Танк Pz.Kpfw.V «Пантера» — это самый массовый немецкий тяжелый танк Второй мировой войны. История создания танка Pz Kpfw V Panther («Пантера») Немецкий танк вов пантера

Сошедшие с конвейера немецкие танки «Пантера» и «Тигр» во дворе завода фирмы «Хеншель»

Башни танков «Пантера» в вагонах на железнодорожной станции в Ашаффенбурге (Aschaffenburg), разбитой бомбардировкой


В 1937 г. нескольким компаниям поручили проектирование очередной, однако более тяжелой модели боевого танка. В отличие от других боевых машин дело двигалось медленно. Танки Pz Kpfw III и IV пока удовлетворяли командование вермахта, а потому оно на протяжении долгого времени не могло определиться с ТТТ к новому танку и меняло тех. задание несколько раз. Были построены только единичные опытные образцы, оснащенные 75-миллиметровым короткоствольным орудием. Однако и они по многим параметрам скорее являлись прообразами тяжелых танков.

Медлительность в проектировании исчезла сразу после нападения Германии на Советский Союз, когда немецкие танки на полях сражений встретились с КВ и Т-34. Уже через месяц компания Рейнметалл взялась за разработку мощного танкового орудия. По предложению Гудериана спец. комиссия начала изучать трофейные советские машины. 20 ноября 41-го года комиссия доложила о конструктивных особенностях танка Т-34, которые необходимо было реализовать в немецких танках: наклонное размещение броневых бронелистов, катки большого диаметра, которые обеспечивают устойчивость при движении и так далее. Министерство вооружений практически сразу поручило компаниям MAN и Даймлер-Бенц создать прототип танка VK3002, который по многим характеристикам напоминали советский танк: боевая масса - 35 тыс. кг., удельная мощность - 22 л.с./т, скорость - 55 км/ч, броня - 60 миллиметров, длинноствольная 75-миллиметровая пушка. Задание было условно названо «Panther» («Пантера»).

В мае 42-го года приемной комиссией (так называемой «Пантеркомиссией») были рассмотрены оба проекта. Фирмой Даймлер-Бенц был предложен образец, который даже внешне напоминал Т-34. Компоновка агрегатов копировалась полностью: ведущие колеса и моторно-трансмиссионное отделение располагались сзади. 8 катков большого диаметра размещались в шахматном порядке, были сблокированы по два и имели в качестве упругого элемента подвески листовые рессоры. Башню сдвинули вперед, бронелисты корпуса установили под большим углом. Даймлер-Бенц даже предложила установить дизельный мотор вместо бензинового, а также использовать гидравлическую систему управления.

Образец, представленный фирмой MAN, имел заднее расположение двигателя и переднее коробки переключения передач. Подвеска торсионная, двойная, индивидуальная, катки располагались в шахматном порядке. Между моторным отделением и отделением управления (трансмиссионным) находилось боевое отделение. Поэтому башню отодвинули к корме. В ней устанавливалась 75-миллиметровая пушка со стволом большой длинны (L/70, 5250 мм).

Проект Даймлер-Бенц был очень хорош. Элементы подвески - легче и дешевле в изготовлении и дальнейшем обслуживании. А. Гитлер лично интересовался работами над данной машиной и отдавал предпочтение именно этому танку, но потребовал установить длинноствольную пушку. Тем он «зарубил» проект, хотя компании и успели выдать заказ на производство 200 машин (впоследствии заказ аннулировали).

«Пантеркомиссия» поддержала проект компании MAN, а первую очередь, не видя преимуществ в заднем расположении трансмиссии и мотора. Но главный козырь - башне компании Даймлер-Бенц была необходима серьезная доводка. Готовая башня компании Реинметалл даймлеровский проект не спасла, поскольку не состыковывалась с корпусом. Таким образом, MAN выиграла этот конкурс и начала постройку первой партии машин.

Конструкторами танка Pz Kpfw V (машину называть «Пантерой» в обиходе и штабных документах без упоминания кода начали гораздо позже – после 43-го года) стали П. Вибикке, главный инженер танкового отдела MAN и Г. Книпкамп, инженер из управления испытания и усовершенствования .

В сентябре 42-го года был готов в металле VK3002 и был подвергнут тщательным испытаниям. Танки установочной серии появились в ноябре. Поспешность, которую проявили при проектировании и пуске в производство, привела к большому количеству «детских» болезней в Pz Kpfw V. Масса танка превысила проектную на 8 тонн, потому уменьшилась и удельная мощность. 60-миллиметровая лобовая броня была явно слабой, лобовой пулемет отсутствовал. До выхода в январе 43-го года машин модификации D эти проблемы решили: толщину брони довели до 80 миллиметров, на лобовом листе в прорези установили пулемет. Сборочные линии для серийных машин наладили на заводах компаний Даймлер-Бенц, Демаг, Хеншель, MNH и других. И все же «Пантеры» в первые месяцы службы выходили из строя чаще от различных поломок, а не от воздействия противника.

Во второй половине 43-го года появились машины модификации А, получившие лобовой пулемет смонтированный в шаровой установке и новую командирскую башенку имеющую бронированные головки перископов. Машины модификации G, производились с 44-го г. и до окончания войны, имели другой угол наклона бортовых плит корпуса (вместо 50° – 60°), увеличенные массу и боекомплект.

Производство «Пантер» с самого начала обладало наивысшим приоритетом. Планировалось что в месяц будет строиться по 600 машин. Однако план ни разу не выполнили. Рекордного выпуска - 400 танков - достигли только в июле 44-го года. Для сравнения: уже в 42-м году в месяц выпускалось более тысячи Т-34. Всего было собрано 5976 Pz Kpfw V.

Во время перехода от модификации к модификации конструкторы стремились главным образом добиться максимальной эффективности оружия, а также обеспечить удобство для работы экипажа. Была специально разработана мощная 75-миллиметровая танковая пушка KwK42. Ее бронебойный снаряд пробивал 140-миллиметровый броневой лист, установленный вертикально, с расстояния в 1000 метров. Выбор сравнительно небольшого калибра обеспечивал высокую скорострельность и позволял увеличить боекомплект. Смотровые приборы и прицелы высокого качества. Это позволяло сражаться с противником на дистанциях 1,5-2 км. Башня, имеющая сплошной полик, приводилась в движение гидроприводом. Электроспуском увеличивалась меткость стрельбы. В распоряжении командира имелась башенка с 7-ю перископическими приборами наблюдения. Для установки зенитного пулемета на башенке имелось кольцо. Загазованность боевого отделения снижали при помощи специального устройства продувки ствола пушки сжатым воздухом и отсоса из гильзы газов. Кормовая часть башни имела люк для загрузки боеприпасов, смены ствола и аварийного выхода заряжающего. С левой стороны имелся круглый лючок, предназначенный для выброса стреляных гильз.

В состав механической трансмиссии АК-7-200 входили трехдисковый главный фрикцион сухого трения, семискоростная коробка передач (одна передача заднего хода), планетарный механизм поворота с двойным подводом мощности, дисковый тормоз и бортовые редукторы. Трансмиссия управлялась гидравлически. Водитель управлял танком, используя штурвал.

Карданный вал от мотора к коробке передач разделялся на три части. Средняя часть служила для отбора мощности на гидравлический насос механизма поворота башни. Нагрузка на гусеницы более равномерно распределялась за счет шахматного расположения катков. Поврежденный танк можно было легко буксировать. Так как катков было много, появилась возможность их снабдить тонкой обрезинкой, которая при длительном движении не перегревалась. Сочетание такой ходовой части и торсионной индивидуальной подвески катков обеспечивало этой довольно тяжелой машине хорошую проходимость и плавность хода. Однако грязь в холодное время, набивалась между катками, замерзала и блокировала их. Во время отступления экипажи часто бросали свои исправные, однако, обездвиженные танки.

Немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения «Шпербер» (Sperber FG 1250). Испытательный полигон центра Даймлер-Бенц

Немецкий танк Pz.Kpfw. V Ausf.A «Пантера» и бронетранспортер Sd.Kfz. 251 с экипажами на дороге. Второй слева возле танка - оберштурмфюрер СС Карл Николес-Лек, командир 8./SS-Panzerregiment 5 (8-я рота 5-го танкового полка СС - подразделение 5-й дивизии СС «Викинг»). Предместья Варшавы

В танке удачно сочетались форма корпуса и рациональные углы наклона бронелистов. Люк для водителя выполнялся в крыше корпуса, для увеличения прочности лобового листа. Со второй половины 43-го года бронирование усиливали за счет навешивания по бортам экранов. Башню и корпус «Пантеры», как и других немецких САУ и танков, покрывали специальным цементом «циммерит», который исключал «прилипание» магнитных мин и гранат к ним.

По мнению подавляющего большинства экспертов Pz Kpfw V – лучшая машина германских панцерваффе и один из сильнейших танков во Второй мировой войне. Он был опасным противником в танковых схватках. Ни американцы, ни англичане создать танк, равноценный «Пантере», не смогли.

При большом количестве положительных боевых качеств данная машина оставалась на этапе производства малотехнологичной, а при эксплуатации – сложной. По некоторым узлам имела низкую техническую надежность. Например, часто ломались торсионы, а их замена была весьма трудоемкой. Бортовые передачи и ведущие колеса быстро выходили из строя в связи с общей перегруженностью. До конца войны от этих недостатков так и не удалось полностью избавится.

Что же касается Даймлер-Бенц, то фирма не теряла надежды создать собственную «Пантеру». Конструкторы в первую очередь занялись башней. Ей придали зауженную форму и уменьшили площадь лобового листа. Широкую прямоугольную маску с отверстиями для прицела и пулемета заменили конической муфтой. Башня, которая имела 120- миллиметровый лобовой, 60-миллиметровые бортовые и 25-миллиметровый верхний листы, оснащалась дальномером. Катки нового танка имели внутреннюю амортизацию. Скорость увеличилась до 55 километров в час. Остальные характеристики остались неизменными. Успели построить только один экземпляр танка, известного как модификация F, - уже велись проработки Pz Kpfw «Panther II» под 88-миллиметровую пушку.

На единственной новой «Пантере», которую изготовила фирма MAN, проектную массу в 48 тонн повысили до 55 тонн, хотя и пушка, и башня оставались прежними. Танк получил на борт семь катков, а одинарные торсионы заменили двойные.

На базе танка Pz Kpfw V было выпущено 339 Bergepanther Sd Kfz 179 (ремонтно-эвакуационные машины) боевой массой 43 тыс. кг. Экипаж состоял из пяти человек. Первоначально машины вооружались 20-миллиметровой автоматической пушкой, а в дальнейшем - только двумя пулеметами. Башню заменили грузовой платформой с 80-миллиметровыми броневыми бортами предназначенной для перевозки запчастей. Машина оснащалась крановой стрелой и мощной лебедкой.

Немецкие танкисты на танке «Пантера» командирской модификации (Panzerbefehlswagen Panther). От линейных машин внешне отличаются двумя установленными на корпусе антеннами

Танки PzKpfw V «Пантера» 130-го полка танковой учебной дивизии вермахта в Нормандии. На переднем плане - дульный тормоз орудия одной из «Пантер»

329 «Пантер» были переоборудованы в командирские танки - в них устанавливалась вторая радиостанция монтируемая за счет уменьшения боекомплекта до 64 выстрелов. Также имелась 41 машина Pz Beob Wg «Panther», предназначенная для артиллерийских наблюдателей. Башня, имеющая вместо пушки деревянный макет и заделанную амбразуру, не вращалась. Дальномер размещался в башне. Из вооружения было оставлено два пулемета: в лобовой части башни в шаровой установке, и курсовой (аналогично модификации D).

«Пантеру» рассматривали в качестве базы под серию самоходок с 105- и 150-миллиметровыми гаубицами, 30-миллиметровыми спаренными в башне и 88- миллиметровыми зенитными орудиями, 128-миллиметровой пушкой и направляющими для ведения огня ракетами. Также планировалось создать разведывательный танк имеющий укороченное шасси а также штурмовой танк имеющий 150-миллиметровое орудие. Однако этому всему не суждено было сбыться.

Pz Kpfw «Panther» в бой впервые пошли на Курской дуге в составе Пятьдесят первого и Пятьдесят второго танковых батальонов Десятой танковой бригады - 204 машины, среди которых 7 командирских и 4 ремонтно-эвакуационных машин. Затем они использовались на всех фронтах.

Технические характеристики средних танков Pz Kpfw V «Panther» (Ausf D/Ausf G):
Год выпуска 1943 г./1944 г.;
Боевая масса – 43000 кг/45500 кг;
Экипаж – 5 человек;
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ:
Длина по корпусу – 6880 мм/6880 мм;
Длина с пушкой вперед – 8860 мм/8860 мм;
Ширина – 3400 мм/3400 мм;
Высота – 2950 мм/2980 мм;
ЗАЩИЩЕННОСТЬ:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) - 80 мм (55 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 40 мм (40 град.)/50 мм (30 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 100 мм (10 град.)/110 мм (11 град.);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 15 и 30 мм/40 и 30 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
Марка пушки – KwK42;
Калибр – 75 мм;
Длина ствола 70 калибров;
Боекомплект – 79 выстрелов/81 выстрелов;
Число пулеметов – 2 шт.;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 5100 патронов/4800 патронов;
ПОДВИЖНОСТЬ:
Тип и марка двигателя - «Майбах» HL230P30;
Мощность – 650 л. с./700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 46 км/ч;
Запас топлива - 730 л;
Запас хода по шоссе – 200 км;
Среднее давление на грунт – 0,85 кг/см2/0,88 кг/см2.



Командир танкового полка «Великая Германия» полковник Вилли Лангкейт (второй слева) разговаривает с экипажем рядом с танком Pz.Kpfw. V «Пантера». Вилли Лангкейт, будущий командир дивизии "Курмарк", был награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Южная Украина, май-июнь 1944г

Немецкие танки PzKpfw V «Пантера» в районе Орла

Танк Pz.Kpfw. V «Пантера» из состава 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии вермахта в Голдапе. Голдап - один из первых населенных пунктов Восточной Пруссии, взятых Красной Армией 20.10.1944. Но в результате контрудара немцам удалось отбить город

Немецкие панцергренадеры и танки Pz.Kpfw. V «Пантера» на марше в Нижней Силезии

Советский танк Т-44-122 и немецкий танк PzKpfw V «Пантера» на сравнительных испытаниях. Фото из архива Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А. Морозова

Танки Pz.Kpfw. V «Пантера» 3-го танкового полка СС (SS Pz.Rgt. 3) 3-й танково-гренадерской дивизии СС «Тотенкопф», подбитые советской артиллерией южнее города Пултуск (Польша). Захвачены войсками 1-го Белорусского фронта

Немецкие танки Pz.Kpfw. V «Пантера», уничтоженные советскими войсками у украинского села

Захваченные исправными танки Pz.Kpfw. V «Пантера» (по некоторым данным из состава 10-й «Пантербригады»). Танки захвачены на сборном пункте аварийных машин (СПАМ) на окраине Белгорода. Дальний танк с тактическим номером 732 был доставлен в Кубинку для испытаний.

Советские дети, играющие на брошенном немецком танке Pz.Kpfw. V Ausf. D «Пантера» в Харькове

Трофейный немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» из состава 366-го САП (самоходно-артиллерийский полк). 3-й Украинский фронт. Венгрия, март 1945 года

Трофейная немецкая техника на выставке в ЦПКИО имени Горького в Москве осенью 1945 года. На переднем плане тяжелый немецкий танк Pz.Kpfw VI Ausf.B «Королевский тигр», броня башни которого пробита подкалиберными снарядами 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2, за ним два тяжелых танка Pz.Kpfw VI Ausf. Е «Тигр» разных выпусков, за ними Pz.Kpfw V «Пантера» и другая бронетехника. В левом ряду две противотанковых САУ «Мардер», немецкий БТР, САУ StuG III, САУ «Веспе» и другая бронетехника

Рота трофейных немецких танков Pz.Kpfw. V «Пантера» гвардии лейтенанта Сотникова восточнее Праги (не чешской столицы, а пригорода Варшавы)

Немецкий танк Pz.Kpfw. V Ausf. G «Пантера» в болгарских войсках. На солдатах характерные болгарские бустины итальянского образца, а у офицера (под орудием, подбоченясь) - не менее характерная болгарская фуражка. Этот снимок может быть датирован даже 1945-1946 годами (все зависит от того, сколько еще времени после окончания войны у болгар на вооружении сохранялась немецкая техника). В конце же 1940-х болгарскую армию (как и армии других стран соцлагеря) переодели в форму советского образца

Средний танк «Пантера»


Pz Kpfw V Ausf D Pz Kpfw V Ausf G

Лучший танк немецкой армии во Второй мировой войне. Форма корпуса и наклон брони заимствованы у советского танка Т-34. Танк «Пантера» производился с января 1943 года по апрель 1945 года. Всего было выпущено 5 976 танков модификаций Ausf D, A, G.

История создания танка («Пантера»)

После первых недель войны стало ясно, что советские войска обладают новыми танками, превосходившими немецкие боевые бронированные машины. Когда Гитлеру доложили о результатах изучения русского танка Т-34, он приказал разработать похожую машину. 25 ноября 1941 года министерство вооружений Германии поставило задачу выпустить танк, превосходящий по вооружению и бронированию Т-34: разработкой шасси одновременно занялись фирмы МАN и «Даймлер-Бенц». Конструирование башни было поручено фирме «Райнметалл-Борзиг». Фирма «Даймлер-Бенц» предложила машину, очень напоминавшую внешним видом и компоновкой советский танк Т-34, где двигатель и ведущие колеса располагались в корме. Проект фирмы МАN предусматривал традиционную для немецкой танковой промышленности компоновку: двигатель – в кормовой части, а трансмиссия и ведущие колеса – спереди. Это позволило сдвинуть башню к корме и установить на ней длинноствольную пушку. 14 мая 1942 года Гитлер сделал выбор в пользу фирмы МАN, выбрав ее проект для серийного производства. Танк фирмы MAN был испытан в сентябре 1942 года. После доработки машины, в декабре началось ее под маркой Pz Kpfw V Ausf D «Panther I» Пантера ») фирмами MAN, «Хеншель» и «Даймлер-Бенц». По плану к 12 мая 1943 года - планируемому сроку летнего наступления - необходимо было изготовить 250 новых танков.

Подкалиберный снаряд новой 75-мм длинноствольной пушки 7,5сm KwK42 L/70 имел начальную скорость 1120 м/с и на расстоянии 1000 м пробивал броню толщиной 160 мм. Небольшой (относительно) калибр пушки позволил получить высокую практическую скорострельность и иметь значительный боекомплект: 79-81 танковый выстрел. Для снижения пороховой загазованности боевого отделения было установлено устройство для продувки сжатым воздухом канала ствола пушки после выстрела. Лобовые броневые листы располагались, как и у Т-34, под рациональными углами наклона (лоб корпуса - 55 град.).

Ходовая часть состояла из восьми больших опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса размещались впереди. Танк Pz Kpfw V «Пантера» имел двигатель как у танка Pz Kpfw VI «Тигр» - HL 230 P 30. Трансмиссия позволяла осуществлять повороты по различным радиусам в зависимости от выбранной передачи, а также быстро разворачиваться на месте, сообщая одной гусенице движение вперед, а другой - назад. Гидравлическое управление тормозами облегчало усилия водителя. Благодаря шахматному расположению катков нагрузке на гусеницу распределялась равномерно. Однако были случаи, когда замерзшая грязь между катками не давала возможности «Пантере» сдвинуться с места.

Недостатками «Пантеры» были сложность в производстве и обслуживании. Поспешность при разработке привела к довольно низкой технической надежности танка. Механические поломки и пожары двигателей были довольно частым явлением. Первые образцы «Пантер» чаще выходили из строя от различных неисправностей, чем в результате боевых действий. Например, в период развертывания в июле 1943 года во время марша от железнодорожной станции к линии фронта два танка сгорели дотла из-за возгорания двигателей.


Рис. В.Иванова

Тактико-технические характеристики танка «Пантера»

Экипаж – 5 чел.
Боевая масса: Ausf D – 43; Ausf A – 44,8; Ausf G – 45,5 т.
Длина – 8,86 м. Ширина – 3,4 м. Высота – 2 ,95 м.
Броня: лоб корпуса – 80 мм, борт – 40-50 мм, лоб башни – 100-110 мм, борта и корма башни – 45 мм.
Двигатель – «Майбах» HL 230 Р30 (700 л. с.). Скорость – 46 км/ч. Запас хода – 200 км.
Вооружение: 75-мм пушка 7,5сm KwK42 L/70 и два 7,92-мм пулемета MG 34.
Радиостанция – FuG 5.

У всех модификаций танка (Pz Kpfw V Ausf D, Ausf A, Ausf G) индекс по сквозной системе обозначений боевых машин третьего рейха был одинаковым - Sd Kfz 171.

Средний танк Pz Kpfw V Ausf D Panther (Sd Kfz 171)

Выпущено 850 танков с января по сентябрь 1943 года.

Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех фирмы МАN 11 января 1943 года. Первые 20 танков «Пантера» имели 60-мм лобовую броню. На них были установлены двигатели «Майбах» HL 210Р45. Отличительной особенностью первых 20-ти «Пантер» была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни. Эти танки использовались для подготовки танковых экипажей.

У остальных танков Pz Kpfw V Ausf D толщина лобовой брони составляла 80 мм.

Боевая масса – 43 т.

Вооружение: 75-мм пушка 7,5cm KwK42 L/70 и два 7,92-мм пулемета MG 34.

Боевое применение.
Выпуск танков начался в январе 1943 г. В феврале они стали поступать в войска. В апреле из-за многочисленных недоделок и неисправностей все «Пантеры» вернули на заводы для модернизации. В мае 1943 г. при подготовке к наступлению на Курской дуге танки Pz Kpfw V Ausf D «Пантера» получили 51-й и 52-й танковые батальоны, 23-й и 26-й отдельные танковые полки и танковые полки « » и « ».

Средний танк Pz Kpfw V Ausf A Panther (Sd Kfz 171)

Выпущено 2 000 танков с августа 1943 года по май 1944 года.

В модификации А было несколько изменений. Появилась шаровая установка курсового пулемета в лобовом листе корпуса, установлена новая командирская башенка, убран лючок для выброса стреляных гильз. Также была усилена ходовая часть. Было удвоено количество болтов крепления катков.

Боевая масса – 44,8 т.
Броня: лоб корпуса – 80 мм, борт – 40 мм, лоб башни – 100 мм, борта и корма башни – 45 мм.
Вооружение: 75-мм пушка 7,5cm KwK42 L/70 и два 7,92-мм пулемета MG 34.
Боекомплект пушки – 79 выстрелов.

Боевое применение.
Первые «Пантеры» модификации А направлялись в танковые части на Восточный фронт и в . При в июне 1944 г. немецкие танковые части, вооруженные «Пантерами», имели в основном танки Pz Kpfw V Ausf A.

Средний танк Pz Kpfw V Ausf G Panther (Sd Kfz 171)

Выпущено 3 126 танков с марта 1944 г. по апрель 1945 г.

Модификация Ausf G - самая массовая серия из трех. В ней была изменена конструкция корпуса. Бортовые листы корпуса получили больший угол наклона. Лобовая броня башни увеличилась до 110 мм, а толщина бортовой брони – до 50 мм. Из лобового листа корпуса был удален люк механика-водителя, а посадочные люки пулеметчика и механика-водителя стали откидываться на петлях в стороны, а не сдвигаться. Смотровые приборы механика-водителя были перенесены на крышу отделения управления. На танках «Пантера» последних выпусков устанавливались такие же катки, как и на танках «Тигр ».

Боевая масса - 45,5 т.
Броня: лоб корпуса – 80 мм, борт – 50 мм, лоб башни – 110 мм, борта и корма башни – 45 мм.
Вооружение: 5-мм пушка 7,5cm KwK42 L/70, два 7,92-мм пулемета MG 34.
Боекомплект пушки – 81 выстрел.

Боевое применение.
«Пантеры» модификации Ausf G участвовали в боях на Восточном и Западном фронтах.

Боевое применение танка «Пантера»

По штату 1944 года должна была иметь танковый полк двухбатальонного состава. Первый батальон был вооружен танками Pz Kpfw V «Пантера», второй – танками Pz Kpfw IV. В состав танкового батальона входили четыре роты по 17 танков в каждой. В штабе – 8 танков. Всего в танковом батальоне «Пантер» по штату полагалось иметь 76 танков. В состав батальона входили также саперный взвод, взвод ПВО, с лета 1944 г. вооруженный самоходными 37-мм ЗСУ «Мёбельваген» или 20-мм четырехствольными ЗСУ «Вирбельвинд» и техническая рота, укомплектованная БРЭМ и различными автомашинами. В действительности в танковых батальонах вермахта насчитывалось в среднем по 51-54 «Пантеры», а в войсках СС – 61-64 танка. «Пантеры» поступили на вооружение не всех танковых дивизий вермахта. В некоторых танковых полках оба батальона имели только Pz Kpfw IV.

К концу войны «Пантеры» в танковых дивизиях составляли более половины всех танков. Еще больше танков «Пантера» насчитывалось в танковых дивизиях и частях, участвовавших в последних контрударах в Восточной Пруссии и Венгрии. Перед началом в группе армий «Б» насчитывалось около 450 «Пантер». Ни американцы, ни англичане не смогли противопоставить «Пантере» равноценный танк.

На базе танка Pz Kpfw V «Пантера» выпускались истребитель танков «Ягдпантер» (392 единицы) и БРЭМ «Бергепантер» (339 машин с июня 1943 г. по март 1945 г.).


(Jagdpanther, Sd Kfz 173)

Выпущено 392 машины с января 1944 года по март 1945 года.

В сильно скошенном (55 о) лобовом броневом листе рубки толщиной 80 мм устанавливались 88-мм пушка PaK43/3 L/71 и пулемет MG 34. Подкалиберный снаряд пушки «Ягдпантер» (Jagdpanther) на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной 200 мм. Бортовые броневые плиты рубки толщиной 50 мм были установлены под углом 30 о. Экипаж располагался в просторном боевом отделении.

(Jagdpanther) был лучшей противотанковой САУ в немецкой армии и одной из сильнейших во второй мировой войне.

Немцы начали войну с СССР, когда у Вермахта еще не было на вооружении средне-тяжелого танка "Пантера". Производство этой боевой машины было развернуто в Германии только к концу 1941 года. Выпускался танк "Пантера" массовой серией, на заводах Круппа в 1942-43 году. Всего было выпущено около 6 тысяч единиц. Как только производство "Пантеры" вышло на запланированный уровень, эти танки стали появляться на всех европейских фронтах. В 1943 года в битве на участвовали двести танков "Пантера", не считая эвакуационных и командирских машин.

Осенью 1941 года немцы поняли, насколько для них опасен танк Т-34 они забили тревогу и приостановили выпуск танка, массово сходившего с конвейера. В течение четырех месяцев "Пантеру" усовершенствовали и таким образом был разработан практически новый 35-тонный танк с тем же именем. Его и запустили в серию. Танк "Пантера" создавался в противовес танку Т-34. Немецкие конструкторы кое в чем даже скопировали советский Т-34, моторный отсек и главные линии трансмиссии. Но сходство на этом заканчивалось. К тому же работали на бензине, а советские на дизельном топливе.

В полном боевом снаряжении танк "Пантера" весил 45 тонн, это была слишком тяжелая машина, но уменьшать ее вес можно было только за счет брони, а на это не решились. Всем бронелистам башни придали наклон, для лучшего отражения снарядов прямого попадания. Длина танка составила 6860 мм, ширина 3280 мм, высота 2990 и расстояние от земли до корпуса, то есть клиренс - 565 мм. Пушка была почти двухметровой длины. Боекомплект орудия состоял из 81 бронебойного снаряда, что позволяло вести достаточно продолжительный бой. Кроме пушки танк "Пантера" был вооружен двумя пулеметами.

Силовая установка танка состояла из 12-ти цилиндрового 700-сильного бензинового двигателя, с которым "Пантера" шла по шоссе со скоростью около шестидесяти км/час. Защита машины была скомпонована из фасонной катаной брони с состоял из брони 40 мм, а лобовая часть была толщиной 60 мм. Башня в бортах несла броню сечением 45 мм, а лоб башни и маска орудия - 110 мм. Пантеры выдерживала вес, и маневренность машины была на достаточно хорошем уровне. Однако экипажу из 5 человек приходилось мириться с теснотой в боевом отсеке.

В начале 1943 года Вермахтом было принято решение модернизировать "Пантеру" с учетом условий Восточного фронта. Появился танк "Пантера 2", переработка коснулась в основном защиты башни, для которой была значительно усилена броня. Лобовая броня стала толщиной 125 мм, а пушечная маска получила броню толщиной 150 мм. "Пантера 2" стала весить 47 тонн. Увеличение веса компенсировали новой силовой установкой, на танк установили двигатель Майбах мощностью 900 л.с. и восьмиступенчатую трансмиссию с гидравликой.

Заменили и орудие, была установлена 88 мм КВК, более скорострельная и обладающая высокой бронебойной силой. Также машину оснастили приборами ночного видения и телескопическим дальномером. Компания Рейнметалл предложила установить на танк систему ПВО с зенитным обеспечением. Но на этом этапе разработка нового танка "Пантера 2" остановилась по причине сложной обстановки для немецкого командования на всех фронтах. Хотя немецкий танк "Пантера" в его первоначальном виде продолжали выпускать вплоть до окончания войны.

в Избранное в Избранном из Избранного 7

Моя давняя статья, почти десятилетней давности, которая неожиданно очень широко растеклась по сети. Обновляю адрес и предлагаю широкой публике ознакомиться и обсудить её ещё раз.

В различных книгах и телепередачах мне постоянно встречалась оценка Пантеры как одного из лучших танков Второй Мировой. А в передаче на канале «Нэшинел Джиографик», его вообще назвали абсолютно - опередившим своё время.

Тяжелый танк PzKpfw V «Panther» Ausf D (SdKfz 171).

Историческая справка:

, сокр. - немецкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах как основной танк Вермахта. По немецкой классификации «Пантера» считалась средним танком. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».

Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской Дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались Вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй Мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались самоходно-артиллерийская установка (САУ) «Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.


Ну а каково же было реальное значение для хода войны столь выдающейся машины? Почему же Германия, имея столь выдающийся танк, не разгромила наголову Советские бронетанковые силы? Вот любопытная статья, привожу её полностью:

Батальоны «Пантер» на Восточном фронте. Период с конца 1943 по 1945 год

«Пантеры», уцелевшие на Курской Дуге, собрали в составе 52-го танкового батальона, который 24 августа 1943 года переименовали в I. Abteilung/Panzer-Regiment 15. 51-й батальон в начале августа получил новые 96 «Пантер» и остался в составе гренадерской дивизии «Grossdeutschland». К концу августа 52-й батальон безвозвратно потерял 36 «Пантер». По состоянию на 31 августа 1943 года в 52-м танковом батальоне было 15 боеспособных танков, ещё 45 машин находилось в ремонте.

В конце августа 1943 года на фронт прибыл 1. Abteilung/SS-Panzer-Regiment 2, входивший в состав танковой дивизии СС «Das Reich». Этот батальон насчитывал 71 «Пантеру». Три командирских танка находилось при штабе, а в каждой из четырех рот было по 17 машин: две в штабной секции и по пять в каждом взводе. 31 августа 1943 года в батальоне был 21 боеспособный танк, 40 машин нуждалось в ремонте, 10 было списано.

Четвертым батальоном «Пантер», оказавшимся на Восточном фронте, был II. Abteilung/Panzer-Regiment 23. Батальон располагал 96 «Пантерами», из которых большинство составляли Ausf. D, но было и несколько Ausf. A. Пятой частью был I. Abteilung/Panzer-Regiment 2, оснащенный 71 «Пантерой», главным образом Ausf. А. Из рапорта 13-й танковой дивизии от 20 октября 1943 года:

«Из-за угрожающей обстановки на фронте, батальон был брошен на передовую, едва успев выгрузиться. Батальон действовал по ротам. Из-за спешки наладить взаимодействие с гренадерами не удалось. Часто без надобности переходя в контратаки, танковые отделения поддерживали действия пехоты. Как выяснилось позднее, такое использование танков противоречило основным тактическим принципам, однако положение на фронте не оставляло выбора.»

Ниже приведены выдержки из рапортов командира I. Abteilung/Panzer-Regiment 2. гауптмана Боллерта, охватывающих период с 9 по 19 октября 1943 года:

«Тактическая подготовка.

Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не сказалась на боеспособности батальона, так как более половины личного состава батальона имеет боевой опыт. В таком окружении молодые солдаты быстро повышают свою квалификацию. Многие молодые механики-водители, только что закончившие танковую школу, с большим усердием поддерживали свои танки в боеспособном состоянии. В любом случае, очень желательно иметь опытного командира взвода.

Техническая подготовка в Германии:

Во время нескольких недель подготовки механики-водители и техперсонал изучали не всегда то, что требуется на передовой. Некоторые из солдат занимались все время каким-либо одним заданием, например, меняли опорные катки. Таким образом, у многих не было целостного представления об устройстве PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты иногда достигали отличных результатов за очень непродолжительное время. Возможность изучить матчасть есть на каждом заводе, собирающем танки.

Механические проблемы:

Уплотнитель головки цилиндров прогорел насквозь. Разрушен вал топливного насоса.

Сорваны болты на большой шестерне бортовой передачи. Часто наблюдается выпадение заглушек, что приводит к вытеканию масла. Масло также часто вытекает через шов между кожухом бортовой передачи и бортом танка. Болты, которыми бортовые передачи крепятся к борту корпуса, часто ослабевают.

Верхний подшипник вентилятора часто заедает. Смазка недостаточна, даже если уровень масла в норме. Повреждения вентилятора часто сопровождается повреждением привода вентилятора.

Подшипники карданного вала выходят из строя. Привод гидравлического насоса изнашивается.

Проблемы с вооружением: сцепление компрессора залипает, что мешает работе системы продувки ствола. Прицел TZF 12 выходит из строя в результате попаданий в маску пушки. Расход оптики для прицела очень высок.

Совершенно необходимо оснастить танк курсовым пулеметом для борьбы с пехотой противника. Необходимость в курсовом пулемете ощущается особенно остро, когда спаренный пулемет замолкает.

Лобовая броня PzKpfw V очень хороша. 76,2-мм бронебойные снаряды оставляют на ней вмятины не глубже 45 мм. «Пантеры» выходят из строя при прямом попадании 152-мм фугасных снарядов - снаряд проламывает броню. Почти все «Пантеры» получили лобовые попадания 76-мм снарядов, при этом боеспособность танков практически не страдала. В одном случае маску пушки пробил 45-мм снаряд, пушенный с дистанции 30 м. Экипаж не пострадал.

Однако бортовая броня очень уязвима. Борт башни на одной из «Пантер» был пробит из противотанкового ружья. Борт другой «Пантеры» также был пробит мелкокалиберным снарядом. Все эти повреждения происходят во время боев на улицах или в лесу, где закрыть фланги не представляется возможным.

Прямое попадание артиллерийского снаряда и нижнюю часть лобовой брони привело к тому, что лопнули сварные швы, а от бронеплиты откололся кусок несколько сантиметров длиной. Очевидно шов был проварен не на всю глубину.

Юбка показала себя достаточно хорошо. Крепления листов недостаточно надежны и очень неудобно расположены. Поскольку листы подвешены па расстоянии 8 см от борта танка, они легко отрываются ветвями деревьев и кустарников.

Новые опорные катки не вызывали нареканий. Почти все «Пантеры» теряли ход из-за разрывов фугасных снарядов. Один опорный каток пробит навылет, три повреждено. Раскололось несколько опорных катков. Хотя 45-мм и 76-мм снаряды пробивают траки, они не могут иммобилизовать танк. В любом случае «Пантера» может своим ходом покинуть поле боя. Во время продолжительных маршей на предельной скорости быстро изнашиваются резиновые бандажи на опорных катках.

Пушка показала себя превосходно, отмечены только единичные незначительные проблемы. Лобовая броня КВ-1 уверенно пробивается с дистанции 600 м. СУ-152 пробивается с дистанции 800 м.

Новая командирская башенка имеет довольно удачную конструкцию. Диоптр, очень помогавший командиру танка в наведении пушки на цель, отсутствует. Три передние перископа следует сместить чуть ближе друг к другу. Поле зрения через перископы хорошее, но невозможно использовать бинокль. При попадании снарядов в башню оптика перископа часто выходит из строя и требует замены.

Кроме того, перископы механика-водителя и стрелка-радиста следует лучше герметизировать. Во время дождя вода проникает внутрь и сильно затрудняет работу.

Буксиры Bergepanther отлично зарекомендовали себя. Одного Bergepanther достаточно для эвакуации одного танка в сухую погоду. По глубокой грязи даже двух буксиров недостаточно для эвакуации одной «Пантеры». К настоящему времени буксиры Bergepanther эвакуировали 20 «Пантер». В общей сложности поврежденные танки буксировали на расстояние 600 м. Bergepanther использовались только для того, чтобы отбуксировать подбитые танки с передовой в ближний тыл. Опыт батальона показывает, что необходимо иметь как минимум четыре буксира Bergepanther, хотя бы и за счет обычных 18-тонных буксиров. Оснащенность буксиров радиостанциями оказалась кстати. Во время боя командиры Bergepanther получали указания по радио.

Чтобы буксировать одну «Пантеру» в сухую погоду требуется два тягача Zugkraftwagen 18t. Однако по глубокой грязи даже четыре 18-тонных тягача не могут сдвинуть танк.

16 октября батальон начал атаку силами 31 танка. Хотя пройденное расстояние было невелико, 12 «Пантер» вышло из строя из-за механических поломок. К 18 октября 1943 года батальон располагал 26 боеспособными «Пантерами». 39 танков нуждалось в ремонте и 6 машин пришлось списать. В период с 9 по 19 октября среднее количество боеспособных танков составляло 22 «Пантеры».

Результаты: подбито 46 танков и 4 самоходных орудия. Уничтожено 28 противотанковых пушек, 14 артиллерийских орудий и 26 противотанковых ружей. Наши безвозвратные потерн - 8 танков (6 подбито и сгорело во время боев, два разобрано на запчасти).»

Из-за механической ненадежности «Пантер» и высокого уровня потерь. 1 ноября 1943 года Гитлер решил отправить на Ленинградский фронт 60 танков без двигателей, которых следовало врыть в землю напротив Кронштадтской бухты. С 5 по 25 ноября 1943 года 60 «Пантер» (полностью боеспособных), отправили в распоряжение командования Группы Армий «Север».

30 ноября 1943 года командование L армейского корпуса сообщило, что 60 «Пантер» поступило в ведение 9-й и 10-й полевых дивизий люфтваффе. «Пантеры» были по три врыты вдоль линии обороны, имея перед собой простреливаемое пространство 1000–1500 м. Если по какой-то причине три танка окопать рядом не представлялось возможным, одиночную машину усиливали пехотой и противотанковой пушкой. 10 наиболее боеспособных машин оставили на ходу в качестве мобильного резерва.

Из состава I. Abteilung/Panzer-Regiment 29 выделили 60 человек (20 командиров, 20 механиков-водителей, 15 наводчиков и 5 стрелков-радистов). 26 декабря III танковый корпус получил приказ собрать все сохранившие подвижность «Пантеры» в составе I. Abteilung/Panzer-Regiment 29. Окопанные «Пантеры» остались в ведении дивизий.

В ноябре 1943 года два батальона «Пантер» прибыли на Восточный фронт. Это были I. Abteilung/Panzer-Regiment 1, насчитывавший 76 «Пантер» (в роте 17 танков), а также I. Ableilung/SS-Panzer-Regiment 1. полностью укомплектованный (96 «Пантер»), Оба батальона действовали в составе своих дивизий.

В начале ноября 1 батальон 15-го танкового полка получил пополнение в виде 31 «Пантеры». В конце декабря 1943 года I батальон 1-го танкового полка получил 16 новых «Пантер». Не считая 60 «Пантер», отправленных на Ленинградский фронт, всего в 1943 году на Восточный фронт было отправлено 841 «Пантера». К 31 декабря 1943 года немцы располагали только 217 «Пантерами», из них лишь 80 сохранили боеспособность. 624 танка было списано (потери 74%).

С 5 по 11 декабря 1943 года 76 «Пантер» доставили в I батальон 2-го танкового полка. Еще 94 «Пантер» прибыли в качестве пополнения в другие батальоны. Однако все эти танки впервые использовали в бою уже в январе 1944 года.

«Как показал опыт последних боев, «Пантеру», наконец, удалось довести до ума. В рапорте от 22 февраля 1944 года, поступившем из 1-го танкового полка, говорится: «В нынешнем варианте «Пантера» годна для фронтового применения. Она значительно превосходит Т-34. Почти все недостатки устранены. Танк имеет превосходное бронирование, вооружение, проходимость и скорость. В настоящее время средний пробег мотора находится в пределах 700–1000 км. Число поломок двигателя уменьшилось. Поломки бортовых передач больше не отмечаются. Рулевое управление и трансмиссия достаточно надежны.»

Однако этот рапорт из 1-го танкового полка оказался преждевременным. Действительно, «Пантера» хорошо себя чувствовала зимой на подмерзшем грунте, но уже в рапорте от 22 апреля 1944 года из I батальона 2-го танкового полка сообщается о многочисленных технических проблемах, вызванных весенним бездорожьем:

Двигатель Maybach HL 230 Р30;


В общем, новые двигатели гораздо надежнее предшественников. Иногда двигатель без ремонта проходит до 1700-1800 км, причем 3 «Пантеры», пройдя это расстояние, по-прежнему остаются на ходу. Но характер поломок не изменился: разрушение механических частей и повреждение подшипников.

11 января 1942 г на заводе фирмы MAN закончили сборку первого, пока еще предсерийного танка Pz.V Ausf.a «Panther» («Пантера»). К концу месяца вся нулевая партия машин покинула заводские цеха. Эти «Пантеры» отличались от своих серийных сестер, запущенных в массовое производство, орудием KwK 42 L/70 с однокамерным дульным тормозом и расположением командирской башенки, которая выступала за левый край башни, образуя своеобразный наплыв. На них стоял двигатель «Maybach» HL 210Р45 с коробкой передач ZF7. Бронирование лобовой части корпуса находилось в пределах 60 мм.

Танк Pz.Kpfw.V «Panther» (Пантера) — видео

В конце января 1943 г. началось производство первой крупносерийной модели Pz.V Ausf.D2. Танки нулевой серии соответственно получили новое обозначение Ausf.D1 К выпуску «Пантер» подключились такие фирмы, как «Daimler-Benz», «Henschel und Sohn» и MNH. Возникает вопрос - почему пропущены модификации Ausf. В/С? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Согласно некоторым данным, эти обозначения были предназначены для проектов машин, так и не вышедших из стадии разработки. По другим сведениям, был даже изготовлен прототип танка Pz.V Ausf.В. оснащенный коробкой передач «Maybach-OVLAR», но в производство он не пошел.

На машинах первой серийной партии в качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель «Maybach» HL 230Р30 жидкостного охлаждения (мощность - 700 л.с.) с V-образным расположением цилиндров, установленных под углом 60 градусов. При возникновении проблем с запуском двигателя в зимнее время можно было воспользоваться специальным подогревателем, отапливаемым паяльной лампой, крепившейся на корме корпуса. С обеих сторон двигателя размещались вентиляторы «Zyklon». Горючее находилось в пяти топливных баках (всего - 730 л), установленных в моторном отделении (четыре по бокам и один сзади). Топливная система состояла из четырех диафрагменных насосов и четырех карбюраторов «Solex». Одной из отличительных особенностей танков PZ.V Ausf.D2 последних выпусков стало появление на выхлопных трубах, симметрично крепившихся к корме машин, бронированных кожухов и специальных пламегасителей.
В летнее время мотор часто сильно перегревался и появлялась опасность возникновения пожара. Главные причины подобных случаев - большие габариты двигателя и теснота в моторном отделении. Для предотвращения подобных случаев в машине стояла автоматическая противопожарная система, которая включалась, когда температура превышала отметку 120 градусов. У водителя на приборной панели загорался аварийный индикатор, а специальные насадки в это время разбрызгивали противопожарную смесь.

Коробка передач ставилась нового типа ZF АК7-200, восьмискоростная механическая с постоянным зацеплением шестерен. Переключение передач производилось с помощью безынерционных конусных синхронизаторов. Поворотный механизм состоял из двух планетарных редукторов.
Корпус танков Pz.Kpfw.V «Panther» «Пантера» собирался из сварных катаных броневых листов, соединявшихся друг с другом в шип. В кормовой части находилось моторное отделение с двигателем, топливными баками и вентиляционной системой. В середине корпуса располагалось боевое отделение, где размещались основное вооружение, система наведения и оптические приборы прицеливания, места командира, наводчика и заряжающего. Вдоль стенок корпуса, в специальных нишах и под поликом башни находился боекомплект. Фронтальная часть корпуса отводилась под отсек управления, где располагались коробка передач. главный фрикцион, приборы и органы управления, радиостанция (FuG 5), курсовой пулемет, часть боезапаса и рабочие места радиста с водителем. Лобовой бронелист корпуса достиг толщины 80 мм. Танки первых серийных партий оснащались системой для преодоления водных преград. Моторное отделение машин разделялось водонепроницаемыми переборками на три отсека. Два крайних отсека заполнялись водой, а средняя секция с силовой установкой была полностью герметична.
Ходовая часть (с каждого борта) представляла собой восемь сдвоенных обрезиненных катков, установленных в шахматном порядке. Торсионная подвеска обеспечивала плавный ход машины даже при преодолении пересеченной местности. Ведущие колеса размещались впереди и имели два съемных зубчатых венца (по 17 зубцов каждый). Между ведущим колесом и первым опорным катком стоял отбойный ролик. Литой ленивец оснащался кривошипным механизмом натяжения гусеницы.

«Пантеры» модификации Ausf.D2, выпускавшиеся с конца весны 1943 г.. стали оснащаться бортовыми экранами, защищавшими ходовую часть и боковые листы корпуса от попаданий кумулятивных снарядов и бронебойных пуль противотанковых ружей. На броню этих машин наносилось антимагнитное циммеритное покрытие. Предполагалось, что противник в скором времени приступит к массовому применению магнитных мин.
В передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Водитель располагался с левой стороны от коробки передач. Его смотровой прибор прикрывала бронированная заслонка, управляемая при помощи рычага. В бою он осуществлял наблюдение благодаря двум перископам, установленным на крыше отделения управления. Один перископ был направлен в левую сторону, другой - в правую. В целом эта система не обеспечивала надежный обзор. По правую сторону от водителя сидел стрелок-радист. Он мог вести огонь из пулемета через вертикальную амбразуру, расположенную в лобовом листе надстройки корпуса В небоевых условиях амбразура закрывалась заслонкой, а пулемет находился в корпусе машины. В верхнем броневом листе надстройки корпуса для радиста и водителя были врезаны входные люки. Чтобы открыть такой люк, требовалось его приподнять и отвести в сторону с помощью специального подъемного механизма.

В башне в литой маске устанавливалось основное вооружение - 75-мм пушка KwK 42 L/70 и спаренный пулемет MG 34. Бронебойный снаряд с баллистическим наконечником PzGr 42 развивал начальную скорость 1120 м/с и мог поразить 149-мм броню с расстояния 1000 м. Угол вертикального наведения варьировался в пределах от -8 до +18*. Орудийный боекомплект состоял из 79 снарядов (в основном бронебойные и подкалиберные). К пулеметам прилагался боезапас из 5100 патронов. Еще в июле 1941 г. фирма «Rheinmetall-Borsig» приступила к работе над созданием мощного танкового орудия, способного поражать танки противника на дальних дистанциях. Согласно техническому заданию с расстояния 1000 м бронебойный снаряд должен был пробивать броню толщиной 140 мм. В начале следующего года изготовили опытный образец 75-мм орудия с длиной ствола 60 калибров, но его характеристики по бронепробиваемости не достигли требуемых норм. К началу лета 1942 г. специалисты компании «Rheinmetali-Borsig» внесли коррективы в проект, увеличив длину ствола до 70 калибров. Повторные испытания прошли весьма успешно, и пушку запустили в производство.
Орудие танка «Пантеры» оснащалось вертикальным клиновидным затвором с полуавтоматическим запирающим устройством. Противооткатный механизм состоял из гидравлической откатной системы и воздушно-жидкостного накатника. На рукоятке маховика подъемного орудийного механизма находилась кнопка электроспуска При выходе из строя основного спускового устройства огонь можно было вести с помощью аварийной системы, состоявшей из индуктора. расположенного на полу боевого отделения, и провода с розеткой. Выстрел из пушки осуществлялся нажатием ногой на кнопку индуктора. Пороховые газы, образующиеся в канале ствола после выстрела, отсасывались компрессором, размещавшимся под сиденьем наводчика Воздух поступал из короба гильзоуловителя.

«Пантера» оборудовалась бинокулярным прицелом TZF 12. снабженным специальными шкалами, предназначенными для артиллерийских боеприпасов разного типа (бронебойные, кумулятивные и т.п.). Для пулемета была предусмотрена отдельная шкала с двукратным увеличением. При наведении орудия в вертикальной плоскости синхронно изменялось положение объектива прицела. окулярная же составляющая оставалась в прежнем состоянии. Такой принцип действия облегчал работу наводчика, поскольку позволял управлять орудием в любой позиции вертикального диапазона.
Около прицела стояло циферблатно-часовое устройство, благодаря которому можно было определить положение орудия относительно корпуса танка. Циферблат, расположенный слева состоял из двух шкал - внутренней (12 делений) и внешней (64 деления) Другой циферблат был разбит на тысячные доли.
Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода, приводившегося в действие от коробки передач. От частоты вращения коленчатого вала двигателя непосредственно зависела скорость вращения башни. При работе двигателя на большой скорости (2500 об/мин) полный оборот башни производился за 17-18 с (соответственно в правую и левую стороны). Если двигатель был выключен, то повернуть башню можно было только вручную. При возникновении крена машины свыше 5 градусов вращение башни вообще не представлялось возможным из-за ее неуравновешенности.

На верхнем башенном листе устанавливали командирскую башенку, оборудованную шестью перископическими смотровыми приборами. Перископы закрывались подвижным бронекольцом с ручным управлением. Башенка оснащалась специальной шкалой с 12 делениями для определения направления движения танка.
На башне с обеих сторон крепились 90-мм мортирки Nbk 39 для ближнего боя (по три на борт). Они могли стрелять осколочно-фугасными. зажигательными и дымовыми гранатами. В башенном кормовом листе находился небольшой круглый эвакуационный люк. одновременно служивший для выброса пустых снарядных гильз. Кроме того, в корме и по бортам башни имелись стрелковые амбразуры, которые на танках позднего выпуска получили козырьки от дождевой воды.
С января по сентябрь 1943 г. было выпущено 830 танков Pz.V Ausf.D2.
В сентябре 1943 г. развернулось производство модернизированного варианта «Пантеры» Pr.V Aust.A (новое обозначение несколько озадачивает своей «нелогичностью» - ведь согласно иерархии идентификационных символов следующей шла литера Е). Кардинальных изменений в конструкции танка не произошло. С целью улучшения ходовых характеристик в трансмиссию был внесен ряд небольших новшеств. Усилили подвеску, увеличив количество и расположение подшипников опорных катков. К двум основным выхлопным трубам добавились еще несколько дополнительных.

На башне появилась новая командирская башенка с семью призматическими смотровыми приборами и поручневой турелью для зенитного пулемета. Бинокулярный прицел уступил место монокулярномуTZF 12a. На крыше башни с правой стороны стали устанавливать перископ, предназначенный для заряжающего, кроме того, башня лишилась бортовых стрелковых амбразур и лючка для загрузки боекомплекта, находившегося с левой стороны. Мортирку для ближнего боя тоже перенесли на верхний башенный лист ближе к заднему краю. Угол вертикального наведения орудия стал меньше на два градуса — -8′ +18’. Курсовой пулемет стал монтироваться в шаровидной установке стационарного типа.
Впервые танки Pz.V Ausf.A появились на поле боя на Восточном фронте. В целом же с сентября 1943 г. по май 1944 г. заводы фирм MAN, «Daimler-Benz». DEMAG и MNH произвели 1786 машин этой модели. По другим сведениям, данный показатель выше - 2000 единиц.
Третьей, самой массовой модификацией «Пантеры» стал вариант Pz.V Ausf.G, запущенный в производство в марте 1944 г. К апрелю 1945 г. удалось изготовить 3470 танков. Ряд авторов приводят другие цифры - 3126 машин.
Большинство внесенных усовершенствований касались устройства корпуса танка. В лобовой части корпуса убрали смотровой прибор механика-водителя, что естественно повысило его бронестойкость. Вместо нескольких стационарно закрепленных перископов он получил один вращающийся перископ, установленный на крыше отделения управления. Входные люки водителя и радиста изменили форму и оборудовались теперь петлями с пружинным откидным механизмом Модернизировали выхлопную систему, которая не пропускала теперь огненные вспышки.

Резко была усилена броневая защита «Пантеры» (27 февраля 1944 г. Гитлер приказал запретить использование прежнего обозначения Pz.Kpfw.V. Так толщина брони фронтальной части возросла до 100 мм, бортовых листов-до50 мм. Увеличился угол наклона боковых бронеплит — с 47- до 60 градусов. На некоторых танках нижняя кромка орудийной маски приобрела форму выступа-«юбки», предохранявшего башню от заклинивания и снижавшего вероятность рикошета снарядов и осколков в крышу отделения управления. На три снаряда стал больше боекомплект пушки - 82 снаряда. Ряд мелких изменений был внесен в трансмиссию. На машинах последних выпусков стали устанавливать модернизированную коробку передач ZF АК 7-400. оснащенную системой охлаждения масла.
Предпринимались попытки улучшить ходовую часть и подвеску. Некоторые авторы приводят данные о том, что была выпущена небольшая партия танков «Panther» Ausf.G, имевших опорные катки с резиновыми бандажами внутреннего типа. Эти машины проходили испытания в боевых условиях в частях 1 -й танковой дивизии СС «leibstandarte Adolf Hitler». Дальнейшего развития проект не получил, несмотря на хорошие отзывы.

Тактико-технические характеристики танка Pz.V Ausf.G «Пантера»

Экипаж, чел. 5
Боевая масса, т 44,8
Размеры Длина корпуса, мм — 6870
Длина с пушкой вперёд, мм — 8660
Ширина корпуса, мм — 3270
Высота, мм — 2995
Клиренс, мм — 560
Двигатель «Maybach» HI 230Р30, карбюраторный,
12 цилиндров, мощность — 700 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 46
Запас хода по шоссе, км/ч 250
Броня Лоб корпуса, мм — 80
Борт корпуса, мм — 50
Днище, мм — 17-30
Лоб башни, мм — 110
Маска орудия, мм — 110 (литая)
Борт башни, мм — 45
Вооружение 75-мм пушка KwK 42 L/70,
два пулемета 7,92-мм MG 34
Боекомплект 81 снарядов; 4800 патронов

Подбитый танк Pz.Kpfw.V «Panther» («Пантера»). Фото



Это интересно