Тесты по профессиональному самоопределению для школьников. Тест на самоопределение

Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников

Инструкция. Тест состоит из 90 утверждений (вопросник), таблицы ответов и таблицы подсчета результатов.

Порядок работы. Прочитайте каждое утверждение опросника и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы чувствуете, что оно справедливо по отношению к вам.

Эти усилия по реформированию мотивируются неудовлетворенностью существующими условиями жизни и надеждой на лучшее будущее. Группа разработала подход к человеческому изменению, основанный на оценке собственного потенциала. Эта самооценка личного потенциала основана на сенсорной информации, воображении и творчестве, логических рассуждениях и социальной коммуникации.

Автор вопроса, Мария-Рене Ролет, хотела узнать, знает ли, по словам профессора Бандуры, знание своего потенциала, повышая самоэффективность, и если да, то в какой степени и через какие процессы. Было бы сложно, если бы люди сомневались в их способности влиять на ход событий, которые затрагивают их жизнь, полагать, что они обладают высоким потенциалом.

Последовательно проработайте весь опросник, если какой-либо вопрос вызывает у вас сомнения, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво. Отвечая на вопросы, будьте максимально искренними.

Проработав все 90 утверждений, подсчитайте число перечеркнутых клеток в столбцах (по вертикали) и запишите число в соответствующей клетке итога, затем переходите к таблице подсчета результатов.

На эмпирическом уровне вопрос заключается в том, повышает ли вера в свой потенциал чувство самоэффективности или же вера в самоэффективность увеличивает веру в свой потенциал. Основным преимуществом концепции, что чувство эффективности способствует вере в свой потенциал, является то, что теория самоэффективности дает явные указания на то, как создается самоэффективность. Теория объясняет функционирование самоэффективности, а также различные эффекты, которые она оказывает на поведение.

Самоэффективность регулирует функционирование человека посредством четырех основных процессов: когнитивного, мотивационного, эмоционального и селекционного процессов. Вероисповедание влияет на образ мышления человека, усиливая или уменьшая его склонность мыслить оптимистично или пессимистично. Мотивационно, воспринимаемая эффективность влияет на цели, которые люди ставят перед собой, и как они судят и объясняют причины их успеха или неудачи. Самоэффективность играет определенную роль в поддержании эмоционального благополучия и делает его более устойчивым к стрессу и депрессии.

Выпишите соответствующие числа из итога таблицы ответов в первый столбец таблицы подсчета результатов («Ваш результат»).

Заполните столбец «Ранг», придавая наивысшему результату ранг 1, второму – 2 и т. д. Наименьший результат получит ранг 9.

Заполните столбец «Обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг 1 и т. д. Наивысший результат получит ранг 9.

Люди с высоким чувством эффективности демонстрируют явные тенденции выбора видов деятельности, которые представляют проблемы, и, следовательно, могут способствовать развитию их знаний и навыков. Чем сильнее убеждения людей в их эффективности, тем шире выбор карьеры, который они считают возможным. Женщины обычно имеют низкий уровень осознания эффективности в области науки или техники, а это означает, что они избегают их. Их слабые чувства заставляют их поверить, что у них нет возможности преуспеть в этих профессиях, что показывает, что в конечном итоге потенциал хорош только в той мере, в какой он реализуется.

Обведите кружком цифры 1 и 2 в столбцах «Ранг» и «Обратный ранг». Прочитайте о ваших достоинствах слева от цифр 1 и 2 столбца «Ранг», а о личных ограничениях – справа от цифр 1 и 2 в столбце.

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Тест самоопределения предпочтительных видов деятельности одаренных школьников Итого:_____________________________ Утверждения к тесту 1. Я интересуюсь лишь тем, что меня совсем не касается.2. Мне нравится делиться с друзьями своими творческими находками.3. В своих действиях я

Теория самоэффективности предлагает ряд стратегий для повышения уверенности в своем потенциале. Ранние успехи помогают построить веру в свой потенциал. Когда люди начинают новую деятельность, успехи в начале учебного процесса повышают веру в то, что у них есть способность учиться хорошо. Веря в полезность и эффективность своей учебной деятельности и усилий, усиливается ощущение, что существует высокий потенциал для развития. Эти убеждения также стимулируют процессы внимания людей к окружающей среде, что делает их более склонными к более эффективному использованию имеющихся ресурсов для поддержания своего обучения с течением времени.

автора Ушаков Дмитрий Викторович

Личностные черты и проблемы одаренных В отношении исследования личностных черт можно провести параллели с исследованиями интеллекта. В сфере черт личности, как и интеллекта, существует область исследования структуры. Наиболее принятой на сегодняшней день является

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Модели обучения одаренных детей Проблема оптимизации обучения одаренных детей не сводится только к макро– (организация государственных программ) и мезо-(организация в рамках школы) уровням. Важнейшую роль играет микроуровень – взаимодействие одаренного ребенка с

Все это способствует осознанию того, что у человека больше шансов на восприятие. Увидеть таких людей, как они, которые могут что-то делать, может повысить их веру в свой потенциал. В когнитивной социальной теории этот феномен обучения через наблюдение называется «социальным моделированием». Например, в исследовании, проведенном в Японии, чем больше женщин, работающих в традиционно занятых мужчинами отраслях, тем сильнее убеждения женщин в том, что они могут сделать карьеру в этих секторах.

Третий способ влияния на убеждения людей в их потенциале - это социальное или вербальное убеждение. Если люди убеждены, что у них есть все, что нужно для успеха, они прилагают больше усилий, что увеличивает их шансы на успех. Люди, которые умеют убеждать, делают гораздо больше, чем «передают» уверенность в себе. Они организуют ситуации таким образом, чтобы сопровождающие лица были успешными. Те, кто умеет строить или строить самоэффективность, не ставят других в ситуации, когда они рискуют преждевременным провалом.

Из книги Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей автора Иванова Наталья Львовна

В.В. Белоусова Профессиональное самоопределение личности в пространстве современного бизнеса Проблема профессионального самоопределения личности вызывала и продолжает вызывать широкий интерес как научного, так и делового сообщества. И это далеко не случайно.

Концепции интеллекта и способностей, которые люди придерживаются, часто неявно, оказывают сильное влияние на то, как они интерпретируют свои успехи и неудачи, а также суждения, которые они делают о своих собственных способностях. Некоторые видят интеллект как отражение врожденной способности, в то время как другие рассматривают его как навык, который можно приобрести.

Последние, как правило, думают, что чем больше усилий делается для овладения знаниями, тем более интеллектуальным оно становится. В своем тезисе моя дочь изучала корреляции между этими двумя концепциями интеллектуального потенциала детей. Его исследования показали, что концепция интеллекта как навыка, который может быть приобретен, является высокофункциональной ориентацией для личного развития. Дети, которые принимают это видение потенциала, ищут проблемы, которые дают им возможность повысить свои знания и навыки.

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3.5. Психологическая поддержка творчески одаренных школьников и учащихся с проблемами Особого внимания педагога-психолога требуют несколько категорий учащихся: одаренные, с отставанием в развитии, педагогически запущенные, имеющие проблемы в эмоциональном развитии.

Они видят ошибки как часть естественного процесса обучения. Таким образом, они не легко смущаются трудностями, с которыми они сталкиваются. Кроме того, они сталкиваются с проблемой разрешения проблемы, они организуют свою деятельность вокруг анализа, который они выполняют в самой задаче. Они оценивают свои способности больше с точки зрения личных улучшений, чем путем сравнения с работой других.

С другой стороны, для детей, которые ассимилируют способность к врожденным способностям, любая задача, связанная с успехом или неудачей, воспринимается как угроза. Плохая производительность интерпретируется как свидетельство того, что человек не интеллектуальный. Ошибок следует избегать любой ценой, поскольку они также подразумевают низкий уровень интеллекта. В результате эти дети больше привлекаются к деятельности, которую они уже имеют, и в конечном итоге откажутся от возможностей приобрести новые знания и навыки.

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников Как отмечают А. К. Маркова с соавторами (1983), мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его

Для них большие усилия - это угроза, потому что это означает, что они не умны. Столкнувшись с решением проблем, они не концентрируются на задаче, но прежде всего стараются сохранить хороший имидж своей компетенции. Участие эго, похоже, перевешивает вызов способности улучшить свою работу и достичь лучшего уровня мастерства. Поэтому неудивительно, что дети, которые разделяют это понимание интеллекта, с большей вероятностью оценивают свои способности, сравнивая свои выступления с результатами других.

Успех других людей может уменьшить их восприятие их собственных способностей и нарушить их функционирование. Они меньше реагируют на критику, потому что они чувствуют себя лично мишенью, что приводит к большему нежеланию обращаться за помощью к другим. Если вы умны, вам не нужно помогать.

Из книги Просвещенное сердце автора Беттельхeйм Бруно

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Воля к жизни При изучении статистики возникает вопрос, почему в концентрационных лагерях был большой процент просто умерших людей. В рапортах цифры колеблются от 20 % до 50 % и не дают возможности вывести общее число.Дело в том, что, например, в Бухенвальде

Короче говоря, мы должны быть бдительными, чтобы не поддаваться соблазну взять на себя потенциал наследственного субъекта, который нельзя контролировать. Вера в свой потенциал не будет достаточно далеко, если не будет мотивировано тратить время и силы и нести множество препятствий и других неудобств, которые являются неотъемлемой частью развития компетенции.

В этот момент в обсуждении был поднят вопрос о различии, если таковая имеется, между самоэффективностью и самооценкой. Профессор Бандура, знакомый с источниками путаницы, присущими литературе, и зная, насколько легко думать, что эти два понятия в основном относятся к одному и тому же типу когнитивного явления, хотели посвятить несколько минут объяснению того, как эти два дифференцируются.

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Выявление упорства школьников в умственной деятельности» Данный тест А. И. Высоцкий рассматривает как измерение терпения и выдержки. По моему мнению, он не подходит как метод изучения последней. Терпение же проявляется при выполнении этого теста в виде

Самоэффективность относится к суждению своих способностей, в то время как самооценка касается оценки ценности человека. Излишне говорить, что эти два явления не имеют систематических отношений. Люди могут думать, что они совершенно неэффективны в своей деятельности, но они не теряют самооценки. Это связано с тем, что рассматриваемая деятельность не имеет большого значения в их глазах. И наоборот, люди могут чувствовать, что они эффективны в своей деятельности, не гордясь этим.

Например, компетентный судебный исполнитель вряд ли будет гордиться своей способностью вытеснять семьи с финансовыми трудностями. Однако верно, что люди склонны развивать свои способности в деятельности, которая может дать им чувство личной ценности. Многие люди, которые ставят перед собой амбициозные цели в жизни, судят себя строго и могут даже реагировать самокритично на их лучшие достижения. Накладывая высокие требования, эти люди могут развить сильное чувство эффективности, испытывая некоторое разочарование, потому что считают, что они не достигли своих высоких стандартов.

автора Комаров Евгений Иванович

Глава 2 Целевое и системное самоопределение Целеустремленность Если у человека имеется необходимая мотивация для информационной «накачки» мозга, то построение и использование своей системы начнет со временем приносить хорошие плоды.Прогресс наступает незаметно, так

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Самоопределение Чтобы эффективно заниматься информационным культуризмом, полезно осознать свои индивидуальные особенности, которые сводятся к доминирующим достоинствам и недостаткам.В связи с этим полезно рассмотреть следующие теории.Теория первая – усиление

Другие могут испытывать чувство высокой самооценки по другим причинам. Лучший способ получить чувство собственного достоинства - стремиться к низкому. Они не ожидают многого от себя и поэтому редко разочаровываются в своей работе. Эмпирически воспринимаемая личная эффективность коррелирует с целями, которые люди задают для себя и достижениями, в то время как самооценка не влияет на цели или результаты. Следующий вопрос, предложенный профессором Филиппом Брунелем из Лиможского университета, попросил дать дополнительное разъяснение о различии между самоэффективностью и другой важной концепцией, которая часто встречается в литературе: самоопределение.

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

2.5.1. Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение Самопредъявление – один из механизмов саморегуляции личности и регуляции межличностных отношений, который стал интенсивно исследоваться в работах интеракционистов (Ч. Кули, Дж. Мид). Наиболее

Теория самоопределения Дечи и Райана, известная своим различием между внутренними и внешними формами человеческой мотивации, постулирует, что субъект является инициативным, перспективным и имеет три основные потребности: компетентный, автономный и социально интегрированный. Прежде всего, он фокусируется на «волевом» измерении человеческого поведения, а именно на способности свободно решать действовать или воздерживаться от полного знания причины и после размышления, эта теория пытается объяснить восприятие человеком его собственной активностью и собственной свободой в его отношениях с действиями и принятием решений.

Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

Проекты личностного роста: соответствие, развитие и самоопределение В главах 2 и 3 мы обсуждали, как сравнительно устойчивые и свободные черты влияют на наше благополучие. Теперь давайте посмотрим, какое отношение они имеют к планомерной работе над ключевыми

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Закон Кармы автора Торсунов Олег Геннадьевич

Из книги Закон Кармы автора Торсунов Олег Геннадьевич

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт

9. Самоопределение В фильме 2010 года «Социальная сеть» о создании Facebook есть сцена, происходящая в ночном клубе. Основатель Napster Шон Паркер обращается к Марку Цукербергу. Привлекательный, хорошо одетый, потягивающий дорогие коктейли, крайне уверенный в себе, он

Можно действительно сомневаться в характере отношений между двумя теориями. Когнитивная социальная теория разделяет определенную связь с теорией самоопределения, и если да, то какая? Б.: Согласно теории Дечи и Райана, мужчины рождаются с необходимостью самостоятельно определять. Тем не менее, с моей точки зрения, люди не приходят в мир, снабженный такой необходимостью. Самоопределение всегда имеет стоимость; чтобы самостоятельно определять, люди должны вкладывать значительное время и усилия в развитие навыков, необходимых для его достижения.

- Мы начинаем большую и серьезную работу над собой. Но снача­ла нам нужно понять, каковы мы на самом деле. Для этого предлагает­ся тест, который поможет вам ответить на этот вопрос. А в дальнейшем мы будем постоянно возвращаться к результатам этого теста. Так что будьте внимательны и откровенны сами с собой, если вы хотите дей­ствительно изменить себя, стать более сильными и ответственными, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение.

Вам предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по бло­кам, в каждом блоке 5 вопросов. Каждая группа обозначается буквой. Вам нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Не стоит дол­го раздумывать над каждым вопросом, отвечайте первое, что прихо­дит в голову.

Тест

А1. Есть ли у тебя чувство юмора?

А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?
___ A3. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?

А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?
___ А5. Много ли у тебя друзей?

Б1. Умеешь ли ты занять гостей?

Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны?

БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения?

Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?

Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы?

В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо?

В2. Заносчив ли ты?

ВЗ. Силен ли в тебе дух противоречия?

В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?

В5. Подражают ли тебе?

П. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых

это шокирует?


Г2. Любишь ли ты накануне экзамена похвастаться, что отлично все

ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.? _Г4. Бывает ли у тебя желание во что бы то ни стало поразить друзей

оригинальностью? _Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других?

Д 1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых людей?

ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, что­бы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

14. Способен ли ты хранить секреты?

15. Любишь ли ты праздничную атмосферу?

Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации? _Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям? _ЕЗ. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах? _Е4. Любишь ли ты наводить порядок? Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Обработка.

Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обо­значенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставь­те индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте «О». Должен получиться один из вариантов ответа по каж­дой группе индексов: 1) А, Б, В; 2) Г, Д, Е.

Например: 1) АОГ; 2) О ДО.

Интерпретация ответов.

1. По трем первым группам (А, Б, В), или «Каким ты кажешься окружающим».

А00. Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действи­тельности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, дела­ешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты можешь настоять на своем.

АОВ. Ты производишь впечатление человека не очень застенчиво­го, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противо-

Психологическое... МоеСлово.ру


речишь другим, а подчас и себе, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необяза­тельным. Но стоит захотеть - станешь ловким и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБО. Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставишь друзей в трудную ми­нуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.

АБВ. Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, какое воздействие твои слова могут оказать на людей. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их обидишь.

000. Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. По­нять тебя трудно.

00В. Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный харак­тер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им высказаться, навя­зываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.

ОБО. Такие люди, как ты, - примерные ученики, вежливые, акку­ратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учите­ля уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им свою дружбу.

ОБВ. Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому посто­янно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

2. По трем последним группам (Г, Д, Е), или «Каков ты на самом деле».

000. Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, одно­образие тебе в тягость. Но мало кто доподлинно знает, каков ты на са­мом деле. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.

00Е. Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой быва­ешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии по­сторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.

0Д0. Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, соби­рать их вокруг себя. Даже думать не можешь о том, чтобы остаться

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

одному, считая, что тогда «все пропало». Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень си­лен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

ОДЕ. Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, веж­лив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких на то усилий с твоей стороны. Без общества дру­зей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.

Г00. Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма пара­доксальные точки зрения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда тебя понимают. Но тебя это мало волнует.

ГОЕ. Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный, крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмо­ра, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и за­ставляешь других поступать так, как ты хочешь. А если тебе не подчи­няются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.

ГДО. Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст тебе совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а дру­гих раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так са­моуверен, как кажется.

ГДЕ. Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой, общителен, но, похоже, любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в компании главную роль. Лю­бишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но тем не менее твое стремление веч­но поучать утомляет окружающих.

4. Принятие себя

А.-Давайте поработаем с некоторыми нашими недостатками и привычками, теми, которые нам помог выявить проведенный тест и теми, о которых вы хорошо знали еще до начала занятий.

Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в ко­лонку «Мои недостатки», предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками"именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя,

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 2. Каков я на самом деле?

После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомни­ли и который внесли в список, напишите одно из своих достоинств, т. е. то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в дан­ный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам так же от­водится 5 минут.

Б. - Следующий этап - объединение в группы по 3-4 человека и обсуждение записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми еще не обща­лись на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорит ваш партнер. Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «крити­ковать» выступившего перед вами. Просто поблагодарите его за ис­кренность и доверие к вам. На обсуждение внутри группы вам дается 10 минут.

В. «Кто не против нас, тот с нами».

Есть два процесса, которые в любой учебной группе должны быть запущены одновременно, например как движения правой и левой ног при ходьбе. Речь идет об одновременной проработке содержания со­вместной деятельности и самой формы совместности, способов об­щения и сотрудничества при освоении данного содержания. Все мы должны, иными словами, самоопределиться в двух вопросах: что мы собираемся делать вместе? Как мы собираемся делать это вместе?

Совместность строится на уровне:

а) сознательной договоренности группы о нормах сотрудничества;

б) на уровне телесного и эмоционального доверия.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Игра «Встаньте в круг».

Это игра с двойным дном. Вы сами догадаетесь, зачем мы игра­
ем в эту игру, какой эксперимент над собой мы проводим, какое новое
знание о себе и о других дает эта игра.

Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу «начали», вы закроете глаза и начнете двигаться в любую сторону самым хао­тичным образом, стараясь при этом ни на кого не наступить. При этом вы будете жужжать, как пчелы, собирающие мед. Через некото­рое время я хлопну в ладоши. Вы должны мгновенно замолчать и за­стыть в том месте и в той позе, где вас застал сигнал. Не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, попробуйте выстроиться в круг. Это должно происходить в полной тишине, иначе вам не удастся по­чувствовать ни людей, стоящих рядом, ни той совершенной фигуры, какой является круг. Ваш «круг» может оказаться с острыми углами. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды, вы откроете глаза и посмотрите, какую фигуру вам удалось создать.

Игра «Смет до десяти».

Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями.
По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустить свои носы вниз
и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете
по очереди. Кто-то скажет «один», другой - «два», третий - «три» и
т. д. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести толь­
ко один человек. Если два голоса одновременно скажут, например,
«четыре», счет начинается сначала. Все ясно? Начнем?

У вас есть десять попыток. Если за десять попыток вы доведете счет до десяти, считайте себя волшебниками, а свою группу - не­обыкновенно согласованной. После каждой неудавшейся попытки вы можете открыть глаза, посмотреть друг на друга, но без перегово­ров. Попробуйте понять друг друга без слов - объясняйтесь взгляда­ми, жестами.

Вы обнаружили важную психологическую закономерность. Когда что-то не получается, люди начинают злиться, раздражаться, становят­ся агрессивными, недоброжелательными по отношению друг к другу. Надо учиться сдерживаться, не выражать гнев. Попробуем еще раз...