Гастелло краткая биография. Гастелло Николай Францевич

2017-09-12T17:00:00+00:00

Гастелло Николай Францевич (1907-1941).

Военный летчик, Герой Советского Союза (посмертно).

Родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве. Отец — Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия), в Москву пришёл на заработки в 1900 году, работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка.
В 1914-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А.С.Пушкина.
В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию.
В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу.
Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф.Э.Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Николай Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33).
В 1928 году вступил в ВКП(б).
В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го мая. В 1930-1932 годах Николай Гастелло жил в пос. Хлебниково.
В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
Май 1932 года — декабрь 1933 года — учёба в XI военной авиационной школе летчиков.
1933-1938 года — служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону. Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3 , Н.Ф.Гастелло с ноября 1934 пересел на командирское сидение.
В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку.
В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи.
В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 годов и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 г.).
Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем в авиагородок Боровское под Смоленском.
В 1940 году Н.Ф.Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф .
24 мая 1941 года — 23 июня 1941 года — командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП.
24-26 июня 1941 года — командир 2-й эскадрильи той же части. 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта, из стоящего на стоянке самолёта, сбил «Юнкерс-88».

26 июня 1941 года на ДБ-3ф, в составе звена из двух бомбардировщиков, бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно — Радошковичи. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Вместе с командиром корабля Н.Ф.Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А.А.Бурденюк, лейтенант Г.Н.Скоробогатый, старший сержант А.А.Калинин.

Удостоен звания Герой Советского Союза, с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941 год, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.

Память:
Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
Им. Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области
Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, а также Белоруссии и Казахстана, в том числе в Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ.

Памятники Н.Ф.Гастелло установлены:
На шоссе Минск — Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н.Гастелло (1976 г.).
В г. Москве, в Сокольниках.
В г. Муроме, Владимирской области.
В г. Уфе (1985 г.).
В Луганске (на территории бывш. Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов).
В пгт. Радошковичи, в сквере на площади, носящей его имя.
В пос. Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя.
В г. Чойбалсан, Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе.
В г. Ростов-на-Дону.
В г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н.Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло.
В Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло.
В г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации, носящей имя Гастелло, был установлен памятник.
В г. Уфе есть стадион, названный в честь Н.Ф.Гастелло.
В г. Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н.Ф.Гастелло.
В г. Хабаровске в честь героя назван сквер.

Памятник Николаю Гастелло в Уфе.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Гастелло Николай Францевич.
Виктор Гастелло. Память об отце.

Николай Францевич Гастелло капитан, командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Родился 6 мая 1908 года в Москве в семье рабочего. Белорус. Работал слесарем на Муромском паровозостроительном заводе и Государственном механическом заводе строительных машин. В маt 1932 года по специальному набору был призван в ряды РККА. В 1933 году окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону. Воевал на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финлядской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся летчики и самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.

Звание Героя Советского Союза Николаю Францевичу Гастелло присвоено посмертно 26 июля 1941 года за наземный таран.

26 июня 1941 года во второй половине дня Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно - Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не было. Наши летчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 м, они сбросили бомбы на танки и автомобили притивника. После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, проселочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулеметов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолету огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался все сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть, и решил направить горящий самолет на расположившуюся в деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он развернул над лесом свой самолет, но до деревни не дотянул - самолет упал на опушке леса. Вместе с Гастелло погибли члены экипажа: штурман лейтенант А.А.Бурденюк, стрелок-радист старший сержант А.А.Калинин и стрелок лейтенант Г.Н.Скоробогатый (летчик того же полка, он напросился в боевой вылет вместо штатного стрелка). Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени.

Взрыв видели ведомые, когда подлетали к Радошковичам (довольно крупному населенному пункту, нанесенному на карту) и в донесении привязали к нему бой. Долгое время считалось, что экипаж капитана Гастелло погиб, совершая таран вражеской колонны на шоссе Молодечно - Радошковичи. На этом месте был даже установлен ему памятник. Спустя много лет после войны выяснилось, что там погиб другой экипаж 207 дбап - командира 1 эскадрильи капитана А.С.Маслова (в 1996 году все члены экипажа удостоены звания Героя России).

Приказом министра обороны СССР капитан Н.Ф.Гастелло навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Памятники ему были установлены в Москве, Минске, в пгт Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. На здании московской школы ¦270, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Его именем назывались колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины, шахта ¦30 в городе Кизел Пермской области, теплоход.

В Муроме жил с 1924 года и работал слесарем в железнодорожных мастерских (ныне завод им. Дзержинского) Герой Советского Союза (1907 - 1941) . Родился 6.05.08 г. в Москве, в семье рабочего. Франц Павлович Гастыло, отец Н.Ф. Гастелло, переехал из Белоруссии в Москву в конце XIX-го века. Устроился работать на литейном заводе Московско-Казанской железной дороги и вскоре сменил фамилию на более благозвучную - Гастелло.

В 1914-18 гг. учился в Сокольническом городском мужском училище. В 1918 г. из-за голода семья Гастелло переехала в Башкирию, но в 1919 г. вернулась в Москву, где он окончил 5 классов школы 1-й ступени. С 1923 г. работал учеником столяра в Москве, а затем - слесарем на Муромском паровозоремонтном заводе. В 1925 г. вступил в комсомол, в 1928 г. - в партию. С 1930 г. работал на 1-м Государственном механическом заводе строительных машин им. Первого мая.

В РККА с 1932 г. В мае 1932 г. по путевке Московский горкома ВКП(б) был направлен в авиашколу. В 1933 г. окончил 11-ю Луганскую военную школу пилотов им. Пролетариата Донбасса. С 1933 г. служил летчиком, а затем командиром корабля в 21-й бомбардировочной авиабригаде в Ростове-на-Дону. Летал на ТБ-3.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол.

Вспоминает сын Николая Францевича полковник Виктор Гастелло: «Под Ростовом наша семья прожила до осени 1940 года. Моя мать Анна Петровна Гастелло споро управлялась с домашним хозяйством, во всем помогала отцу, в частности, неплохо зная немецкий, настойчиво репетировала с ним этот язык. Немецкий язык заставляли учить всех летчиков - угроза войны с фашистами явственно нарастала. К сожалению, сами летчики очень напоминали древних гладиаторов. Одна за другой следовали бесконечные командировки, как сейчас говорят, в горячие точки. Они, летчики, повоевали в Китае, на Халхин-Голе, в Финской кампании, в Бессарабии и Буковине, наконец, в Прибалтике ».

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром авиаотряда 1-го дальнебомбардировочного авиаполка ВВС Северо-Западного фронта. Летал на ТБ-3. Вспоминает полковник Лановенко: «Наш первый бомбардировочный авиаполк получил приказ оказать помощь войскам Ленинградского военного округа. На базе первой и второй эскадрилий создали две оперативные группы. В них включили все экипажи, в какой-то мере уже имеющие боевой опыт. Однако часть экипажей не имела указанной подготовки. Я был направлен в распоряжение командира авиаотряда старшего лейтенанта Гастелло во 2-ю АЭ и радовался такому назначению. Николай Францевич, требовательный к себе и подчиненным, слыл всеобщим любимцем в полку. В отношениях с товарищами выделялся тактичностью и уважительностью, был прост в обращении, не допускал несправедливости в человеческих отношениях. Воевать под командованием такого человека было почетно и приятно, но в то же время и особенно ответственно…

Хотя мы были друзьями, я хорошо знал, что командир Гастелло одинаково относится на службе ко всем без исключения подчиненным... Времени у нас было в обрез, и он сказал о необходимости сегодня же все подготовить к полету. Маршрут полета на финляндский фронт пролегал через Москву, где на наши самолеты установят приборы РПК-2 «Чайка» для выхода на приводные радиостанции... Тяжелые бомбардировщики поднялись в воздух и взяли курс в северном направлении… Вторую десятку возглавлял командир отряда 2-й эскадрильи старший лейтенант Гастелло. Мой экипаж летел в левом пеленге слева и сзади его корабля, в самом центре всего боевого порядка группы...

Перелет в Москву оказался нелегким. В середине маршрута погода резко изменилась: понизилась облачность, пошел снег, он становился все плотнее и перешел в метель. Высота облаков и видимость предельно уменьшились... Гастелло снижал самолет до минимально безопасной высоты и продолжал полет со слегка измененным курсом вправо. Мы поняли, что командир отряда делает это с целью выйти заранее на реку Москва и по ее руслу на столицу... На высоте 80-100 метров мы, наконец, вышли на Москву-реку юго-восточнее столицы. Теперь, казалось, все трудности позади. Но снег пошел еще плотнее, видимость сократилась до предела.

Более или менее хорошо увидели столицу только тогда, когда пролетали рядом с Кремлем. Мы продолжали полет за ведущим по тому же курсу, чтобы по улице Горького выйти к Белорусскому вокзалу. А там уже совсем рядом - центральный аэродром. Таким образом, наш маршрут прошел по линии расположения Кремля, то есть по запретной для полетов зоне. Это было нарушением приказа о входе в Москву через проходные ворота, обозначенные с юга. Затем следовало совершить круг для захода на посадку западнее Белорусского вокзала. Мы же вошли с юго-восточного направления... Не успели мы приземлиться, как к нашим самолетам сразу направились вооруженные караульные и предложили командиру, штурману и мне следовать к их машине, на которой нас и доставили в караульное помещение у Боровицких ворот Кремля. Там мы находились до двух часов ночи, пока все выяснялось. На этот раз нам повезло. Сталину доложили, что мы направляемся на финляндский фронт, и он сказал: «Пусть летят ». Нас отвезли в общежитие, где уже отдыхали другие экипажи... Пока мы отдыхали, наши самолеты… подготовили для полетов в сложных метеорологических условиях. Утром нам сообщили о точках, откуда мы будем совершать боевые вылеты... Гастелло с нами вылетел в район Петрозаводска...

Для отдыха экипажей после боевых вылетов, конечно, не было никаких условий. Но, как всегда в любой ситуации, проявил свою изобретательность Николай Францевич. Он разыскал где-то два огромных ящика, в которых привозили с завода самолеты-истребители... С помощью тракторов ящики приволокли ближе к столовой, установили в ряд. Гастелло раздобыл у снабженцев две печки-буржуйки, поставил их в эти ящики. В таких своеобразных «коттеджах» он поселил наши экипажи. Смеха ради на ящиках-домах поставили номера. Место их расположения называли улицей Гастелло. Впоследствии в ящиках устроили вторые этажи и разместились уже просторно. Спустя какое-то время на «Гастелловской улице » выросло много таких, как наши, ящиков-домов. Когда из-за нелетной погоды мы бездействовали, и оставались «дома» - топили печь-буржуйку и по очереди подкладывали в нее дрова. Ночью дежурный не давал погаснуть огню в печи. Бывало, за ночь ящики полностью заносило снегом, и утром мы по-пластунски выползали из снежного сугроба и бежали в столовую...

Погода изменилась к лучшему: прояснилось небо, видимость увеличилась до максимальной. Направляемся к самолетам. Техсостав едва успел подготовить машины к полету. Подвезти полутонные фугасные бомбы, мы их быстро подвесили, ввернули взрыватели. Пришел Гастелло и объявил боевой приказ:

Нанести бомбовые удары по морской базе противника, расположенной в юго-западной части линии Маннергейма . Наша задача, - продолжал командир, - уничтожить батареи береговой и зенитной артиллерии. Выход на цель с Финского залива. Высота удара - 2500 м. Полетим в темное время суток.

Ночь была безлунная, но ясная, на небе мерцали бесчисленные звезды. Поиск цели вели по характерному изгибу береговой зоны - залива. Поблескивал плотный слой снега. При подходе к цели высоко над нами стали появляться облака. Это создавало для нас благоприятные условия: в случае ухода от вражеских истребителей мы могли скрыться за ними. Вот и цель... Стараюсь уйти от лучей прожекторов... Самолет тряхнуло, значит, бомбы сброшены на цель... Со снижением и увеличением скорости полета беру курс на аэродром посадки. Радист запрашивает разрешение - ответ неутешительный. Аэродром закрыт, нужно лететь на запасной. Вижу, что Гастелло летит по прежнему курсу. Следую за ним. Гастелло запросил допуск к посадке на своем аэродроме при наличии слабого тумана... Летаем по кругу в районе аэродрома на малой высоте. Ведущий вошел в туман, я за ним. На высоте 50 метров ясно вижу луч прожектора. Можно идти на посадку...

Мы продолжали бомбить линию Маннергейма. Обрушивались на противника со всех сторон, что, в конце концов, парализовало его оборону... Мы совершали по нескольку полетов в сутки. В эти дни на наш аэродром в помощь тяжелым бомбардировщикам прилетел известный полярный летчик Герой Советского Союза Водопьянов. Он загружал в свой красного цвета самолет до пяти тысяч килограммов крупнокалиберных фугасных бомб.

Война в Финляндии стала действенной проверкой боевой подготовки наших Вооруженных Сил… в условиях необычно сурового климата, в сложных метеорологических условиях. Гастелло не щадил сил, чтобы экипажи нашей группы использовали ежедневно, ежечасно каждый удобный момент для подготовки к полетам и выполнения боевых заданий. Сам он летал безотказно, проявляя высокое мастерство и мужество. Нам было с кого брать пример».

Участвовал в освобождении Бессарабии.

24.05.41 г. капитан Гастелло был назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии 3-го бомбардировочного авиакорпуса Дальнебомбардировочной авиации. Летал на ДБ-3Ф. Вспоминает полковник В.Н. Гастелло: «Естественно, семьи следовали за пилотами. В маленькой частной комнатке мы успели перезимовать в Великих Луках. По весне переехали в район аэродрома Боровское, что недалеко от городка Починки... Впервые мы жили отдельно, не в коммунальных условиях. Боровское располагало неплохим жилым фондом с четырехэтажными каменными домами. Мы получили хорошую двухкомнатную квартиру - все-таки командир эскадрильи уже считался достаточно высоким начальником. Наш быт обустраивался и налаживался. К лету 41-го я успел окончить первый класс ».

Участвовал в Великой Отечественной войне с первого дня. Был комэска 207-го дбап.

22.06.41 г. во главе эскадрильи в составе полка участвовал в бомбардировке моторизованных колонн войск противника. Вспоминает полковник В.Н. Гастелло: «В Боровском мы жили третий месяц, и у нас была мечта съездить на экскурсию в Смоленск - старинный русский город с богатыми древнерусскими традициями. В воскресенье 22 июня с утра мы решили поехать в Смоленск - до него всего-то около 50 километров.

Утром я проснулся с ощущением пустоты в квартире, и горькая мысль, что меня обманули, и мы не едем в Смоленск, заставила быстро вскочить с постели. Мать я нашел на кухне у окна. Она молчала и как-то напряженно всматривалась в сторону аэродрома. И тут меня поразил странный гул, доносившийся со «взлетки». Полеты и гул самолетных моторов - явление, конечно, привычное для военных аэродромов. Даже в выходной день. Но тут гул моторов был особый, мощный, такого гула я никогда не слышал. Чувствовалось, что работали двигатели одновременно множества самолетов, которые были на аэродроме.

Необъяснимая тревога вдруг охватила меня, я подошел вплотную к маме.

Мам, а где же папа, а как же Смоленск?

Мать всхлипнула и с какой-то неожиданной судорожной силой, не отрывая взгляда от окна, прижала к себе и, не сдерживая рыданий, начала целовать меня в голову.

Сынуля, что-то произошло, под утро прибегал посыльный, все на аэродроме. - При этом ее руки опустились и безжизненно повисли вдоль тела.

Наскоро позавтракав, почти не слушая мать, я бросился к аэродрому. За следующим домом, метров через сто, за колючей проволокой начиналась «взлетка ». Все было привычно и знакомо. В это время один за другим начали взлетать самолеты. Это тоже было привычным, полеты - дело обычное. И все-таки что-то фатальное и неизбежное было в бесконечной веренице взлетающих самолетов. Внезапно один из «бомберов », едва оторвавшись от земли, заложил крутой вираж и, теряя высоту, упал сразу же за аэродромом у темной кромки леса. Густые черные клубы дыма лениво и медленно поползли в небо. А самолеты продолжали взлетать, рассекая дым, не обращая внимания на катастрофу. И в этом тоже было что-то зловещее и роковое, обычно после аварии или катастрофы полеты всегда прекращались... Потом вдруг, разрывая темный дым, высоко в небо взметнулся грибовидный огненный смерч, и мощный взрыв полных бензобаков самолета и бомб заглушил собой все звуки, раскатистый грохот взрыва отразился от леса и, затихая, рокотом покатился за горизонт...

Все жители городка высыпали на улицу и постепенно собирались у столбов с репродукторами. Пока ничего определенного известно не было, но слово «война» все чаще тихо повторялось в толпе. Но вот послышался шорох и потрескивание включенных репродукторов, и над городком зазвучали слова правительственного обращения к народу: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»…

Больше всего меня поразило, что все женщины плакали, а многие, не сдерживаясь, рыдали в голос. В те неспокойные годы летчики часто улетали в служебные, неведомые для близких командировки, которые потом оказывались сражениями в небе Испании, боями в Китае или в Монголии... Но жены, матери, родные, мужественно переносили разлуку, хотя ни одна командировка не обходилась без жертв, не возвращались домой на Родину по нескольку экипажей. Но такого общего и безграничного горя не было еще никогда... Перед войной со стороны родственников матери и отца я знал пятерых мужчин: четверо из них погибли на войне, и только один остался жив, да и то потому, что был тяжело ранен… Спустя некоторое время самолеты начали прилетать по одному, по два, реже звеном, и необычно было видеть, как вместо выполнения привычной посадочной коробочки некоторые самолеты сходу плюхались на аэродром или садились один за другим почти вплотную, не соблюдая безопасного интервала. Одинокий самолет появился из-за леса, как-то неуверенно раскачивая крыльями, прошел низко над домами, почти задевая крыши, не выдержав направления посадки, приземлился и покатился поперек аэродрома.

До самого позднего вечера над аэродромом стояла бесконечная гудящая карусель - самолеты прилетали, подвешивали бомбы, заправлялись, снова выруливали на взлетную полосу, взлетали и, собравшись в тройки, уходили на запад... В первый же день войны 207-й бомбардировочный авиаполк совершил удачный боевой вылет. Полк произвел точное бомбометание мотомехколонн в районе приграничного поселка Лептуны. Налетом руководил и был ведущим сам командир полка полковник Титов, кавалер двух орденов Красного Знамени - за Халхин-Гол и Финскую кампанию. Полк, несмотря на сильный зенитный огонь, отбомбился без потерь, и, улетая, пилоты видели горящую фашистскую бронетехнику и разбегающихся в панике немцев…

С аэродрома Боровское в первый день на боевое задание вылетали летчики двух авиаполков… 96-й авиаполк потерял 10 самолетов. Полна скорби и трагедии эта статистика… Список потерь открыл экипаж командира звена М. Кузеванова из 96-го полка, сбитый в районе города Гродно. Из всего экипажа живым остался стрелок-радист младший сержант А. Щеглов, который по возвращении в часть 28 июня был арестован органами НКВД и расстрелян за измену Родине... Считалось, что мы будем только наступать и громить врага на его собственной территории... Как показал первый же день войны, основные потери наши бомбардировщики несли из-за беспрерывных и результативных атак немецких истребителей... Наши ДБ-3ф, дальние бомбардировщики, летали на удобной для немцев высоте 1000-3000 метров совершенно без прикрытия собственных истребителей… Отец пришел домой поздно, мрачный и усталый, пил чай и ужинал молча, на вопросы отвечал односложно, наверное, он многое увидел и мог рассказать, но не рассказывал… Второй день войны начался также с бесконечной вереницы боевых вылетов, но, как выяснилось позднее… 207-й не летал, поступила команда всем экипажам поставить нижние люковые установки с пулеметами для обороны снизу. Таким образом, к экипажу добавлялся еще один стрелок, четвертый член экипажа, но по штатному расписанию людей не было, а потому за стрелковую самолетную турель сажали тех, кто подвернется под руку: мотористов, радистов, вооруженцев, механиков, летчиков-наблюдателей».

24.06.41 г. капитан Гастелло прямо со стоянки сбил из турельного пулемета бомбардировщик Ju.88.

В наградном листе Гастелло указывалось: «24 июня с утра в ожидании боевого задания летный и технический состав 207-го дальнебомбардировочного авиаполка был на аэродроме и по своим местам, ожидая приказания в полет на врага… Зарвавшийся фашистский самолет, имея на борту летчика, награжденного Гитлером тремя крестами, в том числе «Железным крестом» за свои варварские действия, появился на высоте 80-100 м над аэродромом. Пройдя первый раз, он развернулся и выбрал место стоянки самолетов, открыл стрельбу из передних и носового пулеметов, сосредоточив огонь на самолет, в котором находился в это время капитан Гастелло. Капитан Гастелло длинной и меткой очередью прямой наводкой вывел из строя правый мотор и смертельно ранил летчика. Коварный враг пытался уйти, но не смог. Участь его была решена. Сделав вынужденную посадку, он был взят в плен ».

Вспоминает полковник В.Н. Гастелло : «Невооруженным глазом были видны черные кресты на крыльях, зловещая фашистская свастика на хвосте самолета. Продолжая стрелять, самолет прошел над городком и скрылся за лесом... Вскоре на бреющем полете он снова выскочил из-за леса и, забирая правее, заходил теперь точно над аэродромом, возобновив стрельбу. Зенитчики не могли вести прицельный огонь, слишком низко летел немецкий самолет, слышались лишь редкие слабые хлопки, как потом выяснилось, кое-кто пытался стрелять из личного оружия. Но вдруг, перебивая ровную немецкую очередь, длинно заработал наш крупнокалиберный пулемет... В следующее мгновение немецкий бомбардировщик Ю-88 уже уходил от аэродрома, но вдруг у него за хвостом пыхнули один, второй, третий шары светлого дыма, теряющие вскоре свои очертания и размывающиеся в бледную туманную полосу. Но уже над лесом самолет зачадил, задымил, оставляя за собой черный зловещий шлейф. Так он и скрылся, заволакивая кромку леса черным нарастающим дымом. Тут до меня дошло, что немецкий самолет подбит нашим стрелком и наверняка упал где-то за лесом...

На большой скорости с аэродрома выскочила полуторка с вооруженными красноармейцами и помчалась куда-то в сторону железнодорожной станции на поиски сбитого немецкого самолета. В маленьком гарнизоне тайна долго не держится. Стало известно, что немецкий «Юнкерс-88» срезал пулеметной очередью с турельной установки с земли командир эскадрильи капитан Гастелло… Слухами земля полнилась, стало известно, что немцев захватили в плен и привезли на аэродром, что, к сожалению, лично мне увидеть не удалось. Подбитый «Юнкерс» сел на вынужденную посадку на колхозное поле за лесом. Немцы могли просто добраться до леса, прячась в высокой ржи. Но они решили сделать это с комфортом, а потому сбросили с подводы крестьянина, проезжающего с больной женой. Тут их и окружили красноармейцы с подоспевшей полуторки. Командиром экипажа оказался фашистский ас-подполковник... С ним были также майор, лейтенант и фельдфебель. По рассказам, немецкий летчик долго не мог прийти в себя, не веря, что сбит на третий день войны, перед этим победно пройдя пол-Европы. Пленный заявил, что его удивил такой неожиданный оборот дела...

Допрашивающим его командиру полка полковнику Титову, командиру дивизии полковнику Борисенко и другим офицерам фашист предложил сдаться в плен, чем вызвал крайнее удивление всех присутствовавших. Изучение полетных документов, карт и проявленных аэрофотопленок, найденных в фашистском самолете, показало, что он производил разведку наших железнодорожных перевозок в направлении Смоленска... К вечеру, пыхтя и завывая мотором, трактор приволок за хвост на край аэродрома обгоревший «Юнкерс»... Через несколько дней в газете «Правда» впервые появилась фотография немецкого «Юнкерса», сбитого над нашим аэродромом.

Отец пришел домой поздно...

Коля, расскажи, - попросила мать, и глаза ее наполнились слезами...

Отец сжал губы, у него на скулах заиграли желваки.

Наглец, огромный аэродром, а он в одиночку нахально прет, бьет из пулеметов, все кто куда, кто под самолет, кто в траншеи, я находился около самолета и заскочил в кабину стрелка-радиста, пулемет был заряжен... При первом проходе не успел, при втором встретил. - Отец помолчал. - Ты знаешь, Аня, я бью, а мне навстречу огненные жгуты летят, такая злость навалилась, помню, что вслух ругался, он мне всю правую плоскость самолета изрешетил... Из-за этого гада сегодня целый день ремонтировали мой самолет, пришлось вылетать на другом».

24.06.41 г. две девятки 207-го дбап без прикрытия истребителей нанесли удар по скоплению немецких войск под Ошмянами. Зенитная артиллерия и истребители противника сбили десять советских бомбардировщиков. Самолет Гастелло был сильно поврежден, однако ему удалось привести и посадить разбитую машину на своем аэродроме. Рассказывает подполковник Лобанов : «Из скупой радиограммы, переданной с борта его самолета на командный пункт нашего аэродрома, узнали о тяжелом положении экипажа. Один мотор выведен из строя, повреждена бензосистема, механизм выпуска шасси бездействовал. Командование передало в воздух: «Экипажу разрешается оставить самолет». Но Гастелло знал, что тяжело раненный штурман не может воспользоваться парашютом… Когда на горизонте появился самолет Гастелло, взгляды всех обратились к нему. Машина с ходу зашла на посадку и благополучно приземлилась. Высокое летное мастерство, смелость Гастелло помогли ему спасти жизнь экипажу и сохранить боевой самолет. В любой обстановке, какой бы сложной и неожиданной она ни была, Гастелло всегда находил правильное решение ».

Оставшиеся лётчики и самолёты были сведены в две эскадрильи. Капитан Маслов был назначен командиром 1-й эскадрильи, а капитан Гастелло – 2-й. 25.06.41 г. на рассвете 207-й дбап нанес удар по аэродрому в г. Вильно, уничтожив десятки немецких самолетов, а днем бомбил колонны врага на дорогах, идущих от Вильно к югу, в районе Рудников.

26.06.41 г. капитан Гастелло погиб при выполнении боевого задания.

В этот день из боя не вернулось пятнадцать экипажей 207-го дбап, и вскоре он был расформирован. Из ста девяноста шести человек списочного состава полка погибло сто шестьдесят. В наградном листе Гастелло указывалось: «26 июня летчик капитан Гастелло Н.Ф. с экипажем – Бурденюк, Скоробогатый и Калинин – повел ДБ-3 бомбить ворвавшихся фашистов на дороге Молодечно – Радошковичи. У Радошкович показалась вереница танков противника. Гастелло, сбросив бомбы на скопившиеся на заправке немецкие танки, и, расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, самолет, объятый пламенем, не мог уйти на свою базу. Гастелло развернул самолет и повел его в самую гущу вражеских танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика героического экипажа ».

10.07.41 г. в газете «Правда» была опубликована статья военных корреспондентов Крылова и Павленко: «На рассвете 6 июля на разных участках фронта летчики собрались у репродукторов. Говорила Московская радиостанция… Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей – на разных участках фронта – повторили это имя… Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло – стоящий человек. Когда он стал военным летчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шел к известности. В 1939 году он бомбил белофинские заводы, мосты и доты, в Бесарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны.

С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты…

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда…

Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиации сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Черные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Выхода нет. Что же так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло мучимые огнем еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается умирающего пилота. Так вот закончится жизнь – не аварией, не пленом – подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу » цистерн и машин – и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. Мы помним имя героя – капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу». 26.07.41 г. капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Герой Советского Союза посмертно. Однако после войны были обнаружены факты, меняющие картину происшедшего. Вспоминают местные жители: «1 апреля 1950 г., дер. Декшняны... Молодечненской области. Мы, нижеподписавшиеся, ЗАКРЕВСКИЙ Иван Антонович, КОВАЛЕВСКИЙ Франц Антонович, СТЕЦКИЙ Константин Павлович, КОМАР Николай Прокофьевич и ДОВАКО Николай Устинович - жители дер. Декшняны, члены колхоза им. Мичурина, настоящим удостоверяем, что были очевидцами воздушного боя на шоссе Молодечно - Радошковичи в 1941 года и наблюдали падение самолета при следующих обстоятельствах:

В нашу деревню немцы вступили в среду, 25 июня 1941 года, часов в 7 – 8 вечера. На следующий день около 11 часов утра по шоссе Минск – Радошковичи непрерывным потоком двигались колонны танков, мотопехоты, автоцистерн с горючим. В ряде мест на шоссе находились зенитные части противника, больше всего по сторонам шоссе на опушках леса. В это приблизительно время в воздухе появились три советских самолета, очевидно, все тяжелые, двухмоторные. Они летели с северо-запада, вдоль шоссе с Молодечно на Радошковичи. За ними гнались три немецких истребителя. По советским самолетам был открыт ураганный огонь из зениток. Истребители строчили из пулеметов. В результате вражеского огня один самолет ушел на юг, он, очевидно, был подбит, ибо за ним оставался хвост дыма. Другой самолет невредимым ушел на Минск. Третий же самолет был в воздухе подбит и загорелся примерно над деревней Миговка (1/2 км от шоссе).

Пламя было сильное. Мы слышали несколько взрывов, и сильный был дым. Горящий самолет круто повернул от Минска к шоссе. Пролетя через шоссе, экипаж самолета сбросил не менее двух крупных бомб на колонну автомашин противника и уже, видимо, потеряв возможность планировать и управлять машиной, врезался в землю приблизительно на расстоянии 180 м от шоссе. С этого самолета один летчик выпрыгнул с парашютом на правой стороне шоссе, но парашют, видимо, не раскрылся. Летчик очевидно; сразу разбился... Самолет врезался в землю моторной частью и на земле продолжал гореть. Произошло несколько взрывов. Взрывались баки. На поле, где упал самолет, стояла зрелая, но не сжатая рожь. Грунт был мягкий, и мотор врезался в землю не менее чем на 1 - 1,5 м. Ударившись о землю, части самолета разлетелись по сторонам. В самолете были позже обнаружены обгорелые трупы, но сколько их там было, не знаем, ибо немцы близко к самолету не подпускали. Полагаем, что их было не менее двух-трех человек. Кости позже мы видели. Никаких разговоров о принадлежности самолета мы не слышали до последнего времени. После бомбежки экипажем погибшего самолета на шоссе мы видели разбитыми не менее трех немецких автомашин; очевидно, было разбито больше автомашин, в том числе автоцистерны. Но нас к шоссе, по которому все время двигались немецкие части, не подпускали…

Павел Антонович ШНЕЙДЕР, житель дер. Миговка (5.11.1996):

– Тогда мне было 12 лет. Тот день выдался солнечный, я пас коров. Часов в 10 – 11 заметил на небе три самолёта. Вдруг у того, что был впереди, пошел с хвоста дым. Кругом гудели немецкие машины, и выстрелов зениток я не слышал. Подбитый самолет упал в рожь, в стороне от дороги. Сгорело несколько военных машин, стоявших в поле, – видимо, их поразили пулеметами с самолетов. После войны они еще лежали, местные хлопцы ходили их очищать».

В преддверии десятилетия подвига Гастелло директор Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны предложил торжественно перезахоронить останки героического экипажа: «12 мая 1951 г. СЕКРЕТНО. Председателю исполкома Молодеченского облсовета депутатов трудящихся .

…Экипаж похоронили на месте падения самолета, как показали жители. Число самолетов звена – три – соответствует реляции и показаниям свидетелей... У нас сложилось твердое убеждение, что остатки самолета являются частями самолета Гастелло, а, следовательно, подвиг им совершен в Радошковичском районе. Для того, чтобы еще более точно установить это и увековечить место героического подвига, считаю необходимым просить исполком облсовета произвести вскрытие могилы, где захоронен экипаж разбившегося самолета... Возможно, при вскрытии удастся установить по сохранившимся в могиле вещам принадлежность захороненных к экипажу Гастелло. Тогда возникнет необходимость перенесения останков на кладбище. А с другой стороны, можно будет экспонировать обнаруженные остатки в музее как ценнейшие реликвии. Для участия во вскрытии могилы просим пригласить нашего представителя. Желательно вскрытие могилы произвести до 26 июня, чтобы перенесение останков приурочить к дате подвига.

26.06.51 г. во время вскрытия братской могилы были найдены: компас, перочинный нож, связка ключей, зеленое стекло от очков, пряжки и крюки от ремней парашюта, капитанские «шпалы», патроны к пистолету ТТ. В могиле был найден и солдатский медальон, принадлежащий, как выяснилось позднее, старшему сержанту Реутову Григорию Васильевичу, стрелку-радисту экипажа капитана Маслова.

«Из исследовательской работы ведущего научного сотрудника Белорусского Государственного музея истории Великой Отечественной войны:

«26 июня 1941 г. 207-му ДБАП была поставлена задача: в течение дня, действуя мелкими группами - звеном, парой, с высоты 600-800 метров бомбить мотомехвойска противника на участке дорог Молодечно - Радошковичи. В 8 часов 30 минут поднялось в воздух звено капитана А. Маслова. Капитан Маслов с боевого задания не вернулся. Вместе с ним погибли капитан Балашов, сержанты Реутов и Бейсекбаев. Вторая пара: ведущий - старший лейтенант Висковский, ведомый - старший лейтенант Клята, вернулась без потерь. Третьей пошла на задание пара капитана Н. Гастелло и его заместителя Ф. Воробьева. Гастелло со своим экипажем (Скоробогатый, Бурденюк, Калинин) с боевого задания не вернулся. Если соотнести время вылета экипажа Маслова - 8 часов 30 минут (по архивным данным и воспоминаниям ветеранов полка) с показаниями жителей деревни Декшняны о времени гибели экипажа - около 11 часов, то сомнения в том, что в районе деревень Декшняны - Миговка погиб экипаж Маслова, не возникает. Анализ исследованных материалов дает основание сделать следующие выводы: Факты гибели капитана А. Маслова 26 июня 1941 года в районе деревень Декшняны - Миговка не вызывают сомнений. Это подтверждается актом приема № 1000 от 23 августа 1953 года о передаче музею предметов, обнаруженных во время вскрытия могилы Маслова, материалами переписки официальных лиц, а также соответствием архивных данных и свидетельств местных жителей».

Вдова капитана Маслова Софья Евграфовна вспоминала:

«В 1951 году я получила извещение из Радошковичей о том, что при раскопках погибшего экипажа в 1951 году был найден медальон одного из его членов. После восстановления уже выцветшей бумаги определилась фамилия Реутова. Был послан запрос в Министерство обороны: «Был ли Реутов в экипаже Гастелло?» Ответили, что ст. сержант Реутов был в экипаже капитана Маслова. Таким образом, был найден экипаж самолета Маслова. Меня пригласили к военкому Молодечненского района т. Котельникову. Он вызвал туда братьев Дворецких, они мне рассказали, что видели бой, который вел наш советский самолет, и его гибель, вечером 26 июня 1941 года, когда не было немцев, они собрали останки экипажа в обгоревший парашют и захоронили».

Таким образом, возле дороги Молодечно – Радошковичи геройски погиб и был похоронен на поле боя экипаж капитана Маслова. Экипаж Гастелло принял свой последний бой близ деревни Мацки, расположенной в двадцати километрах от Радошковичей.

«26 июня в Мацках уже стояла немецкая часть, здесь, скопилось много вражеской техники. В районе обеда, когда солнце склонялось к западной части неба, показались три самолета, летевшие со стороны Беларучей. Где-то над деревней Лекаровка один из них загорелся – появился дым. Два других полетели дальше, а подбитый развернулся и пошел обратно – на Мацки. Ударил из пулеметов по немцам, которые там находились, пролетел над деревней и, видимо, не имея уже возможности маневрировать, срезал верхушку дуба и упал в болото в километре от Мацков. В последний момент из объятой пламенем машины выпрыгнул парашютист, и немцы начали по нему стрелять, но в лесное болото лезть не решились. В месте падения самолета поднялось огромное пламя – выше макушек деревьев; в ближайших домах задрожали стекла... Боясь, чтоб под горячую руку немцы их не пристрелили, мерковичские мужики тишком пробрались по лесу к самолету и увидели ужасную картину. У поляны висел на дереве мертвый обгорелый летчик... В стороне в лесу валялся один из двигателей. На краю болота – две большие рытвины, части самолета разбросало. Озираясь по сторонам, быстро выкопали яму, опустили тело, покрыли парашютом. Засыпали могилу землей, сверху наложили веток и травы... Сразу же в лесу, недалеко от висевшего на парашютных стропах летчика, было найдено письмо... Те, кто его читал, а это многие односельчане, утверждают: автор – летчик по фамилии Скоробогатый – просил жену, чтоб она ребенку «купила пальтишко»... Через месяц, когда местные жители ходили обрезать резину с колес (из нее делали «чуни» – нечто похожее на обувку), нашлись останки второго летчика. Они были на другом двигателе (дождь смыл гарь, и стали видны кости). Останки подзахоронили в ту же могилу. Холмик оградили, и его еще можно было найти в первые пять послевоенных лет...

Шло время, и в окрестных селах разрасталась молва: в Мацковское болото упал экипаж Гастелло – ведь именно в нем был Скоробогатый. Все чаще приходил на то место и Валерий Богушевич. Осенью 1966 года он с друзьями начал делать раскопки и обнаружил бирку от двигателя, на которой значился его номер – 87844, тип – М-87Б, мощность – 950 л. с. и завод-изготовитель – имени П.И. Баранова № 29.

Минский журналист Станислав Аслезов привел московского специалиста-авиатора подполковника Раскина, и тот определил тип самолета: ДБ-3, – рассказывает Валерий Антонович . – Затем нашли детали приборов, обойму с патронами от пистолета «ТТ», длинный баллон со сжатым воздухом, которым пользовались для запуска двигателей, и на нем – небольшой прилипший кусок карты, где в углу был написан год выпуска – 1940-й. В первой яме обнаружили искореженный аппарат аэрофотосъемки с двумя кусками засвеченной пленки. Такие аппараты ставились обычно на командирских машинах, чтобы фиксировать результаты выполнения боевого задания... И как сейчас помню день, когда удалось, наконец, отыскать место захоронения летчиков: 14 июля 1968 года... Когда могилу вскрыли, то парашюта в ней не оказалось – быть может, кто-то тревожил прах погибших в поисках оружия... Обнаружились поясная офицерская пряжка со звездочкой, обгоревшие советские купюры – тройки и пятерки, а также истлевший кусок бумажного листа – строчки были видны... Я взял его в руки, но он тут же рассыпался».

В 1971 г. на могиле летчиков, погибших возле деревни Мацки, был установлен памятник. Памятники Гастелло установлены в Москве, Муроме и Минске, в посёлке городского типа Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. В квартире в Муроме, где жил Гастелло, открыт мемориальный музей. Именем Героя были названы теплоход, колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины.

Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Николай Францевич был навечно зачислен в списки одного из авиаполков.

Великая Отечественная война требовала от населения мужества и неописуемых жертв, на которые приходилось идти простому народу. Именно в эти тяжелые годы народ Советского Союза проявил храбрость и способность к самопожертвованию ради всеобщего блага – независимости Родины и уничтожения фашизма.

Ни техническое превосходство, ни тактика и стратегия ведения боевых действий не привела бы народ к Великой Победе, если бы не ежедневные подвиги отдельно взятых людей. Тысячи военнослужащих, независимо от национальности, пола, возраста и звания, восславили свои фамилии и весь народ СССР, а потомки увековечили героев.

Детство и юность

Николай Францевич Гастелло рожден в Москве 6 мая 1908 года (согласно некоторым источникам – в 1907 г.). Родители будущего героя принадлежали к рабочему классу. Отец Франц Павлович был родом из Белорусского села Плужыны, а фамилия его звучала как Гастылло. В 1900 г. мужчина покинул родную деревню и отправился в поисках работы в столицу, где и остался. В Москве-то Франца и переименовали в более привычное слуху Гастелло. Франц Павлович устроился рабочим-литейщиком на железную дорогу. В Москве Франц Павлович встретился с будущей супругой Анастасией Семеновной, работавшей швеей.


Николай стал первенцем в семействе Гастелло, а спустя пять лет появился его брат Виктор. Жили Франц с Анастасией и детьми в бараке на востоке Москвы. В шесть лет мальчик поступил на обучение в училище для мальчиков имени , где учился только два года. Голод 1918 г. стал причиной эвакуации Николая с другими школьниками в Приволжье, где он провел один год. Вернувшись в столицу, мальчик учился еще два года, а затем отправился осваивать профессию столяра в качестве подмастерья.


В 1924 г. семья покинула столицу. В Муроме 16-летний Николай и его отец устроились работать на завод «Муромтепловоз». Николай совмещал работу слесаря на заводе с учебой в городской школе №33. В 20 лет молодой человек вступил в ряды Коммунистической партии. В 1930 году семья вернулась в столицу, где юноша работал на машиностроительном заводе.

Военная служба

При специальном наборе Николая призвали в состав Красной Армии в 1932 году. В Луганске (Украина) молодой человек осваивал военную авиацию. А в конце 1933 года Гастелло уже в качестве летчика отправился в авиационную бригаду, местом дислокации которой являлся Ростов-на-Дону. За пять лет службы (период с 1933 по 1938 год) с должности второго пилота бомбардировщика перешел в командира корабля, самостоятельно управляющего самолетом.


В 1938 году прошла реорганизация подразделения, где служил Николай, в результате чего он перешел в первую тяжелобомбардировочную авиационную бригаду. Благодаря храбрости и верности советскому народу Николай уже спустя полтора года занял должность командира первичного тактического подразделения, а еще через год – замкомандира эскадрильи.

В 1939 году Гастелло участвовал в локальном необъявленном военном конфликте на границе СССР и Монгольской Народной Республики с Японией. Второй войной на счету Николая Францевича стала Советско-Финская в 1939-1940 годах. В июне 1940-го летчик участвовал в Бессарабской операции, в результате которой Бессарабия, Северная Буковина и область Герца вошли в состав Советского Союза. Операция длилась всего шесть дней, после чего Румыния приняла условия СССР.


Осенью 1940 года место дислокации части, где служил Николай, перенесли в Псковскую область – ближе к европейской границе Советского Союза, а затем под Смоленск, где Гастелло получил чин капитана. Весной 1941 года, накануне нападения Германии на Советский Союз, Николай прошел курсы переподготовки и освоил новую боевую машину – двухмоторный бомбардировщик Ильюшина.

Биография знаменитого героя СССР содержит интересный факт: 24 июня 1941 года Николай совершил свой первый подвиг, который тогда, правда, остался незамеченным. Молодой человек с помощью стрелковой турели сбил фашистский бомбардировщик «Люфтваффе» под шквальным огнем крупнокалиберного пулемета. Во время ведения боевых действий Гастелло показал себя мужественным, храбрым военнослужащим, способным быстро принимать стратегически важные решения.

Личная жизнь

О личной жизни летчика Николая Гастелло сведений практически не осталось. Известно, что Николай был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родились двое сыновей, которые так и не дождались отца с войны, но навсегда сохранили семейную память о герое.


До войны в свободное от работы и учебы время Николай занимался спортом (особенно любил футбол и лыжи) и прыгал с парашютом.

Смерть Николая Гастелло

26 июня 1941 года, в четвертый день Великой Отечественной войны, с советского аэродрома поднялся в воздух самолёт ДБ-3ф, на борту которого находился экипаж в составе четырех человек. Экипажем из штурмана А.А. Бурденюка, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого и стрелка-радиста А.А. Калинина командовал капитан Николай Францевич Гастелло. Экипаж машины получил задание нанести авиаудар по колонне немецкой военной техники, которая двигалась по дороге Молодечно - Радошковичи.


В операции участвовало и второе звено, экипажем которого командовал Ф. Воробьев. Имена всех членов экипажа не сохранились в истории, но известно, что в кабине самолета находился также штурман А. Рыбас.

В процессе выполнения операции немецкая артиллерия открыла огонь по советским бомбардировщикам, в результате чего самолет Гастелло был подбит.


В результате повреждения вражеским снарядом топливного бака самолета произошло возгорание. 33-летний Николай Гастелло имел возможность спастись путем катапультирования, но принял решение идти на таран. Горящий самолет, врезавшись в колонну вражеской техники, сорвал спецоперацию фашистов ценой собственной жизни. В результате все члены экипажа героически погибли.

С наступлением ночи жители окрестных белорусских деревень собрали тела погибших героев, обернули их парашютом и похоронили. В тот же день командир второго звена Воробьев, совместно с Рыбасом подали рапорт, где описали обстоятельства гибели Николая Францевича Гастелло.

Память

Учитывая тяжелые потери, которые нес Советский Союз, каждый успех отдельно взятого подразделения предавался огласке в средствах массовой информации. Спустя неделю после гибели Николая информация о нем появилась в Совинформбюро, а еще через пять дней вышла заметка в газете «Правда». А 26 июля 1941 года Николай Францевич Гастелло получил звание Героя Советского Союза посмертно за совершенный им огненный таран. С тех пор обо всех летчиках, совершавших таран (а было их около 60 за годы Великой Отечественной войны), говорили, что они повторили подвиг Гастелло.


С тех пор именем Николая Францевича назван ряд населенных пунктов и географических объектов на территории СССР, на основе подвига Гастелло написаны литературные произведения и сняты фильмы.

По территории бывшего Советского Союза установлены 13 памятников капитану Гастелло, а на здании гимназии, в которой учился летчик, разместили мемориальную доску в память Николая Францевича с его фото.

Уже в 1990-х годах некие политические силы подвергли критике подвиг Гастелло. Поначалу выдвинули версию о том, что Гастелло – не герой, а трус, катапультировался и попал в немецкий плен, а вражескую колону протаранил летчик Маслов.

Эта версия подверглась критике, поскольку правительство фашистской Германии вряд ли умолчало бы о таком военнопленном, пока в СССР трубили о героической гибели летчика, а никакой официальной информации о пленном в архивах не найдено.

Следующая версия гласит, что Гастелло вместе с экипажем разбился в болоте неподалеку от места трагедии, как и Маслов со своим экипажем, а никакого огненного тарана не было вовсе. Однако и сегодня Николай Францевич Гастелло остается героем, огненный таран – его подвигом, а последователи зовутся гастелловцами.

Биография

Отец - Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из деревни Плужины (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия); в 1900 году пришёл на заработки в Москву (где его фамилию стали произносить на московский манер - «Гастелло»), работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге .

Мать - Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия ), русская, была белошвейкой.

В 1914-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром , где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне - школа № 33 ). В 1928 году вступил в ВКП(б) . В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930-1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебниково .

Служба в рядах Красной Армии

  • В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию . Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
  • Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 - декабрь 1933)
  • Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933-1938). Начав летать правым лётчиком на бомбардировщике ТБ-3 , Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт

Гибель

Подвиг Гастелло: версии и факты

Почтовая марка, посвящённая подвигу Н. Ф. Гастелло . Обычная почта, 30 коп.

Официальная версия

Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело . Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда » 10 июля 1941 года.

На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым - сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей - на разных участках фронта - повторили это имя…

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду - пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло - стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь - не аварией, не пленом - подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин - и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя - капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, - 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть) .

Высказывается предположение , что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом;
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец, Скоробогатый - русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88 »;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным , который впервые в авиации совершил таран наземной цели; по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло) .

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести».

Критика альтернативной версии

Ряд исследователей (прежде всего, сын Н. Ф. Гастелло - полковник в отставке Виктор Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению:

  • показания Воробьева и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло;
  • доказательства того, что упавший в Мацковском болоте самолёт пилотировался Гастелло, несостоятельны;
  • обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте (возможна и другая версия - Маслов попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся; косвенным подтверждением такой гипотезы является обнаружение обломков самолета Маслова на небольшом - всего 170-180 метров - расстоянии от дороги)
  • отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран»; в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
  • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло - старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны , так и в послевоенное время.

Так изображался знаменитый «огненный таран»: Николай Гастелло таранит танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны , так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол ; если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года. Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов , но на самом деле он совершил свой таран на 10 минут позже Кокорева) . Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года. Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги. Гастелло совершил свой подвиг в одиночку Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались. Гастелло совершил таран, управляя истребителем Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока , 1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе. Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Память

  • Н. Ф. Гастелло был навечно зачислен в списки второй эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Краснознаменного военно-транспортного полка.
  • Драматург Исидор Владимирович Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.
  • Гастелло - посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
  • Им. Гастелло - прииск в Тенькинском районе Магаданской области

Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии и Казахстана, в том числе в Харькове, Липецке , Москве , Санкт-Петербурге , Красноярске, Кулебаках, Самаре , Улан-Удэ , Сочи , Владикавказе, Минске, Новоалтайске, Дзержинске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Комсомольске-на-Амуре, Волгограде, Батайске. Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:

  • на шоссе Минск - Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976)
  • в Луганске (на территории бывш. Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов)
  • в пгт. Радошковичи , в сквере на площади, носящей его имя
  • в пос. Хлебниково (ныне - территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя
  • в г. Чойбалсан , Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику - участнику боёв на Халхин-Голе
  • в г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло.
  • в Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло.
  • в г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации , носящей имя Гастелло, был установлен памятник.

В г. Уфе есть стадион, названный в честь Н. Ф. Гастелло. В г. Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н. Ф. Гастелло. В г. Хабаровске в честь героя назван сквер. В Белоруссии (Минская область г.п Зеленое) есть детский оздоровительный лагерь им. Н. Ф. Гастелло

См. также

  • Список авиаторов, совершивших огненный таран в годы Великой Отечественной войны

Примечания

  1. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 793756 , д. 10 , л. 278-280 )
  2. В некоторых источниках ошибочно называется д. Пружаны .
  3. Скрипко Н. С. Капитан Гастелло // По целям ближним и дальним. - М .: Воениздат, 1981. - С. 81.
  4. . REGNUM (19 июня 2006). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  5. Ныне - территория г. Долгопрудный
  6. Сводка Советского Информбюро. 5 июля 1941 года
  7. Сохранена орфография источника
  8. П. Павленко, П. Крылов. Капитан Гастелло // Правда : газета. - 1941. - № от 10 июля.
  9. Генерал-майор авиации Е. И. Копышев : «Защитим правду о Победе в Великой Отечественной войне!»
  10. Побратимы Николая Гастелло
  11. Зайцев А. Д. Оружие сильных духом. - Монино, 1984.
  12. Роман Ларинцев и др. На таран! // Авиация и Время . - 2003. - № 5. - С. 25.
  13. , с. 229
  14. Письмо было утрачено
  15. Игорь А. Гуляс Фрагменты боевого применения Ил-4 // Авиация и Время . - Киев, 1998. - № 1. - С. 18.
  16. Антон Сидоренко . Где вы, капитан Гастелло?
  17. , с. 228
  18. Игорь Гуляс. Победы советских лётчиков первого дня войны.
  19. Сайт «Воздушный таран» (См. Статистика за 22.06.41.)