Детская исследовательская работа в детском саду. Исследовательская работа "перепись нашего детского сада"

В этом разделе собран и обобщён богатый опыт педагогов в области реализации разнообразных тематических проектов для маленьких исследователей. Каждая из публикаций содержит комплекс практико-ориентированных занятий, посвящённых одной определённой теме.

Большое количество материалов ориентировано на изучению живой и неживой природы. Многие проекты имеют чётко выраженную экологическую направленность. Каждое из представленных здесь мероприятий способствует удовлетворению интереса детей к явлениям окружающего мира, поощрению их инициативы к его познанию.

Комплексный подход к опытно-экспериментальной работе

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 3338 .
Все разделы | Исследовательская деятельность. Детские проекты

Пояснительная записка Тип проекта : исследовательский , краткосрочный (3-4 недели, групповой. Участники проекта : воспитатель, дети, родители. Цель : воспитание экологической культуры у детей в процессе выращивания и ухода за «Травянчиками» (эко-игрушками, из которых растет трава) ...

Познавательно-исследовательский проект по коллекционированию «Жил-был самовар…» Актуальность Коллекционирование – это одно из древнейших увлечений человека, которое имеет огромные возможности для развития познавательного и исследовательского интереса детей . Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это...

Исследовательская деятельность. Детские проекты - Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей...»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Г.о. Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 3 «Рябинка» ПРОЕКТ Познавательно-исследовательский с элементами экспериментирования «Удивительный песок» Выполнен воспитателем Панченко Ж.Е. 2019 г. Цель:...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Огород в детском саду – это возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению...

Познавательно-исследовательский проект по окружающему миру в средней группе «Огород на подоконнике» АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АНТОШКА» (АОУ ДЕТСКИЙ САД №23 «АНТОШКА») ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...

Паспорт творческо - исследовательского проекта «Перелетные птицы» для детей средней группы детского сада Автор проекта: Дрогина Надежда Гавриловна, МБДОУ детский сад № 39 «Буратино» г. Пятигорск Участники проекта: Дети, родители, воспитатели группы. Тип проекта: обучающий Сроки...

Исследовательская деятельность. Детские проекты - Познавательно - исследовательский проект «Удивительное рядом» для детей средней группы

Паспорт проекта. Название проекта: «Удивительное рядом». Вид проекта: краткосрочный фронтальный познавательно – исследовательский проект для детей 4 – 5 лет. Продолжительность проекта: 2 недели. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспи-танников....


Актуальность: На сегодняшний день в системе образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать...

Проектно-исследовательская деятельность в последнее время приобретет все большую популярность. Данные тенденции связаны как с эффективностью метода, так и с общими тенденциями в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения.

Темы, разрабатываемые в рамках экологических проектов, могут быть самыми разнообразными. Рассмотрим несколько проектов различной тематики и характера, осуществленных в детских дошкольных учреждениях нашей страны.

Так в детском саду № 2333 города Москвы были разработаны проекты по темам: "Мини-музеи в детском саду", "Мир бумаги", "Мир глины", "Сказка в экологическом образовании" и многие другие.

Н.А. Рыжовой был разработан и активно используется в образовательных учреждениях проект "Здравствуй, дерево!". Данный проект включает в себя две ступени: проект "Наше дерево" для дошкольников и проект "Мое дерево" для младших школьников. Такой подход к проектной деятельности обеспечивает преемственность в системе непрерывного экологического образования.

Проект "Здравствуй, дерево!" заключается в ознакомлении детей с определенным деревом путем наблюдения сезонных изменений, ведения календаря наблюдений. Результаты наблюдений и исследований дети представляют в форме рисунков и небольших рассказов. При этом с возрастом изменяется роль педагога в данном процессе - чем старше становятся дети, тем более самостоятельными и объемными становятся исследования. Формы представления и обобщения материалов исследования также становятся более разнообразными.

В процесс реализации проекта активно вовлекаются и родители. Удачным является вариант, когда детский сад и школа могут совместно работать поданному проекту.

Продолжительность проекта "Здравствуй, дерево!" составляет не менее одного года, это связано с тем, что дети должны иметь возможность проследить сезонные изменения в жизни дерева. Регулярность осуществления отдельных наблюдений и исследований зависит от времени года: в периоды смены сезонов (август-сентябрь, март-апрель и т.д.) их частота увеличивается, т.к. в это время изменения в жизни всех растений и деревьев в том числе, наиболее заметны.

Деревья в качестве объекта наблюдений и исследовательской деятельности были выбраны не случайно. Они обладают рядом свойств, делающих их удобным объектом наблюдений Рыжова Н.А. "Экологический проект "Здравствуй, дерево!", Дошкольное воспитание №3, 7, 10 - 2002 г. :

1. Деревья произрастают практически везде, но в т же время ни дети, ни взрослые, обычно, не обращают на них особого внимания. Существенно большее внимание детей привлекают яркие растения и животные. Зачастую дети считают растения неживыми, поскольку они не обладают свойством, присущим, по мнению детей, живым существам - движением.

2. Деревья являются превосходным объектом для осуществления фенологических наблюдений. Лиственные деревья имеют заметные, ярко выраженные изменения по сезонам.

3. По внешнему облику, состоянию деревьев можно оценивать экологическую обстановку территории.

4. Деревья являются крупными объектами, в связи с чем, общаться с ними детям гораздо проще, чем с мелкими травянистыми растениями.

Проект "Здравствуй дерево!" как и любой исследовательский проект осуществляется в несколько этапов.

1 этап - Выбор цели и объекта наблюдения. На данном этапе необходимо определиться с тем, что станет объектом исследования, причем с одной стороны выбор объекта должен оставаться за детьми, а с другой стороны, педагогу следует направлять процесс принятия решения таким образом, чтобы группа пришла к единому мнению. Для этого педагогу следует обратить внимание детей на определенное растение, рассказать что-нибудь интересное о нем.

2 этап - Подготовка необходимых материалов и оборудования.

На данном этапе необходимо произвести подготовку всего, что будет требоваться в процессе исследовательской деятельности и при представлении результатов.

Для оформления результатов работы необходим "Дневник наблюдений", представляющий собой отдельный альбом или просто тетрадь. Также понадобится папка с прозрачными файлами, для хранения результатов исследований, детских рисунков, листьев и т.п.

На первой странице альбома дети должны изобразить портрет дерева и написать его имя, можно использовать и фотографию детей с деревом.

Вторая страница альбома носит называние "Что нужно нашему дереву?". Здесь ребята должны определить и изобразить, что необходимо дереву, без чего оно не может существовать.

Обычно дети изображают солнце, поскольку дереву необходимы свет и тепло, воду, почву, ветер, дождевого червя, пчелу. В процессе этой деятельности у детей формируется представление о наличии тесных взаимосвязей растений с объектами живой и неживой природы, и формируется понимание того, что никакой живой организм не может существовать отдельно от других, жизнь зависит от многих факторов.

Третья страница альбома называется "Паспорт нашего дерева". На данной странице фиксируется общая информация о дереве: его возраст, высота, диаметр ствола, соседние деревья, наличие рядом молодых деревьев этого же вида или поросли, наличие птичьих гнезд и т.п.

Остальные страницы альбома предназначены для записи впечатлений, высказываний детей, результатов наблюдений, рисунков детей.

Отдельно в альбоме дети должны нарисовать "портрет дерева" в различные сезоны. Страницу, содержащую стихи, загадки, пословицы и поговорки могут помочь сделать родители.

Таким образом, основные задачи подготовительного этапа проекта следующие: Рыжова Н.А. "Экологический проект "Здравствуй, дерево!", Дошкольное воспитание №3, 7, 10 - 2002 г.

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее "имя".

3. Узнать, кто посадил это дерево. Поинтересоваться, не связана ли с ним какая-нибудь интересная история.

4. Познакомиться со своим деревом - подойти к нему, сказать "Здравствуй!", шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать.

5. Подготовить оборудование для исследований и альбом, в котором отмечаются результаты наблюдений за жизнью дерева.

Исследовательский этап . На данном этапе осуществляются наблюдения за жизнью выбранного дерева, включая его сезонные изменения, наблюдения за птицами, производится изучение листьев, коры и др. частей дерева, а также почвы и ее обитателей.

Исследовательская деятельность в рамках проекта должна комбинироваться с другими видами деятельности: сочинением рассказов, изобразительной деятельностью, игровой и др. видами деятельности детей.

Большое значение имеет эмоциональное восприятие детьми исследуемого дерева, а также природы в целом, развитие способностей видеть красоту природы.

Трудовая деятельность является также неотъемлемым элементом проекта. В рамках трудовой деятельности дети осуществляют уход за растением, изготавливают кормушки, скворечники и т.п.

Обобщающий этап проекта заключается в анализе и обобщении результатов проведенных исследований, закреплении у детей приобретенных знаний и поведенческих навыков. На данной стадии проекта производится разработка различных рекомендаций на основе произведенных исследований.

На данном этапе деятельность детей состоит в сочинении рассказов и сказок, их иллюстрации, отражении результатов исследований в играх, разработке природоохранных знаков, проведении праздника "День дерева", составлении рекламы дерева, подборе литературы о нем.

Данные рекомендации являются для педагога своего рода формой диагностики результатов работы по проекту, поскольку они являются отражением происходящих изменений в поведении и отношении детей к окружающей природной среде. В рамках составления рекомендаций дети отвечают вопросы: "Что я могу сделать для данного дерева?", "Что я могу сделать для всех деревьев?". На основе рекомендаций возможно осуществление дальнейшей практической деятельности детей - разработки природоохранных знаков, сбора макулатуру, посадки деревьев и т.д.

По образцу данного проекта возможна разработка проектов по другим темам.

В рамках работы с младшими школьниками в образовательных учреждениях нашей страны также осуществляется проектно-исследовательская деятельность. Некоторые проекты при некоторой переработке вполне подходят и для детей дошкольного возраста.

Проект "Птичья столовая" . Данный проект должен осуществляться в зимний период. Его суть заключается в организации работы на территории образовательного учреждения птичьей "столовой". Для этого производится изучение взаимоотношений между различными видами зимующих птиц, на основе чего предлагаются варианты размещения "столовой", виды и формы кормушек.

Открытие "столовой" можно превратить в своеобразный праздник. После этого организуются наблюдения за птицами, прилетающими в столовую, а также дежурства. Во время наблюдений дети ведут дневники, записывая виды прилетающих птиц, отражают характер взаимоотношений между различными видами. На основе наблюдений делаются выводы.

Проект "Лесная аптека". Целью данного проекта является знакомство детей с лекарственными растениями. В процессе осуществления проекта выясняется, какие лекарственные растения произрастают в данной местности, каковы их целебные свойства.

Растения для аптеки собираются во время прогулок и экскурсий в парк или лес. Среди растений могут быть мать-и-мачеха, цветы липы, крапива, шиповник, лопух, подорожник и т.п.

Результатом проекта является открытие лесной аптеки. Дети рассказывают о лекарственных растениях и своих исследованиях родителям и другим детям.

Еще один проект, посвященный уже неживой природе, был реализован в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 116" Семицветик, города Рязани. Данный проект не носил непосредственно экологической направленности, однако при желании ему можно было бы легко придать экологический характер.

Проект назывался "Эта удивительная соль". Данный проект стал следствием отдыха одного из воспитанников МДОУ на соленом озере Баскунчак. В результате чего у детей возникло множество вопросов: "Что такое соль?", "Откуда она берется? Как ее добывают?", "Почему море соленое?" и др.

В работе над проектом "Эта удивительная соль" принимали участие и дети, и родители, и воспитатели.

Проект объединил два индивидуальных исследования:

· "Почему соль соленая и такая разная?"

· "Волшебница соль"

Цель проекта: Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.

1. Выяснить, откуда берется соль.

2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

3. Исследование свойства соли опытным путем.

4. Поиск информации о соли в художественных произведениях.

5. Стимулирование познавательной активности, создание условий для осуществления исследовательской деятельности.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

7. Развитие воображения, любознательности и уверенности в своих способностях.

8. Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству.

Исходя из доминирующего метода, данный проект носил исследовательский и творческий характер. Взаимодействие осуществлялось в рамках пары ребенок - взрослый. По характеру контактов проект являлся разновозрастным, по количеству участников проект - групповым, по продолжительности осуществления - среднесрочным.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

1. Этап проектирования включал в себя следующую деятельность:

· Беседы ("Что такое соль и для чего она нужна?", "Что мы хотим узнать о соли?", "Где можно найти нужную информацию");

· рассматривание энциклопедий, чтение книг;

· формулировка проблемных вопросов;

· выдвижение гипотез;

· планирование работы.

Целью данного этапа было научить детей задавать вопросы, самостоятельно выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.

Итогом первого этапа стал план дальнейшей работы:

· Сбор сведений о соли из разных источников информации.

· Знакомство с художественными произведениями, в которых есть упоминание о соли

· Исследование, почему соль бывает разного цвета.

· Выращивание кристаллов соли.

· Фотографирование

· Составление презентации: "Эта удивительная соль", "Такая разная соль".

Следующий этап проекта - технологический - включал в себя:

· сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет);

· беседы ("Соль в пословицах, поговорках, загадках", "Какая бывает соль?");

· сбор образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, "Экстра", соль для ванн);

· опыты ("Растворяется ли соль в воде?", "Как влияет соль на свойства воды?", "Куда девается соль при испарении?", "Выращивание кристаллов");

· наблюдения ("Как мама использует соль?").

Рефлексивный этап включал:

· обобщение и систематизация полученных знаний;

· фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка "Как вырастить кристалл?", выращенные кристаллы, слайды "Соляные пещеры");

· формулирование выводов;

· подготовку и проведение презентации.

Последний заключительный этап данного проекта заключался в интересном рассказе о проведенном исследовании детям, их родителям и воспитателям.

В том же учреждении осуществлялся и другой проект "Кора - одежда для растений".

Данный проект объединил три темы исследований:

· "Такая разная кора"

· "Берестяное кружево",

· "Кому кроме деревьев нужна кора (приносит ли кора кому-то пользу)".

Целью проекта было формирование представлений детей о защитных функциях коры и ее использовании.

Задачи проекта:

· формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольного возраста;

· развитие познавательного интереса к живой природе;

· формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и дошкольника поведения;

· формирование представлений о разнообразии коры и об использовании коры человеком;

· знакомство детей с корой как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения (народные промыслы);

· знакомство детей с применением коры в медицине.

Первый этап проекта являлся экспедиционным. На данном этапе дети познакомились:

· с особенностями коры разных деревьев (какого цвета, гладкая или шероховатая, имеет ли запах);

· сравнили кору молодых и старых деревьев;

· собрали кору для создания коллекции;

· природный материал для изготовления поделок;

· обнаружили следы повреждений, нанесенных деревьям человеком.

Во время экспедиции детей интересовало буквально всё:

· Зачем деревьям кора?

· Почему кора разная?

· Чем пахнет кора?

· Что будет с деревом, если содрать кору?

· Почему деревья не могут жить без коры?

· Зачем белят стволы деревьев?

· Почему у маленькой березки кора коричневая, а у большой - белая?

После экспедиции была проведена конференция, в ходе которой дети рассказали о том, что нового они узнали и чему научились, обменялись впечатлениями и поделились своими дальнейшими планами.

В процессе мозгового штурма дети сформулировали вопросы и выдвинули гипотезы своих будущих исследований.

Технологический этап включил в себя сбор информации из самых различных источников: дети обратились за помощью к взрослым, к энциклопедиям, книгам, сказкам, вели наблюдения за деревьями на территории детского сада. Была организована экскурсия в музей природы, где воспитанникам рассказали о деревьях, произрастающих в Мещере, о том, как используется кора различных деревьев.

С родителями дети посетили магазин, где продают сувениры, изготовленные из коры деревьев, аптеку, где получили информацию о целебных свойствах коры и приобрели ее.

Были проведены беседы:

· "Как человек использует кору";

· "Что такое берестяные грамоты и когда они появились?";

· "Как добывают бересту для поделок?

По доминирующему методу данный проект являлся социально-исследовательским, по содержания включал ребенка и природу, носил межпредметный характер, по характеру участия - ребенок являлся участником проекта от идеи до результата. Проект осуществлялся внутри одной возрастной группы, по количеству участников являлся групповым, по продолжительности - долгосрочным.

Итогом проекта стали:

· Коллекция "Такая разная кора";

· Панно "Кора лечит", "Кора кормит", "Чем пахнет кора?";

· Коллекция поделок и сувениров из коры.

Проект "Биоценоз березовой рощи поселка Южный". В состав данного проекта входят следующие направления: формирование знаний об окружающем мире, в том числе о природе, развитие речи детей, художественное воспитание. Проектно-исследовательская деятельность при этом органично входит во все остальные виды деятельности, составляя с ним единое целое.

Цель проекта - формирование исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения живой природы.

Задачи проекта:

· Сформировать знания о живой и неживой природе

· Привить навыки экологически грамотного поведения в природе;

· Дать представления о березовой роще как о зеленом доме растений и животных

· Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

· Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов;

· Расширить представления детей о социальной значимости березовой рощи.

В рамках проекта осуществлялась разработка следующих тем индивидуальных исследований дошкольников:

· Кто посадил березку?

· Как березка готовится к холодной зиме?

· Кому нужна березка?

· Что для меня моя березка?

Данный проект - это методическое пособие для работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада при изучении базового курса "Ознакомление с окружающим" по программе С.Н. Николаевой "Экологическое воспитание в детском саду". При некоторой адаптации с проектом можно работать по пособию А.И. Ивановой "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду".

Продолжительность проектно-исследовательской деятельности определялась следующими факторами:

· Особенностями изучаемого явления (сезонные изменения в жизни дерева, осень-зима);

· Наличием свободного времени;

· Заинтересованностью детей, их отношением к предлагаемому виду деятельности.

Поэтому проект носил долгосрочный характер.

На подготовительном этапе были обсуждены вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью, определены цель и задачи проекта, составлен список необходимого оборудования, разработан план-график работы, подготовлена методическая и художественная литература, дидактические игры по теме проекта, приобретены необходимые принадлежности для практических занятий, создана лаборатория "Маленькие волшебники" для экспериментальной деятельности.

В ходе реализации проекта было организовано выполнение дошкольниками самостоятельных исследований (экспериментов, опытов, наблюдений), проведены дидактические игры, ознакомление с литературой по теме проекта.

В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом был создан Музей природы "Человек, деревья, птицы и трава - едины корни нашего родства!", альбом "Березонька", фотоальбом, книги-самоделки.

Презентация проекта проходила в форме просмотра видеофильма "Экспедиция в березовую рощу поселка "Южный", концерта, где были продемонстрированы итоги реализации проекта.

Проектная деятельность не обязательно может носить чисто экологическую направленность. Возможно объединение нескольких направлений в рамках одного проекта. Примером этого является проект, осуществленный в МДОУ №225 "Лето - удивительная пора!".

Данный проект был реализован в рамках ДОУ в летний период и был нацелен на то, чтобы деятельность детей в это т период была более содержательной, интересной и познавательной.

В проекте участвовали: дети дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: обогащение впечатлений детей о разнообразии природы в летний период.

Задачи проекта:

1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей посредством использования природных факторов.

2. Воспитание у детей любви к живому, желания оберегать и защищать природу.

3. Развитие познавательного интереса и формирование навыков экспериментирования.

4. Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.

5. Воспитание привычки повседневной физической активности.

6. Способствование вовлечению родителей дошкольников в совместную с ребенком деятельность.

Реализация проекта велась через различные виды деятельности по нескольким направлениям:

1. Беседы "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!", "Советы доктора Пилюлькина", "Уроки Бронхи - брата"

2. Физкультурное развлечение "Быстрее, выше, дальше", "В гостях у Нептуна"

3. День здоровья "Весёлый мяч"

4. Сбор лекарственных растений: "От болезней и мучений нас спасут плоды растений!"

1. Беседа "В природе нет ничего лишнего".

2. Фотовыставка "Удивительное - рядом".

3. Акция "Озеленение территории детского сада - посадим дерево".

4. Целевая экскурсия на луг "Здравствую, луг!".

5. Праздник цветов (в программе: стихи, загадки, спортивные этюды, подвижные игры, приметы, головоломки).

6. Викторина "Природа - наш друг!", "Знатоки леса".

7. Экологические игры "Что было бы, если из леса исчезли…", "Где что зреет?", "Распределение плодов по вкусу, цвету, форме".

1. Составление рассказов "Приключение Муравьишки", "Мой любимый вид спорта" (создание малой спортивной энциклопедии).

2. Речевые физкультминутки.

3. Придумывание загадок о деревьях, цветах.

4. Копилка загадок, пословиц, поговорок о лете.

5. Инсценировка стихотворения "Цветное молоко".

1. Сюжетно - ролевые игры "Садовник", "Юные строители".

2. Словесные игры "Кто больше заметит небылиц?", "Назовите растение", "Четвёртый лишний".

3. Коммуникативные игры "Кто больше назовёт?", "Придумай небылицу".

4. Пазлы, разрезные картинки "Животный мир"

1. Проведение опытов с песком и с водой.

2. Изучение энциклопедий: "Почему песок бывает разным?", "Почему в пустыне растут кактусы?", "Растения - фитоспасатели: мята, календула, подорожник, ромашка".

3. Занятие "Солнечные зайчики".

4. Интегрированное занятие "Путешествие в Фитоландию".

1. Акция "Трудовой десант" (совместно с родителями) - уборка мусора, обрезка кустов, посадка цветов.

2. Конкурс детских работ по ручному труду: создание книжек - малышек "Лето - удивительная пора".

3. Работа в цветнике и на огороде "Растут цветы для красоты, а овощи - для здоровья".

1. Открытие на участке "Творческой мастерской".

2. Оформление выставки "Летние виды спорта". Создание малой спортивной энциклопедии.

3. Конкурс рисунков "Вода и краски".

4. Смотр-конкурс "Юный флорист".

5. Изготовление из бумаги панамок.

6. Изготовление игрушек - животных из природного материала.

1. Спартакиада "Спорт и смех - в семье успех!".

2. Изготовление атрибутов для спортивных и подвижных игр "Умелые руки не знают скуки".

3. Турпоход "Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!".

4. Изготовление семейных фотоальбомов "Лето - 2009".

1. Конкурс стихов о лете.

2. Развлечение "Страна загадок".

3. Литературные посиделки "Читаем вместе о лете": Н. Калинина "Как Сашу обожгла крапива", В. Берестов "Весёлое лето", Н. Полякова "Доброе лето", М. Пришвин "Золотой луг", З. Александрова "Дождик".

1. Утренник "Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!".

2. "Музыкальная копилка" (слушаем и поём песни о лете).

3. Хороводные игры

4. Беседа "Природа и музыка".

5. День именинника.

Таким образом, в рамках данного проекта был в полной мере реализован интегрированный подход.

Исходя из рассмотренных проектов, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес, они с удовольствием участвуют в проектах, вносят свой вклад в его организацию и развитие. Соответственно и эффективность полученных знаний существенно выше, т.к. невозможно забыть ту информацию, которую нашел и подготовил сам.

При подготовке проекта и педагогам следует проявлять фантазию. Как видно из приведенных примеров проекты могут осуществляться по различным темам, включать в себя различные виды деятельности - не только исследовательскую, носить как экологический, как и комплексный характер, осуществляться в рамках ДОУ или совместно со школами и т.д.

Однако в любом случае требуется четкое планирование и организация деятельности. Для этого педагогам следует ответить на следующие вопросы:

· Какова цель проекта?

· Кто будет участвовать в данном проекте (какие педагоги, дети, будут ли принимать участие родители и т.д.)

· Какова направленность проекта? (будет ли он носить сугубо экологический характер или являться комплексным)

· Будет ли проект осуществляться только силами ДОУ или совместно со школами, музеями и т.д.

· Какова планируемая продолжительность проекта? (продолжительность во многом зависит от выбранной темы).

· Какова тема проекта? (ответ на этот вопрос может дать общение с детьми, поскольку тема проекта должна быть им интересна).

· Какое оборудование и материалы необходимы для реализации проекта?

· Какое финансовое обеспечение необходимо для проекта? (возможно необходима закупка оборудования и т.п.)

· Какие этапы будут выполняться в процессе реализации проекта?

· Какую роль будут выполнять участники проекта на каждом этапе?

· Какие результаты должны быть достигнуты в конце каждого этапа?

· Какие результаты должны быть достигнуты в результате реализации сего проекта и как они будут представлены.

Выводы

В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.

При этом проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам, так и в рамках программам экологического направления.

Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического образования приобретает в последнее время все большую популярность. Это связано с его эффективностью, а также с общей тенденцией в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения.

Тематика экологических проектов может быть самой разнообразной.

Однако в любом случае цели проектно-исследовательской деятельности как метода экологического образования будут достигнуты только в случае, если педагоги придерживаются определенных правил, основные из которых следующие:

· работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу,

· необходимо предоставить детям свободу выбора.

· Необходимо избегать назидательности и лозунгов, поскольку экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.

Любая проектно-исследовательская деятельность вне зависимости от темы исследования должна включать такие этапы, как выбор темы и объекта, подготовка материалов и оборудования, получение начальных теоретических знаний об объекте, проведение исследований, обобщение результатов исследований, выводы, представление результатов.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Магнит и его удивительные свойства»

Цель: развивать познавательную активность, умение экспериментальным путем подтверждать или опровергать полученную информацию.

Познакомить детей с магнитом - металл обладающий магнитными свойствами.

Познакомить детей со свойствами магнита - притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, бумагу, песок) .

Развивать навыки исследовательской деятельности, анализирующее восприятие, логическое мышление.

Развивать речевую активность: умение выдвигать предположения гипотезы, выражать в речи результаты действий.

Найти применение магнита в жизни людей, выявить его положительное и отрицательное воздействие.

Материал: магниты(маленькие и большие), мелкие предметы из разных материалов, ёмкости с водой, скрепки, компас.

Интеграция: ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Безопасность», ОО «Социализация»

Технологии: экспериментально-поисковая, игровая.

Ход занятия:

Ребята, сегодня по дороге в детский сад мне передали письмо и шкатулку. Мы с вами прочитаем письмо и попробуем отгадать что в этой шкатулке? (читаем письмо)

Чтобы понять что лежит в этой шкатулке вам нужно отгадать загадку:

Этот камень не простой,

Он с изюминкой одной.

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

Вы ребята не спешите

Этот камень назовите. (правильно ребята это магнит). А что такое магнит и для чего он нужен кто-то знает? (ответы детей). Чтобы нам узнать что же интересного умеет делать магнит давайте проведём опыты.

Опыт № 1 « Достать скрепку из воды не замочив руки ».

У вас на столах есть ёмкость с водой, подвиньте её к себе. Так же у вас есть чашечки с раздаточным материалом (скрепки). Возьмите скрепку и опустите её в воду. Возьмите магнит, он поможет нам вытащить скрепку из воды не замочив руки. Сделайте вывод: (магнит действует через стенки ёмкости и воду) .

Физкультминутка

Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны? Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!

Опыт № 2 «Всё ли притягивает магнит? » Подвиньте тарелки с раздаточным материалом к себе. Посмотрите внимательно из чего сделаны предметы? (из стали, металла и т.д.). Но металл бывает разный, давайте возьмём магнит и узнаем все ли металлы притягиваются к нему? 1 группа- предметы которые притягиваются.

2 группа- предметы которые не притягиваются.

Какие предметы притягивает магнит? (перечислить)

Почему не притянул монетку из металла? (алюминий)

Вывод: Притягивает предметы из стали и железа.

А сейчас я вам покажу, что магнит не всегда полезен, а даже может навредить, если его использовать не по назначению. Что это? (показываю компас)

Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? - Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение?

Проверить предположения детей экспериментально. Поднеся магнит к компасу, дети увидят, что стрелка компаса движется с магнитом.

Объясните наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей.

Уберём магнит и увидим, что компас стал показывать стороны горизонта неверно.

Закрепить с детьми, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса - его показания «сбиваются».

магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.

Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться.

Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.

Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет. после того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться.

Обратите внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его.

А где же можно использовать магнит?

В медицине, бытовая техника, внутри двигателей, в автомобиле, даже в игрушках; нет области в деятельности человека, где бы не использовался магнит.

Вывод:Сегодня мы посмотрели с вами магниты большие и маленькие. Узнали о их свойствах, о каких свойствах магнита мы узнали?

Мы теперь знаем, что магнит притягивает к себе предметы из стали и железа; что большой и маленький магнит отличаются силой притяжения; узнали всегда ли магнит приносит пользу или может навредить? ; где используется магнит?

Цель проекта: разработать и выполнить мягкую игрушку Задачи проекта: изучить историю возникновения мягких игрушек, и требования, предъявляемые к изделиям в данной технике; выполнить мягкую игрушку, создав условия для пропаганды творчества среди обучающихся моей школы.

Читать

Узнать как можно больше о профессии стоматолог. 1.Какими качествами надо обладать, чтобы быть стоматологом. 2. Какие Вузы готовят стоматологов. 3.Познакомиться с историей профессии стоматолог. 4.Какие предметы мне необходимы для поступления в институт.

Читать

Цель работы: Выяснить, полезен или вреден шоколад для здоровья детей. Задачи: 1. Познакомиться с историей происхождения шоколада; 2. Дать характеристику основных ингредиентов шоколада; 3. Проанализировать состав шоколада; 4. Провести анкетирование среди учащихся; 5. Выяснить, какое влияние на здоровье детей может оказать шоколад

Цель проекта: - включение в активную благотворительную деятельность, направленную на психологическую поддержку пожилых людей; - формирование у школьников чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения друг к другу; - улучшение качества жизни одиноких пожилых людей; - укрепление духовной связи между людьми разных поколений. Задачи проекта: - Способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности, сочувствия к чужой беде, милосердия, доброты друг к другу; - Вовлечь учащихся в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи ветеранам войны и труда, одиноким пенсионерам; - Формировать осознанную потребность действовать бескорыстно, от души.

Читать

Цель проекта: Постановка музыкальной сказки С.Я. Маршака на музыку О.Геталовой «Сказка о глупом мышонке»  Прочитать стихи С.Я. Маршака и либретто музыкальной сказки, сделать сравнительный анализ.  Распределить роли.  Заучить свои партии.  Сшить костюмы.  Провести репетиции.  Подготовить декорации и реквизит.  Представить и защитить постановку сказки.

Читать

Цель исследовательской работы:установить смысловую сторону (семантику) отдельных языковых единиц: морфем, слов, грамматических форм проанализировать названия улиц города на лексическом уровне; провести лексико -семантическую классификацию годонимов города по нескольким номинациям.

Читать

Целью нашей работы считаем изучение сходств и различий в работе двух школ: начальной школы гимназии №13 г. Пензы и школы Эддерли г. Бирмингема; внесение изменений в работу начальной школы гимназии №13 на основе изучения положительного опыта школы Эддерли.  Изучить имеющуюся в библиотеках города и Интернете информацию по выявленной проблеме;  Выявить основные характеристики систем образования в Англии и России;  Составить краткое описание основных черт начального образования в рассматриваемых странах;  Составить сравнительную таблицу работы двух школ: начальной школы гимназии №13 и школы Эддерли г.Бирмингема;  Внести изменения в работу начальной школы гимназии №13.  Провести итоговый опрос среди учащихся о пользе внесенных изменений.

Читать

Познакомить детей с парками Москвы; дать некоторые знания об истории парка, названия отдельных парков. проявление интереса к паркам Москвы; дать представление о разнообразии парков и их достопримечательностях; увеличить представление о многообразии мира растений, животных парка; активизировать знания детей о парках полученные на прогулках и экскурсиях; учить составлять последовательный рассказ об увиденном, на заданную тему; развивать связанную речь, активизировать в речи сложноподчиненными предложениями; развивать творческие способности детей, воспитывать чувство прекрасного; воспитывать чувство любви и гордости за столицу; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

Читать

Очерк к 80-летию Беллы Ахмадулиной Через обращение к фактам биографии Беллы Ахмадулиной найти новый подробности, определяющие основные направления творческого наследия.

Читать

Обмен педагогическим опытом В статье исследуются характерные черты творчества современного немецкого писателя Тимура Вермеша. В формировании творческого метода Т. Вермеша большую роль сыграли общественно - политические и культурные традиции Германии, прежде всего, творчество Г.Манна. Однако эти литературные влияния нисколько не умаляют того факта, что Т. Вермеш выступает как художник, наделённый ярким и самобытным дарованием. Сатирической линией своего творчества писатель во многом продолжает и развивает традиции острой общественной сатиры. Роман «Он снова здесь» является важнейшим этапом в формировании сатирического таланта писателя.

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»

Подготовила: воспитатель МБДОУ Черёмушинский детский сад «Берёзка» Е.В. Новоселова

Целью мастер-класса является: передача коллегам личного профессионального опыта, разработок в сфере исследовательской (экспериментальной) деятельности.
Задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий воспитания.

Исследовательская деятельность в детском саду

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.


Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает иоказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В моей группе оборудован экологический уголок в виде мини-лаборатории, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенны

Опытов.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
– приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,
компас, магниты;


– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
– природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;




– муляжи овощей и фруктов, модели животных.



При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.

В нашем детском саду ведётся экологический кружок «Мы и природа», руководителем которого я являюсь. Весь проект кружка разбит на 9 тем. По каждой теме мы с ребятами либо проводим опыты, либо моделируем разнообразные объекты.

Сегодня я вам хочу продемонстрировать несколько экспериментов, которые мы проводим с ребятами. Прежде чем начать с моими помощниками научные эксперименты мы превращаемся в исследователей (надеваем белые халаты). И вас я попрошу надеть халаты.
Для первого опыта мне необходимо два помощника.

Опыт №1. Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка. Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Опыт №2 . Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Опыт №3 . Нужно взять свечу на блюдце и зажечь. Когда свеча разгорелась, накройте её стаканом. Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.

Опыт №4 . В следующем опыте со своими исследователями мы используем дрожжи, сахар и тёплую воду. Необходимо некоторое время для того чтобы дрожжи растворились и началась реакция, только тогда шарик начнёт надуваться.