Самые удивительные малыши животного мира. Животное барсук – необычный обитатель леса

Мало у кого не вызывают умиления маленькие дети. И малыши животных не являются исключением, будь то ласковый пушистый котёнок или достаточно крупный детеныш моржа. Как называется малыш волчицы или лисы, знают практически все. А вот как обстоит дело с морскими северными ластоногими?

Правило образования названий малышей у животных

Вроде бы, всё понятно. Если к корню названия животного прибавить суффикс -онок или -ёнок, то получится название его детеныша. Правда, существуют некоторые исключения. Например, слова «собачонок» или «лошадёнок» в литературном языке могут использоваться только с ироничной окраской. Происходит это потому, что для обозначения деток собаки есть слово «щенки», а у лошади, это знают даже дети, рождаются жеребята.

«Бестолковый словарь», или «я не знаю»

Следовательно, так же нужно образовывать название, которое является синонимом сочетания «детеныш моржа». Как называется малыш этого удивительного представителя ластоногих, вроде бы, ответить легко - моржонок. Только кое-кто затрудняется подобрать нужное слово.

«Моржик, морзёнок, моржонёнок, моржоныш» - такие ответы зачастую дают те, кого этот вопрос застаёт врасплох. Самые «остроумные» прикрывают своё незнание юмористическими, на их взгляд, вариантами. Они утверждают, что «мусик-пусик», «белёк», «котёнок» и даже «енот» - детеныш моржа.

Как называется тюленёнок, тоже, почему-то, является кое для кого загадкой. Хотя большинство людей знает, что кроме общепринятого названия, образующегося по вышеприведённому правилу, его ещё называют милым словечком «белёк».

Почему моржонок не белёк и не котёнок?

Считая, что тюлени и моржи - ластоногие, близкородственные животные, кое-кто переносит название малышей одного семейства на деток другого семейства. Действительно, название «белёк» существует. Но только так не зовется детеныш моржа. Как называется беленький пушистый малыш тюленя, понятно, ведь ему так подходит это название. А вот серебристо-серого малыша, который очень скоро меняет мех и становится бурым, нелепо так величать.

В некоторых литературных произведениях упоминается такое название моржонка, как «серек». Можно предположить, что оно произошло по аналогии со словом «белёк», то есть от цвета детеныша. Но в научных кругах это определение моржатам не дают.

Кстати, и котятами моржат называют лишь люди несведущие. Опять же здесь срабатывает ошибка переноса названий детенышей одного семейства ластоногих на малышей другого. Учёные же на вопрос о том, как называют детенышей моржа, отвечают, что щенками.

«Мусики-пусики» или «абрашки»

Хорош, нечего сказать, «мусик-пусик», который сразу же после рождения может весить 75 кило и быть длиною более метра! Хотя, познакомившись поближе с этим добродушными, любопытными и привязчивыми «крошками», многие люди не могут сдержать умиления и восхищения от их ума и сообразительности.

Вероятно, именно эти черты, характерные для моржат, стали причиной появления ещё и таких названий, как «абрашка» и «абрамка», которые придумали для зверят первые исследователи севера. Хотя научных обоснований, поясняющих этот факт, нет. Но предполагается, что скучающие по домашнему быту полярники частенько скрашивали своё обитание на севере вдали от родных мест заботой о малыше-моржонке, словно бы это был их домашний питомец. В заметках и дневниках суровых полярных исследователей часто можно прочитать о том, как к ним на станцию начинает регулярно наведываться детеныш моржа, воровать какие-то предметы, утаскивая их под воду или сталкивая со льдины.

Коротко о главном…

Итак, стоит подвести итог. На вопрос, как зовут детенышей у моржей, существуют такие ответы:

  • моржонок;
  • щенок;
  • серек;
  • абрашка;
  • абрамка.

А с латинского название этого удивительного животного Odobenus rosmarus переводится как «морская лошадь, передвигающаяся с помощью зубов». Вот и говорите потом, что у учёных нет чувства юмора…

Отважная, упрямая и чрезвычайно активная, эта самка барсука-медоеда четырнадцати недель от роду, обладает всеми качествами, характерными для своего рода. Правда, ветеринары из зоопарка Йоханнесбурга до сих пор не вполне уверены, к какому полу принадлежит новорожденный детеныш барсука.

На фото ей всего 10-12 дней.

Сразу после его рождения специалисты определили, что это самка, но в последнее время они потеряли эту уверенность. «Время покажет», — говорят ученые.

Новорожденного детеныша случайно обнаружили в клетке после того, как его родители были отправлены на другую выставку. Вот как сотрудники зоопарка описывают первые дни его жизни: «Малышке старательно подбирали питание и остановились на особом жидком корме для новорожденных щенков.

С самого рождения она начала проявлять упрямство и пила только тогда, когда ей самой этого хотелось, нарушая режим кормления. Недавно мы перевели ее на твердый прикорм.

Эта маленькая самка демонстрирует все признаки взрослых — преследует обитающих по соседству цесарок, держит хвост в вертикальном положении, передвигается, низко прижимаясь к земле, обладает очень резким характерным запахом и метит все пространство вокруг себя».

А на этом ей уже 10-11 недель.

Несмотря на свое "сладкое" название, барсуки-медоеды на самом деле довольно бесстрашные, а иногда и свирепые животные. Этот род барсуков получил свое имя из-за любви к меду, при добывании которого он сотрудничает с птичкой под названием «большой медоуказчик». Идя на зов медоуказчика, барсук находит и разоряет улей, переживая нападение разгневанных пчел, а затем делится своими трофеями с птицей.

Внешне похожие на , барсуки-медоеды имеют близкое родство с ласками и куницами. Их смелость и упорство делают их удачливыми охотниками за домашней птицей, что очень огорчает местных фермеров. Барсуки-медоеды являются символом зоопарка в Йоханнесбурге.

Как называется детеныш гориллы, моржа, бурундука, макаки, барсука?

    Да уж детки поставили задачу. На сколько я помнб передачу про животных и про обезьян в частности,

    детенышей горилл и макак просто и называют - детеныш гориллы, макаки

    Детеныш барсука - барсучонок,

    детеныш моржа - Белк

    Как называется детенын гориллы - гориллнок.

    Как называется детеныш моржа - моржонок.

    Как называется детеныш бурундука - бурундучок.

    Как называется детеныш макаки - макачонок.

    Как называется детеныш барсука - барсучок.

    Ничего сложного и неудобного нет.

    Непростой вопрос.

    Детеныш моржа - моржонок. Множественное число - моржата.

    Детеныш бурундука - бурундучонок, множ. число - бурундучата.

    Детеныша макаки обычно просто называют... детеныш макаки. Хотя можно по правилам русского языка назвать макачонок и даже макакнок.

    Аналогично и с гориллой. Думаю, потому, что в России эти животные не водились, вот для названия и не закрепились в русском языке.

    Очень интересный вопрос и достаточно непростой, хотя и заставляет улыбнуться, по крайней мере моим получившимся результатам. И так:

    • Детеныш гориллы (я бы оставила и так) - горилленок
    • Детеныш моржа - моржонок, моржата
    • Детеныш бурундука - бурундучонок, бурундучата
    • Детеныш барсука - барсучонок, барсучата
    • Детеныш макаки (если уж так оставить нельзя, то получается смешно) - макачонок, или макакикнок, или макакеныш, или макакенок, или макаксныш. Обычно их просто называют детенышами макаки, но если хочется индивидуального названия, то по правилам русского языка, будет верным первый вариант названия, а остальные - это просто придуманные вариации, хотя все варианты режут слух.
  • Названия:

    Для детныша гориллы-горилленок,а во множественном числе-гориллчата-звучит как девчата-забавно..

    Для детныша моржа-моржонок, моржата-опять во множественном числе рифмуется со словом девчата

    Для детныша бурундука-бурундучонок, бурундучата-та же смешная история

    Для детныша барсука-барсучонок, барсучата-ещ можно ласково сказать: барсучоночек

    Для детныша макаки-макачонок-созвучно со словом ребнок-очень мило.

    у бурундука детеныш называется бурундучок

    у моржа вроде белек

    детеныш барсука тоже ласково звучит барсучонок

    а вот с гориллой и макакой сложнее я никогда не слышала макакашонок, по дискавери всегда говорят детеныш или малыш

    Не так уж и трудно подобрать правильное название к детенышам того или иного животного. Что касается приведенных тут животных, то ответ будет такой:

    • детеныш гориллы - горилленок,
    • детеныш макаки - макакчонок, а можно про тех и других сказать - обезьянка,
    • детеныш моржа - моржонок,
    • детеныш бурундука - бурундучонок,
    • детеныш барсука - барсучонок.

    Вот мы всем названия и дали, все просто.

    А что тут неприличного? Я не понимаю.

    Как правило, в русском языке названия детнышей животных образуются от названий соответствующих животных-родителей с помощью суффикса -нок или -онок. При этом суффикс -онок употребляется после шипящих букв (Ж, Ш, Ч, Щ); суффикс -нок употребляется после всех остальных букв.

    Следует помнить об исключениях. Названия детнышей некоторых видов животных образуются супплетивно, то есть от иного корня, нежели корень названия животного-родителя. В абсолютном большинстве случаев такое бывает, если животное является домашним: собака щенок; бык, корова телнок; баран, овца ягннок; свинья пороснок; лошадь жеребнок; петух, курица цыплнок.

    Ну и, наконец, нужно помнить о чередованиях согласных. Конечные буквы К, Ц производящей основы перед суффиксом -онок меняются на Ч: волк волчонок, заяц зайчонок. Буквы Г, Д меняются на Ж: кабарга кабаржонок, верблюд верблюжонок. Буква Х меняется на Ш: черепаха черепашонок.

    горилла гориллнок;

    морж моржонок;

    бурундук бурундучонок;

    макака макачонок;

    барсук барсучонок.

    Детеныша моржа называют моржонок. Детеныша барсука - барсучонок. Детеныша бурундука можно назвать бурундучок. А вот с детенышами макаки и гориллы дело будет посложнее. Если от них образовывать названия детенышей, то будут не совсем благозвучные слова. Может, поэтому детенышей гориллы так и называют детеныш гориллы. Соответственно - детеныш макаки.

  • Да дети, конечно могут поставить в неловкое положение, особенно, если они ещ не могут чисто выговаривать названия некоторых животных. А наиболее подходящие названия, видимо такие -

    • барсук - барсучонок или барсучок,
    • макака - макачонок или обезьянка,
    • бурундук - бурундучонок или бурундучок,
    • морж - моржонок
    • горилла - гориллнок.

Барсук или барсук обыкновенный – это хищное млекопитающее животное, которое является представителем семейства Куньих. Животное барсук – удивительное создание, которое сочетает в себе необычную внешность, покладистый характер и немалую хозяйственную пользу. Ниже Вы найдете фото и описание барсуков, сможете узнать много интересного и нового об этом лесном животном.

Как выглядит барсук?

Барсук выглядит животным средних размеров. Обыкновенный барсук имеет длину тела от 60 до 90 см и массу до 24 кг, при этом длина его хвоста составляет 20-25 см. Самцы несколько крупнее самок. Барсук выглядит массивно, благодаря своеобразному строению тела. Животное барсук имеет продолговатую форму тела, напоминающую обращенный вперед клин.


У европейского барсука узкая вытянутая морда с круглыми блестящими глазами и очень короткой шеей. Животное барсук имеет короткие крепкие лапы, на пальцах которых есть длинные когти, чтобы рыть норы.


Барсук выглядит пушистым из-за длинной шерсти, которая довольно жесткая. Под основным мехом у европейского барсука располагается теплый и плотный подшерсток. Шерсть барсука обыкновенного окрашена в серый или бурый цвет, часто с серебристым отливом, а нижняя часть тела имеет почти черный цвет.


Барсук выглядит довольно необычно. На его белой морде есть две широкие темные полосы, которые тянутся от носа к небольшим ушам с белыми кончиками. Зимой барсук выглядит светлее, чем летом, когда его шерсть приобретает более темные оттенки. Осенью барсук набирает к своему обычному весу 10 кг жира перед зимней спячкой. В этот период барсук выглядит особенно крупным.


Где живет барсук?

Барсук живет практически на всей территории Европы, за исключением лишь севера Финляндии и Скандинавского полуострова, так как не обитает на промерзающих почвах. Также животное барсук живет в Малой и Передней Азии, на Кавказе и Закавказье.

Барсук живет в смешанных и таежных лесах. Иногда барсуки обитают в горных массивах, также встречаются в полупустынях и степях. Барсук живет вблизи водоемов и придерживается сухих участков, избегая затопляемых местностей.


Дом барсука – это его нора. Барсуки обитают в глубоких норах, которые роют на склонах балок, оврагов и холмов, высоких берегах рек или озер. Барсук живет, проводя большую часть времени в норе. Барсук обыкновенный – это постоянное и консервативное животное, поэтому обжитые норы барсуков передаются из поколения в поколение.


В местностях, где имеется изобилие пищи, разные семьи барсуков могут образовать целый город барсуков, объединив свои норы между собой. Каждое последующее поколение барсуков достраивает норы, прорывая новые ходы и расширяя родовое имение. Так норы барсуков превращаются в подземный город с десятками выходов.


Одинокие барсуки обитают в простых норах, такой дом барсука имеет один вход и гнездовую камеру. А вот большая семья барсуков живет в целых городищах. Город барсуков – это сложное и многоярусное подземное сооружение со множеством входных и вентиляционных отверстий, с длинными туннелями, различными ходами и несколькими гнездовыми камерами. Гнездовые камеры обычно располагаются на глубине не менее 5 метров, они просторные и выстланы сухой подстилкой из травы.


Барсуки устраивают гнездовые камеры так, чтобы дождевые или грунтовые воды не просачивались. Барсук обыкновенный – практичный зверь и любит комфорт. Поэтому комфортные и сухие норы барсуков нередко занимают лисицы и енотовидные собаки. Вот такая не простая жизнь у барсука.


К тому же животное барсук – редкий чистюля, который регулярно проводит уборку норы, выбрасывая мусор и периодически заменяя старую подстилку. Даже туалет животное барсук устраивает за пределами норы или отводит специальное место в ней. Также в норе барсука имеются различные помещения для хозяйственных нужд зверька.


Жизнь барсука мирная, поэтому животное барсук почти не имеет врагов в природе. Угрозу для него могут составлять волки и рыси. Но главную опасность для европейского барсука представляет человек. В некоторых случаях хозяйственная деятельность человека приводит к улучшению условий для обитания барсуков. Но с другой стороны, сеть построенных дорог на природных участках, увеличивают смертность этого животного и лишают его естественных зон обитания. Больше всего вреда популяциям барсука приносит человек, который уничтожает норы барсуков. Дом барсука очень важен для зверька.


Барсук занесен в Международную Красную книгу под статусом «находящийся под наименьшей угрозой исчезновения». Ведь этот зверь достаточно распространен и имеет стабильные популяции. Но на барсука ведется охота с целью добывания его целебного жира, который широко применяется в нетрадиционной медицине. В Европе барсук подвергался глобальным уничтожениям как переносчик опасных заболеваний.


Численность барсуков значительно сократилась в тех районах, которые занимаются активной хозяйственной деятельностью. Это привело к потере мест обитания барсука, к тому же его уничтожают как «вредителя» посевов. Однако, от обыкновенного барсука больше пользы, чем вреда, ведь он поедает множество вредителей сельского хозяйства.

Чем питается барсук и как он живет?

Барсук живет, проявляя активность преимущественно в ночное время. Но его можно частенько встретить и в светлое время суток, ранним утром или ближе к вечеру. Животное барсук довольно шумное, он громко сопит, издает различные звуки и неспешно передвигается. У барсуков слабое зрение. Но зато животное барсук обладает хорошо развитым обонянием и неплохим слухом, которые помогает ему ориентироваться.


Барсук обыкновенный по своей природе не агрессивен. При встрече с хищником или человеком, животное барсук предпочитает отойти в укрытие. Но в гневе европейский барсук кусает обидчика и ударяет носом, после чего ретируется бегством. Однако, главный самец в семье барсуков весьма ревностно охраняет семейный участок от чужаков.

Барсук питается довольно разнообразно и практически всеяден, но отдает предпочтение животной пище. Барсук питается различными мышевидными грызунами, ящерицами, лягушками, птицами и их яйцами. Также барсук питается дождевыми червями, насекомыми и их личинками, моллюсками. Барсук ест ягоды, грибы, орехи и траву.


На охоте барсук обходит значительные расстояния, исследует поваленные деревья, чтобы найти различных насекомых и дождевых червей. За одну охоту животное барсук добывает до 70 лягушек и несколько сотен насекомых. Но в сутки барсук ест всего 0,5 кг пищи, чего ему вполне достаточно. Только ближе к осени барсук начинает нагуливать жир и отъедаться, чтобы пережить спячку.


Животное барсук является единственным представителем семейства Куньих, который впадает зимой в спячку. Например, горностай не впадает в спячку вовсе. В холодных районах спячка барсуков начинается с середины осени и длится до весны. Но в теплых районах с мягкими зимами, он не спит круглый год.


Животное барсук является активным преобразователем среды в животном мире. Норы барсуков оказывают влияние на почву и на организмы, которые в ней обитают. К тому же часто нора барсука служит другим видам животных как жилье, где можно вывести потомство или просто спастись от непогоды.

Европейский барсук является переносчиком опасных для человека и домашних животных заболеваний. Он переносит бешенство и туберкулез крупного рогатого скота. Чтобы контролировать эти заболевания, чаще всего уменьшают численность животных, путем истребления и уничтожения их жилищ. Сейчас в Европе вакцинируют животных в естественных условиях, для борьбы с распространением бешенства.


Иногда животное барсук создает хранилища в полях, садах или под зданиями, что вызывает конфликт между животным и человеком. Значительную часть рациона европейского барсука составляют различные вредители лесного и сельского хозяйства. Например, барсук питается личинками майского жука.


Шкура барсука имеет малую ценность. Поскольку шерсть очень жесткая, то ее волос используют при изготовлении кистей для рисования. А вот жир барсуков обладает недюжинными целебными свойствами, в связи с чем животное яростно преследуют охотники.

Барсуки моногамны и часто образуют пары на долгие годы или даже на всю жизнь. Брачный сезон у европейского барсука начинается в конце зимы и продолжается до сентября. Образованные пары с осени готовят гнездовую камеру, в которой должны появиться на свет барсучата.


Беременность у самки имеет растянутый период и ее продолжительность зависит от времени, в которое произошло спаривание. Поэтому вынашивать детенышей барсука самка может от 9 до 14 месяцев. Чаще всего на свет появляется от 2 до 6 детенышей барсука.


В Европе барсучата рождаются с декабря по апрель, а в России – в марте-апреле. Детеныши барсука рождаются слепыми, глухими и беспомощными. Лишь в возрасте в 1,5 месяца детеныши барсука прозревают и начинают слышать. Мать кормит барсучат молоком почти до 3 месяцев.


Но совсем скоро детеныши барсука уже начитают выходить из норы и питаться самостоятельно. К возрасту в 6 месяцев детеныши барсука почти достигают размеров взрослых особей. Осенью выводок распадается. После чего каждый барсучонок начинает самостоятельную жизнь.


Самки становятся способными к размножению в возрасте двух лет, а самцы – к трем годам жизни. В природе барсук живет 10-12 лет, а в неволе продолжительность жизни барсука достигает 16 лет.


Если Вам понравилась эта статья и Вы любите читать о животных, подписывайтесь на обновления сайта , чтобы получать самые свежие и интересные статьи о животных первыми.

Р.М. ХУРАМШИНА,
с. Большеустьикинское,
Республика Башкортостан

Путешествие по сказочному лесу

Тема: «Буквы о и е после шипящих и ц

6-й класс

Данный урок задуман как урок – путешествие по сказочному лесу. Идея путешествия дает возможность связать русский язык и литературу, включить элементы краеведения, а также помогает формировать у учащихся бережное отношение к природе, прививать умение быть наблюдательным и любить родную землю, заботливо, по-дружески относиться друг к другу.
При объяснении нового материала я опиралась на правила правописания о и е в суффиксах существительных после шипящих.

Знать: условия выбора о или е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц .

Уметь: сопоставить правила правописания букв о или е в суффиксах имен существительных и прилагательных.

ХОД УРОКА

1. Вступление.

У нас сегодня необычный урок: мы совершим путешествие в сказочный лес. Ну а перед отправкой проверим: все ли необходимое находится на партах? Приготовьте ручки, тетради, книги, дневники.

Итак, тетради превращаются в дневники путешественника. Там мы будем отмечать по ходу путешествия все самое важное. Сделаем первую запись – укажем дату путешествия.

2. Запись числа.

Ученики записывают дату словами.

3. Обсуждение цели урока.

Цель нашего путешествия – побывать в сказочном лесу, познакомиться с некоторыми его обитателями и попутно решить ряд орфографических задач.

Прежде чем отправиться в путешествие, подумайте: как нужно вести себя в лесу?

(Не ломать деревья, не разорять птичьи гнезда, не трогать норки зверюшек, не разводить костры, не оставлять за собой мусор, т.е. беречь природу.)

Ребята, 2004 год был в Башкортостане Годом охраны окружающей среды. Но бережно относиться к природе нужно всегда: ведь только так мы сохраним красоту планеты и наше здоровье.

А чтобы нам было веселее путешествовать, давайте споем песню.

4. Песня.

Класс хором исполняет песню (отпечатанный текст лежит на каждой парте).

Текст № 1

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

5. Деловая игра «Кто это?».

Песня придала нам бодрости, и у нас отличное настроение. Теперь мы с вами начнем путешествие. Но в сказочном лесу нас ждет множество препятствий, неожиданностей. Помогать нам будут взаимовыручка и дружба.
А вот и первое препятствие. (Учитель, передвигая магнит по карте путешествия, подводит его к изображению барсука и вслух читает текст № 2: Посмотрите, там какой-то... )

Текст № 2

Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.

– Кто это? (Барсук.)

– Найдите определения, которые характеризуют барсука. (Барсук – мокрый черный нос, похожий на свиной пятач_к, острая морда, черные пронзительные глазки, полосатая шкурка.)

– Самые важные определения давайте запишем.

Запись: Барсук – черный нос, полосатая шкурка.

– Как называется детеныш барсука? (Барсуч_нок.)

6. Объяснение нового материала.

(Учитель передвигает магнит по карте путешествия к изображению олененка и читает текст № 3: Взгляните дальше... )

Текст № 3

Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.

– Кто это? (Олененок.)

– А какие рассказы о лесных зверях вам известны?

Ребята, о лесных обитателях вы можете прочитать в книгах «Ребятам о зверятах», «Заячьи лапы» К.Г. Паустовского, «В лесу и на речке» Г.А. Скребицкого.

– Найдите в данном предложении определения, с помощью которых Д.Н. Мамин-Сибиряк описывает олененка. (Олененок – прехорош_нький, с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, красивая головка.)

– А еще кто живет в сказочном лесу? (Дети по иллюстрации называют всех зверей, которые есть на карте.) (Медведь, заяц, еж.)

– Кто из них не обитает на территории Башкортостана?

– Как называются детеныши этих обитателей?

(Все слова представлены на таблице, орфограммы заранее графически выделены и закрыты. Открываются только после того, как ученики обоснуют выбор орфограммы.)

Ёж – ежо нок
медведь – медвежо нок
заяц – зайчо нок
белка – бельчо нок
барсук – барсучо нок

(В суффиксе.)

(Существительные.)

– Что вы знаете о гласных о и е в суффиксах существительных, стоящих после шипящих?

– Теперь подставим орфограммы и запишем в тетрадях. (По ходу объяснения закрытые орфограммы открываются.)

– Кто еще раз сделает вывод о гласных о и е в суффиксах существительных, стоящих после шипящих?

– А сейчас от этих существительных образуйте имена прилагательные. (Слова представлены на таблице, где орфограммы графически выделены и открыты.)

Еж – ежов ый
плюш – плюше вый
ситец – ситце вый

– Определите, в какой части слова пропущена орфограмма. (В суффиксе.)

– Какой частью речи являются данные слова? (Прилагательные.)

– Посмотрите: какие буквы пишутся под ударением и без ударения?

– От чего зависит выбор гласной в суффиксах прилагательных, стоящих после шипящих? (От ударения.)

– Значит, какой можно сделать вывод? (Если ударение падает, пишем о , если не падает – е .)

7. Запись темы урока.

Итак, тема нашего урока: «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных».

8. Работа с учебником.

А теперь откройте учебники на с. 111, найдите § 51. Внимательно читаем правило.
– Правильно ли мы сделали вывод?

9. Словарная работа.

Ребята, прежде чем приступим к тренировочным упражнениям, обратите внимание на слово:

Алгоритм – порядок действий. (Представлено на плакате. Для доступности данное понятие объяснить на примере.)

1. Где? (В какой части слова?)
2. В чем? (В какой части речи?)
3. После чего? (После шипящих.)
4. Когда? (Под ударением – о , без ударения – е .)

Ребята, я пыталась составить алгоритм к сегодняшнему правилу. Читаем правило и отвечаем по данному алгоритму.

1. Где? (В суффиксе.)
2. В чем? (В именах прилагательных.)
3. После чего? (После шипящих.)
4. Когда? (Под ударением – о , без ударения – е .)

10. Закрепление.

– Найдите упражнение 289.

– В первой строчке упражнения найдите только прилагательные, у которых пропущена орфограмма в суффиксе, и обоснуйте выбор гласной по нашему алгоритму.

11. Домашнее задание.

Оставшуюся часть упражнения доделать дома. Запишите в дневнике: упр. 289 (по заданию).

12. Продолжение тренировочных упражнений.

Ребята, в текстах № 2 и № 3 найдите слова с пропущенными орфограммами, обоснуйте выбор гласной по алгоритму. (Один ученик выполняет на доске.)

13. Работа с перфокартой.

А теперь продолжим наше путешествие.
(За то время, пока учитель передвигает магнит на карте путешествия, проводится физкультминутка.)

Вот мы с вами подошли и к речке. Ну, а чтобы пройти по мостику, мы должны выполнить задание № 4.

Текст № 4

Вставьте пропущенные орфограммы и выделите их графически.

Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.

Подпишите фамилии. Передайте.

14. Работа со стихотворением.

И в конце нашего путешествия за рекой ждет нас литературный герой. Отгадайте: кто он?

Текст № 5

(запись на доске)

Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудач_к.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятач_к.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Этот плюш_вый проказник –
Медвеж_нок...

(Винни-Пух)

– Найдите слова с пропущенными орфограммами.

– В какой части слова пропущена орфограмма?

– К какой части речи относятся эти слова?

– Какую гласную подставим? Кто выйдет к доске и объяснит? (Остальные делают на местах.)

– Кто сделает на основе данного задания обобщение по нашей теме?

– Найдите определения, описывающие Винни-Пуха.

(Винни-Пух – милый, веселый, плюшевый.)

15. Обобщение.

Мы хорошо справились с заданием, надеюсь, что Винни-Пух нами доволен. Благодарю за урок. Все будут вознаграждены за свой труд. (Отметить особо отличившихся.)