Статья тертычный. Системы жанров периодической печати

У жанров есть предназначенье:

Они - как радуги цвета!

Коль есть они - весь мир в цветеньи

Коль нет - вселенная пуста…

«Созвездия» Ван Гартен

Нередко приходится слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций - «жанром».

А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего - своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики.)

В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, намного значительнее (в интересующем нас плане) роли предмета журналистских выступлений.

В журналистике существует три главных способа отображения - фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее - к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе - его художественного образа).

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Подобного рода журналистика поставляет аудитории «материал», способствующий как рациональному познанию действительности, так и эмоциональному сопереживанию отображаемых событий.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач.

Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными. Одни издания (например, «желтая пресса») преследуют коммерческие цели, поэтому в публикуемых материалах они стремятся прежде всего освещать такие темы, использовать такие методы создания текстов, которые позволяют в максимальной мере удовлетворять самые распространенные в соответствующей аудитории субъективно доминирующие информационные интересы в развлечении. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т. д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т. д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

Названным предопределяющим функциям (целям) журналистики подчинены свойственные ей определенные задачи (цели) «второго ряда» (или собственно творческие функции), связанные с познанием действительности журналистом. К таким функциям относятся:

· создание определенной (той или иной степени полноты) информационной «модели» отображаемого явления (его описание);

· установление причинно-следственных отношений;

· выявление значимости явления (его оценка);

· определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

- (от англ. travel journalism) особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях (от англ. travel) в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Трэвел журналистика… … Википедия

Рецензия - Рецензия жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку . В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв… … Википедия

Путевой очерк - Путевой очерк очерк, в основе которого лежит описание каких либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Содержание 1 История появления очерка в России 2 Черты … Википедия

Устранение канцеляризмов и штампов - Одним из источников засорения литературного языка являются словесные штампы – слова и выражения, лишенные образности, часто и однообразно повторяемые без учета контекста, обедняющие речь, заполняя ее шаблонными оборотами, убивающие живое… … Справочник по правописанию и стилистике

Кинорецензия - Кинорецензия жанр журналистики и критики, тематическая разновидность жанра рецензии. Кинорецензия является критическим отзывом на произведение киноискусства. Автор кинорецензии кинокритик. Первая кинорецензия появилась в американском… … Википедия

Журналист - У этого термина существуют и другие значения, см. Журналист (значения). Журналист человек, журналистские произведения которого публикуют в СМИ. Журналистом так же является блогер, если его блог является СМИ. Главным занятием журналиста… … Википедия

Газета - У этого термина существуют и другие значения, см. Газета (значения). «Колокол» А. И. Герцена, 1857 … Википедия

Журналисты

Журналистка - Сюда перенаправляется запрос Репортёр. На тему «Репортёр» нужна отдельная статья. Журналист человек, занимающийся журналистикой: исполнитель способствующий информационному наполнению СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории… … Википедия

Репортер - Сюда перенаправляется запрос Репортёр. На тему «Репортёр» нужна отдельная статья. Журналист человек, занимающийся журналистикой: исполнитель способствующий информационному наполнению СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории… … Википедия

Информационные жанры современной журналистики. Журналистика новостей: структура новости, методы творческой деятельности.

Формула Квинтилиана: [кто сделал? + что сделал? + где? + какими средствами? + зачем? + как? + когда?] – необходима для новостей вчера, сегодня и всегда

Римский ритор Квинтилиан и не подозревал, какой великий вклад он внес в теорию новостной журналистики. Но созданное по его формуле, содержащее ответы на все вопросы, событие само по себе еще не может называться новостью. Такому событию не хватает «головы» – событийного, информационного, оперативного повода. Долгое время информация в советской прессе не ограничивалась бесстрастной фиксацией тех или иных фактов. «Ее цель – последовательная пропаганда достижений партии и советского народа. Когда мы говорим, что информация должна быть партийной, подразумевается именно это – качественная суть, идейный стержень информации. В информационных материалах, как правило, сообщаются лишь сами факты, без выводов и политических обобщений: читателю предоставляется самому сделать необходимые выводы. Это, однако, и предполагает, и диктует обязательную организационную роль редакции в подборе публикуемых материалов». Газеты являлись органами партийных комитетов, вся информация строго регламентировалась партийными решениями и постановлениями. Весомость факта определялась пропагандистской направленностью. А сам факт определялся так: «это простое, не зеркальное отражение социального факта, а такое творческое преобразование последнего, которое содержит авторскую интерпретацию социального факта в целях идеологического воздействия на читателей»

Жанр – исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов текстообразования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Тексты инфо. жанров – основная часть массовых информационных потоков. Это носители оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять постоянный мониторинг наиболее значимых событий. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений.

Требования, предъявляемые к информационному сообщению: оперативность, релевантность (соотвествие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (понятность), «очищенность» от дополнительных деталей, отвлекающих от смысла основной темы, краткость



Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный. ХРОНИКА - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок.

В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

Заметка - отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают, что он имеет черты информационного жанра. ИНТЕРВЬЮ - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью- экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.

Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками.

ЗАРИСОВКА- обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

ОБОЗРЕНИЕ- важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Опрос - симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

Некролог- не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

Новостная журналистика с разнообразными сообщениями (экономическая, политическая, светская, спортивная, скандальная, сенсационная и т.д.) сегодня занимает значительную газетную площадь. Но достаточное место уделяется и статейным материалам, разъясняющим те или иные проблемы.

Технология производства новости в немалой степени зависит от идеологического пространства, в котором ей предстоит функционировать и характеристик аудитории, которой она предназначена. В советские времена газеты являлись органами партийных комитетов, вся информация строго регламентировалась партийными решениями и постановлениями. Весомость факта определялась пропагандистской направленностью. А сам факт определялся так: «это простое, не зеркальное отражение социального факта, а такое творческое преобразование последнего, которое содержит авторскую интерпретацию социального факта в целях идеологического воздействия на читателей».

В настоящее время одним из способов идеологического производства новостей является процедура выбора темы новостей. Эта процедура требует, чтобы факт был вырван из реального контекста его происхождения таким образом, чтобы его можно было поместить в новый, символический контекст: тему новостей. Поскольку свойство заслуживать освещение определяется темами, внимание, уделяемое событию, может быть несоразмерным его значению, актуальности или своевременности.

Методики выделения и анализа жанров журналистики (публицистики)

Жанрообразующие факторы (признаки) и их роль в образовании конкретных типов журналистского (публицистического) текста и групп жанров.

Жанр журналистского (публицистического) произведения как предмет научной дискуссии. Научные определения понятия.

27. Теория В. Шкловского о возникновении «жанров».

Журналистское произведение в реальной практике существует как некое множество разновидностей – жанров. В связи с этим бытование и существование журналистского текста вне категории жанра не возможно.

Данная проблема (дискуссия о жанрах) приобрела особую остроту в 90-е годы. К началу XXI века дискуссия достигла своего апогея, и связано это с тем, что всё чаще стало звучать мнение о журналистском тексте.

Активно происходит смещение жанров, благодаря развитию технологий. Изменился сам характер СМИ и место автора в произведении. Жанр признаётся исследователями объективной, информационной категорией во всех сферах деятельности журналиста.

Жанр – это форма закрепления определённой модели, познавательно отражающая деятельность человека, выработанная на протяжении определённого исторического развития.

В жанре реализуется единство формы и содержания. В журналистской практике укрепилось мнение, что в журналистском тексте главное содержание, а в какой форме (жанре), оно написано не важно. Понятие "жанр" (форма) теснится с понятием "текст" (содержание).

В литературе, музыке и живописи есть своя система жанров.

Исследователь Шибаева Л. В. предлагает опираться на теорию известного теоретика кино В. Шкловского, он написал работу «Тетива о сходстве не сходного». Он доступно рассказывает о возникновении категории жанр.

Жанр, по его мнению, - это результат закрепления в конкретной форме текста лучших технологий работы с информацией. Он называет эти технологии – порядком осмотра мира. Именно эти основы порядка осмотра мира закрепляются в жанре.

Жанр – это форма, в которой закрепляются лучшие формы подачи информации.

По мнению Шкловского, жанр – это конвенция (соглашение) о согласовании сигналов между авторами и читателями, о том в какой системе расположены явления.

Нарушив конвенцию, может произойти серьезный конфликт. Множество журналистских произведений можно отнести в конкретные группы жанра. В основе формирования жанра: та или иная сторона жизни. Многообразие жанров обусловлено многообразием жизни.

В каждом жанре закреплена модель познавательной деятельности, адекватная конкретной коммуникативной ситуации и стоящим задачам. Кроме того жанровая модель обеспечивает взаимосвязь познавательных потребностей авторов и аудитории.


(Т = познавательная деятельность + коммуникативный акт) = > жанры.

Жанрообразующие признаки (факторы).

Для создания жанра потребуются некоторые факторы:

· появление новых сторон жизни, требующих адекватного отражения(личность как предмет отображения, ситуация как предмет отображения, событие как предмет отображения);

· потребность получения информации о новых сторонах жизни, явлениях.

· возможность творческой деятельности удовлетворить эти потребности (метод).

Через эти признаки можно описать любой жанр.

Таким образом, жанр позволяет эффективно решать конкретные задачи по отображению предмета действительности, обеспечивая при этом коммуникацию.

Каждый жанр вписан в матрицу, в систему и обладает определенным набором элементов, признаков.

В постсоветский период изменилась роль и статус журналистики, поэтому появилась такая проблема как проблема жанров. Современная теория жанра представлена несколькими научными концепциями.

Одни из многих кто заговорил о жанрах стали Тертычный, Кройчик и Лазутина.

· Тертычный

Тертычный опирается на идеи советских предшественников (Пронина, Пельта).
Определение жанров по Пронину : «исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различаются по способу освоения жизненного материала <…>. Это общепринятый способ подбора средств журналистики, необходимых и достаточных для достижения определённой пропагандистской цели, способ структурирования их в целостную публикацию, оптимально соответствующую реальной коммуникативной ситуации возникшей в актуальной социальной практике».

Каждый жанр - определенный способ отражения действительности.

Тертычный определяет жанр , как «устойчивые типы публикаций, объединённые сходными содержательно-формальными признаками».

Набор сходных характеристик (признаков) по Тертычному:

Предмет выступления;

Способы отображения действительности (фактографический, аналитический, наглядно – образный): жанрообразующие признаки, признаки присущие конкретному жанру;

Функция конкретного издания;

Творческая задача, которая предопределена функциями конкретного издания, познавательными задачами, возникающие в конкретной ситуации и информационными потребностями аудитории;

Методы познания.

Предмет выступления:

Событие;

Ситуация;

Предмет;

Личность.

По Тертычному важнейшие жанрообразующие факторы (признаки): предмет, целевая установка, метод исследования и отражение предмета.
Знание жанрообразующих факторов помогает представить истоки возникновения жанров, а также помогает осуществлять правильный выбор жанра в конкретной коммуникационной ситуации.

Целевая установка.

Целевая установка определяет практическое предназначение жанра. На сегодняшний день не существует перечень всех возможных целевых задач, поэтому приходиться исходить из жанра.

Целевая установка, её виды:

Познакомить читателя с предметом;

Детально описать предмет;

Установка на наглядно – образное изложение материала, сопровождаемое развёрнутым анализом факта действительности.

Метод познания.

Методы познания параллельны способам отображения действительности.

Жанрообразующие признаки, позволяют понять, каким образом был выделен или выбран жанр, но их недостаточно для того, чтобы с исчерпывающей полнотой описать конкретные жанры и группы. Поэтому когда речь идёт об описании жанра, жанрообразующие признаки необходимо дополнять жанровыми характеристиками.

Жанровые характеристики:

Методы предъявления информации;

Структурно-композиционные характеристики;

Языковые и изобразительно-выразительные средства.

Жанроописательная методика