ручейкам и вешним лужам.

- Танец - импровизация с подснежниками под мелодию Чайковского «Вальс цветов».

( Слайд 10 с первоцветами)

- В подарок от «ВЕСНЫ» детям предлагаются раскраски с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Итог.

Жюри подсчитывает фишки и объявляет результаты. ( Слайд 11 с первоцветами)

Ведущая благодарит ребят за внимание и выполнение заданий по установленным правилам, активное участие в викторине. Вручение медалей «Знатоки природы». (Слайд 12)

Список используемой литературы.

  1. Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. 2011.
  2. Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и родителей. М.: Баласс, 2006.
  3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  5. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2016.
  6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  7. Нищева Н. В. Первые весенние цветы. СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Ольга Качалка
Сценарий экологической викторины «Что мы знаем о весне?» Старшая группа

Викторина : «Что мы знаем о весне

Цель : обобщить представления детей о весне .

Программное содержание :

1. Образовательные задачи : систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе (неживая природа : день становится длиннее, ночь короче, тает снег; живая природа : прилетают птицы, появляются подснежники, просыпаются дикие звери, меняют зимнюю шубку на летнюю).

2. Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе, умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

3. Речевые задачи : продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно.

4. Развивающая задача : развивать внимание, умение слушать и слышать.

Подготовка к занятию :

1. Подготовка воспитателя : подобрала и оформила конспект, подготовила наглядность, провела предварительную работу.

2. Предварительная работа : выучить стихи о весне , провести неподготовленную беседу о грачах, о первоцветах (подснежниках) с рассматриванием иллюстраций; наблюдение на прогулке за погодными изменениями.

3. Оборудование и материалы : эмблемы для каждой команды (Солнышки и Капельки) ; магнитная доска; пособие к игре «Раскрась живое» и «Раскрась неживое» ; иллюстрации к игре «Путаница» .

Организация детей : детей делят на две команды.

Длительность : 25 минут.

Ход викторины:

I часть. Вступительная.

Воспитатель : «Ребята, сегодня утром мне пришло письмо от Веснянки , в которой она предлагает нам провести викторину . Она уже подготовила нам очень интересные задания, которые нам с вами предстоит разгадать. Вы готовы? Ну, тогда начнём».

II часть. Основная.

Давайте разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Солнышки» , а вторая – «Капельки» . (Вывешиваю на доску эмблемы команд.)

1 конкурс. «Загадки от Веснянки » .

Объясняю : сначала я буду загадывать загадку одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает по одному солнышку или по одной капельке. Если одна команда ответа не знает , а другая знает , то вопрос переходит к другой команде. Готовы? Итак, загадка первая.

I пара загадок. О природных явлениях.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло :

Скользко, весело, светло. (Лёд.)

Зимой в поле лежал,

Весной в реку побежал . (Снег.)

(Белая морковка зимой растёт. Сосулька.)

II пара загадок. О птицах.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей.

Кто это? (Воробей.)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец.)

(Верещунья, белобока, а зовут её… сорока)

III пара загадок. О цветах.

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

IV пара загадок. О животных.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

2 конкурс. «Что мы знаем о весне

Вопросы первой команде :

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) .

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья.)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они могут добыть себе пищу – червячков.)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть.)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны ? (Он проснулся.)

Вопросы второй команде :

1. Что происходит со снегом весной ? (Он тает.)

2. Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного.)

3. Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, они сразу расцвели.)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег.)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны ? (Поменял белую шубку на серую.)

3 конкурс. «Что сначала, что потом» .

Это конкурс о развитии птиц из яиц. Каждой команде дается по три картинки : на первой изображено яйцо, на второй – цыплёнок, на третьей – курица.

Дети должны разложить картинки в правильной последовательности.

4 конкурс. «Узнай по объявлению» .

Ребята, пока вы справлялись в предыдущим конкурсом, Веснянка прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а именно, не может понять. Поможем веснянке ?

Объявления первой команде :

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха.)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка.)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк.)

Объявления второй команде :

1. Прошу разбудить меня весной . Приходите лучше с мёдом. (Медведь.)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух.)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)

5 конкурс. «Путаница» .

Ребята, Веснянка хотела вам показать , какие красивые в этом году подснежники. Она нарисовала вам их, но совсем запуталась. (Раздаю листочки с изображением цветов.) Что она неправильно сделала? Нарисуйте схематично, как должно быть (или разложить, если есть части цветка в разрезе) .

6 конкурс. «Живое – неживое»

Предлагаю детям одной команды раскрасить на рисунке только живое, а другой команде – только неживое.

III часть. Заключительная.

Подвожу итог викторины , подсчитываю «солнышки» и «капельки» .

Команда, которая выигрывает, получает картинки с изображением подснежников, а проигравшая команда - раскраски от Веснянки .

Мария Сенчурова
Открытое занятие-викторина «Весна-красна».

Открытое занятие-викторина «Весна-красна »

Коррекционно-образовательные задачи :

Обобщить представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.

Расширить, уточнить словарь по теме "Весна ".

Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.

Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

Закреплять уже известные способы словообразования.

Развивать художественные и творческие способности.

Продолжать работу над развитием связной речи;

Коррекционно-развивающие задачи : Развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи : Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитание у них умения сопереживания успехам и неудачам товарищей, воспитание инициативности, самостоятельности

Оборудование : эмблемы команд, 2 цветка (на лепестках слова, части цветка (стебель, листья, корни, 2вазы с эмблемами команд и цветы для подсчета очков

Ход занятия:

Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку.

Она приходит с ласкою.

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

и по снежку, и по цветку.

(Весна ) .

О чем эта загадка? Совершенно верно. И сегодня мы с вами будем говорить о весне .

Только у нас необычное занятие , а занятие-викторина . Вы будете выполнять задания и за правильный ответ получать цветок, команда, у которой будет самый большой букет, станет победителем.

Представляем членов жюри :___

В викторине будут участвовать две команды : команда Знайки и команда Почемучки.

Команды, представьтесь, пожалуйста!

(Дети произносят свои девизы)

КОМАНДА ЗНАЙКИ

Если много хочешь знать, Много должен ты читать.

Всем вокруг пора сдаваться, Против нас не удержаться.

КОМАНДА ПОЧЕМУЧКИ

Сто вопросов «почему» Все вокруг мы задаем,

Много нового узнаем, Много нового поймем

Молодцы, садитесь на свои места

1. Первый конкурс называется «Разминка» . Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы полными ответами. Вопросы задаются по очереди каждой команде.

«Кто быстрее ответит?»

(развитие скорости мышления и фонематического слуха)

1. Сколько весенних месяцев?

2. Какой месяц идет после марта?

3. Как называется падение с крыш тающего снега каплями, а также сами эти капли?

4. Как называется место, где растаял снег и показалась земля?

5. Порхают птички или лисички?

6. Журчат ручьи или грачи?

Молодцы, ребята справились с заданием!

2. А сейчас второй конкурс «Вставь пропущенное слово» (развитие слуха, внимания, работа над словарем)

- Весной ярко светит (солнце)

На пригорках тает (снег)

Бегут шумные весенние (ручьи)

Просыпается медведь в (берлоге)

Заяц сидит под (деревом)

Снег тает и превращается в (лужи)

На деревьях распускаются (почки)

3. Следующее задание называется «Четвертый лишний» . Нужно объяснить какое слово лишнее, и объяснить, почему вы так считаете

Грач, курица, скворец, ласточка

Подснежник, верба, мать-и-мачеха, мимоза

Роза, подснежник, мак, астра

Воробей, ласточка, скворец, кукушка.

Молодцы, ребята, не подвели свои команды.

4. Переходим к следующему заданию «Ответь на вопрос»

1. Утром люди завтракают, а вечером?

2. Днем на улице светло, а ночью?

3. Небо голубое, а трава?

4. Чем отличаются лужа и ручей?

5. Какой месяц наступит после марта?

6. Какое время года наступит после весны ?

5. «Собери цветок»

Логопед : Ребята, сильный ветер сорвал с наших цветов некоторые лепестки, давайте подберем лепестки к серединкам. Команда «ЗНАЙКИ» будет собирать цветок, в котором лепестки с картинками в два слога, а «ПОЧЕМУЧКИ» - цветок, в котором лепестки с картинками в три слога.

(Дети выполняют задание и получают фишки)

Вот мы и собрали наши цветы, но посмотрите, чего у цветов не хватает? Без чего не бывает цветов?

1-ый ребенок : Цветов не бывает без листьев

2-ой ребенок - Цветов не бывает без стеблей.

3-ий ребенок - Цветов не бывает без корней.

(дети прикрепляют стебли, листья и корни, получают фишки)

6. Подвижная игра "Зимующие и перелетные"

Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с вами поиграем.

Становитесь в круг. Если я назову перелетную птицу - вы летаете и машете крыльями. Если назову зимующих птиц -приседайте.

(грач, чиж, ворона, скворец, утка, голубь, воробей, гусь, ласточка, журавль, синица, аист, лебедь)

7. «Исправь предложение» (логическое мышление, установление причинно-следственных связей)

Я буду говорить предложение, а вы должны внимательно послушать, подумать и сказать это предложение правильно

(предложения предлагаются поочередно каждой команде)

Наступила весна , медведица впала в спячку и вывела медвежат.

Подснежник расцвела первым.

Стало тепло потому, что снег растаял.

Пришла весна потому , что грачи прилетели.

8. Один – много

Ребята, посмотрите на доску. Вопрос для команды Знатоки :

У меня был один красный мак, а сейчас (выставляю любую цифру) ___

У меня одна быстрая муха, а сейчас ___

Вопросы для команды Почемучки :

У меня один сильный муравей, а сейчас ___

У меня одна красивая роза, а сейчас ___

9. Игра "Так бывает или нет?"

Мы с вами поиграем в игру "Так бывает или нет?"

Я читаю предложение, если вы согласны со мной, вы поднимаете обе руки вверх, что означает, что все верно; если вы со мной не согласны, вы прячьте руки за спину

Весной , когда ярко светило солнце, мы с ребятами сделали горку из снега и стали кататься. Так бывает или нет?

Весной дети катаются на санках.

Зимой появляются проталины.

Осенью на деревьях набухают почки.

На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?

Когда снег в лесу еще не совсем сошел, на проталинах появляются подснежники.

Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, и косяки птиц улетают в теплые края.

Весной идет дождь , а в мае можно услышать первые раскаты грома. Так бывает или нет?

9. Ребята сейчас будет последний конкурс. Вам надо будет перечислить признаки весны . Выходим по одному члену команды и выбираем карточку. (На них написано признаки ранней или поздней весны нужно перечислить )

Итог занятия . (Подсчет фишек у команд)

Раздача призов. Поздравления.

«Весна идёт» Художник С.Виноградов

Составитель викторины: Ирис Ревю

Весна-Красна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. О Весне-Красне поют песни, слагают стихи, придумывают викторины. Викторину «Весна-Красна» начинаем с календарной песне о весне.

Студёную зиму провожаем,
Красную Весну встречаем,
Покидает зима нас на саночках,
Приплывает весна в челночочке,
С теплом, с солнцем,
С ливнями, с цветами,
С хороводами, с журавлями,
С ржаными снопочками,
С золотыми колосочками.

1. Перечислите весенние месяцы. А как они назывались в старину?

  • Март – солнечник, протальник, ветронос, капельник.
  • Апрель – березень, снегогон, водолей.
  • Май — травник, цветень, розоцвет, майник.

2. Назовите десять признаков весны:

  1. Первые проталины
  2. Почерневший снег
  3. Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы
  4. Увеличение светового дня
  5. Повышение температуры окружающей среды
  6. Журчание ручьёв
  7. Оживление деятельности зимующих птиц
  8. Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры
  9. Появление первой весенней птицы – трясогузски-ледоломки
  10. Необычно голубой цвет неба

3. К какому стилю относится это произведение?

Приди к нам, весна,
С радостью!
С великой
Милостью!
С рожью зернистою.
С пшеничкой золотистою,
С птицей голосистою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатыим,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Ответ: стихотворное произведение такого рода называется «закличка»

4. Признаки какого весеннего месяца перечислены ниже?

1) Раннее сокодвижение у берёзы, прилёт грачей, жаворонков, скворцов, появление мать-и мачехи, подснежников, звон капели.
Ответ : март

2) Активное сокодвижения у берёзы, цветение тюльпанов, вербы, ольхи, лютика, орешника, прилёт чибисов, журавлей, начальная деятельность пчёл
Ответ: апрель

3) Развернувшийся лист берёзы, первая весенняя гроза, цветение: вишни, ивы, земляники, крыжовника, рябины, сливы, яблони, завязь орехов
Ответ: май

5. У каких животных появляется потомство в апреле?
Ответ: у лося, косули, землеройки, кабана, крота, ежа, зайца, сурка

6. Какие первоцветы радуют глаз в мае?
Ответ: медуница, трёхцветная фиалка, ландыш, золотая калужница, жёлтый гусиный лук, сиреневая хохлатка.

7. Какие из майских перелётных птиц образуют пару на всю жизнь, а какие лишь на период выведения птенцов?
Ответ: пару на всю жизнь образуютлебеди, перелётные гуси, журавли.

Птицы, образующие пару лишь для выведения птенцов – глухари, тетерева, утки.

8. В честь кого назван месяц март?
Ответ: в честь римского бога Марса

9. Какие весенние праздники вы знаете?
Ответ: 8 Марта, Масленица, День Космонавтики, Пасха, Праздник Весны и Труда (1 Мая), День Победы

10. Назовите русские народные сказки о весне?
Ответ: ,

11. Какие музыкальные произведения о весне знакомы вам?
Ответ: Концерт № 1 из цикла «Времена года» Антонио Вивальди

В конце викторины приводим красивое стихотворение о весне

Опять весна, воды разлив,
И нет в помине зимней стужи.
Я вновь пускаю корабли
По ручейкам и вешним лужам.
Георгий Алексеевич Скребицкий