ПЕН-центр. Главный скандал писателей приобрёл масштабы движения

Николай Подосокорский

Владимир Мощенко

В исполком Московского
ПЕН-центра

Прежде чем стать членом нашей организации, я имел долгие беседы о ней с моими друзьями – Александром Ткаченко и Аркадием Аркановым. ПЕН стал для меня чем-то родным и близким. Я и подумать не мог, что наступит срок, когда исполком Московского ПЕНа столь демонстративно предаст забвению Хартию Международного ПЕН-клуба. Увы, но, придя в себя после болезни, я вынужден с горчайшим чувством заявить о выходе из Российского ПЕН-центра.
Владимир Мощенко

Алиса Ганиева

Александр Архангельский

Денис Драгунский


от Драгунского Дениса Викторовича (членский билет №504)

Дорогие коллеги,
настоящим объявляю, что выхожу из состава Русского ПЕН-центра, так как не согласен с действиями Исполкома, а также с большинством коллег, которые с его действиями согласны.

С дружеским сожалением и надеждой, что деятельность Русского ПЕН-центра рано или поздно вернется в рамки Устава и ценностей Хартии Международного ПЕН-клуба,
Искренне ваш,

Виктор Ярошенко

В дирекцию
Русского PEN-центра
PEN International
World Association of Writers

Заявление

Я, Ярошенко Виктор Афанасьевич,
член Pусского PEN-центра с февраля 1999г. (членский билет № 435),
с глубоким прискорбием сообщаю, что я выхожу из членов русского PEN-центра из-за недальновидной, глупой и агрессивной политики группы людей, оказавшихся в его руководстве и раздувшей искры несогласия в пожар вражды.
Сейчас я уже не вижу никаких возможностей для консенсуса, которого многие из нас пытались добиться в последние два года.

Алла Шевелкина

В Исполком русского ПЕН-центра

Прошу исключить меня из состава членов русского Пен-центра. Невозможно находиться в организации, которая нарушает свой собственный устав, изгоняет из своих рядов в наказание активных членов и ставит “на вид” другим.
Меня пригласила вступить в ПЕН замечательная писательница Людмила Улицкая. Тогда мне казалось, что Пен-центр – это правозащитная организация, которая, используя свой международный авторитет, борется за права человека, за освобождение, например, таких людей, как Надежда Савченко или Олег Сенцов. А вместо этого российский ПЕН погряз в ссорах и склоках.
Последнее событие – исключение Сергея Пархоменко, делает мое пребывание с составе этой организации невозможным.

Алла Шевелкина, журналист

Борис Соколов

Сумерки Русского ПЕНа

Я написал заявление о выходе из Русского ПЕН-центра. После позорного решения об исключении Сергея Пархоменко и Григория Петухова он превратился в жалкую пародию на Союз советских писателей и напрочь забыл о правозащитной основе своей деятельности. Новый президент ПЕНа Евгений Попов давно уже растерял память о своей диссидентской юности и превратился в “разрешенного”; правозащитника, готового защищать гонимых и преследуемых хоть в Казахстане, хоть в Узбекистане, только не в своей стране, чтобы с властями не ссориться. Это точно так же, как Евгений Евтушенко в советское время боролся за свободу патриотов Чили или Анджелы Дэвис.

Подобное скатывание ПЕНа к имитации правозащитной деятельности произошло благодаря создавшемуся в нем молчаливому большинству. Оно сформировалось за счет принятых в ПЕН в последние годы писателей, которые на собрания не ходят, а по почте голосуют так, как скажут президент и Исполком. Что ж, власть подмяла под себя еще одну независимую прежде общественную организацию.

Особенно печально для меня то, что среди проголосовавших за позорное решение об исключении оказался Александр Городницкий. Раньше я его глубоко уважал, теперь не уважаю.

А самым трагичным для меня и других писателей, которые в эти дни вышли или собираются выйти из ПЕНа, является невозможность дальше направлять властям коллективные письма в защиту тех, кто преследуется за свои убеждения. Раньше мы это делали в рамках сложившейся в ПЕНе группы “Частное мнение”. Поэтому я предлагаю всем, кто вышел из ПЕНа по идейным соображениям, создать какое-то новое объединение, чтобы мы могли продолжать ту деятельность, от которой отказалось нынешнее руководство Русского ПЕН-центра.

Виктор Есипов

Самопровоглашенному исполкому Русского ПЕН-центра
Не считаю возможным оставаться в организации, где отсутствуют демократические начала, и фальсифицируется собственный устав.

Член СП Москвы,
Снс ИМЛИ РАН им. Горького
Виктор Есипов

Анна Берсенева (Татьяна Сотникова)

Владимир Сотников

Майя Кучерская

Алексей Моторов

Михаил Берг

Ольга Дробот

ЗАЯВЛЕНИЕ
Я вступила в Русский ПЕН-Центр в 2014 году, воодушевленная его антивоенными заявлениями. В полном соответствии с Хартией ПЕНа Людмила Улицкая, Лев Тимофеев, Алексей Симонов и другие члены ПЕНа отважно боролись против лживых и сфальсифицированных публикаций, против превращения слово в политическое оружие.
Целью моего вступления в ПЕН была борьба за свободу слова и выражения своего мнения. Я литературный переводчик, это незаметная профессия, поэтому вес моего публичного слова не сопоставим с весомостью слова, например, нобелевского лауреата Светланы Алексиевич. ПЕН как раз и придуман как такой зонтик – он поддерживает правозащитную деятельность литераторов и уберегает их от преследований авторитетом Всемирного ПЕНа. Поэтому я вступала в ПЕН, как вы прозорливо заметили, чтобы использовать бренд PEN по прямому назначению. Письма в защиту Олега Сенцова, Надежды Савченко, «Мемориала», Украинской библиотеки, которые я подписывала как «член Русского ПЕН-Центра», стоили того. Но своими последними действиями – манипуляциями с уставом и выборами, постыдным преследованием инакомыслящих, нежеланием твердо требовать освобождения Олега Сенцова – исполком РПЦ фактически опозорил название PEN.
Это особенно печально, потому что в сегодняшней ситуация со свободой слова и выражения своего мнения авторитет Всемирного ПЕНа как никогда нужен для активной правозащиты. Вместо этого исполком РПЦ озабочен получением президентского гранта на издание «Обжигающего пламени» (вот уж политическая деятельность в чистом виде).
Я с огромным уважением отношусь к своим единомышленникам, остающимся в ПЕН-Центре, но не разделяю надежду Алины Витухновской, что Русский ПЕН-Центр вернется к своему предназначению. Репрессивно устроенная организация не может бороться ни за чьи права. Когда я вступала в Русский ПЕН-Центр, мне и в голову не могло прийти, что именно в ПЕНе я столкнусь с дремуче антидемократической системой выборов, с полным презрением к мнению меньшинства, с жестокой и неумолимой цензурой и совершенно недопустимой манерой, в которой вы и члены исполкома позволяете себе писать заявления и комментировать в прессе и на своих страницах в фейсбуке. Когда мы год назад состояли с вами в публичной переписке, я говорила, что раскол Русского ПЕНа представляется мне наихудшим сценарием. Сегодня это факт. Единственным выходом из положения была бы добровольная отставка президента и исполкома, созыв внеочередного собрания и возвращение к демократическим и просто уважительным нормам внутри Русского ПЕНа. Поскольку никакой надежды на это у меня нет, я заявляю о своем выходе из Русского ПЕН-Центра с 13 января 2017 года. Я по-прежнему разделяю заявленные в Хартии цели Всемирного ПЕНа и буду бороться за них по мере сил.
Ольга Дмитриевна Дробот, 12.01.2017

Андрей Макаревич

Прочитал письмо о выходе Льва Рубинштейна из ПЕН-клуба. С большим сожалением подписываюсь под каждым его словом. И следую за ним.

Варвара Горностаева

Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: Сегодня я решил выйти из российского ПЕН-центра, так как наш ПЕН окончательно сгнил. Теперь в нем царствуют жуки-короеды и мокрицы, а внутри – труха.

Леонид Бахнов

В Исполком Русского ПЕН-центра

Полагая для себя невозможным оставаться в организации, руководство которой позволяет себе манипуляции с Уставом и выборным процессом, а правозащитной деятельности предпочитает санкции против коллег, прошу не считать меня более членом Русского ПЕН-центра.
Леонид БАХНОВ,
членский билет № 514
12 января 2017 г.

Виталий Диксон

Ольга Варшавер

Павел Нерлер
Адресат – Екатерина Турчанинова, заместитель директора Русского ПЕНа

Катя, я как рядовой член ПЕН-Центра устал терпеть весь этот позор. Самое отвратительное – это стилистика, с которой ведется эта “дискуссия” – с обеих сторон.
Кроме того я не доволен тем, что довольно принципиальное мое предложение ПЕНу – перейти от тактики “прокукарекать” (то есть писания заявлений, принципиально безадресных и не рассчитанных на ответную реакцию и потому бессмысленных) к тактике “побороться” (то есть вступаться за гонимых не вербально, не сотрясая воздух, а юридически и системно, подавая иски и доводя их до судебных решений, какими бы они ни были). По-моему, для правозащитного профсоюза, – а ничем иным ПЕН не является, – это центральный вопрос, и меня покоробило то, как его положили под сукно.

В общем, это – заявление о выходе из ПЕНа, прошу сегодня же подтвердить его получение, зарегистрировать и опубликовать на сайте.
С горьким чувством, Павел Нерлер
11 января 2016 года.

Григорий Пасько

“Журналист Григорий Пасько написал заявление о выходе из Русского ПЕН-центра. Об этом он рассказал Открытой России .

Ольга Седакова
сообщила о выходе из Русского ПЕН-центра на своей странице в Фейсбуке

Я выхожу из ПЕН’а.

Заявление.
Я приняла решение выйти из русского ПЕН-центра.
Как и для Льва Рубинштейна, это решение для меня печально. Оно означает, что у меня не осталось надежды на то, что наш ПЕН в его настоящем состоянии может быть независимой правозащитной организацией литераторов, то есть выполнять свое прямое назначение. Я думаю, что в те годы, когда его генеральным директором был А.П.Ткаченко (1994 – 2007), русский ПЕН эту задачу выполнял.
Члены любого союза или общества могут иметь разные взгляды, культурные, политические, этические. Тем более это справедливо по отношению к писателям и людям умственного труда. Но есть тема, которая не обсуждается: а именно, смысл и назначение добровольного союза, в который человек вступает. Допустим, в природоохранное общество незачем вступать тому, кто считает, что природу охранять не стоит (или стоит, но не всегда), и что те, кто полагают, что природу нужно охранять в любых обстоятельствах, – «деструктивные силы» и «провокаторы». А именно таково мнение нынешнего руководства и большинства членов ПЕН’а: выступать или не выступать в защиту свободы слова и людей, пострадавших за эту свободу, зависит от обстоятельств. Точнее, от одного обстоятельства: приведет ли это к конфликту с властью. С идеей и практикой международного ПЕН’a это никак не соотносится.
При этом необходимость правозащитной организации такого рода в современной России очевидна. Сила заявлений ПЕН’a – в том, что это общее, согласованное выступление людей, обладающих общественным авторитетом. В рамках нынешнего ПЕН’a такие заявления уже невозможны.
Ольга Седакова

Светлана Алексиевич

на нашу просьбу прокомментировать ситуацию с исключением из Русского ПЕН-центра Сергея Пархоменко написала в ответ:

Я хочу сказать,что моим комментарием к исключению Пархоменко может быть только мое заявление о выходе
из Русского ПЭНа, идеалы основателей которого трусливо попраны. В годы перестройки мы гордились нашим ПЭНом, а сейчас стыдно.Так подобострастно и униженно русские писатели вели себя только в сталинское время.
Но Путин уйдет, а эта позорная страничка в истории ПЭНа останется. И имена тоже.
Сегодня такое время, что мы не можем победить зло, мы бессильны перед “красным человеком”, но остановить время он не может. Я верю в это.
Светлана Алексиевич

Акунин / Чхартишвили

В современной России многие вещи – не то, чем они себя называют.
Дума не думает, парламентская оппозиция не оппонирует правительству, Либерально-демократическая партия ненавидит либералов с демократами, и так далее, и так далее.
То же и с Российским ПЕН-центром. Среди основных задач мирового ПЕН-движения значится «бороться за свободу выражения и быть мощным голосом в защиту писателей, которые за свои взгляды подвергаются преследованиям, тюремному заключению и угрозе жизни».
Российский ПЕН-центр этим не занимается, а значит, никакого отношения к ПЕН-движению не имеет. Задача всей деятельности Российского ПЦ только в том, чтобы не рассердить начальство.
Я сторонник либерализма и демократии, но не имею ничего общего с ЛДПР.
Точно так же я разделяю взгляды ПЕН-движения, но прошу впредь никак не ассоциировать меня с Российским ПЦ. Я в нем больше не состою.

Лев Рубинштейн

Уважаемые коллеги.

Я принял решение выйти из состава ПЕНа. Это решение, признаюсь, созрело давно. Но я довольно долго не решался сделать этот шаг.

Членом этой организации я стал давно, с начала 1990-х годов. И это были совсем другие времена, совсем иной общественно-политический климат. И сама организация, и декларируемые ею принципы, и различные ее конкретные шаги были вполне совместимыми с моими базовыми представлениями о, так сказать, добре и зле.

Последней каплей стало известие об исключении из ПЕНа или прочих репрессивных мерах в отношении нескольких моих коллег. Да и не просто коллег, а прямо скажем - друзей. И не просто так, а с совершенно недопустимыми формулировками и оценками их личных качеств.

«Проглотить» это я не могу никак. И выражаю свой решительный протест так, как умею, и так, как считаю необходимым.

Руководство ПЕНа горделиво сообщает, что вопреки «разрушительной работе различных деструктивных сил» удалось якобы «избежать раскола». Нет, не удалось. Совсем не удалось, увы.

ПЕН-центр по определению - писательская организация, то есть состоящая как бы из писателей. А известно, что никто так, как писатель (если он писатель), не бывает столь чувствителен к вопросам языка и стиля, за которыми всегда угадывается подлинная суть, подлинное содержание (или же полная бессодержательность) любого высказывания.

Так что раскол, к сожалению, произошел. И он очевиден. И не столько этот раскол прошел по поверхности идейных или политических убеждений - которые у всех могут быть разными, и это нормально, - сколько обнажил вполне сущностную стилистическую несовместимость. Эти самые «стилистические расхождения», которые однажды, хотя и по несколько другому поводу, были блестяще сформулированы Андреем Синявским, на другом историческом витке и в других социально-культурных обстоятельствах обозначили - по крайней мере, для меня - неуместность и мучительную двусмысленность самой моей принадлежности к организации, руководство которой изъясняется - в том числе и от моего имени - на таком языке.

Раскол произошел. И, к сожалению, он будет углубляться. И будет он углубляться не столько в силу очевидных идейных и нравственных расхождений и принципиального различия взглядов на нынешнее общественное состояние страны и мира, на границы компромисса, на те границы, перейдя которые, правозащитная организация становится откровенно сервильной, на саму роль писателя и художника в обществе. Это само собой, но не это главное. Обо всем этом можно спорить, говорить и договариваться. Но только при условии, что разговор происходит на общем языке. А его нет.

Не имея того темперамента, который необходим для «внутренней борьбы», я не нахожу ничего более уместного, чем просто покинуть эту организацию, просто попрощаться с ней, как бы трудно и мучительно для меня это ни было, какие бы добрые воспоминания ни остались у меня о многих коллегах и сотрудниках.

Нина Катерли

Александр Иличевский
написал на своей странице в фейсбуке

TWIMC. С сегодняшнего дня я не состою в списке членов ПЕНа РФ. Я вступил в него лишь потому, что был приглашен Людмилой Улицкой, и воспринял это приглашение как своего рода обязанность. Однако теперь считаю невозможным состоять в этой организации.

Татьяна Бонч-Осмоловская
написала на своей странице в фейсбуке

Я выхожу из Русского ПЕН Центра, так как эта организация не выполняет главную задачу, записанную в Хартии Международного ПЕН Клуба – быть правозащитной писательской организацией.

Геннадий Калашников

Президенту Русского ПЕН-центра
Е. А. Попову.
Исполкому Русского ПЕН-центра.
От члена Русского ПЕН-центра
Калашникова Г.Н.

ЗАЯВЛЕНИЕ
В связи с несогласием с процедурой проведения и решениями общего собрания ПЕН-центра, с карательными мерами, направленными против наших общих коллег, заявляю о своем выходе из членов этой организации.

Олег Хлебников

Мне глубоко противно то, что происходит в Русском ПЕН-центре. Он из правозащитной организации превратился в клуб писательской псевдоэлиты. Мне кажется, что надо заявить об учреждении альтернативного московского ПЕНа.
Олег Хлебников

Евгений Бунимович о выходе из исполкома Русского ПЕН Центра

Уважаемые коллеги!

Все годы в ПЕНе я видел смысл своей деятельности в объединении писателей, которые, несмотря на различие мнений, представлений и пристрастий, готовы вместе защищать принципы свободы слова, защищать писателей и поэтов, журналистов и издателей, подвергающимся преследованиям за свои тексты, слова, мысли. Некоторое время мне казалось, что это возможно и достижимо, однако последние события свидетельствуют об обратном.

Конечно, границы между правозащитной деятельностью и деятельностью непосредственно политической не очевидны, есть много других сложных проблем. Об этом можно и нужно спорить, договариваться, находить общий язык, искать компромисс, в то время как путь публичных взаимных оскорблений, исключений из организации и прочих «простых решений» ведет только к кризису и расколу.

Увы, сегодня по обе стороны ПЕНовских баррикад оказались писатели и поэты, которых уважаю и люблю, с которыми меня связывают давние приятельские, дружеские отношения, и я не хочу делать ненужный, навязанный выбор между Женей, Левой, Игорем, Люсей, Андреем, Гришей, Мариной, Варей, Сашей, Валерой, Костей, другим Сашей, Сережей, Володей, Максимом, Юликом, Ольгой, Олегом, Ирой, Тимуром, Ефимом, Наташей, Славой, Владом.

Останавливая свое участие в работе руководящих органов Русского ПЕН-центра, я, разумеется, как и прежде, буду участвовать в правозащитной деятельности писательского сообщества, выступая за свободу слова, в защиту писателей, которые подвергаются репрессиям за свои взгляды и книги.

Ваш Евгений Бунимович

Евгений Сидоров о выходе из исполкома Русского ПЕН Центра

В ИСПОЛКОМ РУССКОГО ПЕН-ЦЕНТРА
Как первый секретарь Союза писателей Москвы я готов был работать в Исполкоме русского ПЕН-центра, надеясь на тесное и плодотворное сотрудничество нашего Союза с известной правозащитной организацией. К сожалению, последние решения Исполкома, принятые без моего участия, вынуждают меня покинуть этот руководящий орган ПЕН-центра.
Евгений СИДОРОВ

Advertisements

Международная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, редакторов и переводчиков, работающих в различных жанрах художественной литературы. Название клуба ПЕН это аббревиатура от английских слов «поэт», «эссеист»,… … Википедия

ПЕН клуб международная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, редакторов и переводчиков, работающих в различных жанрах художественной литературы. Название клуба ПЕН это аббревиатура от английских слов «поэт»,… … Википедия

- (Р.Е.N., сокр. от англ. poets поэты, essayists очеркисты, novelists романисты), международное объединение писателей, преследующее гуманные и правозащитные цели; основали в 1921 английские писатели Дж. Голсуорси и К. Э. Даусон Скотт (Dawson… … Энциклопедический словарь

- (P. E. N. сокращенно от англ. poets поэты, essayists очеркисты, novelists романисты), международное объединение писателей; основали в 1921 английские писатели Дж. Голсуорси и К. Э. Даусон Скотт (Dawson Scott). Руководство пен клуба: президент… … Большой Энциклопедический словарь

Пен клуб, пен клуба … Орфографический словарь-справочник

- [англ. PEN CLUB Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 1 организация (82) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (P.E.N. International), международное объединение писателей. Название составлено из первых букв английских слов Poets (поэты), Playwrights (драматурги), Essayists (эссеисты, очеркисты), Editors (редакторы) и Novelists (романисты). Целью… … Энциклопедия Кольера

ПЕН-клуб - ПЕН клу/б, ПЕН клу/ба … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Книги

  • Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994-2004 , Жеребцова Полина Викторовна , `Моя правда, - пишет автор книги Полина Жеребцова, - это правда мирного жителя, наблюдателя, историка, журналиста, человека, который с девяти лет фиксировал происходящее по часам и датам,… Категория: Биографии, мемуары и беллетристика Серия: Диалог: Политика Издатель:

Русский ПЕН-центр - отделение международного «ПЕН-клуба». Эта организация появилась в Лондоне в 1921 году, объединив профессиональных писателей. Согласно уставу, члены клуба занимаются наблюдением за обеспечением права на свободу слова, защитой прав писателей, журналистов и деятелей культуры, а также творческим обменом с зарубежными коллегами. «Русский ПЕН-центр», вошедший в «ПЕН-клуб», был образован в 1989 году.

В первые дни нового года сразу несколько известных писателей объявили о выходе из Русского ПЕН-центра, объединяющего около 400 человек. Среди покинувших организацию Борис Акунин и Светлана Алексиевич, поэты Лев Рубинштейн и Тимур Кибиров. Несколько десятков оставшихся членов Русского ПЕНа выступили с коллективным заявлением, в котором потребовали безотлагательно провести в Москве общее собрание организации и выразили недоверие её действующему Исполкому.

Провокационная деятельность Пархоменко

Очередной раскол Русского ПЕН-центра начался 24 декабря 2016 года. В конце прошедшего года несколько десятков участников организации, среди которых был и , обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой помиловать украинского режиссёра Олега Сенцова. Сенцов осуждён на 20 лет за экстремизм по делу о «крымской диверсионно-террористической группе» запрещённой в России организации «Правый сектор».

Настаивал, что авторы обращения подписывались как частные лица, а не как участники Русского ПЕН-центра. Тем не менее пресс-служба ПЕН-центра в официальном обращении к президенту написала, что руководство организации не имеет отношения к высказываниям «группы либеральных оппозиционеров».

Исключили 28 декабря после выхода его колонки о том, как Русский ПЕН-центр выполняет свои правозащитные функции. Организация всё-таки высказала свою позицию по делу Сенцова, но то, как она это сделала, журналисту сильно не понравилось.

Николай Подосокорский

публицист, литературный критик

Я уверен, что решение об исключении Сергея Пархоменко и репрессиях в отношении других членов организации было ошибочным, и оно может привести к уже добровольному выходу из ПЕНа и ряда других известных литераторов. Напомню, что за последние несколько лет Русский ПЕН-центр по причине несогласия с политикой руководства организации такие известные писатели и общественные деятели как Сергей Костырко, Игорь Иртеньев, Лев Тимофеев, Людмила Улицкая, Наталья Мавлевич, Владимир Мирзоев, Любовь Сумм, Ирина Ясина, Ольга Тимофеева, Зоя Светова, Ирина Сурат, Борис Херсонский, Нуне Барсегян, Григорий Ревзин, Виктор Шендерович, Владимир Войнович, Сергей Гандлевский и Дмитрий Бавильский.

Сделанный 9 января прогноз подтвердился уже на следующий день. 10 января поэт вышел из состава Русского ПЕН-центра.

Лев Рубинштейн

Руководство ПЕНа горделиво сообщает, что вопреки «разрушительной работе различных деструктивных сил» удалось якобы «избежать раскола». Нет, не удалось. Совсем не удалось, увы.

ПЕН-центр по определению - писательская организация, то есть состоящая как бы из писателей. А известно, что никто так, как писатель (если он писатель), не бывает столь чувствителен к вопросам языка и стиля, за которыми всегда угадывается подлинная суть, подлинное содержание (или же полная бессодержательность) любого высказывания.

Так что раскол, к сожалению, произошел. И он очевиден. И не столько этот раскол прошел по поверхности идейных или политических убеждений - которые у всех могут быть разными, и это нормально, - сколько обнажил вполне сущностную стилистическую несовместимость. Эти самые «стилистические расхождения», которые однажды, хотя и по несколько другому поводу, были блестяще сформулированы Андреем Синявским, на другом историческом витке и в других социально-культурных обстоятельствах обозначили - по крайней мере, для меня - неуместность и мучительную двусмысленность самой моей принадлежности к организации, руководство которой изъясняется - в том числе и от моего имени - на таком языке.

После объявления о выходе из организации одно за другим последовали подобные заявления от других известных и уже бывших участников Русского ПЕН-центра.


Писатель и поэт, лауреат премий «Русский Букер» и «Большая книга» вступил в ПЕН-центр «лишь потому, что был приглашен Людмилой Улицкой (экс-вице-президентом организации, покинувшей её после конфликта с экс-президентом - прим. ред.), и воспринял это приглашение как своего рода обязанность» . Однако теперь посчитал невозможным состоять в этой организации.


Один из самых плодовитых современных российских писателей написал : «Я сторонник либерализма и демократии, но не имею ничего общего с ЛДПР. Точно так же я разделяю взгляды ПЕН-движения, но прошу впредь никак не ассоциировать меня с Российским ПЦ. Я в нем больше не состою».


Директор Петербургского ПЕН-клуба, писатель и лауреат «Русского Букера» Елена Чижова , что Петербургский ПЕН-клуб прекратил всякие контакты с московским Русским ПЕН-центром после решения об исключении из организации журналиста .


О выходе из организации лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич сообщила её подруга Рита Кабакова: «Из вчерашней переписки со Светланой Алексиевич: "Рита, после того, как они исключили Пархоменко, я тоже решила выйти из этой странной теперь организации. Сегодня мне звонила старая знакомая, было то же самое чувство. Мы все больше и страшнее разделяемся. Теперь с нами может быть все... Светлана" ».


Сооснователь издательства «Corpus» Варвара Горностаева написала , что выходит из Русского ПЕН-центра, «который медленно и верно превращался и превратился-таки в образцовый Совпис, трусливый и сервильный» . В 2013 году у Горностаевой была надежда, что ПЕН-центр станет правозащитной организацией, но вскоре он «поступил в точности так, как государство: нашел внутренних врагов и объявил им войну» .


Писательница выложила скан заявления об уходе, в котором тоже сравнивает Русский ПЕН-центр с Союзом писателей СССР: «В Уставе Русского ПЕН-центра записано: "ПЕН-клуб выступает в защиту принципов свободы информации внутри каждой страны и между всеми странами, его члены обязуются выступать против подавления свободы слова в любой ее форме". Когда я в свое время вступала в Русский ПЕН-центр, я вступала в правозащитную писательскую организацию, а не в союз советских писателей, в который он сейчас превратился» .


Автор книг о медбрате Паровозове Алексей Моторов покинул Русский ПЕН-клуб, так как «эта организация уже давно не следует заявленным целям, Хартии ПЕНа и даже собственному уставу». «Наблюдать как ведут себя писатели, многих из которых я считал порядочными людьми, наверное лучше не стоит» , - добавил он.


Вышла из писательского объединения и российско-австралийский филиолог Татьяна Бонч-Осмоловская, «так как эта организация не выполняет главную задачу, записанную в Хартии Международного ПЕН Клуба - быть правозащитной писательской организацией» .

____________________________

Президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов , отметил, что относится к нему «и ко всему, что он делает, с большим уважением» . Однако, по словам Городницкого, журналист «взял курс на обличение Исполкома ПЕНа, обвинял их, что они лижут зад начальству, говорил, что надо радикальнее выступать по разным вопросам, в том числе – политическим. В клуб входят люди разных взглядов, часто противоположных. А Пархоменко и другие люди выступали от имени всего ПЕНа. Это неправильно» , - сказал Городницкий журналистам.

Ответил бард и на вопрос об уходе из ПЕН-центра Людмилы Улицкой - она была вице-президентом организации и привела за собой много новых участников: «Я очень люблю Улицкую, она замечательный писатель. Но к ней были претензии в том, что она приняла много журналистов, что не было предусмотрено Уставом. А в 2014 году на конгрессе в Киеве делала довольно радикальные заявления от имени ПЕНа» .

Виктор Ерофеев, один из основателей Русского ПЕН-центра, входивший вместе с Людмилой Улицкой в его Исполком, а позже, по собственному выражению, превратившийся «в пыль ПЕНовскую», объединение пока не оставил. Но об этом. По его словам, раскол в когда-то активной и хорошо действовавшей организации наметился давно: «...Когда возникла ситуация с Крымом и с Донбассом, то тут уже было ясно, что разрыв вообще невозможно остановить».

Виктор Ерофеев

писатель

Мне кажется, что поскольку я один из основателей ПЕН-клуба, мне надо тоже понять: или уходить и тем самым будет ясно, что вообще никогда не соберем тех людей, которые могут нам вернуть ПЕН-центр назад, да? Ну, если там остаются только ангелы… Сволочи все уходят, остаются ангелы, то, значит, мы с ангелами никогда не справимся. Или уходить. Ну, в общем, время покажет. Но этот язык войны был безобразен с точки зрения ПЕН-центра. Хотя, надо сказать, что и с другой стороны вот такой разговор большевицкий, большевицкой оппозиции… Я сейчас говорю не про Лёву, а про других носителей этого языка. Мне он тоже кажется неверным, потому что мы же, все-таки, не ждем революции 17-го года, нам не нужны перевороты.

Также с открытым письмом к Исполкому Русского ПЕН-центра

«Русский ПЕН-центр» представляет собой общественную культурную организацию, которая является отделением клуба профессиональных литераторов. Собственно говоря, «ПЕН-клуб» - это международная организация. Что касается филиала в России, то он появился еще в советские времена. Датой основания данного клуба можно считать 1921 год. Названная организация защищает права писателей и журналистов. «Русский ПЕН-центр» действует на основе Хартии, которая является его основополагающим документом. Главным направлением деятельности центра является наблюдение за тем, каким образом на территории России соблюдается права на свободу самовыражения. Члены организации могут вмешиваться при ущемлении прав писателей и журналистов. Также представители клуба «Русский ПЕН-центр» стремятся налаживать взаимодействие российских писателей с зарубежными для обмена информацией и опытом. Организация старается защищать культурных деятелей, которые подвергаются гонениям за свою профессиональную деятельность. Российское отделение «ПЕН-клуба» постоянно участвует в международных культурных мероприятиях. Прочитать об интересных событиях из жизни клуба можно на его официальном сайте. На портале постоянно публикуются новости культурной жизни России.