С 300 может поражать наземные цели. Смотреть что такое "С300" в других словарях

Секретные автомобили Советской Армии Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения шасси МАЗ-543М стало их широкое применение в качестве основы многочисленных видов ракетных СПУ серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной системы С-300, входившей в состав войск ПВО СССР и существующей до сих пор в третьем поколении. Впервые автомобили 543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение – С-300ПМУ), которая проектировалась в НПО «Алмаз» с середины 1960-х годов для замены комплекса С-75 и была принята на вооружение в 1982 году. Конструктивно она являлась самоходной версией и дальнейшим развитием первого варианта С-300ПТ на колесных буксируемых шасси, выпускавшегося с 1975 года и принятого на вооружение в феврале 1981-го. Новая система С-300ПС предназначалась для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от боевых ударов различных видов средств воздушного нападения во всем диапазоне дальностей и высот, а также для стрельбы по наземным целям. Она входила в состав ЗРК 90Ж6 и обеспечивала поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1300 м/с на дальностях 5 – 90 км и на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения – 27 км. Комплекс мог эксплуатироваться в различных климатических зонах и имел рекордно короткое время развертывания – пять минут, делавшее его трудно уязвимым для авиации противника. При разработке мобильных пусковых установок основным средством их несения сразу же было выбрано шасси МАЗ-543М с четырьмя гидравлическими опорами, отдельными кабинами (контейнерами) подготовки и управления стартом ракет и системами автономного или внешнего электропитания. Скорость передвижения боевых частей комплекса С-300ПС по шоссе составляла 60 км/ч, по грунтовым дорогам – 30 км/ч.

Основная пусковая установка 5П85С зенитной системы С-300ПС на шасси МАЗ-543М

В состав дивизиона ЗРС С-300ПС (С-300ПМУ) входили четыре пусковых комплекса 5П85СД, каждый из которых состоял из одной основной СПУ 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и двух дополнительных установок 5П85Д с питанием от внешней сети и управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю. Каждая установка снабжалась гидравлическими опорами и четырьмя цилиндрическими герметизированными ТПК с управляемыми твердотопливными одноступенчатыми ракетами 5В55Р со стартовой массой 1665 кг, длиной 7,25 м и осколочно-фугасной боевой частью массой 133 кг. Таким образом, в дивизионе С-300ПС в общей сложности находилось 48 ракет. Их запуск осуществлялся из ТПК с помощью катапульты, а затем на высоте 20 м включались двигатели ракет и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа. Ее темп составлял 3 – 5 с. Машины дивизиона С-300ПС одновременно могли обстреливать шесть целей, оснащались приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше. Боевая масса основой СПУ 5П85С составляла 42 150 кг, габаритные размеры – 13 110x3150x3800 мм.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д зенитной ракетной системы С-300ПС. 1982 год

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт – С-300ПМУ-1). От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими и эксплуатационными параметрами, применением новой элементной базы и высокой помехозащищенностью, а также использованием новой твердотопливной ракеты 48Н6 (48Н6Е), обеспечивавшей поражение целей, летящих со скоростями до 2800 м/с. Эта ЗРС вошла в состав модернизированного ЗРК 90Ж6Е с дальностью поражения до 150 км и высотой стрельбы от 6 м до 40 км. Успешные испытания С-300ПМ были завершены в 1989 году, их выпуск начался в 1990-м. В 1993 году эту систему приняли на вооружение войск ПВО РФ, а первый серийный образец официально был представлен в 1995 году. Вместо двух видов пусковых установок в ЗРС С-300ПМ (ПМУ-1) использовалась только одна модернизированная СПУ 5П85СМ (на экспорт – 5П85СЕ или 5П85СЕ1) с улучшенными характеристиками и развесовкой по мостам, разработанная в 1983 – 1984 годах в ленинградском КБ специального машиностроения на шасси МАЗ-543М. Первые пять опытных установок 5П85СМ были собраны в 1984 – 1986 годах на ленинградском заводе «Большевик» и прошли цикл полигонных испытаний и стрельб. На каждой устанавливали четыре 7,5-метровые управляемые одноступенчатые ракеты 48Н6 (48Н6Е) средней дальности с осколочно-фугасной боевой частью массой 143 кг, у которых ТПК при вертикальном старте опирался днищем на грунт. По сравнению с прежними ракетами 5В55Р их стартовая масса возросла до 1800 кг, а темп стрельбы сократился до 3 с. Кроме того, новые СПУ имели более совершенную аппаратуру предстартовой подготовки и управления, радиотелекодовую аппаратуру связи, системы автономного электропитания и гидрооборудования. Весь процесс их перевода в боевое положение был автоматизирован, управление всеми функциями осуществлялось дистанционно. В дивизион ЗРС С-300ПМ входило до 12 пусковых установок 5П85СМ полной массой по 42,2 т с боекомплектом от 96 до 288 ракет.

Пусковая установка 5П85СЕ экспортной системы С-300ПМУ-1 на шасси МАЗ-543М. 1995 год

Этим комплексом закончился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно развивалась и совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации. Главной новинкой трудных 1990-х годов стала система С-300ПМУ-2 «Фаворит», являвшаяся глубокой модернизацией ЗРС С-300ПМУ-1 и признанная наиболее эффективной в мире универсальной системой ПВО. Она была разработана в 1995 – 1997 годах и принята на вооружение в 1998-м. Новая ЗРС обладала расширенными информационными возможностями и автономностью, оснащалась новой ракетой 48Н6Е2 повышенной эффективности с дальностью поражения 200 км. В ее состав входил усовершенствованный ЗРК 90Ж6Е2, состоявший из 12 пусковых установок 5П85СЕ2 на шасси 543М с четырьмя ракетами в ТПК. Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на полуприцепах к седельному тягачу БАЗ-6402. В начале 2011 года было объявлено о предстоящем переходе на еще более совершенную ЗРС С-500.

Из книги Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора

10.2. Сушильные установки Технические требования Вопрос 375. Какие необходимо принять меры, если в конвейерных сушилках по условиям эксплуатации не могут быть устроены двери или конструкция сушилки не обеспечивает зону с нулевым давлением?Ответ. В этих случаях у входа и

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Конденсаторные установки Вопрос. Через какие коммутационные аппараты присоединяются к сети конденсаторные установки?Ответ. Как правило, присоединяются через отдельный коммутационный аппарат или через общий коммутационный аппарат вместе с силовым трансформатором,

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний. Разделы 1, 6, 7 автора Красник Валентин Викторович

Глава 7.10. ЭЛЕКТРОЛИЗНЫЕ УСТАНОВКИ И УСТАНОВКИ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ Термины и определения. Состав установок Окончание

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

7.10. Электролизные установки и установки гальванических покрытий Область примененияВопрос 678. На какие электролизные установки распространяется настоящий раздел ПУЭ?Ответ. Распространяется на расположенные внутри зданий (исключения приведены в табл. 7.10.1 пункт 7.10.4 ПУЭ)

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки и транспортно-заряжающие машины Появление бортовых грузовиков КрАЗ-255Б и особенно тяжелых автопоездов с седельными тягачами КрАЗ-255В немедленно привело к созданию на их базе целого семейства новых пусковых ракетных установок и средств для

Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён Леонидович

ГАЗ-31013/31028 «Волга» (1982 – 1996 гг.) В серии новых легковых машин ГАЗ-3102 «Волга» с 105-сильным мотором, передними дисковыми тормозами и новым кузовом с характерными прямоугольными фарами также существовал спецавтомобиль ГАЗ-31013 для нужд КГБ и ФСБ. Он был оборудован 220-сильным

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

КрАЗ (1982-1991 гг.) Несмотря на экономические проблемы периода застоя, Советское правительство старалось постоянно осуществлять мощную поддержку Кременчугскому автозаводу, своему главному поставщику тяжелой серийной автотехники для армии и народного хозяйства.

Из книги Материаловедение. Шпаргалка автора Буслаева Елена Михайловна

ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.) В 1982 году в Луцке были собраны опытные образцы перспективного авиатранспортабельного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 (6x6) с тремя равномерно разнесенными ведущими мостами, в том числе двумя передними управляемыми, которому присвоили военный шифр

Из книги автора

БАЗ-3405-9366 (1972 – 1982 гг.) Опытный автопоезд БАЗ-3405-9366 второго промежуточного поколения с механическим приводом проектировался коллективом СКБ Брянского автозавода, а затем собирался и дорабатывался в течение довольно долгого времени – с 1971 по 1978 год, а его заводские и

Из книги автора

Автопоезда 6009 и 60091 (1982 – 1994 гг.) Сложность и ненадежность автопоездов ЗИЛ-137 в начале 1980-х годов привела к переориентации на более простые, практичные, технологичные и ремонтопригодные системы с механическим приводом колес полуприцепов. Работы Брянского автозавода по

Из книги автора

Семейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.) В феврале 1976 года вышло секретное Постановление Совмина и ЦК КПСС о разработке на основных советских автозаводах семейств принципиально новых тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, выполненных по требованиям

Из книги автора

КрАЗ ЧР-3130/3120 (1982 – 1985 гг.) В 1982 году в рамках разработки перспективного семейства военных автомобилей «Открытие» классической компоновки Кременчугский автозавод построил экспериментальные образцы двух специальных 16-тонных бескапотных шасси – одиночное и с

Из книги автора

МАЗ-7905 (1980 – 1982 гг.) В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 грузоподъемностью 58 т, созданная на шасси 547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством семиосных ракетных шасси. Учитывая, что

Из книги автора

САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ «ХО-НИ» И «ХО-РО» С 1941 года на базе среднего танка «Чи-ха» начали выпускаться САУ «Хо-ни» («артиллерийский четвёртый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади клёпаной рубке,

Из книги автора

8.2.2. ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ (СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ) История развития гребных электрических установок (ГЭУ) тесно связана как с развитием судов различных типов и назначений, так и с техническим развитием машиностроения, электротехники и электроники .В

Из книги автора

22. Система с неограниченной растворимостью в жидком и твердом состояниях; системы эвтектического, перитектического и монотектического типа. Системы с полиморфизмом компонентов и эвтектоидным превращением Полная взаимная растворимость в твердом состоянии возможна

Зенитно-ракетная система (ЗРС) С-300ПС предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения, в том числе при несении постоянного боевого дежурства. ЗРК С-ЗООПС обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1200 м/с в зоне до 75 (90) км по дальности на высотах от 25м до практического потолка их боевого применения, в условиях массированного налета, в сложной тактической и помеховой обстановке. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.

С-300ПС представляет собой самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П и получил кодовое обозначение НАТО — SA-10B Grumble . Комплекс поступает на вооружение с 1982 года. Головной разработчик - НПО "Алмаз", главный конструктор А. Леманский. В состав системы входили ракеты типа 5В55Р (В-500Р), созданные КБ "Факел" (г. Москва) и выпускаемые на ПО "Северный завод" (г. Ленинград). Работы по созданию самоходных пусковых установок проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А. Ф. Уткина, а с 1979 года под руководством Н.А.Трофимова.

Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. Экспортный вариант системы С-ЗООПС, отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-ЗООПМУ (кодовое обозначение НАТО — SA-10C Grumble )).

Дальнейшим развитием ЗРС "C-300ПС" ("C-300ПМУ") является система С-ЗООПМУ-1 с повышенными тактико-техническими характеристиками, принятая на вооружение в 1993 году.

Состав

В состав зенитно-ракетной ситемы С-ЗООПС (С-300ПМУ) входят:

  1. зенитные управляемые ракеты 5В55Р
  2. зенитный ракетный комплекс 90Ж6 , имеющий в составе:
    • командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6 ;
    • до четырех пусковых комплексов 5П85СД , каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д ,
    • автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания - РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
  3. средства технического обеспечения.

ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е .

Пусковой комплекс 5П85СД

В состав комплекса 5П85СД входят:

    основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,

    до двух "дополнительных " ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.

Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С - 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина - 13.11 м, ширина - 3.15 м, высота - 3.8 м.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК - 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.

Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:

  • РПН 30Н6 - контейнер Ф1С - приемно-передающая кабина с запросчиком
  • кабина боевого управления (КБУ) - аппаратный контейнер Ф2К.

В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.

Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т.ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.

Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно "с колес" после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.

При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) - телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ "Сосна") - для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х - начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса "Пионер" - шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО "Завод им. Январского восстания" (г. Одесса).

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).

Темп стрельбы - 3.5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

Зенитная управляемая ракета 5В55Р

ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть, твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты (см. фото1 , фото2 ). Старт ракеты - вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После выхода ракеты из ТПК воздушные рули-элероны под действием торсионов раскрываются в рабочее положение, запускается двигатель. После запуска двигателя ракета склоняется в требуемом направлении в зависимости от положения цели.

Для обеспечения склонения на ракете установлены газовые рули-элероны, которые выводят ее на необходимый угол наклона траектории в первые секунды после старта, когда скорость ракеты еще мала и воздушные рули-элероны не эффективны. В дальнейшем газовые рули-элероны с помощью пиропатронов отсоединяются от механизма управления рулями-элеронами и для обеспечения управляемого полета используются воздушные рули-элероны.

Высокая маневренность ракеты и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.

Ракета не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы - 10лет.

Низковысотный обнаружитель 5Н66М

Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.

НВО 5Н66М (см. фото ) поставляется в войска в составе:

  • антенный пост Ф52М,
  • универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
  • система автономного электроснабжения (САЭС) - дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
  • выносная аппаратура в контейнере Ф2
  • распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).

Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20 угловых минут, скорость - 2.4 м/с. Потребляемая мощность - 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС

При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД) .

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД ("Эксплуатационная Документация" - полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобильКрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).

При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно- штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка "Утес" - крупнокалиберный пулемет НСВ (12.7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) - для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А - 11930 кг.

При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.

Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5.5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей "Урал-375", ЗиЛ-131, машина технического обслуживания - МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.

Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.

Тактико-технические характеристики

Границы зоны поражения, км
- дальняя (аэродинам. цель) 75
- дальняя (БРМД) 25
- ближняя 5
Высота поражения цели, км
- минимальная (аэродинам. цель) 0,025
- максимальная (аэродинам. цель) 27
Максимальная скорость ЗУР, м/с до 2000
Максимальная скорость поражаемых целей, м/c 1200
Сектор обзора РПН (по азимуту), град 90
Число сопровождаемых целей до 12
Число обстреливаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Темп стрельбы, с 3-5
Время развертывания/свертывания, мин 5/5
Количество ракет в комплексе до 48

Редакция сайта сайт решила уточнить, из каких комплексов мог быть сбит "Боинг-777", разбившийся под Донецком 17 июля

Самоходная огневая установка, входящая в зенитно-ракетный комплекс "Бук-М1".

Москва. 18 июля. сайт - Вечером 17 июля в Донецкой области разбился "Боинг-777" Малазийских авиалиний, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа. Считается, что самолет был сбит на высоте 10 километров, предположительно, ракетой класса "земля-воздух". Откуда именно она была выпущена, пока неизвестно. Россия, Украина и ДНР отрицают свою причастность к авиакатастрофе. При этом из имеющихся в регионе средств воздушные суда на высоте более 10 километров могут быть поражены только оружием типа С-300 или "Бук"..

"Бук"

Зенитный ракетный комплекс "Бук-М1" (предположительно, речь идет именно об этой модификации) предназначен для уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет. Он способен поражать цели на малых и средних высотах в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Кроме того, "Бук" может применяться по наземным и надводным целям.

Комплекс состоит минимум из четырех машин. Это командный пункт, радиолокационная станция, несколько (до шести) самоходных огневых установок и несколько пускозаряжающих установок. Кроме того, комплексу требуются технические средства обеспечения - это разнообразные машины ремонта и технического обслуживания как самого комплекса, так и ракет, транспортная машина, автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция, компрессорная станция и подвижная электростанция. Все боевые средства "Бука" собраны на гусеничных самоходах повышенной проходимости.

Основные тактико-технические характеристики комплекса:

Дальность поражения аэродинамических целей (самолетов и вертолетов) - от 3 до 35 километров

Высота поражения аэродинамических целей - до 22 километров

Количество одновременно обстреливаемых целей - до 6

Вероятность поражения самолета одной ракетой - 0,7...0,9

Время развертывания - 5 минут

Время реакции комплекса - 15-18 секунд

Скорость передвижения по дорогам - 65 км/ч

Зенитно-ракетный комплекс С-300ПМУ2 "Фаворит", фото: ИТАР-ТАСС, Лысцева Марина

Мобильная многоканальная зенитная ракетная система С-300 предназначена для обороны важнейших объектов от ударов средств воздушно-космического нападения - как самолетов, так и различных ракет. Система способна действовать в автоматическом режиме, оператор лишь осуществляет контроль над ее работой и дает команду на пуск ракет.

С-300 состоит из командного пункта с радиолокатором обнаружения, с которым связаны до шести зенитно-ракетных комплексов, находящиеся в ведении своих воинских частей. Командный пункт служит для автоматизированного распределения целей между ЗРК и не содержит ракет. Для функционирования системе также необходимы различные машины ремонта и технического обслуживания, транспортные машины.

Основные тактико-технические характеристики (на примере С-300ПМУ2 "Фаворит"):

Дальность поражения аэродинамических целей - 3 от 200 километров

Высота поражения аэродинамических целей - до 27 километров

Максимальная скорость поражаемых целей - 2800 м/с

Количество одновременно обстреливаемых целей - до 36

Количество одновременно наводимых ракет - до 72

Вероятность поражения самолетов - до 0,9

Время развертывания - 5 минут

Скорость передвижения по дорогам - 60 км/ч

Запас хода без дозаправки - 500 километров

ЗРК С-300 — одно из самых популярных в заголовках новостей семейств отечественного оружия. Обладание мощным комплексом, который позволяет на больших дальностях и высотах поражать аэродинамические и баллистические цели, дает любой стране и армии сильный военно-политический козырь. Однако и такое грозное оружие нуждается в защите.

Максим Балакин

Олег Макаров

Полигон ПВО «Ашулук» расположен в той части Прикаспийской низменности, где степь становится полупустыней. Своенравное море-озеро когда-то разливалось далеко за пределы нынешних берегов, и там, где сейчас учатся защищать, как говорится, наше мирное небо, было морское дно. Вода ушла, но дно никуда не делось — вот он, мелкий как мука желтый-желтый песок. Пока здесь еще все не выгорело от жестокого летнего солнца, полупустыня местами маскируется под степь: невысокие ветвистые кустики полыни добавляют ландшафту зелени. Разотрешь полынь в пальцах и чувствуешь глубокий пряный аромат, запах борьбы за жизнь там, где выжить очень тяжело. Там, где голый песок, поработали люди в военной форме.

Еще одна машина, которая следует в составе дивизиона С-300ПС. Это радиолокатор подсвета и наведения, или сокращенно РПН.

Светло-охристого цвета здесь дороги, по которым мы носились на ГАЗ-66 (это куда круче египетского пустынного сафари!), площадки для техники и валы, защищающие ракетные позиции. Когда над этими искусственными барханами вздымаются мачта низковысотного обнаружителя или светло-голубые контейнеры приготовившегося к стрельбе комплекса С-300, чувствуешь себя героем фантастического блокбастера.

Приказ на марш

На полигоне «Ашулук» проходит мероприятие под непривычным названием «Воздушно-огневая конференция» с участием высшего командного состава ВВС, старших офицеров из разных регионов РФ и союзной Белоруссии и представителей ВПК. Военные и инженеры изучают боевую технику в действии, обмениваются мнениями, определяют, что и как требуется доработать. Одна из наиболее актуальных задач на сегодня — обеспечение высокой мобильности наших войск и систем ПВО в том числе. Именно поэтому в рамках конференции демонстрировались возможности быстрой передислокации дивизиона С-300ПС с места базирования к новой позиции. Две пусковые установки по четыре ракеты — грозная сила, но пока дивизион в движении, комплекс совершенно беззащитен, стрелять с марша он не умеет, да и не все угрозы способен отразить. Кто и как его будет защищать?


Максим Балакин
Дивизионную колонну возглавляет машина «передового разъезда». Этот специфический термин, принятый в ПВО, обозначает группу саперов, ведущих инженерную разведку пути следования колонны. Передовой разъезд обнаруживает воздушного или наземного противника, ведет разминирование минных полей, создает оцепление района биологического и радиационно-химического заражения и осуществляет топографическую привязку новой ракетной позиции.

Орлы в «Соколе»

Чтобы показать саперов ПВО в действии, передовому разъезду поставили задачу обезвредить путь следования после дистанционного минирования с вертолета. Вертолет Ми-8, пролетев над проложенной в песках дорогой, разбросал по местности учебные макеты противопехотной мины ПФМ-1С. Оружие это не очень опасное для тяжелой техники, но весьма коварное. Небольшая пластиковая мина имеет форму, отдаленно напоминающую гайку-барашек, причем одна ее половина тонкая и представляет собой стабилизирующее крыло, а другая толще и имеет полость внутри. В полость залито жидкое взрывчатое вещество. Если на мину наступить, давление жидкости повысится и его будет достаточно, чтобы привести в действие взрыватель.

Командир передового разъезда, облаченный в новейший легкобронированный защитный костюм «Сокол», проводит уничтожение обнаруженных мин накладным зарядом.

Мины пакуются в цилиндрические кассеты КФС-1С (емкостью 64 мины) и выстреливаются с вертолета (или другой платформы) пороховым вышибателем. Пока мина летит, взрыватель взводится. Выкрашенная в защитный цвет, мина отлично сливается с почвой, и обнаружить ее зрительно очень непросто. Мины такого типа существуют еще с советских времен, а вот арсенал саперов заметно обновляется. Настоящим изделием хайтека выглядит новейший селективный миноискатель ИМП-С2 — он может программироваться не только на поиск черных и цветных металлов, но также и на обнаружение боеприпасов в пластиковых корпусах (типа ПФМ-1). В приборе заметно усовершенствована эргономика — теперь сапер может держать миноискатель одной рукой и этой же рукой им управлять. Другое новшество, только-только поступившее в войска, — легкобронированный защитный костюм «Сокол». Костюм защищает от осколков весом до 1 г, калибром до 6,5 мм, двигающихся со скоростью до 900 м/с, а также от пуль из пистолетов ПМ, АПС и Browning. За счет того, что бронеэлементы костюма выполнены из высокопрочного полиэтилена, костюм более чем вдвое легче своего предшественника типа «Дублон» (16 против 40 кг). Все это говорит о том, что отечественная конструкторская мысль всерьез занялась эргономикой и комфортом для людей, выполняющих боевые задачи, и объявила войну «тяготам и лишениям» там, где без них возможно обойтись.
Максим Балакин

Плюс 15 километров

Разумеется, для дивизиона С-300 на марше мины — далеко не единственная угроза, особенно в ситуации непосредственного огневого соприкосновения с противником. Дивизиону требуется машина, которая могла бы работать по близким воздушным и наземным целям непосредственно во время движения. И в этом качестве выступают два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1». Этот ЗРПК, созданный в тульском «КБ приборостроения», значительно «моложе» С-300 и принят на вооружение лишь во второй половине прошлого десятилетия. Комплекс представляет собой 12-тонную башню, поставленную на автомобильное или гусеничное шасси, на которой размещены система обнаружения с локатором, а также пусковые установки для управляемых ракет 57Э6-Е (боезапас 12 штук) и спаренный зенитный автомат калибра 30 мм.

Несмотря на то что эта интересная и эффективная система разработана сравнительно недавно, ее активно совершенствуют, и на Воздушно-огневой конференции на полигоне «Ашулук» были представлены некоторые новшества. Во‑первых, инженеры тульского КБ продемонстрировали новое ракетное вооружение для «Панциря-С1». Этот перспективный снаряд можно будет поставить не только на новые, но и на уже действующие машины. «Речь идет о высокоскоростной ракете, — говорит первый заместитель исполнительного директора «КБ приборостроения» Юрий Савенков. — Это изделие будущего, которое мы предложим как на экспорт, так и нашей армии, представляет собой совершенно новую конструкцию. Ракета позволит расширить перечень целей, которые сможет поражать «Панцирь-С1». Предполагается, что новый снаряд даст возможность увеличить дальность поражения цели с нынешних 20 до 35 км».
Максим Балакин

Кроме того, в Ашулук прямо из цеха своим ходом прибыла обновленная версия «Панциря-С» на колесной базе КамАЗ. Машина не содержала в себе радикальных новшеств, но стала ответом на пожелания военных, выработанные в ходе эксплуатации ЗРПК. Во‑первых, в обновленном «Панцире» локатор получил две фазированные антенные решетки вместо одной, причем каждая может работать в секторном режиме. Это значит, что локатор не находится в постоянном вращении, сканируя раз за разом 360-градусную панораму, а постоянно облучает некий сектор. В случае локатора с двумя ФАР, обращенными в противоположную сторону, он может держать под контролем два сектора по 90 градусов. Легко увидеть, что даже в составе дивизиона С-300, где «Панцирей» всего два, они смогут, встав перпендикулярно, перекрыть все 360 градусов. При этом секторный режим позволяет не расходовать попусту механический ресурс устройства вращения локатора, а также увеличить дальность захвата цели.

В ходе эксплуатации ЗРПК выявилась небольшая, но существенная проблема: закрепленный на башне тепловизор не вписывается в железнодорожные габариты. Поэтому при перевозке на железнодорожных платформах приходилось снимать башню и перевозить ее отдельно, что, конечно, неудобно. В новой версии башня получила выемку, в которую при транспортировке тепловизор можно убрать. Также в обновленном «Панцире» установлена новая вычислительная машина с новой системой навигации. Совершенствование бортовой вычислительной техники для машин этого типа чрезвычайно важно, так как «Панцирь-С1» — это настоящая машина сетецентрической войны. «Панцири» могут согласованно действовать в общей сети, включающей в себя до шести машин, причем каждая способна выступать в качестве командного пункта.
Максим Балакин

Из пушки по БПЛА

Таким образом, производственники стараются максимально оперативно реагировать на запросы армии, однако впереди — более радикальная модернизация ЗРПК, которая сейчас условно называется «Панцирь-СМ». В этой версии продолжится совершенствование ракетного вооружения, и дальность поражения цели возрастет уже до 50 км. Конструкция зенитного автомата не изменится, но для стрельбы будет применяться боеприпас нового поколения.

«Опыт показал, что цели уменьшаются, — говорит Юрий Савенков, — поэтому необходимо, чтобы наш снаряд перед целью раскрывался, создавал облако осколков. И примерно через год мы такой снаряд покажем. Получив в свое распоряжение подобный боеприпас, расчет сможет сам выбирать, каким средством работать по пехоте, по легким БПЛА. Но понятно, что стрелять по находящемуся вблизи малоразмерному БПЛА ракетой слишком расточительно, и в этом смысле роль артиллерии будет повышаться».
Максим Балакин

«Панцири» прикрывают С-300 как на марше, так и в момент развертывания на новой позиции. После чего начинаются стрельбы. В ходе Воздушно-огневой конференции расчеты ПВО вели стрельбу комплексами С-300ПМ по ракете-мишени «Кабан» и комплексами 300ПС по мишени «Пищаль-Б». Эти мишени — аналоги тактических баллистических ракет. Кроме того, С-300ПС демонстрировала и возможности стрельбы по наземным целям, поразив район, где, согласно легенде учений, была обнаружена разведывательно-диверсионная группа противника.

Несущиеся по небу ракеты, выпущенные из С-300, выглядят как яркие бело-зеленоватые светящиеся пятна, за которыми тянется дымный след. Огненная феерия над пустыней только усиливает ощущение фантастичности и нереальности происходящего. Но на самом деле, хоть С-300 и нельзя отнести к наиболее современным видам российского оружия ПВО и ПРО, их эффективность все еще достаточно высока, доказательством чему стали успешно сбитые мишени.

Старт ракеты, выпущенной ЗРК С-300. Слева — еще две установки, изготовившиеся к стрельбе, их пусковые контейнеры находятся в вертикальном положении. Для отработки противодействия вероятному нападению с воздуха требуются не только зенитные ракеты, но и мишени, сопоставимые по ТТХ с видами вооружения, которые может использовать противник (баллистическая цель, аэродинамическая цель, гиперзвуковая цель).